Он приводит нас к важному выводу ошибка

Очаковская Надежда Станиславовна

Учитель русского языка и литературы

МАОУ Гимназии № 4 г. Красноярска

Класс: 10

Аннотация:

Данное практическое занятие (тест, ответы к тестовым заданиям) предполагает

комплексное повторение по теме: «Лексические нормы современного русского языка.

Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок», что очень часто вызывает

трудности при выполнении заданий в формате ГИА11. При помощи выполнения

практических заданий учащимся предоставляется возможность вспомнить изученные

правила и закрепить навыки норм словоупотребления.

Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема

преодоления речевых ошибок» (продолжение урока).

Цели урока: комплексное повторение по теме ««Лексические нормы современного русского

языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».

Задача: подготовка к ГИА – 11.

Целевая аудитория: 10 класс.

ТЕСТ

1. Отметьте предложения, в которых устойчивые выражения употреблены с ошибками.

1) Они решили: пока суть да дело, надо бежать.

2) Не лезь с суконным рылом в калашный ряд.

3) Во время сессии голова идет кругом.

4) Он летел на лекцию изо всех сил.

2. Укажите предложения с тавтологией.

1) А если следовать вашим мыслям, то и исследователей не может быть.

2) Если говорить о готовой, построенной теории, то, конечно, она обретает четкость.

3) А если такие условия покажутся невыполнимыми, тогда примите утрату Рубенса как

издержки войны.

4) И это реальная действительность.

3. Найдите предложения с речевой избыточностью.

1) Члены партизанского отряда предчувствовали свою гибель.

2) В нашей стране в последнее время часто пропадают известные личности.

3) Лекции по химии я предпочту футбольный матч.

4) Я разделяю ваше мнение и полностью с ним согласна.

4. Определите предложения с многозначными словами.

1) Подражать крикам животных Ваня обучился у деда.

2) От разгоревшегося пожара посветлело на улице.

3) Даже мыльные пузыри не любят, когда их надувают.

4) Исполнительная власть на местах активизировала свою работу.

5. Найдите предложения с речевыми недочетами.

1) Сейчас мы заняты строительством новых сооружений.

2) Девушка живет в органической связи с миром природы.

3) В городе недавно прошли выборы мэра.

4) Тайна смерти Зои Федоровой попрежнему остается загадкой.

6. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1) Точная и определенная позиция не лучшая стратегия научного поиска.

Контрольная работа № 1 по теме « Современные орфоэпические, лексические и грамматичекие нормы русского языка”

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

лекторОв занятА ходАтайствовать добелА кУхонный

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прозорлИва цЕпочка чЕрпать наделИт крАны

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Я и по сей день полный НЕВЕЖДА в области кулинарии.

2. Испытание поможет определить ЭФФЕКТНОСТЬ существующих средств защиты от информационных атак.

3. У её ног высился недостроенный ПЕСОЧНЫЙ замок, а позади сверкало море.

4. Перед входом в ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ собор росла целая роща африканских пальм.

5. Настроение исполнителей немедленно находило ОТКЛИК в зрительном зале.

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Он малообразованный человек, в общем — полный НЕВЕЖДА.

2. Наша соседка очень ДОВЕРЧИВА и легко поддаётся обману.

3. НЕСТЕРПИМЫЙ холод заставляет всех сидеть дома.

4. Его НЕОГЛЯДНАЯ храбрость в бою вызывала уважение и восхищение однополчан.

5. БОЛОТНАЯ растительность не богата.

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БОЛЕЕ МУДРЫЙ учитель

пара ТУФЕЛЬ

новые ДОГОВОРЫ

ПОЛОЖИ на стол

с ЧЕТЫРЬМЯМИ студентками

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРЕНЕРЫ детских спортивных школ

ДВУХСТАМ посетителям

ЛЯГТЕ на спину

ИЗОБРЕТШИЙ эту модель

пара ЧУЛОК

7. Исправьте нарушение морфологической нормы. Поясните свой ответ.

У грузинов

В две тысячи первом годе

Не ложи на стол

Нет претензиев

С полтораста чемоданами

8. Значение какого слова определено неверно? Объясните значение этого слова.

1) колоритный — сытный, содержащий много калорий.

2) амикошонство — чрезмерная фамильярность.

3) альвеолы — скопление микроскопических воздушных пузырьков в бронхах.

4) витиеватый — замысловатый.

9. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Студент, не успевший подготовить ответ, грустно сказал, что ему понадобится ещё немного времени.

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

4) Благодаря стараний опытного доктора больной быстро поправлялся.

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) Татьяна любила гадать и старинные предания.

6) В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы.

7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена.

8) Глобализация современного мира, вопреки ожиданиям и прогнозам, усугубила социальные и политические противоречия в мире.

9) После получения копий накладных Алексей спросил фамилии курьеров, доставлявших заказы.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ультрафиолетовое излучение солнышка губительно действует на многие организмы, атмосфера же задерживает большую его часть.

11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Вольтеровская сатира жива ещё и потому, что она наполнена храброй мыслью этого удивительного человека, ставшего знаменем своей эпохи и бросившего семена свободомыслия и скепсиса в далёкое будущее.

12. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1) Точная и определенная позиция — не лучшая стратегия научного поиска.

2) В тексте используется разговорный стиль и типом является повествование.

3) Ряд слов журналист выражает в переносном смысле.

4) Он приводит нас к важному выводу.

13. Укажите предложения, которые не содержат речевых ошибок.

1) Эти дисциплины включают в себя сложные технические термины.

2) Я ручаюсь с уважением относиться к своему руководству и подопечным служащим.

3) Идеи должны развиваться, претерпевая на своем пути как победы, так и поражения.

4) Добрых людей на свете было, есть, и, надеюсь, будет всегда больше, чем злых и плохих.

14. Отредактируйте предложения.

Эти функции поручаются отделам рекламы. В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе. Они работают как самые отъявленные специалисты. Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.

Ответы:

  1. лекторов

  2. цепочка

  3. эффективность

  4. безоглядная

  5. четырьмя

  6. двумстам

  7. У грузин, в две тысячи первом году, не клади на стол, нет претензий.

  8. 1

  9. 41652

  10. солнца

  11. смелой

  12. 234

  13. 4

Эти функции возлагаются на отделы рекламы.

В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.

Сила Сибири – в её богатейшей минеральносырьевой базе.

Они работают как самые опытные специалисты.

Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.

В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.

Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.

Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.

Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.

В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

На собеседовании вам говорят: «Расскажите про ошибку, которую вы совершили». «Про самую большую неудачу в вашей карьере, жизни». «Про какой-то свой неуспешный, неудавшийся проект». «Проект, который вы провалили». Или спрашивают: «Как вы справляетесь с неудачами? Приведите пример». И тому подобное.

Эта статья о том, как ответить на эти вопросы.

Подобные вопросы задают, потому что хотят узнать ваше отношение к ошибкам и неудачам. И если работодателю понравится ваша реакция, она совпадет с тем, как он хочет, чтобы сотрудники реагировали на неудачу, то ответ будет засчитан, как правильный.

Т.е в этой статье я расскажу, что и как стоит отвечать, чтобы у вашего ответа было больше шансов быть засчитанным, как «правильный».

Итак, первый вопрос «Расскажите про ошибку, которую вы совершили».

Если вам задали вопрос про ошибку, лучше на него ответить. Ответ «Я никогда не делаю ошибок» вызовет недоверие и связанное с этим подозрение, что человек что-то скрывает.

Покажите, что вам нечего скрывать. Все совершают ошибки. Просто нужно найти такую, о которой не стыдно рассказать. И обязательно сказать, как ее исправили и чему научились.

Если вам говорят на собеседовании: «Нам нужен человек, который учится на чужих ошибках».

Вы говорите: «На чужих ошибках я тоже учусь. Но и свои совершать не боюсь». Френк Вильчек (американский физик, лауреат Нобелевской премии (2004) сказал: «Если вы не делаете ошибок, значит вы решаете слишком простые задачи. И это большая ошибка».

Поэтому, если вас попросили рассказать про ошибку, расскажите! Но про небольшую и, желательно, сделанную в начале карьеры. Тогда ошибки совершать оправдано, типично, понятно и не предосудительно.

Бывает, интервьюер спрашивает конкретно: «Расскажите про недавний случай, когда вы сделали ошибку». Или «на последней вашей работе» или «текущей работе».

Здесь 2 стратегии.

1. Вы честно рассказываете про какую-то небольшую оплошность, которую недавно совершили.

2. Все-таки попробуйте расширить рамки вопроса. Переформатировать «недавний случай» в случай, который случился в начале вашей карьеры.

Т.е Вас просят рассказать про недавний случай, когда вы совершили ошибку

Вы, подумав некоторое время, говорите:

«Сейчас я гораздо опытней, чем, скажем, 10 лет назад. Поэтому я не совершаю ошибок, о которых стоило бы рассказывать. Но когда я только начинал свою карьеру, был один случай».

И дальше идет подготовленная история о том, как вы чего-то не знали, не умели, не считали важным. Совершили промах, исправили его и чему-то научились благодаря ему.

Если рекрутер настаивает: «Нет, расскажите про недавнюю и большую ошибку!» Спокойно и уверенно скажите: «Ну, не совершал я больших ошибок недавно. Не буду же я придумывать».

Отвечая на вопрос об ошибке, не помешает с самого начала задать философско-позитивное отношение к ней. Такое отношение считается в современном менеджменте правильным. И уверенно продемонстрировать это отношение на конкретном примере.

Например,

Вы говорите: «Все совершают ошибки. Не совершает ошибок тот, кто ничего не делает. Главное это вынести урок и двигаться дальше». Это ваше отношение.

И потом рассказываете про незначительную и типичную для вашей профессии ошибку, которую вы совершили. Что-то перепутали, не учли по неопытности, забыли. Озвучьте причину, по которой та ошибка произошла, признайте вину (я тогда чего-то не знал, не умел, не разбирался, мало опыта было). Расскажите, как вы исправили ситуацию, когда осознали, что напортачили. И, самое главное, скажите, что вы вынесли из той ситуации полезного. Как вы теперь поступаете в подобном случае по-другому. Потому что была та ситуация. Прямо так и говорите. «Теперь (с тех пор) я делаю вот так и так, потому что та ситуация научила меня этому».

Как сформулировать урок, который вы вынесли из ситуации? Бывает это сложно сделать. Ошибку люди описывают, а урок не могут осознать и вербализировать. В этом вам помогут следующие вопросы. Задайте их себе и ищите ответ.

Итак. Вы совершили ошибку. Вы ее как-то исправили.

Что вы поняли благодаря этой ситуации? Чему вы научились? Что вы теперь умеете? Что знаете, как результат того, что случилось? Какой вывод вы сделали из ситуации? Приняли решение? Что вы теперь делаете по-другому благодаря той ошибке?

Далее. О каких ошибках не стыдно рассказать? Какие бывают примеры ошибок.

1. Вы что-то забыли, потому что было много заданий, сжатые сроки и мало времени. Вы были в стрессе, под давлением обстоятельств и ответственности, уставший и потому что-то забыли. После того случая вы прошли тренинг по тайм менеджементу и научились расставлять приоритеты, а не хвататься за все сразу. И теперь вы знаете, как планировать свое рабочее время. Или же вы поняли, что у вас тоже есть пределы, и вам не стоит брать слишком много заданий за один раз.

2. Вы не знали, как выполнить задание, потому что это было в первый раз. Вы попытались сами сделать и ошиблись. После этого всегда спрашиваете у других и не стесняетесь просить о помощи.

3. Вы доверились другим людям, и вас подвели. Вы на опыте научились золотому правилу «доверяй, но проверяй».

Это лишь общие направления, подробности и конкретика должны быть из вашего случая.

Что касается большой ошибки. Стоит ли о ней говорить.

При подготовке к собеседованию мне один человек рассказывал про случай, когда он проходил центр оценки в своей компании, т.е был внутренним кандидатом на открывшуюся вакансию и претендовал на повышение. Его спросили про ошибку. И он описал свою крупную неудачную сделку, которую он недавно провел в этой компании. Просто потому, что все, кто его собеседовал, знали о ней, и скрывать что-то было бессмысленно. Он честно рассказал, как все было, в чем была его вина, как он все исправил и чему в итоге научился. Именно это и хотели услышать его коллеги – принятие ответственности, отношение к ошибке как к уроку и жить дальше. Работать, учиться, делать лучшее, что можешь в данных жизнью обстоятельствах. И он получил повышение. Хотя его ошибка стоила компании денег.

Правда, это была международная компания. В локальных компаниях к ошибкам могут относиться гораздо предосудительнее. Поэтому вариант «небольшая ошибка» все-таки наиболее приемлемый и менее рискованный.

Если вопрос сформулирован так: «Расскажите про вашу самую большую ошибку в жизни».

Первое, что вы делаете для себя (чтобы легче было отвечать), это убираете слово «самый» и просто рассказываете про «большую ошибку в жизни».

Что может быть большой ошибкой?

1. Вы, например, можете сказать, что не учили английский в школе, и эта было большой ошибкой. Потому что сейчас или пока не выучили язык, не могли найти достойной работы.

2. Многие говорят, что их первый брак был ошибкой. Без подробностей и негатива. В общем. Это было по молодости, сейчас бы вы этого не сделали. Но обязательно скажите, что это был опыт. Иногда нужно попробовать что-то, чтобы убедиться, что это не твое.

3. Если вы работаете не по специальности, которая у вас в дипломе, то можно сказать, что сейчас вы бы выбрали другое высшее образование. Причем, именно такая формулировка. Вас просят рассказать про вашу самую большую ошибку. Вы говорите: «Сейчас я бы выбрал другое высшее образование». Так звучит лучше. И будьте готовы сказать, какое образование вы бы сейчас выбрали. Логично было бы, чтобы оно было связано с вашей текущей работой. Например, у человека диплом юриста, но работает менеджером по продажам. И он говорит, что сейчас я бы выбрал что-то, связанное с менеджментом или продажами, маркетингом. Если спросят, а зачем же вы выбрали то образование, которое не используете теперь? Честно расскажите почему. Это же ошибкой было. Родители посоветовали, рядом с домом было, это была единственная специальность на бюджете. Или мне сначала нравилось, я думал мое. В молодые годы это нормально и не предосудительно.

Далее. Чего говорить не стоит. Если вы работаете бухгалтером, например, и проходите собеседование на эту позицию, ни в коем случает не говорите, что вашей большой ошибкой в жизни было выбрать профессию бухгалтера. Потому что тогда естественно напрашивается вывод, что вы не любите ваше дело, не мотивированы выполнять обязанности. И будете либо постоянно «смотреть на сторону» искать себя в чем-то другом, либо в целом негативно относиться к работе. Кому же такой специалист нужен? Работодатель заинтересован в работниках, которым интересно делать то, что они делают.

Вообще, что делать, если собеседующий явно пытается узнать подробности вашей личной жизни. И в целом проводит то, что называется стрессовым интервью, где на вас давят, задают неожиданно интимные, не относящиеся к работе вопросы и настаивают на откровенных ответах. Обычно профессиональным рекрутерам это не свойственно, они заинтересованы в том, чтобы не отпугнуть подходящего под позицию кандидата и заинтересовать его прийти на собеседование к работодателю. Но на собеседовании с будущим руководителем это бывает нередко. В этом случае, при подготовке к собеседованию, я советую людям помнить, что они тоже выбирают. Не только их выбирают. Вы выбираете себе будущего работодателя, начальника. Он думает, что он вас тестирует. Но это показательные выступление и для него. У вас есть возможность посмотреть на того, с кем вам в будущем придется работать. Вы хотите такого босса? Решайте.

Часто такие стрессовые интервью проводятся, как проверка, для работы, где приходится иметь дело с конфликтами или просто с людьми, клиентами, которые бывают разные. Там, как вы понимаете, нужны терпение или хладнокровие, уравновешенность и умение, пропуская через себя негатив, легко отпускать личные обиды и искать в разговоре то рациональное зерно, которое поможет найти обоюдно выгодное решение в ситуации конфликта.

Поэтому если у вас такая работа, то, быть может подобное стрессовое интервью это ваша проверка.

Еще одна формулировка вопроса об ошибке, которая встречается на интервью. «Какая была самая большая ошибка в вашей карьере?»

Здесь вы мелочью не отделаетесь. Будет звучать смешно. Формулировка не позволит.

С другой стороны не стоит рассказывать унижающий вас в профессиональном плане случай, даже если он у вас был.

Но никто не мешает вам немного переформулировать вопрос, чтобы отвечать на него было удобнее. Вы говорите:

«К счастью, в моем профессиональном опыте не было ничего трагического, что бы негативно повлияло на мою карьеру. Но ошибки я, как и все, совершал».

И дальше идет пример принятого когда-то неправильного решения, упущенной возможности. Обязательно выводы, чему научились, что полезного вынесли из ситуации.

Какие здесь могут быть примеры ошибок. Т.е что-то серьезное, существенное в рамках вашей карьеры, но оправданное и не предосудительное.

Вы, например, можете рассказать случай, когда упустили возможность перспективной работы. Здесь куча вариантов. Примеры из ответов людей, которых я подготавливала к собеседованию:

– Вы тогда не знали английский, и вас не взяли. Или вы побоялись, что вашего английского не хватит, и решили не рисковать. Сейчас, когда вы стали более уверены в себе, в своих силах, вы бы, конечно, рискнули. Но «сейчас» не «тогда». Вы сожалеете о том упущенном случае и считаете свое решение тогда ошибкой.

– Или вам предложили работу, вы думали, что работа не перспективная и отказались, а она оказалась очень даже перспективной. Потом узнали, что человек, который занял эту позицию, получил повышение, переехал в другую страну.

– Или работа требовала переезда, вы в тот момент не были готовы это сделать, отказались от предложения, но потом пожалели об этом.

Т.е это должна быть причина, которая не умаляет вас, как профессионала, в глазах собеседующего. Просто неправильное решение. И в то же время вы считаете это большой ошибкой в вашей карьере.

Одна дама сказала мне, что большой своей ошибкой считает свой отказ от оплачиваемых компанией курсов английского языка на одной работе. Тогда она подумала, что ей английский не нужен. И отказалась. Потом ей пришлось платить из своего кармана, чтобы выучить язык.

Типичная база для ошибок это доверие другим людям. Думал, что знаю человека хорошо. Доверился. Человек меня подвел.

Например.

«Друг предложил выгодное дело, я ушел с работы, проработал три месяца бесплатно. Друг передумал продолжать дело. Я остался без работы и денег. Ошибся».

«Посоветовал друга на работу. Он себя там повел очень некрасиво. Мне было неудобно».

«На собеседовании в компании оговаривали одни условия, когда пришел на работу, все оказалось абсолютно не так. Опять же, проработал 2 месяца, ушел, потому что не платили. В итоге потерял время. С того раза я всегда проверяю компанию в интернете и не соглашаюсь на что-то сомнительное».

Это были рекомендации относительно ситуации на собеседовании, когда вас просят рассказать об ошибке, которую вы совершили. В разных формулировках.

Мы идем дальше. Вопрос про неуспешный проект. Или проект, который вы провалили, неудачно завершившийся проект. Или задание, которое вы не смогли выполнить. Формулировки могут быть разными, но идея одна и та же. Как вы относитесь к неудачам.

Опять же, покажите свое позитивно-философское отношение к неудаче, неуспеху, провалу и тд. Одновременно переформулируете вопрос так, чтобы на него было комфортнее и приятнее отвечать.

Как?

Вас спрашивают про провальный, неуспешный проект, вы говорите: «Для меня неуспешный проект это когда события идут не так, как планировалось, предполагалось и неожиданно плохо». И потом рассказываете про такой случай. Т.е вы говорите не про неудачу, ошибку и провал, а про то, что вышло не так, как ожидалось.

У всех в практике найдется что-то подобное. Планировалось одно, готовились, сделали все, как казалось правильным в тот момент, как делалось раньше. Но «человек планирует, бог смеется», как говорится. Обстоятельства сложились так, что вы не смогли реализовать все, как задумывалось, и пришлось решать появившуюся проблему. Вспомнили подобный случай? Вспомните.

План рассказа все тот же. Ситуация была такая то. Задача стояла такая то. Мы или я сделал то-то и то-то. Результат оказался неожиданно неприятным – вот таким-то. Я предпринял такие-то действия. Ситуация, конечно же, улучшилась. Как улучшилась, опишите. Я вынес такой-то урок. Все.

И напоследок, для эмоциональной поддержки при ответе на вопрос о ваших ошибках и неудачах, цитата Майкла Джордана, знаменитого американского баскетболиста.

“Я промазал больше девяти тысяч бросков за свою карьеру. Проиграл в трехстах матчах. Двадцать шесть раз мне доверяли решающий бросок, и я промахивался. Я терпел неудачи снова и снова. Именно поэтому я чемпион.“

Подготовка к собеседованию на английском языке и русском языке, читайте подробнее здесь.

Еще статьи на тему “Подготовка к собеседованию”.

Видео на тему подготовки к собеседованию и ответов на самые распространенные вопросы на собеседовании на моем ютуб канале.

Я желаю вам УЧИТЬСЯ на собственных ошибках!

Удачи!


Главная цель этой статьи заключается в том, чтобы читатель полностью разобрался с тем, каким образом ему следует поступать при возникновении непредвиденных ситуаций в обыденной жизни.


Иногда жизнь заставляет нас принимать сложные решения. И в такие моменты нам не всегда удается делать правильный выбор. Чаще всего об этом мы узнаем не сразу, а спустя какое-то время. Но в любом случае мы начинаем нервничать, так как совершили ошибку.

В подобных ситуациях человек неосознанно начинает копаться в своей голове и вспоминать произошедший случай, убеждая себя в том, что он мог поступить иначе. Эти мысли начинают вызывать в нём неприятное чувство сожаления и не дают ему спокойно жить.

Конечно, такие размышления в ближайшее время перестанут его тревожить, однако сам факт того, что человек из-за совершенной ошибки начал копаться в прошлом, является совершенно ненужной проблемой.

Содержание

  • 1 Почему не надо жалеть об ошибках?
  • 2 Боязнь ошибок. К чему она приводит?
    • 2.1 Как бороться с ошибками и их последствиями?
  • 3 Смысл ошибок в жизни людей

Почему не надо жалеть об ошибках?

Грусть

Да потому что смысла и пользы в этом нет. То мгновение, в котором вы ошиблись с принятием решения, находится уже далеко в прошлом. И всё, что вы можете с этим сделать — попытаться исправить ситуацию или же извлечь из неё ценный урок, который позволит взглянуть на проблему с другой стороны: понять причину проделанной ошибки и сделать необходимые выводы.

Однажды знаменитый американский публицист У. Ченнинг сказал:

Ошибки – это наука, помогающая людям двигаться вперед.

Это действительно правда, ведь после каждой ошибки возникают последствия, с которыми нам приходиться бороться. И в процессе этой борьбы у нас начинают накапливаться знания, которые в будущем превращаются в ценный опыт. Так что любое ошибочное действие может принести нам больше пользы, чем бездействие из-за боязни совершить неправильный поступок.

Также следует понимать, что ошибки — это неотъемлемая часть жизни, и каждая из них является отдельной частичкой того опыта, который будет накапливаться у нас на протяжении всего периода нашего существования. Поэтому к любому уже совершенному ошибочному действию не стоит относиться как к чему-то негативному, ведь именно ошибки помогают людям испытывать себя и учиться с ответственностью подходить к неоднозначным ситуациям, в которых нужно делать выбор.

Боязнь ошибок. К чему она приводит?

Если человек будет регулярно избегать ситуации, связанные с принятием сложных решений, то этими действиями он поставит в тупик не только свои планы и мечты, но и собственную жизнь. Почему? Давайте разбираться.

Во-первых, люди, которые боятся совершать ошибки, вряд ли смогут обрести счастливую и успешную жизнь, потому что для достижения поставленных целей необходимо пройти череду препятствий и неудач, что является достаточно трудным испытанием.

Во-вторых, они постепенно начнут замыкаться и терять уверенность в себе. Причиной этому является отсутствие сильного и закаленного характера, проявляющегося только в сложных ситуациях.

В-третьих, такие люди не смогут выйти за пределы зоны комфорта, что приведет к серости в жизни и однообразию без какого-либо продвижения и развития. Рано или поздно это приведет к деградации.

Помимо этого, у многих людей возникали случаи, когда судьба предоставляла им шанс кардинально изменить свою жизнь или же сделать то, о чем они всегда мечтали. Однако, как вы уже поняли, им не удавалось сделать этого из-за страха совершения ошибки. В итоге всё сводилось к тому, что эти люди из года в год жалели об утраченной возможности и мечтали вернуться в тот момент и поступить иначе…

Как бороться с ошибками и их последствиями?

Определенного способа, который помог бы людям перестать ошибаться или же успешно справляться со своими проблемами — нет. Естественно, вы можете спрашивать советы у друзей и знакомых или просматривать интернет в поисках информации, но вам вряд ли удастся найти нужный ответ. Да и в принципе, зачем вообще нужно бороться с ошибками, если они представляют для человека ценность в плане его развития и формировании как личности?

Впрочем, от некоторых решений действительно могут возникнуть серьезные последствия, которые придется устранять. Что делать в таких обстоятельствах? Главное — сохранять спокойствие.

Возьмите в руки листок бумаги и проведите вертикальную линию, поделив лист на две части. На левой стороне перечислите все трудности, с которыми вам нужно разобраться, а с правой — методы их решения + возможные последствия. После того, как все проблемы будут зафиксированы на бумаге, приступайте к их устранению, начиная с самых простых. По возможности выбирайте решения с незначительными последствиями.

Смысл ошибок в жизни людей

Напоследок давайте рассмотрим основные преимущества ошибочных действий людей и убедимся, что ошибки приносят нам только пользу.

• Благодаря ошибкам люди получают ценный опыт, который позволяет им повторно не совершить эти же самые ошибки.

• Ошибки помогают человеку разобраться в себе, своих умениях и проверить на деле свои способности.

• Ошибочные действия подталкивают людей к размышлениям и поискам выхода из сложных ситуаций, что является хорошим методом развития.

• Ошибки отлично закаляют характер, наделяя его необходимыми качествами, способными предотвратить негативные последствия совершенных ошибок.

• Без ошибок жизнь была бы скучной. И это действительно так, ведь если вы регулярно натыкаетесь на них, значит вы не стоите на месте и постоянно находитесь в поиске чего-то нового.

При этом всегда следует помнить, что неоправданный риск и неосознанное принятие решения ни к чему хорошему не приведут. Поэтому перед тем, как решиться произвести какое-либо серьезное действие, необходимо подробно проанализировать все его возможные последствия в случае неудачи.

Ну вот и всё, на этой ноте я предлагаю закончить обсуждение данной темы. Я надеюсь, вы не пожалели о потраченном времени и узнали из этой статьи что-то новое для себя. Не бойтесь принимать серьезные решения и совершать ошибки. Удачи!


Контрольная работа № 1 по теме « Современные орфоэпические, лексические и грамматичекие нормы русского языка”

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

лекторОв занятА ходАтайствовать добелА кУхонный

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прозорлИва цЕпочка чЕрпать наделИт крАны

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Я и по сей день полный НЕВЕЖДА в области кулинарии.

2. Испытание поможет определить ЭФФЕКТНОСТЬ существующих средств защиты от информационных атак.

3. У её ног высился недостроенный ПЕСОЧНЫЙ замок, а позади сверкало море.

4. Перед входом в ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ собор росла целая роща африканских пальм.

5. Настроение исполнителей немедленно находило ОТКЛИК в зрительном зале.

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Он малообразованный человек, в общем — полный НЕВЕЖДА.

2. Наша соседка очень ДОВЕРЧИВА и легко поддаётся обману.

3. НЕСТЕРПИМЫЙ холод заставляет всех сидеть дома.

4. Его НЕОГЛЯДНАЯ храбрость в бою вызывала уважение и восхищение однополчан.

5. БОЛОТНАЯ растительность не богата.

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БОЛЕЕ МУДРЫЙ учитель

пара ТУФЕЛЬ

новые ДОГОВОРЫ

ПОЛОЖИ на стол

с ЧЕТЫРЬМЯМИ студентками

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРЕНЕРЫ детских спортивных школ

ДВУХСТАМ посетителям

ЛЯГТЕ на спину

ИЗОБРЕТШИЙ эту модель

пара ЧУЛОК

7. Исправьте нарушение морфологической нормы. Поясните свой ответ.

У грузинов

В две тысячи первом годе

Не ложи на стол

Нет претензиев

С полтораста чемоданами

8. Значение какого слова определено неверно? Объясните значение этого слова.

1) колоритный — сытный, содержащий много калорий.

2) амикошонство — чрезмерная фамильярность.

3) альвеолы — скопление микроскопических воздушных пузырьков в бронхах.

4) витиеватый — замысловатый.

9. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Студент, не успевший подготовить ответ, грустно сказал, что ему понадобится ещё немного времени.

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

4) Благодаря стараний опытного доктора больной быстро поправлялся.

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) Татьяна любила гадать и старинные предания.

6) В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы.

7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена.

8) Глобализация современного мира, вопреки ожиданиям и прогнозам, усугубила социальные и политические противоречия в мире.

9) После получения копий накладных Алексей спросил фамилии курьеров, доставлявших заказы.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ультрафиолетовое излучение солнышка губительно действует на многие организмы, атмосфера же задерживает большую его часть.

11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Вольтеровская сатира жива ещё и потому, что она наполнена храброй мыслью этого удивительного человека, ставшего знаменем своей эпохи и бросившего семена свободомыслия и скепсиса в далёкое будущее.

12. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1) Точная и определенная позиция — не лучшая стратегия научного поиска.

2) В тексте используется разговорный стиль и типом является повествование.

3) Ряд слов журналист выражает в переносном смысле.

4) Он приводит нас к важному выводу.

13. Укажите предложения, которые не содержат речевых ошибок.

1) Эти дисциплины включают в себя сложные технические термины.

2) Я ручаюсь с уважением относиться к своему руководству и подопечным служащим.

3) Идеи должны развиваться, претерпевая на своем пути как победы, так и поражения.

4) Добрых людей на свете было, есть, и, надеюсь, будет всегда больше, чем злых и плохих.

14. Отредактируйте предложения.

Эти функции поручаются отделам рекламы. В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе. Они работают как самые отъявленные специалисты. Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.

Ответы:

  1. лекторов

  2. цепочка

  3. эффективность

  4. безоглядная

  5. четырьмя

  6. двумстам

  7. У грузин, в две тысячи первом году, не клади на стол, нет претензий.

  8. 1

  9. 41652

  10. солнца

  11. смелой

  12. 234

  13. 4

Эти функции возлагаются на отделы рекламы.

В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.

Сила Сибири – в её богатейшей минеральносырьевой базе.

Они работают как самые опытные специалисты.

Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.

В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.

Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.

Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.

Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.

В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

Очаковская Надежда Станиславовна

Учитель русского языка и литературы

МАОУ Гимназии № 4 г. Красноярска

Класс: 10

Аннотация:

Данное практическое занятие (тест, ответы к тестовым заданиям) предполагает

комплексное повторение по теме: «Лексические нормы современного русского языка.

Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок», что очень часто вызывает

трудности при выполнении заданий в формате ГИА11. При помощи выполнения

практических заданий учащимся предоставляется возможность вспомнить изученные

правила и закрепить навыки норм словоупотребления.

Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема

преодоления речевых ошибок» (продолжение урока).

Цели урока: комплексное повторение по теме ««Лексические нормы современного русского

языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».

Задача: подготовка к ГИА – 11.

Целевая аудитория: 10 класс.

ТЕСТ

1. Отметьте предложения, в которых устойчивые выражения употреблены с ошибками.

1) Они решили: пока суть да дело, надо бежать.

2) Не лезь с суконным рылом в калашный ряд.

3) Во время сессии голова идет кругом.

4) Он летел на лекцию изо всех сил.

2. Укажите предложения с тавтологией.

1) А если следовать вашим мыслям, то и исследователей не может быть.

2) Если говорить о готовой, построенной теории, то, конечно, она обретает четкость.

3) А если такие условия покажутся невыполнимыми, тогда примите утрату Рубенса как

издержки войны.

4) И это реальная действительность.

3. Найдите предложения с речевой избыточностью.

1) Члены партизанского отряда предчувствовали свою гибель.

2) В нашей стране в последнее время часто пропадают известные личности.

3) Лекции по химии я предпочту футбольный матч.

4) Я разделяю ваше мнение и полностью с ним согласна.

4. Определите предложения с многозначными словами.

1) Подражать крикам животных Ваня обучился у деда.

2) От разгоревшегося пожара посветлело на улице.

3) Даже мыльные пузыри не любят, когда их надувают.

4) Исполнительная власть на местах активизировала свою работу.

5. Найдите предложения с речевыми недочетами.

1) Сейчас мы заняты строительством новых сооружений.

2) Девушка живет в органической связи с миром природы.

3) В городе недавно прошли выборы мэра.

4) Тайна смерти Зои Федоровой попрежнему остается загадкой.

6. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1) Точная и определенная позиция не лучшая стратегия научного поиска.

  • ⇐ Назад
  • 123
  • 4
  • 5
  • 6
  • Далее ⇒

Б7. В каком предложении допущена речевая ошибка?

1) Главным объектом искусства всегда остается человек, его духовный мир, его идеи.

2) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.

3) В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.

4) В конце XVIII века страна была разделена на три неравные половины.

Б8. В каком предложении допущена речевая ошибка?

1) Мой друг всегда полон новых идей.

2) Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

3) Лектор оперировал с точными фактами.

4) Эта фирма производит телевизоры высокого качества.

БЛОК II Русский язык в аспекте культуры речи

Лексические нормы русского языка

Отметьте предложения, в которых устойчивые выражения употреблены с ошибками.

1) Они решили: пока суть да дело, надо бежать.

2) Не лезь с суконным рылом в калашный ряд.

3) Во время сессии голова идет кругом.

4) Он летел на лекцию изо всех сил.

Укажите предложения с тавтологией.

1) А если следовать вашим мыслям, то и исследователей не может быть.

2) Если говорить о готовой, построенной теории, то, конечно, она обретает четкость.

3) А если такие условия покажутся невыполнимыми, тогда примите утрату Рубенса как издержки войны.

4) И это реальная действительность.

Найдите предложения с речевой избыточностью.

1) Члены партизанского отряда предчувствовали свою гибель.

2) В нашей стране в последнее время часто пропадают известные личности.

3) Лекциям по химии я предпочту футбольный матч.

4) Я разделяю ваше мнение и полностью с ним согласна.

Определите предложения с многозначными словами.

1) Подражать крикам животных Ваня обучился у деда.

2) От разгоревшегося пожара посветлело на улице.

3) Даже мыльные пузыри не любят когда их надувают.

4) Исполнительная власть на местах активизировала свою работу.

Найдите предложения с речевыми недочетами.

1) Сейчас мы заняты строительством новых сооружения.

2) Девушка живет в органической связи с миром природы.

3) В городе недавно прошли выборы мэра.

4) Тайна смерти Зои Федоровой по-прежнему остается загадкой.

5)

Укажите предложения с речевыми ошибками.

1) Точная и определенная позиция – не лучшая стратегия научного поиска.

2) В тексте используется разговорный стиль и типом является повествование.

3) Ряд слов журналист выражает в переносном смысле.

4) Он приводит нас к важному выводу.

Найдите предложения без речевых недочетов.

1) В начале перестройки шахтеры дебатировали с работниками Министерства угольной промышленности.

2) Это высказывание немного категорично и не должно соответствовать действительности.

3) Без любви жизнь была бы скучной и однотонной.

4) В повести не открыто ничего интересного.

Отметьте предложения, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1) Автор говорит, что формируется третья технологическая революция.

2) Два партизанских отряда воссоединились только глубокой осенью.

3) Заведующий кафедрой вдруг живо почувствовал проблему.

4) Я вас очень прошу принять меня на работу.

Определите предложения без речевых ошибок.

1) По общим сведеньям, студенты сдают хорошие результаты, проявляют упорство и изобретательность.

2) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья.

3) Пусть мне не будет сильно интересно, но я обязана вас выслушать.

4) В своей речи он часто использует высокопоставленную лексику.

Укажите предложения, которые не содержат речевых ошибок.

1) Эти дисциплины включают в себя сложные технические термины.

2) Я ручаюсь с уважением относиться к своему руководству и подопечным служащим.

3) Идеи должны развиваться, претерпевая на своем пути как победы, так и поражения.

4) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем злых и плохих.

ЯЗЫКОВАЯ НОРМА И ВАРИАТИВНОСТЬ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ


  • ⇐ Назад
  • 123
  • 4
  • 5
  • 6
  • Далее ⇒



Для реализации познавательной и творческой
активности школьника в учебном процессе использую современные
образовательные технологии, дающие возможность повышать качество
образования, более эффективно использовать учебное время и снижать
долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени,
отведенного на выполнение домашнего задания.

1. Проблемное обучение: создание в учебной
деятельности проблемных ситуаций и организация активной
самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в
результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями,
навыками, развиваются мыслительные способности.

2. Разноуровневое обучение: появляется
возможность помогать слабому, уделять внимание сильному,
реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться
в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях,
слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается
уровень мотивации ученья.

3.Лекционно-семинарско-зачетная система: данная
система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает
учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность
сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое
целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: «Повторение пройденного по разделу «
Морфемика»

Цели и задачи урока:

— организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и
способов деятельности при повторении материала по разделу «
Морфемика»;

— вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно — творческий
характер;

— развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в
самовыражении, самоактуализаци.

Ход урока

  • Оргмомент.

  • Сообщение темы и цели урока.

— Тема урока «Повторение материала по разделу «Морфемика»

— Сегодня на уроке мы с вами повторим определения морфем:
приставки, корня, суффикса, окончания и основы. а также вспомним
основные орфограммы, изученные в этом разделе: правописание букв
о-а в корнях -лаг- — -лож-, — раст- — — рос-, правописание букв и-ы
после ц и о-ё в корне слова после шипящих. Делать это мы будем при
помощи индивидуальной работы и фронтального опроса.

— Итак, давайте повторим, что мы будем делать на уроке?

III. Повторение и обобщение материала.

1) Теория

— Ребята, сегодня я буду оценивать вашу работу, а в дальнейшем
мы будем учиться оценивать друг друга и себя.

— Ребята, перед вами учебники. Вы можете посмотреть в них при
подготовке к вопросу.

1) Что такое корень?

2) Что такое нулевое окончание?

3) Что такое родственные слова?

4) Как выделить окончание?

5) Что такое морфема?

6) Из каких морфем состоит основа?

7) Что такое корни с безударными чередующимися гласными?

8) Какая морфема образует форму слова?

9) Расскажи о правописание корней РОС- РАСТ

10) Какие чередование согласных звуков происходят в словах?

11) Назови слова исключения с написание корней РАСТ-РОС

12) Правописание корней ЛАГ-ЛОЖ

13) Для чего необходимо учитывать значение морфем?

14) Правописание О-Ё после шипящих в корне слова

2) Подумай, это интересно.

  • Вини — Пух и Пятачок поспорили, какое окончание в в слове
    мармелад. Вини — Пух утверждает, что — ад, а Пятачок считает,
    что окончания здесь вообще нет. Кто из них прав?

  • Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же — в дневнике я и в журнале

3) Работа у доски. Вставь пропущенные буквы.

Ст…рожил города, прил..гательное, выр..щенный, прил..скать,
ум..лять о помощи, прил..жение, р..сток, водор..сли,пос..дел от
старости, сл..зал варенье, сл..пил из пластилина, прил…пил к
бумаге.

4) Самостоятельная работа по карточкам ( разноуровневые
карточкам)

1* Выпр…мить, взгл…нул, зв…ринец, л…пили, на б…р…гу, р…чушка,
пл…сать, пл…чистый, п…сатель, п…вец, созр…вать, н…зина, сп…шить,
л…стопад, нар…дились, дов…рять, прип…кает, оп…риться, од…ночество,
кор…нь

2** Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный,
д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память),
разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать
(на забор), зад…вать, задр…жал, просв…щение, посв…щение, разр..дить
(обстановку), разр…дить (морковь)

3*** Насл..ждение, подр..внять кусты, пол..скать
кошку, разр..дить ружьё, прим..рять платье, скр..пя сердце,
прож..вать в городе, ув..дать на солнце, пол..скать бельё,
прим..рять друзей, ч…стота в доме, она очень м..ла, сл..пить в
комок, ув..дать издалека, сл…зать с дерева, скр..пя зубами,
подр..сли р..стения, укр..щать животных.

5. Объяснительный диктант

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.

Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

6) Итог урока. Рефлексия.

Чем интересен был урок?

Чем особенно запомнился?

Какую орфографическую задачу решили?

Рефлексия:

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением

7) Домашнее задание. Найди 8 пословиц, в
которых в глаголах есть б/гл, проверяемая ударением

Культура речи и проблема преодоления речевых
ошибок. 5 уроков

Цели:

Развивающая: формирование лингвистической
компетентности через овладение языковыми понятиями «культура речи»,
«языковая норма», «речевая норма», практическое владение речевыми
нормами; формирование умения владеть способом действия при выборе
речевой нормы, умения анализировать, сопоставлять, дифференцировать
языковые явления, делать выводы на основе анализа; формирование
коммуникативной компетентности посредством овладения всеми видами
речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение);
формирование информационной компетентности через умение
осуществлять поиск необходимой информации, выделять главную и
второстепенную информацию.

Воспитательная:формирование представления о
русском языке как духовной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; овладение культурой
общения.

Образовательная:знать о понятии «культура речи»
и его составляющих, владеть основными нормами русского
литературного язык

Лекционно-семинарско-зачетная система

1-2урок Лекция

3 урок Практическое занятие. «Лексические нормы
русского языка»

4 урок Семинарское занятие

5 урок Контрольно-тестовая работа

Лекция.

План.

  • Понятие речевых ошибок.

  • Причина возникновения речевых ошибок.

  • Лексическая сочетаемость.

  • Контаминация.

  • Двусмысленность высказывания.

  • Речевая избыточность.

  • Тавтология

1. Литературный язык является частью
национальной культуры Литературный язык- важнейшее культурное
достояние, требующее заботы о соблюдении норм и поддержание его
развития. Одна из важнейших составляющих культуры речи является
нормативность. Её нарушение неизбежно приводит к появлению речевых
ошибок, происходит сбой в коммуникации, так как речь лишается
точности, логичности. Нормативная сторона речи связана с её
грамматической правильностью, соблюдением тех норм, которые стали
определять современный русский язык.

В наши дни очень сложно сохранять правильность
речи, так как мы подвергаемся негативному воздействию СМИ,
гаджетов, в которых , к сожалению, возросло количество речевых
ошибок. Это можно объяснить пренебрежением к русскому языку и
низким профессионализмом пишущих и говорящих. Сегодня можно увидеть
последнее слово новейшей техники. Другой альтернативы в этом
вопросе нет.

Однако вопрос о предупреждении или искоренении
речевых ошибок может подниматься лишь при понимании их сущности, а
именно это задание в ЕГЭ для нас остаётся камнем преткновения.

Речевая ошибка- нарушение
произносительных(орфоэпических) или согласовательных норм
литературного языка. Речевым ошибкам присущи две черты-
неосознанность употребления и наличие грамматически правильного
(нормативного) инварианта.

2. Говоря о причинах возникновения речевых
ошибок следует отметить следующее:

  • Влияние смысловых аналогий : директор(чего?)
    школы-заведующий детского сада вместо (чем?) садом.

  • Незнание лексического значения слова. Мы
    любовались в горах прекрасной фауной (флора)

  • Нарушение лексической сочетаемости. Я
    склоняю( преклоняю) колени перед вашей красотой.

  • Усвоение ребёнком безграмотной речи
    взрослого: насыпь супа, ложи в сумку. Переучить очень сложно.

  • Нарушение логики высказывания (аллогизм).
    Радушные хозяева накормили нас отменным подбором блюд.

3. русский язык велик и могуч, но наша речь
порой бывает очень невыразительной и бедной. Чаще всего мы не
используем богатство нашего языка. Мы не умеем из множества слов
выбрать нужное, способное наиболее точно передать нашу мысль. Чем
богаче язык, тем больше в нём слов, следовательно труднее
разобраться в их лексическом значении. Ты всю жизнь строишь себе
идеалы ( строить воздушные замки). Я никогда не задумывался, почему
люди делают подвиги( совершают)

4. В основе любой речевой ошибки КОНТАМИНАЦИЯ —
взаимовлияние структур, их наложение.. Различают несколько уровней
контаминации:

1) фонетическая: дермантин, интригант

2)словообразовательная: убраться в квартире.

3) лексико — семантическая: ухудшение качества
продукции( качество снижается, а продукция ухудшается)

4) аналоговая: вкусное кофе ( какао), по
истечению (и)ю

5. Наиболее опасным, с точки зрения ясности,
является двусмысленность. Это явление препятствует точности,
логичности высказывания. В классе все ученики молчат, не говорят
вслух о поведении некоторых учеников, хотя не довольны их
поведением. Но такого не должно быть, но оно есть. Чего не должно
быть : молчания или поведения некоторых учеников? Питание «Малютка»
проверено Минздравом для детей отечественного производства.
Двусмысленность возникла из-за нарушения порядка слов, что повлекло
за собой нарушение культуры речи.

6.Речевая избыточность — явление многоуровневое.
Она встречается на словообразовательно- морфологическом уровне:
сохранить свободу и независимость, подростки- тинейджеры, ,
работать молча, без слов. Одной из форм речевой избыточности
является плеоназм- употребление лишнего слова: в апреле месяце,
короткий миг, свой собственный, понять и осмыслить.

7. Экономичное, точное выражение мысли —
важнейшее требование культуры речи. Тавтология — употребление
однокоренных слов: сувенир- памятный подарок, характерные черты
характера, автобиография — моё жизнеописание, демобилизоваться из
армии.

Домашняя работа: перечитать конспект, отметить,
что непонятно.

Практическое занятие №1. Лексические нормы
русского языка.

1. Почему данные словосочетания являются
плеоназмами. Объясните.

Огромный
масссив_______________________________________

Короткое
мгновение________________________________________

Первый
лидер_________________________________________________

Военная
оккупация______________________________________________

Промышленная
индустрия___________________________________________

Аморальный
проступок_____________________________________

Прейскурант
цен_________________________________________________

Закончит в мае
месяце_________________________________________________

2. Исправьте речевые недочёты, связанные с
ошибочным употреблением паронимов.

  • Рядом с этой комнатой помещалась огромная
    ванна и гардеробная.

  • Он поднимает эстетические и нравственные
    проблемы.

  • Я придерживаюсь такой линии.

  • Эта работа очень лирическая.

  • Этот фильм имел огромное воздействие на
    зрительную аудиторию.

3. Подберите к словам определения:

бережный______________________________________________

бережливый______________________________________________

боязливо___________________________________________________

боязно___________________________________________________

ветровой__________________________________________________

ветреный__________________________________________________

масляный_____________________________________________________

маслянистый______________________________________________________

нетерпимый__________________________________________________________

нестерпимый_________________________________________________________

невежа______________________________________________________________

невежда_____________________________________________________________

почтительный________________________________________________________

почтенный___________________________________________________________

практический_________________________________________________________

практичный__________________________________________________________

экономный___________________________________________________________

экономичный_________________________________________________________

гордый______________________________________________________________

горделивый__________________________________________________________

значимый____________________________________________________________

значительный________________________________________________________

4. Устраните речевые ошибки.

  • Прежде всего, всё в руках человека, а не
    техники.

  • В этих соревнованиях наши футболисты
    одержали поражение.

  • Охотники вдали приметили стаю уток и зайцев.

  • Наша новая встреча произошла глубокой
    осенью.

  • Критик не просто соглашается с режиссёром
    фильма, но и говорит, что его мнение ошибочно.

  • Если преследовать идеи этих людей, мы будем
    молчать.

  • Лёд — и тот тронулся.

  • Наука не перестаёт продвигаться вперёд.

  • Сотрудниками полиции была задержана плеяда
    хулиганов.

  • Иванов, ты обратно опаздываешь на урок.

  • Когда наша Русь была раздроблена, то её
    покорила монголо-татарское иго.

  • Мы были шокированы его прекрасным ответом.

  • Наша страна занимает не последнее место по
    производству промышленности.

Домашняя работа. (распечатано на каждого
ученика)

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА

Расставьте самостоятельно ударения в данных словах.

  • апостроф

  • хвоя

  • жалюзи

  • приобретение

  • сформированный

  • бледна

  • обеспечение

  • осведомиться

  • хлопковый

  • подростковый

  • перенявший

  • жестка

  • убывший

  • баловать

  • принудить

  • благовест

  • гражданство

  • завидно

  • исчерпать

  • нефтепровод

  • средства

  • феномен

  • заняла

ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА

Обозначьте номера предложений, в которых допущена
речевая ошибка.

  • Мы довольно долго пробыли в Крыму.

  • Ученики уделяли заботу своей первой
    учительнице.

  • Каждый человек индивидуален, но это не
    мешает ему находить людей с похожими взглядами.

  • Лекарства от гриппа поступили в аптеку в
    нужном количестве.

  • Текст написан очень понятливым языком.

  • Учительница горячо защищала Вовку, и он
    испытывал к ней глубокое чувство признания.

  • Во многих странах есть больницы для бедных,
    где оказывают бесплатную помощь.

  • Ни один укол, который эта медсестра делает,
    не бывает больным.

  • Он был смешной парень: как начнет смеяться,
    так не остановишь.

  • Важную роль в создании образа героя играют
    эпитеты.

Семинарское занятие. ( Вопросы раздаются в
начале лекции)

  • Что такое лексика?

  • Что изучает лексикология?

  • Что такое паронимы, синонимы, антонимы?
    Приведите примеры.

  • Назовите виды омонимов в русском языке,
    охарактеризуйте их.

  • Каковы различительные признаки омонимии и
    полисемии?

  • Что представляет собой экспрессивно
    окрашенная лексика?

  • Что такое плеоназм?

  • Что такое тавтология?

  • Докажите, что тавтология в некоторых
    ситуациях может придавать высказыванию особую значимость.

  • Что такое лексическая сочетаемость?

  • Дайте классификацию лексических ошибок.

Дома: задание по КИМам

Контрольный тест по теме «Лексические нормы
русского языка»

Вариант № 1.

1. Отметьте предложения, в которых устойчивые
выражение употреблены с ошибками.

1) Они решили: пока суть да дело, надо бежать.

2) Не лезь с суконным рылом в калашный ряд.

3) Во время экзаменов голова идёт кругом.

4) Он летел в спортзал изо всех сил.

2. Укажите предложения с тавтологией.

1) А если следовать вашим мыслям, то и
исследователей не может быть.

2) И это реальная действительность.

3) Если говорит о готовой построенной теории, то
, конечно, она обретает четкость.

4) А если такие условия покажутся невыполнимыми,
тогда примите утрату Рубенса как издержки войны.

3. Найдите предложения с речевой избыточностью.

1) Члены партизанского отряда предчувствовали
свою гибель.

2) Урока по химии я предпочту футбольный матч.

3) Я разделяю ваше мнение и полностью с ним
согласна.

4) В нашей стране в последнее время часто
пропадают известные личности.

4. Определите предложения с многозначными
словами.

1) Подражать крикам животных Ваня научился у
деда.

2) От разгоревшегося пожара посветлело на улице.

3) Даже мыльные пузыри не любят, когда их
надувают.

4) Исполнительная власть на местах
активизировала свою работу.

5. Найдите предложения с речевыми недочётами.

1) Сейчас мы заняты строительством новых
сооружений.

2) Девушка живёт в органической связи с миром
природы.

3) В городе недавно прошли выборы мэра.

4) Тайна смерти Зои Фёдоровой по-прежнему
остается загадкой.

6. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1) Точная и определённая позиция — не лучшая
стратегия научного поиска.

2) В тексте используется разговорный стиль и
типом является повествование.

3)Ряд слов журналист выражает в переносном
смысле.

4) Он приводит нас к важному выводу

7. Найдите предложения без речевых недочётов.

1) В начале нового года политики разных стран
дебатировали друг с другом.

2) Это высказывание немного категорично и не
должно соответствовать действительности.

3) Без любви жизнь была бы скучной и однотонной.

4) В повести не открыто ничего интересного.

8. Найдите предложения, в которых нарушена
лексическая сочетаемость.

1) Автор говорит, что формируется третья
технологическая революция.

2) Два партизанских отряда воссоединились только
глубокой осенью.

3) психолог вдруг живо почувствовал проблему.

4) Я вас очень прошу принять меня на работу.

9. Найдите предложения без речевых ошибок.

1) По общим сведениям учащиеся сдают хорошие
результаты, проявляют упорство и изобретательность.

2) С поля боя , рискуя собственной жизнью,
выносят бойца только настоящие друзья.

3)Пусть мне не будет сильно интересно, но я
обязана вас выслушать.

4) В своей речи он часто использует
высокопоставленную лексику.

10. Найдите предложения, в которых нет речевых
ошибок.

1) Эти дисциплины включают в себя сложные
технические термины.

2) Я ручаюсь с уважением относиться к своим
одноклассникам.

3) Идеи должны развиваться, претерпевая на своем
пути как победы, так и поражения.

4) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь,
будет всегда больше, чем злых.

2 вариант.

1. Отметьте предложения, в которых устойчивые
выражение употреблены с ошибками.

1) Вот тебе, дедушка, и Юрьев день.

2) Ваши слова мне как бальзам на сердце..

3) Все ваши извинения мне нужны как мёртвому
припарка

4) Я был на шестом небе от счастья..

2. Укажите предложения с тавтологией.

1) А если следовать вашим мыслям, то и
исследователей не может быть.

2) И это реальная действительность.

3) Если говорит о готовой построенной теории, то
, конечно, она обретает четкость.

4) А если такие условия покажутся невыполнимыми,
тогда примите утрату Рубенса Как издержки войны.

3. Найдите предложения с речевой избыточностью.

1) Члены партизанского отряда предчувствовали
свою гибель.

2) Урока по химии я предпочту футбольный матч.

3) Я разделяю ваше мнение и полностью с ним
согласна.

4) В нашей стране в последнее время часто
пропадают известные личности.

4. Определите предложения с многозначными
словами.

1) Подражать крикам животных Ваня научился у
деда.

2) От разгоревшегося пожара посветлело на улице.

3) Даже мыльные пузыри не любят, когда их
надувают.

4) Исполнительная власть на местах
активизировала свою работу.

5. Найдите предложения с речевыми недочётами.

1) Сейчас мы заняты строительством новых
сооружений.

2) Девушка живёт в органической связи с миром
природы.

3) В городе недавно прошли выборы мэра.

4) Тайна смерти Зои Фёдоровой по-прежнему
остается загадкой.

6. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1) Точная и определённая позиция — не лучшая
стратегия научного поиска.

2) В тексте используется разговорный стиль и
типом является повествование.

3)Ряд слов журналист выражает в переносном
смысле.

4) Он приводит нас к важному выводу

7. Найдите предложения без речевых недочётов.

1) В начале нового года политики разных стран
дебатировали друг с другом.

2) Это высказывание немного категорично и не
должно соответствовать действительности.

3) Без любви жизнь была бы скучной и однотонной.

4) В повести не открыто ничего интересного.

8. Найдите предложения, в которых нарушена
лексическая сочетатемость.

1) Автор говорит, что формируется третья
технологическая революция.

2) Два партизанских отряда воссоединились только
глубокой осенью.

3) психолог вдруг живо почувствовал проблему.

4) Я вас очень прошу принять меня на работу.

9. Найдите предложения без речевых ошибок.

1) По общим сведениям учащиеся сдают хорошие
результаты, проявляют упорство и изобретательность.

2) С поля боя , рискуя собственной жизнью,
выносят бойца только настоящие друзья.

3)Пусть мне не будет сильно интересно, но я
обязана вас выслушать.

4) В своей речи он часто использует
высокопоставленную лексику.

10. Найдите предложения, в которых нет речевых
ошибок.

1) Эти дисциплины включают в себя сложные
технические термины.

2) Я ручаюсь с уважением относиться к своим
одноклассникам.

3) Идеи должны развиваться, претерпевая на своем
пути как победы, так и поражения.

4) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь,
будет всегда больше, чем злых.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Он стабильно опаздывает на работу лексическая ошибка
  • Он преклонил голову ей на плечо ошибка
  • Он со мной только нервы тратит ошибка
  • Он предостерег нас о возможной ошибке

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии