Обработка исключений относится к процессу прогнозирования и определения способов обработки ошибок, возникающих в программе во время выполнения. Ошибка в большинстве случаев относится к неожиданному событию или возникновению во время выполнения программы. Например, ошибка может возникнуть при чтении файла либо из-за того, что файл не существует, либо из-за того, что у пользователя нет прав на чтение или запись в файл.
Из этого туториала Вы узнаете, как реализовать обработку исключений в Ruby с помощью блоков повышения и восстановления.
Содержание
- Основное использование
- Пример обработки исключений в Ruby
- Другие блоки исключений
- Блокировка повтора
- Обеспечить блокировку
- Else блок
- Легкая обработка исключений
- Заключение
Основное использование
Большинство языков программирования реализуют обработку исключений с помощью блока try и catch. Однако, как и все остальное в Ruby, ключевые слова более информативны.
Мы можем выразить общий синтаксис, как показано ниже:
begin
raiseexception
# raise ecxeption
rescue exception
# rescue block
end
Мы заключаем блок обработки исключений в операторы начала и конца. Внутри этих операторов мы определяем блоки повышения и восстановления.
В повышении мы определяем исключение, которое мы можем вызвать вручную или попросить интерпретатора Ruby сгенерировать его. По умолчанию параметром для блока повышения является RuntimeError.
Далее идет спасательный блок. Как следует из названия, этот блок приходит на помощь при возникновении исключения. Он контролирует выполнение программы.
Ruby сравнивает исключение, вызванное блоком повышения, с параметрами, переданными в блок восстановления. Если исключение относится к тому же типу или суперклассу, оно запускает блок восстановления.
Пример обработки исключений в Ruby
Мы можем реализовать простой пример, чтобы проиллюстрировать, как работает обработка исключений в Ruby:
def err_me
begin
puts «Hi there!»
raise «string type»
rescue
puts «Never mind, I am fixed!»
end
end
err_me
В приведенном выше примере мы определяем функцию с блоком исключения.
Мы вручную вызываем исключение, которое прерывает выполнение программы и входит в блок восстановления. Это выполняет действия в блоке — в данном случае оператор put и завершает работу.
Если вы добавляете какой-либо блок кода сразу после повышения и перед блоком восстановления, они не выполняются, потому что блок восстановления немедленно обрабатывает поток программы.
По умолчанию блок восстановления использует параметр StandardError. Однако в Ruby есть и другие типы ошибок, в том числе.
- SyntaxError
- IOError
- RegexpError
- ThreadError
- ZeroDivisionError
- NoMethodError
- IndexError
- NameError
- TypeError
Чтобы вызвать и обработать конкретный тип ошибки, мы можем передать ее блоку повышения в качестве параметра. Вот пример:
begin
raiseZeroDivisionError
rescue =>exception
puts exception.message
puts exception.backtrace.inspect
end
В приведенном выше примере мы вызываем ошибку ZeroDivisionError. Затем мы переходим к блоку восстановления, который печатает конкретный тип исключения и отслеживает источник.
Результат:
$ ruby err—handling.rb
ZeroDivisionError
[«err-handling.rb:2:in `<main>’»]
Другие блоки исключений
Помимо основного блока повышения и восстановления, Ruby также предоставляет нам другие блоки, которые мы можем реализовать для обработки ошибок.
Блокировка повтора
Блок повтора используется для повторного запуска блока восстановления после возникновения исключения. Вот пример:
begin
raise ZeroDivisionError
puts «I don’t run 😢»
rescue => exception
puts «#{exception.message} caused me to die ⚰️»
retry
end
Если мы запустим приведенный выше код, он распечатает сообщение внутри блока восстановления. Он встретит блок повтора, который переходит в блок восстановления.
Распространенный вариант использования блоков повтора — поиск ошибок с помощью грубой силы. Примером может служить повторная загрузка страницы при отсутствии соединения до тех пор, пока ошибка не будет устранена.
ВНИМАНИЕ: будьте осторожны при использовании блока повтора, поскольку он является обычным источником бесконечных циклов.
Обеспечить блокировку
Если вы программировали на другом языке, таком как Python, вы, вероятно, знакомы с блоком finally. Блок обеспечения в Ruby работает аналогично блоку finally в других языках программирования.
Блок обеспечения всегда запускается в конце кода. Независимо от того, правильно ли было обработано возникшее исключение или завершено выполнение программы, оно всегда запускается или выполняется.
Вот пример:
begin
raise ZeroDivisionError
puts «I don’t run 😢»
rescue => exception
puts «#{exception.message} caused me to die ⚰️»
ensure
puts «I will always run 🚀»
end
В этом случае приведенный выше код напечатает сообщение об исключении и, наконец, запустит блок обеспечения.
ZeroDivisionError caused me to die ⚰️
I will always run 🚀
Else блок
Если исключение не возникает, мы можем реализовать блок для выполнения действия с помощью оператора else.
Например:
begin
rescue => exception
puts «#{exception.message} caused me to die ⚰️»
else
puts «Trust me, I ran successfully 😀»
ensure
puts «& I will always run 🚀»
end
Блок else помещается между блоками rescue и protect. В приведенном выше примере вы заметите, что отсутствует блок повышения, что приводит к запуску блока else.
Вот пример вывода:
Поверьте мне, я успешно провел 😀
Легкая обработка исключений
Блоки повышения и восстановления — удобный способ выполнить действие при возникновении ошибки. Однако, поскольку обработка ошибок создает трассировку стека для облегчения отладки, это может легко стать проблемой в вашей программе. Вот тут-то и пригодятся блоки для ловли и броска.
Чтобы реализовать блок catch-throw, вы начинаете с определения метки с помощью ключевого слова catch. Как только Ruby встречает блок throw, который ссылается на блок catch, он останавливает выполнение и переходит к блоку catch.
Давайте использовать пример, чтобы проиллюстрировать эту концепцию. Рассмотрим беспорядочное вложение, показанное в приведенном ниже коде:
catch(:kill_me_now) do
langs = [«Python», «Ruby», «C++», «C#»]
foriinlangsdo
for index in 1..5
if index == 3
ifi == «C#»
puts «After throw, nothing will run!’»
throw(:kill_me_now)
puts «I am C#»
end
end
end
end
end
puts «Oh boy! That was a long one!»
Мы начинаем с использования ключевого слова catch и передаем метку внутри пары круглых скобок. Как только мы запустим код, он выполнит все вложенные циклы и операторы if, пока не встретит оператор throw, ссылающийся на catch.
Это немедленно прекратит выполнение и вернется на уровень оператора catch.
Вот пример вывода:
After throw, nothing will run!‘
Oh boy! That was a long one!
Заключение
В этом руководстве показано, как реализовать обработку ошибок в Ruby с помощью блоков повышения и восстановления.
Исключительные ситуации (exceptions) — это ошибки возникшие в вашем коде и которые также представлены в виде специальных объектов. Лично у меня самой популярной ошибкой, благодаря тому, что яне владею слепым набором, является NoMethodError или NameError:
Array.hello #NoMethodError: undefined method `hello' for Array:Class #from (irb):3 #from /home/vladimir/.rvm/rubies/ruby-1.9.2-p0/bin/irb:17:in `<main>' hello #NameError: undefined local variable or method `hello' for main:Object #from (irb):4 #from /home/vladimir/.rvm/rubies/ruby-1.9.2-p0/bin/irb:17:in `<main>'
Ниже приведен иерархический список всех стандартных исключительных ситуаций в Ruby:
Exception NoMemoryError ScriptError LoadError NotImplementedError SyntaxError SignalException Interrupt StandardError ArgumentError IOError EOFError IndexError LocalJumpError NameError NoMethodError RangeError FloatDomainError RegexpError RuntimeError SecurityError SystemCallError SystemStackError ThreadError TypeError ZeroDivisionError SystemExit fatal
Вам не обязательно создавать в вашем коде ошибку, вы можете принудительно вызвать исключительную ситуацию при помощи метода raise:
def my_method() raise "SomeError message ..." end my_method #exceptions.rb:2:in `my_method': SomeError message ... (RuntimeError) #from exceptions.rb:5:in `<main>'
Давайте разберем сообщение об ошибке. Оно содержит весьма полезную информацию, которая необходима вам для исправления ошибки: где находится ошибка (exceptions.rb:2:in `my_method’), сообщение описывающее ошибку (SomeError message …), тип ошибки (RuntimeError), и место где возникла ошибка (#from exceptions.rb:5:in `<main>’).
Обработка ошибок
Реальная польза от всех этих типов ошибок заключается в возможности их обработки. Обработка ошибок — это код, который выполняется только при условии возникновения ошибок. Код, ошибки в котором следует обрабатывать необходимо заключить в блок begin — end, а отлавливание ошибок следует производить при помощи ключевого слова rescue. Пример:
begin 100 / 0 rescue puts "Fuck! Divider is zero!" end #=> Fuck! Divider is zero!
Код после rescue выполнится только после возникновения исключительной ситуации, любой исключительной ситуации! rescue может принимать параметр — тип исключительной ситуации для того, чтобы обрабатывать лишь один определенный тип ошибок, таким образом можно выполнять различный код для различных ошибок. Пример:
begin some_undefined_method_call rescue NameError puts "Fuck! Undefined method!" end #=>Fuck! Undefined method!
Иногда бывает необходимость выполнить кусок кода независимо от того была ошибка или небыло. Для этого существует ensure. Пример:
begin some_undefined_method_call rescue NameError p "Fuck! Undefined method!" ensure p "RubyDev.ru" end #=>"Fuck! Undefined method!" #=>"RubyDev.ru"
Выможете использовать обработчик ошибок rescue и ensure не только в контексте begin — end, но и в контексте любого блока кода, например в контексте метода или класса. Пример:
def hello(msg = "") raise "Empty message!" if msg == "" puts(msg) rescue puts "Some Error!" end hello("Rubydev.ru") #Rubydev.ru hello #Some Error!
«Кошэрная» обработка ошибок
Чтобы в обработчике ошибок иметь доступ к различной информации об ошибке, необходимо использовать следующий синтаксис:
def hello(msg = "") raise "Empty message!" if msg == "" puts(msg) rescue RuntimeError => error puts error.inspect end hello #<RuntimeError: Empty message!>
Теперь в контексте обработчика ошибок мы имеем доступ к экземпляру ошибки, что дает нам возможность получить некоторые данные об ошибке:
def hello(msg = "") raise "Empty message!" if msg == "" puts(msg) rescue RuntimeError => error puts error.message puts error.backtrace end hello #=>Empty message! #exceptions.rb:2:in `hello' #exceptions.rb:9:in `<main>'
Создание собственных типов ошибок
Глядя на иерархию исключительных ситуаций можно увидить, что все исключительные ситуации происходят от класса Exception. Доказательство:
puts RuntimeError.superclass #StandardError puts RuntimeError.superclass.superclass #Exception
Хотя все ошибки и происходят от класса Exception, вам следует использовать класс StandartError для наследования поскольку Exception слишком низкоуровневый класс, который обслуживает между всего прочего еще и ошибки окружения. Пример создания собственной ошибки:
class SomeError < StandardError def message "Some Error!" end end raise SomeError #exceptions.rb:7:in `<main>': Some Error! (SomeError)
Лучшая благодарнорность автору — ваши комментарии!
Исполнение и исключение всегда работают вместе. Если вы открываете файл, которого нет, то вы не справились с этой ситуацией должным образом, ваша программа считается некорректной.
Программа останавливается, если возникает исключение. Таким образом, исключения используются для обработки различных типов ошибок, которые могут возникать во время выполнения программы, и необходимо предпринимать соответствующие действия, а не полностью останавливать программу.
Ruby обеспечивает хороший механизм обработки исключений. Мы прилагаем код, который может вызвать исключение в блоке begin/end и использовать предложения rescue, чтобы сообщить Ruby о типах исключений, которые мы хотим обработать.
Синтаксис
begin # - rescue OneTypeOfException # - rescue AnotherTypeOfException # - else # другие исключения ensure # Всегда будет выполняться end
Все от begin до rescue защищено. Если во время выполнения этого блока кода возникает исключение, управление передается блоку между rescue и end.
Для каждого предложения rescue в begin Ruby сравнивает поднятое исключение с каждым из параметров по очереди. Совпадение завершится успешно, если исключение, указанное в предложении rescue, совпадает с типом создаваемого исключения или является суперклассом этого исключения.
В случае, если исключение не соответствует ни одному из указанных типов ошибок, нам разрешено использовать предложение else после всех предложений rescue.
Пример
#!/usr/bin/ruby begin file = open("/unexistant_file") if file puts "Файл успешно открыт " end rescue file = STDIN end print file, "==", STDIN, "n"
Это приведет к следующему результату. Вы можете видеть, что STDIN заменяется file, потому что произошла ошибка открытия.
#<IO:0xb7d16f84>==#<IO:0xb7d16f84>
Использование утверждения Retry
Вы можете захватить исключение, используя rescue, а затем использовать заявление retry для выполнения блока begin с самого начала.
Синтаксис
begin #Исключения в этом коде #поймал следующий пункт rescue rescue # Этот блок будет захватывать Все типы исключений retry # Это переместит управление в начало <i>begin</i> end
Пример
#!/usr/bin/ruby begin file = open("/unexistant_file") if file puts "Файл успешно открыт" end rescue fname = "existant_file" retry end
Ниже приводится поток процесса:
- Исключение произошло при открытии.
- Вызвано rescue. fname было переназначено.
- retry указал на начало begin.
- Этот файл открывается успешно.
- Продолжал необходимый процесс.
Примечание
Обратите внимание, что если файл повторно замещенного имени не существует, то этот примерный код будет повторятся бесконечно. Будьте осторожны, если вы используете повтор для процесса исключения.
Использование выражения raise
Вы можете использовать заявление raise чтобы сгенерировать исключение. Следующий метод вызывает исключение всякий раз, когда он вызывается. Будет напечатано второе сообщение.
Синтаксис
raise OR raise "Error Message" OR raise ExceptionType, "Error Message" OR raise ExceptionType, "Error Message" condition
Первая форма просто повторно вызывает текущее исключение (или RuntimeError, если нет текущего исключения). Используется в обработчиках исключений, которые должны перехватывать исключение, прежде чем передавать его.
Вторая форма создает новое исключение RuntimeError, устанавливая его сообщение для данной строки. Это исключение затем поднимает стек вызовов.
Третья форма использует первый аргумент для создания исключения, а затем устанавливает связанное сообщение во второй аргумент.
Четвертая форма похожа на третью форму, но вы можете добавить любой условный оператор, например, если не возбуждать исключение.
Пример
#!/usr/bin/ruby begin puts 'Код перед raise.' raise 'Произошла ошибка.' puts 'Код после raise.' rescue puts 'Код в rescued.' end puts 'Код после блока begin.'
Это приведет к следующему результату:
Код после raise. Код в rescued. Код после блока begin.
Еще один пример, показывающий использование raise:
#!/usr/bin/ruby begin raise 'Тестовое исключение.' rescue Exception => e puts e.message puts e.backtrace.inspect end
Это приведет к следующему результату:
Тестовое исключение. ["main.rb:4"]
Использование инструкции ensure
Иногда вам нужно гарантировать, что некоторая обработка выполняется в конце блока кода, независимо от того, было ли возбуждено исключение. Например, у вас может быть файл, открытый при входе в блок, и вам нужно убедиться, что он закрывается по мере выхода из блока.
Предложение ensure делает именно это. обеспечивается после последнего предложения rescue и содержит кусок кода, который всегда будет выполняться по завершении блока. Не имеет значения, нормально ли завершиться блок, если есть исключения raises и rescues, или если он завершается исключением, блок ensure будет запущен.
Синтаксис
begin #.. процесс #..поднять исключение rescue #.. ошибка обработки ensure #.. наконец, убедитесь в выполнении #.. Это всегда будет выполняться. end
Пример
begin raise 'Тестовое исключение.' rescue Exception => e puts e.message puts e.backtrace.inspect ensure puts "Обеспечение выполнения" end
Это приведет к следующему результату:
Тестовое исключение. ["main.rb:4"] Обеспечение выполнения
Использование инструкции else
Если предложение else присутствует, оно выполняется после предложений rescue и до того, как оно будет выполнено.
Тело предложения else выполняется только в том случае, если в основной части кода не возникают исключения.
Синтаксис
begin #.. процесс #.. вызывается исключение rescue # .. ошибка обработки else #.. выполняется, если нет исключения ensure #.. наконец, убедитесь в выполнении #.. Это всегда будет выполняться. end
Пример
begin # raise 'Тестовое исключение.' puts "Я не поднимаю исключение" rescue Exception => e puts e.message puts e.backtrace.inspect else puts "Поздравляем - ошибок нет!" ensure puts "Обеспечение выполнения" end
Это приведет к следующему результату:
Я не поднимаю исключение Поздравляем - ошибок нет! Обеспечение выполнения
Сообщение «Поднятая ошибка» можно записать с помощью переменной $!.
Catch и Throw
В то время как механизм исключения и rescue отлично подходит для отказа от выполнения, когда что-то идет не так, иногда бывает приятно выпрыгнуть из какой-то глубоко вложенной конструкции во время нормальной обработки. Это — то, где может пригодится catch и throw.
catch определяет блок, который помечен с данным именем (которое может быть символ или строка). Блок выполняется нормально до тех пор, пока не будет обнаружен throw.
Синтаксис
throw :lablename #.. это не будет выполнено catch :lablename do #.. соответствующий catch будет выполняться после обнаружения throw. end OR throw :lablename condition #.. это не будет выполнено catch :lablename do #.. соответствующий catch будет выполняться после обнаружения throw. end
Пример
В следующем примере используется throw для прекращения взаимодействия с пользователем, если ‘!’ набирается в ответ на любое приглашение.
def promptAndGet(prompt) print prompt res = readline.chomp throw :quitRequested if res == "!" return res end catch :quitRequested do name = promptAndGet("Имя: ") age = promptAndGet("Возраст: ") sex = promptAndGet("Пол: ") # .. # process information end promptAndGet("Имя:")
Вы должны попробовать вышеуказанную программу на своем компьютере, потому что она требует ручного взаимодействия. Это приведет к следующему результату:
Имя: Ruby on Rails Возраст: 18 Пол: ! Имя: AndreyEx
Класс Exception
Стандартные классы и модули Ruby вызывают исключения. Все классы исключений образуют иерархию с классом Exception в верхней части. Следующий уровень содержит семь разных типов:
- Interrupt
- NoMemoryError
- SignalException
- ScriptError
- StandardError
- SystemExit
На этом уровне есть еще одно исключение, Fatal, но интерпретатор Ruby использует это только внутренне.
И ScriptError, и StandardError имеют ряд подклассов, но здесь нам не нужно вдаваться в подробности. Важно то, что если мы создаем собственные классы исключений, они должны быть подклассами любого класса Exception или одного из его потомков.
Давайте посмотрим на пример:
class FileSaveError < StandardError attr_reader :reason def initialize(reason) @reason = reason end end
Теперь рассмотрим следующий пример, который будет использовать это исключение:
File.open(path, "w") do |file| begin # Запишите данные ... rescue # Что-то пошло не так! raise FileSaveError.new($!) end end
Важной линией здесь является поднять FileSaveError.new ($!). Мы вызываем raise, чтобы сигнализировать о том, что произошло исключение, передав ему новый экземпляр FileSaveError, по причине того, что конкретное исключение вызвало сбой записи данных.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Исключения
Исключение — это допустимая ошибка, возникающая в процессе выполнения программы, прерывающая выполнение до тех пор, пока не ислючение не будет обработано. Если исключение не обрабатывается, то выполнение программы прекращается.
Каждое исключение относится к классу Exception и его производным. Обычно название каждого подкласса, содержит полную информацию о причине возникновения исключения.
Для создания новых типов исключений обычно используются классы StandartError и RuntimeError.
Системные ошибки, имеющие стандартный цифровой код, также относятся к исключениям. Модуль Errno динамически связывает полученные от операционной системы цифровые коды с подклассами Exception. При этом для каждой ошибки создается собственный подкласс SystemCallError
, на который ссылается константа в модуле Errno. Цифровой код ошибки может быть получен с помощью константы Errno (Errno::<ErrorKlass>::Errno
).
Иерархия исключений
-
Exception — базовый класс для всех исключений.
-
NoMemoryError — выделение памяти не может быть выполнено;
ScriptError— базовый класс для ошибок интерпретации;
+ LoadError — файл не может быть загружен;
NotImplemenetedError — метод не поддерживается системой;
SyntaxError — ошибка в синтаксисе;SecuirityError — нарушение требований безопасности;
SignalException — получение сигнала от системы;
+ Interrupt — сигнал прервать процесс выполнения (обычно Ctrl+C);SystemExit — завершение выполнения программы системой;
SystemStackError — переполнение стека;
StandardError — базовый класс для стандартных ошибок выполнения;
+ Math::DomainError — объекты не принадлежат области определения функции;
ArgumentError — ошибка при передаче аргументов;_EncodingError_ - базовый класс для ошибок, связанных с кодировкой; + _Encoding::CompatibilityError_ - исходная кодировка не совместима с требуемой; _Encoding::ConverterNotFoundError_ - требуемая кодировка не поддерживается; _Encoding::InvalidByteSequenceError_ - текст содержит некорректные байты; _Encoding::UndefinedConversionError_ - текст содержит неопределенные символы; _FiberError_ - ошибка при работе с управляемыми блоками; _IOError_ - возникновение ошибки при работе с потоками; + _EOFError_ - достигнут конец файла; _IndexError_ - индекс не найден; + _KeyError_ - ключ не найден; _StopIteration_ - завершение итерации; _LocalJumpError_ - блок не может быть выполнен; _NameError_ - неизвестный идентификатор; + _NoMethodError_ - неизвестный метод; _RangeError_ - выход за границы диапазона; + _FloatDomainError_ - попытка преобразования констант для определения специальных чисел (NaN и т.д.); _RegexpError_ - ошибка в регулярном выражении; _RuntimeError_ - универсальный класс для ошибок выполнения; _SystemCallError_ - базовый класс для системных ошибок; _ThreadError_ - ошибка при работе с процессами; _TypeError_ - неправильный тип объекта. Данное исключение также возникает при объявлении наследования для существующего класса; _ZeroDivisionError_ - деление целого числа на ноль.
-
Методы
Exception
::exception( message = nil ) # -> exception
Используется для создания объекта. Для аргумента вызывается метод object.to_str
.
::new( mesage = nil ) # -> exception
Используется для создания объекта.
.exception( message = nil ) # -> exception
Используется для получения нового экземпляра того же класс. Для аргумента вызывается метод .to_str
.
.backtrace # -> array
Используется для получения данных о распространении исключения. Каждый элемент имеет вид:
"имя_файла:номер_строки: in 'идентификатор_метода'"
или
"имя_файла:номер_строки"
.set_backtrace(array) # -> array
Используется для изменения данных о распространении исключения.
.to_s # -> string
Синонимы: message
Сообщение об ошибке (или идентификатор класса).
.inspect # -> string
Идентификатор класса.
LoadError [ruby 2.0]
.path # -> string
Метод используется для получения пути, по которому не был найден файл.
SignalException
::new(sig_name) # -> a_signal_exception
(sig_number, name = nil)
Метод используется для создания нового объекта. Название сигнала должно быть известно интерпретатору.
.signo # -> number
Метод используется для получения номера сигнала.
SystemExit
::new( status = 0 ) # -> exception
Используется для создания нового объекта.
.status # -> integer
Статус завершения программы.
.success? # -> bool
Проверка удалось ли завершение программы.
Encoding::InvalidByteSequenceError
.destination_encoding # -> encoding
Требуемая кодировка
.destination_encoding_name # -> string
Название требуемой кодировки.
.source_encoding # -> encoding
Исходная кодировка. При нескольких преобразованиях исходной будет считаться последняя стабильная кодировка.
.source_encoding_name # -> string
Название исходной кодировки. При нескольких преобразованиях исходной будет считаться последняя стабильная кодировка.
.error_bytes # -> string
Байт из-за которого возникло исключение.
.incomplete_input? # -> bool
Проверка возникновения исключения из-за преждевременного завершения текста.
.readagain_bytes # -> string
Байт, обрабатываемый в момент возникновения исключения.
Encoding::UndefinedConversionError
.destination_encoding # -> encoding
Требуемая кодировка
.destination_encoding_name # -> string
Название требуемой кодировки.
.source_encoding # -> encoding
Исходная кодировка. При нескольких преобразованиях исходной будет считаться последняя стабильная кодировка.
.source_encoding_name # -> string
Название исходной кодировки. При нескольких преобразованиях исходной будет считаться последняя стабильная кодировка.
.error_char # -> string
Символ из-за которого возникла ошибка.
StopIteration
.result # -> object
Результат итерации.
LocalJumpError
.exit_value # -> object
Аргумент, передача которого привела к возникновению исключения.
.reason # -> symbol
Идентификатор инструкции, выполнение которой привело к возникновению исключения (:break, :redo, :retry, :next, :return, или :noreason).
NameError
::new( message, name = nil ) # -> exception
Используется для создания нового объекта.
.name # -> name
Идентификатор, использование которого привело к возникновению исключения.
NoMethodError
::new( message, name, *args ) # -> exception
Используется для создания нового объекта.
.args # -> object
Аргументы, переданные отсутствующему методу.
SystemCallError
::new( message, integer ) # -> exception
Используется для создания нового экземпляра класса из модуля Errno (если методу передан известный системе цифровой код ошибки) или класса SystemCallError.
.errno # -> integer
Цифровой код ошибки.
Возникновение и обработка исключений
Вызов исключения
Вызов исключения выполняется с помощью частного метода экземпляров из модуля Kernel.
.raise( message = nil ) # -> exception
( exc = RuntimeError, message = nil, pos = caller ) # -> exception
Синонимы: fail
Используется для повторного вызова последнего исключения или создания нового ( RuntimeError), если $!
ссылается на nil.
В другом случае методу передаются любой объект, отвечающий на вызов метода .exception
, сообщение об ошибке и текущая позиция выполнения программы.
Обработка исключений
Обработка событий выполняется с помощью предложения rescue, которое может использоваться только в теле предложений begin, def, class, или module.
Исключения обрабатываются в том же порядке, в котором объявляются обработчики. При возникновении исключения интерпретатор останавливает процесс выполнения программы и начинает поиск обработчика, продвигаясь вверх по области вызова.
Если исключения возникло в результате обработки другого исключения, то поиск обработчиков выполняется заново.
После обработки исключения выполнение программы не продолжается.
Полный синтаксис
begin тело_предложения rescue тело_обработчика else code ensure code end
-
Тело обработчика выполняется после возникновения исключения в теле предложения. Переменная
$!
при этом ссылается на конкретный экземпляр исключения.Чтобы инициализировать локальную переменную используют инструкцию
rescue => локальная_переменная
. -
По умолчанию обрабатываются экземпляры StandardError и его производных.
Для ограничения типов обрабатываемых исключений используют инструкцию
rescue class
илиrescue class => локальная_переменная
. Несколько классов разделяются запятыми. -
Инструкция else выполняется если исключений не получено. При этом исключения, возникшие в теле инструкции не обрабатываются.
-
Инструкция ensure выполняется после выполнения всего предложения. Результат ее выполнения не влияет на результат выполнения предложения (кроме случаев использования инструкций return, break и т.д)
Краткий синтаксис:
код rescue тело_обработчика
Если в коде будет вызвана ошибка, то выполняется тело обработчика. Обрабатываются только экземпляры StandardError и его производных.
Catch и Throw
В других языках программирования обработка событий обычно выполняется с помощью пары инструкций catch и throw. В Ruby существуют частные методы экземпляров из модуля Kernel, ведущие себя сходным образом.
.catch(name = nil) { |name| } # -> object
Используется для создания прерываемого фрагмента кода. Выполнение останавливается при вызове метода object.throw
с тем же идентификатором. При вызове без аргументов новый случайный идентификатор передается блоку.
.throw( name, *args )
Используется для завершения выполнения блока, переданного методу object.catch
с тем же идентификатором (иначе возникает исключение). Поиск блока выполняетcя вверх по иерархии области видимости. Дополнительные аргументы возвращаются методом object.catch
.
on
November 19, 2019
What is exception handling?
Software systems can be quite prone to error conditions. Systems that involve user interaction are more vulnerable to exceptions as they attract errors at multiple fronts. Errors can take many forms — syntactical errors, network errors, form input errors, invalid authentication errors etc. If not accounted for, these can affect user experience and can even manifest as security loopholes, enabling attackers to compromise the system.
Exception handling is used to prevent system failures and to save the user from lousy error messages.
In most cases, when an error condition occurs, the programming language forces the program to terminate and therefore program control is lost. Exception handling allows you (or the program) to not lose control and to be able to deal with what happens after the error has occurred. This gives you some room to make amends — to show affable error messages, to release some resources or to conveniently redirect the user to a relevant page.
Exception handling helps you clear up the mess, without making it look like one.
It is the process of accommodating error conditions and responding to them programmatically, resulting in execution of a presumably alternate, but already planned sequence of code.
Exception handling in Ruby
In the vast majority of languages, exception handling is performed using “try, throw and catch” mechanisms. When the try block is encountered, the compiler becomes super aware in the lookout for an exception (thrown either manually, or by the language itself) and instructs the catch block to deal with it. Ruby, however decided to go with different names for their conventional exception handling system.
I find the Ruby terminology for dealing with exceptions a lot more poetic.
There is a beginning, followed by errors raised and eventually rescued. And like all good things, it comes to an end, unless you want to retry.
begin
# raise exception here
rescue
# raised exception handled here
retry
# retrying the code in the begin block
ensure
# Always executed
end
Exception handling in Ruby primarily consists of —
- Begin — end block
- Raise
- Rescue
- Retry
- Ensure
Begin — end block, raise, rescue and ensure are analogous to the programming concepts of try, throw, catch and finally. Let’s try to understand them.
Note: Ruby also provides throw and catch functions for handling exceptions, which are lightweight counterparts of raise and rescue that do not build stack traces of the exceptions. Even though raise and rescue based mechanisms are more prevalent among Ruby developers, we’ll see how Ruby’s throw and catch mechanisms can help later in this post.
2.1 Begin — end block
The error prone part of your code comes in the begin block. The corresponding exception handling, through the raise and rescue mechanisms, also happens inside the begin block.
You can use begin blocks to sectionalize the different types of errors that are likely to show up. Differently erroneous codes can be put into different begin — end blocks and can accordingly be handled.
begin
# code likely to give error comes in this block
# raising and rescuing something
end
begin
# raising and rescuing something else
end
Note: The body of a Ruby method can also act as begin-end block and thus does not require an explicit ‘begin’ call.
def raise_and_rescue
# begin call not necessary
# raising and rescuing
end
2.2 Raise
An exception can either be raised manually by the developer, using the raise command, or automatically by the language itself. Exceptions are raised automatically on incurring a syntactical error, like a variable not declared, a function not defined or an invalid math operation etc.
Based on your application, custom exception conditions can be catered to by manually raising errors.
A very common use case would be a signup webpage that doesn’t submit the form until you have entered (and/or re-entered) a valid password. This sort of client-side proofing can save you from an unnecessary HTTP request to your server which might either affect database integrity or respond with an error message, which will need to be handled later.
Let’s see how we can raise an exception in Ruby —
begin
# if some condition is met or not met ->
raise "I am the error message!"
# below lines are not executed
end
Here we are just raising an exception, not handling it (yet). This results in the program being terminated where the exception is raised, and as a result, the lines below are not executed. A language-generated error message is output as shown below —
To prevent this, we can handle the exceptions in our own way, by using rescue blocks.
2.3 Rescue to the rescue
Rescue blocks are like catch blocks that take control of the program after an exception has been raised. Raised exceptions can be followed by one or more rescue blocks to handle the exceptions based on their type. A generic rescue call looks like this —
begin
# if some condition is met or not met ->
raise 'I am the error message!'
puts 'I am not executed.'
rescue
puts 'Rescue to the rescue!'
end
puts 'Amicably exiting ..'
Once the exception is handled, execution resumes from after the begin block.
The rescue call defaults to a StandardError parameter. Rescue calls can however be made to handle specific exceptions. Some common Ruby errors (also common across other languages) are —
- IndexError
- NameError
- RangeError
- TypeError
- ZeroDivisionError
- RuntimeError
Rescue blocks can be made to cater to certain types (classes) of exceptions.
In this way, raised exceptions can be followed by multiple rescue clauses, each responsible for handling a different type of exception. Let’s see how we can do this in code —
begin
# error raised here
rescue IndexError
# dealing in one way
rescue RangeError
# dealing in another way
end
Arguments can be used with the rescue clause to act as placeholders for the rescued exception —
begin
raise 'I am the error message!'
rescue StandardError => e
# inspecting the raised exception
puts e.message
# information about where the exception was raised
puts e.backtrace.inspect
end
The output tells how the exception was raised in line 2 of our code.
Specific types (classes) of exceptions can be raised even with custom error messages. For example —
begin
raise ZeroDivisionError, "Custom error message"
rescue ZeroDivisionError => e
# inspecting the raised exception
puts e.message
puts e.backtrace.inspect
end
2.4 Else
Sometimes it’s possible that there was nothing to rescue from, that no exception was raised. The else clause can be used in this case as such —
begin
rescue StandardError => e
# inspecting the raised exception
puts e.message
puts e.backtrace.inspect
else
puts 'No exception to capture?'
end
Magic variables
When exceptions are raised, Ruby assigns two variables — $! and $@ with information about the raised exception.
- $! stores the exception message
- $@ stores the backtrace
begin
raise ZeroDivisionError, "Custom error message"
rescue ZeroDivisionError => e
# inspecting the raised exception
puts $! # equivalent to e.message
puts $@ # equivalent to e.backtrace.inspect
end

2.5 Retry
Well, what if you don’t want to give up? You might want to keep trying till it works.
This could be a common case when network connections are inconsistent.
As I type this post on a Google document, at my home, on a poor internet connection, I can see the webpage continuously trying to keep me connected to the internet.
Till now we have seen how rescue blocks can be used to deal with what happens after an exception has occurred. The retry clause allows us to run the begin block again. This can come in handy after we have fixed what caused the exception to happen in the first place.
Let’s see how retry can help, with a rather simple example.
We know division of a number by zero is undefined. In the example below, we try to divide a by b (a / b). Initially the denominator, b is zero and therefore the division would raise a ZeroDivisionError. In the rescue block, we change the denominator to 1 and retry the whole thing.
a = 10
b = 0
begin
puts a/b
rescue ZeroDivisionError => e
# inspecting the raised exception
puts e.message
puts e.backtrace.inspect
b = 1
retry
else
puts 'No exception to capture?'
puts 'Division was successful!'
end
2.6 Ensure
Ensure is like the finally block that we have in other programming languages. It is there to always run at the end of each begin block. Regardless of any control sequence that the program ends up following, the ensure block is always executed at the end of it’s parent begin block.
begin
# if some condition is met or not met ->
raise 'I am the error message!'
rescue
puts 'Rescue to the rescue!'
ensure
puts 'Always executed at the end.'
end
Ensure blocks are executed even if there isn’t a rescue block to handle a thrown exception.
begin
# if some condition is met or not met ->
puts 'Begin!'
raise 'I am the error message!'
ensure
puts 'Executed even when there is no rescue clause'
end
Note how in this case, even though the ensure block is executed at the end, the raised exception manifests as a runtime error after the ensure block.
Ensure blocks are generally used to free up any resources after an exception has been raised eg. closing database connections, closing file handlers etc. Without such blocks, the program abruptly terminates without clearing the resources.
Throw and catch in Ruby — lightweight alternatives
It’s not a good idea to exceptionally over-handle your code. Extensive raising and rescuing can take a toll on the system’s performance.
Each time an exception is raised, a stack trace is built that helps in debugging the error. Too many of such handled exceptions can soon become a terrible bottleneck.
Turns out there is a lightweight alternative to the conventional approach that allows you to smoothly transfer program control out of complex nested blocks. Throw clauses and catch blocks in Ruby are linked through a common label name that both share.
throw :labelname
# ..
catch :labelname do
# ..
end
You can also use conditional throw calls as such —
throw :labelname if a > b
# ..
catch :labelname do
# ..
end
Throw and catch in Ruby are quite different from conventional throw-catch mechanisms in other languages. In Ruby, they are used more for terminating execution quickly, and not as much for handling exceptions.
It can come in handy when you are working with nested for loops and you want to get out of the computationally expensive mess when a condition is met, without having to use multiple break statements. Throw helps program control to move around swiftly to help programs execute faster, in a more efficient manner, compared to slow conventional begin/raise/rescue mechanisms that are more concerned about the raised exception, where it happened etc.
The way that throw and catch are used is that throw calls are made from inside catch blocks, transferring control from deep inside a nested construct, back to the level of the catch block in the code.
catch(:get_me_out) do
# arbitrary nested for loop
for a in 1..5 do
for b in 1..5 do
# arbitrary condition
if a + b == 7
# throwing to get out of the nested loops
throw(:get_me_out)
end
end
end
end
puts 'Good to go!'
A throw function can also be called with a custom message as an argument, which the catch block ends up returning after something is thrown.
thrown_msg = catch(:get_me_out) do
# arbitrary nested for loop
for a in 1..5 do
for b in 1..5 do
# arbitrary condition
if a + b == 7
# throwing to get out of the nested loops
throw(:get_me_out, 'Inside this mess, get me out')
end
end
end
end
puts thrown_msg
puts 'Good to go!'
Custom Exception class in Ruby
We can create our own Exception classes that cater to specific requirements in our projects. This can be done by inheriting from the provided StandardError class.
class MyCustomError < StandardError
end
raise MyCustomError
It’s good to have an error message to accompany the raised exception. We can do this by overriding the initialize method for our custom class with a default msg argument.
class MyCustomError < StandardError
def initialize(msg="Custom error message")
# to override the method
super
end
end
raise MyCustomError
Wrapping it up
In this post, we looked at —
- What is exception handling (in general)
- Exception handling in Ruby —
- Begin — end block
- Raise
- Rescue
- Else
- Retry
- Ensure
- Throw and catch in Ruby
- Custom exception classes
All in all, we learnt how Ruby prefers a different terminology for dealing with exceptions. Except for the retry function, the begin / raise / rescue paradigm resonates with the conventional try / throw / catch setup used across most other programming languages. Throw and catch in Ruby however help in quickly getting yourself out of complex constructs. We also saw how we can create our application-specific custom Exception classes that inherit from the StandardError class.
Try ScoutAPM
Thanks for reading our blog. Now that you have a handle on handling exceptions, you need the best way to find them in your application. Sign up here today for a free trial or contact us with any queries you might have. Want to show off Scout to your fellow developers? Click here for some free ScoutAPM swag.