Задачки на смекалку. Петя отгадывает быстрее ,чем Коля потому что у Петя хорошая смекалка
Использование,допускается, современного, литературеом
Тридцать первое марта
Тротуар. Удачи вам на уроках русского!
Согласование: мимолетное виденье,чистой красоты,грусти безнадежной,шумной суеты,голос нежный,прежние мечты.
Управление:душе настало,бьётся в упоенье,помню мгновенье,рассеял мечты,забыл голос.
Примыкание:явилась передо мной,долго звучал,тянулись тихо,опять явилась,воскресли вновь.
По стихотворению К***
Лексические
нормы
Прочитайте
теоретический материал и выполните
следующие упражнения.
Упражнение
1. Определите значения заимствованных
слов, пользуясь при необходимости
толковым словарём. С каждым из слов
составьте предложение.
Адекватный,
аннексировать, аннотация, апологет,
вето, вербальный, вотум, дилемма, дилетант,
дискриминация, дислокация, диссонанс,
конъюнктура, котироваться, лимитировать,
меморандум, помпезный, прейскурант,
протокол, респектабельный, спонтанный,
тривиальный, ультиматум, экстравагантный,
эксцентричный.
Упражнение
2.
Исправьте предложения, устранив
лексические ошибки.
1.
Когда мы делили яблоко, ему досталась
большая половина.
2.
Начертите круг произвольной формы с
заданным радиусом.
3.
Они прислали нам благодарственную
рекламацию.
4.
Данная рейтинговая система далека от
совершенствования.
5.
Новое произведение композитора вызвало
обширный восторг публики.
6.
После обеда в больнице каждому выдали
его долю лекарств.
7.
Мы не попали вовремя на выставку из-за
большого инцидента на улице.
8.
В слове «разносчик» мы произносим букву
«ща».
9.
Из объявления: «В среду состоится встреча
кандидата в депутаты с избирателями.
Приглашаются все близлежащие жители».
10.
Онемев от страха, она закричала.
11.
Информаторы всегда отвечают положительно
о роли перечисленных приёмов
12.
В городе производились демонстрации.
13.
Извиняюсь, где здесь булочная?
14.
И вот, наконец, трибуна была представлена
молодым учёным.
Упражнение 3. Найдите предложения, в которых паронимы употреблены ошибочно.
-
Военный,
воинский
1.
Фёдоров был военным
человеком и хорошо представлял, какие
испытания ждут солдат его полка впереди.
2.
За храбрость и доблесть он получил
очередное военное
звание.
3.
До глубокой старости ветеран сумел
сохранить военную
выправку.
4.
Военная
промышленность страны очень развита.
-
Гуманный,
гуманитарный
1.
Оба брата были чрезвычайно обходительными
с людьми, и вообще очень гуманными
и
добрыми.
2.
Мне кажется, что и у вас, судя по всему,
больше склонности не к точным наукам,
а к гуманным.
3.
В студии этого великого мастера царили
искренность и гуманная,
тончайшая правда человеческих переживаний.
4.
Русская литература подарила много
выдающихся произведений, глубоко
гуманных,
мудрых, истинно прекрасных.
-
Жизненный,
житейский
1.
Это были сёстры, но их
жизненные
пути так разошлись, что они годами не
переписывались.
2.
Ранняя весна, когда всё оживает и
набирается жизненной
силы, — таково содержание этой картины.
3.
Эта операция нужна по жизненным
показаниям.
4.
Он мечтал жить вдали от цивилизации,
чтобы уйти от жизненного
шума и невзгод.
Упражнение 4. Устраните нарушения лексической сочетаемости.
1.
Иванов уже давно работает на этом трудном
участке, но в последние годы у него стали
появляться отрицательные проблески.
2.
Склад закрывается на санитарный день
в связи с приходом тараканов.
3.
На выезде из города нередко можно
обнаружить несанкционированные свалки.
4.
Он установил столько мировых рекордов,
что их помнят только отъявленные любители
статистики.
5.
Выпас собак на детских площадках строго
запрещён.
6.
Продаётся пожилой дом в хорошем состоянии.
7.
За околицей шумела молодая дубрава.
8.
Дети читают стихотворения, стоя
врассыпную.
9.
После долгих хлопот работников ремонт
библиотеки наконец состоялся.
10.
Комбинат круглый год обеспечивает
население столицы свежими овощами,
зеленью.
11.
В теплицах весь год ведётся сбор урожая
и высадка рассады.
Упражнение
5. Подберите синонимы к словам иноязычного
происхождения.
1.
Индифферентный — а) равнодушный, б)
слабый, в) безразличный, г) неостроумный,
е) единичный.
2.
Амбиция — а) самолюбие, б) самомнение,
в) уверенность, г) безволие, д)
обидчивость.
3.
Аморальный — а) самонадеянный, б)
безнравственный, в) бессовестный, г)
лживый, д) недобрый.
4.
Инфернальный — а) непонятный, б) адский,
в) непостижимый, г) потусторонний, д)
недоступный, е) трудный.
Упражнение
6.
Вставьте в предложения вместо точек
антонимы.
1.
Мы можем сказать про человека, что он
чаще бывает добр, чем …, умён, чем …,
энергичен, чем … .
2.
Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и
добрые, и … .
3.
Люди вечно заблуждались и будут
заблуждаться в том, что они считают
справедливым и … .
4.
Почему чаще всего неограниченные
возможности у … людей.
5.
Я часть той силы, что вечно хочет зла и
вечно совершает … .
6.
Лучше с умным потерять, чем с глупым …
.
Упражнение
7. Найдите в предложениях явления
тавтологии и плеоназма. Устраните
речевые недочёты.
1.
Уровень доверия населения к местным
банкам всегда был на высоком уровне.
2.
В ходе работы нами не было рассмотрено
ни одной аналогичной работы
3.
На природе мне впервые удалось отведать
рыбной ухи.
4.
После долгих прений депутаты пришли к
согласованному консенсусу.
5.
В операционной была чистейшая стерильность.
6.
В газете был напечатан предварительный
анонс телепередач.
7.
Необычный феномен привлёк всеобщее
внимание.
8.
В редакции долго редактировали мою
рукопись.
9.
На площади стоит мемориальный памятник
воинам-освободителям.
10.
Президент фирмы призвал всех к совместному
сотрудничеству.
11.
В стране сложилось тяжёлое положение.
12.
В этом эпизоде раскрыта главная суть
произведения.
13.
Странный парадокс этот ошеломил нас
всех.
14.
Лично я поняла, что я способна быть
учителем русского языка.
Фразеология
Упражнение 8.
Подберите к иноязычным фразеологизмам
соответствующий им русский перевод.
Определите, сохранена ли при переводе
выразительность, образность фразеологизма.
А.
Французские фразеологизмы:
1)
жить как петух на откорме; 2) в те времена,
когда королева Берта пряла; 3) работать
на прусского короля; 4) одним камнем
сделать два удара; 5) принять пузыри за
фонари; 6) голова к голове; 7) натянуть на
четыре булавки.
Слова
для справок:
очень
давно; успешно сделать одновременно
два дела; наедине, без свидетелей;
нарядный, красиво одетый во всё новое;
хорошо жить, беззаботно; работать
задаром; жестоко обмануться.
Б.
Китайские фразеологизмы:
1)
и курица улетела, и яйца разбились; 2)
связать и положить на высокую полку; 3)
не забравшись в логово тигра, не поймаешь
тигрёнка; 4) и ворона и сорока молчали;
5) сидеть на дне колодца и смотреть на
небо; 6) толочь воду в бамбуковом решете;
7) журавль среди кур.
Слова
для справок:
человек, резко выделяющийся в своём
окружении; судить о чём-либо односторонне;
не рискнёшь — не выиграешь; обмануться
в расчётах; отложить на длительное
время; очень тихо; заниматься чем-то
бесполезным.
Упражнение
9. Соотнесите варваризмы
(иноязычные вкрапления в русскую речь)
с их значениями. Приведите свои примеры
варваризмов.
Иноязычное |
значение |
|
юридически |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обучая, |
Слова
для справок:
человек
разумный; фактически; почётный; помни
о смерти; ищите женщину; мать питающая
— о родном вузе; бесплатно; после
сделанного; после написанного; хорошенько
запомни.
Упражнение
10. Соотнесите мифологизмы
(фразеологизмы, пришедшие из мифов) с
их значениями, вспомните эти мифы.
Приведите свои примеры мифологизмов.
Мифологизмы |
значение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слова
для справок:
путеводная нить; тяжёлый, изнуряющий и
бесполезный труд; невыносимые мучения;
искусственная мерка, под которую силой
стараются что-либо
подогнать; быстро
решить неразрешимую, на первый взгляд,
проблему; нечто чрезвычайно загрязнённое;
постоянная опасность; подношения,
гибельные для принимающего их; быть
забытым, бесследно исчезнуть; находиться
меж двух огней, между молотом и наковальней;
уязвимое место; бесполезная и бесконечная
работа; источник всяческих бедствий.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
18.05.20152.65 Mб376Копия мет.обуч.изо.doc
- #
- #
1. На стене висит его портрет, когда он был молодой. 2. Ребята дали клятву, что не изменим друг другу никогда. 3. Мать призадумалась, как ему плохо тут живется. 4. Писатель понял, что какой преданный друг у него есть. 5. Мальчик ответил маме, что как же я их догоню! 6. Белка — зверь, которая живет на дереве. 7. Мурзик как зарычал и залаял, что Васька бросился бежать. 8. Бритва — предмет, которой бреются. 9. Мы с мамой очень дружим, что даже наш папа обижается, почему мама больше времени проводит со мной, чем с нИ. 10. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом в войне. 11. Герой жил у друзей, которые жили в деревне и которые были бедными. 12. После покупки инструмента он сказал, что буду ложить его в сарай. Однако в тот же вечер поклал его в коридоре. 13. А. С. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу». 14. Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено. 15. Из окна была видна группа людей, которые, думаю, что приехали на конференцию. 16. Если бы наши предложения были бы приняты, можно было бы рассчитывать на сотрудничество. 17. Ясно и просто обычно говорит оратор, который хорошо знает свой предмет и с уважением относящийся к аудитории. 18. Отношение, если не скажу, что совсем другое, то мне кажется, что мои такие впечатления первые… правильные, как всегда бывает, отношение нормальное, деловое, спокойное (В. Черномырдин).
Справочные материалы
При построении сложных предложений нужно учитывать, что:
1) В сложном предложении необходим правильный подбор союзных средств, наиболее точно выражающих смысл высказывания. Нужно избегать: а) неподходящих стилистически или по смыслу союзов и союзных слов: *Можно согласиться с теми положениями устава, где не содержится противоречий; б) плеонастического употребления союзных средств, дублирующих по значению друг друга:*Были созданы, однако, тем не менее, условия для этого;
2) В сложноподчиненном предложении не следует использовать однотипные союзы и союзные слова, многократно повторять одну и ту же частицу, — они оказываются избыточными и делают предложение многословным: *Компания считает, что положение настолько стабильно, что не стоит опасаться каких-либо потрясений. *У меня пожелание, чтобы наши контакты получили бы дальнейшее развитие;
3) Ошибочно смешение прямой и косвенной речи в одной фразе: *Собеседник спросил, что как же вы достигли таких результатов.
Задание 94. Прочитайте. Устраните двусмысленность, вызванную нарушением порядка слов в предложениях.
1. В это время в реках и водоёмах ловля рыбы запрещена всеми способами. 2. Первокурсники посещали занятия по греко-римской борьбе старшего преподавателя Петрова. 3. На стенах афиши и плакаты о выступлениях В. Маяковского на немецком, французском, чешском и польском языках. 4. Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации и общественных организаций. 5. Нужно уметь делать анализ фактов, но и не только правильно строить взаимоотношения. 6. Она пошла в магазин и сняла бигуди. 7. Собачка с девочкой ждала папу. 8. Лекции были не только прочитаны в институте, но и колледже. 9. Также другие причины я отразила в отчёте. 10. В коридоре стоял мальчик с портфелем в руке, который смотрел в окно. 11. Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы. 12. К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принужден был бывать. 13. Некоторые дурные привычки людей сохранились до наших дней, бороться с которыми помогают сатирические произведения поэта.
Справочные материалы
В предложении важен порядок расположения слов и других его компонентов, например, придаточное определительное в сложноподчиненном предложении должно располагаться за тем словом главной части, к которому оно относится. Это предотвращает ошибки в согласовании союзного слова с определяемым словом и позволяет избежать искажения смысла фразы, подобного следующему: *Посетители рассматривали изделия мастеров, которые были представлены на выставке.
Задание 95. Оцените высказывания с точки зрения соответствия нормам грамматики. Какие нормы нарушены? Исправьте допущенные ошибки.
- Он сфотографировал меня в анфас. 2. Предстала перед ними в нигляже. 3. Согласно графика, у мужа отпуск летом. 4. Первой зарплаты ей едва хватило на пару туфлей. 5. Я купила три метра красивой тюли. 6. Самый крупнейший город в мире — Мехико. 7. В нашем общежитии живет двое вьетнамских девушек. 8. Он ещё не пришёл с магазина. 9. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов. 10. Ряд наших школ будет бастовать. 11. Птица какаду жил в доме у бабушки много лет. 12. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. 13. Она пыталась найти слова, наиболее точно описавшие бы состояние её собеседника. 14. Стены лучше оклеивать бумажными обоями (моющие не пропускают воздух). 15. Промокнутый до нитки, он добежал до дома. 16. Обращаясь к малышу, речь должна быть теснейшим образом связана с окружающими его реальными предметами, с практическими действиями, выполняемый самим ребёнком и взрослым. 17. Вернувшись в Вену, Бетховен был тяжко болен. 18. Исследуя этот случай и прочтя полностью текст, вполне логично «несмотря на» — это предлог. 19. Но желание донести мысль до адресата портит зачастую весь смысл сказанного 20. В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира, которые спаслись на крышах домов. 21. Портрет написан известным художником, я его недавно видел на выставке. 22. Сейчас я учусь в медучилище медсестрой. А потом я хочу поступить на высшее образование (Из телепередачи «Моя семья»).
1.6. Лексические и фразеологические нормы.
Точность речи
Задание 96. Составьте предложения с многозначными словами, иллюстрируя различные значения данных слов.
Брать, высокий, действие, глубокий, извлечение, перевод, переход, печать, подъём, приём, речь, светлый, ставить, тяжесть.
Справочные материалы
О значении того или иного слова можно узнать в толковых словарях: «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, четырёхтомном «Словаре русского языка» под ред. А. П. Евгеньевой, словарях иностранных слов.
Задание 97. Определите значения следующих заимствованных из других языков слов, при необходимости пользуясь толковыми словарями.
Адекватный, аннексировать, аннотация, апологет, вето, вербальный, вотум, дилемма, дилетант, дискриминация, дислокация, диссонанс, конъюнктура, котироваться, лимитировать, меморандум, помпезный, прейскурант, протокол, респектабельный, спонтанный, тривиальный, ультиматум, экстравагантный, эксцентричный.
Задание 98. К данным словам иноязычного происхождения подберите синонимы из предлагаемых вариантов.
1. Индифферентный — а) равнодушный, б) слабый, в) безразличный, г) неостроумный, е) единичный.
2. Амбиция — а) самолюбие, б) самомнение, в) уверенность, г) безволие, д) обидчивость.
3. Аморальный — а) самонадеянный, б) безнравственный, в) бессовестный, г) лживый, д) недобрый.
4. Инфернальный — а) непонятный, б) адский, в) непостижимый, г) потусторонний, д) недоступный, е) трудный.
Задание 99. Составьте словосочетания, выбрав соответствующий вариант.
Образец: живые, насыщенные (цвета, цветы) — живые цветы, насыщенные цвета.
Кожаные, климатические (пояса, поясы). Детские, политические (лагеря, лагери). Испечённые, зреющие (хлеба, хлебы). Яркие, сердечные (тоны, тона). Наши любимые (учители, учителя). Отечества достойные (сыны, сыновья). За проезд (оплатите, заплатите, уплатите). Плащ не забудь (одеть, надеть).
Справочные материалы
О сочетаемости с другими словами можно справиться в «Словаре сочетаемости слов русского языка» под ред. П. Н. Денисова и В. В. Морковкина.
Задание 100. Объясните значения слов-паронимов, составьте с ними словосочетания или предложения.
1. Абонент — абонемент, бережный — бережливый, гнездо — гнездовье, дипломант — дипломат, командированный — командировочный, континент — контингент, костный — костистый — костяной, масленый — масляный, одеть — надеть, оплатить — заплатить, осудить — обсудить, представить — предоставить, сокрушённо — сокрушительно, удачный — удачливый, эффектный — эффективный, болезненный — больной, жилищные — жилые, классный — классовый — классический, понятливый — понятный, пребывать — прибывать, скрытный — скрытый, человеческий — человечный.
Справочные материалы
Чтобы избежать неточности выражения мысли, следует различать близкие по звучанию, но отличающиеся друг от друга по значению слова — паронимы, например: надеть и одеть: а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто, сапоги, шапку на голову; антоним к надеть — глагол снять: снять пальто, сапоги, перчатку с руки, комбинезон с ребенка, снять шапку с головы; б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть больного, одеть пледом, одеялом; антоним к нему — глагол раздеть: раздеть ребенка (больного).
Задание 101. Лингвистическая задача. Найдите одну и ту же лексическую ошибку в следующих двух текстах.
1. Мальчик принёс домой грязную собаку и с трудом упросил маму её не выгонять. Для начала собаку решили вымыть… Вода в ванной была вся чёрная, а собачонка оказалась белой, не красавица, но вполне нормальная. (Э. Поляновский. Шла собака по шоссе…)
2. Некоторое время назад администрация «Клуба ДС» сделала сенсационное открытие, установив, что своё знаменитое «Эврика!» (в переводе с древнегреческого «Я нашел!») Архимед воскликнул, не вылезая из ванной, как полагали раньше, а влезая в неё.
Задание 102. Проанализируйте высказывания. Найдите элементы фактической (предметной, понятийной) неточности и неточности словоупотребления (лексической неточности), объясните их суть. Исправьте предложения.
1. Когда мы делили яблоко, ему досталась большая половина. 2. Герасим был двенадцать верст в высоту. 3. Начертите круг произвольной формы с заданным радиусом. 4. Они прислали нам благодарственную рекламацию. 5. Мне купили шубу из искусственной лисы. 6. Данная рейтинговая система далека от совершенствования. 7. Спортсменка обошла напарницу на финише. 8. Всё, о чём мы сегодня говорили, было страшно интересно. До свидания (Из телепередачи). 9. Можете ли вы дать портрет близких вам людей? 10. Новое произведение композитора вызвало обширный восторг публики. 11. После обеда в больнице каждому выдали его долю лекарств. 12. Я одела ребенку шапку, чтобы пойти погулять. 13. Мы не попали вовремя на выставку из-за большого инцидента на улице. 14. — Какую букву мы произносим в слове «разносчик»? — Букву «ще»? 15. Из объявления: «В среду состоится встреча кандидата в депутаты с избирателями. Приглашаются все близлежащие жители». 16. Сегодня мы пройдём тему «Синтаксис». Синтаксис — это наука языка… 17. Цель урока — развивать умение говорить на грамматическую тему, развивать речь. 18. Можно было бы провести ещё множество методик. 19. Пойду покушаю немного. 20. Онемев от страха, она закричала. 21. Информаторы всегда отвечают положительно о роли перечисленных приёмов в аспекте повышения ритмизированности. 22. В городе производились демонстрации. 23. Дядюшка взял костистыми руками гитару, сдунул пыль и стукнул полюбовно по крышке. 24. Собрал все нажИтое своим трудом. 25. Извиняюсь, где здесь булочная? 26. На выставке были представлены вещи лицеистов: их книги, рисунки, воспоминания. 27. И вот наконец трибуна была представлена молодым учёным.
Справочные материалы
Несоблюдение лексических норм приводит к лексическим ошибкам, среди которых неточность словоупотребления, вызванная незнанием значений слов, неумением говорящего (пишущего) выбрать слово, наиболее соответствующее передаваемому содержанию, т. е.: а) употребление слова в несвойственном для него или неподходящем к данному контексту значении: Врачи апеллируют свои действия недостаточным финансированием; б) неразличение разных значений многозначного слова: Счастливые дети спешат сообщить эту ценную новость матери; в) неразличение слов-омонимов — одинаково звучащих, но различных по значению слов, например, причастий и прилагательных: зАнятый (заполнивший собой: место зАнято) — занятОй (постоянно обременённый делами: занятОй человек; нАлитый (полный) — налитОй (сочный);
г) неразличение паронимов: Она одела на плечи платок; д) семантическая несочетаемость слов: В душе Наташи и Николая запел мотив русской песни.
При употреблении слов нужно учитывать их смысловые и стилистические различия, например:
— кушать и есть: а) глагол есть стилистически нейтрален, употребляется без ограничений; б) глагол кушать употребляется в формулах официального приглашения к еде, а также в обращении к детям. Не рекомендуется употреблять его в форме 1-го лица единственного числа;
- простить, извинить и извиняться, извиниться: при выражении просьбы о прощении, извинении рекомендуется употреблять глаголы прости(те), извини(те) но не: извиняюсь, т. к. -ся/-сь в данном случае имеет значение «себя», в результате слово извиняюсь содержит иной смысловой оттенок — «извиняю себя».
Задание 103. Вставьте в предложения на месте пропусков один из предлагаемых синонимов. Объясните разницу в значении синонимичных слов.
1. Костя Шишкин не мог без дела … из угла в угол.
2. Неутомимый охотник … по полям и лесам.
3. И страна берёзового ситца не заманит … босиком (С. Есенин).
а) бродить, шляться, слоняться.
4. Разведчики … незаметно подползать к укрытию.
5. Лётчик к концу боя … неимоверную усталость.
6. Спортсмен … горечь поражений и радость побед.
б) изведывать, пробовать, испытывать.
Задание 104. Определите смысловые и стилистические различия словосочетаний в следующих парах. Употребите словосочетания в своих высказываниях.
Звуки музыки — музыкальные звуки, работа ученика — ученическая работа, совет друга — дружеский совет, работа художника — художественная работа, собрание класса — классное собрание, нападение зверя — зверское нападение, песня лебедя — лебединая песня, шапка из меха — меховая шапка, наказ отца — отцов наказ — отцовский наказ, походка старика — стариковская походка, островок леса — лесной островок, роспись стены — стенная роспись, дар памяти — памятный дар, сын генерала — генеральский сын, юмор Чехова — чеховский юмор.
Задание 105. Из слов, заключённых в скобки, выберите те, которые наиболее точно выражают мысль.
- В нашу библиотеку поступили (свежие — новые) книги. 2. По утрам отец читал (свежие — новые) газеты. 3. Между тем (надвигались — приближались) радостные события. 4. Пока ещё не найдено достаточно (эффектное — эффективное) средство против укусов клещей. 5. «Правильно!» — послышались (возгласы — отзывы) из толпы. 6. Дуэлянта за его недисциплинированность (произвели — разжаловали) в солдаты. 7. Я (тружусь — работаю) на заводе слесарем. 8. Мы столкнулись с (фактором — фактом) незаконной продажи спиртного. 9. Врач (приписал — прописал) больному снотворное. 10. Преподаватель физкультуры познакомил нас с новым (комплектом — комплексом) упражнений. 11. (Выношу — приношу) благодарность моему научному руководителю. 12. Выполнил — исполнил (обещание, долг, песню). 13. Освоить — усвоить (профессию, капиталовложения, информацию). 14. Помириться — примириться (с другом, с обстоятельствами). 15. Посмотреть — осмотреть (в глаза, достопримечательности, окрестности). 16. Принять — предпринять (меры, попытку). 17. Заплатить — оплатить — уплатить (за проезд, аванс, услуги, счет, труд, налог, штраф, за квартиру). 18. Представить — предоставить (отчет, к награде, слово, трибуну, возможность).