- 1. Что такое электронная педаль газа
- 2. Преимущества и недостатки
- 3. Принцип работы электронной педали газа
- 4. Неисправности электронной педали газа
- 4.1. Признаки неисправности
- 4.2. Как проверить неисправность
- 5. Отсутствие сигнала с датчика положения газа
- 6. Отсутствие сигнала с датчика положения дроссельной заслонки
- 7. Заключение
Общий переход на инжектор, широкое внедрение компьютерного управления и контроля вызвали трансформацию классического акселератора. Электронная педаль газа (Е-газ) пришла на смену обычному механизму с тросовым приводом. Она точнее срабатывает и обеспечивает повышенную чувствительность.
Что такое электронная педаль газа
Е‐газ в отличие от механической педали, представляет собой нечто сродни модулю, включающему множество электронных компонентов. Механизм почти совершенный, с налаженной системой передачи информации. Он не связан с двигателем напрямую — всю работу берёт на себя блок управления. Технология electronic pedal максимально упрощена, поэтому отличается надёжностью и лучше интегрируется с другими новейшими системами авто.
Электронный газ — более действенная технология, позволяющая точнее откалибровать подачу топлива на современных инжекторах. Его часто называют кнопкой, изменение угла которой посредством микрочипа трансформируется в электрический импульс. Сигнал подаётся на ЭСУД. От конкретного положения педали меняется интенсивность поступления горючего.
Преимущества и недостатки
На форумах часто обсуждаемая тема: что надёжнее ЭПГ или обычный трос. С теоретической точки зрения, механический привод. На самом деле, электронная педаль не даёт сбоев от чрезмерных нагрузок, поэтому служит долго.
Рассмотрим подробнее её преимущества:
- эффективно работает с другими электронными системами автомобиля;
- повышает отдачу даже небольших по объёму двигателей за счёт максимального совмещения с инжекторными системами;
- проще запускает мотор — зимой больше не надо играть подсосом для поддержки оптимальных оборотов;
- повышает безопасность управления за счёт наличия контрольной электроники — значительно снижаются риски заносов на мокрых и скользких покрытиях;
- снижает количество токсичных веществ;
- уменьшает расход горючего — постоянный контроль частоты вращения коленвала.
С другой стороны, Е-газ практически не ремонтируется по частям — при поломке педали или неисправном узле управления приходится заменять весь блок. Часто наблюдаются заминки в работе — калибровка не всегда помогает. Ещё один минус — чересчур мягкий выжим, не дающий ощутить сопротивление топалки. Многим водителям это сильно мешает, не даёт «прочувствовать машину».
Принцип работы электронной педали газа
В основе ЭПГ лежит реостат, а вся работа построена за счёт контактных дорожек и внедрённых датчиков. Последние анализируют скорость и процент изменения педали, а также другие важные параметры. Компьютер, основываясь на этих данных, отдаёт команду на активацию дроссельной заслонки в определённом режиме.
Даже когда педаль Е‐газа находится в одном положении, многочисленные элементы управляют подачей топлива. Они подстраиваются под малейшее изменение хода машины и окружающих условий.
Не входя в подробности, принцип функционирования Е‐газа можно представить так:
- водитель нажимает на ЭПГ, её положение изменяется;
- датчики считывают угол сдвига акселератора от начального положения;
- рассчитанный импульс пересылается в ECU;
- блок отвечает командой дросселю;
- воздушный клапан открывается на требуемый угол.
Так работает новая технология Е‐газ. Принцип её действия значительно сложнее, чем обычное натяжение и ослабление механического троса. Тут возможно много ошибок, связанных с датчиками и прочими компонентами.
Неисправности электронной педали газа
Все неполадки Е‐газа связаны с электрической составляющей — ломаться здесь особо нечему. Обычно не работает датчик или обрывается проводка. Чтобы восстановить работоспособность Е‐газа, нужно демонтировать педаль. Держится она на трёх болтах — на многих авто снимается за 5 минут без демонтажа обшивки.
Дальнейшие действия:
- осмотреть на чистоту контакты, а провода — тщательно на дефекты;
- если повреждения не выявляются, потенциометр вскрыть;
- угольную пыль продуть, а дорожки аккуратно протереть ваточкой.
Контактные дорожки часто изнашиваются в одном месте, особенно на возрастных машинах. В данном случае можно изменить положение контактов, сместив плату в сторону неповреждённых дорожек. Сначала иголкой аккуратно поддеваются лапки контактов по одному. Затем микросхема сдвигается, крышка фиксируется несколько выше или ниже. Полмиллиметра даже здесь даст положительный эффект. Также проводится диагностика крышки — не гуляет ли она свободно.
Сперва ничего не изменяется, так как система за это время ещё не успевает адаптироваться. Но по истечении 15–20 минут характер работы становится другим — автомобиль начинает бегать как новый.
Признаки неисправности
Электронная педаль газа признаки неисправности имеет следующие:
- слабый разгон оборотов;
- появление аварийного сигнала на торпеде;
- низкий порог чувствительности педали;
- неправильная работа дросселя;
- акселератор вообще не реагирует на нажатие.
Самый распространённый признак — автомобиль едет только на холостом ходе, после перезапуска ситуация нормализуется. Через 5–10 минут всё повторяется.
Как проверить неисправность
Проверяется электронная педаль газа непосредственно на автомобиле. После снятия стеклоочистителя и облицовки, а также главного элемента жидкостной системы и фиксаторов кронштейна, можно увидеть резиновый кожух. Под ним и расположен механизм Е‐газа. Настройке педаль подвергается в случае несоответствия с нормальным значением. Верный диапазон устанавливается вольтметром, согласно руководству по эксплуатации конкретного двигателя.
Отсутствие сигнала с датчика положения газа
Возможно отсутствие импульса с одного или обоих датчиков положения (ДППГ). Эти механизмы (потенциометры) повреждаются из‐за обрыва или замыкания в цепи, а также окисления, залипания и иных поломок контактной части.
Если из строя выходят сразу оба датчика, электронный блок переводит работу двигателя в аварийный режим — невозможно разгоняться, машина работает на оборотах чуть выше ХХ. Как правило, это сопровождается высвечиванием на приборной панели ошибки P0504 или загоранием контрольной лампы EPC.
Если не поступает сигнал с одного датчика, это сопровождается загоранием индикатора на щитке приборов. Мотор функционирует в нейтральном режиме, пока система не проверит запасной датчик. При отсутствии проблемы с ним, начнётся медленный набор скорости. Однако деактивируются дополнительные системы, связанные с ДВС.
На бюджетных моделях авто случается, что один из регуляторов просто забывают установить с завода.
При наличии проблем датчики либо заменяются, либо очищаются. В последнем случае осматриваются дорожки. Если на них попадает грязь или пыль, это мешает достичь нужного контакта.
Отсутствие сигнала с датчика положения дроссельной заслонки
Также повреждаются один или оба датчика. Для этого случая характерны такие признаки:
- выключается привод заслонки;
- загорается контрольная лампа EPC;
- отключается круиз‐контроль;
- не действует принудительный режим нейтрального хода.
Электронная педаль газа — умная система, с множеством новейших идей. Она предоставляет водителю куда больше возможностей и пользы. Однако, как и любой механизм, требует квалифицированного ремонта. Со временем изнашиваются или разрываются дорожки потенциометров, перегорают контакты или проводка. В Москве услуги по восстановлению Е‐газа предлагают специализированные автосервисы.
Заключение
В целом ресурс ЭПГ относительно высокий. Это умная система, с множеством внедрённых новейших идей. Она предоставляет водителю куда больше возможностей и пользы. При холодном запуске не нужно играть оборотами — электроника всё сама настраивает и регулирует.
Однако, как и любой механизм, педаль с аналого‐цифровым преобразователем не вечна. Со временем изнашиваются или разрываются дорожки потенциометров, перегорают контакты или проводка. Всё это требует квалифицированного ремонта. В Москве услуги по восстановлению Е‐газа предлагают специализированные автосервисы.
Всем привет!
Сегодня поговорим об электронной педали газа, её устройстве и диагностике, возможности её ремонта и как можно продлить срок её службы.
На большинстве старых автомобилей связь между педалью акселератора / газа и дроссельной заслонкой была реализована с помощью обычного тросика. На самой дроссельной заслонке устанавливались два элемента:
► датчик положения дроссельной заслонки;
► регулятор холостого хода.
По показаниям датчика положения дроссельной заслонки электронный блок управления (далее ЭБУ) получал информацию от водителя о степени нажатия на педаль акселератора и на основании этих сигналов управлял работой двигателя, а также с помощью регулятора холостого хода регулировал обороты холостого хода. С середины 90-х годов XX века начали отказываться от традиционной схемы управления дроссельной заслонкой в пользу электронного управления, связав педаль акселератора напрямую с ЭБУ двигателя, путём установки электронной педали газа (далее ЭПГ). Тросик как рудимент ушёл в прошлое, а педаль акселератора оснастили датчиком положения педали газа (далее ДППГ) или в английской литературе acceleration pedal sensor (далее APS). При этом был переходный период, когда педаль была уже электронной, но тросик при этом сохранялся.
Принцип её работы прост. В самой педали чаще всего установлены два переменных потенциометра (резистора), на которые с ЭБУ приходит напряжение и в зависимости от угла положения педали газа, изменяется напряжение на её выводах, по которому ЭБУ понимает на какой угол вы нажали на педаль акселератора. Данный принцип позволяет избавиться от двух датчиков на дросселе, которые были принципиальны в тросиковой схеме. Забавно иногда видеть здесь людей, которые тщетно ищут на дросселе регулятор холостого хода.
Примечание. Переменный резистор (потенциометр) — электронный компонент, который изменяет сопротивление в зависимости от положения регулятора от 0 до номинального значения. Такие резисторы чаще всего устанавливались, например, при регулировке громкости динамиков на магнитофоне и т.п.
На более современных автомобилях ЭПГ коммуницирует с ЭБУ через шину CAN, это позволяет сразу передавать информацию о положении педали акселератора на ЭБУ двигателя, ЭБУ коробки передач, что увеличивает скорость реакции на изменение положения педали газа.
Примечание. Шина CAN — система коммуникации между блоками управления автомобиля значительно сокращающая скорость передачи данных в автомобиле. Можно сказать это что-то вроде сети интернет для блоков автомобиля. Ещё одним преимуществом системы CAN значительно сократило количество проводки автомобиля. Раньше блоки обменивающиеся информацией нужно было соединять между собой. На автомобиле типа Фольксваген Фаэтон применение шины CAN уменьшило вес автомобиля практически на 80 кг из-за значительного уменьшения количества проводов.
В данной статье мы будем рассматривать ЭПГ без привязки к шине CAN.
Чаще всего датчик представляет из себя сдвоенный переменный резистор (потенциометр). К одному из потенциометров приходит питание 5V, ко второму 2,5V или 5V (в зависимости от производителя). Хотя встречаются разные варианты её исполнения, например, делались подобные датчики на эффекте Холла. На некоторых датчиках реализация холостого хода была выполнена путём того, что в ненажатом положении педали газа, бегунок в крайнем положении замыкал контакты, по которым ЭБУ получал сигнал холостого хода двигателя. Некоторые помимо этого замыкали контакты бегунком при полностью выжатой педали акселератора, таким образом ЭБУ двигателя получал сигнал на полное открытие дроссельной заслонки. Встречаются также ЭПГ с тремя резистивными дорожками, эти педали имеют 11 выводов (у описанного выше первого варианта вы увидите 6 контактов).
За счёт сдвоенного сигнала ЭБУ двигателя получает достоверный сигнала о положении педали акселератора и может эффективно диагностировать её неисправность.
Как это работает? При нажатии на педаль газа показания потенциометров изменяются, на основании которых ЭБУ двигателя получает данные по углу положения педали акселератора. С одного из датчиков он получает сигнал напряжением в два раза больше чем на другом. На одном из них показания напряжения начинаются на ~0.9V (педаль отпущена), в предельном положении ~4.2V (педаль полностью нажата), на другом ~0.45V (педаль отпущена), в предельном положении ~2.1V. Сравнивая это сигналы ЭБУ либо «убеждается» в полученных от педали акселератора данных, либо фиксирует ошибку.
На схеме ниже видно, как изменяется напряжение при изменении угла нажатия на педаль газа. Угол нажатия в примерно 30° соответствует 100% нажатию на педаль газа.
При нарушении этого условия, если продолжительность неисправности носит повторяющийся характер, то ЭБУ двигателя регистрирует ошибку. Автомобиль перестает реагировать на педаль газа или реагирует на неё ограничено. Двигатель переходит в аварийный режим и начинает работать на холостых оборотах или на слегка повышенных, чтобы сохранялась возможность добраться до автосервиса. В связи с тем, что данная ошибка не связана с выбросами и токсичностью, перезапуск двигателя может сбросить аварийный режим до тех пор пока, ЭБУ снова не зафиксирует эту ошибку. Как писалось выше, регистрация этого события происходит не сразу, а в тот момент, когда регистратор событий накопит повторяющиеся ошибки, поэтому какое-то время водитель может ездить с нормально реагирующей педалью акселератора.
При возникновении ошибки по ЭПГ первым делом необходимо проверить провода от ЭПГ к ЭБУ. Произвести осмотр разъемов на предмет окислов, отгнивания пинов. Ниже мы видим схему на примере одного из двигателей audi Q5.
С начала проверяются сигналы которые приходят на контакты 2 и 1 напряжение на них должно быть в пределах 4.8 — 5.2V.
Далее проверяется заземление на контактах 3, 5 (при включенном зажигании напряжение должно быть в пределах 0 — 0.2V).
И затем проверяется связь с ЭБУ двигателя на контакте 4 датчика и 57 контактом ЭБУ, а также 6 контакте датчика и 79 контактом ЭБУ. Сопротивление проводов не должно превышать 1Ω (обычно в пределах 0.2 — 0.4Ω).
Если проводка целая, то ошибка по ЭПГ может возникать либо из-за самой педали, либо из-за ЭБУ двигателя.
Далее проверяем ЭПГ. Прозваниваем сопротивление резисторов ЭПГ. Сопротивление варьируется в зависимости от конструкции датчика: от 500 Ω до 15 kΩ. Если сопротивление равно 0 или оно бесконечно, то педаль неисправна.
В добавок ко всему можно проверить мультиметром или осциллографом, как изменяется напряжение/сопротивление при плавном нажатии на педаль акселератора. Напряжение должно расти плавно без провалов. При проверке мультиметром существует вероятность того, что можно пропустить провалы при нажатии на педаль газа. На осциллографе можно выбрать миллисекундную развёртку и записать сигнал, а потом сжимая сигнал отследить возможные провалы при её нажатии.
Ремонт ЭПГ. Снять педаль, затем крышку датчика, разобрать датчик, сняв бегунок с контактами. Промыть спиртом графитовые дорожки и аккуратно на доли миллиметров сдвинуть бегунки контактов, которые прижимаются к графитовой дорожке. Так как дорожки чуть толще самих контактов, то слегка сдвинув их, они начнут касаться слоя, который не был поврежден в результате трения в процессе работы датчика и как итог мы получим работающую ЭПГ. Некоторые ремонтируют их с помощью простого карандаша
Если проводка и ЭПГ исправна, то неисправность следует искать в ЭБУ двигателя. Не стоит сразу же кидаться искать ЭБУ и пытаться менять. Существуют компании которые успешно их диагностируют и восстанавливают за относительно небольшие деньги по сравнению со стоимостью нового и даже бэушного ЭБУ. Поэтому лучше отвезти ЭБУ на диагностику и ремонт к специалистам.
И напоследок хотелось бы сказать, как можно продлить срок службы ЭПГ. Это возможно на автомобилях оборудованных круиз-контролем. При активном использовании круиз-контроля вы будете реже использовать ЭПГ, таким образом её износ будет значительно сокращаться.
На этом всё. В общем удачных всем поездок и езды без поломок.
До новых встреч.
На чтение 7 мин Просмотров 10.8к. Опубликовано 23.10.2020
Обновлено 30.01.2022
Вплоть до конца 1980-х годов у большинства автомобилей было довольно простое управление дроссельной заслонкой. Вы нажали на педаль акселератора, дроссельная заслонка открылась, воздух поступил в двигатель, где он смешался с бензином и сгорел.
Сгорающий газ приводил в движение колеса автомобиля. Если вы хотели ехать быстрее, всё, что вам нужно было сделать, это нажать педаль сильнее — дроссельная заслонка открывалась шире, давая автомобилю больше мощности.
Но электронное управление дроссельной заслонкой, которое называют электронная педаль газа, использует электрические, а не механические сигналы управления.
Давайте разберёмся, для чего это сделали. Из каких элементов состоит электронный дроссель (ЭД), как он работает, какие у него есть преимущества, какие бывают признаки неисправности.
Из чего состоит электронное управление дросселем?
Когда вы нажимаете педаль газа, вместо открытия дроссельной заслонки задействуется модуль педали акселератора, который преобразует силу, с которой вы нажимаете на педаль, в электрический сигнал.
Затем этот сигнал отправляется в электронный блок управления (ЭБУ), который учитывает его, а также внешние сигналы, чтобы открыть дроссельную заслонку для оптимальной эффективности и производительности.
Это сложная система, но она дает много преимуществ с точки зрения износа двигателя, производительности, эффективности и экологии. Однако, как и любая сложная система, она несовершенна, и у водителей много вопросов по ней.
Типичная электронная система управления дроссельной заслонкой обычно состоит из трёх основных частей:
- модуль педали акселератора;
- привод (электрический моторчик) заслонки;
- блок управления двигателем.
При использовании электронной педали акселератора пропадает необходимость в регуляторе холостого хода (РХХ). Теперь обороты ХХ устанавливаются поворотом заслонки тем же моторчиком.
Блок управления двигателем выбирает правильное программное обеспечение на основе информации от датчиков положения педали акселератора, оборотов двигателя, датчика скорости и переключателей круиз-контроля.
Как работает электронное управление дроссельной заслонкой
По сравнению с тросиковым дросселем в Е-газ добавили две детали:
- моторчик вращения заслонки;
- второй (контрольный) датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ №2).
ДПДЗ №2 работает в «противофазе» с первым — его сигнал увеличивается или уменьшается на ту же величину, что сигнал с основного ДПДЗ №1.
Электронные дроссельные заслонки могут отличаться процентом открытия в обесточенном состоянии и типом ДПДЗ.
- Полностью закрытые в обесточенном состоянии — одна пружина на полное закрытие.
- Приоткрытые на 5-7% — две пружины, точка равновесия в зоне приоткрытия. Это позволяет двигателю работать на малых оборотах в случае
полного выхода из строя электроники дросселя. Такие заслонки являются более современными, чем полностью закрытые, с которыми, в случае поломки, двигатель не будет работать совсем. - С контактными ДПДЗ — внутри ползунковые переменные резисторы.
- С бесконтактными ДПДЗ — внутри нет трущихся подвижных контактов, сигнал на выходе формируется электроникой.
Принцип работы Е-газа:
- Водитель нажимает на педаль акселератора. Степень нажатия через датчики переводится в электрический сигнал и по проводам передаётся в ЭБУ.
- ЭБУ управляет закрытием/открытием заслонки ШИМ-питанием через моторчик. Меняется как скважность ШИМа, так и полярность.
- По сигналам с ДПДЗ анализируется положение заслонки и меняется управляющий сигнал при необходимости.
- Контролируются ошибки в работе дроссельной заслонки.
Преимущества электронного управления дроссельной заслонкой
Электронные системы управления дроссельной заслонкой могут показаться немного бессмысленными. В конце концов, если механическая система работает, зачем её усложнять?
Надежность
Механические дроссельные системы, поскольку они состоят из множества движущихся частей, подвержены значительному износу. В течение срока службы автомобиля различные компоненты могут изнашиваться.
Электронная система управления дроссельной заслонкой имеет сравнительно немного движущихся частей — она посылает сигналы с помощью электрического импульса, а не движущихся частей. Это снижает износ и объём технического обслуживания.
Безопасность
Е-газ добавляет ряд преимуществ безопасности по сравнению с механическими системами. При механическом управлении степень открытия или закрытия дроссельной заслонки зависит только от действий водителя.
Благодаря ЭД блок управления не только считывает данные, поступающие от ноги водителя, нажимающей на педаль газа, но также проверяет сигналы, поступающие от пробуксовывающих колес, системы рулевого управления и тормозов, помогая исправить ошибку водителя и удержать машину под контролем.
Другими словами, E-GAS может учесть несколько факторов, которые влияют на скорость и управление автомобиля, а не только ногу на педали.
Электронное управление дроссельной заслонкой позволяет интегрировать передовые функций безопасности водителя, такие как адаптивный круиз-контроль, системы блокировки тормозов и электронный контроль устойчивости, делая автомобиль более безопасным в сложных погодных условиях (дождь, снег, гололед и др.).
Кроме того, электронный дроссель реагирует быстрее, чем водитель в ситуации, когда шины не обладают достаточным сцеплением с дорогой, обеспечивая вам безопасность и удерживая машину на дороге.
Экологичность и экономичность
Управление дроссельной заслонкой через ЭБУ позволяет снизить вредные выбросы в атмосферу и повысить экономичность автомобиля. Это достигается благодаря тому, что блок управления учитывает не только нажатие на педаль, но и данные от многих датчиков: скорости, кислорода, температуры и др.
Симптомы неисправности электронного дросселя
Как и любая другая деталь автомобиля, система управления дроссельной заслонкой также может подвергаться повреждениям и износу. Есть признаки и симптомы, на которые следует обращать внимание, чтобы защитить автомобиль от дальнейших повреждений.
- У машины могут быть рывки и провалы при ускорении, она может дергаться при разгоне. Возможны пропуски зажигания. Если вы заметили какие-либо из этих симптомов или резкое переключение передач, то возможно есть проблема с электронным дросселем.
- Неисправности электронного управления дроссельной заслонкой могут вызывать проблемы при переключении передач. Это может быть ощущение залипания или медленное переключение между передачами. Возможна проблема с выходом из определенной передачи, как будто она застряла.
- Ещё одним признаком неисправности ЭД являются проблемы с отображением силовых характеристик. Это означает, что автомобиль будет отображать неправильные данные или данные, которые невозможны в текущей ситуации.
- Двигатель может глохнуть без какой-либо видимой причины. Это может быть признаком серьезной проблемы и даже привести к повреждению двигателя, поэтому эту проблему необходимо устранить как можно скорее.
- Дополнительным признаком, который может указывать на необходимость проверки Е-газ, является то, что у вас появляются быстрые и непреднамеренные скачки скорости во время вождения. Это большая проблема безопасности, поскольку это может произойти, когда вы позади другой машины или на повороте.
- На приборной панели может гореть лампочка Check Engine. Это является признаком какой-то неисправности, обнаруженной ЭБУ. Узнать ошибку и причину неисправности можно с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque.
- И последний симптом неисправности электронного управления дроссельной заслонкой — это резкое увеличение расхода топлива. Если вы понимаете, что не можете проехать так же много километров на таком же объёме топлива как раньше, это явный признак того, что нужно сделать диагностику автомобиля.
Аварийный (отказоустойчивый) режим ЭД
Как и большинство сложных систем, электронные системы управления дроссельной заслонкой имеют ряд аварийных режимов (Failsafe Mode). Они предназначены для того, чтобы поддерживать работу системы или обеспечивать безопасное завершение работы, если что-то пойдет не так.
Вообще говоря, при первых признаках проблемы большинство электронных средств управления дроссельной заслонкой закрывают дроссельную заслонку и возвращаются в режим холостого хода.
Так, например, если блок управления двигателем обнаруживает проблему с датчиком, система переходит на холостой ход, предотвращая открытие дроссельной заслонки.
Также в ЭД встроено несколько резервов. Например, датчиков положения используется по две штуки. Если датчик неисправен или два датчика в одном положении передают разные показания, система закрывает дроссельную заслонку, оставляя двигатель на холостом ходу.
Всё это не означает, что в электронных системах управления дроссельной заслонкой нет проблем. Скорее, они были разработаны с рядом аварийных режимов, которые при правильной работе должны предотвратить неожиданное ускорение автомобиля.
В последнее время автопроизводители добавляют еще один аварийный режим: отключение тормозами. Такие ЭД уже доступны на некоторых немецких автомобилях. Они позволяют водителю вмешиваться и блокировать систему дроссельной заслонки. Если Е-газ каким-то образом неисправен и дроссельная заслонка открывается сама по себе, то нажатие на тормоз закроет её.
Тренд последних лет в автомобилестроении – постепенное отстранение водителя от процесса управления автомобилем. Пока еще конструкторы и маркетологи не дошли до потери связи рук и ног с поворотом колес и торможением, но все идет к этому. Ни одно современное авто уже не поставляется на рынок без электронного дросселя и электронного акселератора.
Электроника – штука надежная, но иногда она выходит из строя.
Устройство и принцип работы электронной педали газа
Чтобы понимать, как это устроено и функционирует, нужно примерно понимать общую схему механического аналога. Функции этих систем схожи, однако самым простым узлом можно считать только традиционный привод.
Педаль «газа» — это орган управления дросселем и его заслонкой. Функция дросселя – регуляция количества воздуха. Чем больше воздуха, с тем большими оборотами будет вращаться коленчатый вал двигателя. Педаль через тросиковый привод либо через рычаги соединяется с приводом дросселя. Все это значительно снижает усилие, необходимое для нажатия на газ.
Принцип действия электронного узла сложнее, но таким образом процесс управления оборотами стал легче. Электронный акселератор используется только на моторах с инжекторной системой питания. Устройство ее – полностью электронное. В основе лежат электронные модули, преобразующие электрические сигналы.
Читайте также: Лямбда-зонд: что это, признаки неисправности и способы проверки
Конструктивно узел представляет собой рычаг из пластика и крепежный кронштейн – внутри кронштейна имеются два датчика. Все эти элементы составляют цельную неразборную конструкцию.
В качестве датчиков используются потенциометры. Подвижный контакт которых находится в жесткой связи с осью рычага пластиковой педали.
Когда водитель нажимает на акселератор, электроника отправляет блоку, отвечающему за преобразование сигналов, данные об положении рычага. На следующем шаге сигнал усиливается и дроссель открывается в соответствии с настройкам автомобиля.
Если рассмотреть классическую схему, то ось педали совмещается с ползунком потенциометра. Переменный резистор изготовлен на печатной плате по технологии напыления. При нажатии на акселератор ползунки потенциометра двигаются по напыленной поверхности, меняя сопротивление в цепи.
В новых моделях авто применяют два потенциометра. Данный подход увеличивает надежность и точность управления. При поломке одного резистора система будет использовать показания второго.
Признаки неисправности
Среди основных признаков проблем можно выделить:
- Отсутствие какой-либо реакции на акселератор после запуска ДВС автомобиля;
- Провалы, потеря приемистости в процессе движения;
- Плавающие холостые обороты;
- Резкие скачки оборотов при плавном нажатии на акселератор;
- Слишком высокие обороты в режиме холостого хода.
В устройстве имеются подвижные электрические контакты, а также токопроводящие дорожки – эти элементы подвергаются износу в процессе эксплуатации. В работе мотора можно наблюдать провалы при наборе оборотов, нестабильный холостой ход.
Статья по теме: 5 самых хороших автомобильных колонок для качественного звука
Если в узле имеется неисправность, то водитель может это увидеть по сигнальной лампе на приборной панели. ЭБУ в такой ситуации переведет двигатель в резервный режим работы.
В таком режиме можно наблюдать медленный набор оборотов, даже если нажать на акселератор резко. Кроме того, может существенно вырасти расход топлива автомобиля.
Если в узле выходят из строя сразу два датчика, ЭБУ переведет работу ДВС в аварийный режим – водитель не сможет влиять на работу мотора, обороты при любых условиях будут немного выше оборотов ХХ.
Проверка
Если в устройстве имеется потенциометры, то они проверяются обыкновенным мультиметром. Необходимо использовать электрическую схему конкретного автомобиля. Чтобы не пришлось снимать весь узел, контролировать сопротивление можно со стороны ЭБУ.
Для проверки понадобятся знания распиновки ЭБУ и уровень сопротивлений потенциометра в разных положениях педали.
Если педаль цифровая, тогда ее проверка возможна только при наличии систем компьютерной диагностики.
Регулировка
Процесс регулировки на разных моделях авто может различаться, так как разные производители используют механизмы разной конструкции. Но для настройки можно применять одинаковый принцип. Что касается конкретной модели, то лучше заранее найти информацию по нему.
Для начала регулировки первым делом необходимо демонтировать педаль с удерживающего кронштейна. Далее ослабляют винты, крепящие крышку. Одни винт удерживает крышку в определенном положении – его следует выкрутить полностью. Крышку поворачивают в сторону по часовой стрелке до конца, затем снова затягивают винты.
Это интересно: Как сделать пеногенератор для автомойки из подручных вещей своими руками
Данная регулировка позволит сократить время реакции педали. Некоторые автовладельцы отмечают что после таких регулировок скорость срабатывания можно даже сравнивать с механической педалью. Регулировка позволяет улучшить работу мотора, улучшить начало движения с места.
В тех случаях, когда нужна педаль с низкой чувствительностью, необходимо вращать крышку в обратную сторону – против часовой стрелки. Машина начинает реагировать на нажатия не так быстро.
Иногда можно встретить и вредные советы по регулировке –водители советуют подкладывать прокладки под рычаг. Это неверный подход. Иногда подкладки попадают под контактные площадки в потенциометре, а машина в результате может потерять управление.
Ремонт
Если с педалью появились какие либо проблемы, тогда поможет только полная замена узла. Но прежде чем что-то менять, стоит выявить причину неисправности. Для этого можно воспользоваться проверкой с мультиметром.
Можно разъединить датчики и колодку, демонтировать педаль. Проверяют сопротивление – при нажатии на газ оно должно медленно меняться. Скачки показателей говорят о неисправностях.
К сведению: Как восстановить кожу на руле автомобиля методом покраски
Но иногда ремонт возможен – например, повреждена проводка. При обнаружения дефекта с проводкой можно использовать следующую схему.
- Освобождают ось, на которой закреплена шестеренка.
- Снимают жгут проводов.
- Затем отпаивают провода.
- Освобождают скобу и вытягивают кабель.
Далее меняют провода и распаивают их соответственно разъему под педалью.
Электронная педаль газа сейчас устанавливается практически на все современные автомобили.
У нее есть свои преимущества и недостатки по сравнению с традиционной механической педалью.
Как усовершенствовалась педаль акселератора
Педаль акселератора (или газа) предназначена для регулировки поступления рабочей смеси в область сгорания цилиндров двигателя. Чем больше смеси поступает, тем большие обороты и мощность развивает силовой агрегат автомобиля. Ни один современный автомобиль пока нельзя представить без педали газа (за исключением транспортных средств, предназначенных для людей с ограниченными возможностями).
С момента изобретения транспортных средств регулировки акселератора прошли следующие этапы:
Ручная регулировка газа
Первые авто оснащались именно таким видом «ручной» педали газа. В наше время такая регулировка сохранилась в мотосредствах. По мере развития транспортных средств функцию акселератора (как и тормоза) передали ногам.
Механическая педаль газа
В свое время она выполнялась при помощи системы рычагов, затем перешли к тросиковым и совмещенным системам. Смещение положения рычага передавалось по механической системе к регулятору положения дроссельной заслонки. Система оказалась настолько удачной, что просуществовала более полувека.
Электронная педаль газа
С внедрением электронных систем управления двигателем в конце 70-х годов прошлого столетия постепенно стали устанавливать педали газа, в основе которых лежал принцип преобразования угла наклона педали в электрический сигнал с дальнейшим его преобразованием блоком управления двигателя в сигнал контроля поворота дроссельной заслонки. Первые варианты таких педалей оказались очень ненадежными. Часто это приводило к авариям. Затем системы усовершенствовали усложнением схемы потенциометров блока педали газа, введением обратной связи в виде датчика, установленного на дроссельной заслонке. Приблизительно в таком виде электронная педаль газа дожила до наших дней.
Сейчас в электронный блок педали газа встраивают цифровые преобразователи, чтобы в блок управления двигателя сигнал пришел в «готовом» цифровом виде. Некоторые производители практикуют передачу сигналов от электронной педали по CAN-шине, заменяют потенциометры на оптические системы слежения за углом наклона педали газа.
Принцип работы электронной педали газа
Ось электронной педали газа совмещена с осью перемещения ползунков потенциометров (переменных резисторов). Обычно резисторы выполняются методом напыления на диэлектрическую плату и имеют такой вид:
Датчики (ползунки) во время осевого движения скользят по дорожкам, изменяя сопротивление между контактами. Это сопротивление регулирует выходное напряжение, которое поступает на блок управления двигателем. Электрическая схема электронной педали газа имеет вид (данная схема для VW GOLF):
В зависимости от положения педали газа величина сопротивлений изменяется:
В автомобиле есть еще один датчик, который имеет приблизительно такую схему. Это датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ):
Он часто имеет совмещенный разъем с электроприводом дроссельной заслонки.
Работа системы электронной педали газа происходит следующим образом. При нажатии на педаль газа одновременно изменяется положение ползунков резисторов датчика. Они регулируют напряжение, подаваемое на электронный блок управления двигателем. Совместная работа двух датчиков уменьшает дифференциальные помехи и одновременно увеличивает надежность системы. Если откажет один датчик или электрическая цепь, система перейдет в аварийный режим, не произойдет резкого изменения подачи смеси.
Формируемый блоком управления сигнал приведет к вращению электропривода дроссельной заслонки. Это вращение изменит состояние датчика положения дроссельной заслонки. Сформированный им сигнал предназначен для управления подачей топлива, работой других систем двигателя, а также для обратной связи с целью стабилизации работы системы электронной педали газа.
Их плюсы и минусы
Плюсы:
- электронная педаль газа формирует «готовый» сигнал на блок управления двигателя;
- отсутствуют механические проблемы износа тросика, рычагов, застывания смазки;
- увеличивается быстродействие системы;
- в целом, конструкция педали становится проще, педаль можно заменить за несколько минут.
- в случае неисправности система переходит в аварийный режим.
Минусы:
- электроника также часто выходит из строя;
- увеличивается количество устройств, влияющих на работоспособность: датчики педали, датчики положения дроссельной заслонки, привод заслонки;
- очень часто неисправность связана с плохими контактами разъемов, неисправностью проводки;
- педаль газа во время движения постоянно находится в движении, происходит износ потенциометров датчиков, ползунков;
- электроника берет полный контроль над управлением педалью акселератора: нельзя «подбросить газку» во время запуска двигателя, перегазовать во время обгона, точнее, можно, но реакции движка не будет.
Признаки неисправности электронной педали газа
Основными признаками неисправности электронной педали газа являются:
- отсутствие реакции на нажатие педали после запуска двигателя;
- провалы приемистости двигателя во время движения;
- плавание холостых оборотов;
- резкие броски газа во время плавного нажатия на педаль;
- повышенные холостые обороты.
Видео — быстрый ремонт электронной педали E-gaz на Lada Granta:
Как проверить исправность
Электронную педаль газа потенциометрического типы (без встроенного цифрового преобразователя) можно проверить при помощи обычного мультиметра в режиме измерения сопротивления. На примере VW GOLF проверка ведется по таблице, приведенной выше в данной статье.
Чтобы не демонтировать педаль газа можно вести контроль сопротивления со стороны блока управления двигателя, как показано на рисунке:
Аналогично для других моделей автомобилей необходимо знать распиновку блока управления двигателей и таблицу сопротивлений при перемещении потенциометра. Можно воспользоваться программой AUTODATA 3.45.
В случае цифровых электронных педалей контроль неисправности возможен только при помощи компьютерной диагностики.
В случае неисправности электронной педали газа ее можно поменять полностью или выполнить замену только блока датчиков.
Варианты доработки и регулировки
Современные электронные умельцы не обошли своим вниманием электронную педаль газа. Они разработали устройства, которые позволяют сделать педаль газа сверхчувствительной, как у гоночного автомобиля. Для примера можно привести систему MS-Chip Speed Boost.
Она имеет 3 режима: СПОРТ, СПОРТ + и ЭКО. Подключается довольно просто, имеет 3 года гарантии.
Есть еще электронный корректор дроссельной заслонки — SHPORA (ШПОРА).
Видео — регулировка чувствительности педали е-газа ЛАДА ВЕСТА:
Для владельцев ВАЗов разработаны специальные регулируемые электронные датчики педалей газа.
Они имеют возможность регулировки за счет смещения винтового крепления:
Чтобы изменить чувствительность педали достаточно приоткрутить винты и немного сместить вправо-влево крепление.
Данные системы расширяют потенциальные возможности электронных педалей газа. Без дорогостоящего чипования электронного блока автомобиля можно превратить свой авто в гоночный болид.
Не все водители знают как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле и какие последствия могут быть при неправильном его применении.
Читайте статью про транспондеры для платных дорог — что это такое и как ими пользоваться.
Что такое рестайлинговая https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/auto/restyling/mashiny.html модель автомобиля.
Видео — регулировка чувствительности педали е-газа ВАЗ: