Ошибка привязанности к дому

Ошибка привязанности к дому. У людей есть такое психологичес | ❇️ О крипте на доступном

Ошибка привязанности к дому.

У людей есть такое психологическое искажение как потеря объективности к объекту который им знаком.

Чем больше мы знаем об объекте тем больше это порождает самоуспокоения и необъективности по отношению к нему.

Если мы знаем кого-то или что-то, то считаем свои знания надежными и не требующими подтверждения.

Это также связано с тем, что мы не хотим разочаровываться и разрушать собственные иллюзии, ведь жить в них так прекрасно

Примеры и статистика:
⁃ 25-30% своих пенсионных накоплений работники вкладывают в акции компаний в которой работают

⁃ Фонды инвестируют в акции компаний, расстояние до офисов которых меньше чем до других

⁃ Родственники и соседи преступника удивляются больше всех — он же был таким классным парнем!

Как это знание помогает нам инвесторам?

1. Если мы пользуется продуктом компании или проекта, это не значит что следует пренебрегать анализом его финансовых показателей

2. Следует иметь собственный чеклист проверки всех активов / людей / компаний и всегда проводить проверку по нему, неважно насколько данный объект нам знаком.

Ну или согласиться с возможными потерями в будущем

Мне 28 лет и у меня болезненная привязанность к дому и к матери. Мама у меня замечательная, добрая, любящая, отец давно умер. Я сняла квартиру 2 месяца назад, но не могу себя заставить жить в ней. Под любым предлогом иду ночевать и остаюсь у матери. Мне дома с ней лучше. Хотя квартира, что я снимаю, лучше по условиям. Но не лежит у меня сердце жить отдельно, хотя и понимаю, что мне давно пора. Маме тоже тоскливо без меня. Видимся каждый день. Молодого человека нет. Я не знаю, что мне делать, хочу вернутся домой, хотя и понимаю, что это не здорово.

01 января 2018, 20:44

15 ответов

Последний —

02 января 2018, 22:37
Перейти

Попробуйте жить с мамой, и искать молодого человека, встречаться на его территории. Ничего плохого в том, что вы живете с мамой, нет. У нас большая часть страны так или иначе живет с родителями, причем часто и до 40 лет

Да, для 28 лет очень нездорово… Мать вас, видимо, гиперопекой и гиперзаботой окружила. Были вообще отношения?
У меня до 24 никого не было. Гиперопека матери. И когда в 25 вышла замуж и переехала, тоже первые недели две часто дома ночевала.

к психотерапевту идите и мужика ищите

заведите в съемной квартире себе кошку, двух кошек)) какая бы мама ни была замечательная, вместе жить не нужно

Нет ничего плохого, чтобы жить с мамой, пока нет отношений. Многие живут с родителями, уже имея семьи и детей. Вот это порой ужасно, потому что не находят общего языка, скандалы. А вы с мамой не ругаетесь, всё нормально, так почему обязательно надо от неё бежать, как от чумы. Если б были плохие отношения, тогда понятно. Когда будете жить с мужчиной, то конечно лучше отдельно.

А зачем жить отдельно?? Ладно бы вы с мужчиной не могли жить… а так, вы просто не терпите одиночества. Думаю, что с мужчиной все по-другому будет! Появится любимый и все на свои места встанет! Я тоже очень люблю родительский дом. Мне 26

А у меня болезненная привязанность к вуману. А автору темы, как обычно, советуют найти мужика. предсказуемо, ничего нового

Ну и смысл отдавать чужому дяде деньги за съем, если душа не лежит и Вы все равно к маме идете? Живите с мамой, как поймете, что готовы жить одна, так и начнете снимать, а, может, появится мч и само собой всё решится..

02 января 2018, 02:59

#10

А может мама тоже рассчитывает на личную жизнь?

02 января 2018, 03:01

#11

Лечиться. И с парнями встречаться

02 января 2018, 03:10

#12

Я живу в Европе одна с 20 лет, сейчас 23 и до сих пор на все каникулы домой к мамочке под бочок. Уже и диплом получила, и работала на серьезной фирме и проблемы все свои давно сама решаю,так что инфантилкой себя не считаю. А все равно родного дома ничего не заменит. Так что автор, если вы нормальный развитый человек, с друзьями и увлечениями, сам факт житья с мамой вас не позорит, особенно если мама идет в ногу со временем и не склонна к гиперопеке. Такая лучше любой подруги))

02 января 2018, 04:33

#13

Что вас побудило снимать квартиру, если у вас нет личной жизни с мужчиной?
Жизнь с мамой не мешает поиску личной жизни, если только вы не живёте исключительно жизнью мамы. Ничего такого в том, что вы живёте вместе нету, если обе не против и вам обеим это не мешает.

02 января 2018, 09:44

#14

Инесса

Да, для 28 лет очень нездорово… Мать вас, видимо, гиперопекой и гиперзаботой окружила. Были вообще отношения? У меня до 24 никого не было. Гиперопека матери. И когда в 25 вышла замуж и переехала, тоже первые недели две часто дома ночевала.

Серьёзных не было. Да, гиперопека была, но я старалась это пресекать и почти изжила, но привязанность к дому осталась. А как муж реагировал, что Вы уезжали домой?

02 января 2018, 22:37

#15

Автор, у каждого своя жизнь. Если Вам комфортно с матерью, то почему бы и нет? Найдётся ей мужчина или Вам, тогда и разъедетесь. Лучше деньги, которые тратите на аренду, откладывайте на взнос в ипотеку или ещё на что. Мама — самый дорогой, самый любящий человек. Никто и никогда Вас так любить не будет. Не всем повезло с мамами. Цените, пока можете!

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Один из вариантов решения проблемы, предлагаемых психологами:
Пути преодоления нарушений привязанности, терапия

1. Формирование адекватной картины семьи.
Для ребенка важно ощущение того, что его чувства и интересы значимы для взрослых и учитываются при принятии каких-либо решений, что дети могут говорить о своих потребностях, и их потребности будут по возможности удовлетворяться. Очень важно, чтобы приемные родители были последовательны в своем поведении и отношении к ребенку.

Для того, чтобы ребенок мог лучше контролировать свое поведение необходимо помочь ему в этом: установить постоянные границы дозволенного. Важно, чтобы эти границы были, с одной стороны, доступны для понимания и выполнения ребенка, а с другой стороны, ставили рамки поведению ребенка, которое, по мнению родителей, недопустимо.

Очень важным пунктом в понимании структуры семьи являются принятые в ней правила. Эти правила могут быть глобальными, а могут быть незначительными на первый взгляд, но очень важными для данной семьи. Важно также то, чтобы правила, которые декларируются родителями, не противоречили их собственному поведению, иначе даже от маленького ребенка сложно будет добиться их выполнения. Немаловажным также является тот факт, что дети, приходящие в семью не младенцами, а хотя бы в возрасте 1-1,5 лет, вносят в семью свои правила, приобретенные ими за свою жизнь. И здесь встает вопрос о том, как принимаются правила в семье, обсуждаются они или нет, кто обычно уступает, что происходит в том случае, когда правила противоречат друг другу. Для понимания этого родителям полезно вспомнить момент создания своей семьи, ведь в тот момент встретились две семейные системы и принимались новые правила, как это происходило?

Что же это за правила? Очень часто, если попросить семейную пару написать правила своей семьи, они теряются и говорят, что правил у них нет. Возможно и такое, однако, чаще всего в любой семье есть достаточно четкие правила, просто они не всегда озвучены. Эти правила могут касаться распределения обязанностей и ответственности в семье, бытовых аспектах, отношений к родственникам и т.д. Например, как решаются спорные вопросы в воспитании детей? Родители спорят, кричат и доказывают свою правоту? Или всегда последнее слово за отцом, а может быть за матерью? А может быть все решения в семье должны быть одобрены бабушкой? Это важно понять для себя и оговорить до появления ребенка в семье, независимо от того, кровный он или приемный.
Если мама не разрешает есть мороженое, пойду к папе, он все разрешает. Мама просит убрать игрушки – пойду, пожалуюсь бабушке, она и меня пожалеет и маму отругает, скажет, чтобы она на себя смотрела.
Дети очень хорошо пользуются такого типа разногласиями в семье и, таким образом, учатся манипуляциям вместо способности построения нормальных отношений.

Для того, чтобы ребенок научился осознавать последствия своих поступков, важно не наказывать его за проступки, а по возможности стремиться сделать так, чтобы он на себе почувствовал их последствия. Например, если ребенок не хочет убирать игрушки (понятно, что имеется в виду ситуация, когда ребенок способен это сделать, но не делает сознательно), наказание (например, поставить в угол) не будет естественным последствием действий ребенка. А естественным в данном случае будет то, что вы не успеете сделать что-то, что ребенок очень любит – например, почитать перед сном или еще что-то из-за того, что вам пришлось убирать за ним игрушки, наводить порядок.

С этой точки зрения большинство родителей неправильно ведут себя в ситуации, когда ребенок что-то проливает, роняет еду и т.п. Что пытается сделать в такой ситуации маленький ребенок? Он пытается убрать последствия своего поступка – чем-то вытереть, прикрыть, в меру своих возможностей. Что делают в этой ситуации большинство родителей? Они говорят (или кричат) ребенку: «Не трогай, я сама уберу» и убирают. В результате ребенок вместо того, чтобы учиться отвечать за свои поступки, учится тому, что нужно замереть и предоставить маме возможность что-то с этим сделать. Более правильным для дальнейшего развития ребенка, для формирования у него адекватного отношения к родителям, а в дальнейшем и к миру, было бы помочь ребенку справиться с последствиями его поведения (то есть в предложенном примере – убрать разлитую еду вместе с ним). Главное, предупреждая ребенка о последствиях его поведения, быть с ним честным и действительно выполнять свои обещания. Если вы сказали, что все неубранные игрушки будете выкидывать, их нужно именно выкинуть, а не спрятать, дети очень хорошо чувствуют фальшь. Поэтому подумайте, готовы ли вы выполнить то о чем говорите? Если вы запретите ребенку в качестве наказания смотреть мультики и играть на компьютере, а вам нужно доделать срочную работу, уверены ли вы, что сможете закончить работу, что ребенок не будет просить вас поиграть с ним?

Еще один важный момент для наказания ребенка – реалистичность названного времени. Наказать ребенка в возрасте 1 – 2 лет на неделю лишением чего-то бессмысленно. Он забудет через час, за что его наказали, и не осознает, что такое неделя и какова ее продолжительность.

Для выражения своих чувств и для обучения ребенка способам их адекватного (приемлемого) выражения можно использовать различные способы, например «Я-высказывания». Важнейшим умением в общении является непосредственность. Мы не приучены высказывать свои чувства, особенно гнев и раздражение и поэтому мы их подавляем, вместо того, чтобы выразить их, когда они возникают. Предлагаемая техника позволяет сделать это корректно. Она включают описание чувств говорящего, описание конкретного поведения, которое вызвало эти чувства, и информацию о том, что по мнению говорящего, можно в этой ситуации предпринять.

Схема Я-высказывания имеет следующий вид:
— Я чувствую …(эмоция), когда ты …(поведение), и я хочу …(описание действия).
— Я волнуюсь, когда ты приходишь поздно домой, и я хочу, чтобы ты предупреждал меня о том, что задержишься.
(В ситуации когда подросток пришел домой позже, чем обещал. Вместо крика: «Где ты шлялся?»)

Эта простая формула помогает выразить свои чувства. Посредством Я-высказывания, вы сообщаете человеку, что вы чувствуете или думаете по поводу некоторой проблемы, и подчеркиваете тот факт, что вы говорите, в первую очередь, о своих чувствах. Кроме того, вы сообщаете, что вы задеты и хотите, чтобы тот, к кому вы обращаетесь, изменил свое поведение определенным образом. Поскольку эти высказывания не нацелены на то, чтобы обвинить или дискредитировать другого, то велика вероятность того, что вас нормально выслушают и нормально ответят вам.

Каждому человеку хочется быть услышанным и понятым. Дети также хотят, чтобы их выслушали и поняли. Сопереживание – это способность распознать, что происходит с другим человеком, и высказать ему свое понимание. Важно осознать, что одного понимания недостаточно, необходимо суметь донести свое понимание до другого человека.
Чтобы научиться выражать сопереживание, можно использовать следующие формулы:
— Звучит так, как будто ты …(чувства), потому что …(содержание).
— Ты выглядишь …(чувства), потому что …(содержание).
— Может ты …(чувства), из-за …(содержание)?
— Похоже, что ты … (чувства), из-за …(содержание)?
Для ребенка из детского учреждения очень полезно увидеть, что кроме тех отношений, с моделью которых он знаком (далеко не всегда позитивных), существуют и другие модели отношений. Для этого ему важно видеть отношения между родителями (проявления заботы, привязанности). Если в семье есть другие дети, это огромный резерв для ребенка усыновленного или взятого под опеку – ведь дети гораздо легче понимают и узнают что-либо, глядя на своих сверстников; отношения с другими родственниками – бабушками, дедушками, двоюродными братьями и сестрами.

2. Формирование доверия к миру.
Для многих детей, взятых из детских учреждений, сложно установить доверительные отношения со взрослыми в приемной семье. И очень важно помочь ребенку в установлении таких отношений (в основном речь пойдет о детях, взятых в семью после 4-5 лет, однако ряд рекомендации применим и к более младшим детям).

Основные моменты поведения, которые помогают формированию положительных взаимоотношений между взрослым и ребенком:
всегда говорить с ребенком спокойно, с нежными интонациями;
всегда смотреть ребенку в глаза, а если он отворачивается, попробовать придержать так, чтобы взгляд был направлен на вас;
всегда удовлетворять нужды ребенка, а если это невозможно, спокойно объяснить, почему;
всегда подходить к ребенку, когда он плачет, выяснять причину.

Привязанность развивается при помощи прикосновений, взгляда глаза в глаза, совместных движений, разговора, взаимодействия, совместных игр и еды.
Ребенку необходимо время, чтобы понять чего можно ожидать от взрослых и выработать способы позитивного взаимодействия с ними.
Попадая в семью, ребенок испытывает потребность в информации:
кто эти люди, с которыми я теперь буду жить;
что я могу ожидать от них;
смогу ли я встретиться с теми, с кем я жил раньше;
кто будет принимать решения о моем будущем.

Ребенок может нуждаться в получении разрешения на выражение чувств. Очень часто дети, не имея опыта позитивного отношения со взрослыми, не умеют выражать свои чувства. Например, их опыт «говорит» им, что когда злишься – нужно ударить. Этот способ выражения злости не приветствуется в большинстве семей, и детям запрещают вести себя так, однако, при этом не всегда предлагают другие способы выражения чувств.

Ребенку важно знать, даже, если он не спрашивает об этом, что он вполне может испытывать сильные чувства, связанные со своим прошлом: грусть, гнев, стыд и т.д. Важно также показать ему, что делать с этими чувствами:
ты можешь рассказать маме о том что тебя беспокоит;
ты можешь нарисовать это чувство, а затем сделать с ним то, что хочешь – порвать рисунок, например;
если ты злишься, можно порвать лист бумаги (еще для этого можно нарисовать специальный «лист гнева» — изображение злости);
можно побить подушку или боксерскую грушу (очень хорошая игрушка для выражения негативных эмоций);
можно плакать, если грустно и т.д.

В восстановлении доверия большую роль играет телесный контакт между взрослым и ребенком. Многие дети, попавшие в семью из детских домов, сами стремятся к интенсивному телесному контакту со взрослым: любят посидеть на коленях, просят (даже достаточно большие дети), чтобы их носили на руках, укачивали. И это очень хорошо, хотя многих родителей такой чрезмерный телесный контакт может настораживать, особенно в ситуации, когда родитель сам не очень стремится к нему. Со временем интенсивность таких контактов снижается, ребенок как бы «насыщается», восполняя то, что недополучил в детстве.

Однако, есть достаточно большая категория детей из детских домов, которые не стремятся к таким контактам, а некоторые даже опасаются их, отстраняясь от взрослого и вздрагивая от прикосновений. Вероятно эти дети имеют негативный опыт общения со взрослыми – часто это бывает следствием пережитого физического или сексуального насилия.
Не стоит слишком давить на ребенка, навязывая ему телесный контакт, однако, можно предложить некоторые игры, направленные на развитие этого контакта. Например:

Игры с ручками, пальчиками, ножками: ладушки, сорока-сорока, пальчик-мальчик, «Где же наши глазки, ушки (и другие части тела)?»
Игры с лицом: прятки (закрывается лицо платком, руками), затем открывается со смехом: «Вот она, Катя (мама, папа); надувание щек (взрослый надувает щеки, ребенок руками нажимает на них, чтобы они лопнули); кнопочки (взрослый не сильно нажимает на носик, ухо, палец ребенка, издавая при этом разные звуки «би-би, динь-динь» и др.); раскрашивание друг другу лица, гримасничание с преувеличенным выражением лица, чтобы рассмешить ребенка или чтобы он угадал, какое чувство вы изображаете.
Колыбельная: взрослый качает ребенка на руках, напевая песенку и вставляя в слова имя ребенка; родитель качает ребенка, передавая его в руки другому родителю.
Игра «Крем»: намажьте кремом свой нос и коснитесь носом щеки ребенка, пусть ребенок «вернет» крем, коснувшись щекой вашего лица. Можно мазать кремом какую-то часть тела, лица ребенка.
Игры с мыльной пеной во время купания, умывания: передавайте пену из рук в руки, делайте «бороду», «погоны», «корону» и т.п.
Можно использовать любые виды деятельности для телесного контакта: расчесывание волос ребенку; во время кормления из бутылочки или чашки-непроливайки смотрите в глаза ребенку, улыбайтесь, разговаривайте с ним; кормите друг друга; в свободные минуты садитесь или ложитесь в обнимку, читая книгу или смотря телевизор;
Игры с ребенком в парикмахера, косметолога, с куклами, изображая нежный уход, кормление, укладывание спать, говорите о разных чувствах и эмоциях;
Пойте песни, танцуйте вместе с ребенком, играйте в щекотки, догонялки, играйте в знакомые сказки.

Кроме того, можно предложить ряд игр и способов взаимодействия с ребенком, направленных на формирование у него чувства принадлежности к семье. Во время совместных прогулок устраивайте перебежки, чтобы ребенок прыгал, скакал на одной ножке от одного взрослого к другому, и каждый взрослый будет его встречать; прятки, в которых один из взрослых прячется вместе с ребенком. Постоянно давайте ребенку понять, что он часть семьи. Например, говорите «Ты смеешься также, как папа», почаще употребляйте такие слова «наш сынок (дочка), наша семья, мы твои родители».
Празднуйте не только дни рождения, но и день усыновления.
Покупая что-то ребенку, купите такую же, как у мамы (папы) вещь.
И еще один совет, эффективность которого проверена во многих приемных семьях: сделайте «Книгу (альбом) жизни» ребенка и вместе с ним постоянно ее пополняйте. Вначале это будут фотографии из детского учреждения, в котором находился ребенок и все фотографии, связанные с усыновлением, продолжением будут рассказы и фотографии из совместной домашней жизни.

3. Консультация специалистов (невропатолога, психолога).
Чем могут помочь специалисты в данном случае? С одной стороны они, конечно же, не научат ребенка любить вас, не подгонят его под существующие у вас представления об идеальном ребенке, не сделают его таким, каким вам, возможно, хотелось бы его видеть. С другой стороны, невропатолог может помочь разделить проблемы, связанные с адаптацией ребенка в семье, с формированием привязанности, от проблем связанных с повышенной возбудимостью, например.

На что важно обратить внимание, выбирая врача (особенно, невропатолога) для ребенка? Важно, чтобы врач имел возможность узнать историю развития ребенка, имел время на то, чтобы поговорить с вами о том, что беспокоит вас, мог потратить на общение, осмотр ребенка не 3-5 минут (как это обычно бывает в поликлинике), а значительно больше. За 3-5 минут врач не сможет адекватно оценить проблемы ребенка, оценить адекватность ваших представлений об этих проблемах, он должен иметь возможность поиграть или поговорить с ребенком некоторое время, чтобы он смог увидеть реальную картину. Хорошо, если вы можете пригласить специалиста домой, в привычной обстановке ребенок будет вести себя более естественно.

Психолог может оценить уровень развития ребенка, предположить, какие проблемы в поведении и развитии ребенка связаны с депривацией, например, может предложить пути решения этих проблем, которые могут включать (но не обязательно) дальнейшие занятия с ребенком, может помочь вам выстроить вашу линию поведения в отношениях с ребенком.

4. Игротерапия (проигрывание различных ситуаций с игрушками).
Этот метод подходит для решения не только проблем, о которых идет речь в статье, но и многих других. Для детей до 8-10 лет, а иногда и для более старших детей, этот метод хорош тем, что он, с одной стороны, позволяет им «проигрывать» темы, волнующие их, в безопасной форме, а, с другой стороны, позволяет взрослому подсказать им решение проблемы, которое возможно они не видят сами. Основу метода составляет идея о том, что ребенок, играя какие-то роли в играх, в том числе в играх с игрушками, проецирует свои страхи, проблемы, да и представления об окружающем мире в целом, на тот персонаж, которого играет.

Важно: не навязывать ребенку каких-либо игровых ситуаций, не сажать его перед собой с инструкцией: «давай-ка мы с тобой поиграем в …». Если ребенок уже играет во что-то и зовет вас присоединиться (в качестве действующих лиц совершенно не обязательно должны выступать куклы или мягкие игрушки, это вполне могут быть машинки или кубики), вы можете, постепенно влияя на сюжет игры, в том случае, если ребенок не возражает против этого, повернуть его в сторону тех проблем, которые волнуют вас.

Хорошим приемом, чтобы понять, как ребенок воспринимает ситуацию – является смена ролей. То есть, после того как ребенок говорит какую-либо реплику из одной роли, обращаясь к вашему персонажу, вы меняетесь игрушками (это важно!) и спрашиваете, как, по его мнению, ответит другой персонаж.

Еще один хороший прием в «проигрывании ситуаций» — это «отзеркаливание», возвращение ребенку его фразы. Это можно использовать в тех случаях, когда вы не совсем понимаете, что хочет сказать ребенок, почему он воспринимает ситуацию именно так. В данном случае важным моментом является то, что фраза, которую вы «возвращаете» ребенку, не должна быть вопросом, она остается утверждением.
Например:
Ребенок: Ежику грустно, он плачет.
Взрослый: Ежик плачет.
Р: Да, он плачет, потому что он боится.
В: Ежик боится.
Р: Ежик боится, что его мама, вот она (дает игрушку взрослому) уйдет и оставит его одного. Он говорит: «Мама, не уходи».
В: А что отвечает мама? Давай теперь я побуду ежиком, а ты мамой (меняется игрушками с ребенком).
В: Мама, не уходи.
Р: Ну что ты малыш, я не уйду …
Далее можно опять поменяться игрушками и продолжить игру.
Не стоит пугаться того, что ребенок может по несколько раз проигрывать одни и те же не очень приятные для взрослого ситуации, таким образом, дети справляются со многими волнующими их темами. Важно только, чтобы эти игры менялись со временем, приобретая более благоприятное завершение.

5. Арттерапия (рисуночная терапия).
Этот еще один универсальный метод, который позволяет обсуждать с ребенком многие проблемные темы. Стоит остановиться на нескольких моментах.
Так же как и в играх, важно обращать внимание на то, меняется ли сюжет и способ выражения проблемных тем. Не является ли это рисование механическим, навязчивым повторением проблемной ситуации. Причем изменение может сначала быть не слишком явным – это может быть изменение в размерах персонажей, в цветовой гамме и т.д. Важным критерием является изменение цвета рисунка от более темных к более светлым, размеров персонажей – появление доминирования позитивного персонажа.

Полезным является составление рассказов по рисункам, сделанным ребенком. Что здесь происходило? Кто это? Какой он? Что было дальше? Что (кто) тебе нравится на рисунке? Если речь идет о каком-либо отрицательном персонаже – как можно с ним справиться? Как можно ему помочь? Что можно сделать, чтобы ему стало лучше? Что сделать, чтобы он стал лучше?
Можно использовать метод рисования историй – в виде, например, «Комиксов».

Ребенку предлагается лист бумаги, разделенный на небольшие квадратики, в них, совместно с ребенком, изображается та или иная волнующая его ситуация. Для изображения используются схематические рисунки (которые при желании могут дорисовываться ребенком до более полных картинок) и небольшие подписи. Важной также является положительная динамика в данной истории.

6. Сказкотерапия (сочинение терапевтических историй)
Рассказы, а в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении многих веков. В сказках поднимаются важные для детского мировоззрения проблемы. Например, в «Золушке» – соперничество между сестрами; в сказке о «Гензеле и Гретель» – боязнь быть покинутым; в «Мальчик с пальчик» — проблема беззащитности; «Каждый должен быть кому-нибудь нужен» Е.Г. Каргановой (мультфильм «Без этого нельзя» Союзмультфильм 1971г.) – о необходимости привязанности и т.д. В сказках рассказывается о том, что есть добро и зло, о противостоянии между ними, о страхах и несправедливости, но главное – в них показывается возможность справиться, казалось бы, с безвыходными ситуациями.

Сказки позволяют ребенку в комфортном виде воспринять свои трудности и научиться бороться с ними действенным способом. Важно то, что сказки воспринимаются ребенком гораздо лучше, чем просто разговор на беспокоящую их тему, поскольку не являются нотацией, детей ни в чем не обвиняют, не заставляют говорить о своих проблемах.
Аналогично арттерапии и игротерапии сказкотерапия является достаточно универсальным методом и может использоваться не только при нарушениях формирования привязанности.
Этапы сочинения истории:
a) Обдумайте проблему, которая беспокоит ребенка, постарайтесь понять, как воспринимает проблемную ситуацию ваш ребенок.
b) Сформулируйте основную проблему рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка? Какие практические шаги, решения Вы хотите предложить ребенку?
c) Рассказ следует начинать с описания героя или героини, у которых были бы сходные проблемы. Чтобы Вашему ребенку было проще идентифицироваться с персонажем истории нужно постараться сделать его максимально похожим на ребенка – желательно дать ему (ей) имя, похожее или, хотя бы, начинающееся на ту же букву, ему должно быть столько же лет, сколько ребенку, он может внешне напоминать ребенка, иметь столько же братьев и сестер, жить в таком же доме и т.д.
d) Не забудьте упомянуть о достоинствах ребенка, сильных сторонах его характера, качествах и талантах.
e) После описания героя рассказа можно сразу переходить к основной проблеме, которую вы хотели бы осветить в рассказе.
f) Внимательно следите за ребенком, когда вы рассказываете. Если ребенку скучно, то вероятно вы не угадали, что беспокоит ребенка. Если вы затрудняетесь в выборе дальнейшего направления рассказа, вы можете спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что было дальше?», «Что он сделала?» и т.д. Вероятнее всего ребенок подскажет вам, куда двигаться дальше.
g) Если ребенок задает вопросы или комментирует ваш рассказ – это с одной стороны очень хороший признак, значит, вы «задели» его своим рассказом, угадали, что его беспокоит, с другой стороны это подсказка для вас, о чем еще он хотел бы услышать – не оставляйте эти комментарии без внимания.
h) Если вы точно не знаете, что беспокоит ребенка в какой-то ситуации, попробуйте описать ситуацию и спросить ребенка, что было дальше, что расстроило героя и т.д.
i) Учитывайте уровень развития ребенка – не усложняйте рассказ, не затягивайте его, если ребенку трудно удержать внимание продолжительное время.

6. Чем можно помочь ребенку в ситуации переезда. Необходимость переезда может, как уже отмечалось выше, вызвать серьезные эмоциональные проблемы у ребенка. Особенно это может оказаться важным для детей из детских домов, так как за свою недолгую жизнь им неоднократно приходилось переезжать с места на место, причем их согласия никто не спрашивал. Сопровождающих также, как правило, не беспокоит, как ребенок отнесется к переезду. Именно поэтому таких детей следует особенно внимательно готовить к смене места проживания. Приведем несколько рекомендаций:

Позвольте ребенку задавать вопросы, будьте готовы ответить на них.
Постарайтесь помочь ребенку узнать как можно больше о новом месте.
Заранее расскажите ему о новом месте жительства, по возможности покажите фотографии.
Позвольте ему упаковать свои вещи, подписать коробки, чтобы можно было легко найти вещи.
Позвольте ему оставить любимую игрушку (или книжку), чтобы взять ее с собой в дорогу.
Разрешите ему принять участие в выборе мебели и (или) каких-то еще вещей для его комнаты и нового места жительства в целом.
Некоторые признаки сформированности привязанности у ребенка
Обычно, прожив с ребенком какое-то время, взрослые перестают замечать, происходят ли какие-то изменения с ребенком, у некоторых даже опускаются руки от того, что им кажется, что усилия затрачены впустую. Поэтому мы хотим перечислить некоторые признаки, которые помогут судить о сформированности привязанности у ребенка:
ребенок отвечает улыбкой на улыбку,
не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом,
стремится быть ближе ко взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную пристань»,
принимает утешения родителей,
испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании с родителями,
играет, взаимодействуя с родителями,
испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей,
принимает советы и указания родителей.
В процессе адаптации ребенка в семье он проходит и разные стадии привязанности к родителям. И если на первой стадии ребенок, оказавшись в семье, боится потерять родителей, потерять то чувство стабильности, которое у него возникает, и демонстрирует (а скорее всего и испытывает) привязанность к родителям, то как только это первое время, этот так называемый «медовый месяц» заканчивается, ребенок начинает вести себя более естественно, и тут начинают проявляться все те проблемы, в том числе и в формировании привязанности, которые у него есть. Еще раз повторим, что ребенок из семьи, ребенок, имевший опыт построения более-менее нормальных отношений со своими родителями, быстрее и легче сможет привязаться к новым родителям. И наоборот, ребенок, не имевший такого опыта, ребенок, проживший длительное время в детском учреждении, где не было человека, который проявлял бы к нему постоянное внимание, будет испытывать значительно большие сложности при построении отношений со своими новыми родителями.

Следует быть готовым к тому, что ребенок, взятый в семью в возрасте 3-х лет и старше, может проявить значительный регресс в поведении (поведение свойственное более младшему возрасту). Таким образом он пытается пройти в своем развитии «пропущенные стадии» — он может утратить навыки, связанные с туалетом, просить пить из бутылочки, просить, чтобы его укачивали на руках, стремясь неосознанно восполнить тот этап в отношениях с матерью, который он упустил. Или наоборот, ребенок может начать избегать любого телесного контакта, особенно в том случае, когда он имел негативный опыт в отношениях со взрослыми.

В формировании привязанности, восстановлении базового доверия, утраченного детьми из детских учреждений, важна последовательность подходов родителей. Если к ребенку, когда он ночью заплачет один раз подошли, а на следующий раз, решив, что он уже большой, не стали подходить – это породит только еще большее недоверие к миру. Не так уж важно в конечном итоге, чьими рекомендациями руководствуются родители (если они, конечно, не противоречат здравому смыслу) – Б. Спока, Серз, популярных журналов, опыта бабушек – важна последовательность и уверенность в том, что вы ведете себя правильно. Не менее важна и согласованность в действиях и подходах к воспитанию родителей. Если что-то нельзя, то это нельзя независимо от того, кто в данный момент рядом с ребенком.

Детям очень важно иметь возможность структурировать свои отношения с окружающим миром и достаточно четкие и понятные правила, устанавливаемые родителями, им в этом помогают. И еще раз, возвращаясь к теме семейных правил, необходимо сформулировать некое метаправило – «как принимаются в семье решения, связанные с воспитанием и развитием ребенка». Это не обязательно должно быть универсальное правило на все случаи жизни – во многих семьях, например, «разделены сферы влияния» – вопросы лечения, воспитания и повседневных проблем решаются мамой, а выбор учебного заведения и другие вопросы, связанные с образованием, решаются папой. Или «все решения принимаются совместно, но не оспариваются при ребенке». Такое метаправило может быть сформулировано по-разному, но для появления у ребенка ощущения стабильности нежелательно, чтобы ребенок усваивал схему «мама не разрешила – пойду к папе, папа не разрешает – пойду к маме».
Еще один вопрос, который возникает в связи с обсуждением темы формирования привязанности, если взят в семью ребенок от года и до 6-7 лет. Отдавать ли ребенка в детский сад? На этот вопрос нет универсального ответа. Ответ зависит от множества факторов:

Опыт самих родителей, их воспоминания о детском саде.
Есть ли возможность у мамы самой сидеть с ребенком (как материальная, так и психологическая)?
Насколько для самого ребенка необходимо общество сверстников?
Может ли мама обеспечить занятия необходимые для развития ребенка?
В любом случае нежелательно отдавать ребенка в детский сад сразу после принятия его в семью, также как и нежелательно сразу же появление няни. Желательно, чтобы какое-то время ребенок провел дома, с родителями, чтобы он привык к дому, привык к родителям. И, если и не привязался к ним, то хотя бы понял, что это его дом, его семьи, что его не отдадут «насовсем». Сколько уйдет на это времени — очень индивидуально для каждой семьи и для каждого ребенка. Это зависит и от характерологических особенностей ребенка, от его возраста, от опыта пребывания в детском учреждении, от эмоциональности приемных родителей, их умения и способности адекватно проявлять свои чувства. Если в семье есть дети, которые ходят в сад или школу — это может помочь приемному ребенку понять, что они уходят туда не навсегда, что их всегда забирают, что родители рады их видеть.

В завершении хочется отметить, что большинство проблем, связанных с формированием привязанности у ребенка, взятого в семью – преодолимы, и преодоление их зависит в первую очередь от родителей.
Антонина Щепина

http://innewfamily.narod.ru/menu2/22_attachment2.htm

Добавлено спустя 26 минут 3 секунды:
Re: Признаки нарушения привязанности и варианты решения проблемы
Мне самой близка теория многоуровневой привязанности. И с моим ребенком, который находится в пределах нормы психического развития, в общем-то эта теория на практике срабатывает. Поэтому поделюсь и ею.

Стремление к привязанности – это базовая потребность человека, она первична, и является даже более приоритетной, чем пища. Но если младенцу для выживания необходим тесный физический контакт с ответственным за него взрослым, то по мере взросления, развития мозга и становления личности, понимание ребёнком, что значит «быть близким», изменяется.

Шесть уровней привязанности

Если всё происходит по задуманному природой плану, то в первые шесть лет жизни ребёнок развивает способность привязываться на различных уровнях.
Первый уровень, с рождения, – привязанность через чувства. Для того, чтобы выжить, младенцу необходимо быть в постоянном физическом контакте с заботящимся о нём взрослом. Мозг новорожденного постоянно занят тем, что следит за наличием привязанности: если ребёнок не находится в непосредственном физическом контакте со взрослым, то он должен его хотя бы слышать, видеть, обонять. Привязанность через чувства – это самый базовый уровень привязанности, даже в случае жестокого повреждения, привязанности желание быть с теми, к кому ребёнок привязан, исчезает последним.

На втором году жизни у ребёнка развивается способность привязываться посредством похожести. Ребёнок начинает ощущать, что быть близким с мамой или папой можно не только находясь непосредственно с ними, но и будучи похожим на них. Ребёнок начинает имитировать тех, кого он любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях. Теперь ему очень важно быть таким же, как его родители.

К третьему году развивается способность привязываться посредством принадлежности и верности. Ещё один способ быть близким — это владеть тем, кого любишь, и принадлежать к тем, кто любит тебя. Начинают проявляться сильные эмоции обладания и ревности. Когда ребёнок говорит «моя киса», то это не значит, что кот принадлежит ребёнку, это значит, что ребёнок привязан к животному. «Моя мама» не означает биологическую мать, «моя мама» означает «женщина, к которой я привязан». Дети начинают искать подтверждения тому, что они принадлежат «своей» семье, «своему» клану, либо начинают искать на стороне, кому бы принадлежать.

К четвёртому году жизни у ребёнка появляется желание собственной важности, значимости в жизни любимого человека. Ребёнок начинает ощущать, что мама и папа близки с теми, кем они дорожат. А чтобы быть дорогим, надо быть хорошим. Малыш хочет понравиться, становится мягче, покладистее, ищет подтверждения своей важности для нас.

На пятом году ребёнок начинает любить. Он отдаёт нам своё сердце. Если раньше он говорил «люблю маму» больше имитируя других, то теперь он «ЛЮБИТ маму», поёт песни о любви и рисует сердца. Это привязанность через эмоциональную близость, уровень, на котором ребёнок готов расставаться с дорогими ему людьми на довольно продолжительные промежутки времени. Ему уже не нужно физическое присутствие привязанности, чтобы сохранить ощущение контакта и близости.

И, наконец, последний уровень привязанности – когда тебя знают. Ребёнок хочет быть познанным, начинает делиться своими секретами, чтобы мы его лучше понимали, чтобы быть ближе к нам. Ему хочется, чтобы мы знали его изнутри. Это не правдивость, ребёнок легко солжёт тем, к кому он не привязан, это именно желание быть близким. Психологическая привязанность – самый глубокий уровень привязанности и самый уязвимый. Не каждый взрослый имеет опыт подобной привязанности.
Какие функции выполняет привязанность

Первостепенная эволюционная задача привязанности — создать контекст, в котором взрослому будет легко заботиться о ребёнке, а ребёнок будет легко принимать эту заботу. Если ребёнок к нам привязан, то он (в меру) послушен, хочет быть для нас хорошим, следует за нами, смотрит на нас снизу вверх (без унижения), ловит знаки, как себя вести и что делать. Мы легко выстраиваем иерархию с таким ребёнком, несём за него ответственность и действуем с естественным авторитетом.

Вторая задача привязанности — служить утробой для взросления. Привязанность работает как щит против внешнего стресса — защищает детское сердце, чтобы оно оставалось мягким, и ребёнок мог привязываться на более глубоких уровнях и постепенно взрослеть, освобождаясь от своей зависимости в привязанности. Внутри привязанности, в безопасности, ребёнок может не боясь насмешек и чужих оценок выражать себя, чтобы исследовать своё я, свои интересы и желания. Для ребёнка привязанность создаёт ощущение дома: он дома там, где его привязанность. Привязанность обеспечивает место, где ребёнок может расслабиться, отдохнуть, и с новыми силами отправиться на покорение мира. Обеспечивая безопасность, привязанность помогает развиться независимости.

Распространённые проблемы с привязанностью

Поверхностная привязанность
10-летняя Катя уже 3 года дома, но до сих пор с трудом отпускает свою маму в туалет, не говоря уже о том, чтобы мама без неё могла выйти в магазин. Девочка постоянно цепляется за маму, висит на ней, поход в школу или поездка в лагерь каждый раз вызывают бурю агрессии и слёз. При этом, никто ни разу не слышал, чтобы Катя сказала, что она любит свою маму, и никто ни разу не видел, чтобы Катя старалась понравиться хоть кому-то в своей приёмной семье.

Углубление привязанности — процесс естественный, при благоприятных условиях происходящий сам по себе, но, к сожалению, не гарантированный. Наши привязанности – это очень уязвимая, ранимая, ничем не защищённая территория. Основные источники эмоциональной боли – разлука (либо её ожидание), стыд, чувство незащищённости. Если ребёнок постоянно испытывает эмоциональную боль в своих привязанностях, то сердце его начинает твердеть, и он уже не способен привязываться на более глубоких уровнях. Ребёнок должен чувствовать полную безопасность в своей привязанности, чтобы осмелиться отдать нам своё сердце, делиться с нами собой или захотеть быть для нас любимым и важным.

Деперсонализация привязанности
Маше два года, она отказница с рождения. На улице с удовольствием общается с незнакомыми женщинами, старается понравится и порывается уйти за любой тётей. Всех женщин называет мама и не следует за приемной матерью.
Чтобы ребёнок мог напитываться привязанностью, углублять её, он должен быть привязан к конкретному взрослому, который заботится о ребёнке. Но привязанность к человеку — это очень уязвимо, и дети начинают привязываться к вещам, к домашним животным, к ритуалам или рутинам. Ещё один вид деперсонализации привязанности — когда из-за уязвимости привязанности, стремление к контакту и близости с конкретным человеком замещается просто стремлением к контакту и близости.
Вместо того, чтобы добиваться внимания мамы, ребёнок начинает добиваться всеобщего внимания, желание быть одобренным папой заменяется на поиск одобрения, стремление понравится бабушке превращается в желание нравиться. Такие дети озабочены тем, чтобы их постоянно все хвалили и любили, они стремятся привлекать, добиваться внимания, девочки часто зацикливаются на том, как они выглядят, а мальчики на том, у кого круче телефон и компьютер. Вместо стремления к контакту и близости мы получаем просто стремление, т.е. навязчивую идею, одержимость.

Перенос привязанности
Ивану 9 лет, с 4-х лет – дома. В школе он периодически устраивает происшествия, чтобы произвести впечатление на одноклассников. Однажды украл дома приличную сумму денег и потратил их на сладости и коллективный поход в кино. Любую купленную вещь тут же порывается отнести в школу, где может широким жестом кому-нибудь подарить.
Вместо того, чтобы стремиться к контакту и близости с заботящимся о нём взрослым, ребёнок привязывается к людям, не несущим за него никакой ответственности. Очень часто это ровесники, так как с ними очень легко быть привязанным неглубоко (а значит и не так уязвимо): через физический контакт, похожесть и принадлежность. Проблема не в том, что ребёнок привязан к своим друзьям, а в том, что эта привязанность не даёт ребёнку глубоко привязаться ко взрослым, которые за него отвечают.
Фантазийные привязанности (например, к биологической матери, которую ребёнок никогда не видел) могут быть тоже очень сильной помехой на пути установления и углубления привязанности ребёнка и его приёмных родителей.

Что делать?
Допустим, мы поняли, что у нас с ребёнком проблемы с привязанностью, и мы хотим её укрепить и углубить. У меня для вас: хорошая новость и плохая. Хорошая, это то, что никогда не поздно начинать укреплять привязанность, ни в 5 лет, ни в 15, ни в 25. Плохая, мы не можем кого-то заставить к нам привязаться, никакое владение знаниями и умениями не даст гарантии, что ребёнок в итоге начнёт принимать от нас заботу о себе. Но если вы решились принять нового ребёнка в свою семью, то работа над установлением и углублением привязанности это то, с чего следует начинать.

Как укреплять привязанность
Прежде всего вы должны понять и принять, что ответственность за отношения лежит целиком на вас. Ни в коем случае не делайте вашего ребёнка ответственным за то, любят его или нет.
Избавьте, насколько это возможно, привязанность ребёнка к вам от любых знаков уязвимости, от слишком большого разделения, от стыда, от боязни расставания.
Предлагайте больше контакта и близости, чем запрашивает ребёнок. Не ждите, когда он подойдёт к вам за очередной порцией ласки, не выдавайте её по запросу, предупреждайте желание, насытьте своего ребёнка своей привязанностью, чтобы он мог расслабиться и ощутить, что и завтра и послезавтра его мама никуда не денется.
Предлагайте ребёнку зависеть от вас. У многих детей с нарушениями привязанности зависимость — это больное место. Создавайте обстоятельства, в которых ребёнок будет вынужден зависеть от вас. Поход в лес или поездка в незнакомый город могут сильно облегчить вам задачу выстраивания здоровой иерархии.
Старайтесь почаще попадать в личное пространство ребёнка в дружественной манере. Настраивайтесь на ребёнка, смотрите ему в глаза, улыбайтесь, пока не получите приглашение существовать в его пространстве. Особенно это важно при первом знакомстве, а также при передаче привязанности от одного взрослого к другому.
Компенсируйте разделение, расставание (не только физическое, но и психологическое). При этом вы убираете фокус внимания с разделения и сосредоточиваетесь на будущем воссоединении. Вы рассказываете ребёнку не о том, что сейчас вы уйдёте, а о том, чем вы займётесь, когда снова встретитесь.
Бережно храните все детские привязанности, включая неадекватных биологических родителей и детский дом. Не всегда есть возможность навестить, но хранить фотографии, воспоминания, какие-то вещи, связанные с прошлым под силу каждому заботливому родителю.
Мягко и нежно пригласите ребёнка зависеть от вас, берегите его сердце от излишней уязвимости, а вашу привязанность от излишнего разделения, и вы станете родителями ребёнка, «которого легко растить». Как говорит моей знакомой её приёмный сын: «Мамочка, я тебя слушаюсь, потому что ты моя любимая мамочка.»

http://kholina.ru/?p=1613

Иногда думаешь, вот оно счастье!… Ан нет, опять опыт.

Ученые Армении, Индии, Индонезии, Украины и России изучили, от чего зависит привязанность к дому на примере 1307 студентов.

Группа исследователей из НИУ ВШЭ совместно с зарубежными коллегами провели валидизацию Шкалы привязанности к дому (Short Home Attachment Scale, SHAS). Этот инструмент может быть использован в кросс-культурных исследованиях. Он позволяет изучать уровень привязанности к дому в разных странах и его влияние на психологическое благополучие личности.

Исследование проводилось на студенческой международной выборке (Армения, Индия, Индонезия, Украина, Россия) из 1307 респондентов в возрасте 17-26 лет. Как отмечают учёные, привязанность к дому очень важно изучать в контексте смены образа жизни. Особенно это касается молодёжи и студентов — как наиболее мобильной группы, ведь они покидают родительский дом и обживают новые пространства. Результаты работы опубликованы в журнале Frontiers in Psychology, пишет IQ.

О чём речь?

Привязанность к дому (home attachment) — одна из основ человеческого бытия. Это особое место, где происходит много главных жизненных событий. Роль дома в жизни человека, начиная с самого рождения и детства, переоценить невозможно, считает Софья Нартова-Бочавер «При большом количестве работ, посвящённых взаимодействию человека с местом вообще, специфика отношений с домом до сих пор исследована неоправданно мало», — комментирует исследовательница .

Согласно научному определению, привязанность к месту — «система смыслов, верований, символов, ценностей и чувств», ассоциированных у человека или группы людей с тем или иным местом.

В качестве такого «места» может выступать реальная или воссозданная в памяти территориальная единица — страна, район, или, например, парк или дом. Это место не просто географическое пространство, оно пронизано индивидуальными смыслами, которые возникают только при условии жизнедеятельности там.

В 2016 году Софья Нартова-Бочавер и София Резниченко совместно с коллегой из Новосибирска Валерией Кузнецовой (ФГБУ НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН) впервые описали созданный ими шкальный метод оценки привязанности к дому (Home Attachment ScaleHAS).

Структура привязанности к дому включает функциональную и эмоционально-смысловую привязанности. Первая соотносится с целями и потребностями человека, а также показывает те возможности, которые дом ему предоставляет, например, воспитание детей в домашних условиях, проведение досуга, отдых, удалённая работа или хобби. Разные возможности, которые связаны с домом, обеспечивают чувство комфорта, удобства и стабильности. Функциональная привязанность тесно связана с поведением и стилем жизни человека. Наличие или отсутствие определённых условий влияет на привычки, ритуалы и образ жизни.

Что касается эмоционально-смысловой привязанности, то она включает в себя чувства, воспоминания, ассоциации, истории из жизни, связанные с образом дома. В данном случае удовлетворяются потребности экзистенциального порядка, в том числе сохранение семейной истории, социальных взаимодействий, самопрезентации, персонализации. В то же время эти столь разные формы привязанности к дому — лишь условно самостоятельные явления. На самом деле они не имеют чётких границ и тесно связаны друг с другом.

В целом феномен привязанности к дому описывается через позитивное отношение, переживание того, что «дом со всеми его предметно-пространственными, социальными и психологическими особенностями оценивается как близкий и родной, поддерживающий целостность и аутентичность, комфортный и функциональный, как цель возвращения и тыл». Здесь же и «сложный комплекс позитивных чувств и переживаний по отношению к дому как к личностно значимому месту (в символическом, функциональном, эмоциональном планах), влияющий на поведение и ценности, направляющий жизнь, поддерживающий психологическое благополучие человека», отмечают учёные.

Однако, помимо опубликованной в 2016 году шкалы, до сих пор существует не так много методик для измерения качества домашней среды или привязанности к жилищу. «Большинство из этих инструментов — модификации опросников, посвящённых привязанности к месту в широком смысле этого слова, сфокусированных на таких конкретных местах, как, например, парк или район или смыслах, которым наделяется место», — пишут исследователи. При этом существующие опросники не стандартизированы, сложны для анализа или посвящены только местам, связанным с детством и на самом деле не позволяют измерить уровень привязанность к дому.

Авторы отмечают, что привязанность к дому — культурный феномен. Так, например, Джудит Фландерс в своей книге «The Making of Home: The 500-Year Story of How Our Houses Became Our Homes» выделяет «домашние» и «недомашние» культуры. К «домашним» культурам в Европе она относит в основном северо-западные страны — Англию, Германию и Нидерланды), к «недомашним» в оcновном юг — Испания, Италия, Франция). В другой работе говорится о двух измерениях, определяющих разницу в восприятии дома — идентичность/общность и открытость/закрытость.

Учёные предполагают также, что отношение к дому может зависеть от разницы в отношении к семейным ценностям и традициям. Тем важнее иметь кросс-культурно устойчивые инструменты, которые бы позволили измерять уровень привязанности к дому и отражали бы суть этого феномена.

Как изучали?
Окончательная выборка исследования составила 1307 человек — студентов вузов в возрасте 17-26 лет. 78% из них женщины, 22% — мужчины. 322 респондента представляли Армению, 270 — Индию, из Индонезии было 177 участников, 260 — из Украины, и ещё 278 — из России.

Авторы отмечают, что феномен привязанности к дому важно изучать в соотнесении с долгосрочными, текущими изменениями в образе жизни людей. Особенно это важно для интеллектуальной молодёжи и студентов. Они покидают родные дома и вынуждены жить далеко от дома и семьи в новом временном жилье — общежитиях или арендованных квартирах.

Все респонденты учились в университетских кампусах — в среднем в 439 км от дома. Большинство жили в общежитиях или у родственников. Ещё около 15% испытуемых снимали жильё.

Данные собиралась в течение 2019-2020 годов. В ходе исследования использовались методы статистического анализа обработки данных.

Что получили?
В соответствии с результатами предыдущей валидизации HAS на российской выборке, в ходе кросс-культурного исследования подтвердилась однофакторная структура шкалы. Помимо этого авторы получили данные, которые позволяют усовершенствовать и российский инструмент измерения уровня привязанности к дому.

В ходе ревизии опросника выявилось несколько пунктов, имеющих самую высокую факторную нагрузку. Они были включены в сокращенную версию шкалы (SHAS) и отражают три наиболее часто выявляемых проявления сильной привязанности к дому:

 Эмоциональные проявления — эмоции и чувства.

 Когнитивные — идентичность.

 Поведенческие — действия.

Полученные результаты показывают, что шкалу можно использовать в России, Украине, Индии и Армении. Однако в случае Индонезии необходимо дополнительное более тщательное изучение факторной структуры на данных населения страны.

Также исследователи пришли к выводу, что привязанность к дому имеет связь с культурой. В странах с ярко выраженной коллективистской ориентацией и высокой ценностью семьи, таких как Индия и Армения, получены самые высокие показатели привязанности к дому, а в странах с умеренно коллективистской ориентацией, таких как Россия и Украина — более низкие.

Зачем это нужно?
Полученная шкала привязанности к дому — важный кросс-культурный инструмент. До валидизации SHAS у исследователей не было подобных протестированных методик, кроме одной, которая тем не менее имеет несколько другие цели — изучение характеристик домашней среды.

Авторы отмечают, что феномен привязанности к дому приобрел дополнительное значение и нуждается в изучении также в связи с тем, что в эпоху пандемии COVID-19 дом приобрёл дополнительные роли. С одной стороны, люди долгое время оказываются ограниченными пространством своих домов — во время локдаунов, а с другой — дома и квартиры для многих людей превратились ещё и в офисы из-за удалённой работы.

Новая шкала не только показывает удовлетворённость человека своим жилищем, но и помогает получить косвенный показатель, предопределяющий уровень психологического благополучия личности.

Теперь шкалу можно использовать в множестве кросс-культурных исследованиях: бездомности, тоски по дому, адаптации к новому месту жительства, а также в прикладных исследованиях, например, мотивации к мобильности и туризму. «К сожалению, предмет получил ещё большую актуальность в контексте текущих геополитических событий, когда многие люди оказались лишены своего дома. Установление привязанности к новому дому и преодоление тоски по дому, — это лишь некоторые из прикладных задач, в решении которых может помочь новый инструмент», — заключает Софья Нартова-Бочавер.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка привыкания это
  • Ошибка привода турбина
  • Ошибка привода тормоза лифт отис
  • Ошибка привода термоэлемента
  • Ошибка привода на бмв f30 причины