Загрузить PDF
Загрузить PDF
Абсолютная ошибка – это разность между измеренным значением и фактическим значением.[1]
Эта ошибка характеризует точность измерений. Если вам известны фактическое и измеренное значения, можно с легкостью вычислить абсолютную ошибку. Но иногда фактическое значение не дано, поэтому в качестве абсолютной ошибки пользуются максимально возможной ошибкой.[2]
Если даны фактическое значение и относительная ошибка, можно вычислить абсолютную ошибку.
-
1
Запишите формулу для вычисления абсолютной ошибки. Формула: , где – абсолютная ошибка (разность между измеренным и фактическим значениями), – измеренное значение, – фактическое значение.[3]
-
2
Подставьте в формулу фактическое значение. Фактическое значение должно быть дано; в противном случае используйте принятое опорное значение. Фактическое значение подставьте вместо .
- Например, нужно измерить длину футбольного поля. Фактическая длина (принятая опорная длина) футбольного поля равна 105 м (именно такое значение рекомендуется FIFA). Таким образом, фактическое значение равно 105 м: .
-
3
Подставьте в формулу измеренное значение. Оно будет дано; в противном случае измерьте величину (длину или ширину и так далее). Измеренное значение подставьте вместо .
- Например, вы измерили длину футбольного поля и получили значение 104 м. Таким образом, измеренное значение равно 104 м: .
-
4
Вычтите фактическое значение из измеренного значения. Так как абсолютная ошибка всегда положительна, возьмите абсолютное значение этой разницы, то есть не учитывайте знак «минус».[4]
Так вы вычислите абсолютную ошибку.- В нашем примере: , то есть абсолютная ошибка измерения равна 1 м.
Реклама
-
1
Запишите формулу для вычисления относительной ошибки. Формула: , где – относительная ошибка (отношение абсолютной ошибки к фактическому значению), – измеренное значение, – фактическое значение.[5]
-
2
Подставьте в формулу относительную ошибку. Скорее всего, она будет дана в виде десятичной дроби. Относительную ошибку подставьте вместо .
- Например, если относительная ошибка равна 0,02, формула запишется так: .
-
3
Подставьте в формулу фактическое значение. Оно будет дано. Фактическое значение подставьте вместо .
- Например, если фактическое значение равно 105 м, формула запишется так: .
-
4
Умножьте обе стороны уравнения на фактическое значение. Так вы избавитесь от дроби.
-
5
Прибавьте фактическое значение к каждой стороне уравнения. Так вы найдете , то есть измеренное значение.
-
6
Вычтите фактическое значение из измеренного значения. Так как абсолютная ошибка всегда положительна, возьмите абсолютное значение этой разницы, то есть не учитывайте знак «минус».[6]
Так вы вычислите абсолютную ошибку.- Например, если измеренное значение равно 107,1 м, а фактическое значение равно 105 м, вычисления запишутся так: . Таким образом, абсолютная ошибка равна 2,1 м.
Реклама
-
1
Определите единицу измерения. То есть выясните, было ли значение измерено с точностью до сантиметра, метра и так далее. Возможно, эта информация будет дана (например, «длина поля измерена с точностью до метра»). Чтобы определить единицу измерения, посмотрите на то, как округлено данное значение.[7]
- Например, если измеренная длина поля равна 106 м, значение было округлено до метров. Таким образом, единица измерения равна 1 м.
-
2
-
3
Используйте максимально возможную ошибку в качестве абсолютной ошибки.[9]
Так как абсолютная ошибка всегда положительна, возьмите абсолютное значение этой разницы, то есть не учитывайте знак «минус».[10]
Так вы вычислите абсолютную ошибку.- Например, если измеренная длина поля равна м, то есть абсолютная ошибка равна 0,5 м.
Реклама
Советы
- Если фактическое значение не указано, найдите принятое опорное или теоретическое значение.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 24 549 раз.
Была ли эта статья полезной?
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА 1_3
МЕХАНИЧЕСКИЕ
КОЛЕБАНИЯ
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА № 1_3
МЕХАНИЧЕСКИЕ
КОЛЕБАНИЯ
Ознакомьтесь с
конспектом лекций и учебником (Савельев,
т. 1, §
49, 50, 53, 58). Запустите программу. Выберите
«Механика», «Механические колебания и
волны» и «Свободные колебания» (сначала
математический маятник, потом груз на
пружине). Нажмите вверху внутреннего
окна кнопку с изображением страницы.
Прочитайте краткие теоретические
сведения. Необходимое запишите в свой
конспект. (Если вы забыли, как работать
с системой компьютерного моделирования,
прочитайте ВВЕДЕНИЕ еще раз.)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
-
Выбор физических
моделей для анализа движения тел. -
Исследование
движения тела под действием квазиупругой
силы. -
Экспериментальное
определение зависимости частоты
колебаний от параметров системы.
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ:
КОЛЕБАНИЕ –
периодически повторяющееся движения
тела. ПЕРИОД T
– минимальное время, через которое
движение полностью повторяется.
ГАРМОНИЧЕСКОЕ
КОЛЕБАНИЕ – движение, при котором
координата тела меняется со временем
по закону синуса или косинуса:
.
Основными
характеристиками гармонических колебаний
являются:
АМПЛИТУДА А0
– максимальное значение параметра А.
ЦИКЛИЧЕСКАЯ ЧАСТОТА
собственных колебаний 0
– в 2
раз большая обычной или линейной частоты
= 1/Т
(
– число полных колебаний за единицу
времени).
ФАЗА (0t
+ 0)
– значение аргумента косинуса.
НАЧАЛЬНАЯ ФАЗА 0
– значение аргумента косинуса при t
= 0.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ
УРАВНЕНИЕ свободных гармонических
колебаний параметра А:
,
свободных затухающих колебаний:
,
где
– коэффициент затухания.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ
МАЯТНИК (ММ) и ПРУЖИННЫЙ МАЯТНИК (ПМ) –
это МОДЕЛИ объектов, в которых могут
происходить гармонические колебания.
ММ – это материальная
точка, подвешенная на идеальной (невесомой
и нерастяжимой) нити.
ПМ – это материальная
точка, прикрепленная к идеальной
(невесомой и подчиняющейся закону Гука)
пружине. Формулы для 0
в этих системах выпишите из конспекта
или учебника.
ЗАДАНИЕ: Выведите
формулу для циклической частоты свободных
колебаний кубика на пружине, лежащего
на горизонтальной абсолютно гладкой
поверхности.
УКАЗАНИЯ: Выпишите
формулу для второго закона Ньютона.
Подставьте в нее все реальные силы,
действующие на кубик. Спроектируйте
полученное векторное уравнение на
вертикальную и горизонтальную оси.
Проведя тождественные преобразования,
получите уравнение, похожее на
дифференциальное уравнение свободных
колебаний. Константу, являющуюся
множителем перед А,
приравняйте к квадрату циклической
частоты, откуда получите .
МЕТОДИКА И
ПОРЯДОК ИЗМЕРЕНИЙ
Внимательно
рассмотрите рисунки, найдите все
регуляторы и другие основные элементы.
Зарисуйте поле движения тела с регуляторами
соответствующих параметров (укажите,
что они регулируют).
ЭКСПЕРИМЕНТ 1
Выберите «Маятник».
Установите с помощью движков регуляторов
максимальную длину нити L
и значения коэффициента затухания и
начального угла, указанные в табл. 1 для
вашей бригады.
Нажимая мышью на
кнопку «СТАРТ», следите за движением
точки на графиках угла и скорости и за
поведением маятника. Потренируйтесь,
останавливая движение кнопкой «СТОП»
(например, в максимуме смещения) и
запуская далее кнопкой «СТАРТ». Выберите
число полных колебаний N
=3–5 и измеряйте их продолжительность
t
(как разность t2
– t1
из таблицы на экране).
Получите у
преподавателя допуск для выполнения
измерений.
Приступайте к
измерениям длительности t
для N
(3-5) полных колебаний, начиная с максимальной
длины (150 см) нити маятника и уменьшая
ее каждый раз на 10 см (до минимальной
длины 80 см). Длину нити L
и результаты измерений длительности
t
записывайте в табл. 2, образец которой
приведен ниже.
ЭКСПЕРИМЕНТ 2
Выберите «Груз на
пружине». Установите массу груза,
значение коэффициента затухания и
начальное смещение, указанные в табл.
1 для вашей бригады. Проведите измерения,
аналогичные эксперименту 1, уменьшая
коэффициент жесткости k
каждый раз на 1 Н/м.
Таблица 1. Значения
коэффициента затухания (вязкого трения),
начального угла отклонения (для первого
эксперимента) и начального отклонения
(для второго).
Номер бригады |
b, кг/с |
0, град |
X0, см |
m, кг |
Номер бригады |
b, кг/с |
0, град |
X0, см |
m, кг |
1 |
0.8 |
20 |
10 |
0.5 |
5 |
0.08 |
14 |
7 |
0.7 |
2 |
0.6 |
18 |
9 |
0.6 |
6 |
0.07 |
16 |
8 |
0.8 |
3 |
0.4 |
16 |
8 |
0.7 |
7 |
0.06 |
18 |
9 |
0.9 |
4 |
0.2 |
14 |
7 |
0.8 |
8 |
0.05 |
20 |
10 |
1.0 |
Таблица 2.
Результаты измерений (количество
измерений и строк –
Номер измерения |
N |
|||
L, |
t, |
Т, |
Т2,с2 |
|
1 |
1,5 |
|||
2 |
1,4 |
|||
… |
||||
g, |
Таблица 3.
Результаты измерений (количество
измерений и строк – 6)
Номер измерения |
N |
||||
k, |
t, |
Т, |
,1/с |
2,1/с2 |
|
1 |
5 |
||||
2 |
6 |
||||
… |
ОБРАБОТКА
РЕЗУЛЬТАТОВ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА:
-
Вычислите требуемые
величины и заполните таблицы 2 и 3. -
Постройте графики
зависимости:
-
квадрата периода
колебаний от длины нити ММ, -
квадрата циклической
частоты колебаний от жесткости пружины
ПМ.
-
По наклону графика
Т2
= f(L) определите
значение g, используя формулу
g
=4
2.
Оцените абсолютную ошибку определения
g.
-
По наклону графика
2
= f(k)
определите значение m,
используя формулу
m
=.
Оцените абсолютную ошибку определения
m.
Проанализируйте
ответ и графики.
Вопросы и задания
для самоконтроля
-
Что такое колебание?
-
Дайте определение
периода колебаний. -
Дайте определение
частоты колебаний. -
Дайте определение
гармонических колебаний. -
Запишите закон
зависимости от времени характеристики
А, совершающей гармоническое колебательное
изменение. -
Запишите закон
движения МТ, совершающей гармонические
колебания. -
Дайте определение
амплитуды гармонических колебаний. -
Дайте определение
фазы гармонических колебаний. -
Дайте определение
начальной фазы гармонических колебаний. -
Напишите уравнение
связи частоты и периода гармонических
колебаний. -
Напишите уравнение
связи частоты и циклической частоты
гармонических колебаний. -
Напишите формулу
зависимости скорости МТ от времени при
гармонических колебаниях. -
Напишите уравнения
связи амплитуды скорости и амплитуды
смещения при гармонических колебаниях
МТ. -
Напишите формулу
зависимости ускорения МТ от времени
при гармонических колебаниях. -
Напишите уравнения
связи амплитуды скорости и амплитуды
ускорения при гармонических колебаниях
МТ. -
Напишите уравнения
связи амплитуды смещения и амплитуды
ускорения при гармонических колебаниях
МТ. -
Напишите
дифференциальное уравнение свободных
гармонических колебаний МТ. -
Напишите
дифференциальное уравнение свободных
затухающих колебаний МТ. -
Что определяет
коэффициент затухания? -
Дайте определение
математического маятника. -
Запишите формулу
циклической частоты свободных колебаний
математического маятника. -
Дайте определение
пружинного маятника. -
Запишите формулу
циклической частоты свободных колебаний
пружинного маятника. -
Какие процессы
происходят при вынужденных колебаниях? -
Что такое резонанс?
-
При каком затухании
резонанс будет более резким?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Систематические погрешности (ошибки) обычно остаются постоянными на протяжении всей серии измерений. Например, при переключении шкалы вольтметра с одного предела на другой меняется его внутреннее сопротивление, что может внести в последующие измерения систематическую погрешность.
Систематические погрешности надо стараться отслеживать и учитывать, корректируя полученные результаты, т.е. исправляя их на необходимую величину. Однако обнаружение систематических погрешностей требует, как правило, дополнительных более точных или альтернативных экспериментов, проведение которых невозможно в рамках лабораторных работ. В этих случаях достаточно указать возможный источник ошибок.
Все остальные погрешности являются случайными.
Промахи — грубые ошибки, обычно они связаны с неправильным отсчетом по шкале прибора, нарушением условий эксперимента и т.д. Их надо отбросить. В сомнительных случаях вопрос о том, является ли данный результат промахом, решают с помощью повторного, если возможно, более точного эксперимента или привлекая математические методы обработки полученных результатов, изучение которых лежит за рамками излагаемого элементарного анализа оценки погрешностей.
Приборные погрешности определяются двумя факторами:
1. классом точности прибора, связанным с его устройством – элементной базой и принципом действия.
Абсолютная погрешность через класс точности оценивается следующим образом:
(Dx) к.т.= (g/100)A,
где g — класс точности в %, указанный на панели прибора,
А= Аmax – предел измерения для стрелочных приборов, либо А есть текущее значение для магазинов сопротивления, индуктивности, емкости;
2. ценой делений шкалы прибора:
(Dx) ц.д.= h,
где h – цена деления шкалы прибора, т.е. расстояние между ближайшими штрихами шкалы, выраженное в соответствующих единицах измерения.
Погрешности разброса возникают вследствие различия экспериментальных значений при многократном повторении измерений одной и той же величины. Простейший способ определения (Dх)р дает метод Корнфельда, который предписывает следующий образ действий, если физическая величина х измерена n раз:
1) имея х1 , …,хn – значений измеряемой величины х, выбираем из хmax и хmin и находим среднее значение х:
;
2) находим абсолютную погрешность Dxр =
3) Записываем результат в виде: с , где a — доверительная вероятность того, что истинное значение измеренной величины находится на отрезке .
Доверительная вероятность определяет собой долю средних значений х, полученных в аналогичных сериях измерений, попадающих в доверительный интервал. (Эта формула доказывается в теории ошибок.)
Недостатком метода Корнфельда является то обстоятельство, что вероятность приводимого результата определяется исключительно количеством n проведенных измерений и не может быть изменена посредством увеличения или уменьшения доверительного интервала ± Dх. Такую возможность предусматривает несколько более сложный метод расчета погрешностей Стьюдента [2,3,7]. Последовательность расчета погрешностей этим методом такова:
1) Вы измерили и получили несколько i = 1,…,m значений случайной
величины i. Сначала исключаем промахи, то есть заведомо неверные
результаты.
2) По оставшимся n значениям определяем среднее значение величины :
i
3) Определяем среднеквадратичную погрешность среднего значения :
i
4) Задаемся доверительной вероятностью a. По таблице коэффициентов
Стьюдента (Приложение 1) определяем по известному значению
числа измерений n и доверительной вероятности a коэффициент
Стьюдента tan.
5) Определяем погрешность среднего значения величины (доверительный интервал)
D= tan s<X>
6) Записываем результат
= ( ± D ) с указанием доверительной вероятности a.
В научных статьях обычно приводят доверительный интервал
D = s<X>,
соответствующий доверительной вероятности α =0,7. Такой интервал называется стандартным, при его использовании часто значение доверительной погрешности не приводят. Использование метода Стьюдента является необходимым, когда требуется знать значение физических параметров с заданной доверительной вероятностью (как в ряде лабораторных работ). На практике доверительная вероятность погрешности разброса выбирается в соответствии с доверительной вероятностью, соответствующей классу точности измерительного прибора.
Для большинства исследований, в которых не выдвигается жестких требований к вероятности полученных результатов, метод Корнфельда является вполне приемлемым.
В теории ошибок показывается, что результирующая погрешность , если все эти погрешности рассчитаны для одной и той же доверительной вероятности. На практике, т.к. суммарная погрешность округляется до одной значащей цифры, достаточно выбрать максимальную из трех вычисленных погрешностей, и если она в 3 или более раз превосходит остальные, принять ее за погрешность измеренной величины, при этом фактор, с которым связана эта погрешность и будет в данном случае определять собой точность (а вернее — погрешность) эксперимента (подробнее см. в работе [1]).
Погрешности измерений, представление результатов эксперимента
- Шкала измерительного прибора
- Цена деления
- Виды измерений
- Погрешность измерений, абсолютная и относительная погрешность
- Абсолютная погрешность серии измерений
- Представление результатов эксперимента
- Задачи
п.1. Шкала измерительного прибора
Шкала – это показывающая часть измерительного прибора, состоящая из упорядоченного ряда отметок со связанной с ними нумерацией. Шкала может располагаться по окружности, дуге или прямой линии.
Примеры шкал различных приборов:
п.2. Цена деления
Цена деления измерительного прибора равна числу единиц измеряемой величины между двумя ближайшими делениями шкалы. Как правило, цена деления указана на маркировке прибора.
Алгоритм определения цены деления
Шаг 1. Найти два ближайшие пронумерованные крупные деления шкалы. Пусть первое значение равно a, второе равно b, b > a.
Шаг 2. Посчитать количество мелких делений шкалы между ними. Пусть это количество равно n.
Шаг 3. Разделить разницу значений крупных делений шкалы на количество отрезков, которые образуются мелкими делениями: $$ triangle=frac{b-a}{n+1} $$ Найденное значение (triangle) и есть цена деления данного прибора.
Пример определения цены деления:
Определим цену деления основной шкалы секундомера. Два ближайших пронумерованных деления на основной шкале:a = 5 c b = 10 cМежду ними находится 4 средних деления, а между каждыми средними делениями еще 4 мелких. Итого: 4+4·5=24 деления. Цена деления: begin{gather*} triangle=frac{b-a}{n+1} triangle=frac{10-5}{24+1}=frac15=0,2 c end{gather*} |
п.3. Виды измерений
Вид измерений
Определение
Пример
Прямое измерение
Физическую величину измеряют с помощью прибора
Измерение длины бруска линейкой
Косвенное измерение
Физическую величину рассчитывают по формуле, куда подставляют значения величин, полученных с помощью прямых измерений
Определение площади столешницы при измеренной длине и ширине
п.4. Погрешность измерений, абсолютная и относительная погрешность
Погрешность измерений – это отклонение измеренного значения величины от её истинного значения.
Составляющие погрешности измерений
Причины
Инструментальная погрешность
Определяется погрешностью инструментов и приборов, используемых для измерений (принципом действия, точностью шкалы и т.п.)
Погрешность метода
Определяется несовершенством методов и допущениями в методике.
Погрешность теории (модели)
Определяется теоретическими упрощениями, степенью соответствия теоретической модели и реальности.
Погрешность оператора
Определяется субъективным фактором, ошибками экспериментатора.
Инструментальная погрешность измерений принимается равной половине цены деления прибора: $$ d=frac{triangle}{2} $$
Если величина (a_0) — это истинное значение, а (triangle a) — погрешность измерения, результат измерений физической величины записывают в виде (a=a_0pmtriangle a).
Абсолютная погрешность измерения – это модуль разности между измеренным и истинным значением измеряемой величины: $$ triangle a=|a-a_0| $$
Отношение абсолютной погрешности измерения к истинному значению, выраженное в процентах, называют относительной погрешностью измерения: $$ delta=frac{triangle a}{a_0}cdot 100text{%} $$
Относительная погрешность является мерой точности измерения: чем меньше относительная погрешность, тем измерение точнее. По абсолютной погрешности о точности измерения судить нельзя.
На практике абсолютную и относительную погрешности округляют до двух значащих цифр с избытком, т.е. всегда в сторону увеличения.
Значащие цифры – это все верные цифры числа, кроме нулей слева. Результаты измерений записывают только значащими цифрами.
Примеры значащих цифр:
0,403 – три значащих цифры, величина определена с точностью до тысячных.
40,3 – три значащих цифры, величина определена с точностью до десятых.
40,300 – пять значащих цифр, величина определена с точностью до тысячных.
В простейших измерениях инструментальная погрешность прибора является основной.
В таких случаях физическую величину измеряют один раз, полученное значение берут в качестве истинного, а абсолютную погрешность считают равной инструментальной погрешности прибора.
Примеры измерений с абсолютной погрешностью равной инструментальной:
- определение длины с помощью линейки или мерной ленты;
- определение объема с помощью мензурки.
Пример получения результатов прямых измерений с помощью линейки:
Измерим длину бруска линейкой, у которой пронумерованы сантиметры и есть только одно деление между пронумерованными делениями. Цена деления такой линейки: begin{gather*} triangle=frac{b-a}{n+1}= frac{1 text{см}}{1+1}=0,5 text{см} end{gather*} Инструментальная погрешность: begin{gather*} d=frac{triangle}{2}=frac{0,5}{2}=0,25 text{см} end{gather*} Истинное значение: (L_0=4 text{см}) Результат измерений: $$ L=L_0pm d=(4,00pm 0,25) text{см} $$ Относительная погрешность: $$ delta=frac{0,25}{4,00}cdot 100text{%}=6,25text{%}approx 6,3text{%} $$ |
|
Теперь возьмем линейку с n=9 мелкими делениями между пронумерованными делениями. Цена деления такой линейки: begin{gather*} triangle=frac{b-a}{n+1}= frac{1 text{см}}{9+1}=0,1 text{см} end{gather*} Инструментальная погрешность: begin{gather*} d=frac{triangle}{2}=frac{0,1}{2}=0,05 text{см} end{gather*} Истинное значение: (L_0=4,15 text{см}) Результат измерений: $$ L=L_0pm d=(4,15pm 0,05) text{см} $$ Относительная погрешность: $$ delta=frac{0,05}{4,15}cdot 100text{%}approx 1,2text{%} $$ |
Второе измерение точнее, т.к. его относительная погрешность меньше.
п.5. Абсолютная погрешность серии измерений
Измерение длины с помощью линейки (или объема с помощью мензурки) являются теми редкими случаями, когда для определения истинного значения достаточно одного измерения, а абсолютная погрешность сразу берется равной инструментальной погрешности, т.е. половине цены деления линейки (или мензурки).
Гораздо чаще погрешность метода или погрешность оператора оказываются заметно больше инструментальной погрешности. В таких случаях значение измеренной физической величины каждый раз немного меняется, и для оценки истинного значения и абсолютной погрешности нужна серия измерений и вычисление средних значений.
Алгоритм определения истинного значения и абсолютной погрешности в серии измерений
Шаг 1. Проводим серию из (N) измерений, в каждом из которых получаем значение величины (x_1,x_2,…,x_N)
Шаг 2. Истинное значение величины принимаем равным среднему арифметическому всех измерений: $$ x_0=x_{cp}=frac{x_1+x_2+…+x_N}{N} $$ Шаг 3. Находим абсолютные отклонения от истинного значения для каждого измерения: $$ triangle_1=|x_0-x_1|, triangle_2=|x_0-x_2|, …, triangle_N=|x_0-x_N| $$ Шаг 4. Находим среднее арифметическое всех абсолютных отклонений: $$ triangle_{cp}=frac{triangle_1+triangle_2+…+triangle_N}{N} $$ Шаг 5. Сравниваем полученную величину (triangle_{cp}) c инструментальной погрешностью прибора d (половина цены деления). Большую из этих двух величин принимаем за абсолютную погрешность: $$ triangle x=maxleft{triangle_{cp}; dright} $$ Шаг 6. Записываем результат серии измерений: (x=x_0pmtriangle x).
Пример расчета истинного значения и погрешности для серии прямых измерений:
Пусть при измерении массы шарика с помощью рычажных весов мы получили в трех опытах следующие значения: 99,8 г; 101,2 г; 100,3 г.
Инструментальная погрешность весов d = 0,05 г.
Найдем истинное значение массы и абсолютную погрешность.
Составим расчетную таблицу:
№ опыта | 1 | 2 | 3 | Сумма |
Масса, г | 99,8 | 101,2 | 100,3 | 301,3 |
Абсолютное отклонение, г | 0,6 | 0,8 | 0,1 | 1,5 |
Сначала находим среднее значение всех измерений: begin{gather*} m_0=frac{99,8+101,2+100,3}{3}=frac{301,3}{3}approx 100,4 text{г} end{gather*} Это среднее значение принимаем за истинное значение массы.
Затем считаем абсолютное отклонение каждого опыта как модуль разности (m_0) и измерения. begin{gather*} triangle_1=|100,4-99,8|=0,6 triangle_2=|100,4-101,2|=0,8 triangle_3=|100,4-100,3|=0,1 end{gather*} Находим среднее абсолютное отклонение: begin{gather*} triangle_{cp}=frac{0,6+0,8+0,1}{3}=frac{1,5}{3}=0,5 text{(г)} end{gather*} Мы видим, что полученное значение (triangle_{cp}) больше инструментальной погрешности d.
Поэтому абсолютная погрешность измерения массы: begin{gather*} triangle m=maxleft{triangle_{cp}; dright}=maxleft{0,5; 0,05right} text{(г)} end{gather*} Записываем результат: begin{gather*} m=m_0pmtriangle m m=(100,4pm 0,5) text{(г)} end{gather*} Относительная погрешность (с двумя значащими цифрами): begin{gather*} delta_m=frac{0,5}{100,4}cdot 100text{%}approx 0,050text{%} end{gather*}
п.6. Представление результатов эксперимента
Результат измерения представляется в виде $$ a=a_0pmtriangle a $$ где (a_0) – истинное значение, (triangle a) – абсолютная погрешность измерения.
Как найти результат прямого измерения, мы рассмотрели выше.
Результат косвенного измерения зависит от действий, которые производятся при подстановке в формулу величин, полученных с помощью прямых измерений.
Погрешность суммы и разности
Если (a=a_0+triangle a) и (b=b_0+triangle b) – результаты двух прямых измерений, то
- абсолютная погрешность их суммы равна сумме абсолютных погрешностей
$$ triangle (a+b)=triangle a+triangle b $$
- абсолютная погрешность их разности также равна сумме абсолютных погрешностей
$$ triangle (a-b)=triangle a+triangle b $$
Погрешность произведения и частного
Если (a=a_0+triangle a) и (b=b_0+triangle b) – результаты двух прямых измерений, с относительными погрешностями (delta_a=frac{triangle a}{a_0}cdot 100text{%}) и (delta_b=frac{triangle b}{b_0}cdot 100text{%}) соответственно, то:
- относительная погрешность их произведения равна сумме относительных погрешностей
$$ delta_{acdot b}=delta_a+delta_b $$
- относительная погрешность их частного также равна сумме относительных погрешностей
$$ delta_{a/b}=delta_a+delta_b $$
Погрешность степени
Если (a=a_0+triangle a) результат прямого измерения, с относительной погрешностью (delta_a=frac{triangle a}{a_0}cdot 100text{%}), то:
- относительная погрешность квадрата (a^2) равна удвоенной относительной погрешности
$$ delta_{a^2}=2delta_a $$
- относительная погрешность куба (a^3) равна утроенной относительной погрешности
$$ delta_{a^3}=3delta_a $$
- относительная погрешность произвольной натуральной степени (a^n) равна
$$ delta_{a^n}=ndelta_a $$
Вывод этих формул достаточно сложен, но если интересно, его можно найти в Главе 7 справочника по алгебре для 8 класса.
п.7. Задачи
Задача 1. Определите цену деления и объем налитой жидкости для каждой из мензурок. В каком случае измерение наиболее точно; наименее точно?
Составим таблицу для расчета цены деления:
№ мензурки | a, мл | b, мл | n | (triangle=frac{b-a}{n+1}), мл |
1 | 20 | 40 | 4 | (frac{40-20}{4+1}=4) |
2 | 100 | 200 | 4 | (frac{200-100}{4+1}=20) |
3 | 15 | 30 | 4 | (frac{30-15}{4+1}=3) |
4 | 200 | 400 | 4 | (frac{400-200}{4+1}=40) |
Инструментальная точность мензурки равна половине цены деления.
Принимаем инструментальную точность за абсолютную погрешность и измеренное значение объема за истинное.
Составим таблицу для расчета относительной погрешности (оставляем две значащих цифры и округляем с избытком):
№ мензурки | Объем (V_0), мл | Абсолютная погрешность (triangle V=frac{triangle}{2}), мл |
Относительная погрешность (delta_V=frac{triangle V}{V_0}cdot 100text{%}) |
1 | 68 | 2 | 3,0% |
2 | 280 | 10 | 3,6% |
3 | 27 | 1,5 | 5,6% |
4 | 480 | 20 | 4,2% |
Наиболее точное измерение в 1-й мензурке, наименее точное – в 3-й мензурке.
Ответ:
Цена деления 4; 20; 3; 40 мл
Объем 68; 280; 27; 480 мл
Самое точное – 1-я мензурка; самое неточное – 3-я мензурка
Задача 2. В двух научных работах указаны два значения измерений одной и той же величины: $$ x_1=(4,0pm 0,1) text{м}, x_2=(4,0pm 0,03) text{м} $$ Какое из этих измерений точней и почему?
Мерой точности является относительная погрешность измерений. Получаем: begin{gather*} delta_1=frac{0,1}{4,0}cdot 100text{%}=2,5text{%} delta_2=frac{0,03}{4,0}cdot 100text{%}=0,75text{%} end{gather*} Относительная погрешность второго измерения меньше. Значит, второе измерение точней.
Ответ: (delta_2lt delta_1), второе измерение точней.
Задача 3. Две машины движутся навстречу друг другу со скоростями 54 км/ч и 72 км/ч.
Цена деления спидометра первой машины 10 км/ч, второй машины – 1 км/ч.
Найдите скорость их сближения, абсолютную и относительную погрешность этой величины.
Абсолютная погрешность скорости каждой машины равна инструментальной, т.е. половине деления спидометра: $$ triangle v_1=frac{10}{2}=5 (text{км/ч}), triangle v_2=frac{1}{2}=0,5 (text{км/ч}) $$ Показания каждого из спидометров: $$ v_1=(54pm 5) text{км/ч}, v_2=(72pm 0,5) text{км/ч} $$ Скорость сближения равна сумме скоростей: $$ v_0=v_{10}+v_{20}, v_0=54+72=125 text{км/ч} $$ Для суммы абсолютная погрешность равна сумме абсолютных погрешностей слагаемых. $$ triangle v=triangle v_1+triangle v_2, triangle v=5+0,5=5,5 text{км/ч} $$ Скорость сближения с учетом погрешности равна: $$ v=(126,0pm 5,5) text{км/ч} $$ Относительная погрешность: $$ delta_v=frac{5,5}{126,0}cdot 100text{%}approx 4,4text{%} $$ Ответ: (v=(126,0pm 5,5) text{км/ч}, delta_vapprox 4,4text{%})
Задача 4. Измеренная длина столешницы равна 90,2 см, ширина 60,1 см. Измерения проводились с помощью линейки с ценой деления 0,1 см. Найдите площадь столешницы, абсолютную и относительную погрешность этой величины.
Инструментальная погрешность линейки (d=frac{0,1}{2}=0,05 text{см})
Результаты прямых измерений длины и ширины: $$ a=(90,20pm 0,05) text{см}, b=(60,10pm 0,05) text{см} $$ Относительные погрешности (не забываем про правила округления): begin{gather*} delta_1=frac{0,05}{90,20}cdot 100text{%}approx 0,0554text{%}approx uparrow 0,056text{%} delta_2=frac{0,05}{60,10}cdot 100text{%}approx 0,0832text{%}approx uparrow 0,084text{%} end{gather*} Площадь столешницы: $$ S=ab, S=90,2cdot 60,1 = 5421,01 text{см}^2 $$ Для произведения относительная погрешность равна сумме относительных погрешностей слагаемых: $$ delta_S=delta_a+delta_b=0,056text{%}+0,084text{%}=0,140text{%}=0,14text{%} $$ Абсолютная погрешность: begin{gather*} triangle S=Scdot delta_S=5421,01cdot 0,0014=7,59approx 7,6 text{см}^2 S=(5421,0pm 7,6) text{см}^2 end{gather*} Ответ: (S=(5421,0pm 7,6) text{см}^2, delta_Sapprox 0,14text{%})
Абсолютная и относительная погрешность
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 2108.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 2108.
Абсолютную и относительную погрешность используют для оценки неточности в производимых расчетах с высокой сложностью. Также они используются в различных измерениях и для округления результатов вычислений. Рассмотрим, как определить абсолютную и относительную погрешность.
Опыт работы учителем математики — более 33 лет.
Абсолютная погрешность
Абсолютной погрешностью числа называют разницу между этим числом и его точным значением.
Рассмотрим пример: в школе учится 374 ученика. Если округлить это число до 400, то абсолютная погрешность измерения равна 400-374=26.
Для подсчета абсолютной погрешности необходимо из большего числа вычитать меньшее.
Существует формула абсолютной погрешности. Обозначим точное число буквой А, а буквой а – приближение к точному числу. Приближенное число – это число, которое незначительно отличается от точного и обычно заменяет его в вычислениях. Тогда формула будет выглядеть следующим образом:
Δа=А-а. Как найти абсолютную погрешность по формуле, мы рассмотрели выше.
На практике абсолютной погрешности недостаточно для точной оценки измерения. Редко когда можно точно знать значение измеряемой величины, чтобы рассчитать абсолютную погрешность. Измеряя книгу в 20 см длиной и допустив погрешность в 1 см, можно считать измерение с большой ошибкой. Но если погрешность в 1 см была допущена при измерении стены в 20 метров, это измерение можно считать максимально точным. Поэтому в практике более важное значение имеет определение относительной погрешности измерения.
Записывают абсолютную погрешность числа, используя знак ±. Например, длина рулона обоев составляет 30 м ± 3 см. Границу абсолютной погрешности называют предельной абсолютной погрешностью.
Относительная погрешность
Относительной погрешностью называют отношение абсолютной погрешности числа к самому этому числу. Чтобы рассчитать относительную погрешность в примере с учениками, разделим 26 на 374.
Получим число 0,0695, переведем в проценты и получим 7 %. Относительную погрешность обозначают процентами, потому что это безразмерная величина. Относительная погрешность – это точная оценка ошибки измерений. Если взять абсолютную погрешность в 1 см при измерении длины отрезков 10 см и 10 м, то относительные погрешности будут соответственно равны 10 % и 0,1 %. Для отрезка длиной в 10 см погрешность в 1 см очень велика, это ошибка в 10 %. А для десятиметрового отрезка 1 см не имеет значения, всего 0,1 %.
Различают систематические и случайные погрешности. Систематической называют ту погрешность, которая остается неизменной при повторных измерениях. Случайная погрешность возникает в результате воздействия на процесс измерения внешних факторов и может изменять свое значение.
Правила подсчета погрешностей
Для номинальной оценки погрешностей существует несколько правил:
- при сложении и вычитании чисел необходимо складывать их абсолютные погрешности;
- при делении и умножении чисел требуется сложить относительные погрешности;
- при возведении в степень относительную погрешность умножают на показатель степени.
Приближенные и точные числа записываются при помощи десятичных дробей. Берется только среднее значение, поскольку точное может быть бесконечно длинным. Чтобы понять, как записывать эти числа, необходимо узнать о верных и сомнительных цифрах.
Верными называются такие цифры, разряд которых превосходит абсолютную погрешность числа. Если же разряд цифры меньше абсолютной погрешности, она называется сомнительной. Например, для дроби 3,6714 с погрешностью 0,002 верными будут цифры 3,6,7, а сомнительными – 1 и 4. В записи приближенного числа оставляют только верные цифры. Дробь в этом случае будет выглядеть таким образом – 3,67.
Что мы узнали?
Абсолютные и относительные погрешности используются для оценки точности измерений. Абсолютной погрешностью называют разницу между точным и приближенным числом. Относительная погрешность – это отношение абсолютной погрешности числа к самому числу. На практике используют относительную погрешность, так как она является более точной.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Светлана Лобанова-Асямолова
10/10
-
Валерий Соломин
10/10
-
Анастасия Юшкова
10/10
-
Ксюша Пономарева
7/10
-
Паша Кривов
10/10
-
Евгений Холопик
9/10
-
Guzel Murtazina
10/10
-
Максим Аполонов
10/10
-
Olga Bimbirene
9/10
-
Света Колодий
10/10
Оценка статьи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 2108.
А какая ваша оценка?
Чтобы найти погрешность косвенных измерений, надо воспользоваться формулами, приведенными в таблице. Эти формулы могут быть выведены «методом границ».
Сначала надо вспомнить основные понятия теории погрешности.
Абсолютная погрешность физической величины ΔА — это
разница между точным значением физической величины и ее приближенным значением и измеряется в тех же единицах, что и сама величина:
ΔА = А — Апр .
Так как мы никогда не знаем точного значения величины А, а лишь определяем из опыта ее приближенное значение, то и величину абсолютной
погрешности мы можем определить лишь приблизительно. Наиболее просто находится максимальная величина абсолютной погрешности, которая и используется нами в лабораторных работах.
Относительная погрешность измерения
εА равна:
При косвенных измерениях величину погрешности искомой величины вычисляют по формулам:
В случае, когда искомая величина находится по формуле, в которой в основном присутствуют произведение и частное, удобней находить сначала относительную погрешность. Если при этом один из
множителей представляет собой сумму или разность, нужно предварительно найти его абсолютную погрешность (сложением абсолютных погрешностей слагаемых), а затем относительную.
Зная относительную погрешность, найти абсолютную погрешность измерений можно так:
ΔА = εA· А.
«Правило ничтожных погрешностей»
при суммировании погрешностей любым из слагаемых можно пренебречь, если оно не превосходит ⅓ – ⅟4 от другого.
Запись результата с указанием погрешности.
Абсолютная погрешность измерений обычно округляется до 1 значащей цифры, а, если эта цифра 1, то до двух.
Пример:
Результат записывается в виде:
А = Аизм ± ΔА, например: ℓ = (13 ± 2) мм.
При этом в измеренном значении следует оставлять столько десятичных знаков, сколько их в значении
погрешности (последняя цифра погрешности «поправляет» последнюю цифру измеренного значения). Значение величины и погрешность следует
выражать в одних и тех же единицах!
Пример:
Пример оценки погрешностей косвенных измерений № 1
Пример оценки погрешностей косвенных измерений № 2
Задания для самостоятельного решения
Задание 1. Найдите плотность вещества, из которого сделан куб со стороной 7,00 ± 0,15 см, если его масса 847 ± 2 г. Что это за вещество?
Задание 2. Найдите удельную теплоту сгорания топлива, 2,10 ± 0,15 г которого хватило, чтобы нагреть 400 ± 10 мл воды на 35°С ± 2°С. Что это за
топливо?
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Абсолютная ошибка – это разность между измеренным значением и фактическим значением.[1]
Эта ошибка характеризует точность измерений. Если вам известны фактическое и измеренное значения, можно с легкостью вычислить абсолютную ошибку. Но иногда фактическое значение не дано, поэтому в качестве абсолютной ошибки пользуются максимально возможной ошибкой.[2]
Если даны фактическое значение и относительная ошибка, можно вычислить абсолютную ошибку.
-
1
Запишите формулу для вычисления абсолютной ошибки. Формула: , где – абсолютная ошибка (разность между измеренным и фактическим значениями), – измеренное значение, – фактическое значение.[3]
-
2
Подставьте в формулу фактическое значение. Фактическое значение должно быть дано; в противном случае используйте принятое опорное значение. Фактическое значение подставьте вместо .
- Например, нужно измерить длину футбольного поля. Фактическая длина (принятая опорная длина) футбольного поля равна 105 м (именно такое значение рекомендуется FIFA). Таким образом, фактическое значение равно 105 м: .
-
3
Подставьте в формулу измеренное значение. Оно будет дано; в противном случае измерьте величину (длину или ширину и так далее). Измеренное значение подставьте вместо .
- Например, вы измерили длину футбольного поля и получили значение 104 м. Таким образом, измеренное значение равно 104 м: .
-
4
Вычтите фактическое значение из измеренного значения. Так как абсолютная ошибка всегда положительна, возьмите абсолютное значение этой разницы, то есть не учитывайте знак «минус».[4]
Так вы вычислите абсолютную ошибку.- В нашем примере: , то есть абсолютная ошибка измерения равна 1 м.
Реклама
-
1
Запишите формулу для вычисления относительной ошибки. Формула: , где – относительная ошибка (отношение абсолютной ошибки к фактическому значению), – измеренное значение, – фактическое значение.[5]
-
2
Подставьте в формулу относительную ошибку. Скорее всего, она будет дана в виде десятичной дроби. Относительную ошибку подставьте вместо .
- Например, если относительная ошибка равна 0,02, формула запишется так: .
-
3
Подставьте в формулу фактическое значение. Оно будет дано. Фактическое значение подставьте вместо .
- Например, если фактическое значение равно 105 м, формула запишется так: .
-
4
Умножьте обе стороны уравнения на фактическое значение. Так вы избавитесь от дроби.
-
5
Прибавьте фактическое значение к каждой стороне уравнения. Так вы найдете , то есть измеренное значение.
-
6
Вычтите фактическое значение из измеренного значения. Так как абсолютная ошибка всегда положительна, возьмите абсолютное значение этой разницы, то есть не учитывайте знак «минус».[6]
Так вы вычислите абсолютную ошибку.- Например, если измеренное значение равно 107,1 м, а фактическое значение равно 105 м, вычисления запишутся так: . Таким образом, абсолютная ошибка равна 2,1 м.
Реклама
-
1
Определите единицу измерения. То есть выясните, было ли значение измерено с точностью до сантиметра, метра и так далее. Возможно, эта информация будет дана (например, «длина поля измерена с точностью до метра»). Чтобы определить единицу измерения, посмотрите на то, как округлено данное значение.[7]
- Например, если измеренная длина поля равна 106 м, значение было округлено до метров. Таким образом, единица измерения равна 1 м.
-
2
-
3
Используйте максимально возможную ошибку в качестве абсолютной ошибки.[9]
Так как абсолютная ошибка всегда положительна, возьмите абсолютное значение этой разницы, то есть не учитывайте знак «минус».[10]
Так вы вычислите абсолютную ошибку.- Например, если измеренная длина поля равна м, то есть абсолютная ошибка равна 0,5 м.
Реклама
Советы
- Если фактическое значение не указано, найдите принятое опорное или теоретическое значение.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 25 667 раз.
Была ли эта статья полезной?
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА 1_3
МЕХАНИЧЕСКИЕ
КОЛЕБАНИЯ
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА № 1_3
МЕХАНИЧЕСКИЕ
КОЛЕБАНИЯ
Ознакомьтесь с
конспектом лекций и учебником (Савельев,
т. 1, §
49, 50, 53, 58). Запустите программу. Выберите
«Механика», «Механические колебания и
волны» и «Свободные колебания» (сначала
математический маятник, потом груз на
пружине). Нажмите вверху внутреннего
окна кнопку с изображением страницы.
Прочитайте краткие теоретические
сведения. Необходимое запишите в свой
конспект. (Если вы забыли, как работать
с системой компьютерного моделирования,
прочитайте ВВЕДЕНИЕ еще раз.)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
-
Выбор физических
моделей для анализа движения тел. -
Исследование
движения тела под действием квазиупругой
силы. -
Экспериментальное
определение зависимости частоты
колебаний от параметров системы.
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ:
КОЛЕБАНИЕ –
периодически повторяющееся движения
тела. ПЕРИОД T
– минимальное время, через которое
движение полностью повторяется.
ГАРМОНИЧЕСКОЕ
КОЛЕБАНИЕ – движение, при котором
координата тела меняется со временем
по закону синуса или косинуса:
.
Основными
характеристиками гармонических колебаний
являются:
АМПЛИТУДА А0
– максимальное значение параметра А.
ЦИКЛИЧЕСКАЯ ЧАСТОТА
собственных колебаний 0
– в 2
раз большая обычной или линейной частоты
= 1/Т
(
– число полных колебаний за единицу
времени).
ФАЗА (0t
+ 0)
– значение аргумента косинуса.
НАЧАЛЬНАЯ ФАЗА 0
– значение аргумента косинуса при t
= 0.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ
УРАВНЕНИЕ свободных гармонических
колебаний параметра А:
,
свободных затухающих колебаний:
,
где
– коэффициент затухания.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ
МАЯТНИК (ММ) и ПРУЖИННЫЙ МАЯТНИК (ПМ) –
это МОДЕЛИ объектов, в которых могут
происходить гармонические колебания.
ММ – это материальная
точка, подвешенная на идеальной (невесомой
и нерастяжимой) нити.
ПМ – это материальная
точка, прикрепленная к идеальной
(невесомой и подчиняющейся закону Гука)
пружине. Формулы для 0
в этих системах выпишите из конспекта
или учебника.
ЗАДАНИЕ: Выведите
формулу для циклической частоты свободных
колебаний кубика на пружине, лежащего
на горизонтальной абсолютно гладкой
поверхности.
УКАЗАНИЯ: Выпишите
формулу для второго закона Ньютона.
Подставьте в нее все реальные силы,
действующие на кубик. Спроектируйте
полученное векторное уравнение на
вертикальную и горизонтальную оси.
Проведя тождественные преобразования,
получите уравнение, похожее на
дифференциальное уравнение свободных
колебаний. Константу, являющуюся
множителем перед А,
приравняйте к квадрату циклической
частоты, откуда получите .
МЕТОДИКА И
ПОРЯДОК ИЗМЕРЕНИЙ
Внимательно
рассмотрите рисунки, найдите все
регуляторы и другие основные элементы.
Зарисуйте поле движения тела с регуляторами
соответствующих параметров (укажите,
что они регулируют).
ЭКСПЕРИМЕНТ 1
Выберите «Маятник».
Установите с помощью движков регуляторов
максимальную длину нити L
и значения коэффициента затухания и
начального угла, указанные в табл. 1 для
вашей бригады.
Нажимая мышью на
кнопку «СТАРТ», следите за движением
точки на графиках угла и скорости и за
поведением маятника. Потренируйтесь,
останавливая движение кнопкой «СТОП»
(например, в максимуме смещения) и
запуская далее кнопкой «СТАРТ». Выберите
число полных колебаний N
=3–5 и измеряйте их продолжительность
t
(как разность t2
– t1
из таблицы на экране).
Получите у
преподавателя допуск для выполнения
измерений.
Приступайте к
измерениям длительности t
для N
(3-5) полных колебаний, начиная с максимальной
длины (150 см) нити маятника и уменьшая
ее каждый раз на 10 см (до минимальной
длины 80 см). Длину нити L
и результаты измерений длительности
t
записывайте в табл. 2, образец которой
приведен ниже.
ЭКСПЕРИМЕНТ 2
Выберите «Груз на
пружине». Установите массу груза,
значение коэффициента затухания и
начальное смещение, указанные в табл.
1 для вашей бригады. Проведите измерения,
аналогичные эксперименту 1, уменьшая
коэффициент жесткости k
каждый раз на 1 Н/м.
Таблица 1. Значения
коэффициента затухания (вязкого трения),
начального угла отклонения (для первого
эксперимента) и начального отклонения
(для второго).
Номер бригады |
b, кг/с |
0, град |
X0, см |
m, кг |
Номер бригады |
b, кг/с |
0, град |
X0, см |
m, кг |
1 |
0.8 |
20 |
10 |
0.5 |
5 |
0.08 |
14 |
7 |
0.7 |
2 |
0.6 |
18 |
9 |
0.6 |
6 |
0.07 |
16 |
8 |
0.8 |
3 |
0.4 |
16 |
8 |
0.7 |
7 |
0.06 |
18 |
9 |
0.9 |
4 |
0.2 |
14 |
7 |
0.8 |
8 |
0.05 |
20 |
10 |
1.0 |
Таблица 2.
Результаты измерений (количество
измерений и строк –
Номер измерения |
N |
|||
L, |
t, |
Т, |
Т2,с2 |
|
1 |
1,5 |
|||
2 |
1,4 |
|||
… |
||||
g, |
Таблица 3.
Результаты измерений (количество
измерений и строк – 6)
Номер измерения |
N |
||||
k, |
t, |
Т, |
,1/с |
2,1/с2 |
|
1 |
5 |
||||
2 |
6 |
||||
… |
ОБРАБОТКА
РЕЗУЛЬТАТОВ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА:
-
Вычислите требуемые
величины и заполните таблицы 2 и 3. -
Постройте графики
зависимости:
-
квадрата периода
колебаний от длины нити ММ, -
квадрата циклической
частоты колебаний от жесткости пружины
ПМ.
-
По наклону графика
Т2
= f(L) определите
значение g, используя формулу
g
=4
2.
Оцените абсолютную ошибку определения
g.
-
По наклону графика
2
= f(k)
определите значение m,
используя формулу
m
=.
Оцените абсолютную ошибку определения
m.
Проанализируйте
ответ и графики.
Вопросы и задания
для самоконтроля
-
Что такое колебание?
-
Дайте определение
периода колебаний. -
Дайте определение
частоты колебаний. -
Дайте определение
гармонических колебаний. -
Запишите закон
зависимости от времени характеристики
А, совершающей гармоническое колебательное
изменение. -
Запишите закон
движения МТ, совершающей гармонические
колебания. -
Дайте определение
амплитуды гармонических колебаний. -
Дайте определение
фазы гармонических колебаний. -
Дайте определение
начальной фазы гармонических колебаний. -
Напишите уравнение
связи частоты и периода гармонических
колебаний. -
Напишите уравнение
связи частоты и циклической частоты
гармонических колебаний. -
Напишите формулу
зависимости скорости МТ от времени при
гармонических колебаниях. -
Напишите уравнения
связи амплитуды скорости и амплитуды
смещения при гармонических колебаниях
МТ. -
Напишите формулу
зависимости ускорения МТ от времени
при гармонических колебаниях. -
Напишите уравнения
связи амплитуды скорости и амплитуды
ускорения при гармонических колебаниях
МТ. -
Напишите уравнения
связи амплитуды смещения и амплитуды
ускорения при гармонических колебаниях
МТ. -
Напишите
дифференциальное уравнение свободных
гармонических колебаний МТ. -
Напишите
дифференциальное уравнение свободных
затухающих колебаний МТ. -
Что определяет
коэффициент затухания? -
Дайте определение
математического маятника. -
Запишите формулу
циклической частоты свободных колебаний
математического маятника. -
Дайте определение
пружинного маятника. -
Запишите формулу
циклической частоты свободных колебаний
пружинного маятника. -
Какие процессы
происходят при вынужденных колебаниях? -
Что такое резонанс?
-
При каком затухании
резонанс будет более резким?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Введение |
Цель работы |
Краткая теория |
Задание |
Модель |
Методика и порядок измерений |
Измерения |
Обработка результатов и оформление отчета |
Вопросы и задания для самоконтроля |
Литература |
Систематические погрешности (ошибки) обычно остаются постоянными на протяжении всей серии измерений. Например, при переключении шкалы вольтметра с одного предела на другой меняется его внутреннее сопротивление, что может внести в последующие измерения систематическую погрешность.
Систематические погрешности надо стараться отслеживать и учитывать, корректируя полученные результаты, т.е. исправляя их на необходимую величину. Однако обнаружение систематических погрешностей требует, как правило, дополнительных более точных или альтернативных экспериментов, проведение которых невозможно в рамках лабораторных работ. В этих случаях достаточно указать возможный источник ошибок.
Все остальные погрешности являются случайными.
Промахи — грубые ошибки, обычно они связаны с неправильным отсчетом по шкале прибора, нарушением условий эксперимента и т.д. Их надо отбросить. В сомнительных случаях вопрос о том, является ли данный результат промахом, решают с помощью повторного, если возможно, более точного эксперимента или привлекая математические методы обработки полученных результатов, изучение которых лежит за рамками излагаемого элементарного анализа оценки погрешностей.
Приборные погрешности определяются двумя факторами:
1. классом точности прибора, связанным с его устройством – элементной базой и принципом действия.
Абсолютная погрешность через класс точности оценивается следующим образом:
(Dx) к.т.= (g/100)A,
где g — класс точности в %, указанный на панели прибора,
А= Аmax – предел измерения для стрелочных приборов, либо А есть текущее значение для магазинов сопротивления, индуктивности, емкости;
2. ценой делений шкалы прибора:
(Dx) ц.д.= h,
где h – цена деления шкалы прибора, т.е. расстояние между ближайшими штрихами шкалы, выраженное в соответствующих единицах измерения.
Погрешности разброса возникают вследствие различия экспериментальных значений при многократном повторении измерений одной и той же величины. Простейший способ определения (Dх)р дает метод Корнфельда, который предписывает следующий образ действий, если физическая величина х измерена n раз:
1) имея х1 , …,хn – значений измеряемой величины х, выбираем из хmax и хmin и находим среднее значение х:
;
2) находим абсолютную погрешность Dxр =
3) Записываем результат в виде: с , где a — доверительная вероятность того, что истинное значение измеренной величины находится на отрезке .
Доверительная вероятность определяет собой долю средних значений х, полученных в аналогичных сериях измерений, попадающих в доверительный интервал. (Эта формула доказывается в теории ошибок.)
Недостатком метода Корнфельда является то обстоятельство, что вероятность приводимого результата определяется исключительно количеством n проведенных измерений и не может быть изменена посредством увеличения или уменьшения доверительного интервала ± Dх. Такую возможность предусматривает несколько более сложный метод расчета погрешностей Стьюдента [2,3,7]. Последовательность расчета погрешностей этим методом такова:
1) Вы измерили и получили несколько i = 1,…,m значений случайной
величины i. Сначала исключаем промахи, то есть заведомо неверные
результаты.
2) По оставшимся n значениям определяем среднее значение величины :
i
3) Определяем среднеквадратичную погрешность среднего значения :
i
4) Задаемся доверительной вероятностью a. По таблице коэффициентов
Стьюдента (Приложение 1) определяем по известному значению
числа измерений n и доверительной вероятности a коэффициент
Стьюдента tan.
5) Определяем погрешность среднего значения величины (доверительный интервал)
D= tan s<X>
6) Записываем результат
= ( ± D ) с указанием доверительной вероятности a.
В научных статьях обычно приводят доверительный интервал
D = s<X>,
соответствующий доверительной вероятности α =0,7. Такой интервал называется стандартным, при его использовании часто значение доверительной погрешности не приводят. Использование метода Стьюдента является необходимым, когда требуется знать значение физических параметров с заданной доверительной вероятностью (как в ряде лабораторных работ). На практике доверительная вероятность погрешности разброса выбирается в соответствии с доверительной вероятностью, соответствующей классу точности измерительного прибора.
Для большинства исследований, в которых не выдвигается жестких требований к вероятности полученных результатов, метод Корнфельда является вполне приемлемым.
В теории ошибок показывается, что результирующая погрешность , если все эти погрешности рассчитаны для одной и той же доверительной вероятности. На практике, т.к. суммарная погрешность округляется до одной значащей цифры, достаточно выбрать максимальную из трех вычисленных погрешностей, и если она в 3 или более раз превосходит остальные, принять ее за погрешность измеренной величины, при этом фактор, с которым связана эта погрешность и будет в данном случае определять собой точность (а вернее — погрешность) эксперимента (подробнее см. в работе [1]).