Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.
Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.
Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грезу, а земную быль —
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!
Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!
Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!»
Твоя любовь была такой ошибкой, —
Но без любви мы гибнем. Чародей!
Анализ стихотворения «Ошибка» Цветаевой
В 1910 г. был издан первый сборник стихотворений М. Цветаевой «Вечерний альбом». В него вошло стихотворение «Ошибка», в котором юная поэтесса излагает свои взгляды на любовные отношения. Некоторые исследователи считают, что Цветаева написала его под впечатлением от своего недолгого романа с поэтом Л. Кобылинским.
В первой части произведения поэтесса перечисляет различные мимолетные образы, их хрупкость и «воздушность». Крохотная снежинка прекрасна в своем полете, но поймать ее невозможно. Она просто растает, превратившись в «слезинку». Не менее прекрасна медуза, которая также «побледнеет и погибнет» в человеческих руках. Еще один образ — «мотыльки-скитальцы», порхающие вокруг человека и оставляющие на пальцах лишь «раскрашенную пыль».
С помощью этих символов-образов Цветаева хочет показать полную противоположность физического и духовного миров, «земной были» и «грезы». Все возвышенное и прекрасное находится в совершенно другом измерении. Поэтесса заявляет: «Нельзя мечту… хватать руками». Попытка человека перенести предмет своего обожания из идеального в реальный мир и присвоить его себе станет роковой ошибкой. Для Цветаевой такой ошибкой стала любовь.
Произведение «Ошибка» подтверждает, что уже в молодости для Цветаевой на первый план выходила духовная, а не физическая близость между влюбленными. Поэтесса на протяжении всей жизни искала человека, который бы видел в ней не реальную женщину, а неземное божество. Причем влюбленный мужчина был обязан преклоняться перед нею и приносить определенные жертвы. Неудивительно, что многочисленные романы Цветаевой угасали так же быстро, как и вспыхивали. Разочарование было обоюдное. Мужчины понимали, что вместо верной и заботливой жены встретили женщину, живущую в своих мечтах и считающую себя богиней. Цветаева же в очередной раз осознавала, что для продолжения отношений ей надо спуститься с небес и начать обычную жизнь.
Но все это будет впереди. Испытав разочарование в мужском идеале впервые, поэтесса не отчаивается и стремится продолжить свои поиски: «без любви мы гибнем». «Ошибка» Цветаевой стала первым звеном в длинной цепи разочарований от столкновений с реальной жизнью.
- Следующий стих → Марина Цветаева — Пленница
- Предыдущий стих → Марина Цветаева — Берлину
Читать стих поэта Марина Цветаева — Ошибка на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.
Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.
Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грезу, а земную быль —
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!
Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!
Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!»
Твоя любовь была такой ошибкой, —
Но без любви мы гибнем. Чародей!
Артюшкина Мария — Стихотворение М. Цветаевой «Ошибка»
слушатьскачать01:31
Луламей — Ошибка (на стихи М. Цветаевой)
слушатьскачать01:35
Rylova Polina — стих-е Марины Цветаевой -ошибка
слушатьскачать01:01
Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.
Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.
Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грезу, а земную быль —
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!
Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!
Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!»
Твоя любовь была такой ошибкой, —
Но без любви мы гибнем, Чародей!
Полный текст
Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.
Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.
Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грезу, а земную быль —
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!
Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!
Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!»
Твоя любовь была такой ошибкой, —
Но без любви мы гибнем. Чародей!
1909-1910 год.
Стихотворение «Ошибка» написано между 1909 и 1910 годами и опубликовано в первом сборнике Цветаевой «Вечерний альбом (1910). Стих рисует поэтическую картину неисповедимости пути, когда человеку дано видеть только внешнее, а внутренний мир явлений и предметов скрыт от глаз людских Божьим занавесом.
☝ В произведении Марина Ивановна (странно слышать имя-отчество для поэтессы, которой в момент написания стиха было 17-18 лет) приводит примеры, из которых видно, что не всегда стоит разгадывать загадку мироздания, не на все вопросы человек должен получать ответы. Однако есть исключение (ответ в последней строфе).
Снежинка и медуза
В первой строфе в качестве примера мы видим снежинку, во второй медузу. Первая летает, как звездочка, но стоит до неё дотронуться рукой и снег превращается в воду. После этого никакой человек не сможет ей вернуть то состояние, которое подарил Бог для полета.
Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.
Пример №2 – это медуза – она прозрачна и естественна в своем состоянии, но достаточно дотронуться рукой, как она теряет свою прозрачность и становится неестественно грязного цвета, цвета смерти.
Наряд мотылька
Ещё один пример, который выше понимания человека – это мотылек. Человек желает в нём рассмотреть не красоту однодневной жизни, а извлечь практическое понимание существования. Люди нередко тянутся рукой к мотылькам, желая понять их простоту, но на пальцах остается лишь пыль, а жизни насекомого останавливается ранее положенного срока.
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!
Потому что нельзя
☝ В предпоследней строфе юная Цветаева делает вывод за снежинку и мотылька – не стоит пытаться схватить необъятное в руки, не надо пытаться удержать мечту в ладонях:
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!
Последняя строфа возвращает нас с мира божественного в земное бытие – поэтесса дает совет – не всегда есть смысл плыть против течения, нельзя грусть представить страстью – она будет искусственной.
💕 Завершается стих выводом на тему любви –
Твоя любовь была такой ошибкой, —
Но без любви мы гибнем. Чародей!
Единственное, где человек может искать и ошибаться – это любовь, ведь без этого чувства, по мнению поэтессы, просто нельзя жить, жизнь без него сера, люди без любви скучают и зевают.
Анализ коротко
✔ Стихотворение имеет линейную композицию с выраженным выводом в финале, а рифмовка классическая перекрестная (летает – скользя – тает – нельзя).
Из средств выразительности отметим метафоры:
- Видать не грезу, а земную быль (в мотыльках-скитальцах).
- Зарей раскрашенная пыль.
✔ Сравнения:
- Снежинка, как звездочка.
- Медуза, как пленник.
✔ Эпитеты «звездочка упавшая» и «раскрашенная пыль».
Стихотворение имеет красивый слог, относительно просто для восприятия и при желании легко учится наизусть.
Читает Натали Миронова
ТОП русской поэзии
- ✔ Анна Ахматова
- ✔ Александр Блок
- ✔ Валерий Брюсов
- ✔ Иосиф Бродский
- ✔ Иван Бунин
- ✔ Константин Бальмонт
- ✔ Зинаида Гиппиус
- ✔ Николай Гумилёв
- ✔ Сергей Есенин
- ✔ Николай Заболоцкий
- ✔ Михаил Лермонтов
- ✔ Владимир Маяковский
- ✔ Осип Мандельштам
- ✔ Николай Некрасов
- ✔ Борис Пастернак
- ✔ Игорь Северянин
- ✔ Федор Тютчев
- ✔ Афанасий Фет
- ✔ Марина Цветаева