Она была некрасивой но доброй ошибка

Обновлено: 04.06.2023

Логичностью называют коммуникативное качество речи, предполагающее ясное, точное и непротиворечивое высказывание. Здесь действует ряд правил, нарушение которых приводит к тому, что наше высказывание выглядит нелогичным.

1) Соблюдайте закон тождества: предмет Вашего высказывания должен оставаться неизменным! Всегда помните, о чем Вы говорите и не «скачите» с одного на другое. На первый взгляд, это правило может показаться Вам излишним, но практика показывает, что это не так. Часто случается, что мы, заговорившись и вспоминая один пример за другим, настолько отдаляемся от темы высказывания, что даже забываем, к чему мы это все говорим. Особенно этим «грешат», так называемые, доки: они чувствуют себя в предмете высказывания как рыба в воде, и их, как говорится, «несет». Они хотят поведать миру обо всем сразу, и в результате до слушающих долетают лишь обрывки их великой мысли. Если это преподаватель, то записи его лекции у студентов похожи на собрание ничем не связанных между собой кусочков текста. Если это начальник, то подчиненные никак не могут взять в толк: что же он конкретно от них хочет. Если это ваш собеседник в бытовых ситуациях, то, скорее всего, это тип человека, о котором говорят словами старенькой песни: «Тихо сам с собою я веду беседу». Итак, постоянно помните, о чем Вы говорите и к чему Вы все это говорите!

2) Соблюдайте закон противоречия, который гласит, что два противоположных по смыслу высказывания не могут быть одновременно истинными! Иными словами, не противоречьте сами себе. К счастью, такое встречается достаточно редко, поэтому я не буду подробно на этом останавливаться.

3) Самый важный закон, который Вам предстоит соблюдать, чтобы Ваша речь выглядела логичной, это закон достаточного основания. Попросту говоря, всегда приводите достаточное количество аргументов в пользу того, о чем говорите, иначе Ваша речь будет не речью, а обыкновенным пустословием, или, если хотите, словоблудием. Необходимо сказать несколько слов о том, какими могут быть аргументы. Традиционно их делят на два вида: аргументы к существу дела и аргументы к человеку. Внутри второго выделяют аргументы к авторитету («так сказал Иван Иваныч» или «я все расскажу Иван Иванычу»); к слушающему («Вы ведь тоже так думаете»); к жалости («Я сегодня болею, поэтому могу ошибаться»). Практика показывает, что для слушающего самыми вескими и единственно вескими аргументами являются аргументы первого вида. Аргументы к человеку не достигают сердца и ума слушателя, а иногда могут даже раздражать, особенно в тех случаях, когда ситуация официальная. Итак, речь должна быть доказательной и аргументированной, а аргументы должны приводиться только по существу дела!

А теперь поговорим о тех ошибках, которые мы допускаем на уровне логичности речи.

1) Ошибки на уровне однородных членов предложения. Таких ошибок может быть два вида. Во-первых, часто мы ставим в однородный ряд неоднородные понятия. Они, как правило, требуют от главного слова разных значений. Мой любимый пример: Шел дождь и два студента, один — в университет, другой в галошах. Здесь все слова требуют от глагола идти разных значений: выпадение атмосферных осадков, движение, направление движения и значение быть обутым во что-либо. А во-вторых, слова могут располагаться так, возникает двусмысленность. Например, Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта (ликвидация ремонта?); Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия (истребление ответственных лиц?). То же самое происходит в том случае, когда мы строим сложное предложение, используя местоимение, которое может заменять несколько имен в предыдущем предложении. Например, Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась (что кончилось: старушка, подушка или гроза?); На двух трассах состязались слаломистки, одна из них длиной пять метров с перепадами полтора-два метра (что: трасса или слаломистка?).

2) Нечеткая дифференциация понятия. Эта ошибка возможна, когда Вы не проводите четкого разграничения между двумя понятиями, относящимися к одному и тому же явлению. Например, Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Как видим, говорящий не различает понятия название фильма и сам фильм. В результате восприятие смысла фразы затруднено. Итак, логичность, помогает сделать нашу речь ясной, точной и понятной для собеседника.

Логичностью называют коммуникативное качество речи, предполагающее ясное, точное и непротиворечивое высказывание. Здесь действует ряд правил, нарушение которых приводит к тому, что наше высказывание выглядит нелогичным.

1) Соблюдайте закон тождества: предмет Вашего высказывания должен оставаться неизменным! Всегда помните, о чем Вы говорите и не «скачите» с одного на другое. На первый взгляд, это правило может показаться Вам излишним, но практика показывает, что это не так. Часто случается, что мы, заговорившись и вспоминая один пример за другим, настолько отдаляемся от темы высказывания, что даже забываем, к чему мы это все говорим. Особенно этим «грешат», так называемые, доки: они чувствуют себя в предмете высказывания как рыба в воде, и их, как говорится, «несет». Они хотят поведать миру обо всем сразу, и в результате до слушающих долетают лишь обрывки их великой мысли. Если это преподаватель, то записи его лекции у студентов похожи на собрание ничем не связанных между собой кусочков текста. Если это начальник, то подчиненные никак не могут взять в толк: что же он конкретно от них хочет. Если это ваш собеседник в бытовых ситуациях, то, скорее всего, это тип человека, о котором говорят словами старенькой песни: «Тихо сам с собою я веду беседу». Итак, постоянно помните, о чем Вы говорите и к чему Вы все это говорите!

2) Соблюдайте закон противоречия, который гласит, что два противоположных по смыслу высказывания не могут быть одновременно истинными! Иными словами, не противоречьте сами себе. К счастью, такое встречается достаточно редко, поэтому я не буду подробно на этом останавливаться.

3) Самый важный закон, который Вам предстоит соблюдать, чтобы Ваша речь выглядела логичной, это закон достаточного основания. Попросту говоря, всегда приводите достаточное количество аргументов в пользу того, о чем говорите, иначе Ваша речь будет не речью, а обыкновенным пустословием, или, если хотите, словоблудием. Необходимо сказать несколько слов о том, какими могут быть аргументы. Традиционно их делят на два вида: аргументы к существу дела и аргументы к человеку. Внутри второго выделяют аргументы к авторитету («так сказал Иван Иваныч» или «я все расскажу Иван Иванычу»); к слушающему («Вы ведь тоже так думаете»); к жалости («Я сегодня болею, поэтому могу ошибаться»). Практика показывает, что для слушающего самыми вескими и единственно вескими аргументами являются аргументы первого вида. Аргументы к человеку не достигают сердца и ума слушателя, а иногда могут даже раздражать, особенно в тех случаях, когда ситуация официальная. Итак, речь должна быть доказательной и аргументированной, а аргументы должны приводиться только по существу дела!

А теперь поговорим о тех ошибках, которые мы допускаем на уровне логичности речи.

1) Ошибки на уровне однородных членов предложения. Таких ошибок может быть два вида. Во-первых, часто мы ставим в однородный ряд неоднородные понятия. Они, как правило, требуют от главного слова разных значений. Мой любимый пример: Шел дождь и два студента, один — в университет, другой в галошах. Здесь все слова требуют от глагола идти разных значений: выпадение атмосферных осадков, движение, направление движения и значение быть обутым во что-либо. А во-вторых, слова могут располагаться так, возникает двусмысленность. Например, Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта (ликвидация ремонта?); Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия (истребление ответственных лиц?). То же самое происходит в том случае, когда мы строим сложное предложение, используя местоимение, которое может заменять несколько имен в предыдущем предложении. Например, Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась (что кончилось: старушка, подушка или гроза?); На двух трассах состязались слаломистки, одна из них длиной пять метров с перепадами полтора-два метра (что: трасса или слаломистка?).

2) Нечеткая дифференциация понятия. Эта ошибка возможна, когда Вы не проводите четкого разграничения между двумя понятиями, относящимися к одному и тому же явлению. Например, Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Как видим, говорящий не различает понятия название фильма и сам фильм. В результате восприятие смысла фразы затруднено. Итак, логичность, помогает сделать нашу речь ясной, точной и понятной для собеседника.

Формирование умений построения логичного высказывания.

Сравнение- установление сходства или различия предметов, явлений, фактов.
Анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его части, стороны, элементы.
Абстрагирование – мысленное выделение признаков одного предмета и их отвлечение от других признаков.
Синтез — мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.
Обобщение – прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.
Логичность высказывания в целом базируется на логически безупречном использовании понятий, суждений, умозаключений.
Основным языковым средством выражения логических взаимоотношений и связей выступает синтаксис русского языка. Он отражает основные виды отношений между предметами и понятиями: родо –видовые, причинно – следственные, временные и т.д.
Отсутствие или нарушение логических связей в структуре предложения и тексте приводит к появлению логических ошибок, а также иногда используется как тот или иной художественный прием.

Основные логические ошибки:

Таким образом, чтобы текст быть логичным, он должен быть прежде всего структурно организованным. Соответственно основные условия логичности на уровне текста предполагают соблюдение структурного единства и цельности, поэтому:

— Текст должен иметь продуманную, строго организованную структуру;
— В тексте должна быть ясно выражена связь предложений, при этом логика речи должна отражать логику мысли;
— В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли к другой;
— Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст должен быть верно разделен на части;
— Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию.

2. Закрепление изложенного материала.

Закрепление материала можно провести в ходе выполнения ряда упражнений и последующей их проверкой:

Ларису убил разъяренный Карандышев после того, как она уехала кататься по Волге с баринами без его ведома. Выстрел Карандышева лишь предупредил ее будущее самоубийство (самоубийство в будущем). Карандышев делает своей невесте самый дорогой подарок: убивает ее. Смерть Ларисы напрашивалась. Но, на самом деле, смерть – это судьба большинства женщин переходного времени, женщин, пытавшихся бороться с существующим строем. Проблема эмансипации актуальна и в наше время, поэтому Островский остается популярным в XXI веке.

Много лестных слов выслушал о себе бледный от волнения Кондрат, а казалось бы, что мнение о нем собравшихся единодушно. Но тут неожиданно не встал, а взвился дед Щукарь и начал:
— Дорогие гражданы и старухи! Даю полный отлуп Кондрату! Я не такой как другие, по мне дружба – дружбой, а табачок – врозь. Вот какой я есть человек! Так уж тут разрисовали Кондрата, что не человек он, а святой угодник! А спрошу я вас, гражданы: какой из него может образоваться святой, ежели он такой же грешный, как и мы, остальные прочие?
— Ты пугаешь, дед, как и завсегда! Мы же не в рай его принимаем, а в партию, — пока еще подобру поправил старика Нагульнов.
Но не таков был дед Щукарь, чтобы одной репликой можно было смирить его или привести в смущение. Он повернулся к Нагульнову, зло сверкая одним глазом – другой был завязан красным, давно не странным платком.
— Ох и силен ты, Макарушка, на добрых людей жать! Тебе бы только на маслобойке работать заместо прессы, из подсолнушка масло выдавливать… Ну, что ты мне рот зажимаешь и слова не даешь сказать? Я же не про тебя говорю, не тебе отлуп даю? Ну и помолчи, потому что партия указывает – изо всех силов разводить критику и самокритику. А что есть самокритика? По-русски сказать – это самочинная критика. А что это обозначает? А это обозначает то, что ты должен щипать человека, как и за какое место вздумаешь, но чтобы непременно до болятки! Щипай его, сукиного сына, так, чтобы он соленым потом взмок от головы до пяток! Вот что обозначает слово самокритика, я так понимаю.
— Стой, дед! – решительно прервал его Нагульнов. – Ты не искажай слова, как тебе вздумается! Самокритика – это означает самого себя критиковать, вот что это такое. На колхозном собрании будешь ты выступать, вот тогда ты и щипай самого себя, как тебе вздумается и за какое угодно место, а пока уймись и сиди смирно.
— Нет, это ты уймись и критику мою мне обратно в рот не запихивай! – разгорячась, закричал фальцетом дед Щукарь. – Больно уж ты, умен, Макарушка! С какого же это пятерика я сам на себя буду всякую всячину переть! И чего ради я сам на себя буду наговаривать? Дураки при советской власти перевелись. Старые перевелись, а сколько новых народилось — не счесть! Их и при советской власти не сеют, а они сами, как жито-падалица, родятся во всю ивановскую, никакого удержу на этот урожай нету! Взять хотя бы тебя,Макарушка…
— Ты меня не касайся, тут не обо мне речь,- строго сказал Нагульнов. – Ты говори по существу, про Кондрата Майданникова, а ежели тебе сказать нечего, заткнись и сиди тихо, как все порядочные люди.
— Значит, ты порядочный, а я нет?- грустно спросил дед Щукарь.
— Зараз кончаю, Макарушка! Не стучи дюже, а то ладошку отобьешь. Так вот я и говорю: раз уж вы все за Кондрата, то и я не супротивничаю, бог с вами, принимайте его в нашу партию. Парень он уважительный и работящий, я всегда говорил это самое. Да ежели правильно рассудить, разобрать все по косточкам, то Кондрату беспременно надо быть в нашей партии, это я вам категорически заявляю. Одним словом, Кондратушка вполне удостоенный быть партейным. Вот и мой сказ!

Задания для работы над текстом:

  1. Определите цель выступления деда Щукаря. Достигнута ли она?
  2. Оцените логичность его речи на уровне предложения. Если в его речи логичность нарушена, определите тип допущенной ошибки.
  3. Связана ли в речи деда Щукаря степень соблюдения логичности речи с ее соответствием другим коммуникативным качествам речи, а также этическим и коммуникативным нормам? Обоснуйте свое мнение примерами из текста.

3. Самостоятельная работа по вариантам на закрепление знаний по новой теме:

Задание: Прочитайте предложения, Определите, какого типа логические ошибки допущены в примерах. Исправьте их.

  1. Дождливый, теплый и осенний был день.
  2. Он сосредоточенно сконцентрировался на этом вопросе.
  3. В прошлом году ты был умнее. Ты деградируешь в обратном направлении.
  4. За два дня я влюбился в машину с первого взгляда.
  1. Сильная мощь орудий – залог силы нашей армии.
  2. В парке шла концертная программа, но сначала они зашли в кафе.
  3. Она была некрасивой, но доброй.
  4. Музей посещают дети, взрослые, представители старших поколений.

Учащиеся делают вывод о том, что такое логичность и возможностях избежания ошибок ее применения в речи. В случае затруднения учитель помогает. Вывод должен быть примерно таким:
Логичность как коммуникативное качество обеспечивает правильное понимание смысла речи как на уровне предложения, так и на уровне текста (микротекста). Логичность тесно связана с другими качествами речи, такими, как точность, доступность, правильность, богатство, выразительность и др.

5. Домашнее задание:

Прочитайте небольшой текст ( например, заметку в газете, журнале) и проанализируйте, соблюдена ли в нем логичность на уровне текста. Если нет , найдите в нем логические ошибки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Логические ошибки и способы их устранения.

1) дать представление учащимся о логичности речи как качестве хорошей речи; дать представление о логических ошибках в речи; формировать умение опознавать логические ошибки в собственной речи и речи окружающих людей;

2) формировать умение исправлять логические ошибки в речи; редактировать.

3) воспитывать культуру речи.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Методы обучения: словесный, аналитический, поисковый, практический.

Технология развития критического мышления.

Оборудование: раздаточный дидактический материал; презентация.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. (Для школьников и абитуриентов).

Ход занятия

1. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

Слайд 1.

Ещё в 13 веке персидский поэт и мыслитель Саади написал:

Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

Слайд 2.

Эти слова не утратили своей актуальности и сегодня. Речь, слово по-прежнему остаются главным показателем не только общей культуры человека, но и его интеллекта, его логических способностей.

Логика – наука о законах мышления, его формах; ход рассуждений, умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего-либо.

Логичность речи – передача мысли в такой словесной форме, ни единое звено которой не противоречит законам мышления. Логичность связана с точностью словоупотребления.

Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов.

На полях своих сочинений вы не раз встречали указание на логические ошибки. В одном из критериев оценивания сочинений на ЕГЭ учитывается (К 5 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения) наличие или отсутствие логических ошибок.

Слайд 3.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

допущена одна логическая ошибка.

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

допущено более одной логической ошибки,

имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

Рассмотрим сегодня виды логических ошибок, которые встречаются в письменных работах старшеклассников, обратим внимание на способы их устранения.

2.Постановка целей и задач практикума. Запись темы занятия.

Слайд 4.

Логические ошибки и способы их устранения.

3. Изучение нового материала.

Выступления учащихся. Анализ логических ошибок в творческих работах учащихся. Запись видов ошибок в тетради.

Слайд 5.

Анализируя логические ошибки в письменных работах старшеклассников, мы изучили рекомендации известных лингвистов Дитмара Розенталя и Ирины Голуб.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. (Для школьников и абитуриентов).

Мы определили следующие логические ошибки, которые встречаются в сочинениях школьников:

Слайд 6.

Культура – это творение человека. Это фильмы, памятники, песни, картины, книги и многое другое. Так всё-таки какого человека можно назвать культурным? (Сочинение 1).

Неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Культура – это уважение. Если человек относится неуважительно к старшим, то он не может стать культурным…

Обычно культурный человек добрый, вежливый, терпеливый, проявляет уважение к старшим , умеет вежливо общаться. (Сочинение 2).

Нарушение построения абзацев (раздробление абзацев).

Обычно культурный человек добрый, вежливый, терпеливый, проявляет уважение к старшим, умеет вежливо общаться.

Но если человек обладает лексикой, но не уступает пожилому человеку место в автобусе, то нельзя сказать, что этот человек культурный. (Сочинение 2).

Нарушение последовательности высказывания.

Но если человек обладает лексикой, но не уступает пожилому человеку место в автобусе, то нельзя сказать, что этот человек культурный.

Итак, человека можно назвать культурным только тогда, когда у человека развита речь, а для этого нужно читать книги, энциклопедии и т.д. (Сочинение 2).

Отсутствие необходимых частей высказывания.

Культура присутствует везде…. (отсутствует вступление в сочинении 2).

Нарушение причинно-следственных связей.

Итак , я думаю, что культурный человек может достичь многого в жизни. (Сочинение 2).

Слайд 7.

Необходимо обратить внимание на то, что многие логические ошибки связаны с речевыми, возникают потому, что учащиеся не вдумываются в значение слова, а неправильный выбор слова приводит к абсурдности высказывания и другим логическим ошибкам:

4. Тренировочные упражнения. Работа с раздаточным материалом.

Вас познакомили с разновидностями ошибок. Чтобы их не допускать в своих письменных работах, необходимо уметь их распознавать. Работаем в парах с предложенным вам дидактическим материалом.

Слайд 8.

Распознавание ошибок. Работа в парах (устное упражнение).

1) В следующих предложениях подчеркните два слова (словосочетания), между которыми возникает противоречие.

Экскурсанты остановились у мраморной плиты из красного гранита. Трудный процесс по возделыванию свёклы переложен на плечи машин. Он сидел за пультом управления тепловоза и, сжимая веки, зорко следил за дорогой. Отличная собака! Она никогда не возвращается с пустыми руками.

Слайд 9.

Определение видов логических ошибок. Работа в парах (устное упражнение).

2) Какие логические ошибки допущены в предложениях? Укажите тип логической ошибки, которую вы заметили: 1) алогизм (сопоставление несопоставимых понятий); 2) подмену понятий; 3) несоответствие посылки следствию; 4) неоправданное расширение понятия; 5) противоречивость высказывания.

5. Практикум. Найдите логические ошибки в сочинении 3.

Вам предложили проверить сочинение. На какие логические ошибки вы обратите внимание автора сочинения?

Устные ответы учащихся: чтение сочинений, анализ ошибок.

6. Редактирование.

Слайд 10.

Анализ образца.

2)Память о школе останется светлым пятном в нашей жизни.

3) На коне сидит Алёша Попович. Он наклонил голову и щиплет траву.

Устранение одного из элементов противоречия.

Замена одного из элементов противоречия.

Редактирование форм местоимений.

Письменная работа. Взаимопроверка.

Запишите предложения в исправленном виде.

1) Речь Варвары, в отличие от Катерины, очень бедная.

2) Когда Дубровский убил медведя, он не обиделся на него, а только велел снять с него шкуру.

3) На Бориса смотрели два глаза, потом они оба ушли в чащу.

4) Я люблю наши русские берёзки в их подвенечном саване.

5) В первый раз Пушкин встретил её в 1819 году. Это была мимолётная встреча, поэт сравнивает её с видением божественной красавицы из чудесного стихотворения В. Жуковского.

Слайд 11.

7. Итоги урока.

8. Домашнее задание.

Повторить виды логических ошибок.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. (Для школьников и абитуриентов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Обогатить словарный запас учащихся. Овладение навыками знания речевой ситуации. Создание условий для повышения речевой культуры школьников. Воспитывать чувство любви к своему родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: Раздаточный материал.

Объявление темы и целей урока.

Актуализация знаний.

Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве речи.

Посмотрите, какая тема нашего урока? Цель нашего урока познакомиться с требованиями к хорошей речи.

IIІ. Работа над темой урока

Правильность речи.

Первое требование – наша речь должна быть правильной. Как вы понимаете, что значит речь должна быть правильной? (основанной на правилах)

Правильная речь должна соответствовать нормам литературного языка.

Задание 1. Прочитайте слова, написанные на доске: свитер, теннис, что, конечно, счастье.

Что вы заметили? (произношение не совпадает с написанием).

Задание 2. Прислушайтесь к речи окружающих вас людей, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах. Прочитайте слова, поставив правильно ударение: магазин, портфель, километр, звонит, арбуз, документ, средства, договор.

Анализ текстов.

а) Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеется, красиво поет русские народные песни. Мне очень нравится ее имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку.

б) Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У нее, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы. Бабушка, ну, значит, все время, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю ее, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые.

— Как бы вы оценили эти сочинения?

в) В нашем дворе живет мальчик, который говорит на каком-то странном языке:

— Где ты оторвал такие джинсы?

— Жутко весело здесь!

— Выскажите свое отношение к данным репликам.

Вывод: Не употребляйте слова и выражения, которые засоряют нашу речь.

3.Логичность речи.

Второе требование – хорошая речь должна быть логичной.

Задание. Расставьте по местам абзацы – и у вас получится отрывок из сказки.

И пчёлы с оглушительным жужжанием полетели навстречу путникам. Страшила мигом сообразил, что делать.

— Оттаскивай с меня солому! – закричал он Железному Дровосеку. – Забрасывай Элли, Льва и Тотошку, и пчёлы не доберутся до них!

— Летите на запад! – прорычала волшебница. – Найдите там чужестранцев и зажальте их до смерти!

Бастинда затопала ногами и трижды просвистела в свисток. На её зов слетелись тучи свирепых пчёл, укусы которых были смертельны.

4.Речь должна быть уместной, то есть соответствовать обстановке.

Дочь поздравляла отца с днём рождения: «Дорогой папа! Поздравляю тебя с днём рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля.

Отец был огорчён и раздосадован. Почему?

Богатство речи.

Если в речи не повторяются одни и те же слова, не строятся одинаково предложения, не встречаются на каждом шагу слова-пустышки (их ещё называют слова-паразиты), — значит ваша речь разнообразна, богата.

Можно ли сказать так?

Люблю я майскую грозу в начале мая.

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

— Приведите примеры тавтологии. (Осенью идет осенний дождик; автомобилисты гнались на гоночных автомобилях).

Учитель. Излагать свои мысли точно и выразительно мы с вами учимся у выдающихся писателей, которые умеют высказываться удачно, емко и образно.

Закрепление изученного.

Выпишем ошибки в речи ученика, рядом дадим свой вариант.

Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие…

— Где же ты учился, Сережа?

— Теперя? В этом году?

— Теперя в 35-й школе.

— Начал в 147-й, а еще первее в 549-й.

В классе сделалось совсем тихо.

— Какие ошибки в речи Сережи вы обнаружили?

Ученики читают свой текст.

б) Устно: найдите ошибку в речи наших современников. Редактирование.

Вывод. Эти ошибки в речи связаны с неумением говорящего правильно образовывать формы слова.

в) Что можно сказать о человеке, который говорит так:

Вывод учителя. Речь человека – своеобразный паспорт, удостоверяющий культурный уровень и развитие личности.

— Послушайте стих. Э.Мошковской и выпишите слова-пустышки, ничего не значащие и засоряющие речь:

Жил-был, этот, как его,

Ну и значит, и того.

Был еще один чудак.

Это, в общем, значит, так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

(Слова-пустышки: этот, как его, ну, значит, это самое, так сказать)

— Отредактируйте устно ответ ученика:

Я, так сказать, учил, но, ну как это выразить, не выучил. (Я учил, но не выучил)

В холодильнике и голове многое хранится.

Голова гудит, и не исправный холодильник гудит.

Ток бежит в холодильнике, и мысли бегут в голове человека.

А теперь соединим холодильник и голову в одном предложении: Голова гудит, как старый холодильник; В голове мысли бегут, как ток в холодильнике; В голове, как в холодильнике, многое хранится.

III. Подведение итога урока.

— Интересен ли был наш урок? Полезен?

Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

Не засоряй речь бессмысленными выражениями.

Будь вежлив в словах и поступках.

Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. Не обижай его насмешливым тоном.

Постоянно следи за культурой речи.

Не употребляй без нужды иностранные слова, если их можно заменить русскими.

Анализ текстов.

а) Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеется, красиво поет русские народные песни. Мне очень нравится ее имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку.

б) Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У нее, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы. Бабушка, ну, значит, все время, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю ее, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые.

Задание 2 . Выскажите свое отношение к данным репликам.

— Где ты оторвал такие джинсы?

— Жутко весело здесь!

Задание 3 . Расставьте по местам абзацы – и у вас получится отрывок из сказки.

И пчёлы с оглушительным жужжанием полетели навстречу путникам. Страшила мигом сообразил, что делать.

— Оттаскивай с меня солому! – закричал он Железному Дровосеку. – Забрасывай Элли, Льва и Тотошку, и пчёлы не доберутся до них!

— Летите на запад! – прорычала волшебница. – Найдите там чужестранцев и зажальте их до смерти!

Бастинда затопала ногами и трижды просвистела в свисток. На её зов слетелись тучи свирепых пчёл, укусы которых были смертельны.

Люблю я майскую грозу в начале мая.

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Задание 5. Устно: найдите ошибку в речи наших современников.

Читайте также:

      

  • Абайдың ақын шәкірттері туралы конспект
  •   

  • Конспект занятия по формированию количественных представлений
  •   

  • Е чарушин перепелка конспект урока
  •   

  • Конспект урока по математике закрепление деление на 3 2 класс
  •   

  • Шаблон для чего он нужен конспект урока 1 класс школа россии презентация

Подготовка к ЕГЭ. Логичность речи и логика высказывания.

Ход занятия:

Цель:

Формирование умений построения логичного высказывания.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «логичность речи» и «логика высказывания»;
  2. Дать учащимся представление об условиях логичности речи и причинах логических ошибок;
  3. Учить приемам исправления логических ошибок или использованию их как специальному средству художественной выразительности.

1.Лекция учителя:

Речь можно назвать логичной, если она соответствует законам логики. Логичность предполагает непротиворечивость, структурную правильность и стройность, а также связность высказывания, т.е. такую организацию высказывания, которая облегчает незатрудненное понимание слушателем или читателем  каждого предложения и текста в целом.
Понятие «логика», одно из основных понятий древне-греческой философии. Оно обозначает одновременно «слово» и «смысл».
Для достижения логичности используются основные логические операции:

Сравнение— установление сходства или различия предметов, явлений, фактов.
Анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его части, стороны, элементы.
Абстрагирование – мысленное выделение признаков одного предмета и их отвлечение от других признаков.
Синтез  — мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.
Обобщение – прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.
Логичность высказывания в целом базируется на логически безупречном использовании понятий, суждений, умозаключений.
Основным языковым средством выражения логических взаимоотношений и связей выступает синтаксис русского языка. Он отражает основные виды отношений между предметами и понятиями: родо –видовые, причинно – следственные, временные и т.д.
Отсутствие или нарушение логических связей в структуре предложения и тексте приводит к появлению логических ошибок, а также иногда используется как тот или иной художественный прием.

Основные логические ошибки:

  1. Утверждение взаимоисключающих понятий. Например: «Спустя двадцать лет назад», «Мертвые души».
  2. Смещение плана изложения. Например: «Трудно предположить, что кто-то из взрослых не слышал о вреде курения – все читают газеты, смотрят ТВ, слушают радио, хотя подобное не считается нормальным».
  3. Сопоставление логически неоднородных понятий. Например: «Шли два студента – один в пальто, другой в институт».
  4. Неверное установление причинно-следственных связей. Например: Шофер автобуса Маков лишен  премии за безопасность движения».
  5. Неправильный порядок слов. Например: «После службы у Николая 1  понятие свободы получает философское начало».
  6. Нарушение логических связей между частями предложения. Например: «Обломов быстро утомляется, любит поспать, но любит свою родину».

Таким образом, чтобы текст быть логичным, он должен быть прежде всего структурно организованным. Соответственно основные условия логичности на уровне текста предполагают соблюдение структурного единства и цельности, поэтому:

— Текст должен иметь продуманную, строго организованную структуру;
— В тексте должна быть ясно выражена связь предложений, при этом логика речи должна отражать логику мысли;
— В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли к другой;
— Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст должен быть верно разделен на части;
— Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию.

2. Закрепление изложенного материала.

Закрепление материала можно провести в ходе выполнения ряда упражнений и последующей их проверкой:

1. Прочитайте фрагмент сочинения абитуриента на тему «Женские образы в драме А.Н. Островского «Бесприданница». Оцените правильность  употребления в тексте понятий, верность суждений и умозаключений, а также логичность текста в целом.

Ларису убил разъяренный Карандышев после того, как она уехала кататься по Волге с баринами без его ведома. Выстрел Карандышева лишь предупредил ее будущее самоубийство (самоубийство в будущем). Карандышев делает своей невесте самый дорогой подарок: убивает ее. Смерть Ларисы напрашивалась. Но, на самом деле, смерть – это судьба большинства женщин переходного времени, женщин, пытавшихся бороться с существующим строем. Проблема эмансипации актуальна и в наше время, поэтому Островский остается популярным в XXI веке.

2. Прочитайте, как М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» описывает выступление  деда Щукаря  на собрании колхозников по поводу приема в партию Кондрата Майданникова. Какие нарушения логики ввел автор в речь персонажа? С какой целью? Связаны ли они между собой? Почему?

   Много лестных слов выслушал о себе бледный от волнения Кондрат, а казалось бы, что мнение о нем собравшихся единодушно. Но тут неожиданно не встал, а взвился дед Щукарь и начал:
— Дорогие гражданы и старухи! Даю полный отлуп Кондрату! Я не такой как другие, по мне дружба – дружбой, а табачок – врозь. Вот какой я есть человек! Так уж тут разрисовали Кондрата, что не человек он, а святой угодник! А спрошу я вас, гражданы: какой из него может образоваться святой, ежели он такой же грешный, как и мы, остальные прочие?
— Ты пугаешь, дед, как и завсегда! Мы же не в рай его принимаем, а в партию, — пока еще подобру поправил старика Нагульнов.
   Но не таков был дед Щукарь, чтобы одной репликой можно было смирить его или привести в смущение. Он повернулся к Нагульнову, зло сверкая одним глазом – другой был завязан красным, давно не странным платком.
— Ох и силен ты, Макарушка, на добрых людей жать! Тебе бы только на маслобойке работать заместо прессы, из подсолнушка масло выдавливать… Ну, что ты мне рот зажимаешь и слова не даешь сказать? Я же не про тебя говорю, не тебе отлуп даю? Ну и помолчи, потому что партия указывает – изо всех силов разводить критику и самокритику. А что есть самокритика? По-русски сказать – это самочинная критика. А что это обозначает? А это обозначает то, что ты должен щипать человека, как и за какое место вздумаешь, но чтобы непременно до болятки! Щипай его, сукиного сына, так, чтобы он соленым потом взмок от головы до пяток! Вот что обозначает слово самокритика, я так понимаю.
— Стой, дед! – решительно прервал его Нагульнов. – Ты не искажай слова, как тебе вздумается! Самокритика – это означает самого себя критиковать, вот что это такое. На колхозном собрании будешь ты выступать, вот тогда ты и щипай самого себя, как тебе вздумается и за какое угодно место, а пока уймись и сиди смирно.
— Нет, это ты уймись и критику мою мне обратно в рот не запихивай! – разгорячась, закричал фальцетом дед Щукарь. – Больно уж ты, умен, Макарушка! С какого же это пятерика я сам на себя буду всякую всячину переть! И чего ради я сам на себя буду наговаривать? Дураки при советской власти перевелись!… Старые перевелись, а сколько новых народилось — не счесть! Их и при советской власти не сеют, а они сами, как жито-падалица, родятся во всю ивановскую, никакого удержу на этот урожай нету! Взять хотя бы тебя,Макарушка…
   — Ты меня не касайся, тут не обо мне речь,- строго сказал Нагульнов. – Ты  говори по существу, про Кондрата Майданникова, а ежели тебе сказать нечего, заткнись и сиди тихо, как все порядочные люди.
— Значит, ты порядочный, а я нет?- грустно спросил дед Щукарь.
— Зараз кончаю, Макарушка! Не стучи дюже, а то ладошку отобьешь. Так вот я и говорю: раз уж вы все за Кондрата, то и я не супротивничаю, бог с вами, принимайте его в нашу партию. Парень он уважительный и работящий, я всегда говорил это самое. Да ежели правильно рассудить, разобрать все по косточкам, то Кондрату беспременно надо быть в нашей партии, это я вам категорически заявляю. Одним словом, Кондратушка вполне удостоенный быть партейным. Вот и мой сказ!

Задания для работы над текстом:

  1. Определите цель выступления деда Щукаря. Достигнута ли она?
  2. Оцените логичность его речи на уровне предложения. Если в его речи логичность нарушена, определите тип допущенной ошибки.
  3. Связана ли в речи деда Щукаря степень соблюдения логичности речи с ее соответствием другим коммуникативным качествам речи, а также этическим и коммуникативным нормам? Обоснуйте свое мнение примерами из текста.

3. Самостоятельная работа по вариантам на закрепление знаний по  новой теме:

Задание: Прочитайте предложения, Определите, какого типа логические ошибки допущены в примерах. Исправьте их.

1 вариант:

  1. Дождливый, теплый и осенний был день.
  2. Он сосредоточенно сконцентрировался на этом вопросе.
  3. В прошлом году ты был умнее. Ты деградируешь в обратном направлении.
  4. За два дня я влюбился в машину с первого взгляда.

2 вариант:

  1. Сильная мощь орудий – залог силы нашей армии.
  2. В парке шла концертная программа, но сначала они зашли в кафе.
  3. Она была некрасивой, но доброй.
  4. Музей посещают дети, взрослые, представители старших поколений.

4. Итог  занятия:

Учащиеся делают вывод о том, что такое логичность и возможностях избежания ошибок ее применения в речи. В случае затруднения учитель помогает. Вывод должен быть примерно таким:
Логичность как коммуникативное качество обеспечивает правильное понимание смысла речи как на уровне предложения, так и на уровне текста (микротекста). Логичность тесно связана с другими качествами речи, такими, как точность, доступность, правильность, богатство, выразительность и др.

5. Домашнее задание:

Прочитайте небольшой текст ( например, заметку в газете, журнале) и проанализируйте, соблюдена ли в нем логичность на уровне текста. Если нет , найдите в нем логические ошибки.

Практическая работа№2 Тема: ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

1. Укажите неверное утверждение.

А. Современный русский алфавит состоит из 33

букв. Б. 10 букв обозначают гласные звуки. В. 23 буквы обозначают согласные звуки. Г. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука.

2. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков:

а) пить; г) поет;

б) льют; д) честный;

в) класс; е) ель.

3. Найдите слова, написание которых не совпадает с их произ­-
ношением:

а) молотьба; г) грибы;

б) трудный; д) повозка;

в) метет; е) закат.

4. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова пьешы

а) [пеш’]; в) [п’й’еш];

б) [пй’ош’]; г) [п’й’ош].

прим..рять одежду зап..вать водой СП..ШИ в школу разр..дил посевы

 

5. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответ­ствуют пропущенным в словах буквам:

а)

б)

в)

г)

е

и

е

И

е

е

и

И

и

е

е

И

и

и

е

я

6. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне:

а) прелес.ный; в) страс.ный; д) ровес..ник;

б) чудес..ный; г) лес..ница; е) рес..ницы.

7. Укажите, в каких словах надо писать к

а) без..облачный; г) вз..ерошил;

б) друз..я; д) двух..этажный;

в) п..едестал; е) из..яснение.

8. Укажите, где надо писать ь после шипящих:

а) шесть лож..; г) вьется плющ..;

б) медведь неуклюж..; д) развлеч.. ребенка;

в) спряч..те тетради; е) открыть настеж.. .

9. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 5:

Ц..коль лампы выйти на крыльц. облиц..вка стен танц..вать вальс

 

а) б) в) г)

е е о о

е о е о

о е е о

о о е е

10

Укажите слова с буквой о после шипящих:

а) короткие ш..рты; г) ж..сткий стул;

б) вымазать саж..й; д) испеч..шь пирог;

в) отраж..нный свет; е) любить горяч.. .

11

 

, Найдите слова с буквой ы после ц:

а) лекц..я; в) мотоц..кл; д) ц..ган;

б) панц..рь; г) куриц..н; е) бойц.. .

12. Укажите слова с ударением на последнем слоге:

а) прибыл; в) позвонит; д) начал;

б) удобнее; г) создана; е) мельком.

Оценки

 

За 12 правильных ответов «5», за 10-8-«4», за 7-5-«3», за 4-«2»

Задание№2 3апишите группами слова, различающиеся: 1) одним звуком; 2) количеством звуков; 3) порядком расположения звуков; 4) ударением. Составьте простые распространенные предложения с любыми четырьмя словами (по одному из каждой группы).

Сурок, люк, мука, лепка, клуб, лыжа, лимон, колка, лейка, ряска, атлас, лимит, ледник, ловец,, дума, коми, мука, дымит, лещ, плот, пуща, полка, ледник, лот, лайка, луб, жила, куль, атлас, замок, пума, капель, щель, урок, пловец, гуща, замок, куща, комик, тряска, лук.

Задание№3 Сделайте фонетический разбор слов:

любовь, прекрасный, бесподобная, цирк, сообразительность, поздно, жужжание.

Задание№4 Найдите в словах звонкие согласные, переходящие в устной речи в
глухие, и глухие, переходящие в звонкие. Определите, что влияет на
их произношение. Проверьте всеми возможными способами в данных
словах правописание звонких и глухих согласных.

Сад, подскок, звук, мираж, погрузка, подсказка, враг, визг, наотрез, водовоз, подставка, винт, витязь, президент, жернов, душ, отбежать, отбить, находка, лодка, сказка.

Задание№5

Объясните написание слов, учитывая чередование согласных х—ш,
д — ж, с — ш, г — ж, з — ж.

Овражки, близко, бумажка, ложка, краска, замазка, погруз­ка, вприпрыжку, низкий, редко.

Практическая работа №3

Тема: УПРАЖНЕНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ

Задание№1 Выпишите вначале слова, которые можете объяснить, затем слова, значение которых знаете приблизительно, и, наконец, неизвестные вам слова. Во всех словах поставьте ударение.

Ажиотаж, аллопатия, альтернатива, аннулировать, антропогенез, апокалипсис, афера, баккара, баллотироваться, бартер, брифинг, брокер, вернисаж, гиперинфляция, девальвация, демпинг, дивиденд, диссидент, дифирамб, имидж, импичмент, инсинуация, интерпретация, компрометировать, консенсус, легитимный, маргиналии, менеджер, менталитет, меркантилизм, мизантроп, мизерный, оккультизм, олигархия, панацея, плеоназм, прерогатива, сентенция, спонтанный, стагнация, стресс, тенденция, третировать, фанаберия, форум, ходатайство, экзамен, экзальтированный, эксклюзивный, эпатировать, эскорт.

Задание№2Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Расставьте ударение.

Г..реть, заг..релый, изг..рь, заг..р, прог..реть, заг..реть, пог..релец, приг..реть, з..ря, з..ревать, з..рница, з..рюшка, оз..рять, играть з..рю, з..рево, з..ревой.

К..саться, прик..сновение, соприк..саться, пол..жение, изл..жение, предпол..гать, возл..жить, обл..жить, к..снуться, предл..гать.

З.Напл..вной мост, жуки-пл..вунцы, хороший пл..вец, пл..вучесть судна, пл..вучие средства.

4.Возр..ст, нар..стать, нар..щение, пор..сль, прир..щение, недор..сль, р..сток, отр..слевой, зар..сли, разр..стись, выр..щенный, липа выр..сла, св..сают зар.сли, р..стение.

5.0бм..кнуть, нам..кать, вым..кнуть, пром..кательная бумага, пром..кнуть, обм..кнуться, вым..кание, дом..кание, ум..кнуть, м..кальный, вым..кать, зам..кать, пом..кать, отм..кать, пром..кание, непром..каемось.

Задание№3 Укажите трудные для произношения сочетания звуков; выделите многосложные и односложные слова. Насколько художественно мотивирована звуковая организация речи в поэтическом контексте?(аллитерация, ассонанс, неблагозвучие, зияние)

1.Взыграйте, ветры, взройте воды, разрушьте гибельный оплот! (А.С.Пушкин). 2 Ты — трус, ты — раб, ты — армянин (А. С. Пушкин). 3. Свобода взметнулась неистово. И в розово-смрадном огне тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне (С. Есенин). 4. Хочу постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь (С. Есенин). 5. В некой разлинованности нотной, нежась, наподобие простынь, железнодорожные полотна, рельсовая режущая синь… Железнодорожные полотна, ножницами режущий гудок (М. Цветаева). 6. В гудящей мембране, едва различимые, слова, они задохнулись от тысячемильного бега (В.Луговскои). 7. Толщи вод угрюмо сохранили память об исчезнувшей земле в десятитысячелетней иле, в десятитысячелетней мгле (С. Наровчатов) 8. А крылами взмахнувших уток мне прикрыла лишь осень очи (Н. Асеев).

Задание №4 Найдите ошибки и отредактируйте тексты из школьных сочинений.

1.Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели на экскурсию к памятнику «Победа». Наше внимание особенно привлек обелиск, который называется «Стоять насмерть». Этот обелиск — фигура солдата, сжимающего в руке автомат.

2.В Самаре на одной из улиц находится двухэтажный дом с мансардой. На фронтоне этого двухэтажного здания висит ме­мориальная доска. На доске сделана надпись: «Здесь жил великий пролетарский писатель А.М. Горький в 1895 г.»

3. Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.

Задание №5

Раскройте понятие : ударения и объясните причины возникновения

неправильного ударения.

Практическая работа№4

Тема: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

Задание№1Постройте антонимические пары из данных

фразеологизмов.

Сердце кровью обливается; распускать нюни; сбиться с пути; от сердца отлегло; взять себя в руки; слово в слово; найти верный путь; с пятого на десятое; врезаться в память; двух слов связать не может; яблоку негде упасть; язык хорошо подвешен; как сельдей в бочке; спустя рукава; вылетело из головы; засучив рукава; забубённая голова; лясы точить; тише воды низке травы; в рот воды набрать.

Задание №2 Вспомните данные пословицы, восстановив их полную форму.

Без труда… Что посеешь… Дружба дружбой, а… Волков бояться… Ученье- свет… У кого что болит… После драки… Снявши голову… Куй железо… Яблоко от яблони... На чужой роток… В тихом омуте… Семь раз отмерь… На вкус и цвет… Как аукнется… Тише едешь… Не плюй в колодец… Одна голова хорошо…

Задание №3Определите стилистическую принадлежность следующих слов и синонимичных им фразеологизмов.

Пешком — на своих двоих, погибнуть — сложить голову, богато — на широкую ногу, заважничать — задрать нос, отругать — намылить голову, высокий — коломенская верста, обманывать — очки втирать, просто — не мудрствуя лукаво, тайна — мрак неизвестности, осудить -бросить камень.

Задание№4Составьте предложения, включив в них книжные и разговорные фразеологизмы.

Покорить, подчинить — поставить на колени (книжн.), сразу, вмиг — в мгновение ока (книжн.), очень много — хоть пруд пруди (разг.), очень мало — с гулькин нос (разг.), беспощадно, жестоко — огнем и мечом (книжн.), испугаться — спрятаться в кусты (разг.), притворяться — играть комедию (разг.), погнать — обратить в бегство (книжн.), бескультурье, необразованность — мрак невежества (книжн.), мытарство, испытание -хождение по мукам (книжн.).

Задание №5Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

Раненый только под утро вошел в себя. 2. Он не пускал туман в глаза. 3. А ведь тут и зарыт секрет самовоспитания в коллективе. 4. Базаров работал не складая рук. 5. Он не откладывал дела в длинный ящик. 6. Прошел взад и вперед свою страну. Для справок: пришел в себя, пускал пыль в глаза, кроется секрет, не покладая рук, долгий ящик, вдоль и поперек.

Практическая работа№5

Тема: ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ИХ СТРОЕНИЕ.

Задание №1В предложениях нарушена лексическая сочетаемость русского языка. Отредактируйте каждое из них. Всегда ли возможен один вариант исправления? Почему?

Посещение выставки играет большое значение для туристов. Насупила война.

Могу зачитать в этой связи следующую информацию. Его свадьба на дочери императора была великолепна.

Задание №2Выберите среди предложенных сочетаний правильные варианты. Почему вы отвергли остальные? Знание, каких норм помогло вам ее ошибиться?

(Автор, исполнитель) рекорда; благодаря (миру, войне, гибели); большинство (справилось с работой, справились с работой); быть в физике (невежей, невеждой); дверь в (ванну, ванную); заведующий (кафедры, кафедрой), одеть (куклу, пальто); одолжить (ему, у него); оплатить (за проезд, проезд); поднять (бокал, тост); (познакомить, ознакомить) с другом; согласно (распоряжению, распоряжения).

Задание №3Оцените правильность сочетаний слов. Объясните причины допущенных ошибок и исправьте их.

Памятник Пушкина. Приехать в районе семи часов. Сколько много. Вопреки ожидания. Роспись клиента в ведомости. Предоставить тетрадь на проверку. Сняться в анфас. Вернуться с Москвы. Дверь в ванну. Благодаря войне. Достаточно мало. Обратно написать. Поднять тост. Одолжить у него. Глубокий вздох. Отзыв на спектакль. Характеристика на студента. Мои любимые сочи. Самые сильнейшие.

Задание №4Проанализируйте объявления с точки зрения соблюдения в них условий логичности.

Поступили в продажу комплекты для женщин из четырех частей. Для тех, кто боится, все виды стоматологической помощи. Посетив нас однажды, вы станете клиентом навсегда.

Задание №5Прочитайте объявления. Какие нарушения логики в них допущены.

Магазин * финская одежда*. Широкий выбор одежды от производителя из

Финляндии, Дании, Швеции. В продаже имеются. Пальто. Пуховики. Плащи.

Ветровки.

Трикотаж, детская одежда, белье, детская обувь, головные уборы.

Задание№6Исправьте предложения.

Дождливый, теплый и осенний был день.

Он был высок ростом и улыбался.

Он сосредоточенно сконцентрировался на этом вопросе.

Сильная мощность орудий — залог силы нашей армии.

В прошлом году ты был умнее. Ты деградируешь в обратном направлении.

В парке шла концертная программа, но сначала они зашли в кафе.

За два дня я влюбился в машину с первого взгляда.

Она была некрасивой, но доброй.

Музей посещают дети, взрослые, представители старших поколений и иностранцы.

Задание №7Разыграйте роль «матери (отца) семейства», который размышляет, во что на праздник ОДЕТЬ членов семьи, а что НАДЕТЬ самой (самому). Мини сочинение-размышление.

Практическая работа№6

Тема: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ.

Задание№1Определите, с какими из слов в скобках сочетаются приведенные ниже паронимы.

Архаический — архаичный (облик, взгляд, речь, костюм), главный — заглавный (роль, страница, буква, вывод), длинный — длительный (доклад, отпуск, переговоры, день), занять — одолжить (я, мне), комический — комичный (вид, роль, рассказ, жест), критический — критичный (отзыв, ум, подход, ситуация), логический — логичный (поступок, ответ, мышление), надеть — одеть (пальто, ребенка, шляпу, очки), нестерпимый — нетерпимый (человек, боль, обида) подпись — роспись (поставить, древнерусская), проблематичный -проблемный (вопрос, вывод, статья), туристический — туристский (круиз, снаряжение, агентство), явный — явственный (признак шепот, обман, очертания).

Задание№2Определите, какие речевые ошибки были допущены в следующих фразах из телепрограмм.

Объясните причины ошибок и исправьте их

Дорожка сюда была уже протоплена.

Можно спросить сакраментальный вопрос: Давно ли вы виделись с этой женщиной?

Откуда столько шотландцев приехали?

Создан специальный орган за контролем по этим преступлениям.

Конечно, я могла бы спокойно почивать лавры.

Совсем смертный, конечно, не может попасть к нам

Задание№3Исправьте ошибки в глагольно-именных сочетаниях..

Дать помощь, сделать впечатление, оказать вред, предпринять меры, сделать подвиг, дать предложение, оказать большую роль, уделять большое внимание, внести огромную роль в развитие литературы.

Для справок: оказать помощь, произвести впечатление, причинить вред, принять меры, совершить подвиг, сделать предложение, сыграть роль, уделять внимание, внести вклад.

Задание №4Познакомьтесь со словами из научной, художественней, публицистической литературы. Определите способы образования приведен­ных слов. Объедините слова в группы, учитывая их значение. Выпи­шите слова, которые утвердились как термины.

Летательный, аппарат, звездолет, космолет, спутник, звезд­ный домик, ракета, звездоплаватель, космический корабль, ас­тронавт, планетолетчик, космодром, лунодром, прилуниться, космовидение, селенавт, ракетоноситель, виток, орбита, мягкая посадка, стыковка, выход в космос, космонавтика, селеноло­гия, ареология, афрология, лунотрясение, звездотрясение.

Задание№5 Выполните словообразовательный и морфемный разбор слов:

Астрогеография, витаминология, криология, макрокинетика, онтоэлектроника, профессионал, уличный.

Практическая№8

Тема: СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Часть 1

задание №1

Синтаксис как наука — это

а) раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение
синтаксических единиц;

б) раздел грамматики, освещающий словосочетание в строе языка;

в) раздел грамматики, освещающий морфологию языка;

г) раздел грамматики, освещающий все звуки речи.
задание №2

В каком предложении вместо слова ОРГАНИЧЕСКИЙ нужно употребить ОРГАНИЧНЫЙ?

а) Органическая химия изучает углеродные соединения.

б) Для повышения урожайности в почву добавляют органические удобрения.

в) Наука умрет без органического единства теории и практики.

г) Стремление к культуре у людей интеллигентных органическое, не случайное,
закономерное.

задание №3

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Испытав множество приключений соблазнов и мук,

а) скиталец Одиссей возвращается на остров Итаку.

б) Одиссей — участник Троянской войны.

в) бурей прибивает его к острову, где живут великаны.

г) в поэме Гомера рассказывается о странствиях царя острова Итака.
задание №4

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Герой А. Чехова жаждет о лучшей жизни.

б) Для поколений, переживших войну, петербургские белые ночи не могут оставаться
столь же безмятежными, как для А. С. Пушкина.

в) Благодаря С. Дягилеву Европа услышала Шаляпина, увидела Нижинского.

г) С этими поэтами автор знаком много лет, и когда-то знал их более чем хорошо.
задание №5

Сколько грамматических основ в предложении: Проходят годы, а мечта остается мечтой.

а) одна.

б) две.

в) три.

г) четыре.
задание №6

Какая характеристика соответствует предложению: Большая часть жизни проходит в городе, в поездах, в гостиницах.

а) простое с вводным предложением.

б) сложносочиненное.

в) сложное бессоюзное.

г) простое предложение с однородными членами.
задание №7

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Голова у меня сильно болела и постоянно знобило.

а) сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

в) сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

г) простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
задание №8

Какое сочетание является грамматической основой предложения:

Я вижу свою самую важную задачу в том, чтобы каждый ребенок испытывал вдохновение

в умственном труде.

а) я вижу задачу.

б) я вижу, ребенок испытывал.

в) я вижу, ребенок испытывал вдохновение.

г) вижу, умственном труде.
задание №9

Найдите правильный ответ

а) Сокровища музыки неисчерпаемы и неисчерпаемы ее возможности в будущем.

б) Сокровища музыки неисчерпаемы и неисчерпаемы ее возможности в будущем.

в) Сокровища музыки неисчерпаемы, и неисчерпаемы ее возможности в будущем.

г) Сокровища музыки неисчерпаемы, и неисчерпаемы ее возможности в будущем.
задание №10

Найдите предложение с речевой ошибкой.

а) Деепричастный оборот всегда обособляется и выделяется.

б) Дайте сообщение в газету о вакансиях.

в) Успехами мы не блещем.

г) Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.

Часть 2

задание №1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ничего нет прекраснее беспредельного моря (1) залитого лунным светом (2) и (3) голубого неба (4) полного сияющих звезд.

а) 1.2.3.

б) 1.2.3 .4.

в) 1.2.4.

г) 1.3. 4.
задание №2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лес начал редеть, но дождь (1) к сожалению (2) не прекращался (3) и мы (4) как на грех(5) все вымокли.

а) 1.2. 3.4. 5.

б) 1.3.4.

в) 3.4. 5.

г) 1.4.5.
задание №3

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

а) Над чистым озером как справа как и слева шелестел камыш.

б) В сильном и многочисленном классе стоял густой и протяжный гул.

в) Дым от пожара медленно всходил к небу или отдельным облаком лежал по городу.

г) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и щит и кнут.
задание №4

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

а) Эта красивая и стройная девушка произвела на всех прекрасное и неизгладимое
впечатление.

б) Во время дождя дачники гуляют под зонтиками или сидят в беседках.

в) На Птичьем рынке можно как полюбоваться так и купить какую-нибудь
понравившуюся живопись.

г) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу реки и поселок и самих людей.
задание №5

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Дневные звезды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.

а) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем
говорится в первой части.

в) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание
того, о чем говорится в первой части.

г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем
говорится в первой части.

задание №6

(1)Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (2)Эта любовь, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. (З)Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. (4)Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. (5) Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорога нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!

(б)Человек живет в определенной окружающей среде. (7)3агрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. (8)Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спаси становища перелетных птиц, лежбища морских животных.

(9)Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. (10) Целительная сила природы хорошо известна. (11) Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Какая мысль не отражена в тексте?

а) Настоящий патриотизм начинается с любви к своей семье, к своему дому.

б) Экология изучается во многих высших учебных заведениях.

в) Загрязнение среды мешает нормальной работе промышленности.

г) Многие знают о целительной силе природы.
задание №7

Среди предложений 1-8 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным

времени. Напишите номер этого предложения.

задание №8

Среди предложений 3-10 найдите предложение, осложненное обособленным

распространенным определением, выраженным причастным оборотом.

задание №9

Какое из предложений 1-4 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения

и лексического повтора? Напишите номер этого предложения.

задание №10

Определите, стиль и тип речи текста.

а) публицистический; рассуждение и повествование.

б) разговорный; описание.

в) деловой; рассуждение.

г) разговорный, описание и рассуждение.

Уровень 3

Напишите сочинение по прочитанному тексту.(Смотреть текст задания №6, уровень2).

Какие проблемы поднимает автор?

Разделяете ли вы позицию автора? Свой ответ аргументируйте.

Отметьте не менее двух наиболее характерных для прочитанного текста средств

выразительности и объясните, с какой целью автор использует их в тексте. Приведите

примеры.

Объем сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не

оценивается.

Смотря, как строится предложение. Если можно заменить синонимом «страшный» или «неприглядный», то пишется слитно, если дальше в предложение идет союз «а», то пишется раздельно. К примеру: » Он был НЕКРАСИВ и груб, поэтому все обходили его стороной» или » Он был НЕ красив, А страшен.»

система выбрала этот ответ лучшим

color­e
[16.9K]

5 лет назад 

Это слово с орфограммой «Правописание частицы Не с различными частями речи «. Чтобы правильно написать это слово, для начала определим его часть речи, ведь правописание частицы не зависит не только от принадлежности слова к определенной части речи, но и еще от ряда условий.

Итак, мяч был некрасив. Мяч был каков? Не красив. Это краткое прилагательное. Обозначает оно признак предмета, мяча в данном случае.

Как же пишется не с краткими прилагательными? Если прилагательное не имеет полной формы, то пишется всегда раздельно. Например, не рад (нет слова радый ). Если же прилагательное имеет полную форму, то проверяем по правилу, характерному для полных прилагательных. А оно следующее.

Не с прилагательными пишется раздельно, если :

Употребляется без не.

Есть противопоставление с союзом а.

Есть частицы далеко не, вовсе не, отнюдь не.

Есть зависимое слово.

Таким образом, данное прилагательное может писаться по-разному. Оно имеет полную форму и возможно разное написание.

Он далеко не красив.

Он некрасив.

Rogne­da
[416K]

2 года назад 

Некрасив и не красив пишется слитно или раздельно в зависимости от грамматических условий в предложении. Выясним, при каких условиях следует написать слово «некрасив» слитно, а «не красив» — раздельно.

Качественное прилагательное «красивый» с помощью приставки не- образует слово с противоположным значением:

красивый — некрасивый.

Новое слово образует краткие формы, отличающие родом и категорией числа:

рисунок некрасив;

ткань некрасива;

высказывание некрасиво;

некрасивые фотографии.

Слово «некрасив» можно заменить синоним без не-:

Рисунок безобразен.

В таком использовании, где нет противопоставления и слов, усиливающих отрицание, слово «некрасив» пишется слитно.

ПРисутствие наоечий меры и степени (очень, крайне, совсем, абсолютно, слишком, чуточку и пр.) не меняет слитного написания слова.

Хотя он чуточку некрасив, но очень милый человек.

«Не красив» пишется раздельно с отрицательной частицей «не», если в предложении имеется одно из следующих лексико-грамматических условий:

1) противопоставление с союзом «а»

Лягушонок не красив, а уродлив.

2) В предложении употребляются слова «отнюдь»,»вовсе», «далеко»

Он вовсе не красив, хотя выглядит мужественно.

Далеко не красив её наряд.

Отнюдь не красив этот городской задымленный пейзаж.

3) В сообщении имеются отрицательное местоимение или наречие с ни-, которое усиливает отрицание, обозначенное частице «не».

Нисколько не красив его почерк.

Ничуть не красив этот район.

Слово «не красив» напишем раздельно, даже если автор делает логический акцент на отрицание признака предмета.

Этот дом не красив, по-моему.

Genna­dij
[27.7K]

3 года назад 

«Не красив» или «некрасив» («не красиво или некрасиво»)? Как пишется?

Правописание краткого прилагательного и родственного наречия (сочетания с «не») подчиняется одним нормам русского языка.

Допускается использование обеих форм, в соответствии с определёнными признаками.

Проиллюстрируем их примерами предложений.

Раздельное написание.

Александр был не красив, а необычайно мужественен.

Образовавшаяся свалка выглядела не красиво, а очень неприглядно, просто отвратительно.

Здесь противопоставление «не…, а».

Андрей далеко не красив.

Далеко не красиво писать каракули на стенах.

Усиление отрицания (сочетание с «далеко не» и подобными словами).

Он нисколько не красив, этот открытый интересный человек.

Это «сооружение» Петра Алексеевича нисколько не красиво.

Усиление отрицания с помощью «нисколько» (отрицательное местоимение).

Разве не красив дедушкин сад с персиками и миндалем, когда начинают опадать листья?

Разве не красиво смотрится тот куст инжира на террасе?

В сочетании с «разве не».

Слитное употребление.

Олег был некрасив (малопривлекателен).

Это всё некрасиво (малопривлекательно)­.

Возможно замещение словом без «не».

Этот субъект весьма некрасив.

Виктор, сказанное тобой звучит весьма некрасиво.

Подчёркивается утверждение (слово «весьма»)

Урани­я
[158K]

2 года назад 

Слово «красив» — это краткое прилагательное, отвечающее на вопрос «каков?».

В общем случае с приставкой «не» краткое прилагательное пишем слитно, когда в слове нет отрицания и его можно заменить синонимом (без «не», тоже кратким прилагательным), например: «страшен», «безобразен» и др., подходящими по смыслу.

Например, в предложении:

  • Наташа обратила внимание, что цвет обоев в зале некрасив.

В остальных случаях, когда частица «не» заключает в себе смысл отрицания слова «красив», которое может усиливаться с помощью противопоставления (с союзом «а») или с помощью наречий «отнюдь», «вовсе», «далеко», — тогда следует писать сочетание в два слова – «не красив».

Приведем пример предложения:

  • Твой поступок по отношению к сестре отнюдь не красив.

«Некрасив» или «не красив» — выясним какой из вариантов верен.

Прежде всего определимся, что перед нами краткое прилагательное мужского рода (полное прилагательное «красивый») и частица «не». Далее следует отметить, что краткое прилагательное с частицей «не» пишется также как и полное.

Теперь вспоминаем правило написания «не» с прилагательными:

Таким образом можно сделать вывод, что в зависимости от значения пишется и «некрасив», и «не красив».

Примеры отдельного написания:

  • при противопоставлении

Он был не красив, а харизматичен.

  • при усилении отрицания

Этот наряд нисколько не красив, не вздумай его одеть.

В большинстве же случаях «не красив» пишется раздельно. Примеры употребления:

  • Этот парень некрасив, зато у него доброе сердце.
  • Костюм немоден и некрасив, не носи его.

Trok
[43K]

более года назад 

Написание, не красив и некрасив может быть варианта, ведь оба варианта — возможны. Качественное прилагательное красивый — первоначальная форма полного прилагательного красивый. Благодаря наличию полной формы у прилагательного, возможно написание в полной форме с частицей «не». Такое слово, как некрасив следует писать слитно в случае, если возможна замена при помощи синонима без частицы не. Говоря о раздельном написании, то есть «не красив», то так пишется в том случае, если в предложении в наличии слова, которые усиливают отрицание, либо противопоставление с таким союзом, как «а». Таким образом, оба варианты возможны в разных случаях.

Чёрна­я Луна
[265K]

4 года назад 

Слово «некрасив» — это краткое прилагательное мужского рода, единственного числа, отвечает на вопрос «какой?» («каков?»). Может быть написано с «не» как слитно, так и раздельно в зависимости от контекста предложения.

1) «Некрасив» пишется в том случае если в предложении нет противопоставления или зависимых слов. Согласно правилам, прилагательные (в том числе краткие), с «не» пишутся слитно, если их можно заменить синонимом без «не». В данном случае нам подойдет синоним «уродлив».

Пример предложения со словом «некрасив»: этот цветок засох и некрасив.

2) «Не красив» пишется в том случае, если в предложении присутствует противопоставления или зависимые слова.

Пример предложения со словами «не красив»: этот дом не красив, а страшен.

Чосик
[208K]

более года назад 

Для верного ответа стоит вспомнить, в каких случаях прилагательные пишутся с «не» слитно. И, если можно заменить слово с «не» синонимом без такового, то слово пишется слитно. Некрасив — синоним уродлив, безобразен.

Потому слово пишется слитно, кроме случаев, требующих раздельного написания, как и с иными прилагательными.

Словосочетание или простое предложение? Пишем слитно.

Появились слова для акцентов (далеко, отнюдь, вовсе) или же противопоставление (не красив, а …), то тогда пишем два слова.

владс­андро­вич
[767K]

более года назад 

Если в предложении нет отрицаний с союзами «а» или «но» или усиливающих отрицания слов «отнюдь», далеко» ил «совсем», то писать его нужно слитно, а именно «некрасив», а если они есть, то тогда раздельно,а именно «не красив».

Знаете ответ?

Вовсе (не)случайный поступок; отнюдь (не)новые данные; (не)знакомый нам текст; он был (не)высок, но строен; она (не)красива, но очень мила; встретил (не)приветливым словом, а грубым; поездка (не)продолжительна; дорога (не)камениста; (не)внятное бормотание; никому (не)известный писатель; (не)дорогая, но удобная мебель; отнюдь (не)правильные выводы; (не)логичные доводы; вовсе (не)сонные глаза; (не)досягаемый рекорд; (не)внимательный, а рассеянный человек; (не)хорошая, а плохая работа; вокруг (не)знакомые, но милые лица; мебель (не)дорогая, а дешёвая; (не)здоровый румянец.​

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Он любил ее совершая огромную ошибку
  • Он шел навстречу и улыбался широкой улыбкой ошибка
  • Он кричал ошибка тут это я еврей
  • Он простил долги своему кредитору речевая ошибка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии