Найдитеи речевые ошибки, исправьте их. образец: На уроках ребята хорошо ведут.-на уроках ребята хорошо ведут диалог. Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала. Ожидается очень грандиозная акция. Все дети страшно обрадовались новому мультику. Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой. Здесь человвека берут в такой оборот, что он поет прощальную лебединую песню.
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Найдитеи речевые ошибки, исправьте их. образец: На уроках ребята хорошо ведут.-на уроках ребята хорошо ведут диалог. Чистота улиц в целом …» по предмету 📘 Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы
Главная » ⭐️ Русский язык » Найдитеи речевые ошибки, исправьте их. образец: На уроках ребята хорошо ведут.-на уроках ребята хорошо ведут диалог. Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала. Ожидается очень грандиозная акция. Все дети страшно обрадовались новому мультику.
Предмет: Геометрия,
автор: conikh980
Ответы
Автор ответа: canomercue
1
Ответ:
2) Он был представлен как специалист в области компьютерной техники.
3) Текст в этом месте выступления имел много дефектов.
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Биология,
автор: vitalik23426
Яке значення луски та слизу на тілі окуня?
4 года назад
Предмет: Қазақ тiлi,
автор: DIKIFRIKI
Срочно! Помогите!
Пожалуйста! :((( я вас прошу!
4 года назад
Предмет: Алгебра,
автор: traktoristja43
Найти значение выражения (2n + 7)2 — (n + 9) (n — 9) при
= -4
4 года назад
Предмет: Химия,
автор: stsipochkj
Гідоксид карбону розчинний чи ні?
6 лет назад
Предмет: Математика,
автор: mncj
Нужна ваша помощь,СРОЧНО!!!! (Номер 772,774)
6 лет назад
6. Найдите речевые ошибки, исправьте предложения. Образец: На уроках ребята хорошо ведут. — На уроках ребята хорошо ведутдиалог. Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала. Ожидается очень грандиозная акция. Все дети страшно обрадовались новому мультику. Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой. Здесь человека берут в такой оборот, что он поет прощальную лебединую песню.
- Ответов: 1
- О вопросе
Аноним
Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала.Чистота улиц в целом от этого не улучшалась. Ожидается очень грандиозная акция. Ожидается грандиозная акция. Все дети страшно обрадовались новому мультику. Все дети обрадовались новому мультику. Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой. Любой человек бывает грубоват, хотя должен следить за собой. Здесь человека берут в такой оборот, что он поет прощальную лебединую песню. Здесь человека берут в такой оборот, что он поет лебединую песню.
- Ответов: 1
- Просмотров: 536
- Другие вопросы
-
Проблемы
нормы в лексике. -
Дифференциация
лексики современного русского
литературного языка. -
Типичные
лексико-стилистические ошибки и пути
их устранения (плеоназм, тавтология,
неточный выбор слова, нарушения норм
сочетаемости слов и др.).
1)
Объясните разницу в значении словосочетаний:
опасный человек – опасливый человек,
освоить прочитанное – усвоить прочитанное,
осудить действия – обсудить действия,
представить возможность – предоставить
возможность, техническое исполнение –
техничное исполнение, фактический
материал – фактичный материал.
2) Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы.
1.
По сведениям из осведомленных источников,
намечено подписание «Соглашения о
национальном согласии». 2. Раскрывая
предложенную тему, мы пытаемся раскрыть
концепцию занятости в новых
социально-экономических условиях
России. 3. В отличие от становления
предпринимательства в 19 веке, отличавшегося
самобытностью и народностью,
предпринимательство 20 столетия являет
более пеструю картину. 4. Риск пошива
швейных изделий в Иванове для последующей
реализации в странах СНГ оказался
слишком велик. 5. Товарные биржи были
сформированы в форме акционерных
обществ.
3)
Есть ли у этих слов русские эквиваленты:
валидность, триллер, визажист, парфюм,
саммит, гаджет? Назовите иноязычные
слова, вошедшие в современную речь,
употребление которых представляется
вам неоправданным.
4)
Следующие слова и выражения распределите
по трем группам: а) с положительной
оценкой; б) с отрицательной; в) нейтральные:
Отчизна, воин, вояка, военный, собрание,
сборище, рука, лапа, десница, идти,
прогнать, изгнать, выставить, лик, лицо,
морда.
5) Укажите случаи неверного сочетания слов по стилистической окраске.
1.
Такой поступок взбесил Владимира, и он
кидает Онегину перчатку. 2. Перед мощью
народа колчаковцы не устояли и скоро
дали газу с нашей территории. 3. Перед
нами зачинщик этого прекрасного вечера.
4. Дружище, что случилось? За несколько
месяцев от тебя не поступило ни одного
письма. 5. Татьяна никому не болтала о
своей любви к Онегину. 6. Многие жители
слободки погибали в пьяных драках.
6) Вместо точек вставьте одно из слов, данных в скобках. Мотивируйте свой выбор.
1.
Алеша…(упрямо, упорно) добивался
возможности читать книги. 2. Рабочие
коллективы борются за…(экономию,
экономику) электроэнергии. 3. Роман
«Война и мир»…(классовое, классическое)
произведение русской литературы. 4. Одна
из самых…(гуманистических, гуманных)
профессий на земле – учитель. 5. Бригада
сэкономила за счет… (бережливого,
бережного) расходования электроэнергии
несколько сот тысяч рублей. 6.
Последним…(предоставили, представили)
слово бухгалтеру. 7. Только… (невежды,
невежи) считают, что учеба заканчивается
с окончанием школы.
7) Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.
1.
Ожидается очень грандиозная акция. 2.
Чистота улиц в целом от этого не
прогрессировала. 3. Все дети страшно
обрадовались новому мультфильму. 4.
Необходимо уделить самое серьезное
значение борьбе с преступностью. 5.
Фирменное блюдо ехидны – муравьи и
термиты. 6. Не нужно замыкаться в себе,
давайте делиться своими больными
местами. 7. Грипп очень заразителен,
поэтому его нельзя переносить на ногах.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине
Исправить ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм
Скачать 109,98 Kb.
|
- Навигация по данной странице:
- 1. Поставить ударение в следующих словах
- Отредактируйте предложения, исправив лексические ошибки
5. Исправить ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм:
- Озабоченность за безопасность границ.
- Прочитав пьесу, предо мной отчетливо возникли образы персонажей.
- Он осужден к 5 годам заключения.
- Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
- Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «Коммуникативные нормы»
1. Поставить ударение в следующих словах:
облегчим, Свердловский, включенный, маркировать, положить, прожита, позвонит, собрана, жалюзи, цементный, диспансер, поняла, языковая (колбаса), углубили, газированный, редка, врученный, намерение; много шоферов.
-
Отредактируйте предложения, исправив лексические ошибки:- Господа командировочные, получите свои удостоверения!
- Сюжетом повести стала драматическая ситуация, сложившаяся в семье писателя.
- Старушка, видимо, устала, она шла все медленнее, на одном дыхании.
- Русские вложили значительный вклад в освоение Аляски.
- Ожидается очень грандиозная акция.
Поделитесь с Вашими друзьями:
задание:.Найдитеошибки,
исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.
1) Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала.
2)
Ожидается очень
грандиозная акция.
3) Все дети страшно обрадовались новому подарку.
4) Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен
следить за собой.
5) Здесь человека берут в такой оборот, что он поет
прощальную лебединую песню.
Светило науки — 9664 ответа — 136355 раз оказано помощи
1) Чистота улиц в целом от этого не изменилась(не улучшилась)
прогрессировать это двигаться вперёд,совершенствоваться
2)Ожидается грандиозная акция.
грандиозный уже подразумевает очень большой
3)Все дети страшно обрадовались подарку.
подарок это и так новое
4)Любой человек бывает малость грубоват, если не
следит за собой.
Не сочетаются логически обе части предложения.
5) Здесь человека берут в такой оборот, что он поет лебединую песню.
лебединая песня и есть прощальная
Ожидается грандиозная акция.(очень -лишнее, т.к. грандиозная, значит очень большая). Чистота улиц в целом от этого не улучшалась(прогрессировала в этом случае не подходитт.к. прогрессировать — совершенствуясь, двигаться вперед) Все дети обрадовались новому мультфильму(страшно — здесь неуместно).Необходимо уделить самое серьезное внимание борьбе с преступностью(уделить значению — неправильное употребление слова).Любимое блюдо ехидны — муравьи и термиты(фирменное блюдо -изделие, приготовленное по оригинальной рецептуре). Не нужно замыкаться в себе, давайте говорить о наболевшем(делиться больными местами — неоправдана замена слова в фразеологизме). Грипп заразное заболевание, поэтому больные должны быть изолированы.
Задание 6 ЕГЭ по русскому языку. Практика
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
1. На очной ставке достаточно было Ерофею Федотычу уставиться пронизывающим взглядом в несчастного торговца, чтобы он смешался, спасовал и начал бормотать что-то несвязное, прося прощения за ложный оговор.
2. Я заранее предчувствовал, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведёт меня в дебри.
3. В этот период времени Чарлз Дарвин работал с величайшим напряжением, страстно желая добавить несколько новых фактов к тому великому множеству, которым уже владело естествознание.
4. Для учёного наука и истина больше и важнее, чем ценное богатство, спокойная жизнь, почёт и удовольствие.
5. Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми
мы пользуемся сейчас, будут служить целые столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей.
6. Учёный Бройль сравнил статью Эйнштейна с запальным шнуром фейерверка, который в темноте ночи внезапно ненадолго, но ослепительно ярко освещает пейзаж местности.
7. Старик не спеша налил в большую эмалированную кружку горячего кипятка и стал сердито макать туда пригорелый сухарь.
8. В художественной литературе можно с помощью устаревших архаизмов придать стилю торжественность или, наоборот, создать комический эффект вследствие несоответствия темы и слога.
9. Неточное и неуместное употребление фразеологизмов может привести к забавным курьёзам.
10. С первых же дней, как он поселился жить в сторожке, вблизи стали твориться странные вещи.
11. Через два часа самолет специального назначения был вынужден совершить посадку: радио сообщило, что впереди разыгралась снежная метель.
12. На деревянных стенах висели роскошные гобелены, на которых были изображены сцены из жизни рыцарей, совершающих героические подвиги.
13. Момент откола ледяного айсберга – грандиозное и страшное зрелище, сопровождающееся жутким грохотом, напоминающим канонаду.
14. Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, ценный источник информации.
15. По-моему, ведущий лидер в группе – это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий.
16. Молодая женщина шла тихо, в ней было столько спокойствия, сколько, на мой личный взгляд, может быть только в истинной и живой красоте.
17. Один из странных парадоксов исторической науки заключается в том, что объективность понимания истории обусловливается субъективными взглядами учёных.
18. В отпуск он уходил в январе месяце и всегда удивлялся, что его сотрудники предпочитают отдыхать летом.
19. В новой опере композитор впадает в пошлость и заурядную банальность и посредством грубых эффектов старается угодить публике.
20. Мы приехали в столицу России и уже знали, что это огромный мегаполис со своим ритмом жизни, в корне отличающимся от привычного.
21. Когда жители города увидели в небе что-то, похожее на НЛО, они не могли понять, как у них оказался этот необъяснимый феномен.
22. Когда пираты нападали на судно, они грабили его и забирали все ценные сокровища, а команду убивали сразу или бросали за борт.
23. Когда эта огромная махина с оглушительным ревом неслась по аэродрому, а потом, исчезнув в облаках поднятой пыли, вдруг возникала над лесом, невольно вспоминались фантастические романы Жюля Верна.
24. Я кивнул головой старику в знак того, что хорошо его понял, и старик хлестнул лошадь, и она пошла быстрым шагом, время от времени пытаясь перейти на рысь.
25. В это краткое мгновение он вспомнил мудрость про свиней, перед которыми не стоит метать бисер.
26. Истинную историю жизни американского классика и его великолепной супруги можно узнать из этой книги или всё здесь лишь ложный вымысел?
27. Много хлопот доставил также неприятный инцидент с Володей: проезжая на извозчике по улице, он встретил знакомого, который от него отвернулся, по-видимому, умышленно.
28. К сожалению, на стоимость транспортной перевозки при этом повлиять не удастся, поскольку управление движением поездов всё равно остаётся в ведении диспетчеров железной дороги.
29. В романе Горелов охарактеризован как прекрасный воспитатель молодёжи, подлинный патриот Родины, кристально честный и принципиальный учёный.
30. Юристы предупредили, что все представленные на всенародный референдум вопросы не соответствуют требованиям федерального законодательства.
31. При этом политик получает дополнительный бонус: он будет считаться единым кандидатом демократических сил на выборах президента.
32. Немчинов тогда имел репутацию начинающего и непризнанного гения, ходил на необязательный факультатив по литературе и писал стихи в школьную стенгазету.
33. Ответную контратаку предприняла пехота первой линии левого фланга, но стремительный натиск имперцев позволил неприятельским стрелкам сделать всего лишь один залп и немедленно отступить.
34. В групповом турнире на Олимпиаде в Сиднее никем не принятая всерьёз корейская сборная преподнесла россиянкам неожиданный сюрприз.
35. Биографический метод изучения литературы обречён на полное фиаско и в самом себе носит причину своей роковой бесплодности.
36. Когда осенью 1984 года в Большом театре был организован вечер памяти великого певца, снова был полный аншлаг.
37. Для ликвидации селевых процессов по всем притокам Малой и Большой Алмаатинки осуществлена устойчивая стабилизация русел уникальной системой глухих запруд и сквозных сооружений из железобетона.
38. Говорить с детьми о великих литературных явлениях нужно образным, живым языком, а мутный и тусклый жаргон должен стать строгим табу для всех педагогов-словесников.
39. Я снова прибавил газу и гнал в темноте, ничего не боясь и думая только о том, что этот долгий проливной ливень сорвёт с земли всю красоту и позолоту и уже завтра леса будут стоять чёрные и пустые.
40. Он купил – и даже в центре города – старенький домишко на слом всего за тысячу рублей денег, главное ведь было – не дом, а участок, место.
41. Здесь Клаус впервые познакомился с методами, необходимыми химику, — с перегонкой, растворением, взвешиванием веществ.
42. «Конечно, лучше ехать, когда не так жарко»,- тотчас же согласилась Клавдия, хотя по голосу заметно было, что эта временная отсрочка ей неприятна.
43. Пока имеет место быть подобное убеждение, не может быть ни духовно единого и устойчивого общества, ни истинно гуманных достижений, ни целостного мировоззрения.
44. Златоустовский булат получил мировую известность, но, хотя П.П.Аносов оставил подробные записи своих опытов, повторить их снова после его смерти никому не удалось.
45. Смешивать вместе жизнь и творчество нельзя, но необходимо их различать, проводить границу между ними.
46. Чайкин сообщил, что находился более месяца в Закаспии, стараясь выяснить все фактические обстоятельства расправы над бакинскими комиссарами.
47. Сколько раз она беседовала с ним, стыдила его, убеждала взяться за свой ум, и ей казалось, что мальчик всё осознал и раскаялся.
48. Он был не из покладистых и не из робкого десятка, хотя не выглядел богатырём.
49. Голова устало кружилась, и всё окружавшее как будто погружалось вместе с ним в глубокую бездну молчаливой ночи.
50. В ответ спортивный рефери попытался ударить обидчика ногой, после чего показал ему вторую жёлтую карточку и удалил с поля.
Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической нормы, и исправьте их?
Русский язык | 10 — 11 классы
Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической нормы, и исправьте их.
1) Ученики пристально слушали выступление артиста.
2) Слушатели могут поставить вопросы выступающему.
3) Искусство влияет на рост культурности человека.
4) Он давно мечтал о заглавной роли в этом фильме.
5) Все дети страшно обрадовались этой встрече.
6) Котёнок запрыгнул на стол и сломал стеклянную вазу.
7) У неё были очень огромные глаза.
Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.
9) В классе мы ежедневно производим уборку.
10) В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы.
11) В этом движении важную скрипку играют демократы.
12) Получить фиаско может каждый спортсмен.
13) Эту информацию необходимо довести до сведения всех учеников.
14) Ожидается очень грандиозное мероприятие.
15) Задержалось доставление книг в школьную библиотеку.
1. Ученики внимательно слушали выступление артиста .
2. Слушатели могут задать вопросы выступающему .
3. Искусство влияет на рост культуры человека .
4. Он давно мечтал о главной роли в этом фильме .
5. Все дети очень обрадовались этой встрече .
6. Котёнок прыгнул на стол и сломал стеклянную вазу .
7. У неё были огромные глаза .
8. Президент фирмы пригласил всех к совместному сотрудничеству .
9. В классе мы ежедневно делаем уборку .
10. В библиотеке не хватает учебной литературы .
11. В этом движении основную роль играют демократы .
12. Проиграть может каждый спортсмен .
13. С этой информацией необходимо ознакомить всех учеников .
14. Ожидается грандиозное мероприятие .
15. Доставка книг в школьную библиотеку прошла с задержкой .
Найдите ошибки и исправте предложения ?
Найдите ошибки и исправте предложения .
Объясните в чем заключаются ошибки .
Ожидается очень грандиозная акция .
Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала .
Все дети страшно обрадовались новому мультфильму .
Необходимо уделить самое серьезное значение борьбе с преступностью .
Фирменное блюдо ехидны — муравьи и термиты .
Ненужно замыкаться в себе , давайте делиться своими больными местами .
Грипп очень заразителен , поэтому его нельзя переносить на ногах .
Второклассники подчеркивали второстепенные члены предложений?
Второклассники подчеркивали второстепенные члены предложений.
Кто из детей неверно справился с заданием,
алина : осенью идут затяжные и холодные дожди, Дима : ученик взял в библиотеке интересную книгу, Зина : брат поставил на стол тарелку с супом,.
Сочинение на тему что делают дети в библиотеке помогите срочно это очень важно?
Сочинение на тему что делают дети в библиотеке помогите срочно это очень важно.
Устраните речевые ошибки : 1) Живя по соседству, мы должны взаимно уважать друг друга?
Устраните речевые ошибки : 1) Живя по соседству, мы должны взаимно уважать друг друга.
2) Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.
Найдите и Исправьте лексические ошибки, допущенные в некоторых предложениях : Ресторану требуется ученик повара на шашлык?
Найдите и Исправьте лексические ошибки, допущенные в некоторых предложениях : Ресторану требуется ученик повара на шашлык.
Исправьте ошибку?
Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу.
Однажды кнам не ожидано пришел дедушка учитель попросил ученик бистро принесли книги из библиотеки надо найти глагол?
Однажды кнам не ожидано пришел дедушка учитель попросил ученик бистро принесли книги из библиотеки надо найти глагол.
Допиши предложения?
Поставь вопросы к обстоятельствам.
Ученики вошли в библиотеку.
Помогите по русскому языку?
Помогите по русскому языку!
Найдите и исправьте речевые ошибки, вызванные несоблюдением лексических норм.
Отредактируйте предложения с речевыми ошибками(какие ошибки были употреблены в данном предложении)?
Отредактируйте предложения с речевыми ошибками(какие ошибки были употреблены в данном предложении).
1. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
2. Поломку в машине можно сравнивать с нездоровым человеком.
3. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы.
4. Нужны новые магистрали, помогавшие бы преодолеть транспортные пробки.
5. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.
На этой странице находится ответ на вопрос Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической нормы, и исправьте их?, из категории Русский язык, соответствующий программе для 10 — 11 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.
1. Кого только не приглашали на этот вечер. Кого ни приглашали, но всех рады видеть. 2. Откуда только не приезжали эти люди. Откуда бы ни приезжали, я всё равно не хочу их видеть. 3. куда только не обращались за помощью. Куда бы ни обращались, в..
Ворота, ветер, ворот, тавро, товар.
Мальчики. Корень — мальчик, окончание — и, основа — мальчик.
Двенадцать месяцев. Сккзка.
Отечество, отчизна, родной край, родное пепелище.
Страна Держава Государство.
Подлежащее — главный член предложения, обозначает предмет или объект. Отвечает на вопрос кто? Или что? М. б. Выражено им. Существит. Или личным местоимен. — она, он, они, машина, топор и т. Д. Сказуемое — главнй член предложения, обозначает п..
Всё это — подлежащее, местоимения отдаляло изаставляло испытывать — сказуемые меня — дополнение страдания — дополнение моральные — определение для меня — дополнение непонятные — определение от него — дополнение (Повествовательное, невосклицательное, ..
1) Какими родятся зайчата ? 2)Что умеют зайчата с рождения ? 3)Что принято у зайчих.
На краю кладбища басовитые шмели залезали в полевыецветыи выглядывали из лепестков утесника и колокольчиков.
К сожалению на высоком уровне. Стилистическая правка. Соотношение функционально-стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски слова
Задание 1. Ответьте на вопросы
Вопросы | Ответы |
1. С чем связаны лексические нормы? | С правилами словоупотребления |
2. Какие синонимы относятся к стилистическим, а какие – к контекстуальным? | Различающиеся по стилевой принадлежности и становящиеся синонимами в определенномконтексте |
3. К чему может привести употребление слова в несвойственном ему значении? | К непониманию |
4. Что понимается под лексической сочетаемостью? | Способность слов соединяться по смыслу |
5. Что такое паронимы? | Однокоренные и близкие по звучанию, но разные по значению слова |
6. Что лежит в основе такого явления, как плеоназм? | Избыточность или недостаточность слов |
7. Чем плеоназм отличается от тавтологии? | Тавтология – повторение однокоренных слов |
Задание 2. Какие из данных слов являются многозначными, а какие имеют омонимы? Выпишите значения слов по толковому словарю.
Задание 3 . Определите причину двусмысленности данных предложений.
v У молодого человека нет воли.___________________________________
v Мне нужно купить гвоздику. ___________________________________
v Я просмотрел новую экспозицию. многозначность ________________________________
v Мне этот лоб не нравится. ____________________________________
v Коса была очень длинная. ___________________________________
v У дороги виднелся журавль. ___________________________________
v Вот это липа! __________________________________
v Зачем мне такая акция? ____________________________________
v Мне не нужен такой акт. ____________________________________
Задание 4 . Какая лексическая норма нарушена в данных словосочетаниях?
Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?
Задание 5. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?
1. Закадычный — друг , приятель подруга, сосед, дружба, встреча
2. Щекотливый – вопрос , проблема, мысль, ситуация, положение , дилемма
3. Неминуемый – правда, жизнь, смерть , успех, гибель, победа, расставание , встреча
4. Скоропостижный – отъезд, успех, смерть , встреча, победа, кончина .
Задание 6. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.
Предложение | Причина лексической ошибки |
1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим. | паронимы |
2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться. | многозначность |
3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону. | тавтология |
4. Учителя перед Новым годом распустили детей. | многозначность |
5. Металлургический цех запущен. | многозначность |
6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться. | несочетаемость |
7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею. | Облеченные (не то слово) |
8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища. | плеоназм |
9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей. | тавтология |
10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни. | Приличный (не то слово) |
11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад. | плеоназм |
12. Конвенция новой фирмы нас не устроила. | Условия (не то слово) |
13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед. | плеоназм |
14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина. | плеоназм |
15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. | несочетаемость |
16. Спуск вниз строго запрещен. | плеоназм |
17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности. | Привлечь (не то слово) |
18. В актовом зале института царила деловая суета. | Несочетаемость (происходила суета) |
19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок. | плеоназм |
20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу. | несочетаемость |
Задание 7 . Определите по словарю значение данных фразеологизмов. Подберите синонимичные фразеологические обороты.
Фразеологический оборот | Значение | Синонимичный фразеологический оборот |
брать под обстрел | Подвергать критике | |
как дамоклов меч | Постоянная угроза | |
вольная птица | Вольная птица | |
бесструнная балалайка | Болтун | |
гусь лапчатый | Машенник | |
ударить по рукам | Совершить сделку | |
буриданов осел | Нерешительный человек | |
валаамова ослица | Неожиданно проявивший себя человек | |
перейти Рубикон | Решительное действие | |
лебединая песня | Выдающиеся произведение | |
притча во языцех | Плохая слава | |
секрет Полишинеля | Секрет, который все знают | |
китайская грамота | Что-то не понятное | |
эзопов язык | Язык намеков |
Задание 8 . Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок при употреблении фразеологических оборотов.
Задание 9/ . Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.
ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.
Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.
1. Современный русский литературный язык: понятие, основные признаки, этапы формирования
Правильность, соблюдение языковых норм
Ясность и доступность изложения
Разнообразие средств выражения
Наличие устной и письменной формы
Обработанность — Устойчивость -Обязательность для всех носителей языка
1. Расставьте ударения в словах: ходатайство, апостроф, бюрократия, гастрономия, значимость, иконопись, каучук, похороны, упрочение, феномен, асимметрия.
2. Восстановите паронимические пары, объясните значения каждого слова, употребив слова в контексте: хронический — хроникальный, каменистый –каменный, опечатки — отпечатки, удачливый- удачный, одеть -надеть.
3. Определите, какие свойства слов нарушены при составлении предложений. Отредактируйте. В актовом зале школы царила деловая суета. Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавания некоторых дисциплин. К сожалению, на высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий. Фирменное блюдо ехидны — муравьи и термиты.
В актовом зале школы царила суета. Следует поднять вопрос об уровне преподавания некоторых дисциплин. К сожалению,увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Любимая еда ехидны — муравьи и термиты.
4. Напишите расписку на получение радиоаппаратуры из кабинета
Я, ФИО,получила радиоаппаратуру из кабинета. Гарантирую вернуть в надлежайщем состоянии.
1. Язык как система: единицы языка (значение, специфика, функции), уровни языка, языковые отношения.
А) Лексема — единица плана содержания, звуковая оболочка слова, противостоит семеме — его содержанию.
Б) Фонема — единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем): мил — мыл — мол — мул — мел — мал.
В) Словосочетание — синтаксическая единица, образующаяся соединением двух или более знаменательных слов (слова и словоформы) на основе подчинительной грамматической связи — согласования, управления или примыкания — и тех отношений, которые порождаются этой связью.
Г) Морфема – минимальный знак, нижняя единица морфологии. «Морфема – одна из основных единиц языка, часто определяемая как минимальный знак, то есть такая единица, в которой за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая не членится на более простые единицы этого рода».
Д) Словоформа – верхняя единицы морфологии. Это слово в некоторой грамматической форме. Двусторонняя единица. Обладает некоторыми синтаксическими свойствами, т.е. способностью сочетаться с другими словоформами при построении фразы. Совокупность синтаксических характеристик – синтактика. Словоформа – частный случай языкового знака (множество, состоящее из означаемого, означающего, синтактики).
Уровни языка: синтаксический,морфологический,лексический,фонологический,текстовый.
Языковые отношения — это те взаимосвязи, которые обнаруживаются между ярусами и категориями, единицами и их частями.
2. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов. Ученый стоял у источников ракетостроения. Она пришла в цветистом платье. Командировочный долго ждал место в гостинице. Артист завоевал признательность зрителей. Мне представили новую квартиру.
Ученый стоял у истоков ракетостроения. Она пришла в цветастом платье. Командированный долго ждал место в гостинице. Артист завоевал признание зрителей. Мне предоставили новую квартиру.
3. Образуйте формы Родительного, Дательного, Творительного, Предложного падежей количественных числительных 14298.
Р.п.Четырнадцати тысячи двести девяносто восьми, Д.п. четырнадцати тысячам двести девяносто восьми, Т.п.четырнадцатью тысячам двести девяносто восьми, П.п.о четырнадцати тысячах двести девяносто восьми
4. Вставьте пропущенные буквы в словах: прикосновение, сотворить, поклоняться, пловчиха, озарять, ростовщик, промокашка, поплавок, зоревать, Ростислав, промокают (сапоги).
1. Язык и речь. Функции языка. Функции речи.
Язык-это средство и орудие общения.Речь -понятие переменное и зависит от состояния того, кто произносит слова, от его уровня воспитания, образования и тд. Это процесс общения и речь имеет черты индивидуальности того человека, который является её носителем.
Функции языка определяются их значением для общественной жизни. Язык выполняет следующие функции: Коммуникативная функция Мыслеформирующая функция Когнитивная (гносеологическая) функция
Коммуникативная (референтивная) функция Экспрессивная (эмотивная) функция Поэтическая (эстетическая) функция Апеллятивная (директивная) функция Фатическая функция (контактоустанавливающая) Метаязыковая функция
1. Расставьте ударения в словах. Диалог, искра, кладовая, недуг, партер, путепровод, ракурс, столяр, фарфор, христианин, экзальтированный.
2. Объясните различия между словами, употребите их в предложениях. Отборный рис – отборочный тур, логический калькулятор – логичный ответ, геройский поступок – героический век, усвоить урок- освоить местность, типичный случай – типовой договор.
3. Отредактируйте данные предложения. Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала. Ожидается очень грандиозная акция. Все дети страшно обрадовались новому мультику. Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой.
Чистота улиц от этого не улучшилась. Ожидается грандиозная акция.Все дети очень обрадовались новому мультику. Любой человек иногда грубоват, хотя должен следить за собой.
4. Используя данные слова, напишите небольшую заметку в газету: «Хочу быть таким учителем…» Авторитет учителя, глубокое знание, нравственность, любовь, профессионализм, культура речи, совершенствование, теория и практика, безупречность в быту, интеллигентность, уважение.
1. Литературный язык-обработанная часть общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закрепленными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. Языковая норма- исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Виды языковых норм.
Орфоэпические нормы – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение. Орфоэпия в собственном смысле слова указывает, как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических положениях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов или даже отдельных словах, если эти формы и слова имеют свои произносительные особенности.
Лексические нормы – это правила употребления слов в соответствии с их значениями и возможностями сочетаемости.
Морфологические нормы – это правила образования слов и форм слова.
Синтаксические нормы – это правила построения словосочетаний и предложений.
Стилистические нормы – этот правила выбора языковых средств в соответствии с ситуацией общения
Орфографические нормы – правила написания слов
Пунктуационные нормы – правила постановки знаков препинания.
2. Практические задания.
1. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания. Атлас мира -кусок атлАса, однодневная брОня – сталяная бронЯ, новое вИдение придмета -девочка видЕние,шерстяная вЯзанку(вязанный свитер) – вязанкА дров, спортивные клУбы – клубЫ дыма, мокрОтав горле – на улице мокротА.
2. Раскройте скобки, правильно сочетая слова. Единый, один (момент, миг), карий, коричневый (глаза, костюм), тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание), истинный, настоящий, подлинный (друг, человек, документ, охотник, аметист).
Единый миг,один момент;карий глаз,коричневый костюм; тяжелый рюкзак, тяжелое наказание; истинный охотник, настоящий друг,подлинный документ, настоящий аметист, истинный человек.
3.Найдите ошибки, исправьте предложения. Его ностальгия заела и зов бизнеса позвал. Обывателей и страстно интересующихся в салоне дефилировало предостаточно. Все так же многие плюют на популярность. Стоянка машин около Дома печати состоялась благодаря решению администрации. К такой мебели подходит только такой натюрморт.
Его ностальгия одолела и зов бизнеса позвал. В салоне дефилировало предостаточно и обывателей, и страстно интересующихся. Многие по-прежнему хладнокровны к популярности. Стоянка машин около Дома печати была разрешена, благодаря согласию администрации. К этой мебели подходит только такой стиль декора.
4.Составление деловой документации: заявление (стандартизированная форма, реквизиты).
На имя ФИО от ФИО ЗАЯВЛЕНИЕ. Прошу предоставить мне внеочередной оплачиваемый отпуск от 15.04.2017.Дата, подпись.
1. Устная и письменная речь, их специфика
-устная речь — речь звучащая, произносимая. Она является первичной формой существования языка, формой, противопоставленной письменной речи. В условиях современного научно-технического прогресса устная речь не только опережает письменную по возможностям фактического распространения, но и приобретает такое важное преимущество, как моментальность передачи информации;
— письменная речь — это речь, изображённая на бумаге (пергаменте, бересте, камне, полотне и т.п.) с помощью графических знаков, предназначенных для обозначения звуков речи. Письменная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, противопоставляемой устной речи.
Между устной и письменной речью выделяется и ряд различий психолого-ситуативного характера:
в устной речи говорящий и слушающий видят друг друга, что позволяет в зависимости от реакции собеседника изменить содержание разговора. В письменной речи этой возможности не имеется: пишущий может лишь мысленно представлять себе потенциального читателя;
устная речь рассчитана на слуховое восприятие, письменная — на зрительное. Буквальное воспроизведение устной речи, как правило,
возможно лишь при помощи специальных технических устройств, в письменной же речи читающий имеет возможность неоднократно перечитывать написанное, равно как и сам пишущий — неоднократно совершенствовать написанное;
3) письменная речь делает общение точным, фиксированным. Она связывает общение людей прошлого, настоящего и будущего, выступает основой делового общения и научной деятельности, устная же речь часто отличается неточностью, неоконченностью, передачей общего смысла.
Таким образом, в устной и письменной речи имеются как сходства, так и различия. Сходства основаны на том, что основой и той, и другой разновидности речи является литературный язык, а различия заключены в средствах его выражения.
2. Практические задания.
1. Объясните значения слов, составьте словосочетания: острОта (шутка) – остротА(что-то очень острое из блюд), лАвровый(венок,награждение) — лаврОвый(лист,приправа), Угольный(камень топить печь) – угОльный(обозначение углов геометрических фигур), харАктерный(волевой) — характЕрный(типичный), языкОвый(барьер,например говорить на разных языках) – языковОй(вербальный,словесный),
2. В каких словосочетаниях нарушена лексическая сочетаемость слов. Живой труп(труп живым быть не может), три единственные дочери(три дочери), обыкновенное чудо(чудо уже само по себе необыкновенно), очевидное — невероятное, облокотиться спиной(опереться на спину), страшная красавица(очень красивая девушка), ужасно интересная книга(очень интересная книга), отменный негодяй(отъявленный негодяй), сломать стеклянную вазу(разбить стеклянную вазу).
3. Отредактируйте предложения. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. Рекорды продолжаются. Вдруг она заметила, что по коридору идет кот на цыпочках.
Наблюдается значительное улучшение жизни. Установление рекордов продолжаются. Вдруг она заметила, что по коридору тихо идет кот.
4. Образуйте формы Родительного, Дательного, Творительного, Предложного падежей количественного числительного 765.
Родительный семисот шестидесяти пяти, Творительный семистами шестьюдесяти пятью, Предложный о семистах шестидесяти пяти.
1. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический; краткая их характеристика.
Нормативный аспект культуры речи базируется на определении понятия «норма» как ведущего понятия речевой и языковой культуры.
Нормой называют комплекс наиболее удобных для повседневного обслуживания конкретного общества языковых средств. Этот комплекс сложился как итог отбора лексических, синтаксических, морфологических, других элементов.
Этический аспект культуры речи подразумевает умение правильно подбирать слова в конкретной ситуации. Для этого требуется знание этикета, нормы культуры поведения, ведь именно они являются основой для правильного выбора слов. Этический аспект, в отличие от нормативного, подвержен ситуативности. Например, словесные формулы (прощание, приветствие, приглашение и т.п.), обращение, некоторые другие составляющие речи зависят от участников общения, их возраста, национальной принадлежности, взаимоотношений и других факторов.
Коммуникативный аспект К.Р. подразумевает владение всеми функциональными разновидностями языка.
Образованный человек, в зависимости от ситуации, должен владеть выразительной разговорной речью, общаться в научном или деловом стиле, уметь передавать свои мысли официально-деловым языком, знать и уметь грамотно использовать в собственной речи выразительные средства художественной литературы.
2. Практические задания.
1. Объясните значения слов, составьте словосочетания: Склонен к наукам (наклонность к чему — либо) – склонён куст кленовый(наклонить), трУсить принять бой(бояться)- трусИть по парку(бежать трусцой), зАмкнутый круг(закрытый) – замкнУтый амбар(закрыт на замок) , критический Отзыв(мнение) – отзЫв от работодателя (ответ от кого-либо),небо проЯсниться(погодное явление) – прояснИться ситуация(станет более понятной), перехОдный возраст(из одного состояния организма в другое) – переходнОй элемент (всмогательный,соединительный).
2. Объясните различия между словами, употребите их в предложениях. Боязно — боязливо, осудить — обсудить, цветной — цветовой, нетерпимый — нестерпимый, невежа — невежда.
Боязно-робко,не смело. Боязливо –жутко,страшно. Жить на берегу океана боязно. Ходить по темному переулку боязливо. Осудить- вынести вердикт, обсудить- обговорить.Его осудили на 5 лет тюрьмы строго режима. Мы сегодня обсудили тему весенней погоды.
3.Исправьте предложения. Телезритель начал «изменять» голубому экрану. При голосовании поднялся лес рук. Работу начинали с первыми кочетами. Утирка осталась в кармане пальто. Этот фильм дубовато поставлен. Куприн — потрясающий писатель своего времени. Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.
Телезритель перестал смотреть телевизор. При голосовании все проголосовали единогласно.Работу начинали ранним утром. Платок остался в кармане пальто. Этот фильм туповато поставлен. Куприн Хорошие ученики постоянно выполняют домашние задания.
4.Образуйте формы Родительного, Дательного, Творительного, Предложного падежей количественного числительного 543.
Родительный-пятиста сорока трех, Творительный –пятьюстами сорока тремя, Предложный- о пятистах сорока трех.
1 Акцентология. Акцентологическая норма языка, варианты ударений.
Акцентология – это раздел науки о языке, который изучает особенности и функции ударения. Акцентологические нормы — это нормы ударения. Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом. Ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным <берегу, бережешь, бережет, бережем, бережете, берегут — ударение закреплено за окончанием). Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным (прав, правы, права, могу, можешь, могут).
2. Практические задания.
1. Расставьте ударения в словах: безУдержный, кУхонный, неоценЕнный, исповедАние, давнИшний, искрИстый, мИзерный, юрОдивый, договОр.
2. Объясните различия между паронимами, употребите их в предложениях. Факт(доказательство) – фактор(причина), сытый(не голодный) – сытный(питательный), целый(не поломанный) – цельный(единый), командировочный(билет,все то,что относится к командировке) – командированный(человек,сотрудник), абонент(в телефонии) – абонемент(талон,сделка), проблемный(зключающий в себе проблему) – проблематичный(маловероятный,сомнительный).
3. Найдите речевые ошибки, исправьте предложения. На уроках ребята хорошо ведут. Вчера я нес дежурство в студенческой столовой. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый. Задержалось доставление книг в школьную библиотеку.
На уроках у ребят примерное поведение. Вчера я дежурил в столовой. Вчера был дождь, а сегодня день теплый и светлый. Доставка книг в школьную библиотеку была задержана.
4.Приведите примеры бытовой эмоционально окрашенной лексики (не менее 5 слов).
Белобрысый, вытряхивайтесь, грохнуться, разбежаться, ловкач.
Приведите примеры заимствованной лексики в современном русском языке (не менее 5 слов).
Генерал, капитан, алгебра, оптика, рея.
Сравните 2 варианта предложений; укажите, какие исправлены ошибки. В случае несогласия внесите изменения в тексты.
Исходный текст и варианты правки
Новые животноводческие комплексы крупного рогатого скота зародятся в разных районах республики .- Новые животноводческие комплексы для крупного рогатого скота будут построены во многих районах республики.
В актовом зале школы царила деловая суета . — В актовом зале школы царило предпраздничное оживление.
Перед рабочими завода стояла задача – в кратчайший срок освоить выпуск новой продукции, и задача была освоена. — Перед рабочими завода стояла задача – в кратчайший срок освоить выпуск новой продукции, и выпуск ее был освоен.
Зрители, собравшиеся в этот прекрасный майский день на городском стадионе, стали соучастниками незабываемого события . — Зрители, собравшиеся в этот прекрасный майский день на городском стадионе, стали очевидцами необычайного по своей красоте зрелища.
5.По-ударному трудится коллектив механизированной колонны на сооружении телятника . — По-ударному работает коллектив механизированной колонны на строительстве телятника в колхозе.
6.Он помогал защитникам, хотя шла всего четвертая минута . — Нападающий был вынужден прийти на помощь защитникам уже на четвертой минуте матча – так тяжело складывалась игра для команды.
7.Повысить эффективность каждого рабочего за счет внедрения передовых форм организации труда. — Повысить эффективность труда каждого рабочего за счет внедрения передовых форм организации труда.
8.Отсутствие гласности хода работы привело к тому, что наша бригада не верила о том, что творится в смежной бригаде . — Отсутствие гласности хода работы привело к тому, что наша бригада не знала о том, как идет работа в смежной бригаде.
9 .Рабочие завода идут по линии создания прочной технологической дисциплины. — Рабочие завода совершенствуют технологическую дисциплину.
10.На этот раз переходящий приз получил временную прописку у мелиораторов . — На этот раз переходящий приз вручили мелиораторам.
Соотношение функционально-стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски слова
Освоив материал этой темы, Вы узнаете:
как эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой;
как распознавать какие слова несут положительную, а какие отрицательную оценку.
Различать слова, относящиеся к книжной лексике.
Различать слова, относящиеся к разговорной лексике.
Различать слова, употребляемые в просторечии.
Различать слова с высокой и сниженной стилистической окраской и употреблять их.
Слова, относящиеся к книжной лексике.
Слова, относящиеся к разговорной лексике.
Слова, употребляемые в просторечии.
Эмоционально-экспрессивная окраска слова, наслаиваясь на функциональную, дополняет его стилистическую характеристику. К книжной лексике относятся высокие слова, которые придают речи торжественность, а также эмоционально-экспрессивные слова, выражающие как положительную, так и отрицательную оценку называемых понятий. К разговорной лексике относятся слова ласкательные (дочурка, голубушка), шутливые (бутуз, смешинка), а также слова, выражающие отрицательную оценку называемых понятий (мелюзга, ретивый, хихикать, бахвалиться).
В просторечии употребляются сниженные слова, которые находятся чаще всего за пределами литературной лексики. Среди них могут быть слова, содержащие положительную оценку называемого понятия (работяга), но чаще просторечные слова выражают отрицательное отношение говорящего к обозначаемым ими понятиям (левачить, рехнуться, хлипкий, дошлый).
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическая окраска слов. Использование в речи стилистически окрашенной лексики – С. 63-67
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВКА Упражнение
Сравните предложения, проанализируйте стилистическую правку. Дайте свой вариант правки.
Вначале они искренне посмеивались над предложением бригадира прихватить для работы и ночные часы. Теперь вся бригада убедилась, что работа по-новому – дело стоящее, что такая работа приносит результаты вдвое лучше в сравнении со старыми. – Вначале предложение бригадира работать и в ночное время не было принято всерьез, но с временем все убедились, что такая организация труда позволяет увеличить выработку вдвое. – Предложение бригадира работать в ночную смену сначала не нашло отклика у нас, но теперь все понимают, что новая организация труда дает вдвое лучшие результаты.
На что способны хлопцы бригадиров Петрова и Иванова? В первом полугодии они осрамились . – Смогут ли теперь члены бригады Петрова и Иванова доказать свое мастерство, если в первом полугодии они показали плохие результаты?
То, что у провинциального тренера своя шкала, — уже блестящий факт . – Замечательно то, что тренер, работающий на периферии, сумел создать свою собственную школу. – То, что на периферии у тренера есть своя система воспитания спортсменов, — примечательный факт.
За последнее время пешеход стал каким-то одержимым. Он словно подстерегает автотранспорт, чтобы ринуться прямо под машины . – В последнее время пешеходы стали особенно недисциплинированны. – Из-за неосторожности пешеходов в последнее время участились несчастные случаи.
Замечено постепенное падение интереса к водопроводной воде, что объясняется ее не особенно приятными вкусовыми качествами . – Вкусовые качества воды из крана заметно снизились. – С меньшим удовольствием люди стали использовать водопроводную воду из-за ее плохого вкуса. – Вряд л кого из нас можно убедить в том, что вода из крана вкусна. – Невкусной стала вода из крана, и поэтому ее пьют неохотно.
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ
Какие слова относятся к книжной лексике?
Какие слова относятся к разговорной лексике?
Какие слова употребляют в просторечии?
Как распознавать какие слова несут положительную, а какие отрицательную оценку?
Как эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой;
Какие стилистические функции слов с высокой и сниженной окраской Вы знаете?
Найдите слова с высокой и сниженной стилистической окраской; определите их стилистическую функцию в предложениях. Замените их, где возможно, нейтральными словами. Как в таких случаях меняется общая тональность фразы?
1. [Женщина] разостлала скатерть прямо на земле, появились разные закуски и таинственные свертки… Все, по древнему обычаю, возлежали (М.-С.). 2. – Ты такая хорошенькая – и влюбилась в такую скверную рожу? (Писем.). 3. Наталья Кирилловна, страдая, взглядывала то на сына, то на бояр, они же, как полагалось, уставя брады, безмолвствовали (А.Т.). 4. – Григорий Григорьевич, здравствуйте! Вот уж не думала застать вас с племянницей в тет-а-тете. Вы всю дорогу вдвоем? (И. Новиков). 5. [Лубенцов] напрактиковался, или, грубо говоря, «насобачился», до того, что ему не стоило труда произнести без подготовки речь (Казак.). 6. Когда знаменная бригада выстроилась… вышел к знамени Захаров, и Игорь понял, что он должен делать. Рядом с ним стояла Оксана – рядом с ним! Это было счастливое предзнаменование: под нарядным, таинственно священным красным стягом они действительно рядом начинают свой жизненный путь! (Мак.). 7. – Я извиняюсь, — запыхавшись, сказал Митяшин, — припоздали маленько (Герм.). 8. – И куда это такая прорва народу едет? (Гайд.).
источники:
http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/4684640_najdite-osibki-vyzvannye-naruseniem-leksiceskoj-normy/
http://apriori-nauka.ru/education/k-sozhaleniyu-na-vysokom-urovne-stilisticheskaya-pravka.html
Получи верный ответ на вопрос 🏆 «6. Найдите речевые ошибки, исправьте предложения. Образец: На уроках ребята хорошо ведут. — На уроках ребята хорошо ведут диалог. Чистота …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!
Найти готовые ответы
Главная » Русский язык » 6. Найдите речевые ошибки, исправьте предложения. Образец: На уроках ребята хорошо ведут. — На уроках ребята хорошо ведут диалог. Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала. Ожидается очень грандиозная акция.
ОТВЕТЫ
1. Трактор ехал.
2. Сделать рисунок.
3. Ожидается грандиозная акция.
3. Очень низкие цены.
6. Я поблагодарю тех, кто мне помог.
8. Они испытывали уважение друг к другу.
9. Наконец обнаружены останки царской семьи.
10. Каждый ученик высказал свое мнение.
12. Этот человек сыграл огромную роль в моей жизни.
14. Свободных мест в институте нет.
12
Отв. дан
2019-04-12 11:07:47
Kulagda
На букву Г Со слова «грандиозная»
Фраза «грандиозная ошибка»
Фраза состоит из двух слов и 17 букв без пробелов.
- Синонимы к фразе
- Написание фразы наоборот
- Написание фразы в транслите
- Написание фразы шрифтом Брайля
- Передача фразы на азбуке Морзе
- Произношение фразы на дактильной азбуке
- Остальные фразы со слова «грандиозная»
- Остальные фразы из 2 слов
10:42
Самые ГРУБЫЕ ПРОСЧЕТЫ
14:22
10 Самых Дорогих Ошибок Инженеров
04:50
10 ГРУБЕЙШИХ ОШИБОК ИНЖЕНЕРОВ
10:29
Самые Дорогостоящие Ошибки в Истории Человечества
08:35
8 лютых ошибок строителей
05:31
Крым грандиозная ошибка Кремля попытки легализации украденного провалились
Синонимы к фразе «грандиозная ошибка»
Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.
Фразы
- + безумные поступки −
- + вернуть остров −
- + внутренний переворот −
- + грандиозная ошибка −
- + жизненные устои −
- + идея брака −
- + изменить страну −
- + интеллектуальная революция −
- + исторический прогресс −
- + кардинальные перемены −
- + непоправимые ошибки −
- + непростительная ошибка −
- + новые узы −
- + оглянуться в прошлое −
- + огромная ошибка −
- + опрометчивые шаги −
- + очередная ошибка −
- + повлиять на ход истории −
- + разорвать помолвку −
- + решиться на авантюру −
- + роковые ошибки −
- + страшная ошибка −
- + ужасная ошибка −
- + фатальная ошибка −
Ваш синоним добавлен!
Написание фразы «грандиозная ошибка» наоборот
Как эта фраза пишется в обратной последовательности.
акбишо яанзоиднарг 😀
Написание фразы «грандиозная ошибка» в транслите
Как эта фраза пишется в транслитерации.
в латинской🇬🇧 grandioznaya oshibka
Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN
xn--80aahfpf7adhp7o xn--80abujr4d
Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.
uhfylbjpyfzjib,rf
Написание фразы «грандиозная ошибка» шрифтом Брайля
Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.
⠛⠗⠁⠝⠙⠊⠕⠵⠝⠁⠫⠀⠕⠱⠊⠃⠅⠁
Передача фразы «грандиозная ошибка» на азбуке Морзе
Как эта фраза передаётся на морзянке.
– – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – – – – – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ – – – – – – – – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ –
Произношение фразы «грандиозная ошибка» на дактильной азбуке
Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).
Передача фразы «грандиозная ошибка» семафорной азбукой
Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.
Остальные фразы со слова «грандиозная»
Какие ещё фразы начинаются с этого слова.
- грандиозная битва
- грандиозная задача
- грандиозная идея
- грандиозная картина
- грандиозная операция
- грандиозная работа
- грандиозная стройка
- грандиозная катастрофа
- грандиозная победа
- грандиозная панорама
- грандиозная пьянка
- грандиозная вечеринка
- грандиозная провокация
- грандиозная попойка
- грандиозная афера
- грандиозная уборка
- грандиозная драка
- грандиозная война
- грандиозная ссора
- грандиозная свадьба
- грандиозная мистификация
- грандиозная цель
- грандиозная новость
- грандиозная выволочка
Ваша фраза добавлена!
Остальные фразы из 2 слов
Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.
- а вдобавок
- а вдруг
- а ведь
- а вот
- а если
- а ещё
- а именно
- а капелла
- а каторга
- а ну-ка
- а приятно
- а также
- а там
- а то
- аа говорит
- аа отвечает
- аа рассказывает
- ааронов жезл
- аароново благословение
- аароново согласие
- аб ово
- абажур лампы
- абазинская аристократия
- абазинская литература
Комментарии
@cgyvg 13.01.2020
02:49
Что значит фраза «грандиозная ошибка»? Как это понять?..
Ответить
@gfqmtag 03.10.2022
10:19
1
×
Здравствуйте!
У вас есть вопрос или вам нужна помощь?
Спасибо, ваш вопрос принят.
Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука
Палиндромы Сантана
Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.
Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.
По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.
1. Первая ошибка, которую тебе нужно запомнить и полюбить, — ошибка в построении предложения с несогласованным приложением.
Это одна из самых лёгких грамматических ошибок!
📌 Несогласованное приложение — это название книги, журнала, фильма, картины и т. д., заключенное в кавычки (запомни слово «кавычки»).
🔸 Если в предложении есть родовое слово (например, книга), то изменяется по падежам оно, а несогласованное приложение стоит в начальной форме и не изменяется: в книге «Война и мир».
🔸 Если родового слова в предложении нет, изменяется по падежам само приложение: герои «Войны и мира».
2. Предложение с косвенной речью представляет собой СПП.
Давай сравним:
Мы сказали: «Твоя шерсть похожа на радугу» (прямая речь).
Мы сказали, что его шерсть похожа на радугу (косвенная речь, СПП 🐾).
Какие ошибки могут быть связаны с построением предложения с косвенной речью?
🔸Личное местоимение из предложения с прямой речью в косвенной должно меняться. Если этого не происходит, образуется грамматическая ошибка. Рассмотрим на нашем примере.
Ошибочно было бы построить предложение так:
Мы сказали, что твоя (!) шерсть похожа на радугу.
В прямой речи было местоимение «твоя» , значит в косвенной — «его» /«ее».
🔸Лишний сочинительный союз (как правило, «что» )
▪️ Грамматическая ошибка: Мы спросили, что хочет ли он завести друзей.
▪️ Правильный вариант: Мы спросили, хочет ли он завести друзей (В предложении есть ЛИ в роли союза).
3. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
На самом деле, чтобы найти эту грамматическую ошибку, тебе нужно обратить внимание на глаголы-сказуемые: неправильное употребление времени глагола ведет к путанице в последовательности действий.
Давай разбираться на примерах:
🌿 Я работаю невнимательно, а в результате сделал много нелепых ошибок.
работаю, сделал — глаголы-сказуемые стоят в разном времени (настоящем и прошедшем) и виде (несовершенный и совершенный). Это грамматическая ошибка.
🌿 Правильные варианты:
🔸 Я работаю невнимательно, а в результате делаю много нелепых ошибок.
🔸 Я работал невнимательно, а в результате делал много нелепых ошибок.
4. Связь между подлежащим и сказуемым.
🔸 Ошибка может скрываться в сложноподчиненных предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО…», «КАЖДЫЙ, КТО…», «ВСЕ, КТО…», «НИКТО ИЗ ТЕХ, КТО…», «ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО…».
Запомни❗️
КТО, КАЖДЫЙ, НИКТО, ОДИН сочетаются со сказуемыми в единственном числе.
ТЕ, ВСЕ, МНОГИЕ сочетаются со сказуемыми во множественном числе.
Все, кто пошли в лес, остался доволен — грамматическая ошибка.
Правильный вариант:
— все остались
— кто пошел
🔸 Если подлежащее представляет собой аббревиатуру, то сказуемое согласуется с основным словом (существительное):
▪️ МГУ праздновал свой юбилей (Московский государственный университет).
▪️ Ошибочно сказать: МГУ праздновало свой юбилей.
Подлежащее и сказуемое неделимы! Не забывай согласовывать их 💕
5. Ошибка в построении предложения с обособленным определением (в заданиях ЕГЭ встречается только причастный оборот).
🔸 Самая часто встречающаяся ошибка — попадание определяемого слова внутрь причастного оборота.
▪️ {Пришедшие} зрители {на встречу с режиссером} прошли в зал (определяемое слово «зрители» оказалось внутри причастного оборота — грамматическая ошибка).
▪️ Правильный вариант:
{ Пришедшие на встречу с режиссером } зрители прошли в зал.
🔸 У причастия есть настоящее время (ученик, запоминающий правило), прошедшее время (ученик, запомнивший правило), но нет будущего времени (ученик, запомнящий правило – грамматическая ошибка).
🔸 Причастие должно согласовываться в роде, числе и падеже с главным словом, которое определяется по смыслу и по вопросу. Иначе — грамматическая ошибка.
▪️Жители города, (какие?) напуганные приближающейся грозой, спрятались дома.
▪️Ошибка: Жители города, напуганных приближающейся грозой, спрятались дома.
6. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Что это такое?
Запомни ❗️
Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО + существительное в ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ: благодаря умению, согласно расписанию.
Благодаря умения, согласно расписания — ошибки.
Запомни ❗️
Предлог ПО может употребляться в значении «ПОСЛЕ». В этом случае существительное стоит в предложном падеже и имеет окончание И.
🔸 по прибытиИ,
🔸 по окончаниИ,
🔸 по завершениИ,
🔸 по истечениИ,
🔸 по приездЕ,
🔸 по прилетЕ.
по окончании школы (после окончания), по приезде в город (после приезда).
7. Ошибка в построении сложного предложения 😼
В чем эта ошибка может заключаться?
🔸 неправильное или неточное использование союзов и союзных слов: неверное употребление одного союза или союзного слова вместо другого, употребление лишнего союза
🔹 ОШИБКА: Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.
В контексте данного сложноподчинённого предложения употребление союза «что» является излишним, так как придаточное изъяснительное присоединяется к главному при помощи союзного слова «насколько».
🔹 ПРАВИЛЬНО: Размышляя о значении литературы, понимаешь, насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.
🔸 неверное присоединение придаточной части (создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения)
▪️ придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.
🔹 ОШИБКА: [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет
Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)
🔹ПРАВИЛЬНО: [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Министру образования на людях так говорить, конечно, не стоит, если это не ирония.
«Очень» (как и «достаточно», «слишком» и т.п.) передает степень качества, выражаемого прилагательным, т.е. строго по норме сочетается только с качественными прилагательными. А «грандиозный» — прилагательное пока еще относительное (впрочем — см. ниже).
Но вся штука в том, что в современном разговорном стиле вообще любое прилагательное (вплоть до притяжательных!) приобретает в той или иной степени черты качественного.
Смотрите, сказать «более грандиозный» вполне возможно, краткая форма (которая «по учебнику» отсутствует у относительных прилагательных) наличествует: «планы грандиозны»… С наречием «слишком» тоже сочетается без проблем.
Так что в таком случае мечтает планам быть очень грандиозными? Только стилистика — но это уже личное дело «министерства культуры».
(+)
Во как… Оказывается, если верить некоторым источникам, теперь прилагательные относят к качественным при наличии хотя бы одного из признаков из известного характеристического списка качественного прилагательного (возможность образования наречия, отвлеченного существительного, наличие сравнительной степени, кратной формы и т.д.), а вовсе не их совокупности. Но тогда это только подчеркивает основную мысль… Я не буду править, за исключением этой оговорки про отнесении к качественным прилагательным все сказанное — верно.