Специалистами и профессионалами не рождаются, а становятся, и профессия кинооператора не является исключением. Всему можно научиться. Однако с лозунгом «на ошибках учатся» все-таки лучше не переусердствовать. Если заранее знать подводные камни и частые проблемы, возникающие при съемке, можно стать профессиональным оператором намного быстрее, чем познавая все на собственном опыте.
Это одна из самых распространенных проблем, причем отнести ее можно не только к новичкам, но и довольно опытным операторам. Вообще профессионалы редко снимают «с рук», а используют треногу или штатив. Но бывают случаи, когда снять нужно, что называется, на ходу.
При этом следует держать камеру двумя руками, когда одна рука держит камеру, а вторая подпирает первую. Локти следует прижать к телу или упереть в живот, чтобы они не вытягивались. Если возможно, лучше использовать дополнительную опору в виде перил, бортика или стены.
Еще одной ошибкой считается частое вождение камерой из стороны в сторону. Панорамное видео снимать довольно легко, если часто практиковаться и никуда не спешить. Даже если что-то интересное происходит за пределами объектива в конкретный момент, вести камеру нужно очень медленно и плавно.
Новички в кинооператорском искусстве часто теряют линию горизонта, из-за чего он оказывается заваленным. В начале своего профессионального пути нужно тщательно следить, чтобы деревья, люди, столбы и здания были перпендикулярны линии горизонта.
Также следить нужно за тем, чтобы горизонт не оказывался ровно посередине кадра. Гармоничнее смотрится тот пейзаж, когда линия горизонта располагается ближе к верхней или к нижней части кадра.
Еще одной распространенной ошибкой считаются частые наплывы и увеличения объекта. Если в конкретный момент увеличение объекта не является необходимым и обязательным, лучше отказаться от использования зума. Чтобы увеличить размер объекта, достаточно приостановить съемку и подойти к нему ближе – это будет смотреться «чище». Цифровой зум почти всегда гарантирует потерю качества видео.
Ошибкой новичков, которая потом им же выходит боком, является беспрерывная съемка. Действуя по принципу «сниму все, а потом исправлю», оператор обрекает себя и других на долгую последующую работу. Снимая событие, ситуацию или речь, не нужно оставлять камеру включенной все время. Когда возникает передышка у объектов съемки, у оператора тоже должна быть передышка.
Еще одной неприятной проблемой становится момент, когда объект съемки на экране телевизора вдруг превращается в безногого или безголового человека, хотя в объективе камеры он был со всеми необходимыми для жизни органами. Дело в том, что многие телевизоры сами «съедают» часть кадра, поэтому нужно оставлять пространство сверху и снизу от персонажа.
Но не нужно оставлять слишком много свободного пространства, иначе появляются другие неприятные эффекты: кажется, что человек сидит в яме или, наоборот, висит в воздухе.
Также типичной ошибкой кинооператоров является слишком мелкая съемка. Если фон не несет необходимой информации для видео, его долю в кадре можно уменьшить. Пространство в кадре должно использоваться рационально – это отличает опытных мастеров. Крупный план всегда смотрится выигрышнее, но снимать прыщики на лбу или отдельные части тела тоже не стоит.
Еще одной ошибкой является неправильный выбор фона. Какой бы ни был объект съемки, то, что еще происходит в кадре, также важно. Лучше избегать движущегося фона, т.е. проезжающих машин или бегущих людей (если они не являются объектом или задним планом), и отвлекающих внимание объектов.
Также неприятной проблемой считается темное видео или сливающийся с фоном объект. Это происходит из-за неправильной установки освещения. Для любой съемки в помещении нужно три источника света: основной – вблизи объекта съемки, второй – направлен на сам объект, третий – задний свет, необходимый для того, чтобы объект не сливался с фоном. На улице лучше снимать в тени, дополнительно подсвечивая объект отражателем.
Частой ошибкой многих пользователей технических новинок является неправильное отношение к инструкции. Многие проблемы происходят из-за надежды на авось. Чтобы узнать точные характеристики камеры и разбираться во всех тонкостях, нужно ознакомиться с инструкцией. Узнав, что такое трансфокация, баланс белого, фокусировка и другие понятия, можно начинать изучать их на практике, не совершая при этом многих ошибок.
Ошибки могут случаться у всех, даже у профессионалов. Скажем, в киноиндустрии есть так называемое всем известное понятие «киноляп». Этим забавным термином называют ошибки в фильмах, которых в них быть не должно.
К чести киноделов скажем, что некоторые ляпы даже придают фильмам особый шарм и лишь добавляют лоска. Одним из примеров «качественных» нестыковок можно назвать фильм 1984 года «Терминатор», экранизированный классиком зарубежного кино Джеймсом Кэмероном. Неточностей в фильме немало, но они лишь дополняют кинокартину, делают ее живой.
Эти ошибки большинство съемочных групп делают не из-за непрофессионализма или спешки, а лишь потому, что процесс киносъемки крайне сложный. Итак, вот 12 неявных киноляпов из очень известных голливудских фильмов. Чтобы найти некоторые, нужно действительно хорошо постараться!
1. Звездные войны: Люк Скайуокер, ну ты могуч!
Настолько, что можно использовать бесконтактный метод в борьбе с врагами: меч — декорация.
2. Крепкий орешек-2: черное и белое
Как всегда, в бесконечной экшн-франшизе с Брюсом Уиллисом в главной роли масса приключений, одно кучерявее другого. Но чтобы рука афроамериканца становилась по желанию/недосмотру/косяку оператора белой… Думали, не заметят?
3. Пираты Карибского моря: «Добро пожаловать в Сингапур», историческая ошибка
Безобидное с виду пиратское приветствие, адресованное капитану Барбоссе, по сути, исторически безграмотно. Действие картины по времени относится к первой половине XVIII века. В это время Сингапур назывался Темасек, или Морской город. Современный Сингапур появился в 1819 году.
4. Сумерки: привет визажисту
По сюжету Эдвард хладнокровный вампир. Но не слепой! Или он не видит, что в одном кадре девушка с прямыми волосами, а в другом завитая. И шапочку с помпончиком надела.
5. Сумерки: привет, операторы!
Вампиры вампирами, но не следует забывать о случайных отражениях во время съемки мимолетного эпизода: попались…
6. Один дома: два номера
Но не в виде пары «мокрых» бандитов, надумавших обчистить дом Маккаллистеров в канун Рождества. А разных номеров автомобиля. Внимательнее надо быть, господа киношники!
7. Один дома: пропала фотография Кевина
Мало того что все дружно отчалили в Париж под Рождество. Но и портрет малыша с собой прихватили. Коварные родственники…
8. Гарри Поттер и философский камень: родители старше своих лет
Джеймсу Поттеру, отцу Гарри, которого тот видит в кривом зеркале Еиналеж, всего 21 год. Но он слишком молод для этого образа. Поэтому играет более «возрастной» актер.
9. Гарри Поттер и тайная комната: чучело совы
Не переживайте: мучения совы в клетке — это кино, кино, кино. Она же (сова) чучело!
10. Гарри Поттер и кубок огня: считаем полотенца
Гермиона, верная подруга Гарри, в очередной раз спасает его и выказывает свое милосердие, дав ему полотенце, чтобы он согрелся. В другом эпизоде оба накинули одинаковые полотенца, каждый свое. Зачем оно Гермионе?
11. Шерлок: вместо блога — картинка в .jpg
Блог доктора Ватсона — это не блог, а его фотография. Здесь нет возможности разместить текст.
12. Гладиатор: современные ботинки
Точнее, отпечатки подошв современных кроссовок, поверх которых «наваяли» древнеримскую декорацию.
БОНУС
Гладиатор: пластиковая бутылка воды в кадре
Присмотритесь: во время съемок актер так и не смог расстаться с пластиковой бутылкой воды. В 180 году до Р.Х.
Обложка: David Moffatt / flickr.com
фото: onedio.com
Ошибки операторов, художников и сценаристов чаще всего ускользают от наших глаз. Досадные киноляпы скрываются за крутыми спецэффектами, захватывающими сюжетами и обаянием актеров. Но от настоящих фанатов кино ничего не скроется. Самые яркие киноляпы зарубежных и отечественных фильмов мы собрали в этом материале.
«Игра престолов»
Возможно, кто-то найдет и другие ляпы в одном из самых популярных сериалов последнего десятилетия. Но мы расскажем о самом забавном. Вам не придется напрягать зрение, чтобы увидеть картонный стаканчик для кофе из Starbucks в четвертой серии последнего сезона. Он появляется во время средневекового застолья перед Дейенерис. Создатели фильма отшутились, сказав, что кофе принесли по ошибке, на самом деле, Мать драконов заказывала чай.
«Терминатор 2: Судный день»
Популярный боевик 1990-х с Арнольдом Шварценеггером в главной роли пестрит киноляпами. Возьмем хотя бы погоню Т-1000 за главным героем Джоном Коннором в начале фильма. Стекло грузовика, которым управляет робот, выбито и тут же оказывается целым.
«Гладиатор»
В исторической драме «Гладиатор» во время одного из боев Максимуса в толпе зрителей мелькает человек в белой футболке и джинсах. Так, в киноленте навсегда остался запечатлен кинооператор, случайно попавший в кадр.
«Д’Артаньян и три мушкетера»
Советские кинематографисты тоже не остались без киногреха. Пересмотрите сцену в фильме «Д»Артаньян и три мушкетера», где герой Михаила Боярского играючи бреет голову гвардейца кардинала. Сначала сапог у Д»Артаньяна надет на левую ногу, а в следующих сценах – на правую.
«Особо опасен»
Вернемся к киноляпам заокеанских коллег. В приключенческом боевике «Особо опасен» Уэсли Гибсон, герой Джеймса Макэвоя выбивает своему коллеге компьютерной клавиатурой нижний зуб. Однако позже зрители видят, что у Барри дырка на месте верхнего резца.
«Идентификация Борна»
А эта кинооплошность очень сильно бросается в глаза. Когда Джейсон Борн получает паспорт на имя Фомы Киняева, на английском языке его имя в документе выглядит как «Ащьф».
«Титаник»
В знаменитом фильме Джеймса Кэмерона капитан «Титаника» кладет в кипяток чайный пакетик. А ведь этот способ упаковки заварки был изобретен лишь через 16 лет после гибели корабля-гиганта.
«Сибирский цирюльник»
Фильм российского режиссера Никиты Михалкова киноманы буквально разобрали по косточкам. Действия картины происходят в 1905 году. Несмотря на то, что в то время на американском флаге изображали 45 звездочек, в «Сибирском цирюльнике» на полотнище их 50. Курсанты в фильме пользуются противогазами, которые в действительности изобрел десять лет спустя русский химик Николай Зелинский.
«Клеопатра»
В фильме 1963 года с Элизабет Тэйлор в главной роли царица древнего Египта в одном из эпизодов расхаживает в красивых туфлях на высоких шпильках.
«Москва слезам не верит»
Сюжет первой части фильма разворачивается в конце 1950-х годов. Но главная героиня Катя оказывается на съемках передачи «Голубой огонек», которая появилась в Советском Союзе только в 1962 году.
«Далласский клуб покупателей»
В этом фильме тоже есть хронологическая несостыковка. Так, в одной из сцен за спиной Рона Вудруфа висит плакат с автомобилем Lamborghini Aventador, выпущенным в 2011 году. Но мы-то знаем, что по сюжету на дворе 1985 год.
«Бриллиантовая рука»
И снова отечественный промах: когда управдом Варвара Сергеевна приходит в квартиру Горбунковых с воспитательной беседой, то произносит фразу «Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу». В первоначальном варианте была не «любовница», а «синагога». Это слово легко читается по губам актрисы Нонны Мордюковой.
Правило третей, голландский угол и паралленльный монтаж.
При съёмке фильма операторы руководствуются определёнными правилами, на которые вы не обращаете внимание при просмотре, но тут же заметите, если их проигнорировать. Ведь сделай что-то не так — и зритель запутается, потеряет нить повествования. Сделай в кадре неправильную композицию — зритель не будет знать, на что ему смотреть. Помести в кадре неправильный объект — и он полностью перевернёт смысл происходящего. Вот несколько таких правил.
Правило третей
Правило третей — это такое упрощённое правило «золотого сечения». Суть его заключается в условном разделении кадра на девять равных блоков (3х3, по горизонтали и вертикали). Важные объекты в кадре должны располагаться вдоль разделяющих линий и на точках их пересечения. Такие точки называются «точками интереса».
При взаимодействии персонажей, последние зачастую находятся именно вдоль вертикальных линий. При съёмках природных или городских пейзажей, горизонт припадает на одну из горизонтальных линий. Этого правила придерживаются не только кинематографисты, но и обычные фотографы.
Правило 180 градусов
А это правило позволяет зрителям укладывать происходящее в логически непротиворечивую картину. Правило гласит, что при диалоге двух персонажей камера не должна «залетать» за линию, проходящую между этими персонажами.
Впрочем, правило 180 градусов распространяется не только на диалоги. Если персонаж идет или бежит, то линия — это направление его движения. Если камера «перелетит» через линию, у зрителя создастся впечатление, что персонаж поменял направление и теперь бежит навстречу самому себе. Если персонаж читает, то линия проходит между глазами и книгой. Если в кадре батальная сцена, то один противник должен быть с одной стороны, другой — с другой.
Правило 30 градусов
При смене кадров, камера должна менять угол как минимум на 30 градусов.
Цель данного правила — придание особого значения мотивам смены кадра, давая существенно иной взгляд на действие. Переход между двумя кадрами с углом менее 30 градусов может быть воспринят как излишний или скачкообразный, одним словом, заметный.
Тимоти Корриган, The Film Experience
Голландский угол
Если вкратце, то голландский угол — это когда в кадре «завален» горизонт. Зачем? Так надо! Это может показать сумасшествие героя, его алкогольное или наркотическое опьянение, конфликт персонажей или просто динамику.
Эффект получается из-за того, что мы, зрители, не смотрим на мир под этим углом, поэтому такой «заваленный» горизонт воспринимается нами как нечто новое, вызывающее своеобразный дискомфорт.
Иногда голландский угол используется для драматизма — при наклоне камеры трагические события и переживания героев воспринимаются острее. А иногда — для подчёркивания царящего вокруг хаоса, ломая заваленным горизонтом всё кадровое пространство.
L-переход и J-переход
Без паники! Сейчас все объясню.
L-переход — это когда кадр меняется, но зритель всё еще слышит звук из предыдущего. Используется приём для того, чтобы лучше ориентировать зрителя в сюжете.
J-переход — это противопоставление L-переходу. В этом случае зритель слышит звук из фрагмента В ещё когда фрагмент А полностью не закончился.
Резкая смена кадра
Такой переход используется, когда необходимо показать серию ключевых кадров с некоторым временным промежутком между ними. Но этот промежуток времени нам не нужен, поэтому мы его вырезаем, оставляя только то, что необходимо для картины.
Переход во время действия
Кадр не обязательно должен сменяться во время логической паузы. Иногда нужно сменить кадр прямо во время действия, чтобы показать это же действие с другой стороны.
Параллельный монтаж
Параллельный монтаж — это несколько сцен, происходящих в один и тот же промежуток времени. Помните «Форсаж 6», когда самолет минут 20 ехал по взлетной полосе? Видимо, авторы хотели применить параллельный монтаж, показать, что несколько сцен происходит в одно и то же время (драка в самолете происходит в то же время, что и погоня кадром спустя). Вышло плохо. Не так, как надо.
Визуальное совпадение
Вы смотрели «Я, снова я и Ирен» с Джимом Керри? Если да, то, должно быть, помните сцену, где… ладно, проще показать, чем описать.
Как вы уже догадались, приём заключается в соединении двух кардинально разных кадров путем какого-либо общего действия, зачастую — движения. Вот другой пример, после него вы сразу поймете, в чём суть.
Взгляд героя
Когда-то режиссёр немого кино Лев Кулешов провёл один интересный эксперимент. Он склеил два кадра, идущих подряд: на первом было лицо человека, смотрящего за кадр, на другом — тарелка супа. При этом зрители были абсолютно уверены, что человек играет голод. Затем режиссёр склеил другие два кадра: на первом было то же самое лицо, что и в первом случае, а на втором — женщина в гробу. На этот раз зрители были уверены, что человек играет не голод, а скорбь.
Зритель привязывает к герою ту эмоцию, которая может возникнуть у последнего, когда он смотрит на тот или иной объект. Смотрит герой на еду — значит, голоден. Смотрит на женщину — значит, с вожделением смотрит, и пускай даже мимика героя не изменилась ни на морщинку.
Аудиовизуальный контрапункт
Впервые я услышал об этом термине на «КиноПоиске». Я даже не уверен, что этот термин не был придуман редакцией, но он всё равно хорош и достоин упоминания.
Кадр в фильме зачастую сопровождается соответствующей мелодией. Если погоня — мелодия быстрая и ритмичная, если главный герой прячется в шкафу от убийцы — щекотливая, а если кто-то лежит на природе и наслаждается умиротворяющими пейзажами — спокойная.
А что, если сделать наоборот? Если расстреливать людей под классику, например. А ведь такая сцена была в «Апокалипсисе сегодня», и никто не скажет, что музыка была ни к месту. Такой приём используется для того, чтобы придать сцене контраста, иронии или юмора, показать отношение героя к действию, которое он совершает.
Фокус
В играх часто встречается такая опция — «Глубина резкости». Суть её заключается в том, что близстоящий объект, на который смотрит игрок, виден чётко, а объекты позади — размыто. Фокус есть в любом из фотоаппаратов, в любом из телефонов — просто откройте камеру на вашем айфоне или нормальном телефоне и сможете сфокусировать тот или иной объект. В кино этим приёмом выделяют ключевой объект в кадре.
Свет
До боли простой приём: зритель подсознательно смотрит на освещённый участок в кадре. Таким образом также выделяются главные объекты композиции.
Насыщенность
Ещё один способ выделения объекта — сделать его насыщенным на блеклом фоне. Смотря фильм, зритель подсознательно обращает внимание на яркие и сочные цвета.
Симметрия
Такое явление как «симметрия» почти не встречается в природе (чур не приводить в пример бабочек и прочих букашек, композицию из них одних не построишь). Именно поэтому она так притягательна для нашего взгляда. Можно найти бесконечно много примеров с симметрией, введя обычный запрос «симметрия в кино» в Google-картинках.
Перспектива
Что такое перспектива? Согласно Гуглу, это «техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре». Короче говоря, это чтобы было так, как на картинке снизу.
Правильная перспектива придает кадру объём и глубину. При использовании вышеупомянутых приёмов, можно добиться довольно интересных ракурсов.
Все эти операторские приёмы и создают грамотно поставленное кино, которое может и не блистать гениальным сюжетом, но будет притягивать зрителя своей визуальной составляющей. Засим откланяюсь. Всем хорошего кино!
Edit
Summaries
-
When a medical device fails on a former Chastain employee, an investigation is opened up, which pits Dr. AJ Austin against Quovadis. As Mina and Bell work to get to the bottom of what went wrong, Devon distracts himself with another patient who’s experiencing mysterious stomach pains. Meanwhile, Nic forms a bond with her new partner at the clinic and Conrad’s relationship with the Barnett family continues to grow.—fox press release
-
While Devon still grieves his non-wedding, his goofy former study buddy Bradley Jenkins gives a sales pitch to the Chastaign board, but faints with a cardiac crisis. Even Devon’s best efforts can’t prevent him dying, as autopsy shows from the malfunction of a Quovadis pacemaker he got implanted recently. Conrad encourages Devon to seek comforting distraction in a needy patient; notably Marisol Garcia who fears for her ‘last chance’ ovary and is diagnosed with a most neglectful medical error. Dr. Alec Shaw and Nic bond over work in the free clinic, exchanging best practices and tricks. Orphan protege Henry Barnett and his mother Zoe proudly show the kid’s baseball MVP trophy to Conrad, who notices a worrisome tic.—KGF Vissers
Synopsis
It looks like we don’t have any synopsis for this title yet. Be the first to contribute.
Learn more
Contribute to this page
Suggest an edit or add missing content
- IMDb Answers: Help fill gaps in our data
- Learn more about contributing
Edit page