1 июля исполняется 20 лет, как произошла эта трагическая авиакатастрофа.
Большой красивый дом из красного кирпича стоит посередине двора — ухоженного, увитого зеленью. Хозяин — худой, белоголовый от седины, с влажными глазами.
Этот разговор был трудным. Виталий Калоев несколько раз каменел лицом, замолкал, уходил в себя, а когда возвращался, то говорил: «Пойдем покурим…»
Книги, клюшки и улица
Отца моего 1941 году призвали на фронт, а домой он вернулся в ноябре 1945 года.
Он раньше срока ушел из жизни, у него в легких было примерно сорок осколков. Помню руки отца, сильные и надежные. Еще из детства вспоминается наша деревенская улица и хоккей, помню, как воровал у отца доски и делал из них клюшки. В хоккей с пацанами играли просто самозабвенно.
В первый класс я пошел в трусах и в майке. Семья большая у нас, шестеро детей, я самый младший. Тогда все бедно жили… Мать сшила мне что-то похожее на тапочки. Вот во всем этом и пришел в школу. Я любил улицу, и книги любил читать. У нас вообще в семье за книгу дрались всегда — кто первым будет читать.
В школе хорошо учился, с учебой у меня все нормально было. С поведением не всегда, но ничего из рук вон выходящего не было. Так, мальчишеские шалости. После восьмого класса поступил в строительный техникум, а по окончанию учебы меня забрали в армию. Служил в седьмом полку КГБ СССР в Донбассе. Очень сердечный народ там. В увольнение пойдешь, со всех сторон слышишь: «Солдатик, заходи, покушай…»
Армия меня научила ответственности. В 18 лет я чувствовал себя уже ответственным за государство, если так можно сказать. После службы устроился на работу. Отец мне сказал, что хотел бы, чтобы я закончил институт. Я ничего ему не ответил, но отцовские слова запали в душу. На следующий год подал документы и поступил в институт. Я уже вовсю учился, когда в семье об этом узнали. Из института пришло письмо на мое имя, а меня дома не было. Сестра прочитала, и все поняли, что учусь на втором курсе.
Перелом, дефолт, Европа
Я женился, когда мне было почти тридцать пять лет. Почему поздно? Я работал мастером, оклад у меня был сто двадцать рублей, из которых рублей тридцать высчитывали: подоходный налог, за бездетность, комсомольские и профсоюзные взносы. Денег хватало только на сигареты и дорогу. Думал, вот я женюсь, и каждый день тебя будут пилить: то надо, это надо, третье надо…
Со своей первой женой Светланой я познакомился на работе. Вернее, она работала в банке, а я там открывал счет, хотел организовать свое предприятие. Месяцев через восемь после знакомства сыграли свадьбу. Тогда я во Владикавказе неплохо зарабатывал, у меня уже было имя в строительной отрасли. Я такой человек, что в процессе работы все должен проверить, каждую расщелину, каждый шов.
Мы строили какое-то хранилище, я сорвался с шаткого мостика и упал с семиметровой высоты. Тяжелый перелом бедра, почти год не работал. Потом дефолт случился. Непросто все было. Мне предложили поработать в Испании, я поехал…
Европа? Я не сказал бы, что они лучше нас работают, или умнее нас. Я к ним приглядывался, оценивал. Что мне там нравилось, так это комфорт. Все для человека сделано. Строительный инструмент очень хороший. И народ там хороший, я с людьми находил общий язык. Но американские и английские туристы уже тогда себя там вели по-хамски.
Напьются, ночью идут с палками, с битами, стучат по воротам. Жену с детьми к себе позвал, хотел, чтобы они отдохнули. Диана с Костей никогда моря не видели. В Барселоне океанариум хороший был. Хотелось детям праздник подарить.
Фото: Кирилл Чеходаров
От моих воплей машины останавливались
Я поехал в аэропорт встречать их 1 июля 2002 года, часа за два до прибытия самолета. На табло светилась информация, что рейс из Москвы задерживается… Потом вообще информация про этот рейс пропала. Вышла какая-то женщина и говорит, кто встречает рейс из Москвы, пройдите туда-то… Я не могу про это вспоминать.
…Утром был уже на месте катастрофы. Долетел самолетом до Цюриха, оттуда на такси примерно сто километров до места трагедии. И то, что я там увидел, это вообще… Эти разбросанные тела детей… В поле и по дороге, и на перекрестках… Километров на десять все раскидано. Видимо, как самолет падал…
Там практически еще никого не было, полиция только разворачивала оцепление. В ближайшей школе стали создавать какой-то штаб, подъехали туда. Там тела детей, они даже не были прикрыты. Страшная картина была. Когда я увидел, я вообще застыл. Не знаю, сколько времени прошло, я даже двигаться не мог. Я должен был увидеть своих детей, настоял, чтобы мне их показали.
Когда все еще были живы. Виталий и Светлана Калоевы и их дочка Диана. Фото: REUTERS
Они узнаваемые были. У меня и сейчас эти их фотографии есть. Я орал, кричал, плакал. Рядом трасса проходила, от моих воплей машины останавливались. Люди не могли понять, что случилось, что мужик кричит раненым зверем. Насильно меня увели. Там был как ритуальный зал, они их там оставили, фактически целую неделю вечером заезжал туда и рядом с ними сидел.
Свету, жену мою, нашли самой последней. Мне ее не показали. Потому что там смотреть не на что было… Детей одели, обмыли, все как положено. Там женщина была, она сказала: «Ты не трогай, я все сама сделаю..». Я их ощупал, посмотрел, где, какая кость поломана.
Дочкины бусы
Мне показали место, где мой мальчик упал, я оттуда набрал землю. Где девочка упала, тоже табличка стояла, я подошел и руки на то место положил, какие-то бугорки под пальцами почувствовал. Начал ощупывать, думаю, что же это такое? Трава высокая была, раздвинул и бусинку достал. Потом вторую, потом третью. Это дочкины бусы были… Вот как она упала, они разорвались на шее, и рассыпались там. Волосы на дереве остались. Она по веткам соскользнула, ветки смягчили ее падение…
В Германии, на месте катастрофы поставили памятник. Разорванные бусинки Дианы.
Когда я вернулся в свой дом после похорон, то было чувство, что пришел в пустой дом. Хотя он и был полон людей, но для меня он стал пустым. Жизнь потеряла смысл. Меня одного не оставляли ни на минуту. Рядом постоянно были соседи, братья, сестры, родственники. Отвлекали. Я каждый день ходил на кладбище…
Роковая встреча с Нильсеном
Как только случилась эта трагедия, мою душу терзали вопросы: почему случилась эта авиакатастрофа, кто в ней виноват? Я всегда понимал, что за эту трагедию виновные должны ответить. Затем в этом деле появились какие-то немецкие адвокаты. Я думал, они будут заниматься делом, а им главное было ограбить несчастных родителей погибших детей. Они просили тридцать процентов от суммы денежной компенсации. Что это за адвокаты? Это же грабеж! Вот в этом и заключалась вся их сущность.
Я им сказал, что меня не интересует компенсация. Меня интересуют результаты расследования. Имя диспетчера Петера Нильсена, который был виноват в этой трагедии, я узнал, когда в Германию приехали представители авиакомпании «Башкирские авиалинии». Кто-то из них мне сказал его имя.
Где-то через год после беды, когда мы там были, я случайно услышал, что рядом директор авиадиспетчерской организации, по вине которой два самолета в небе столкнулись. Я сразу говорю: «Где он, покажите мне его?..». Мне показали на какого-то мужчину, я подошел. Он стоял спиной ко мне. Я его так за плечо взял, развернул к себе, спрашиваю: «Ты такой-то?» Он перепугался, говорит: «Я приглашаю вас завтра в офис, приезжайте». Мы приехали втроем: я, адвокат и журналист. А до этого они целый год с нами и разговаривать не хотели. Год прошел, они вообще ни с адвокатом, ни с кем говорить не хотели!
Приехали мы в офис, а он начал рассказывать, сколько тысяч самолетов в небе, две тысячи, три тысячи… Я ему говорю: «Послушай, я что, на экскурсию пришел сюда? Твои сказки буду слушать. Ты мне расскажи, как и что было. Почему вы допустили это?» Он как-то замялся, потом все-таки начал. Комментирует, комментирует, команда диспетчера, разговоры пилотов, все это… Я его спрашиваю: «Пилот дал неправильные команды?» Молчит, голову опустил. «Я тебя спрашиваю…» Опять молчит. Третий раз заорал на него: «Я тебя спрашиваю!…» Он даже голову не поднял. Вот так машет головой, типа да, диспетчер виноват. Не повезло, что не было с нами оператора, не было видеодоказательств разговора. Был только фотограф.
Я говорю: «Приведи этого Нильсена сюда, я хочу посмотреть на него». Отказали. Я честно их предупреждал: «Я к вам приеду. Я так это не оставлю…»
Адрес этого диспетчера узнал через детективное агентство, нанял детектива. Я ему говорил, что хочу поехать и все зафотографировать, как он там живет. Видите, он гуляет на свободе, а детей нет. Но я у детектива не просил его адрес, если бы сказал, что мне нужен его домашний адрес, он бы испугался и отказал. Я просто просил найти его фотографию. Но я точно знал, что мне фотографию дадут и адрес назовут. Так и получилось, они сказали его адрес, где он живет. Клопен, … штрассе, не помню уже. Я поехал поговорить с ним. Он моментально все понял. Там дом на два хозяина был. Я откуда знал, два хозяина или один? Лишних вопросов не задавал, просто на бумажке написал имя, фамилию его. Петер Нильсен. Постучался. Выглянула женщина, я назвал его имя. Она мне говорит: «Там живет…» Я пошел туда. И он сразу все понял.
Я заставил себя уважать…
Когда мне назначили эксперта, который должен был проводить психиатрическую экспертизу, адвокат мой схватился за голову и сказал, что все, мы пропали. У меня была статья серьезная. От 18 лет и до 22 или 24 лет лишения свободы. Эксперта мне назначил жесткого, у него одних титулов было на два тетрадных листа. Мы с ним два дня беседовали через переводчика. Обо всем говорили, и про архитектуру, и про жизнь. И в конце он меня спрашивает: «Что ты ждешь от меня?». Я на него смотрю. Улыбнулся. «Я ничего не жду. Вам дали задание, наверное, обозначили, что вы должны написать. Вы пишите. Я от вас ничего не жду. Мне просто приятно было с вами время провести, поговорить. Какое вам задание поставили, то и выполняйте. Не подводите своих хозяев. Они же вам деньги платят».
Он был обескуражен, он всего от меня ожидал, но только не этого. Он написал заключение, которое повлияло на то, что мне дали восемь лет.
Я никогда не выбирал ни выражения, ничего, все, что думал, так и говорил. Если помните, из «Комсомольской правды» мне позвонил журналист и спросил, знаю ли я немецкий язык. «Нет», — ответил я. «А как вы общаетесь, как вы понимаете?»,- спрашивает меня журналист. Я сказал, зачем мне их собачий язык понимать. И вот это все он продал туда. Знаете, какой там был скандал! На всю Европу, на всю Германию, на всю Швейцарию такой шум был. Прокурор приехал: «Ты сказал так?» Да, я сказал. А что я неправильно сказал? Я так считаю.
Понимаете, я их по-другому приводил в себя. Вот стоит надзиратель. Они же должны показать свою воспитанность, свою культурность, он со мной здоровается. Я на него так смотрю, как будто вообще не заметил, отвернулся, и пошел дальше. Ничего ему не ответил. И он бесился после этого. Или я на работу захожу. Меня там ждут мастер и надзиратель. Когда я подходил к воротам, они отворачивались, чтобы не встретиться со мной взглядом. Но я специально останавливался и смотрел на них. В какой-то момент они поворачивались. И, делать нечего, здоровались. А мне больше ничего не надо. И это было каждый день. Я был доволен, что заставил их поздороваться со мной. Они бесились от этого. Я к чему говорю. Я их заставлял уважать себя. И они это чувствовали.
Фото: Кирилл Чеходаров
Ничего не почувствовал
Первые два года я сидел в одиночной камере. На 30 минут в день выпускали на прогулку и все. Покушать принесли, открыли форточку и закрыли. Бронированная дверь. Ни с кем не общаешься. Камера где-то два с половиной метра на три метра. Кровать, унитаз… Когда просился в душ, то в этот день не было прогулки. Как кормили? С голоду не умрешь… Самое страшное, когда не с кем поговорить. И когда человек начинает слушать себя, он может сломаться. Я постоянно себя поддерживал. Внушал себе, чтобы не упасть духом, что я сижу здесь ради своих детей. И я должен выдержать.
В любой момент, когда бы они ни зашли, я должен был выглядеть достойно. Через четыре года меня отпустили, пишут, что «за примерное поведение». А с кем мне там отношения выяснять? С кем мне надо было — я выяснил отношения. А тот же надзиратель — это его работа. Мне ничего плохого не сделали. С теми, кто там сидит? У каждого своя история.
Когда Верховный суд Швейцарии рассматривал мое дело о досрочном освобождении, в составе суда было пять равнозначных судей. Председатель, заместитель и еще три судьи. Председатель и заместитель были немцы. Два француза и один итальянец. Скорее всего, такие понятия, как семья, дети, у французов, у итальянцев, они, наверное, глубокие. И каждый из них выступил, сказал свою точку зрения. Я думаю, именно поэтому меня выпустили. Они понимали, что такое семья и дети.
Что я почувствовал, когда вышел на свободу? Я ничего не почувствовал. Честно говорю. Я себя заставил вообще не думать об этом. Потому что, если бы я думал, на что-то надеялся, а потом — раз, и не сложилось… Тогда бы мне было намного тяжелее перестроиться обратно. Когда меня освобождали, я запомнил, один из надзирателей мне сказал: «Быстро тебя освободили». Я на него так посмотрел… Отвернулся, и пошел.
Если бы Нильсен попросил у меня прощения? Не знаю. Не могу сказать. Скорее всего, удовлетворило бы, если бы он вовремя произнес эти слова. Не через 1,5 года, когда я к нему приехал, а раньше. Повел бы себя как человек. Но он не повел…
Когда меня спрашивают про Европу: как они, что они? Я всегда говорю, что вся их воспитанность, вся эта культура, она как бы такая лицемерная. Ненастоящая. Это оболочка, и она в любой момент может прорваться. И вот сейчас прорвалась. И на Россию обрушилась лавина ненависти. Я это не из-за того говорю, что они мне плохо сделали. Я-то пожил среди них, хоть и в стесненных условиях, но пожил. Я их видел, что они за люди. И понимаю.
Душа, которую оживили
На родине, в Осетии меня встретили очень тепло. Честно скажу, я даже не ожидал, что такая встреча будет. Когда уезжал туда, я знал, что вернусь домой рано или поздно. Но как вернусь, я этого не мог сказать. На своих двоих или ногами вперед, я этого не знал. Когда ехал, то ни на кого не надеялся. Только на себя.
В Ессентуках на кинофестивале «Хрустальный источник» показывали фильм «Непрощенный», который сняли по моей истории с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Меня пригласили на этот фестиваль, я приехал. Но кино смотреть не мог, все время смотрел ниже экрана. Честно, я не мог смотреть… Но слышал звук, понимал о чем там речь. В моем понимании в основе этого фильма лежит любовь к семье, любовь к детям. Они это показали.
Я женился, Бог мне дал двоих детей, сына и дочку. Они еще маленькие, им в декабре будет по четыре годика. Сегодня чувства к детям те же самые. Но, если я их старшего брата и сестру мог по заднице шлепнуть, то сейчас это отпадает. Конечно, дети оживили этот дом. И душу. И плач их, и смех их, и их беготня по всему дому. Они могут поехать к бабушке, но только стемнело, они говорят: мы хотим в свой дом. Здесь хорошо, но мы хотим домой. Им нравится дом. Им нравится двор. Им нравится улица. Они идут на улицу, пройдут, со всеми поздороваются за руку. Замечательные дети.
«Знаешь, не провоцируй меня…»
— Виталий Константинович, задавали ли вы себе вопрос, за что мне все это?
— Постоянно задавал этот вопрос. Прокручивал свою жизнь. Не нашел ответа.
— А Бог есть на свете?
— Знаешь, не провоцируй меня…
— Вы ответили. И еще, если бы можно было жизнь отмотать назад до Нильсена, вы бы все так же сделали, зная все?
— Абсолютно.
— Если бы вы это не сделали, вам бы тяжелее жилось?
— Я бы вообще не считал себя человеком. Я бы даже сказал, что когда меня не станет, чтобы меня не хоронили рядом, потому что я их недостоин. Чтобы меня в другом месте закопали, и все.
— Чего еще хочется от жизни?
— Я не знаю, чего бы я хотел. Хотя бы лет на 5-7 быть моложе, чтобы здоровье было более-менее. И для детей какое-то будущее более радужное сделать. Хотел бы быть чуть моложе, чтобы было больше сил, больше здоровья. Дети же пока мелкие, хотя бы до совершеннолетия с ними побыть, чтобы они ни в чем не нуждались, обеспечить их. Больше ничего.
— Дети знают о вашей трагедии?
— Я их водил на кладбище, показывал, что это старший брат, а это старшая сестра. Они видели. Но, конечно, они еще не понимают.
— Характеры у детей разные?
— Да, разные. Пацан благородный, более ответственный. Более домовитый. Ну, мне так кажется.
— Когда вы их забирали из роддома, что чувствовали?
— Тепло их почувствовал…
Из досье «РГ»
Цена ошибок диспетчера
Виталий Калоев, архитектор из Владикавказа, родился 15 января 1956 года. 1 июля 2002 года, на границе Германии и Швейцарии, в небе столкнулись два самолета. Пассажирский ТУ-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой «Боинг-757-200» компании «ДNL», который летел из Италии в Барселону. Самолеты столкнулись в воздухе по вине авиадиспетчера Петера Нильсена, следствие установило, что именно он допустил несколько роковых ошибок. В той катастрофе погиб 71 человек, среди них было 52 ребенка. Среди пассажиров была семья Виталия Калоева: жена Светлана, одиннадцатилетний сын Константин и четырехлетняя дочь Диана. Похоронены во Владикавказе.
24 февраля 2004 года Виталий Калоев убил диспетчера Петера Нильсена на пороге его дома. Калоева задержала полиция Швейцарии, он был осужден на восемь лет тюрьмы, через четыре года Верховный суд Швейцарии его освободил.
Живет во Владикавказе, женат вторым браком, в декабре 2018 года у него родилась двойня. Софья и Максим.
Об этой трагедии были сняты художественные фильмы. Швейцарско-германский, где роль Калоева сыграл Арнольд Шварценеггер, и российский — «Непрощенный» с Дмитрием Нагиевым в главной роли.
https://ria.ru/20220702/aviakatastrofa-1799772685.html
Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером
Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером — РИА Новости, 02.07.2022
Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером
2 июля 2002 года над Боденским озером столкнулись Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой боинг-757 компании DHL.
2022-07-02T12:41
2022-07-02T12:41
2022-07-02T12:41
виталий калоев
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/02/1799772134_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_c38054db096ee589a3683115d9896de6.jpg
На борту Ту-154 находились 69 человек, среди них 52 ребенка. Дети летели на отдых в Испанию, поездка была организована ЮНЕСКО. В ту ночь вместо положенных двух авиадиспетчеров дежурил только один – Питер Нильсен. Автоматическое оповещение было отключено из-за техобслуживания. Нильсен заметил сближение двух самолетов слишком поздно. В результате удара Ту-154 развалился на несколько частей и упал в окрестностях немецкого города Юберлинген. После расследования виновными признали диспетчеров компании «Скайгайд». Однако, Питер Нильсен так и не предстал перед судом. В 2004 году его убил Виталий Калоев, который потерял в авиакатастрофе всю семью.
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером
2 июля 2002 года над Боденским озером столкнулись Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой боинг-757 компании DHL.
2022-07-02T12:41
true
PT3M38S
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/02/1799772134_240:0:1680:1080_1920x0_80_0_0_80ebef37a2da6e0045ecb7033e83b745.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
виталий калоев, видео
Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером
2 июля 2002 года над Боденским озером столкнулись Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой боинг-757 компании DHL.
2022-07-02T12:41
true
PT3M38S
Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером
2 июля 2002 года над Боденским озером столкнулись Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой боинг-757 компании DHL.
На борту Ту-154 находились 69 человек, среди них 52 ребенка. Дети летели на отдых в Испанию, поездка была организована ЮНЕСКО. В ту ночь вместо положенных двух авиадиспетчеров дежурил только один – Питер Нильсен. Автоматическое оповещение было отключено из-за техобслуживания. Нильсен заметил сближение двух самолетов слишком поздно. В результате удара Ту-154 развалился на несколько частей и упал в окрестностях немецкого города Юберлинген. После расследования виновными признали диспетчеров компании «Скайгайд». Однако, Питер Нильсен так и не предстал перед судом. В 2004 году его убил Виталий Калоев, который потерял в авиакатастрофе всю семью.
1 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись два самолета – грузовой Boeing-757 авиакомпании DHL и пассажирский Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии». Катастрофа над Боденском озером унесла жизни 71 человека. На грузовом «Боинге» было только два пилота, а на Ту-154М под управлением экипажа из 9 человек из Москвы на отдых в Барселону летело 60 пассажиров, 52 из которых были детьми.
Эта трагедия лишила Виталия Калоева всей семьи – в ней погибла его жена Светлана, 10-летний сын Константин и 4-летняя дочь Диана. Виталий ждал их в Барселоне после 9-месячного расставания и на следующий день был уже на месте трагедии. Полицейские сначала не хотели пускать его на оцепленную территорию, но не стали препятствовать, когда узнали о летевших на упавшем самолете родственниках.
Калоев помогал проводить поисковые работы. National Geographic сняла по этому поводу документальный фильм, в котором рассказывается о том, что Виталий сначала сам нашел порванные бусы дочери, а после этого и ее тело. Диана оказалась в 3 километрах от места, где упал самолет.
Содержание
- Почему самолеты столкнулись
- Убийство авиадиспетчера
- После преступления и наказания
- Культурный след
Почему самолеты столкнулись
Оба воздушных судна летели над Германией, но за их движение в этом месте отвечала частная компания Skyguide из Швейцарии. В ту ночь в ее диспетчерском центре в Цюрихе находилось лишь два авиадиспетчера. Прямо перед столкновением один из них отправился на перерыв, и дежурить остался только 34-летний Петер Нильсен, которому пришлось работать сразу за двумя терминалами. Рядом с ним была также ассистентка, но она никакой роли не сыграла, да и не могла этого сделать.
В диспетчерской была отключена часть оборудования, и Нильсен пропустил момент опасного сближения двух самолетов, летевших на одной и той же высоте – 11 000 метров. Он меньше чем за минуту до пересечения их траекторий попытался исправить ситуацию и передал на Ту-154М команду на экстренное снижение, но было уже поздно. На последних секундах пилоты обоих самолетов смогли увидеть друг друга, каждый из них полностью отклонил штурвал, но и это не помогло.
Расследование показало, что:
- диспетчер не обеспечил самолетам безопасное эшелонирование, его команда на Ту-154М поступила слишком поздно;
- в Skyguide знали о нехватке персонала для работы в ночную смену и не решали проблему; несколько лет компания мирилась с тем, что по ночам управление воздушным движением ложилось на единственного диспетчера, пока его коллега отдыхал;
- в день столкновения оборудование, которое подсказывает диспетчерам об опасном сближении самолетов, отключили для выполнения технического обслуживания;
- в диспетчерском центре Skyguide был отключен основной телефон, а дублирующий оказался неисправным; из-за этого Нильсен не получил предупреждения об опасном сближении самолетов от своих коллег из немецкого города Карлсруэ, которые также следили за воздушным движением на его участке ответственности; оказалось, что в Цюрих из Карлсруэ звонили для этого 11 раз.
Современные самолеты оснащаются системой TCAS (Traffic collision avoidance system), которая в автоматическом режиме меняет высоту, если есть риск опасного сближения с другим бортом. Она сработала на обоих воздушных суднах. Нильсен передал Ту-154М команду снижаться, и пилоты выполнили ее, несмотря на то, что TCAS информировала о необходимости набрать высоту. На грузовом «Боинге» автоматика отработала в штатном режиме и тоже повела самолет вниз, но диспетчер не услышал этого сообщения, потому что в том самый момент с ним на связь вышел другой борт.
Убийство авиадиспетчера
В 2003 году в немецком Иберлингене на месте падения самолетов проходила траурная церемония, посвященная годовщине трагедии. Во время нее Калоев, по словам сотрудников Skyguide, вел себя возбуждено, чем напугал руководителя диспетчерской фирмы. Говорили и о том, что Виталий ездил в офис компании, общался с ее сотрудниками, спрашивал их о виновности диспетчера и добивался встречи с ним.
24 февраля 2004 года Калоев пришел к Нильсену домой, где и убил его на глазах жены и троих детей. После этого Виталий не пытался бежать, на следующий день его задержали в гостиничном номере. Своей вины он не признал, хотя и отрицать ее не стал. Калоев при даче показаний говорил о том, что действительно пришел к Нильсену с фотографиями членов семьи и потребовал извинений. Диспетчер ударил его по руке, снимки оказалась на земле. Дальнейших действий Виталий не помнит. Из отчета полиции известно, что Нильсен получил 12 ранений складным ножом и умер на месте.
26 октября 2005 года Калоева осудили и по действующим в кантоне Цюрих законам приговорили к 8 годам тюрьмы. Однако через два года его освободили за примерное поведение. В аэропорту на родине в Северной Осетии Виталия встретили очень тепло.
После преступления и наказания
Информации о дальнейшей жизни Виталия Калоева после возвращения домой из швейцарской тюрьмы было немного. Во время войны в Южной Осетии (08.08.08) его заметили среди ополченцев в поселке городского типа Джава. Сам Виталий это не комментировал, но его брат рассказал, что он находился там по работе – строил Зарамагскую ГЭС.
В Северной Осетии Калоев, ранее работавший главой строительного управления Владикавказа, а затем уехавший в Испанию проектировать коттеджи для выходцев из родной республики, получил пост заместителя министра архитектуры и строительной политики. В 60 лет он ушел на пенсию, получив перед этим медаль «Во славу Осетии».
Культурный след
Трагическая и неоднозначная история Виталия Калоева нашла отражение в музыке и кино. Играющая futurepop группа Edge of Dawn из Германии в качестве основы для своего первого релиза использовала историю Калоева. Речь идет о вышедшем в 2005 году EP «The Flight», на котором есть песня «Losing Ground» со словами «Losing ground is what it takes if you really want to fly».
Рокеры Delta Spirit из США записали трек «Ballad of Vitaly», который поставили в конце своего альбома «History from Below» (2010).
В апреле 2017 года на экраны вышел американский фильм «Последствия», сценарий которого написан на основе происходивший с Калоевым событий. Убитого горем отца и мужа играет Арнольд Шварценеггер. Действия фильма перенесены на территорию США, и по сюжету убивший диспетчера строитель отбывает 10-летний срок, после чего его на могиле семьи едва не лишает жизни выросший сын убитого. Фильм получился провальным, как в плане сборов, так и по отзывам критиков.
19 июля 2018 года, то есть через 18 дней после 16-й годовщины трагедии в прокат должен выйти российский фильм «Непрощенный», в котором сохранены имена всех основных участников истории и затронутые событиями локации. Главную роль исполняет Дмитрий Нагиев. Огорчает только то, что режиссером, сценаристом и продюсером картины одновременно выступает Сарик Андреасян. Он вместе с Enjoy Movies каждый год выпускает на российские экраны несколько картин, которые иногда ставят кассовые рекорды, но в основном проваливаются и получают кучу негативных реакций за безвкусицу, пошлость, обилие рекламы, посредственную игру актеров и некачественные сценарии.
Не хотелось бы, чтобы трагическая, сильная и сегодня уже подзабытая история Виталия Калоева стала лишь поводом для очередной попытки заработать немного денег сомнительным киноконвейером. Она скорее достойна хорошей книги, в которой в традициях русской литературы будут описаны чувства и мысли простого человека, в одно мгновение оказавшегося в своем собственном аду, ищущего ответов и выхода.
P.S. В конце 2018 года у Виталия родилась двойня: мальчик и девочка. Новую супругу зовут Ирина.
Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева
- Автор: Ксения Каспари
- Дата написания: 2017
- Год издания: 2017
- Жанр: биография, документальная литература
- Возрастной рейтинг: 16+
- Где купить: MyBook
1 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись два самолета – грузовой Boeing-757 авиакомпании DHL и пассажирский Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии». Катастрофа над Боденском озером унесла жизни 71 человека. На грузовом «Боинге» было только два пилота, а на Ту-154М под управлением экипажа из 9 человек из Москвы на отдых в Барселону летело 60 пассажиров, 52 из которых были детьми.
Эта трагедия лишила Виталия Калоева всей семьи – в ней погибла его жена Светлана, 10-летний сын Константин и 4-летняя дочь Диана. Виталий ждал их в Барселоне после 9-месячного расставания и на следующий день был уже на месте трагедии. Полицейские сначала не хотели пускать его на оцепленную территорию, но не стали препятствовать, когда узнали о летевших на упавшем самолете родственниках.
Калоев помогал проводить поисковые работы. National Geographic сняла по этому поводу документальный фильм, в котором рассказывается о том, что Виталий сначала сам нашел порванные бусы дочери, а после этого и ее тело. Диана оказалась в 3 километрах от места, где упал самолет.
Содержание
- Почему самолеты столкнулись
- Убийство авиадиспетчера
- После преступления и наказания
- Культурный след
Почему самолеты столкнулись
Оба воздушных судна летели над Германией, но за их движение в этом месте отвечала частная компания Skyguide из Швейцарии. В ту ночь в ее диспетчерском центре в Цюрихе находилось лишь два авиадиспетчера. Прямо перед столкновением один из них отправился на перерыв, и дежурить остался только 34-летний Петер Нильсен, которому пришлось работать сразу за двумя терминалами. Рядом с ним была также ассистентка, но она никакой роли не сыграла, да и не могла этого сделать.
В диспетчерской была отключена часть оборудования, и Нильсен пропустил момент опасного сближения двух самолетов, летевших на одной и той же высоте – 11 000 метров. Он меньше чем за минуту до пересечения их траекторий попытался исправить ситуацию и передал на Ту-154М команду на экстренное снижение, но было уже поздно. На последних секундах пилоты обоих самолетов смогли увидеть друг друга, каждый из них полностью отклонил штурвал, но и это не помогло.
Расследование показало, что:
- диспетчер не обеспечил самолетам безопасное эшелонирование, его команда на Ту-154М поступила слишком поздно;
- в Skyguide знали о нехватке персонала для работы в ночную смену и не решали проблему; несколько лет компания мирилась с тем, что по ночам управление воздушным движением ложилось на единственного диспетчера, пока его коллега отдыхал;
- в день столкновения оборудование, которое подсказывает диспетчерам об опасном сближении самолетов, отключили для выполнения технического обслуживания;
- в диспетчерском центре Skyguide был отключен основной телефон, а дублирующий оказался неисправным; из-за этого Нильсен не получил предупреждения об опасном сближении самолетов от своих коллег из немецкого города Карлсруэ, которые также следили за воздушным движением на его участке ответственности; оказалось, что в Цюрих из Карлсруэ звонили для этого 11 раз.
Современные самолеты оснащаются системой TCAS (Traffic collision avoidance system), которая в автоматическом режиме меняет высоту, если есть риск опасного сближения с другим бортом. Она сработала на обоих воздушных суднах. Нильсен передал Ту-154М команду снижаться, и пилоты выполнили ее, несмотря на то, что TCAS информировала о необходимости набрать высоту. На грузовом «Боинге» автоматика отработала в штатном режиме и тоже повела самолет вниз, но диспетчер не услышал этого сообщения, потому что в том самый момент с ним на связь вышел другой борт.
Убийство авиадиспетчера
В 2003 году в немецком Иберлингене на месте падения самолетов проходила траурная церемония, посвященная годовщине трагедии. Во время нее Калоев, по словам сотрудников Skyguide, вел себя возбуждено, чем напугал руководителя диспетчерской фирмы. Говорили и о том, что Виталий ездил в офис компании, общался с ее сотрудниками, спрашивал их о виновности диспетчера и добивался встречи с ним.
24 февраля 2004 года Калоев пришел к Нильсену домой, где и убил его на глазах жены и троих детей. После этого Виталий не пытался бежать, на следующий день его задержали в гостиничном номере. Своей вины он не признал, хотя и отрицать ее не стал. Калоев при даче показаний говорил о том, что действительно пришел к Нильсену с фотографиями членов семьи и потребовал извинений. Диспетчер ударил его по руке, снимки оказалась на земле. Дальнейших действий Виталий не помнит. Из отчета полиции известно, что Нильсен получил 12 ранений складным ножом и умер на месте.
26 октября 2005 года Калоева осудили и по действующим в кантоне Цюрих законам приговорили к 8 годам тюрьмы. Однако через два года его освободили за примерное поведение. В аэропорту на родине в Северной Осетии Виталия встретили очень тепло.
После преступления и наказания
Информации о дальнейшей жизни Виталия Калоева после возвращения домой из швейцарской тюрьмы было немного. Во время войны в Южной Осетии (08.08.08) его заметили среди ополченцев в поселке городского типа Джава. Сам Виталий это не комментировал, но его брат рассказал, что он находился там по работе – строил Зарамагскую ГЭС.
В Северной Осетии Калоев, ранее работавший главой строительного управления Владикавказа, а затем уехавший в Испанию проектировать коттеджи для выходцев из родной республики, получил пост заместителя министра архитектуры и строительной политики. В 60 лет он ушел на пенсию, получив перед этим медаль «Во славу Осетии».
Культурный след
Трагическая и неоднозначная история Виталия Калоева нашла отражение в музыке и кино. Играющая futurepop группа Edge of Dawn из Германии в качестве основы для своего первого релиза использовала историю Калоева. Речь идет о вышедшем в 2005 году EP «The Flight», на котором есть песня «Losing Ground» со словами «Losing ground is what it takes if you really want to fly».
Рокеры Delta Spirit из США записали трек «Ballad of Vitaly», который поставили в конце своего альбома «History from Below» (2010).
В апреле 2017 года на экраны вышел американский фильм «Последствия», сценарий которого написан на основе происходивший с Калоевым событий. Убитого горем отца и мужа играет Арнольд Шварценеггер. Действия фильма перенесены на территорию США, и по сюжету убивший диспетчера строитель отбывает 10-летний срок, после чего его на могиле семьи едва не лишает жизни выросший сын убитого. Фильм получился провальным, как в плане сборов, так и по отзывам критиков.
19 июля 2018 года, то есть через 18 дней после 16-й годовщины трагедии в прокат должен выйти российский фильм «Непрощенный», в котором сохранены имена всех основных участников истории и затронутые событиями локации. Главную роль исполняет Дмитрий Нагиев. Огорчает только то, что режиссером, сценаристом и продюсером картины одновременно выступает Сарик Андреасян. Он вместе с Enjoy Movies каждый год выпускает на российские экраны несколько картин, которые иногда ставят кассовые рекорды, но в основном проваливаются и получают кучу негативных реакций за безвкусицу, пошлость, обилие рекламы, посредственную игру актеров и некачественные сценарии.
Не хотелось бы, чтобы трагическая, сильная и сегодня уже подзабытая история Виталия Калоева стала лишь поводом для очередной попытки заработать немного денег сомнительным киноконвейером. Она скорее достойна хорошей книги, в которой в традициях русской литературы будут описаны чувства и мысли простого человека, в одно мгновение оказавшегося в своем собственном аду, ищущего ответов и выхода.
P.S. В конце 2018 года у Виталия родилась двойня: мальчик и девочка. Новую супругу зовут Ирина.
Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева
- Автор: Ксения Каспари
- Дата написания: 2017
- Год издания: 2017
- Жанр: биография, документальная литература
- Возрастной рейтинг: 16+
- Где купить: MyBook
Рейс, которого не должно было быть
1 июня 2002 года в 18.48 по московскому времени российский самолет «Башкирских авиалиний» Ту-154 вылетел из Домодедово в Барселону чартерным рейсом. На борту находились 9 членов экипажа и 60 пассажиров, среди которых 52 ребенка – лучшие учащиеся специализированной школы ЮНЕСКО и победители различных олимпиад, получившие поездку в подарок от Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО.
Именно для детей, накануне пропустивших по ошибке сопровождающих свой самолет и приехавших в Шереметьево вместо Домодедово, организовали этот чартер по просьбе туристической фирмы. А также продали еще 8 билетов другим пассажирам, ожидавшим вылет в Испанию.
Жена одного из бортпроводников Айсыуака Якшидавлетова позже расскажет, что муж звонил ей перед вылетом, попросив приехать как можно скорее. После их встречи, когда она вернулась из аэропорта домой, перезвонил и попросил вернуться, но уже с дочкой, потому что у него «тревожно на душе». Она просила его отказаться от рейса, но Айсыуак не сделал этого.
Роковая ошибка
В 21.06 из Бергамо в Брюссель вылетел Boeing 757-200PF, выполнявший грузовой рейс.
Примерно через 15 минут и боинг, и российский Ту-154 оказались в небе над немецким Боденским озером, приближаясь друг к другу.
Управлением воздушным движением на этой территории занималась швейцарская компания «Skyguide». Один из двух ее диспетчеров, который должен был контролировать ситуацию в небе, в момент сближения самолетов отсутствовал на месте. Он ушел на перерыв, оставив работать за двумя терминалами сразу 34-летнего Петера Нильсена.
Также в тот момент в диспетчерском центре не работала часть оборудования, включая телефонную связь и автоматическое оповещение персонала об опасном сближении.
Видя два самолета на разных пультах, Нильсен пытался общаться то с одним бортом, то с другим, пока оба лайнера находились на одном эшелоне. Диспетчер заметил опасное сближение слишком поздно. И так же поздно передал российскому судну команду на снижение.
В кабинах сразу двух самолетов сработала система предупреждения об опасном сближении TCAS, требуя, чтобы Ту-154 срочно набирал высоту, а грузовой боинг – снижался. Но пилоты российского лайнера решили прислушаться к диспетчеру, игнорируя сигнал системы, так как спустя некоторое время Нильсен повторил команду снова. Решив, что рядом есть еще один самолет, который не виден на экране, пилоты продолжили снижаться.
Между тем пилоты боинга передали Нильсену, что выполняют инструкции TCAS и тоже снижаются. Но диспетчер, работая у другого терминала и находясь на связи с другим самолетом, этого не услышал.
Столкновение и поиск виноватых
Два экипажа пытались совершить маневр в 21.35, увидев друг друга и полностью отклонив штурвалы, но было уже слишком поздно. В эту же минуту практически под прямым углом на высоте 10 634 метра они столкнулись.
Хвостовой стабилизатор боинга разрубил Ту-154 на две части. Падая, пассажирский лайнер разрушился в воздухе еще на четыре. Боинг в свою очередь от удара полностью потерял управление и в 21.37 упал на землю, потеряв оба двигателя. На борту самолетов погибли все находившиеся там 71 человек, 69 из них — граждане России и Белоруссии.
За все эти годы в Германии, Швейцарии и Испании прошло множество судов по делу об авиакатастрофе. Представители «Skyguide» сразу после трагедии отказывались признавать свою ответственность и обвиняли российских пилотов, которые, по их заявлению, неверно трактовали указания, что и привело к столкновению.
Как считает экс-командир воздушного судна и специалист по безопасности полетов Александр Романов, когда речь идет об авиакатастрофе, одной причины этому быть не может. Но во главе их всех, включая трагедию над Боденским озером, стоит человеческий фактор.
«Диспетчер бегал от одного пульта к другому, но должен был увидеть, что на одном эшелоне идут и пересекаются два борта. Пилоты должны были слушать систему, ведь для этого она и существует. Тем не менее, даже в нынешнее время считается, что для пилота в приоритете слушать указание системы, но и игнорировать указания диспетчера нельзя. Если он говорит, что надо срочно изменять эшелон — такие указания надо выполнять срочно, потому что ситуации бывают скоротечны. Увы, мы не всегда принимаем верные решения: человеческий фактор часто играет большую роль в таких ситуациях — это неизбежно», – сказал «Газете.Ru» Романов.
Это же подтвердил эксперт в области безопасности полетов Алексей Власов. При этом, по его мнению, в большей степени в этой авиакатастрофе виноват диспетчер, а не пилоты, ведь именно он свел два самолета в одну точку.
«Столкновения в воздухе – не редкость. И пилотам, и диспетчерам всегда нужно быть готовым к тому, что где-то что-то может пойти не так. Система оповещения помогает, но не дает стопроцентной гарантии, что два воздушных судна не столкнутся. Поэтому пилоты прислушиваются к диспетчерам.
В ситуации с этой авиакатастрофой огромную трагическую роль сыграл человеческий фактор: диспетчер отвлекся, экипаж отвлекся, кто-то не так кого-то понял и случилось то, что случилось.
Итог здесь один: и тем, и другим нужно было хорошо и качественно выполнять свои обязанности, тем более зная об опасной ситуации. Обе стороны должны были контролировать воздушное пространство, но, к сожалению, они этого не сделали», – заключил Власов.
Суд и самосуд
Расследование причин трагедии, которое проводило Федеральное бюро по расследованию авиационных происшествий Германии, длилось 22 месяца. Результаты показали, что виноваты в трагедии именно диспетчеры «Skyguide». Также комиссия по расследованию признала, что экипаж Ту-154 действовал точно по инструкции. В частности, говорилось, что в том, что инструкции оказались несовершенными, нельзя винить пилотов. А ошибки и нарушения, допущенные Skyguide и диспетчером Нильсеном, не вызывали сомнений.
Суд в отношении сотрудников компании состоялся только в 2007 году: четырех менеджеров признали виновными в причинении смерти по неосторожности, одному из них выписали штраф, а еще троих приговорили к году заключения с отсрочкой в исполнении наказания. Четверых обвиняемых оправдали. Некоторые из подсудимых обвиняли в произошедшем Нильсена, тогда как сторона обвинения настаивала, что столкновение произошло не только по его вине, поскольку он работал в стрессовых условиях из-за многочисленных нарушений на рабочем месте.
В течение еще нескольких лет после этого на «Skyguide» и «Башкирские авиалинии» было подано несколько судебных исков с требованиями компенсаций, но все они были отклонены.
24 февраля 2004-го в Швейцарии россиянин Виталий Калоев убил диспетчера Нильсена на пороге его дома, все это происходило на глазах его жены и детей. Калоев потерял в авиакатастрофе жену Светлану, сына Константина и дочь Диану.
Изначально Калоев законным путем добивался встречи с Нильсеном, однако в «Skyguide» ему ответили, что компании и диспетчеру не за что извиняться. Калоев обратился в частное детективное агентство. Придя домой к Нильсену, он хотел услышать извинения, но тот ударил его по руке, выбив фотографию семьи россиянина. Тогда Калоев нанес диспетчеру 12 ножевых ранений и 26 октября 2005 года был приговорен швейцарским судом к 8 годам заключения за убийство. Примечательно, что в «Skyguide» знали о повышенном интересе к Нильсену со стороны россиянина, из-за чего диспетчер приобрел пистолет для самообороны, но, когда Калоев пришел к нему домой, оружие лежало в сейфе.
«Если бы он просто извинился, ничего бы этого не случилось», — говорил Калоев на суде, добавив, что он извинится перед семьей Нильсена и что ему «жаль его детей».
Брат Виталия Калоева Юрий впоследствии утверждал, что наказание в отношении диспетчеров было «формальным и запоздалым», и допустил, что убийства Нильсена, возможно, удалось бы избежать, если бы суд над причастными к катастрофе состоялся раньше.
В 2006 году швейцарский апелляционный суд пересмотрел дело Калоева и, приняв во внимание смерть его жены и двоих детей в результаты катастрофы, сократил срок до 5 лет и 3 месяцев. Это решение дало право на досрочное освобождение.
12 ноября 2007 года Калоев был освобожден и вернулся в Россию. В 2013-м он женился, а в 2018-м у него с супругой родились близнецы.
Архитектор Виталий Калоев у могилы своих родных, погибших в при столкновении двух самолетов над Боденским озером в Германии, 2007 год
Eduard Korniyenko/Reuters
«Жизнь сложнее закона. Я говорю только за себя — я исчерпал все законные способы добиться справедливости», — объяснял Калоев.
Сегодня на месте трагедии около немецкого Юберлингена в память о погибших установлен мемориал «Разорванная жемчужная нить», который символизировал жемчужное ожерелье Дианы Калоевой, найденное ее отцом Виталием почти невредимым там, где произошла катастрофа. Калоев спустя 8 лет после убийства Нильсена признался, что легче ему от этого не стало.
Затянувшееся расследование
Только раб мстит сразу, а трус — никогда Исландская пословица
Авиакатастрофа над Боденским озером произошла в ночь на 2 июля 2002 года. В небе над территорией Германии столкнулись пассажирский самолет «Башкирских авиалиний» и грузовой «Боинг» компании DHL. В результате погибли 2 пилота «Боинга», 12 членов экипажа башкирского ТУ-154 и все его пассажиры. Особенный шок вызвал тот факт, что на борту ТУ-154 находились 48 детей из Уфы, Москвы, Бреста и Владикавказа, летевших на фестиваль ЮНЕСКО в Испанию. Большая часть этих детей были отпрысками российской (в основном — башкирской) элиты.
Сразу же возник вопрос: каким образом могло произойти столкновение при ясной погоде и фактически пустом воздушном пространстве? В момент катастрофы самолеты вела швейцарская авиадиспетчерская компания Skyguide. Ее сотрудники сразу же начали обвинять в случившемся российского пилота, но вскоре были прослушаны записи «черных ящиков». Оказалось, что бортовая система предупреждения давала пилоту ТУ-154 указание набирать высоту, а швейцарский диспетчер приказывал снижаться. Сначала российский пилот последовал указаниям бортовой системы, но после того, как диспетчер повторил свое требование, пилот все же пошел на снижение. Столкновение произошло через 30 секунд. Анализ записей «черных ящиков» также показал, что диспетчер сообщил пилотам неверную информацию о положении самолетов.
Получалось, что главной причиной случившегося стали действия диспетчера. Это вскоре косвенно признал и он сам. 13 июля 2002 года в цюрихское информационное агентство поступило его заявление. В нем говорилось следующее: «В ночь, когда произошла катастрофа, я являлся частью цепочки, состоявшей из людей, оборудования и различных правил. Все эти звенья должны были слаженно работать. Несчастный случай произошел потому, что в цепи произошел сбой. Предотвращение подобных катастроф входило в мои обязанности».
Так как столкновение произошло в небе над территорией Германии, делом занялось немецкое Бюро по расследованию авиакатастроф. Ни его сотрудники, ни руководство компании Skyguide не стали разглашать имя злополучного диспетчера. Не последовало и ясных объяснений по поводу того, несет ли свою долю ответственности руководство швейцарской компании, которое, как оказалось, позволило этому человеку отрабатывать смену в одиночку. Известно лишь, что помимо вопроса о действиях диспетчера расследование касалось различий в подготовке европейских и российских пилотов, а также степени точности навигационного оборудования, установленного на самолетах.
Результаты работы Бюро по расследованию авиакатастроф не оглашены до сих пор. Итоговое заседание комиссии неоднократно откладывалось и в последний раз было перенесено на 31 марта 2004 года. Причем причины всех этих отсрочек неизвестны даже адвокатам, представляющим пострадавших. Россияне, потерявшие в небе над Германией своих близких, неоднократно заявляли, что хотели бы побыстрее узнать имена виновников авиакатастрофы.
Смерть диспетчера
После катастрофы компания Skyguide сообщила, что дежуривший 2 июля 2002 года диспетчер прошел курс психотерапии и был переведен на другую работу. Когда 24 февраля 2004 года было объявлено, что один из сотрудников этой компании был зарезан неизвестным преступником на пороге собственного дома в Клотене (небольшом городке под Цюрихом), все сразу вспомнили о событиях 2002 года. Месть со стороны родственников погибших в российском «Ту» сразу стала одной из ведущих версий произошедшего. Так все узнали имя диспетчера.
Убитым оказался 36-летний датчанин Петер Нильсен. Его вдова рассказала, что в тот вечер, в 17:45 по местному времени, к ним пришел неизвестный, похожий на выходца из Восточной Европы. Незваный гость был одет в черное пальто и черные брюки и говорил на ломаном немецком языке. Он подошел к Нильсену и после короткого разговора ударил его несколько раз ножом на глазах жены и троих детей. Сразу после этого преступник скрылся.
Цюрихская полиция оперативно отреагировала на произошедшее. Ее сотрудники сразу же объявили в розыск мужчину плотного телосложения в возрасте около 50 лет, сообщив и другие приметы, указанные вдовой убитого. Были перекрыты аэропорт и вокзалы. Поисками убийцы занималось не меньше сотни швейцарских полицейских. И буквально через сутки искомый человек был найден в гостинице «Welcome Inn» в том же Клотене. Подозреваемый был задержан, и при нем оказался складной нож с лезвием длиной 14 сантиметров. Через несколько часов задержанного опознала соседка Нильсена, которой он показывал бумажку с именем диспетчера и спрашивал, как его найти.
Цюрихский прокурор Паскаль Госснер заявил, что убийство имеет прямое отношение к гибели самолетов над Боденским озером — Нильсен, действительно, оказался тем самым диспетчером. Сам задержанный отказался признать себя виновным в убийстве. Швейцарские детективы занялись проверкой его алиби и изучением отпечатков пальцев, оставленных на месте преступления.
Цюрихские власти сообщили журналистам, что в авиакатастрофе полуторагодичной давности у задержанного мужчины погибли родственники. Они не стали называть имя подозреваемого, однако заявили, что 2 июля 2002 года он потерял жену, сына и дочь. Кроме того, прокурор сообщил, что на видеозаписи, запечатлившей участников траурной церемонии по случаю годовщины катастрофы над Боденским озером (церемония состоялась в Уберлингене летом прошлого года), этот человек выделялся «бросающейся в глаза яростью».
Метод дедукции
Данных, предоставленных швейцарскими властями, оказалось вполне достаточно для того, чтобы узнать имя подозреваемого. Всего два человека из числа тех, чьи родственники погибли в небе над Германией в 2002 году, потеряли сразу жену, сына и дочь. Телеканал НТВ, издание NEWSRU.com и газета «Коммерсант» нашли их в списках потерпевших. Полиция Цюриха могла задержать или уфимца Владимира Савчука (у него погибли жена Ирина, дочь Вероника и сын Владислав) или жителя Владикавказа Виталия Калоева, лишившегося жены Светланы, дочери Дианы и сына Константина.
Корреспондент «Ъ» позвонил Савчуку, и оказалось, что тот находится не в Швейцарии, а дома, что он никуда не выезжал, и что убийство Нильсена не вызвало у него радости. Во-первых, диспетчер оставался главным свидетелем, способным пролить свет на события той ночи, а во-вторых, Владимир, сам переживший гибель семьи, глубоко сочувствует близким убитого. То же самое он повторил перед камерой съемочной группы НТВ утром 27 февраля.
Получается, что в Цюрихе находится Виталий Калоев. Этот 46-летний уроженец Северной Осетии написал когда-то на сайте, посвященном памяти погибшим: «Жизнь моя остановилась на этой трагической дате: 01.07.2002. Мне осталось жить одними воспоминаниями». По свидетельствам знакомых Калоева, он действительно с трудом сдерживал свою ярость в отношении предполагаемых виновников гибели его семьи. После похорон он сказал, что не будет брить бороду, пока они не будут наказаны. По свидетельству сотрудников мэрии Уберлингена, на траурной церемонии прошедшим летом Виталий заявил: «Я найду этого диспетчера». Родственники Виталия также утверждают, что он поклялся отомстить за гибель своей семьи.
Однако пока что ни прокуратура, ни МИД Швейцарии, куда направило запрос посольство России в Берне, не сообщают не только фамилию, но даже гражданство задержанного.
Другие потерпевшие опасаются, что убийство диспетчера отвлечет внимание общественности от самого дела о столкновении самолетов. Между тем, если бы расследование было закончено вовремя, а виновные названы и наказаны, Нильсен мог бы избежать смерти от руки мстителя, который правосудию предпочел самосуд.
Елена Любарская
Предыдущие материалы по теме:
Кто так строит? [23.02.2004]
Предварительные результаты расследования причин обрушения «Трансвааль Парка»
Крупнейшие авиакатастрофы [03.01.2004]Список аварий за последние 20 лет
Цена крови [03.12.2002]
Украина делает все возможное, чтобы затянуть выплату компенсаций родственникам жертв украинской ракеты
Швейцарский диспетчер перепутал право и лево [06.08.2002]Расшифровка переговоров Ту-154 и Боинга с Цюрихом
Поиск виноватых [05.07.2002]Виновными в столкновении Ту-154 и «Боинга» могут оказаться как швейцарские диспетчеры, так и пилоты обоих самолетов
Копаем глубже
Столкнулись Ту-154М авиакомпании ‘БАЛ’ и грузовой Боинг-757
Я когда-то уже интересовался этой катастрофой и вот какие причины к ней привели (ссылки внизу)
1. Диспетчер был один на рабочем месте, хотя по инструкции их должно было быть НЕ МЕНЕЕ ДВУХ. Это означает, что Нильсену приходилось регулярно прыгать между двумя рабочими местами и он упустил критическое сообщение от Боинга об их снижении.
2. Отключена автоматическая система предупреждения о сближении из-за технического обслуживания.
3. Отключён один из радаров, так-же из-за тех обслуживания
4. Получаемые данные с радара поступали с большой задержкой (тех. работы), в одном из источников говориться про 60 секунд, так что Нельсон мог просто не знать что самолёты уже настолько близко друг к другу.
5. Отключена основная телефонная линия диспетчерской. Нильсен хотел передать другой самолёт диспетчеру аэропорта для посадки, но не смог дозвониться и ему пришлось тратить драгоценное время за вторым монитором, в то время как на первом два самолёта сближались. Ему также не смогли дозвониться из другой диспетчерской, чтобы предупредить об опасном сближении.
6. Неисправная запасная телефонная линия диспетчерской.
7. Диспетчер сказал, что Боинг находится на 60 градусов справа, вместо 60 градусов слева, это была самая большая из ошибок диспетчера.
TCAS — это система автоматического предупреждения о сближении, она автоматически выдает инструкции пилотам обеих самолётов при опасном сближении.
8. И наверное самое роковое — это неразбериха в документах, из-за которой было непонятно кто имеет приоритет — диспетчер или система TCAS. В результате чего Российский самолёт стал снижаться следуя указаниям диспетчера. Боинг в свою очередь стал снижаться следуя указаниям TCAS.
Ещё до окончания расследования журналисты написали просто «Из-за ошибки диспетчера столкнулись два самолёта»
Мораль
К этой трагедии привела цепочка трагических случайностей и недочётов.
Безусловно, Нильсен несёт часть вины за случившееся, однако есть множество других более важных причин и виновников трагедии. Например менеджеры, которые поставили диспетчера в такое сложное положение. Почему Калоев не пошёл например к начальнику компании Skyguide?
Мне безумно жалко семью Калоева и я никому этого не пожелаю, но убийство диспетчера было роковой ошибкой.
Что же касается того, что Нильсен не захотел принять Калоева у себя дома, то я считаю, что Нильсен мог просто испугаться грозно выглядящего иностранца, который хотел попасть к нему домой, где были его семья и дети, да и только Калоев точно знает, что на самом деле тогда произошло. Ну и приходить в гости с ножом это явно не случайность, может он и не убил бы его, но явно предполагал такой исход.
Копаем глубже
Столкнулись Ту-154М авиакомпании ‘БАЛ’ и грузовой Боинг-757
Я когда-то уже интересовался этой катастрофой и вот какие причины к ней привели (ссылки внизу)
1. Диспетчер был один на рабочем месте, хотя по инструкции их должно было быть НЕ МЕНЕЕ ДВУХ. Это означает, что Нильсену приходилось регулярно прыгать между двумя рабочими местами и он упустил критическое сообщение от Боинга об их снижении.
2. Отключена автоматическая система предупреждения о сближении из-за технического обслуживания.
3. Отключён один из радаров, так-же из-за тех обслуживания
4. Получаемые данные с радара поступали с большой задержкой (тех. работы), в одном из источников говориться про 60 секунд, так что Нельсон мог просто не знать что самолёты уже настолько близко друг к другу.
5. Отключена основная телефонная линия диспетчерской. Нильсен хотел передать другой самолёт диспетчеру аэропорта для посадки, но не смог дозвониться и ему пришлось тратить драгоценное время за вторым монитором, в то время как на первом два самолёта сближались. Ему также не смогли дозвониться из другой диспетчерской, чтобы предупредить об опасном сближении.
6. Неисправная запасная телефонная линия диспетчерской.
7. Диспетчер сказал, что Боинг находится на 60 градусов справа, вместо 60 градусов слева, это была самая большая из ошибок диспетчера.
TCAS — это система автоматического предупреждения о сближении, она автоматически выдает инструкции пилотам обеих самолётов при опасном сближении.
8. И наверное самое роковое — это неразбериха в документах, из-за которой было непонятно кто имеет приоритет — диспетчер или система TCAS. В результате чего Российский самолёт стал снижаться следуя указаниям диспетчера. Боинг в свою очередь стал снижаться следуя указаниям TCAS.
Ещё до окончания расследования журналисты написали просто «Из-за ошибки диспетчера столкнулись два самолёта»
Мораль
К этой трагедии привела цепочка трагических случайностей и недочётов.
Безусловно, Нильсен несёт часть вины за случившееся, однако есть множество других более важных причин и виновников трагедии. Например менеджеры, которые поставили диспетчера в такое сложное положение. Почему Калоев не пошёл например к начальнику компании Skyguide?
Мне безумно жалко семью Калоева и я никому этого не пожелаю, но убийство диспетчера было роковой ошибкой.
Что же касается того, что Нильсен не захотел принять Калоева у себя дома, то я считаю, что Нильсен мог просто испугаться грозно выглядящего иностранца, который хотел попасть к нему домой, где были его семья и дети, да и только Калоев точно знает, что на самом деле тогда произошло. Ну и приходить в гости с ножом это явно не случайность, может он и не убил бы его, но явно предполагал такой исход.