В словосочетании “одержал поражение” допущена лексическая ошибка. Глагол “одержать” в современном русском языке не употребляется сам по себе, а только в рамках устойчивых выражений “одержать победу” либо “одержать верх”.
Со словом “поражение” корректно употреблять слово “потерпеть”. Т.е. в значении положительного результата употребляется фраза “одержать победу/верх”, а в значении негативного, неприятного – “потерпеть поражение/крушение/неудачу”.
Пример:
Боксер одержал победу в первом раунде.
Напавший на страну враг потерпел поражение.
Опубликовано 24 июня, 2021
Часто мы употребляем в устной речи слова и сочетания слов, даже не подозревая, что делаем ошибки. А что уже говорить о написании творческих работ. Чтобы предупредить неправильное употребление слов и словосочетаний, обратим внимание на типичные речевые ошибки.
Смешение паронимов – слов, разных по значению, но близких по звучанию: снимать скрытной камерой (вместо скрытой).
Плеоназм – употребление лишнего слова: главная суть, предчувствовать заранее, памятный сувенир, в мае месяце, мне лично, празднично приодеться, хороший достаток, лидировать первым, большая масса, огромный массив, период времени, промышленная индустрия, коллеги по профессии, в период летнего сезона, сатирическая карикатура, тихо прошептать, впервые знакомиться, отступить назад, громко грянуло, в конечном итоге, прейскурант цен, специфические особенности, перспективы на будущее, патриот своей родины, точно такой же, трудоустройство на работу.
Тавтология – употребление рядом однокоренных слов: соединить воедино, характерная черта характера, в рассказе рассказывается, растут растения.
Нарушение лексической сочетаемости: одержать первенство (правильно: одержать победу, завоевать первенство), быть в поле внимания (правильно: быть в поле зрения, быть в центре внимания), благодаря пожару (правильно: из-за пожара), реклама имеет большое влияние ( правильно: оказывает влияние), играть значение (правильно: играть роль, иметь значение), предпринять меры (правильно: предпринять шаги, принять меры).
Употребление слова в несвойственном ему значении: Наш класс обратно станет победителем (вместо снова; обратно имеет значение «в направлении, противоположном движению»).
Употребление штампов: Наша повседневная забота – поднять на должную высоту воспитательную работу.
Неоправданный повтор: Назад поехали поездом. Ехать поездом быстрее, чем автобусом. Но когда приехали домой, то оказалось, что всё устали.
Лексическая неполнота высказывания: Герои боролись (за что? с кем?) и создавали новую жизнь.
Неправильное употребление фразеологических оборотов: взять себе львиную часть (вместо львиную долю); приподнять занавес над этой историей (вместо приподнять завесу); пока суть да дело (вместо пока суд да дело); внушать сомнения (вместо вызывать сомнения); качество изделий желает много лучшего (вместо оставляет желать лучшего).
Чтобы избежать речевых ошибок, необходимо знать нормы русского языка и постоянно ими руководствоваться. Лучшим помощником в изучении языкознания станет онлайн репетитор. В любое время и в любом месте Вы можете обратиться за помощью к преподавателю. Обучение проходит посредством специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Остались вопросы?
Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.
19 ноября 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.
Приведём примеры.
1) Исключение. Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Ответ: главную.
В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).
2) Замена.
«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
Ответ: потерпели.
Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.
Для успешного выполнения задания необходимо:• понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
• учитывать особенности сочетаемости слов;
• правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
• избегать речевой избыточности;
• не допускать речевой недостаточности;
• учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.
Алгоритм выполнения:
1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)
2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)
3) Если это ошибка, исправь ее.
№ | Ошибки | Примеры |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 | Неуместное употребление эмоционально — окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. |
8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Молодой юноша, очень прекрасный |
9 | Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
В прошлом году появилось новое задание, которое вклинилось между старыми № 19 и 20. В этом году суть задания не изменилась, но оно стало шестым.
Вот что в нём будет.
|
Нарушение лексической сочетаемости. Замена |
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури. Ответ: __________________________ (Ответ: необычный) |
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого. Ответ: __________________________ (Ответ: потерпели) |
Исключение лишнего слова
Если вам попадётся задание 20 в первой формулировке — вам повезло, потому что исключить лишнее слово намного проще, чем подобрать слово на замену.
Исключение слова связано с избыточностью речи (повторением сказанного), которую научно называют тавтологией или плеоназмом. Разные учебники по-разному толкуют понятия «тавтология» и «плеоназм», не думайте об этом. Для выполнения задания в ЕГЭ достаточно понимать суть явления.
Вы легко поймёте, почему надо было вычеркнуть слова в этом тексте.
Такие ошибки однотипны, они часто встречаются в речи, некоторые плеоназмы даже являются устойчивыми оборотами, поэтому можно составить небольшой словарик плеоназмов и выучить фразы, на которые необходимо обратить внимание на экзамене.
Краткий словарик плеоназмов
- молодая девушка (все девушки молодые, старых не бывает)
- пожилой старик (все старики пожилые)
- спускаться вниз (спускаться можно только вниз)
- подниматься вверх (аналогично)
- развитие прогресса (прогресс и есть развитие)
- моя автобиография (автобиография всегда пишется самим человеком)
- утренний завтрак (завтрак всегда утром)
- впервые дебютировать (дебют — первое выступление)
- скриншот экрана (скрин — снимок экрана)
- прейскурант цен (прейскурант и есть цены)
- выставочный экспонат (экспонат — выставляемый предмет)
- антагонистическая борьба (в значении слова «борьба» уже есть значение «антагонизм»)
- постоянная константа (константа — постоянная)
- транспортные перевозки (других перевозок не бывает, перевозят всегда каким-то транспортом, даже телега — транспорт)
- свободная вакансия (вакансия — свободное место)
- в течение марта месяца (март — это месяц)
- возобновиться вновь (это понятно)
- самый лучший (см. об образовании формы степени сравнения прилагательных и наречий)
- самая максимальная скидка (скидка максимальна — дальше некуда)
- он лично встречался к ним (если встречался, мог сделать это только лично)
Скачать словарик плеоназмов
Этих знаний вам должно быть достаточно, чтобы выполнить задание 20 в первом варианте (исключите слово).
Попробуйте выполнить несколько тестовых заданий самостоятельно с проверкой. Для проверки нажимайте +
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Результаты успеваемости в нашем классе здорово выросли вверх. |
---|
вверх Расти можно только вверх. |
name=»Я понравилась работодателю, но в настоящий момент на фирме нет |
---|
свободных Вакансия — свободное рабочее место. В значении этого слова уже есть значение «свободное». |
Из школьной программы убрали уроки НВП, которые давали первые азы воинской службы. |
---|
первые В значении слова «азы» уже есть смысл «первые». |
name=»Она |
---|
свои Если она плакала, маловероятно, что при этом вытирала чужие слёзы. |
В записи вебинара (см. ниже) больше таких примеров.
Значительно сложнее найти и исправить ошибку, связанную с нарушением лексической сочетаемости.
Замена неверно употреблённого слова
Чтобы найти слово, которое необходимо заменить, надо прежде всего выделить пару слов, которые не могут быть связаны друг с другом по смыслу или не звучат вместе. Про такие словосочетания говорят: «Звучит как-то коряво», «Сказано не по-русски».
Итак, мы находим два слова, которые по какой-то причине не сочетаются по смыслу и не звучат вместе.
Примеры нарушения лексической сочетаемости
- это не играет никакого значения (сыграло большое значение)
- это несёт (играет) определённую функцию
- благодаря сильным морозам (наступлению противника, страшному наводнению, болезни…)
- скоропостижный отъезд, вывод (скоропостижное увольнение)
- одержать поражение
- увеличить (уменьшить) уровень
Нарушение традиции
- ответ на проблему
- карие волосы
- стая лошадей
- рой рыбы
Изменение фразеологизма
- заклятые друзья
- выбросить слова на ветер
Неоправданный оксюморон
- тупиковый выход
- чудовищно красива
- отъявленные отличники
- вопиющие достижения
- достигнутые недостатки
- добиться ухудшений
- преследует удача
- кричать шёпотом
Стилистический разнобой
- воздвигли сарай
- прекрасные морды преступников
Одно из этих слов необходимо заменить схожим по звучанию, написанию, может быть, по значению, но подходящим ко второму слову. В реальных текстах такая замена не всегда возможна, но для ЕГЭ подберут варианты проще.
Попробуйте выполнить несколько заданий 20 самостоятельно. Нажмите +, чтобы увидеть верный ответ. Если не будет получаться, смотрите запись вебинара. Там всё объяснялось.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Основные тезисы изложены правильно, но как-то беспристрастно. |
---|
бесстрастно Замена слова схожим по звучанию. Тезисы не могут быть пристрастными, т.е. не склонными к предвзятости. |
Пообедали за неприхотливой беседой. |
---|
неторопливой Неприхотливый — некто, не требующий удобств и привилегий. Беседа не может обладать таким качеством. |
Многим студентам нашей группы представили возможность принять участие в экспедиции. |
---|
предоставили Представляют кого-то при знакомстве, а возможность передана. Ошибка возникла из-за замены слова близким по звучанию. |
Указал я адрес и правильное имя свое не по наивности, а для большей правдивости. |
---|
настоящее Имя не может быть правильным или неправильным. Оно есть и всё. Но можно указать чужое имя или своё, настоящее. |
Хочется высказать благодарность генеральному директору предприятия. |
---|
выразить Нарушена языковая традиция. Оборот «выразить благодарность» является устойчивым. Здесь он разрушен. |
Себестоимость проекта была удешевлена в результате применения новой технологии. |
---|
снижена Подешеветь могли услуги или товары, что позволило снизить себестоимость. Сама себестоимость подешеветь не может. См. значение слова «себестоимость» |
Запись вебинара о задании 20 в ЕГЭ по русскому языку
Запись сокращена.
Посмотреть полную версию на сайте >>>
Автор:
Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 1663978 от 21 Сентября 2017
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.
Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, импонирует своему герою.
Спрятать пояснение
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, СИМПАТИЗИРУЕТ своему герою.
Импонировать — производить положительное впечатление. Если ВЫ кому-то импонируете, значит, это ВЫ кому-то понравились, ВЫ кому-то симпатичны. Поэтому по контексту приведённого предложения подразумевается слово СИМПАТИЗИРОВАТЬ, т. е. выражать свою симпатию кому-то.
Ответ: симпатизирует.
Актуальность: Текущий учебный год
Сложность: высокая
Правило: Задание 6. Лексические нормы (употребление слов в лексической сочетаемости)