Обстановка выглядит мрачной найти речевую ошибку

Найдите лексические ошибки, сгруппируйте их по типам и объясните. Дайте правильный вариант.

Ученики пристально слушали выступление артиста. Зарисовка – это своенравное объяснение материала. После тяжелого приступа больной начал отходить. Врач обошел седьмую палату. Доктор решил это лекарство оставить. Обстановка выглядит мрачной. Это свойство свойственно всем писателям. Питательная маска подпитывает кожу. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому. Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктике. В течение февраля продолжительность суток возрастет на два часа. При хорошем уходе каждое животное будет давать по 12 литров молока. Может, и к тебе пришла бессонница, и лежишь ты, не смыкая взора синего. Качество продукции комбината удовлетворяет современным требованиям. Мы прослушали все лекции. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет. В ночлежке Костылева на нартах ютятся ее обитатели. Артист рассказал нашему корреспонденту о своих планах на будущее. Долгое время ему приходилось простаивать без дела. После экскурсии гостям вручили памятные сувениры.

71

Особо выделяются профессионально-жаргонные слова, которые имеют сниженную окраску, грубоватый оттенок значений, например: подснежник (труп, вытаявший из-под снега), терпила (потерпевший), обезьянник (помещение для задержанных в отделении милиции).

Употребление профессионализмов в речи ограничено следующими обстоятельствами: значение профессионализмов может быть непонятно неспециалисту, их употребление придает речи грубоватую эмоциональную окраску, а все вместе может вызвать неуместный комический эффект, например: Всех пассажиров обилетили, У пациентов производится забор крови.

Жаргонизмы, или жаргонная лексика, жаргон, – разновидность разговорной речи, используемая определенным кругом носителей языка, объединенных близостью интересов, занятий, положением в обществе.

В современном русском языке выделяют молодежный жаргон, или сленг, появление которого связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к миру, отсюда такие слова, как потрясно, обалденный, клевый, кайф, балдеть, ржать, ишачить, пахать, загорать – все они распространены в устной речи и нередко отсутствуют в словарях.

Другой разновидностью жаргона является язык преступного мира (воров, бродяг, бандитов), которая определяется термином «арго» (от фр. слова «замкнутый», недеятельный). Арго – засекреченный (во всяком случае не так давно бывший таким) искусственный язык уголовников, известный ранее лишь посвященным, но сегодня широко бытующий в фильмах, книгах из-за популярности криминальных сюжетов и тем. Арготизмами являются такие слова, как замочить, наехать, расколоться, перо, шухер, фраер и др. Сегодня аргонизмы или «тюрьмизмы», как их еще называют, проникают в нашу речь, засоряют ее, о чем с тревогой говорят и пишут ученые, деятели культуры: эти слова внедряют в наше сознание «культуру тюремных нар», круг ценностей которой очерчен низменными потребностями, потребностями человека, живущего по законам тюремно-лагерной стаи. Поэтому употребление в речи

72

арготизмов очень ограничено: они могут использоваться в художественной речи – писателями, создателями фильмов – как прием для создания речевых характеристик персонажей. В речи культурного человека использование арготизмов крайне нежелательно, особенно в публичной речи.

Ограничена сфера употребления в речи просторечия, табуированной лексики.

Просторечие – это слова, которые представляют собой грубые, излишне откровенные наименования частей тела человека, процессов его организма, других предметов, явлений, например: башка (голова), морда (лицо),

сдохнуть (умереть), жратва (еда) и др. Большинство их имеет отрицательную эмоциональную окраску, поэтому используются как бранные слова, характерные для речи людей с низким социальным статусом, с низким уровнем образования и культуры.

Табуированная, или нецензурная лексика – слова, употребление которых в ситуации этикетного общения, в письменной, публичной речи невозможно. И хотя сегодня приходится иногда слышать мат с эстрады, с экранов телевизоров, даже читать, эти слова для культурного человека остаются «табу», т. е. запретом.

Таким образом, употребление в речи арго, просторечия, табуированной лексики строго ограничено. Академик Д.С. Лихачев, говоря об особенностях воровской речи, отметил ее «первобытный примитивизм». Хотите ли Вы выглядеть «первобытно примитивным»?

Задание 1. Можно ли сказать: «По утрам я кушаю только творог»? Нет, нельзя: в Словаре русского языка С.И. Ожегова за словом «кушать»

закреплено значение: «есть, принимать пищу» (употребляется только при вежливом приглашении других к еде). Следовало сказать: «По утрам я ем только творог».

73

Задание 2. Как вы назовете человека в день его рождения? В чем различие слов «именинник» и «новорожденный»? Кто такой юбиляр?

На эти вопросы можно найти ответ также в Словаре русского языка С.И. Ожегова, установив лексическое значение этих слов.

Итак, человека, празднующего день своего рождения, называют новорожденным; именинником называется человек, празднующий свои именины – праздник в день памяти одноименного святого, который отмечается у православных и католиков. Юбиляром же называем человека, празднующего свой юбилей – годовщину жизнедеятельности (обычно десяти-двадцатилетие и т.д.).

Задание 3. В чем ошибочность высказывания: «Командировочному пришлось долго ждать оформления документов»?

Слово «командировочный» имеет значение «относящийся к удостоверению о служебном поручении, связанном с выездом куда-нибудь». Причина ошибки в смешении (неразличении) паронимов «командированный

– командировочный».

Следовало сказать: «Командированному пришлось долго ждать оформления документов».

Задание 4. В чем ошибочность высказывания: «Нарушителям нужно поставить ультиматум»?

Ошибочность высказывания связана с нарушением правил лексической сочетаемости: слово «ультиматум» сочетается только со словом

«выставить».

Следовало сказать: «Нарушителям нужно выставить ультиматум».

Задание 5. В чем ошибочность высказывания: «Власть предержащие должны знать настроения людей»?

Ошибочность высказывания заключается в разрушении фразеологизма, а именно: следовало сказать «власти предержащие», что означает

74

«начальство» и употребляется иронически. По церковно-славянски «предержащий» значит главный, высший. Данный фразеологизм является цитатой из текста Послания апостола Павла к римлянам о повиновении властям: «Всяка душа властям предержащим да повинуется» (цит. по книге Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина «Крылатые слова»).

Задание 6. «Осуществляется трудоустройство граждан на работу». В чем ошибочность такого высказывания?

Ошибочность высказывания заключается в речевой избыточности, а именно: в плеоназме, т.к. слово «трудоустройство» заключает в себе значение «устройство на работу, трудовую деятельность».

Следовало сказать: «Осуществляется трудоустройство граждан».

Упражнения

Упражнение 1. Объясните лексическое значение данных слов, составьте с ними предложения:

есть – кушать, крайний – последний, войти – зайти, сойти – выйти, бокал – кружка,

скажите – подскажите.

Упражнение 2. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости. Развивать связи, развивать конфликт, развивать интерес, развивать

отношения.

Оказать услугу, оказать помощь, оказать взаимопонимание, оказать пример.

75

Овладеть знаниями, овладеть специальностью, овладеть вниманием, овладеть идеями, овладеть позицией, овладеть целью.

Крупный ученый, крупное ожерелье, крупный город, крупный масштаб, крупный ребенок, крупное несчастье, крупный выигрыш.

Культурное поведение, культурный уровень, культурное воспитание, культурный ребенок, культурные запросы.

Низкий голос, низкие причины, низкий уровень, низкое обстоятельство, низкий берег.

Непримиримый конфликт, непримиримое противоречие, непримиримые стороны, непримиримые убеждения.

Упражнение 3. В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.

Большая половина игры уже прошла. Все страшно обрадовались.

Самостоятельная работа играет положительное значение в развитии студентов.

Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. Подавляющее количество заданий было выполнено. Студенты дважды прослушали беседу о творчестве И. Канта.

Повесть «Поединок» Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвященных жизни армии.

Упражнение 4. Правильно составьте словосочетания: единый, один (момент, миг); карий, коричневый (глаза, костюм);

крепкий, сильный (дружба, впечатление); тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание);

истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, документ, охотник);

76

принять, предпринять (исследование, решение); повысить, усилить (внимание, интерес); исправить, устранить (ошибки, недочеты); основать, обосновать (теорема, теория).

Упражнение 5. Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких – в результате незнания истинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидноеневероятное, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

Упражнение 6. Назовите словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормативные выражения.

Тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.

1.Одержать успехи = Оказать внимание = Поставить вечер, концерт = Потерпеть потери = Поднять тост = Играть значение = Оказать вред =

2.Брать, взять ставку на что-нибудь = Занять звание чемпиона = Защитить степень = Производить воздействие = Возглавить идеи = Выполнение мечты = Давать намек =

77

Упражнение 7. С данными словами-паронимами составьте словосочетания.

1.Бережный – бережливый, бракованный – браковочный, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать.

2.Изготовить – приготовить, мифический – мифологический, основание

обоснование, особый – особенный, подменить – заменить, представить – предоставить, романтичный – романтический, эффектный – эффективный, подпись – роспись.

Упражнение 8. Вставьте в предложения подходящие по смыслу словапаронимы «представить – предоставить».

1.Мне … квартиру (дали, выделили).

2.… вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить).

3.Нужно срочно … отчет о работе (дать, вручить).

4.… вам моего друга (знакомлю).

5.Отца … к ордену (наградили).

6.Все меня … чудаком (считают, наказывают).

7.Фильм был … на фестивале (показан).

8.Актер умел … пение соловья (копировать).

9.Этот дом … собой небольшой замок (является).

Упражнение 9. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

1.Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал.

2.Ученый стоял у источников ракетостроения.

3.Артист завоевал признательность зрителей.

4.Искусство влияет на рост культурности человека.

5.Главное для писателя – душевный мир человека.

6.Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании».

78

7.Она прошла в цветистом платье.

8.Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.

9.Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

Упражнение 10. Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.

1.Перед нами (встал – стал) вопрос …

2.Отчет (представляется – предоставляется) в двух экземплярах.

3.Актер играл (главную – заглавную) роль.

4.Девочка (одела – надела) маскарадный костюм.

5.Следователь (вел – произвел) опрос граждан.

Упражнение 11. Прочитайте статью «Слова-близнецы» об омонимах. Ответьте на вопрос: как возникают омонимы?

Когда читаешь слово «лук», то, прежде всего, представляешь себе лук репчатый. Однако еще есть предмет, который называется словом «лук» – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не похожих, не связанных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы.

Такие слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения, называются омонимами.

Задумывались ли вы, как возникают омонимы? Есть три пути их образования.

Путь первый. В русском языке существовало, например, с незапамятных времен слово скат – «пологий спуск», а в скандинавских слово skat(a) – «крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом». Слова из других языков могут заимствоваться русским, и, когда скандинавское слово пришло в наш язык, оно стало омонимом русскому слову. Точно так же возникли омонимы байка – «мягкая ворсистая

79

хлопчатобумажная ткань» (из польского языка) и байка – «побасенка, выдумка».

Путь второй. Есть, например, в нашем языке суффикс -ник, который обозначает человека по профессии, и есть другой суффикс -ник, обозначающий предмет. Если эти два совершенно разных по значению суффикса прибавить к основе провод-, получаются два омонима: проводник – «железнодорожный служащий, сопровждающий вагон», и проводник – «вещество, хорошо пропускающее через себя или передающее электрический ток, звук, теплоту». Подобным образом появились и омонимы заболтаться – «начать болтаться», в котором приставка за– имеет значение начала, и заболтаться – «увлечься болтовней», в котором приставка за– имеет значение чрезмерности.

Путь третий. Омонимы рождаются из двух значений одного слова. Познакомимся с некоторыми из таких омонимов. Издать – «напечатать, выпустить в свет», издать – «произвести (о звуке, запахе)»; косяк – «брус дверной или оконной рамы», косяк – «стая рыб, птиц»; острить – «заострять, делать острым», острить – «говорить остроты».

Многозначное слово распадается на два омонима, если мы забываем со временем о связи значений.

Мы можем даже застать момент, когда значения не распались полностью, как в словах «качать» («приводить в колебательное движение») и «качать» («втягивать, нагнетать насосом»). Поэтому толковый словарь приводит это слово как многозначное, а специальный словарь омонимов как два слова-омонима.

Мы называем косой «сплетенные в одну прядь волосы» и «сельскохозяйственное орудие – длинный изогнутый нож на длинной рукоятке» и «идущую от берега полоску земли, отмель». Что это, три значения многозначного слова или три слова-омонима?

80

Упражнение 12. Найдите ошибки в употреблении выделенных многозначных слов и омонимов. Исправьте текст.

1.После тяжелого приступа больной начал отходить.

2.Проблемам образования посвящена настоящая статья.

3.Врач обошел седьмую палату.

4.Доктор решил это лекарство оставить.

5.Обстановка выглядит мрачной.

Упражнение 13. Определите значение данных омонимов (омофонов, омографов), составьте с ними словосочетания.

1.Компания – кампания.

2.Колос – колосс.

3.Адаптировать – адоптировать.

Упражнение 14. Найдите в приведенных примерах слова, имеющие омонимы; определите их вид и значение.

1.Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар. (А. Пушкин)

2.Я к вам пишу, случайно, право, Не знаю как и для чего. (М. Лермонтов)

3.Свободы хотели? А разве нет ее?

(И звучат не слишком бодро голоса: «Есть!)

Есть!»… (Евг. Евтушенко)

4.Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда? Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо? (А. Пушкин)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1) Речевая недостаточность и речевая избыточность.

1 группа: В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.
1. Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. Подавляющее количество заданий было выполнено. 6. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

2 группа: Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.
1. Информационное сообщение, вечерняя серенада,
травматическое повреждение, хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен, для проформы.
2. Автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии.

3 группа: Подчеркните избыточные слова. Разграничьте плеоназм и тавтологию.

1. При въезде в город их обыскивали и проверяли у них сумки на предмет наличия чего-нибудь опасного. 2. Для обмена валюты необходимо обязательное наличие паспортов. 3. Сегодня импичменту по отрешению главы государства от должности в Государственной думе дан ход. 4. В сборнике предложены варианты заданий, предлагавшихся на вступительных экзаменах в ведущие вузы России в последние годы. 5. Она может не быть хорошей или рачительной хозяйкой, но так поставить себя в глазах мужа, что именно в их семье лучше, нежели у других. 6. Стоит, кажется, шагнуть один шаг – и ты уже в другом измерении. 7. Закон нужен для тех, кто систематически и ежедневно нарушает тишину. 8. Для этой цели, как считает наш собеседник, целесообразнее организовать отдельную партию.

4 группа: Найдите в предложениях случаи речевой недостаточности. Восполните недостающий компонент словосочетания.
1. Москвичи обеспечены жильем лучше, чем в среднем по стране. 2. Россия может выйти из переговорного взаимодействия по урегулированию в этом регионе, если не будут учитываться ее предложения и посреднические усилия. 3. С начала сезона это уже пятый раз, как он забивает. 4. Депутаты знают, что его власть истекает уже в июне. 5. Тогда у одного из ее авторов возникла мысль о передаче развлекательной и музыкальной. 6. У них вся концентрация вокруг личности президента. 7. Мы намерены идти навстречу и развивать сотрудничество. 8. Нам нужно найти точки соприкосновения и довести до результата. 9. Для закупок современного русского искусства у музеев недостает средств.

2) Системные отношения в лексике

1 группа: Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд. Пользуясь словарем паронимов, найдите 5 паронимических рядов.
Дипломат — дипломант — дипломник.
Цветистый — цветной — цветовой — цветочный — цветастый.

Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.
1. Перед нами встал — стал вопрос… 2. Отчет представляется — предоставляется в двух экземплярах. 3. Актер играл главную — заглавную роль. 4. Девочка одела— надела маскарадный костюм. 5. Учитель провел — произвел опрос учащихся.

2 группа: Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.
1. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Меня привлекли ранние романические произведения. А. С. Пушкина. 4. Артист завоевал признательность зрителей. 5. Искусство влияет на рост культурности человека. 6. Главное для писателя – душевный мир человека. 7. Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании». 8. Она пришла в цветистом платье.

3 группа: В приведенных синонимических рядах выделите нейтральные, книжные, разговорные, а также просторечные слова. Употребите их в предложениях соответствующей стилистической окраски. Где можете, продолжите синонимический ряд.
Глаза — очи — гляделки — …
Обманывать— морочить— околпачивать…
Есть — кушать — уплетать — …
Вздор— ерунда— чепуха— …
Ругать — бранить — костерить — …

4 группа: Найдите ошибки в употреблении многозначных слов и омонимов. Исправьте текст.
После тяжелого приступа больной начал отходить. Проблемам словообразования посвящена настоящая статья. Врач обошел седьмую палату. Доктор решил это лекарство оставить. Обстановка выглядит мрачной.


3) Лексическая стилистика

1 группа: Найдите историзмы и архаизмы. Исправьте предложения, заменив их общеупотребительными словами.

1. В конце каждого письма Александр Львович неукоснительно справлялся о том, что играют сейчас в петербургских театрах и каковы сейчас погоды в Петербурге.

2. .…. спросил у Вильгельма, как бы осердившись.

3. Он прошел по окраине пражского предместья и стал искать харчевни.

4. Мебель была мягкой, столы широкие, диваны покойные.

5. В это время мимо проносится в прекрасных санях какой-то статский советник с белым плюмажем и, вглядевшись в Вильгельма, низко ему кланяется.

6. В Пьемонте карбонарии, друзья вольности, восстали против иезуитов, судей, против короля.

7. Мелькают тракты, версты, запыленные листы придорожных деревьев.

2 группа: Найдите в тексте неологизмы. Перепишите, определите причину их появления: а) появление новых реалий, б) стремление найти экспрессивную форму выражения, в) уточнение понятия, г) русификация.

Курить страсть хочется, но пришлось завязать. Пневматический гидростат в сложенном виде умещается в рюкзаке. Под водой он наполнятся воздухом и надежно защищает акванавтов. Прекрасный организатор веселых и вместе с тем интеллектуальных встреч, которые он называл междуусобчиками. У Кравцова экскаватор третью неделю загорает. Бегуны дали высокую оценку новому покрытию «спортану», которое только что поступило в распоряжение спортсменов. =

Ну, ребята, вместо шалашстроя будет нам блиндажстрой.

3 группа: Распределите слова в предложениях по группам: диалектные слова, профессионализмы, научные термины, жаргонизмы.

Мать с ухватом не сладится, нагибается низко, старый кот к махотке крадется на парное молоко. На основе научной классификации почв осуществляется пробное картирование почв. Около камбуза на дубовом чурбане кок Жеребцов рубит на части бычью тушу. Я знаю, почему она сделала такой финш ушами. Шатун угробили. У него есть ладило – фуганок длиной больше, чем в два его роста.

4 группа: Определите фонетические и морфологические признаки иноязычных слов. Определите стилистическую группу этих заимствованных слов.

Вуаль, гектар, батальон, экипаж, бумеранг, бриджи, фальстарт, арфа, фокус, штанга, стеллаж, такси, беж, архив, маникюр.

Определите, к какой группе устаревших слов (архаизмам или историзмам) можно отнести данные слова.

Шелом, стрелец, пищаль, редут, братчина, смерд, холоп, боярин, знатный, бригадир, дабы, ликбез, втуне, буки, рцы.

Опрос

Опрос, разъяснение заданий

Опрос, разъяснение заданий

Устный ответ

Устная групповая работа с частичными записями, ответ 1 представителя

группы

анализ и оценка языкового материала с точки зрения его нормативности и коррекция.

Устный ответ

Устная групповая работа с частичными записями, ответ 1 представителя

группы (другой ученик)

осуществление парной формы учебного сотрудничества.

Устный ответ

Устная групповая работа с частичными записями, ответ 1 представителя

группы (другой ученик)

Молодые кайриэнцы вначале по-прежнему вышагивали важно, точно павлины, но их надменность заметно увяла под воздействием мрачной обстановки и глухого отзвука шагов.

Вокруг царила мрачная обстановка.

Девушка в пепельно-сером атласном платье, со светлыми, почти серебряными волосами, перевязанными жемчужного цвета лентой, с бледным лицом и с большими светлыми глазами, немного покрасневшими от слёз, казалась в этой мрачной обстановке неземной, как анемон в темноте хвойного леса.

На фоне мрачной обстановки замка словно взорвались пёстрые яркие цветы – пурпурные, жёлтые, оранжевые – на фоне сочной зелени папоротников.

Я последовала его указанию, и мрачная обстановка ещё сильнее потемнела.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: остистый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Казалось, что с его приходом мрачная обстановка дома развеялась и присутствующие стали относиться друг к другу гораздо терпимее.

Света здесь было больше, но его хватило лишь на то, чтобы ужаснуться мрачной обстановке.

Её мрачная обстановка резко контрастировала со столовой, озарённой солнечным светом, который проникал сквозь ряд окон, открывающих вид на зелёные поля нормандской провинции.

Мрачная обстановка неясности, царившая вокруг, начала сводить его с ума.

А спустя несколько часов так и вовсе перестали обращать внимание на мрачную обстановку подземелий.

Их веселье для столь мрачной обстановки было вызовом.

– Откосил, что ли? – Улыбнулся сержант, пытаясь разрядить мрачную обстановку.

Поначалу мрачная обстановка давила на воинов, но после нескольких кубков вина страхи забылись, все от души веселились.

Солнце сегодня полностью скрылось за тучами, и получившаяся мрачная обстановка навевала дурные мысли.

Правда, на небе сияли звёзды, но даже они не скрашивали мрачной обстановки.

Вряд ли это снова был восемнадцатый век, слишком уж мрачная обстановка: облезлые стены, лохмотья обоев, пол, застеленный листами газет.

Стены, богато отделанные полированным чёрным мрамором, многократно отражали свет фонаря, делая и без того мрачную обстановку совсем уж зловещей.

На самом же деле всё было не так: мама ужасно боялась мрачной обстановки церкви, в особенности икон со святыми, и эти страхи тоже остались с ней до сих пор.

Она обвела взглядом мрачную обстановку ванной.

С каждым словом нотариуса мир вокруг стремительно менялся: в мрачной обстановке кабинета проступил магический шарм, дешёвая пластиковая папка в руках клерка теперь казалась священной скрижалью, его бесцветный невыразительный голос обрёл глубину и торжественность, а сам он, неприметный тщедушный человечек, чудесным образом перевоплотился в авторитетную личность вроде мудреца или пророка.

Такая церемония отлично бы дополнила мрачную обстановку.

В мрачной обстановке шутки воспринимаются по-особенному.

Нет, читать я очень любила, но прочитывать книги в пятый раз в тихой мрачной обстановке – всё это наводило дремоту.

На столе стояла лампа, тускло освещавшая мрачную обстановку комнаты.

Трепетное пламя свечей и просто тряпок, намоченных керосином, освещало мрачную обстановку баязетского лазарета.

Скрюченный старик с хмурым взглядом соответствовал общей мрачной обстановке.

Земля покрылась пеплом, пеплом, который никуда не улетал, а покрывал всё и вся, нагнетая ещё более мрачную обстановку.

Из-за дверей не доносилось ни звука, и мрачная обстановка начинала откровенно давить на нервы.

Возможно, повлияла мрачная обстановка, но главное – он ощущал полную беспомощность.

На шестой день погода изменилась в худшую сторону – пошёл небольшой снег. Птицы больше не пели. Мрачная обстановка заставляла быть на чеку.

Мрачная обстановка поедала, хотелось кричать.

В этой комнате не было ничего яркого, кроме двух оранжевых квадратов на стёганом лоскутном одеяле, которые среди здешней мрачной обстановки выглядели поистине ослепительно.

Спустившись вниз, его поразила мрачная обстановка.

Давящая тишина нарушалась лишь периодическим подвыванием ледяного ветра, а слабая видимость только усиливала мрачную обстановку, царившую в этом месте.

Я старался стряхнуть с себя это болезненное состояние, старался убедить себя, что оно всецело – или, по крайней мере, в значительной степени – вызвано мрачной обстановкой комнаты: тёмными ветхими драпировками, которые колебались и шелестели по стенам и вокруг кровати.

В моей комнате воцарилась действительно мрачная обстановка.

Мрачная обстановка окутывала подруг, давая в полной мере ощутить необычность данного места.

Плотно зашторенные окна, старые, пыльные гобелены и два кресла с высокими спинками возле стола завершали мрачную обстановку странной комнаты, освещённой двумя большими золочёными канделябрами.

Дело было в другом: мрачная обстановка действовала так угнетающе, что человек ломался психологически ещё не дойдя до камеры – узкое тёмное пространство, затхлый воздух сырого коридора, сложенного из больших камней и страх никогда не вернуться назад, к свежему воздуху и солнечному свету, разом превращали бедную жертву в дрожащее, подавленное и готовое на любой самооговор существо.

Чтобы никто не посмел нарушить покой усопших, – продолжал гид привычно-бодрым голосом, не очень вязавшимся с мрачной обстановкой подземного склепа.

В кабине было почти темно, и лишь яркий круг света на столе подчёркивал мрачную обстановку помещения; низенький диванчик, огромный стол, два стула.

Выкрашенная белой краской с голубыми разводами, эта дверь выглядела нелепо, совершенно не соответствовала окружающей мрачной обстановке замка.

Он описал мрачную обстановку во французском секторе оккупации.

И то, что подходит для кладбища, мрачной обстановки могил и склепов, вы простите, Ваше высочество, увы, не совсем годится для пляжа.

Это очень оживило мрачную обстановку.

вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Лексика в таблицах«, на главную

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем. Да, надо работать над своей речью, совершенствовать культуру речи, знать типы речевых ошибок. Но что делать, если уже в данную минуту надо выполнить задание: 1. обнаружить речевые ошибки и 2. исправить их?
Вот ситуация, когда полезно впасть в детство: превратиться в пятилетнего почемучку. В предложении почти все слова связаны друг с другом, то есть от одного слова можно поставить вопрос к другому.

Пример №1: «Постоянно проявлять заботу и помощь о пожилых людях»
Проявлять когда? – постоянно; проявлять что? – заботу; проявлять что? – помощь. Упс! Помощь оказывают, а не проявляют. Слова заботу и помощь нельзя включать в ряд однородных членов предложения.
Исправление: «Постоянно проявлять заботу о пожилых людях и оказывать им помощь»
Пример №2: «Татьяна и Владимир познакомились, когда оба были женаты».
Татьяна и Владимир что сделали? – познакомились; были женаты кто? — оба (Татьяна и Владимир). Уточняем: что мы узнали о Владимире? – был женат; что мы узнали о Татьяне? – была жената. Упс! Татьяна была замужем. Собирательное числительное оба замещает сущ. (Татьяна и Владимир), которые не могут относиться к одному сказуемому «были женаты»
Исправление: «Татьяна и Владимир познакомились, когда она была замужем, и он был женат».
Пример №3: «В 19-м веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий».
Было закрыто когда? – в 19-м веке; было закрыто где? – в Ленинграде. Вот она – ошибка:
нарушение хронологии при использовании слов, относящихся к другой эпохе (анахронизм).
Исправление:  «В 19-м веке в Санкт-Петербурге было закрыто несколько типографий».
Пример №4: «Французское трио оставило захватывающее впечатление»
Трио какое? – французское; трио что сделало? – оставило; оставило что? – впечатление; впечатление какое? – захватывающее. Все нормально.
Переходим к анализу лексического значения слова. Захватывающий – действительное причастие от глагола захватить. Захватить можно внимание (захватывающий детектив, вид…), а не впечатление. Впечатление может быть большим, хорошим, благоприятным, ярким, незабываемым, неизгладимым…
Исправление: «Французское трио оставило неизгладимое впечатление».
Пример №5: «Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках».
Идет кто? – кот; идет как? – на цыпочках. Если значение слова «цыпочки» неизвестно, пользуемся словарем (на кончиках пальцев). Что хотел сказать человек, используя это слово по отношению к коту. Человек идет на цыпочках, чтобы не топать каблуками, чтобы незаметно подкрасться. Ключевое слово – «крадется»
Исправление: «Вдруг она заметила: по коридору крадется кот».
Употребление слова в несвойственном ему значению – лексическая ошибка, которая встречается очень часто. Рецепт: пользоваться толковыми словарями.

Следствием употребления слова в несвойственном ему значением тесно связана еще одна лексическая ошибка: нарушение правил смыслового согласования.
Примеры:
Мы можем влипнуть в переплет. Фразеологизм попасть в переплёт – попасть в затруднительное, опасное или неприятное положение. Влипнуть  (разг.-сниж.) синоним этого фразеологизма. Использовать можно только один вариант из синонимов в соответствии с допустимой стилистикой.
Гражданка обратилась с заявлением о разводе брака (разводятся люди, брак расторгается).
Все было вывернуто из шкафов на пол (можно платье вывернуть наизнанку, а из шкафа можно все вывалить, выкинуть).
Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы (примоститься – устроиться  где-л. не очень удобно).
Их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. На запрос в поисковике «ассоциации к слову отъявленный» в выдаче: головорез, негодяй, лжец, мерзавец, мошенник, плут… Далеко от синонимов к слову «любители»
Если  требуется определить причину ошибки, назвать ее, делаем это в последнюю, а не в первую очередь. Когда ошибка обнаружена, предложение исправлено, появляется подсказка к ответу на этот вопрос. Название ошибки можно найти, например, в таблицах «Речевые ошибки» на стр. https://grammatika-rus.ru/oshibki-grammaticheskie-i-rechevye-2/

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Речевые ошибки

Тест на тему Культура речи
Тест на тему Лексические нормы

#обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Лексика в таблицах«, на главную

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Найдите лексические ошибки, сгруппируйте их по типам и объясните. Дайте правильный вариант.

Ученики пристально слушали выступление артиста. Зарисовка – это своенравное объяснение материала. После тяжелого приступа больной начал отходить. Врач обошел седьмую палату. Доктор решил это лекарство оставить. Обстановка выглядит мрачной. Это свойство свойственно всем писателям. Питательная маска подпитывает кожу. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому. Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктике. В течение февраля продолжительность суток возрастет на два часа. При хорошем уходе каждое животное будет давать по 12 литров молока. Может, и к тебе пришла бессонница, и лежишь ты, не смыкая взора синего. Качество продукции комбината удовлетворяет современным требованиям. Мы прослушали все лекции. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет. В ночлежке Костылева на нартах ютятся ее обитатели. Артист рассказал нашему корреспонденту о своих планах на будущее. Долгое время ему приходилось простаивать без дела. После экскурсии гостям вручили памятные сувениры.

Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Исправьте ошибки, связанные с неверными пониманием значения слова или неверной лексической сочетаемостью слов: 1. В парке стоит …» по предмету 📘 Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.

Смотреть другие ответы

Главная » Русский язык » Исправьте ошибки, связанные с неверными пониманием значения слова или неверной лексической сочетаемостью слов: 1. В парке стоит архитектура. 2. Татьяна воспитывалась в сельской глуши, и её выходки просты и естественны. 3.

Можно ли так говорить?

Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме?
Информационное сообщение, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен, моя автобиография, биография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот (недостаток времени) , демобилизация из армии, планы на будущее, в конечном итоге, жестикулировать руками, топтать ногами, толпа людей.

травматическое повреждение, патриот своей родины, народный фольклор, мизерные мелочи, необычный феномен, прогрессировать вперед, странный парадокс

Информационное сообщение, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, моя автобиография, монументальный памятник, габаритные размеры, внутренний интерьер, необычный феномен, период времени, огромная махина, странный парадокс, демобилизация из армии, планы на будущее, в конечном итоге, жестикулировать руками, топтать ногами, толпа людей.

Информационное сообщение, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен, моя автобиография, биография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс, демобилизация из армии, планы на будущее, в конечном итоге, жестикулировать руками, топтать ногами, толпа людей. — эти плеоназмы верны
Остальны словосочетания неверны.

Это называется — масло масляное. Скажем, моя автобиография. autos — сам, bio — жизнь, grafos — пишу.

Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме : Народная демократия, патриот своей ро?

Русский язык | 5 — 9 классы

Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме : Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.

Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, мизерные мелочи, коллега по профессии, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, необычный феномен, ответная контратака, прогрессировать вперед, странный парадокс, временный цейтнот.

Свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, огромная махина, взаимно друг к другу, памятный сувенир, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, ответная контратака, прогрессировать вперед, временный цейтнот.

Воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

Задание 9?

Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились

в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и

не соответствуют языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонат выставки,

букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный

фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные

размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина,

практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная

Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое

повреждение, хронометраж времени, мизерные мелочи, коллега по

профессии, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив,

демобилизация из армии, необычный феномен, ответная контратака,

прогрессировать вперед, странный парадокс, временный цейтнот.

В каких примерах НЕ нарушена лексическая сочетаемость слов?

В каких примерах НЕ нарушена лексическая сочетаемость слов?

1) демобилизация из армии 2) автобиография писателя 3) реальная действительность 4) глубокая бездна 5) открывшаяся вакансия 6) странный парадокс.

13. Определите, какие из приведенных сочетаний : а) закрепились в языке, б) противоречат литературной норме?

13. Определите, какие из приведенных сочетаний : а) закрепились в языке, б) противоречат литературной норме.

Устраните лишние слова.

Народная демократия, автобиография жизни, памятный сувенир, коррективы и поправки, антагонизм противоречий, преобладающее большинство, период времени, частная собственность, реальная действительность, свободная вакансия, рыбная уха, промышленная индустрия, соединить воедино, передовой форпост, смелый риск, информационное сообщение, другая альтернатива, габаритные размеры, прейскурант цен, ночная серенада, не оглянувшись назад, в мае месяце, булка хлеба, толпа народа, десять рублей денег, главная суть, букинистическая книга, два часа времени, семинарские занятия, дебютировать впервые, мемориальный памятник, первая премьера.

В каких примерах НЕ нарушена лексическая сочетаемость слов?

В каких примерах НЕ нарушена лексическая сочетаемость слов?

1) демобилизация из армии 2) автобиография писателя 3) реальная действительность 4) глубокая бездна 5) открывшаяся вакансия 6) странный парадокс.

Составьте предложения с данными словосочетаниями : Небо — небушко, война войной , воля — волюшка , смертушка смертная, патриот своей родины, сниться во сне, экспонаты выставки , букинистическая книга ?

Составьте предложения с данными словосочетаниями : Небо — небушко, война войной , воля — волюшка , смертушка смертная, патриот своей родины, сниться во сне, экспонаты выставки , букинистическая книга , народный фольклор, толпа людей, тёмная ночь, реальная действительность , истинная правда , предварительный прогноз, памятный сувенир.

Почему употребление слов : Экспонаты, выставки, свободная вакансия, информационное сообщение и подобные слова ПРОТИВОРЕЧАТ нормам современного русского литературного языка?

Почему употребление слов : Экспонаты, выставки, свободная вакансия, информационное сообщение и подобные слова ПРОТИВОРЕЧАТ нормам современного русского литературного языка.

Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме?

Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность, иная альтернатива, совместное сотрудничество, абсолютно новый, промышленная индустрия, каждый в отдельности, внутренний интерьер, горячие хот — доги.

Почему употребление сочетаний слов противоречит нормам современного русского литературного языка?

Почему употребление сочетаний слов противоречит нормам современного русского литературного языка?

Памятный сувенир ; экспонаты выставки ; свободная вакансия ; информационное сообщение.

Помогите пожалуйста?

Отметьте знаком ( + ) словосочетания, не противоречащие современной лексической норме, знаком (–) – ненормативные.

Как называется данный тип речевой ошибки?

Исключительная привилегия народная демократия гипотетическое предположение реальная действительность самый экзотический главная суть памятный сувенир состав структуры букинистическая книга высшая точка апогея.

Найдите речевую избыточность, объясните?

Найдите речевую избыточность, объясните.

1. Патриот своей Родины 11.

Моя автобиография 2.

Ни мясо ни рыба (фразеологизм) 12.

Коренные аборигены 3.

Родился в марте месяце 13.

Отступить назад 4.

Сообщить о плохом инциденте 14.

Главная суть книги 5.

Разговариваю с коллегой по работе 15.

Свободная вакансия 6.

Компьютерная диагностика 16.

Необычный феномен 7.

Пожилые старички 17.

Научный семинар 8.

Незаконные бандформирования 18.

Совместное соглашение 9.

Заведомая клевета 19.

Народный фольклор 10.

До восьмого пота (фразеологизм) 20.

Вы перешли к вопросу Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме : Народная демократия, патриот своей ро?. Он относится к категории Русский язык, для 5 — 9 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Я считаю что я зык это самое главное в нашей жизни потому что без языка невозможно жить. Если бы не было языка, мы бы не могли разговаривать и договариваться с другими людими. Язык это то что отличает нас от животных, так как люди благодаря языку м..

Изредка наведываться ; пробовать на вкус ; оправдывать твой поступок ; облицевать здание ; присутствовать на уроке ; поглядывать в щелку ; заведовать библиотекой ; описывать картину ; рассматривал в бинокль ; ночевать у костра ; похлопатьпо плечу ; с..

Изредка наведываться ; пробовать на вкус ; оправдывать твой поступок ; облицевать здание ; присутствовать на уроке ; поглядывать в щелку ; заведовать библиотекой ; описывать картину ; рассматривал в бинокль ; ночевать у костра ; похлопывать по плечу ..

Предупредили сказуемое первого простого пред — я , Лин Фарбер подлеж красивая сказуемое.

Дорогие ребята! Учитесь хорошо. Ведь от учения есть польза. Хорошее для всего время — это детство. Книги чаще читай (или смотри в книги чаще) ведь она облегчит жизнь, избавить от скуки. Перед вашими глазами откроются ворота вбольшой и прекрасный..

Учиться старательно надо, ибо много пользы бывает от учения. Лучшее время для сего — детство. В книгу чаще смотри, она жизнь упростит, не будет скучно. Перед глазами дорога в мир большой и прекрасный.

Здесь два правильных ответа : А) благородный — подлый ; и Г) смятение — покой. ( это моё мнение ))).

Буква а Буква г здесь они верно указаны.

Двое детей, мама, папа, Феномен — Ян Криштоф Залуский Его родственник Пан доктор Дворня.

Прилетает — [п р и л е т а е т] ударение на а! П тверд ай лан.

Практическое занятие по теме «Лексические нормы» (10-11 классы)

Конспект учебного занятия

преподавателя ООККиИ Проскуриной Веры Леонидовны

по дисциплине «Культура речи»

Дата проведения 26.11.2013

Время проведения 1 пара (8.30-10.05)

Форма обучения: по количеству — индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная), по времени и месту проведения – аудиторная.

Форма организации обучения: практическое занятие.

Методы обучения: словесные (объяснение, беседа, лекция), практические (упражнения, выполнение заданий).

Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал (индивидуальные задания для промежуточного контрольного среза).

Оформление учебной доски: тема, схемы, таблица. Индивидуальные и групповые задания на карточках.

Тема «Лексические нормы».

Цель учебного занятия:

Задачи учебного занятия:

образовательная: усвоить понятие лексических норм, актуализировать изученные лексические категории и нормы других уровней системы.

развивающая: развитие умений, навыков распознавания, анализа, умения классифицировать языковые факты; сформировать навыки употребления лексических норм; закрепить умения использовать теоретические знания на практике.

воспитательная: формирование языковой компетенции; формирование умения соотносить результаты своей работы с поставленными целями.

План учебного занятия

Организационный момент (1 мин)

Проверка домашней работы и опрос обучающихся (5 мин)

Мотивационный этап (4 мин)

Выполнение практических заданий (55 мин)

Контрольный срез (15 мин)

Проверка и оценка знаний обучающихся (3мин)

Задание на дом (3 мин)

Подведение итогов учебного занятия (3 мин)

Методика проведения урока

Проверка наличия контингента обучающихся и готовности аудитории к учебному процессу.

2. Проверка домашней работы. Теоретический диктант:

Раздел лингвистики, который изучает слово, структуру словарного состава языка, функционирование словарного состава языка, развитие словарного состава языка

Словарный запас языка

Словарный запас 1 человека

Слова одной части речи с одинаковым ЛЗ, но которые отличаются его оттенками и употреблением в речи

Слова одной части речи с противоположным ЛЗ

Слова одной части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по ЛЗ

Слова одной части речи, похожие по написанию и звучанию, но разные или частично по ЛЗ

Слова с одним ЛЗ

Слова с несколькими ЛЗ

Раздел лингвистики о происхождении слов

3. Мотивационный этап

По какому признаку эти слова можно разделить на несколько групп? (разные лексические пласты)
Терраса, собака, мама, берёза, ланиты, профессия, экватор, ворота, врата, юбка, буфет, туфли, медведь, волк, жалюзи, профессор, уста, планшет.

Мыслительная работа, устный ответ,

зрительное восприятие материала

4. Практическая работа. Выполнение групповых заданий (4 группы по 3-4 человека)

1 ) Речевая недостаточность и речевая избыточность.

1 группа: В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.
1. Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. Подавляющее количество заданий было выполнено. 6. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

2 группа: Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.
1. Информационное сообщение, вечерняя серенада,
травматическое повреждение, хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен, для проформы.
2. Автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии.

3 группа: Подчеркните избыточные слова. Разграничьте плеоназм и тавтологию.

1. При въезде в город их обыскивали и проверяли у них сумки на предмет наличия чего-нибудь опасного. 2. Для обмена валюты необходимо обязательное наличие паспортов. 3. Сегодня импичменту по отрешению главы государства от должности в Государственной думе дан ход. 4. В сборнике предложены варианты заданий, предлагавшихся на вступительных экзаменах в ведущие вузы России в последние годы. 5. Она может не быть хорошей или рачительной хозяйкой, но так поставить себя в глазах мужа, что именно в их семье лучше, нежели у других. 6. Стоит, кажется, шагнуть один шаг – и ты уже в другом измерении. 7. Закон нужен для тех, кто систематически и ежедневно нарушает тишину. 8. Для этой цели, как считает наш собеседник, целесообразнее организовать отдельную партию.

4 группа: Найдите в предложениях случаи речевой недостаточности. Восполните недостающий компонент словосочетания.
1. Москвичи обеспечены жильем лучше, чем в среднем по стране. 2. Россия может выйти из переговорного взаимодействия по урегулированию в этом регионе, если не будут учитываться ее предложения и посреднические усилия. 3. С начала сезона это уже пятый раз, как он забивает. 4. Депутаты знают, что его власть истекает уже в июне. 5. Тогда у одного из ее авторов возникла мысль о передаче развлекательной и музыкальной. 6. У них вся концентрация вокруг личности президента. 7. Мы намерены идти навстречу и развивать сотрудничество. 8. Нам нужно найти точки соприкосновения и довести до результата. 9. Для закупок современного русского искусства у музеев недостает средств.

2) Системные отношения в лексике

1 группа: Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд. Пользуясь словарем паронимов, найдите 5 паронимических рядов.
Дипломат — дипломант — дипломник.
Цветистый — цветной — цветовой — цветочный — цветастый.

Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.
1. Перед нами встал — стал вопрос… 2. Отчет представляется — предоставляется в двух экземплярах. 3. Актер играл главную — заглавную роль. 4. Девочка одела— надела маскарадный костюм. 5. Учитель провел — произвел опрос учащихся.

2 группа: Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.
1. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Меня привлекли ранние романические произведения. А. С. Пушкина. 4. Артист завоевал признательность зрителей. 5. Искусство влияет на рост культурности человека. 6. Главное для писателя – душевный мир человека. 7. Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании». 8. Она пришла в цветистом платье.

3 группа: В приведенных синонимических рядах выделите нейтральные, книжные, разговорные, а также просторечные слова. Употребите их в предложениях соответствующей стилистической окраски. Где можете, продолжите синонимический ряд.
Глаза — очи — гляделки — …
Обманывать— морочить— околпачивать…
Есть — кушать — уплетать — …
Вздор— ерунда— чепуха— …
Ругать — бранить — костерить — …

4 группа: Найдите ошибки в употреблении многозначных слов и омонимов. Исправьте текст.
После тяжелого приступа больной начал отходить. Проблемам словообразования посвящена настоящая статья. Врач обошел седьмую палату. Доктор решил это лекарство оставить. Обстановка выглядит мрачной.

3) Лексическая стилистика

1 группа: Найдите историзмы и архаизмы. Исправьте предложения, заменив их общеупотребительными словами.

1. В конце каждого письма Александр Львович неукоснительно справлялся о том, что играют сейчас в петербургских театрах и каковы сейчас погоды в Петербурге.

2. .…. спросил у Вильгельма, как бы осердившись.

3. Он прошел по окраине пражского предместья и стал искать харчевни.

4. Мебель была мягкой, столы широкие, диваны покойные.

5. В это время мимо проносится в прекрасных санях какой-то статский советник с белым плюмажем и, вглядевшись в Вильгельма, низко ему кланяется.

6. В Пьемонте карбонарии, друзья вольности, восстали против иезуитов, судей, против короля.

7. Мелькают тракты, версты, запыленные листы придорожных деревьев.

2 группа: Найдите в тексте неологизмы. Перепишите, определите причину их появления: а) появление новых реалий, б) стремление найти экспрессивную форму выражения, в) уточнение понятия, г) русификация.

Курить страсть хочется, но пришлось завязать. Пневматический гидростат в сложенном виде умещается в рюкзаке. Под водой он наполнятся воздухом и надежно защищает акванавтов. Прекрасный организатор веселых и вместе с тем интеллектуальных встреч, которые он называл междуусобчиками. У Кравцова экскаватор третью неделю загорает. Бегуны дали высокую оценку новому покрытию «спортану», которое только что поступило в распоряжение спортсменов. =

Ну, ребята, вместо шалашстроя будет нам блиндажстрой.

3 группа: Распределите слова в предложениях по группам: диалектные слова, профессионализмы, научные термины, жаргонизмы.

Мать с ухватом не сладится, нагибается низко, старый кот к махотке крадется на парное молоко. На основе научной классификации почв осуществляется пробное картирование почв. Около камбуза на дубовом чурбане кок Жеребцов рубит на части бычью тушу. Я знаю, почему она сделала такой финш ушами. Шатун угробили. У него есть ладило – фуганок длиной больше, чем в два его роста.

4 группа: Определите фонетические и морфологические признаки иноязычных слов. Определите стилистическую группу этих заимствованных слов.

Вуаль, гектар, батальон, экипаж, бумеранг, бриджи, фальстарт, арфа, фокус, штанга, стеллаж, такси, беж, архив, маникюр.

Определите, к какой группе устаревших слов (архаизмам или историзмам) можно отнести данные слова.

Шелом, стрелец, пищаль, редут, братчина, смерд, холоп, боярин, знатный, бригадир, дабы, ликбез, втуне, буки, рцы.

источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/6865322_opredelite-kakie-iz-privedennyh-slovosocetanij-zakrepilis/

http://infourok.ru/prakticheskoe_zanyatie_po_teme_leksicheskie_normy_10-11_klassy-452750.htm

Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов.

1. Избыток микроэлементов в почве приводит к тому, что повышается плодовитость зерновых культур.

2. Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены далеко от железных дорог.

3. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов.

4. В парке было заложено тридцать два дерева.

5. События в действительности проходили таким образом.

На этой странице находится ответ на вопрос Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов?, из категории
Русский язык, соответствующий программе для 10 — 11 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Обс ошибка создания трансляции
  • Обоюдная ошибка или переигровка
  • Обс ошибка при выводе
  • Обосновать теорию лексическая ошибка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии