Обломов опустился женясь на агафье пшеницыной ошибка

Найдите ошибки в образовании и употреблении деепричастных форм.
1. Обломов опустился, женясь на Агафье Пшеницыной. 2. Медведь, громко ревя от пчелиного улья, в то же время отмахиваясь от пчел. 3. На картине изображен мальчик, широко расставив ноги и уперевшись руками в колени. 4. Познакомясь с фигурой Николая Евграфовича, он показался мне очень вспыльчивым человеком. 5. Устное преподнесение материала лучше запоминается, нежели читая по бумажке.

Светило науки — 6486 ответов — 0 раз оказано помощи

Відповідь:

1. Обломов опустился, женИВШИСЬ на Агафье Пшеницыной. 2. Медведь, громко ревя от пчелиного улья, в то же время отмахиваЛСЯ от пчел. 3. На картине изображен мальчик, КОТОРЫЙ СТОИТ,  широко расставив ноги и уперевшись руками в колени. 4. ПознакомИВШИСЬ с  НиколаЕМ ЕвграфовичЕМ, Я РЕШИЛ, ЧТО он  очень вспыльчивыЙ человек.. 5. Устное преподнесение материала лучше запоминается, нежели ЧТЕНИЕ по бумажке.

Пояснення:

MariaAPlatonova

Светило науки — 46 ответов — 0 раз оказано помощи

Ответ:

1.женясь на Агафье Пшеницыной,Обломов опустился.

2. Медведь, громко ревя, в тоже время отмахивался от пчелиного улья

3.На картине изображён мальчик, широко расставивший ноги и упёршийся руками в колени.

4.всё верно

5.Устное преподнесение материала лучше запоминается, нежели чтение по бумажке.

9. Найдите ненормативное образование:

1) работенка, 2) объегорить; 3) обрулить; 4) грубость.

10. Найдите ненормативное прилагательное от слова лосось:

1) лососий; 2) лососевый; 3) лососячий; 4) лососиный.

11. Найдите нормативное прилагательное от слова акула:

1) акуловый; 2) акулячий; 3) акулиный; 4) акулиский.

12. Найдите нормативное прилагательное к слову афоризм:

1) афоризмовый; 2) афоризовый; 3) афористский; 4) афористичный.

13. Найдите правильно образованное слово:

1) упаковальщица; 2) упаковывальщица; 3) принюхиваться; 4) поднюхивать.

14. Найдите сложное слово, содержащее иноязычный корень:

1) сорвиголова; 2) автогонка; 3) ветродуй; 4) паровоз.

15. Укажите существительное, от которого можно образовать прилагательное с помощью суффикса -ск-:

1) сентябрь; 2) вес; 3) рыбак; 4) немец.

    1. Морфологические нормы.

Употребление имён существительных.
Задание 1. Укажите отклонения от современной нормы в упо­треблении форм рода имен существительных; дайте стилистическую оцен­ку вариантным формам рода.

I. 1. В Белой зале с участием князя образовались три жи­денькие кадрильки (Дост.) 2. Я не знал, что с собой делать, думая только одно: пренебрегу всем своим карьером, брошу полк, останусь навеки в деревне (Бун.). 3. Сахаров большой умница и хитрец, никогда ничего зря не делает (Стан.) 4. А фонарик, вот какая умница, вдруг погас на несколько минут (Светл.).

П. 1. По правде сказать, она мало походила на философа. Но еще меньше на агитаторшу. 2.Всемирный форум откроет­ся докладом председателя Международной демократической федерации женщин, известной общественной деятельницы, ученой Эжени Коттон. 3.Выступила лауреатка второй пре­мии Мицуко Ухида из Японии. 4. Руководители клубных кол­лективов досадуют: несколько артистов уже вышли замуж, и теперь заботы о семье могут отвлечь их от дела. 5. Рулевой Петька-гитарист, выдумщик и заводило.

Задание 2. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

Вульгарн… арго, рискован… антраша, звучащ… банджо, выдержан… бри, опасн… динго, красив… драпри, ярк… ин­диго, юн… кабальеро, больн… гну, забавн… гризли, крошечн… колибри, бескрыл… киви-киви, остроумн… конфе­рансье, маленьк… кули, прохладн… мацони, уважаем… кюре, сочн… манго, молод… марабу, сед… маэстро, прекрасн… пери, стар… рантье, заброшен… ранчо, матов… габбро, справед­лив… рефери, маленьк… цеце, увлекательн… шоу, установ­лен… эмбарго.
Задание 3. Образуйте словосочетания «существительное + при­лагательное» с приведенными сложносоставными суще­ствительными, самостоятельно подобрав прилагательные соответствующего рода.

Генерал-губернатор, женщина-космонавт, музей-квартира, платье-халат, вагон-ресторан, кресло-кровать, театр-студия, диван-кровать, автомат-закусочная, плащ-палатка, роман-газета, кафе-закусочная, человек-амфибия.

Задание 4. Составьте словосочетания с каждой из приведенных ниже форм слов.

В быте — в быту, в цвете — в цвету, в ряде — в ряду, в кру­ге — в кругу, в угле — в углу, на крае — на краю.

Задание 5. Употребите приведенные ниже слова и словосочета­ния в форме предложного падежа с предлогами на или в.

«Пир» Платона, пышный пир; «Лес» А. Островского, лиственный лес; «Аэропорт» А. Хейли, мо­сковский аэропорт; «Дым» И. Тургенева, едкий дым; «Вишневый сад» А. Чехова, вишневый сад.
Задание 6. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении формы падежа имен существительных.

1. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер.

2. Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвиным.

3. Купите мне пару чулок и две пары носок.

4. Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.

5. Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.

6. Собран большой урожай помидор.

7. Разделите все это на несколько равных доль.

8. Мы находились в самом большом цеху завода.

9. Документы нужно представить к первому августу.

10. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.
Задание 7. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, образуя формы рода имен существительных.

1. К завтраку был.. подан.. кофе с молоком.

2. Покупатель попросил дать ему примерить прав.. туфл..

3. В табел.. отмечается выполненная членами бригады работа.

4. Крыша сарая была прокрыта тол.. .

5. Стрелочник вовремя заметил, что лопнул.. лев.. рельс..

6. В магазине продается яблочн.. повидл..

7. Лесовоз проезжал по широк.. просек..

8. На лицо женщины был.. накинут.. траурн.. вуаль.

9. Кому приятно, чтобы ему наступили на любим.. мозоль.
Задание 8. Образуйте формы именительного падежа множе­ственного числа данных имен существительных.

Бухгалтер, веер, возраст, ворох, выговор, герб, госпиталь, диспетчер, договор, крем, маклер, месяц, округ, отпуск, оче­редь, паспорт, порт, почерк, прибыль, сторож, трюфель, шофер, штемпель, штабель.
Задание 9. Составьте словосочетания с каждой из приведенных ниже форм слов.

Верхи — верха, зубы — зубья, корпусы — корпуса, кренде­ли — кренделя, лагери — лагеря, образы — образа, ордены — ордена, ордеры — ордера, проводы — провода, соболи — со­боля, счеты — счета, тоны — тона, тормозы — тормоза, учите­ли — учителя, хлебы — хлеба.
Задание 10. Образуйте формы родительного падежа множествен­ного числа данных существительных:

а) валенки, кеды, носки, погоны, сандалии, сапоги, туфли, чулки;

б) антресоли, бубны, джинсы, кальсоны, консервы, лыжи, ма­кароны, очки, панталоны, шаровары, шахматы, шорты, ясли;

в) абрикосы, апельсины, бананы, лимоны, мандарины, по­мидоры, яблоки;

г) амперы, ватты, гектары, граммы;

д) гренадеры, гусары, партизаны, солдаты;

е) армяне, казахи, карелы, осетины, туркмены, хорваты, цыгане;

ж) брызги, вафли, клешни, кухни, ноздри, свечи, сопли;

з) блюдца, воскресенья, дела, коленца, кладбища, места, полотенца, увечья, ущелья, щупальца.

Употребление имён прилагательных.

Задание 11. Образуйте краткие формы имен прилагательных.

Безукоризненный, близкий, бессмысленный, голый, длинный, добрый, древний, искренний, мужественный, острый, полный, родственный, сильный, таинственный, теплый, торжественный, хитрый, хриплый, щуплый, умный, чуткий, яркий.
Задание 12. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

1. Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти. 2. Самое наибольшее количество пуделей и сеттеров было пред­ставлено на выставке более передового клуба кинологов. 3. Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие. 4. Эверест — самая высочайшая точка планеты, а Марианская впадина — самое глубочайшее место. 5. Сосиски показались ему более вкуснее, чем пельмени. 6. Как более деловой менеджер, Эпштейн добился выгодного сбыта свеклы в самый наикороткий срок. 7. Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим.
Задание 13. Найдите морфологические ошибки в предложениях, исправьте их.

1. Несмотря на чрезмерную гламурность, такой фасон вы­глядит более красивее. 2. Конечно, при таком взгляде на вещи менее удобнее признать нашу правоту. 3. Я не знаю, что для него в данной ситуации было бы наиболее лучше. 4. Когда я ем — нет зрелища более страшнее. 5. Мы уже давно поняли, что его взгляд на вещи престранен. 6. Конечно, такой политик просто слеп, однако оказывается, что есть еще слепее. 7. Этот фасон более женский, чем мужской. 8. Даже самый честнейший человек, попав в эту среду, становится бесчестнее. 9. Наиболее моднейший джемпер из всего этого разнообразия фасонов не столько фиолетов, сколько сиренев. 10. Этот государственный деятель не только чрезвычайно виден, но и хорошо известен всей стране.
Задание 14. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Ученик был способный к математике.

2. Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный — в следующем.

3. Подобный ответ бессмысленен.

4. У мальчика появились и более худшие привычки.

5. Стихи были удачные и по содержанию, и по форме.

6. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.

7. Комната низкая для такой мебели.

8. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.

9. Партия была отложена в более лучшем положении для белых.

10. Герой рассказа – маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.
Задание 15. Образуйте формы женского и среднего рода и множественного числа от следующих кратких прилагательных мужского рода.

Весел, вреден, глуп, груб, горд, глух, горек, густ, дешев, дорог, долог, дружен, жив, короток, крепок, молод, прав, пуст, редок, сыт, светел, тесен.
Употребление в речи имён числительных
Задание 16. Прочитайте фрагменты статьи о деятельности РЖД, правильно употребляя числительные.

В реализацию разнообразных проектов в Ленинградской области планируется вложить около 970 миллиардов рублей, в том числе в развитие железнодорожной инфраструктуры морских портов северо-запада — более 384 миллиардов. Всего в регионе будет построено около 260 км новых линий и 2,5 ты­сячи км вторых путей. Новый путепровод на станции «Обухово» длиной более 170 м связывает теперь Невский и Фрунзенский районы. Недавно был открыт путепровод Александровской фирмы, полная длина которого — более 730 м, ширина — около 23 м. Недавно в Россию прибыл суперсовременный скоростной поезд немецкой компании Simens, который пройдет испытания с максимальной скоростью движения не менее 275 км/ч; а всего ОАО «РЖД» закупит 8 составов со стоимостью, приближаю­щейся к 273,6 миллиона евро. Поезда будут курсировать на участке протяженностью около 450 км, соединяющем Петербург и Хельсинки, со средней скоростью около 220 км/ч.
Задание 17. Укажите ошибки в употреблении количественных чис­лительных (неправильное склонение числительного, ошибка в выборе падеж­ной формы существительного в количественно-именном сочетании, неоправ­данное согласование существительного с числительным при обозначении даты, немотивированный отказ от склонения числительного и др.); отре­дактируйте предложения.

1. В митинге участвовало более 4,5 тысячи горожан. 2. После индексации расходы ПФ выросли до 12,5 триллио­нов рублей в месяц, а доходы в лучшие месяцы не превысили 10,4 триллионов. 3. Метростроевцы обещают завершить строи­тельство трассы к 25 декабрю. 4. К 1 апрелю тысяча девятьсот восемьдесят восьмому году Мальцев выполнил эскиз на 1/20 размера живописного полотна. 5. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с ре­зультатом 125,55 баллов. 6. К зачету допускаются студенты, выполнившие три и более контрольных заданий. 7. Желаю­щим получить путевки для детей на время рождественских каникул следует внести по ста сорока пяти тысяч рублей. 8. Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не превышает триста тысяч рублей.
Задание 18. Дайте оценку употреблению в речи собирательных чис­лительных; в случае необходимости замените их количественными. Заме­ните количественные числительные собирательными там, где это нужно; от­редактируйте предложения.

    1. Четверым балеринам предложили участие в конкурсе. 2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят в декрет, и работать станет труднее. 3. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем по­ближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 4. Эти двести метров, отделяющие оба института, учебный и исследовательский, преодолеть не так уж трудно. 5. Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый. 6. Над этой темой работают пятеро научных со­трудников, о результатах они доложат на совещании. 7. Бла­годаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек. 8. Время существования в кос­мосе второго спутника — 93 суток. 9. Неизвестный отстрели­вался с обоих рук, бросил бомбу, но был сражен подскочив­шим на мотоцикле начальником уголовного розыска Трепаловым.

Задание 19. Найдите морфологические ошибки в предложениях, исправьте их.

1. За один визит на вечеринку Пэрис получает около полтора миллиона долларов. 2. Эта актриса прожила долгую жизнь и умерла только в двухтысячнопятом году. 3. На это было потра­чено около четыреста — пятьсот долларов. 4. Температура там поднимается до четыреста семидесяти пяти градусов. 5. На эти цели было выделено более шестиста одиннадцати миллионов рублей. 6. Он расплатился за свое легкомыслие пятистами долларов. 7. Здесь более пятьсот гектар земли занимают по­севы. 8. В исправительных заведениях на сегодняшний день находится свыше двухста тысяч заключенных. 9. На разбор завалов было брошено более трехсот сорок единиц техники.10.В течение полтора года продолжалось это безобразие. 11. Украина задолжала России сумму в размере пятьсот мил­лионов долларов. 12. На сегодняшний день нам не хватает сто шестьдесят тысяч.

Задание 20. Перепишите предложения, записывая числительные словами.

Пирамида Хеопса, сооруженная около 4600 лет тому назад, имела первоначально более 146,7 м в высоту и объем около 2 520 000 куб. м, а на ее строительство пошло около 2 350 000 известняковых монолитов. 2. Так вот, в те времена хозяйничал на горах Брендах знаменитый и грозный разбойник Мерзавио, самый страшный злодей из всех злодеев, со своими 21 подручным, 50 ворами, 30 воришками и 200 пособниками и укрывателями. (К. Чапек. Разбойничья сказка) 3.Железная дорога Петербург — Москва, построенная более 150 лет назад, была знаменита 184 мостами и отличалась от заграничных до­рог тем, что ширина ее колеи равнялась 1524 мм, а не 1435 мм. 4. Итак, когда прошел ровно год и один день, снова предстал Франтишек Король перед судом по обвинению в убийстве неизвестного человека и похищении 1 367 815 крон 92 гелле­ров и сверх того зубной щетки. (К. Напек. Бродяжья сказка) 5. Древнейшее из известных нам египетских судов было со­брано из 1224 частей и имело водоизмещение около 40 т и длину более 430 м.
Задание 21. Исправьте предложения, объясните ошибки

1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.

2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

3. Папанинцы пробыли на льдине двести семьдесят четыре суток.

4. Город находится в полуторастах километров от областного центра.

5. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.

6. Влажность воздуха составляет семьдесят шесть с половиной процентов.

7. Машины стояли у обоих ворот.

8. До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца.

10. Девятьметровый столетний дуб возвышался в центре поляны.

11. В соревнованиях участвовало двести сорок три юношей и девушек.

12. Каждому дали по пяти тетрадей.
Употребление в речи местоимений

Задание 22. Найдите ошибки в предложениях, исправьте их.

      1. Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ничего хорошего. 2. Лермонтов ставит перед собой задачу по­казать, какова же судьба молодого поколения, какие настроения типичны для них. 3. По обоим сторонам дороги посажены красивые деревья. 4. На этой картине изображена Мадонна, которая улыбается ребенку, играющему у своих ног. 5. Учитель попросил ученика прочитать вслух свою работу.

Задание 23. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года.

2. Сзади его шла нагруженная вещами телега.

3. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

4. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

5. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

6. Больной попросил сестру налить себе воды.

7. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого.

8. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.
Употребление в речи глаголов
Задание 24. От приведенных глаголов образуйте формы 1 -го лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями.

Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образо­ваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать.
Задание 25. Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного чис­ла, найдите различия в образовании форм каждого слова из данных пар. Чем отличаются полученные формы?

Родиться — рождаться; зажигать — зажечь; произнести — произносить; удаваться — удаться; выслать — высылать; выдавать — выдать; сослать — ссылать; плавать — плыть; осуществлять — осуществить.
Задание 26. Составьте предложения с глагольными формами, объ­ясните, почему нельзя смешивать эти формы и заменять одну форму другой.

Блистают — блещут; внимают — внемлют; капают — каплют; махают — машут; страдают — страждут; сыплют — сыпят; чтят — чтут.
Задание 27. Дайте оценку употреблению спрягаемых форм глаго­ла. Отметьте немотивированное использование глаголов настоящего време­ни в значении прошедшего и наоборот; укажите разнобой временных, ви­довых, видовременных форм. Отредактируйте предложения.

1. После окончания школы Ковалев поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию то­каря. 2. Московские голубеводы ежегодно проводят различ­ные состязания, во время которых пернатые преодолевали расстояние от 300 до 1500 км. 3. Покойный писатель высту­пает с заявлением протеста против фальсификации. 4. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но заду­манная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой. 5. Измученный, он забылся коротким сном, но вдруг просыпался от резкого толчка вагона. 6. Луч­ше всего он чувствовал себя в кругу учеников, которым по­стоянно бескорыстно помогает.
Употребление причастий
Задание 28. Найдите и исправьте ошибки, связанные с образова­нием причастных форм.

    1. Лошадь испугалась фотографа, выскочившегося из кустов. 2. Обозначим идею текста, которая заключается в призыве автора к прекращению вооруженных конфликтов и возрождении человеческих качеств, спасущих этот мир. 3. Поэт чувствует ближущиеся изменения в России. 4.Человек, изобретший вечный двигатель, получит премию. 5. Мы видим героя, пребываемого в хорошем настроении. 6.Профессору очень понравилась статуя, выставлявшая­ся на конкурс. 7.Стихи Пушкина легко читаемые. 8. Мы будем вести борьбу с организованными преступниками в правоохра­нительных органах. 9. Много сил отнимает работа, проведенная и планируемая учащимися школы (из газеты). 10. Нужно беречь это богатство, так тщательно собирающееся, хранившееся для нас и переданное нам нашими предками.

Употребление деепричастий
Задание 29. Найдите ошибки в образовании и употреблении дее­причастных форм.

1. Обломов опустился, женясь на Агафье Пшеницыной. 2. Медведь, громко ревя от пчелиного улья, в то же время от­махиваясь от пчел. 3. На картине изображен мальчик, широко расставив ноги и уперевшись руками в колени. 4. Познакомясь с фигурой Николая Евграфовича, он показался мне очень вспыльчивым человеком. 5. Устное преподнесение материала лучше запоминается, нежели читая по бумажке.
Задание 30

Русские люди очень часто в своей речи употребляют слово «авось»? Знаете ли вы, что это слово занимает важное место в русской культуре, и в частности, в русском способе мышления, отражает особенности русского характера?
Прочитайте статью А. Вежбицкой «Русское авось». Дайте свою оценку употребления слова «авось» в речи. Запишите ход своих рассуждений и сформулируйте вывод (объём текста 100-120 слов).
Русское авось

В русском языке имеется огромное количество частиц, передающих оценки и чувства говорящего и придающих особую окраску стилю речевого взаимодействия между говорящим и слушающим. Из европейских языков единственным языком, который в этом отношении мог бы составить конкуренцию русскому, является немецкий.

Однако среди русских частиц есть одна, о которой сами носители языка говорят, что она очень точно отражает ряд особенностей русской культуры и русского национального характера. Речь идет о частице авось.

Согласно данным толковых словарей (см., например, Ахманова и др. 1969) авось означает просто ‘возможно, может быть’, а связанное с этим словом выражение на авось имеет значение ‘в надежде на ничтожно малый шанс’. Между тем в русском, как, впрочем, и в большинстве других европейских языков, имеется еще одна модальная частица, гораздо ближе, чем авось, стоящая к таким английским словам, как может быть. Слово авось означает нечто иное, это не просто слово со значением ‘возможно’. Авось Иван это сделал?

Чтобы у читателя сложилось представление о том, как употребляется слово авось, приведу вначале два примера, взятые из Академического словаря (АН СССР 1957 — 61):

У меня голова болит; я вышла па воздух — авось пройдет (Тургенев).

Дороги [через реку] нечего было искать; ее вовсе не было видно; следовало идти на авось: где лед держит пока ногу, туда и ступай (Григорович).

Обратим внимание также и на пример из «Капитанской дочки» Пушкина:

Лучше здесь остановиться, да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам (Пушкин).

То, что частица авось занимает важное место в русской культуре, и в частности, в русском способе мышления, отражается в её способности аккумулировать вокруг себя целую семью родственных слов и выражений. Так, имеется, например, наречное сочетание на авось, означающее ‘действовать в соответствии с отношением, выраженным в слове авось’; есть существительное авось, обозначающее то самое отношение, о котором идет речь (так сказать, авось-отношение); есть глагол авосъкать со значением ‘иметь обыкновение говорить авось’ (ср. Даль 1955 [1882]: 4); есть существительное авоська, обозначающее сетчатую сумку (которая могла бы, возможно, окажись она под рукой, пригодиться), и др.

Чтобы понять ту роль, которую частица авось играет в русской народной философии и русском самосознании, рассмотрим следующие характерные примеры:

[Врач-онколог не хочет признаться себе, что у неё есть симптомы рака]. Сама-то для себя она пробавлялась русским авосем: а может быть обойдется? а может только нервное ощущение? (Солженицын).

Да понадеялся он на русский авось (Пушкин, циг. по Даль 1955 [1882]).

[Мальчик шестнадцати лет с опухолью кости отказывается от ампутации ноги, а друг мальчика пытается убедить его, что это необходимо]:

— А какая альтернатива?

— Что?

— Или нога или жизнь?

— Да на авось. А может — само пройдет?

— Нет, Дема, на авось мостов не строят. От авося только авоська осталась. Рассчитывать на такую удачу в рамках разумного нельзя (Солженицын).

[Реакции на Сталинградскую победу]:

Сперва, в пору отступления, это слово [русский] связывалось большей частью с отрицательными определениями: российской отсталости, неразберихи, русского бездорожья, русского авось… Но, появившись, национальное сознание ждало дня военного праздника (Гроссман).

Об огромной роли, которую «авось-отношение» играет в русской культуре, говорит бесчисленное количество передаваемых из поколения в поколение народных пословиц и поговорок (часто даже рифмованных). Даль (1955 [1882]) приводит (среди многих других) следующие примеры:

Авось, небось, да третий как-нибудь.

Держись за авось, поколь не сорвалось.

Авосьевы города не горожены, авоськины дети не рожены.

Кто авосьничает, тот и постничает.

Так что же все-таки означает «русское авось»? По существу это отношение, трактующее жизнь как вещь непредсказуемую: «нет смысла строить какие-то планы и пытаться их осуществлять; невозможно рационально организовать свою жизнь, поскольку жизнь нами не контролируется; самое лучшее, что остается делать, это положиться на удачу».

Таким образом, русская частица авось подводит краткий итог теме, пронизывающей насквозь русский язык и русскую культуру, — теме судьбы, неконтролируемости событий, существованию в непознаваемом и не контролируемом рациональным сознанием мере. Если у нас все хорошо, то это лишь потому, что нам просто повезло, а вовсе не потому, что мы овладели какими-то знаниями или умениями и подчинили себе окружающий нас мир. Жизнь непредсказуема и неуправляема, и не нужно чересчур полагаться на силы разума, логики или на свои рациональные действия.

(Анна Вежбицкая)

1.8 Синтаксические нормы
Задание 1. Выделите высказывания, которые содержат синтакси­ческие ошибки, связанные с неправильным порядком слов. Запишите исправленные варианты.

1.Когда подошел контролер, странный пассажир вынул билет из кармана с тремя дырочками. 2.Обе комедии ничуть не похожи на создания художественные и не принадлежат фантазии сочи­нителя. 3. Парень старший над всеми и сильный в спортзале под­нял штангу тридцать раз. 4. Оля съела бублик вместе с собакой. 5. Читатель видит на смертном одре мужество и выдержку князя Андрея. 6. Все это пророчило для нашей поэзии какое-то другим народам неведомое, своеобразное и самобытное развитие. 7. Одноклассники поняли и согласились с его возражениями. 8. Опытный, молодой человек требуется для работы с ино­странцами со знанием английского и немецкого языков. 9. Просьба сдавать весь металлолом в школу, который собран. 10. В актовом зале инсти­тута будет организована выставка работ детей из природного материала. 11. Продам иголки для шитья японского производства.
Задание 2. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.

      1. Стены украшают плакаты и флажки. 2. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 3. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии. 4. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 5. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевлённым предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности. 7. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 8. Кутузов, как показал Л.Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 9. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 10. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена.

Задание 3. Раскройте скобки, поставив глаголы в форме прошедшего времени единственного или множественного числа.

1.Большинство студентов первого курса, поступивших в вузы по окончании средней школы, успешно (сдать) зимнюю экзаменационную сессию. 2. Большинство заочников своевременно (выполнить) все контрольные работы. 3. Ряд вопросов, стоявших на повестке дня, за недостатком времени не (обсуждаться). 4. Ряд спортсменов нашего учреждения (стать) призёрами городских соревнований. 5. Двадцать один делегат (прибыть) на совещание. 6. Тысяча книг (поступить) в школьную библиотеку. 7. Миллион демонстрантов (заполнить) площади и улицы столицы.8.Много других подобных дум (проходить) в уме моём. 9. Семёрка велосипедистов (устремиться) вперёд. 10. Сотня ребят (разбежаться) во все стороны.
Задание 4. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1.Ряд столов стояли посередине аудитории.

2.Пять учеников подошло к экзаменационному столу.

3.Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.

4. На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

5. Тысяча человек отправилось в турне.

6. Прошли сто лет.

7. На экскурсию пошли всего десять школьников.

8.Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

9. Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики.

10. Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах.

11. Пациенты очень долго ждали врача, даже пожаловались заведующей, наконец врач пришла.

12.Медсестра сообщила пациенту, что врач Сидорова уже давно пришёл и ждёт его.

13. Молодая режиссёр поставила очень хорошую картину.

15. У нас главврач очень строгая.

Задание 5. Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определение с определяемыми словами.

1. Три (соседние — соседних) здания были построены недавно.

2. Квартира делилась на две (неравные – неравных) части.

3. Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны – сторон).

4.И первая, и вторая (половина – половины) встречи прошли в исключительно быстром темпе.

5. Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазом – глазами).

6. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях).

7. Вчера в магазине «Чакона» мною (было приобретено — были приобретены) несколько учебников по анатомии.

8. К сегодняшнему занятию по хирургии большинство учащихся (было хорошо подготовлено — были хорошо подготовлены).

9. Увидев тонущего человека, несколько человек (кинулось — кинулись) на помощь.

10. Несколько десятков парней и девушек (ожидало – ожидали) прибытия пригородного поезда.

11. Несколько препаратов, назначенных врачом, в аптеке (отсутствовало — отсутствовали).
Задание 6. Допишите, где нужно, окончания в приложениях – географических названиях.

1.Некоторое время он жил в городе Алма-Ат..

2.Упорные бои шли на реке Висл..

3.Родом он был из села Крюков..

4.Теплоход приближался к острову Кипр..

5.Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид..

6.Альпинисты остановились у подножия горы Казбек..

7.Поезд приближался к станции Тул..
Задание 7. Найдите ошибки в именном и глагольном управлении. Исправьте их.

1.Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей? 2. Мнение может варьироваться очень сильно. 3. Убедительная просьба тех, кто записался на праздничный новогодний вечер, сдать деньги до 29 декабря. 4. Только у нас и только сегодня выигрыш беспроигрышной лотереи достигает до тысячи рублей. 5. Майк Тайсон всегда жаждал к славе и стремился победы. 6.Бойкот наркотиков должен стать в России нормой 7. Я всегда импонировал теми политиками, которые честно выполняли свои обещания перед избирателями. 8. Мне было бы интересно узнать твое мнение и на эту проблему. 9. Никто не любит этого ученика, потому что он все время заискивает у учителя. 10. В литературе не содержится прямых указаний о том, какие именно значения подлежат сопоставлению.
Задание 8. Исправьте ошибки на управление, отредактируйте предложения.

1.Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2.Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме.4.Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 9. Равнодушие руководителей за судьбу подчинённых вызывает возмущение.10. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12.Аспирант должен представить отчёт в проделанной им работе. 13. Изобретатель удостоен высокой наградой.14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок.15. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 16. Мы наблюдали за солнечным затмением. 17.Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой. 18. Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды. 19. К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе. 20. Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов.
Задание 9. Найдите ошибки в употреблении однородных членов предложения. Запишите предложения в исправленном виде.

1. На педсовете были высказаны предложе­ния, пожелания и выводы об организации работы в следующем учебном году (из протокола). 2. На Кубе Папу Римского встре­чали Фидель Кастро, почетный караул и торжественный салют (из телепередачи). 3. Куприн — замечательный и один из моих любимых писателей (из сочинения). 4. И тогда ребенок четко и лучше запомнит эту историю (из сочинения). 5. Необходимо вла­дение и использование современных образовательных техноло­гий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе (из доклада). 6.Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной Думы (из телепередачи). 7. Бабушка очень любит и заботится о внучке (из сочинения). 8. Легендарная личность — это человек, являющийся леген­дой, и может вызывать восхищение у других (из изложения). 9. Ученик должен быть образован, воспитан, патриотичным и здоровым (из выступления). 10. Мы должны ценить и дорожить нашими ценностями (из сочинения).

Задание 10. В предложениях определите субъект действия для сказуемого и для деепричастия. Объясните, в чём состоят ошибки в построении деепричастных оборотов; отредактируйте предложения.

1.Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени. 2. Рассуждая таким образом, постепенно отпадали различные варианты. 3. Я думаю, что окончив институт, моя мечта сбудется. 4. Так, готовясь к походу, проходили дни. 5. Двигая валик в различных направлениях, лак равномерно распределяется по поверхности. 6. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 7. Ещё находясь в пути в комфортабельном вагоне, туристов по радио знакомят с городом, его историческими и архитектурным памятниками. 8. Строения разбираются, бережно доставляются в музеи, выбрав подходящее место, снова собираются. 9. Уходя домой после ночной смены, оборудование накрывалось, чтобы дать возможность строителям продолжить днём вести нужные работы.

Задание 11. Распределите высказывания с деепричастными обо­ротами на три группы в зависимости от типа ошибки (дее­причастие относится к безличной конструкции; субъект не соотнесен с действием, выраженным деепричастием; дее­причастие относится к пассивной конструкции). Отредактируйте предложения.

  1. Сдавая экзамен, необходимо накануне выспаться. 2. Поднявшись на небольшой пригорок, перед нашим взором открылся поражающий своим великолепием вид. 3. Побив все рекорды продаж, книга написана молодым малоизвестным автором. 4. Читая пятую главу романа, сразу же открывается пророческий смысл этих строк. 5. Отойдя недалеко от дома, справа от меня, на болоте, темной стеной стоял лес. 6. Перед нами простиралась безграничная степь, смотря вдаль, в душе просыпалось сильное стремление к свободе. 7. Гуляя по берегу, море плескалось у наших ног, и нежный ветерок колыхал лен­точки на ее шляпке. 8. Послушав лекцию по истории о Великой Отечественной войне, передо мной возникли героические об­разы полководцев.

Задание 12. Передайте чужую речь с помощью конструкций с косвенной речью. Используйте глаголы, передающие от­ношение говорящего к ситуации и собеседнику.

1.Отец сыну: Эх, сынок, мало времени ты уделяешь учебе! 2.Девушка подруге: Ах, я так рада, что ты пришла ко мне в гости. 3.Молодой человек девушке: Ты нравишься мне, и я долго не мог сказать тебе об этом, но теперь признаюсь. 4. Учитель дежур­ному: Дежурный, вытрите, пожалуйста, с доски. 5. Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души»: Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?
Задание 13. Найдите и исправьте в тексте все ошибки, связанные с передачей чужих слов.

Татьяна Ларина написала Онегину, что в вашей воле меня презреньем наказать. Сначала она хотела молчать, написав ему, что моего стыда вы не узнали б никогда. Главная героиня открыла возлюбленному, что если бы она имела надежду хоть редко, хоть в неделю раз видеться с ним, Татьяна не написала бы своего знаменитого письма. Старшая сестра Ольги спрашивает, зачем вы посетили нас? Татьяна вспоминает, как Онегин чуть вошёл, она вмиг узнала, что это именно тот человек, о котором она мечтала. Влюбленная в Онегина, Ларина считает, но так и быть, и отныне вручает ему судьбу.

Задание 14. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1.Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.

2. Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны.

3.Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

4.Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках.

5.Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах.

6.Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

7.Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

8.В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и др.

9.Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны.

10.Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике.

11.Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя.

12.Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

13.Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.

14.Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.

15.На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит человек, которого отправили в больницу.

16.На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.

17.Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.
Задание 15 . Какие нормы нарушены в следующих предложениях?

1.Картина с деревьями, наклонившиеся к воде.

2. Не вечна ни весна, ни лето.

3. Эта книга научила меня смелости, честности и уважать людей.

4. Читая книги, мне стало интересно жить.

5. Тропинка была покрыта проваливающимися снегом под ногами.

6. Этот человек научил меня многому, которого я встретил в юности.

7.Отец сказал, что я ещё подумаю над твоим предложением.

8. Мальчик быстро побежал по дороге. И упал.
Задание 16. Прочитайте текст. Прокомментируйте ошибки, допу­щенные автором. Отредактируйте текст.

Приводя меня в ужас, я чувствую боль в пояснице. Я встаю с постели, хожу по комнате, но боль не утихает. Я встречаю соседку, и она, словно молодея лет на десять, сообщила мне радостную новость. Она вылечила свою поясницу.

Теперь я знаю, что, желая излечиться, необходимо пойти в аптеку и купить удивительный препарат «Неболин». Приходя в аптеку, меня мучают сомнения: а вдруг принимая таблетку, нельзя будет ходить по утрам на лыжах. Обладая низкой ценой, лекарство можно купить в любой аптеке, даже самой небольшой. Будучи уверенным в избавлении от боли, лекарства покупались мной с ожиданием выздоровления.

Врач пояснил, что, добиваясь устойчивых результатов, необ­ходимо отрегулировать обменные процессы, очищая организм от накопившихся шлаков.

Принимая препарат «Неболин» ежедневно по три раза, боль ушла; уже через две-четыре недели, можно добиться ощутимых результатов и убедиться в том, что чудодейственное лекарство есть.

Принимайте «Неболин», забыв о боли.

    1. Пунктуационные нормы

Задание 1. Кому принадлежат эти заслуги в области хирургии?

Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

Кто был этот человек?

Великий русский хирург, будучи как-то у знакомого скульптора, увидел,

как действует гипсовый раствор на полотно: гипс быстро застывает и полотно становится очень прочным. У него возникла мысль использовать это свойство в хирургической практике. В Крымскую войну он первым ввёл в практику гипсовую повязку, и врачи противника пытались дознаться у пленных , как русский хирург обходится без ампутаций, как ему удаётся сохранять солдатам руки и ноги.

Первооткрывателями эфирного наркоза были доктор Мортон из американского штата Массачусетс и Чарльз Джексон из Бостона – учитель Мортона.

Уже через год этот замечательный русский хирург сделал триста операций с применением наркозных масок и в 1847 году продемонстрировал преимущества нового способа обезболивания в действующей армии на Кавказе; при обороне Севастополя провёл почти десять тысяч операций под наркозом.

Впервые в России он применил свой метод обезболивания при трудных родах.

Ему принадлежит разработка новых способов введения анестезирующего вещества непосредственно в кровяное русло, получившего название «русского метода», а также через прямую кишку. В 1848 году он впервые применил для обезболивания наркозные смеси хлороформа с эфиром.

Его, русского хирурга, по праву считают основоположником военно-полевой хирургии.
Задание 2. Расставьте знаки препинания в тексте.

Н.И. Пирогов

«Чудесным доктором» называли в народе Николая Ивановича Пирогова замечательного русского врача и ученого.

Н.И. Пирогов родился в Москве. Сын небогатых родителей внук крепостного крестьянина он рано узнал нужду. Из-за бедности ему пришлось оставить учение в частном пансионе но случай помог ему. У Пироговых часто бывал Е.О. Мухин известный московский врач профессор университета. От его взгляда не ускользнул необычный интерес Николая внимательно следившего за каждым словом и движением врача у постели больного брата.

Мухин отправил его четырнадцатилетнего подростка экзаменоваться на медицинский факультет Московского университета. Вступительные экзамены Николай выдержал наравне со всеми.

Пирогов прекрасно окончил университет. Для подготовки к профессорской деятельности он отправился в Юрьев (ныне Тарту) небольшой город в Эстонии. В хирургической клинике университета Пирогов юноша двадцати двух лет выступил с первым научным исследованием показавшим его талантливым ученым.

Невозможно сосчитать количество операций сделанных Пироговым замечательным хирургом в те годы в клиниках госпиталях больницах

Прошло четыре года. Он молодой ученый уже настолько превзошел своих сверстников обширностью знаний и блестящей операционной техникой что смог в 26 лет стать профессором Юрьевского университета.

Н.И. Пирогов крупнейший специалист в области медицины оставил после себя также много работ по вопросам педагогики.
Задание 3.Пунктуационные парадоксы. Выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания в каждом нижеуказанном случае.

1) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

2) В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

3) Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

4) Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
Задание 4. В следующем предложении знаки препинания можно расставить шестью способами. Сколько способов вы найдёте?

1)Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

2)Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

3)Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

4)Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

5)Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

6)Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.
Задание 5. Пунктуационный анекдот.

Он повествует о путешественнике, который в момент опасности обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую». Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота. Он подумал и нашёл выход: ни одним словом не нарушил своего обещания и сохранил большую часть своих денег.

Задание: раскройте секрет хитрого путешественника.
Задание 6. Разбейте текст на предложения и запишите его. Поставьте недостающие знаки; где надо, строчные буквы замените прописными. Укажите признаки предложения. Проанализируйте его интонационную структуру.

А тут скоро и земля обсохла душистые берёзовые почки распустились вспахиваются огороды сколько выползает на свет разных червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок то-то раздолье скворец никогда не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, как ласточки, ни на дереве, как поползень или дятел его корм на земле и в земле и знаете, сколько истребляет он в тече-ние лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес в тысячу раз больше собственного веса.

(А.И. Куприн)

Раздел 2. ТЕКСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Мне кажется одна из проблем отношений Ольги и Ильи — это эротическая нереализованность. Конечно прогулки при луне среди сиреней — прекрасны, но они не могут длиться вечно.

Обломов — как человек с нормальным напряжением пола — все время хотел перейти заветную черту. Он хотел поцелуя, он в мечтах о свадьбе — если помните — всегда шел дальше алтаря, он хотел быть близок с любимой.

Любимая этого не хотела. Она хотела его дел. Любовалась, как она хорошо его исправляет. К близости она практически не стремилась. Вопрос: и как бы они жили после свадьбы? Дела, дела, дела? Ну и какая тут семейная жизнь?

Ольга редко говорит слова любви, нет «искренних излияний», все утилитарно… У Ольги, как сказал бы Розанов, слабое напряжение пола. Ей не нужен ОБломов, как мужчина.

А вот Обломову женщина нужна, вот ведь еще А. Григорьев писал, что «Агафья более женщина, чем ОЛьга».

И ОБломов, если не разумом, то сердцем это инстинктивно чувствует, и тянется к этой женственности исподволь.

Но в заглавие вопроса вынесены две разные темы: почему он расстался с Ольгой — а рассталась то в основном Ольга, и почему он сблизился с Агафьей.

Но хотя расставалась Ольга, а Илья, напротив, старался еще что-то-там уладить, но все же охлаждение началось именно с переезда к Агафье.

Там — хотя бы одними взглядами (впрочем и прикосновениями — он же все время пытается прикоснуться) начинает удовлетворяться потребность в элементе эротики в жизни. И удовлетворяется она… уже не Ольгой…

И уже удаление от Ольги (Ольга же его от себя и отдаляла — не давала поцеловать, обнять, отдалила срок свадьбы «ну ты иди, дела устрой») — и, как следствие, притяжение к другой.

Ольгу, наверное, тоже нельзя осуждать, ну не было и не было желаний…

Отношения бедной вдовы Агафьи Пшеницыной и ленивого барина Ильи Обломова представляют собой одну из любовных линий в этом произведении.

Смотрите: 
— Все материалы по роману «Обломов»

Илья Обломов и Агафья Пшеницына в романе Гончарова «Обломов»

Знакомство Обломова и Агафьи

Агафья Пшеницына является хозяйкой дома на Выборгской стороне, где Обломов снимает квартиру. Во время первой встречи Обломов отмечает, что в Агафье Пшеницыной есть что-то особенное, «есть что-то такое»:

«Какая она… простая, – подумал Обломов, – а есть в ней что-то такое… И держит себя чисто!» (часть 3 глава III)

Однако на этом этапе Обломов не рассматривает Агафью как возможную жену для себя. В это время он встречается с Ольгой Ильинской и собирается жениться на ней.


Разрыв с Ольгой и болезнь 

Когда Ольга и Обломов разрывают отношения, они оба тяжело переживают эту утрату.  Обломов впадает в горячку и долго болеет. В это время он продолжает жить в доме Агафьи Пшеницыной. Заботливая и хозяйственная Агафья ухаживает за больным жильцом, бережет его покой и ходит в церковь, чтобы помолиться за его здоровье:

«…она просиживала у его постели, не спуская с него глаз, до ранней обедни, а потом, накинув салоп и написав крупными буквами на бумажке: «Илья», бежала в церковь…» (часть 4 глава I)

Общее хозяйство Обломова и Пшеницыной

Наконец спустя год после разрыва с Ольгой Обломов приходит в себя. Он предлагает Агафье объединить их два хозяйства в одно – ради общего удобства:

«…Обломов, видя участие хозяйки в его делах, предложил однажды ей, в виде шутки, взять все заботы о его продовольствии на себя и избавить его от всяких хлопот…» (часть 4 глава I)

Агафья с радостью соглашается на это предложение. Теперь она может вести одно большое хозяйство и создавать еще больше уюта для Обломова. Закупка продуктов, заготовка солений и варений – теперь все это Агафья делает в обширных размерах:

«Все пошло на большую ногу; закупка сахару, чаю, провизии, соленье огурцов, моченье яблок и вишен, варенье – все приняло обширные размеры…» (часть 4 глава I)

Сближение Обломова и Пшеницыной

Отношения Агафьи Пшеницыной и Ильи Обломова развиваются. Жизнь под одной крышей сближает их. Незаметно Обломов становится членом семьи Пшеницыных:

«А теперь, когда Илья Ильич сделался членом ее семейства, она и толчет и сеет иначе…» (часть 4 глава I)

 «Он каждый день все более и более дружился с хозяйкой…» (часть 4 глава I)

В результате Агафья влюбляется в Обломова:

«…полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку…» (часть 4 глава I)

Это первая влюбленность в жизни Агафьи Пшеницыной. До этого она никогда никого не любила: за покойного мужа она вышла замуж не по любви. Теперь же в свои 30 лет она неожиданно для себя открывает чувство любви к мужчине: 

«…какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки…» (часть 4 глава I)

«За что или отчего полюбила она его именно, отчего, не любя, вышла замуж, не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на нее нашло?..» (часть 4 глава I)

Для Агафьи Пшеницыной Обломов является редким, особенным мужчиной. Раньше она никогда не общалась так близко с людьми из обеспеченного и образованного дворянского общества, к которому принадлежит Обломов:

«…Агафья Матвеевна мало прежде видала таких людей, как Обломов, а если видала, так издали, и, может быть, они нравились ей, но жили они в другой, не в ее сфере, и не было никакого случая к сближению с ними…» (часть 4 глава I)

Агафья любит Обломова таким, какой он есть, ленивым и апатичным барином. Для нее он уже достаточно хорош. Она ничего не требует от него и не подталкивает к «подвигам», как это делала Ольга Ильинская:

«Никаких понуканий, никаких требований не предъявляет Агафья Матвеевна…» (часть 4 глава I)

При этом сама Агафья не сразу отдает себе отчет в том, что ее чувства к Обломову и есть любовь:

«…чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой…» (часть 4 глава I)

Обломов долго время не догадывается о том, что его заботливая хозяйка Агафья влюблена в него. Первое время он воспринимает ее заботу и доброту как часть ее характера:

«У Обломова не были открыты глаза на настоящее свойство ее отношений к нему, и он продолжал принимать это за характер…» (часть 4 глава I)

Сначала Обломов просто испытывает симпатию к Агафье, он с интересом смотрит на нее, любуясь ее красивой, полной фигурой:

«А ведь он пялит глаза на мою сестру…» (слова Мухоярова, часть 3 глава X)

«Он охотно останавливал глаза на ее полной шее и круглых локтях…» (часть 4 глава I)

Любовь Обломова и Агафьи Пшеницыной

Взаимная симпатия между Обломовым и Агафьей растет. Наконец Илья Ильич делает первый шаг: он говорит с Агафьей о любви и целует ее в шею. Та не отталкивает его, но и не проявляет особых эмоций. Она ведет себя так же спокойно, как лошадь, на которую надевают хомут:

«– Скажите, что, если б я вас полюбил?

Она усмехнулась.

– А вы бы полюбили меня? – опять спросил он.

– Отчего же не полюбить? Бог всех велел любить.

– А если я поцелую вас? – шепнул он, наклонясь к ее щеке, так что дыхание его обожгло ей щеку.

– Теперь не Святая неделя, – сказала она с усмешкой.

– Ну, поцелуйте же меня!

– Вот, Бог даст, доживем до Пасхи, так поцелуемся, – сказала она, не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут. Он слегка поцеловал ее в шею.« (часть 4 глава I)

Судя по всему, Обломов по-своему любит Агафью, но эта любовь не похожа на любовь к Ольге. Он испытывает к Агафье спокойное и ровное чувство:

«Он глядел на нее с легким волнением, но глаза не блистали у него, не наполнялись слезами, не рвался дух на высоту, на подвиги. Ему только хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей…» (часть 4 глава I)

Когда Андрей Штольц спрашивает Обломова, любит ли тот Агафью, Обломов отшучивается. Вероятно, он просто стыдиться признаться Штольцу в своей любви к этой простой и малообразованной женщине. Обломов понимает, что Агафья имеет мало общего с его дворянским окружением и что Штольцу она не очень нравится:

«– Ты говорил о ней с таким жаром, что, право, я начинаю думать, что ты ее… 

– Любишь, что ли, хочешь ты сказать! Помилуй! – перебил Обломов с принужденным смехом…» (часть 4 глава VII)

Брак Обломова и Агафьи Пшеницыной

Отношения Обломова и Агафьи плавно перетекают в брак. Герои женятся. Вскоре у них рождается сын Андрюша. Обломов дает сыну это имя в честь своего лучшего друга Андрея Штольца:

«– Эта женщина… что она тебе… 

– Жена! – покойно произнес Обломов. 

– А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе!..» (часть 4 глава IX)

Став женой Ильи Обломова, Агафья (уже Агафья Обломова) чувствует себя очень счастливой. Она любит мужа всем сердцем:

«Она так полно и много любила: любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина…» (часть 4 глава X)

Обломов по-своему тоже счастлив с Агафьей. Комфортная и уютная жизнь с ней напоминает ему жизнь в любимой деревне Обломовка:

«Он не раз дремал под шипенье продеваемой и треск откушенной нитки, как бывало в Обломовке…» (часть 4 глава IX)

Отношения Ильи Ильича и Агафьи длятся 7 лет и заканчиваются со смертью Обломова:

«На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего было ей желать больше, некуда идти…» (часть 4 глава X)  

 Агафья Пшеницына после смерти Обломова

После смерти Обломова жизнь Агафьи, по сути, останавливается. Убитая горем женщина долго не может прийти в себя:

«…в кладбищенской церкви, куда каждую неделю приходила молиться и плакать безутешная вдова…» (часть 4 глава X)

«Вон она, в темном платье, в черном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень, по-прежнему отворяет и затворяет шкафы, шьет, гладит кружева, но тихо, без энергии, говорит будто нехотя, тихим голосом…» (часть 4 глава X)

После смерти мужа единственной радостью в жизни Агафьи остается ее сын Андрюша Обломов:

Это была история отношений Ильи Обломова и Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов» Гончарова: описание любви, отношений, взаимоотношений героев. 

            Можно ли утверждать, что, женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал.

Часто двигателем сюжета в произведении служит любовный конфликт. Так происходит и в романе И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой в первую очередь проходит через любовь, которая раскрывает его. Илья Ильич Обломов сначала ощущает на себе благотворное влияние любви Ольги Ильинской, а затем проходит через простую любовь Агафьи Пшеницыной. Так почему же главный герой все-таки выбирает Пшеницыну? Можно ли назвать её идеалом Обломова?

Обе женщины любят его. Но чувства их выражаются по-разному. Ольга Ильинская – умная, гармоничная, возвышенная, красивая – обращает внимание Обломова на себя. Её же привлекает доброта и нежность мужчины. Их отношения быстро развиваются, а симпатия между героями растет: «Между тем симпатия их росла, развивалась и проявлялась по своим непреложным законам». Но почему же эти отношения закончились разрывом?

Идеал жизни для Обломова – это спокойствие, стабильность и умиротворение. И идеальной для героя женщиной может стать та, которая будет способна обеспечить надежный, спокойный, семейный очаг, жизнь, в которой каждый день похож на предыдущий. Ольга Ильинская стремится переделать главного героя, сделать из него целеустремленную яркую личность.

Агафье Пшеницыной, в отличие от Ильинской, удается создать для главного героя «идеал» жизни, небольшую Обломовку, обеспечить стабильность, спокойствие. Она любит Обломова таким, какой он есть, бескорыстно и самозабвенно: «…чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой…» Пшеницына не требует от героя совершенствования, развития, действий. Это и есть его идеал.

Таким образом, идеалом Ильи Ильича Обломова становится не Ольга Ильинская, а простая Агафья Пшеницына. Именно она может обеспечить ему уютные условия Обломовки, бездействия, апатии и лености. 

image

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нормотворческая ошибка это
  • Обломов был знаменем своего времени ошибка
  • Нормативно эстетические ошибки
  • Обливион ошибка при запуске приложения 0xc000007b
  • Номера ошибок стиральной машины самсунг