Ошибка инженера кочина раневская

ВикиЧтение

Я – Фаина Раневская
Раневская Фаина Георгиевна

В 1939 году Фаина Раневская снялась в двух фильмах – «Человек в футляре» и «Ошибка инженера Кочина».

Первый из них поставил Исидор Анненский по одноименному рассказу Чехова. Раневскую он пригласил на острохарактерную, но бессловесную роль жены инспектора гимназии. И именно с этого фильма началась ее экранная «отсебятина». Ей было скучно играть молча, и она сама придумала своей героине текст: «Я никогда не была красива, но постоянно была чертовски мила». Режиссер разрешил вставить эти слова в картину, но Раневской было мало его согласия, она очень уважала Чехова, поэтому попросила разрешения еще и у его вдовы Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. Та посмеялась и дала свое одобрение.

Фильм «Ошибка инженера Кочина» снимал режиссер Александр Мачерет. Раневской сниматься там не нравилось, роль она не понимала, но режиссер не хотел объяснять, а просто требовал, чтобы она механически выполнила его указания. В результате получилось, что ее героиня идиотской радостной улыбкой встречает энкавэдэшников! Но еще больше Раневскую раздражало, что после этого фильма ее стали узнавать на улицах и кричать ей вслед ее фразу из фильма: «Абрам, ты забыл свои галоши!» Впрочем, продолжалось это недолго, ведь на следующий год уже вышел «Подкидыш».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Человек в футляре

Человек в футляре
Лазарь Каганович… Когда читаешь его воспоминания, невольно возникает мысль о том, что автор будто бы застыл в своем развитии задолго до того мига, когда решился поведать миру о себе. Идеологические догмы, вознесшие его на вершину коммунистической

Фаина Раневская

Фаина Раневская

Фаина Раневская

ФАИНА РАНЕВСКАЯ

ФАИНА РАНЕВСКАЯ

Голова седая на подушке.
Держит тонкокожая рука
Красный томик «Александр Пушкин».
С ней он и сейчас наверняка.
С ней он никогда не расставался,
Самый лучший — первый кавалер,
В ней он оживал, когда читался.
Вот вам гениальности пример.
Приходил задумчивый

Фаина Раневская

Фаина Раневская

Голова седая на подушке.
Держит тонкокожая рука
Красный томик «Александр Пушкин».
С ней он и сейчас наверняка.

С ней он никогда не расставался,
Самый лучший — первый кавалер,
В ней он оживал, когда читался
После репетиций и премьер.

Приходил задумчивый и

Я — Фаина Раневская

Я — Фаина Раневская
Раневская в отличие от большинства других знаменитых людей не оставила мемуаров.Ей не раз предлагали написать воспоминания и даже выплачивали аванс. Она начинала, бросала и возвращала деньги. Пожалуй, она вообще относилась к мемуарам отрицательно, а

Фаина Раневская

Фаина Раневская
СИЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА С ХРУПКИМ СЕРДЦЕМДесять лет назад редакционный совет английской энциклопедии «Who is Who» назвал Фаину Георгиевну Раневскую в числе десяти самых выдающихся актрис XX века. Между тем у нее почти не было ни одной главной роли в кино, которое ее

Фаина Георгиевна Раневская родилась в Таганроге в 1896 году в семье Гирша Хаимовича и Милки Рафаиловны Фельдман.

Фаина Георгиевна Раневская родилась в Таганроге в 1896 году в семье Гирша Хаимовича и Милки Рафаиловны Фельдман.
Конечно, тогда ее фамилия тоже была Фельдман – Раневской она стала много позже, когда выбирала себе актерский псевдоним.Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был

В 1918 году в Ростове-на-Дону Фаина Раневская познакомилась с Павлой Леонтьевной Вульф.

В 1918 году в Ростове-на-Дону Фаина Раневская познакомилась с Павлой Леонтьевной Вульф.
Страшный это был год. Голод, террор и разруха, Гражданская война и интервенция… Но зато в Ростове-на-Дону гастролировала Павла Вульф, замечательная актриса, которую Фаина видела еще в

В эвакуации Фаина Раневская снялась в нескольких фильмах, но к сожалению ни один из них и близко не дотягивал до «Ивана Грозного».

В эвакуации Фаина Раневская снялась в нескольких фильмах, но к сожалению ни один из них и близко не дотягивал до «Ивана Грозного».
Первой была картина Леонида Лукова «Александр Пархоменко», снятая в 1942 году. Раневская играет там тапершу, о которой в сценарии была всего

В 1946 году Фаина Раневская оказалась в Кремлевской больнице. Врачи подозревали, что у нее злокачественная опухоль.

В 1946 году Фаина Раневская оказалась в Кремлевской больнице. Врачи подозревали, что у нее злокачественная опухоль.
Узнав, что Раневскую ожидает тяжелая операция, Василий Качалов передал ей записку: «Кланяюсь страданию твоему. Верю, что страдание твое послужит тебе к

Фаина Раневская

Фаина Раневская
С ней невозможно было играть, что называется, «вполтона». Она посылала партнеру такой, эмоциональный заряд, который требовал ответа не меньшей силы. А если этого не происходило, то начинало казаться, что Раневская подчиняет себе сцену. И это было не виной

Фаина Раневская: человек, которого не было

Фаина Раневская: человек, которого не было
Психолог задумчиво вышагивал по кабинету. Каждый раз, когда перед ним стояла сложная задача, требующая напряжения мысли, он начинал ходить, уверяя себя и других, что физическая активность способствует активности клеток

2. Фаина Раневская

2. Фаина Раневская
Эта поистине легендарная актриса советского кинематографа снискала славу вереницей ярких кино-образов и упрочила ее на долгие годы огромным количеством рожденных ею блестящих афоризмов, популярных и по сей день. В семье Фаина Раневская (1896–1984)

ФАИНА РАНЕВСКАЯ

ФАИНА РАНЕВСКАЯ

Голова седая на подушке.
Держит тонкокожая рука
Красный томик «Александр Пушкин».
С ней он и сейчас наверняка.

С ней он никогда не расставался,
Самый лучший – первый кавалер,
В ней он оживал, когда читался.
Вот вам гениальности пример.

Приходил

Фаина Раневская и Твардовский

Фаина Раневская и Твардовский
Александр Трифонович Твардовский был чем-то сродни Фаине Раневской. Может быть, своей судьбой в юности, которая почти как в зеркале отразила тогдашнюю жизнь Раневской. Дело в том, что и он с юношеским пылом ждал какой-то новой России, принял

Человек в футляре

Человек в футляре
Этот фильм памятен мне по многим причинам. В работе над ним я впервые столкнулся с большой группой крупных актеров из разных театров, немало поработавших в кино. Это были люди самых различных творческих школ. Серьезно, ответственно отнеслись они к работе

Фаина Раневская – о режиссерах

От Глеба Скороходова .

– С режиссерами мне всю жизнь везло. В поисках хорошего я меняла сцену на сцену,
переспала со всеми театрами Москвы и ни с кем не получила удовольствия!

Мачерет Александр (1896 — 1979)

А в кино?!

«Ошибку инженера Кочина» Мачерета помните?
У него в этой чуши собачьей я играла Иду, жену портного.
Он же просто сделал из меня идиотку!

«Ошибка инженера Кочина» (1939)

– Войдите в дверь, остановитесь, разведите руками и улыбнитесь. И все! – сказал он мне. – Понятно?
– Нет, Сашенька, ничего не понятно!
– Но, Фаиночка, согласись, мы не во МХАТе! Делаем советский детектив – на психологию
места тут нет!

Я сдалась, сделала все, что он просил, а потом на экране оказалось, что я радостно
приветствую энкавэдэшников!
Не говорю уже о том, что Мачерет, сам того не желая, сделал картинку с антисемитским
душком, и дети опять прыгали вокруг меня, на разные голоса выкрикивая одну мою фразу:
«Абрам, ты забыл свои галоши!»

Надежда Николаевна Кошеверова

А Кошеверова? Выбросить из «Золушки» мой лучший эпизод!
После того как этот чертов башмачок пришелся по ноге Леночке Юнгер
– она чудно Анну играла,
– я зычно командовала капралу:
«За мной!» И тут же запевала:
– Эх ты, ворон, эх ты, ворон, пташечка! Канареечка жалобно поет!

Фильм «Золушка» и исполнитель роли мачехи Фаина Раневская
на почтовой марке России 2001 года

И под удивительный марш сочинения Спадевеккиа отправлялась во дворец.
Где это все?
Можно подумать, что мне приходилось в кино часто петь!

Иван Пырьев

А Пырьев?! Я снималась у этого деспота в «Любимой девушке». «Любимую», разумеется,
играла Ладынина, из меня делать «любимую» никто никогда не пробовал.
И что же? В последний съемочный день он мне говорит:
– Фаина Григорьевна, я надеюсь на нашу дальнейшую совместную работу.

В роли Мани, тетки Добрякова в фильме » Любимая девушка». 1940 г.

И думаете, случайно я выпалила в ответ:
– Нет уж, дорогой Иван Александрович, я теперь вместо пургена буду до конца дней
моих пить антипырьин, чтобы только не попасть еще раз под ваше начало!
Это был сплошной кошмар! И зачем я только согласилась на эту тетку Добрякова?!

Всеволод Санаев — «Любимая девушка» .

Вася Добряков достался Санаеву Пырьев орал на него как резаный, а Санаев, хороший,
мягкий человек, после того как случайно попал в КГБ и отсидел там, кажется, неделю,
стал запуганным на всю жизнь: никогда никому не возражал и со всем только соглашался.
Иван вил из него веревки!

Марина Ладынина -. «Любимая девушка» …

На Марину кричать побаивался. Она всем на каждом шагу говорила:
– Я – мхатовка!
При этом хотелось встать, снять шляпу и обращаться к ней только по имени-отчеству
Хотя на самом деле она была во МХАТе без году неделю.

Мхатовка! Подумаешь – невидаль! Я сама могла бы называться мхатовкой, если бы не моя
рассеянность. Да, я действигельно однажды забыла люстру в троллейбусе. Новую, только
что купленную. Загляделась на кого-то и так отчаянно кокетничала, что вышла через
заднюю дверь без люстры: на одной руке сумочка, другая была занята воздушными поцелуями.
Но со МХАТом все получилось значительно хуже.

Hежиссер В.И. Немировича-Данченко

Боже, меня пригласил на встречу сам Немирович-Данченко!
Я пришла в его кабинет, с волнением ступая по мхатовским сукнам фойе и коридоров,
сидела перед ним в кресле, любуясь его необыкновенной бородой. Знаете, что в ней
было необыкновенного? Только не смейтесь! Она на самом деле светилась!
От нее исходило сияние. Перевернутый нимб – не над головой, а под подбородком,
как слюнявчик у ребенка. Немирович предложил мне работать во МХАТе.

– Вы можете подумать, дорогая. Я понимаю, приглашение в наш театр способен изменить
всю жизнь актрисы, – сказал он.
– Что тут думать, – выпалила я. – Я согласна, конечно. Согласна!

И, прощаясь, когда Немирович поцеловал мне руку, проникновенно произнесла:
– Спасибо, спасибо вам, Василий Петрович! Этого дня, Василий Петрович, я никогда
не забуду!
А наутро секретарь Немировича мне сообщила:
– Приказ о вашем зачислении в труппу Художественного театра Владимир Иванович отложил.

Отложил, увы, навсегда.

Качалов Василий Иванович

– Господи, Фаина, объясни, почему ты назвала Владимира Ивановича Василием Петровичем,
– удивился Качалов, с которым я поделилась своим горем.
– Ну, Василием – это я могу понять: ты в это время думала обо мне, как мы вместе выйдем
в «Вишневом саде».
Но откуда взялся Петрович? Еще один роман?!
Роман со МХАТом, о котором я мечтала, не получился. Аде Войцик с Пырьевым тоже, конечно,
безумно не повезло. Ее угораздило родить ему ребенка. Сыграла она в его «Конвейере смерти»
и «Партийном билете» отлично – она вообще настоящая актриса, хоть и не мхатовка.
И пить не умела. Но когда Иван остался без работы, кормила семью.

«Иван Грозный» Аде Войцик в роли Глинской

А потом ему понадобилась актриса, которая плясала бы и пела в полях, исходящих
невиданными урожаями. Ада и на это оказалась неспособна.
А какие у нее выразительные глаза!
Не говорю о «Мечте», но у Эйзенштейна во второй серии «Ивана» какая она Глинская!
Вроде и роли нет, а молодец!

Кадр из фильма «Любимая девушка»

Я с Пырьевым спорила до хрипоты. Ситуация в этой «Любимой девушке» – на уровне дебила.
Любимая любит любимого, простого рабочего, собирается родить от него ребенка, но не
хочет, чтобы на заводе знали об их браке. Как вам это нравится?
Ничего себе конфликтик состряпали?!
– Она – человек стеснительный, боится, что ее засмеют, – объясняет мне Иван.
– Так как же вы хотите, чтобы я к этой дуре относилась с симпатией?
– Из женской солидарности, – предлагает он.
– Но ведь я тетка ее мужа и не могу встать на сторону предающей племянника кретинки!
– Фаина, не упрощайте! Речь идет о психологической драме!
– сказал он и твердил это всю смену, до посинения.
Извел меня окончательно, а роль-то – выеденного яйца не стоит!

– А как же быть с «Нет маленьких ролей – есть маленькие артисты»?
– спросил я.
– Вы же сами не раз вспоминали Станиславского!

АДА ИГНАТЬЕВНА ВОЙЦИК (1905-1982)

– Вспоминала! И напрасно. Ошибся великий. Маленьких ролей предостаточно.
Из них получаются такие же большие, как из дерьма – пуля!
И еще. Один совет в нашей стране советов.
Запомните: за все, что вы совершаете недоброе, придется расплачиваться той же монетой.
Не знаю, кто уж следит за этим, но следит и очень внимательно.
Марина оказалась в той же ситуации, в какую по ее вине когда-то попала Ада Войцик:
Пырьева увела другая. И расплата на этот раз, по-моему, самая жестокая.
Какой нынче у нас год?
Так вот считайте: с пятьдесят четвертого года, когда Марина сыграла у Пырьева последнюю
роль – «Испытание верности» назывался этот ее далеко не лучший фильм, – прошло
пятнадцать лет!
И за это время в жизни признанной кинозвезды ни одной картины!
Пятнадцать лет! Что может быть страшнее для актрисы?..

Источник: lib.vkarp.com

Отечественный кинематограф 1930-х годов — до предела идеологизированный, часто оторванный от реальной жизни, подчиненный кондовым штампам соцреализма и жесткой цензуре, тем не менее явление очень интересное. В нем работало много талантливых людей, и талант этот так или иначе прорывался, да и сам набор кинематографических штампов служил зеркалом эпохи. Одним из таких фильмов-зеркал стала лента «Ошибка инженера Кочина» 1939 года, запрограммированная на успех, но оказавшаяся воплощенной несуразицей. Если не говорить о том, что за шпиономанией конца 1930-х годов стояло множество изломанных человеческих судеб.
File:Oshibka inz0.jpg

В 1937 году, когда надо было как-то объяснить и оправдать разгул террора в стране, появилась пьеса «Очная ставка», рассказывающая о бесчинствах шпионов и вредителей на территории СССР и о доблестной борьбе с ними сотрудников органов безопасности. Основным автором был Лев Шейнин, в молодости мечтавший о писательской стезе и даже учившийся в литературном институте, но перешедший на работу в «органы» и сделавший головокружительную карьеру, став ближайшим помощником А.Я. Вышинского, главного советского прокурора. Шейнин занимался делом по убийству Кирова, а потом делом «Право-троцкистского блока» Каменева и Зиновьева, так что с «материалом» был знаком не понаслышке. Отдыхая от трудов, он продолжал баловаться литературой, считаясь основоположником советского детективного жанра. Его «Записки следователя» пользовались большой популярностью, да пьесы на тему ловли шпионов и отщепенцев, созданные вместе с его обычными соавторами братьями Тур (Л.Д. Тубельским и П.Л. Рыжеем), шли по всей стране.
Кстати, Шейнин и сам в 1936 году был репрессирован и даже отправлен на Колыму, но вскоре этапирован обратно в Москву и после пересмотра дела освобожден. Так что впечатления у автора накопились разнообразные.
Ошибка инженера Кочина
Однако для работы над сценарием были приглашены не авторы нашумевшей пьесы, а Юрий Олеша, чьи собственные произведения, кроме «Трех толстяков», с 1936 года находились под негласным запретом, не издавались и не упоминались до 1956 года. Может быть, ему дали возможность доблестным трудом реабилитироваться перед советской властью… Но Олеша был привязан к идеологически выдержанной пьесе, написанной представителем «органов», и сценарий фильма его творческой удачей не стал. К тому же, соавтор Олеши, будущий режиссер фильма Александр Мачерет ограничивал порывы писателя, прикидывая как фантазии Олеши можно будет воплотить на экране практически.
На роли в фильме были утверждены признанные звезды: Любовь Орлова, находящаяся на пике популярности, Михаил Жаров, а также необыкновенно талантливые актеры Раневская, Петкер, Кмит (Петька из «Чапаева»)… При таком составе фильм должен быть обречен на успех. Но Жаров в роли следователя госбезопасности, не предполагавшей юмористических красок, утратил свое легендарное обаяние, да и Любовь Орлова смотрелась намного органичнее в фильмах вроде «Цирка», где были песни, танцы, шелка и перья…
Борис Свобода (Богумил Свобода) - "Ошибка инженера Кочина"(1939)

Фильм начинается с несколько растянутого монолога немолодого человека, который нервно курит и рассказывает, с цитированием романса «На заре туманной юности», о том как был счастлив в 1911 году, когда у него была любимая жена, дочка, маленький домик в Саратове и служба акцизного чиновника. И как потом жена убежала с любовником в Париж, разлучив его с дочкой Катенькой, и вот теперь, когда он стар и одинок, несчастный отец не совладал с тоской и попытался перейти государственную границу, чтобы добраться до Парижа к дочке… Почему и оказался «здесь». И тут зритель видит, что «здесь» — это кабинет следователя, а сотрудники органов, сидящие под портретом Сталина, страданиям несчастного отца как-то не особо и сочувствуют, пытаясь сбить его с толку вопросами, кто был городским головой Саратова в 1911 году, да на какой улице стояло Акцизное управление.
ош.ин.к
Сразу понятно, как неуместна сентиментальная улыбка задержанного и его рассказы о мещанских радостях. Дав подписать протокол, отца парижской дочки… отпускают, но следователь (Жаров) сурово смотрит ему вслед и уверенно говорит сам себе: «Шпион!» Жаров вообще постоянно «хлопочет лицом», пытаясь придать ему волевое и проницательное выражение, но этот легкий перекос лица не всегда отвечает задаче.
Ошибка инженера Кочина - кадр 2 (00:06:07)

Выпроводив шпиона, сотрудники НКВД достают из сейфа промокашку, найденную при обыске в желобе под окном шпионской квартиры. На промокашке продавились слова письма, и следователю удается прочитать: «Дорогой друг! Будьте беспощадны к ней…» Из этого делаются два вывода: а) шпион нагло врал о своем одиночестве на допросе, ведь у него есть дорогой друг; б) «опасность нависла над какой-то женщиной»…
И сотрудники НКВД решают внимательнее относиться к сводке происшествий, чтобы не пропустить момент, когда шпион пришьет кого-то женского пола и этим саморазоблачится.
А тем временем на завод, изготавливающий военную авиационную технику, является инженер Кочин. Оказывается, его уже наградили орденом, но виновнику торжества об этом почему-то никто не сообщил. Будучи человеком политически грамотным, Кочин утром, до службы слушал новости по радио и случайно узнал, что стал орденоносцем. Коллеги, исключительно мужчины, которые тоже слушают радио, оказались в курсе и принялись поздравлять Кочина, а некоторые даже обнимать, прижимать к себе и страстно целовать (пропаганда гомосексуализма в то время была явно неактуальной темой).
Ошибка инженера Кочина (1939)

Коллектив просит Кочина обмыть награду (что свидетельствует о вполне здоровых дружеских настроениях), но тот под каким-то неубедительным предлогом отказывается (видимо, чтобы не поощрять пьянство) и отвлекает всех на новый самолет, который порхает под заводскими окнами. Летчик сажает машину прямо у подъезда во дворе предприятия. Кочин и его товарищи веселой гурьбой выбегают во двор, чтобы расспросить летчика об испытаниях. Летчик, в свою очередь облобызав Кочина, просит упразднить баки для топлива, а горючее заливать прямо в крыло. Инженер намерен сию секунду переделать модель самолета…
Ошибка инженера Кочина (1939)

Однако выясняется, что с предприятия все уже ушли (хотя только что рядом с Кочиным и самолетом наблюдалась приличная группа товарищей). Да и самого Кочина уборщица отправляет домой. Попросив у уборщицы разрешения (?) позвонить директору, Кочин попадает на его зама (директор тоже ушел), и  говорит, что хотел бы взять секретные чертежи на дом для работы. Зам не то, чтобы разрешает, но и не отказывает, только напоминает об их секретности. А сам тут же в кабинете снимает трубку, соединяется по служебному телефону со шпионами и значительным голосом говорит кодовую фразу: «Сегодня вечером есть возможность приобрести редкое издание Эразма Роттердамского. На дому у владельца»… Шпионщина начинает действовать…
Ошибка инженера Кочина (1939)

Кочин живет, естественно, в коммуналке. А его соседка Ксения Лебедева (в исполнении Орловой) похоже имеет на него виды и неумело кокетничает. Кочин не прочь поддаться ее чарам. Но любовные сцены происходят странно — Ксения заставляет Кочина чинить старые ходики, он роняет винтик, после чего пара долго ползает по комнате на четвереньках, случайно соприкасаясь лбами и ладонями. Идиллию нарушает звонок иностранного шпиона, призывающего Ксению на встречу (прямо при Кочине, который, конечно, ничего не понимает). Оказывается, она давно завербована и подселена шпионами в квартиру к Кочину совсем не случайно.
В переполненном ресторане «Националя» агент западной разведки требует от Ксении выполнения шпионского задания.
Ошибка инженера Кочина (1939)

Ксения начинает страдать, говорить, что в то время, когда ее завербовали, она была молода и глупа, а теперь ей хотелось бы покоя… И смотрит на резидента туповатым взглядом, который очень удавался Орловой в роли ткачихи Тани Морозовой из «Светлого пути», еще не успевшей стать ударницей и получить ордена и образование. Но все же после прогуки по набережной сдается и за руку приводит шпиона к себе и Кочину домой… Пара крадется в квартиру на цыпочках — теперь Ксения должна пригласить Кочина в свою комнату, а шпион в комнате Кочина сможет воссоединиться с секретными чертежами. Дорвавшись до чертежей, резидент во всю шпионствует, хотя техника у него оставляет желать лучшего — громоздкий фотоаппарат, который надо крепить к столешнице привинчивающимся штативом, и магниевая вспышка, задымившая всю комнату доверчивого инженера… При этом шпион тоже очень хлопочет лицом, изображая на крупных планах то страх, то ненависть. И жадно прислушивается к тому, что происходит за стеной у Ксении, чтобы в случае чего пришить и ее, и Кочина (и даже вытаскивает пистолет в доказательство серьезности намерений).
Ошибка инженера Кочина (1939)
Пересняв чертежи и изобразив их каким-то образом в виде шифровки, агент отправляется на явку к связнику. Встреча назначена в подвале, где проживает портной Гуревич, шьющий на дому мужские костюмы. Там, между примерками, резидент передает шифровку связнику с просьбой немедленно отправить на Запад через шведское посольство. Тот довольно небрежно сует листок во внутренний карман (так, чтобы тот наполовину из кармана торчал и мог в любой момент выпасть). Что и случается. Жена портного Идочка в исполнении Раневской довольно неловко подметает полы, ухитрившись повалять пиджак клиента, пока тот на примерке, вытрясти листок с шифровкой, потоптать его ногами и наконец замести в совок с мусором и вынести из комнаты. Что удивительно, вскоре листок, чистый и невредимый оказывается рядом с рабочим столом портного. Тот, выпроводив клиентов-шпионов, берется утюжить брюки, подложив листок под утюг, и… о, ужас, под горячим утюгом проявляются симпатические чернила, которыми записана шифровка! Дурак-связной удалился, не проверив карман и, похоже, даже не вспомнив, что она у него была. Конечно же, портной решает отнести шифровку в НКВД, несмотря на опасения жены…
3/7/e/490243.jpg (28.75 КБ)

А Кочин, так и не догадавшийся, что его чертежи уже пересняли, гуляет с Ксенией по подмосковным полям, среди березок и полевых цветов… А за ними, проводя операцию «кустик», неотрывно следует шпион. Наивный инженер объясняется Ксении в любви на мостике, а под мостиком сидит шпион и жадно ловит каждое слово… Для окончательного признания Кочин приглашает Ксению в ресторанчик при станции и заказывает мороженое… А наглый шпион, усевшись за столик невдалеке и прикрывшись газетой, требует пиво и продолжает слежку.
И тут Ксения ни с того ни с сего начинает колоться, признаваясь Кочину в своей преступной деятельности. Драматическая сцена удается Орловой плохо, и почти весь эпизод остается за кадром — внимание переключается на официанта, бывшего чапаевского Петьку, влюбленного в буфетчицу. Ухаживая за ней, он говорит ключевую фразу: «При определенных условиях в нашей стране героем может стать каждый!», а когда камера возвращается к Орловой, она уже завершает свою исповедь словами: «Так я стала предательницей»… Кочин, который только что клялся, что не оставит любимую, чтобы она о себе ни рассказала, каменеет лицом и дальше отделывается официальными фразами: «Остальное вы расскажете не мне…», «Надеюсь, вы понимаете, что теперь нужно делать»… Ксения обещает пойти к следователю, и Кочин, оставив ее одну, удаляется вдаль под девизом: «А не пошла бы ты в НКВД!»
Ксения, одумавшись, бежит за ним изо всех сил, но тщетно. Не догнать…

ош.ин.к.1

Но шпион не зря ошивался по-соседству. В его планы визит Ксении в НКВД не входил, поэтому он постарался отвлечь ее разговором, а потом сбросить с железнодорожного моста на рельсы под колеса поезду. Поезд, переехав барышню, как ни в чем не бывало пошел себе дальше, и вроде бы никто ничего не заметил. Кроме шпиона, наблюдавшего сверху на дело своих рук…
Вскоре он направился на новую встречу со связником — в общий читальный зал Библиотеки им. Ленина. Там в тесном окружении читающей публики враги немного пособачились, называя все проблемы шпионажа своими именами, а потом решили скомпрометировать Кочина, настучав директору завода, что инженер таскал секретные чертежи домой. Кочин, почувствовав, что тучи сгущаются, и твердо зная, что в любом сложном случае надо бежать в НКВД — там все поймут, как друзья и отцы родные, отправился на Лубянку, во всем признаться и заодно заложить любимую женщину.
Как он объясняет следователю — раз дома Ксения не ночевала, значит, уже арестована, и можно быть откровенным. Следователь с лицом Жарова попенял, что Кочин не пришел к ним еще накануне, едва узнав о предательстве Ксении, и сообщил, что она уже мертва. Кочин, секунду назад готовый сдать ее с потрохами, тут же начал страдать… Добрый следователь, который уже собирался было задержать Кочина и даже отнял у него пропуск, слегка подумав, сказал : «Из-за необоснованных подозрений и плохо сложившихся обстоятельств мы таких людей как Кочин в обиду не дадим!», пропуск подписал и отправил страдальца домой.
Михаил Жаров - "Ошибка инженера Кочина" (1939)

Ну, а потом сошлось уже все — расшифрованные коды в записке, принесенной портным, признание Кочина, показания официанта, обслуживавшего шпиона-убийцу, долгожданные сведения об убитой женщине, оказавшейся завербованным агентом иностранной разведки, и пиджак с разорванной запиской в кармане, который шпион зачем-то сунул в дупло дерева на месте убийства… А в записке, собранной из клочков, те самые слова: «Дорогой друг… Будьте беспощадны к ней…», уже читанные на роковой промокашке. Теперь уж сотрудникам НКВД легче легкого разоблачить всю шайку и арестовать шпионов и вредителей — начиная от папы парижской дочери и до двурушника, окопавшегося на авиационном заводе. И даже молодой, неопытный сотрудник в пылу борьбы собственноручно задерживает на квартире портного сразу двух матерых шпионов, не пытавшихся оказать сопротивления, а делавших лишь вялые попытки удрать…

Шейнин еще раз попал под арест уже в 1951 году, после смерти Михоэлса (он занимался расследованием его гибели, сделав неправильные и неугодные высоким властям выводы). Теперь он проходил по делу «сионистского центра», которое для многих закончилось трагически. Но имя Шейнина из расстрельных списков вычеркнул сам Сталин, написав — «Этого не расстреливать. Хорошие рассказы пишет». Так во всяком случае говорят все мемуаристы, упоминая Шейнина.
После реабилитации Шейнин на прежнюю службу не вернулся, занялся исключительно литературным трудом и назначался на ряд крупных постов, вроде главного редактора киностудии Мосфильм и главы отделения драмы Союза писателей СССР. Артист Василий Ливанов как-то посоветовал Шейнину написать мемуары о своей необыкновенной жизни. «Васечка, вы что, с ума сошли?» — ответил тот.
А фамилия Олеши в титрах фильма не значится. И в его фильмографии среди других сценариев «Ошибку инженера Кочина» упоминают не всегда. Только по специальным справочникам и можно установить, кто писал сценарий к фильму. Автор сценария этой работы, надо полагать, стеснялся.
Ошибка инженера Кочина (1939)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка имя эксель что значит
  • Ошибка индификации биоса
  • Ошибка инженера кочина 1939 актеры и роли
  • Ошибка иммобилайзера приора не заводится
  • Ошибка имя указано некорректно 100