Ошибка, часто встречающаяся в речи и на письме, — неверное использование деепричастного оборота. Почему с этой конструкцией возникает сложность, и как ее избежать? Давайте разберёмся.
В этом вопросе важна субъектно-объектная организация предложения. Со школьной программы мы помним, что деепричастием называют особую форму глагола. Задача этой части речи — обозначить дополнительное (добавочное) действие к основному действию, выраженному глаголом. Значит, главное слово почти всегда — глагол-сказуемое; реже — сказуемое, выраженное такими частями речи и формами, как инфинитив, причастие, деепричастие.
Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Раз по смыслу и формально глагол и деепричастие тесно связаны, следовательно, подлежащее (существительное или местоимение) должно называть субъект, который производит эти действия (и главное, и добавочное). В случае несоблюдения этого требования употребление деепричастного оборота считается ошибочным. Получается комический эффект. Приведем примеры.
«Садясь в машину, моё платье помялось».
Следуя логике данной конструкции, главное действие совершает платье. Что имел в виду автор, ясно, но построение предложения ошибочное, поскольку одно из действий совершает другой субъект («я»).
Верный вариант: «Садясь в машину, я помяла платье». Можно построить сложное предложение с придаточным обстоятельственным: «Когда я села в машину, платье помялось».
2. «Закончив спор, мне стало стыдно».
По типу предложение безличное. Подлежащего (субъекта действия) нет, он только предполагается указанием на дополнение — «мне». В этом случае использование деепричастного оборота неверно в принципе. Следует заменить сложноподчиненным предложением с придаточным обстоятельственным.
Грамотный вариант: «Когда спор закончился, мне стало стыдно».
*Что касается безличных конструкций, то употребление деепричастного оборота возможно, если сказуемое выражено неопределенной формой глагола (инфинитивом).
Пример: Покупая дом, следует учесть его расположение. В данном случае подлежащего нет, но действие выполняет одно лицо («вы покупаете» и «вы учитываете»).
3. «Придя в домой, сапоги будут сняты».
Напомним, что это конструкция страдательного типа. Значит, субъекты действий, выраженных сказуемым и деепричастием, будут разные по умолчанию. Придет домой субъект, и сапоги будут сняты кем-то, но никак не снимут сами себя. Вспоминаем, что грамотное употребление деепричастного оборота требует совпадения субъекта, выполняющего главное и добавочное действия.
Правильный вариант: «Когда я приду домой, сапоги будут сняты».
И помните, что деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, за исключением случаев, когда он является частью фразеологизма («Он бежал сломя голову») или получает значение образа действия и приравнивается к наречию («Они шли не торопясь» = медленно).
Деепричастие обозначает добавочное
действие к основному, выраженному глаголом. Поэтому тот, кто выполняет
действие-глагол, должен выполнять и действие-деепричастие.
Например:
Я иду, смотря по сторонам. ( Я иду и я смотрю)
Набрав в легкие побольше воздуха, я глубоко нырнул. ( Я
нырнул и я набрал воздуха)
Стало быть, деепричастный оборот не может относиться к
безличному глаголу, так как безличный глагол обозначает действие,
которое никто не выполняет, оно происходит само по себе.
Типичные грамматические ошибки:
Глядя в окно, с меня слетела шляпа. ( Я глядел, а слетела шляпа.)
Сломав крыло, галка была вылечена. (Крыло сломала галка, а лечил её кто-то другой, так как
вылечена – это страдательное причастие.)
Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться. ( Смеркаться – безличный глагол, к нему вообще не может
относиться деепричастие.)
Замерзнув, мне стало холодно. (
Стало холодно – это безличное сказуемое, к нему не может относиться
деепричастие. Хоть это Моё состояние, но Я его не делаю, оно просто происходит
со мной.)
Есть несколько случаев, когда деепричастный оборот может
относиться к безличному сказуемому:
Готовясь к ЕГЭ, можно расслабиться.
Готовясь к ЕГЭ, нужно расслабиться.
Готовясь к ЕГЭ, необходимо расслабиться.
Готовясь к ЕГЭ, надо расслабиться.
Готовясь к ЕГЭ, возможно расслабиться.
Готовясь к ЕГЭ, невозможно расслабиться.
Готовясь к ЕГЭ, нельзя расслабляться.
А4 Найдите предложения с ошибками
1. Приступая к сочинению, трудно будет справиться с вступлением.
2. Приступая к сочинению, надо составить план работы.
3. Приступая к сочинению, я выбрал удачный эпиграф.
4. Приступая к сочинению, определите главную мысль.
5. Приступая к сочинению, хотелось написать на «отлично».
6. Приступая к сочинению, все мысли куда-то подевались.
7. Приступая к сочинению, тема показалась очень трудной.
8. Наклеивая обои, получилось неровно.
9. Наклеивая обои, я работал по инструкции.
10. Наклеивая обои, работайте
с отвесом.
11. Наклеивая обои, стена
оказалась неровной.
12. Наклеивая обои, пролился
клей.
13. Наклеивая обои, пролил
клей.
14. Наклеивая обои, нужно
учитывать материал, из которого они изготовлены.
15. Перелезая через забор, я
зацепился штанами и порвал их.
16. Перелезая через забор, у
меня порвались штаны.
17. Перелезая через забор,
случилось неприятное происшествие: порвал штаны.
18. Перелезая через забор,
высота его меня поразила.
19. Перелезая через забор,
постарайтесь не порвать штаны.
20. Перелезая через забор,
невозможно порвать штаны.
21. Перелезая через забор, из
него торчали гвозди.
Предложения с ошибками: 1, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 16, 17, 18, 21
При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует соблюдать следующие синтаксические нормы:
1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему.
Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа. В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.
Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
-
Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:
Дом его был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (А.С. Пушкин).
В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить.
-
Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из, поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие (это предлог):
Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.
2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.
Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне. Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (Возвращаясь домой, я загрустил), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (Когда я возвращался домой, мне было грустно).
-
Допускается, хотя и не приветствуется, использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную).
3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.
-
Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (Боец ранен в голову осколком гранаты), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (Дом строится рабочими). Грамматически неправильными будут предложения типа: Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства, дом строится рабочими нашего треста.
Чтобы сделать такие предложения корректными, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:
При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения, он был ранен; Изыскав необходимые средства, рабочие нашего треста начали строительство дома.
4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.
5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым.
В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века: Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (М.Ю. Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л.Н. Толстой).
-
Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении: Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).
Примечание 1. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.
-
Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:
Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).
-
Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:
Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).
-
После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:
Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).
Примечание 2. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.
-
Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:
Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.
-
Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:
Улыбнувшись, она протянула мне руку.
-
При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое — глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.
-
Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей — есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.
-
Ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа. В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума.
Упражнения к теме «Употребление деепричастий и деепричастных оборотов»
Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.
1. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.
2. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
3. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
4. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
5. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.
6. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
7. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
8. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.
9. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.
10. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.
11. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.
12. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
13. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
14. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
15. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.
16. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.
Ответы:
1. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.
2. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.
3. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
4. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
5. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.
6. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.
7. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
8. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.
9. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.
10. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.
11. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.
12. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.
13. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.
14. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
15. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.
16. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.
Упражнение 2 (для углублённо изучающих язык). Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.
1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства».
2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.
3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды.
4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.
5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.
6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов.
7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.
8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.
9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины.
10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы.
11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача.
12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.
13. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет.
14. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями.
15. Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом.
16. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола.
17. Кучер, спавший и опершись на локоть, начал пятить лошадей.
18. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.
19. Они вытаскивали больных на матрацах или взяв под мышки.
20. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье.
21. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе.
22. Затем отец назначается начальником цеха, работая в этой должности полтора года.
23. Следовало бы выяснить, кем принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление.
24. Он ушёл, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя.
25. Начав читать новую книгу, она затягивает меня и заставляет думать.
26. Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать верёвку.
27. Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью.
Дополнительно:
-
Что такое деепричастие?
- Что такое деепричастный оборот?
- Как отличить предлог «несмотря на» от деепричастия «не смотря на»?
- Как образуются деепричастия?
- От каких глаголов деепричастия не образуются?
- Где найти информацию о деепричастии?
- Как сделать морфологический разбор деепричастия?
Источники:
- Глава «Предложения с деепричастными оборотами» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс русского языка»
- Упражнения к теме «Предложения с деепричастными оборотами» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс русского языка»
- Упражнения к теме «Употребление предложений с деепричастными оборотами» в пособии Казариной С.Г., Милюк А.В., Усачевой М.П. «Стилистика и культура речи»(ссылка на скачивание пособия)
(Видеть:видал,повидал,увидал,увидала),(Обидеть:обидел,обиделся,обиделась,обиделось,обиделись) (Смотреть:осмотреть,посмотреть,осмотреться) (Держать:подержать,задержать,удержать) (Дышать:подышать,надышать) (Терпеть:потерпеть,утерпеть)
В словаре могут быть такие слова как:
Электронная почта
Личная страница
Поисковая система
Сайт
Интернет-магазин
Аккаунт
База данных
Ссылка
Блокировка
Логин
Накрутка
Спам
Файлообменник
А) аплодисменты,бенефис,гонорар,конфликт,мелодрама,монолог,репертуар,реплика,рецензия,спектакль,финал
Остальные к общественно-поолитической лексике:)
Под оба признака:конфликт,полемика.
Ответ:3)Зима была вялая,без морозов,с мокрым снегом.4)Свет его,казалось,делался ярче.
Приёмы сжатия текста.
«1. <u>Исключение</u> –
исключение слов, словосочетаний фрагментов предложений и целых предложений.
<span>а) — Есть люди, которым всегда всё
ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше
разбираются в политике, медицине,
образовании – короче говоря, в
любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не
удивляются, а потому и не способны
совершить открытие, даже самое маленькое.
Вообще, люди, которым всегда всё
ясно, — безнадёжные люди.</span><span>- Есть люди, которым всегда всё ясно. Они,
по мнению, лучше разбираются в любых областях человеческого знания и
деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить
открытие. Люди, которым всегда всё ясно, — безнадёжные люди.</span><span>б) <u>исключение синонимов в ряду однородных
членов.</u></span><span>- Попечителем
одной из школ под Серпуховом был
Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными
лицами.</span><span>- Попечителем
одной из школ под Серпуховом был
Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.</span><span>в) <u>исключение однородных членов при
обобщающем слове или ряда простых предложений в составе БСП.</u></span><span>- Воспитание
имеет много аспектов: тренер воспитывает
тело – мускулы, силу, энергию,
физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного
мышления. Но есть ещё одна
важная сфера воспитания – воспитание души.</span><span>- Воспитание
имеет много аспектов. Но есть одна
важная сфера воспитания – воспитание души.</span>
«2. <u>Обобщение</u> –
выявление обобщённого содержания какого – либо фрагмента текста.
<span>а) — Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца,
обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты,
скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов,
художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, Музыканты Нейгауз, Рихтер,
поэт Пастернак.</span>
— Жизнь семьи
Серовых протекала в творческой атмосфере.
<span>б) —
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто
не шепчется, не шуршит конфетными
бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.</span>
— Многие
утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
«3. <u>Упрощение</u> –
сокращается количество частей сложного предложения.
а) <u>замена
придаточного определительного синонимичным определением</u><span>- Автомодели,
которые снабжены электрическими
двигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.
Конфигурация трассы, на которой
происходят соревнования, включает в себя скоростные участки,
профилированные повороты, трамплины и горки.</span><span>- Автомодели
с электродвигателями принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.
Конфигурация трассы соревнований
включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины
и горки</span><span>б) <u>замена придаточного обстоятельственного
деепричастным оборотом.</u></span><span>- Когда анализируешь события,
относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда
говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.</span><span>- Анализируя события, относящиеся к
прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том,
что было.</span>
Предмет: Русский язык,
автор: viceofficial
Ответы
Автор ответа: wunderglaube1
2
Ответ:
Оканчивая школу, мне становилось грустно — ошибка
Можно, напрмер, так:
Оканчивая школу, я начала грустить (я загрустила).
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Английский язык,
автор: evgenua7905
помогите с домашкой. заранее спасибо
4 года назад
Предмет: Английский язык,
автор: vladochka11111125
задание на фото обведено
4 года назад
Предмет: Русский язык,
автор: Аноним
Составить вопросный план к рассказу три царевича
4 года назад
Предмет: Химия,
автор: VanekSmirnov
какая масса карбоната магния потребуется чтобы получить 124 тонны оксида магния
6 лет назад
Предмет: Биология,
автор: биология62
В чем заключаются различить с строение этих клеток
6 лет назад
OBRAZOVALKA.COM
OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
Главная » Русский язык — 1 — 4 классы
Выбери предложение(я), в котором(ых) есть ошибка в использовании деепричастного оборота.
Испив
воды, старик посмотрел на меня
Разложив игрушки, детям нравилось играть
Оканчивая школу, мне становилось грустно
Ответ №1
Разложив игрушки, детям нравилось играть. ( тоже задание дали нам вчера.)
;)))
Ответ №2
Ошибка в предложениях: Разложив игрушки, детям нравилось играть.
правильно будет: разложив игрушки, дети играли.
Оканчивая школу, мне становилось грустно.
правильно: оканчивая школу, я грустил