Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом ошибка

8. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологических
оборотов.
Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 2. Думаю, что к этому документу
приложил лапу не один бюрократ. 3. Многие пенсионеры сейчас влачат лямку. 4. Если на
нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 5. Мне кажется, он
сослужил вам медвежью услугу. 6. Концерт цыганского ансамбля шел два часа. Прошел он с
большим успехом и на одном духе. 7. Когда я вижу, что делают с плодородными землями у
нас в районе, кошки рвут мне сердце на части. 8. Старик любил рассказывать о своих
приключениях. Мы, дети, бывало, садились возле него и , слушая его, просто развешивали
порой рты. 9. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 10. Мы за нашим
директором как за каменной спиной.

logo

Ответ или решение1

Воронцов Юрий

  1. Он всегда считал своего соседа заклятым врагом. (Отъявленным негодяем).
  2. Думаю, что к этому документу приложил руку не один бюрократ. (Наложил лапу).
  3. Многие пенсионеры сейчас просто влачат жалкое существование. (Тянут лямку).
  4. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем попасть в переплет. (Влипнуть в историю).
  5. Мне кажется, он оказал вам медвежью услугу. (Сослужил плохую службу).
  6. Концерт цыганского ансамбля шел два часа. Прошел он с большим успехом, и на одном дыхание. (В одном духе).
  7. Когда я вижу, что делают с плодородными землями у нас в районе, мое сердце рвется на части. (Кошки скребут на душе).
  8. Старик любил рассказывать о своих приключениях. Мы, дети, бывало, садились возле него и, слушая его, просто раскрыв рты. (Развесив уши).
  9. От волнения у маленького певца сердце ушло в пятки. (Язык онемел).
  10. Мы за нашим директором как за каменной стеной. (За широкой спиной).

Задание 3. Найдите искажения, связанные с заменой компонентов фразеологизмов. 1. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 2. Когда я услышал эту ошеломляющую весть, у меня буквально глаза полезли на затылок 3. Скрепя душу, мы собрали вещи и двинулись домой. Задание 4. Найдите ошибки, связанные с соединением частей двух разных фразеологизмов. 1. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 3. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку.

Вот предложения:

  1. Уверенность каждого за свой завтрашний день.
  2. У обеих братьев были одинаковые костюмы
  3. Войдя в воду, я почувствовал, что всё тело покрылось мурашками
  4. Согласно приказу директора предприятие перешло на круглосуточную работу.
  5. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом

Deleted's user avatar

Deleted

1012 серебряных знака6 бронзовых знаков

задан 18 окт 2012 в 11:11

елена95's user avatar

2

В первых двух предложениях — грамматические ошибки.
1. Уверенность в завтрашнем дне
2. У обоих братьев

Речевые недочеты в 1,2 и последнем предложении уже отметили.

ответ дан 19 окт 2012 в 1:31

Ларf's user avatar

ЛарfЛарf

33k8 золотых знаков56 серебряных знаков113 бронзовых знаков

Вопрос был именно о лексической норме?
Уверенность каждого за свой завтрашний день.-грамматическая ошибка, не лексическая.
У обеих братьев были одинаковые костюмы.-грамматическая (обеих вместо обоих)+ лексическая — плеоназм(смысловое излишество: у обоих одинаковые)
Войдя в воду, я почувствовал, что всё тело покрылось мурашками — норма.
Согласно приказу директора предприятие перешло на круглосуточную работу.-неудачная метонимия:предприятие перешло не на работу, а на график работы.
Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом — лексическая несочетаемость.

ответ дан 23 окт 2012 в 19:49

Людмила's user avatar

ЛюдмилаЛюдмила

78.9k4 золотых знака30 серебряных знаков67 бронзовых знаков

3

Цели:

общеобразовательные:

  • повторение и обобщение знаний по теме
    “Лексикология и фразеология” как о разделе
    науки о языке, а также различение и нахождение в
    тексте лексических и фразеологических ошибок;
  • работа по закреплению понятий лексической и
    фразеологической нормы русского языка

развивающие:

  • коммуникативную компетенцию учащихся;
  • речь, память, внимание, логическое мышление,
    аналитическую деятельность учащихся, умения
    сравнивать и обобщать, работать со словарями;

воспитывающие:

  • речевую культуру учащихся;
  • интерес к русскому языку;
  • формированию активной личности, обладающей
    достаточными навыками к самостоятельному
    поиску, отбору, анализу и использованию
    информации.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, фразеологический
словарь, презентация. Рабочие материалы у
учащихся: тетради для классных и домашних работ.

Тип урока: комбинированный

Технологии, используемые на уроке:
технология дифференцированного обучения,
вузовская технология (лекция) с применением
компьютерной технологии ( презентации).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Презентация.

Слайд 1 Тема сегодняшнего урока: “Лексические и
фразеологические ошибки и их исправление”.

Слово преподавателя: Данный урок —
заключительный по теме “Лексикология.
Фразеология”. Сегодня мы повторим и обобщим ваши
знания по данной теме, а также познакомимся с
понятием лексических и фразеологических ошибок,
наметим пути их исправления, а также будем
активно работать над культурой вашей речи.

III. Актуализация знаний. Повторение
изученного по теме “Лексикология. Фразеология”.
Творческая коллективная работа:

Повторение изученного по теме “Лексикология и
фразеология”.

Слайды 2

1. Слова, имеющие сходные значения. (синонимы).
Примеры учащихся.

2. Слова, сходные по звучанию, но разные по
значению (паронимы). Примеры учащихся.

3. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но
разные по значению (омонимы). Примеры
учащихся.

4. Слова с противоположными значениями (антонимы)
Примеры учащихся.

Студенты отвечают на вопросы, представленные
на экране, и приводят свои примеры.

Слайд 3-7

Проверка домашнего задания

Как называются устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы)
Примеры учащихся.

Задание 1. Какое значение имеют
медицинские фразеологизмы?

Бычье сердце — гипертрофия сердца при пороке

  • Мраморная бледность — резкая бледность лица
  • Грудь сапожника — воронкообразная грудная
    клетка, сдавливание сердца
  • Маска Паркинсона — лицо без мимики при некоторых
    болезнях
  • Лицо Гиппократа — при тяжелых заболеваниях
    органов брюшной полости Отличительные черты:
    запавшие глаза, заостренный нос,
    мертвенно-бледная, с синюшным оттенком кожа
    лица”
  • Желудок “песочные часы” — такую форму желудок
    приобретает при рубцующемся язвенном процессе.
  • Печеночные” ладони — красная окраска ладоней и
    подушечек пальцев при болезни печени
  • Воротник Стокса — характеризуется резким отеком
    головы,
  • Сосудистые звездочки возникают вследствие
    расширения мелких вен, находящихся в верхнем
    слое кожи.

Студенты отвечают на вопросы домашнего
задания, представленные на экране, и приводят
свои примеры.

IV. Самостоятельная работа студентов

Дифференцированные задания на карточках для
трех групп (А, Б, С) студентов, которые выполняются
в рабочих тетрадях. Затем осуществляется
взаимопроверка заданий.

Задание 1. Вспомните лексическое
значение следующих фразеологических сочетаний и
запишите их:

на всех парусах – А быстро
перемывать косточки – А обсуждать
рукой подать – А близко
ни рыба ни мясо – А безликий, безвольный человек
обвести вокруг пальца – А обмануть
вопрос жизни и смерти – Б дело исключительной важности
кожа да кости – Б худой
хоть кровь из носу – Б обязательно
как рыба в воде – Б уверенно
кот наплакал — Б очень мало
седьмая вода на киселе – С дальний родственник
комар носа не подточит – С не к чему придраться
куриная память – С плохая память
глас вопиющего в пустыне С напрасный, тщетный призыв
стреляный воробей – С очень опытный человек

V. Изучение нового материала. Лекция
преподавателя с использованием компьютерной
технологии (презентации).
Приложение
1

Преподаватель. Вспомните, что такое
лексические нормы русского языка и с чем они
связаны? Ответы студентов.

Слайд 8

Лексические нормы требуют правильного выбора
слова и уместного его употребления в
соответствии с его лексическим значением.
Значение незнакомого слова мы можем узнать из
толкового словаря. Существуют общие толковые
словари, а также словари иностранных слов,
специальных терминов, устойчивых выражений
(фразеологизмов). На столе преподавателя лежат
словари В.И.Даля и Ожегова С.И.

(Демонстрация слайда с изображением словарей).
Слова, употребление которых ограничено, в
словарях обычно имеют соответствующие пометки:
“разг.” — разговорное, “прост.” — просторечие лапа
(рука
), “обл.” — диалектное кочет (петух),
“устар.” — устаревшее очи (глаза), а также
“книжн.” и “спец.”. Примеры студентов.

Слайд 9-12

Несоблюдение лексических норм приводит к
лексическим ошибкам, среди которых мы видим:

Лексические ошибки:

1. Причиной неточного словоупотребления
является незнание точного значения слова, Среди
ошибок подобного рода:

а) употребление слова в несвойственном для него
значении: Врачи апеллируют (объясняют) свои
действия недостаточным финансированием;

б) неразличение значений многозначного слова: Счастливые
дети спешат сообщить эту ценную (интересную)
новость матери;

в) неразличение слов-омонимов, например,
причастий и прилагательных: зАнятый
(заполнивший собой: место зАнято) — занятОй
(постоянно обременённый делами: занятОй человек;

г) неправильное использование синонимов: Пора
подвести результаты
(итоги) встречи. Изъяны (недостатки)
в тренировках команды обнаружились на первых же
соревнованиях.

д) неразличение паронимов: надеть и одеть:

а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто,
сапоги, шапку на голову; антонимом к глаголу
надеть является глагол снять: снять пальто, шубку
с ребенка, снять шапку с головы;

б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть
больного; антонимом к нему является глагол
раздеть: раздеть ребенка (больного);

— неразличение паронимов заплатить, оплатить,
уплатить:

а) глагол заплатить употребляется в двух
значениях: — “отдать деньги за что-либо”
(заплатить за проезд) — употребляется всегда с
предлогом за; — “возместить что-либо”
(заплатить долги);

б) глагол оплатить употребляется всегда без
предлога (оплатить проезд, оплатить услуги, счет);

2. В речи также могут быть другие лексические
ошибки

1) избыточность высказывания — многословие,
разновидностями которого являются:

а) Плеоназм — употребление в речи близких по
смыслу и потому логически излишних слов, чаще
из-за незнания значения заимствованного слова.
Например: прейскурант цен (надо: прейскурант),
автобиография жизни
(надо: автобиографиясвободная
вакансия
(надо: вакансия) и т.п..

б) Тавтология — это повторение в пределах
предложения одного и того же слова, однокоренных
слов, затрудняющих восприятие фразы и делающих
её неблагозвучной. Например: Продолжительность
процесса переработки продолжается несколько
часов.

в) Многословие, или речевая избыточность —
употребление слов и словосочетаний, несущих
излишнюю информацию. Например: лишними являются
слова работа, деятельность, мероприятие с
предлогом по в следующих фразах — работа по
выполнению
(надо: выполнение), деятельность
по внедрению
(надо: внедрение), мероприятие по
реализации (надо: реализация)
и т.п.

2). Нарушение лексической сочетаемости
слова
. Лексическая сочетаемость способность
слов соединяться в речи друг с другом: нанести
визит, принять меры, представлять интерес.
Типичные ошибки: иметь роль (надо: играть роль),
играть значение (надо: иметь значение).

Мы разобрали типичные лексические ошибки, но
незнание фразеологизмов и неумелое их
использование (несоблюдение фразеологических
норм) также приводит к ошибкам:

Слайд 13. Типичные ошибки при употреблении
фразеологизмов:

  • замена компонента (львиная часть вместо львиная
    доля
    );
  • неоправданное сокращение или расширение
    состава (оставлять желать много лучшего);
  • контаминация, или смешение двух оборотов (по
    гроб доски
    вместо по гроб жизни и до
    гробовой доски
    );
  • искажение грамматической формы (бабушка на
    двоих сказала,
    вместо бабушка надвое сказала);
  • употребление фразеологизма, не
    соответствующего контексту (Среди слушателей
    были студенты, которые лыка не вязали по-русски,
    вместо
    Среди слушателей были студенты, которые плохо
    знали русский язык
    );
  • стилистически неуместное употребление (Командир
    приказал сматывать удочки,
    вместо Командир
    приказал уходить
    ).

Слайд 14

Задание 2. Допишите в предложения
подходящий по смыслу пароним. (Для всех учащихся)
(выполняется в тетрадях)

Надеть (кто надел что-либо на кого) — одеть (кто
одел кого); одеваться – одеться

1.________ теплое пальто, на улице очень холодно. 2.
Мать_________

свою дочь по последней моде. 3. Он____ фрак и
черный галстук. 4. Они_______ как на праздник. 5.
“Учись, мой маленький,__________ сам”,- сказала мать.

Проверка задания.

VI. Самостоятельная работа студентов

Задание 3. (на карточках) Найдите правильный
вариант в следующих фразеологизмах.

Карточки (для группы А)

1.ходить как в воду окунутый (опущенный)

2. мчаться сломав голову (сломя)

3. взять львиную часть (долю)

4.приподнять занавес (поднять)

4. показывать образец (показать)

5. кануть в лето (лету)

Задание 4. (на карточках) К данным
выражениям подберите фразеологические антонимы.

Карточки (для групп Б и С)

  • нога за ногу (рука об руку)
  • засучив рукава (спустя рукава)
  • куры не клюют
  • держать ухо востро
  • пасть духом
  • легок на подъем

Проверка выполненных заданий всех групп
студентов при помощи взаимопроверки.

VII  Групповая работа

Слайд 15

Задание 5 (выполняется устно)  Прочитайте
стихотворения. Их автор показал нам, что бывает,
если человек недостаточно думает над тем, что
говорит. Найдите лексические ошибки

Когда весной весенний первый гром,
Как люблю я майскую грозу в начале мая,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.

Покроют льдом, заледенят карниз.
Еще люблю, когда холодные морозы
Снежинки е неба падают, как слезы,
На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами все плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.

Слайд 16

Задание 6 (выполняется устно)
Прочитайте и найдите “лишние” слова.

Песенка про лишние слова А.Хайта

Как проехать на вокзал? —
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
— В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче…
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.

Как по-другому называются “лишние” слова? Чем
они опасны? (
Слова-паразиты)

Слайд 17

Задание 7. (выполняется устно) Выберите
одно из двух данных в скобках слов.

Он полный (невежа — невежда) в вопросах
литературы.

На факультете изучаются два (зарубежных —
иностранных) языка.

Лермонтов — достойный (приёмник – преемник)
Пушкина.

Стоят наши дальневосточные березки в
подвенечном (саване — уборе).

Тяжелая ситуация с авиатопливом на Украине,
кажется, начинает (меняться в лучшую сторону,
улучшаться, стабилизироваться).

Преподаватель отмечает активно работающих
студентов

VIII Самостоятельная работа студентов:

Задание 8 . Перепишите, исправляя ошибки в
употреблении слов и фразеологизмов.

1. На дворе кромешные сумерки. 2. Я должна
постараться и взять себя в свои руки. 3.
Наступит период, и я расскажу вам правду. 4.
Эта похвальба вполне заслужена вами. 5. Эти
люди всё делают или через пень, или через колоду.
6. К сожалению, у всех сложилось о нём крайне
позитивное
впечатление.

Проверка задания. (Курсивом помечены ошибки для
проверяющих.)

Задание 9 . Исправьте ошибки, дайте
комментарий. (Карточки для групп. А, Б, С).

А. 1. Он впервые дебютировал в заглавной
роли. 2. Мальчики оказались в огненном кольце, но
они не стушевались. 3. Участники экспедиции
рассказали о перспективах на будущее. 4. Скрепя
душу
мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

Б. 1. Студент очень скрупулёзно изучал
предмет. 2. Во время инспекционной поездки
префект Северного округа проверил состояние
чистоты
на улицах. 3. В романе имеет место
отсутствие
ясно выраженной сюжетной линии. 4.
Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений
городских властей закрыть стадион.

С. 1. Летом я буду отдыхать в подмосковной
здравице. 2. Появление волка было так мгновенно,
что охотник на минуту растерялся. 3. На научном
семинаре автор изложил главную суть этой
книги. 4. Информация о внезапном изменении курса
акций поставила все банки в полный расплох.

Проверка заданий всех трех групп по очереди.
(Курсивом помечены ошибки для проверяющих.)

Задание 10. Перепишите и найдите ошибки,
связанные с употреблением фразеологизмов,
исправьте их

1. Он всегда считал своего соседа отъявленным
врагом
. 2. Думаю, что к этому документу приложил
лапу
не один бюрократ. 3. Многие пенсионеры
сейчас просто влачат лямку. 4. Если на нашем
предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть
в переплет
. 5. Если давать всем сестрам по
серьге
, то распределение электроэнергии будет
несправедливым. 6. Кое-кто пытается вбить клины
под отношения Таджикистана и Афганистана. 7.
Вопрос с топливом сложный, просто так забросать
его шапками
нельзя.

Проверка задания. (Курсивом помечены ошибки для
проверяющих.)

Мини-диктант, который проводит преподаватель.
“Найди и исправь лексические ошибки в
предложениях”

1. Двадцать лет своей биографии она посвятила
детям.

2. Дефилируйте мимо контролеров с самым
безразличным видом, и они не обратят на вас
никакого внимания.

3.Бестселлером нового сезона стала стиральная
машина “Катюша”.

5.Мой друг особенно уважает стихи.

6.Добиться успеха ему помешала маленькая мелочь

7.В мае месяце в Нижнем Новгороде зацветает
сирень.

8.Шкатулку с письмами она хранила как зеницу
глаза.

9. “Оплатите за проезд”, — услышал я голос
кондуктора.

Проверка диктанта

IX Рефлексия

Вопросы для рефлексии:

— Чем полезен был для тебя этот урок?

— Что было нового? Чему научились?

— Какой этап урока был наиболее интересным?

— Что вызвало затруднения?

— Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать?

X. Выставление учителем оценок за урок на
основании технологической карты урока.

XI. Домашнее задание: Учебник Т.В.
Потемкиной “Русский язык и культура
речи”параграф 7, зад 84 на стр.141

Слайд 18

XIII. Список литературы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Он всегда поступал наперекор советам где ошибка
  • Он всегда действовал наперекор ошибки
  • Он все льет крокодильи слезы лексическая ошибка
  • Он взял ремень и вдарил его какая ошибка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии