Тесты.
Основные правила орфографии.
1 вариант
1. Найти слово, в котором букв больше, чем звуков:
- ельник;
- ледяной;
- примелькаться;
- йога.
2. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
- морячка;
- исполняют;
- ядреный;
- кровля.
3. Найти слово, в котором произносится [С]:
- изморось;
- изморозь;
- воз;
- синий.
4. Какое слово соответствует схеме
- приехать;
- приглянулась;
- прибрежный;
- млекопитающее.
5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:
- адаптация – приспособление к чему-либо;
- паводок – резкое понижение уровня воды в реке;
- абориген – долгожитель;
- железобетон – бетон, армированный стальными прутьями.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово.
Военная ___________ 1812 года начиналась при самых неблагоприятных для русской армии обстоятельствах.
- компания;
- кампания.
7. Какие слова являются архаизмами:
- тать;
- талисман;
- ланиты;
- трубопровод.
8. Словари, в которых объясняется происхождение слова, называются _______________.
9. Какой частью речи является слово “двойка”:
- числительное;
- существительное;
- глагол;
- местоимение.
10. Выпишите слово мужского рода:
- каре;
- кофе;
- пальто;
- тетрадь.
11. Образуйте от указанных существительных форму им.п. мн.ч. и выпишите только то существительное, которое имеет окончание А:
- трактор;
- гром;
- шофер;
- корт (теннисный).
12. Буква -И- пишется в словах
- пал__садник;
- угн__тение;
- расст__лать;
- ц__клоп.
13. Буква -А- пишется в словах
- заг__рать;
- м__кать хлеб в сметану;
- нак__лить;
- г__рнитур.
14. Буква -О- пишется в словах
- др__жать;
- раздр__жение;
- пок__яние;
- притв__ряться;
15. Буква -О- пишется в словах
- беч__вка;
- расч__т;
- пуч__к;
- ож__г лица.
16. Согласная буква пропущена в словах
- искус__ный;
- лес__ница;
- рес__ница;
- сума__шедший.
17. Буква -ЖЖ- пишется в словах
- мож__евельник;
- ви__жать;
- брю__жать;
- выж__енный.
18. Буква -Е- пишется в словах
- нищ__та;
- доверч__вый;
- пр__дать друга;
- пр__близиться к дому.
19. Буква -И- пишется в словах (гл. употреблены в форме 3л., ед.ч.):
- стел__т постель;
- слыш__т звук;
- деревья в ине__;
- об открыти__ выставки.
20. -НН- пишется во всех словах ряда:
- стекля__ная дверь; ветре__ный день;
- ваго__ное депо; обветре__ные руки;
- комари__ный укус; имени__ник;
- асфальтирова__ная улица; девочка рассея__на.
21. -Ъ- пишется в словах
- с__есть;
- трех__язычный;
- с__уметь;
- в__юн.
22. Буква -С- пишется на конце приставки в словах:
- бе__брежный;
- и__жарить;
- и__подтишка;
- чере__чур.
23. Через дефис пишутся слова
- пол(Думы);
- то(же) самое;
- говорить (по) японски;
- (историко) литературный журнал.
24. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
- (не) годующий взгляд, (не) ряха;
- (не) мог упасть, (не) добрал баллов;
- (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу;
- (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.
25. Частица НИ пишется
- Как бы там н_ было;
- Н_ раз бывал я в этом музее;
- Н_ надо приходить;
- Н_ там, н_ здесь его не было.
26. Отметьте номера предложений, где выделенной слово является сущ. с предлогом:
- (В) следстви__ были допущены ошибки;
- (В) продолжени__ месяца по телевизору показывали интересный телесериал;
- (В) течени__ болезни не было изменений;
- Нарисовать открытку (в) виде бабочки.
27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно
- Отец (так) же учился в институте;
- Сын учился так (же) хорошо, как и отец;
- Все то (же): те (же) ломберные столы, та (же) люстра в чехле;
- Что (бы) такое придумать интересное?
28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
- Пырей, осот, одуванчик ___ вот самые распространенные сорняки наших огородов;
- Глаза ___ как изумруд;
- Бедность ___не порок;
- Пятью пять ___ двадцать пять.
29. Запятая на месте пропуска ставится в предложениях:
- Я на руках не то у ели __ не то у матери родной;
- Горят первые звезды ___ а заря еще долго светит над полями и лесами;
- От волнения он посмеивался ___ и гораздо быстрее, чем обычно, выкуривал трубку
30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях
- А он мятежный ищет бури;
- Море шумело сожженное лунным светом;
- Под ногами хрустит пожухлая от утренних морозов трава.
31. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Упражнение ___ должно быть ___ выполнено чисто и аккуратно;
- Ученик ___ должно быть ___ торопился и не продумал задания до конца;
- Я видел вас ___ холмы и нивы!
- Я видел ___ холмы и нивы.
32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Вот присел я у забора __ и стал прислушиваться;
- Солнце село __ и тусклые тучи висели над темной степью;
- Когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском, звезды уже начали бледнеть __ и небо серело;
- Мы стали искать для ночлега горную трещину __и вдруг увидали спокойный огонь;
- В этих хоромах жили богатые помещики __ и все у них шло порядком.
33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Цепи яблонь протянулись там __ где были пустыри;
- Когда дует ветер и рябит воду__ то становится и холодно __и скучно __и жутко;
- Старик предупредил, что __ если погода не улучшится, то о рыбалке нечего думать;
- В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек __ и __ как тяжело захрустел наст под ногами медведя.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях
- Нынче она была совсем другая __ в выражении лица ее было что-то новое, сдержанное, застенчивое;
- Ехал сюда __ рожь начинала желтеть;
- Я поднял глаза и увидел __ высоко в небе неслись над станцией птицы;
- Шестнадцать лет служу __ такого со мной не было.
35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях
- Белинский говорит, что “восторг от непонятного произведения – это мучительный восторг”.
- “Я ваш друг – сказал Максим – и поэтому дам вам совет”.
- Валя сказала, что “хорошо, хорошо, я с вами согласна”.
- “Мой дед землю пахал!” — с гордостью ответил Базаров.
36. Раздел лингвистики, занимающийся изучением словосочетания и предложения, называется ____________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста:
— Чему ж ты удивляешься? Сам не лучше меня.
— Ох, не лучше! И не говори, зятюшка. Ах, что со мною сделали зятья. Разорвать их всех мало!
— А вот погодите, тятенька, мы их всех подтянем.
— Подтянем?
— Ещё как!
— Мне бы, главное, зятьев в бараний рог согнуть.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
- запломбИровать;
- мизЕрный;
- шАсси;
- свЁкла.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях
- тронуться с ума;
- наголову победил врага;
- за мной долгу пять рублей;
- скучает по вам.
40. Речевые ошибки допущены в речи:
- Дураком его не назовешь, но и умом он явно не блестит.
- Беспорядочный хаос воцарился в доме.
- Я требую элементарной справедливости.
- Он простил долги своему кредитору.
Ключ:
№ зад 1 вар |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
3 |
3 |
3 |
2 |
23 |
2 |
13 |
этим |
2 |
2 |
трактора |
134 |
234 |
14 |
34 |
24 |
14 |
|
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
|
13 |
24 |
24 |
12 |
34 |
134 |
3 |
14 |
134 |
234 |
14 |
12 |
12 |
23 |
25 |
12 |
13 |
|
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
||||||||||||
23 |
синтаксич. |
раз |
13 |
124 |
124 |
2 вариант
1. Найти слово, в котором звуков больше, чем букв:
- литр;
- вьюга;
- сельдь;
- трансляция.
2. В каком слове буква Ю дает два звука:
- люстра;
- попью;
- землю;
- парашют.
3. В каком слове произносится [Ж]:
- нож;
- намажьте;
- ближе;
- резче.
4. Каким способом образовано слово “перебирая”:
- приставочным;
- суффиксальным;
- приставочно-суффиксальным;
- сложением слов.
5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:
- блокнот – записная книжка;
- изморозь – очень мелкий дождь;
- старожил – человек, который охраняет что-нибудь;
- банальный – лишенный оригинальности.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово:
Тот, кому адресовано письмо — _______________.
- адресат;
- адресант.
7. Найдите диалектизмы:
- бурак;
- дом;
- пимы;
- рига.
8. Словари, в которых содержатся сведения о правильном написании слов, называются _________________.
9. Какой частью речи является слово “ожег”:
- существительное;
- глагол;
- прилагательное;
- наречие.
10. Выпишите слово среднего рода:
- тюль;
- кафе;
- кенгуру;
- дядя.
11. Какие из указанных слов не имеют ед. числа:
- чернила;
- штаны;
- шахматы;
- брёвна.
12. Буква -И- пишется в словах:
- нар__дить куклу;
- приб__раться;
- ц__ганский;
- д__рижировать.
13. Буква -А- пишется в словах:
- прик__снуться;
- ум__лять о пощаде;
- ст__рательно;
- предв__рительный.
14. Буква -О- пишется в словах:
- к__пошиться;
- п__рхать;
- нагр__мождение;
- нар___стание.
15. Буква -О- пишется в словах:
- галч__нок;
- кумач__вый;
- расч__ска;
- ш__пот.
16. Согласная буква пропущена в словах:
- под уз__цы;
- гум__анизм;
- ма__штаб;
- гигин__ский.
17. -СС- пишется в словах:
- поэте__са;
- ас__истент;
- дес__ант;
- рес__урсы.
18. Буква -Е- пишется в словах:
- остекл__невший;
- пр__нципиальный;
- пр__тязания;
- виш__нка.
19. Буква -Е- пишется в словах (гл. употребляются в форме 3л., ед.ч.):
- ка__тся;
- по идее__;
- ненавид__т;
- в композици__.
20. -Н- пишется во всех словах ряда:
- грубо кова__ный, тетради провере__ны;
- погаше__ный свет, ржа__ная мука;
- плете__ное кресло, спица слома__на;
- море взволнова__но, непроше__ный гость.
21. Частица НЕ пишется слитно во всех словах ряда:
- (не) знающий покоя, (не) смотря в книгу;
- (не) удачливый человек, (не) кому ухаживать;
- (не) добрые, а злые, очень (не0 красивый человек;
- (не) жарко, (не) где разложить.
22. Через дефис пишутся:
- (по) первому зову;
- (пол) Петербурга;
- (по) турецки;
- (водо) непроницаемый.
23. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ:
Но (н1) одного слова, (н2) отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы (н3) кого и (н4) было перед ним; это (н5) имело даже влияния на занятия его; среди всех этих досуг он (н6) делал (н7) одной ошибки в письме.
24. -Ь- пишется в словах:
- пять задач__;
- лен__тяй;
- бреш__;
- в__юнок.
25. Буква -С- пишется на конце:
- бес__честный;
- __добная булка;
- и__далека;
- не__держанный.
26. Отметьте номера предложений, где выделенное слово является производным предлогом:
- Не приехать (в) виду болезни.
- Мы встретимся с героем (в) продолжени__ романа.
- Договориться (на) счет похода.
- Перечислить деньги (на) счет организации.
27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно:
- Спрячься за (то) дерево, — сказал мне брат.
- Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
- Тёплая небесная вода для растений то (же) самое, что для нас любовь.
- Все было так (же), как всегда.
28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
- Погода была ужасная __ ветер штормовой ревел с ночи, дождь лили как из ведра.
- Сой облаков был очень тонок __ сквозь него просвечивало солнце.
- Пруд __ как зеркало.
- Основной мотив моей жизни __ прожить недаром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед.
29. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- Туристы пробирались среди сугробов мягкого и рыхлого снега __ и вязли в густой грязи.
- Он был невысок ростом __ да жилист.
- Ни холод __ ни пурга __ ни нагромождение льдов – никакие преграды не остановили полярников.
- Туман окутал как долину __ так и подножье горы.
30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях:
- Ленивый от природы он (Захар) был ленив еще и по своему лакейскому воспитанию.
- Ведущая в город улица была свободной.
- Дождь лил как из ведра.
- Девочки в особенности Катенька с радостными выражениями лица смотрят в окно на стройную фигуру Володи.
31. Запятая на месте пропусков ставится:
- Действительно __ в течение всего сентября стояла чудесная погода.
- Удостоверение действительно до конца года.
- Волга-матушка __ ты не даром нам дорога!
- Волга-матушка __ течет по бескрайним просторам земли.
32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- В саду было тихо, только птица иногда ворочалась __ да нежно и печально охали древесные лягушки __ да плескалась рыба в воде.
- Душно стало в сакле __ и я вышел.
- Когда из-за туч вышла луна, все вокруг посветлело __ и на море появилась серебристая дорожка.
- В воздухе душно __ и пахнет травами.
33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- Взгляд и улыбка у него так были приветливы __ что сразу располагали в свою пользу.
- Очевидно было, что Савельич передо мною был прав __ и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.
- Даша заметила __ что __ когда вслед за звонком в столовой появился Рощин __ катя сразу не поворачивала к нему головы.
- Хорошо известно, что __ если спортсмен регулярно не тренируется, то хороших результатов он не достигнет.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях:
- Сорока поднял голову – сквозь тонкий пар мороза блестела золотая медведица.
- Скажешь слово – добавят десять.
- Мороз не страшен __ воздух сухой, ветра нет.
- В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях __ повсюду заливались цикады.
35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях:
- “Нет, это мой след”, — просто ответил старик.
- Чичиков говорил, что давненько не брал я в руки шашки.
- Незнакомец нагнулся к ней и спросил – “Псина, ты откуда?”
- “Вишь как! – промолвил Павел – Чего ж он раскашлялся?”
36. Раздел лингвистики, в котором изучается состав слова и способы образования слов, называется ____________________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста.
- Рожденному говорить правду приходилось сдерживать себя и “прикидываться кошкой”, хотя хотелось лаять собакой.
- Но при всех жестких ограничениях, несмотря на постоянные отметины красным цензорским карандашом, то, что было напечатано Белинским, обнаруживало в каждой строке убежденного мыслителя – борца, пропагандиста передовых идей, страстного полемиста и вдохновенного импровизатора.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
- аристократИя;
- катАлог;
- столЯр;
- договОр.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
- Я вас насквозь вижу;
- Приехал с дальнего рейса;
- Приношу свою признательность;
- Все ресурсы исчерпаны.
40. Речевые ошибки допущены в предложениях:
- Не с чего было беспокоиться.
- В дельте Волги расположено множество островов и отмелей.
- В своих решениях он всегда высказывал эрудированность.
- Не больно – то он старается!
Ключ:
№ заданий 2 вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
4 |
2 |
3 |
2 |
23 |
1 |
134 |
орф |
2 |
2 |
13 |
24 |
34 |
123 |
12 |
134 |
|
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
|
12 |
14 |
12 |
34 |
24 |
23 |
2456 |
34 |
124 |
13 |
134 |
24 |
234 |
14 |
13 |
12 |
|
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
|||||||||
13 |
13 |
234 |
слово обр |
публ |
12 |
23 |
13 |
1 вариант
1. Найти слово, в котором букв больше, чем звуков:
- ельник;
- ледяной;
- примелькаться;
- йога.
2. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
- морячка;
- исполняют;
- ядреный;
- кровля.
3. Найти слово, в котором произносится [С]:
- изморось;
- изморозь;
- воз;
- синий.
4. Какое слово соответствует схеме
- приехать;
- приглянулась;
- прибрежный;
- млекопитающее.
5. Лексическое значение слова указано неверно в
примерах:
- адаптация – приспособление к чему-либо;
- паводок – резкое понижение уровня воды в реке;
- абориген – долгожитель;
- железобетон – бетон, армированный стальными
прутьями.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу
слово.
Военная ___________ 1812 года начиналась при самых
неблагоприятных для русской армии
обстоятельствах.
- компания;
- кампания.
7. Какие слова являются архаизмами:
- тать;
- талисман;
- ланиты;
- трубопровод.
8. Словари, в которых объясняется происхождение
слова, называются _______________.
9. Какой частью речи является слово “двойка”:
- числительное;
- существительное;
- глагол;
- местоимение.
10. Выпишите слово мужского рода:
- каре;
- кофе;
- пальто;
- тетрадь.
11. Образуйте от указанных существительных
форму им.п. мн.ч. и выпишите только то
существительное, которое имеет окончание А:
- трактор;
- гром;
- шофер;
- корт (теннисный).
12. Буква -И- пишется в словах
- пал__садник;
- угн__тение;
- расст__лать;
- ц__клоп.
13. Буква -А- пишется в словах
- заг__рать;
- м__кать хлеб в сметану;
- нак__лить;
- г__рнитур.
14. Буква -О- пишется в словах
- др__жать;
- раздр__жение;
- пок__яние;
- притв__ряться;
15. Буква -О- пишется в словах
- беч__вка;
- расч__т;
- пуч__к;
- ож__г лица.
16. Согласная буква пропущена в словах
- искус__ный;
- лес__ница;
- рес__ница;
- сума__шедший.
17. Буква -ЖЖ- пишется в словах
- мож__евельник;
- ви__жать;
- брю__жать;
- выж__енный.
18. Буква -Е- пишется в словах
- нищ__та;
- доверч__вый;
- пр__дать друга;
- пр__близиться к дому.
19. Буква -И- пишется в словах (гл. употреблены в
форме 3л., ед.ч.):
- стел__т постель;
- слыш__т звук;
- деревья в ине__;
- об открыти__ выставки.
20. -НН- пишется во всех словах ряда:
- стекля__ная дверь; ветре__ный день;
- ваго__ное депо; обветре__ные руки;
- комари__ный укус; имени__ник;
- асфальтирова__ная улица; девочка рассея__на.
21. -Ъ- пишется в словах
- с__есть;
- трех__язычный;
- с__уметь;
- в__юн.
22. Буква -С- пишется на конце приставки в словах:
- бе__брежный;
- и__жарить;
- и__подтишка;
- чере__чур.
23. Через дефис пишутся слова
- пол(Думы);
- то(же) самое;
- говорить (по) японски;
- (историко) литературный журнал.
24. Частица НЕ пишется раздельно со всеми
словами в ряду
- (не) годующий взгляд, (не) ряха;
- (не) мог упасть, (не) добрал баллов;
- (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу;
- (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не)
отличница.
25. Частица НИ пишется
- Как бы там н_ было;
- Н_ раз бывал я в этом музее;
- Н_ надо приходить;
- Н_ там, н_ здесь его не было.
26. Отметьте номера предложений, где выделенной
слово является сущ. с предлогом:
- (В) следстви__ были допущены ошибки;
- (В) продолжени__ месяца по телевизору
показывали интересный телесериал; - (В) течени__ болезни не было изменений;
- Нарисовать открытку (в) виде бабочки.
27. Отметьте номера предложений, где частица
пишется раздельно
- Отец (так) же учился в институте;
- Сын учился так (же) хорошо, как и отец;
- Все то (же): те (же) ломберные столы, та (же) люстра
в чехле; - Что (бы) такое придумать интересное?
28. Тире на месте пропуска ставится в
предложениях:
- Пырей, осот, одуванчик ___ вот самые
распространенные сорняки наших огородов; - Глаза ___ как изумруд;
- Бедность ___не порок;
- Пятью пять ___ двадцать пять.
29. Запятая на месте пропуска ставится в
предложениях:
- Я на руках не то у ели __ не то у матери родной;
- Горят первые звезды ___ а заря еще долго светит
над полями и лесами; - От волнения он посмеивался ___ и гораздо быстрее,
чем обычно, выкуривал трубку
30. Второстепенный член необходимо обособить в
предложениях
- А он мятежный ищет бури;
- Море шумело сожженное лунным светом;
- Под ногами хрустит пожухлая от утренних морозов
трава.
31. Запятая на месте пропусков ставится в
предложениях
- Упражнение ___ должно быть ___ выполнено чисто и
аккуратно; - Ученик ___ должно быть ___ торопился и не продумал
задания до конца; - Я видел вас ___ холмы и нивы!
- Я видел ___ холмы и нивы.
32. Запятая на месте пропусков ставится в
предложениях
- Вот присел я у забора __ и стал прислушиваться;
- Солнце село __ и тусклые тучи висели над темной
степью; - Когда коляска подъехала к крыльцу домика в
Васильевском, звезды уже начали бледнеть __ и небо
серело; - Мы стали искать для ночлега горную трещину __и
вдруг увидали спокойный огонь; - В этих хоромах жили богатые помещики __ и все у
них шло порядком.
33. Запятая на месте пропусков ставится в
предложениях
- Цепи яблонь протянулись там __ где были пустыри;
- Когда дует ветер и рябит воду__ то становится и
холодно __и скучно __и жутко; - Старик предупредил, что __ если погода не
улучшится, то о рыбалке нечего думать; - В тишине отчетливо послышалось, как простонал
человек __ и __ как тяжело захрустел наст под
ногами медведя.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить
в предложениях
- Нынче она была совсем другая __ в выражении лица
ее было что-то новое, сдержанное, застенчивое; - Ехал сюда __ рожь начинала желтеть;
- Я поднял глаза и увидел __ высоко в небе неслись
над станцией птицы; - Шестнадцать лет служу __ такого со мной не было.
35. Чужая речь оформлена неправильно в
предложениях
- Белинский говорит, что “восторг от непонятного
произведения – это мучительный восторг”. - “Я ваш друг – сказал Максим – и поэтому дам вам
совет”. - Валя сказала, что “хорошо, хорошо, я с вами
согласна”. - “Мой дед землю пахал!” — с гордостью ответил
Базаров.
36. Раздел лингвистики, занимающийся изучением
словосочетания и предложения, называется ____________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста:
— Чему ж ты удивляешься? Сам не лучше меня.
— Ох, не лучше! И не говори, зятюшка. Ах, что со мною
сделали зятья. Разорвать их всех мало!
— А вот погодите, тятенька, мы их всех подтянем.
— Подтянем?
— Ещё как!
— Мне бы, главное, зятьев в бараний рог согнуть.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
- запломбИровать;
- мизЕрный;
- шАсси;
- свЁкла.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в
словосочетаниях
- тронуться с ума;
- наголову победил врага;
- за мной долгу пять рублей;
- скучает по вам.
40. Речевые ошибки допущены в речи:
- Дураком его не назовешь, но и умом он явно не
блестит. - Беспорядочный хаос воцарился в доме.
- Я требую элементарной справедливости.
- Он простил долги своему кредитору.
Ключ:
№ зад 1 вар | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
3 | 3 | 3 | 2 | 23 | 2 | 13 | этим | 2 | 2 | трактора | 134 | 234 | 14 | 34 | 24 | 14 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | |
13 | 24 | 24 | 12 | 34 | 134 | 3 | 14 | 134 | 234 | 14 | 12 | 12 | 23 | 25 | 12 | 13 | |
35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | ||||||||||||
23 | синтаксич. | раз | 13 | 124 | 124 |
2 вариант
1. Найти слово, в котором звуков больше, чем букв:
- литр;
- вьюга;
- сельдь;
- трансляция.
2. В каком слове буква Ю дает два звука:
- люстра;
- попью;
- землю;
- парашют.
3. В каком слове произносится [Ж]:
- нож;
- намажьте;
- ближе;
- резче.
4. Каким способом образовано слово
“перебирая”:
- приставочным;
- суффиксальным;
- приставочно-суффиксальным;
- сложением слов.
5. Лексическое значение слова указано неверно в
примерах:
- блокнот – записная книжка;
- изморозь – очень мелкий дождь;
- старожил – человек, который охраняет
что-нибудь; - банальный – лишенный оригинальности.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу
слово:
Тот, кому адресовано письмо — _______________.
- адресат;
- адресант.
7. Найдите диалектизмы:
- бурак;
- дом;
- пимы;
- рига.
8. Словари, в которых содержатся сведения о
правильном написании слов, называются _________________.
9. Какой частью речи является слово “ожег”:
- существительное;
- глагол;
- прилагательное;
- наречие.
10. Выпишите слово среднего рода:
- тюль;
- кафе;
- кенгуру;
- дядя.
11. Какие из указанных слов не имеют ед. числа:
- чернила;
- штаны;
- шахматы;
- брёвна.
12. Буква -И- пишется в словах:
- нар__дить куклу;
- приб__раться;
- ц__ганский;
- д__рижировать.
13. Буква -А- пишется в словах:
- прик__снуться;
- ум__лять о пощаде;
- ст__рательно;
- предв__рительный.
14. Буква -О- пишется в словах:
- к__пошиться;
- п__рхать;
- нагр__мождение;
- нар___стание.
15. Буква -О- пишется в словах:
- галч__нок;
- кумач__вый;
- расч__ска;
- ш__пот.
16. Согласная буква пропущена в словах:
- под уз__цы;
- гум__анизм;
- ма__штаб;
- гигин__ский.
17. -СС- пишется в словах:
- поэте__са;
- ас__истент;
- дес__ант;
- рес__урсы.
18. Буква -Е- пишется в словах:
- остекл__невший;
- пр__нципиальный;
- пр__тязания;
- виш__нка.
19. Буква -Е- пишется в словах (гл. употребляются в
форме 3л., ед.ч.):
- ка__тся;
- по идее__;
- ненавид__т;
- в композици__.
20. -Н- пишется во всех словах ряда:
- грубо кова__ный, тетради провере__ны;
- погаше__ный свет, ржа__ная мука;
- плете__ное кресло, спица слома__на;
- море взволнова__но, непроше__ный гость.
21. Частица НЕ пишется слитно во всех словах
ряда:
- (не) знающий покоя, (не) смотря в книгу;
- (не) удачливый человек, (не) кому ухаживать;
- (не) добрые, а злые, очень (не0 красивый человек;
- (не) жарко, (не) где разложить.
22. Через дефис пишутся:
- (по) первому зову;
- (пол) Петербурга;
- (по) турецки;
- (водо) непроницаемый.
23. Отметьте номера пропусков, где пишется
частица НЕ:
Но (н1) одного слова, (н2) отвечал на это Акакий
Акакиевич, как будто бы (н3) кого и (н4) было перед
ним; это (н5) имело даже влияния на занятия его;
среди всех этих досуг он (н6) делал (н7) одной
ошибки в письме.
24. -Ь- пишется в словах:
- пять задач__;
- лен__тяй;
- бреш__;
- в__юнок.
25. Буква -С- пишется на конце:
- бес__честный;
- __добная булка;
- и__далека;
- не__держанный.
26. Отметьте номера предложений, где выделенное
слово является производным предлогом:
- Не приехать (в) виду болезни.
- Мы встретимся с героем (в) продолжени__ романа.
- Договориться (на) счет похода.
- Перечислить деньги (на) счет организации.
27. Отметьте номера предложений, где частица
пишется раздельно:
- Спрячься за (то) дерево, — сказал мне брат.
- Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
- Тёплая небесная вода для растений то (же) самое,
что для нас любовь. - Все было так (же), как всегда.
28. Тире на месте пропуска ставится в
предложениях:
- Погода была ужасная __ ветер штормовой ревел с
ночи, дождь лили как из ведра. - Сой облаков был очень тонок __ сквозь него
просвечивало солнце. - Пруд __ как зеркало.
- Основной мотив моей жизни __ прожить недаром
жизнь, продвинуть человечество хоть немного
вперед.
29. Запятая на месте пропусков ставится в
предложениях:
- Туристы пробирались среди сугробов мягкого и
рыхлого снега __ и вязли в густой грязи. - Он был невысок ростом __ да жилист.
- Ни холод __ ни пурга __ ни нагромождение льдов –
никакие преграды не остановили полярников. - Туман окутал как долину __ так и подножье горы.
30. Второстепенный член необходимо обособить в
предложениях:
- Ленивый от природы он (Захар) был ленив еще и по
своему лакейскому воспитанию. - Ведущая в город улица была свободной.
- Дождь лил как из ведра.
- Девочки в особенности Катенька с радостными
выражениями лица смотрят в окно на стройную
фигуру Володи.
31. Запятая на месте пропусков ставится:
- Действительно __ в течение всего сентября стояла
чудесная погода. - Удостоверение действительно до конца года.
- Волга-матушка __ ты не даром нам дорога!
- Волга-матушка __ течет по бескрайним просторам
земли.
32. Запятая на месте пропусков ставится в
предложениях:
- В саду было тихо, только птица иногда ворочалась
__ да нежно и печально охали древесные лягушки __
да плескалась рыба в воде. - Душно стало в сакле __ и я вышел.
- Когда из-за туч вышла луна, все вокруг
посветлело __ и на море появилась серебристая
дорожка. - В воздухе душно __ и пахнет травами.
33. Запятая на месте пропусков ставится в
предложениях:
- Взгляд и улыбка у него так были приветливы __ что
сразу располагали в свою пользу. - Очевидно было, что Савельич передо мною был прав
__ и что я напрасно оскорбил его упреком и
подозрением. - Даша заметила __ что __ когда вслед за звонком в
столовой появился Рощин __ катя сразу не
поворачивала к нему головы. - Хорошо известно, что __ если спортсмен регулярно
не тренируется, то хороших результатов он не
достигнет.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить
в предложениях:
- Сорока поднял голову – сквозь тонкий пар мороза
блестела золотая медведица. - Скажешь слово – добавят десять.
- Мороз не страшен __ воздух сухой, ветра нет.
- В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в
виноградниках и на деревьях __ повсюду заливались
цикады.
35. Чужая речь оформлена неправильно в
предложениях:
- “Нет, это мой след”, — просто ответил старик.
- Чичиков говорил, что давненько не брал я в руки
шашки. - Незнакомец нагнулся к ней и спросил – “Псина,
ты откуда?” - “Вишь как! – промолвил Павел – Чего ж он
раскашлялся?”
36. Раздел лингвистики, в котором изучается
состав слова и способы образования слов,
называется ____________________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста.
- Рожденному говорить правду приходилось
сдерживать себя и “прикидываться кошкой”, хотя
хотелось лаять собакой. - Но при всех жестких ограничениях, несмотря на
постоянные отметины красным цензорским
карандашом, то, что было напечатано Белинским,
обнаруживало в каждой строке убежденного
мыслителя – борца, пропагандиста передовых идей,
страстного полемиста и вдохновенного
импровизатора.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
- аристократИя;
- катАлог;
- столЯр;
- договОр.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в
словосочетаниях:
- Я вас насквозь вижу;
- Приехал с дальнего рейса;
- Приношу свою признательность;
- Все ресурсы исчерпаны.
40. Речевые ошибки допущены в предложениях:
- Не с чего было беспокоиться.
- В дельте Волги расположено множество островов и
отмелей. - В своих решениях он всегда высказывал
эрудированность. - Не больно – то он старается!
Ключ:
№ заданий 2 вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
4 | 2 | 3 | 2 | 23 | 1 | 134 | орф | 2 | 2 | 13 | 24 | 34 | 123 | 12 | 134 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | |
12 | 14 | 12 | 34 | 24 | 23 | 2456 | 34 | 124 | 13 | 134 | 24 | 234 | 14 | 13 | 12 | |
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |||||||||
13 | 13 | 234 | слово обр | публ | 12 | 23 | 13 |
Лексическое значение слова указано неверно в примере
1. Ударение неправильно поставлено в слове:
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1) играть большое значение
2) вручить цветы
3) назрела сложная обстановка
4) разочароваться в нем
5) придавать большое внимание
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1. Аннулировать – составить краткое изложение содержания книги.
2. Елей – масло, употребляемое в церковном обиходе.
3. Послушник – ребенок, беспрекословно подчиняющийся взрослым.
4. Легитимный – непризнанный, не допускаемый законом.
5. Закоснелый – консервативный, реакционный.
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Он был так серьезен, так строг, что многим казался инфантильным.
2. В канун праздника в палатах госпиталя состоялся гала-концерт для больных детей.
3. Вся псарня мчалась впереди охотников.
4. Сын Буша впервые баллотируется в президенты.
5. В музейной экспозиции представлена амуниция русских солдат.
5. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи:
О подготовке Х Конгресса МАПРЯЛ.
1. Подтвердить сроки проведения Х Конгресса «Русское слово в мировой культуре» в Санкт-Петербурге 30 июня – 5 июля 2003 г. на базе Санкт-Петербургского университета.
2. Внести изменения в структуру секций и направлений с учетом замечаний Президиума.
3. Утвердить квоты участников: российские – 300 чел.; дальнее зарубежье – 300 чел.; ближнее зарубежье – 100 чел.
4. Создать Оргкомитет для проведения конгресса.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Оплатить за обучение можно в 3 кассе.
2. Писатель изобразил взгляды передовых людей того времени в образе Базарова.
3. Творчество Толстого завоевало мировую признательность.
4. В творчестве Некрасова одной из важнейших является тема о счастье народа.
5. В Донецкой области под эгидой местного руководства состоялся референдум о придании русскому языку статуса второго государственного языка.
7. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Получивший тяжелую рану солдат был госпитализирован.
2. Ученая степень «доктор философии» присваивается магистру как гуманитарных, так и естественных наук.
3. Описывая российскую действительность, Пушкину удалось всесторонне раскрыть ее.
4. О том, что состоится эта пресс-конференция, было указано заранее.
5. С большим интересом прошла встреча жителей микрорайона с их депутатом.
8. В предложении допущена следующая ошибка:
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек, со стриженной головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высокой жабо и в коричневом фраке.
9. В предложении допущена следующая ошибка:
В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоменал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху, да обилие багульника.
Тесты по русскому языку для учащихся 10—11-х классов
1 вариант
1. Найти слово, в котором букв больше, чем звуков:
- ельник;
- ледяной;
- примелькаться;
- йога.
2. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
- морячка;
- исполняют;
- ядреный;
- кровля.
3. Найти слово, в котором произносится [С]:
- изморось;
- изморозь;
- воз;
- синий.
4. Какое слово соответствует схеме
- приехать;
- приглянулась;
- прибрежный;
- млекопитающее.
5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:
- адаптация – приспособление к чему-либо;
- паводок – резкое понижение уровня воды в реке;
- абориген – долгожитель;
- железобетон – бетон, армированный стальными прутьями.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово.
Военная ___________ 1812 года начиналась при самых неблагоприятных для русской армии обстоятельствах.
- компания;
- кампания.
7. Какие слова являются архаизмами:
- тать;
- талисман;
- ланиты;
- трубопровод.
8. Словари, в которых объясняется происхождение слова, называются _______________.
9. Какой частью речи является слово “двойка”:
- числительное;
- существительное;
- глагол;
- местоимение.
10. Выпишите слово мужского рода:
- каре;
- кофе;
- пальто;
- тетрадь.
11. Образуйте от указанных существительных форму им.п. мн.ч. и выпишите только то существительное, которое имеет окончание А:
- трактор;
- гром;
- шофер;
- корт (теннисный).
12. Буква -И- пишется в словах
- пал__садник;
- угн__тение;
- расст__лать;
- ц__клоп.
13. Буква -А- пишется в словах
- заг__рать;
- м__кать хлеб в сметану;
- нак__лить;
- г__рнитур.
14. Буква -О- пишется в словах
- др__жать;
- раздр__жение;
- пок__яние;
- притв__ряться;
15. Буква -О- пишется в словах
- беч__вка;
- расч__т;
- пуч__к;
- ож__г лица.
16. Согласная буква пропущена в словах
- искус__ный;
- лес__ница;
- рес__ница;
- сума__шедший.
17. Буква -ЖЖ- пишется в словах
- мож__евельник;
- ви__жать;
- брю__жать;
- выж__енный.
18. Буква -Е- пишется в словах
- нищ__та;
- доверч__вый;
- пр__дать друга;
- пр__близиться к дому.
19. Буква -И- пишется в словах (гл. употреблены в форме 3л., ед.ч.):
- стел__т постель;
- слыш__т звук;
- деревья в ине__;
- об открыти__ выставки.
20. -НН- пишется во всех словах ряда:
- стекля__ная дверь; ветре__ный день;
- ваго__ное депо; обветре__ные руки;
- комари__ный укус; имени__ник;
- асфальтирова__ная улица; девочка рассея__на.
21. -Ъ- пишется в словах
- с__есть;
- трех__язычный;
- с__уметь;
- в__юн.
22. Буква -С- пишется на конце приставки в словах:
- бе__брежный;
- и__жарить;
- и__подтишка;
- чере__чур.
23. Через дефис пишутся слова
- пол(Думы);
- то(же) самое;
- говорить (по) японски;
- (историко) литературный журнал.
24. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
- (не) годующий взгляд, (не) ряха;
- (не) мог упасть, (не) добрал баллов;
- (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу;
- (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.
25. Частица НИ пишется
- Как бы там н_ было;
- Н_ раз бывал я в этом музее;
- Н_ надо приходить;
- Н_ там, н_ здесь его не было.
26. Отметьте номера предложений, где выделенной слово является сущ. с предлогом:
- (В) следстви__ были допущены ошибки;
- (В) продолжени__ месяца по телевизору показывали интересный телесериал;
- (В) течени__ болезни не было изменений;
- Нарисовать открытку (в) виде бабочки.
27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно
- Отец (так) же учился в институте;
- Сын учился так (же) хорошо, как и отец;
- Все то (же): те (же) ломберные столы, та (же) люстра в чехле;
- Что (бы) такое придумать интересное?
28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
- Пырей, осот, одуванчик ___ вот самые распространенные сорняки наших огородов;
- Глаза ___ как изумруд;
- Бедность ___не порок;
- Пятью пять ___ двадцать пять.
29. Запятая на месте пропуска ставится в предложениях:
- Я на руках не то у ели __ не то у матери родной;
- Горят первые звезды ___ а заря еще долго светит над полями и лесами;
- От волнения он посмеивался ___ и гораздо быстрее, чем обычно, выкуривал трубку
30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях
- А он мятежный ищет бури;
- Море шумело сожженное лунным светом;
- Под ногами хрустит пожухлая от утренних морозов трава.
31. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Упражнение ___ должно быть ___ выполнено чисто и аккуратно;
- Ученик ___ должно быть ___ торопился и не продумал задания до конца;
- Я видел вас ___ холмы и нивы!
- Я видел ___ холмы и нивы.
32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Вот присел я у забора __ и стал прислушиваться;
- Солнце село __ и тусклые тучи висели над темной степью;
- Когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском, звезды уже начали бледнеть __ и небо серело;
- Мы стали искать для ночлега горную трещину __и вдруг увидали спокойный огонь;
- В этих хоромах жили богатые помещики __ и все у них шло порядком.
33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Цепи яблонь протянулись там __ где были пустыри;
- Когда дует ветер и рябит воду__ то становится и холодно __и скучно __и жутко;
- Старик предупредил, что __ если погода не улучшится, то о рыбалке нечего думать;
- В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек __ и __ как тяжело захрустел наст под ногами медведя.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях
- Нынче она была совсем другая __ в выражении лица ее было что-то новое, сдержанное, застенчивое;
- Ехал сюда __ рожь начинала желтеть;
- Я поднял глаза и увидел __ высоко в небе неслись над станцией птицы;
- Шестнадцать лет служу __ такого со мной не было.
35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях
- Белинский говорит, что “восторг от непонятного произведения – это мучительный восторг”.
- “Я ваш друг – сказал Максим – и поэтому дам вам совет”.
- Валя сказала, что “хорошо, хорошо, я с вами согласна”.
- “Мой дед землю пахал!” — с гордостью ответил Базаров.
36. Раздел лингвистики, занимающийся изучением словосочетания и предложения, называется ____________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста:
— Чему ж ты удивляешься? Сам не лучше меня.
— Ох, не лучше! И не говори, зятюшка. Ах, что со мною сделали зятья. Разорвать их всех мало!
— А вот погодите, тятенька, мы их всех подтянем.
— Подтянем?
— Ещё как!
— Мне бы, главное, зятьев в бараний рог согнуть.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
- запломбИровать;
- мизЕрный;
- шАсси;
- свЁкла.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях
- тронуться с ума;
- наголову победил врага;
- за мной долгу пять рублей;
- скучает по вам.
40. Речевые ошибки допущены в речи:
- Дураком его не назовешь, но и умом он явно не блестит.
- Беспорядочный хаос воцарился в доме.
- Я требую элементарной справедливости.
- Он простил долги своему кредитору.
№ зад 1 вар | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
3 | 3 | 3 | 2 | 23 | 2 | 13 | этим | 2 | 2 | трактора | 134 | 234 | 14 | 34 | 24 | 14 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | |
13 | 24 | 24 | 12 | 34 | 134 | 3 | 14 | 134 | 234 | 14 | 12 | 12 | 23 | 25 | 12 | 13 | |
35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | ||||||||||||
23 | синтаксич. | раз | 13 | 124 | 124 |
2 вариант
1. Найти слово, в котором звуков больше, чем букв:
- литр;
- вьюга;
- сельдь;
- трансляция.
2. В каком слове буква Ю дает два звука:
- люстра;
- попью;
- землю;
- парашют.
3. В каком слове произносится [Ж]:
- нож;
- намажьте;
- ближе;
- резче.
4. Каким способом образовано слово “перебирая”:
- приставочным;
- суффиксальным;
- приставочно-суффиксальным;
- сложением слов.
5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:
- блокнот – записная книжка;
- изморозь – очень мелкий дождь;
- старожил – человек, который охраняет что-нибудь;
- банальный – лишенный оригинальности.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово:
Тот, кому адресовано письмо — _______________.
- адресат;
- адресант.
8. Словари, в которых содержатся сведения о правильном написании слов, называются _________________.
9. Какой частью речи является слово “ожег”:
- существительное;
- глагол;
- прилагательное;
- наречие.
10. Выпишите слово среднего рода:
- тюль;
- кафе;
- кенгуру;
- дядя.
11. Какие из указанных слов не имеют ед. числа:
- чернила;
- штаны;
- шахматы;
- брёвна.
12. Буква -И- пишется в словах:
- нар__дить куклу;
- приб__раться;
- ц__ганский;
- д__рижировать.
13. Буква -А- пишется в словах:
- прик__снуться;
- ум__лять о пощаде;
- ст__рательно;
- предв__рительный.
14. Буква -О- пишется в словах:
- к__пошиться;
- п__рхать;
- нагр__мождение;
- нар___стание.
15. Буква -О- пишется в словах:
- галч__нок;
- кумач__вый;
- расч__ска;
- ш__пот.
16. Согласная буква пропущена в словах:
- под уз__цы;
- гум__анизм;
- ма__штаб;
- гигин__ский.
17. -СС- пишется в словах:
- поэте__са;
- ас__истент;
- дес__ант;
- рес__урсы.
18. Буква -Е- пишется в словах:
- остекл__невший;
- пр__нципиальный;
- пр__тязания;
- виш__нка.
19. Буква -Е- пишется в словах (гл. употребляются в форме 3л., ед.ч.):
- ка__тся;
- по идее__;
- ненавид__т;
- в композици__.
20. -Н- пишется во всех словах ряда:
- грубо кова__ный, тетради провере__ны;
- погаше__ный свет, ржа__ная мука;
- плете__ное кресло, спица слома__на;
- море взволнова__но, непроше__ный гость.
21. Частица НЕ пишется слитно во всех словах ряда:
- (не) знающий покоя, (не) смотря в книгу;
- (не) удачливый человек, (не) кому ухаживать;
- (не) добрые, а злые, очень (не0 красивый человек;
- (не) жарко, (не) где разложить.
22. Через дефис пишутся:
- (по) первому зову;
- (пол) Петербурга;
- (по) турецки;
- (водо) непроницаемый.
23. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ:
Но (н1) одного слова, (н2) отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы (н3) кого и (н4) было перед ним; это (н5) имело даже влияния на занятия его; среди всех этих досуг он (н6) делал (н7) одной ошибки в письме.
24. -Ь- пишется в словах:
- пять задач__;
- лен__тяй;
- бреш__;
- в__юнок.
25. Буква -С- пишется на конце:
- бес__честный;
- __добная булка;
- и__далека;
- не__держанный.
26. Отметьте номера предложений, где выделенное слово является производным предлогом:
- Не приехать (в) виду болезни.
- Мы встретимся с героем (в) продолжени__ романа.
- Договориться (на) счет похода.
- Перечислить деньги (на) счет организации.
27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно:
- Спрячься за (то) дерево, — сказал мне брат.
- Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
- Тёплая небесная вода для растений то (же) самое, что для нас любовь.
- Все было так (же), как всегда.
28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
- Погода была ужасная __ ветер штормовой ревел с ночи, дождь лили как из ведра.
- Сой облаков был очень тонок __ сквозь него просвечивало солнце.
- Пруд __ как зеркало.
- Основной мотив моей жизни __ прожить недаром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед.
29. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- Туристы пробирались среди сугробов мягкого и рыхлого снега __ и вязли в густой грязи.
- Он был невысок ростом __ да жилист.
- Ни холод __ ни пурга __ ни нагромождение льдов – никакие преграды не остановили полярников.
- Туман окутал как долину __ так и подножье горы.
30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях:
- Ленивый от природы он (Захар) был ленив еще и по своему лакейскому воспитанию.
- Ведущая в город улица была свободной.
- Дождь лил как из ведра.
- Девочки в особенности Катенька с радостными выражениями лица смотрят в окно на стройную фигуру Володи.
31. Запятая на месте пропусков ставится:
- Действительно __ в течение всего сентября стояла чудесная погода.
- Удостоверение действительно до конца года.
- Волга-матушка __ ты не даром нам дорога!
- Волга-матушка __ течет по бескрайним просторам земли.
32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- В саду было тихо, только птица иногда ворочалась __ да нежно и печально охали древесные лягушки __ да плескалась рыба в воде.
- Душно стало в сакле __ и я вышел.
- Когда из-за туч вышла луна, все вокруг посветлело __ и на море появилась серебристая дорожка.
- В воздухе душно __ и пахнет травами.
33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- Взгляд и улыбка у него так были приветливы __ что сразу располагали в свою пользу.
- Очевидно было, что Савельич передо мною был прав __ и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.
- Даша заметила __ что __ когда вслед за звонком в столовой появился Рощин __ катя сразу не поворачивала к нему головы.
- Хорошо известно, что __ если спортсмен регулярно не тренируется, то хороших результатов он не достигнет.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях:
- Сорока поднял голову – сквозь тонкий пар мороза блестела золотая медведица.
- Скажешь слово – добавят десять.
- Мороз не страшен __ воздух сухой, ветра нет.
- В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях __ повсюду заливались цикады.
35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях:
- “Нет, это мой след”, — просто ответил старик.
- Чичиков говорил, что давненько не брал я в руки шашки.
- Незнакомец нагнулся к ней и спросил – “Псина, ты откуда?”
- “Вишь как! – промолвил Павел – Чего ж он раскашлялся?”
36. Раздел лингвистики, в котором изучается состав слова и способы образования слов, называется ____________________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста.
- Рожденному говорить правду приходилось сдерживать себя и “прикидываться кошкой”, хотя хотелось лаять собакой.
- Но при всех жестких ограничениях, несмотря на постоянные отметины красным цензорским карандашом, то, что было напечатано Белинским, обнаруживало в каждой строке убежденного мыслителя – борца, пропагандиста передовых идей, страстного полемиста и вдохновенного импровизатора.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
- аристократИя;
- катАлог;
- столЯр;
- договОр.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
- Я вас насквозь вижу;
- Приехал с дальнего рейса;
- Приношу свою признательность;
- Все ресурсы исчерпаны.
40. Речевые ошибки допущены в предложениях:
- Не с чего было беспокоиться.
- В дельте Волги расположено множество островов и отмелей.
- В своих решениях он всегда высказывал эрудированность.
- Не больно – то он старается!
Лексическое значение слов указано неверно в примере
1) Компиляция — литературная или научная работа, основанная на использовании чужих трудов, не содержащая самостоятельного исследования.
2) Квинтэссенция — пересмотр, отмена высшим судом решений и приговоров низших инстанций.
3) Инспирировать — внушать кому-либо какой-либо образ действий, мыслей; подстрекать к чему-либо.
4) Банальный — лишенное оригинальности, избитое выражение или мысль.
5) Аффект — угнетенное, подавленное психическое состояние.
1) Кардинальный — несущественный, неважный.
2) Инкогнито — человек, выдающий себя за другого, скрывающий своё настоящее имя.
3) Канделябр — подставка для салфеток, обычно из фарфора или бронзы.
4) Апология — чрезмерное восхваление, защита кого-нибудь.
5) Факсимильный — точно воспроизведенный (о рукописи, документе).
источники:
http://urok.1sept.ru/articles/532657
http://urokam.net/russkij-jazyk/4941980.html
Вопрос по русскому языку:
найдите речевые ошибки, определите их тип:
1.Мы заранее предвидели все трудности похода.
2. Хлестаков сел в бричку и крикнул:»Гони, голубчик в аэропорт!»
3. Л.Н.Толстой все глубже и глубже проникает в глудь своей проблемы.
4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.
5. Брат очень бережный человек.
6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.
7. Хватит тебе теребить старые раныю
8. Уровень благосостояния народа увеличивается
9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изоброзил буйствоо красок у сирени.
10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом
11. Примьер- министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.
12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.
Содержание
- 1 Что такое речевая ошибка
- 1.1 Лексико-стилистические ошибки
- 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
- 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
- 2 Причины речевых ошибок
- 3 Как избежать ошибок в речи
- 4 Так ли важно соблюдать культуру речи
Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.
Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.
О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
- он хотит;
- это ихний;
- работают малярщики;
- идут трудящие;
- крыша текет;
- много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
- Только под ногами шелестела листва.
- Вся компания дружно встретили Новый Год.
- Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
- Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.
Как избежать ошибок в речи
Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.
Так ли важно соблюдать культуру речи
Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.
Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.
Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂