Ошибка на памятнике татищеву

Судебные разбирательства из-за известного памятника тянутся с 2019 года

Поделиться

Сегодня закончилось судебное разбирательство об использовании изображения памятника Татищеву и де Геннину.

Напомним, в 2019-м компания УПРАВИС (которая частично принадлежит режиссеру Никите Михалкову) подала иск против екатеринбурженки Марины Чеботаевой. С нее просили компенсацию за использование в путеводителе изображений памятников Мамину-Сибиряку и Татищеву и де Геннину. До этого они уже взыскали деньги с издательства и производителя конфет. Оказалось, что имущественные права на памятник оформлены администрацией города, а вот авторские права принадлежат скульптору Петру Чусовитину, который сейчас живет в Москве.

17 мая суд по интеллектуальным правам признал, что фото памятника может свободно использоваться без согласия автора. Об этом сообщил адвокат Чеботаевой.

— 5 лет судебных разбирательств. 3 полных круга рассмотрения, включая кассацию, — написал Евгений Дедков в соцсетях. — В удовлетворении кассационной жалобы УПРАВИС отказано.

Почитать полную историю памятника о том, кто и почему протестовал против него и как не заплатили за работу скульпторам-исполнителям, читайте в этом материале.

Суд по интеллектуальным правам установил, что изображение памятника основателей Екатеринбурга Василия Татищева и Вильгельма де Геннина может свободно использоваться путем цитирования, сообщил адвокат и патентный проверенный Евгений Дедков на своей странице в Facebook (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ ). Судебные разбирательства по делу длились пять лет.

Напомним, ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) предъявила иск к «Фест Хэнду» в 2018 году. Поводом стало использование издательским домом изображения памятника основателям Екатеринбурга Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину в путеводителе «Свердловская область». Истец требовал от издательства 20 тыс. руб. за использование в путеводителе из серии «Репейник» фотографии памятника. По мнению ассоциации, ответчик должен был заключить договор со скульптором.

В мае 2019 года Свердловский арбитражный суд частично удовлетворил иск УПРАВИС. С ответчика было взыскано 10 тыс. руб. Однако в конце июня Евгений Дедков подал встречный иск к УПРАВИС, в котором попросил признать недействительными договоры о передаче полномочий по управлению исключительными правами на произведения. Юрист заявил о том, что договор о передаче авторских прав на памятник от скульптора Петра Чусовитина УПРАВИС является недействительным. Доказать то, что у памятника несколько соавторов, удалось с помощью копии чертежей и проектной документации с указанием всего состава соавторов и их подписями. Наследники архитекторов, которые являются соавторами памятника, позицию УПРАВИС не поддерживают.

По данным картотеки, с 2018 по 2020 годы дело рассматривали в Свердловском арбитражном суде, затем в 17-ом арбитражном апелляционном суде Перми, а далее – в московском суде по интеллектуальном правам.

Читайте нас в Telegram , ВКонтакте

Спор ни о чем

Юрий Сычев:

Исковые требования УПРАВИС к предпринимателям Юрий Григорьевич считает необоснованными и тоже собирается выступать за свободное использование изображений памятника.

Юрист фирмы «Юста Аура» Марина Иванова, которая представляет интересы наследников соавторов памятника, рассказала, что полный состав авторов памятника уже установили и документально подтвердили. Во все судебные процессы представили архивные документы, из которых следует, что над созданием объекта работали еще четыре человека помимо Чусовитина, в том числе и Юрий Сычев.

Фото: 66.RU

Копия одного из документов, где перечисляются фамилии авторов памятника.

Марина Иванова, юрист фирмы «Юста Аура»:

ИП Марина Чеботаева и издательство «Фест Хэнд» подали в Свердловский арбитражный суд и 17-й арбитражный апелляционный суд встречные иски. Ответчики требуют признать сделку недействительной в части распоряжения совместным исключительным правом на памятник Татищеву и де Геннину.

Если эти встречные иски удовлетворят, иски УПРАВИС к предпринимателям удовлетворить будет невозможно, отметила Марина Иванова.

Есть еще один нюанс. Состав соавторов Петра Чусовитина и характер их творческого вклада в области архитектуры не позволяют отнести спорный монумент к произведению изобразительного искусства.

Это означает, что к спору применима норма п. 2 ст. 1276 ГК РФ. Она разрешает свободно использовать произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, расположенные в месте, открытом для свободного посещения. Эта норма допускает воспроизводить и распространять изготовленные экземпляры, сообщать о них в эфире или по кабелю, доводить до всеобщего сведения в форме изображения, поясняет юрист.

Смогут ли город и предприниматели использовать изображения памятника отцам-основателям бесплатно, покажет ближайшее заседание суда. Подождем до 29 октября.

Знак Весов и красный гигант из Украины

Памятник Татищеву и де Геннину установили в августе 1998 года. Монумент стал жемчужиной, завершающей архитектурный ансамбль Плотинки. Событие приурочили к 275-й годовщине со дня основания Екатеринбурга. Над проектом работал авторский коллектив, в состав которого входили скульптор Петр Чусовитин и архитекторы Герман Дубровин, Евгений Луговой, Алексей Овечкин и Юрий Сычев.

Фигуры отлили из бронзы в литейном цехе завода «Уралмаш» и собрали из 19 частей.

Удивительно, но авторам удалось не только сделать абсолютно непохожих друг на друга людей чуть ли не близнецами, но и «примирить» их. Ведь известно, что при жизни основатели города не особо ладили и вряд ли бы согласились долго терпеть такое соседство.

Работа над созданием памятника была довольно трудной, вспоминает Юрий Григорьевич. В те времена компьютерные программы для архитекторов и дизайнеров были редкостью, а компьютеры роскошью, поэтому все приходилось рисовать руками и высчитывать в голове. (Сегодня оригиналы чертежей Сычева хранятся в музее на малой родине архитектора в Курганской области. — Прим. ред.)

Юрий Сычев, архитектор:

Изначально задумывали использовать для постамента цельный кусок мрамора. Найти такого гиганта удалось на Украине. Однако во время обработки что-то пошло не так и в камне образовалась трещина. Пришлось выкручиваться: пилить глыбу на три части и скреплять. Между плитами положили свинцовые прокладки, чтобы уберечь от сдвигов.

Фото: 66.RU

Юрий Сычев с бригадой украинских рабочих у того самого камня. Его форма могла быть изящнее, но тогда постамент, скорее всего, не выдержал бы веса скульптур.

У полукруглой скамьи, что расположилась за памятником, тоже необычная история. Идей оформления пространства было много, рассказывает Юрий Григорьевич, но творческий коллектив не утвердил ни одну. Между тем сроки поджимали, нужно было придумать решение. Однажды перед сном Сычев обратился с мольбами к небесам и к покойным товарищам, чтобы подали идею. Той ночью архитектору приснились весы.

Юрий Сычев:

Фото: 66.RU

Символ Весов из гороскопа.

Фото: 66.RU

А это знак Весов, который применили в архитектурном решении.

Когда-то знак Весов помог Юрию Сычеву создать произведение искусства. Теперь весы, что принадлежат богине правосудия Фемиде, помогут восстановить справедливость в этой истории, надеется архитектор.

Суд по интеллектуальным правам признал ничтожным договор, по которому ассоциация УПРАВИС получила авторские права на памятник Татищеву и де Геннину в Екатеринбурге. Таким образом, она не сможет требовать денег за использование его изображения.

Суд по интеллектуальным правам лишил ассоциацию УПРАВИС авторских прав на памятник Татищеву и де Геннину в Екатеринбурге, сообщил в соцсетях представитель издательского дома «Фест Хэнд» Евгений Дедков.

«В Верховный суд, очевидно, будут жаловаться, но, думаю, это уже конец», — написал Дедков.

Известно, что УПРАВИС заключил договор со скульптором Петром Чусовитиным о передаче управления его авторскими правами на памятник и пытался взыскать с издательского дома компенсацию за использование его изображения. «Фест Хэнд» подал встречный иск, потребовав признать договор ничтожным.

Как решил 17-й апелляционный арбитражный суд, в создании монумента принимали участие архитекторы Алексей Овечкин, Герман Дубровин, Евгений Луговой и Юрий Сычев. Таким образом, Чусовитин не мог единолично распоряжаться правами. К тому же договор с администрацией города на создание памятника «давал основание полагать», что права были переданы ей.

Сейчас в апелляционном суде находится аналогичная тяжба между УПРАВИС и предпринимательницей Мариной Чеботаевой. Ее интересы также представляет Дедков.

«ФедералПресс» напоминает, что соавторы проекта согласны на свободное распространение изображений памятника.

Источник: ФедералПресс

Памятник татищеву и де геннину кто архитектор. Памятник Татищеву и де Геннину, Екатеринбург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Народные названия, топонимы

Памятник основателям Екатеринбурга Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину появился в 1998 году, в честь 275-летия города. Если бы Татищев и де Геннин узнали, что спустя почти три века они будут стоять рядом, они, наверное, этому не поверили бы, да ещё и обсмеяли бы наглеца, способного предположить такое — отношения у них были весьма обострёнными. Но на памятнике они стоят рядом, устремив взгляд на Исторический сквер , откуда когда-то начинался город. Не будем отрицать — и тот, и другой сделали для его развития немало.

Конкурс на памятник основателям Екатеринбурга был объявлен в 1997 году, в преддверии 275-летнего юбилея города. Из присланных работ выбрали проект скульптора Петра Чусовитина — заслуженного художника РСФСР. Он родился в 1944 году в деревне Шипелово Белоярского района Свердловской области. Учился сначала в Свердловском художественном училище (наставниками были Мосин и Брусиловский), затем окончил Строгановское художественное училище (Москва).

Отношения отцов-основателей были далеко не дружественными. А как же иначе — Василий Татищев должен был быть единоличным основателем города и уже в 1721 году начал строительство завода. Но у него возник конфликт с Демидовыми — те обвиняли Василия Никитича в финансовых махинациях, взяточничестве и казнокрадстве. Василий Никитич даже был под следствием, но обвинения потом сняли.

Пётр I не стал отстранять Татищева с должности, а направил в строящийся город де Геннина, поручив ему приглядывать за строительством. Поэтому, разумеется, они друг друга, мягко говоря, недолюбливали. Хотя де Геннин, разобравшись в деле, признал, что Татищев во всём поступал справедливо.

Памятник, несмотря на критическое отношение многих горожан, стал знаковым местом в городе — здесь проводятся митинги, праздники. Здесь собирается молодёжь. Несколько раз он подвергался актам вандализма. Памятник регулярно отмывают от граффити и надписей. Обилие их связывают с тем, что это место облюбовали скейтбордисты. В июле 2010 года неустановленные личности надели на головы отцам-основателям картонные коробки с изображением Бивиса и Баттхеда. Как шутникам удалось остаться незамеченными, непонятно, учитывая, что коробки появились утром, а высота памятника — почти десять метров.

За памятником закрепилось множество названий, придуманных горожанами. Одно из самых популярных — «Бивис и Баттхед», в честь героев одноимённого мультсериала. Ещё одно прозвище — «Двое из ларца» — из-за одинаковых лиц. Фото Яны Белоцерковской.

Отцы-основатели

Георг Вильгельм де Геннин
родился в Нижней Саксонии в 1676 году. В 1697-м он был приглашён в Россию. Участвовал в Северной войне . В Петрозаводске управлял Петровскими заводами в 1713-1721 годах. Там де Геннину установлена мемориальная доска. В 1721 году назначен главным на строительстве Сестрорецкого завода . Но заканчивалась стройка уже без него — в апреле 1722 года Пётр отправляет его на Урал. За двенадцать лет работы здесь построил девять заводов, в том числе давший начало Екатеринбургу. В России де Геннин просил называть его Виллим Иванович.

Василий Никитич Татищев
родился в 1686 году в Псковском уезде. В 1720 году ему было поручено освоение Урала — его отправили сюда, чтобы разведать, где можно построить заводы и начать их возведение. Изначально Татищев хотел реорганизовать уже существующий Уктусский завод . Однако быстро понял, что его необходимо перенести на реку Исеть. Также он выбрал место для строительства завода около деревни Егошиха, тем самым положив начало Перми. Активно занимался просветительской деятельностью, открывал школы. Именно благодаря ему появилась знаменитая

Епархия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value).

Архитектурный стиль

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value).

Скульптор

П. П. Чусовитин

Архитектор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value).

Основатель

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value).

Первое упоминание

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value).

Дата основания

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value).

Дата упразднения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value).

Статус

Герб России Объект культурного наследия РФ
Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.


Высота

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value).

Материал

Бронза

Сайт

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value).

12px [[:commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.

|Памятник Татищеву и де Геннину]]
на Викискладе

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value).


История

Памятник основателям города был установлен 14 августа 1998 г. и приурочен к 275-летию Екатеринбурга. Автором памятника выступил московский скульптор П. П. Чусовитин. Памятник был отлит из бронзы в литейном цехе завода «Уралмаш » и был собран из 19 частей. Надпись у подножия памятника гласит:


Напишите отзыв о статье «Памятник Татищеву и де Геннину»

Ссылки

Примечания

Просмотр этого шаблона

Площадь 1905 года
Дом актёра
Мужская гимназия
Набережная Рабочей Молодёжи
Исторический сквер (Плотинка)
Водонапорная башня
Памятник Татищеву и де Геннину

Часовня Святой Екатерины
Нулевой километр
Памятник Попову
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
Дом Севастьянова
Усадьба Тарасова
Литературный квартал
Храм на Крови
Усадьба Расторгуевых — Харитоновых
Свердловская государственная академическая филармония
Дом Метенкова
Музей истории Екатеринбурга
Первый городской театр
Типография «Уральский рабочий»
Уральский государственный университет имени А. М. Горького
– Я столько наслышан о вашем утончённом вкусе, Мадонна Изидора! Венеция только и говорит – о вас! Удостоите ли вы меня такой чести, поделитесь ли вы со мной вашим новым приобретением?
Караффа улыбался… А у меня от этой улыбки стыла кровь и хотелось бежать, куда глядят глаза, только бы не видеть это коварное, утончённое лицо больше никогда! Он был настоящим хищником по натуре, и именно сейчас был на охоте… Я это чувствовала каждой клеткой своего тела, каждой фиброй моей застывшей в ужасе души. Я никогда не была трусливой… Но я слишком много была наслышана об этом страшном человеке, и знала – его не остановит ничто, если он решит, что хочет заполучить меня в свои цепкие лапы. Он сметал любые преграды, когда дело касалось «еретиков». И его боялись даже короли… В какой-то степени я даже уважала его…
Изидора улыбнулась, увидев наши испуганные рожицы.
– Да, уважала. Но это было другое уважение, чем то, что подумали вы. Я уважала его упорство, его неистребимую веру в своё «доброе дело». Он был помешан на том, что творил, не так, как большинство его последователей, которые просто грабили, насиловали и наслаждались жизнью. Караффа никогда ничего не брал и никогда никого не насиловал. Женщины, как таковые, не существовали для него вообще. Он был «воином Христа» от начала до конца, и до последнего своего вздоха… Правда, он так никогда и не понял, что, во всём, что он творил на Земле, был абсолютно и полностью не прав, что это было страшным и непростительным преступлением. Он так и умер, искренне веря в своё «доброе дело»…
И вот теперь, этот фанатичный в своём заблуждении человек явно был настроен заполучить почему-то мою «грешную» душу…
Пока я лихорадочно пыталась что-то придумать, мне неожиданно пришли на помощь… Мой давний знакомый, почти что друг, Франческо, у которого я только что купила книги, вдруг обратился ко мне раздражённым тоном, как бы потеряв терпение от моей нерешительности:
– Мадонна Изидора, Вы наконец-то решили, что Вам подходит? Мои клиенты ждут меня, и я не могу потратить весь свой день только на Вас! Как бы мне это не было приятно.
Я с удивлением на него уставилась, но к своему счастью, тут же уловила его рискованную мысль – он предлагал мне избавиться от опасных книг, которые я в тот момент держала в руках! Книги были любимым «коньком» Караффы, и именно за них, чаще всего, умнейшие люди угождали в сети, которые расставлял для них этот сумасшедший инквизитор…
Я тут же оставила большую часть на прилавке, на что Франческо сразу же выразил «дикое неудовольствие». Караффа наблюдал. Я сразу же почувствовала, как сильно его забавляла эта простая, наивная игра. Он прекрасно всё понимал, и если бы хотел – мог преспокойно арестовать и меня, и моего бедного рискового друга. Но почему-то не захотел… Казалось, он искренне наслаждался моей беспомощностью, как довольный кот, зажавший в углу пойманную мышь…

Памятник основателям Екатеринбурга находится в самом центре города, около Плотинки. На мой взгляд, это самый красивый памятник Екатеринбурга. Хотя многие краеведы восприняли его появление весьма неоднозначно. Причина в том, что в реальности отцы-основатели города были слишком не похожими людьми, а на памятнике они — словно братья.

Памятник изображает стоящих рядом отцов-основателей города Екатеринбурга – Василия Никитича Татищева и Вилима Ивановича де Геннина. Между тем, эти два человека, мягко говоря, недолюбливали друг друга. Как же получилось, что сразу два столь непохожих друг на друга человека стали основателями Екатеринбурга?

В марте 1720 года на Урал приехал В.Н. Татищев. Перед ним стояла цель реформирования и развития горных заводов. Обосновавшись на Уктусском заводе, он вскоре понял его бесперспективность из-за мелководности Уктуса (Патрушихи). В феврале 1721 года выше по течению реки Исети Татищев нашел место, подходящее для постройки нового крупного завода, который должен был превратиться в резиденцию горной администрации. Уже начали было расчищать площадку, но Берг-коллегия неожиданно отказала в разрешении на строительство. Сказался возникший конфликт Татищева с влиятельными Демидовыми.

Дошло до того, что Никита Демидов написал на Татищева донос. В августе 1722 года Татищев был отстранен от должности и оказался под следствием (в итоге суд выяснил, что донос был ложным и обвинения сняли). На замену Татищеву на Урал отправили генерала-майора В.И. де Геннина, ранее руководившего Олонецкими заводами. На выбранной ранее Татищевым площадке Геннин начал строительство завода. Именно под руководством Геннина был построен завод и новый крупный административный центр. Ему же мы обязаны и названием нашего города – Екатеринбург. В.Н. Татищев смог снова вернуться на Урал лишь в 1734 году. В итоге основателями Екатеринбурга считаются эти две личности.

Памятник создан авторским коллективом в составе: скульптор Чусовитин П.П., архитекторы: Дубровин Г.И., Луговой Е.И., Овечкин А.В., Сычев Ю.Г. Памятник был отлит из бронзы в литейном цехе завода «Уралмаш». Его собрали из 19 составных частей. Памятник торжественно открыли в августе 1998 года к 275-летию Екатеринбурга. Надпись у подножия памятника гласит: «Славным сынам России В.Н. Татищеву и В.И. де Генину Екатеринбург благодарный, 1998 год».

Любопытно, что расположение отцов-основателей не соответствует надписи. Де Геннин стоит слева в шляпе-треуголке, а Татищев – справа в парике без шляпы. Если поэкспериментировать и спросить у проходящих мимо екатеринбуржцев кто из них Татищев, а кто де Геннин, то большинство затруднится с ответом. У памятника любят тренироваться скейтбордисты и роллеры, здесь нередко проходят концерты и праздничные мероприятия. Кстати, молодежь отчего-то предпочитает называть отцов-основателей города на памятнике Бивисом и Батхэдом.

Интересно? Расскажи друзьям!

Нам нужна ваша помощь!

Проект «Наш Урал»
долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал»
, поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

Из-за главного символа города судят нескольких предпринимателей. Иски за якобы незаконное использование изображений памятника подала организация по коллективному управлению авторскими правами, которая заключила договор о передаче полномочий со скульптором Чусовитиным как с единственным автором архитектурного объекта. Однако на стороне ответчиков выступили наследники коллег и сами коллеги скульптора, принимавшие непосредственное участие в работе над монументом..

Памятник раздора

Уже год на Урале тянутся судебные разбирательства между ассоциацией правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) и предпринимателями, которые якобы незаконно использовали изображения памятника Татищеву и де Геннину, размещая их в разных видах печатной продукции.

Первое дело ассоциация выиграла в мае. Тогда Свердловский арбитражный суд обязал ответчика — издательство «Фест Хэнд» — заплатить 10 тысяч рублей за снимок памятника, опубликованный в бумажном гиде по достопримечательностям Екатеринбурга и близлежащих городов.

Дальше одно за другим последовали и другие неутешительные для ответчиков решения. Пермский предприниматель пострадал за набор открыток, где на одной изображается вышеупомянутый объект. ООО «Евразия» наказали за то, что те напечатали бронзовых Татищева и Де Геннина на коробке конфет вместе с другими достопримечательности города. ИП Марина Чеботаева использовала фото памятника в гиде и тоже предстала перед судом.

В сентябре 17-й арбитражный апелляционный суд решил полностью пересмотреть иски УПРАВИС к предпринимателям. С жалобами на решения Арбитражного суда Свердловской области обратились не только ответчики. К делу подключились наследники соавторов памятника: дочь Германа Дубровина — Наталия Анфалова и внук Алексея Овечкина — Олег Овечкин.

Наследники решили, что Петр Чусовитин не имел права без согласия их и других соавторов монумента заключать договор с УПРАВИС и объявлять себя единственным автором. Также они считают, что можно свободно использовать изображения памятника, который стоит в открытом для свободного посещения месте, и выступают против того, чтобы с кого-то взимались за это деньги.

Позицию наследников Германа Дубровина и Алексея Овечкина поддержали и другие члены команды, что работала над созданием памятника. Архитекторы Евгений Луговой и Юрий Сычев направили в апелляционный суд свои отзывы.

Корреспонденту сайт удалось пообщаться с Юрием Сычевым и узнать интересные факты о том, как в Екатеринбурге появился памятник отцам-основателям города.

Знак Весов и красный гигант из Украины

Памятник Татищеву и де Геннину установили в августе 1998 года. Монумент стал жемчужиной, завершающей архитектурный ансамбль Плотинки. Событие приурочили к 275-й годовщине со дня основания Екатеринбурга. Над проектом работал авторский коллектив, в состав которого входили скульптор Петр Чусовитин и архитекторы Герман Дубровин, Евгений Луговой, Алексей Овечкин и Юрий Сычев.

Фигуры отлили из бронзы в литейном цехе завода «Уралмаш» и собрали из 19 частей.

Удивительно, но авторам удалось не только сделать абсолютно непохожих друг на друга людей чуть ли не близнецами, но и «примирить» их. Ведь известно, что при жизни основатели города не особо ладили и вряд ли бы согласились долго терпеть такое соседство.

Работа над созданием памятника была довольно трудной, вспоминает Юрий Григорьевич. В те времена компьютерные программы для архитекторов и дизайнеров были редкостью, а компьютеры роскошью, поэтому все приходилось рисовать руками и высчитывать в голове. (Сегодня оригиналы чертежей Сычева хранятся в музее на малой родине архитектора в Курганской области. — Прим. ред.)

Юрий Сычев, архитектор:

Я все рисовал на огромных масштабов кальке. Чтобы понимать, как памятник будет выглядеть не на картинке, а вживую, приходилось фантазировать. Например, мы вырезали копии скульптур на картоне и приматывали к черенкам лопат. Рабочие эти конструкции держали неподвижно, пока я рассчитывал нужную высоту. Размеры и форму каждой плиты отчерчивал и высчитывал отдельный специалист. Все должно было быть четко, мы не могли позволить себе ошибиться.

Изначально задумывали использовать для постамента цельный кусок мрамора. Найти такого гиганта удалось на Украине. Однако во время обработки что-то пошло не так и в камне образовалась трещина. Пришлось выкручиваться: пилить глыбу на три части и скреплять. Между плитами положили свинцовые прокладки, чтобы уберечь от сдвигов.

У полукруглой скамьи, что расположилась за памятником, тоже необычная история. Идей оформления пространства было много, рассказывает Юрий Григорьевич, но творческий коллектив не утвердил ни одну. Между тем сроки поджимали, нужно было придумать решение. Однажды перед сном Сычев обратился с мольбами к небесам и к покойным товарищам, чтобы подали идею. Той ночью архитектору приснились весы.

Юрий Сычев:

Когда-то знак Весов помог Юрию Сычеву создать произведение искусства. Теперь весы, что принадлежат богине правосудия Фемиде, помогут восстановить справедливость в этой истории, надеется архитектор.

Спор ни о чем

Юрий Сычев:

Исковые требования УПРАВИС к предпринимателям Юрий Григорьевич считает необоснованными и тоже собирается выступать за свободное использование изображений памятника.

Юрист фирмы «Юста Аура» Марина Иванова, которая представляет интересы наследников соавторов памятника, рассказала, что полный состав авторов памятника уже установили и документально подтвердили. Во все судебные процессы представили архивные документы, из которых следует, что над созданием объекта работали еще четыре человека помимо Чусовитина, в том числе и Юрий Сычев.

Марина Иванова, юрист фирмы «Юста Аура»:

Скульптор Чусовитин не имел права единолично распоряжаться общим исключительным правом на памятник. Это право принадлежит ему наряду с другими соавторами и их наследниками. Договор между УПРАВИС и Чусовитиным, на основании которого поданы иски к ответчикам, нарушил авторские права третьих лиц и является ничтожным.

ИП Марина Чеботаева и издательство «Фест Хэнд» подали в Свердловский арбитражный суд и 17-й арбитражный апелляционный суд встречные иски. Ответчики требуют признать сделку недействительной в части распоряжения совместным исключительным правом на памятник Татищеву и де Геннину.

Если эти встречные иски удовлетворят, иски УПРАВИС к предпринимателям удовлетворить будет невозможно, отметила Марина Иванова.

Это означает, что к спору применима норма п. 2 ст. 1276 ГК РФ. Она разрешает свободно использовать произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, расположенные в месте, открытом для свободного посещения. Эта норма допускает воспроизводить и распространять изготовленные экземпляры, сообщать о них в эфире или по кабелю, доводить до всеобщего сведения в форме изображения, поясняет юрист.

Смогут ли город и предприниматели использовать изображения памятника отцам-основателям бесплатно, покажет ближайшее заседание суда. Подождем до 29 октября.

Один из самых известных монументов Екатеринбурга — памятник отцам-основателям города Василию Никитичу Татищеву и Георгу Вильгельму (Вилиму Ивановичу) де Геннину. Памятник находится в историческом центре уральской столицы, возле городской плотины . Два знаменитых деятеля изображены стоящими рядом (в полный рост), надпись на монументе гласит «Славным сынам России В. Н. Татищеву и В.И. де Геннину, Екатеринбург благодарный 1998 год».

Рядом с культурным объектом располагаются и другие достопримечательности — площадь Труда с фонтаном, часовня Святой великомученицы Екатерины, Водонапорная башня, Музей природы , Дом Севастьянова , Музей камнерезного искусства и др. Памятник Татищеву и де Геннину значится в списке объектов туристического маршрута — «Красная линия».

Возле основания монумента выложены гранитные ступени и площадка, которые облюбовали городские скейтеры. Также на площади перед скульптурным сооружением проводят городские праздники, митинги, концерты и другие мероприятия.

Создание памятника

Открытие монумента состоялось в августе 1998 года, в честь 275-летия Екатеринбурга. Победителем конкурса на создание объекта стал московский мастер П. П. Чусовитин. Примечательно, что скульптор родился и первое образование получал на Урале. Изготовили 19 частей бронзового памятника на заводе «Уралмаш».

Историки считают, что при жизни отцы-основатели не были дружны и их современники очень бы удивились, увидев подобный памятник. Кроме того, скульптор изобразил Татищева и де Геннина удивительно похожими, хотя это не так. Даже не все жители Екатеринбурга не могут отличить их друг от друга и точно сказать, кто из них кто. Сложности добавляет и тот факт, что надписи под скульптурами перепутаны и не соответствуют действительности — Вильгельм де Геннин располагается слева, его можно узнать по шляпе-треуголке, Василий Татищев стоит справа — на голове у него парик.

После показа известного мультфильма молодежь стала называть памятник «Бивис и Баттхед».

Панорама монумента зимой:

Историческая справка

Инженер, историк и государственный деятель Василий Татищев прибыл на уральскую землю в 1720 году с целью осмотреть край и определить места для строительства заводов. Он поселился при Уктусском заводе, где основал Горную канцелярию, впоследствии ставшую Сибирским высшим горным начальством. Под его руководством были созданы несколько заводов, ставших градообразующими предприятиями. Кроме того, ученый активно занимался образованием, строительством дорог и т. д.

Его активная деятельность пришлась не по душе уральскому предпринимателю Акинфию Никитичу Демидову, который обвинил Татищева в казнокрадстве. Для разбирательства на Урал был направлен инженер, друг и соратник Петра I — Вильгельм де Геннин, который рассмотрел обвинения и оправдал Василия Татищева.

Хотя между деятелями и возникла неприязнь, в последующие годы они плодотворно трудились над развитием уральской промышленности. В 1793 году был открыт Металлургический завод имени Екатерины I, который стал градообразующим предприятием Екатеринбурга. Сегодня, кроме памятника отцам-основателям, в уральской столице есть улицы, названные именами великих ученых.

Как добраться до памятника Татищеву и де Геннину в Екатеринбурге

Монумент находится в центре города, на улице Ленина. Рядом есть станция метро и несколько остановок общественного транспорта.

От вокзалов Екатеринбурга (Северный и Южный автовокзалы, ж/д вокзал) и из некоторых спальных районов (Орджоникидзевский, Чкаловский), удобнее всего добираться на метро.

Станция «Площадь 1905 года» находится в 600 метрах, пешком можно дойти за 7 минут.

Пеший маршрут от станции до памятника:

Автобусная остановка «Площадь Труда» находится в 200 метрах от памятника. Здесь ходят автобусы и маршрутки № 018, 19, 21, 27, 28, 32, 48, 50, 052, 53, 54, 054, 57, 57а.

На остановке «Колледж им. Ползунова» (ближе к метро) ходит пригородная маршрутка № 0150 (до Березовского).

Трамвайная остановка «Театр Музкомедии» располагается на перекрестке Ленина/Карла Либкнехта. Здесь ходят маршруты № 2, 6, 13, 15, 18, 23, 26, 32.

Если вы предпочитаете передвигаться на машине, то к вашим услугам десятки транспортных компаний — заказать такси можно через популярные мобильные приложения Яндекс.Такси, Uber, Maxim, Gett. При поездке на автомобиле стоит учитывать, что в центре Екатеринбурга есть сложности с парковками, места на главных улицах платные и чаще всего свободных нет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка на опель инсигния stabilitrak
  • Ошибка на опель зафира 1166
  • Ошибка на опель астра мощность двигателя ограничена
  • Ошибка на опель астра аш 59 761
  • Ошибка на опель астра аш 33 508