Ошибка начинающего пианиста

«…
1.Неверные ноты.

2.Неверный ритм (в основном простом определении ритма как относительных промежутков времени между нотами).

3.Неправильные акценты.

4.Неправильные движения.

5.Игра на краю клавиш.

6.Протягивание пальцев к нотам вместо смещения руки, переносящей пальцы на позицию.

7.Использование лишних мышечных движений.

8.Полагание, что релаксация является ключевым моментом, когда на самом деле это не имеет ничего общего с релаксацией (полностью расслабьтесь, и вы упадете на пол).

9.Длиные ногти.

10.Неправильное расположение суставов.

11.Плохая осанка.

12.Плохая динамика.

13.Неправильная педаль.

14.Неправильная практика.

15.Излишняя нетерпеливость и попытки разучивать произведения, к которым вы еще не готовы.

16. Излишняя застенчивость и попытки придерживаться только легких произведений, которые вы знаете наверняка, что можете играть.

17.Не следование совету учителя (по крайней мере, чтобы хотя бы увидеть говорит он правду или нет).

18.Задержка дыхания — и в большинстве случаев неправильное дыхание.

19.Излишнее гримасничанье, полагая, что это добавляет «эмоций» игре.

20.Слишком сильное сворачивание пальцев.

21. Слишком сильное распрямление пальцев.

22.Неправильная аппликатура.

23.Меняющаяся аппликатура (то есть использование различных пальцев при каждом новом проходе).

24.Не частая настройка пианино.

25.Не использование метронома в соответствующих обстоятельствах.

26.Использование метронома в ненадлежащих условиях.

27.Отсутствие внимания за своим общим физическим состоянием.

28.Неправильное питание.

29.Неправильный стиль жизни.

30.Тусовка в неправильной компании.

31.Вера в то, что вы сможете обойтись без учителя, просто читая / прослушивая CD / просматривая видео и интернет.

И это только верхушка айсберга.
…»

Источник: kantsmusictuition.blogspot.com

Практически любое дело, в том числе и искусство играть на музыкальных инструментах, легче осваивать с раннего детства под руководством опытных педагогов, тогда можно достигнуть больших успехов в этой области. Но если вы решили научиться играть на пианино в зрелом возрасте без посещения музыкальной школы, то вам придется приложить немало усилий, хотя научиться играть на клавишных инструментах (впрочем, как и на любых других) на любительском уровне может каждый. Чтобы не забросить обучение на полпути, ознакомьтесь с типичными ошибками начинающих пианистов.

Во-первых, это отсутствие настоящего инструмента. Все дешевые варианты синтезаторов без педалей не подходят для обучения, а дорогие на первое время покупать нет смысла. Настоящее пианино советских времен сейчас легко достать даром при условии самовывоза, останется только вызвать мастера по его настройке, если инструментом давно не пользовались.

Во-вторых, бросить самостоятельные занятия способствуют размытые представления о том, с чего начать, а начинать надо с самых азов. Если у вас нет денег на репетитора, то желательно хотя бы взять несколько уроков на тему, как правильно сидеть за пианино, как держать руки. Нотную грамоту в теории вполне можно освоить самостоятельно. Опытный пианист продемонстрирует на практике, как пользоваться каждой педалью, как играть «легато», объяснит, почему важен порядок пальцев, покажет на какой-нибудь простой гамме, вроде до мажор или ля минор, важные начальные навыки, без которых нет смысла продолжать обучение.

В-третьих, начинающие пианисты-самоучки имеют слишком большие амбиции. Если на гармони или гитаре, выучив пару аккордов, вы уже можете петь известные песни, то на пианино придется начинать с примитивных мелодий, исполняемых одной рукой. Скорость чтения с нотного листа развивается очень медленно, потому что, кроме разницы записи нот в басовом и скрипичном ключе, придется выучить наизусть не один десяток знаков от синкоп до диезов, бемолей и бекаров.

В-четвертых, отсутствие контроля обучения значительно осложняет понимание, в каком направлении двигаться, поэтому постоянно записывайте свое исполнение  на видео или диктофон и сравнивайте исполнение с записями других пианистов, а также устраивайте для родственников и знакомых небольшие концерты.

В-пятых, неопытный пианист не умеет самостоятельно подбирать репертуар и упражнения для беглости пальцев. Здесь вам помогут самоучители, в которых параллельно с теорией предлагаются несложные музыкальные произведения. Не стесняйтесь начинать с книжек для детей младшего школьного возраста — в них достаточно простым языком объясняется сложная музыкальная грамота.

Когда можно переходить к разбору любимых мелодий, вы почувствуете сами после отдельного изучения партии для правой и левой руки. Помните, что начинать соединять их воедино можно только тогда, когда вы без запинок научились исполнять каждую партию, соблюдая ритмические знаки. Вообще каждый пианист-самоучка должен повесить в рамочке на стене ноты с заветной «Лунной сонатой» Бетховена или «Полонезом Огинского», чтобы был стимул учиться дальше и не забрасывать самостоятельные уроки.

Статья создана при содействии информационного ресурса «Podskazchik», который представляет вашему вниманию полезные советы о том, как научиться играть на пианино, освоить компьютер, преуспеть в настольном теннисе и другие советы на все случаи жизни.

«…
1.Неверные ноты.

2.Неверный ритм (в основном простом определении ритма как относительных промежутков времени между нотами).

3.Неправильные акценты.

4.Неправильные движения.

5.Игра на краю клавиш.

6.Протягивание пальцев к нотам вместо смещения руки, переносящей пальцы на позицию.

7.Использование лишних мышечных движений.

8.Полагание, что релаксация является ключевым моментом, когда на самом деле это не имеет ничего общего с релаксацией (полностью расслабьтесь, и вы упадете на пол).

9.Длиные ногти.

10.Неправильное расположение суставов.

11.Плохая осанка.

12.Плохая динамика.

13.Неправильная педаль.

14.Неправильная практика.

15.Излишняя нетерпеливость и попытки разучивать произведения, к которым вы еще не готовы.

16. Излишняя застенчивость и попытки придерживаться только легких произведений, которые вы знаете наверняка, что можете играть.

17.Не следование совету учителя (по крайней мере, чтобы хотя бы увидеть говорит он правду или нет).

18.Задержка дыхания — и в большинстве случаев неправильное дыхание.

19.Излишнее гримасничанье, полагая, что это добавляет «эмоций» игре.

20.Слишком сильное сворачивание пальцев.

21. Слишком сильное распрямление пальцев.

22.Неправильная аппликатура.

23.Меняющаяся аппликатура (то есть использование различных пальцев при каждом новом проходе).

24.Не частая настройка пианино.

25.Не использование метронома в соответствующих обстоятельствах.

26.Использование метронома в ненадлежащих условиях.

27.Отсутствие внимания за своим общим физическим состоянием.

28.Неправильное питание.

29.Неправильный стиль жизни.

30.Тусовка в неправильной компании.

31.Вера в то, что вы сможете обойтись без учителя, просто читая / прослушивая CD / просматривая видео и интернет.

И это только верхушка айсберга.
…»

Источник: kantsmusictuition.blogspot.com

Как преодолевать технические трудности в игре на фортепиано? Полезное для учащихся музыкальных школ и училищ

технические трудности в игре на фортепианоБывает так, что недостаточная техническая подготовка не позволяет пианисту сыграть то, что ему хочется. Поэтому заниматься упражнениями на развитие техники нужно ежедневно, хотя бы по полчаса. Только тогда всё сложное разрешается и получается, и появляется техническая свобода, позволяющая забыть о трудностях и целиком отдаться воплощению музыкального образа.

В данной статье мы расскажем о нескольких эффективных методах преодоления технических сложностей. Вначале – ключевая мысль. Она такова: любое сложное состоит из чего-нибудь простого. И это не секрет! Главной чертой всех методов, которые вам будут представлены, как раз и будет работа над разложением сложных мест на простые элементы, проработка этих элементов по отдельности, а затем очередное соединение простых вещей между собой в целое. Надеюсь, не запутались!

Итак, про какие методы технической работы на фортепиано мы будем говорить? Про метод остановок, темповых метаморфоз, смену рук, про метод накопления и про игру гамм. Теперь обо всём последовательно и обстоятельно. Не будем обсуждать игру отдельными руками – здесь и так всё ясно: играть партии отдельно правой и левой руки жизненно необходимо.

Метод «остановок»

Многовариантное упражнение «остановки» заключается в том, что пассаж разделяется на несколько частей (пусть даже две). Только делить нужно не как попало, а так, чтобы каждую часть в отдельности было легко сыграть. Обычно местом деления становится нота, на которой происходит подкладывание первого пальца или то место, где требуется серьёзно переместить руку (это называется поменять позицию).

Заданное количество нот играется в быстром темпе, потом мы останавливаемся, чтобы проконтролировать наши движения и приготовить следующий «забег». Сама остановка максимально освобождает кисть руки и даёт время сконцентрироваться для подготовки к последующему пассажу.

Иногда остановки выбираются соответственно ритмическому рисунку музыкального произведения (например, через каждые четыре шестнадцатые). В этом случае после проработки отдельных фрагментов, их можно склеивать – то есть соединять, чтобы останавливаться в два раза реже (уже не через 4 ноты, а через 8).

Иногда остановки делаются и по другим причинам. Например, контролирующая остановка перед «проблемным» пальцем. Скажем, какой-нибудь четвёртый или второй палец нечётко играет свои ноты в пассаже, тогда мы его специально выделяем – останавливаемся перед ним и делаем его приготовление: замах, «ауфтакт», или просто репетируем (то есть повторяем) его несколько раз («играй уже, собака такой!»).

Во время занятий требуется предельная собранность – мысленно следует представлять группу (внутренне предслышать), чтобы не пропустить остановку. При этом кисть руки должна быть свободной, звукоизвлечение ровным, чётким и лёгким. Упражнение можно варьировать, оно способствует быстрому усвоению текста и аппликатуры. Движения автоматизируются, появляется свобода и виртуозность в исполнении.

Пробегая пассаж, важно не зажимать руку, не стучать и не скользить поверхностно по клавишам. Каждая остановка должна быть проработана хотя бы по 5 раз (это займёт много времени, но даст желаемый результат).

Игра гамм во всех тональностях и видах

Гаммы разучиваются попарно – минорная и мажорная параллельные и играются в любом темпе в октаву, терцию, сексту и дециму. Вместе с гаммами изучаются короткие и длинные арпеджио, двойные ноты и септаккорды с обращениями.

Скажем по секрету: гаммы для пианиста – всё! Тут вам и беглость, тут вам и сила, тут вам и выносливость, и чёткость, и ровность, и ещё множество полезных фишек. Поэтому просто полюбите работу над гаммами – она действительна приятна. Представьте, что это массаж для ваших пальчиков. А вы ведь их любите? Играйте по одной гамме во всех видах ежедневно, и всё будет здорово! Упор делают на тональности, в которых написаны произведения, присутствующие в программе на данный момент.

Руки во время исполнения гамм не должны быть зажаты (они вообще никогда не должны быть зажаты), звук крепкий (но музыкальный), синхронность идеальная. Плечи не подняты, локти не прижаты к телу (это сигналы зажатости и технических ошибок).

В игре арпеджио не следует допускать «лишних» движений корпуса. Дело в том, что этими самыми движениями корпуса подменяются истинные и необходимые движения рук. Отчего двигают корпусом? Оттого что пытаются перемещаться по клавиатуре, от малой октавы к четвёртой, с прижатыми к телу локтями. Так не годится! Двигаться должен не корпус, двигаться должны руки. Во время игры арпеджио движение вашей кисти должно напоминать движение скрипача в тот момент, когда он плавно ведёт смычок (только траектория движения руки скрипача – по диагонали, а ваша траектория будет горизонтальной, так что, наверное, лучше подсмотреть эти движения даже не у скрипачей, а у виолончелистов).

Увеличение и уменьшение темпа

Быстро умеет играть тот, кто умеет быстро думать! Это простая истина и ключ к такому умению. Если вы хотите сыграть сложное виртуозное произведение в быстром темпе без всяких «аварий», то нужно научиться играть его ещё быстрее, чем требуется, при этом должны соблюдаться фразировка, педализация, динамика и всё остальное. Главная цель применения этого метода – научиться контролировать процесс игры в быстром темпе.

Поиграть в более высоком темпе можно всё произведение, а можно проработать таким же образом только отдельные сложные пассажи. Однако, есть одно условие и правило. В «кухне» ваших занятий должны царить гармония и порядок. Недопустимо играть только быстро или только медленно. Правило такое: сколько раз сыграли произведение быстро, столько же раз проигрываем его медленно!

Про медленную игру мы все знаем, но почему то иногда ею пренебрегаем, когда нам кажется, что всё и так получается. Запомните: медленная игра – умная игра. И если вы не в состоянии проиграть выученное наизусть произведение в замедленном темпе, значит, вы его не выучили, как следует! В медленном темпе решаются многие задачи – и синхронизации, и педализации, и интонации, и аппликатуры, и контроля, и слуха. Выбирайте одно какое-нибудь направление и следите за ним в «замедленной» съёмке.

Обмен между руками

Если в левой руке (например) встречается технически неудобный рисунок, целесообразно играть его на октаву выше правой, для концентрации внимания на этой фразе. Ещё один вариант заключается в полной смене рук (но он подходит не для каждого произведения). То есть партия правой руки разучивается левой и наоборот – аппликатура, конечно, меняется. Упражнение весьма трудно и требует большого терпения. В результате не только разрушаются технические «неподъёмности», но и возникает слуховая дифференциация – ухо почти автоматически отделяет мелодию от аккомпанемента, не давая им угнетать друг друга.

Метод накопления

Про метод накопления мы уже сказали пару слов, когда обсуждали игру с остановками. Он состоит в том, что пассаж проигрывается не весь сразу, а постепенно – сначала 2-3 ноты, затем к ним добавляются остальные по одно до тех пор, пока не сыгран весь пассаж отдельными руками и вместе. Аппликатура, динамика и штрихи – строго одни и те же (авторские или редакторские).

К слову, накапливать можно не только с начала пассажа, но и с его конца. Вообще, полезно учить отдельно концы пассажей. Ну а если вы проработали сложное место методом накопления слева направо и справа налево, то вы не запнётесь, даже если захотите запнуться.

Автор – Марина Валиулина

Удивительные навыки владения игрой на музыкальных инструментах никогда не подвластны ленивым музыкантам. Множество слов о вдохновении, музе и полетах творческой фантазии – пустой звук без постоянных и старательных занятий. Именно регулярные тренировки помогут вам избежать неприятных ситуаций в процессе обучения игре на пианино. Только вместе с занятиями пальцы привыкнут ритмично и правильно выполнять все исполнительские техники.

Как правильно играть на фортепиано

На музыкальных инструментах можно просто играть, а можно профессионально исполнять музыкальные произведения. И это два принципиально разных способа использования пианино. Важно методично и регулярно работать над своими исполнительскими способностями, а играть – уже после завершения важных тренировок. Только так у вас сформируются правильные музыкальные привычки и навыки, которые в будущем помогут вам виртуозно исполнять мелодию любой сложности.

Эксперты рекомендуют всячески избегать неверного автоматизма, так как легче привить правильную привычку, чем исправить уже существующие некорректные навыки. Ваши пальцы не должны быть слишком прямыми, а кисть не должна опускаться ниже уровня клавиатуры. В правильном исполнении кисть будет держаться параллельно к поверхности клавиатуры. Такая постановка руки позволит исключить любые травмы и явление зажатости кисти.

Для получения объемного и многогранного звука каждой клавиши пальцы должны максимально примыкать к поверхности клавиатуры. Любые замахи и рывки должны полностью отсутствовать, предпочтительнее любые движения вниз. Именно такой способ получения звука поможет вам в будущем играть быстрые партитуры, так как замах и лишние движения только отнимают время музыканта. Давайте подробнее рассмотрим типичные ошибки всех, кто учится играть на музыкальных инструментах:

  1. Неправильный подбор музыкального произведения. Вам следует подбирать музыку, которая соответствует вашему уровню владения музыкальной грамотой и исполнительским навыкам.
  2. Воспроизведения неверного ритма. Выбрать правильный ритм вам поможет определение данного понятия как относительных промежутков между нотами.
  3. Притягивание пальцев к клавишам вместо намеренного передвижения кисти на правильную позицию.
  4. Очень мешают пианистам лишние мышечные перенапряжения.
  5. Слишком длинные ногти. В идеале у пианиста полностью должна отсутствовать лишняя ногтевая пластинка, которая мешает прикладывать пальцы к клавишам, а также создает неприятный стук в момент нажатия нот. Играть на пианино необходимо подушечками пальцев, а не ногтями.
  6. Некорректная аппликатура. Если вы неправильно заучите расположение клавиш на клавиатуре, вам будет сложно справляться с заданиями большей сложности. плохой привычкой является постоянно меняющаяся аппликатура. Достаточно один раз основательно изучить расположение пальцев на клавиатуре, чтобы использовать выученный прием для исполнения всех следующих произведений.
  7. Чрезмерная застенчивость и скованность. Попытки играть только простые музыкальные произведения может сыграть с амии злую шутку, так как вам постоянно требуется приобретение новых навыков и умений владения произведения любой сложности.

Вам помешает лишняя нетерпеливость и пустые попытки изучить произведения, которые по уровню сложности не соответствуют вашим музыкальным навыкам. Воздержитесь от чрезмерных гримас и игры мимикой, так как такие приемы не добавляют эмоциональности в процессе игры, а только отвлекают внимание зрителей.

Игра на музыкальном инструменте должна быть регулярной. Постоянно следует повышать сложность произведений, чтобы не терять приобретенные навыки и постоянно развивать новые умения. Чтобы лучше овладевать чувством ритма, следует использовать метроном. Это устройство поможет вам всегда успевать нажимать клавиши и исполнять песню в соответствии с ритмическими рекомендациями композитора.

Старайтесь не повторять чужие ошибки. Не думайте, что опытные профессионалы быстро и легко разучивают новую мелодию. Данный процесс занимает много времени не только у новичков. Способы изучения нового материала всегда одинаковые для музыкантов с разным уровнем владения музыкальным инструментом. Просто запаситесь достаточным количеством терпения и вновь приступайте к изучению мелодии.

В каждом произведении подается правильная аппликатура. Композиторы или создатели нотного материала всегда указывают рекомендуемое положение пальцев на поверхности клавиатуры. Вам достаточно просто повторить указанные рекомендации, чтобы легче справляться со сложными пассажами и нотными связками. Начинайте изучение нового материала с аппликатуры, чтобы довести все действия до автоматизма. Лучше изучать положение пальцев для каждой руки отдельно, и постепенно соединять мелодию воедино.

Вам потребуется правильная динамика и выразительность. Не старайтесь только заучить ноты и расположение пальцев. Также работайте над качеством исполнения, чтобы создавать правильные акценты, придавать своей мелодии красивые динамические оттенки и характер. Композиторы обычно указывают настроение и динамические рекомендации, чтобы исполнителю было проще разобраться в эмоциональном окрасе произведения.

Стоимость уроков на клавишных. Записывайтесь!


Спасибо!

Данные успешно отправлены

Подпишись на мой TELEGRAM

И узнай, как научиться петь во взрослом возрасте!

ПОДПИСАТЬСЯ

Эффективность труда музыканта-исполнителя требует, чтобы он умел находить
и анализировать ошибки, встречающиеся как во время исполнения готового
произведения, так и в период технической тренировки. Причины возникновения
ошибок могут быть самыми различными. В одних случаях они являются следствием
недостаточного музыкального развития, в других — нецелесообразного использования
своего пианистического аппарата, в третьих — слабой технической оснащенности.
Чаще всего причины эти взаимосвязаны; так, неясность мышления или неправильное
представление приводит к техническому несовершенству исполнения, а техническая
беспомощность пианиста лишает его возможности воплотить свои, пусть даже
верно намеченные замыслы. К каждой технической задаче надо найти свой
«ключ». Чтобы найти этот «ключ», необходима проверка методов работы ученика.
Мы приведем лишь некоторые примеры встречающихся в работе ошибок.
Педагог замечает, что ученик играет не лучше, а хуже, чем на предыдущих
уроках. При опросе выясняется, что тот бездумно заимствовал у других учеников
приемы нерациональные или даже прямо противоположные стоящим перед ним
задачам.

Часто ученик, не осмыслив содержания, стиля и формы музыкального произведения,
сразу приступает к механическому заучиванию технических пассажей. Не разобравшись
ни в художественно-звуковых задачах, ни в характере трудностей, он прилагает
много труда, необдуманно используя известные ему приемы и привычные методы,
идущие вразрез с поставленной задачей. Приходилось наблюдать, как ученики
разные виды пальцевой техники учат одними и теми же приемами. Например,
пассажи легкой или «жемчужном» техники тренируют движениями кистевого
staccato. Абсурдность этого ясна каждому, кто понимает, что при тренировке
движения должны рассматриваться как в замедленных кинокадрах н ничего
нельзя разучивать приемами, не соответствующими тем, какие будут в быстром
темпе. Безусловно быстрый темп вносит известные изменения в движения:
так, при быстрой игре пальцы поднимаются меньше и движения обобщаются
участием других звеньев руки. Но для выработки точности в технике основные
элементы (определенный подъем или хватательные движения пальцев) должны
вырабатываться в медленном темпе примерно теми же приемами, какие будут
в быстром. Так, применение в пальцевой технике пальцевого staccato способствует
точности вступления в работу мышц-антагонистов, создавая в пассажах отчетливость.
Кистевое же staccato в мелодической технике (что иногда встречается в
работе учеников) будет нецелесообразным. Укажем еще пример непродуманного
метода преодоления трудности.
Нередко успешному овладению технически сложным произведением вредит так
называемое забалтывание концов быстрых пассажей: при этом последние ноты
гаммы или пассажа играются торопливо и комкаются. Причина ошибки заключается
в том, что слух и внимание играющего раньше времени устремлены к следующим
тактам. Это явление связано с преждевременным возбуждением нервных центров,
участвующих в выполнении последующего движения, из-за чего конец предыдущего
пассажа выпадает из поля внимания пианиста.

С. Клещов пишет по этому поводу: «Совершенство движений требует точности
начала и вовлечения минимального количества нужных для его осуществления
мышц (разрядка моя.—Л. Б.).
Для этого начало процесса возбуждения должно быть приурочено к определенному
моменту времени и район возбуждения в коре больших полушарий должен быть
строго пространственно ограничен.
Это осуществляется процессом торможения, как бы окружающим возбуждение
и в пространстве и во времени. Процесс этот. развивается под влиянием
упражнений и препятствует преждевременному возбуждении нервного элемента.
Процесс возбуждения возникает быстрее и вообще устойчивее, чем процесс
торможения Поэтому у учеников, особенно у начинающих, есть тенденция к
комканию пассажей. (преждевременное вступление в работу некоторых мышц
в силу ослабления процесса торможения)» (15, 75—78),
Методами исправления такого забалтывания может быть замедление к концу
пассажа пли проигрывание его в медленном темпе без последней ноты, то
есть без той цели, которая вызывает такое преждевременное возбуждение.
Другим методом может быть выуленение И повторение последних нот и соединение
их с предыдущими (см. 4, 84).
Следует указать также на ошибки, причина которых кроется в неумении рационально
использовать возможности пианистического аппарата, вследствие непонимания
единства и взаимодействий частей руки и корпуса.

Интересный случай можно привести из педагогической практики. Студентка
Д. готовила к экзамену сонату Бетховена. Несмотря на тщательную работу,
произведение ей не удавалось: в исполнении чувствовалась скованность,
и все попытки освободиться от зажатости Ив приводили к положительным результатам.
На одном из уроков, внимательно наблюдая со стороны за игрой студентки,
педагог обнаружил, что в ее движениях и позе создавалось напряжение, мешающее
исполнению технических пассажей, связанное с тем, что студентка не изменяла
положения корпуса и ног при переносе обеих рук в верхний регистр. Эта
поза придавала посадке неустойчивость и вызывала скованность в игре. После
того, как ей было указано на неправильную позу она нашла удойную опору
на левую ногу, создалось более правильное положение тела и рук, напряжение
исчезло, движения Стали свободными, в исполнении пропала скованность.
Очень часто у неопытных пианистов мы видим неумение соединить в игре «крепкие»
пальцы с освобождением в кисти в предплечье, то есть нецелесообразное
использование частей — звеньев руки при попытке извлечь Гюлее сильный
звук. Так, для увеличения силы звука и пальцевой технике представители
старых школ часто прибегали к высокому подъему пальцев, который создавал
перенапряжение и мешал свободе движений, особенно в быстрых пассажах (рис.
14).

Скачать ноты
Рис.14. Неправильно высокий подъем пальцев

Высокий подъем пальцев всегда нецелесообразен, и сильный
звук требует сопутствующих вспомогательных движений верхних частей руки,
а иногда и корпуса (участие инерционных сил).
Другим серьезным недостатком при необходимости усиления звука является
неправильная опора на пястную часть руки, также создающая зажим (рис.
15).

пособия для фортепиано
Рис.15. Неправильная опора на пястную часть руки

Бесспорно, и этими приемами можно на короткое время добиться известного
увеличения силы звука, но порочность их сказывается в появлении скованности.
Во избежание этого, в технике при игре forte целесообразнее применять прием размаха или толчка путем переноса динамической
нагрузки от верхних частей пианистического аппарата на крепко поставленные
пальцы, с последующим освобождением. Таким образом снимается излишняя
нагрузка с кисти, а «пальцы превращаются в устойчивые «подпорки»
(Нейгауз), выдерживая вес руки. Этот прием вырабатывает умение расслаблять
мышцы и является отличным способом достижения свободы у учеников, страдающих
скованностью движений.
Педагогам часто приходится наблюдать в игре учеников прогибание пальцев
в концевом суставе. При этом палец, не «спаянный» в суставах, теряет свою
упругость, и часть энергии, применяемой пианистом, расходуется впустую.
Обычно это связано с излишним давлением на пассивные неопертые пальцы.
Чтобы избавиться от такого недостатка, нужно прежде Всего неустанно следить
за тем, чтобы пальцы не прогибались в суставах. Для исправления полезна
тренировка пассажей в медленном темпе движением «толчка» от верхних частей
руки, при котором поставленные и спаянные в суставах пальцы получают устойчивость.

Иногда ученики не умеют своевременно снимать пальцы с клавиш, задерживаясь
на них после удара, что приводит к «вязкости» и нечеткости в технике.
Развивая пальцевую активность, следует наблюдать не только за тем, как
поставить пальцы, но и за тем, чтобы вовремя снять их с клавиш. Такое
снимание пальцев способствует точному вступлению в работу мышц-антагонистов,
обеспечивающих обратное движение пальцев, что создаст четкость и точность
в исполнении пассажей.
К недостаткам в технике пианиста относится и отсутствие плавности, слитности
в исполнении эпизодов мелодической техники, проявляющихся в неуклюжих,
лишних или преувеличенных движениях. Возникают они нередко из-за того,
что ученик играет слишком близко к краю клавиш. Такая манера игры создает
неудобство при переходах с белых клавиш на черные и обратно, особенно
в моменты подкладывания первого пальца при игре legalo в быстром темпе.
Неуклюжие повороты в исполнении гамм и арпеджио нередко являются следствием
такого неправильного положения. Поэтому с самых первых уроков ученика
надо приучать удобно располагать пальцы на белых >и черных клавишах.
При этом первый палец должен опираться на нижнюю фалангу, а средние пальцы
— второй, третий и четвертый, если необходимо достать черную клавишу,
немного вытягиваются. Движение перехода с черных на белые и наоборот должно
предусмотрительно подготавливаться «а предыдущих нотах без толчков. Когда
расстояние между нотами не позволяет соединить их связно пальцами, переход
из позиции в позицию осуществляется плавным переносом руки.
Приведенные примеры, взятые из практики пианистов и педагогов, не могут
рассматриваться как обязательные для всех: каждый опытный пианист сам
находит приемы, которые считает более рациональными и соответствующими
его исполнительским или педагогическим установкам.

Следует только еще раз подчеркнуть, что именно от своевременного выявления
и устранения ошибок в работе зависит эффективность в труде пианиста и в частности в развитии техники.
Чем дольше ученик учит неправильными приемами тем труднее они исправляются,
так как происходит формирование динамического двигательного стереотипа
и для его перестройки требуется время и труд.
Если же какой-либо недостаток закрепился настолько, что перешел уже в
плохую привычку, нужно на время исключить игру в быстром темпе того произведения,
в котором могут иметь место подобные ошибки, и уделить особое внимание
их устранению.

Здравствуйте дорогие друзья-читатели, ученики!!

В прошлой публикации я предложила помощь в виде рекомендаций, тем, кто в них нуждается. Откликнулись довольно многие и прислали видео-ролики со своей игрой или наигрышем.

1. Сегодня мы с вами разберём некоторые ошибки в игре на гитаре и пианино, которые выявились при просмотре роликов учеников. Возможно это будет интересно и вам.

2. Кроме того, вы увидите фрагменты 3-го видео-курса игры на пианино, и будете иметь представление об идее курса и его содержании.

Что мешает беглости пальчиков?

Речь пойдёт о положении рук на клавишах пианино:

Убеждаюсь ещё и ещё раз в том, что многие ученики невнимательно изучают начало видео-курсов, о том, как желательно располагаться рукам на клавишах, а между тем, это залог успеха. Ведь мы играем не кончиками пальцев, а началом руки в области предплечья.

Тренировать, по большому счёту, нужно руки — полностью, а это получится только благодаря многочисленным упражнениям для разной группы мышц рук, проще говоря с помощью гамм и арпеджио разного вида, представленных в 1м и 2м курсах по степени сложности.

Есть ещё причина.
Если ваши пальчики после нескольких занятий всё ещё неподвижны, не слушаются, рассыпаются, то скорее всего зажаты и напряжены мышцы опять таки от неверного положения кисти на инструменте.

В таком состоянии играть легко и быстро не получится, даже, если следовать рекомендациям выше. Исходное положение кисти над клавишами уж больно простое — это состояние наших рук, когда мы спим.

Если у вас именно такая проблема — сделайте следующее:
Опустите руки расслабьте, пусть рука повиснет естественно, и в этом положении поместите кисть (кисти) на поверхность клавиатуры — НЕ ПРОГИБАЯ ЗАПЯСТЬЕ!

Запомните это положение и напоминайте рукам, когда они отклонятся от этого.

От неверной постановки рук многим кажется, что играть арпеджио на пианино просто не нравится, мол, это не моё. Ведь не секрет, что нам нравится только то, что получается))).

Облегчите работу своим рукам — обратите внимание на положение своих рук вообще, и в частности при игре арпеджио разных видов.

Очень нежелательно!!

Желательно, хотя можно поменьше изгибать запястье.

Нашим пальчикам очень необходимы постоянные разогревающие тренировки с помощью гамм, арпеджио и аккордов всех видов.

Многие же, напротив, игнорируют эти, на первый взгляд, нудные занятия, а хотят скорее играть.

Руки начинающего музыканта — маленькие спортсмены, и им нужно разогреваться и растягиваться!!

С конца мая, после окончания учебного года и концертного сезона я не играла путью на пианино и почти не брала в руки гитару — около месяца!! Недавно стала играть — «руки не мои»!! Пальчики спотыкаются, беглость не та. Это нормально.

Что я предприняла?? Я не стала доводить до ума те беглые, сложные места в композициях, которые капризничали, а начала тарабанить на пианино гаммы, и арпеджио все, какие только есть — часами напролёт два дня подряд, разумеется по нарастающей и с перерывами. Потом дала отдохнуть мышцам и через два дня просто села и заиграла как всегда — всё, что хочу и умею. Руки проснулись!

В этом плане очень порадовал заочный ученик 1-го видео-курса фортепиано Антон Архипов!!
С его слов именно упражнениям он уделяет особое внимание и время.

Тем, кто начал заниматься по 1-му курсу или еще только собирается начать, предлагаю посмотреть мастер класс — от Антона Архипова г. Самара.

Ролик длится 1 минуту 24 сек:

Немного о 3-м видео-курсе фортепиано «Играем всё, что нравится».
С его помощью вы сможете:

— Освоить ноты

— Подбирать любую мелодию и записывать её на нотный стан самостоятельно

— Играть любимые мелодии по нотам и подбирать к ним нужные аккорды

С помощью способов, которые предлагает курс, это будет не сложно, а вот что с этим делать? — Как играть аккомпанемент одной только левой рукой, если правая будет занята темой (сольной партией)?

Именно этому и посвящены два первых курса, хотя мы и учили аккомпанемент, чтобы петь и красиво и разнообразно подыгрывать песне, но аккомпанемент играли обе руки. Теперь левая рука будет теми же приёмами игры сопровождать мелодию правой руки так же красочно и разнообразно. В 3-м курсе этому уделено специальное время.

Получается, что играть полноценно двумя рукам можно не только через 7 лет, пройдя в музыкальной школе более 600 уроков сольфеджио и более 600 уроков специальности по 45 минут.

У взрослого человека нет столько свободных лет, НО: начиная знакомство с клавишами именно с аккомпанемента, который не требует знания нотной грамоты, при желании и регулярных занятиях — играть можно практически сразу, лишь наращивая и укрепляя мастерство.

Ведь когда учишься на песнях и мелодиях, которые нравятся, дело идёт быстрее само собой.

Теперь мы подходим к нотам, ещё и сами будем отмечать динамические оттенки (характер песни при игре), как нам надо!

Посмотрите ролик на эту тему. Короткий фрагмент из курса:

Играть на пианино Басовый ключ учить не обязательно

_______________________________________________

А в этом ролике об эволюции нот и различии современной и классической нотописи:

Эволюция нот — Ноты 21 века Школа Юдиной

_______________________________________________

Друзья! Готовится к публикации видеоряд из присланных видеоматериалов с игрой моих дорогих учеников на гитаре и пианино. Тех, кто не стесняется показать на люди свою игру, у кого «причёска та», «задний план важнецкий» и «майка не мятая»:))))

Консультацию по игре при необходимости — гарантирую!
Присылайте своё исполнение на этот адрес: yudina-v@yandex.ru
или в скайп: victoriayudina

А руки, так они у всех перед камерой с непривычки сбиваются, это нормально))) Буду рада и вашему исполнению:)))!!!

Контакты по вопросам заказа обучающих видеокурсов:
телефон: +7 950 621 17 53
скайп: victoriayudina
эл. почта: vik_yudina@mail.ru

На сегодня это всё, мы продолжаем работать для вас! Спасибо, что вы с нами!
Всего вам самого доброго!
Ваша Виктория Юдина и команда проекта.


Методы преодоления технических трудностей в игре на фортепиано

Исполнение на фортепиано как процесс творческий возможно лишь при технической готовности учащегося к воспроизведению нотного текста, достижения свободы владения материалом для воплощения художественного замысла. Поэтому задачей первостепенной важности для учащихся любой возрастной группы является освоение и совершенствование техники владения инструментом, т.е. фортепианной техники.

Работа над техническими заданиями начинается с их осмысления. Это правило должно стать законом для исполнителя. Только полностью познанное умом, может стать предметом тренировок. Ф.Бузони говорил: «Для технического совершенствования требуются в меньшей степени физические упражнения, а в гораздо большей – психически ясное представление о задаче – истина, которая может быть ясна не всякому фортепианному педагогу, но которая известна каждому пианисту, достигшему своей цели путем самовоспитания и размышлений».

Умение виртуозно исполнять упражнения, гаммы и арпеджио чрезвычайно облегчают преодоление трудностей в художественных произведениях и этюдах. Ведь качественное исполнение музыкальных сочинений – одна из главных целей каждого пианиста. Стремясь к этой цели и овладевая конкретными исполнительскими задачами, пианист отшлифовывает и свою технику.

Играя упражнения, особенно гаммы, аккорды и арпеджио, пианист приучает свои пальцы выполнять наиболее типичные для фортепианного изложения последования, из которых состоят эти технические формулы.

Хорошо известно, что работа над музыкальным произведением является основой обучения игре на фортепиано, и, кроме того, представляет собой целостный единый и сложный процесс, который включает в себя множество проблем. Несомненно, речь идет о проблеме звучания, точности фразировки и ритма, аппликатуры и педализации, в целом – о выразительности исполнения, исполнительской технике, то есть об использовании комплекта средств, необходимых для воплощения художественного образа. Всё это немыслимо вне соответствующих игровых движений, то есть теснейшим образом связано с развитием техники.

Известно, что к числу главных недостатков в техническом развитии пианиста относится зажатость, скованность аппарата. Одна из причин зажатости заключается в искусственности игровых приёмов, не увязанных с музыкальными задачами. А техническая тяжеловесность, слабая подвижность, статичность и метричность нередко происходят от отсутствия ощущения горизонтального движения музыки, её развития.

С первых уроков с начинающим учеником осуществляется работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением работы всего механизма звукоизвлечения при контакте подушечки пальца с клавишей, начинается процесс технического развития ученика.

Само слово «техника» происходит от греческого слова techne, которое означает «искусство», «мастерство». Фортепианная техника- дело чрезвычайно точное и многообразное, требующее постоянного включенного слухо-двигательного контроля-процесса, для которого необходимо немалые умственные усилия, особенно, когда неправильные навыки («зажимы») уже успели, «пустить корни» в подсознание ученика. Можно сказать, что напряженный слухо-двигательный контроль и психологический комфорт- два гаранта успешного освоения фортепианной техники. Много литературы написано о развитии всех её видов– так называемой мелкой техники, аккордовой, техники двойных нот и так далее. Авторы наилучших фортепианных этюдов и упражнений – К.Черни, Крамер, М. Клементи и др. – находили обобщенные, сконцентрированные технические формулы, освоение которых помогает овладеть различными вариантами этих формул в художественных произведениях. В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков.

И вот тут возникает вопрос- надо ли музыканту- исполнителю для развития техники прибегать к специальным упражнениям? Этот вопрос разрешался педагогами по-разному. О необходимости кратких ежедневных упражнений говорил и замечательный представитель русского пианизма К. Игумнов.

«Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься…». Ведь упражнения, как бы вводят ученика в правильное пианистическое самочувствие и способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности и чуткости пианистического аппарата. В педагогической практике используются различные виды упражнений.

Для применения можно использовать сборники упражнений, сообразуясь с потребностью того или иного ученика: для детей – из «Подготовительных упражнений к различным видам фортепианной техники». Е. Гнесиной, для более подвинутых учеников из «160 восьмитактовых упражнений» ор. 821 К. Черни, «Новой формулы» В. Сафонова, упражнений А. Корто, М. Лонг. Для расширения и обновления педагогического репертуара на начальном этапе обучения, а также в качестве дополнительного материала к имеющимся школам и пособиям создан сборник 50 упражнений для беглости пальцев Т. Симоновой «Скороговорки для фортепиано» доступность, знакомство с новыми музыкальными образами и техническими комбинациями – характерная черта данного сборника.

Нельзя обойти стороной и упражнения Ш. Ганона. Поскольку они, в свою очередь, содержат материал разной трудности. Но как полезное сделать ещё и интересным? Ведь пути развития пианиста в двигательном отношении, как и во всех других, индивидуальны. Тут педагогу нужно проявить фантазию: можно варьировать штрихи, ритм (добиваясь ритмической точности в избранной вами фигуре), не забывайте о динамических нюансах (играйте с различными оттенками, используйте крещендо и диминуэндо), экспериментируйте с тембровыми красками. Но при этом следует помнить известное правило В.Сафонова: «Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами».

Г.Г. Нейгауз в книге «Об искусстве фортепианной игры» приводит свой вариант систематики видов техники:

  1. Взятие одной ноты.
  2. Две-три-четыре-пять нот в виде трелей.
  3. Гаммы.
  4. Арпеджио.
  5. Двойные ноты вплоть до октав.
  6. Аккорды.
  7. Переносы и скачки.
  8. Полифония.

Альфред Корто сводит всю фортепианную технику к пяти основным формам:

  1. Равномерность, независимость и подвижность пальцев.
  2. Подкладывание первого пальца (гаммы и арпеджио).
  3. Двойные ноты и полифоническая игра.
  4. Растяжения.
  5. Кистевая техника, аккордовая игра.

Что касается фактуры, то в современной фортепианной педагогике различают следующие ее разновидности:

  1. Гаммообразные последовательные мелодические фигурации.
  2. Арпеджио.
  3. Октавы.
  4. Аккорды.
  5. Трели, тремоло.
  6. Двойные ноты.
  7. Скачки.
  8. Мелизмы.

Существуют разнообразные методики, позволяющие развить технические навыки у обучающихся игре на фортепиано. Как за инструментом, так и без него. Разминка пальцев без инструмента полезна, но не самая эффективная, так как без непосредственной практики толку мало. Такой методикой можно воспользоваться непосредственно перед концертом или перед игрой, что бы немного разогреть аппарат. Для достижения виртуозности, она не подходит. Что касается упражнений на инструменте, то есть два расхожих мнения, как лучше добиваться технического совершенства. Одни считают, что отрабатывать технические трудности можно и нужно на произведениях, то есть на виртуозных эпизодах. А другие, что для развития техники лучше отключиться от художественной части произведений и сосредоточиться на гаммах и упражнениях.

Один из основных способов преодолеть трудный технический эпизод, это отработать его в медленном темпе, чувствуя при этом максимальный комфорт в руках, силу и гибкость. Добиваться стабильного исполнения сначала в медленном, затем в среднем и наконец в быстром темпах. Гаммообразные и арпеджированные пассажи очень полезно учить как в одну, так и в другую сторону. Некоторые педагоги, как вариант, предлагают учить такой пассаж разными ритмическими фигурациями. Но такое упражнение подходят далеко не всем, так как вместо облегчения старых трудностей, появляются новые, такие как неровность внутри пассажа.

Быстрые скачкообразные пассажи нужно также отрабатывать в медленном темпе. При этом перенос руки должен быть в оригинальном темпе, очень ловким и конкретным. Еще очень полезно быстро переносить руку, но не нажимать аккорд, а просто нацелиться на нужные клавиши беззвучно.

Например, у А. Корто, в его редакционном издании этюдов Ф. Шопена, к каждому из них есть приложение с упражнениями для преодоления поставленных трудностей с пояснениями, почему именно данное упражнение поможет преодолеть препятствия, возникшие перед исполнителем. Это очень облегчает самостоятельный поиск подходящих технических формул для тренировки.

Большое внимание в развитии технической свободы уделяется изучению гамм и арпеджио. Они обычно подразделяется на два больших периода. В первый период обучающийся еще учится в школе, и игра гамм в это время способствует овладению навыков первичной беглости, знанию аппликатуры и приспособлению к черно-белому рельефу. Второй период подразумевает художественную работу над техникой.

Обучающийся должен ставить перед собой звуковые, тембровые, динамические, артикуляционные задачи и стремиться их разрешать. Теперь целью работы является не просто исполнение гаммы правильными пальцами и без ошибок, теперь важен звук, темп, агогика.

Гаммы нужно учить по-разному: forte, marcato; piano, leggiero; crescendo вверх, diminuendo вниз и наоборот; в артикуляции применять приёмы legatissimo или pocolegato.

Ровность и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры. Чистота и ровность обеспечиваются не только точным взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиш. Как правило основная причина толчков, неровности игры — малая подвижность 1 пальца. Поэтому, так необходимо развить его ловкость и легкость, и подкладывать незаметно, не меняя уровня кисти.

Арпеджио: Так же основную роль играет ровность и ловкость первого пальца. Поэтому необходимо работать над его быстрым и ровным подкладыванием. Основа исполнения каждого мотива – расширение и моментальное вслед за этим «собирание» пальцев. Что бы добиться такого исполнения, надо в медленном темпе дотягиваться подкладывая первый палец и быстро переносить руку в следующую позицию. Эластичность кисти позволит избежать фиксирования пальцев мешающего их подвижности.

Октавы: В игре октавами всегда участвуют плечо, предплечье, кисть, особенно пальцы. Степень их участия может быть различной. Что и определяет разнообразие способов, которыми играются октавы в зависимости от музыкально-звуковых задач.

Основная опасность при игре октавами это зажатость и усталость, поэтому начинать работу надо с основного: участия всей руки (от плеча) во взятии октавы.

Чтобы в октавной игре не было «грязи» и зажима, Нейгауз советовал долго играть в медленном темпе и негромко, но очень точно и без всякого напряжения, а затем постепенно приближаться к написанному.

Аккорды: С первых же упражнений на извлечение аккордов, обучающийся должен добиваться взятия их пальцами без предварительного ощупывания клавиш. Главная цель в исполнении аккордов — полнейшая одновременность звучания, ровность всех звуков в одних случаях, и умение выделять любой звук аккорда в других случаях. Рука должна иметь форму свода, брать аккорд надо не прогибая пястные косточки и с высоким запястьем.

Во время быстрой смены аккордов очень важно успевать освобождать запястье. Отрабатывается это в медленном темпе и желательно на piano, когда пианист при переносе руки на следующий аккорд успевает почувствовать гибкое и свободное запястье.

Вопрос о правильной постановке рук, гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд. Обучающийся должен находить удобные, пластичные игровые движения, не только во время осваивания нового музыкального произведения, но и во время работы над техникой. Многие обучающиеся сталкиваются с зажатостью и с быстрой утомляемостью рук. Длительная игра уставшими руками может привести к их заболеванию, поэтому одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогом — научить юного музыканта продуктивно и правильно работать без вреда для здоровья.

Правильную постановку рук нужно искать, пробовать, экспериментировать, выбирая наиболее удобное положение. Часто руки музыканта сами приспосабливаются по ходу дела к различным фактурным рисункам и комбинациям, ищут подходящие позиции, стремясь трудное—облегчить, сложное—упростить, неудобное сделать по возможности естественным и удобным. Но эта часть работы должна проходить и осознанно, Я. Флиер писал: «Удобно играть тому, кто играет предусмотрительно». Так что, если каждое очередное проигрывание будет подчинено самонаблюдению и самоконтролю, успех в конце концов будет обеспечен.

Второй и немаловажный фактор успешной и удобной игры, это правильно подобранная аппликатура.

Аппликатуру нужно выбирать сознательно, что, как правило, вызывает затруднения у обучающихся. Во время разбора в медленном темпе, при множестве разных задач обучающимся «всё равно», какими пальцами играть. В следствии чего заучивается неверная аппликатура, неудобство которой обнаруживается при переходе к более быстрому, оригинальному темпу.

В практике пианиста существуют известные «аппликатурные формулы», по традиции, дошедшие до наших дней. Осваивая такие формулы на гаммах и арпеджио, исполнители тем самым вырабатывают определенные навыки. Во время занятий формируются соответствующие двигательные стереотипы, которые способствуют автоматизации и закреплению движений. Они помогают в освоении встречающихся в музыкальных произведениях «аппликатурных формул».

Не мало важным фактором при выборе аппликатуры является характер и стиль произведения. Например, у И.С. Баха очень гибкая аппликатура, часто встретишь чередование 4-3-4-3 пальцев, в то время как в музыке Моцарта важен подбор позиционной аппликатуры.

Роль аппликатуры сказывается на протяжении всей пьесы. Так, например, после быстрой фигурации при остановке на более длинной ноте важно выбрать опорную аппликатуру, удобную для перехода к следующему пассажу. Удачно найденная аппликатура помогает быстрому переносу руки при смене позиций, при скачках.

Всякая чисто техническая работа за фортепиано приносит плоды лишь в том случае, если она преследует цель довести исполнение всех чисто технических упражнений и этюдов до высшего возможного виртуозного блеска, конечно, в пределах границ той ступени развития, на которой находится учащийся, и в зависимости от уровня его дарования.

Работа над упражнениями совершенно необходима для двигательно-технического развития ученика. Игра упражнений позволяет развивать такие пианистические навыки как ловкость, точность, беглость движений, выполнение простейших красочных заданий, таких как ровное звучание, усиление, ослабление, звуковые контрасты, акцентуация, также упражнения могут помогать выработке устойчивой ритмики и усвоению основных приёмов педализации; посредством упражнений вырабатывается и техническая выносливость. Наконец, игра основных технических формул, то есть гамм, арпеджио, аккордов, не только двигает вперёд технику, но и помогает развитию музыкально-теоретических представлений, свободной ориентировке на клавиатуре.

Рекомендуемые способы развития технических навыков это лишь малая часть из огромного арсенала, который существует и эффективно практикуется педагогами в наше время. Эти способы помогают учащимся не только овладению необходимой техникой, но и умело, грамотно использовать аппликатуру, динамику во встречающихся техничных элементах в пьесах художественного содержания, а также наладить контакт с инструментом, преодолевать физические и психические трудности, о которых мы говорили ранее.

Вершина мастерства может быть достигнута учеником с помощью подсознательных сил его психики, особенностей его человеческой личности, его тяготения к искусству.

Выбор работы по развитию технических навыков учащегося является предметом постоянной заботы педагога в течение всего периода обучения.

Список используемой литературы

1.А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.

2.А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.

3. Гат Й. Техника фортепьянной игры / Й.Гат. – М.: Музыка, 1967. – 241с.

4. Землянский Б. О музыкальной педагогике / Б.Я. Землянский. – М.: Музыка,

1987. – 141с.

5.К. Игумнов. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся пианисты- педагоги о фортепианном искусстве/  под редакцией Я. Мильштейна – М., 1966.

6. Коган Г. Работа пианиста / Г.М. Коган. – М.: Гос. муз. изд., 1963.

7.Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.

8. Лейзерович Г. Фортепианная аппликатура / Г.И. Лейзерович //Воспитание

пианиста в детской музыкальной школе. – К.: Мистецтво, 1964. – 215с.

9. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. / Е.Я. Либеран. – М.:

Музыка, 1971. – 144с.

Introduction: How to Avoid 5 Common Pitfalls When Learning to Play the Piano

Learning to play the piano is an incredibly fun and rewarding journey for anyone that has that desire.

Yes, it does take dedicated hard work to achieve this dream, but it is certainly doable — especially if you know what to look out for when you first start out.

It’s a lot like when you first started to ride a bicycle. There were certain things you needed to know, in order to be safe while riding it and enjoy the ride as much as possible.

  • You had to have the right tools: a good bike, helmet, and probably a water bottle.
  • You had to know how to handle cars and other traffic on the road.
  • You also needed to learn how to get around your neighborhood and any areas that you frequented on your bike.

If you weren’t aware of how to deal with these issues ahead of time, then you probably ran into some trouble or had some type of difficulty that could have been avoided, had you known what to do ahead of time.

It’s much the same with learning to play the piano.

There are certain pitfalls that almost all people tend to fall into when they first start learning to play the piano.

Knowing how to avoid them will be very important to how fast and how well you learn to play the piano. Identifying them ahead of time allows you to proceed with your practicing with a little more confidence as well, just by having the information at your disposal.

Read on to learn the most common 5 pitfalls that face every beginning piano player and how to avoid them.

Step 1: Avoid Playing Too Fast

Probably the number one thing that beginning students try to do that stunts their piano growth, is playing too fast.

We do it because we so want to hurry up and learn the piece so we can be able to play it.

But the truth is, the faster we try to play our piano music before we can, the more harm we do to our learning.

Take everything new and work on it very slowly at first. This will ensure that you learn your notes, rhythm, counting and articulations correctly.

It will also help you become aware of any mistakes so you can fix them from the beginning, instead of having to go back and fix them later on, which could take longer to do.

Practicing slowly is especially important when working on difficult passages.

After you’ve learned your notes correctly in a slow tempo, you’ll find that speeding up your tempo is not only easy but fun as well!

Remember — speed up your tempo slowly and gradually to ensure that you can still play everything correctly while you are working on increasing your tempo.

Step 2: Avoid Starting at the Beginning Every Time You Practice

We all love to keep starting at the beginning of a piece because we know it better than the rest of the piece usually.

It’s our comfort zone.

The problem is, that when we keep practicing and playing what we know each day only, we don’t learn the rest of the piece. This can lead to frustration sometimes, which can then lead us back to just playing what we’re comfortable with.

Try switching things around.

Always practice on your piano piece by starting first with the parts you don’t know or are having some challenges with.

Once you’ve put in some good focused work on the new and/or harder parts, then go back and have some fun playing at the beginning, or other parts of the piece that you already know.

Step 3: Avoid Ignoring Your Mistakes

«Mistakes? What mistakes?»

Exactly!

This is what happens if you do play too fast and don’t carefully learn your piece. You will end up making mistakes that you don’t even know you’re making.

*You can see that these steps build on each other. Playing slowly allows you to hear and identify any mistakes or stumbles in your fingers and notes.

*But…hearing a mistake is only half of your work.

Once you hear a mistake, you need to stop, figure out exactly what you are doing wrong, and take steps to fix it.

Don’t try to fix every mistake at one time. Instead, focus on one or two that you can spend a few good minutes doing slow practicing to work through the problems.

Mistakes do happen a lot, so don’t worry about making them.

Your goal is to use them to teach you where and what you need to work on to learn your piano piece the most successfully.

Step 4: Avoid Procrastination When It Comes to Practicing

Not only do you have to schedule practice time, you have to do it as well. :)

This is where it always gets challenging no matter what age of a student you are.

Practicing, especially good practicing always forces us to activate our self-discipline to make sure we stay on target with achieving our goals and reaching our dreams of playing at this or that level or playing this or that piece.

The biggest misconceptions that beginning students probably make in regards to setting up practice time, is thinking that they have to do a ton of it every day, or else that they can cram it all in in a day or two each week.

Neither…is a good choice quite honestly.

The best practice schedule is one that occurs almost every day of the week and lasts for a duration that is not overwhelming to the student’s schedule.

It’s much easier to face a 15-minute practice session each evening or morning, than it is a 2-hour long one, especially with busy schedules.

The great thing is, that the more you establish a routine of practicing a short amount of time each day, the longer your practicing will get without you even noticing it.

Step 5: Avoid Practicing Just Pieces — Include Scales and Exercises

This is a little like the saying «eat your vegetables before your dessert» that you heard when you were a kid.

Scales are the building blocks of music, and we simply must learn them.

Every piano piece is a mixture of different key signatures of different scales that are jumbled up into unique groups of rhythmic patterns and lyrical lines.

Practicing scales teachers our fingers the keyboard and where our notes are.

It also helps our fingers to move faster over the keyboard as we become more comfortable with where each finger goes for a corresponding note.

Piano exercises such as Hannon, teach us in more details how to put together those scales in different ways to create different sounds.

The more we practice our scales and exercises, the more pieces we will be able to learn and we’ll be able to have the technical tools to tackle any type of piano music we want to play: such as Jazz or Blues.

Scales and exercises give us the building tools to learn anything we want to;

as all music is based on scales and exercises teach our fingers how to move around within those scales with freedom and speed.

Step 6: Summary

These tips provide a bit of a map for you to use while navigating through the process of learning to play the piano.

If you follow the map, it really will help you avoid the «potholes» in the road, so to say, and you’ll be cruising along to achieving your dreams in no time!

Make sure you click on the video to see these tips discussed in real time along with some great additional tips for beginning piano players.

Stay Tuned to LessonsOnTheWeb to learn much more and achieve your dreams of playing the piano!

Be the First to Share

Recommendations

Introduction: How to Avoid 5 Common Pitfalls When Learning to Play the Piano

Learning to play the piano is an incredibly fun and rewarding journey for anyone that has that desire.

Yes, it does take dedicated hard work to achieve this dream, but it is certainly doable — especially if you know what to look out for when you first start out.

It’s a lot like when you first started to ride a bicycle. There were certain things you needed to know, in order to be safe while riding it and enjoy the ride as much as possible.

  • You had to have the right tools: a good bike, helmet, and probably a water bottle.
  • You had to know how to handle cars and other traffic on the road.
  • You also needed to learn how to get around your neighborhood and any areas that you frequented on your bike.

If you weren’t aware of how to deal with these issues ahead of time, then you probably ran into some trouble or had some type of difficulty that could have been avoided, had you known what to do ahead of time.

It’s much the same with learning to play the piano.

There are certain pitfalls that almost all people tend to fall into when they first start learning to play the piano.

Knowing how to avoid them will be very important to how fast and how well you learn to play the piano. Identifying them ahead of time allows you to proceed with your practicing with a little more confidence as well, just by having the information at your disposal.

Read on to learn the most common 5 pitfalls that face every beginning piano player and how to avoid them.

Step 1: Avoid Playing Too Fast

Probably the number one thing that beginning students try to do that stunts their piano growth, is playing too fast.

We do it because we so want to hurry up and learn the piece so we can be able to play it.

But the truth is, the faster we try to play our piano music before we can, the more harm we do to our learning.

Take everything new and work on it very slowly at first. This will ensure that you learn your notes, rhythm, counting and articulations correctly.

It will also help you become aware of any mistakes so you can fix them from the beginning, instead of having to go back and fix them later on, which could take longer to do.

Practicing slowly is especially important when working on difficult passages.

After you’ve learned your notes correctly in a slow tempo, you’ll find that speeding up your tempo is not only easy but fun as well!

Remember — speed up your tempo slowly and gradually to ensure that you can still play everything correctly while you are working on increasing your tempo.

Step 2: Avoid Starting at the Beginning Every Time You Practice

We all love to keep starting at the beginning of a piece because we know it better than the rest of the piece usually.

It’s our comfort zone.

The problem is, that when we keep practicing and playing what we know each day only, we don’t learn the rest of the piece. This can lead to frustration sometimes, which can then lead us back to just playing what we’re comfortable with.

Try switching things around.

Always practice on your piano piece by starting first with the parts you don’t know or are having some challenges with.

Once you’ve put in some good focused work on the new and/or harder parts, then go back and have some fun playing at the beginning, or other parts of the piece that you already know.

Step 3: Avoid Ignoring Your Mistakes

«Mistakes? What mistakes?»

Exactly!

This is what happens if you do play too fast and don’t carefully learn your piece. You will end up making mistakes that you don’t even know you’re making.

*You can see that these steps build on each other. Playing slowly allows you to hear and identify any mistakes or stumbles in your fingers and notes.

*But…hearing a mistake is only half of your work.

Once you hear a mistake, you need to stop, figure out exactly what you are doing wrong, and take steps to fix it.

Don’t try to fix every mistake at one time. Instead, focus on one or two that you can spend a few good minutes doing slow practicing to work through the problems.

Mistakes do happen a lot, so don’t worry about making them.

Your goal is to use them to teach you where and what you need to work on to learn your piano piece the most successfully.

Step 4: Avoid Procrastination When It Comes to Practicing

Not only do you have to schedule practice time, you have to do it as well. :)

This is where it always gets challenging no matter what age of a student you are.

Practicing, especially good practicing always forces us to activate our self-discipline to make sure we stay on target with achieving our goals and reaching our dreams of playing at this or that level or playing this or that piece.

The biggest misconceptions that beginning students probably make in regards to setting up practice time, is thinking that they have to do a ton of it every day, or else that they can cram it all in in a day or two each week.

Neither…is a good choice quite honestly.

The best practice schedule is one that occurs almost every day of the week and lasts for a duration that is not overwhelming to the student’s schedule.

It’s much easier to face a 15-minute practice session each evening or morning, than it is a 2-hour long one, especially with busy schedules.

The great thing is, that the more you establish a routine of practicing a short amount of time each day, the longer your practicing will get without you even noticing it.

Step 5: Avoid Practicing Just Pieces — Include Scales and Exercises

This is a little like the saying «eat your vegetables before your dessert» that you heard when you were a kid.

Scales are the building blocks of music, and we simply must learn them.

Every piano piece is a mixture of different key signatures of different scales that are jumbled up into unique groups of rhythmic patterns and lyrical lines.

Practicing scales teachers our fingers the keyboard and where our notes are.

It also helps our fingers to move faster over the keyboard as we become more comfortable with where each finger goes for a corresponding note.

Piano exercises such as Hannon, teach us in more details how to put together those scales in different ways to create different sounds.

The more we practice our scales and exercises, the more pieces we will be able to learn and we’ll be able to have the technical tools to tackle any type of piano music we want to play: such as Jazz or Blues.

Scales and exercises give us the building tools to learn anything we want to;

as all music is based on scales and exercises teach our fingers how to move around within those scales with freedom and speed.

Step 6: Summary

These tips provide a bit of a map for you to use while navigating through the process of learning to play the piano.

If you follow the map, it really will help you avoid the «potholes» in the road, so to say, and you’ll be cruising along to achieving your dreams in no time!

Make sure you click on the video to see these tips discussed in real time along with some great additional tips for beginning piano players.

Stay Tuned to LessonsOnTheWeb to learn much more and achieve your dreams of playing the piano!

Be the First to Share

Recommendations

Introduction: How to Avoid 5 Common Pitfalls When Learning to Play the Piano

Learning to play the piano is an incredibly fun and rewarding journey for anyone that has that desire.

Yes, it does take dedicated hard work to achieve this dream, but it is certainly doable — especially if you know what to look out for when you first start out.

It’s a lot like when you first started to ride a bicycle. There were certain things you needed to know, in order to be safe while riding it and enjoy the ride as much as possible.

  • You had to have the right tools: a good bike, helmet, and probably a water bottle.
  • You had to know how to handle cars and other traffic on the road.
  • You also needed to learn how to get around your neighborhood and any areas that you frequented on your bike.

If you weren’t aware of how to deal with these issues ahead of time, then you probably ran into some trouble or had some type of difficulty that could have been avoided, had you known what to do ahead of time.

It’s much the same with learning to play the piano.

There are certain pitfalls that almost all people tend to fall into when they first start learning to play the piano.

Knowing how to avoid them will be very important to how fast and how well you learn to play the piano. Identifying them ahead of time allows you to proceed with your practicing with a little more confidence as well, just by having the information at your disposal.

Read on to learn the most common 5 pitfalls that face every beginning piano player and how to avoid them.

Step 1: Avoid Playing Too Fast

Probably the number one thing that beginning students try to do that stunts their piano growth, is playing too fast.

We do it because we so want to hurry up and learn the piece so we can be able to play it.

But the truth is, the faster we try to play our piano music before we can, the more harm we do to our learning.

Take everything new and work on it very slowly at first. This will ensure that you learn your notes, rhythm, counting and articulations correctly.

It will also help you become aware of any mistakes so you can fix them from the beginning, instead of having to go back and fix them later on, which could take longer to do.

Practicing slowly is especially important when working on difficult passages.

After you’ve learned your notes correctly in a slow tempo, you’ll find that speeding up your tempo is not only easy but fun as well!

Remember — speed up your tempo slowly and gradually to ensure that you can still play everything correctly while you are working on increasing your tempo.

Step 2: Avoid Starting at the Beginning Every Time You Practice

We all love to keep starting at the beginning of a piece because we know it better than the rest of the piece usually.

It’s our comfort zone.

The problem is, that when we keep practicing and playing what we know each day only, we don’t learn the rest of the piece. This can lead to frustration sometimes, which can then lead us back to just playing what we’re comfortable with.

Try switching things around.

Always practice on your piano piece by starting first with the parts you don’t know or are having some challenges with.

Once you’ve put in some good focused work on the new and/or harder parts, then go back and have some fun playing at the beginning, or other parts of the piece that you already know.

Step 3: Avoid Ignoring Your Mistakes

«Mistakes? What mistakes?»

Exactly!

This is what happens if you do play too fast and don’t carefully learn your piece. You will end up making mistakes that you don’t even know you’re making.

*You can see that these steps build on each other. Playing slowly allows you to hear and identify any mistakes or stumbles in your fingers and notes.

*But…hearing a mistake is only half of your work.

Once you hear a mistake, you need to stop, figure out exactly what you are doing wrong, and take steps to fix it.

Don’t try to fix every mistake at one time. Instead, focus on one or two that you can spend a few good minutes doing slow practicing to work through the problems.

Mistakes do happen a lot, so don’t worry about making them.

Your goal is to use them to teach you where and what you need to work on to learn your piano piece the most successfully.

Step 4: Avoid Procrastination When It Comes to Practicing

Not only do you have to schedule practice time, you have to do it as well. :)

This is where it always gets challenging no matter what age of a student you are.

Practicing, especially good practicing always forces us to activate our self-discipline to make sure we stay on target with achieving our goals and reaching our dreams of playing at this or that level or playing this or that piece.

The biggest misconceptions that beginning students probably make in regards to setting up practice time, is thinking that they have to do a ton of it every day, or else that they can cram it all in in a day or two each week.

Neither…is a good choice quite honestly.

The best practice schedule is one that occurs almost every day of the week and lasts for a duration that is not overwhelming to the student’s schedule.

It’s much easier to face a 15-minute practice session each evening or morning, than it is a 2-hour long one, especially with busy schedules.

The great thing is, that the more you establish a routine of practicing a short amount of time each day, the longer your practicing will get without you even noticing it.

Step 5: Avoid Practicing Just Pieces — Include Scales and Exercises

This is a little like the saying «eat your vegetables before your dessert» that you heard when you were a kid.

Scales are the building blocks of music, and we simply must learn them.

Every piano piece is a mixture of different key signatures of different scales that are jumbled up into unique groups of rhythmic patterns and lyrical lines.

Practicing scales teachers our fingers the keyboard and where our notes are.

It also helps our fingers to move faster over the keyboard as we become more comfortable with where each finger goes for a corresponding note.

Piano exercises such as Hannon, teach us in more details how to put together those scales in different ways to create different sounds.

The more we practice our scales and exercises, the more pieces we will be able to learn and we’ll be able to have the technical tools to tackle any type of piano music we want to play: such as Jazz or Blues.

Scales and exercises give us the building tools to learn anything we want to;

as all music is based on scales and exercises teach our fingers how to move around within those scales with freedom and speed.

Step 6: Summary

These tips provide a bit of a map for you to use while navigating through the process of learning to play the piano.

If you follow the map, it really will help you avoid the «potholes» in the road, so to say, and you’ll be cruising along to achieving your dreams in no time!

Make sure you click on the video to see these tips discussed in real time along with some great additional tips for beginning piano players.

Stay Tuned to LessonsOnTheWeb to learn much more and achieve your dreams of playing the piano!

Перейти к содержимому

Кузнецова Т. «Маленькие хитрости и хорошие привычки»

(для тех, кто преодолел азы начального обучения)
  • В занятиях музыкой стремись быть активным, иди к цели прямым путем. Пассивность в работе затягивает сроки овладения сочинением и ведет к ослаблению интереса к нему.
  • Как перестать бояться играть на сцене? Своей игрой ты доставляешь радость слушающим тебя, играй сам с удо­вольствием и страх отступит.
  • Некрасиво звучит мелодия, «барахтающаяся» или «уто­нувшая» в аккомпанементе. Один из способов «спасения» мелодии: играй аккомпанемент без подъема пальцев, а мелодию чуть с преувеличенным подъемом.
  • Часто встречающийся недостаток детской игры — не­дружное звучание в аккордах (в партии одной руки или между двумя руками). Слушай себя, воспитывай свой слух, и руки послушно будут выполнять требования ушей. Поучи отдельно интервалы, составляющие аккорд, держи кончики пальцев в одной плоскости, для этого поиграй на столе. Ищи удобные приемы исполнения — «в клавиатуру», «из клавиатуры»; позаботься о ровной, ритмичной игре каждой руки, об опорных точках. Пред­ставь себе, что у тебя одна рука с десятью пальцами, сцепив первые пальцы обеих рук.
  • Случается, что в трезвучиях появляются лишние звуки, задевают клавиши неиграющие пальцы. Положи карандаш с тыльной стороны ладошки над 3-м пальцем так, чтобы второй и четвертый пальцы нависли над карандашом. Больше клавиш они касаться не будут. Так слон держит хоботом бревно (здесь два хобота).
  • Случайные знаки альтерации нередко бывают причиной ошибок, особенно в многозвучных аккордах. Мысленно помести внутрь диеза, бемоля, бекара нотку — ошибка будет исключена.
  • При игре гамм, этюдов или произведений с синхронным движением обеих рук ориентируйся на темповые воз­можности более слабой руки (чаще — левой), тем самым ты избежишь расхождения рук.
  • Скорость игры часто зависит от быстроты отскока от кла­виши отыгравшего пальца. Не вязни в клавишах лени­выми пальцами!
  • Не «обкусывай» концы фраз, дослушивай их, когда рука уже идет вверх, а палец чуть запаздывает.
  • Живой и гибкой делает музыку «чуть». Нельзя ускорять, но можно устремляться, нельзя замедлять, но можно успокаиваться, удаляться. Позже ты познакомишься с понятиями «микродинамика», «микроритм».
  • Долгая нота берется с большей силой, чтобы она не ис­таяла преждевременно. Чем длиннее нотка, тем ярче ее надо сыграть.
  • Вальсовый аккомпанемент хорошо вначале поиграть двумя руками, распределив его таким образом: левая играет бас, правая подстраивает чуть тише аккорды. До­бившись нужного звучания, сохрани его при игре одной рукой, при этом бас берется движением «в клавиатуру», аккорд — «из клавиатуры». Оба движения объединены соответствующей пластикой.
  • Приучись к правильной аппликатуре в аккомпанемен­тах: бас берется 5-м пальцем, в последующем аккорде нижнюю ноту берет 4-й или 3-й палец. Это отражается на естественном движении руки и, главное, звучании.
  • Если есть возможность, занимайся музыкой в два приема с промежутком 6 часов (чуть более или менее). Этим ты обеспечишь более быстрое продвижение.
  • Переход от мелких длительностей к более крупным может представлять некоторую трудность, особенно для детей ма­ленького возраста. За такт или ранее мысленно укрупни деление в соответствии с последующими длительностями и, наоборот, при переходе к более мелкому делению зара­нее начинай дробить крупные длительности.
  • Разрыв звучания при переносе руки шире ее возможной растяжки можно сгладить, если при этом опираться не на последнюю нотку перед переносом (это только подчер­кнет разрыв), а на предшествующую ей, или на первую в предыдущей группе при больших скачках.
  • Морденты более четко звучат, когда их играют 3-мя раз­ными пальцами, это не исключает игры и двумя.
  • Форшлаг можно играть одновременно с основной ноткой, интервалом или аккордом, но мгновенно отпускать. Это не лучший способ исполнения форшлага, но такой прием используется.
  • В работе, как вариант, иди от противного: тихие места учи на форте, громкие — чутким пиано.
  • Как определить скорость исполняемого произведения? По словесному обозначению темпа в начале пьесы, по фактуре, по характеру музыки. Если есть метрономное обозначение, но нет метронома, можно составить и ре­шить уравнение:

  •  Количество четвертей определяется умножением разме­ра такта на число тактов в пьесе. Решением уравнения мы найдем время исполнения произведения. В некото­рых изданиях (например, К.Дебюсси «Прелюдии») время исполнения указано в конце каждой прелюдии. Конеч­но, сейчас все можно найти в Интернете, но знать такие способы — интересно!
  • Аккомпанемент такого рода

нередко звучит с назойливым акцентом на первой ноте группы, «не гладко». Мысленно измени группировку, начиная играть с i предшествующей ноты

например, в сонате №9, 1 часть Л. Бетховена или в этюде № 6 А. Шитте из «25 маленьких этюдов»,  К. Черни  опус 299, этюд № 7.

  •  Окончания пьес или их частей часто бывают такими:

например, первое предложение «Француз­ской песенки» П. Чайковского. Смена пальцев на одной ноте в медленном темпе — «след в след» — придаст окон­чанию большую выразительность.

  • В аккомпанементах

и других вариан­тах альбертиевых басов учитывай то, что на сильную долю (если аккомпанемент в левой руке) попадает слабый (пока) 5-й палец, а на слабую — тяжелый 1-й палец. Не­устанно работай над мерностью звучания, без провалов и выкриков, умей снимать зажимы, напряжения, дели руку на две части: помогай 5-му пальцу всей ладошкой, а остальные ноты играй легкими пальцевыми движени­ями. Добиться звучания и удобства можно многими спо­собами, например, с остановками 5-го пальца на сильной доле. Ищи другие, свои способы!

  • Некоторые дети стучат ногой в такт исполняемой му­зыки — предоставь это джазовым музыкантам!
  • Когда не играешь, без необходимости не держи руки на клавиатуре, не виси на ней. Это неуважение к благород­ному инструменту.
  • Во время работы выбирай темп исполнения по трудным местам. Есть и другое правило: соблюдай форму, а содер­жание подтянется.
  • Не «наигрывай», играй без «шелухи» призвуков небреж­ного прикосновения, ищи глубину звука. Не играй нео­крашенным, «серым» звуком!
  • Не «груби» на инструменте!
  • «Педаль — душа рояля», — так говорили великие музы­канты, в частности К. Игумнов. Держи носок ноги на пе­дальной лапке, не дальше, этим ты воспитаешь чуткость «слышащей» ноги! Не шлепай по педали высоко под­нимаемым носком — «жуй с закрытым ртом». Если пе­дали для тебя высоки, подложи под ноги невысокую под­ставку.
  • Не держи педаль после того, как снял руки с клавиатуры (за некоторым исключением).
  • Как научиться читать — играть ноты без задержек? Ста­райся не смотреть на клавиатуру и смотреть в ноты далее играемого в данный момент. Учись определять логику музыкальных построений, видеть направление движе­ния, ощущать интервальные расстояния, анализировать и обобщать текст. Читай аккорды снизу вверх.
  • Начало крещендо — это самый тихий звук, начало дими­нуэндо — самый громкий.
  • Если пользуешься метрономом, лучше, чтобы это был механический метроном. Движение маятника — жест дирижера.
  • Правило старых мастеров: «стаккато» «ополовини­вает» ноту. Любое «стаккато» должно быть пропето. Различай разные виды «стаккато», так же, как и раз­ные виды «легато».
  • Подчиняй движение рук звуковым задачам, рассчиты­вай их (движения), как хороший инженер.
  • Выученное на память произведение продолжай изучать и по нотам. Обязательно найдется что-либо в тексте, что было тобой не замечено.
  • Углубляй образную сферу исполняемого, не останавли­ваясь на первоначальных представлениях. Они ветшают, и пьеса звучит как избитый трафарет, шаблонно.
  • Не играй бесцельно, учись ставить маленькие цели, за­тем — задачи, затем — сверхзадачу.
  • Недостатки постановки рук ликвидируются обдуманным подбором репертуара. Репертуар ставит руку.
  • Бойся «мыслишек в коротких штанишках», постоянных закруглений маленьких мотивов! Ван Клиберн говорил: «Иди через такт».
  • Различай арпеджиато, близкое по звучанию к аккорду, и близкое — к арпеджио. Учи их соответственно.
  • Сохраняя внимание до самого конца исполняемого про­изведения, ты избежишь неожиданных срывов, когда ка­залось бы все позади! Будь в музыке не только до послед­него звука, но и чуть дольше. Обрати внимание на знак фермата, который часто стоит уже после окончания нот­ного текста!
  • Помни, что мелочей в музыке нет. Будь чуток, внима­телен, приметлив. Постоянно делай свои маленькие от­крытия, им нет числа!
Источник: Кузнецова Т. "Поиграем"_Занимательные упражнения для самых маленьких (2016) (ссылка ведёт на карточку в ИМ "Лабиринт").

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

1 965

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка начала обмена эвотор
  • Ошибка наушники или динамики не подключены windows 10
  • Ошибка наушники включены
  • Ошибка натяжителей ремней е60
  • Ошибка натальи ростовой