8. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологических
оборотов.
Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 2. Думаю, что к этому документу
приложил лапу не один бюрократ. 3. Многие пенсионеры сейчас влачат лямку. 4. Если на
нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 5. Мне кажется, он
сослужил вам медвежью услугу. 6. Концерт цыганского ансамбля шел два часа. Прошел он с
большим успехом и на одном духе. 7. Когда я вижу, что делают с плодородными землями у
нас в районе, кошки рвут мне сердце на части. 8. Старик любил рассказывать о своих
приключениях. Мы, дети, бывало, садились возле него и , слушая его, просто развешивали
порой рты. 9. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 10. Мы за нашим
директором как за каменной спиной.
Ответ или решение1
Воронцов Юрий
- Он всегда считал своего соседа заклятым врагом. (Отъявленным негодяем).
- Думаю, что к этому документу приложил руку не один бюрократ. (Наложил лапу).
- Многие пенсионеры сейчас просто влачат жалкое существование. (Тянут лямку).
- Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем попасть в переплет. (Влипнуть в историю).
- Мне кажется, он оказал вам медвежью услугу. (Сослужил плохую службу).
- Концерт цыганского ансамбля шел два часа. Прошел он с большим успехом, и на одном дыхание. (В одном духе).
- Когда я вижу, что делают с плодородными землями у нас в районе, мое сердце рвется на части. (Кошки скребут на душе).
- Старик любил рассказывать о своих приключениях. Мы, дети, бывало, садились возле него и, слушая его, просто раскрыв рты. (Развесив уши).
- От волнения у маленького певца сердце ушло в пятки. (Язык онемел).
- Мы за нашим директором как за каменной стеной. (За широкой спиной).
Задание 3. Найдите искажения, связанные с заменой компонентов фразеологизмов. 1. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 2. Когда я услышал эту ошеломляющую весть, у меня буквально глаза полезли на затылок 3. Скрепя душу, мы собрали вещи и двинулись домой. Задание 4. Найдите ошибки, связанные с соединением частей двух разных фразеологизмов. 1. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 3. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку.
Вот предложения:
- Уверенность каждого за свой завтрашний день.
- У обеих братьев были одинаковые костюмы
- Войдя в воду, я почувствовал, что всё тело покрылось мурашками
- Согласно приказу директора предприятие перешло на круглосуточную работу.
- Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом
Deleted
1012 серебряных знака6 бронзовых знаков
задан 18 окт 2012 в 11:11
2
В первых двух предложениях — грамматические ошибки.
1. Уверенность в завтрашнем дне
2. У обоих братьев
Речевые недочеты в 1,2 и последнем предложении уже отметили.
ответ дан 19 окт 2012 в 1:31
ЛарfЛарf
33k8 золотых знаков56 серебряных знаков113 бронзовых знаков
Вопрос был именно о лексической норме?
Уверенность каждого за свой завтрашний день.-грамматическая ошибка, не лексическая.
У обеих братьев были одинаковые костюмы.-грамматическая (обеих вместо обоих)+ лексическая — плеоназм(смысловое излишество: у обоих одинаковые)
Войдя в воду, я почувствовал, что всё тело покрылось мурашками — норма.
Согласно приказу директора предприятие перешло на круглосуточную работу.-неудачная метонимия:предприятие перешло не на работу, а на график работы.
Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом — лексическая несочетаемость.
ответ дан 23 окт 2012 в 19:49
ЛюдмилаЛюдмила
78.9k4 золотых знака30 серебряных знаков67 бронзовых знаков
3
Цели:
общеобразовательные:
- повторение и обобщение знаний по теме
“Лексикология и фразеология” как о разделе
науки о языке, а также различение и нахождение в
тексте лексических и фразеологических ошибок; - работа по закреплению понятий лексической и
фразеологической нормы русского языка
развивающие:
- коммуникативную компетенцию учащихся;
- речь, память, внимание, логическое мышление,
аналитическую деятельность учащихся, умения
сравнивать и обобщать, работать со словарями;
воспитывающие:
- речевую культуру учащихся;
- интерес к русскому языку;
- формированию активной личности, обладающей
достаточными навыками к самостоятельному
поиску, отбору, анализу и использованию
информации.
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, фразеологический
словарь, презентация. Рабочие материалы у
учащихся: тетради для классных и домашних работ.
Тип урока: комбинированный
Технологии, используемые на уроке:
технология дифференцированного обучения,
вузовская технология (лекция) с применением
компьютерной технологии ( презентации).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Презентация.
Слайд 1 Тема сегодняшнего урока: “Лексические и
фразеологические ошибки и их исправление”.
Слово преподавателя: Данный урок —
заключительный по теме “Лексикология.
Фразеология”. Сегодня мы повторим и обобщим ваши
знания по данной теме, а также познакомимся с
понятием лексических и фразеологических ошибок,
наметим пути их исправления, а также будем
активно работать над культурой вашей речи.
III. Актуализация знаний. Повторение
изученного по теме “Лексикология. Фразеология”.
Творческая коллективная работа:
Повторение изученного по теме “Лексикология и
фразеология”.
Слайды 2
1. Слова, имеющие сходные значения. (синонимы).
Примеры учащихся.
2. Слова, сходные по звучанию, но разные по
значению (паронимы). Примеры учащихся.
3. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но
разные по значению (омонимы). Примеры
учащихся.
4. Слова с противоположными значениями (антонимы)
Примеры учащихся.
Студенты отвечают на вопросы, представленные
на экране, и приводят свои примеры.
Слайд 3-7
Проверка домашнего задания
Как называются устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы)
Примеры учащихся.
Задание 1. Какое значение имеют
медицинские фразеологизмы?
Бычье сердце — гипертрофия сердца при пороке
- Мраморная бледность — резкая бледность лица
- Грудь сапожника — воронкообразная грудная
клетка, сдавливание сердца - Маска Паркинсона — лицо без мимики при некоторых
болезнях - Лицо Гиппократа — при тяжелых заболеваниях
органов брюшной полости Отличительные черты:
запавшие глаза, заостренный нос,
мертвенно-бледная, с синюшным оттенком кожа
лица” - Желудок “песочные часы” — такую форму желудок
приобретает при рубцующемся язвенном процессе. - Печеночные” ладони — красная окраска ладоней и
подушечек пальцев при болезни печени - Воротник Стокса — характеризуется резким отеком
головы, - Сосудистые звездочки возникают вследствие
расширения мелких вен, находящихся в верхнем
слое кожи.
Студенты отвечают на вопросы домашнего
задания, представленные на экране, и приводят
свои примеры.
IV. Самостоятельная работа студентов
Дифференцированные задания на карточках для
трех групп (А, Б, С) студентов, которые выполняются
в рабочих тетрадях. Затем осуществляется
взаимопроверка заданий.
Задание 1. Вспомните лексическое
значение следующих фразеологических сочетаний и
запишите их:
на всех парусах – А быстро перемывать косточки – А обсуждать рукой подать – А близко ни рыба ни мясо – А безликий, безвольный человек обвести вокруг пальца – А обмануть вопрос жизни и смерти – Б дело исключительной важности кожа да кости – Б худой хоть кровь из носу – Б обязательно как рыба в воде – Б уверенно кот наплакал — Б очень мало седьмая вода на киселе – С дальний родственник комар носа не подточит – С не к чему придраться куриная память – С плохая память глас вопиющего в пустыне – С напрасный, тщетный призыв стреляный воробей – С очень опытный человек
V. Изучение нового материала. Лекция
преподавателя с использованием компьютерной
технологии (презентации). Приложение
1
Преподаватель. Вспомните, что такое
лексические нормы русского языка и с чем они
связаны? Ответы студентов.
Слайд 8
Лексические нормы требуют правильного выбора
слова и уместного его употребления в
соответствии с его лексическим значением.
Значение незнакомого слова мы можем узнать из
толкового словаря. Существуют общие толковые
словари, а также словари иностранных слов,
специальных терминов, устойчивых выражений
(фразеологизмов). На столе преподавателя лежат
словари В.И.Даля и Ожегова С.И.
(Демонстрация слайда с изображением словарей).
Слова, употребление которых ограничено, в
словарях обычно имеют соответствующие пометки:
“разг.” — разговорное, “прост.” — просторечие лапа
(рука), “обл.” — диалектное кочет (петух),
“устар.” — устаревшее очи (глаза), а также
“книжн.” и “спец.”. Примеры студентов.
Слайд 9-12
Несоблюдение лексических норм приводит к
лексическим ошибкам, среди которых мы видим:
Лексические ошибки:
1. Причиной неточного словоупотребления
является незнание точного значения слова, Среди
ошибок подобного рода:
а) употребление слова в несвойственном для него
значении: Врачи апеллируют (объясняют) свои
действия недостаточным финансированием;
б) неразличение значений многозначного слова: Счастливые
дети спешат сообщить эту ценную (интересную)
новость матери;
в) неразличение слов-омонимов, например,
причастий и прилагательных: зАнятый
(заполнивший собой: место зАнято) — занятОй
(постоянно обременённый делами: занятОй человек;
г) неправильное использование синонимов: Пора
подвести результаты (итоги) встречи. Изъяны (недостатки)
в тренировках команды обнаружились на первых же
соревнованиях.
д) неразличение паронимов: надеть и одеть:
а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто,
сапоги, шапку на голову; антонимом к глаголу
надеть является глагол снять: снять пальто, шубку
с ребенка, снять шапку с головы;
б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть
больного; антонимом к нему является глагол
раздеть: раздеть ребенка (больного);
— неразличение паронимов заплатить, оплатить,
уплатить:
а) глагол заплатить употребляется в двух
значениях: — “отдать деньги за что-либо”
(заплатить за проезд) — употребляется всегда с
предлогом за; — “возместить что-либо”
(заплатить долги);
б) глагол оплатить употребляется всегда без
предлога (оплатить проезд, оплатить услуги, счет);
2. В речи также могут быть другие лексические
ошибки
1) избыточность высказывания — многословие,
разновидностями которого являются:
а) Плеоназм — употребление в речи близких по
смыслу и потому логически излишних слов, чаще
из-за незнания значения заимствованного слова.
Например: прейскурант цен (надо: прейскурант),
автобиография жизни (надо: автобиографиясвободная
вакансия (надо: вакансия) и т.п..
б) Тавтология — это повторение в пределах
предложения одного и того же слова, однокоренных
слов, затрудняющих восприятие фразы и делающих
её неблагозвучной. Например: Продолжительность
процесса переработки продолжается несколько
часов.
в) Многословие, или речевая избыточность —
употребление слов и словосочетаний, несущих
излишнюю информацию. Например: лишними являются
слова работа, деятельность, мероприятие с
предлогом по в следующих фразах — работа по
выполнению (надо: выполнение), деятельность
по внедрению (надо: внедрение), мероприятие по
реализации (надо: реализация) и т.п.
2). Нарушение лексической сочетаемости
слова. Лексическая сочетаемость способность
слов соединяться в речи друг с другом: нанести
визит, принять меры, представлять интерес.
Типичные ошибки: иметь роль (надо: играть роль),
играть значение (надо: иметь значение).
Мы разобрали типичные лексические ошибки, но
незнание фразеологизмов и неумелое их
использование (несоблюдение фразеологических
норм) также приводит к ошибкам:
Слайд 13. Типичные ошибки при употреблении
фразеологизмов:
- замена компонента (львиная часть вместо львиная
доля); - неоправданное сокращение или расширение
состава (оставлять желать много лучшего); - контаминация, или смешение двух оборотов (по
гроб доски вместо по гроб жизни и до
гробовой доски); - искажение грамматической формы (бабушка на
двоих сказала, вместо бабушка надвое сказала); - употребление фразеологизма, не
соответствующего контексту (Среди слушателей
были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо
Среди слушателей были студенты, которые плохо
знали русский язык); - стилистически неуместное употребление (Командир
приказал сматывать удочки, вместо Командир
приказал уходить).
Слайд 14
Задание 2. Допишите в предложения
подходящий по смыслу пароним. (Для всех учащихся)
(выполняется в тетрадях)
Надеть (кто надел что-либо на кого) — одеть (кто
одел кого); одеваться – одеться
1.________ теплое пальто, на улице очень холодно. 2.
Мать_________
свою дочь по последней моде. 3. Он____ фрак и
черный галстук. 4. Они_______ как на праздник. 5.
“Учись, мой маленький,__________ сам”,- сказала мать.
Проверка задания.
VI. Самостоятельная работа студентов
Задание 3. (на карточках) Найдите правильный
вариант в следующих фразеологизмах.
Карточки (для группы А)
1.ходить как в воду окунутый (опущенный)
2. мчаться сломав голову (сломя)
3. взять львиную часть (долю)
4.приподнять занавес (поднять)
4. показывать образец (показать)
5. кануть в лето (лету)
Задание 4. (на карточках) К данным
выражениям подберите фразеологические антонимы.
Карточки (для групп Б и С)
- нога за ногу (рука об руку)
- засучив рукава (спустя рукава)
- куры не клюют
- держать ухо востро
- пасть духом
- легок на подъем
Проверка выполненных заданий всех групп
студентов при помощи взаимопроверки.
VII Групповая работа
Слайд 15
Задание 5 (выполняется устно) Прочитайте
стихотворения. Их автор показал нам, что бывает,
если человек недостаточно думает над тем, что
говорит. Найдите лексические ошибки
Когда весной весенний первый гром,
Как люблю я майскую грозу в начале мая,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.Покроют льдом, заледенят карниз.
Еще люблю, когда холодные морозы
Снежинки е неба падают, как слезы,
На землю приземляясь сверху вниз.Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами все плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.
Слайд 16
Задание 6 (выполняется устно)
Прочитайте и найдите “лишние” слова.
Песенка про лишние слова А.Хайта
Как проехать на вокзал? —
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
— В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче…
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
Как по-другому называются “лишние” слова? Чем
они опасны? (Слова-паразиты)
Слайд 17
Задание 7. (выполняется устно) Выберите
одно из двух данных в скобках слов.
Он полный (невежа — невежда) в вопросах
литературы.
На факультете изучаются два (зарубежных —
иностранных) языка.
Лермонтов — достойный (приёмник – преемник)
Пушкина.
Стоят наши дальневосточные березки в
подвенечном (саване — уборе).
Тяжелая ситуация с авиатопливом на Украине,
кажется, начинает (меняться в лучшую сторону,
улучшаться, стабилизироваться).
Преподаватель отмечает активно работающих
студентов
VIII Самостоятельная работа студентов:
Задание 8 . Перепишите, исправляя ошибки в
употреблении слов и фразеологизмов.
1. На дворе кромешные сумерки. 2. Я должна
постараться и взять себя в свои руки. 3.
Наступит период, и я расскажу вам правду. 4.
Эта похвальба вполне заслужена вами. 5. Эти
люди всё делают или через пень, или через колоду.
6. К сожалению, у всех сложилось о нём крайне
позитивное впечатление.
Проверка задания. (Курсивом помечены ошибки для
проверяющих.)
Задание 9 . Исправьте ошибки, дайте
комментарий. (Карточки для групп. А, Б, С).
А. 1. Он впервые дебютировал в заглавной
роли. 2. Мальчики оказались в огненном кольце, но
они не стушевались. 3. Участники экспедиции
рассказали о перспективах на будущее. 4. Скрепя
душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу.
Б. 1. Студент очень скрупулёзно изучал
предмет. 2. Во время инспекционной поездки
префект Северного округа проверил состояние
чистоты на улицах. 3. В романе имеет место
отсутствие ясно выраженной сюжетной линии. 4.
Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений
городских властей закрыть стадион.
С. 1. Летом я буду отдыхать в подмосковной
здравице. 2. Появление волка было так мгновенно,
что охотник на минуту растерялся. 3. На научном
семинаре автор изложил главную суть этой
книги. 4. Информация о внезапном изменении курса
акций поставила все банки в полный расплох.
Проверка заданий всех трех групп по очереди.
(Курсивом помечены ошибки для проверяющих.)
Задание 10. Перепишите и найдите ошибки,
связанные с употреблением фразеологизмов,
исправьте их
1. Он всегда считал своего соседа отъявленным
врагом. 2. Думаю, что к этому документу приложил
лапу не один бюрократ. 3. Многие пенсионеры
сейчас просто влачат лямку. 4. Если на нашем
предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть
в переплет. 5. Если давать всем сестрам по
серьге, то распределение электроэнергии будет
несправедливым. 6. Кое-кто пытается вбить клины
под отношения Таджикистана и Афганистана. 7.
Вопрос с топливом сложный, просто так забросать
его шапками нельзя.
Проверка задания. (Курсивом помечены ошибки для
проверяющих.)
Мини-диктант, который проводит преподаватель.
“Найди и исправь лексические ошибки в
предложениях”
1. Двадцать лет своей биографии она посвятила
детям.
2. Дефилируйте мимо контролеров с самым
безразличным видом, и они не обратят на вас
никакого внимания.
3.Бестселлером нового сезона стала стиральная
машина “Катюша”.
5.Мой друг особенно уважает стихи.
6.Добиться успеха ему помешала маленькая мелочь
7.В мае месяце в Нижнем Новгороде зацветает
сирень.
8.Шкатулку с письмами она хранила как зеницу
глаза.
9. “Оплатите за проезд”, — услышал я голос
кондуктора.
Проверка диктанта
IX Рефлексия
Вопросы для рефлексии:
— Чем полезен был для тебя этот урок?
— Что было нового? Чему научились?
— Какой этап урока был наиболее интересным?
— Что вызвало затруднения?
— Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать?
X. Выставление учителем оценок за урок на
основании технологической карты урока.
XI. Домашнее задание: Учебник Т.В.
Потемкиной “Русский язык и культура
речи”параграф 7, зад 84 на стр.141
Слайд 18
XIII. Список литературы.