В жизни каждого человека случается ситуация, когда он сталкивается с выбором между тем, что происходит на самом деле, и между тем, что ему доказывают. Иногда нам совершенно точно кажется, что мы за гранью правды, а иногда мы даже не подозреваем, что нас пытаются обмануть. Чтобы найти выход из этой ситуации, нужно различать между нечестным поведением собеседника и искренней ошибкой.
Обман – это сознательное и целенаправленное действие, которое направлено на наведение в заблуждение других людей. Обманщик знает, что он говорит неправду и намеренно скрывает от нас правду, чтобы добиться своих интересов. Например, он может предлагать нам выгодную сделку, которая на самом деле является ловушкой. В такой ситуации нужно быть внимательными и не доверять словам настолько, чтобы не принимать поспешных решений.
Ошибка, с другой стороны, – это непреднамеренное и искреннее заблуждение, которое произошло из-за недостаточной информации или неправильного толкования существующей информации. Иногда люди могут ошибаться по доброй воле, не желая кому-либо навредить. Например, они могут неправильно понимать специализированную терминологию, что приводит к не верным выводам. В таком случае нужно проявлять терпение, общаться с человеком и пытаться донести до него правильную информацию.
Лучший метод различать обманчивое поведение и случайные ошибки – это анализировать ситуацию и изучать информацию как можно более беспристрастно. В любом случае, лучшим средством для борьбы с обманом и ошибками являются знания и образование.
Содержание
- Обман и ошибка: как их различить?
- Разница между обманом и ошибкой
- Причины возникновения обмана и ошибки
- Как избежать обмана и ошибок?
- Что делать, если столкнулись с обманом или ошибкой?
Обман и ошибка: как их различить?
Обман и ошибка – два понятия, которые могут привести к негативным последствиям. Но как понять, что произошел обман, а что – ошибка?
Ошибки – это непреднамеренные действия, которые могут быть связаны с незнанием, невнимательностью или техническими проблемами. Ошибка возникает, когда человек не может сделать то, что планировал из-за объективных причин, которые скрыты от него. К примеру, вы можете подать заявление на получение кредита со всеми необходимыми документами, но возникнет техническая ошибка в банковской системе, которая не позволит совершить операцию.
Обман – это ситуация, когда действия человека были намеренно направлены на то, чтобы получить личную выгоду, обмануть другого человека или организацию. Обманчивые манипуляции могут быть направлены на получение финансовой выгоды, устройство на работу или получение определенных привилегий. Различить обман можно по тому, что за ним стоит намерение получить что-то в своих интересах.
Чтобы избежать проблем, связанных с обманом или ошибкой, нужно проявлять внимательность и проверять информацию, а также контролировать свои действия и уметь отличать чужие намерения.
Разница между обманом и ошибкой
В нашей жизни случаются ситуации, когда мы ошибаемся или нас обманывают. Типичная ошибка возникает в результате недостаточно просчитанного действия или принятии решений в условиях неопределенности. Обман же это однозначное преднамеренное действие с целью получения материальной выгоды или психологического удовлетворения за счет введения другого человека в заблуждение.
На первый взгляд, разница между обманом и ошибкой не такая уж и велика, но на самом деле она имеет существенное значение. Ошибка может возникнуть по незнанию или недостаточному опыту, и ее можно и нужно исправлять. Обман же создает условия для злоупотребления чужим доверием и чаще всего не подлежит исправлению.
Как правило, люди ошибаются чаще, чем обманывают. Ошибка в большинстве случаев не имеет негативных последствий, не причиняет ущерба другим людям и может быть скорректирована в течение короткого периода времени. Обман же может нанести серьезный вред, как материальный, так и эмоциональный, поэтому важно уметь отличать эти два понятия и не допускать их применения в отношении других людей.
Причины возникновения обмана и ошибки
Обман и ошибка – две разные вещи, но могут возникать похожие причины.
- Недостаток информации. Когда человек не имеет всех фактов и данных, он может быть склонен делать неверные выводы. Это может привести к ошибкам в принятии решений, которые потом приведут к обману.
- Отсутствие доверия. Когда люди не доверяют друг другу, это может привести к обману. Если есть подозрение, что ваш партнер или коллега скрывает информацию, то вероятность обмана высока.
- Личные интересы. Люди могут обманывать или делать ошибки, чтобы защитить свои личные интересы. Это может происходить в бизнесе, политике и в сфере межличностных отношений.
- Стресс и усталость. Когда человек перегружен работой или испытывает эмоциональный стресс, он может сделать ошибки или не обратить внимание на некоторые детали, что в будущем может привести к обману.
Важно различать обман и ошибки и понимать их причины. Это поможет избежать недоразумений и конфликтов в личной и профессиональной жизни.
Как избежать обмана и ошибок?
1. Будьте внимательны. Не доверяйте слишком быстро людям и не принимайте быстро решения. Отдайте себе отчет в том, что обман и ошибки могут привести к негативным последствиям.
2. Проверяйте информацию. Прежде чем принимать решения, необходимо проверить факты и получить достоверную информацию. Иногда даже небольшая деталь может сильно повлиять на результат.
3. Следите за собственными эмоциями. Часто мы принимаем решения, основываясь на эмоциях, а не на рассудительности. Не торопитесь, не поддавайтесь на провокации, оставляйте себе время на размышления и анализ ситуации.
4. Сотрудничайте с надежными партнерами. Если вы работаете с другими людьми, выберите тех, на которых можно положиться и которые гарантируют качество и честность.
5. Учитеся на своих ошибках. Никто не застрахован от ошибок. Однако главное – это учиться на них и не повторять их в будущем.
Что делать, если столкнулись с обманом или ошибкой?
Первое, что необходимо сделать, — сохранить спокойствие и не паниковать. Спокойно анализируйте ситуацию, чтобы понять, был ли это обман или ошибка. Не принимайте поспешных решений, особенно если на кону стоят значительные деньги или личная безопасность.
В случае обмана необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы и сообщить информацию о случившемся. Если вы стали жертвой мошенничества или другого вида преступления, необходимо обратиться в полицию и оформить заявление. Важно собрать как можно больше доказательной информации, чтобы сделать вашу жалобу более убедительной.
Если речь идет об ошибке, необходимо связаться с тем, кто ее допустил, и попросить исправить ситуацию. Например, если банкомат выдал вам меньшую сумму, чем вы запросили, обратитесь в банк и запросите возврат разницы. Если доставка товара была задержана или вы получили неправильный товар, свяжитесь с продавцом и попросите исправить ситуацию.
В любом случае важно оставаться вежливым и корректным в общении с людьми, чтобы урегулировать ситуацию в наилучшем виде.
Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?
Некоторые люди, заводя речь о таких понятиях, как обман и ошибка, довольно часто путают их, не до конца осознавая, в чем же заключается сущность этих слов. На самом же деле между обманом и ошибкой имеется ряд существенных отличий.
Обман
Каждый человек хотя бы раз в своей жизни кого-либо обманывал, выполняя это действие либо во благо ближнего (этого требовали обстоятельства), либо в свое личное благо. Обман, как бы это не стремились опровергать самые строгие ревнители нравственности, является неизбежным и неотъемлемым атрибутом любого человеческого общества, существовавшего когда-либо в истории.
Виды обмана
Обман бывает разным. Психологами выделены следующие виды обманов:
Невольный
Человек может обманывать другого, даже не подозревая, что делает это. К примеру, он может владеть информацией, которая давно устарела и потеряла свою актуальность. Человек может подсказать своему соседу время расписания электричек, не ведая о том, что график прибытия и отбытия уже давно изменен.
Вынужденный
В данном случае субъект полностью осознает свои действия и поступки, которые он выполняет. Обман такого рода в свою очередь разделяется на 2 категории: обман во благо другого человека и обман ради личной выгоды.
Когда человек обманывает другого (последнему же во благо), то желает он это исключительно из гуманных альтруистических побуждений. Так люди могут утаивать от смертельно больного родственника его настоящий диагноз, либо это делает врач, из благих побуждений, обманывая тяжело больного пациента. Мать может скрывать от собственного сына измены его супруги, чтобы не причинить любимому чаду психологическую травму. В таком случае обманывающий человек в первую очередь думает о благе другого, даже если оно достигается не совсем честным путем.
Но нередко обстоятельства могут сложится таким образом, когда внутренний голос человеку намеренно диктует слова обмана. Муж задерживается после работы в баре с друзьями, ли проводит вечер со своей любовницей: однако жене он скажет, что на работе очень много дел, которые и стали причиной его задержки.
Сознательный
В таком случае человек будет заранее продумывать всю стратегию обмана тщательным образом. Таким образом, действуют мошеннические схемы, предлагающие заработок в интернете, работу в сфере сетевого маркетинга и так далее. На несчастье других таким способом люди стараются построить свое личное счастье.
Стоит ли обманывать
Обман является неотъемлемой частью жизни любого общества. Стоит ли обманывать других людей, каждый человек решает для себя сам. Для одних обман становится образом жизни, другие же пытаются построить свое счастье исключительно на правде и моральных нормах.
Ошибка
Ошибкой принято называть какое-либо несоответствие с эталоном (ошибка в математическом примере – недопонимание правил, ошибка в выборе друзей – неумение выбирать людей для общения).
Не существует на свете такого человека, который не совершал бы ошибок. Они в свою очередь могут быть большими или маленькими, могут влечь за собой последствия. Однако не каждый может самому себе признаться в том, что он мог где-то совершить просчет и допустить ошибку.
Не все могут осознать тот факт, что они могли допустить где-то промах и ошибиться. Человеку свойственно ругать окружающих за свои неудачи, но только лишь не самого себя.
Ошибка, по мнению многих психологов, является поводом взглянуть на свои свершенные дела под иным углом зрения. Не ошибаться может лишь тот, кто не стремится совершать никаких действий, а таких людей практически и не существует.
Слушать стороннюю критику способен не каждый, ведь неприятно, что кто-то чужой указывает человеку на свершенные им ошибки. Однако все же большинство старается, услышав в свой адрес критику, начать копаться в самих себе, искать, где именно они совершили ошибки, начинают их стремительно исправлять, чтобы избежать последующей нападки со стороны жестоких критиков.
Источник
Методика «Сравнение понятий»
Цель: исследование логического мышления, процессов анализа, синтеза и обобщения.
Материалы и оборудование: тестовый бланк с 22 парами понятий для сравнения:
6. маленькая девочка – большая кукла
9. ботинок – карандаш
10. золото – серебро
20. красный – зелёный
21. ворона – воробей
Процедура исследования: Испытуемым предлагают бланк, в котором 15 пар относятся к одному семантическому полю, а 7 – к разным. То есть эти понятия являются «несравнимыми» («река-птица», «волк-луна», «ветер-соль», «очки-деньги» и др.), Испытуемому об этом не сообщают. Он сам должен это понять. Дается следующая инструкция:
Инструкция: «Сравните эти понятия. Выделите общие признаки в каждой паре».
Обработка и анализ результатов
Норма соответствует 10-15 баллам. Максимальный балл – 15.
Ключ:
1. часть (время) суток
2. домашние (сельскохозяйственные) животные
3. военная профессия (управление военной техникой)
5. атмосферные осадки
6. внешнее сходство, аналогия, размер, игра
7. причинно – следственное искажение действительности
10. драгоценные металлы
11. жидкость для питья
12. сельский (гужевой) транспорт
14. естественные водоёмы
18. плоды фруктовых деревьев
19. спортивный зимний инвентарь (зимние виды спорта)
Если легко сравниваются несравнимые понятия, и испытуемый настаивает а своем решении, то это явный признак предполагать психическое заболевание.
Закономерности числового ряда
Цель: исследование логического аспекта математического мышления.
Материалы и оборудование: тестовый бланк, карандаш или ручка.
4) 1 3 6 8 16 18 76 78
Процедура исследования: Обследуемые должны найти закономерности построения 7 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения — 5 мин.
Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 мин».
Обработка и анализ результатов
Интерпретация производится по числу правильно написанных чисел. Норма для взрослого человека — нахождение закономерности в 3 числовых рядах и выше.
Источник
Анализ и синтез.
Введение.
Жизнь постоянно ставит перед нами острые и неотложные задачи и проблемы. Для их решения человек пользуется познавательным процессом – мышлением.
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Анализ и синтез.
В ходе анализа какого-либо предмета те или иные его свойства, являющиеся наиболее важными, значимыми, существенными, интересными, оказываются особенно сильными раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители вызывают активный процесс возбуждения (прежде всего в коре головного мозга) и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств того же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Таким образом, физиологической основой психического процесса анализа будет определенное соотношения возбуждения и торможения в высших отделах головного мозга.
Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе сравнения. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты познаются прежде всего путем сравнения. Всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, т.е. начинается с синтеза. В ходе этого синтетического акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. — выделение в них общего и различного. Например, ребенок сравнивает между собой разных представителей класса млекопитающих и с помощью учителя постепенно вычленяет; наиболее общие признаки этих животных. Так сравнение ведет к обобщению.
I. МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ» (МОДИФИКАЦИЯ)
Цель методики: исследование усвоения процессов анализа, синтеза и обобщения у школьников любого возраста, а также типа мышления (конкретного или абстрактного).
Инструкция: «Вам будет дана 31 пара слов, которые нужно сравнить между собой, указать их сходство, а затем – различия. Старайтесь описывать сходства-различия по самым существенным признакам, обобщённо. Ваши ответы заносите в таблицу, соответственно сходства и различия. Графы «оценка» пока не трогайте. Задание выполняется парами, разрешены консультации. Время выполнения не ограничено, но следует работать быстрее». По результатам работы заполняется следующая таблица:
Пары слов | Сходство | оценка 1 | Различие | оценка 2 |
1. Утро – вечер | ||||
2. Корова – лошадь | ||||
3. Летчик – танкист | ||||
4. Лыжи – коньки | ||||
5. Трамвай – автобус | ||||
6. Озеро – река | ||||
7. Река – птица | ||||
8. Дождь – снег | ||||
9. Поезд – самолет | ||||
10. Ось – оса | ||||
11. Обман – ошибка | ||||
12. Стакан – петух | ||||
13. Маленький – большой | ||||
14. Девочка – кукла | ||||
15. Ботинок – карандаш | ||||
16. Яблоко –вишня | ||||
17. Ворона – воробей | ||||
18. Волк – луна | ||||
19. Молоко – вода | ||||
20. Ветер – соль | ||||
21. Золото – серебро | ||||
22. Сани – телега | ||||
23. Очки – деньги | ||||
24. Воробей – курица | ||||
25. Кошка – яблоко | ||||
26. Вечер – утро | ||||
27. Дуб – берёза | ||||
28. Голод – жажда | ||||
29. Сказка – песня | ||||
30. Корзина – сова | ||||
31. Картина – портрет |
Графы «Оценка» заполняется в процессе обработки результатов (см. таблицу-приложение): если сходство или различие проведено по существенным критериям, то ставится 1 балл. Если критерий сравнения в целом правомерен, но есть неточности или обобщение проведено по второстепенному признаку, то ставится 0,5 балла. Если же критерий некорректен, противоречит логике, явно неправомерен, то ставится 0 баллов. Это могут быть как отдельные ошибки, указывающие на недостаточную сформированность тех или иных процессов, так и на психопатологию, если ребёнок настаивает на странных, причудливых, некорректных основаниях для сравнения понятий. Вместе с тем при оценивании следует помнить, что на точность формулировок сходства-различия оказывает влияние эрудиция ребёнка, а существенность критериев зависит от возраста, образования, эрудиции и, соответственно, сформированности мыслительных операций.
Следует помнить, что в тексте задания встречаются несопоставимые понятия (об этом испытуемому не сообщается). Испытуемый должен только объяснить, почему слова не сопоставимы. Из дальнейшей числовой обработки эти пары слов исключаются: поскольку сравнение возможно только для тех понятий, для которых может быть установлено и сходство и различие одновременно.
Для получения квантильной (численной) оценки сформированности операций анализа и синтеза нужно подсчитать сумму баллов отдельно в графе «оценка 1» и «оценка 2», а затем их общую сумму. Чтобы иметь представление, ответы какого качества преобладали, нужно вычислить среднее арифметическое для каждой оценки в отдельности. Для перевода в проценты сумму баллов в графах «оценка 1» и «оценка 2» нужно разделить на 22 (число пар понятий, для которых правомерно производить сравнение) и умножить на 100. Общую сумму (баллы по сходству и различию) следует делить на 44 (22+22), поскольку это максимально возможная оценка при данной процедуре обработки результатов методики.
Наличие «соскальзывания» в сторону конкретных, ситуативных объяснений сходства и различия, особенно к концу задания, говорит о неустойчивости мышления, быстром истощении, низкой работоспособности.
Варианты возможных существенных признаков для оценки ответов методики «Сравнение понятий»
Пары слов | Сходство | Различие |
1. Утро – вечер | время суток | разное время суток |
2. Корова – лошадь | копытные животные | (вариантов множество) |
3. Летчик – танкист | водители транспортных средств | разные виды транспорта: воздушный и наземный |
4. Лыжи – коньки | зимний спортинвентарь | для разного покрытия |
5. Трамвай – автобус | пассажирский наземный транспорт | разный источник энергии |
6. Озеро – река | водоёмы | стоячий – проточный |
7. Река – птица | – | (различные категории) |
8. Дождь – снег | осадки | разное агрегатное состояние |
9. Поезд – самолет | средства передвижения | наземный-воздушный |
10. Ось – оса | – | (различные категории) |
11. Обман – ошибка | искажение действительности | преднамеренное – непреднамеренное |
12. Стакан – петух | – | (различные категории) |
13. Маленький – большой | обозначение величины, размеры | разная величина, размер |
14. Девочка – кукла | образ человека | живое-неживое |
15. Ботинок – карандаш | – | (различные категории) |
16. Яблоко – вишня | плоды | плоды разных деревьев |
17. Ворона – воробей | дикие птицы | разные семейства |
18. Волк – луна | – | (различные категории) |
19. Молоко – вода | жидкости | (много вариантов) |
20. Ветер – соль | – | (различные категории) |
21. Золото – серебро | драгоценный металл или химический элемент | разные металлы или разные химический элементы |
22. Сани – телега | средства передвижения | разное время года для использования |
23. Очки – деньги | – | (различные категории) |
24. Воробей – курица | птицы | дикие – домашние |
25. Кошка – яблоко | – | (различные категории) |
26. Вечер – утро | время суток | разное время суток |
27. Дуб – берёза | деревья | разные семейства |
28. Голод – жажда | потребности | потребность в пище – воде |
29. Сказка – песня | жанры творчества | разные жанры |
30. Корзина – сова | – | (различные категории) |
31. Картина – портрет | искусственное изображение | общее – частное |
Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 81 ; Нарушение авторских прав
Источник
Российское гуманистическое общество
www.humanism.ru
Главное меню
Поиск по сайту
Тема 3. Ошибка, заблуждение, обман.
С философской точки зрения, ошибка связана с самой природой мира, в котором мы живем, точнее с тем, что в мире есть не только бытие, т.е. то, что есть, но и небытие, т.е. то, чего нет. В мире (как и в человеке) всегда и везде чего-то не хватает, чего-то нет. Это может быть отсутствие света или какого-то предмета, человека, явления или процесса. Это может быть то, чего уже нет или то, чего еще нет. Причем, строго говоря, нет, т.е. отсутствия, несуществования, лишенности, потерь, утрат, надежд и т.д., в мире много «больше» чем да, т.е. наличия, присутствия, существования здесь и теперь. Скажем, если на дворе лето, то это значит, что нет ни зимы, ни весны, ни осени. Если перед нами дерево, то это значит, что это не камень и не слон, не радуга и не комета… т.е. перед нами дерево, как бы незримо и неслышно окруженное бесконечным многообразием того, что не есть дерево. Дерево – это конкретное бытие, окруженное бесконечным отсутствием, небытием или ничто. Есть дерево, а весь остальной мир есть не-дерево, – так философским образом можно сформулировать связь бытия и небытия.[1] Возможно поэтому, мы и делаем ошибку, когда называем стоящее перед нами дерево кустом или шестом, или шалашом, или домом, если оно стоит вдалеке, а видимость плохая. Вот почему, как правило, только один ответ является истинным, а ложных – сколько угодно. Правда, учитывая то, что третьей действительностью мира является неизвестность, то мы как бы получаем от нее разрешение говорить «не знаю», т.е. «может быть, да, а, может, нет», «возможно, так, а, возможно, иначе» и т.д. Это значит, что мы, люди ввиду трехмерной природы мира (три его «измерения» суть бытие, ничто, неизвестность) имеем права как минимум на три вида ответа: «да», «нет», «не знаю».
Приведу в качестве примера суждения, высказанные одним из моих студентов на семинаре, посвященном анализу неизвестности в русской философии: «Если я скажу, что мы находимся в этой аудитории, то в силу истинности этого суждения, я “попадаю” в бытие, т.е. в то, что есть. Если я скажу, что мы находимся в соседней аудитории, то ошибочность этого суждения является как бы следствием того, что я “попадаю” в небытие, в то, чего нет на самом деле. Если же я скажу, что в соседней аудитории находятся люди, то неопределенность этого суждения – “может быть, да, а, может быть, нет” – свидетельствует, что я “попадаю” в неизвестность, как бы делающую мое суждение не истинным и не ложным».
Действительно, мы имеем три разнокачественных суждения, которые мы можем определить как (1) истинные – «суждения бытия или о бытии»; (2) ложные, ошибочные – «суждения небытия или о небытии» и (3) неопределенные – «суждения неопределенности, неизвестности или о неизвестности». Последняя может быть какой угодно. Это для неизвестности как таковой «не имеет значения» или «безразлично». Но на любой вопрос об абстрактной неизвестности (неизвестности вообще) ответ будет однозначно неопределенным: может быть, т.е. возможно все, что угодно.
Однако в целенаправленном познании, особенно научном, мы чаще всего имеем дело с неизвестностью как неопределенностью, поскольку она «обрамлена» известными условиями, обстоятельствами или фактами. В силу этого число вариантов ответов может быть ограниченным. В случае с соседней комнатой и людьми в ней мы можем дать лишь два варианта ответа: «в комнате кто-то есть» или «в комнате никого нет». Но, повторю, если под неизвестностью понимать неизвестность как суверенную сферу действительности, то она никогда не переходит в известное, будучи самостоятельным фоном или просто одним из измерений мира, в котором мы живем. Неизвестность одна на всех и для всех: и для камня, и для растения, и для мотылька, и для человека…
Поэтому, строго говоря, в приведенном выше конкретном случае мы имеем не подлинную неизвестность, но квазинеизвестность, т.е. не настоящую неизвестность (люди в соседней аудитории), поскольку мы можем превратить эту неопределенность во что-то определенное, известное, которое есть что-то еще неизвестное для нас, но не само по себе. Это и значит, что речь идет не о неизвестности как таковой, а о конкретном «да» (люди там есть) или «нет» (людей там нет), что может быть установлено исчерпывающим образом: ведь мы легко можем проверить это суждение и установить его истинность либо ошибочность, т.е. выйти и посмотреть, есть ли кто-то в соседней аудитории.
Можно представить себе высказывание суждения, претендующего на истину, но на деле, возможно, и ложного, как стрельбу по мишени, в которую мы либо попадаем, либо нет. При этом мишень одна, а «молока» (пространства вокруг мишени) сколько угодно. Иначе говоря, правильный ответ как бы схватывает бытие, мы получаем да. Неправильный – означает попадание в небытие, мы получаем нет, т.е. ошибку.
Было бы неправильно думать, что ошибочный ответ не имеет никакой ценности в познании. В частности, в научном познании (да и в житейском опыте тоже) отрицательный ответ, который можно считать видом ошибки, играет весьма важную роль, поскольку, как правило, резко сужает область поиска и тем самым приближает нас к истине. Ведь ученый обычно заранее ограничивает область исследования, для него область нет сужена до максимально узкой области как его рабочей гипотезой, условиями эксперимента и его лабораторными ресурсами, так и границами той сферы, где вероятнее всего находится истина, интересующее его да. Хорошо известно, что обычный ход научного исследования – это череда проб и ошибок, когда ученый стремится ограничить их число до возможного минимума условиями эксперимента, методом исследования и исходной гипотезой.
Таким образом, ошибка – это естественное явление в жизни человека, и не только человека, но и практически любого представителя животного мира, поскольку и его обитатели живут в мире известном и неизвестном, в мире бытия и ничто, т.е. того, чего нет здесь и теперь. Значительным шагом вперед в понимании этого обстоятельства явилось признания учеными принципа фаллибилизма, т.е. возможной или фактической ошибочности результатов познания. Было признано, что необходимо быть готовым к признанию ошибки в познании в результате, скажем, новых открытий или новых более точных методов познания. Это не значит, что все наше знание ошибочно. Это значит, как говорил Чарльз Пирс, что все наше знание плавает в океане незнания или заблуждений.
Признание возможности того, что в нашем знании есть ошибки и заблуждения, играет положительную роль, поскольку делает границы познанного открытыми пересмотру, динамичными и всегда способными раздвигаться, увеличиваться в ходе прогресса познания. Тем самым мы открыты для очищения нашего знания от ошибок и заблуждений. Это и психологически хорошо, так как избавляет от успокоенности, догматизма и консерватизма, закаляет характер, придает человеку познающему силу, мужество, гибкость и настойчивость в овладении истиной.
Столь же важным для прояснения природы мира и познания стало признание принципа пробабилизма, вероятностного характера знания. Это значит, что знание, касающееся бытия, как правило, если не всегда, то чаще всего так или иначе приблизительно, вероятностно, неточно. Абсолютная точность может быть только в чисто теоретическом знании, описывающем так называемые идеальные или теоретические объекты, не существующие в действительности, т.е. «существующие» в ничто, точнее только в сознании, мысли. Причем сами аксиомы теоретического знания основаны на допущениях, принимаемых без доказательств. Это допускает своего рода произвол, коренящийся в том же небытии, а, возможно, и в неизвестности. Иначе говоря, область допущений, свободное или произвольное полагание условий, аксиом и т.п. – это открытая область пересечения ничто и неизвестности, в которой и в отношении которой возможно предположить все, что угодно.
Между тем, ошибка и заблуждение – это не одно и то же. Ошибка – результат непосредственного познания или действия. Заблуждение – результат определенного неадекватного, ошибочного отношения к ошибке. Это своего рода принятие ошибки как не-ошибки. Заблуждение рождается после ошибки, на ее основе. Ошибка – акт, то, что произошло. Заблуждение – последующая процедура, одно из трех возможных следствий ошибки. Первое: я распознаю ошибку и тем самым избегаю заблуждения; второе: я не распознаю ошибки, принимаю ее за не-ошибку, за истину и тем самым впадаю в заблуждение; третье: я не могу решить, ошибка это или не ошибка и остаюсь в неведении относительно истины или заблуждения, т.е. оказываюсь в состоянии неопределенности. Человек как бы зависает между истиной и заблуждением. Оно может завершаться и тем и другим, а в научном познании еще и повторным экспериментом, более тщательной проверкой результатов опыта и т.д. Да и в житейских ситуациях наилучшим выходом из неопределенности является принятие сомнения как сигнала для проверки и более глубокого размышления.
Заблуждение бывает как минимум двух видов: добросовестное и недобросовестное. Добросовестное заблуждение – это такая ошибка, которая не осознается как ошибка, т.е. человек принимает ошибку за истину. При этом предполагается, что он искренне считает, что он высказывает истинное, а не ложное суждение. Добросовестных заблуждений великое множество. Они собственно и являются следствием фаллибилизма (ошибочности), о которой говорил Ч. Пирс. Далеко не всегда мы можем проверить наше знание на его истинность, особенно если речь идет не о строгих или экспериментальных науках, а, скажем, о гуманитарном знании. Ошибка может сохраняться и в том случае, если она не противоречит установленным истинам в силу отсутствия экспериментальной базы для ее проверки или человеческая практика не включает данное положение в свою сферу. Добросовестные, т.е. не преднамеренные и неосознаваемые заблуждения такого рода можно назвать латентными или скрытыми заблуждениями.
Подвидом добросовестного заблуждения как непреднамеренного и неосознаваемого принятия ошибки за не-ошибку (истину) является самообман. Обычно, если человек убеждается в том, что это была ошибка, она заменяется истиной, по меньшей мере, как истинным ответом на ошибку: «это – ошибка». В этих случаях люди, как правило, отказываются от ошибки, т.е. стараются избегать ее и тем более не признают, не называют ее истиной. Но так происходит не всегда. Иногда, человек так глубоко убежден, что его первоначальное суждение истинно, что настоящая истина представляется ему неприемлемой. Иначе говоря, самообман – это такое заблуждение, которое вызвано субъективным, чаще всего психологическим, неприятием ошибки как ошибки. Это стремление, желание, воля, установка видеть и признавать ошибку как истину, а истину как ошибку.
В этом случае ошибка признается в качестве истины по ряду причин. Человек – весьма сложная и мощная «познавательная машина», но она подвержена разного рода «возмущающим» влияниям: симпатиям и антипатиям, она полна ожиданий и готовности признать желаемое за действительное; в ряде случаев ошибка привлекательнее по каким-то этическим, эстетическим, политическим или иным причинам, она кажется лучше по чисто эмоциональным критериям. Об этом говорят пушкинские строки «я сам обманываться рад». Иногда беспочвенные человеческие фантазии и высокие идеалы, если они воспринимаются как «нас возвышающий обман», оказываются важнее, по выражению А.С. Пушкина, многих тысяч «низких истин». Все эти виды заблуждения могут иметь одно общее свойство. Всем им присуща искренность заблуждения, поэтому оно и называется добросовестным заблуждением. Совесть человека не подает сигналов тревоги и человек может долго, возможно, всю жизнь, пребывать в состоянии блаженного заблуждения.
Но субъективный или психологический самообман как особое состояние человека всегда находится на грани добросовестного и недобросовестного заблуждения. В повседневной жизни удерживаемая человеком ошибка, как правило, так или иначе проявляет себя в качестве таковой, она может напоминать о себе, всякий раз ставя перед человеком альтернативу: либо отказаться от ошибки, либо превратить добросовестное заблуждение в недобросовестное.
Различают различные причины самообмана, главная – это боязнь свободы и истины как частное выражение бегства человека от реальности. Ведь признание истины, полученной благодаря разуму, обычно требует он нас соответствующих действий. Здесь свободный разум, который доставил нам истину, всегда ожидает не только принятия, но и действия по истине. А это может предполагать существенное изменение привычек, правил нашего поведения, образа жизни, наших ценностей или предпочтений, изменение отношений к людям и т.д. Свобода, как и истина – это источник хлопот, действий, активности. Нередко человек предпочитает, как ему кажется, простейший и наиболее легкий способ реагирования на действительность, открывающуюся в свободе и истине: уклониться от той и другой и… ничего не делать в надежде «на авось», что «пронесет» или «и так сойдет».
Особенно часто человек склонен к сокрытию истины о себе. Боязнь заглянуть в свое собственное сознание, посетить свой внутренний мир связана как с невежеством, так и с инстинктивным страхом увидеть там что-то такое, что может нас ужаснуть, открыть нам неприятную правду о самих себе. Современная психология доказала, что все эти страхи совершенно беспочвенны и только мешают человеку быть самим собой, настоящим, истинным. Страх перед своим я, своим внутренним миром, сознанием и самосознанием – это один из самых серьезных недостатков человека, отдающего себя во власть неподлинных способов внутриличностного общения, во власть темных инстинктов самосохранения, не имеющих ничего общего ни со свободой, ни с разумом.
В целом самообман следует считать одним из видов человеческой слабости, интеллектуальной и этической незрелости, хотя в ряде случаев он может поддержать жизненный тонус человека при решении им тех или иных задач. В этом случае самообман можно рассматривать как случай лжи во спасение самого себя.
Обманываться можно относительно чего угодно. Но в любом случае, обманываясь в чем-то, мы обманываемся, делаем ошибку и относительно самих себя, поскольку даем волю тем своим качествам характера, который делают нас хуже, а не лучше, слабее, а не сильнее. Самообман всегда включает в себя элементы самогипноза. Возможно, самым невинным в этом случае является такое нежелание человека признать истину, что он на каком-то первоначальном этапе понимает, что это ошибка, но при этом подсознательно внушает себе, что «этого не может быть» – настолько важнее, привлекательнее, нужнее для него то, что на деле является ошибкой. Человек убеждает себя, что ошибка – это на самом деле истина, а истина – это ошибка. Такого рода самогипноз явление довольно частое. Иногда на бытовом уровне люди прочно держатся вредных привычек (в случаях курения, например), упорно считая их правильными и не желая признаваться самим себе, что это неправильно, что это глупость. Психологической ошибкой является здесь подмена смыслов: ошибка понимается как вина, слабость, недостаток, признание которых, естественно, нежелательно и трудно. В результате на пути человека к истине возникают барьеры. Они могут возникать уже на пустом месте, как боязнь человека признать собственную ошибку, даже если о ее совершении никто не знает и никто кроме собственного разума не просит признаться в этой ошибке.
Догматизм и упрямство – это серьезные отклонения от нормы, а привычка – даже дурная – это вторая натура, как говорит народная пословица. Ввиду относительно небольшого вреда людям от бытовых или обыденных предрассудков совесть человека обычно усыплена обращенными к ней и разуму заверениями, что, мол, это все мелочи жизни и беспокоиться здесь не о чем. Но если эта ошибка связана с серьезными последствиями не только для ошибающегося, но и для других людей или окружающей среды, то тогда упорство в ней не может быть оправдано.
Гораздо более серьезным и социально значимым случаем заблуждения является недобросовестное заблуждение. В общей форме это такое заблуждение, которое осознается и признается человеком перед собой, но не перед другими. То есть человек знает, что это ложь, но утверждает, что это правда. Такое кажется противоестественным. Но это только на первый взгляд.
Прежде чем углубиться в рассмотрение многочисленных видов недобросовестного заблуждения, сделаем одну существенную оговорку. Дело в том, что среди различных видов преднамеренного обмана есть такой, который не является недобросовестным заблуждением. Более того, этот вид заведомого обмана не является предосудительным. Речь идет об искусстве фокусников и иллюзионистов. Всем нам понятно, и мы об этом знаем, что в данном случае нас хотят обмануть. Но это делается так искусно, что это бросает вызов и нашему разуму, познавательным способностям, и нашей естественной тяге к загадочному и непонятному. При этом мы испытываем два противоположных чувства: волшебную иллюзию всегда желаемого и вот теперь свершающегося на наших глазах чуда и понимание того, что это не чудо, а обман. Восторг сочетается здесь с желанием разгадать секрет, «разоблачить» фокусника. Но это редко удается. Возможно, поэтому мы и должны отдавать должное фокусникам и иллюзионистам и даже с пониманием относиться к невозможности для них рассказать нам, скажем, после представления, о том, как они это делают.
Если исключить этот вид обмана, как и то, что называется ложью во спасение,[2] то остальные виды преднамеренного заблуждения следует признать обманом в негативном, предосудительном смысле. Так от понятия ошибки мы дошли до понятия обмана. Подведем промежуточные итоги в виде таких схем:
«Нормальной» или естественной ошибкой здесь является ошибка, которая распознается и рассматривается в качестве таковой в дальнейшем ходе исследования или научного познания. Однако даже в науке не все ошибки сразу распознаются. Поэтому в научное знание включены ошибки в качестве неумышленного или добросовестного заблуждения.
Вполне естественные и постоянно совершаемые людьми (и, скорее всего, животными) ошибки обычно ведут к тому, что признаются как таковые и тем самым как бы исчезают, либо заменяясь истиной, либо уходя в область несуществующего для нас ничто. Если же ошибка сохраняется, поскольку не понимается, не осознается как ошибка, то она получает статус заблуждения различного качества. Во-первых, это латентные (скрытые) заблуждения, составляющие область нашего ошибочного знания, во-вторых, это непреднамеренные заблуждения, т.е. различные случаи самообмана неосознаваемого типа, близкие к типу латентных заблуждений, и непреднамеренные заблуждения субъективного или психологического типа. Особого рода случай составляет непреднамеренное заблуждение, вызванное бескорыстным введением в заблуждение. Скажем, если я сообщил о чем-то другим, не зная, что это ошибка, то я невольный лжец. В этом случае мы имеем не самообман, а непреднамеренный обман. Это значит, что в любом случае все эти виды непреднамеренного заблуждения могут считаться источниками добросовестного обмана.
Но в основе всех этих видов заблуждений лежит самообман – весьма сложное явление. На это обращает внимание Д.И. Дубровский: «Особенность самообмана состоит, очевидно, в том, что тут обманывающий, обманываемый и обманутый совмещаются в одном лице… Это относится и к отдельной личности, и к социальному институту, к группе, народу, человечеству».[3]
В рамках отличия добросовестного заблуждения от добросовестного обмана последний является результатом активного человеческого фактора, т.е. воздействием обманщика на обманываемого. При этом обманываемый должен быть обманут, что совсем не обязательно и происходит. Однако, подчеркнем еще раз, применительно к перечисленным выше случаям заблуждения ошибка как их причина является добросовестной, таковыми – не преднамеренными – являются и сами заблуждения. В случаях добросовестного заблуждения, передачи ошибочной информации от одного человека к другому (другим) мы имеем примеры «добросовестной», точнее бескорыстной лжи, т.е. непреднамеренного и бескорыстного введения в заблуждение.
Но если причиной непреднамеренного обмана является непреднамеренное введение в заблуждение, а результатом – «добросовестная», невольная ложь, то причиной преднамеренного обмана являются осознанное заблуждение (знание ошибки как ошибки) или заведомая ложь. Правда и здесь не всегда все так просто. Дело в том, что в ряде случаев заведомой лжи ее субъекты, т.е. обманщики, могут переходить в состояние убежденности в том, что их заблуждение и не заблуждение вовсе, а что ни на есть настоящая правда. Это – один из случаев самовнушения или самогипноза, который позволяет обманщикам избегать душевного дискомфорта и угрызений совести. Ведь всем хорошо известно, что лгать нехорошо, сообщать заведомую ложь предосудительно, по меньшей мере, с моральной точки зрения, а в определенных случаях – и с юридической. Не случайно большинство шарлатанов настолько сильно убеждают себя в истинности того, что они говорят и делают, что доказать им противоположное бывает невозможно по психологическим, а не фактическим причинам.[4]
И, тем не менее, рассматривая различные виды заблуждения, лжи и обмана, мы пока еще находимся в правовом поле, хотя и выходим за рамки морального принципа «не лги», когда имеем дело с заведомой ложью, не ведущей к уголовным преступлениям.
Причин, которые формируют «сознательное заблуждение», предстающее в итоге как заведомая и корыстная ложь, бывает сколько угодно. В основном это различные виды преследуемой обманщиком выгоды: карьера, деньги, имущественная выгода, влияние, власть и др. Ложь как заведомый обман может порождаться честолюбием, жаждой славы или признания, потребностью наиболее легким путем достичь той или иной цели и т.д. Чаще всего заведомая ложь мотивируется получением какой-то выгоды для лгущего человека. Если заведомая ложь становится не бескорыстным, но предосудительным «хобби», а так сказать «делом» человека, то тогда перед нами мошенник, аферист, вор, т.е. человек криминального сознания, преступник.
Что же такое недобросовестная ложь как заведомый обман? Заведомый обман или недобросовестная ложь – это высказывание или утверждение, претендующее на истину, но известное лжецу как не соответствующее действительности. «…Обман – это ложное, неверное сообщение, способное ввести в заблуждение того, кому оно адресовано… Следует различать обман как действие субъекта, преследующего определенные интересы, и обман как результат, т.е. действие, достигшее своей цели, ибо нередко это действие оказывается неэффективным: обман распознается, разоблачается…»[5]
Обман как ложное сообщение или действие обманщика предстает в трех видах: (1) как самообман; (2) как заведомо неистинное, но бескорыстное суждение и (3) как заведомый обман с корыстной целью ввести в заблуждение.
Заведомый или корыстный обман – это такая ложь, которая предполагает действия, ведущие, с одной стороны, к нанесению ущерба человеку или людям, к которым обращен обман, а с другой – к выгоде обманщика. В последнем случае обман – это намеренное введение другого лица или лиц в заблуждение с целью извлечения материальной или иной выгоды. Это переводит обман на уровень мошенничества.
Но какова природа обмана? Вызван ли он дурным воспитанием или средой, либо заложен в природе человека? Что это – гены? Или обстановка, которая так плохо повлияла на человека? В общей форме ответ достаточно прост: воспитание и влияние среды, безусловно, важные причины обмана, в том числе и такого, который связан с мошенничеством и воровством. Но можно предположить, что и в природе человека есть что-то такое, что делает возможным воровство. Попробуем разобраться с природными корнями воровства, неотделимыми от мошенничества. Они, эти корни, далеко не очевидны.
Как упоминалось ранее, ложь и обман могут быть естественными способами самосохранения человека, его «спасением». Нечто аналогичное мы можем заметить уже в явлениях животного мира. Это, в частности, мимикрия – защитная окраска или форма животных. Это различные типы обманчивого поведения, особенно млекопитающих или высших животных. Обману может содействовать и общая всем живым существам потребность в уединенности, сокрытости, ничем не нарушаемому покою, что является формой реальной самотождественности, как бы желания быть собой, наедине с самим собой, скрыться от всех. Так что ложь и обман так же естественны, как и истина и правда.
Возникает вопрос: является ли и воровство столь же естественным, что и способность ко лжи и обману? К сожалению, ответ будет положительным. Да, вороватость, способность и стремление индивида завладеть тем, что ему не принадлежит, заложено в его природе. Эта черта, способность, качество – вороватость – присуща не только человеку, но в зачаточной форме и животным. Чтобы жить, всем живым существам необходимо обладать, иметь в своем распоряжении пищу, жилище, определенное жизненное пространство, сексуального партнера, потомство и т.д. Однако в животном мире нет понятия собственности и права, нет и никаких норм морали. Борьба за выживание в животном мире существенно отличается от правил поведения в человеческом мире. В нем нет разума и свободы в человеческом понимании, вместо этого там господствуют инстинкты, воля к жизни, сила. Нет также и того, что мы называем воровством, хотя что-то похожее на это есть. Это похожее – захват, отнятие пищи, жилища, территории обитания. Отнятие силой и хитростью, открытое и тайное…
Но что же такое воровство и то человеческое качество, которое делает его возможным? Вороватость – это способность, стремление, потребность человека присваивать себе то, что принадлежит не ему, а другому человеку или обществу. Вороватость – одно из отрицательных, антигуманных проявлений стремления человека расширить свое бытие, свое присутствие, свою собственность, свое влияние и свою силу за счет труда или собственности других. Это дурное, негативное и разрушительное проявление открытости человека миру, желание распространиться на внешнее без каких либо юридических и моральных на то оснований. Экспансия, стремление во вне – естественное свойство человека, но одним из его ложных, аморальных и незаконных проявлений является воровство. Человеку и обществу всегда будет что-то принадлежать. Стремление к обладанию никогда не исчезнет. Едва ли когда-нибудь исчезнет и желание обладать чем-либо самым простым и легким, но не законным способом.
Самым легким и не трудовым, т.е. не заслуженным способом присвоения является воровство. Воровство – это не только незаконное присвоение чужого, но и само это действие по присвоению чужого, т.е. реализация нетрудового, незаконного, но, как считает вор, наиболее эффективного и быстрого способа овладения не принадлежащими ему ценностями.
Воровство – это и социальное явление. Оно бытует в самых различных общественных нишах, как на дне общества, так и в верхах. Особенно опасно организованное воровство и мошенничество. Когда они становятся особенно распространенными, тогда говорят об обществе, пораженном этими социальными болезнями. Обычно широкое распространение воровства сопровождается многими другими социальными болезнями: падением морального уровня общества, алкоголизмом, наркоманией, игроманией, кризисом семьи, падением уровня рождаемости, глубоким социальным и имущественным неравенством, коррупцией, произволом власти, усилением антидемократических тенденций, превращением общества в полицейское государство.
Издревле захват, грабеж, воровство осуждалось как морально, так и юридически. Это стало возможным потому, что на уровне человеческого существа, которое можно рассматривать как животное, обладающее разумом и свободой, обнаружилась способность выбирать между истиной и ложью, добром и злом, справедливостью и несправедливостью, красотой и безобразием. Способность человека к справедливости, потребность в ней привела к признанию того, что вороватость – это отрицательное, разрушительное и асоциальное человеческое качество. Анализ вороватости и воровства позволяет сделать несколько важных выводов.
Во-первых, склонность к воровству естественно присуща человеку. О ее естественности, но разной степени выраженности на уровне индивида говорит сам факт существования патологически, гипертрофированно выраженной вороватости, болезни, получившей название клептомании.
Во-вторых, является иллюзией думать, что когда-нибудь воровство исчезнет из человеческого поведения, из жизни общества, что мы может вырвать с корнем эту человеческую способность – вороватость – из человеческого существа. В этом признании есть не только горький привкус, но и понимание того, что само признание несовершенства человека является актом мужества человека, трезвости его ума. Оно заставляет человека отказаться от беспечности и излишней самоуверенности, быть на страже своей чести и достоинства, быть бдительным по отношению к своим потенциальным слабостям и недостаткам. В конце концов, это открывает пути совершенствования, восхождения человека.
В-третьих, необходимо делать все возможное, чтобы в ходе обучения и воспитания свести эту способность к минимуму, контролировать ее, поддерживать иммунитет к воровству, глубокое осознание личностью того вреда, которое воровство может принести ей и близким для нее людям и обществу.
В-четвертых, на уровне общества необходимо в максимальной мере реализовывать принципы социальной справедливости и укреплять правоохранительные органы, сдерживающие и контролирующие проявление потребности людей присвоить чужое.
Вопросы к теме:
1. Каковы глубинные истоки и основания ошибки?
2. В чем разница между ошибкой и заблуждением?
3. Каковы причины самообмана?
4. Как соотносятся между собой ошибка, заблуждение, ложь и обман?
5. Каковы истоки и природа воровства?
6. Что такое воровство как социальное явление?
Примечания
[1] Можно даже сказать, что есть Я, а все остальное, т.е. мир – это не-Я. Об этом много писал немецкий философ Иоганн Фихте (1762 – 1814). И это не было праздным пустословием, так как он продвинул наше знание о человеке, его познавательных ресурсах, о возможностях нашего воздействия на окружающий мир, а мира – на нас.
[2] Ложь во спасение является особым случаем непредосудительного обмана. Однако в данном случае вопрос стоит не об обмане как таковом, а о более значительных и важных вещах. Человек оказывается не перед выбором истины или лжи, а перед выбором между жизнью и смертью, здоровьем или болезнью, горем или относительным благополучием человека, которому мы сообщаем нечто. Если в обмане как таковом речь идет об истине или лжи, то в ситуации «лжи во спасение» речь идет о выборе между разнокачественными ценностями: истина или здоровье, истина или жизнь, истина или дружба, истина или семья, ее сохранение и т.д.
[3] Дубровский Д.И. Обман, с. 69.
[4] Но чаще источником лжи может быть не ошибка, а заведомо ложная идея, суждение, какая-то выдумка, «красивая» или «сладкая» ложь, одетая как правда. Нередко источником как бескорыстной, так и корыстной лжи является «идея-фикс», «пунктик», который не всегда можно опровергнуть в силу его гипнотизирующего, ненаучного или метафизического характера.
[5] Дубровский Д.И. Обман, с. 3.
Источник
Диагностика уровня
развития
логического
мышления детей во 2 классе
Исследования развития
логического мышления проводилось во 2 классе. Диагностическая программа, целью
которой было определение и диагностика уровня развития логического мышления
включила в себя следующие методики
Методика 1. «Исключение
понятий»
Исследование способности к
классификации и анализу.
Методика 2. Определение
понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах
Определить степень развитости
у ребенка интеллектуальных процессов.
Методика 3.
«Последовательность событий»
Определить способность к
логическому мышлению, обобщению.
Методика 4. «Сравнение
понятий»
Определить уровень
сформированности операции сравнения у младших школьников.
Методика1. «Исключения
понятий»
Цель: предназначена для
исследования способностей к классификации и анализу.
Инструкция: Обследуемым
предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены
общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 5 минут обследуемые
должны найти эти слова и вычеркнуть их.
1. Василий, Федор, Семен,
Иванов, Петр.
2. Дряхлый, маленький, старый,
изношенный, ветхий.
3. Скоро, быстро, поспешно,
постепенно, торопливо.
4. Лист, почва, кора, чешуя,
сук.
5. Ненавидеть, призирать,
негодовать, возмущаться, понимать.
6. Темный, светлый, голубой,
яркий, тусклый.
7. Гнездо, нора, курятник,
сторожка, берлога.
8. Неудача, волнение,
поражение, провал, крах.
9. Успех, удача, выигрыш,
спокойствие, неудача.
10 Грабеж, кража,
землетрясение, поджег, нападение.
11. Молоко, сыр, сметана,
сало, простокваша.
12. Глубокий, низкий, светлый,
высокий, длинный.
13. Хата, шалаш, дым, хлев,
будка.
14. Береза, сосна, дуб, ель,
сирень.
15. Секунда, час, год, вечер,
неделя.
16. Смелый, храбрый,
решительный, злой, отважный.
17. Карандаш, ручка, линейка, фломастер, чернила.
Обработка результатов.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
16-17 – высокий уровень, 15-12 — средний уровень, 11-8 — низкий,
меньше 8 — очень низкий.
Методика 2. «
Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в
объектах».
Все это операции мышления,
оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка
интеллектуальных процессов.
Ребенку задаются вопросы и по
правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.
1. Какое из животных больше:
лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А
что они делают принимая пищу днем и вечером?
3. Днем на улице светало, а
ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груша, слива и
яблоко — это…?
6. Почему когда идет поезд,
опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Киев,
Хабаровск?
8. Который сейчас час (Ребенку
показывают часы и просят назвать время), (Правильный ответ такой, в котором
указаны часы и минуты).
9. Молодую корову называют
телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?
10. На кого больше похоже
собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни почему ты так считаешь.
11. Для чего нужны автомобилю
тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на
необходимость гасить скорость автомобиля)
12. Чем похожи друг на друга
молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты, выполняющие
в чем то похожие функции).
13. Что есть общего между
белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два
объясняющих признака).
14. Чем отличается гвоздь,
винт и шуруп друг от друга. (Правильный ответ: гвоздь гладкий по поверхностям,
а винт и шуруп — нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп
вкручивают).
15. Что такое футбол, прыжки в
длину и в высоту, теннис, плавание.
16. Какие ты знаешь виды
транспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида транспорта).
17. Чем отличается старый
человек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два
существенных признака).
18. Для чего люди занимаются
физкультурой и спортом?
19. Почему считается плохо,
если кто-нибудь не хочет работать?
20. Для чего на письмо
необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка — это знак уплаты
отправителем стоимости пересылки почтового отправления).
Обработка результатов.
За каждый правильный ответ на
каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла так что максимальное
количество баллов, которое он может получить в этой методике равно 10.
Замечание! Правильным могут
считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и
другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком
вопроса. Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что
ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно
сказать что он не верный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку —
0,25 б.
Выводы об уровне развития.
10 баллов — очень высокий
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний
2-3 балла — низкий
0-1 балл — очень низкий
Методика 3
«Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном).
Цель исследования: определить
способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и
строить последовательные умозаключения.
Материал и оборудование:
сложенные картинки (от 3 до 6) на которых изображены этапы какого-либо события.
Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую
инструкцию.
«Посмотри, перед тобой лежат
картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и
тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы стало ясно, что нарисовал
художник. Подумай переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по
ним рассказ о том событии, которое здесь изображено: если ребенок правильно
установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа,
необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения.
Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смог справиться с
заданием, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное.
Обработка результатов.
1. Смог найти
последовательность событий и составил логический рассказ — высокий уровень.
2. Смог найти
последовательность событий, но не смог составить хорошего рассказа, или смог но
с помощью наводящих вопросов — средний уровень.
3. Не смог найти
последовательность событий и составить рассказ — низкий уровень.
Методика 4.
«сравнение понятий». Цель: Определить уровень сформированности
операции сравнения у младших школьников.
Методика заключается в том,
что испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы или
явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от
друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске
возможно большего кол-ва черт сходства и различия между парными словами: «Чем
еще они похожи?», «Еще чем», «Чем еще они отличаются друг от друга?»
Список слов сравнения.
Утро — вечер
Корова — лошадь
летчик — тракторист
лыжи — кошки
собака — кошка
трамвай — автобус
река — озеро
велосипед — мотоцикл
ворона — рыба
лев — тигр
поезд — самолет
обман — ошибка
ботинок — карандаш
яблоко — вишня
лев — собака
ворона — воробей
молоко — вода
золото — серебро
сани — телега
воробей — курица
дуб — береза
сказка — песня
картина — портрет
лошадь — всадник
кошка — яблоко
голод — жажда.
Можно выделить три категории
задач, которые применяются для сравнения и различия поколений.
1) Испытуемому даются два
слова, явно относящиеся к одной категории (например «корова — лошадь»).
2) Предлагаются два слова, у
которых общее найти трудно и которых гораздо больше отличаются друг от друга
(ворона — рыба).
3) Третья группа задач еще
сложнее — это задачи на сравнение и различия объектов в условиях конфликта, где
различия выражены гораздо больше чем сходство (всадник — лошадь).
Различие уровней сложности
этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков ими
наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих
объектов в определенную категорию.
Обработка результатов.
1) Количественная обработка
заключается в подсчете числа черт сходства и различия.
а) Высокий уровень — школьник
назвал более 12 черт.
б) Средний уровень — от 8 до
12 черт.
в) Низкий уровень — менее 8
черт.
2) Качественная обработка
состоит в том, что экспериментатор анализирует, какие черты отметил учащийся в
большем количестве — сходства или различия, часто ли он употреблял родовые
понятия.
Ответы
Вадим Осипов
Ошибка — невольная, неправильная оценка ситуации! Обман — сознательное выстраивание ситуации, нацеленной на дезориентацию контрагента, для получения необоснованной выгоды!
Ты меня поражаешь.Вадим,как понял мой характер?Кто со мной живет и дружит не поняли.Ничего себе.ты великолепный психолог)))
EC
Efim Certan
ВЗАИМОСВЯЗАНЫ .ИНОГДА . ДЕВУШКА ОШИБЛАСЬ ОДИН РАЗ А ОБМАНЫВАЕТ МУЖА ВСЮ ЖИЗНЬ . ОШИБКА СЛУЧАЙНАЯ .ОБМАН ОБДУМАННЫЙ . А ВЫ КАК ПОЛАГАЕТЕ .
ЮУ
Юрий Уразов
Отвечу голосом :
Mob./WhatsApp/Viber: +79272685010
Skype : urazovui
e-mail : urazovui@mail.ru
https://www.facebook.com/urazovui
http://m.vk.com/urazovui
http://ok.ru/urazovui
С уважением Юрий УРАзов
ВВ
Влюбленный В Жизнь)))
Обман преднамеренныпреднамеренный..в категории злость..ошибки это бывает вынужденный. .и ошибки справимый
АС
Анна Сова
ошибка это может случайно а обман продуман. Хотя результат сокрушительный может быть в обоих случаях.
Анна Штрах
обман ,ты уже продумал , т.е. спланировал!!! Ошибка не специально ,не специально сделанное действие
БХ
Борис Хакимов
Если вы совершаете ошибку осознанно — то ничем. Интересно — много ошибок совершили?
Tangieva Aset
Ошибка происходит от не знания чего либо или случайно, а обман он намеренный
Любовь Шуваева
Ошибку можно исправить а обманвыплывает и ты становишься обманщиком
Ольга
Обман — это преднамеренное действие. Ошибка — когда что то не поняли.
ТД
Тамара Деева
Ошибки делают,когда работают,а обманывать можно ничего не делая.
Ма
Маргарита
Да ошибки делают и ничего не делая (смотря какие), а обманывать можно и работая.
Том
Пример, обман природы — иллюзия, ошибка природы — обыденность
Том
Тогда что еще называют ошибкой природы?
Ма
Маргарита
не будем оказывать пальцем и переходить на личности.
Ма
Маргарита
Обман преднамерен, а ошибка может быть случайной.
Говорят неправду люди обычно преднамеренно и с определенной целью, преследуя свою выгоду. Заведомо ложная информация обдумывается заранее, увязывается в логические правдоподобные схемы с использованием аргументов, призванных убедить собеседника в том, что полученные им сведения, на самом деле правдивы. Возможно, есть на свете такие обманщики, которым доставляет удовольствие сам процесс ввода людей в заблуждение, но типичный обман предполагает результат, которого добивается нечестным путем тот, кто говорит неправду.
Иногда врут под воздействием страха, когда правдивые сведения могут причинить вред, тогда обман называется: «Ложь во благо». Часто признать свою ошибку бывает трудно настолько, что человек извращает факты, преподнося их в более выгодном для него свете. Сама по себе ошибка – естественный элемент любого действия. Считается, что не может ошибиться тот, кто ничего не делает. Ошибки допустимы и неизбежны, преимущественно случайны, непреднамеренны, не преследуют корыстных целей. За ошибку можно дорого заплатить, она может отразиться трагическими последствиями. Но ее можно и нужно простить, ведь человек не хотел, не стремился – так получилось, и он сожалеет об этом.
Ответы
Людмила Нерукова
обман — это деланье осознанное а ошибка — это -невнимательность или непонимание к чему приведет ложь
А ошибка может быть производственная! И при чем тут тогда ложь?
Лиана Шарафутдинова
Обман- это, когда человека, кто-то водит в заблуждение, а ошибку совершает сам человек.
Виктор Даваа
ошибку можно исправить а когда обманешь обратной дороги нет
Be
Bertran
Обман-продуманная ложь..ошибка- истечение обстоятельств…
ЮС
Юлечка Смирнова
Обман — умышленно, намеренно происходит, а ошибка — это результат неправильных действий
ЮС
Юлечка Смирнова
Вы бы уже не прошли тест у психиатра….. вас бы закидали вопросами. Как не знать элементарных вещей!?
ЛМ
Лариса Молодкина
Когда гибнут люди в авиакатастрофе. Неисправность в моторе-это ошибка или обман?