Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В 1903 году немецкий физик О. Гейслер обнаружил закон: сплав немагнитного марганца с немагнитными медью и оловом обладает ферромагнитными свойствами.
Закон можно ОТКРЫТЬ, а не ОБНАРУЖИТЬ.
Ответ: открыл
Понятие реестровой ошибки
Понятие реестровой или по другому кадастровой ошибки прочно вошло в профессиональную терминологию. Связано это с изменениями законодательства РФ и вступления в силу ряда поправок. Что же такое реестровая ошибка?
Реестровая ошибка — это воспроизведенная в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) ошибка в документах (например, в межевом плане, техническом плане, карте-плане объекта землеустройства или акте обследования), представленных в Росреестр. Например, неточности в границах, допущенные кадастровым инженером при проведении работ по межеванию земельного участка.
Наиболее распространенными реестровыми ошибками являются:
- наложение границ соседних земельных участков;
- несоответствие границ участка в ЕГРН их фактическому местоположению.
Последствия реестровой (кадастровой) ошибки заключаются в трудностях, которые могут возникнуть при совершении сделок с земельными участками.
Поскольку ЕГРН содержит недостоверные сведения о координатах, а, возможно, и о его площади, купить такой земельный участок захотят немногие, так как после приобретения реестровую ошибку придется исправлять, а это непростой процесс.
В любом случае, даже при отсутствии намерения продать или иным образом распорядиться принадлежащим земельным участком необходимо привести его фактические границы на местности в соответствие с «юридическими» границами, координаты которых содержатся в ЕГРН.
В соответствии с ч. 3 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее — реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, закон позволяет исправить реестровую ошибку двумя способами: в досудебном или в судебном порядке.
Вместе с тем, на практике исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка возможно лишь в судебном порядке, поскольку при таком исправлении всегда есть риск нарушения прав и интересов смежных землепользователей.
Именно поэтому в упомянутом выше Законе закреплено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (ч. 4 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Учитывая изложенное, для исправления реестровой (кадастровой) ошибки необходимо обратиться в суд, составить исковое заявление об исправлении реестровой ошибки.
В ряде случаев в зависимости от позиции сторон (истца или ответчика) может потребоваться проведение судебной землеустроительной экспертизы.
По итогам судебного разбирательства суд примет решение, которое будет основанием для внесения изменений в ЕГРН относительно координат границ земельного участка.
Срок давности исправления реестровой ошибки
Действующим законодательством специальный срок давности по искам об исправлении реестровой ошибки не предусмотрен, однако следует помнить, что за исправлением такой ошибки следует обратиться в суд не позднее трех лет с момента ее выявления, которое происходит как правило по результатам межевания земельного участка. При этом три года — это общий срок исковой давности, предусмотренный Гражданским кодексом РФ.
Решение суда об исправлении реестровой ошибки
После вступления в законную силу решения суда необходимо подать его в Росреестр через Многофункциональный центр (МФЦ) для учета изменений.
Реестровая ошибка исправляется органом регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, которые свидетельствуют о ее наличии и содержат верные сведения, либо решения суда, вступившего в законную силу (ч. 3 ст. 61 Закона о госрегистрации недвижимости).
Остались вопросы? Обращайтесь!
Я занимаюсь защитой прав потребителей в одном из самых сложных сегментов – возврат некачественных автомобилей производителю (продавцу) – и нередко сталкиваюсь с недопустимой, на мой взгляд, ситуацией, обусловленной тем, что правоприменителем законы нередко трактуются произвольно.
Например, в законе прямо указано: если гарантийный ремонт автомобиля превысил 45 дней, можно отказаться от договора купли-продажи и вернуть автомобиль. Тем не менее суды порой назначают судебную экспертизу по дефекту, который уже признан производственным, а также ставят перед экспертами вопросы о сроках и стоимости устранения такого дефекта, и если в экспертном заключении будет указано, что устранить такой дефект можно, скажем, за три часа за 20 тыс. руб., то в удовлетворении исковых требований может быть отказано на том основании, что дефект несущественный. При этом суды зачастую не обращают внимание на противоречие – если дефект можно оперативно устранить, почему в таком случае до обращения в суд этого не смогли сделать за 45 дней?
На данный момент в области защиты прав потребителей встречаются следующие нарушения законодательства, обусловленные в том числе его самостоятельным толкованием судами.
Нарушение 45-дневного срока устранения недостатков (гарантийного ремонта)
Так, решением Люберецкого городского суда Московской области от 23 декабря 2021 г. по делу № 2-5654/2021 был установлен весь предмет доказывания:
- наличие гарантийного срока на автомобиль;
- наличие производственного дефекта;
- обращение за устранением недостатков в период гарантии;
- нарушение 45-дневного срока для устранения.
Несмотря на это, в удовлетворении исковых требований было отказано.
При этом суд не учел положения п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (далее – Постановление Пленума ВС № 17), в котором разъяснено: недостаток технически сложного товара, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон и ограниченный 45 днями срок, является существенным.
При этом суд прямо поставил эксперту-автотехнику вопрос правового характера, а именно: «Является ли недостаток существенным?». Судье были представлены письменные возражения на данный вопрос с указанием на разъяснения ВС РФ, изложенные в Определении от 31 января 2012 г. № 14-В11-24, согласно которым понятие существенного недостатка является правовым, и его наличие подлежит установлению судом в каждом конкретном случае, исходя из исследованных обстоятельств дела.
Чтобы исключить подобные нарушения, в Законе о защите прав потребителей необходимо прямо указать, что нарушение сроков устранения недостатков является основанием для отказа от договора купли-продажи независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных ст. 4 Закона.
Если автомобиль продан с дефектами
Еще один пример из правоприменительной практики касается продажи автомобилей с дефектами. К сожалению, суды нередко препятствуют возврату продавцу автомобилей, в которых потребитель выявил недостатки в течение 15 дней с момента покупки. Например, вместо удовлетворения исковых требований о возврате автомобиля суды взыскивают в пользу истца стоимость устранения выявленных им недостатков ТС.
Так, Нижнекамским городским судом Республики Татарстан по делу № 2-18/2022 был установлен весь предмет доказывания:
- наличие гарантийного срока на автомобиль;
- наличие производственного дефекта;
- обращение истца к изготовителю с требованием возврата автомобиля в течение 15 дней с момента покупки автомобиля.
По итогам рассмотрения дела вместо возврата автомобиля продавцу, о чем просил истец, суд обязал ответчика выплатить в пользу истца 25,6 тыс. руб. – стоимость ремонта лакокрасочного покрытия ТС. Тем самым суд не учел п. 38 Постановления Пленума ВС № 17, в котором указано, что покупатель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы – независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в ст. 4 Закона о защите прав потребителей, – при условии, что такие требования были предъявлены в течение 15 дней со дня его передачи потребителю.
Для решения проблемы представляется целесообразным внести изменения в Закон о защите прав потребителей, предусмотрев, что выявление недостатков в течение 15 дней со дня покупки является основанием для отказа от договора купли-продажи независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в ст. 4 Закона.
Некоторые суды считают, что срок в 45 дней отведен не на устранение недостатков товара в целом, а именно на ремонт. При этом в наименовании ст. 20 Закона о защите прав потребителей фигурирует именно «устранение недостатков товара».
Устранение недостатков включает несколько стадий, а именно:
- вывоз неисправного автомобиля на эвакуаторе;
- осмотр;
- заказ запчастей;
- выполнение ремонтных работ.
Некоторые суды «считают» только сроки ремонта, которые по документам продавца занимают, как правило, день-два.
В качестве примеров неправильного судебного толкования приведу следующие.
Так, согласно апелляционному определению Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 3 апреля 2019 г. по делу № 33-4388/2019 срок устранения недостатков товара подлежит исчислению с момента передачи товара в ремонт до выдачи его потребителю после ремонта.
По смыслу ст. 20 Закона о защите право потребителей срок устранения недостатков товара – независимо от наличия (отсутствия) письменного соглашения сторон – не может превышать 45 дней и подлежит исчислению с момента передачи товара в ремонт вплоть до выдачи его потребителю после ремонта. При этом названная норма закона не содержит четких определений терминов, а лишь указывает на минимальное объективно необходимое время для устранения недостатков, что связано со сроком, требующимся для ремонта, и, в свою очередь, зависит от вида товара и характера дефектов.
Другой пример – апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 декабря 2018 г. по делу № 33-15432/2018. В этом деле доводы истца о том, что срок устранения недостатков необходимо исчислять с момента получения ответчиком претензии, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем обоснованно признаны судом несостоятельными. По смыслу положений п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей срок устранения недостатков товара – независимо от того, имеется ли соответствующее письменное соглашение сторон, – не может превышать 45 дней и подлежит исчислению с момента передачи товара в ремонт до его выдачи потребителю.
Определение сроков устранения недостатков в соответствии со ст. 20 Закона о защите прав потребителей стало обстоятельством, имеющим значение для дела при разрешении спора (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 31 июля 2018 г. по делу № 33-4669/2018).
В еще одном примере суд правильно истолковал ст. 20 Закона о защите прав потребителей. Как указано в определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 декабря 2019 г. по делу № 8Г-1842/2019, указанная норма закона связывает начало течения срока устранения недостатков товара с моментом предъявления потребителем соответствующего требования и предусматривает в качестве самостоятельного основания для расторжения договора купли-продажи технически сложного товара ненадлежащего качества не только наличие существенного недостатка, но и нарушение установленных законом сроков устранения недостатков.
Таким образом, считаю необходимым прямо установить в законе, что начало течения срока устранения недостатков товара исчисляется с момента предъявления потребителем соответствующего требования.
Отказ в возврате автомобиля изготовителю (импортеру)
На практике изготовитель автомобиля, в котором выявлены недостатки, может просто не принять его, и в таком случае вернуть ТС будет невозможно.
Так, в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 22 апреля 2015 г. по делу № 33-1308/2015 указано: «Возврат товара изготовителю является самостоятельным способом защиты потребителем своих прав и осуществляется по его решению, в связи с чем должен предшествовать возникновению у потребителя права требования возврата уплаченной суммы. В отличие от возврата товара продавцу, который является следствием удовлетворения требования потребителя о расторжении договора купли-продажи и поэтому может быть осуществлен лишь по требованию продавца (абз. 6 п. 1 ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 “О защите прав потребителей”), исходя из положений абз. 2 п. 3 ст. 18 указанного закона возврат товара изготовителю является самостоятельным способом защиты потребителем своих прав и осуществляется по его решению, а потому должен предшествовать возникновению у потребителя права требования возврата уплаченной суммы».
Как следствие, на практике появились две линии незаконного поведения производителей (импортеров) ТС, опирающиеся на данное толкование закона.
Первая: изготовитель уклоняется от приемки автомобиля и в суде утверждает, что потребитель машину ему не вернул. Суды в итоге принимают решение в пользу изготовителя (ответчика). При этом они зачастую не исследуют вопрос, каким образом потребитель может передать машину изготовителю, если тот уклоняется от ее приемки и не реагирует на письма?
Вторая: после того как автомобиль возвращается изготовителю, тот ремонтирует его, а затем сообщает потребителю, что автомобиль был исправен, и даже требует от потребителя компенсации расходов на проведение экспертизы.
Для решения указанной проблемы в законе, на мой взгляд, необходимо определить, что возврат автомобиля изготовителю не означает его физическую передачу, а представляет собой обращение с письменным требованием о возврате, после получения которого изготовитель обязан провести проверку качества автомобиля и может оставить автомобиль у себя только в случае, если подтвердит дефект автомобиля и готовность удовлетворить требование потребителя.
Потребитель не должен доказывать, что является таковым
Закон о защите прав потребителей содержит единственную презумпцию в отношении товаров – доказывание недостатков товара, выявленных в период гарантийного срока (п. 6 ст. 18). Иных презумпций – в том числе о том, что потребитель должен доказывать, что является потребителем, – закон не содержит.
При этом физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, которые приобрели автобусы (микроавтобусы, грузовые автомашины и т.п.), нередко вынуждены доказывать, что они являются потребителями, а данный товар не предназначен для коммерческого использования. Порой суды не останавливает даже наличие в деле определений арбитражных судов, которыми установлено, что данные граждане, исходя из заключенных ими договоров купли-продажи ТС, не являются предпринимателями.
В связи с этим представляется необходимым предусмотреть в Законе о защите прав потребителей, что предпринимательская деятельность для целей данного закона доказывается посредством либо факта регистрации гражданина в качестве ИП, либо фактом конкретных сделок, направленных на систематическое извлечение прибыли при помощи товара, в отношении которого возник судебный спор.
Отказ в возмещении потребителю убытков в виде процентов по потребительскому кредиту
Некоторые суды, к сожалению, ошибаются, необоснованно доверяя возражениям изготовителей товаров о том, что те не обязаны возмещать проценты по потребительскому кредиту в случае возврата потребителем товара с недостатками и обязан возмещать их только продавец.
Проблема, на мой взгляд, кроется к некорректной формулировке п. 6 ст. 24 Закона о защите прав потребителей, а именно: «в случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), продавец (выделено мной. – С.С.) обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа)».
На самом деле проценты с изготовителей все равно взыскиваются вышестоящими судебными инстанциями со ссылкой на п. 2 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, в котором установлено правило полного возмещения всех убытков потребителя.
В связи с этим п. 6 ст. 24 закона представляется целесообразным дополнить словом «изготовитель (импортер)».
Необоснованное снижение неустойки штрафа со ссылкой на ст. 333 ГК РФ
Проблемы, связанные с необоснованным снижением судами неустойки, уже больше 10 лет обсуждаются как на уровне госорганов, так и в юридическом сообществе. Так, суды порой снижают размер неустойки по собственному усмотрению и даже при отсутствии оснований. Также они стали необоснованно снижать размер штрафа, который раньше не снижали (пока его ошибочно зачисляли в бюджет, а не потребителю).
В связи с этим представляется необходимым запретить на законодательном уровне снижение неустойки и штрафа по делам о защите прав потребителей, ограничив при этом размер неустойки стоимостью товара за каждый календарный год до момента вынесения судом решения.
Матюнин Олег
Адвокат АП г. Москвы, управляющий партнер АБ г. Москвы «Матюнины и Партнеры», председатель комиссии Гильдии российских адвокатов по защите и безопасности бизнеса
Статья 199 УК РФ в «зеркале» статистики
Уголовное право и процесс
Какие важные аспекты и выводы не отражаются в цифрах
06 июня 2023
Антонов Михаил
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер АБ «Аспектум», профессор кафедры теории и истории права и государства юридического факультета НИУ ВШЭ (С.-Петербург)
Аналогия «вне закона»?
Конституционное право
Что означает утверждение в постановлении КС «принцип верховенства закона не позволяет преодолеть пробел путем аналогии»
01 июня 2023
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 61
1. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее — техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к заполнению и формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Указанное в части 1 настоящей статьи заявление может быть представлено в форме электронного документа посредством использования личного кабинета без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
3. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее — реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
6. Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.
(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. По истечении трех месяцев со дня направления в предусмотренные частью 6 настоящей статьи органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
7. По истечении трех месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продлевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. При исправлении реестровых ошибок в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, орган регистрации прав на основании имеющихся и (или) полученных дополнительно документов и материалов также вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на соответствующий земельный участок, или при отсутствии такого документа — исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, или в случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка — исходя из местоположения границ такого земельного участка, существующих на местности пятнадцать лет и более и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих установить местоположение границ земельного участка, и (или) контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий, а также сведения о площади земельных участков в соответствии с установленным местоположением границ таких земельных участков. В указанном случае подготовка межевого или технического плана соответствующего объекта недвижимости не осуществляется.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
7.2. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных органом регистрации прав, в том числе в результате исправления реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, сведений о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости на основании документов, представленных в орган регистрации прав собственником указанных земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства после внесения таким органом сведений о местоположении границ земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке.
(часть 7.2 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
7.3. В целях реализации полномочий органа регистрации прав, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи, публично-правовая компания, указанная в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляет:
1) сбор и обработку пространственных данных, необходимых для определения координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определения координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств;
2) определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определение координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также при необходимости координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.
(часть 7.3 в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 546-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.4. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков, характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке при исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке в предусмотренном частью 7.1 настоящей статьи случае устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
(часть 7.4 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)
7.5. В случае, если органом регистрации прав в сведениях Единого государственного реестра недвижимости выявлена реестровая ошибка, связанная с использованием системы координат, отличной от местной системы координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении кадастрового округа (далее — иная система координат), орган регистрации прав при наличии у него параметров перехода (ключей) от иной системы координат к местной системе координат вправе без предварительного извещения заинтересованных лиц осуществить пересчет координат характерных точек всех границ (включая границы земельных участков, контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и границы объектов, сведения о которых внесены в реестр границ), сведения о местоположении которых представлены в Едином государственном реестре недвижимости в иной системе координат, в местную систему координат и внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части местоположения таких границ, а в отношении земельных участков также в части их площади. Значение вычисленной в связи с таким пересчетом площади земельного участка может отличаться от первоначального значения площади не более чем на величину погрешности определения площади земельного участка, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
(часть 7.5 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
8. В течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, орган регистрации прав обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
9. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
Уважаемые члены Ассоциации «Союз кадастровых инженеров»!
В рамках реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных» Росреестр совместно с ФГБУ «ФКП Росреестра» приступил к исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН без привлечения средств правообладателей. О планах по проведению указанной работы представители центрального аппарата Росреестра информировали профессиональных участников кадастровой деятельности на совещании, которое состоялось 25 мая текущего года в формате видеоконференцсвязи. И вот уже почти неделю ленты региональных новостей пестрят сообщениями о подготовке каждым из территориальных подразделений ведомства в соответствующем субъекте Российской Федерации более нескольких тысяч решений о необходимости исправления реестровых ошибок.
В связи с изложенным Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» считает необходимым напомнить порядок выявления/исправления реестровой ошибки и довести следующую информацию.
Понятие «реестровой ошибки» и порядка ее исправления установлены статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости).
В соответствии с частью 3 статьи 61 Закон о регистрации недвижимости реестровая ошибка – это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся:
— в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы;
— в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (ч.3 ст.61 Закона о регистрации недвижимости).
Следует обратить внимание, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Порядок изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки утвержден приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241 (далее – Порядок, приказ Росреестра №П/0241).
При выявлении реестровой ошибки территориальный орган Росреестра направляет письмо-поручение в региональный филиал ФГБУ «ФКП Росреестра». В соответствии с вышеуказанным Порядком, ФГБУ «ФКП Росреестра» проводит соответствующие мероприятия по определению координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров объектов капитального строительства. На основании полученных материалов Росреестр принимает решение о необходимости исправления реестровой ошибки (далее – Решение) и направляет его в адрес правообладателя объекта недвижимости.
Порядок и способы направления органом регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), утверждены приказом Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. №136 ( в редакции приказа Минэкономразвития России от 11.12.2017 №669).
Решение о необходимости устранения реестровой ошибки принимается органом регистрации прав только в случаях:
если такая ошибка в описании местоположения границ земельного участка выявлена органом регистрации прав в случае, предусмотренном частью 6 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости;
если такая ошибка выявлена органом регистрации прав либо по заявлению правообладателя земельного участка в случае, предусмотренном частью 4 статьи 60.2 Закона о регистрации недвижимости (с учетом положения части 6 статьи 60.2 Закона о регистрации недвижимости).
Далее, правообладатель, в течение трех месяцев может самостоятельно представить в Росреестр кадастровые документы для исправления реестровой ошибки в порядке осуществления кадастрового учета изменения характеристик объекта недвижимости. Указанный трехмесячный срок предоставления документов может быть продлен по заявлению правообладателя, на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на 3 (три) месяца (то есть увеличен до 6 (шести) месяцев). В случае непредоставления документов необходимых для исправления реестровой ошибки, Росреестр вносит изменения в сведения ЕГРН без согласия правообладателя.
Решение о необходимости устранения реестровой ошибки должно содержать (часть 6 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости):
— дату выявления такой ошибки,
— ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных,
— указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Согласно части 9 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости, споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 той же статьи, рассматриваются в судебном порядке.
Возможные последствия для кадастрового инженера, в результате ошибочных действий которого возникла реестровая ошибка:
— кадастровый инженер может быть привлечен к дисциплинарной ответственности при поступлении в адрес саморегулируемой организации кадастровых инженеров информации о допущенной им реестровой ошибке. Привлечение к дисциплинарной ответственности и выбор меры дисциплинарного воздействия осуществляется специализированными органами СРО в соответствии с внутренними документами (замечание, предупреждения, и иные меры воздействия согласно внутренним документам, в случае когда реестровых ошибок меньше 10, кроме меры касающейся исключения кадастрового инженера из СРО);
— кадастровый инженер может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде исключения из СРО КИ в случае принятия за последние 3 (три) года деятельности кадастрового инженера органом регистрации прав 10 (десяти) и более решений о необходимости устранения воспроизведенных в ЕГРН ошибок, содержащихся в межевом плане, техническом плане или карте-плане территории и связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства (реестровая ошибка) (пп.6 части 15 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
Обращаем внимание, что кадастровый инженер, исключенный из саморегулируемой организации по основанию пп.6 части 15 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» не вправе претендовать на членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров в течение 2 (двух) лет (часть 19 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
Учитывая изложенное, Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» настоятельно рекомендует своим членам, исключающим случаи допущения реестровой ошибки вследствие своих действий, а именно ошибки, содержащейся в подготовленными ими межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, которая была воспроизведена в последующем в ЕРГН, оспаривать Решения Росреестра путем обращения в территориальный орган Росреестра и, при необходимости, в судебном порядке.
Обращение в территориально подразделение ведомства может содержать возражение на Решение Росреестра с требованием его отмены (аннулирования), а также запрос на предоставление материалов, подтверждающих выявление реестровой ошибки с ее описанием и свидетельствующих о ее допущении вследствие ваших действий как кадастрового инженера (в том числе подготовленный органом регистрации права отчет о результатах контрольного определения координат характерных точек границ и площади земельного участка, контура здания (сооружения, объекта незавершенного строительства), границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, в описании местоположения которых выявлена реестровая ошибка, содержащий в том числе соответствующую схему границ, информацию о примененном методе и точности определения координат, а также описание конкретных некорректных сведений с обоснованием их квалификации как ошибочных ), необходимых для целей последующего обращения в суд.
Оспаривание необходимо для исключения таких решений из статистики результатов вашей профессиональной деятельности, в целях недопущения необоснованных исключений из саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
Напоминаем, что информация о результатах профессиональной деятельности кадастрового инженера, в том числе количестве реестровых ошибок, признанных ведомством как следствие ошибочных действий кадастрового инженера, размещается в Государственном реестре кадастровых инженеров (ГРКИ) на сайте Росреестра.
Принимая во внимание, что пунктом 13 Порядка, утвержденного приказом Росреестра №П/0241 предусмотрено уведомление только правообладателей объектов недвижимости, которых Росреестр считает «заинтересованными лицами», Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» рекомендует регулярно (ежемесячно) проверять сведения ГРКИ и в случае отражения в результатах Вашей профессиональной деятельности сведений о допущенных реестровых ошибках незамедлительно направлять в территориальный орган Росреестра запрос о предоставлении копий принятых решений о необходимости устранения реестровых ошибок, содержащих в том числе информацию о дате выявления реестровой ошибки, описание реестровой ошибки с обоснованием квалификации содержащихся в ЕГРН сведений как ошибочных, указания, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, а также отчетных материалов, необходимых для оспаривания такого решения в судебном порядке.
Подобным образом следует поступать, в случае поступления подобной информации (о получении соответствующих решений Росреестра) от заказчиков ранее выполненных Вами кадастровых работ.