Очень замечательный вид ошибки

Уровень: выбрать ответ 

Задание: простые 


Задание 1 ГК1 

Выбрать правильный ответ. 

Указать 3 правильно построенных предложения: 

— К началу экзамена явилось десять студентов. 

— В крупнейших городах строятся пять стадионов. 

— Ученики сами могут поставить вопросы к выступающему. 

— Бабушка в восемь лет отвезла Лермонтова на Кавказ на лечение. 

— Космонавт пробыл на орбите 22 дня. 

Задание 2 ГК2 

Выбрать правильный ответ. 

Указать 2 правильно построенных предложения: 

— Освобождение заложников было молниеносным и бескровным. 

— И курганов зеленеет убегающая цепь. 

— Собираясь на рыбалку, стояла солнечная погода. 

— Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в 

единое княжество и встать на защиту русской земли. 

— Три подруги сидело на лавочке 

Задание 3 ГК 3 

Выбрать правильный ответ. 

Указать предложение без инверсии: 

— Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой. 

— Мы дружны были очень. 

— Всю правду о случившемся через несколько дней узнали и они. 

— Вчера я видел его в соседнем квартале. 

— На озаренный потолок ложились тени. 

Задание 4 ГК4 

Выбрать 3 правильных ответа. 

Указать предложения без инверсии: 

— Себестоимость сигарет снижает контрабанда. 

— Хозяев нет только у таких собак. 

— Читая новый роман Прилепина, получаешь огромное удовольствие. 

— Погода, кажется, начинает портиться. 

— Книга читается с удовольствием. 

Задание 5 ГК5 

Выбрать правильный ответ. 

Указать 2 предложения без инверсии: 

— Новых восстаний вижу день я. 

— Вишни, яблони и сливы поразила неведомая болезнь.

— Своевременно стипендию получают не все студенты.

— Лирический герой не может не быть похож на поэта.

— Вексельная программа банка работает успешно. 

Задание 6 ГК 6

Выбрать правильный вариант. 

В каком варианте оба выделенных слова пишутся слитно? 

— Хотя и двух жизней не хватит, ЧТО(БЫ) исполнились все мои мечты, ЗА(ТО) у меня 

всегда есть надежда на лучшее. 

— ЗА(ТО) усердие, с каким Серега играл на скрипке, а ТАК(ЖЕ) за длину волос его 

называли Башметом. 

— Природе ТО(ЖЕ) необходима любовь, ТАК(ЖЕ) как и человеку. 

— Внутренне мы ТАК(ЖЕ) молоды, как и лет тридцать назад, ПО(ЭТОМУ) в праздник 

веселимся от души. 

Задание 7 ГК 7 

Выбрать правильный вариант. 

В каком варианте оба выделенных слова пишутся слитно? 

— Шопен СРАЗУ(ЖЕ) покорил парижские салоны своеобразным и непривычным 

исполнением, а ТАК(ЖЕ) своим блистательным юмором и гениальными импровизациями. 

— ЧТО(БЫ) не утверждали критики, Толстой увидел в личности Наполеона проявление 

несвободы, ТАК(КАК) подлинная свобода предполагает добровольное подчинение 

«высшей цели.» 

— Базаровский нигилизм ПО(ЭТОМУ) распространяется на общественность, 

философскую, а ТАК(ЖЕ) личную сферы. 

— (И)ТАК, речевой этикет — явление универсальное, но в ТО(ЖЕ) время каждый народ 

выработал свою специфическую систему правил речевого поведения. 

Задание 8 ГК8 

Выбрать правильный вариант. 

В каком варианте оба выделенных слова пишутся слитно? 

— А. П. Чехов был обычно в бодром расположении духа, НЕ(СМОТРЯ) на то что 

(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет страдал от болезни. 

— Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало пригревать землю, большие радужные капли 

начали падать с крыш, покрытых снегом, КАК(БУДТО) полились радостные весенние 

слезы. 

— Внимательно посмотри (ВО)КРУГ! Рядом с каждым из нас ТАК(ЖЕ) много интересного, 

как и в тех краях, куда мы иногда стремимся. 

— При развитии городов изменения в природе ТО(ЖЕ) неизбежны. Экологами доказано, 

что большие города (В)СЛЕДСТВИЕ загрязненности воздуха получают на 15% меньше 

солнечных лучей, чем это необходимо человеку. 

Задание 9 ГК 9 

Выбрать правильный вариант. 

В каком варианте оба выделенных слова пишутся слитно? 

— Примирение двух враждующих сторон невозможно, (В)СЛЕДСТВИЕ этого найти выход 

из создавшейся ситуации не ТАК(ТО) просто. 

— ЧТО(БЫ) отомстить Ленскому, Онегин начинает ухаживать за его невестой, (ПРИ)ЧЕМ 

дело доходит до дуэли. 

— Пушкин хорошо знал Россию, и (ПО)ЭТОМУ роман «Евгений Онегин» является 

(ПО)НАСТОЯЩЕМУ реалистическим произведением. 

— Часы Ивана Кулибина НЕ(ТОЛЬКО) показывали время, но и приводили в движение 

крохотные фигурки театра, а ТАК(ЖЕ) исполняли небольшую музыкальную пьесу.

Задание 10 ГК10 

Выбрать правильный вариант. 

В каком варианте оба выделенных слова пишутся слитно? 

— ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ 

многие из них легли в основу романсов. 

— (В)(ОТЛИЧИЕ) от других представителей либерального лагеря, Павел Петрович всегда 

тверд в отстаивании своих принципов, и (ПО)ТОМУ он смело противостоит Базарову. 

— Я рассказал Ивану Петровичу все, что случилось, и пожелал узнать его мнение 

(НА)СЧЕТ предопределения, (ТАК)КАК это было очень важно. 

— В разные концы планеты попадают керамические изделия из Гжели, ЧТО(БЫ) украшать 

быт людей, а ТАК(ЖЕ) воспитывать чувство прекрасного. 

Задание 11 ГК11 

Выбрать правильный ответ. 

Назовите вид речевой ошибки, допущенной в данных предложениях: 

1)Рождество я отмечал у коллеги по работе. 

2)Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. 

— Тавтология 

— Плеоназм 

— Канцеляризм 

Задание 12 ГК12 

Выбрать правильный ответ. 

Назовите вид речевой ошибки, допущенной в данных предложениях: 

1)Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна. 

2)Каждый герой имеет свои индивидуальные черты. 

— Плеоназм 

— Канцеляризм 

— Тавтология 

Задание 13 ГК13 

Выбрать правильный ответ. 

Назовите вид речевой ошибки, допущенной в данных предложениях: 

1)Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную 

гвоздями. 

2)В речи он употребляет диалектные и областные слова. 

— Тавтология 

— Плеоназм 

— Канцеляризм 

Задание 14 ГК14 

Выбрать правильные ответы. 

Укажите предложение с грамматической ошибкой: 

1)Страшное истощение сил обеих армий вынудило их к прекращению дальнейшего боя. 

2)Флягин 10 лет был в плену у татар. 

3)Остаются только некоторые возможности. 

4)Это был брак не по любви, а ради взаимной выгоды.

Задание 15 ГК15 

Выбрать правильные ответы 

Укажите 3 предложения с лексическими ошибками: 

1)Уже первая фраза имеет неясный смысл. 

2)Бесполезно было бы описывать, как ужасно, скверно чувствовали себя дети в новой 

жизни. 

3)Макар Чудра – гордый цыган, он не воспринимает рабство. 

4)Особенно хочется заметить актера, игравшего роль Карандышева. 

5)Соня – один из главных персонажей, её сущность – самосострадание и 

самопожертвование. 

Задание 16 ГК16 

Выбрать правильные ответы. 

Укажите 3 предложения с речевыми ошибками: 

1)Особо остро стоят такие вопросы, как дружба, искренность, предательство и другие. 

2)В его лице Иван Васильевич увидел отца своей возлюбленной. 

3)Это не только личная, но и общественная трагедия.

4)В конце разговора Базаров утверждает, что все в прошлом. 

5)Их отношения трагичны, потому что чувства Онегина остались на уровне их 

знакомства, а у Татьяны нет. 

Задание 17 ГК 17 

Выбрать правильные ответы. 

Укажите 2 предложения с речевыми ошибками: 

1)Раневская надеется, что ее дочери выйдут замуж за богатых людей. 

2)Речь идет о взаимоотношениях между отцом и сыном Кирасановыми, которые 

принадлежат к двум разным эпохам, к двум разным точкам зрения, но к двум близким 

друг другу людям. 

3)В доме всецело властвовала Кабаниха, которая всячески пыталась оскорбить 

человеческое достоинство Катерины. 

4)Герой рассуждает о главных чертах человеческого характера: говорит о правде, о лжи, о 

деятельности человека, о его слабости и силе. 

5)Очень популярны компьютерные игры с музыкальным сопровождением, созданные по 

мотивам мультфильмов. 

Задание 18 ГК18 

Выбрать правильные ответы. 

Укажите 1 предложение с грамматическими ошибками: 

1)Стихи Пушкина учат любви и понимать жизнь. 

2)Городничий безмерно счастлив, несмотря на то, что недавно пережил панический ужас, 

узнав, что купцы жаловались на него. 

Задание 19 ГК19 

Выбрать правильный ответ. 

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 

1)Вся природа, и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы, все горит точно багровым 

заревом. 

2)Ночевку журавли выбирают в местах открытых, даже иногда близ проезжей дороги. 

3)Москва, России дочь любимая, где равную тебе сыскать? 

4)Если жизнь ударит тебя в грудь, не ползи назад, а сейчас же наступай на нее. 

Уровень: дописать ответ 

Задание: легкие 

Задание 20 ГК20

Дописать правильный ответ.

Поставить глагол в форму, соответствующую нормам грамматики: 

Лодки стоят неподвижно, они (колыхаться) над водою. колышутся

Задание 21 ГК 21 

Дописать правильный ответ. 

Поставить глагол в форму, соответствующую нормам грамматики: 

Он незаметно (проникнуть) в комнату. проник

Задание 22 ГК22

Дописать правильный ответ. 

Поставить глагол в форму, соответствующую нормам грамматики: 

После контузии он все больше и больше (глохнуть), и оставалось мало надежды на 

восстановление слуха. глох

Задание 23 ГК23 

Дописать правильный ответ. 

 Поставить глагол в форму, соответствующую нормам грамматики: 

Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. избегли

Задание 24 ГК24 

Дописать правильный ответ. 

Поставить глагол в форму, соответствующую нормам грамматики: 

Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. обессилею

Задание 25 ГК25 

Дописать правильный ответ. 

Поставить глагол в форму, соответствующую нормам грамматики: 

Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. уполномочивает

Задание 26 ГК26 

Дописать правильный ответ. 

Поставить глагол в форму, соответствующую нормам грамматики: 

 Жюри уже заканчивает свою работу и (подытожить) результаты конкурса. подытоживает

Задание 27 ГК27 

Дописать правильный ответ. 

Поставить глагол в форму, соответствующую нормам грамматики: 

У корзин были прочные плетёные (дно.) донья

Задание 28 ГК28 

Дописать правильный ответ. 

Поставить глагол в форму, соответствующую, нормам грамматики: 

В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск, но был полностью разгромлен. вторгся

Задание 29 ГК29 

Дописать правильный ответ. 

Поставить глагол в форму, соответствующую нормам грамматики: 

Мы старались (приурочить) свой отпуск к началу лета. приурочить

Задание 30 ГК30 

Дописать правильный ответ. Поставить глагол в форму, соответствующую нормам грамматики: 

Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 

 машут

Задание 31 ГК31 

Дописать правильный ответ. 

Поставить глагол в форму, соответствующую нормам грамматики: 

Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь). выздоровею

Задание 32 ГК32 

Установить соответствие между формой времени глагола и значением, которое она 

выражает: 

Настоящее в значении прошедшего

Иду я вчера мимо вашего дома. 

Настоящее в значении будущего

Завтра вы берете машину и едете в 

аэропорт 

Будущее в значении прошедшего 

Собака-то как зарычит, а барыня как 

закричит! 

Прошедшее в значении будущего

Если вы не придете, мы погибли! 

 Задание 33 ГК33 

Дописать правильные ответы. 

Дописать правильно форму слова: 

1)На портрете изображена женщина, на плечи ее накинут(о ) пушист(ое ) боа. 

2)Говоря о подвиге русских моряков, вспоминаем и о легендарн(ом) «Потемкин(е )». 

3)На столе лежит забыт(ое) портмоне, а на диване — сер(ое ) пальто и шёлков(ое) кашне. 

Задание 34 ГК34 

Установить соответствие между предложением и пропущенным словом: 

Нужно срочно (…) в дирекцию отчет о 

работе в первом полугодии 

представить

Мы готовы (…) туристам лучшие 

гостиницы 

предоставить 

Многие наши фильмы получили (…) 

зрителей 

признание 

 Задание 35 ГК35 

Дописать правильные ответы. 

Дописать форму слов: 

1)Оригинальн (ое) кашпо украшало подоконник. 

2)Ипподром приобрел четыр(ех ) прекрасн(ых ) скаков(ых) лошад(ей ) . 

Задание 36 ГК36 

Установить соответствие между фразеологизмом и его источником 

Профессиональная терминология

снимать стружку 

Исторические события

кричать во всю ивановскую 

Книжное происхождение

синий чулок 

 Задание 37 ГК37 

Дописать правильные ответы. 

Дописать форму слов:

1)Нам пришлось пройти по длинн (ому ) фойе. 
2)Вследствие особых астрономических условий трудно даже с помощью сильного 
телескопа наблюдать Меркур(ий ) . 
3) На ветке сидит розов(ый ) какаду. 

Задание 38 КГ38 
Установить соответствие между фразеологизмами и их синонимами: 

Без сучка, без задоринки

как по маслу

Считать ворон

бить баклуши

Из одного теста

два сапога пара

Когда рак на горе свистнет

после дождичка в четверг


Задание 39 ГК39 
Дописать ответ: 
Глагол завидовать требует дательного падежа 

Задание 40 ГК40 
Дописать правильный ответ. 
 Поставить глагол в скобках в нужную форму: 
За разработку новых научных методов коллектив института не раз (удостаиваться) удостаивался
высоких наград. 

Задание 41 ГК41 
Дописать правильный ответ. 
Написать слово в форме родительного падежа множественного числа: 
ПОМИДОР помидоров

Задание 42 ГК42 
Дописать правильный ответ. 
Написать слово в форме родительного падежа множественного числа: 
ЧЕРЕШНЯ черешен

Задание 43 ГК43 
Дописать правильный ответ. 
Написать слово в форме родительного падежа множественного числа: 
 ОЛАДЬИ оладий

Задание 44 ГК44 
Дописать правильный ответ 
Дописать слово в форме родительного падежа множественного числа: 
 БЛЮДЦЕ  блюдец

Уровень: дописать ответы 
Задания средней сложности 

Задание 45 ГК45 
Установить последовательность. 
Установить слова по возрастанию степени интенсивности действия: 
—  смеяться 
— заливаться 
— покатываться 

Задание 46 ГК46 
 Дописать правильный ответ. Вместо скобок вставьте слова-омонимы, имеющие оба указанные значения: 
1)какая-либо вещь, (предмет), учебная дисциплина 
2)женское украшение, (кулон ), единица измерения количества энергии 

Задание 47 ГК47 
Дописать правильный ответ. 
Вместо скобок вставьте слова-омонимы, имеющие оба указанные значения: 
1)принуждать, (заставлять), загораживать, закрывать 
2)ровная поверхность, (гладь), вид вышивки 

Задание 48 ГК48
Дописать правильный ответ. 
Вместо скобок вставьте слова-омонимы, имеющие оба указанные значения: 
1)женское украшение, (кулон ), единица измерения количества энергии 
2)должность, (пост ), воздержание от пищи 

Задание: средней сложности 

Задание 49 ГК49 
Дописать правильные ответы. 
Написать слова в скобках в форме, соответствующей грамматическим нормам: 
1) При окончательной подготовке рукописи к набору в нее был внесен ряд (коррективы). коррективов
2) Много разных форм карманных (зеркальце) можно увидеть в новом парфюмерном 
магазине. зеркалец

Задание 50 ГК50 
Дописать правильные ответы. 
Написать слова в скобках в форме, соответствующей грамматическим нормам: 
1)В (полтораста) километрах от нас находился прекрасный южный городок. полутораста
2)Много разных моделей (туфля) можно увидеть в магазине. туфель
3)На нашем курсе учится группа (французы и киргизы) французов и киргизов

Задание 51 ГК51 
Дописать правильные ответы. 
Написать слова в скобках в форме, соответствующей грамматическим нормам: 
1)Станция железной дороги находилась в (полкилометра) от деревни. полукилометре
 2)Необходимо купить две пары (чулки) и три пары (носки). чулок и носков
3)В нашем буфете продается салат из свежих (огурцы и помидоры). огурцов и помидоров

Задание 52 ГК52 
Дописать правильные ответы. 
Написать слова в скобках в форме, соответствующей грамматическим нормам: 
1)Бригадир ежедневно отмечает в (табель) выполненную членами бригады работу. табеле
2)В классической японской поэзии видное место занимают стихи принцессы (Нукада). Нукада
3)Станция железной дороги находилась в (полкилометра)от деревни. полукилометре

Задание 53 ГК53 
Дописать правильные ответы. 
Замените цифровые обозначения числительными там, где это возможно: 
1) Первый искусственный спутник Земли просуществовал как космическое тело 92 суток. 0, нельзя заменить
2)Воздух был наполнен 1000 различных птичьих свистов. тысячью
3)Прибыл поезд с 265 пассажирами. двумястами шестьюдесятью пятью

Задание 54 ГК54 
Дописать правильные ответы. 
Замените цифровые обозначения числительными там, где это возможно: 
1)В семье старого якута было 3 сыновей; все — прекрасные охотники. трое
2)Библиотека института ежемесячно пополняется 400 экземплярами книг. четырьмястами
3)На 549 растениях обнаружили плесень. пятистах сорока девяти

Задание 55 ГК55 
Дописать правильные ответы. 
Замените цифровые обозначения числительными там, где это возможно: 
1)Груз массой в 2600 тонн прибыл в порт Нижегородского пароходства. две тысячи шестьсот
2)Воздух был наполнен 1000 буйных и огненных голосов. тысячью
3)Первый искусственный спутник Земли просуществовал как космическое тело 92 суток. 0, нельзя заменить

Задание 56 ГК56 
Дописать правильные ответы. 
Замените цифровые обозначения числительными там, где это возможно: 
1)В снежном завале нам пришлось провести 22 суток. 0, нельзя замениь
2)Теперь уже понятно, что можно было обойтись и 780 рублями. семьюстами восемьюдесятью 

Задание 57 ГК57 
Дописать правильные ответы. 
Замените цифровые обозначения числительными там, где это возможно: 
1)В этот час мы покидаем льдину…, пройдя на ней за 274 суток более двух с половиной 
тысяч километров. 0
2)Посредине комнаты стоял громадный стол, заваленный книгами, планами и 1000 
дорогих безделушек. тысячью
3)Библиотека пополнилась 976 книгами. девятьюстами семьюдесятью шестью
Задание 58 ГК58 
Дописать правильные ответы. 
Замените цифровые обозначения числительными там, где это возможно: 
1)Старшие братья уехали вперед, а младшие сёстры дождались, пока за ними 3 не 
приедет мать. тремя
2)Библиотека института ежедневно выдает по 500 экземпляров книг. пятьсот
3)Привезли контейнер с 475 коробками. четырьмястами семьюдесятью пятью

Уровень: установить соответствие 
Задание: легкие 

Задание 59 ГК59
Установить соответствие между формой слова ЛЕС и стилем речи в данных 
предложениях: 
L1: Литературная норма 2
R1: Волк из лесу в деревню забежал. 1
L2: Разговорный стиль 1
R2: Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник. 2

Задание 60 ГК60 
Установить соответствие между формой слова ДЫМ и стилем речи в данных 
предложениях: 
L1: Разговорный стиль 1
R1: В дыме, вылетевшем из трубы, временами сверкали искры. 2
L2: Литературная норма 2
R2: И с ними царские дружины сошлись в дыму среди равнины. 1

Задание 61 ГК61 
Установить соответствие между видом речевой ошибки и предложением: 
L1: Тавтология 2
R1: Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера. 1
L2: Плеоназм 1
R2:. Он всего лишь описал случай, который случился с ним. 2

Задание 62 ГК62
Установить соответствие между видом речевой ошибки и предложением: 
L1: Плеоназм 1
R1: Необходимо поурочное планирование уроков. 2
L2: Тавтология 2
R2: Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры. 1

Задание 63 ГК63 
Установить соответствие между видом речевой ошибки и предложением: 
L1: Плеоназм 2
R1: Летом дни длятся длиннее. 1
L2: Тавтология 1
R2: Приходилось работать в жару, в дождь, в ненастье. 2

Задание: средние 

Задание 64 ГК64 
Установить соответствие между видом речевой ошибки и предложением: 
L1: Повторение слов с одинаковым значением 2
R1: Требуется лечение за границей. Дорога каждая минута времени. 1
L2: Тавтология 3
R2: Его взор внушал страх и боязнь. 2
L3: Плеоназм 1
R3: Прогулы уроков являются самым нежелательным явлением. 3

Задание 65 ГК65 
Установить соответствие между типом ошибки и предложением: 
L1: Речевая ошибка 3
R1: Половина жильцов старого дома не получила новые квартиры. 1
L2: Грамматическая ошибка 2
R2: В романе автором дается широкий показ разорения деревни. 3
L3: Нет ошибки 1
R3: Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравится, ближе и доступнее. 2

Задание 66 ГК66 
Установить соответствие между типом ошибки и предложением: 
L1: Грамматическая ошибка 3
R1: Художник ехал по почтовому тракту на санях по вдосталь наезженной дороге. 1
L2: Нет ошибки 2
R2: Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть. 3
L3: Речевая ошибка 1
R3: Флягин странствовал по свету на протяжении всей жизни, и в каждом новом месте 
люди воспринимали его как странного, необычного человека 2

Задание 67 ГК67 
Установить соответствие между типом ошибки и предложением: 
L1: Речевая ошибка 1
R1: Самолет летел невысоко и почти бесшумно. 3
L2: Грамматическая ошибка 2
R2: У этих человечков были очень крохотные ручки и ножки. 1
L3: Нет ошибки 3
R3: Где проходила наша экспедиция, то были глухие леса. 2

Задание 68 ГК68
Установить соответствие между типом ошибки и предложением: 
L1: Речевая ошибка 2
R1: Освобождение заложников было молниеносным и бескровным 3
L2: Грамматическая ошибка 1
R2: Все материалы о выставке мы отдали классному руководителю класса. 2
L3: Нет ошибки 3
R3: Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о будущем 1

Задание 69 ГК69 
Установить соответствие между типом ошибки и предложением: 
L1: Грамматическая ошибка 1
R1: Еще больше меня заинтриговала встреча автора со старушкой. 3
L2: Речевая ошибка 2
R2: Каждый тоскует о том, что он не имеет или потерял, но забывает о том, что он имеет 
или получил вместо утерянного. 1
L3: Нет ошибки 3
R3: С утра было холодно и ветрено, и Серафима Петровна одела теплую кофту и 
завернулась в пуховой платок. 2

Задание 70 ГК70 
Установить соответствие между типом ошибки и предложением: 
L1: Грамматическая ошибка 1
R1: Левин ощущал преимущество спокойной, размеренной жизни в деревне над пустой светской жизнью Петербурга и Москвы. 2
L2: Речевая ошибка 2
R2: Мой друг, подумай о том, что в этой жизни ты хочешь и что реально нужно тебе и твоим близким. 1

Задание 71 ГК71 
Установить соответствие между типом ошибки и предложением: 
L1: Нет ошибки 1
R1: Ему хотелось каких-то новых впечатлений, а не то, от чего он устал и видит из года в год. 2
L2: Грамматическая ошибка 2
R2: В сказках Щедрина сатирически изображаются не только не знающие жизни 
помещики и генералы, но и запуганные обыватели. 1

Задание 72 ГК72 
Установить соответствие между типом ошибки и предложением: 
L1: Грамматическая ошибка 3
R1: Через всю повесть красной линией проходит мысль о необходимости духовного 
обновления. 2
L2: Нет ошибки 1
R2: Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции книги. 3
L3: Речевая ошибка 2
R3: Наибольший интерес представляет для нас система персонажей романа. 1

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Содержание

  • 1 Что такое речевая ошибка
    • 1.1 Лексико-стилистические ошибки
    • 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
    • 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
  • 2 Причины речевых ошибок
  • 3 Как избежать ошибок в речи
  • 4 Так ли важно соблюдать культуру речи

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Виды речевых ошибок, таблица с примерами и исправлениями

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

Примеры речевых ошибок

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Речевые ошибки - это

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

Виды ошибок речи

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

Оглавление

  1. 1 Классификация грамматических ошибок
    1. 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
    2. 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
    3. 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
    4. 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
    5. 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
    6. 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
    7. 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
    8. 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
    9. 1.9 Стилистические ошибки

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

   Вид ошибки  Пример
а) В употреблении рода и числа существительных.  Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 
б) В образовании форм прилагательных.  Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 
в) В употреблении формы местоимения.  В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 
г) В употреблении форм числительных.  На обоих сторонах листа был напечатан текст. 
д) В употреблении форм глаголов.  Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 
е) В употреблении причастий и отглагольных прилагательных.  С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 
ж) В употреблении деепричастий.  На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

   Вид ошибки  Пример
а) Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
б) Отсутствие предлога.  Нельзя не приклоняться его героизмом
в) Наличие ненужного предлога.  Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

   Вид ошибки  Пример
а) Падежная форма управляемого существительного.  Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 
б) Общее зависимое слово при однородных сказуемых.  Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 
в) При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи.  Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

   Вид ошибки  Пример
а) Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.  О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
б) Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет.  Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 
в) Определение находится в отрыве от определяемого слова.  Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
г) Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.  В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
д) Ошибочное местоположение предлога.  Через часа два спор закончился (часа через два) 
е) Ошибочное местоположение составного союза.  Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 
ж) Ошибочное местоположение частицы бы.  Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

   Вид ошибки  Пример
а)  Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах.  Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
б)  Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого.  Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 
в)  Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых.  Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 
г)  Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного.  Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 
д)  Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного.  Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 
е)  Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении.  Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 
ж)  Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов.  В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Смешение действительных и страдательных причастий.  Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 
б)  Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного.  Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 
в)  Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова.  Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 
г)  Нагромождение причастных конструкций.  Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам.  Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 
б)  Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 
в)  Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного.  Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 
г)  Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд.  Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 
д)  Нагромождение деепричастных конструкций.  Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного.  Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 
б)  Употребление противительного союза вместо соединительного.  Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 
в)  Тавтология, (повторение) при употреблении союзов.  Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении.  Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 
б)  Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.  Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 
в)  Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.  Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
г)  Отсутствие в главном предложении указательного слова.  Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 
д)  Пропуск части составного союза.  Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 
е)  Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология).  Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 
ж)  Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.  Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
з)  Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.  Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 
и)  Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.  Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

Стилистические ошибки

   Вид ошибки  Пример 
а)  Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью.  Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. 
б)  Употребление речевых штампов.  Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. 
в)  Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля).  Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. 
г)  Неуместное использование фразеологизмов.  Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. 

    В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. 

    Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

Упражнение № 1

    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5.  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

    Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

 Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

    1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

Классификация ошибок

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.  

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов,  действительных и страдательных причастий,   деепричастий).  

Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться;  более интереснее, красивше;  с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет;  сколько нравственных принципов мы лишились из-за  утраты духовности; им двигает чувство сострадания;  ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого  

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Г5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под  ногами.

Г8

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

Г9

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.  

Г11

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.  

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с употреблением  частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы,  неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  экспрессивных средств,  неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.  

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов  

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. 

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики,  жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов  

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение  паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости  

Автор использует художественные особенности. 

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться,  об этом позаботится книжный наш магазин.

Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Л1

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Л2

  Нарушение причинно-следственных отношений

 В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.  

Л4

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?  

Л5

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)      

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Л6

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7

Неудачный зачин 

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом  предложении, например: В этом тексте автор…  

Л8

Ошибки в  основной части

 а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

б) Отсутствие  последовательности  в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

в) Использование разнотипных  по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. 

Л9

Неудачная концовка 

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. 

Фактические ошибки (Ф) — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий  приводит факты, противоречащие действительности, дает  неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Ф1

Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров

Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; Ленский вернулся в свое имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

Ф2

Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись

Ф3

Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая Отечественная война 1812 года; Столица США — Нью-Йорк.

Ф4

Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.

Искажения в названиях литературных  произведений, их жанров, ошибка в указании  автора.

Тургеньев; «Тарас и Бульба»;  в повести Тургенева «Преступление и наказание».

ОШИБКИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ, ОПИСКИ

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  • на изученные правила;
  • негрубые (две негрубые считаются за одну):
  • в исключениях из правил;
  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • в написании и и ы после приставок;
  • в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
  • повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов);
  • однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку,

каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная):

ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

! Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

! Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

! Ошибки (две и более) в одном непроверяемом слове считаются за одну ошибку.

При проверке грамотности (К7-К8) не учитываются ошибки

  • орфографические:
  • в переносе слов;
  • буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
  • прописная / строчная буквы
  • в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
  • при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
  • в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
  • слитное / дефисное / раздельное написание
  • в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
  • на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой /предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную);
  • пунктуационные ошибки:
  • тире в неполном предложении;
  • обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
  • запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
  • различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
  • в передаче авторской пунктуации;
  • графические ошибки (средства письменности языка, фиксирующие отношения между буквами на письме и звуками устной речи); различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений;
  • описки и опечатки:  

— искажение звукового облика слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля);.

— пропуски букв (весь роман стоится на этом конфликте;

— перестановки букв (новые наименования пордуктов);

— замены одних буквенных знаков другими (лешендарное Ледовое побоище);

— добавление лишних букв (в любых, дашже самых сложных условиях).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Отключить ошибку 601 на ноутбуке hp
  • Отчет фсс форматный контроль ошибка 503 фсс
  • Отключить отображение ошибок wordpress
  • Отчет ефс 1 2023 ошибка 50
  • Отключить лог ошибок php