Библиографическое описание:
Закомалдина, Ю. С. Ортология речевого общения. Ошибки в письменной речи современного носителя русского языка / Ю. С. Закомалдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 582-583. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97058/ (дата обращения: 31.01.2023).
В статье проведено исследование в рамках развивающегося раздела языкознания — ортологии, изучающего нормы языка и отклонения от них. Проанализированы и классифицированы ошибки в письменной речи современного носителя русского языка — пользователя общего форума под ником «Артём» — на материале дисплейной коммуникации. В качестве «текста» был выбран пост пользователя на сайте «НЕ СИДИТСЯ. Клуб желающих переехать».
Ключевые слова:
ортология, речевые ошибки, классификация, Ю. С. Фоменко, ошибки.
Две трети россиян утверждают, что замечают ошибки в речи и письме окружающих. Каждый третий респондент сильно раздражается по этому поводу. Таковы данные одного из социологических опросов, проведенных Фондом «Общественное мнение». Неправильная постановка ударения, орфографические ошибки, отсутствие знаков препинания в переписке, искажение слов и злоупотребление жаргонными и иностранными словами — в топе ошибок, которые вызывают гнев и бурные дискуссии. По мнению социологов, снисходительнее россияне относятся к стилистическим ошибкам, употреблению слов в неверном значении и к бедному словарному запасу собеседника. Конечно, большинство из нас старается следить за своей речью, но контролировать себя все время получается далеко не у всех. Ошибки в разговоре, зачастую, совершают даже те, кто самоуверенно считает свою речь безупречной.
Речевая ошибка представляет собой сложнейшее явление, имеющее собственный лингвистический статус. Одним из главных качеств хорошей речи признается ее правильность, которая оценивается с точки зрения соответствия речи современным языковым нормам и является важнейшим показателем речевой культуры, поэтому нарушения языковых норм рассматриваются как речевые ошибки. Таким образом, речевые ошибки — это немотивированные (неоправданные) отступления от кодифицированных литературно-языковых норм, выделяемых в соответствии с уровнями (ярусами) языка; это различные нарушения правильности литературной речи [2].
Актуальность данного исследованияобусловлена трудностью овладения нормами устной и письменной форм литературного языка, т. е. с изучением нормативного компонента культуры речи. Грамотность письменной речи подвергается нисходящей тенденции. Выявление ошибок в письменной речи поможет обратить внимание на данную проблему и создаст прецедент для её решения.
Языковая норма — это то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху. Иначе: норма — это совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Языковые нормы являются обязательными правилами использования языка в речи, а немотивированные отступления от литературной нормы следует рассматривать как речевые ошибки.
Речевые ошибки — это нарушение в речи языковых норм: произносительных, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических, а также специфических норм письменной речи: орфографических и пунктуационных. Речевые ошибки нарушают различные коммуникативные качества речи [1].
В данной работе для классификации речевых ошибок выбрано учебное пособие «Типы речевых ошибок» Фоменко Юрия Викторовича как наиболее подходящее для анализа письменной речи пользователя в дисплейной коммуникации. Данная классификация наиболее ясна, лишена академической вычурности и, как следствие, понятна даже тем, кто не имеет специального образования. А также является наиболее полной.
В качестве материала для выявления ошибок в письменной речи был выбран пост пользователя общего форума «НЕ СИДИТСЯ. Клуб желающих переехать» под ником «Артём».
«НЕ СИДИТСЯ. Клуб желающих переехать» — сайт, созданный в 2011 г., предназначенный для любого, кто когда-либо переезжал, собирается или просто хочет переехать из одного города в другой. Сообщество для тех, кто может помочь советом переезжающим относительно любых аспектов переезда, поделиться сведениями о городах или просто познает просторы Родины» [5].
Автором, выбранного для анализа текста, является пользователь под ником «Артём». Никакой личной информации на форуме найти невозможно. У каждого пользователя есть своя «Личная карточка». Но в случае с выбранным автором карточка пуста.
Рис. 1
Исследование показало, что большинство допущенных ошибок — пунктуационные, орфографические и стилистические. Преобладающей ошибкой являются пропуски знаков пунктуации и чрезмерное использование разговорных слов.
Среди лексических ошибок преобладает речевая избыточность (тавтология, повторы).
Среди синтаксических ошибок преобладает нагромождение придаточных.
Интересным полем для исследования является обильное наличие знаков препинания. Автор использует восклицательный/вопросительный знаки, дефис, скобки, многоточие. Данный «приём» позволяет показать эмоциональную составляющую текста, передать внутренние чувства человека, которого действительно беспокоит то, о чём он говорит.
Ввиду полученных результатов, можно дать следующие рекомендации: необходимо более точное понимание стилистики создаваемого автором текста, нужно работать над совершенствованием навыков в пунктуации, обращаться к словарям и справочникам при затруднениях, а также вычитывать текст несколько раз. Автору стоит ознакомиться с правилом оформления письменной речи. Ведь при частом повторении неправильная форма может перестать восприниматься автором как таковая.
Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это — важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации. Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык — важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это — части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.
Литература:
- Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. — Назрань: Пилигрим, 2005. — 376 с. (около 2500 терминов).
- Рыженко Ю. А. К проблеме классификации речевых ошибок// Научные труды КубГТУ. 2016. № 6. С. 290–298
- Рыженко Ю. А. Русский язык и культура речи. Ортология: учеб. пособие/ Ю. А. Рыженко; Кубан. гос. технол. ун-т. Краснодар: Издательский Дом — Юг, 2009. 184 с.
- Фоменко Ю. В. О типологии речевых ошибок // Русский язык в школе.1987. № 2. С. 50–55.
- Электронный ресурс — официальный сайт форума «НЕ СИДИТСЯ. Клуб желающих переехать» — URL: https://nesiditsa.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, письменная речь, клуб желающих, выявление ошибок, дисплейная коммуникация, норма, общий форум, пользователь, речевая ошибка, речь.
Ключевые слова
классификация,
ошибки,
ортология,
речевые ошибки,
Ю. С. Фоменко
ортология, речевые ошибки, классификация, Ю. С. Фоменко, ошибки
Похожие статьи
Речевые ошибки и причины их возникновения | Статья в журнале…
К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному.
Ошибка — это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного
Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок.
предупреждению и устранению речевых ошибок — важная составная часть общей работы по развитию речи в школе.
Лингво-коммуникативные и психологические параметры…
…виртуальной сфере (то, что было на экране монитора, становится нормой живого общения).
этой работы было определение основных функциональных параметров IT-коммуникации.
В процессе любого вида коммуникации речь, ее грамотность, стройность, выразительность
безграмотность автора (допущены орфографические, пунктуационные и речевые ошибки).
Анализ типичных ошибок учеников-инофонов | Статья в сборнике…
…на низком уровне, его не всегда достаточно даже для свободной коммуникации в школьном коллективе.
В устной речи они часто допускают такие же ошибки, как и в письменной, а в письменной большинство
Другие примеры типичных ошибок детей-инофонов в письменных работах
Например, Юсуф Б. допустил 11 ошибок на эту орфограмму, а Азизбек Р. 6 ошибок.
Теория ошибки в свете различных подходов | Статья в журнале…
Общее толкование ошибки как нарушения каких-либо законов, правил, схем, норм, логики
предлагает выделять четыре типа ошибок: ошибки мышления, ошибки языка, ошибки речи, ошибки коммуникации.
Красиков Ю. В. Теория речевых ошибок (на материале ошибок наборщика).
Кукушкина О. В. Основные типы речевых неудач в русских письменных текстах.
О некоторых типах этико-речевых ошибок (на примере…)
Растёт внимание к устному слову, навыкам устной публичной речи.
Этико-речевые ошибки мы, вслед за А.П. Сковородниковым, понимаем как «нарушения этических, в частности, этикетных норм при построении устной или письменной речи (монолога или
антиалкогольной кампании, с которой обычное рыночное подорожание водки ничего общего не имеет.
Уровень сформированности неречевых предпосылок у младших…
…своего тела, также отмечались частые ошибки в ориентировки частей тела относительно других предметов
ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь
Для изучения навыков письма и для выявления особенностей его нарушений у детей
Анализ современного состояния проблемы общего… общее недоразвитие речи, ребенок…
Нарушение норм речи русского языка в речи школьника
В статье рассматривается проблематика нарушения норм речи русского языка в речи
Ключевые слова: речь, школьник, школа, нарушение, нарушение речи, речевое поведение.
Вопрос классификации ошибок в языке учащихся остается одним из болезненных моментов
При оценке письменной работы в школе учитываются, в основном, орфографические ошибки…
Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации
5. Ошибки, возникающие во время устной речи, не могут быть исправлены.
1. Письменная речь статична и более связана с пространством.
5. Ошибки, возникающие во время письменной речи, обычно исправляются.
Изучая коммуникацию пользователей в Интернете, мы можем сделать вывод, что данный вид общения совмещает в себе признаки как…
Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере…)
Рассмотрим их на примере речевого жанра «разговор в мессенджере».
В данной статье рассматривается развитие норм речевого этикета в электронном диалоге.
Активными интернет-пользователями чаще всего являются молодые люди, и именно они устанавливают правила.
Когда я тебе её исправляю на то, что вообще не ошибка.
Похожие статьи
Речевые ошибки и причины их возникновения | Статья в журнале…
К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному.
Ошибка — это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного
Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок.
предупреждению и устранению речевых ошибок — важная составная часть общей работы по развитию речи в школе.
Лингво-коммуникативные и психологические параметры…
…виртуальной сфере (то, что было на экране монитора, становится нормой живого общения).
этой работы было определение основных функциональных параметров IT-коммуникации.
В процессе любого вида коммуникации речь, ее грамотность, стройность, выразительность
безграмотность автора (допущены орфографические, пунктуационные и речевые ошибки).
Анализ типичных ошибок учеников-инофонов | Статья в сборнике…
…на низком уровне, его не всегда достаточно даже для свободной коммуникации в школьном коллективе.
В устной речи они часто допускают такие же ошибки, как и в письменной, а в письменной большинство
Другие примеры типичных ошибок детей-инофонов в письменных работах
Например, Юсуф Б. допустил 11 ошибок на эту орфограмму, а Азизбек Р. 6 ошибок.
Теория ошибки в свете различных подходов | Статья в журнале…
Общее толкование ошибки как нарушения каких-либо законов, правил, схем, норм, логики
предлагает выделять четыре типа ошибок: ошибки мышления, ошибки языка, ошибки речи, ошибки коммуникации.
Красиков Ю. В. Теория речевых ошибок (на материале ошибок наборщика).
Кукушкина О. В. Основные типы речевых неудач в русских письменных текстах.
О некоторых типах этико-речевых ошибок (на примере…)
Растёт внимание к устному слову, навыкам устной публичной речи.
Этико-речевые ошибки мы, вслед за А.П. Сковородниковым, понимаем как «нарушения этических, в частности, этикетных норм при построении устной или письменной речи (монолога или
антиалкогольной кампании, с которой обычное рыночное подорожание водки ничего общего не имеет.
Уровень сформированности неречевых предпосылок у младших…
…своего тела, также отмечались частые ошибки в ориентировки частей тела относительно других предметов
ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь
Для изучения навыков письма и для выявления особенностей его нарушений у детей
Анализ современного состояния проблемы общего… общее недоразвитие речи, ребенок…
Нарушение норм речи русского языка в речи школьника
В статье рассматривается проблематика нарушения норм речи русского языка в речи
Ключевые слова: речь, школьник, школа, нарушение, нарушение речи, речевое поведение.
Вопрос классификации ошибок в языке учащихся остается одним из болезненных моментов
При оценке письменной работы в школе учитываются, в основном, орфографические ошибки…
Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации
5. Ошибки, возникающие во время устной речи, не могут быть исправлены.
1. Письменная речь статична и более связана с пространством.
5. Ошибки, возникающие во время письменной речи, обычно исправляются.
Изучая коммуникацию пользователей в Интернете, мы можем сделать вывод, что данный вид общения совмещает в себе признаки как…
Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере…)
Рассмотрим их на примере речевого жанра «разговор в мессенджере».
В данной статье рассматривается развитие норм речевого этикета в электронном диалоге.
Активными интернет-пользователями чаще всего являются молодые люди, и именно они устанавливают правила.
Когда я тебе её исправляю на то, что вообще не ошибка.
Ю.Ю. Поварова,
МБОУ СОШ № 16 г.
Бугульма
ОРТОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Как
известно, ортология (греч. orthos правильный + logos наука) — это раздел языкознания, изучающий
функционирование и историческую изменчивость нормы в её соотношении с системой
языка и узусом; теория правильной речи [Ефремова 2000: 349].
Понятие
ортологии связано с овладением нормами устной и письменной форм литературного
языка, т.е. с изучением нормативного компонента культуры речи.
Ортологические нормы делятся на:
а) фонетические; б) лексические; в) грамматические.
Несмотря на то, что в программах
по русскому языку каждый раздел сопровождается дополнением «и культура речи»
(например, «Фонетика. Культура речи»), методика формирования правильной устной
и письменной речи недостаточно разработана. Более того, не всегда на уроке
отводится время на изучение ортологических аспектов культуры речи. А между тем
целенаправленная работа над всеми видами норм способствует формированию
языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенции учащихся, способствует
успешной сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и помогает в
их будущей профессиональной деятельности.
Современная языковая ситуация
осложняется тенденцией к снижению речевых стандартов, провоцируемой языком
средств массовой информации и языком массовой культуры. Данная тенденция в
первую очередь обусловлена сближением литературного языка с разговорной речью,
поэтому в различных газетах, на телевидении, радио можно обнаружить немалое
количество нарушений, которые связаны именно с ортологическим аспектом культуры
речи русского языка.
Дети неосознанно воспринимают
подобные нарушения, запоминают их и используют в своей речи, тем самым, обедняя
ее. В связи с этим, на наш взгляд, работе по формированию умений и навыков
культуры речи в школе должно отводиться достаточно времени. Это могут быть так
называемые ортологические пятиминутки, карточки с заданиями. Также возможно
осуществление проектной деятельности учеников, проведение внеклассных
мероприятий по культуре речи.
Все нормы имеют ряд своих
специфических особенностей, но мы подробнее остановимся на фонетическом аспекте
ортологии и предложим вариант упражнений по формированию умений и навыков в
области культуры речи.
Фонетические нормы включают в
себя акцентологические, собственно орфоэпические и интонационные нормы. Речь
на уровне звуков должна быть правильной, соответствовать
произносительным (орфоэпическим) нормам. Соблюдение единообразия в
произношении имеет большое значение. Орфоэпические ошибки отвлекают внимание
слушающих и мешают воспринимать содержание речи во всей полноте.
Остановимся на некоторых
трудностях произношения слов.
1. В русском языке звук [э]
(графически – е) иногда чередуется со звуком [о] (графически ё или о). В
словах, заимствованных из старославянского, такого чередования обычно не
наблюдается: единоплеменный, истекший. Но у некоторых форм в
соответствии с современными тенденциями наблюдается переход этого звука в [о]
(графическое ё): запечатлённый, измождённый, истощённый и др.
Большим колебаниям в
произношении подвержена группа слов, где ударный гласный сочетается с шипящими:
жёлчь и возможно желчь, жёлчный и желчный, шерсть
и короткошёрстный.
2. В XVIII веке на основе
московского говора сформировались правила орфоэпии. Остальные региональные
говоры считаются диалектами. Став непременной произносительной нормой
театральной речи, старомосковское произношение требует преимущественного употребления
[шт], [шн] на месте чт, чн в словах: булочная, что, молочник, горничная,
скворечник и т.д. Сейчас сочетание -чн- так и произносится, кроме имен
собственных (Никити[ш]на, Иль-ни[ш]на, Кузьмини[ш]на) и отдельных
слов – яи[ш]ница, пустя[ш]ный как вариантов.
3. Перед буквой е смягчаются
согласные в заимствованных словах – ректор, инженер, теория; в
некоторых заимствованных словах согласные перед е произносятся твердо – код[э]кс
(кодекс), каф[э] (кафе).
Акцентологические нормы. Акцентоло́гия
(лат. accentus — ударение, греч. λόγος — слово, учение) — раздел языкознания, изучающий природу, особенности и
функции ударения. Иногда к области
акцентологии относят также тон и некоторые другие
просодические явления. Также акцентологией
называют систему явлений языка, связанных с
ударением [Ахманова 2007: 38].
Во многих языках постановка
ударения не вызывает никаких затруднений, так как ударение в них
фиксированное. В русском языке сложности с постановкой ударения возникают
потому, что оно разноместно и подвижно (Очередь, медвЕдь, проезднОй;
пИсьма – письмА).
Ошибки в ударении вызывают
затруднения в восприятии речи, а подчас могут привести и к искажению
смысла сказанного. Овладеть нормами ударения, исправить допускаемые ошибки
можно, пользуясь специальными справочниками и словарями и подражая
безупречно владеющим русским языком людям.
Место ударения может зависеть
от происхождения слова: например, в словах, заимствованных из французского
языка, сохраняется ударение на последнем слоге: визавИ, жалюзИ, диспансЕр,
несессЕр, канапЕ. Во всех трудных случаях правильность постановки ударения
необходимо проверить по словарю.
Разноместность ударения в
русском языке может предполагать наличие семантических вариантов – это формы
одного слова, в которых место ударения предназначено для различения смысла,
например: остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение).
Огромное количество ошибок в
школе связано именно с нарушением акцентологических норм, и это связано, как
уже говорилось выше, с тем, что ударение в русском языке подвижно, разноместно
и нет единого универсального правила для его постановки.
Поэтому в школе должна
проводиться систематическая работа по предотвращению орфоэпических ошибок.
Результативность в обучении орфоэпии во многом определяется следующими
факторами:
— какие упражнения, и насколько
регулярно и в какой последовательности они выполняются учащимися;
— качеством дидактического
материала;
— регулярностью работу по
формированию орфоэпических умений и навыков;
— последовательностью введения
теоретического и практического материала по орфоэпии в рамках конкретного
урока.
Весьма важно на уроках русского
языка использовать упражнения как практического характера, которые способствуют
совершенствованию и закреплению орфоэпических умений и навыков. Например, запишите
слова, расставьте ударение.
Звонят, договор,
медикаменты, индустрия, камбала, заржаветь, тошнота, заиндеветь, искристый,
балованный, газированный, газопровод, вероисповедание, втридорога,
гофрированный, дремота, квартал, лубочный, наотмашь, олигархия, сироты, статуя,
факсимиле, колосс, оптовый, творог, петля.
или
В каких словах ударным является третий слог?
а) апокриф
б) апостроф
в) бюрократия
г) анатом
Не менее важны и упражнения
аналитического характера, направленные на выявление и анализ собственных орфоэпических
ошибок, а также на развитие речевого слуха, самостоятельности учащихся в
правильном решении вопросов произношения и ударения. Например: выпишите слова,
в которых допущены ошибки в постановке ударения, исправьте их:
Искони, облЕгчить, принудИть,
Оптовый, ломОта, обеспЕчение, пуловЕр, завиднО, диспансЕр, феномЕн, генЕзис,
Издревле, домОвая (книга), воздАть, тОрты, валовОй, пригОршня, бАрмен, дОгмат,
пиццЕрия.
Приведенные упражнения можно
использовать на уроках в качестве орфоэпической пятиминутки или могут даваться
индивидуально.
В урок русского языка можно
также включать различные тестовые задания, которые существенно экономят время и
позволяют выполнить упражнения по другим разделам русского языка. Например:
1) В каких словах ударным является первый слог?
а) обеспечение
б) искра
в) средства
г) созыв
2) В каких словах ударным является второй слог?
а) злоба
б) диспансер
в) некролог
г) ходатайство
3) Найдите существительные, в которых ударение во всех падежах и числах
сохраняется на одном и том же слоге.
а) столяр
б) торт
в) очередь
г) квартал
4) Найдите существительные, в которых ударение во всех падежах и числах
сохраняется на одном и том же слоге.
а) договор
б) земля
в) шарф
г) голубь
5) Отметьте слова в которых ударение поставлено неправильно.
а)доллАр
б)дремОта
в) Издавна
г) заговОр
6) Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно.
а) обеспЕчение
б) некрОлог
в) красивЕе
г) оптОвый.
7) Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно.
а) назвАн
б) зУбчатый
в) костюмирОванный
г) посОленный
Подобные тестовые задания не
только помогают в формировании умений и навыков учащихся в постановке ударения,
но также способствуют их подготовке к единому государственному экзамену.
Таким образом, изучение ортологических норм необходимо
для формирования культуры речи учащихся в средней школе. Во-первых, это
серьёзная подготовка к единому государственному экзамену, а во-вторых, знание
ортологического аспекта культуры речи способствует формированию языковой,
коммуникативной, культуроведческой компетенции учащихся и поможет в их будущей
профессиональной деятельности.
Литература
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.- М.:
Либроком, 2010.- 576 с.
Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь
русского языка. -М.: Дрофа, 2000. — 636 с.
Нефедова И.Ю. Русский язык. Экспресс- репетитор для
подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы».- М.: АСТ: Астрель, 2009.- 126 с.- (Единый
государственный экзамен).
Библиографическое описание:
Закомалдина, Ю. С. Ортология речевого общения. Ошибки в письменной речи современного носителя русского языка / Ю. С. Закомалдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 582-583. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97058/ (дата обращения: 05.06.2023).
В статье проведено исследование в рамках развивающегося раздела языкознания — ортологии, изучающего нормы языка и отклонения от них. Проанализированы и классифицированы ошибки в письменной речи современного носителя русского языка — пользователя общего форума под ником «Артём» — на материале дисплейной коммуникации. В качестве «текста» был выбран пост пользователя на сайте «НЕ СИДИТСЯ. Клуб желающих переехать».
Ключевые слова:
ортология, речевые ошибки, классификация, Ю. С. Фоменко, ошибки.
Две трети россиян утверждают, что замечают ошибки в речи и письме окружающих. Каждый третий респондент сильно раздражается по этому поводу. Таковы данные одного из социологических опросов, проведенных Фондом «Общественное мнение». Неправильная постановка ударения, орфографические ошибки, отсутствие знаков препинания в переписке, искажение слов и злоупотребление жаргонными и иностранными словами — в топе ошибок, которые вызывают гнев и бурные дискуссии. По мнению социологов, снисходительнее россияне относятся к стилистическим ошибкам, употреблению слов в неверном значении и к бедному словарному запасу собеседника. Конечно, большинство из нас старается следить за своей речью, но контролировать себя все время получается далеко не у всех. Ошибки в разговоре, зачастую, совершают даже те, кто самоуверенно считает свою речь безупречной.
Речевая ошибка представляет собой сложнейшее явление, имеющее собственный лингвистический статус. Одним из главных качеств хорошей речи признается ее правильность, которая оценивается с точки зрения соответствия речи современным языковым нормам и является важнейшим показателем речевой культуры, поэтому нарушения языковых норм рассматриваются как речевые ошибки. Таким образом, речевые ошибки — это немотивированные (неоправданные) отступления от кодифицированных литературно-языковых норм, выделяемых в соответствии с уровнями (ярусами) языка; это различные нарушения правильности литературной речи [2].
Актуальность данного исследованияобусловлена трудностью овладения нормами устной и письменной форм литературного языка, т. е. с изучением нормативного компонента культуры речи. Грамотность письменной речи подвергается нисходящей тенденции. Выявление ошибок в письменной речи поможет обратить внимание на данную проблему и создаст прецедент для её решения.
Языковая норма — это то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху. Иначе: норма — это совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Языковые нормы являются обязательными правилами использования языка в речи, а немотивированные отступления от литературной нормы следует рассматривать как речевые ошибки.
Речевые ошибки — это нарушение в речи языковых норм: произносительных, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических, а также специфических норм письменной речи: орфографических и пунктуационных. Речевые ошибки нарушают различные коммуникативные качества речи [1].
В данной работе для классификации речевых ошибок выбрано учебное пособие «Типы речевых ошибок» Фоменко Юрия Викторовича как наиболее подходящее для анализа письменной речи пользователя в дисплейной коммуникации. Данная классификация наиболее ясна, лишена академической вычурности и, как следствие, понятна даже тем, кто не имеет специального образования. А также является наиболее полной.
В качестве материала для выявления ошибок в письменной речи был выбран пост пользователя общего форума «НЕ СИДИТСЯ. Клуб желающих переехать» под ником «Артём».
«НЕ СИДИТСЯ. Клуб желающих переехать» — сайт, созданный в 2011 г., предназначенный для любого, кто когда-либо переезжал, собирается или просто хочет переехать из одного города в другой. Сообщество для тех, кто может помочь советом переезжающим относительно любых аспектов переезда, поделиться сведениями о городах или просто познает просторы Родины» [5].
Автором, выбранного для анализа текста, является пользователь под ником «Артём». Никакой личной информации на форуме найти невозможно. У каждого пользователя есть своя «Личная карточка». Но в случае с выбранным автором карточка пуста.
Рис. 1
Исследование показало, что большинство допущенных ошибок — пунктуационные, орфографические и стилистические. Преобладающей ошибкой являются пропуски знаков пунктуации и чрезмерное использование разговорных слов.
Среди лексических ошибок преобладает речевая избыточность (тавтология, повторы).
Среди синтаксических ошибок преобладает нагромождение придаточных.
Интересным полем для исследования является обильное наличие знаков препинания. Автор использует восклицательный/вопросительный знаки, дефис, скобки, многоточие. Данный «приём» позволяет показать эмоциональную составляющую текста, передать внутренние чувства человека, которого действительно беспокоит то, о чём он говорит.
Ввиду полученных результатов, можно дать следующие рекомендации: необходимо более точное понимание стилистики создаваемого автором текста, нужно работать над совершенствованием навыков в пунктуации, обращаться к словарям и справочникам при затруднениях, а также вычитывать текст несколько раз. Автору стоит ознакомиться с правилом оформления письменной речи. Ведь при частом повторении неправильная форма может перестать восприниматься автором как таковая.
Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это — важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации. Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык — важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это — части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.
Литература:
- Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. — Назрань: Пилигрим, 2005. — 376 с. (около 2500 терминов).
- Рыженко Ю. А. К проблеме классификации речевых ошибок// Научные труды КубГТУ. 2016. № 6. С. 290–298
- Рыженко Ю. А. Русский язык и культура речи. Ортология: учеб. пособие/ Ю. А. Рыженко; Кубан. гос. технол. ун-т. Краснодар: Издательский Дом — Юг, 2009. 184 с.
- Фоменко Ю. В. О типологии речевых ошибок // Русский язык в школе.1987. № 2. С. 50–55.
- Электронный ресурс — официальный сайт форума «НЕ СИДИТСЯ. Клуб желающих переехать» — URL: https://nesiditsa.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, письменная речь, клуб желающих, выявление ошибок, дисплейная коммуникация, норма, общий форум, пользователь, речевая ошибка, речь.
Ключевые слова
классификация,
ошибки,
ортология,
речевые ошибки,
Ю. С. Фоменко
ортология, речевые ошибки, классификация, Ю. С. Фоменко, ошибки
Похожие статьи
Речевые ошибки и причины их возникновения | Статья в журнале…
К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному.
Ошибка — это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного
Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок.
предупреждению и устранению речевых ошибок — важная составная часть общей работы по развитию речи в школе.
Лингво-коммуникативные и психологические параметры…
…виртуальной сфере (то, что было на экране монитора, становится нормой живого общения).
этой работы было определение основных функциональных параметров IT-коммуникации.
В процессе любого вида коммуникации речь, ее грамотность, стройность, выразительность
безграмотность автора (допущены орфографические, пунктуационные и речевые ошибки).
Анализ типичных ошибок учеников-инофонов | Статья в сборнике…
…на низком уровне, его не всегда достаточно даже для свободной коммуникации в школьном коллективе.
В устной речи они часто допускают такие же ошибки, как и в письменной, а в письменной большинство
Другие примеры типичных ошибок детей-инофонов в письменных работах
Например, Юсуф Б. допустил 11 ошибок на эту орфограмму, а Азизбек Р. 6 ошибок.
Теория ошибки в свете различных подходов | Статья в журнале…
Общее толкование ошибки как нарушения каких-либо законов, правил, схем, норм, логики
предлагает выделять четыре типа ошибок: ошибки мышления, ошибки языка, ошибки речи, ошибки коммуникации.
Красиков Ю. В. Теория речевых ошибок (на материале ошибок наборщика).
Кукушкина О. В. Основные типы речевых неудач в русских письменных текстах.
О некоторых типах этико-речевых ошибок (на примере…)
Растёт внимание к устному слову, навыкам устной публичной речи.
Этико-речевые ошибки мы, вслед за А.П. Сковородниковым, понимаем как «нарушения этических, в частности, этикетных норм при построении устной или письменной речи (монолога или
антиалкогольной кампании, с которой обычное рыночное подорожание водки ничего общего не имеет.
Уровень сформированности неречевых предпосылок у младших…
…своего тела, также отмечались частые ошибки в ориентировки частей тела относительно других предметов
ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь
Для изучения навыков письма и для выявления особенностей его нарушений у детей
Анализ современного состояния проблемы общего… общее недоразвитие речи, ребенок…
Нарушение норм речи русского языка в речи школьника
В статье рассматривается проблематика нарушения норм речи русского языка в речи
Ключевые слова: речь, школьник, школа, нарушение, нарушение речи, речевое поведение.
Вопрос классификации ошибок в языке учащихся остается одним из болезненных моментов
При оценке письменной работы в школе учитываются, в основном, орфографические ошибки…
Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации
5. Ошибки, возникающие во время устной речи, не могут быть исправлены.
1. Письменная речь статична и более связана с пространством.
5. Ошибки, возникающие во время письменной речи, обычно исправляются.
Изучая коммуникацию пользователей в Интернете, мы можем сделать вывод, что данный вид общения совмещает в себе признаки как…
Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере…)
Рассмотрим их на примере речевого жанра «разговор в мессенджере».
В данной статье рассматривается развитие норм речевого этикета в электронном диалоге.
Активными интернет-пользователями чаще всего являются молодые люди, и именно они устанавливают правила.
Когда я тебе её исправляю на то, что вообще не ошибка.
Похожие статьи
Речевые ошибки и причины их возникновения | Статья в журнале…
К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному.
Ошибка — это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного
Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок.
предупреждению и устранению речевых ошибок — важная составная часть общей работы по развитию речи в школе.
Лингво-коммуникативные и психологические параметры…
…виртуальной сфере (то, что было на экране монитора, становится нормой живого общения).
этой работы было определение основных функциональных параметров IT-коммуникации.
В процессе любого вида коммуникации речь, ее грамотность, стройность, выразительность
безграмотность автора (допущены орфографические, пунктуационные и речевые ошибки).
Анализ типичных ошибок учеников-инофонов | Статья в сборнике…
…на низком уровне, его не всегда достаточно даже для свободной коммуникации в школьном коллективе.
В устной речи они часто допускают такие же ошибки, как и в письменной, а в письменной большинство
Другие примеры типичных ошибок детей-инофонов в письменных работах
Например, Юсуф Б. допустил 11 ошибок на эту орфограмму, а Азизбек Р. 6 ошибок.
Теория ошибки в свете различных подходов | Статья в журнале…
Общее толкование ошибки как нарушения каких-либо законов, правил, схем, норм, логики
предлагает выделять четыре типа ошибок: ошибки мышления, ошибки языка, ошибки речи, ошибки коммуникации.
Красиков Ю. В. Теория речевых ошибок (на материале ошибок наборщика).
Кукушкина О. В. Основные типы речевых неудач в русских письменных текстах.
О некоторых типах этико-речевых ошибок (на примере…)
Растёт внимание к устному слову, навыкам устной публичной речи.
Этико-речевые ошибки мы, вслед за А.П. Сковородниковым, понимаем как «нарушения этических, в частности, этикетных норм при построении устной или письменной речи (монолога или
антиалкогольной кампании, с которой обычное рыночное подорожание водки ничего общего не имеет.
Уровень сформированности неречевых предпосылок у младших…
…своего тела, также отмечались частые ошибки в ориентировки частей тела относительно других предметов
ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь
Для изучения навыков письма и для выявления особенностей его нарушений у детей
Анализ современного состояния проблемы общего… общее недоразвитие речи, ребенок…
Нарушение норм речи русского языка в речи школьника
В статье рассматривается проблематика нарушения норм речи русского языка в речи
Ключевые слова: речь, школьник, школа, нарушение, нарушение речи, речевое поведение.
Вопрос классификации ошибок в языке учащихся остается одним из болезненных моментов
При оценке письменной работы в школе учитываются, в основном, орфографические ошибки…
Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации
5. Ошибки, возникающие во время устной речи, не могут быть исправлены.
1. Письменная речь статична и более связана с пространством.
5. Ошибки, возникающие во время письменной речи, обычно исправляются.
Изучая коммуникацию пользователей в Интернете, мы можем сделать вывод, что данный вид общения совмещает в себе признаки как…
Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере…)
Рассмотрим их на примере речевого жанра «разговор в мессенджере».
В данной статье рассматривается развитие норм речевого этикета в электронном диалоге.
Активными интернет-пользователями чаще всего являются молодые люди, и именно они устанавливают правила.
Когда я тебе её исправляю на то, что вообще не ошибка.
Ю.Ю. Поварова,
МБОУ СОШ № 16 г.
Бугульма
ОРТОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Как
известно, ортология (греч. orthos правильный + logos наука) — это раздел языкознания, изучающий
функционирование и историческую изменчивость нормы в её соотношении с системой
языка и узусом; теория правильной речи [Ефремова 2000: 349].
Понятие
ортологии связано с овладением нормами устной и письменной форм литературного
языка, т.е. с изучением нормативного компонента культуры речи.
Ортологические нормы делятся на:
а) фонетические; б) лексические; в) грамматические.
Несмотря на то, что в программах
по русскому языку каждый раздел сопровождается дополнением «и культура речи»
(например, «Фонетика. Культура речи»), методика формирования правильной устной
и письменной речи недостаточно разработана. Более того, не всегда на уроке
отводится время на изучение ортологических аспектов культуры речи. А между тем
целенаправленная работа над всеми видами норм способствует формированию
языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенции учащихся, способствует
успешной сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и помогает в
их будущей профессиональной деятельности.
Современная языковая ситуация
осложняется тенденцией к снижению речевых стандартов, провоцируемой языком
средств массовой информации и языком массовой культуры. Данная тенденция в
первую очередь обусловлена сближением литературного языка с разговорной речью,
поэтому в различных газетах, на телевидении, радио можно обнаружить немалое
количество нарушений, которые связаны именно с ортологическим аспектом культуры
речи русского языка.
Дети неосознанно воспринимают
подобные нарушения, запоминают их и используют в своей речи, тем самым, обедняя
ее. В связи с этим, на наш взгляд, работе по формированию умений и навыков
культуры речи в школе должно отводиться достаточно времени. Это могут быть так
называемые ортологические пятиминутки, карточки с заданиями. Также возможно
осуществление проектной деятельности учеников, проведение внеклассных
мероприятий по культуре речи.
Все нормы имеют ряд своих
специфических особенностей, но мы подробнее остановимся на фонетическом аспекте
ортологии и предложим вариант упражнений по формированию умений и навыков в
области культуры речи.
Фонетические нормы включают в
себя акцентологические, собственно орфоэпические и интонационные нормы. Речь
на уровне звуков должна быть правильной, соответствовать
произносительным (орфоэпическим) нормам. Соблюдение единообразия в
произношении имеет большое значение. Орфоэпические ошибки отвлекают внимание
слушающих и мешают воспринимать содержание речи во всей полноте.
Остановимся на некоторых
трудностях произношения слов.
1. В русском языке звук [э]
(графически – е) иногда чередуется со звуком [о] (графически ё или о). В
словах, заимствованных из старославянского, такого чередования обычно не
наблюдается: единоплеменный, истекший. Но у некоторых форм в
соответствии с современными тенденциями наблюдается переход этого звука в [о]
(графическое ё): запечатлённый, измождённый, истощённый и др.
Большим колебаниям в
произношении подвержена группа слов, где ударный гласный сочетается с шипящими:
жёлчь и возможно желчь, жёлчный и желчный, шерсть
и короткошёрстный.
2. В XVIII веке на основе
московского говора сформировались правила орфоэпии. Остальные региональные
говоры считаются диалектами. Став непременной произносительной нормой
театральной речи, старомосковское произношение требует преимущественного употребления
[шт], [шн] на месте чт, чн в словах: булочная, что, молочник, горничная,
скворечник и т.д. Сейчас сочетание -чн- так и произносится, кроме имен
собственных (Никити[ш]на, Иль-ни[ш]на, Кузьмини[ш]на) и отдельных
слов – яи[ш]ница, пустя[ш]ный как вариантов.
3. Перед буквой е смягчаются
согласные в заимствованных словах – ректор, инженер, теория; в
некоторых заимствованных словах согласные перед е произносятся твердо – код[э]кс
(кодекс), каф[э] (кафе).
Акцентологические нормы. Акцентоло́гия
(лат. accentus — ударение, греч. λόγος — слово, учение) — раздел языкознания, изучающий природу, особенности и
функции ударения. Иногда к области
акцентологии относят также тон и некоторые другие
просодические явления. Также акцентологией
называют систему явлений языка, связанных с
ударением [Ахманова 2007: 38].
Во многих языках постановка
ударения не вызывает никаких затруднений, так как ударение в них
фиксированное. В русском языке сложности с постановкой ударения возникают
потому, что оно разноместно и подвижно (Очередь, медвЕдь, проезднОй;
пИсьма – письмА).
Ошибки в ударении вызывают
затруднения в восприятии речи, а подчас могут привести и к искажению
смысла сказанного. Овладеть нормами ударения, исправить допускаемые ошибки
можно, пользуясь специальными справочниками и словарями и подражая
безупречно владеющим русским языком людям.
Место ударения может зависеть
от происхождения слова: например, в словах, заимствованных из французского
языка, сохраняется ударение на последнем слоге: визавИ, жалюзИ, диспансЕр,
несессЕр, канапЕ. Во всех трудных случаях правильность постановки ударения
необходимо проверить по словарю.
Разноместность ударения в
русском языке может предполагать наличие семантических вариантов – это формы
одного слова, в которых место ударения предназначено для различения смысла,
например: остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение).
Огромное количество ошибок в
школе связано именно с нарушением акцентологических норм, и это связано, как
уже говорилось выше, с тем, что ударение в русском языке подвижно, разноместно
и нет единого универсального правила для его постановки.
Поэтому в школе должна
проводиться систематическая работа по предотвращению орфоэпических ошибок.
Результативность в обучении орфоэпии во многом определяется следующими
факторами:
— какие упражнения, и насколько
регулярно и в какой последовательности они выполняются учащимися;
— качеством дидактического
материала;
— регулярностью работу по
формированию орфоэпических умений и навыков;
— последовательностью введения
теоретического и практического материала по орфоэпии в рамках конкретного
урока.
Весьма важно на уроках русского
языка использовать упражнения как практического характера, которые способствуют
совершенствованию и закреплению орфоэпических умений и навыков. Например, запишите
слова, расставьте ударение.
Звонят, договор,
медикаменты, индустрия, камбала, заржаветь, тошнота, заиндеветь, искристый,
балованный, газированный, газопровод, вероисповедание, втридорога,
гофрированный, дремота, квартал, лубочный, наотмашь, олигархия, сироты, статуя,
факсимиле, колосс, оптовый, творог, петля.
или
В каких словах ударным является третий слог?
а) апокриф
б) апостроф
в) бюрократия
г) анатом
Не менее важны и упражнения
аналитического характера, направленные на выявление и анализ собственных орфоэпических
ошибок, а также на развитие речевого слуха, самостоятельности учащихся в
правильном решении вопросов произношения и ударения. Например: выпишите слова,
в которых допущены ошибки в постановке ударения, исправьте их:
Искони, облЕгчить, принудИть,
Оптовый, ломОта, обеспЕчение, пуловЕр, завиднО, диспансЕр, феномЕн, генЕзис,
Издревле, домОвая (книга), воздАть, тОрты, валовОй, пригОршня, бАрмен, дОгмат,
пиццЕрия.
Приведенные упражнения можно
использовать на уроках в качестве орфоэпической пятиминутки или могут даваться
индивидуально.
В урок русского языка можно
также включать различные тестовые задания, которые существенно экономят время и
позволяют выполнить упражнения по другим разделам русского языка. Например:
1) В каких словах ударным является первый слог?
а) обеспечение
б) искра
в) средства
г) созыв
2) В каких словах ударным является второй слог?
а) злоба
б) диспансер
в) некролог
г) ходатайство
3) Найдите существительные, в которых ударение во всех падежах и числах
сохраняется на одном и том же слоге.
а) столяр
б) торт
в) очередь
г) квартал
4) Найдите существительные, в которых ударение во всех падежах и числах
сохраняется на одном и том же слоге.
а) договор
б) земля
в) шарф
г) голубь
5) Отметьте слова в которых ударение поставлено неправильно.
а)доллАр
б)дремОта
в) Издавна
г) заговОр
6) Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно.
а) обеспЕчение
б) некрОлог
в) красивЕе
г) оптОвый.
7) Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно.
а) назвАн
б) зУбчатый
в) костюмирОванный
г) посОленный
Подобные тестовые задания не
только помогают в формировании умений и навыков учащихся в постановке ударения,
но также способствуют их подготовке к единому государственному экзамену.
Таким образом, изучение ортологических норм необходимо
для формирования культуры речи учащихся в средней школе. Во-первых, это
серьёзная подготовка к единому государственному экзамену, а во-вторых, знание
ортологического аспекта культуры речи способствует формированию языковой,
коммуникативной, культуроведческой компетенции учащихся и поможет в их будущей
профессиональной деятельности.
Литература
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.- М.:
Либроком, 2010.- 576 с.
Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь
русского языка. -М.: Дрофа, 2000. — 636 с.
Нефедова И.Ю. Русский язык. Экспресс- репетитор для
подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы».- М.: АСТ: Астрель, 2009.- 126 с.- (Единый
государственный экзамен).