Ошибка опасное место это

Что такое опасные места в предложении?

Опасные места в предложении — это ( говоря языком специалистов ) — это орфограммы , которые нужно уметь замечать ( распознавать , анализировать ), и которые представляют собой места в предложении потенциальных грамматических ошибок .

Вот так примерно можно ответить на этот вопрос » по учебнику». Другими словами выражение «опасные места в предложении » , это своего рода » ловушки » , где , (если не уметь обращать внимание на такие места ), неминуемо ждет ошибка в написании текста .

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Удиви­тельн­ая Рядом
[562K]

6 лет назад 

Школьники младших классов знают, что бывают письменные ошибки, но они ещё не способны воспринять некоторые сложные термины и понятия. Они знают, что такое орфограммы — то есть «подводные камни» в словах, написание которых проверяется по правилам, но ещё не познакомились с термином пунктуация, описывающим правильную расстановку знаков препинания в предложении. Пунктограмма — правильно поставленная точка, запятая, тира, двоеточие, многоточие или кавычки, но знакомство этого термина и его употребление школьной программой не предусмотрены, поэтому вместо него употребляют описательное выражение «опасное место в предложении». По большому счёту их тоже можно называть орфограммами, ибо греческое слово «грамма» обозначает знак вообще, а к ним относятся и буквы и «закорючки», облегчающие чтение.

Rogne­da
[416K]

6 лет назад 

Опасные места — это орфограммы, которые при написании нужно уметь заметить в слове и, используя определённое правило, верно написать слово.

К таким опасным местам отнесем безударные гласные, которые можно проверить ударением, например:

голосовать — голос, он голосит;

укорять — укор;

боролся — борется.

В некоторых иноязычных словах безударная гласная являтся непроверяемой. Такие слова запоминаем:

абонемент, аганжемент, бордюр, балкон, аромат, абориген, авангард, автомобиль.

Ошибкоопасным является чередование гласных а//о в корнях слов:

касаться, но коснуться;

растить, но росток;

гореть, горелка, пригореть, но загар, пригарь, выгарки.

Особо опасными местами являются корни, суффиксы и окончания слов, в которых предстоит выбор написания букв о или ё после шипящих, например:

кошёлка, вечёрка, молодожёны, бечёвка, но бесшовный, шорох, шоколад, шорник;

плащом, силачом, скрипачом, горячо, свежо, малышовый, кумачовый и пр.

Aleks­andr LXXV
[179K]

6 лет назад 

Опасными местами в предложениях являются орфограммы (от греческого слова «orthos» — правильный и слова «gramma» — буква). То есть, орфограммой можно назвать любое написание букв в каком-нибудь слове, которое регулируется правилами орфографии. К примеру, в слове «забирать» пишется буква «и» — в данном случае речь идёт об орфограмме чередующейся гласной в корне слова, а именно — если после корня имеется суффикс «а», пишем в корне «и»). Можно ещё выразиться так — опасное место в предложении или «орфограмма» — это та часть слова, где легко можно допустить ошибку, если не знать соответствующее правило русского языка или не проверить безударную гласную при помощи проверочного слова, где эта гласная под ударением.

Tanye­tta
[298K]

6 лет назад 

Особо часто опасные места в тексте, могут встречаться на диктанте по русскому языку. Опасными местами в предложении могут считаться слова, к которым необходимо подобрать проверочные слова, для того, чтобы не наделать ошибок при письме. А чтобы меньше было в диктанте ошибок, необходимо учить правила русского языка, которые задает учительница в школе. Детям необходимо, знать все словарные слова и , как проверить правильно, ту или иную орфограмму в слове.

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Нам в школе, помнится, говорили об опасных местах в слове, а не в предложении. При этом имелось в виду место, где легко совершить ошибку и написать слово неправильно (т.е. речь шла об орфограммах).

Теперь подумаем: что же такого «опасного» может быть в предложении? У меня в первую очередь сразу всплывает пунктуация, т.е. верная расстановка знаков препинания в предложении.

В интернете нашла также вот такую картинку:

Здесь идет речь о необходимости ставить заглавную букву в начале первого слова в предложении, будь то оно написано первым, либо же вторым, т.е. после точки, на которую оканчивается впереди стоящее предложение.

Azama­tik
[55.3K]

6 лет назад 

Это такие слова (места), при написании которых возникают сомнения, трудности и для правильного варианта написания нужно пользоваться определенным правилом русского языка. Иначе их еще называют орфограммами, а при допущении ошибки они становятся орфографическими ошибками.

К таким опасным местам (орфограммам) относятся безударные гласные в корне слова, написание которых нужно проверять подбором однокоренных слов с ударной гласной в корне.

morel­juba
[62.5K]

6 лет назад 

Опасными местами в предложениях называют именно те слова, которые требуют проверки для верного написания или же те слова, которые отнесены к словарным и должны быть просто напросто выучены. По-иному можно сказать, что «опасные места» представляют собой ловушки, где требуется особая внимательность и знания.

Зоя Пирож­кова
[435]

6 лет назад 

Те случаи, когда в написании предложения возникают «вопросы» называются опасными местами. Нужно внимательно, лишний раз проверить, руководствуясь правилами правописания или через проверочные слова, а если совсем затруднительно, то обратиться к учебнику

Марле­на
[16.2K]

6 лет назад 

Опасные места в предложении — это те слова, в которых очень легко допустить ошибку. Эти слова обычно можно проверить подобрав проверочные слова. Также там могут быть словарные слова, которые просто нужно заучивать наизусть.

Знаете ответ?

Ошибка, опасное место в слове — это _____________.

Перед вами страница с вопросом Ошибка, опасное место в слове — это _____________?, который относится к
категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 1 — 4 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

3 ответа:



2



0

Опасные места в русском языке — это слова с без ударными глассными, писание имени с большой буквы, жи, ши через букву и, парные согласные и т.д.



1



0

Опасные места в предложении это те, где можно сделать ошибку. Их подчёркивают черточкой.

Например: безударные гласные о,а,и,е,я: лиса-лис, коса-косы, слоны-слон.

Удвоенные согласные: Алла, Инна.

Согласные на конце слова: нож-ножи,еж-ежи, дуб-дубок.



0



0

В первом классе детям предлагают запоминать правила по русскому языку с помощью ассоциаций, например, орфограмму жи ши пиши с буквой и детям обозначают как опасное место. Орфограммы в словах обозначаются как опасные места, то есть выделить нужно орфограмму

Читайте также

Составить школьнику первого класса рассказ со словами Родина, Россия, Москва, Земля не так уж и просто.Важно объяснить ребёнку, что такое вообще рассказ.Например, ему можно представить себе, что он встретил иностранца и ему надо рассказать про себя и свою страну.Врядли рассказ должен быть длинным, но главную информацию в него всё-таки необходимо поместить.И главные вопросы рассказа, по моему мнению, это «Кто Я?», «Откуда Я?». Поробуем так.

«Я живу в России.Россия-это большая страна, это моя Родина. Я родился в России. Главный город в Росси- это город Москва. Там живёт и работает президент.

На земле много стран, но Россия- самая большая страна из всех.»

В 1 классе детей ещё не знакомят с понятиями подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Простые схемы предложений имеют целью формирование знаний, умений и навыков определения границ предложения, количества слов в нём, соблюдения пробелов между словами, написания первого слова в предложении с большой буквы (вертикальная чёрточка в начале схемы), понимание знака окончания предложения.

Примеры:

*Идёт снег. Зима наступила.

*Идёт белый снег. Снег падал хлопьями.

*Медленно падает белый снег. Идёт белый пушистый снег.

*Красивые белые снежинки медленно падают.

Пусть сам ребёнок найдёт в сказке или сам придумает такие предложения.

Сказка, представленная на картинке, это «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена. Соответственно, и маленькая девочка — эта та самая Дюймовочка, которая убегая от лягушки, попадает в лапы жука, а в итоге вовсе остается одна в лесу и соглашается выйти замуж за крота. Спасает девочку Ласточка, которую сначала спасает девочка, вылечив ей крылышко. Ласточка уносит Дюймовочку в теплые края, где девочка выходит замуж за принца-эльфа.

А эпизод на картинке, когда девочка плачет в кругу букашек, которые сказали ей о том, что она страшненькая, потому что не похожа на них. И ей обидно, что даже жуки не захотели с ней дружить.

«Сказочная страничка»

Задание для проекта:

wvaonsk1g9XWKQRkVzgqXt7NyrMCFudo.png

В интернете очень много специализированных ресурсов со сказками для детей, но будет лучше, если первоклассник принесет книжку с собой на урок. Если нет возможности, сказку можно скачать и распечатать.

WkqSPvX1lH5Obu38unJAaFmSoMeOTKHx.png

Возьмем в качестве примера всеми любимую русскую народную сказку «Вершки и корешки». Ее текст есть в сборниках и на любом сайте с детской литературой. А еще по ней сняли красочный мультфильм, который тоже можно посмотреть, чтобы лучше запомнить сюжет.

M0vJOYd2OiTx2cXbKVTzzdGVwb89HsL.png

В интернете очень много рисунков, нарисованных детьми по мотивам сказки «Вершки и корешки». Можно взять их в качестве примера или придумать что-то свое.

0LiS83cPzyjaR8ixekX9mmD7lT6loUc.png

Чтобы лучше запомнить сюжет, его лучше разделить на несколько главных частей.

  • мужик поехал сеять репу;
  • пришел медведь;
  • мужик обещает отдать медведю вершки;
  • мужик копает репу и отдает медведю вершки;
  • медведь попробовал вкусные корешки и разозлился;
  • мужик посеял рожь и приехал жать;
  • медведь потребовал отдать ему корешки;
  • медведь попробовал корешки и рассердился.

Можно посоветовать прописи Г.Горецкого и Н.А.Федосовой, а также «Чудо-пропись» В.А. Илюхиной. Эти издания одновременно с тем, что оттачивают каллиграфическое письмо, ещё и корректируют почерк ребёнка, в разном возрасте, на разных этапах обучения.

Ответ дал: fatkutdinova





3

орфограММа —————————————-


fatkutdinova:
ок

Karaulovskaydaha:
Орфограмма

Ответ дал: Egor2005max





2

ошибка в слове это окончание

Как
уже говорилось, подавляющее число
орфограмм почти любого текста (до 90%)
составляют орфограммы слабых позиций,
связанные с обозначением звуков буквами,
а среди них самыми частотными являются:

  • безударные
    гласные в разных частях слова,

  • парные
    по глухости-звонкости согласные в
    определенных позициях,

Следовательно,
именно их опознавательные признаки
должны быть усвоены школьниками в первую
очередь. Что это за признаки, думается,
понятно из названий орфограмм. Чтобы
Вы проверили себя, перечислим их:

а)
для гласных – положение без ударения;

б)
для согласных – во-первых, парность по
глухости-звонкости, а во-вторых, нахождение
на конце слов и перед всеми другими
согласными, кроме непарных звонких
[л][л’], [м][м’], [н][н’], [р][р’], [й’] и
[в][в’].

Поскольку
опознавательные признаки орфограмм
непосредственно связаны со звуками,
а действия по их обнаружению – с оценкой
позиции звуков, становится понятным,
почему ведущей целью фонетической
работы является формирование у детей
умения слышать
звучащее слово
.
В чём оно проявляется? Ограничимся
перечислением частных умений:

  • выделять
    отдельные звуки и определять их характер:
    гласный или согласный, гласный ударный
    или безударный, согласный твёрдый или
    мягкий, звонкий или глухой, парный по
    глухости-звонкости или непарный;

  • устанавливать
    последовательность звуков;

  • ориентироваться
    в звуках-«соседях»;

  • проводить
    полный звуковой анализ слов.

От
того, насколько прочно первоклассники
овладеют этими умениями, в значительной
мере будет зависеть успех (или неуспех)
в становлении орфографической зоркости.

Позиция
авторов учебника «К тайнам нашего
языка»: формирование умения обнаруживать
орфограммы должно начинаться как можно
раньше – уже в период обучения грамоте.
И включенная в комплект «Гармония»
«Азбука» Н.М. Бетеньковой и др.
предусматривает возможность сделать
первые шаги на пути формирования
названного умения.

Рассмотрим,
как именно это может быть сделано.

К
моменту знакомства с признаками «опасных
мест» для гласных первоклассники уже
умеют решать некоторые орфографические
задачи, которые не связаны с обозначением
звуков буквами: умеют оформлять границы
предложений, пишут слова отдельно друг
от друга, употребляют заглавную букву
в именах собственных, а также знают об
ударных и безударных гласных и обозначают
ударный звук принятым знаком ударения,
а безударный – точкой под значком
гласного в схеме или под соответствующей
буквой.

На
уроке по теме «Чтение
слов, предложений с буквами С, З. Знакомство
с признаками «опасных мест» при письме
гласных»

(1; ч.1, с. 77) действие постановки точки
под значком безударного гласного звука
или его буквой
наполняется
новым содержанием: теперь она не только
будет указывать на то, что звук безударный,
но и станет сигналом «опасности» при
письме.

Приведем
фрагмент урока, очень важного для всей
системы орфографической работы,
представленной в учебнике «К тайнам
нашего языка». [3; с. 333 –335]

Беседа
начинается при закрытой «Азбуке», чтобы
ребята не видели записанные там слова
и схемы.


Из
какой сказки и чьи слова я сейчас скажу?


Несёт
меня лиса за тёмные леса!

(Дети с помощью учителя называют сказку
и вспоминают главное: Лиса утащила
Петуха, и он кричит об этом коту.)


Давайте
хором скажем это предложение. Послушайте
себя и найдите два интересных слова.
Догадайтесь, какие слова я имею в виду.
(Ученики на слух выделяют нужные слова:
лиса, леса.)


Что
в них интересного? (Одинаково произносятся.)
А как вы докажете, что это два разных
слова, а не одно и то же? (Они называют
разное: животное и много деревьев.)


Послушайте
ещё раз слово [л’иса].
Можете точно сказать: я назвала животное
или деревья? (Может быть, одно, а может
быть, другое – слова-то звучат одинаково.)


Проверьте
(учитель открывает на доске составленные
из карточек две одинаковые схемы): у
меня правильные звуковые схемы этих
слов? (Да.) (Заметим, что схемы могут быть
составлены и учащимися.)


Назовите
первый гласный звук в слове [л’иса]
– названии животного. Какой это звук?
(Безударный гласный [и].) (Учитель берёт
в руки «его» карточку.)


Назовите
первый гласный звук во втором слове
[л’иса].
Какой он? (Такой же, безударный гласный
[и].) (Учитель берёт такую же вторую
карточку.)


Что
же скажете о первых гласных звуках в
этих словах? (Они одинаковые.) Могу я
показать этот вывод вот так?

(Учитель
накладывает карточки друг на друга и
помещает на доску.) Появляется начало
будущей схемы:


А
теперь посмотрим, как пишутся эти слова.
Сначала название животного. (Открывается
первая запись на доске: лиса.
Второе слово пока закрыто.)

Прочитайте
слово. Какой буквой обозначен в нём звук
[и]? (Буквой и.)
Покажем это в схеме. (Учитель берёт из
разрезной азбуки карточку с нужной
буквой и подставляет в схему.)

Читаем
второе слово. (Оно открывается: леса)
Какая в нём буква на месте звука [и]?
(Буква е.)
Покажем это в схеме. Запись на доске
дополняется.


Посмотрите
на схему и скажите, какими же буквами
может обозначаться звук [и] при письме?
(Буквами и
или е.)


Смотрите,
какой хитрый звук [и]: он может за себя
на «письменную работу» посылать разные
буквы: и
или е.
Как вы считаете, можно ли при письме
доверять такому звуку и писать, как
слышишь? (Нет.)


Почему?
(Можно не ту букву написать…)


А
какому же это такому
звуку [и] нельзя доверять? Что мы о нем
не сказали? (Учитель привлекает внимание
детей к звуковой схеме слов, где стоит
ударение.) Ударный он или безударный?

–Так
какому же звуку [и] при письме нельзя
доверять? (Безударному.)


Сделаем
важный вывод: на месте безударного
гласного звука [и] при письме есть
опасность выбрать не ту букву. А напишешь
не ту букву – получится другое слово
или оно совсем исчезнет, станет
«ненастоящим». Вот почему безударный
гласный звук при письме – это «опасное
место».


Давайте
покажем вывод в нашей схеме. Напомните,
как обозначить, что звук, о котором мы
говорим, безударный.
(Надо под ним поставить точку.)


Правильно,
я ставлю точку. Не кажется ли вам, что
она похожа на маячок или сигнал светофора,
который указывает: на месте безударного
гласного звука при письме есть «опасность»?
(Ребята соглашаются.) Но тогда покажем
«опасности» письма ещё и под буквами
безударных гласных в записанных словах.
(Схема дополняется «маячками», лучше
красными.)


Настало
время открыть главный секрет урока. Что
мы раньше показывали точкой под значком
гласного звука или его буквой? (Что этот
гласный безударный.)


А
что ещё теперь будет обозначать такая
точка? (Что на месте безударного гласного
звука при письме есть «опасность». Что
безударному гласному, когда пишешь,
нельзя доверять. Что нельзя писать, как
слышишь.)


Теперь,
когда мы будем ставить точку под буквой
безударного гласного, то будем помнить,
что отмечаем «опасное при письме место».

Сделанный
вывод заносится в таблицу «Опасные при
письме места» (Эта сборная таблица
входит в сопровождающий учебник «К
тайнам нашего языка» комплект наглядных
пособий по русскому языку для 1-го класса.
Ее общий вид см. далее.)

На
следующем уроке первоклассники вместе
с учителем открывают новую «опасность»
– ее таит в себе безударный гласный
[а]. Убеждаются, что и ему нельзя доверять,
поскольку за него может «отправляться
на письменную работу» то буква а,
то буква о.
(Подробное описание работы см.: [3; с. 342
– 344].)

Как
показывают наблюдения учителей, через
какое-то время после начала работы над
орфограммами гласных у детей появляется
желание узнать, есть ли «опасные места»
у согласных. Это свидетельствует об их
готовности к восприятию новой информации.

Описание
того, как можно провести знакомство с
признаками «опасных мест» для парных
по глухости-звонкости согласных,
находящихся на конце слова, см.: [3;
355–357].

Чтобы
представления о признаках «опасных
мест» для согласных, парных по
глухости-звонкости, не были фрагментарными,
нельзя обойти вниманием и такой их
признак, как положение перед другим
согласным, если он не сонорный (в том
числе [й’]), не [в, в’]. Поскольку материал
воспринимается самыми маленькими
школьниками, сведения о новом признаке
орфограммы упрощаются. Им сообщается:
парный по глухости-звонкости согласный
будет «опасным при письме местом», если
находится перед другим парным. Иначе
говоря, не учитывается, во-первых,
положение перед непарным глухим, где
есть орфограмма (овца,
в
ход,
о
вчарка),
а во-вторых,
перед [в], [в’], где орфограммы нет (сверь,
зверь
и др.).

Думается,
что логика работы на соответствующем
уроке Вам уже понятна. Сначала необходимо
попросить учеников, выполнив звуковой
анализ, составить звуковые схемы ,
например, таких слов: чашка
– ложка, шапка – шубка

и т.п. Затем:

  • выявляется
    одинаковый звук ([п] или [ш]) и выясняется,
    что он обозначен разными буквами;

  • уточняется
    характеристика звука и его положение
    в слове: согласный, парный по
    глухости-звонкости, находится перед
    другим парным по глухости-звонкости
    согласным
    ;

  • делается
    вывод об опасности ошибки при обозначении
    такого звука буквами;

  • новое
    «открытие» условно изображается;

  • схема
    вносится в таблицу «Опасные при письме
    места».

В
практической работе именно эта таблица
и служит напоминанием тех опознавательных
признаков, по которым следует искать
орфограммы. Вот какой вид приобретает
таблица после того, как первоклассники
узнали, что парным по глухости-звонкости
согласным на конце слова и в середине
перед другим, парным по глухости-з

вонкости, при письме
«доверять нельзя». (Вывод, сделанный
применительно к нескольким звукам и
их буквам, в дальнейшем будет распространен
на другие согласные; тогда их буквы
дополнят начатый перечень.)

Вот
так ученики уже в период обучения грамоте
получают достаточно целостное
представление о признаках основных
орфограмм. Их знание первоклассниками
– тот фундамент, на который опирается
практическая работа по формированию
орфографической зоркости. На первоначальное
становление умения обнаруживать
орфограммы по освоенным признакам при
работе по учебнику «К тайнам нашего
языка» отводится все оставшееся время
первого класса.

Соседние файлы в папке от Л.С

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Комбинированный урок в 1 классе по УМК «Гармония» обучение грамоте

Тема:             «Опасности письма» на месте парных

           по глухости-звонкости согласных (на конце слова)

Цели урока: распространить понятие «опасное место» на парные по

                        глухости-звонкости согласные, находящиеся на конце слова

                        ( применительно к звуку [ с ] и буквам з и с);

                        усвоить два опознавательных признака данного вида

                        орфограмм:

                                       1)  парность по глухости-звонкости;

                                       2)  положение на конце слова.

Оборудование:      таблица «Опасные при письме места», лента букв,

                                 Букварь (автор М,С, Соловейчик и др.) с. 48, пропись

                                  «Хочу  хорошо писать» №3 с.43

Ход урока:

I.    Организационный момент.

II.   Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.

      — Сегодня нам предстоит сделать новое важное открытие. А чтобы его

        сделать, вы в роли учёных сначала проведите наблюдения.

        ● Вспомните, почему при письме нельзя доверять безударным гласным?

           ( Безударным гласным звукам [а] и [и] при письме нельзя доверять.

            На  их месте появляется опасность написать не ту букву, то есть

            опасность ошибиться).

       — Послушайте предложение, вслушиваясь в звуки слов, и скажите, какой

          гласный звук чаще всего повторяется.

          (Произносится предложение, соблюдая нормы орфоэпии.

                                Ананасы и арбузы- плоды.

            Предложение написано на доске, но пока закрыто.)

         — Какой же гласный звук встречается чаще всего?      (Звук  [а] .)

         — Почему к этому звуку надо относится особенно внимательно?

            ( На его месте всегда есть «опасность письма».)

          — Давайте это проверим ещё раз.  (Открывается запись предложения

             на   доске.)

          — Хором читайте так, «как написано». Теперь так, «как говорим».

            ● Сравните звуки и буквы на их месте. ( Ставим знаки  „+” и „- ”.)

           — Какой же вывод подтвердили?   (Там,  где безударные гласные, всегда

             есть «опасности письма», так как на месте одного и того же звука

              бывают разные буквы.)

                 Показываю схему в таблице:

                (Предложение закрыть.)

           — А как вы думаете, только ли на месте гласных звуков есть «опасности

              письма»? Нет ли их на месте согласных?

III.       Решение учебной задачи.

           — Понаблюдаем за словами  ананас  и  арбуз. (Вывешиваю картинки на

             доску.)

           ● произнесите слова, выделите, назовите и охарактеризуйте последние

              звуки в словах.

              ( На доске начертить рядом две чёрточки, символизирующие слова;

               показать, что на конце находятся согласные звуки.)

                                              

                   ___________                            ___________

          — Охарактеризуйте эти звуки. (Звуки согласные  твёрдые глухие.)

               ( Добавляю внутри « квадратиков» по одной черте, звуки

                  одинаковые, то есть это один и тот же согласный звук.)

          — К какой группе согласных относится звук [с]?  (Ответить помогает

            «лента букв», в которой  над соответствующей группой согласных

             есть значок парности.)

           — Покажите значок по парности- глухости. (          )

           — Тогда могу я  оба наших одинаковых звука обозначить одним вот

              таким значком?   (Ниже появляется значок парности.)          

          — А теперь посмотрите, как пишутся эти слова.  (Прикрепляются рядом

             с рисункам слова «ананас», «арбуз».)

         — Какие же буквы обозначают звуки на конце этих слов?

             (Выяснить какие буквы и дополнить ими схему.)

                                                                                 с

                        ______________

                                                                                 З

       — Какими же буквами может обозначаться при письме парный

         согласный [с], у которого есть звонкая пара?

          ( Буквами с или з.)

      — Когда так бывает? (Когда этот звук находится на конце

        слова.)

      — Это очень важно! Именно на конце слова этот звук «опасное место»!

      — Как вы думаете, можно ли доверять при письме такому звуку и

        писать, как слышишь? ( Нет.)

      — Почему? (Можно не ту букву написать; можно допустить

        ошибку…)      

      — Какой же вывод сделаем: на месте согласных звуков бывают

        «опасности письма»? (Да.)

      — Как показать это в схеме? (Дети молчат.)

      — Я предлагаю поступить так. Раз мы говорим об опасности

        допустить ошибку, как и на месте безударных гласных, то,

        может, не придумывать новы значок, а воспользоваться тем,

        который уже есть, — точкой как сигналом сфетофора,

        «маячком». Согласны? Как же завершим нашу схему?

        (Поставим точки под знаком парного согласного звука и под

         буквами.)

      — Только, ставя сигнал, будем ещё раз определять, когда на

         месте согласных есть «опасности письма».

         По схемам, исходной и окончательной, уточняется, что

         « опасность» есть тогда:

                 ● когда этот звук парный, потому что у него есть звонкая

                     пара;

                 ● когда такой звук стоит на конце слова.

         — Чтобы не забывать наш новый – очень важный  — вывод,

            внесём составленную схему в таблицу «Опасные при письме

            места».

         — Прежде всего поищем, куда поместить наше открытие о

           согласных. Где находиться часть, посвященная гласным?

           (Слева.)

         — Из чего видно, что слева показываются «опасные места» для

            гласных?  (Сверху над ними их значок.)

         — Может быть, кто-то догадается, где в таблице лучше всего

           сообщить об «опасных местах» для согласных? (Справа.)

         — А как показать, что речь пойдёт о согласных?

             (Поместить туда их значок.)

        — Теперь таблица приобретает такой вид:

Опасные при письме места

IV.   Физкультминутка

V.     Работа по букварю, упражнение в чтении.

         — Откроем  букварь на стр.48 и ещё раз прочитаем тему нашего урока.

          (Читаем предложение, напечатанное  синим шрифтом.)

         — Посмотрите ,так ли выглядит обозначение «опасных мест» у авторов

           букваря, и, читая слова, ещё раз проверим наш вывод.

                                          (Букварь  стр. 48.)

         — Прочитайте  задание авторов , данное над столбиком слов

            («Слушай   себя!», «Сравнивай звуки и буквы»).

          -Как будете  его   выполнять?  

          ( Читать так, как написано, а потом так, как  говорим, и слушать

             согласные звуки на конце слова. Посмотреть на   буквы и узнать: он

             и такие же, как звуки, или нет.)

           З а м е ч а н и е: важно, чтобы ребята убедились: на конце слова всегда

              произносится глухой согласный  звук(если он парный), а буквы

              могут  быть разные –  иногда звонкого согласного, а иногда глухого

              согласного звука.

VI.     Закрепление темы «опасные места» при письме.

             — А теперь закрепим наши выводы на письме.

                  (Работаем в прописи №3 с. 43 внизу.)

          — Букет каких цветов вы видите? (Букет роз.)

          — По другому можно сказать «много  роз». Понаблюдаем за звуком на

            конце слова «роз». Какой звук вы слышите?  (Звук [с].)

               (Схема слова на доске.

                                             

                                                ______________

          — Покажите условно в схеме под рисунком в квадратике какой звук вы

             слышите.    ( Согласный глухой  твёрдый       .)

          — Покажите карточку этого звука.

         — А теперь посмотрите  рядом в рамочке в первой строчке, какая буква

           в слове «роз»  пишется? (Буква з.)

         — Вывод: парный глухой согласный на конце слова – «опасное место»!

         — Вспомним правила посадки при письме!

         — Теперь запишем букву «з» в слово под рисунком.

           (Аналогичная работа проводится со словом «ос».)

VII.    Работа с предложением.       

                              _ере_и     нос     в _ольшой      мороз.

                         (Предложение написано на доске.)

          — Прочитаем предложении и вставим пропущенные буквы.

             (Буквы вставляются только в предложении на доске.)

           — Что можно сказать про вставленные буквы?

             (Эти буквы обозначают парные звонкие согласные звуки.)

          — Теперь обведите это предложение в прописи, вставляя пропущенные

             буквы. (Дети пишут.)

          — Отметим все опасные места в предложении.

                              Береги_нос_ в_ большой_ мороз.

           — Найдём слово с парным согласным звуком на конце слова. (Мороз.)

           — Какой звук слышится? (Звук [с].)

            -А пишется? (Буква з.)

Резерв.  (Если остаётся время до конца урока.)

                 Игра «Покажи звук».

                — Ребята, я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте.

                 «Поймайте» последний звук и покажите соответствующую

                  карточку звука, а если этот звук парный, то к нему ещё карточку,

                  указывающую на парнорсть по глухости-звонкости.

                  Роза (         ),  нос (        ,       ), день (          ), дуб (       ,       ),

                  ваза (       ),  окно (       ),  буфет (        ,         ),  груз (        ,        ),

                  дед (         ,         ), гриб (       ,       ),    дрель (         ),   май (         ).         

VIII.    Итог урока.

            — Ребята, «опасности письма» могут возникать и на месте других

              парных согласных , но о них мы поговорим на следующем уроке.      

            — Что нового узнали на уроке?

              ( Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце

                 слова – опасные при письме места.)

            — Всем спасибо за работу! Отметьте своё настроение от урока на

              личике   мальчика.

  1. Инициа-ция

2.

Сообщение темы, введение в неё.

3.Актуализаця опорных знаний.

4.Основная часть занятия.

5.

Физкультминутка.

6. Повторение изученного.

7 Итог занятия..

8.Рефлексия.

Метод «Поздоровайся глазами»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Тема:

«Ошибкоопас-ные места в словах»

Цель занятия: познакомить детей с ошибкоопасными местами;
развивать орфографические навыки, пополнять словарный запас ребенка:
прививать орфографическую зоркость.

метод «Фруктовый сад».

Ученикам предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают ( хотели бы получить) от сегодняшнего занятия, обучения в целом и чего опасаются, записав ответы и прикрепив их на определённое дерево.

Перед вами басня Крылова «Ворона и Лисица».

Задание: Назовите «зеркальные» и «не зеркальные» слова.

(Вспомните, какие слова мы называем «зеркальными», а какие — «не зеркальными»)
— Найдите и подчеркните слова, в которых мы можем допустить ошибки (не зеркальные слова)
Ворона, кусочек, ель, лиса, бежала, сыр, дух, плутовка, дерево, голубушка, глазки, сказки, пёрышки, голосок, светик, сестрица, царь-птица.

Вспомните сказочного Маленького принца и секрет, который раскрыл для него Лис. Он (Лис) сказал: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

— Ребята, попробуем составить синквейн на тему « Сердце». (каждой группе)

метод «Написание синквейна»

Метод релаксации

метод КЛАСТЕР

смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющие знания по какой-либо проблеме .

Метод «Ромашка».

Метод

« Грибники» Парная работа.

Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь, но не словами, а молча-глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Предлагаю выполнить такое задание. Вы видите перед собой два больших плаката с нарисованными на каждом из них деревом. Одно дерево яблоня, а второе — лимонное дерево. Предлагаю на яблоках записать свои ожидания, а опасения — на лимонах.

(Раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны).

Н/Р : боюсь не справиться с заданием, не знаю над чем будем работать, какие будут задания…..

— В конце занятия мы вернемся к нашим деревьям…

«Зеркальные» слова — эти слова не дают поводов для ошибок (Н — р: дом, парта, стол, бумага).
«Не зеркальные» слова — в этих словах не все звуки соответствуют буквам, в них мы можем допустить ошибки (Н — р: сосед, указка, зуб, молоко, очки).

В русском языке много «не зеркальных» слов, в которых могут «вырасти» ошибки. Всё как будто знаешь, а ошибки «растут» как грибы после дождя. Видимо, кроме правил, которые мы изучаем, нам нужно ещё что — то, чтобы не ошибаться. А что же? Оказывается, нам нужна зоркость!

— Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза, но и сердце.

Правила написания синквейна таковы:

а). На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.

б). На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

в). На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

г). На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.

д). На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме,

н/р

1.сердце

2.доброе, большое

3.стучит, живет, бьется

4.У хорошего человека бьется доброе сердце.

5. синоним – душа

(Под тихую музыку). Закройте пожалуйста глаза. Наберите грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости.

— Запишите слова: дерево, глазки, сказки, —от слова рисуем стрелочки, и подбираем однокоренные слова.

Проведение: Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка

Обратная сторона «Ромашки»

— что такое «зеркальные», «не зеркальные» слова

— в каких местах в слове могут встретиться ошибки?

— как проверить безударный гласный в корне слова?

— как проверить парный согласный в корне слова?

-можете ли вы самостоятельно составить синквейн?

-вспомните правила написания СИНКВЕЙНА.

-какой метод понравился больше? Почему?

Подводя итоги нашего занятия, вернёмся к нашему саду. Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале. Определите для себя, оправдались ли они.(Выслушиваются ответы по желанию).

— Сейчас я вам раздам тексты, в которых есть ошибки. Вспомните удачливого грибника, который вышел искать грибы. Вам тоже предлагается выйти за грибами – «ошибками».

1.Найди в тексте 11ошибок:

Наступила халодная зема. Падает лёхкий реткий снех. юля надела шупку, шапку, взела тёплые варешки и побижала водвор.

Спиши текст правильно. Продолжи текст , допиши 1-2 предложения.

2.Найди в тексте 14 ошибок:

В зоопарке на плащятке маладняка виселая кутерьма. возятся, рычят мидвежата, качяются наветках обезьянки, пищят пушыстые тегрята.

Спиши текст правильно. Продолжи текст , допиши 1-2 предложения.

3.Найди в тексте 12 ошибок:

Подул халодный ветер. Замалчяли птицы. начелась гроза. трещят ветви надеревьях. По листям стучят тежёлые даждевые капли.

Спиши текст правильно. Продолжи текст , допиши 1-2 предложения.

— А сейчас посмотрим отрывок мультфильма «Винни – Пух и день забот»
— Какие ошибки допустила Сова в табличках перед своим домом?

— Как вы понимаете выражение: «У меня правильное писание хромает»?

-А я вам желаю, чтобы ваше написание слов, в которых встретятся ошибкоопасные места, не хромали. Будьте зоркими, внимательными и грамотными!

Личностные:

Проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные УУД: определять тему занятия.

Познавательные УУД: формулировать познавательную цель мероприятия с помощью учителя.

Личностные УУД:

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Коммуникативные УУД: учиться выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

 Положительный эмоциональный настрой

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе

Познавательные УУД: добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний

Познавательные УУД:учиться проводить аналогии между изучаемым материалом собственным опытом.

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе

Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Познавательные УУД:учиться проводить аналогии между изучаемым материалом собственным опытом.

Коммуникативные: умение высказывать собственную точку зрения, развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

Познавательные: формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

Личностные УУД:установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные:

анализ,сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Секреты орфографии — Г. Г. Граник 1991

“Зеркальные” и “незеркальные” слова

Представьте себе, что вы снова стали маленькими и только еще учитесь читать. У вас есть магнитная азбука, или касса для букв, или кубики, на которых написаны буквы. Приготовьтесь понарошку работать с этой азбукой. А теперь, тоже понарошку, в уме, выберите из вашей азбуки буквы, которые нужны, чтобы составить надписи к предметам, изображенным на рисунке. Работая с каждым словом, произнесите все его звуки, потом подберите из азбуки нужные буквы. Если вы все делали внимательно, у вас не должно быть ни ошибок, ни описок.

Эти слова не дают поводов для ошибок. Попробуйте догадаться почему. В этих словах не “растут” ошибки, потому что в них ни один звук-смыслоразличитель нельзя произнести иначе даже нарочно, играя. А если изменить фонему, получится другое слово или бессмыслица. Из слова дом получится том, ком или сом, или еще много других слов; вместо труба — груба, вместо слова дым — дам, а грабли, наверное, превратятся во что-то непонятное под названием “грубли”. В этих словах каждая буква соответствует звуку. Давайте называть такие слова “зеркальными”.

Но в русском языке гораздо больше “незеркальных” слов. В них не все звуки соответствуют буквам. В слове пароход, например, на конце ясно слышится звук [т], а пишем букву д, а после [п] произносится звук, средний между [а] — [о] — [ы], а пишем букву а.

Посмотрим, можете ли вы отличать “зеркальные” слова от “незеркальных”.

Запишите слева “зеркальные” слова, справа — “незеркальные”.

  Ворона, кусочек, ель, лиса, бежала, сыр, дух, плутовка, дерево, голубушка, глазки, сказки, перышки, голосок, светик, сестрица.

Попробуйте угадать, из какого произведения взяты эти слова.

Справились ли вы с работой? Скорее всего, вы нашли не все “незеркальные” слова. Не огорчайтесь! Это действительно трудно, продолжайте тренировку.

Те, кто не сделал ошибок, читайте текст под заглавием “Кому нужна зоркость?”.

Прочитайте стихотворение И. Фефера в переводе С. Маршака. Выпишите из выделенных слов только “незеркальные”.

Дружба

Тот, кто с товарищем дружен,  Пусть нам примером послужит

Вдвое умней и сильней.      Дружба ветвей и корней.

Придумайте сами как можно больше “незеркальных” слов.

В русском языке много “незеркальных” слов, в которых могут “вырасти” ошибки. И от них не всегда спасает знание правил. Все как будто знаешь, а ошибки… “растут” как грибы после дождя. Видимо, нужно что-то еще. А что же? Ответ на этот вопрос мы будем искать вместе.

Кому нужна зоркость?

Вспомните, кому нужна зоркость.

“Моряку, — скажете вы. — Ему нужно избежать столкновения с другим кораблем или, например, с айсбергом”. Вы правы. “Ястребу, — скажете вы. — Ему необходимо издали видеть добычу”. И вы опять окажетесь правы. “Охотнику, снайперу, пограничнику, разведчику”. Тоже верно.

Чтобы зорко видеть, люди изобрели много “инструментов”: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы.

Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. “А что же еще?” — спросите вы. Об этом вы узнаете на перемене.

В сказке французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” рассказывается о дружбе взрослого летчика со сказочным Маленьким принцем. Вот как произошла их встреча.

Однажды летчик пролетал над пустыней. В самолете он был совсем один: там не было ни механика, ни пассажиров.

Вдруг что-то случилось с мотором его самолета. Летчику удалось приземлиться, и он решил попробовать починить мотор. В это время появился мальчик. Это был… Маленький принц. До того, как принц попал к нам на Землю, он жил на маленькой планете, “которая была чуть побольше его самого”.

Однажды Маленький принц покинул свою планету и отправился путешествовать. Во время путешествия он встретился со сказочным Лисом. Лис был очень мудрым, и от него Маленький принц узнал много важного и интересного. Лис сказал ему: “Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!”

Маленький принц был совсем один, и ему очень не хватало друга, поэтому он приручил Лиса. Тогда Лис сказал: “Ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Теперь у Маленького принца появился друг, за которого он был в ответе. Когда у нас есть друзья, мы не просто проводим с ними много времени и не просто любим их. Мы за них отвечаем!

На прощание (им пришлось расстаться навсегда) Лис открыл Маленькому принцу свой секрет. Он сказал: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.

Слова мудрого Лиса вошли в сердце мальчика, и оно стало зорким. Маленький принц научился видеть то, чего глазами не увидишь.

Мы будем за вас рады, если вы прочитаете сказку о Маленьком принце полностью.

Что такое орфографическая зоркость?

Зорким бывает еще и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах.

Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чем-то эти люди похожи… на настоящих грибников.

Давайте вспомним, как собирают грибы. “Грибная удачливость” у всех разная. Одни возвращаются из леса с корзинками, донышки которых едва покрыты грибами, у других корзины полны с верхом и оттягивают руки.

Эта “грибная удачливость” зависит от того, как люди собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немалое количество грибов останется незамеченным. Другие старательно обшаривают каждый квадратный метр земли. Они тоже соберут не много грибов, так как потратят напрасно немалую часть времени. А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и быстро. “Грибное счастье” им улыбается.

Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать “грибные места” для ошибок. Сейчас мы придумаем для таких мест название. Место, где может возникнуть пожар,

называют “огнеопасным”. О месте, где может произойти взрыв, говорят, что оно “взрывоопасное”. Теперь подумайте, как назвать место, где может возникнуть ошибка. Правильно! Это “ошибкоопасное” место.

Чтобы видеть “ошибкоопасные” места, надо понимать, почему они возникают. Для этого нужно узнать у фонемы ее тайну.

Тайна фонемы

  Всегда ли чередования помогают различать смысл?

  Вспомним А. Пушкина:

Там лес и дол видений полны;  И тридцать витязей прекрасных

Там о заре прихлынут волны  Чредой из вод выходят ясных,

На брег песчаный и пустой,  И с ними дядька их морской…

Прочитайте отрывок вслух. Нарисуйте себе мысленно эту сказочную картину.

Теперь подумайте, что означает старинное слово чредой. Наверное, когда вы мысленно разглядывали описанную поэтом картину, перед вами один за другим — по очереди — появлялись из морских вод прекрасные витязи.

От этого слова чреда (или череда) произошел глагол чередоваться. Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди.

Чередоваться могут и звуки, причем как согласные, так и гласные.

Рассмотрите таблицу с примерами. Определите, в какой колонке чередуются гласные, а в какой — согласные.

Слова

Чередования

Слова

Чередования

1) Ухо — уши

х / ш

1) Кую — ковать

у / ов

2) Пеку — печешь

к / ч

2) Зори — зарево

о / а

3) Светить — свечу

т / ч

3) Жать — жну — пожинать

а / н / ин

4) Ходить — хожу

д / ж

4) Жать — жму — пожимать

а / м / им

  Придумайте как можно больше слов с такими чередованиями.

Обратите внимание: когда в этих словах изменяются звуки, они “требуют”, чтобы изменялись при письме буквы. В словах друг, друзья, дружба [г], [з] и [ж] чередуются, и уже никак нельзя написать “другья” или “другба”, разве что нечаянно сделать описку.

Разные звуки произносятся и разные буквы пишутся потому, что это звуки- смыслоразличители. Например, если хотят сказать, что действия “налететь” и “проглотить” выполняет первое лицо (я), то говорят: я налечу, проглочу. Помните, в стихотворении К. Чуковского “Мойдодыр” Крокодил, рассердившись, угрожает неумытому герою: “… А не то, как налечу, — говорит, — растопчу и проглочу, — говорит”. А если хотят сказать, что эти действия выполняет второе лицо (ты), то говорят: ты налетишь, проглотишь. Значит, чередование т/ч у этих глаголов зависит от их грамматического значения.

А зависит ли это чередование от положения звука в слове, т. е. от позиции? Сравним: налечу — налетишь, но тетю — тети. В первой паре перед [у] стоит [ч], а во второй перед [у] — [т′].

Чередования, которые не зависят от позиции звука в слове, называются непозиционными.

Помните! Непозиционные чередования передают значения, смыслы!

А теперь отгадайте загадку.

Принялась она за дело,      Ела, ела дуб, дуб,

Завизжала и запела.      Поломала зуб, зуб.

Произнесите выделенные слова и вслушайтесь, как они звучат. Именно как звучат, а не как пишутся. Что ясно слышится на конце слов? Звук [п]. Изменим слова. Произнесем: дубы, зубья. Вы отчетливо услышите [б]. Это тоже чередование. Чередуются звуки, входящие в пару глухой — звонкий: [п] — [б]. “Оглушение” звонких согласных в позиции на конце слова в русском языке происходит всегда.

  Прочитайте отрывок из романа А. Пушкина “Евгений Онегин”, мысленно рисуя себе эту картину.

Мальчишек радостный народ  Ступает бережно на лед,

Коньками звучно режет лед;  Скользит и падает; веселый

На красных лапках гусь тяжелый, Мелькает, вьется первый снег,

Задумав плыть по лону вод,  Звездами падая на брег.

  Найдите в этом отрывке звонкие согласные, которые “оглушены” на концах слов. Запомните отрывок наизусть и запишите по памяти, а потом проверьте себя.

А сейчас вы увидите, как неожиданно могут чередоваться звуки.

Мысленно подставьте к существительным нужный предлог.

1) Вместе … Борей прибежал его маленький щенок. 2) В плавании … Жорой не мог соревноваться никто. 3) В этот день дежурными в классе были Володя … Шурой. 4) На столе стоял стакан … чаем. 5) Мы … Тамарой ходим парой. (А. Барто.)

Теперь выпишите в столбик существительные, к которым вы мысленно подставили предлоги, вместе со звуком, которым выражен этот предлог. Сколько у вас получилось звуков? У нас — 5.

Предлог здесь один — с. А звучит он по-разному, потому что происходит чередование. Однако какой бы звук ни прозвучал, смысл предлога не изменяется. Что же заставляет предлог звучать по-разному, чередоваться? Это чередование звука также происходит под влиянием позиции. Оказывается, соседние звуки, которые идут за ним, изменяют звучание предлога с. Иногда его сразу и не узнаешь. Одни соседи командуют звуку, стоящему перед ним: “Я звонкий — становись и ты звонким!” А другие требуют: “Становись совсем таким, как я!” А у звука, который стоит перед этими “командирами”, характер слабый, он и подчиняется. Вот и получается [з] Димой да [ж] Жорой.

Теперь запомните! На произношение согласного звука влияет его позиция в слове.

Таких “влиятельных” позиций может быть две: 1) в начале или в середине слова — перед идущим за ним согласным-“командиром”; 2) на конце слова. В русском языке так бывает всегда.

Чередования, которые зависят от позиции звука в слове, называются позиционными.

  Обратите внимание! Позиционные чередования не передают значений!

  I. Выпишите из стихотворения слова, в которых согласный звук находится под влиянием идущего за ним “командира”.

У каждого дела      Пахнет маляр

Запах особый:      Скипидаром и краской.

В булочной пахнет      Пахнет стекольщик

Тестом и сдобой.      Оконной замазкой.

Мимо столярной      Рыбой и морем

Идешь мастерской, —      Пахнет рыбак.

Стружкою пахнет      Только безделье

И свежей доской.      Не пахнет никак.

(Дж. Родари, пер. С. Маршака.)

  II. Найдите в примерах слова, в которых на согласный звук влияет положение на конце слова.

1) Кушай яблочко, мой свет,      3) Под горою темный вход.

Благодарствуй за обед.       Он туда скорей идет.

      2) Гроб разбился. Дева вдруг      4) Злая мачеха, вскочив,

  Ожила. Глядит вокруг      Об пол зеркальце разбив,

  Изумленными глазами.      В двери прямо побежала

       И царевну повстречала.

Вспомните, из какой сказки Пушкина взяты эти примеры.

Ключ к тайне фонемы

Вы знаете, что если изменить в слове хотя бы один звук-смыслоразличитель, то мишка превратится в шишку, или в кишку, или в мушку, или в миску. Если сумеете, попробуйте превратить его во что-нибудь еще!

Звуки-смыслоразличители являются самостоятельными звуками. А когда звук не служит различению смысла, это несамостоятельный звук.

  Рассмотрите примеры с предлогом с: с Алешей, с Борей. Найдите в них самостоятельные и несамостоятельные звуки.

Все позиционно чередующиеся звуки, один из которых самостоятельный, — это варианты фонемы. Самостоятельный звук стоите сильной позиции.

Он не таит опасности. Мы точно знаем, какую букву писать нам легко.

  Фонема в слабой позиции оказывается несамостоятельным звуком.

  Вот тут нас и начинают одолевать сомнения: какая буква передает этот звук? Внимание! Мы подошли к разгадке тайны фонемы.

  Ключ к тайне фонемы — определение позиции. Если фонема в сильной позиции, орфографических трудностей нет. Если фонема в слабой позиции, это трудное, “ошибкоопасное” место.

Чтобы вы лучше запомнили этот раздел, мы пересказали его рифмованными строчками.

В жизни трудящихся звуков      Бывают такие опасные!

Разное может случиться:      Звук очень ясно слышится,

Могут они оказаться      А буква другая пишется.

В слабой и сильной позиции.      Проникнув в тайны фонемы,

Гласные и согласные      Осилим мы эти проблемы.

I. Прочитайте стихотворный текст.

Чтобы спящих не встревожить,      Тихо по небу ступают

Не вспугнуть примолкших гнезд,  Золотые ножки звезд.

(С. Маршак.)

  Выпишите выделенные слова и подчеркните в них согласные фонемы в слабой позиции.

  II. Поищите согласные в слабой позиции “в мире животных” и подчеркните их.

  Лев, гиппопотам, носорог, леопард, ягуар, пантера, шакал, кенгуру, жираф, обезьяна, зебра, бегемот, утконос, ехидна.

Кто разгадал тайну фонемы?

Вот мы с вами и проникли в тайну фонемы. Трудно ли было отыскать к ней ключ? Вы, наверно, скажете, что не очень. Да, нам это было сделать нетрудно, потому что мы шли по проторенной дороге. Ее открыли для нас ученые-лингвисты. А их путь был долог и труден. Помните, кто открыл фонему? И. А. Бодуэн де Куртенэ. В 80-е годы прошлого века он был профессором Казанского университета.

Прошло не меньше 50 лет после открытия фонемы, пока ученые разгадали ее тайну.

  Звуки, если они изменяются под влиянием позиции, составляют одну фонему. А фонемы передаются на письме буквами.

Это открытие было сделано советскими лингвистами Р. И. Аванесовым и В. Н. Сидоровым.

Опасные согласные

С самыми опасными звуками вы уже познакомились. Это звуки-“двойняшки”: звонкие и глухие согласные. Мы предупреждали, что с ними будет много хлопот. Но на эти звуки можно найти управу. Для этого нужно только кликнуть клич — и к вам на помощь придут… звуки-“волшебники”. Познакомьтесь с ними.

Звуки-“волшебники”

Это звонкие согласные [р], [л], [м] и [н]. Они называются сонорными. На языке древних римлян это слово означает “звучные”. Сонорные звуки – самые безопасные в русском языке: их нельзя ни с чем перепутать, потому что у них нет глухих пар. Они всегда находятся в сильной позиции и в буквах отражаются, как в зеркале.

Сонорные звуки — добрые “волшебники”. Они не только сами всегда стоят в сильной позиции, но и проясняют звуки, которые находятся в слабой позиции. Стоит какой-нибудь сомнительной “двойняшке” стать перед “волшебником”, и вы сразу перестанете в ней сомневаться. Вам легко будет записать такой сомнительный согласный.

Чтобы лучше запомнить звуки-“волшебники”, нарисуйте их буквы яркими карандашами, фломастерами или красками на отдельном плакатике.

Вас не удивило, что под сонорными оказался звук [в]. Этот звонкий, хотя и не сонорный и сам по себе очень “опасный” (он из “породы” “двойняшек”), тоже принадлежит к “волшебникам”. Если какой-нибудь сомнительный согласный встанет перед [в], он немедленно окажется в сильной позиции.

Кто еще может стать для согласных добрым “волшебником”? Какие звуки разместились вслед за [в]? Ну, конечно, гласные звуки. Сами они очень опасны. Но по отношению к согласным это настоящие добрые “волшебники”: стоит сомнительному согласному стать перед любым гласным, как он попадает в сильную позицию. Произнесите, например, слово капитаны. Здесь все согласные отчетливо слышатся и произносятся, а помогают им в этом гласные.

А теперь… вперед! На поиски “волшебников”!

  Выпишите из стихотворного отрывка слова, в которых есть сонорные, и подчеркните их.

Соловей мой, соловейко,  Рано молодца женили;

Птица малая лесная!      А вторая-то забота —

У тебя ль, у малой птицы,  Ворон конь мой притомился;

Незаменные три песни,      Как уж третья-то забота —

У меня ли, у молодца,      Красну девицу со мною

Три великие заботы!      Разлучили злые люди.

Как уж первая забота —

(А. Пушкин.)

Присмотримся к соседу!

А как обстоят дела, когда рядом оказываются два согласных и ни один из них не “волшебник”? Иногда возникает “ошибкоопасное” место. А почему? Да потому, что эти звуки при встрече друг с другом сразу вступают в игру “Делай, как я!”. “Командует” в этой игре всегда второй звук, а первый ему “подчиняется”. Если второй звук глухой — первый тоже становится глухим. Если второй звук звонкий — первый тоже становится звонким.

Вслушайтесь в слово сказка! Что звучит перед глухим [к]? Звук [с]! А какой перед звонким [б] в слове просьба? Если вы сказали [з’], то ответили правильно. В какой позиции стоят эти звуки? Конечно, в слабой.

С помощью “волшебников” поставим эти звуки в сильную позицию и узнаем, какие буквы нужно записать. Так сказку мы превратим в сказочку, а просьбу в просить.

Запомните „ошибкоопасное” место! За глухим или звонким согласным идет любой другой согласный, кроме л, м, н, р, в.

Назовем его так: “опасные соседи”.

Найдите в словах “ошибкоопасные” места для согласных в середине слова.

Пташка, бумажка, резьба, косьба, ходьба, молотьба, ползти, везти, нести, наводчик, пулеметчик.

Прочитайте предложения, а потом запишите их по памяти.

1) У Маришки и Сережки есть коврижки и лепешки. 2) У хорошей сказки счастливая развязка.

I. Вспомните начало детской песни, в которой есть слова картошка и дорожка.

II. Найдите в стихотворном тексте слова с соседями-“командирами” и проверьте их.

Стану сказывать я сказки,  Ты ж дремли, закрывши глазки.

Песенку спою.      Баюшки-баю.

(М. Лермонтов.)

III. Вставьте в предложения имена сказочных девочек.

1)… очень подружилась с семью гномами. 2) Убегая из дворца, … потеряла хрустальный башмачок.

  IV. Угадайте, по какому правилу построены эти столбики слов. Продолжите эти столбики своими силами, насколько сможете:

пряжка  ромашка  указка  окраска

сыроежка  гармошка  замазка  колбаска

кормежка  кормушка  повозка  стамеска

  V. Запомните и запишите по памяти пословицу По одежке протягивай ножки. Попробуйте объяснить ее смысл.

Перепишите стихотворение.

В тех краях, где кошельком  Ложь всегда опередит

Мерят все на свете,      Истину немножко,

Правда ходит босиком,      Но не бойтесь: победит

Катит ложь в карете.      Правда-босоножка.

(И. фефер, пер. С. Маршака.)

Кто последний?

  Есть еще одно „ошибкоопасное“ место. Это когда на конце слова оказывается один из пары „двойняшек» — глухой или звонкий.

Там они всегда находятся в слабой позиции, а звучат одинаково. На то они и “двойняшки”.

Последние звуки в словах водопровод и бегемот слышатся одинаково, а буквы пишутся разные. Последний звук в слове водопровод потерял свою звонкость и звучит как глухой [т]. Услышав глухой звук на конце слова, обязательно спросите себя: а может быть, это замаскированный звонкий? Не попал ли звук в слабую позицию?

И только призвав на помощь “волшебников” и поставив этот звук в сильную позицию, напишите нужную букву.

  I. Теперь вы знаете об “ошибкоопасных” местах для глухих и звонких согласных, назовите эти места сами.

  II. Найдите в стихах глухие и звонкие “двойняшки” на концах слов.

  1) Людоеда людоед      Не пойду к тебе, сосед!

  Приглашает на обед.      На обед попасть не худо,

  Людоед ответил: — Нет!      Но отнюдь не в виде блюда!

  2) Мне очень нравится жираф:

  Высокий рост и добрый нрав.      (Б. Заходер.)

  III. Найдите слова, в которых на конце глухие или звонкие “двойняшки”.

  Самолет, скафандр, луноход, шлемофон, пилот, летчик.

  IV. Найдите слова, в которых нет ни одной трудности в согласных звуках. Воздухоплавание, невесомость, небосвод, траектория, астронавтика.

Те, кто не сделал в упражнениях ни одной ошибки, отправляются на перемену.

Остальные продолжают тренировку.

  I. Перепишите стихотворный отрывок. В выделенных словах найдите глухие и звонкие согласные в сильной позиции.

Зима недаром злится,      Весна в окно стучится

Прошла ее пора —      И гонит со двора.

(Ф. Тютчев.)

  II. В выделенных словах найдите согласные в слабой позиции. Поставьте их в сильную.

Наша ветхая лачужка      Или бури завываньем

И печальна, и темна. —      Ты, мой друг, утомлена,

Что же ты, моя старушка,      Или дремлешь под жужжаньем

Приумолкла у окна?      Своего веретена?

(А. Пушкин.)

  III. Угадайте, из каких сказок А. Пушкина взяты эти примеры.

1) Жил-был поп      Понатужился немножко:

Толоконный лоб.      “Как бы здесь на двор окошко

2) Сын на ножки поднялся,      Нам проделать?” — молвил он,

В дно головкой уперся —      Вышиб дно и вышел вон.

3) Жил старик со своею старухой  4) Крепко связаны ей локти;

У самого синего моря;      Попадется зверю в когти,

Они жили в ветхой землянке      Меньше будет ей терпеть,

Ровно тридцать лет и три года…      Легче будет умереть.

  Найдите в примерах согласные звуки в слабой позиции и проверьте их.

  Если вы плохо помните сказки А. Пушкина, перечитайте их!

Однажды на встрече с маленькими московскими школьниками детский поэт В. Левин прочитал стихотворение поэтессы Ренаты Мухи.

Бывают в жизни чудеса:      А доктор Еж сказал Ужу:

Ужа ужалила оса.      “Я ничего не нахожу.

Она ужалила в живот.      Но все же, думается мне,

Ужу ужасно больно.      Вам лучше ползать на спине.

Вот.      Пока живот не заживет.

Вот”.

Прочитав это стихотворение, поэт попросил детей сказать, в каких словах слышится жужжание осы. И все до одного (а в зале было больше ста человек) услышали жужжание в слове еж. А если бы хоть кто-нибудь из этой сотни ребят прислушался внимательнее, то услышал бы в слове еж отчетливый звук [ш].

Но прислушиваться никто не стал. Почему? Эти ребята не умели искать “ошибкоопасные” места. Поэтому они не подумали о том, что на конце слова звук оказывается в слабой позиции. И [ж] превратился в [ш]. Следовательно, в слове еж нет ни осы, ни ее жужжания.

Если вам хочется, сделайте рисунки к стихотворению об Уже и об Еже.

Звуки “живут” по закону

Вы, наверное, уже заметили, что звуки в слабой и сильной позиции “живут” по определенным законам.

Нам с вами надо записать эти законы. Постарайтесь вспомнить все, что вы узнали об опасных и безопасных звонких и глухих согласных звуках.

  А теперь попробуйте составить “свод законов”. В них должно быть сказано, когда глухие и звонкие согласные попадают в сильную позицию, а когда в слабую.  Запишите эти “законы”, или раскрытые секреты, в тетрадь.

На сцене гласные

Добрый “волшебник” — ударение

О том, как живут в словах согласные, вы уже много знаете. Теперь займемся гласными.

Прочитайте два предложения, в которых пропущены все гласные.

Л..б..п..тн..й сл..н..Н..к спр..с..л, чт.. ..ст кр..к..д..л з.. ..б..д..м. Кр..к..д..л схв..т..л сл..н..н..к.. з.. н..с.

Вы уже вспомнили, из какой это сказки? Нелегкое, наверное, было чтение! Трудно без гласных звуков! Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь. А в орфографии они работают “волшебниками”. Вспомните, в чем их волшебство. (Если не можете вспомнить, вернитесь на с. 65, там найдете ответ.)

Гласные — это добрые “волшебники” для согласных. Но сами они очень опасные! Из-за гласных звуков в слабой позиции мы часто бродим по “ошибкоопасным” местам. Почему? Потому что у гласных в слове есть только одна сильная позиция —

Гласных в слове может-быть много, а ударение одно. Напишите, например, слово овощерезка и вы увидите, что опасных гласных в слабой позиции здесь много, а в сильной — только один.

I. Посчитайте, сколько “ошибкоопасных” мест для гласных в следующих словах.

Барабан, переполох, разговорчивость, самооборона, водонепроницаемость.

II. Выполняя задание, не берите слова, в которых гласные идут после шипящих.

А теперь подсчитайте в уме.

1) Сколько трудностей может быть в гласных звуках, если в слове только один слог? 2) А если два? 3) А в слове из трех слогов? 4) А из четырех? 5) Из пяти? 6) Из шести?

Придумайте сами слова с одной, двумя и тремя трудностями в гласных звуках. Можете играть вместе. Кто больше придумает?

Нет хлопот!

Среди гласных есть такой, с которым при письме нет никаких хлопот, если только он не окажется после шипящих. Сравните два слова: водокачка и кукуруза. В каждом из этих слов по четыре гласных, но в слове кукуруза орфографических трудностей нет, а в слове водокачка могут “вырасти” две ошибки.

Подсчитайте, сколько ошибок сделать в гласных следующих слов.

Подсолнух, подснежник, шиповник, гладиолус.

Трудности впереди!

Гласные звуки полны коварства. Есть среди них такие, которые и ударением не проверишь. Например, зорька — о, а заря — а.

А есть и такие, которые надо запоминать. Например, чепуха, ерунда. С ними выручает словарь. Но об этих трудностях мы расскажем во второй части книги.

Выходим на “главное” правило

К “главному” правилу вы можете прийти сами. Путь к нему лежит через ответы на вопросы.

1. Какие позиции есть у звуков?

  2. Что мы записываем с помощью букв?

  3. Когда звонкие и глухие согласные звуки занимают сильную позицию?

  4. А когда гласные?

Вот мы и вышли на “главное” правило русского языка.

Буквой мы записываем фонему в сильной позиции.

Чтобы согласная (глухая или звонкая) фонема оказалась в сильной позиции, надо поставить ее перед звуками-“волшебниками”: сонорными согласными, или в, или гласными.

Чтобы гласная фонема оказалась в сильной позиции, нужно поставить ее под ударением.

“Главное” правило можно назвать “фонемным”. Им проверяется 80% трудностей в нашем языке.

Ответы:

“Зеркальные” слова: сыр, дух. И. Крылов. “Ворона и Лисица”.

Товарищем, дружен, вдвое, ветвей, корней.

Наро[т], ле[т], во[т], сне [к], сне[к].

I. Сдобой, стружкою, замазкой.

II. Обед, гроб, вдруг, вокруг, вход, вскочив, разбив.

  “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.

I. Встревожить, вспугнуть, гнезд, ножки, звезд.

II. Лее, гиппопотам, носорог, леопард, жираф, бегемот, утконос.

Соловей, мой, соловейко, малая, лесная, ль, малой, незаменные, три, песни, меня, ли, молодца, великие, первая, рано, молодца, женили, вторая, ворон, конь, притомился, третья, красну, мною, разлучили, злые, люди.

I. Здравствуй, милая кар-тошка-тошка-тошка-тошка!

  Низко бьем тебе челом-лом-лом!

  Даже дальняя дорожка-рожка-рожка- рожка

  Нам с тобою нипочем-чем-чем!

II. Сказки — сказочка, глазки — глазоньки.

III. 1) Белоснежка. 2) Золушка.

IV. 1) “Оглушение” звонкого согласного [ж]; 2) глухой [ш] перед глухим [к]; 3) “оглушение” звонкого согласного [з]; 4) глухой [с] перед глухим [к].

I. На конце слова; в начале и в середине слова, когда за глухим или звонким согласным идет любой согласный, кроме л, м, н, р, в.

II. 1) Людоед, обед, нет, сосед; 2) жираф, нрав.

III. Самолет, луноход, пилот, летчик.

IV. Таких слов нет.

I. Злится, прошла, весна, окно, двора.

II. Ветхая — ветошь, лачужка — лачужечка, старушка — старушечка, друг — друга, под — под ним.

III. 1) “Сказка о попе и о работнике его Балде”; 2) “Сказка о царе Салтане”; 3) “Сказка о рыбаке и рыбке”; 4) “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.

Поп — попа, лоб — лба, ножки — ноженьки, головкой — голова, немножко — немножечко, окошко — окошечко, вышиб — вышибла, ветхой — ветошь, крепко — крепенько, локти — локоть, когти — коготь, легче — легонький.

Глухие и звонкие согласные находятся в сильной позиции: 1) перед гласными; 2) перед сонорными л, м, н, р; 3) перед в.

Глухие и звонкие согласные находятся в слабой позиции: 1) на конце слова; 2) перед всеми согласными, кроме в и сонорных.

Любопытный слоненок спросил, что ест крокодил за обедом. Крокодил схватил слоненка за нос.

I. 2, 3. 4. 5, 7.

II. 1)0; 2) 1; 3) 2; 4)3; 5)4; 6)5.

1, 2, 2, 2.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка оо36 гранта
  • Ошибка оноре де бальзака фильм 1968 отзывы
  • Ошибка оноре де бальзака фильм 1968 актеры
  • Ошибка оноре де бальзака о чем книга
  • Ошибка оноре де бальзака книга отзывы