Опираться на результаты ошибка

Таким образом, опираясь на результаты исследований, в этой книге мы с вами рассмотрим, что может сделать розничный продавец для того, чтобы улучшить своё положение по вышеуказанным направлениям.

Здесь они прежде всего опираются на результаты лабораторных экспериментов.

Во втором случае автор уделяет больше внимания историческому синтезу, опираясь на результаты аналитических работ через отсылочные сноски.

Раскроем содержание перечисленных качеств, опираясь на результаты проектирования и апробации человекосообразного образования средствами разработанной нами научной области – дидактической эвристики.

Если же политический подход не опирается на результаты конкретных исследований, он способен превращать плодотворные в основе своей идеи в политизированные штампы.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: божоле — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Поэтому успешное обучение возможно только в том случае, если оно опирается на результаты научных исследований.

Метеорная гипотеза отчасти опирается на результаты ракетных экспериментов, в ходе которых на высотах 80–100 километров были собраны микроскопические твёрдые частицы с намёрзшей на них ледяной «шубой»; при запуске ракет в зону наблюдавшихся серебристых облаков количество таких частиц оказывалось в сотни раз больше, чем в отсутствие облаков.

Управление рисками опирается на результаты оценки рисков, технико-технологический и экономический анализ потенциала и среды функционирования предприятия, действующую и прогнозируемую нормативную базу хозяйствования, экономико-математические методы, маркетинговые и другие исследования.

Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого структурного, генетического и типологического анализа.

Но наука отвергает истину, что мироточение имеет нерукотворную природу, опираясь на результаты химического анализа проб мирры.

Хотя работа вышла за рамки первоначального проекта, очевидно, что она не только опирается на результаты собственных исследований автора, но и широко включает отсылки к трудам других учёных.

Концепция автора опирается на результаты сотен прошедших экспертную оценку научных исследований.

Резонно также предположить, что в тот период появились племена земледельцев и скотоводов, а о существовании отдельных племенных союзов можно сделать вывод, опираясь на результаты изучения остатков материальной культуры.

Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Социальная философия существенным образом опирается на результаты исторического исследования общества.

Рассказывая о некоторых вещах, я опираюсь на результаты психологических исследований, связанных с природой творчества, – их я тщательно изучал в магистратуре.

Даже новейший и «продвинутый» учебник по финансовому праву опирается на результаты предыдущих исследований, они присутствуют в нём.

Физический закон опирается на результаты наблюдений и устанавливает постоянную связь явлений.

Во-вторых, книга «Новый CIO лидер» опирается на результатах работы многих людей, прежде всего, наших коллег по компании Gartner, а также лидеров некоторых бизнес-школ.

Если анализ даёт знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Решения финансового директора должны опираться на результаты финансового анализа и достаточный объём представительной информации внутреннего и внешнего характера.

Данное понимание опирается на результаты современных культурно-антропо-логических исследований, на некоторые результаты анализа истории науки, социального исследования научного познания, на некоторые современные концепции в философии науки.

Однако все отрасли психологии либо непосредственно изучают центральные проблемы психологии, либо вынуждены опираться на результаты их изучения.

Сильная сторона «репрезентативной» теории восприятия видится в том, что эта теория непосредственно опирается на результаты научных исследований в области физиологии и психологии восприятия.

Потом он пригласил меня для специального разговора и чрезвычайно интересно и увлекательно рассказывал, как пришёл к мысли о фундаментальной роли некоторых критических значений индекса сухости, опираясь на результаты вегетационных опытов.

Типология вариантов надёжности работников локомотивных бригад опирается на результаты кластерного и факторного анализа, таким образом мы имеем здесь дело с эмпирической классификацией, а не с голым теоретизированием.

Данная монография неизбежно опирается на результаты, полученные отечественными и зарубежными специалистами, материалы французской прессы, социологические опросы, исследования в области электоральной географии и политической науки.

Его не слышат другие современные «учёные», которые, опираясь на результаты классической науки, продолжают изучать предметы своей науки.

После того, как я провела эту работу, в списке резерва кадров на руководящую должность осталось 22 человека, с которыми я провела беседу, тестирование, опираясь на результаты анкетирования, проведённого в коллективах, где они работали, составила на них психологические характеристики.

Хотя делает он это не поодиночке и не с нуля, но всегда сообща, то есть вместе с другими, кооперируясь и конфликтуя с ними, опираясь на результаты действий предыдущих поколений или модифицируя их; результаты, с которыми он сталкивается как с наличной данностью в рабочей обстановке «общественной стройплощадки», где проходит вся его жизнь, от рассвета до заката, включая даже сон.

Далее доктор подтверждает или опровергает свои предположения, опираясь на результаты осмотра и анализов.

Врачи часто опираются на результаты этих анализов, когда принимают решение о том, удалять миндалины или нет.

Усовершенствования, вносимые в конструкцию ракет, как правило, не опирались на результаты теоретических или экспериментальных исследований.

Эта идея опирается на результаты исследований, проведённых на большом количестве взрослых, и приводит к выводу о существовании целого набора профилей характеров и личностей.

Для достижения этой цели она опирается на результаты исследований в области истории науки, науковедения, социологии и экономике науки, а также психологии научного творчества.

Исходя из анализа существующей литературы и опираясь на результаты собственных наблюдений, можно выделить следующие ситуации, характерные для вхождения в сферы профессиональной деятельности.

Основную роль в таком решении сыграло то, что в выдвигаемых в работе положениях автор опирался на результаты своего опыта, опыта возглавляемого им коллектива и ряда коллективов-соразработчиков, подкреплённые тесным взаимодействием в работе с рядом известных специалистов, общение с которыми оказало сильное влияние на содержание этих положений.

Наряду с развитием экспериментальной психологии и расцветом различных отраслей генетической психологии, как знаменательный в истории психологии факт, свидетельствующий о значимости её научных исследований, необходимо ещё отметить развитие различных специальных областей так называемой прикладной психологии, которые подходят к разрешению различных вопросов жизни, опираясь на результаты научного, в частности экспериментального, исследования.

Помимо указанных выше источников в этой работе будем также опираться на результаты исследований историков-подвижников, которые пытались найти истину в вопросах освещения древнейших фактов жизни и деятельности русского народа.

Диагностические ошибки – самый частый вид врачебных ошибок. В большинстве случаев их возникновение зависит не от дефицита знаний, а от неумения ими пользоваться. Беспорядочный диагностический поиск даже с использованием самых современных специальных методов малопродуктивен. В практике хирурга очень важна правильная методика обследования больного. Весь диагностический процесс условно можно разделить на несколько этапов:

  • оценка симптомов;
  • постановка предварительного диагноза;
  • дифференциальная диагностика;
  • постановка клинического диагноза.

Этап I. Оценка симптомов

Выявляемые при обследовании пациента симптомы имеют различную диагностическую ценность. Поэтому, оценивая результаты опроса и данные физикального обследования, врач, прежде всего, должен выбрать из множества признаков болезни наиболее объективные и специфичные. Такие жалобы как ухудшение самочувствия, недомогание, снижение трудоспособности встречаются при большинстве заболеваний, встречаются даже при простом переутомлении и не помогают в постановке диагноза. Напротив, потеря веса, рвота цвета «кофейной гущи», схваткообразная боль в животе, усиленная перистальтика, «шум плеска», симптомы раздражения брюшины, «перемежающая хромота» – более специфичные симптомы, они свойственны ограниченному числу болезней, что облегчает диагностику.

Выделение одного главного симптома может подтолкнуть врача к принятию скоропалительных решений. Чтобы избежать этой ловушки, врач должен рассмотреть, как можно больше симптомов перед тем, как начать составлять их патогенетические комбинации. Большинство врачей – сознательно или нет – пытаются свести имеющиеся данные под один из клинических синдромов. Синдром – это группа симптомов, объединенных анатомически, физиологически или биохимически. Он охватывает признаки поражения органа или системы органов. Клинический синдром не указывает на точную причину заболевания, но позволяет значительно сузить круг предполагаемой патологии. Например, слабость, головокружение, бледность кожных покровов, тахикардия и снижение АД характерны для синдрома острой кровопотери и обусловлены общим патофизиологическим механизмом – снижением ОЦК и кислородной емкости крови.

Представив себе механизм развития болезни, можно перейти к следующему этапу поиска – по органам, с которыми связаны симптомы и синдромы. Диагностический поиск также облегчается определением локализации патологического процесса по местным специфическим симптомам. Это позволяет определить пораженный орган или систему, что значительно ограничивает число рассматриваемых вариантов заболеваний. Например, рвота «цвета кофейной гущи» или черный кал прямо указывают на кровотечение из верхних отделов ЖКТ.

При невозможности выделения клинического синдрома следует сгруппировать признаки в определенный симптомокомплекс, характерный для поражения определенного органа или системы. Для определения синдрома или выделения диагностического симптомокомплекса не нужно анализировать все имеющиеся у пациента симптомы, а бывает достаточно минимального их числа, необходимого для обоснования диагностической гипотезы.

Иногда характерных проявлений заболевания обнаружить вообще не удается. Тогда, в силу обстоятельств, для постановки предварительного диагноза и проведения дифференциальной диагностики приходится брать за основу неспецифические симптомы. В таких случаях полезно взвесить, какие из них могут служить основой для постановки предварительного диагноза и дифференциальной диагностики. Если главная жалоба – слабость, полезно сфокусировать внимание на сопутствующей бледности кожного покрова и потемнении кала. Если главная жалоба – тошнота, то для суждения о характере болезни следует взять сопутствующее вздутие живота и задержку стула. При этом уместно напомнить известный постулат: «выявленные симптомы нужно не складывать, а взвешивать».

Последовательность процесса диагностики в классическом варианте можно рассмотреть на следующем клиническом примере.

К Вам обратилась пациентка, 52 лет, по поводу приступов боли «в правом боку», беспокоящих ее в течение последних двух месяцев. Обычно приступ возникает после погрешностей в диете, особенно после приема жирной пищи, и сопровождается тошнотой и вздутием живота. Вне обострения сохраняется тяжесть в правом подреберье и чувство горечи во рту. В последнее время ухудшилось самочувствие и снизилась работоспособность. Результаты физикального исследования в пределах нормы.

У данной пациентки основная жалоба – боль в эпигастральной области и правом подреберье. Она обратилась за помощью потому, что боли повторяются и стали более интенсивными. Таким образом, выделение приступов боли в качестве ведущего симптома позволяет врачу сконцентрироваться на важном проявлении болезни, более всего тревожащем больную и заставившем ее обратиться за медицинской помощью.

У данной больной имеется вполне определенная клиническая картина. В подобных случаях врачи действуют на редкость похоже (ход рассуждений врача и его дальнейшие диагностические усилия будут представлены ниже).

Этап II. Постановка предварительного диагноза

Предварительное суждение о характере заболевания – следующий этап диагностического процесса. Подозрение на ту или иную болезнь возникает естественным образом при сопоставлении ее хрестоматийных описаний с имеющимися симптомами. В процессе такого сравнительного анализа у врача возникают догадки, зависящие от степени соответствия симптомов тому описанию болезни, которое он помнит. Часто подобное сопоставление позволяет быстро сформулировать предварительный диагноз.

Обычно врачи, руководствуясь скорее интуицией, чем логикой, мгновенно сопоставляют выявленные жалобы и симптомы с клиническими проявлениями определенных заболеваний, запечатленными в их памяти, и предполагают наличие той или иной болезни. Уже в ходе сбора данных, переключая внимание с одного симптома на другой или выделяя клинический синдром, врач не просто собирает информацию – он уже формулирует свои первые предположения об имеющейся патологии. Процесс постановки предварительного диагноза дает возможность превратить вопрос «что могло вызвать эти жалобы?» в другой вопрос, на который ответить легче: «нет ли здесь болезни N?». Такая стратегия значительно рациональнее, чем попытки поставить диагноз путем обобщения всех мыслимых сведений.

В случае с нашей пациенткой локализация боли и связь ее с приемом жирной пищи заставят большинство врачей сразу заподозрить желчнокаменную болезнь (ЖКБ). При этом заболевании боль обычно локализована в правом подреберье и возникает после приема жирной пищи. Таким образом, симптоматика у нашей больной вполне соответствует хрестоматийной картине ЖКБ. Теперь перед врачом встает другой вопрос: действительно ли у больной это заболевание?

Диагноз, установленный на основании анамнеза и физикального исследования, редко бывает бесспорным. Поэтому лучше говорить о вероятности того или иного предварительного диагноза. Как правило, врачи при этом используют выражения типа «скорее всего» или «может быть». Диагностическая гипотеза, как бы полно она ни объясняла развитие жалоб больного, остается предположительным построением, пока не выявлены диагностические, обычно лабораторно-инструментальные признаки болезни.

Этап III. Дифференциальная диагностика

В ходе дифференциальной диагностики перед нами встает иная, чем при постановке предварительного диагноза, задача. Формулируя предварительный диагноз, мы стремились определить одну возможную болезнь. Проводя дифференциальную диагностику, напротив, необходимо рассмотреть все сколько-нибудь вероятные в данной ситуации болезни и выбрать из них наиболее схожие для активной проверки. Сформулировав предварительный диагноз, врач нередко сознает, что перед ним – целый набор альтернативных версий. При использовании компьютерных систем диагностики можно поразиться огромному количеству вариантов, которые возникают на экране дисплея. Число диагностических версий возрастает еще более, если просмотреть список болезней, ответственных за тот или иной симптом. Нужна недюжинная рассудительность, чтобы из обширного списка возможных болезней выбрать те состояния, которые могут относиться к конкретному случаю.

Столкнувшись с длинным списком возможных диагнозов, мы должны, прежде всего, ограничить их число наиболее вероятными. Врачи, как и большинство других людей, обычно способны активно рассматривать не более пяти версий одновременно. Если клиническая картина соответствует определенному синдрому, дифференциальная диагностика значительно упрощается, поскольку остается рассмотреть лишь несколько заболеваний, включающих данный синдром. В тех случаях, когда определить синдром или пораженный орган не удается, диагностика усложняется из-за большого числа возможных заболеваний. Ограничение числа наиболее вероятных версий помогает врачу решить, какие дополнительные тесты выбрать для подтверждения или исключения подозреваемой патологии. Такой алгоритм действий хирурга позволяет с наименьшей потерей времени и наибольшей безопасностью для пациента поставить точный диагноз и приступить к лечению больного.

Альтернативные версии проверяют одну за другой, сравнивая каждую с предварительным диагнозом и, отбрасывая менее вероятную из каждой пары болезней, пока не будет выбрана та, которая в наибольшей степени соответствует собранным данным. Из конкурирующих гипотез наиболее вероятной считается та, которая наиболее полно позволяет объяснить наличие комплекса проявлений заболевания. С другой стороны, у врача могут возникнуть две гипотезы, симптоматология каждой из которых может объяснить присутствие всего набора выявленных симптомов у больного, но при этом в отношении одной из них врачу известен достаточно обширный перечень почти обязательных специфических симптомов, не обнаруженных у данного пациента. В такой ситуации целесообразно считать менее вероятной именно эту диагностическую гипотезу.

Исследуя альтернативные версии одну за другой, врач опирается на так называемый прием проверки гипотез. Этот эвристический прием основан на том, что результаты проверки служат для подтверждения диагноза, если они положительные, или для его исключения, если они отрицательные. В идеальном случае положительные результаты позволяют окончательно установить болезнь, а отрицательные – безоговорочно исключить ее.

Выбор заболеваний, подлежащих дифференциальной диагностике, должен учитывать следующие основные моменты:

  • схожесть клинических проявлений;
  • эпидемиологию болезни;
  • «остроту» заболевания;
  • опасность болезни для жизни больного;
  • тяжесть общего состояния пациента и его возраст.

Включая ту или иную болезнь в список, требующих проведения дифференциальной диагностики, важно учитывать частоту ее наблюдения среди данной популяции людей. В первую очередь следует принимать во внимание наиболее распространенные заболевания. Старое медицинское правило гласит: «Частые болезни бывают часто, редкие — редко». Это верно даже в тех случаях, когда широко распространенные болезни проявляются не совсем обычными симптомами. Методическая ошибка, известная как игнорирование фонового уровня, заключается в том, что врачи склонны полагаться в первую очередь на совпадение симптомов с известной им клинической картиной, не учитывая эпидемиологические данные. ЖКБ и острый аппендицит, например, распространены так широко, что подозрение на них должно возникнуть даже при атипичной боли в животе. Об инфаркте миокарда не следует забывать в любом случае возникновения боли «от носа до пупка».

Исходную вероятность болезни, легче всего учесть, если сразу же задать себе вопрос, подходящий ли у больного образ жизни или тип личности? Недостаточно знать, что острый панкреатит относится к распространенным болезням; важно учитывать, что он особенно часто бывает у лиц злоупотребляющих спиртными напитками. Имея дело с такими пациентами, надо всегда проявлять настороженность в отношении этого заболевания, даже если симптомы не вполне им соответствуют. Определенную помощь в установлении круга заболеваний, требующих проведения дифференциальной диагностики, может оказать возраст пациента. У пожилых больных гораздо выше вероятность сосудистых и онкологических заболеваний, в то время как острый аппендицит чаще встречается у молодых и лиц среднего возраста.

Исключение маловероятных, но серьезных болезней из первоначального рассмотрения, скорее всего, необходимо, но одновременно и опасно. Врачу не следует о них забывать. К этим версиям приходится возвращаться, когда при рассмотрении распространенных заболеваний уверенности в диагнозе нет. В подобной ситуации нужно задуматься о возможности редкой болезни.

Решая, в отношении, каких болезней проводить дифференциальную диагностику, врач должен учитывать также «остроту» болезни и тяжесть состояния больного. Кроме того, обдумывая план обследования больного, надо задавать себе вопрос, какая из подозреваемых болезней представляет наибольшую угрозу жизни пациента.

В нашем клиническом примере весьма вероятна ЖКБ. Широкая распространенность этой болезни плюс классическая клиническая картина говорят в пользу этой версии. Между тем, несмотря на очевидную обоснованность подозрений на ЖКБ, нельзя сразу отвергнуть существование иных возможных заболеваний. В первую очередь следует исключить гастрит, язвенную болезнь и хронический панкреатит. Другая возможность — рак желудка или поджелудочной железы. К еще, менее вероятным версиям относится рак ободочной кишки. И совсем мала вероятность хронического аппендицита. Поэтому у данной пациентки рак ободочной кишки и хронический аппендицит можно, по крайней мере, временно, исключить из списка активно прорабатываемых версий. Такой вывод основан на том, что, с одной стороны, их проявления не имеют явной связи с погрешностями в диете; с другой — эти заболевания обычно проявляются другими симптомами.

Обычно после постановки предварительного диагноза и составления перечня диагностических версий, требующих проверки, врач назначает дополнительное обследование. При этом часто возникает искушение прибегнуть к расширенному использованию инструментальных методов. Между тем, назначая тот или иной диагностический тест, врач должен отдавать себе отчет: «почему выбран именно этот тест и зачем он нужен?». Лабораторное или инструментальное исследование бывает необходимо, прежде всего, для подтверждения или исключения конкретной болезни.

Если для диагностики конкретного заболевания могут быть использованы несколько различных методов, следует выбрать наиболее информативный, доступный и безопасный из возможных. При использовании нескольких диагностических тестов, естественно, полагать, что точность диагноза выше. В таком случае мы полагаемся на сумму доказательств. Это имеет смысл лишь только в том случае, если назначаемые тесты дают независимые доказательства. Чтобы этого добиться, нужно исследовать различные по своей природе феномены. Например, и гастроскопия, и рентгенологическое исследование верхних отделов ЖКТ тракта, направлены на поиск изменений в желудке. Суммарный результат обоих тестов не намного значимее, чем результат одного из них. Аналогичным образом, использование УЗИ и РКТ органов брюшной полости для выявления опухоли поджелудочной железы мало, что добавит к данным одной лишь РКТ. С другой стороны, гастроскопия, отражающая состояние желудка, и УЗИ, позволяющее судить о наличии изменений в других органах брюшной полости, дают независимую информацию, суммируя которую мы повышаем обоснованность диагностических выводов. При таком подходе врач проводит или назначает диагностические тесты не для того, чтобы охватить все возможные болезни, а лишь для того, чтобы дифференцировать одну болезнь от другой.

Этап IV. Постановка клинического диагноза

После постановки предварительного диагноза и проверки альтернативных версий врач выбирает одну болезнь. Если результаты инструментальных исследований подтверждают выбранный вариант заболевания, это свидетельствует о его правильности с высокой степенью вероятности. Если при этом результаты тестов, назначаемых для исключения альтернативных диагнозов, их действительно отвергают, то на этот результат можно положиться полностью.

Последовательность приемов при традиционном подходе к диагностике может быть представлена в виде следующей схемы:

Проявления заболевания → Основные симптомы → Клинический синдром → Пораженный орган → Причина синдрома → Дифференциальный анализ отдельных заболеваний → Клинический диагноз.

По мере накопления знаний и опыта врач приобретает способность быстро преодолевать все указанные этапы диагностического процесса. Он не собирает сначала всех данных, чтобы затем остановиться и обдумать их. Напротив, он активно добывает информацию и одновременно обрабатывает ее. После короткого вступительного периода, за который больной успевает изложить свои жалобы, опытный врач формулирует предварительный диагноз, продолжает собирать анамнез и методично исследовать больного, исходя из сложившегося у него впечатления.

Перед постановкой клинического диагноза он может заново пройти все этапы, собирая дополнительные данные, проверяя достоверность полученных сведений, прикидывая, как все это согласуется между собой. Диагностический процесс в сознании (и подсознании) врача идет безостановочно, между тем попытка вычленить главное на каждом этапе может оказаться полезной не только студентам, но и опытным клиницистам. Понимание закономерностей диагностического процесса позволяет врачу всегда действовать по системе, логически переходя от одного этапа к другому.

Для проверки предварительного диагноза ЖКБ в нашем клиническом наблюдении целесообразно провести УЗИ, которое при наличии конкрементов в желчном пузыре практически всегда их выявляет. Для исключения у нашей пациентки гастрита, язвенной болезни или рака желудка лучше всего использовать гастроскопию, которая высоко специфична для этих заболеваний. Применение указанных дополнительных исследований, подтверждающих ЖКБ и исключающих другие болезни, позволяет быстро и уверенно поставить окончательный клинический диагноз — ЖКБ. В том случае, если бы отсутствовали признаки поражения желчного пузыря, желудка, двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы, возникла бы необходимость обследования толстого кишечника путем колоноскопии или ирригоскопии.

Предложенный подход к постановке клинического диагноза, по сути, представляет собой набор эвристических правил, заведомо упрощающий действительность, но который предоставляет логическую схему диагностического процесса. Конечно, он не свободен от недостатков, и для достижения успеха в сложных клинических ситуациях необходим еще целый ряд приемов.

Оформление медицинской документации

Многие врачи стремятся описывать в медицинской документации заболевание так, как его излагает больной, полагая, что именно такой стиль в наибольшей степени соответствует действительности, а значит, и наиболее адекватно отражает характер болезни. Однако, описание больным заболевания – всего лишь его субъективная точка зрения и потому, как правило, очень редко оказывается сопоставимой с современными медицинскими воззрениями. Верное, соответствующее научным взглядам представление о заболевании может быть сформировано лишь врачом на основании сопоставления сведений, полученных в беседе с больным и при обследовании, с одной стороны, а с другой – медицинских знаний о проявлении болезней. Именно врачебная точка зрения на заболевание должна быть представлена в медицинских документах.

Прежде чем приступить к написанию «Истории болезни», необходимо определить основную болезнь, ее осложнения и сопутствующие болезни, поскольку вербальная апостериорная модель строится врачом как бы с конца, с формулирования диагностической концепции, и только постоянно имея ее в виду, можно грамотно, высокопрофессионально оформить медицинскую документацию. Отсутствие объединяющей конечной цели изложения «истории болезни», т. е. обоснования сформулированного окончательного или предполагаемого диагноза, приводит к сумбурному, несистематизированному описанию фактов, полученных в результате опроса больного. Отсюда также очевидно, что хорошо продуманную историю болезни невозможно написать непосредственно со слов больного «у постели». Такое описание будет отражать, главным образом, ход беседы врача с больным, а не врачебное представление о сути патологического процесса.

Написание истории болезни по правилу «как слышится, так и пишется», лишает врача возможности регулярно оценивать симптомы по степени специфичности, формировать диагностическую гипотезу. Однако, это отнюдь не означает, что врач во время беседы с пациентом не должен вести каких-либо записей, — наоборот, протокол опроса значительно облегчает написание истории болезни, освобождая врача от необходимости запоминания частной информации — дат, перечня лекарственных средств и т. п. Медицинская документация должна быть представлена так, чтобы каждый ее раздел аргументировано обосновывал собственную диагностическую и лечебную концепцию лечащего врача и любой другой врач или эксперт, ознакомившись с ней, мог понять, на каком основании был сформулирован диагноз и выбран метод лечения.

* * * * *

Врач может придти к одному и тому же диагнозу различными путями, однако эффективнее и быстрее работает тот, кто тщательно выбирает отправные точки в диагностике. Путь к точному клиническому диагнозу должен быть максимально коротким, с преимущественным использованием неинвазивных и малозатратных методов диагностики. При этом вовсе не обязательно использовать все доступные методы исследования. Объем методов исследования должен быть минимально достаточным для постановки точного диагноза и выяснения особенностей течения всех сопутствующих заболеваний, способных повлиять на выбор метода и тактику лечения. Это требует четких, логичных и последовательных действий с целенаправленным использованием, имеющихся в распоряжении инструментальных и лабораторных методов диагностики.

В сложных клинических случаях диагностический процесс базируется не только на общих логических принципах, использующих современные технологические достижения, но и на интуитивных элементах хирургического мышления и часто остается исключительно сферой интеллекта и рук хирурга. Хорошее знание клинической медицины и большой практической опыт позволяют врачу успешно использовать в этих ситуациях «шестое чувство».

Обязательные вопросы пациентам, которые врач должен

задать при сборе анамнеза. Таблица 2. 1.

Страдает ли пациент:

¨ ишемической болезнью сердца и переносил ли инфаркт миокарда

¨ нарушением мозгового кровообращения и переносил ли острое

нарушение мозгового кровообращения

¨ гипертонической болезнью

¨ бронхиальной астмой

¨ сахарным диабетом

¨ заболеваниями печени и почек

¨ инфекционными заболеваниями (ВИЧ, гепатит, сифилис,

туберкулез)

¨ аллергическими реакциями на лекарственные препараты

Характеристики диагностических методов Таблица 2. 2.

Показатель

Характеристика

Вопрос, на который отвечает данный показатель

Формула для вычисления

Чувствительность

Вероятность положительно-го результата при наличии заболевания.

Насколько хорош тест для выявления людей, имеющих данное заболевание?

А

____

А + С

Специфичность

Вероятность отрицательного результата в отсутствие заболевания

Насколько хорош тест для исключения людей, не имеющих данного заболевания?

Д

_____

В + Д

Прогностическая ценность положительного результата

Вероятность того, что при положительной пробе заболевание действительно есть.

Какова вероятность наличия данного заболевания?

А

______

А + В

Прогностическая ценность отрицательного результата

Вероятность того, что при отрицательной пробе заболевания действительно нет.

Какова вероятность отсутствия данного заболевания?

Д

_______

С + Д

Диагностическая точность

Вероятность правильного диагноза

Какова диагностическая точность метода?

А + Д

___________

А + В + С + Д

где: А – истинно-положительные результаты метода,

В – ложно-положительные результаты метода,

С – ложно-отрицательные результаты метода,

Д – истинно-отрицательные результаты метода.

9 июня 2016 г.

Источник: Н.А.Кузнецов и соавт.
Основы клинической хирургии. Практическое руководство. Издание 2-е, переработанное и дополненное. — М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009.

В мае 2016 года стало известно о полном и окончательном крахе одного из самых нашумевших стартапов в области здравоохранения – проекта Theranos. Компания продвигала методику выявления 240 болезней по капле крови из пальца с помощью собственного прибора Edison. Основательница и глава проекта, молодая американка Элизабет Холмс признала, что результаты анализов, разосланные сотням тысяч пациентов, были неверны, и сообщила о рассылке скорректированных результатов.

История необычная во всех ракурсах, но более всего поражают масштабы «ошибки» – пожалуй, что такого лабораторная диагностика еще не видела. А как часто в обычной жизни мы сталкиваемся с ошибками анализов и почему они вообще случаются? Кто в них виноват – лаборант, сбой техники или может быть вообще сам пациент? В нюансах лабораторной диагностики разбирался MedAboutMe.

Ошибки персонала

Ошибки персонала

Чаще всего ошибки персонала связаны с его низкой квалификацией. Например, можно говорить об ошибках при заборе пробы:

  • Слишком тугой жгут, неправильное положение тела могут влиять на результаты исследований углеводного, липидного обмена и др.
  • Нарушения технологии: например, использование обычных пробирок при анализе крови на глюкозу приводит к тому, что ее уровень снижается на 10% уже через 20 минут, то есть задолго до окончания тестирования. А при нарушении порядка смены пробирок в пробу может попасть реагент, которого там быть не должно, что влияет на результаты.

Ошибки в документации связаны с неразборчивостью записей и неправильной идентификацией пациента. Случаи выдачи результатов анализов не тому человеку – не такая уж и редкость в лабораториях.

Отдельно следует указать на нарушение температурного режима доставки и хранения проб. Например, забор биоматериала для некоторых сложных анализов может проводится в филиале крупной сети лабораторий или в поликлинике, после чего кровь должна быть доставлена в центральное отделение, где есть возможности для ее анализа. То есть, образец должен перемещаться по улице – зимой при низких температурах или летом при высоких. А, например, анализ на адренокортикотропный гормон требует применения глубокой заморозки образца крови, а сумка-холодильник, в которой перевозятся пробы, поддерживает температуру не ниже –3 –4°С. Кроме того, нередки ситуации, когда пробы попадают в центральное отделение с задержкой – из-за отсутствия специальной службы доставки, например – что тоже повышает риск ошибочного результата.

Наконец, возможны ошибки, связанные с низкой квалификацией персонала, при проведении собственно анализа. Нарушение стандартов стерильности, контаминация (загрязнение) проб, неправильное приготовление реактивов и другие технологические ошибки – все они также повышают риск получения недостоверного результата.

Ошибки пациента

Исследования, проведенные в клинико-диагностических центрах Уфы, показали, что рекомендации врача по подготовке к сдаче анализов выполняют только 87% опрошенных пациентов. 4,47% участников опроса сказали, что выполняли их частично, а 3% – вообще не пытались следовать указаниям доктора.

Но существует целый ряд ситуаций, когда именно поведение пациента влияет на результаты анализов.

  • Прием пищи перед забором крови влияет на результаты исследований липидного, углеводного обмена, гормонов, общего белка и факторов свертывания крови.
  • Состав пищи влияет на исследование активности ферментов.
  • Время взятия крови может влиять на показатели мочевины, гемоглобина, общих липидов. Такие показатели, как билирубин, общий белок, калий, железо могут изменяться в течение часа.
  • Прием лекарств. На результаты анализа крови может повлиять любое лекарство, даже при наружном его использовании, поэтому следует предварительно обсудить вопрос приема лекарств (и БАД, в том числе) с врачом.
  • Прием алкоголя.
  • Массаж, некоторые другие физиотерапевтические процедуры, рентгеновское обследование, наркоз – многие анализы не имеет смысла проводить после указанных процедур.

Ошибки методики

Ошибки методики

Ни один анализ в мире не может дать 100%-но точный ответ. Ученые выделяют два типа ошибочных результатов:

  • Ложноположительные — искомого фактора нет, а по результатам выходит, что есть. Чем опасно: туберкулеза у пациента нет, а ему прописывают сильнодействующие препараты, которые вредны для его организма.
  • Ложноотрицательные — искомый фактор есть, а по результатам — его нет. Человек болен, а по результатам анализа — нет. Болезнь развивается и разрушает его организм, но лечение своевременно не назначается.

Процент ложноположительных и ложноотрицательных результатов у каждого теста свой: для одних методик он не превышает 0,7-1%, для других колеблется от 3 до 5% и т. д.

От подобных ошибок не застрахован никто. Выявить их способен только врач, который смотрит не только на результаты анализа, но и на пациента и учитывает явные и неявные симптомы, а также результаты опроса больного. При подозрении на неправильные данные врач может направить пациента на повторную сдачу анализа в эту же или в другую лабораторию.

Аппаратные ошибки

Хотя техника ошибается реже, чем человек, но от сбоев ни один аппарат в мире не застрахован. Однако не стоит слишком беспокоиться о качестве работы аппаратуры. Существует целый ряд правил, документов и ГОСТ, в соответствии с которыми проводится регулярная проверка и калибровка всех измерительных приборов.

Говорят также о так называемой погрешности анализа. В нее входят погрешность прибора, погрешности лаборанта (в разумных пределах), дозирования и отбора пробы, а также собственно процесса измерения.

Ошибки технологии

Ошибки технологии

Любые нарушения технологии проведения анализа чреваты получением ошибочного результата. Существуют методы, позволяющие выявлять такие ошибки – параллельные пробы, регулярный контроль качества работы лаборатории. Но на 100% исключить риск подобных ошибок невозможно.

В отдельную группу следует выделить ошибки, связанные со стремлением лаборатории к удешевлению анализа. По данным исследований, в России, ГОСТам и иным стандартам проведения анализов биоматериалов в той или иной мере следуют в разных регионах от 35% до 85% лабораторий.

Например, существует проблема некачественных реактивов. Большинство современных российских лабораторий оборудованы аппаратами зарубежного производства. Реактивы к ним желательно приобретать у той же компании-производителя, что выпустила аппарат – или они должны быть хотя бы такого же качества. Но российские реактивы редко соответствуют требованиям импортной техники. А чем «грязнее» реактив, тем ниже качество анализа и тем выше риск получения ложноположительных или ложноотрицательных результатов. При этом качественные реактивы стоят дорого, и лабораториям невыгодно приобретать их, так как в противном случае им придется повысить цену на анализы – и куда пойдут пациенты? Скорее всего, к конкурентам, которые не стесняются пользоваться низкокачественными материалами. Если же говорить о некоммерческих лабораториях, то решения о закупке реактивов для них принимаются аукционными комитетами, которые смотрят только на цену, а не на качество.

Кроме того, лаборатории стремятся сэкономить и другими путями. Например:

  • можно обрабатывать одновременно сразу большое количество проб, не соблюдая технологические ограничения;
  • можно уменьшить количество реагентов, что приводит к снижению точности теста;
  • можно разрезать тест-полоски, увеличив их количество, но снижая их качество.

Как показывает практика, чем дороже анализ для лаборатории, тем выше ее стремление сэкономить на нем. Что, естественно, повышает риск получения ошибочного результата.

Расшифровка анализов и диагноз

Наконец, как указывал известный гастроэнтеролог Н.В. Эльштейн, только в 20-25% случаев результаты лабораторной и инструментальной диагностики позволяют без колебаний поставить диагноз. Это значит, что даже врач – человек, который много лет учился своей профессии и имеет врачебный опыт – не всегда может поставить правильный диагноз, основываясь только на результатах анализов.

Более того, и врачи могут ошибаться. Помимо расшифровки анализов, важен профессионализм доктора. По данным российских исследователей, неправильная оценка результатов лабораторного и инструментального исследования была отмечена:

  • в 19,3% анализов крови,
  • в 22,6% анализов мочи,
  • в 23% данных ЭКГ,
  • в 19,2% данных УЗИ,
  • в 9,4% данных эндоскопических исследований,
  • в 6,5% данных биопсии.

Ошибки проекта Элизабет Холмс

Элизабет ХолмсА что же проект Theranos? Оказалось, что технология Холмс позволяет определять по капле крови из пальца лишь 15 болезней, а остальные предполагалось выявлять при помощи стандартных методик, забирая кровь из вены. 

Согласно результатам расследования, проведенного федеральным здравоохранительным агентством Centers for Medicare and Medicaid Services, компания умудрилась получать некорректные результаты тестов как на своем уникальном аппарате Edison, так и в ходе анализов, проведенных с помощью хорошо известных технологий. Основные причины ошибок анализов – несоблюдение температурного режима хранения образцов, низкая квалификация персонала и т. п.

Увы, надо признать, что пока развернутый анализ биологической жидкости за гроши – миф. Конечно, анализы дешевеют с каждым годом, но не до такой степени, как обещала Холмс. И немалая часть расходов идет именно на соблюдение необходимых условий, приобретение качественных реактивов и подготовку персонала.

Выводы

  • Чтобы снизить вероятность ошибки, выясните у врача все нюансы подготовки к сдаче анализа. Строго следуйте его рекомендациям.
  • Не сдавайте анализы наугад. Самостоятельная попытка поставить себе диагноз приводит к лишним финансовым расходам и стрессам
  • Помните, что анализы – лишь часть процесса диагностики. Осмотр врача, оценка им всех полученных данных и его собственный клинический опыт — вот необходимые составляющие постановки правильного диагноза. 
  • Чрезмерная вера в результаты анализов опасна. Следует понимать, что пациент видит в результатах анализов лишь один аспект проблемы. Врач видит больше. Но и тому, и другому хорошо бы помнить, что мир несовершенен, лаборанты не идеальны, а техника иногда ошибается.
  • Если вы или ваш врач по любой причине не уверены в результатах анализа – его можно пересдать. Лучше это сделать в другой лаборатории.
  • Не следует впадать в крайнюю степень недоверия. В подавляющем большинстве случаев существующий уровень лабораторной диагностики достаточен для постановки диагноза врачом. Если же речь идет о каких-то особо точных анализах, лучше всего о них расскажет врач и он же посоветует, где их можно сдать. 

Руководство по лабораторным методам диагностики / Кишкун А.А. 2013

Назначение и клиническая интерпретация результатов лабораторных исследований / Кишкун А.А. 2016

Введение

Высокие требования, которые предъявляют в настоящее время работодатели к специалистам и к организации рабочего процесса на предприятии, складываются исходя из ускоренных темпов развития экономики страны. Перед начинающими профессионалами и учеными ставятся задачи создания интересных проектов, реализации научно-исследовательских работ (НИР), решения конкретных практических проблем при помощи инструментов, отвечающих требованиям современных достижений науки и техники.

Развитие рыночной экономики вызывает у потенциального работодателя потребность в получении профессионалов высокого класса, ориентированных на достижение необходимых результатов и выполнения всех поставленных перед ним задач.

В связи с этим, одной из важнейших целей сегодня для учащихся всех возрастов, особенно для учеников старших классов и студентов вузов, является развитие их интеллектуальных способностей, овладение навыками проведения научных исследований и возможности применения полученных результатов на практике.

С этой целью молодым людям, стремящимся к освоению новых горизонтов и хорошему карьерному росту, необходимо активно включать в свою учебную деятельность элементы научных исследований и знать основные правила их проведения.

Этапы научного исследования

Первая проблема, которая встает перед каждым учащимся, планирующим заняться научной деятельностью – это определение темы научной работы, подходящей именно ему по всем параметрам и интересной по тематике.

Также, бывает очень сложно сразу же определить ход выполнения работы, разобраться с чего лучше начать, как грамотно организовать всю работу и представить полученные результаты и выводы.

Поэтому, перед тем, как приступить непосредственно к выполнению НИР, необходимо составить ее общий план и подробный план, где будут отражены все основные этапы вашей научной работы. Это позволит все хорошо продумать и уже в начале пути избежать путаницы и ненужных ошибок.

1.1 Составление общего плана НИР

При составлении общего плана работу над НИР можно поделить на три крупных раздела, каждый из которых позволит предварительно обрисовать контур вашего будущего исследования:

  1. Подготовительный этап – это часть работы, где вы все планируете, обдумываете, выбираете тему исследования, объект изучения, определяете основных участников исследовательской группы, механизмы, оборудование и инструменты или программные пакеты (в зависимости от вида вашей работы) и т.д., т.е. составляете предварительный, «рабочий» план выполнения НИР. На этом этапе в голове должна сложиться примерная схема или «картинка» вашего исследования.
  2. Основной этап – это собственно сама работа. На этом этапе вы будете выполнять запланированное исследование, опираясь на план, составленный на подготовительном этапе и немного корректируя его в ходе выполнения исследований, с учетом задач, которые перед вами стоят.
  3. Заключительный этап – выполняется по окончании основного этапа и требует от вас проведения анализа всех полученных данных, обработки результатов исследования, формирования выводов и заключений. На данном этапе может выясниться, что в работе есть некие недоработки или неточности. В этом случае, можно провести дополнительные работы, вернувшись на предыдущий этап, и затем уже сформировать окончательные выводы.

1.2 Составление подробного плана НИР

Посмотрим, как выглядит подробный план выполнения работы. Такой план может меняться в зависимости от конкретной темы НИР, ее целей и задач. Ниже представлен 15 основных этапов проведения НИР, которые являются общепринятыми и необходимыми для проведения научной работы.

  1. Определения вида НИР
    От того, какой вид НИР вы собираетесь выполнять, будет зависеть определение цели и задач исследования, выбор методов, методики представления результатов и т.д., следовательно, этот этап необходимо выполнить в самом начале работ.
    Выделяют несколько различных видов НИР, но в общем понимании их можно разделить на два основных вида, которые так или иначе включают в себя остальные: фундаментальные (теоретические и поисковые) и прикладные (практические).
    Фундаментальные НИР – это теоретические или поисковые исследования, направленные на разработку основ научных знаний и понятий, фундаментального развития науки. Результатом таких НИР является определение новых научных понятий, терминов и явлений, поиск новых методов исследования, формулировка научных принципов, законов и теоретических положений.
    Прикладные НИР – это прикладные работы, направленные на раскрытие определенных практических задач. Ценность прикладных работ состоит в нахождении путей решения для внедрения новых идей и технологий, благодаря чему появляются разработки новых продуктов и услуг, совершенствуются уже имеющиеся и проектируются будущие технологии.
  2. Определение темы исследования
    Чаще всего, даже если вы начинающий, молодой исследователь, то еще до начала работы приблизительно знаете, чем бы вы хотели заниматься, и наверняка уже заинтересовались определенной областью наук. Если же нет, то можно обратиться к своему преподавателю или старшему коллеге за помощью в выборе направления исследования.
    В любом случае, вам нужно внимательно посмотреть на область своих работ или интересов и именно из них выбрать тему для исследования.
    Основные правила при выборе темы НИР: она безусловно должна вам нравиться и иметь в своей основе научную новизну и результативность. Новизна и результативность могут проявляться в виде научных открытий, новых методов и разработок. Результаты работы могут быть значимыми, например, иметь значение в глобальном масштабе, или менее значимыми, направленными на решение более скромных вопросов, но от этого не менее ценными. Новизна может выступать в роли полученных открытий, существенно новых знаний, методов, методик, которые способствуют развитию науки.
  3. Составление заголовка работы
    После того, как вы определились с видом и темой своего исследования, пора приступить к формулировке его названия. Хорошо, когда в название включены объект и предмет исследования, чтобы, прочитав его, человеку было сразу понятно, о чем далее пойдет речь. Однако, этот не является обязательным. Изначально допускается придумать предварительно название, отражающее общую тематику работы, а далее, по ходу ее выполнения его можно уже конкретизировать. Также можно изначально составить краткую формулировку названия, а затем уже сформулировать ее полную версию.
  4. Выбор объекта и предмета исследования
    Эти две важные составляющие – объект и предмет исследования, являются основой вашей исследовательской работы. Объект исследования – это объект или явление, рассматриваемая проблема или процесс, выбранные для изучения. Он должен быть сформулирован исходя из темы, только более узко и четко, и находится в тесной связи со всеми составляющими исследования – темой, названием, предметом. Предмет исследования – это более конкретный параметр, который включает в себя только то, что будет непосредственно исследоваться в вашей работе: некие факторы, условия, методы совершенствования и т.д. Простыми словами, объект – это то, что вы исследуете, а предмет – то, что в исследовании получает научное объяснение и конкретизирует объект.
  5. Постановка цели и задач исследования
    Определение цели и задач выполняется после определения объекта и предмета. Цель – это тот результат, которые вы намереваетесь достичь в исследовании. Она формулируется кратко, четко и максимально понятно, чтобы было видно, что будет итогом вашей работы. В роли цели, например, может выступать разработка методов и методик, изучение конкретных процессов, данных, установление взаимосвязей и т.д. Задачи позволяют раскрыть и конкретизировать цель и методы ее достижения, отобразить каким образом вы предполагаете дойти до конечного результата. Задач всегда несколько, чаще всего от трех и более. Они должны быть конкретными, достижимыми, и начинаться со слов: «определить», «установить», «выявить», «доказать» и т.п.
  6. Разработка гипотезы
    Если вы достигли данного пункта, значит вы уже закончили подготовительный этап и перешли к реализации исследования. Разработка гипотезы означает, что вам нужно сформулировать научное предположение, которые вы в процессе своего исследования будете доказывать и объяснять. Гипотеза является предполагаемым ответом на вопросы, поставленные в работе. Сначала составьте рабочую гипотезу, и далее уже ее более конкретно сформулируете в окончательную. Гипотеза является своеобразным двигателем вашей научной работы, она показывает связь между объектом и предметом, объясняет причины, принципы и основные механизмы для запуска и жизни вашего исследования.
  7. Составление плана проведения работ
    Создание хорошей научной работы невозможно без разработки детального плана ее выполнения. План поможет вам обдумать и записать все шаги выполнения вашей работы, которые могут включать: действия для реализации каждой задачи, сроки выполнения работ, возможно, приобретение необходимых расходных материалов, оборудования или важных методических рекомендаций, подготовку промежуточных отчетов и т.п. План способствует полной организации работы над исследованием и в процессе продвижения может меняться и дополняться.
  8. Проведение литературного обзора
    Данный этап работы на самом деле начинается уже на стадии планирования и продолжается на всем протяжении исследования. Под литературным обзором понимается изучение большого количества литературы по вашей тематике, что позволит вам глубже внедриться в тему, понять все самые важные аспекты ее особенностей. От того, насколько тщательно и масштабно вы поработаете с литературой, зависит ход проведения исследования и его результат. Под литературными источниками понимается любой вид литературы – книги, учебники, сборники, статьи в газетах, журналах, любые СМИ и интернет-издания, заметки, тезисы и пр. Обратите внимание: если вы решили сослаться в своей работе на источник литературы, обязательно оформите ссылку в тексте в том месте, где приводите цитату или используете заимствованные данные.
  9. Выбор методов исследования
    Методы исследования – это инструменты, при помощи которых вы будете выполнять свою научную работу. К ним могут относиться: методы получения информации, сравнительные методы, методы проведения теоретического исследования и лабораторных работ, методы осуществления сбора и анализа информации и результатов, изучения процессов построения логики исследования и т.п. При выборе методов ориентируйтесь на поставленные задачи, так как именно методы способствуют наилучшему их достижению и определяют научные подходы к выполнению всей работы. Они могут применяться как индивидуально, так и в сочетании друг с другом.
  10. Формирование исследовательской группы
    Исследовательская группа – это ваши главные помощники при проведении исследования. От них, их взаимодействия друг с другом, слаженной работы зависит насколько правильно и вовремя будут выполнены отдельные этапы работ, которые вы им поручите. Тщательно подбирайте свою команду, ориентируясь на цели, задачи и методы, используемые в работе и подбирайте людей соответствующей квалификации.
  11. Организация рабочего пространства для проведения исследования
    Данный этап больше ответственный за практическую часть реализации исследования. Он включает в себя выбор места проведения работ по проекту, подбор аналитических и технических средств, определение исследовательских групп, методов контроля, особенностей проведения экспериментов, наличие необходимых разрешений или лицензий и т.п.
  12. Проведение исследовательских работ
    На этом этапе работы вы уже полностью готовы к реализации исследования и опираясь на свои цели, задачи и выбранные методы, претворяйте свою идею в жизнь. Для этого четко следуйте составленному плану, проводите запланированные этапы исследования и собирайте полученные результаты согласно установленной вами последовательности действий. Обязательно в ходе проведения работы делайте промежуточную оценку достигнутых результатов и, при необходимости, корректируйте ход ее выполнения.
  13. Анализ и обработка полученных результатов
    Для осуществления анализа и обработки данных в первую очередь проведите предварительный сбор полученных результатов и их первичную обработку. Это может указать вам на недостающие или не совсем корректные результаты, либо наоборот, даст вам уверенность, что все сделано правильно. Хорошим помощником в обработке данных служит метод составления таблиц, с помощью которого вы систематизируете все результаты и «раскладываете» их по таблицам.
    Далее выбирайте метод обработки данных, который вам наиболее подходит: ручной, компьютерный, статистическая или математическая обработка, либо это будет комплексный подход, включающий в себя одновременно несколько методов – решать вам. Так как обработка результатов влечет за собой формулировку выводов по задачам, то всегда ориентируйтесь на них. Также важным пунктом данного этапа является оценка достоверности полученных данных, которая является одним из основных критериев оценки всей исследовательской работы.
  14. Подготовка выводов и заключений
    Наконец мы подошли к завершающему этапу исследований – формированию выводов и заключений. Тут важно понимать, что каждой поставленной задаче должен соответствовать определенный вывод. Выводы кратко отображают достижение цели и решение поставленных вопросов. Каждый вывод доложен быть доказан результатами вашей исследовательской работы. Недопустимо включать в выводы общепризнанные теории и формулировки, не доказанные результатами исследования.
  15. Оформление отчета о результатах работы
    В связи с тем, что отдельные этапы работы могут выполняться разными участниками исследовательской группы, отчет о ее результатах также может составляться частями – каждый готовит свою часть работы, а идейный организатор исследований – ее главный исполнитель или человек, отвечающий за этот этап, формирует итоговый отчет. Перед подготовкой отчета о НИР обязательно ознакомьтесь с правилами основных ГОСТов, которые помогут вам корректно его оформить: ГОСТ 7.32-2017. «Отчет о научно-исследовательской работе», ГОСТ Р 7.099. «Реферат и аннотация. Общие требования», ГОСТ Р 7.05-2008. «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Выполняя все вышеперечисленные этапы подготовки и проведения научного исследования, ваша работа будет выполнена правильно и в поставленные сроки, и вы сможете приступить к подготовке научной публикации или доклада для презентации полученных результатов научному сообществу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Опечатки это какие ошибки
  • Опечатка это орфографическая ошибка или нет
  • Опечатка это какая ошибка орфографическая
  • Опечатка это грамматическая ошибка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии