Ошибка контроля тяги при неработающей горелке

Тяга — это характеристика, отображающая скорость воздухообмена в котле. Для процесса сгорания газа необходимо непрерывное поступление воздуха и отвод продуктов горения (угарного газа, углекислого газа, сажи и испарений воды) в атмосферу.

Тяга

Виды тяги:

  • естественная;

Сгорая, воздух устремляется вверх согласно законам физики, и имеет высокую температуру. При этом обеспечивается отвод продуктов горения и естественный приток воздуха из-за его разряжения в месте сгорания.

Котлы с естественной тягой просты в конструкции, менее шумны и не нуждаются в дополнительном расходе электроэнергии.

  • принудительная.

Такой вид тяги осуществляется за счет принудительного притока воздуха в горелку с дутьевого устройства.

Оно так же управляется электронной системой управления.

Виды тяги

Забор воздуха происходит из помещения или из атмосферы. Во втором случае зачастую применяется коксиальная труба.

Ее конструкция включает в себя наружную и внутреннюю трубы разных диаметров. Через наружную трубу происходит всасывание воздуха для его принудительной подачи, через внутреннюю — выход угарного газа.

Коксиальная труба

Котлы с принудительной тягой и коксиальной трубой обязательно имеют герметичный тип камеры сгорания. Их преимущества:

  • безопасность, в отличие от открытой камеры сгорания;
  • высокий КПД котла;
  • не расходует кислород в помещении;
  • для работы котла необходимо лишь одно отверстие в стене.

Однако присутствует ряд недостатков:

  • сложность конструкции, а, следовательно, и более сложное обслуживание и ремонт;
  • шумность, из-за работы электромотора надувного устройства;
  • необходимость в непрерывном электроснабжении.

Датчик тяги

Датчик тяги

Определение

Автономный режим работы газового котла осуществляется благодаря электронной системе управления. Она обеспечивает контроль с помощью датчиков, собирая технические показатели с разных частей конструкции. В случае отклонения этих показателей от нормы, система управления меняет режим работы котла либо прекращает его работу.

Датчик тяги газового котла — это контролирующее устройство, которое определяет наличие и степень тяги в дымоходе, а так же передает соответствующие сигналы электронной системе управления котлом.

Он является главным устройством, предохраняющим здоровье и жизни людей от скопления углекислого газа в помещении.

Для чего нужен

Основными функциями датчика тяги являются определение силы тяги и полноты сгорания газа, а так же обеспечение безопасности во время работы газового котла путем подачи сигнала системе управления о недостаточной тяге.

При нарушении процесса выведения угарного газа возникает его скапливание в помещении, что негативно сказывается на здоровье человека, и, при большом объеме скопившихся продуктов горения, несет в себе серьезную угрозу жизни человека.

Датчик тяги выявляет неправильную работу отопительного оборудования и предотвращает ее.

Где расположен

Установка датчика тяги в газовые котлы является обязательным условием их эксплуатации. Это утверждено соответствующим законодательным актом.

Как правило, местом установки датчика приходится дымовой колпак или участок корпуса котла возле вентиляционного канала.

Датчик тяги не устанавливается заводом изготовителем непосредственно в газоход либо разделяется с ним специальным термоизоляционным материалом. Данный вид установки исключает перегрев датчика тяги из-за прямого контакта с горячей поверхностью.

Датчик тяги, как и дымоход, требует периодического осмотра и чистки.

Устройство и принцип действия

Главный принцип работы датчика тяги газового котла — замыкание и размыкание контактов.

Он работает согласно законам физики, тем самым контролируя температуру сгоревшего топлива. При смещении показателя температуры в неприемлемую зону, датчик тяги передает соответствующий сигнал в электронный блок управления котлом.

Тип датчика напрямую зависит от типа и конструкции газового котла, в котором он установлен.

Котел с естественной тягой и открытой камерой сгорания

Котел с естественной тягой

Основным элементом является пластина, состоящая из двух металлов, имеющих разные характеристики деформирования из-за нагревания, а так же два контакта, которые сводятся и разводятся данными пластинами. Как правило, одна из этих пластин неподвижно закреплена на корпусе датчика, а вторая деформируется из-за термического воздействия.

Датчик должен соответствовать типу топлива. Если котел работает на сжатом природном газе, датчик должен функционировать в температурном диапазоне от 95 до 950 °С, если на сжиженном — от 75 до 1500 °С.

Пластина

В том случае, если сила тяги становится меньше, происходит скапливание сгоревших газов. Из-за данной неисправности температура измеряющего устройства растет. Биметаллическая пластина размыкает контакты и прекращается подача газа в горелку, то есть блок управления котлом выполняет его экстренное отключение.

Работа возобновиться, когда датчик остынет и его температура опустится в соответствующие рамки. Это значит, что он также выполняет роль термостата.

С принудительной тягой и закрытой камерой сгорания

В данном случае датчик тяги имеет конструкцию пневматического реле с очень чувствительной мембраной. Дутьевое устройство создает сильную тягу и движение сгоревших газов. Под их воздействием мембрана деформируется и замыкает контакты датчика. Блок управления в это время выявляет нормальную работу котла с достаточной тягой.

Но, при недостаточной тяге, не хватает усилия для смещения мембраны и она возвращается в свое изначальное положение. Контакты при этом размыкаются и отопительное устройство прекращает свою работу.

Датчик котла с принудительной тягой

С конденсационным типом отопления

Датчики, как и на котлах с естественной тягой, работают по принципу деформирования биметаллической пластины, однако заводом изготовителем настроены на более низкий температурный режим.

Когда и почему срабатывает

Ряд причин, по которым нарушается тяга в газовом котле и срабатывает датчик:

  • неправильная конструкция отопительного оборудования;

Причина, на которую в первую очередь необходимо обратить внимание. Она подразумевает неправильную конструкцию дымохода, наличие изгибов, либо его некачественный монтаж.

  • непроходимость дымохода;

Газовые котлы оставляют намного меньше сажи, в отличие от твердотопливных котлов. Не смотря на это, за больший промежуток времени сажа имеет свойство скапливаться и в газовых котлах, что является причиной плохой проходимости дымохода.

Следующей причиной засорения дымохода могут стать посторонние предметы, например листья, ветки деревьев, летающий мусор.

Крайне редко в дымоход могут попадать животные. Зачастую это птицы, вьющие гнезда на дымоходе в неотопительный период или во время отсутствия людей и долго неработающего котла.

Дымоход

Дымоход требует периодического осмотра и, в зависимости от степени загрязнения, механической чистки.

  • погодные условия;

Москва — это город частой смены погодных условий.

Причиной выключений могут быть густой туман, сильные осадки или просто высокая влажность воздуха. При этом создается высокое атмосферное давление, которое является препятствием для воздухообмена.

Сильный ветер так же создает высокое давление в атмосфере. Он может навредить естественной тяге и поспособствовать обратному движению продуктов горения (обратной тяге).

Плохие погодные условия могут навредить работе только котлам с естественной тягой и открытой камерой сгорания.

Ветер

Целесообразным является установка защитного колпака на дымоход. Его название — стабилизатор тяги.

Стабилизатор тяги

Он препятствует задуванию ветра в воздуховод и предотвращает тушение горелки.

  • воздушная пробка;

Для дымоудаления необходимо непрерывное движение воздушных масс. Воздушная пробка в дымоходе может помешать воздухообмену и вызвать обратное движение продуктов горения.

Воздушная пробка возникает вследствие некачественной теплоизоляции дымохода и большой разности температур в его нижней и верхней части. Вверху он, как правило, является холодным, более тяжелым и густым.

  • недостаточная высота и неправильное место установки дымохода;

Дымоход

Она зависит от расстояния установки трубы от самой высокой точки крыши – конька кровли. Идеальное расположение — середина стороны кровли и высота над коньком — около 50 см.

  • нестабильный уровень напряжения в электроцепи.

Перепады электричества могут негативно сказаться на работе всех электронных составляющих отопительного оборудования.

При срабатывании датчика и отключении котла, не рекомендуется его повторный принудительный запуск. Это навредит отопительному оборудованию и увеличит опасность для здоровья и жизни человека. В таких случаях необходима диагностика, выявление и устранение причин неисправности.

Диагностика

Перед тем, как как проверить датчик тяги газового котла, следует знать: котлы, оснащенные электронной системой управления, самостоятельно диагностируют неисправный узел, и сообщает об ошибке.

датчик тяги газового котла

Однако, если модель не оснащена системой управления, возможна самостоятельная проверка состояния котла и выявление неисправности датчика тяги по следующим признакам:

  • постоянное самостоятельно отключение котла во время рабочего цикла при нормальном горении, отсутствии перегрева и нормальной тяге;
  • отсутствие повторного автоматического запуска после одного цикла работы (10–30 минут).
  • Для того, чтобы выполнить самостоятельную диагностику системы контроля воздухообмена и выявить возможную ее неисправность, необходимо:
  • установить зеркало к месту установки датчика тяги и запустить котел. На нем не должно оставаться следов запотевания;
  • прикрытие заслонки в дымоходе. При исправной системе контроля дымоудаления, котел самостоятельно выключится из-за скопления дыма и перегрева;
  • в случае автоматической остановки котла, работающем в режиме горячего водоснабжения, и при открытом кране горячей воды. Это признак неисправного датчика тяги.

Проверка мультиметром

Для данной диагностики необходим определенный опыт, знание электросхемы коты, а так же понимание как работает датчик тяги в газовом котле.

Причиной неправильно работающей системы контроля воздухообмена, либо при наличии всех признаков ее неисправности, может стать нарушение целостности электропроводки. При этом датчик может быть исправным.

В данной ситуации необходим осмотр проводки и мест подключения на предмет целостности и отсутствия окисления, а также диагностика мультиметром. С его помощью «прозванивается» электропроводка и выявляется ее неисправный участок.

Мультиметр

Так же тестером можно диагностировать внутреннюю неисправность самого датчика. В норме его сопротивление ровняется 1–2 Ом. При показаниях, равных 0 или бесконечности, неисправен датчик тяги.

Производитель не рекомендует выполнять разборку и ремонт данного устройства. Единственный выход — его замена.

Как отключить

В руководстве по эксплуатации нет информации о том, как отключить датчик тяги в газовом котле. Оно не рекомендует самостоятельное отключение данной системы безопасности. Это может повлечь за собой негативные последствия, как для устройства, так и для здоровья человека, так как срабатывание датчика — явный признак опасности.

Отключение датчика тяги — это прямое нарушение правил безопасности, установленных заводом изготовителем отопительного оборудования!

Отравление угарным газом имеет следующие признаки:

  • легкая степень — головная боль, головокружение, боли в груди, стук в висках кашель, слезотечение, тошнота, рвота, возможны галлюцинации, покраснение кожи и слизистой поверхности, учащенное сердцебиение, гипертония;
  • средняя — шум в ушах, сонливость, паралич;
  • тяжелое — потеря сознания, судороги, непроизвольная дефекация или отхождение мочи, сбой ритма дыхания, синий цвет кожи, летальный исход.

Отравление угарным газом

Последствия отравления угарным газом могут негативно сказаться на дальнейшей жизнедеятельности человека.

При этом конструкция котла допускает возможность отключения данной системы. Для этого необходимо отсоединить прерыватель термопары и электропроводку датчика тяги от электромагнитного клапана, а так же от электронного блока управления котлом.

Тем самым блок управления продолжит автономное управление работой котла, не учитывая показания температуры сгоревшего газа и силы его выведения в атмосферу.

Как устранять неисправности

При выявлении неисправности самого датчика тяги газового котла, он заменяется новым. Если с помощью тестера был выявлен обрыв или нарушение электропроводки, необходима замена или ремонт соответствующего участка провода.

После выполнения вышеупомянутых действий необходима повторная проверка работы котла и датчика тяги, путем его принудительного срабатывания.

Важно заметить, что в течении эксплуатации любого типа котла, его периодическое сервисное обслуживание является обязательным и рекомендовано производителем. Оно включает в себя проверку электронного блока управления, контролирующих устройств, а так же механических частей котла. Помимо этого выполняется чистка составляющих котла и дымохода от накопившихся продуктов горения.

Диагностика

Для этого привлекаются квалифицированные работники, имеющие соответствующее образование и диагностическое оборудование, соответствующее особенностям конкретного типа котла.

Видео по теме



От автора: привет, друзья! Газовая колонка — это довольно сложная конструкция, состоящая из многих элементов. Каждый из них играет важную роль в работе устройства. В случае поломки некоторых из этих элементов неполадка видна сразу же, для этого не требуется проводить какое-то тестирование. А вот датчик тяги для газовой колонки как проверить? И для чего вообще нужна эта деталь? Именно об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.

Вообще, газовая колонка — отличное отопительное устройство. Не зря оно является самым популярным у владельцев как квартир, так и частных домов. Котел обладает высокой эффективностью, не требует слишком сложного обслуживания, а используемое топливо обычно стоит буквально копейки.

Единственный недостаток данного оборудования — это возможная опасность его эксплуатации в случае каких-либо неполадок. Всем известно, что утечка газа, например, может иметь страшные последствия, вплоть до взрыва, разрушения дома и гибели людей. Поэтому каждый элемент колонки должен работать идеально, любая неполадка должна тут же исправляться, а категорически вышедшая из строя деталь подлежит замене.

Поэтому крайне важно своевременно обнаружить поломку. Для этого производятся регулярные проверки системы, причем, как правило, выполняются они специалистами газовой службы. Но и вы сами можете периодически обследовать некоторые элементы, от которых зависит безопасность живущих в доме людей. Одной из таких частей конструкции является датчик тяги.

Принцип работы датчика

Газовый котел работает за счет сжигания голубого топлива. Естественно, при этом выделяются продукты горения. Если они будут попадать в помещение, то это чревато тяжелым отравлением всех жильцов дома, вплоть до летального исхода. Поэтому конструкция колонки предусматривает подсоединение к дымоходу, через который и происходит вывод всех вредных веществ на улицу.

Естественно, для качественного отвода вентиляционная шахта должна обладать безупречной тягой. Но бывает так, что происходит какое-то нарушение — например, дымоход может забиться мусором или сажей. Если в подобной ситуации котел будет упорно продолжать сжигать топливо, то продукты горения неизбежно пойдут в дом.

Чтобы это предотвратить, в конструкцию газового котла входит такой элемент, как датчик тяги дымохода. Он располагается в том месте, которое находится между вентиляционным каналом и корпусом оборудования. Разновидность датчика зависит от типа котла:

  • в котле с открытой камерой сгорания защитный датчик — это металлическая пластина, к которой подсоединен контакт. Эта пластина и есть тот индикатор, который отслеживает повышение температуры. Дело в том, что нормально выводящиеся газы обычно нагреты до 120–140 градусов. Если же отток нарушен, и они начинают скапливаться, то это значение повышается. Металл, из которого сделана пластина, реагирует на подобную ситуацию и расширяется. Прикрепленный к элементу контакт смещается и перекрывает клапан, отвечающий за подачу газа. Таким образом, процесс горения прекращается, а вместе с этим предотвращается и поступление новой порции вредных веществ,
  • в котле с закрытой камерой сгорания отвод продуктов осуществляется по коаксильному каналу, при этом используется вентилятор. Датчик в данной случае представляет собой пневмореле с мембраной. Реагирует он не на температуру, а на скорость потока. Пока она в пределах допустимого, мембрана изогнута, а контакты находятся в замкнутом положении. Когда скорость потока становится слабее, чем нужно, мембрана выпрямляется, контакты размыкаются, и это приводит к перекрытию клапана подачи газа.

Как видите, если датчик тяги срабатывает, отключая газовую колонку, это означает какие-то неполадки в работе оборудования. Например, это может быть:

  • изначально некачественная тяга. Это первая и главная причина, по которой может срабатывать датчик. Как правило, данное явление связано с неправильным монтажом вытяжной конструкции. Если продукты сгорания плохо вытягиваются, то это представляет опасность для всего живого в доме,
  • обратная тяга. Это явление происходит при образовании в дымоходе воздушной пробки. Газы, которые в норме должны продвигаться до самого верха трубы и выходить затем наружу, не могут преодолеть это препятствие и возвращаются назад, наполняя собой помещение. Эффект обратной тяги может возникнуть в том случае, если теплоизоляция дымохода сделана очень плохо. Перепад температур и приводит к образованию воздушных пробок,
  • засорение дымохода. Неопытным хозяевам может показаться, что труба, выходящая на крышу, просто не может ничем забиться. На самом деле, есть немало факторов, которые влекут за собой образование засора. Первый из них — это птицы. Они могут вить гнезда на трубе, которые затем падают вниз. Да и сами пернатые нередко умудряются застрять в дымоходе, а затем гибнут там. Кроме птиц, следует учитывать еще и возможность попадания, например, листьев, а также отложение сажи на внутренних стенках трубы. Если дымоход засорен, интенсивность тяги становится слишком низкой, и выход здесь только один — прочистка,
  • сильный ветер. В случае неправильного расположения трубы порывы могут попадать в нее и задувать горелку. Естественно, в таких случаях датчик перекрывает подачу топлива. Чтобы избежать подобной опасности, необходимо приобрести и установить стабилизатор.

Проверка функциональности

Все вышесказанное можно свести в одно целое: датчик необходим для того, чтобы в случае возникшей опасности — такой как утечка газа или плохой отвод продуктов сгорания — перекрыть подачу топлива. Если это не будет сделано, то возможны очень печальные последствия.

Про отравление угарным газом уже не раз говорилось выше. Оно очень часто приводит к летальному исходу, и шутить с этим точно не стоит. А в том случае, если горелка вдруг гаснет, но газ при этом продолжает поступать, рано или поздно произойдет взрыв. В общем, понятно, что датчик жизненно необходим.

Но он может полноценно выполнять свои функции только в исправном состоянии. Любому оборудованию свойственно периодически выходить из строя. На внешнем состоянии котла поломка этой детали никак не скажется, поэтому очень важно производить регулярную проверку работоспособности элемента. В противном случае, вы рискуете заметить неполадку только тогда, когда будет уже поздно.

Для проверки существует несколько методов:

  • прикрепите зеркало на том участке, где установлен датчик. В процессе работы газовой колонки оно не должно запотеть. Если осталось чистым, то все в порядке,
  • частично перекройте вытяжную трубу заслонкой. В случае нормальной работоспособности датчик должен мгновенно среагировать и отключить котел. В целях безопасности не проводите проверку слишком долго, чтобы не отравиться угарным газом.

Если в обоих случаях тестирование показало, что все в порядке, значит, проверяемый элемент готов в любое время среагировать на непредвиденную ситуацию и отключить подачу газа. Но бывает и другой вид неполадки — когда датчик срабатывает просто так.

Если вы тщательно проверили уровень тяги и прочие моменты, но котел все также выключается, это значит, что контролирующий элемент работает неправильно. Дополнительно протестировать это можно следующим образом.

Отсоедините элемент и прозвоните его с помощью омметра. Сопротивление исправного датчика должно быть равно бесконечности. Если это не так, значит, деталь вышла из строя. Вариант исправления ситуации только один — необходимо произвести замену сломавшегося элемента.

Некоторые хозяева домов в ситуациях, когда датчик вдруг начинает постоянно прерывать подачу топлива при отсутствии видимых проблем с тягой дымохода, принимают решение просто отключить этот элемент. Конечно, после этого колонка начинает работать бесперебойно.

Но подобные действия — это прямое нарушение техники безопасности при эксплуатации газового оборудования. Отключив датчик, вы не можете быть уверены в том, что с тягой все в порядке, и что угарный газ не начинает заполнять помещение. Рисковать, определенно, не стоит. Лучше проверить работоспособность детали описанными выше способами. Также вы можете получить информацию по этому вопросу из видео, размещенному выше. Успехов вам, а также безопасного и теплого дома!

Расположение, принцип работы и причины срабатывания датчика тяги газового котла

Датчик контроля тяги газового котла – внутренний элемент защиты, отвечающий за оперативную передачу сигнала о снижении интенсивности тяги в дымоотводе.

Его первостепенная функция заключается в обеспечении безопасности при эксплуатации газового оборудования, поскольку вывод отработанных продуктов сгорания напрямую зависит от воздухообмена и без нормальной тяги дым начинает скапливаться в помещение, оказывая негативное влияние на здоровье хозяев.

Кроме того, сила тяги определяет полноту сгорания топлива, поэтому этот датчик нужен и для сохранения стабильной работоспособности самого агрегата.

Как он выглядит и где расположен

Согласно правилам безопасности газовых хозяйств ПБ 12-368-00, бытовые отопительные котлы обязательно должны быть оснащены датчиком тяги. Местом монтажа, как правило, служит дымовой колпак (расположен в дымоуловителе) или же свободное пространство между вентиляционным каналом и корпусом агрегата.

В атмосферных котлах датчик тяги имеет несколько другой вид.

Стоит обратить внимание, что его нельзя крепить на поверхность газохода вплотную. В качестве «разделителя» используются паронитовые прокладки: такая мера позволяет снизить вероятность контактного нагрева, а также выделить зазор, который предоставит технический доступ к отверстию газохода и к датчику тяги.

Устройство и принцип работы датчика тяги газового котла

Принцип работы датчика тяги, независимо от его конструкции, основан на отслеживании показателей вывода отработанного газа: в случае нарушения, в блок управления подаётся соответствующий сигнал, после которого электромагнитный клапан перекрывает поступление топлива на горелку – оборудование выключается.

Более подробно алгоритм действий срабатывания датчика тяги, а также его устройство можно рассмотреть на примере конкретной модели газового агрегата:

• атмосферный котёл (открытая камера сгорания) – датчик выполнен в виде термореле, внутри которого находится биметаллическая пластина, реагирующая на перепады температуры (настраивается в диапазоне 75–900 °C для природного газа и на 75–1500 °C для сжиженного газа). Если тяга в дымоходе ослабевает, то концентрация дыма увеличивается, а, значит, температура растет – когда пластина в достаточной степени перегреется, она расширится и просто разорвёт контакты

В большинстве атмосферных котлов с открытой камерой сгорания датчик тяги также выполняет функцию и предохранительного термостата – контролёра температуры дыма, поэтому даже в случае оперативного устранения первопричины неполадки, возобновить работу можно только после полного остывания агрегата.

• турбированный котёл (закрытая камера сгорания) – датчик представляет собой пневмореле, мембрана которого обладает повышенной чувствительностью к давлению. Она прогибается под действием потока, создающегося турбиной или вентилятором (степень натяжения регулируется производителем), чем фиксирует контакты в замкнутом положении. Поэтому, когда уровень нагнетания давления падает ниже допустимого предела – контакты микропереключателя размыкаются.

Для конденсационных котлов подходят только специальные датчики тяги, настраиваемые на более низкую температуру дымов, чем у стандартных моделей.

Таким образом, именно датчик тяги является главным барьером, который предотвращает проникновение ядовитого дыма и углекислого газа в помещение.

Как проверить работоспособность

Разрыв контактов датчика тяги регистрируется системой управления котла как ошибка дымоудаления и отображается на дисплее жёлтым светоиндикатором.

Когда модель агрегата не оснащена такими средствами информирования, то заподозрить неисправность защитного элемента можно и по внешним признакам:

  • котёл периодически самопроизвольно отключается, хотя видимых сбоев в работе не наблюдается (дымоотведение стабильное, пламя ровное, перегрева нет);
  • котёл сначала включается и работает некоторое время нормально, но через 20–30 минут отключается, при этом повторный розжиг возможен только вручную.

Чтобы проверить работоспособность датчика и убедиться (опровергнуть), что проблема действительно в нём, нужно воспользоваться одним из трёх способов:

  • прикрепить небольшое зеркалов месте расположения датчика – его поверхность не должна запотевать в процессе активного использования отопления;
  • наполовину прикрыть отверстие дымоотвода – если датчик работает, то котёл быстро выключится и включится (вручную) сразу после изъятия заслонки;
  • отключить контур отопления и полностью открыть кран ГВС – в этом режиме затухание котла с высокой вероятностью свидетельствует о поломке реле.

Если в трёх случаях проверка показала, что датчик исправен, а котёл всё равно периодически тухнет, значит нужно замерить интенсивность самой тяги, как таковой. Также есть вероятность срабатывания датчика «вхолостую» при сбоях питания автоматики, например, при кратковременных перепадах напряжения в сети.

Но бывает и другой вид неполадки – когда сам датчик тяги как деталь в порядке, а ложные срабатывания возникают из-за нарушения связей цепи контактов. Обнаружить это можно только если снять и осмотреть защитный элемент: его контакты должны быть не окислены и крепко держаться на корпусе.

Так выглядят окислившиеся контакты. Нужно чистить наждачкой.

В случае отсутствия видимых повреждений, нужно замерить тестером сопротивление самого датчика – в норме оно минимально (равно сопротивлению щупов), не более 1–2 Ом.

При наличии сопротивления следующий шаг – зачистить спиртом контакты и клеммы цепи, поджать их плоскогубцами, просушить, а затем вернуть всё на место.

Если же датчик вообще не прозванивается, однозначно необходима замена на аналогичный (с соответствующей температурой срабатывания или давлением) элемент, т. к. ремонту он не подлежит. На время поиска нового датчик старый можно вовсе исключить из цепи, но только при условии, что вентиляция работает хорошо.

Как отключить датчик тяги в газовом котле

Вполне понятно, что при частых срабатываниях датчика возникает желание просто отключить его, однако делать это категорически нельзя по двум причинам:

  • во-первых, его активация может свидетельствовать об изначально плохих тяговых характеристиках дымохода, что рано или поздно приведёт к тому, что топливо перестанет успевать выгорать и начнёт скапливаться в жилом помещении;
  • во-вторых, что ещё более страшно, это может быть индикатором обратной тяги, которая возникает из-за образования «воздушной пробки», т. е. отработанные газы доходят только до определенного уровня, после чего возвращаются обратно.

Обратная тяга образуется вследствие нехватки естественного разрежения в дымоходе газового котла, поэтому она бывает только в моделях с открытой камерой сгорания. Поскольку движение воздушного потока нарушается, угарный газ не уходит, а возвращается в дом, что может спровоцировать отравление у его жителей.

Несмотря на то, что фактически конструкция позволяет выключить датчик, удалив из схемы провода связи с электромагнитным клапаном и прерыватель термопары, нужно понимать – это прямое нарушение техники безопасности, ведь при возникновении аварийной ситуации, у агрегата не останется никакой защиты.

Поэтому рисковать здоровьем, определённо, не стоит – лучше сразу самому (при помощи специалистов) выяснить и устранить причину срабатывания датчика.

Причины срабатывания датчика тяги

Причины нарушения тяги, вызывающие срабатывание датчика, в основном связаны с ошибками, допущенными ещё на стадии монтажа системы дымоудаления:

  • отсутствие стабилизатора тяги, защищающего от задувания порывов ветра;
  • неправильная установка дымохода или неточные расчёты размеров шахты;
  • частое засорение дымохода, что говорит о необходимости защитного колпака;
  • несвоевременная чистка датчика от сажи, образующаяся при сжигании СУГ.

Время от времени, независимо от качества работы котла, рекомендуется проверять состояние дымохода, турбины, отсутствие нарушения в подключении и т. д. Если требуется, также выполняется регулировка зазора датчика, что увеличит предельную температуру его срабатывания, но делать это должен только мастер.

Каждая торговая марка производит котлы особой конструкции, поэтому об универсальности защитных элементов говорить не приходится. Если необходимо заменить этот контролёр, то искать замену следует у той же фирмы, что и сам газовый агрегат. Причём он должен полностью соответствовать рабочим характеристикам.

Приблизительная стоимость датчиков тяги для популярных моделей котлов:

Серия котла Код/артикул Подходящие модели Цена, руб.
Vaillant atmoTEC 0020039083 Pro VU200/3-5, 240/3-5, 280/3-5 и Plus VUW 200/3-3, 200/3-5, 240/3-3, 240/3-5, 280/3-3, 200/3-5 1 900–3 200
BAXI atmoMAIN 600870 DIGIT 240i, 24 I BSE и 24I BSB 1 200–1 800
Vaillant turboTEC 0020041905 Pro VUW INT 202, 242, 282/3-3 и Plus VUW INT 202, 242, 282, 322, 362/3-5 2 400–3 100
BAXI turboSLIM 721890400 1.230 Fi, 1.300 Fi и 2.300 Fi 2 800–3 400

Как видно из таблицы покупка оригинальных деталей потребует довольно весомых вложений. Тем не менее, экономить и брать китайский аналог не стоит: несмотря на то, что они в 5–10 раз дешевле, у них и качество соответствующее, что в дальнейшем может негативно сказаться на безопасной эксплуатации котла.

Источник

Датчик тяги газового котла: принцип работы, проверка работоспособности

Датчик тяги газового котла – это специальное приспособление в газовом оборудовании, цель которого вне зависимости от стоимости, возможностей функционала и конструкции – безопасность.

Представляет собой автоматику , которая отвечает за охрану человеческого здоровья от чрезмерного скопления угарного газа, а также гарантирует безаварийную работу всей конструкции.

Датчик тяги для газовых котлов Beretta Ciao

Принцип работы

Принцип работы датчика тяги газового котла заключается в своевременной подаче сигнала клапану, который перекрывает подачу газа к горелке. Приспособление срабатывает, если происходит нарушение тока сгораемых продуктов в верном и естественном направлении (от котельного оборудования по дымоходу на улицу). В противном случае дым из угарного, углекислого газа, паров воды, сажи будет проникать в дом, где стоит котёл, и может нанести вред здоровью человека.

Разобраться, как работает датчик, не сложно. Всё основано на стандартных законах физики. Он представляет собой биметаллическое реле , которое работает на включение/отключение котла. Внутри термореле расположена металлическая полоска, которая реагирует на изменением температуры

Следующее, что пользователь должен знать, – это то, что приспособление настраивается на температуру в соответствии с топливом, которое используется. Если это природный газ, то температура 75-950 °С. Если применяется сжиженный газ, то 75-1500 °С.

Если датчик почувствует, что тяга в газовом оборудовании очень плохая, то произойдёт увеличение его нагрева газов дыма и последующая блокировка отключение (сразу же, после нескольких минут после включения).

В газовых котлах с открытой камерой сгорания (атмосферных агрегатах) предохранительный термостат контролирует наличие тяги и температуру уходящих газов, с закрытой камерой сгорания (турбированных агрегатах) — напор выдуваемого воздуха турбиной.

Можно ли отключить

При монтаже датчика и пользовании газовым оборудованием зачастую можно наблюдать периодические отключения в работе. В таком случае может возникнуть желание отключить прибор тяги полностью. Однако не стоит спешить.

Датчик тяги для газового котла АОГВ и АКГВ

На это есть несколько причин:

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

  1. Во-первых, отключение датчика может говорить о плохих тяговых характеристиках. Слабая интенсивность движения газов дыма приводит к опрокидыванию тяги в котельном оборудовании. Вредные пары в большом количестве при этом будут поступать в дом.
  2. Во-вторых, проблема может заключаться в обратной тяге. Образуется воздушная пробка. Отходящие газы дыма движутся до определённой отметки в дымоходе, а затем опускаются назад. Это происходит из-за слабого прогрева трубы, плохой теплоизоляции .

Конечно, теоретически произвести отключение датчика можно, но это влечёт большую опасность. Если вдруг возникнет аварийная ситуация, то защиты никакой не будет. Поэтому функционировать газовому агрегату без такого контролёра не рекомендуется.

Причины срабатывания

Поводом срабатывания автоматической системы контроля могут быть разные неполадки в установке конструкции дымоудаления, сбои самих параметров датчика.

Предохранительный термостат отходящих газов 70 °С

Рассмотрим самые распространённые:

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

  1. Сильный ветер. Порыв ветра может задуть газовую горелку. Чтобы этого не случилось, приобретают стабилизатор для агрегата и устанавливают его на месте выходного патрубка.
  2. Засорение дымоходной системы. В данном случае потребуется чистка.
  3. Слабые тяговые параметры. Датчик тяги газового котла реагирует при нагреве 950-1500 °С. Из-за сложности отвода дыма, происходит перегрев внутри дымоудаляющей системы и отключение газового клапана.
  4. Неверный монтаж газового оборудования.
  5. Неправильность расчёта габаритов дымохода. Высота дымохода измеряется в зависимости от отдалённости трубы от конька кровли. Рекомендуемое расположение – точно по центру крыши. В данном случае оголовок будет возвышаться над коньком более чем на полметра.

Как проверить работоспособность

Смена датчика тяги газового котла может понадобиться в случае серьёзных нарушений в функционировании отопительного оборудования. Например, если котёл постоянно отключается, и при этом существенных проблем в дымоходной системе нет. Или если контролёр начинает работу, а через в среднем 25 минут – отключается. Очередной запуск начинается только после полного остывания датчика.

Как проверить датчик тяги газового котла:

В том месте, где крепится датчик, прикрепляется зеркало. В процессе функционирования котельного оборудования поверхность не должна вспотеть.

Можно проверить датчик уходящих газов, прикрыв дымоход заслонкой не полностью. Если всё хорошо, котёл должен тут же отключиться.

Двухконтурный агрегат переводят в режим горячего водоснабжения без отопления. Открывают полностью кран. Если в этом режиме произошло отключение контролёра, то велика вероятность, что проблема и заключается в этом датчике тяги.

На рынке котельного оборудования и приспособлений к нему предлагают датчики тяги газового котла многие производители. Из них Евросит, Sitgroup, КАРЕ, Junkers, Dion и другие.

Все контролёры применяются к разным агрегатам:

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

  • к настенным;
  • напольным котлам;
  • газовым колонкам.

p, blockquote 24,0,0,0,1 —>

Поэтому следите за работоспособностью датчика тяги газового котла.

Источник

Датчик тяги газового котла: устройство, принцип работы

Содержание

Автоматика газового отопительного котла

Принцип работы датчика тяги

Как производится установка датчика

Почему срабатывает датчик тяги

В каких случаях датчик тяги подлежит замене

Способы проверки датчика

Можно ли отключать датчик тяги

Как не допустить отсутствие тяги

Коротко о главном

Автономное отопление частного жилого дома – необходимое условие для постоянного проживания в условиях сурового климата нашей страны. Если земельный участок газифицирован, хозяева принимают решение об установке газового котла для приготовления теплоносителя. Эксплуатация данного оборудования требует повышенного внимания к каждой детали, так как, при отсутствии технического обслуживания, прибор быстро выйдет из строя. Если по каким-то причинам горелка перестала работать, первое, что следует проверить – это датчик тяги газового котла.

Датчик отходящих газов Vaillant

Стандартная деталь для контроля тяги

Автоматика газового отопительного котла

Эффективность нагрева теплоносителя в бытовом газовом котле зависит от интенсивности пламени горелки, и принцип работы всех автоматических модулей, интегрируемых в систему управления агрегатом, основаны на контроле подачи топлива. При установке автоматики на котёл, интеллектуальная система позволяет решить следующие проблемы:

  • Автоматический поджиг или затухание горелки при необходимости поддержания стабильной температуры теплоносителя в контуре.
  • При повороте ручки или переключения кнопочной панели управления, датчик температуры и реле автоматически перенастраиваются на нужные пользователю показатели, изменяя климатические условия в отапливаемом помещении.
  • При наличии информационного экрана, автоматика выводит на него основные сведения о состоянии системы, режимах работы и коды ошибок при сбоях.
  • Контроль за безопасной подачей газа, в зависимости от наличия тяги в системе, что исключает риск взрыва при повышенной концентрации топлива в помещении.

За безопасность эксплуатации водогрейного оборудования отвечает датчик тяги для газового котла. Автоматическое устройство устанавливается с внутренней части адаптера котла, соединяющего его с дымоходом, и подаёт сигнал газораспределительной системе при отсутствии тяги.

Газовый клапан Protherm

Автоматика газового котла

Принцип работы датчика тяги

Датчик определения тяги газового котла имеет предельно простую конструкцию, и принцип его работы зависит от типа топки водогрейного агрегата:

  • При установке в котёл с естественной тягой, датчик представляет собой термопару – две совмещённые металлические пластины, которые при нагревании вызывают образование электрического заряда незначительной величины.

При отсутствии тяги в дымоходе, разогретые продукты горения начинают контактировать с металлом датчика, нагревая его. Прибор соединён с приводом газовой заслонки, которая моментально закрывается при получении сигнала от термопары, блокируя поступление топлива на горелку.

Автоматика для газового котла

Датчик котла с естественной тягой

  • В случае устройства датчика в котле с принудительной тягой, создаваемой лопастями вентиляторов, его конструкция немного меняется. Прибор представляет собой гибкую термостойкую оболочку, которая деформируется по мере давления на её поверхность воздушных потоков.

В рабочем положении мембрана всегда должна находиться в изогнутом состоянии. Если, при отсутствии тяги, она становится плоской, то происходит замыкание контакта, и заслонка газопровода блокирует поступление топлива в закрытую камеру сгорания.

Чтобы проверить, как работает датчик тяги в газовом котле с принудительным обдувом горелки, необходимо на короткое время обесточить вентилятор и посмотреть на срабатывание автоматики. Если пламя гаснет сразу после прекращения тяги, автоматика работает исправно.

Датчики тяги для газовых котлов

Датчик котла с принудительной тягой

На видео можно увидеть конструкцию и принцип работы датчика тяги:

Как производится установка датчика

Каждый газовый котёл, приобретаемый для отопления частного жилого дома, оснащается данной системой безопасности. В связи с этим, проводить самостоятельную установку прибора не имеет смысла. На современном оборудовании датчик ставится только при выполнении ремонтных работ, и эта процедура проводится, согласно следующему алгоритму:

  • Прежде всего, нужно понимать, где именно установлен прибор. Как правило, он закреплён на адаптере или корпусе котла с внутренней стороны в верхней части. Деталь должна быть установлена именно в том месте, где начинается удаление отработанных газов из камеры сгорания.
  • Для установки нужно приобрести деталь в сборе. В комплект поставки такого оборудования входят биметаллические пластины, слаботочный токопроводящий кабель и клеммы для сопряжения котла с датчиком.
  • Способ крепления элемента зависит от его конструкции и компании-производителя, но, как правило, фиксация производится на саморезы к посадочной пластине внутри котла.
  • После закрепления датчика, кабель от него протягивается к газораспределительной системе, где контакты соединяются через элементы клеммной пластины.
Автоматика газовых котлов Лемакс

Сопряжение детали

После установки датчика, необходимо протестировать его работоспособность, запустив оборудование и частично перекрыв заслонку вытяжного канала для срабатывания детали. Следует учесть, что нарушать целостность сборки газового оборудования запрещено, и, в целях техники безопасности, для осуществления таких работы, лучше обратиться к профессионалам.

Почему срабатывает датчик тяги

Датчик, установленный в котле, может время от времени срабатывать, блокируя работу горелки и нагрев теплоносителя. С одной стороны – это положительный фактор, так как деталь выполняет свою основную функцию, обеспечивая безопасность эксплуатации системы. С другой стороны, временная блокировка подачи топлива в камеру сгорания вызывает у хозяев беспокойство. Датчик тяги, как правило, срабатывает в следующих ситуациях:

  • Если тяга ниже установленного предельного показателя, что вызывает скопление разогретых отработанных газов в агрегате, температура которых достаточна для образования электрического заряда на термопаре.

Как правило, если котёл с принудительной тягой, следует проверить работоспособностью вентилятора. При эксплуатации системы с естественным удалением продуктов горения, нужно определить, не нарушена ли конструкция дымохода.

Дымоход для газового котла

Конструкция дымохода

  • При возникновении обратной тяги. Явление возникает при формировании турбулентных потоков в вытяжной системе, в случае неправильного расчёта её длины. В дымоходе происходит смешение свежего воздуха с отработанными газами, что вызывает опрокидывание потока и его обратный ход по трубе.

Подобная проблема может также возникнуть при разгерметизации системы удаления дыма и поступления в неё воздуха через образовавшиеся щели.

  • При отложении на стенках дымохода твёрдых частиц, выделяемых во время сгорания топлива, а также в случае засорения трубы твёрдым мусором, попадающим с улицы. В таких случаях производится профилактическая или экстренная прочистка системы, а верх трубы должен быть закрыт надёжным дефлектором, исключающим попадание сторонних предметов в вытяжной канал.
  • Сильные порывы ветра при перемене погоды также могут вызвать срабатывание датчика тяги. Данная проблема особенно актуальна, если труба выходит через кровлю и расположена выше верхней отметки котла. В нормальном режиме, потоки воздуха обтекают дефлектор, создавая разреженное давление, которое способствует увеличению тяги. При порывах, направление движения воздушных масс резко меняется, что может вызвать временную остановку тяги.
Чистка трубы дымохода

Чистка дымохода

После устранения неисправности, для повторной проверки работы датчика тяги котла, следует снова запустить оборудование. Если проблема с подачей газа не исчезла, необходимо искать другое решение этой проблемы из числа перечисленных выше.

В каких случаях датчик тяги подлежит замене

Прибор является неотъемлемой составляющей котельного оборудования. Если он выходит из строя, его нужно заменить на новый. Основные признаки необходимости замены датчика:

  • О нарушении функционирования и неисправности датчика тяги для газового котла, принцип работы которого основан на автоматической блокировке подачи газа, говорит его постоянное срабатывание без видимых причин. Чаще всего, такое нарушение вызывается окислением биметаллической термопары или нарушением контакта в миниатюрном кабеле, соединяющим металл с приводом газовой заслонки.
  • О поломке детали также говорит периодическое самопроизвольное срабатывание датчика, вне зависимости от качества тяги.
Обслуживание газового котла

Замена детали

Элемент доступен в свободной продаже, имеет невысокую стоимость, что исключает необходимость его ремонта. При выходе из строя деталь следует заменить на новую.

Способы проверки датчика

Чтобы убедиться в исправности датчика или, наоборот, вовремя поменять элемент, вышедший из строя, необходимо выполнить следующие простые действия:

  • Датчик тяги котла «Конорд» или другого водогрейного оборудования в нормальном состоянии никак не препятствует сгоранию топлива. Таким образом, если к месту сопряжения котла с дымоходом, где установлен элемент, поднести небольшое зеркало, его работоспособность можно определить по слою конденсата на гладкой поверхности.
  • Каждый дымоход газового котла должен снабжаться встроенной заслонкой для возможности блокировки вытяжного канала. Датчик срабатывает даже при частичном перекрывании прохода для отработанных газов.
Шиберная задвижка для дымохода

Заслонка дымохода

  • Помимо объективных признаков, существует также субъективный «симптом» определения работоспособности датчика, основанный на сложной зависимости. Если всю мощность нагрева двухконтурного котла перевести на нагрев системы ГВС и обеспечить максимальный разбор воды, угасание горелки указывает на выход детали из строя.
  • Когда потребители в сервисных центрах задают вопрос, как проверить датчик тяги газового котла, эксперты часто предлагают воспользоваться простым прибором – анемометром. Устройство представляет собой карманный прибор, работающий на батарейках. На корпусе имеется несколько кнопок для переключения режимов и крыльчатка, которая приводится в действие от ветра. По мере вращения лопастей, на дисплее анемометра отображается показатель скорости движения воздушных масс. После замеров, необходимо сверить полученные показатели с нормативными значениями дымоудаления, указанными в инструкции к котельному оборудованию.
Анемометр цифровой

Проверка анемометром

  • Хозяев жилых домов также часто волнует вопрос, как проверить датчик тяги мультиметром. Компактный прибор используется в электротехнических работах для проверки напряжения, сопротивления и силы тока в сети. Для тестирования необходимо коснуться разнополюсными щупами клемм в месте сопряжения слаботочного кабеля тягового датчика с панелью управления газораспределительной системы. После этого, термопара искусственно нагревается и, в случае образования заряда, показатели на экране мультиметра меняются. Вместо 0, отображается небольшое значение. Реакция прибора говорит об исправности датчика.
Мультиметр цифровой

Проверка мультиметром

Учитывая, что установка и эксплуатация газового оборудования строго контролируется специализированными коммунальными службами, при выходе датчика из строя не рекомендуется проводить ремонтные работы самостоятельно. Лучшим решением будет вызов представителей газовой службы или аккредитованных организаций, имеющих право на производство работ данной категории.

Ниже можно увидеть основные способы проверки датчика тяги:

Можно ли отключать датчик тяги

Отключение датчиков тяги турбинных газовых котлов невозможна, так как их отсутствие влияет на безопасность жизни и здоровья потребителей, проживающих в доме. Кроме того, современное оборудование физически не позволит допустить такую ошибку, так как срабатывание прибора может свидетельствовать о наличии следующих серьёзных проблем с котлом:

  • При срабатывании, исправный датчик может указывать на реальные проблемы с дымоходом вытяжной системы котла. Канал может нуждаться в восстановлении целостности его конструкции либо в прочистке.
  • Постоянное срабатывание прибора может также быть признаком опрокидывания потока удаляемых отработанных газов с их возвратом в помещение, где установлен котёл. В таких ситуациях, высокая концентрация СО2 может привести к реальной угрозе жизни потребителей от сильного отравления продуктами горения.

Если же физически удалить датчик из системы, обесточив привод заслонки газопровода и обеспечив постоянный приток газа в камеру сгорания, это является прямым нарушением техники безопасности и может привести к непредсказуемым последствиям.

Ремонт газового котла

Газовый котел без передней панели

Как не допустить отсутствие тяги

Как было сказано выше, отсутствие тяги, чаше всего, происходит по причине нарушения целостности конструкции, и проблема легко устраняется. Однако, в отдельных случаях, данные неприятности могут возникнуть после неверного расчёта высоты трубы или ошибок при её монтаже. Чтобы не допустить опрокидывания или остановки тягового усилия в вытяжном канале, необходимо учесть следующие нормативные требования перед монтажом:

  • Провести детальный расчёт длины дымохода.
  • При устройстве системы дымоудаления выдержать нормативы по отступам оголовка трубы от конька кровли и превышения верхней отметки.
  • Интегрировать в систему дымоудаления стабилизирующее устройство, препятствующее формированию турбулентных потоков и обратной тяги.

Если после монтажа дымохода тяговое усилие недостаточное, необходимо предпринять дополнительные мери и менять конструктивное решение дымохода. В ряде случаев также помогают специальные эффективные дефлекторы, устанавливаемые на оголовок трубы.

Дымоход из сэндвич труб через крышу

Монтаж дымохода

Ниже можно увидеть видеообзор по корректному монтажу дымохода:

Коротко о главном

Принцип работы датчика тяги газового котла основан на преобразовании тепловой энергии в электрический заряд, является необходимым устройством для обеспечения техники безопасности при эксплуатации оборудования. Элемент устанавливается в месте сопряжения дымохода с корпусом котла и контролирует температуру отработанных газов, вовремя посылая сигнал для блокировки подачи топлива на камеру сгорания. Если датчик выходит из строя, он подлежит замене. Для проверки работоспособности детали стоит использовать анемометр или мультиметр.


А вы когда-нибудь сталкивались с нарушением работы датчика тяги, установленном в газовом котле? Поделитесь вашим опытом с другими читателями в комментариях к данной статье.

Добавить комментарий


Ваш адрес email не будет опубликован.
Обязательные поля помечены *

Читайте в статье

  • Как он выглядит и где расположен
  • Устройство и принцип работы датчика тяги газового котла
  • Как проверить работоспособность
  • Как отключить датчик тяги в газовом котле
  • Причины срабатывания датчика тяги
  • Цены

Датчик контроля тяги газового котла – внутренний элемент защиты, отвечающий за оперативную передачу сигнала о снижении интенсивности тяги в дымоотводе.

Его первостепенная функция заключается в обеспечении безопасности при эксплуатации газового оборудования, поскольку вывод отработанных продуктов сгорания напрямую зависит от воздухообмена и без нормальной тяги дым начинает скапливаться в помещение, оказывая негативное влияние на здоровье хозяев.

Кроме того, сила тяги определяет полноту сгорания топлива, поэтому этот датчик нужен и для сохранения стабильной работоспособности самого агрегата.

Как он выглядит и где расположен

Расположения датчика тяги турбированного газового котла

Так выглядит датчик тяги турбированного BAXI ECO Four. Точное расположение всегда указано в инструкции к котлу.

Согласно правилам безопасности газовых хозяйств ПБ 12-368-00, бытовые отопительные котлы обязательно должны быть оснащены датчиком тяги. Местом монтажа, как правило, служит дымовой колпак (расположен в дымоуловителе) или же свободное пространство между вентиляционным каналом и корпусом агрегата.

Расположения датчика тяги атмосферного газового котла

В атмосферных котлах датчик тяги имеет несколько другой вид.

Стоит обратить внимание, что его нельзя крепить на поверхность газохода вплотную. В качестве «разделителя» используются паронитовые прокладки: такая мера позволяет снизить вероятность контактного нагрева, а также выделить зазор, который предоставит технический доступ к отверстию газохода и к датчику тяги.

Устройство и принцип работы датчика тяги газового котла

Принцип работы датчика тяги, независимо от его конструкции, основан на отслеживании показателей вывода отработанного газа: в случае нарушения, в блок управления подаётся соответствующий сигнал, после которого электромагнитный клапан перекрывает поступление топлива на горелку – оборудование выключается.

Более подробно алгоритм действий срабатывания датчика тяги, а также его устройство можно рассмотреть на примере конкретной модели газового агрегата:

Датчик тяги газового атмосферного котла

• атмосферный котёл (открытая камера сгорания) – датчик выполнен в виде термореле, внутри которого находится биметаллическая пластина, реагирующая на перепады температуры (настраивается в диапазоне 75–900 °C для природного газа и на 75–1500 °C для сжиженного газа). Если тяга в дымоходе ослабевает, то концентрация дыма увеличивается, а, значит, температура растет – когда пластина в достаточной степени перегреется, она расширится и просто разорвёт контакты

В большинстве атмосферных котлов с открытой камерой сгорания датчик тяги также выполняет функцию и предохранительного термостата – контролёра температуры дыма, поэтому даже в случае оперативного устранения первопричины неполадки, возобновить работу можно только после полного остывания агрегата.

Пневмореле газового котла

• турбированный котёл (закрытая камера сгорания) – датчик представляет собой пневмореле, мембрана которого обладает повышенной чувствительностью к давлению. Она прогибается под действием потока, создающегося турбиной или вентилятором (степень натяжения регулируется производителем), чем фиксирует контакты в замкнутом положении. Поэтому, когда уровень нагнетания давления падает ниже допустимого предела – контакты микропереключателя размыкаются.

Для конденсационных котлов подходят только специальные датчики тяги, настраиваемые на более низкую температуру дымов, чем у стандартных моделей.

Таким образом, именно датчик тяги является главным барьером, который предотвращает проникновение ядовитого дыма и углекислого газа в помещение.

Как проверить работоспособность

Разрыв контактов датчика тяги регистрируется системой управления котла как ошибка дымоудаления и отображается на дисплее жёлтым светоиндикатором.

Когда модель агрегата не оснащена такими средствами информирования, то заподозрить неисправность защитного элемента можно и по внешним признакам:

  • котёл периодически самопроизвольно отключается, хотя видимых сбоев в работе не наблюдается (дымоотведение стабильное, пламя ровное, перегрева нет);
  • котёл сначала включается и работает некоторое время нормально, но через 20–30 минут отключается, при этом повторный розжиг возможен только вручную.

Чтобы проверить работоспособность датчика и убедиться (опровергнуть), что проблема действительно в нём, нужно воспользоваться одним из трёх способов:

  • прикрепить небольшое зеркало в месте расположения датчика – его поверхность не должна запотевать в процессе активного использования отопления;
  • наполовину прикрыть отверстие дымоотвода – если датчик работает, то котёл быстро выключится и включится (вручную) сразу после изъятия заслонки;
  • отключить контур отопления и полностью открыть кран ГВС – в этом режиме затухание котла с высокой вероятностью свидетельствует о поломке реле.

Если в трёх случаях проверка показала, что датчик исправен, а котёл всё равно периодически тухнет, значит нужно замерить интенсивность самой тяги, как таковой. Также есть вероятность срабатывания датчика «вхолостую» при сбоях питания автоматики, например, при кратковременных перепадах напряжения в сети.

Но бывает и другой вид неполадки – когда сам датчик тяги как деталь в порядке, а ложные срабатывания возникают из-за нарушения связей цепи контактов. Обнаружить это можно только если снять и осмотреть защитный элемент: его контакты должны быть не окислены и крепко держаться на корпусе.

Контакты датчика тяги котла

Так выглядят окислившиеся контакты. Нужно чистить наждачкой.

В случае отсутствия видимых повреждений, нужно замерить тестером сопротивление самого датчика – в норме оно минимально (равно сопротивлению щупов), не более 1–2 Ом.

При наличии сопротивления следующий шаг – зачистить спиртом контакты и клеммы цепи, поджать их плоскогубцами, просушить, а затем вернуть всё на место.

Если же датчик вообще не прозванивается, однозначно необходима замена на аналогичный (с соответствующей температурой срабатывания или давлением) элемент, т. к. ремонту он не подлежит. На время поиска нового датчик старый можно вовсе исключить из цепи, но только при условии, что вентиляция работает хорошо.

Как отключить датчик тяги в газовом котле

Вполне понятно, что при частых срабатываниях датчика возникает желание просто отключить его, однако делать это категорически нельзя по двум причинам:

  • во-первых, его активация может свидетельствовать об изначально плохих тяговых характеристиках дымохода, что рано или поздно приведёт к тому, что топливо перестанет успевать выгорать и начнёт скапливаться в жилом помещении;
  • во-вторых, что ещё более страшно, это может быть индикатором обратной тяги, которая возникает из-за образования «воздушной пробки», т. е. отработанные газы доходят только до определенного уровня, после чего возвращаются обратно.

Обратная тяга образуется вследствие нехватки естественного разрежения в дымоходе газового котла, поэтому она бывает только в моделях с открытой камерой сгорания. Поскольку движение воздушного потока нарушается, угарный газ не уходит, а возвращается в дом, что может спровоцировать отравление у его жителей.

Несмотря на то, что фактически конструкция позволяет выключить датчик, удалив из схемы провода связи с электромагнитным клапаном и прерыватель термопары, нужно понимать – это прямое нарушение техники безопасности, ведь при возникновении аварийной ситуации, у агрегата не останется никакой защиты.

Поэтому рисковать здоровьем, определённо, не стоит – лучше сразу самому (при помощи специалистов) выяснить и устранить причину срабатывания датчика.

Причины срабатывания датчика тяги

Причины нарушения тяги, вызывающие срабатывание датчика, в основном связаны с ошибками, допущенными ещё на стадии монтажа системы дымоудаления:

  • отсутствие стабилизатора тяги, защищающего от задувания порывов ветра;
  • неправильная установка дымохода или неточные расчёты размеров шахты;
  • частое засорение дымохода, что говорит о необходимости защитного колпака;
  • несвоевременная чистка датчика от сажи, образующаяся при сжигании СУГ.

Время от времени, независимо от качества работы котла, рекомендуется проверять состояние дымохода, турбины, отсутствие нарушения в подключении и т. д. Если требуется, также выполняется регулировка зазора датчика, что увеличит предельную температуру его срабатывания, но делать это должен только мастер.

Цены

Каждая торговая марка производит котлы особой конструкции, поэтому об универсальности защитных элементов говорить не приходится. Если необходимо заменить этот контролёр, то искать замену следует у той же фирмы, что и сам газовый агрегат. Причём он должен полностью соответствовать рабочим характеристикам.

Приблизительная стоимость датчиков тяги для популярных моделей котлов:

Серия котла Код/артикул Подходящие модели Цена, руб.
Vaillant atmoTEC 0020039083 Pro VU200/3-5, 240/3-5, 280/3-5 и Plus VUW 200/3-3, 200/3-5, 240/3-3, 240/3-5, 280/3-3, 200/3-5 1 900–3 200
BAXI atmoMAIN 600870 DIGIT 240i, 24 I BSE и 24I BSB 1 200–1 800
Vaillant turboTEC 0020041905 Pro VUW INT 202, 242, 282/3-3 и Plus VUW INT 202, 242, 282, 322, 362/3-5 2 400–3 100
BAXI turboSLIM 721890400 1.230 Fi, 1.300 Fi и 2.300 Fi 2 800–3 400

Как видно из таблицы покупка оригинальных деталей потребует довольно весомых вложений. Тем не менее, экономить и брать китайский аналог не стоит: несмотря на то, что они в 5–10 раз дешевле, у них и качество соответствующее, что в дальнейшем может негативно сказаться на безопасной эксплуатации котла.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка ккм 142 нулевой итог чека
  • Ошибка контроля интеграции приз что это значит
  • Ошибка кдс на прадо 150
  • Ошибка контрольной суммы что это
  • Ошибка катализатора пежо 307