Обломов был знаменем своего времени ошибка

Делать привилегии кому либо

Выберите один ответ:
a. понести потери
b. делать привелегии кому-либо
d. добиться успехов

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

b. делать привилегии кому-либо —
правильней будет сказать — предоставлять привилегии кому-либо.

Если ответ по предмету Русский язык отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Распределите словосочетания в соответствии с типом допущенных в них ошибок: а) неправильное управление словом; б) неверная сочетаемость слов;

в) нарушение состава фразеологизма.

Ностальгия о детстве, дать отпор для врага, оплатить за работу, приехать с города, идти один за одним, выразить свой ответ, одержать успехи, лить много слов, планировать схему, оказать вред, кануть в историю, одеть пиджак, делать привилегии кому-либо, играть вопреки указания шефа, первостепенное значение, должность заведующего кафедры, занять звание чемпиона, контролировать за ходом лечения,
посвятить жизнь на благо Родины, он похож с сестрой,
взаимное уважение друг друга, озабочен о здоровье детей,
верить в неминуемую победу, коснуться о теме любви,
чаша его терпения лопнула, отправиться в край света,
автобус набит до отвала, указать о недостатках.

Упражнение № 41*

Найдите допущенные при неправильном употреблении паронимов речевые ошибки и исправьте их.

I.1.Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить. 2. Пушкин связан крепкими узлами с декабристами. 3. В эти в гостинице Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение. 4. Писатель показывает «дно», которое приготовлено жестоким миром неудачникам. 5. Заветы отцов перевоплощаются в жизнь. 6. Реальные люди силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы. 7. На собрании станичников царствовала разноголосица.

II. 1.Ученик, школьник, студент должен стать соучастником образования и воспитания. 2. День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет. 3. В ночлежке Костылева на нартах ютятся ее обитатели. 4. Горько страдает Тихон, ставший косным виновником гибели Катерины. 5. Кульминация борьбы Чацкого с костной средой наступает на балу у Фамусова. 6. Пьер тратил свои недужие силы на разгул. 7. Обломов был знаменем своего времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8828 — | 7536 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Выберите один ответ:
a. понести потери
b. делать привелегии кому-либо
d. добиться успехов

Ответы

b. делать привилегии кому-либо —
правильней будет сказать — предоставлять привилегии кому-либо.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью?

Русский язык | 10 — 11 классы

Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью.

Улучшить уровень обслуживания ; одерживать первенство ; писатель русской классики ; кануть в историю ; одержать успехи ; делать привилегии кому — либо ; играть первостепенное значение ; занять точку зрения подчинённого ; оказать пользу ; терпение переполнилось ; в апреле месяце ; подростки занимаются преступлениями ; давать сопротивление.

Повысить уровень обслуживания ; одерживать победу ; русский классик ; кануть в лету ; добиться успехов ; играть первостепенную роль ; поддержать точку зрения подчиненного ; оказать помощь ; терпение кончилось ; в апреле ; подростки совершают преступления ; оказать сопротивление.

Помогите с заданием, пожалуйста?

Помогите с заданием, пожалуйста.

Найдите словосочетания, в которых нарушена сочетаемость слов или слово употреблено в несвойственном ему значении.

Сильная очередь за билетами, высокое атмосферное давление, проливной дождь, оказать вред, произвести впечатление, делать жертвы во имя прогресса, получить фиаско, одержать успехи, делать привилегии кому — либо, нетерпимая мука, не скрывать сатиры, критичный человек, одеть новые туфли, проводить выборную кампанию, деловое предложение, надеть на палец кольцо, придворный переворот, уплатить билет, основать выводы, усвоить капиталовложения.

Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании : 1) смотреть в глаза фактов 2) произнести тост 3) играть главную скрипку 4) жаловаться на жизнь 5) одержать первенство 6) привлечь внимание 7) оказат?

Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании : 1) смотреть в глаза фактов 2) произнести тост 3) играть главную скрипку 4) жаловаться на жизнь 5) одержать первенство 6) привлечь внимание 7) оказать внимание на вопрос 8) занимать значительную роль 9) взаимные переговоры 10) уверенность в победе.

Найдите в предложении лексическую ошибку?

Найдите в предложении лексическую ошибку!

Большое значение в этой истории сыграл счастливый случай.

Исправьте лексические ошибки в предложениях и обьясните : этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление?

Исправьте лексические ошибки в предложениях и обьясните : этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

Речевые ошибки : играть значение не имеет роли оказать заботу повысить кругозор оказать впечатление дать поддержку оплатить штраф заплатить расходы заплатить проезд повысить выпуск продукции причинить?

Речевые ошибки : играть значение не имеет роли оказать заботу повысить кругозор оказать впечатление дать поддержку оплатить штраф заплатить расходы заплатить проезд повысить выпуск продукции причинить удовольствие пристально слушать петь фимиам рассыпать дифирамбы дорогие(дешевые)цены одержать первенство причинять пользу поднять тост.

Найдите и исправьте лексические ошибки?

Найдите и исправьте лексические ошибки.

А) Каковы ваши планы на будущее.

Б) В этом заплыве мы одержали поражение.

В) Но чтобы жертва её была действительна, она должна быть полной жертвой.

Найдите в предложениях лексические ошибки : 1) Он сможет оказать существенную пользу правительству?

Найдите в предложениях лексические ошибки : 1) Он сможет оказать существенную пользу правительству.

2) Я поступил бы на более привилегированный факультет.

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ ?

Найдите ошибки , объясните и исправьте их .

Играть значение, иметь роль, львиная часть, одержать успехи, носить значение, тратить нервы, играть главную скрипку, заварился сыр — бор.

Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (изменение фразеологизма, контаминация)?

Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (изменение фразеологизма, контаминация).

1. Благодаря войне, дешёвые цены, изъявить согласие, одержать успех, оказать вред, повысить кругозор, завершить обязательства, оказать впечатление, потерпеть потери, уделять значение, допустить неосведомлённость, предвещать погоду, усилить потенциал, придерживаться того же отношения.

Устраните лексические ошибки?

Устраните лексические ошибки.

Следственные органы расследовали преступление, связанное с нелегальным бизнесом.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

1) Сборчатый, сборщик 2)сизо — зеленый, широколистые, можжевельника, непросохшие, расхаживает.

Река(что? Подлежащее) начала(что сделала? Сказуемое) скрываться(что делать? Сказуемое) в(предлог) тёмной(какой? Прилагательное) синеве(в чем? Дополнение) вечера(в чем? Дополнение) Начала скрываться подчёркивается вместе, так как это сказуемое.

Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Есть язык русский (или другой какой — нибудь) Есть язык во рту.

В_т_рок — ветер, уд. На о. Т_желый — тяжесть, уд. На ё. С_стра — сёстры, уд. На а. Б_резка — белый, уд. На ё. Звез_ный — звезды, уд. На ё. Ре_кий — редок, уд. На е. Ж_знь — жи — ши, уд. На и.

Наступила осень. Вдруг прилетелидва скворца. Песня кончилась. Птицы прощались с домиком. Золотая Осень.

Какие орфограммы изучали .

Ты могла нормальную картинку поставить мне что монитор наклонять.

Очень хороший товар, покупай, недорого.

Человек мечтает потому что ему хочется верить в чудеса и от этого ему на душе становится веселей).

Стремительно ползём: что вы знаете о лексической несочетаемости?

Если вы предпринимаете меры, уделяете значение и улучшаете свой уровень, вам стоит прочитать эту статью и избавиться наконец от речевых ошибок.

Посмотрите, пожалуйста, ролик и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет эти фрагменты?

Да, действительно, мы снова столкнулись с довольно распространенной речевой ошибкой — нарушением лексической сочетаемости слов.

Предпринять меры. Что не так с этим словосочетанием? Почему нельзя так говорить? Ведь мы же поняли суть зашифрованной в нем информации. Оказывается, этого недостаточно, чтобы считаться речевым явлением, не выходящим за границы языковой нормы. Мы же не должны переходить пешеходный переход во время красного сигнала светофора только потому, что в поле зрения нет ни одного автомобиля. В языке тоже есть свои чётко обозначенные нормы, которые не уступают по своей строгости правилам дорожного движения.

Слово предпринять сочетается со словами шаги, попытки. А слово меры требует постановки рядом глагола принять.

Предпринять шаги, принять меры — только в таких вариантах сочетание двух слов не противоречит нормам русского языка. В противном случае мы имеем дело с речевой ошибкой.

Лексическая сочетаемость — это способность слова употребляться вместе с другим словом в речевом отрезке. Давайте вместе познакомимся с этим языковым явлением поближе, а в конце вас, как обычно, ждёт тест на внимательность.

С первого взгляда может показаться, что закрепление той или иной нормы лексической сочетаемости происходит стихийно и не имеет логического объяснения. Особенно это касается синонимичных слов, как в нашем примере. На самом же деле этот единичный пример подтверждает очень интересную и важную мысль о том, что язык — это живая материя.

Читайте также :

Живёт себе слово в абстрактном языковом поле, а потом мы его вставляем в контекст, и с ним происходят удивительные метаморфозы: оно оживает и начинает проявлять свой характер и индивидуальные черты поведения, как любое живое существо.

Мы не зря сгруппировали ролики с ошибками по сходной тематике. Непростые взаимоотношения людей и животных, описанные в новостных текстах, вполне созвучны проблемам лексической сочетаемости некоторых слов в языковом потоке.

Ну не хотят некоторые слова стоять рядом в словосочетании или предложении, и ничего мы с ними не поделаем — язык учёл их пожелания и закрепил это как норму.

Потрясающе, правда? Вот и вынуждены мы все стараться учитывать эти «капризы», чтоб не прослыть невеждами.

Приведём примеры наиболее часто встречающихся ошибок:

играть значение, уделять значение иметь значение, уделять внимание
не имеет роли не играет роли
постигать навыки приобретать навыки
повысить кругозор расширить кругозор
поднять тост произнести тост, поднять бокал за…
дать поддержку оказать поддержку
одержать первенство одержать победу, завоевать первенство
пристально слушать внимательно слушать
быть в поле внимания быть в поле зрения
стремительно ползёт вверх/вниз стремительно поднимается/опускается
дешёвые цены низкие цены
оплатить штраф заплатить, выплатить штраф
повышение имиджа повышение престижа, формирование положительного имиджа
повысить выпуск продукции увеличить выпуск продукции
улучшить уровень благосостояния повысить уровень благосостояния
рост экономики рост экономических показателей
оказать заботу проявить заботу
улучшился уровень обслуживания улучшилось качество обслуживания
одержать поражение потерпеть поражение
приобрести уважение заслужить уважение
глубокая весна поздняя весна
оказать впечатление произвести впечатление

Откуда мы узнаем о способности слова к сочетаемости? В науке это называется валентность (от лат. valentia — сила, способность). Слово «карие», например, может сочетаться только с существительным «глаза», а «закадычным» может быть только друг.

Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Это слова с низкой валентностью. Почему можно сказать «глубокая осень», а вот «глубокая весна» — это уже ошибка? Причины уходят корнями в далёкое прошлое.

Вся информация о валентности, помимо лексического значения, заложена в каждом слове изначально. Фактически каждое слово в языке имеет свой запрограммированный индивидуальный код лексической сочетаемости. У одних слов способность к сочетаемости высокая, а у других — минимальная.

Носители языка считывают эту информацию интуитивно. Возраст и уровень речевой культуры всё дальше отдаляют нас от лексических ошибок. Это нарабатывается годами, именно поэтому работники СМИ должны пристально следить за своей речью, так как они в ответе за формирование и закрепление речевых норм у своих слушателей и зрителей.

В школьных сочинениях порой можно встретить такие «перлы»:

  • Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
  • Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
  • Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
  • Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
  • Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы…

Кстати, нарушение лексической сочетаемости — это бич не только детей. Эта лингвистическая тонкость является буквально проклятьем для тех, кто изучает иностранные языки. Представляете, сколько должно пройти времени, чтобы иностранцу научиться тому, что проезд можно оплатить, а штраф — нет? Штраф можно уплатить.

Здесь мы столкнулись с паронимами. О них есть смысл подробно поговорить в следующей статье.

Если вы хотите наглядно увидеть, как иностранные студенты буквально тонут в лексических ошибках при написании сочинений и изложений на русском языке, советуем почитать работы ставшего уже по-настоящему легендарным вьетнамского студента Ли Вон Яна.

Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Вот часто встречаемые пары:

  • удовлетворять требования — отвечать потребностям
  • беседа проведена — лекция прочитана
  • возместить ущерб — взыскать деньги, штраф
  • принять меры — предпринять шаги
  • повысить уровень — улучшить качество
  • приобрести известность — заслужить уважение
  • играть роль — иметь значение

Бывают ли случаи, когда семантическая или лексическая сочетаемость оправдана? Конечно. Любое исключение из правил в руках истинного мастера слова превращается в настоящую жемчужину. Оцените сами.

В романе «Золотой телёнок» авторы придумали чудесное выражение «резиновая мысль» для описания изобретения чиновника Полыхаева:

А в романе «12 стульев» Илья Ильф и Евгений Петров употребляют дивное по своей образности выражение «табунчик девушек»:

Лексическая сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. Как в прозаической, так и в поэтической. Изучая черновики рукописей, можно в этом убедиться наглядно. В 1961 году «Моснаучфильм» снял потрясающую документальную ленту под названием «Рукописи Пушкина». В ней наглядно продемонстрировано, как поэт при создании поэмы «Медный всадник» подбирал каждое слово.

Этот чёрно-белый фильм без какой-либо сложной анимации и спецэффектов позволяет буквально следить за рукой Александра Сергеевича. Именно при таком скрупулезном анализе становится очевидным, насколько важна лексическая сочетаемость слов в контексте художественного творчества.

Большие мастера художественного слова в состоянии расширить привычные границы сочетаемости, но работа эта поистине ювелирная, иначе есть большой риск скатиться до банальной речевой ошибки. Надо быть настоящим профессионалом, чтобы подобные эксперименты порождали яркие метафоры, неожиданные образы и выражали необходимую экспрессию.

В конце разговора по традиции проверим себя с помощью теста на внимательность и речевую грамотность. Посмотрите видео и попробуйте найти ошибки:

Если количество правильных ответов стремительно ползёт вверх увеличивается, значит, будем и дальше повышать расширять кругозор и говорить предметно о речевых ошибках.

источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/377487_najdite-i-ispravte-osibki-svazannye-s/

http://newtonew.com:81/lifehack/lexical-incompatibility

Семестровый стилистический диктант

Ошибки:

  1. Тавтология

  2. Паронимы

  3. Плеоназм

  4. Эллипсис

  5. Неправильный выбор слова

  6. Порядок слова в предложении

  7. Ошибка во фразеологизме

  8. Ошибка в определении рода существительных

  9. Ошибка в именах собственных (в фамилиях)

  10. Ошибка в названии лиц по профессии

  11. Ошибка в определении падежа существительного

  1. Асфальтированная шоссе вела нас к городу.

  1. Преступники были разоблачены и приговорены к ответственности.

  1. Выпущенная стенгазета к Новому году понравилась всем.

  1. Крайним в очереди стоял пожилой человек с тростью.

  1. Поздний барокко характеризуется пышностью деталей.

  1. На суде в качестве главных свидетелей выступили брат и сестра Ходаркевич.

  1. Мы стремительно приближались к многоводному и быстрому Миссури.

  1. Кто дежурил в отделе чулок и носков в день кражи?

  1. Бухгалтер Зарема Ионова подробно остановился на недостатках в работе всей фирмы.

  1. В своем выпуске РОВД сообщило о росте преступности в г. Черкесске.

  1. В дальнем углу залы пела известная певица.

  1. Совхозный сад занимал площадь свыше 100 гектар.

  1. В настоящее время работники отдела стали больше заниматься поджогами.

  1. Напрасно он проливал крокодильи слезы – его это не спасло от наказания.

  1. Подброшенная Лебедевым гиря имела траекторию, направленную в направлении черепа потерпевшего.

  1. Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у граждан.

  1. На лице Петрова были небольшие усы в области носа.

  1. Когда подошел контролер, странный пассажир вынул билет из кармана с тремя дырочками.

  1. Приказом директора на должность лаборантки была принята А.В.Смадич, на должность поварихи – С.Г. Януш, на должность секретаря – Ф.И. Ионова.

  1. Больнице было передано 200 компонентов одеялов, наволочек, простыней и полотенцев.

Стилистический диктант № 1

Ошибки:

1 .Паронимы

2. Неправильный выбор слова

  1. Пропуск слова (эллипсис)

  2. Плеоназмы

  3. Тавтология

  4. Инверсия

  1. Обнаружив кражу вещей своих, Антонов сообщил в милицию.

  2. Он в простой и доходной форме рассказал о поездке на юг.

  3. Язык героев Шолохова не похож на других писателей.

  4. Доставлен в дежурную часть гражданин Сакиев, который в городском парке спал под кустом.

  5. Однажды раз мы заблудились в лесу.

  6. Катясь с горы, я катился к берегу Волги.

  7. В заключение концерта Альберт и Рустам вдвоем вместе спели песню.

  8. Мы поблагодарили экскурсантку за хороший рассказ.

9. Брат любит математику и хорошо понимает.
Ю.Светлана не понимала ни одного лишнего слова.

11. Была выявлена большая недостача денег за май месяц 2012 г. 12.Наши солдаты совершили в годы Вов много геройских подвигов. 13.Пепельница выпала из рук и раскололась на мелкие кусочки.

Стилистический диктант № 2

Ошибки:

  1. Неправильный выбор слова

  2. Ошибка во фразеологизме

  3. Паронимы

  4. Инверсия

  5. Тавтология

  6. Пропуск слова (эллипсис)

  7. Плеоназм

  1. На кондитерскую фабрику требуется двое рабочих: один — для начинки, другой — для обёртки.

  2. Юноша научился уважать труд и честно трудиться.

  3. На следующий день фирмы «Гранит» не стало: она рассыпалась как мыльный пузырь.

  4. Глаза большие, голубые, сросшиеся на переносице.

  5. Ваши знания по русскому языку гроша выеденного не стоят.

  6. 26 тысяч бутылок водки, произведенной нелегальным путем, были арестованы.

  7. Игорь уходил в поход молодым и неопытным, а вернулся из экспедиции матёрым волком.

  8. Быстрое развитие города объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых дорог.

  9. Ради мужа она сломя голову всегда готова была последовать за ним хоть на край света.

10.Задержанный гражданин Лепшоков справлял эстетические надобности в неустановленном в городе месте.

11. Следствием установлено, что потерпевшей являлась беременная корова, принадлежавшая гражданке Хапчаевой, которую сбила ехавшая с превышением скорости автомашина ВАЗ — 2106, которая тут же на месте и сдохла.

12.Первый выпуск альбома был встречен меломанами с большой заинтересованностью.

13.Слова звучат так, что никого нельзя поймать в злоумышленности.

14.Хотя он был и не из робкой десятки, но здесь струсил.

15.На месте убийства, около мёртвого трупа толпился народ.

Стилистический диктант № 3

Ошибки:

1. Неправильный выбор слова

2. Ошибка во фразеологизме

3. Паронимы

4. Инверсия

5. Тавтология

6. Пропуск слова (эллипсис)

7. Плеоназм

  1. Для домашних насекомых в ничего не было.

  1. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с с/х вредителями из местных жителей.

  1. Обломов был знаменем своего времени.

  1. Наша передача посвящается творчеству ветеранов технического творчества.

  1. Ни один укол, который делает Ольга, не бывает больным.

  1. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.

  1. Можно начинать собрание – форум уже есть.

  1. Магазин закрыт на санитарный день в связи с приходом тараканов.

  1. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссией.

  1. В прошедшие дни прошли снегопады, которые затруднили движение на дорогах.

  1. Прохоров был уже оштрафован за неграмотность выражений.

  1. 31 августа 2005 г. потерпевший Борисов поселился жить в гостинице «Черкесск».

  1. Нельзя упускать из вида и поля зрения вопрос о местных ресурсах.

  1. Девочка кладет книгу в ранец.

  1. Он работает спустив рукава и каждое задание выполняет с грехом пополам.

Стилистический диктант № 4

Ошибки:

  1. Неправильный выбор слова

  2. Паронимы

  3. Плеоназм

  4. Ошибка во фразеологизме

  5. Инверсия

  6. Тавтология

  7. Пропуск слова (эллипсис)

  1. Подавляющее большинство командных встреч проходило в упорной борьбе.

  1. Думаю, что мы с вами должны собраться и оговорить все вопросы.

  1. Стал дурак критиковать вся и всех.

  1. Графиня умирает и испугавшись, уходит из этого года.

  1. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки.

  1. Он наговорил извозчику грубых слов с целых три короба.

  1. Интересно и содержательно освещают работу чековых аукционов в реализации планов приватизации новые газеты.

  1. Те, кто обладает детьми и внуками, знают их привычки и наклонности.

  1. Каждый из этих авторов внес свою лепту в историю мировой живописи.

  1. Гражданка Ижаева распустила свою корову, которая топчет огороды, пьяная бегает по соседям, грозит побить Пазову и ругается.

  1. Правые колёса автомобиля вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся.

  1. Подброшенная Кунаевым гиря имела траекторию, направленную в направлении черепа потерпевшего.

  1. В его кармане был обнаружен финский нож типа финского.

  1. Неоднократно скот, закрепленный, находился на полях и топтал озимые.

  1. Думаю ваши планы не могут считаться реалистическими.

Стилистический диктант № 5

Ошибки:

  1. Неправильный выбор слова

  2. Плеоназм

  3. Паронимы

  4. Тавтология

  5. Пропуск слова (эллипсис)

  6. Ошибка в определении рода существительного.

  7. Инверсия

  8. Ошибка во фразеологизме

    1. В библиотеке есть список рекомендательной литературы.

    1. Он пояснил, что совершил преступление из-за неправильного понятия закона.

    1. Суд не может удовлетворять просьбу умершего о выделении средств на погребение.

    1. Совхозный сад занимал площадь свыше 100 гектар самых плодородных земель.

    1. НТВ объяснил об изменениях в программе на 7 ноября 2011 г.

    1. Кому будет приятно, если ему наступят на любимый мозоль.

    1. Напрягая последние усилия путник вышел на дорогу.

    1. После развода женщине присудили 50% мужа.

    1. Опыт работы последних лет доказывает, что пользы от использования новых технологий нет никакой.

    1. Солнечное Батуми встретило нас холодным дождем.

    1. Мы поссорились, и она ушла не оглянувшись назад.

    1. Подсудимый Акбашев стал пинать ногами потерпевшего Хасанова.

    1. Она была в одном туфле, который держала в руке.

    1. Об этом мальчике говорят, что он большая плакса.

    1. Хорошо выполнила учебную практику гр. _________, где старостой — _________, которая в этом году по указанию министерства, значительно увеличилась в объеме.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Мамоновская средняя общеобразовательная школа»

Дидактический материал

«Готовимся к ЕГЭ. Практикум к заданию №5 по русскому языку»

Подготовила материал

учитель русского языка и литературы

Цимбалова Елена Ильинична

Задание №5 в ЕГЭ по русскому языку относится к базовому уровню

сложности и предполагает проверку лексических норм (употребление слова в

соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической

сочетаемости). На сайте fipi.ru (Федеральный Институт Педагогических

Измерений) есть раздел «Методические рекомендации для учителей,

подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017

года по русскому языку». И.П. Цыбулько, автор статьи, анализируя результаты

ЕГЭ, указывает на следующее: «Результаты выполнения заданий, проверяющих

уровень усвоения лексических норм современного русского литературного

языка, показали, что самый низкий процент выполнения по этой группе норм,

как и в 2016 г., приходится на задание 5 и соблюдение норм в сочинении,

написанном по предложенному тексту (К10)» [6, с.7]. Почему же выполнение

задания №5 в ЕГЭ вызывает такое затруднение? Исходя из опыта работы,

можно сказать, что словарный запас у многих сегодняшних старшеклассников

невелик, читают мало, далеко не всегда то, что можно назвать настоящей

литературой. Раздел «Лексика» изучался в 56-х классах и уже практически

забылся, да и тема «Паронимы» объяснялась лишь вскользь. Поэтому и

встречается в экзаменационных работах учащихся большое количество ошибок,

связанных именно с употреблением слов, близких по звучанию и частично

совпадающих по значению.

Предлагаемый ниже практикум может быть использован на занятиях,

посвященных повторению раздела «Лексика», а также при отработке задания

№5 ЕГЭ. Он включает в себя краткие теоретические сведения о паронимах,

упражнения, направленные на формирование умения находить паронимы в

тексте, включать в состав словосочетаний и предложений, различать

лексические значения однокоренных слов, похожих по звучанию. Наибольшую

сложность представляют задания, которые связаны с нахождением и

исправлением речевых ошибок, возникших в результате смешения паронимов.

Но именно эти упражнения наиболее полезны для старшеклассников, так как

многие из них не видят речевые недочеты и не умеют проверять и править свои

сочинения.

Паронимы как языковое явление.

Паронимия очень интересное языковое явление. Паронимы нужны нам

для точного выражения мысли. Использование их в речи помогает передать

тонкие оттенки значений. О. В. Вишнякова в «Словаре паронимов русского

языка» так определяет значение слова «паронимы»: «В словарный запас

русского языка входит целый ряд лексических категорий, одной из которых

являются паронимы (от греч. para «возле, рядом» + onyma «имя»). Паронимы

это разные по значению слова, близкие по произношению, лексико

грамматической принадлежности и по родству корней, сходность в звучании

которых приводит к смешению их в речи (ковкий//ковочный, мудреть//мудрить,

экспонат//экспонент) [1, с.14]

Как правило, паронимами являются слова одного корня, родственные

слова. Паронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части

речи. Например, представить предоставить (глаг.); эффектность

эффективность (сущ.); эффективный – эффектный (прил.).

Авторы учебника русского языка для 1011 классов Гольцова Н.Г.,

Шамшин И.В и Мищерина М.А. поясняют следующее: «Так как паронимы

сходны по звучанию, их иногда неправильно употребляют в речи. Чтобы не

сделать ошибки, необходимо знать, в чём заключается смысловое различие

слов, с какими словами они употребляются, знать их управление. Например,

1.Представить справку, отчёт, проект, но предоставить слово, равные права,

кредит.

2.Оплатить проезд заплатить за проезд.

3.Одеть ребёнка – надеть пальто на ребёнка.

4.Эффективный метод эффектный вид и т.д.» [3, с. 17]

При затруднении в правильном выборе или употреблении слова выше

названные авторы советуют обращаться к толковым словарям и словарям

паронимов.

Учитывая особенности словообразования паронимов, авторы статьи «Что

такое паронимы в русском языке» на сайте «Федерация Интернет Образования»

[7] выделяют следующие группы:

1. Паронимы, различающиеся приставками: опечатки отпечатки, уплатить

оплатить;

2. Паронимы, различающиеся суффиксами: безответный безответственный,

существо сущность; командированный командировочный;

3. Паронимы, различающиеся характером основы: один имеет непроизводную

основу, другой производную. При этом в паре могут быть:

а) слова с непроизводной основой и приставочные образования: рост возраст;

б) слова с непроизводной основой и бесприставочные слова с суффиксами:

тормоз торможение;

в) слова с непроизводной основой и слова с приставкой и суффиксом: груз

нагрузка» [7]

«В семантическом отношении среди паронимов обнаруживаются две

группы:

1. Паронимы, различающиеся тонкими смысловыми оттенками: длинный

длительный, желанный желательный, гривастый гривистый, жизненный

житейский, дипломатичный дипломатический и под. Таких паронимов

большинство, их значения комментируются в лингвистических словарях

(толковых, словарях трудностей, словарях однокорневых слов, словарях

паронимов). Многие из них характеризуются особенностями в лексической

сочетаемости; ср.: экономические последствия экономичное ведение

хозяйства, богатое наследство тяжелое наследие; выполнять задание

исполнять песню.

2. Паронимы, резко различающиеся по смыслу гнездо гнездовье, дефектный

дефективный. Таких единиц в языке немного» [7]

Кроме паронимов традиционного типа есть такие однокоренные

несинонимичные слова, которые можно обозначить как «нетрадиционные

паронимы». Типы «нетрадиционных паронимов» представлены в Экспресс

справочнике [2] (автор Э. Д. Головина):

1.Фонетические паронимы, имеющие разную огласовку корня или суффикса,

например, бобёр (мех животного и изделия из него) бобр (животное); невежа

(невоспитанный человек) невежда (необразованный человек); павший

(погибший) – падший (испортивший свою репутацию).

2. Акцентные паронимы, имеющие разное ударение, например, брóня

(закрепление чего либо за кемлибо) брон’я (защитная стальная обшивка);

мáсличный (дающий масло) маслúчный (имеющий отношение к маслине);

слóженный (размещённый в определённом порядке) сложённый

(обладающий тем или иным телосложением).

3.Акцентнофонетические паронимы, имеющие разное ударение и разную

огласовку окончания, например, переноснóй (портативный) перенóсный

(метафорический, иносказательный); языковóй (относящийся к языку как к

органу речи) – языкóвый (относящийся к языку как к органу в полости рта).

4.Родовые паронимы, представляющие собою имена существительные разного

грамматического рода: кювет (канава) кювета (ванночка для фоторабот), цеп

(сельскохозяйственное орудие) цепь (ряд скрепленных друг с другом

металлических звеньев)» [2]

Практикум к заданию №5

I. Упражнения, направленные на формирование умения находить

паронимы в тексте, включать их в состав словосочетаний и предложений,

различать лексические значения однокоренных слов, похожих по

звучанию.

Упражнение 1. Составьте предложения с данными словами, обозначьте состав

однокоренных слов.

Повергнутыйподвергнутый; обвешенныйобвешанный; наметённый

наметанный; непромокаемыйнепроницаемый; розданныйраздавшийся.

Упражнение 2. Со словами ведущий и ведомый составьте предложения.

Попытайтесь придумать такие предложения, в которых эти слова были бы

разными частями речи. Обозначьте эти слова как члены предложения.

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные слова.

В нашем городе начал…сь _ _ _ большого химического комбината. Выстроили

новую _ _ _, потому что к нам приезжает много_ _ _.

Слова для справок: стройка, строительство; гостиница, гостиная;

командировочные, командированные.

Правильный вариант: В нашем городе началось строительство большого

химического комбината. Выстроили новую гостиницу, потому что к нам

приезжает много командированных. [4, с. 241-243]

Упражнение 4. Объясните разницу между словами в парах:

Войтивзойти, вздохнутьвдохнуть, деловойделовитый, усвоитьосвоить,

неизмеримыйнесоизмеримый, эффектныйэффективный, искусный

искусственный, одетьнадеть, главныйзаглавный, командированный

командировочный, сшитьпошить.

Упражнение 5. Из слов в скобках выберите нужное. (Правильный вариант

ответа выделен курсивом)

1.На девочке было (надето, одето) зимнее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не

отвечал. 3. Окружность и диаметр (несоизмеримые, неизмеримые) величины.

4 Все лето стояла (нестерпимая, нетерпимая) жара. 5. Из лесу мы возвращались

с (целой, цельной) корзиной грибов. 6. (Дефективные, дефектные) вещи

подлежат обмену.7 (Длительное, длинное) путешествие хотя и утомительно, но

очень полезно. 8 (Лесные, лесистые) озера очень красивы. [3, с.1718]

Упражнение 6. Выберите из скобок существительное, подходящее по смыслу к

каждому из прилагательных. (Правильный вариант ответа выделен

соответствующим шрифтом)

Гарантийный, гарантированный (ремонт, срок)

Генеральный, генеральский (чин, директор)

Земляной, землистый, земельный (цвет лица, участок, холм)

Защитительный, защитный (панцирь, аргумент)

Гармоничный, гармонический (ряд, голос)

Ледовый, ледяной (покров, ветер)

II. Нахождение и исправление речевых ошибок, возникших в

результате смешения паронимов.

Упражнение 1. Правильный вариант ответа выделен курсивом

А) Ах, неужели вы меня не признали? (не узнали)

Б) Его личность мне знакома: я вспомнил эту родинку на щеке. (лицо)

В) В конце вечера трибуну представили гостям. (предоставили)

Г) Одень пальто, на улице холодно. (надень)

Д) На мебель одели чехлы. (надели)

Е) Обновка так понравилась Лене, что она одевала ее и вертелась перед

зеркалом. (надевала)

Упражнение 2. (Из ученических сочинений). Правильный вариант ответа

выделен курсивом.

1.Ларина сама била ПРИДВОРНЫХ, если они не могли ей угодить» (дворовых)

2.Пушкин связан крепкими УЗЛАМИ с декабристами. (узами)

3.В эти дни в ГОСТИНИЦЕ Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение.

гостиной)

4.Писатель показывает «дно», которое ПРИГОТОВЛЕНО жестоким миром

неудачникам. (уготовано)

5.Заветы отцов ПЕРЕВОПЛОЩАЮТСЯ в жизнь. (воплощаются)

6.Татьяна любила вставать С ЗАРНИЦЕЙ. (с зарей)

7.Она охотно отдала бы эту ПРАЗДНИЧНУЮ жизнь за жизнь в деревне, где

она встретила Онегина. (праздную)

8.В ночлежке Костылева НА НАРТАХ ютятся ее обитатели. (на нарах)

9.Обломов был ЗНАМЕНЕМ своего времени. (знамением) [5, с.3233]

Список использованной литературы

1. Вишнякова, О.В. Словарь паронимов русского языка/ О.В. Вишнякова.

М.: Рус. яз., 1984. 352 с, ил.

2. Головина, Э.Д. Различай слова: Трудные случаи современного русского

словоупотребления. Экспресссправочник/ Э.Д. Головина. Киров. Кировская

областная типография, 1997. 312 с.

3. Гольцова, Н.Г., Шамшин, И.В., Мищерина, М.А. Русский язык. 10 11

классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г. Гольцова, И.В.

Шамшин, М.А. Мищерина. – 8-е изд., М.: ООО «Русское слово», 2011. 448 с.

4. Дидактический материал по русскому языку для VI класса: пособие для

учителей/ Л.Т. Григорян [и др.]; под ред. Л.Т. Григорян. М.: Просвещение,

1978. 318 с.

5. Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Секреты стилистики/ Д.Э. Розенталь, И.Б.

Голуб. М.: Рольф, 1996. 208 с.

6. Цыбулько, И.П. Методические рекомендации для учителей,

подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017

года по русскому языку [электронный ресурс]. Режим доступа:

http://fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy(Дата

обращения 31.10.2007)

7. Что такое паронимы в русском языке. Федерация Интернет

Образования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fio.ru (Дата

обращения 30.10.2017)

Вам не приходилось наблюдать, как порой неправильно говорят?

— Ах, неужели вы меня не признали?

— Его личность мне знакома: я запомнил эту родинку на щеке.

— В конце вечера трибуну представили гостям…

Тонкий знаток русского языка А.Т. Твардовский, обращая внимание на подобные ошибки, заметил: «Я сам, как песчинку в хлебе, попадающую на зуб, не выношу слова — одел шапку, а так упорно почему-то пишется вместо надел». В речи, действительно, то и дело смешивают эти паронимы: «Одень пальто, на улице холодно»; «На мебель одели чехлы»; «Обновка так понравилась Лене, что она одевала ее и вертелась перед зеркалом». Глагол надеть, который следовало употребить в этих случаях, как правило, имеет при себе предлог на или позволяет нам мысленно его подставить: надеть пальто (на сына); надеть пенсне (на нос) и т. д. Прямое дополнение при этом глаголе обычно выражено неодушевленным существительным. Вспомните, как это слово употреблял А.С. Пушкин:

Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар; Мансуров, закадычный друг, Надень венок терновый; Копье стальное взял он в руки, Кольчугу он надел на грудь; Он взял ее руку и надел ей на палец кольцо.

Слово одеть обычно имеет дополнения без предлога, причем прямое дополнение часто выражено одушевленным существительным: одеть — кого: Лазурный, пышный сарафан одел Людмилы стройный стан (А.С. Пушкин).

Исправляя рукописи начинающих авторов, М. Горький часто указывал на смешение паронимов. Например: «Верней клади ступень ноги», — советует один поэт, не замечая некоторого несходства между ступней ноги и ступенью лестницы. Самые невероятные утверждения можно встретить и в ученических сочинениях: «Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить» (вместо дворовых); «Пушкин связан крепкими узлами с декабристами» (следовало: узами); «В эти дни в гостинице Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение» (в гостиной); «Писатель показывает „дно“, которое приготовлено капиталистическим миром неудачникам» (уготовано); «Заветы борцов за светлое будущее перевоплощаются в жизнь» (воплощаются); «Поэма Маяковского „Хорошо!“ звучит здравницей в честь Октябрьской революции» (здравицей). Многих речевых ошибок можно было бы избежать, если бы вы, друзья, правильно употребляли паронимы. Не утруждая себя анализом похожих слов, ученица пишет: «Это была спокойная, чувственная девушка» (о пушкинской Татьяне) (следовало: чувствительная); «Татьяна любила вставать с зарницей» (с зарей); «Она охотно отдала бы эту праздничную жизнь за то место, где она встретила Онегина» (праздничную — праздную) — и не подозревает, что смешение паронимов исказило смысл фраз.

К такому же печальному результату приводит и возникающее под влиянием ложных ассоциаций неразличение созвучных слов, имеющих разные корни. Из-под пера учащихся выходят «странные» утверждения:

«День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет» (следовало: брезжил); «В ночлежке Костылева на нартах (нарах) ютятся ее обитатели». Особенно не везет почему-то словам косный — косвенный — закосневший и созвучным с ними: «Драматург изображает закостенелое (почему не закосневшее?) мещанство»; «Горько страдает Тихон, ставший косным (а не косвенным?) виновником гибели Катерины»; и даже: «Кульминация борьбы Чацкого с костной средой наступает на балу у Фамусова». Но где тут разобраться в словах, которые уже совпали в произношении (косный — костный), если ученик путает даже такие, как недюжинный — недужий (то есть «больной»), знамение — знамя: «Пьер тратил свои недужие силы на разгул»; «Обломов был знаменем (вместо знамением) своего времени».

И все-таки, несмотря на трудности, которые создает паронимия, она представляет собой интересное языковое явление, достойное изучения. Паронимы нам нужны для точного выражения мысли. Использование их в речи помогает передать тонкие оттенки значений. В книге «Думы о русском слове» А. Югов пишет: «Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустыри застраивают». Вы помните знаменитую фразу Чацкого Служить бы рад, прислуживаться тошно? Ведь игра слов здесь основана на противопоставлении паронимов. Писатели нередко прибегают к этому приему, чтобы усилить действенность речи: Морозка чувствовал, что именно из-за этой красивости, которой нет в нем, в Морозке, Варя предпочла Мечика, считая, что в Мечике это не только внешняя красивость, а подлинная душевная красота (А. Фадеев. «Разгром»). Ведь при чтении мы невольно выделяем в подобных случаях созвучные слова, ставим на них логические ударения. Используя паронимы, писатели обращают наше внимание на их тонкие смысловые отличия: Вспомнил ли он (Сабуров) об Ане в эти дни? Нет, не вспомнил — он помнил о ней, и боль не проходила (К. Симонов. «Дни и ночи»).

Столкновение паронимов усиливает эмоциональность речи. Например, у М. Шолохова в «Тихом Доне»: Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха. Такое использование паронимов особенно свойственно нашей публицистике: Суеверные считали кометы знамением войны, но все видят теперь, что советская комета — это знамение и знамя мира (имеется в виду космическая станция «Луна-9»). Или: Я слушал его и радовался, видя, как он убежденно и убедительно излагает свои мысли (Из газет). Похожие, созвучные слова (притом не только однокорневые) журналисты остроумно соединяют в заголовках: «Настающее настоящее»; «Нелады с наладкой»; «Долг и должность»; «Дуэль и дуэт»; «И быт и бытие»; «Вещие вещи»; «Грани гранита»; «Потоки патоки»…

Занимательная стилистика i_006.jpg

Паронимы дают речевые краски и для каламбуров: «памятник первоопечатнику». В словесную игру вовлекаются не только слова с одинаковыми корнями, но и разнокорневые, смешение которых оказывается еще более неожиданным и комичным: «червь самомнения», «освежеватель старинных романсов», «содрание сочинений». Такие шутки еще и еще раз убеждают нас в неисчерпаемых выразительных возможностях родного языка, в котором каждое слово открывает простор для творчества и фантазии.

Смелый, храбрый, отважный…

(Стилистическое использование синонимов)

Так отзываются о герое. А еще о нем можно сказать бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой. Все эти слова объединяет общее значение: «не испытывающий страха», а различия между ними едва заметны. Например, неустрашимый (книжное слово) — «очень храбрый», удалой (народно-поэтическое) — «полный удали», лихой (разговорное) — «смелый, идущий на риск». Слова, близкие или тождественные по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской, называются синонимами.

Синонимы образуют гнезда, или ряды: кружиться, крутиться, вертеться, вращаться, виться; равнодушный, безразличный, безучастный, бесчувственный, бесстрастный, холодный и т. д. На первом месте в словарях обычно ставят «главный» синоним, который выражает общее значение, объединяющее все слова этого ряда с их дополнительными смысловыми и стилистическими оттенками.

Одни и те же слова могут входить в разные синонимические ряды, что объясняется многозначностью. Например: холодный взгляд — бесстрастный, безучастный, равнодушный; холодный воздух — морозный, студеный, леденящий; холодная зима — суровая, морозная.

Употребление фразеологизмов в речи
регулируют фразеологические нормы.
Можно выделить следующие речевые ошибки,
связанные с нарушением фразеологических
норм.

      1. Неоправданное сокращение или расширение
        состава фразеологизма за счёт включения
        или исключения отдельных слов.

Она бросилась бежать со
всех своих длинных ног(правильно:
СО ВСЕХ НОГ).

Необходимо
отметить это усугубляющее
обстоятельство(правильно:усугубляющее вину
обстоятельство).

      1. Замена какого-либо компонента
        фразеологизма, как правило, слова.

Молодому человеку все удается, должно
быть он родился
под счастливой луной(правильно:
РОДИЛСЯ ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ).

Не мудрствуя
долго, приведу отрывок из статьи
(правильно:не
мудрствуя лукаво).

      1. Искажение грамматической формы
        компонентов фразеологизма.

На выпускном вечере представитель
администрации сказал, что в
полку талантливых управленцевприбыло (правильно:
ПОЛКУ ПРИБЫЛО).

Во главе угларуководство поставило два вопроса
(правильно: ВО ГЛАВУ УГЛА).

      1. Контаминация, или смешение, двух
        фразеологических оборотов.

Взаимопонимание играет
большое значениев семейной жизни
(ИМЕЕТ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ и ИГРАЕТ ВАЖНУЮ
РОЛЬ).

Язык не поднимаетсяговорить об этом (язык
не поворачиваетсяирука
не поднимается).

      1. Употребление фразеологизма без учёта
        его значения.

В плановых отделах и бухгалтериях сводят
последние счетыс ушедшим годом
(сводить последние
счеты (с жизнью) имеет значение
‘кончать жизнь самоубийством’).

      1. Разрушение образного значения
        фразеологизма.

Обломов
был знаменем
времени(правильно:знамением
времени).

      1. Прочтение фразеологизма в прямом
        значении (деидиоматизация).

Не хлебом единым
сытчеловек, нужны еще картошка,
вермишель, не помешало бы мясо (ФразеологизмНе хлебом единым
сыт указывает на необходимость
духовной пищи, здесь же речь идёт о пище
материальной, продуктах питания).

Объявление в тире: Каждый стреляющий,
попавший в цель, получает
пулю(ПОЛУЧИТЬ ПУЛЮ имеет значение
‘быть расстрелянным, убитым’, в контексте
же говориться о возможности дополнительного
выстрела).

4.20 Изменение состава фразеологизма как стилистический прием

Фразеологизмы в газетной речи являются
важным источником экспрессии, необходимой
для воздействия на читателя. Они содержат
собственно национально-русский компонент,
отражающий народную мудрость, быт,
культуру, историю.

Одним из существенных свойств
фразеологизмов является устойчивость
компонентов и воспроизводимость их в
готовом виде. Однако в последние
десятилетия отчетливо проявилось
стремление к трансформации фразеологических
единиц – к изменению его структуры или
значения. Этот своеобразный стилистический
приём, особенно распространённый в
публицистике, который служит для
реализации творческого начала, для
выражения индивидуальной оценки. См.
примеры подобный трансформации в
публицистических выступлениях последних
нескольких лет:

Влюбленные обоих полов, соединяйтесь;
прапорщики всех стран, соединяйтесь;
мы наш, мы новый путч устроим; много
жаргонов, хороших и разных; больше партий
(товаров, моделей) хороших и разных;
броня крепка, не то что рубль; велика
Россия, а торговать негде; велика Россия,
а побеждать некому; все невесты хороши
– выбирай на вкус; вставай, Чечня
огромная; болей, страна огромная; Гайдар
остался позади; дан приказ ему на подпись;
дан приказ ему: “В опалу”; призрак
бродит по Европе…: призрак единой
Германии; я бы в дворники (аптекари,
маги, кондукторы) пошел.

Трансформация устойчивых сочетаний в
газетном тексте преследует несколько
целей:

  • привлечение внимания читателей;

  • толкование сути материала в предельно
    сжатой форме;

  • оживление публицистического текста;

  • «приближение» читателя;

  • сокрытие прямолинейного, резкого,
    неэтичного высказывания.

  • выражение отношения, оценки автора к
    изображаемому.

Можно выделить следующие приёмы
трансформации фразеологизмов:

1) замена отдельных компонентов
фразеологизма с сохранением звукового
облика фразеологизма и ритмико-мелодического
рисунка:

Наши копии
скрестились.

2) введение в фразеологизм дополнительных
компонентов, что ведет к его распространению,
то есть расширению лексического состава:

Он в дело вкладываетне толькоголову,руки и ноги,
но еще идушу.

3) использование образа, заключенного
в устойчивом сочетании, в качестве
метафорической основы для создания
контекста:

В историюлюдипопадаюттоже
по-разному. Кто головой, а кто, извините,
чем другим. Про маркиза Галифе слышали,
надеюсь? Так тот, подлец, штанамивтиснулся.

4) образование свободного сочетания по
модели ассоциативно близкого фразеологизма.

Доли рассовали но конвертам; конверты
вручили адресатам. Шито
– крыто. Тихо – спокойно.На все
документики имеются. Липовые, правда.

5) субстантивация фразеологизма
(использование существительного
(субстантива) вместо исходного слова
другой части речи).

Обещания сыплются как из рога изобилия.
Время наставления
роговпридет несколько позже.

6) инверсия – изменение традиционного
порядка следования компонентов
фразеологизма:

Там крестьяне – потомки новгородских
ушкуйников – привыкли шапокперед господами неломать.

7) вычленение из оборота один из компонентов
фразеологизма, глагольного или именного,
который на правах свободного члена
вступает в самостоятельную смысловую
и синтаксическую связь с другими членами
предложения:

А потом ему пришлось переключаться на
новые области науки, начинать
с азов, да иазыразрабатывать самому.

8) эллипсис – пропуск одного из компонентов
фразеологизма, легко восстанавливаемого
из контекста:

Наверное, он не улыбался уж давно:
радость, камень
с души– вот она, мама, идет к тебе,
протянув руки (опущен глагол свалился
).

9) деидиоматизация – прочтение
фразеологизма в прямом значении при
сохранении синтаксической структуры
фразеологизма и образности исходного
сочетания:

Байкал в буквальном смысле слова делает
погодув моей родной стороне. Это
он посылает нам дожди и туман, и ясную
погоду, так что дыхание его всегда
ощутимо.

10) совмещения двух значений фразеологизма
– прямого и переносного.

За месяц пара волков оставитот всего стада оленьего
рожки да ножки.

Автор статьи

Анастасия Алексеева

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Задать вопрос автору статьи

Сущность фразеологизма как языковой единицы

Определение 1

Фразеологизм – это устойчивое словосочетание, которое выступает как свойственная определённому языку одна неделимая семантическая единица.

Фразеологизмы – это неотъемлемая часть лексики любого языка, причём их грамматические значения зачастую являются архаизмами, то есть они не отвечают нормам литературного языка. Примерами русских фразеологизмов можно назвать выражения «точка зрения», «остаться с носом», «душа в душу», «валять дурака» и др.

Фразеологизмами называют особые языковые единицы, которые отличаются от всех других благодаря следующему набору свойств:

  • воспроизводимость – фразеологизмы входят в активную часть словарного запаса людей в уже готовом виде, поэтому не требуют дополнительных усилий по их новообразованию;
  • устойчивость – фразеологизм употребляется как некоторое целое, которое не допускает своего дальнейшего разложения и произвольной перестановки внутри себя своих частей;
  • сверхсловность – фразеологизмы всегда состоят из двух или более слов;
  • принадлежность к номинативному инвентарю языка – фразеологизмы предназначены для называния и вычленения фрагментов действительности и формирования соответствующих понятий о них.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Роль фразеологизмов в материалах печатных средств массовой информации

Часто употребление фразеологизмов объясняется их ролью источника образности и выразительности речи. В связи с этим многие авторы печатных средств массовой информации зачастую прибегают к ним. В результате этого материалы получаются более красочными, простыми, лаконичными, убедительными. При этом публицисты не пренебрегают фразеологическим новаторством и творческой обработкой уже существующих фразеологизмов.

Следовательно, авторы могут столкнуться с рядом значительных трудностей, что может усугубиться невнимательным отношением к слову. Поэтому в работе печатных средств массовой информации важное значение отводится правильному употреблению фразеологических единиц и недопущению какого-либо искажения.

Характеристика стилистических ошибок в употреблении фразеологизмов

Употребление фразеологизмов может быть сопряжено с совершением стилистических ошибок. Они, как правило, заключаются в их неуместном использовании в рамках конкретного функционального стиля.

«Стилистические ошибки в употреблении фразеологизмов в печатных СМИ» 👇

К числу основных стилистических ошибок в употреблении фразеологизмов, которые допускают авторы материалов для журналов и других печатных СМИ, относятся:

  • стилистически неоправданное изменение состава фразеологизмов;
  • искажение образного значения фразеологизма;
  • контаминация различных фразеологизмов.

Состав фразеологизма может быть изменён тем способом, который не соответствует его стилистическому употреблению. Это изменение может иметь место в различных случаях:

  • Во-первых, состав фразеологизма может быть немотивированно расширен в результате употребления уточняющих слов. В данном случае излишними бывают определения, эпитеты и их компоненты. Речь идёт о таких выражениях, как «потерпеть полное фиаско», «незавидная пальма первенства».
  • Во-вторых, состав фразеологизма, напротив, может быть неоправданно сокращён в результате пропуска его компонентов. Усечённые фразеологизмы теряют смысл, а потому их употребление приводит к абсурдности высказывания, например: «Тренер Вильямсон сделал «хорошую мину».» — в этом предложении ошибочно было опущено словосочетание «при плохой игре».
  • В-третьих, возможно искажение лексического состава фразеологизмов. Несмотря на синонимическое сходство ряда слов, их замена в фразеологизмах может оказаться ошибочной (смешной и нелепой). Так, «Антошин еле убрал ноги из флигеля», хотя следует говорить «унёс ноги».
  • В-четвёртых, вызвать изменение состава фразеологизма способно обновление грамматических форм, которые употребляются в устойчивых фразеологизмах согласно традиции. Эта ошибка может стать причиной изменения смысловой стороны речи и придания ей комического характера. Так, «Ветеран более двадцати лет переступает порог районного отделения милиции». К этому же ряду относится и искажение предложных форм и предлогов. Например, «в голове идёт кругом».

Неоправданное разрушение образности фразеологического выражения наносит стилю наибольший ущерб. Так, из-за восприятия фразеологизма в непривычном, необразном значении речи может придан неуместный комизм. Это выражено в следующем названии статьи: «Аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне».

Для предотвращения ошибок подобного рода необходимо учитывать особенности сочетаемости фразеологизмов с окружающими единицами контекста. В частности, автор может по неосторожности в одном высказывании употребить устойчивые сочетания, несовместимые по смыслу. Один фразеологизм может исключить другой, как это происходит в выражении «Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому вам не удастся подрезать им крылья».

Контаминация представляет собой смешение элементов различных устойчивых выражений. Она является существенной причиной неправильного употребления фразеологизмов. Примером контаминации фразеологизмов является выражение «Язык не поднимается говорить об этом». У его автора возникли ложные ассоциации, из-за чего речь приобрела характер нелогичности и комичности (например, «не всё коту похмелье»).

Нередким бывает соединение различных ошибок употребления фразеологизмов. Например, в предложении из рецензии «Обломов был знаменем времени» наблюдается одновременное изменение лексического состава фразеологизма и искажение образного значения.

Таким образом, употребление фразеологизмов требует наличие определённых знаний и навыков, поскольку высока вероятность совершения стилистических ошибок, чего не лишены и тексты печатных СМИ.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Мамоновская средняя общеобразовательная школа»

Дидактический материал

«Готовимся к ЕГЭ. Практикум к заданию №5 по русскому языку»

Подготовила материал

учитель русского языка и литературы

Цимбалова Елена Ильинична

Задание №5 в ЕГЭ по русскому языку относится к базовому уровню

сложности и предполагает проверку лексических норм (употребление слова в

соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической

сочетаемости). На сайте fipi.ru (Федеральный Институт Педагогических

Измерений) есть раздел «Методические рекомендации для учителей,

подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017

года по русскому языку». И.П. Цыбулько, автор статьи, анализируя результаты

ЕГЭ, указывает на следующее: «Результаты выполнения заданий, проверяющих

уровень усвоения лексических норм современного русского литературного

языка, показали, что самый низкий процент выполнения по этой группе норм,

как и в 2016 г., приходится на задание 5 и соблюдение норм в сочинении,

написанном по предложенному тексту (К10)» [6, с.7]. Почему же выполнение

задания №5 в ЕГЭ вызывает такое затруднение? Исходя из опыта работы,

можно сказать, что словарный запас у многих сегодняшних старшеклассников

невелик, читают мало, далеко не всегда то, что можно назвать настоящей

литературой. Раздел «Лексика» изучался в 56-х классах и уже практически

забылся, да и тема «Паронимы» объяснялась лишь вскользь. Поэтому и

встречается в экзаменационных работах учащихся большое количество ошибок,

связанных именно с употреблением слов, близких по звучанию и частично

совпадающих по значению.

Предлагаемый ниже практикум может быть использован на занятиях,

посвященных повторению раздела «Лексика», а также при отработке задания

№5 ЕГЭ. Он включает в себя краткие теоретические сведения о паронимах,

упражнения, направленные на формирование умения находить паронимы в

тексте, включать в состав словосочетаний и предложений, различать

лексические значения однокоренных слов, похожих по звучанию. Наибольшую

сложность представляют задания, которые связаны с нахождением и

исправлением речевых ошибок, возникших в результате смешения паронимов.

Но именно эти упражнения наиболее полезны для старшеклассников, так как

многие из них не видят речевые недочеты и не умеют проверять и править свои

сочинения.

Паронимы как языковое явление.

Паронимия очень интересное языковое явление. Паронимы нужны нам

для точного выражения мысли. Использование их в речи помогает передать

тонкие оттенки значений. О. В. Вишнякова в «Словаре паронимов русского

языка» так определяет значение слова «паронимы»: «В словарный запас

русского языка входит целый ряд лексических категорий, одной из которых

являются паронимы (от греч. para «возле, рядом» + onyma «имя»). Паронимы

это разные по значению слова, близкие по произношению, лексико

грамматической принадлежности и по родству корней, сходность в звучании

которых приводит к смешению их в речи (ковкий//ковочный, мудреть//мудрить,

экспонат//экспонент) [1, с.14]

Как правило, паронимами являются слова одного корня, родственные

слова. Паронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части

речи. Например, представить предоставить (глаг.); эффектность

эффективность (сущ.); эффективный – эффектный (прил.).

Авторы учебника русского языка для 1011 классов Гольцова Н.Г.,

Шамшин И.В и Мищерина М.А. поясняют следующее: «Так как паронимы

сходны по звучанию, их иногда неправильно употребляют в речи. Чтобы не

сделать ошибки, необходимо знать, в чём заключается смысловое различие

слов, с какими словами они употребляются, знать их управление. Например,

1.Представить справку, отчёт, проект, но предоставить слово, равные права,

кредит.

2.Оплатить проезд заплатить за проезд.

3.Одеть ребёнка – надеть пальто на ребёнка.

4.Эффективный метод эффектный вид и т.д.» [3, с. 17]

При затруднении в правильном выборе или употреблении слова выше

названные авторы советуют обращаться к толковым словарям и словарям

паронимов.

Учитывая особенности словообразования паронимов, авторы статьи «Что

такое паронимы в русском языке» на сайте «Федерация Интернет Образования»

[7] выделяют следующие группы:

1. Паронимы, различающиеся приставками: опечатки отпечатки, уплатить

оплатить;

2. Паронимы, различающиеся суффиксами: безответный безответственный,

существо сущность; командированный командировочный;

3. Паронимы, различающиеся характером основы: один имеет непроизводную

основу, другой производную. При этом в паре могут быть:

а) слова с непроизводной основой и приставочные образования: рост возраст;

б) слова с непроизводной основой и бесприставочные слова с суффиксами:

тормоз торможение;

в) слова с непроизводной основой и слова с приставкой и суффиксом: груз

нагрузка» [7]

«В семантическом отношении среди паронимов обнаруживаются две

группы:

1. Паронимы, различающиеся тонкими смысловыми оттенками: длинный

длительный, желанный желательный, гривастый гривистый, жизненный

житейский, дипломатичный дипломатический и под. Таких паронимов

большинство, их значения комментируются в лингвистических словарях

(толковых, словарях трудностей, словарях однокорневых слов, словарях

паронимов). Многие из них характеризуются особенностями в лексической

сочетаемости; ср.: экономические последствия экономичное ведение

хозяйства, богатое наследство тяжелое наследие; выполнять задание

исполнять песню.

2. Паронимы, резко различающиеся по смыслу гнездо гнездовье, дефектный

дефективный. Таких единиц в языке немного» [7]

Кроме паронимов традиционного типа есть такие однокоренные

несинонимичные слова, которые можно обозначить как «нетрадиционные

паронимы». Типы «нетрадиционных паронимов» представлены в Экспресс

справочнике [2] (автор Э. Д. Головина):

1.Фонетические паронимы, имеющие разную огласовку корня или суффикса,

например, бобёр (мех животного и изделия из него) бобр (животное); невежа

(невоспитанный человек) невежда (необразованный человек); павший

(погибший) – падший (испортивший свою репутацию).

2. Акцентные паронимы, имеющие разное ударение, например, брóня

(закрепление чего либо за кемлибо) брон’я (защитная стальная обшивка);

мáсличный (дающий масло) маслúчный (имеющий отношение к маслине);

слóженный (размещённый в определённом порядке) сложённый

(обладающий тем или иным телосложением).

3.Акцентнофонетические паронимы, имеющие разное ударение и разную

огласовку окончания, например, переноснóй (портативный) перенóсный

(метафорический, иносказательный); языковóй (относящийся к языку как к

органу речи) – языкóвый (относящийся к языку как к органу в полости рта).

4.Родовые паронимы, представляющие собою имена существительные разного

грамматического рода: кювет (канава) кювета (ванночка для фоторабот), цеп

(сельскохозяйственное орудие) цепь (ряд скрепленных друг с другом

металлических звеньев)» [2]

Практикум к заданию №5

I. Упражнения, направленные на формирование умения находить

паронимы в тексте, включать их в состав словосочетаний и предложений,

различать лексические значения однокоренных слов, похожих по

звучанию.

Упражнение 1. Составьте предложения с данными словами, обозначьте состав

однокоренных слов.

Повергнутыйподвергнутый; обвешенныйобвешанный; наметённый

наметанный; непромокаемыйнепроницаемый; розданныйраздавшийся.

Упражнение 2. Со словами ведущий и ведомый составьте предложения.

Попытайтесь придумать такие предложения, в которых эти слова были бы

разными частями речи. Обозначьте эти слова как члены предложения.

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные слова.

В нашем городе начал…сь _ _ _ большого химического комбината. Выстроили

новую _ _ _, потому что к нам приезжает много_ _ _.

Слова для справок: стройка, строительство; гостиница, гостиная;

командировочные, командированные.

Правильный вариант: В нашем городе началось строительство большого

химического комбината. Выстроили новую гостиницу, потому что к нам

приезжает много командированных. [4, с. 241-243]

Упражнение 4. Объясните разницу между словами в парах:

Войтивзойти, вздохнутьвдохнуть, деловойделовитый, усвоитьосвоить,

неизмеримыйнесоизмеримый, эффектныйэффективный, искусный

искусственный, одетьнадеть, главныйзаглавный, командированный

командировочный, сшитьпошить.

Упражнение 5. Из слов в скобках выберите нужное. (Правильный вариант

ответа выделен курсивом)

1.На девочке было (надето, одето) зимнее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не

отвечал. 3. Окружность и диаметр (несоизмеримые, неизмеримые) величины.

4 Все лето стояла (нестерпимая, нетерпимая) жара. 5. Из лесу мы возвращались

с (целой, цельной) корзиной грибов. 6. (Дефективные, дефектные) вещи

подлежат обмену.7 (Длительное, длинное) путешествие хотя и утомительно, но

очень полезно. 8 (Лесные, лесистые) озера очень красивы. [3, с.1718]

Упражнение 6. Выберите из скобок существительное, подходящее по смыслу к

каждому из прилагательных. (Правильный вариант ответа выделен

соответствующим шрифтом)

Гарантийный, гарантированный (ремонт, срок)

Генеральный, генеральский (чин, директор)

Земляной, землистый, земельный (цвет лица, участок, холм)

Защитительный, защитный (панцирь, аргумент)

Гармоничный, гармонический (ряд, голос)

Ледовый, ледяной (покров, ветер)

II. Нахождение и исправление речевых ошибок, возникших в

результате смешения паронимов.

Упражнение 1. Правильный вариант ответа выделен курсивом

А) Ах, неужели вы меня не признали? (не узнали)

Б) Его личность мне знакома: я вспомнил эту родинку на щеке. (лицо)

В) В конце вечера трибуну представили гостям. (предоставили)

Г) Одень пальто, на улице холодно. (надень)

Д) На мебель одели чехлы. (надели)

Е) Обновка так понравилась Лене, что она одевала ее и вертелась перед

зеркалом. (надевала)

Упражнение 2. (Из ученических сочинений). Правильный вариант ответа

выделен курсивом.

1.Ларина сама била ПРИДВОРНЫХ, если они не могли ей угодить» (дворовых)

2.Пушкин связан крепкими УЗЛАМИ с декабристами. (узами)

3.В эти дни в ГОСТИНИЦЕ Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение.

гостиной)

4.Писатель показывает «дно», которое ПРИГОТОВЛЕНО жестоким миром

неудачникам. (уготовано)

5.Заветы отцов ПЕРЕВОПЛОЩАЮТСЯ в жизнь. (воплощаются)

6.Татьяна любила вставать С ЗАРНИЦЕЙ. (с зарей)

7.Она охотно отдала бы эту ПРАЗДНИЧНУЮ жизнь за жизнь в деревне, где

она встретила Онегина. (праздную)

8.В ночлежке Костылева НА НАРТАХ ютятся ее обитатели. (на нарах)

9.Обломов был ЗНАМЕНЕМ своего времени. (знамением) [5, с.3233]

Список использованной литературы

1. Вишнякова, О.В. Словарь паронимов русского языка/ О.В. Вишнякова.

М.: Рус. яз., 1984. 352 с, ил.

2. Головина, Э.Д. Различай слова: Трудные случаи современного русского

словоупотребления. Экспресссправочник/ Э.Д. Головина. Киров. Кировская

областная типография, 1997. 312 с.

3. Гольцова, Н.Г., Шамшин, И.В., Мищерина, М.А. Русский язык. 10 11

классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г. Гольцова, И.В.

Шамшин, М.А. Мищерина. – 8-е изд., М.: ООО «Русское слово», 2011. 448 с.

4. Дидактический материал по русскому языку для VI класса: пособие для

учителей/ Л.Т. Григорян [и др.]; под ред. Л.Т. Григорян. М.: Просвещение,

1978. 318 с.

5. Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Секреты стилистики/ Д.Э. Розенталь, И.Б.

Голуб. М.: Рольф, 1996. 208 с.

6. Цыбулько, И.П. Методические рекомендации для учителей,

подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017

года по русскому языку [электронный ресурс]. Режим доступа:

http://fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy(Дата

обращения 31.10.2007)

7. Что такое паронимы в русском языке. Федерация Интернет

Образования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fio.ru (Дата

обращения 30.10.2017)

Выпишите номера предложений, в которых допущены ошибки употребление фразеологизмов 1 Это был настоящий грабеж с большой дороги, 2 Гости были удивлены яркости карнавала, 3 Нельзя всех мерить под одну гребенку, 4 Я быстро одел пальто и шапку и вышел, 5 Получив признание широких читательских масс, 6 Книгу переиздали, поэзия была для него книгой за семью печатями, 7 Кротким характером девушка выдалась в отца, 8 Со всех своих длинных ног она кинулась бежать, 9 Должность заведующего клуба была упразднена, 10 Обломов был знаменем времени.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обливион ошибка при запуске приложения 0xc000007b
  • Номера ошибок стиральной машины самсунг
  • Обливион ошибка память не может быть read
  • Номер ошибки 0x80040707 windows 10
  • Новогодняя елка стала любимым праздником нашего детства ошибка