Ошибка клапана фазорегулятора

Фото в бортжурнале Renault Megane II

Проблемы с двигателем после его сборки продолжаются.
В первое время не обращал внимание на то, что двигатель работает не стабильно, ссылался на обкатку. Через 2 дня понял что, всё серьёзно. Машина на холодную заводилась с треском и через 2сек глохла, заводилась на второй раз. Пропала тяга. Позвонил мотористу, с ним поехали на комп.диагностику, результат: ранее зажигание и ничего точнее сказать они не смогли. Предположили что ремень установлен со сдвигом на один зуб или прокрутка шкива на 180′ или датчик распредвала. Ошибиться на один зуб трудно, когда зажигание устанавливается планкой. Поэтому разбирать ГРМ не торопились. Поиски в интернете о данной проблеме, ни к чему не привели. Как обычно читая ленту драйв2, увидел у UnknownArtist похожую проблему. Он помог мне разобраться. Оказалось дело в фазорегуляторе. Возможные причины это датчик положения распредвалов, электромагнитный клапан фазорегулятора и сам фазорегулятор. Менять ДПРВ толку не было, так как после замены нужно сбросить ошибку клипом, а клип нигде в городе не найти. Решил почистить клапан фазорегулятора, купил карбклинер, снял клапан, держится на одном болту рядом с катушкой 4-го цилиндра, около заливной горловины масла. Принёс домой, снял сетку, второй сетки почему то не было. Поместил клапан в ваночку с налитым карбклинером, через минуту у ваночки уже не было дна, всё разъело. Отрезал дно от бутылки и перенёс всё туда. Взял блок питания на 12v, хорошо подошёл блок питания от роутера, вставил штекер в один контакт, и наклоняя штекер касался о другой контакт. Открывал/закрывал клапан погружённый в карбклинер. Потом вытер насухо и капнул внутрь клапана масло. По бокам сетки капнул слегка суперклей, держится хорошо. Поставил в машину, завёл, прогрел 2 минуты и погазовал. На утро сев в машину, завёл, и вот чудо, машина завелась с первого раза и тихо. Довольный еду на работу, машина ускоряется как надо, но через 10 минут при трогание со светофора машина еле трогалась с места, на холостом ходу обороты прыгали. Чтоб не оставлять машину на дороге заехал в ближайший двор, газую отпускаю, а обороты падают до 300 и постепенно поднимаются к 800. Решил доехать до работы, машина тормозила только на низах, на высоких машина ехала нормально, так и доехал, пытаясь не тормозить лишний раз. Так как шёл дождь, подумал что вода попала на катушки, оставил машину до обеда в надежде что горячий двигатель испарит влагу. Выхожу в обед завожу, глохнет. Завожу держа газ, как только отпускаю газ, сразу глохнет. И вспомнив, что я вчера чистил клапан, решил опять вытащить его, при осмотре обнаружил куски чёрного пластика, похожие на куски от сетки, в клапане которые мешали ему закрываться. Сетка на месте. Опять очистил его, подключил обратно, машина завелась и не глохнет. На след. утро машина также заводилась со второго раза. Чистка не помогла. Пружина просела и из-за этого клапан до конца не закрывался.
Через неделю решился на полную разборку клапана. Отогнул края от шайбы, снял её, за ней та самая пружина, пружинку нагрел и начал растягивать, в слегка растянутом положении охладил. Собрал всё обратно, шайбу слегка глубже утопил, а края корпуса завальцевал отверткой, крепче чем было, чтобы детали не посыпались внутрь двигателя. Включил, клапан возвращался на место, как и должно быть. Поставил в машину, один х ничего не изменилось. На третий день появился треск при езде. Отключал штекер с клапана, ничего не менялось, только ошибка на БК выходила.

Фото в бортжурнале Renault Megane IIФото в бортжурнале Renault Megane IIФото в бортжурнале Renault Megane IIФото в бортжурнале Renault Megane IIФото в бортжурнале Renault Megane IIФото в бортжурнале Renault Megane IIФото в бортжурнале Renault Megane IIФото в бортжурнале Renault Megane IIФото в бортжурнале Renault Megane IIФото в бортжурнале Renault Megane IIФото в бортжурнале Renault Megane II

На чтение 7 мин Просмотров 3.4к.
Обновлено 06.01.2019

Содержание

  1. От чего зависит ресурс деталей фазорегулятора
  2. Как работает клапан фазорегулятора
  3. Как проверить исправность фазорегулятора Рено
  4. Что делать при появлении ошибки DF080
  5. Почему заклинивает клапан и как его почистить
  6. Видео: Клапан фазорегулятора Рено. Почему нет холостых? Как его проверить? Ошибка DF080

Управляющий работой фазорегулятора электромагнитный клапан может являться причиной неравномерной работы двигателя на холостом ходу и негативно влиять на динамику авто и расход топлива. Сегодня мы рассмотрим, почему это происходит, и расскажем об устранении неисправностей, возникающих из-за нарушения работоспособности клапана фазовращателя на автомобиле Рено Меган 2.

Клапан фазорегулятора Renault

От чего зависит ресурс деталей фазорегулятора

Большинство владельцев автомобилей Рено Меган 2 с 16-клапанными двигателями K4M и F4R обделяют своим вниманием сальник клапана фазорегулятора (по-другому фазовращателя, или на сленге автолюбителей, «фазора»). И напрасно, ведь от состояния сальника зависит чистота всех составляющих управляющего устройства, а значит, его работоспособность и ресурс.

место нахождения Клапан фазорегулятора

Электромагнитный клапан фазорегулятора находится в передней части двигателя Рено, а кроме того, установлен в углублении – в том месте, где в первую очередь скапливается грязь. При пересыхании или повреждении сальника смешанная с моторным маслом пыль и песок попадают в каналы клапана и рабочую полость поворотного узла. Это чревато подклиниванием электромагнитного устройства и ускоренным износом камер и лопаток самого фазорегулятора. При этом возможно появление чрезмерного зазора, а то и повреждение отдельных деталей устройства, которое отвечает за изменение фаз газораспределения.

3

В результате вместо замены сальника фазорегулятора ценой в несколько сот рублей приходится покупать детали общей стоимостью более 20 тысяч рублей. По этой причине специалисты рекомендуют периодически осматривать состояние уплотнения и при малейшем подозрении выполнять его замену.

Как работает клапан фазорегулятора

О признаках неисправности клапана фазорегулятора и его заклинивание в открытом положении говорит отсутствие холостых оборотов и нестабильной работе двигателя. Чтобы понять, почему это происходит, давайте разберёмся с механизмом работы фазовращателя.

Первоначально клапан «фазора» закрыт, то есть зазоры между штоком и корпусом присутствуют в нижней части прибора. При этом моторное масло оказывает давление на лопатки фазовращателя и удерживает его поворотную часть в исходном положении.

клапан открыт

Как только на соленоид поступает питание, шток клапана выталкивается вниз, а масло начинает поступать по другим каналам. В этом случае возникает давление на лопатки фазорегулятора с обратной стороны, что в свою очередь способствует смещению шестерни ГРМ относительно распредвала – именно так осуществляется изменение фаз газораспределения.

клапан закрыт

Заклинивание клапана в открытом состоянии будет особенно заметно на холостом ходу или в режиме низких оборотов, то есть тогда, когда распределительный вал и шестерня должны находиться в нулевом положении. Из-за смещения фаз впускные клапаны закрываются с запаздыванием.

На высоких оборотах это не влияет на наполнение цилиндров, поскольку свою роль играет инерция газового потока. А вот в режиме холостого хода позднее закрывание впускных клапанов приводит к частичному вытеснению рабочей смеси из цилиндров, что приводит к неравномерной работе и уменьшению крутящего момента.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Регулировка клапанов на Логане
  • Замена масла в МКПП Рено Логан и Сандеро
  • Замена термостата Рено Логан

Как проверить исправность фазорегулятора Рено

Работоспособность клапана фазорегулятора Renault Megane II проверяют в два этапа. Прежде всего, следует сделать выводы о исправности катушки соленоида. Чтобы диагностировать неисправности электрической части прибора, понадобится мультиметр. К слову, провести необходимые измерения можно без снятия клапана с двигателя – достаточно отсоединить колодку его подключения к электронному блоку управления (ЭБУ). Установив тестер в режим измерения десятков Ом, прикоснитесь щупами к контактам в разъеме клапана.

проверка клапана тестером

При температуре окружающего воздуха около 20 °С прибор должен показать сопротивление 6.5-7 Ом. Слишком малое значение свидетельствует о межвитковом замыкании, тогда как показания прибора, стремящиеся к бесконечности, говорят об обрыве проводников. И в том, и другом случае деталь подлежит замене.

5

Чтобы проверить наличие неисправностей механической части клапана, понадобится источник питания напряжением 12 В (можно использовать аккумулятор авто) и щуп толщиной 0.8 мм. Клапан снимают с двигателя, после чего его разъем подключают к источнику питания. Внутренний поршень клапана должен со щелчком выдвигаться из обоймы соленоида, а при снятии напряжения возвращаться в исходное положение. Засор внутренней поверхности устройства приводит к тому, что шток выдвигается не на всю длину, оставляя каналы подачи масла закрытыми.

зазоры фазора

Чтобы проверить точность срабатывания, измеряют расстояние от поршня до корпуса в двух крайних положениях (на включенном и выключенном клапане). Зазор менее 0.8 мм свидетельствует, что засор препятствует полному перемещению штока. В этом случае фазёр необходимо промыть и продуть сжатым воздухом.

7

Что делать при появлении ошибки DF080

Очень часто нарушения в работе электромагнитного фазорегулятора  Рено Меган 2 вызывают ошибку DF080, которая при подключении диагностического сканера указывается как неисправность в цепи изменения характеристики распределительного вала. Появление ошибки этого типа свидетельствует о нарушениях в работе электромагнитного клапана «фазёра» или обрыве цепи его подключения к электронному блоку управления.

Для её устранения необходимо в первую очередь проверить исправность клапана (о том, как это сделать мы говорили выше). Если он работает нормально, то причиной ошибки является плохой контакт или обрыв цепи. В этом случае необходимо отсоединить колодку подключения электромагнитного устройства и прозвонить цепь от клапана до ЭБУ мультиметром. Если прибор показал обрыв одного из проводников, то в первую очередь следует осмотреть переходной жгут от двигателя до блока управления. Специалисты говорят о нём, как о самом проблемном и уязвимом месте.

8

В случае, когда прозвонка цепи показала её исправность, причину неисправности следует искать в самой колодке, в контактной части. Как показывает практика, со временем пины разъёма теряют упругость. Особенно часто это происходит после многократного снятия и подключения колодки к клапану. Чтобы восстановить контакт, необходимо разобрать колодку, извлечь клеммы и поджать их контактные части при помощи тонкой отвертки или шила.

9

Обратите внимание: чтобы не перепутать полярность подключения, вынимать и ремонтировать пины лучше всего по очереди. Кроме того, учтите, что на каждой клемме есть миниатюрная защелка, которая удерживает контактную часть в колодке. Не следует применять грубую силу – контактная часть извлечется без проблем, как только вы отожмёте фиксатор каким-нибудь тонким инструментом.

Почему заклинивает клапан и как его почистить

Как уже говорилось выше, загрязнение клапана фазовращателя чревато его заклиниванием, что влияет на работу двигателя, динамику автомобиля и расход топлива. Причиной засора чаще всего становится грязь, которая проникает к устройству через повреждённый сальник. Смешанная с моторным маслом пыль попадает в зазор между корпусом и штоком, из-за чего последний начинает заедать. Кроме того, заклиниванию может способствовать повреждение или износ пластиковых лопаток фазорегулятора. В этом случае мягкая стружка гарантированно попадет в каналы прибора и с высокой долей вероятности может вызвать его заклинивание.

12

Очистить клапан «фазора» несложно – для этого устройство даже не придётся разбирать. Прежде всего, удалите защитную сетку, которая установлена на входном канале. Она выполнена в виде пружинного кольца, которое легко разжимается и снимается с корпуса. Воспользовавшись любым подходящим очистителем в виде спрея (для карбюратора, тормозов, форсунок и т. д.), промойте корпус клапана и его внутренние каналы. Затем необходимо просушить детали сжатым воздухом – его лучше всего подавать через выходной канал. Далее клемму соленоида подключают к источнику питания и по описанной выше методике проверяют четкость срабатывания и полноту открывания клапана.

очистка фазорегулятора Рено спреем

В особо запущенных случаях промывка может не помочь. Тогда придётся развальцевать корпус, разобрать устройство и произвести основательную чистку клапана фазорегулятора Рено Меган 2.

После промывки и проверки работоспособности клапана необходимо установить в проточку защитную сетку. Специалисты рекомендуют аккуратно оплавить края её стыка паяльником – это убережёт фильтрующее кольцо от смещения. Всё, что осталось – это вернуть сальник на место и поставить клапан на двигатель.

14

Как видите, бояться ошибки DF080 нет причин – справиться с проблемой сможет даже начинающий. Что касается таких неисправностей, как заклинивание клапана или износ деталей фазовращателя, то их намного проще предупредить, чем устранить. Внимание к мелочам вроде масляного пятна вокруг клапана позволит вовремя восстановить его герметичность, что непременно скажется на здоровье двигателя и поможет сохранить семейный бюджет.

Видео: Клапан фазорегулятора Рено. Почему нет холостых? Как его проверить? Ошибка DF080

25 сообщений в этой теме

Рекомендуемые сообщения


Тигргром

Новичок

Тигргром

В общем борюсь уже месяц,  читаю , изучаю,  смотрю,  пробую. Ничего не помогает.  Клапан купил новый,  проверил его, все рабочее,  сегодня позвонил провода до ЭБУ , обрыва нет. Не так давно меняли ремень ГРМ, может быть эти ошибки если ремень не правильно поставили?

Screenshot_20190826_134845_com.googlecode.android_scripting(1).jpg

Screenshot_20190826_134956_com.googlecode.android_scripting(1).jpg


Изменено 26 Августа 2019 пользователем Тигргром

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


zahar100

Профи

zahar100

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


сцб64

Специалист

сцб64

2 часа назад, Тигргром сказал:

В общем борюсь уже месяц,  читаю , изучаю,  смотрю,  пробую. Ничего не помогает.  Клапан купил новый,  проверил его, все рабочее,  сегодня позвонил провода до ЭБУ , обрыва нет. Не так давно меняли ремень ГРМ, может быть эти ошибки если ремень не правильно поставили?

Screenshot_20190826_134845_com.googlecode.android_scripting(1).jpg

Screenshot_20190826_134956_com.googlecode.android_scripting(1).jpg

Система работает так: при запуске двигателя на клапан  фазорегулятора подается команда на отклонения фазика на определенные углы.Угол считываеться по показаниям датчиков распредвала и коленвала,Если угол не соответствует то  система встает в аварийный (резервный) режим и управление в дальнейшем на клапан не подается , ошибка на панели приборов не выдается а пишиться в память.Ошибка на панель пишиться только при обрыве цепи клапана фазика.При Вашей ошибки вариантов вагон и маленькая тележка.Ка кто так.

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Тигргром

Новичок

Тигргром

23 минуты назад, сцб64 сказал:

Система работает так: при запуске двигателя на клапан  фазорегулятора подается команда на отклонения фазика на определенные углы.Угол считываеться по показаниям датчиков распредвала и коленвала,Если угол не соответствует то  система встает в аварийный (резервный) режим и управление в дальнейшем на клапан не подается , ошибка на панели приборов не выдается а пишиться в память.Ошибка на панель пишиться только при обрыве цепи клапана фазика.При Вашей ошибки вариантов вагон и маленькая тележка.Ка кто так.

Хоть малую часть назовите,  буду проверять все,  теперь немногу когда что то не работает

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


zahar100

Профи

zahar100

в фишке клапана может пропадать контакт, вернее между ней и клапаном

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


сцб64

Специалист

сцб64

21 минуту назад, zahar100 сказал:

в фишке клапана может пропадать контакт, вернее между ней и клапаном

Тогда бы на панели была ошибка фаул инжект.

1 час назад, Тигргром сказал:

Хоть малую часть назовите,  буду проверять все,  теперь немногу когда что то не работает

Как вариант ремень ГРМ хотя не факт .У меня в этом случае была другая ошибка и фазик работал.надо подумать.

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


zahar100

Профи

zahar100

вообщето есть целая технота по ошибкам фазика, поищите в диаложисе 6506a

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Тигргром

Новичок

Тигргром

Контакты клапана тоже пожимал , я уже столько всякой ерунды перечитал и пересмотрел что голова кругом, ну сам фазик если бы накрылся то ошибка другая тоже была бы , в общем сделал я уже себе  приспособления , пластину и стопор для маховика , буду как время будет вскрывать и проверять,  потому что после ремонта в сервисе косяков нашел достаточно,  вплоть до того что они мне провод на верхний датчик кислорода перебили

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


zahar100

Профи

zahar100

вы сначала ноту почитайте, там сказано на каком этапе лезть в грм а на каком проверять остальное.

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


alyuri

Авторитетный товарищ

alyuri

Ремень смотри ,начудили ребята.

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


сцб64

Специалист

сцб64

В 26.08.2019 в 22:17, Тигргром сказал:

Контакты клапана тоже пожимал , я уже столько всякой ерунды перечитал и пересмотрел что голова кругом, ну сам фазик если бы накрылся то ошибка другая тоже была бы , в общем сделал я уже себе  приспособления , пластину и стопор для маховика , буду как время будет вскрывать и проверять,  потому что после ремонта в сервисе косяков нашел достаточно,  вплоть до того что они мне провод на верхний датчик кислорода перебили

Классный сервис. По вашей проблеме :откл. разъем с клапана .вместо клапана вкл. лампу от габаритов.При запуске двигатель лампа  поморгает и эбу встанет в аварийный режим .Сравните ошибки.

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Тигргром

Новичок

Тигргром

36 минут назад, сцб64 сказал:

Классный сервис. По вашей проблеме :откл. разъем с клапана .вместо клапана вкл. лампу от габаритов.При запуске двигатель лампа  поморгает и эбу встанет в аварийный режим .Сравните ошибки.

Лампу от передних или задних габаритов? 

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


сцб64

Специалист

сцб64

6 минут назад, Тигргром сказал:

Лампу от передних или задних габаритов? 

Не важно я имел виду по мощности.Имитируйте обмотку клапана лампой но не мощной.


Изменено 27 Августа 2019 пользователем сцб64

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Тигргром

Новичок

Тигргром

7 минут назад, сцб64 сказал:

Не важно я имел виду по мощности.Имитируйте обмотку клапана лампой но не мощной.

Ну я понял,  да таким образом можно будет понять либо это проблема с ЭБУ либо дальше какая то проблема,  завтра попытаюсь сделать,  скорей всего резистор найду нужный  и всё

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


сцб64

Специалист

сцб64

1 минуту назад, Тигргром сказал:

Ну я понял,  да таким образом можно будет понять либо это проблема с ЭБУ либо дальше какая то проблема,  завтра попытаюсь сделать,  скорей всего резистор найду нужный  и всё

Не резистор а лампа Вы должны визуально увидеть ШИМ сигнал на клапан приходит или нет.Лампа плавно увеличит яркость затем плавно погаснет ,затем поморгает азбукой Морзе и затихнет.

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Morze701

Профи

Morze701

У вас же ошибка не по цепи. У вас ошибка по работе фазера. Смыл проверять питальник? 

У вас дело к снятию крышки идёт, и ревизии распредвала на предмет выработки.

Давление масла можно замерить во время активации клапана.


Изменено 27 Августа 2019 пользователем Morze701

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Тигргром

Новичок

Тигргром

4 минуты назад, сцб64 сказал:

Не резистор а лампа Вы должны визуально увидеть ШИМ сигнал на клапан приходит или нет.Лампа плавно увеличит яркость затем плавно погаснет ,затем поморгает азбукой Морзе и затихнет.

А ну да точно

1 минуту назад, Morze701 сказал:

У вас же ошибка не по цепи. У вас ошибка работе фазера.

У вас дело к снятию крышки идёт, и ревизии распредвала на предмет выработки.

Давление масла можно замерить во время активации клапана.

Ошибка по работе клапана,  по работе фазика там вроде еще одна должна быть 

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Morze701

Профи

Morze701

Эта ошибка говорит о функциональном отказе системы изменения фаз. Несколько контекстов кода говорят о проблеме в цепи клапана, несколько — в нарушении реакции на управление.

У вас второе. 

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


сцб64

Специалист

сцб64

10 минут назад, Morze701 сказал:

 Смыл проверять питальник? 

Что бы быть уверенным что ШИМ доходит а не умерает  где-то на козе.Фазик в аварийном режиме  вариантов вагон и маленькая телега

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Morze701

Профи

Morze701

Ну проверить это — не большая затея. Пусть проверят.

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Тигргром

Новичок

Тигргром

Еще, а если датчик распредвала я поставил не подходящий,  ошибка тоже такая может возникнуть?

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Morze701

Профи

Morze701

О неверном сигнале говорит ошибка DF119

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Тигргром

Новичок

Тигргром

Нет 119 после замены не стало, подключил лампочку,  загорается и гаснет,  ошибки стали только в памяти висящих нетScreenshot_20190828_110624_com.googlecode.android_scripting.thumb.jpg.7d9a7ef35129e7480a5150e487790dad.jpg

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


Camel

Специалист

Camel

Из-за отключенного клапана могут не включаться ТЭНы воздушные?

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя…


Тигргром

Новичок

Тигргром

ГРМ проверен, все нормально,  возник вопрос,  может ли висеть эта ошибка если масло не то залито,  хоть и свежее?

  • Цитата

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже.

Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Сейчас уже трудно представить машину без системы изменения фаз газораспределения. И это правильно: эта система делает мотор более экономичным, отчасти – тихим и в некоторых режимах даже более резвым. Есть у системы изменения фаз только один недостаток: иногда в ней что-то ломается и начинает трещать, особенно сразу после пуска холодного мотора. Что там может трещать? Как правило, сам фазорегулятор, он же фазовращатель. А почему он это делает – это другой вопрос. Не всегда в треске виноват непосредственно фазовращатель, и найти истинную причину его треска иногда будет не только приятно, но и полезно для сохранения своего бюджета. Но для этого надо хотя бы в общих чертах понять, как эта система работает.

В поисках компромисса

Для чего нужна система изменения фаз в принципе? Для того, чтобы мотор работал всегда в оптимальном режиме. К сожалению, обычный распредвал с кулачками работает всегда очень усреднённо. Что на высоких, что на низких оборотах момент открытия и закрытия выпускных и впускных клапанов одинаковый, а это не очень хорошо. Суть дела в том, что есть такое понятие – перекрытие клапанов, в которое, кстати, некоторые люди не верят – мол, не может работать мотор, если у него в какой-то период времени открыты оба клапана, и впускной, и выпускной. Те же люди обычно не верят и в то, что пыль разрушенного катализатора не может попасть во впуск (потому что перекрытие клапанов в четырёхтактном моторе невозможно). Впрочем, перекрытию клапанов не важно, верит в него кто-то или нет. Оно просто существует. Выглядит это следующим образом.

На высоких и средних оборотах коленвала нужно очень быстро выводить отработавшие газы и успевать наполнить цилиндр топливовоздушной смесью. Для этого есть короткий период, когда выпускной клапан ещё открыт, но в то же время начинает открываться и впускной. В этот момент из-за разрежения в цилиндре, создаваемого инерцией потока отработавших газов, топливовоздушная смесь засасывается в цилиндр активнее, чем при полностью закрытом выпускном клапане. А это, само собой, приводит к более эффективной продувке цилиндра, к качественному наполнению и повышению КПД мотора. 

Вроде бы польза от перекрытия налицо. Но не всё так просто: на минимальных оборотах коленвала эта схема работать не будет. В этом случае из-за пониженного давления на впуске будет происходить смешивание топливовоздушной смеси и отработавших газов, мотор будет работать неравномерно, а то и вовсе не сможет работать. Поэтому на холостых оборотах перекрытие клапанов принесёт только вред.

В идеале мотор должен уметь менять фазы – от узких фаз на холостых оборотах (без перекрытия клапанов) до широких – на высоких оборотах (для более быстрой продувки и наполняемости цилиндра топливовоздушной смесью). Раньше моторы менять фазы не умели, и КПД от этого страдал. Конечно, с этим пытались бороться, и кое-кто даже вспомнит, что для старых вазовских моторов предлагали довольно необычное решение – разрезные шестерни распредвалов. Это был такой своеобразный прообраз фазорегулятора: венец такой шестерни мог немного вращаться относительно центральной части, которая крепилась на распредвале неподвижно. Само собой, ни о какой автоматической регулировке фаз речь не шла, но можно было поставить эти шестерни и попытаться подобрать оптимальный угол фаз, а затем намертво затянуть болты, фиксирующие обе части шестерни относительно друг друга, и наслаждаться ездой. Конечно, всё это – полумера, которая не позволяла менять фазы в зависимости от частоты вращения коленвала, а лишь немного эти фазы настроить. Всё изменилось, когда в моторах появились полноценные автоматические системы изменения фаз.

Таких систем много, и многие производители называют систему по-своему: у Volkswagen эта система называется VVT, у Toyota – VVT-i, у Kia и Hyundai – CVVT и так далее. В деталях они имеют отличия, но в целом работают приблизительно одинаково, хотя некоторые производители со своими системами заходили куда-то очень далеко (например, Fiat со своим MultiAir, который валом, приводимым от выпуска, толкал впускные клапаны через отдельную довольно странную электрогидравлическую систему). Есть ещё и механизмы изменения подъема клапанов, которые тоже влияют на фазы, и ступенчатое изменение фаз газораспределения, которое особенно любят японцы, и некоторые другие решения, которые требуют отдельных рассказов. Но сегодня мы остановимся на самом массовом и простом подходе – на повороте распределительного вала гидроуправляемой муфтой системы фазорегулирования (то есть, с тем самым классическим «фазиком»). Итак, как это работает?

Система VVT-i Toyota

Чуть вперёд и чуть назад

Работает, в общем-то, не очень сложно. Вместо простой цельной звезды на распредвале стоит гидроуправляемая муфта (если она одна, то на впускном распредвале, если две – то на обоих). Центральная её часть (он же – ротор) крепится к распредвалу, внешняя (корпус) приводится в действие ремнём или цепью ГРМ, как и обычная звезда. Ротор может немного поворачиваться в корпусе муфты, а значит, изменять фазы. В случае с гидроуправляемой муфтой поворот ротора осуществляется с помощью моторного масла, которое при необходимости подаётся в «фазик» через распределитель. В целом – всё, но остаётся один вопрос: откуда муфта знает, что распредвал нужно немного повернуть?

Знает она это по подсказке ЭБУ. Блок управления анализирует сигналы от множества датчиков: оборотов коленвала, распредвалов, температуры антифриза, количества и температуры воздуха (набор датчиков может немного отличаться). В зависимости от оборотов коленвала и нагрузки ЭБУ командует клапану (или распределителю) открыть или закрыть проход масла в муфту. Вроде всё просто, но есть некоторая сложность: работа фазовращателя зависит от очень многих факторов, отчего причину ошибки устройства иногда приходится искать очень долго. А иногда вообще не сразу можно понять, что фазовращатель не работает совсем.

Нет, конечно, многое в работе мотора меняется. Но некоторые симптомы типичны для очень многих неисправностей, которые с фазовращателем никак не связаны.

Наиболее яркий признак отказа «фазика» – его специфический треск, особенно после пуска холодного мотора. Этот треск трудно спутать с чем-то другим, а источник звука довольно легко найти, так что ошибиться практически невозможно. Другое дело, что причину отказа надо будет ещё поискать, но об этом ниже.

Второй признак помимо треска – это нестабильная работа на холостом ходу. А ещё – снижение тяги на оборотах и рост расхода топлива. Вот тут сложнее: в этих бедах могут быть виноваты десятки неисправностей, не связанных с «фазиком». Чуть более точно на него укажут ошибки, связанные с синхронизацией фаз. Впрочем, ошибки могут быть разными, и не всегда сразу подозрение падает на фазовращатель. На некоторых автомобилях есть коды ошибок, которые указывают непосредственно на него, но часто будет общая ошибка рассинхронизации, причина которой может быть и в растянутой цепи, и в перескочившем ремне ГРМ. Однако и в этих случаях не надо забывать про фазорегулятор.

Что делать?

Если мы говорим про обычный гидроуправляемый фазовращатель, то в первую очередь проверять надо не саму муфту, а клапан-распределитель. Неисправность у электромагнитного клапана чаще всего одна: он клинит в одном из положений. Грубая проверка клапана довольно проста: можно на холодном моторе отключить разъём на клапан и подать на него напряжение напрямую от аккумулятора. Если мотор станет работать неустойчиво (или просто хуже), значит, клапан работает. Но так как он способен клинить, лучше будет его снять и убедиться, что шток не залипает ни в одном положении. Для более точной проверки нужно ещё измерить ход штока и сопротивление обмотки, но будем считать, что для нас это уже слишком сложно. Поэтому для начала просто убедимся, что клапан работает.

Если с ним всё в порядке, то есть смысл проверить проводку до клапана. Если и с ней всё хорошо, то есть два варианта развития событий.

Первый – это износ самой муфты. Неприятность достаточно дорогая, но не слишком частая. Тут вариантов проблемы несколько: могут износиться лопатки ротора, может – сам корпус. Муфта может люфтить или поворачивать на недопустимые углы, смещая фазы слишком сильно (или недостаточно сильно). Но выход в любом случае один – ставить новый «фазик».

Второй вариант связан с тем, что клапан по какой-то причине не получает команду от ЭБУ на изменение фаз. Вот тут диагностика может только начинаться. Фазорегулятор может перестать работать из-за отсутствия сигналов датчика положения коленвала, распредвалов, расхода или температуры воздуха. В общем-то, из-за любого датчика. При этом трещать он тоже не будет: нет сигнала – нет треска. Однако если подключить сканер, есть вероятность увидеть и ошибку рассинхронизации фаз, которая может натолкнуть на мысль о фазовращателе. Само собой, ремонтировать его в этом случае не надо, а надо искать причину, по которой ЭБУ решил управлять мотором в аварийном режиме.

С ним и без него

Можно ли ездить с неработающим фазовращателем? Можно. Бывает, его специально глушат, если надоедает менять его слишком часто или просто нет денег на замену прямо сейчас. Почти всегда мотор работать будет. Не всегда хорошо, не в полную силу, но будет. Но лучше, конечно, так не делать.

А вот чтобы подольше не встречаться с неисправностями фазорегулятора, достаточно лишь вовремя менять масло. И непосредственно муфта, и особенно клапан очень требовательны к чистоте масла. Поэтому рецепт сохранения здоровья «фазика» прост: требуется своевременная замена масла, и регламентные 15 тысяч пробега по городским пробкам – это, к сожалению, слишком редко. 

И, конечно же, требуется нормальное давление в системе смазки. Если давление будет недостаточным, фазовращатель работать не сможет – он берёт масло от того же насоса из общей системы смазки. Правда, если давление слишком низкое, то и весь мотор долго не протянет. Но это уже другая история.

Поломка такого элемента как фазорегулятор (ФР) проявляется в виде неприятных звуков, похожих на треск. При этом устройство замирает в одном из возможных крайних положений. Это ведет к нарушению нормальной работы и последующему формированию ошибок в моторном блоке управления.

В теории срочная замена фазорегулятора не требуется, и на авто допускается продолжать ездить в обычном режиме. Но на практике мотор перейдет в неоптимальный режим работы. Это негативно отразится на динамике и потреблении горючего.

Важно понимать, что выйти из строя способен как сам клапан фазорегулятора, так и его муфта или вся система управления. От этого зависят симптомы поломки и способы устранения возникших неисправностей в узле.

Как проверить фазорегулятор: признаки и причины неисправностей

Как это работает

В зависимости от оборотов, мотор функционирует по-разному. В условиях холостого хода и низких показателей оборотов используются именно узкие фазы. В таком режиме выхлопные газы отводятся с небольшой скоростью. А противоположные, то есть широкие фазы, уже характерны для высоких моторных оборотов. Соответственно, выхлоп отводится быстрее.

Но при высоких оборотах будут возникать узкие фазы, это приведет к заметному падению параметров мощности и снижению динамики. В обратной ситуации также падает мощность, а мотор часто глохнет из-за смешивания новых и отработанных газов.

ВНИМАНИЕ! Изменения в виде перехода от узких фаз к противоположным широким, и наоборот, позволяет повысить КПД силового агрегата, увеличить мощность. Это возникает за счет открывания под разными углами рабочих клапана, что является главной функцией такого устройства как фазорегулятор.

Существуют различные типы систем. В основном это собственные разработки автомобильных компаний:

  • Volkswagen — VVT;
  • Renault — VCP;
  • Honda — VTC;
  • Kia, Hyundai — CVVT;
  • Toyota — VVT-i;
  • BMW — Vanos.

фазорегулятор

Многим хорошо известен фазорегулятор TSI от VAG. Но объективно самым популярным оказался К4М фазорегулятор французского производителя Renault. Выход из строя ФР для автомобилей Renault Megane 2 оказался так называемой детской болезнью. То есть встречается очень часто.

В основе прибора функционирует электромагнитный клапан фазорегулятора. Через него осуществляется управление устройством. Моторное масло подается на рабочий клапан за счет проходящих электросигналов, частота которых составляет 0 или 250 Гц. За рабочий процесс отвечает электронный блок, считывающий сигналы с установленных на двигателе датчиков.

Фазорегулятор активируется, когда растет нагрузка на ДВС, и обороты превышают отметку 1500 единиц. При этом важно соблюдение нескольких условий:

  • все датчики, участвующие в процессе, исправные;
  • нет проблем со стороны системы подачи (впрыска) горючего;
  • впрыск фаз в текущий момент находится на пороговом, предельном значении;
  • температура ОЖ составляет от 10 до 120 градусов Цельсия;
  • увеличилась температура моторного смазывающей жидкости (масло).

При снижении оборотов и тех же условиях работающий фазорегулятор возвращается в исходную точку. Блокировка осуществляется с помощью запорного плунжера.

Неисправности в системе фазорегулятора двигателя могут иметь несколько причин:

  • поломка самого регулятора;
  • выход из строя рабочего электроклапана;
  • проблемы со стороны датчика мотора;
  • поломки в двигателе;
  • сбой в ЭБУ ДВС.

Как это работает

Интересно! Система охлаждения ВАЗ 2114

Симптомы неисправностей

Есть несколько характерных признаков, указывающих на то, что электромагнитный фазорегулятор имеет определенные проблемы. Поломка бывает полной и частичной. Обращать внимание следует на такие симптомы:

  • двигатель начал работать громче, появился нехарактерный шум (бензиновый мотор работает как дизельный);
  • в одном из режимов наблюдается нестабильная работа со стороны ДВС;
  • растет «аппетит» двигателя;
  • увеличивается уровень токсичности выхлопа с резким запахом горючего;
  • активный жор масла в двигателе;
  • нестабильность оборотов в момент после пуска ДВС;
  • выскакивают ошибки коленвала, распредвала или контроллера положения распредвала.

На необходимость менять датчик фазорегулятора или иные компоненты, как и ФР в сборе, могут указывать эти признаки в комплексе или отдельно. Дополнительная диагностика не помешает, чтобы удостовериться в точности диагноза.

Симптомы неисправностей

Причины неполадок

Существуют разные причины отдельно для фазорегулятора и управляющего клапана.

Обнаружить проблемы со стороны фазорегулятора можно по таким элементам:

  • лопасти или лопатки (износ);
  • смещение ранее правильно установленных параметров углов поворота регулятора.

В первом случае причина в естественном постепенном износе. По рекомендациям специалистов, замену элементы выполняют с интервалом 100-200 тысяч км пробега. Грязное или некачественное моторное масло снижает срок службы устройства.

Во втором случае причина кроется в износе металлических компонентов.

Клапан выходит из строя по таким причинам:

  • нарушение герметичности сальника;
  • загрязнение рабочих полостей и поверхностей;
  • обрыв, сильное повреждение электроконтактов, нарушение изоляции электроцепи клапана;
  • замыкание (на проводе, либо на корпусе);
  • изменения показателей сопротивления электроцепи;
  • заклинивание или неполный ход штока.

Проблемы со штоком обычно возникают из-за попадания образовавшейся пластиковой стружки от лопаток ФР.

ВАЖНО! Нельзя исключать, что фазорегулятор может некорректно работать из-за сбоев и неисправностей со стороны датчиков положения валов (распределительный и коленчатый), а также из-за проблем в функционировании электронного блока.

Поскольку цена фазорегулятора достаточно высокая, и неисправности не всегда критичные, проблемы устраняют своими силами в гаражных условиях. Или обращаются за помощью в специализированные автосервисы.

Причины неполадок

Как снять и почистить устройство

Ориентируйтесь на передний край распределительного вала, чтобы найти фазорегулятор. Через кожух устройства всегда проходит ремень ГРМ, который следует снять для доступа к элементу.

СОВЕТ! При отключении клапана обязательно проверьте, в каком состоянии находится фильтрующая сетка. При загрязнении она промывается очистителем или бензином, используя зубную щетку.

Клапан регулятора очищается карбклинером при наличии грязи внутри и снаружи. Если устройство чистое, тогда следует заняться проверкой.

Как снять и почистить устройство

Интересно! Замена и устранение неисправностей датчика коленвала

Как проверяется состояние фазорегулятора

Теперь расскажем, как проверить фазорегулятор без посторонней помощи. Подготовьте 2 провода небольшой толщины длиной примерно 1,5 метра. Далее сделайте следующее:

  • отключите штекер от разъема клапана маслоподачи регулятора;
  • вместо него подключите провода;
  • второй конец от первого металлического провода соедините с любой клеммой АКБ;
  • второй конец от второго тонкого провода не трогайте, оставив просто в подвешенном положении;
  • запустите холодный мотор при холостых оборотах (масло должно быть холодным);
  • второй провод соедините со второй клеммой АКБ.

ВНИМАНИЕ! Если после таких действий мотор задыхается и выключается, ФР исправен. Если двигатель работает нормально, фазорегулятор вышел из строя.

Для более точной проверки клапана регулятора возьмите мультиметр, включите режим проверки сопротивления, сделав замеры между выводами устройства. Если брать в качестве примера Renault Megane 2, то значения нормы будет в диапазоне от 6,7 до 7,7 Ом.

Если показатели ниже, то произошло замыкание. Если значения больше — есть обрыв в электроцепи.

ВАЖНО! Вышедший из строя управляющий клапан фазорегулятора не подлежит ремонту. Требуется полная замена.

Возможные ошибки из-за фазорегулятора

Если проверка показала нормальную работу регулятора и клапана, а ошибка остается, прозвоните всю электроцепь. В основном проблемы обнаруживаются в жгуте с проводами от мотора на блок ЭБУ, или в разъеме.

Как отключить устройство

Ранее говорили, что ездить без регулятора фаз можно. Но последствия никто не отменял. Если решили отключить заводской фазорегулятор, следуйте инструкции:

  • отключите штекер от разъема рабочего клапана маслоподачи;
  • дождитесь появления кода ошибки;
  • между выводами на питающем штекере поставьте электрорезитор на примерно 7 Ом;
  • сбросьте ошибку;
  • демонтированный штекер надежно и безопасно зафиксируйте под капотом.

ВАЖНО! При отключении устройства фазорегулятора двигатель потеряет около 15% мощности и параллельно возрастет расход топлива.

Как отключить устройство

<

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка клапана турбины
  • Ошибка клапана рециркуляции
  • Ошибка клапана продувки адсорбера калина
  • Ошибка клапана продувки адсорбера гранта
  • Ошибка клапана масляного насоса w213