В основу фильма легла биография бывшего чекиста Владимира Петроченкова. Под псевдонимом «Владимир Востоков» он написал книгу воспоминаний о службе в органах госбезопасности, которую затем превратил в сценарий. Его соавтором стал Олег Шмелёв, он же — генерал-лейтенант спецслужб, руководитель контразведки Олег Грибанов. Со шпионской темой оба были знакомы не понаслышке…
Шпионский детектив «Ошибка резидента» вышел в 1968 году и стал первым из четырех фильмов о разведчике Михаиле Тульеве. Помимо работы над «резидентом», Востоков и Шмелёв совместно написали сценарий ещё к одному детективу про разведку — «Кольцо из Амстердама».
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Снять фильм о шпионах взялся режиссёр Вениамин Дорман. Когда началась работа над «Ошибкой резидента», он был известен как комедиограф — снял спортивную комедию «Штрафной удар» и ленту про спекулянтов «Лёгкая жизнь». Последняя комедия «Приезжайте на Байкал» успеха не имела, поэтому Дорман задумался о смене жанра. А после «Ошибки резидента» полностью переквалифицировался в режиссёра детективов.
На роль резидента западной разведки Михаила Тульева был приглашён Георгий Жжёнов. К началу съёмок актёр отбыл два срока в тюрьме по ложному обвинению в шпионаже — во время съёмок в картине «Комсомольск» познакомился в поезде с американцем. Посадили его по доносу коллеги, который сообщил о мнимой дружбе Жжёнова с агентами ЦРУ.
В сталинских лагерях прошли 17 лет жизни будущего народного артиста СССР. Отбывал срок актёр на Колыме, работал и водителем машины, и на рудниках, и на каменотёсах. В заключении стал актёром Магаданского музыкально-драматического театра, позже вместе с Иннокентием Смоктуновским работал в Норильском Заполярном театре драмы.
Георгий Жжёнов знал, кто на него донёс, но никогда не называл его фамилию. Когда за роль в «Ошибке резидента» актёру вручали премию КГБ, он сдержанно сказал: «Если снова меня посадите, теперь надеюсь на тёплую камеру…»
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Сотрудника КГБ Павла Синицина, работающего под видом уголовника Бекаса, сыграл бард и диссидент Михаил Ножкин — как раз тогда его уволили из Москонцерта за недостаточно патриотичный репертуар. В фильме прозвучали его песни — «Образованные просто одолели» и «А на кладбище так спокойненько».
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Фильм «Ошибка резидента» был учебным пособием при подготовке кадров для КГБ. Сотрудники госбезопасности были и консультантами фильма — они открывали доступ ко многим объектам, где работала съёмочная группа. Съёмки проходили в режиме повышенной секретности, так как вызывали большой интерес зарубежных разведок. Во время работы случился инцидент, который мог лишить зрителей фильма — водитель арендованной машины привлёк к себе внимание тем, что постоянно что-то записывал. Его пригласили сначала в Первый отдел Госкино, а затем и на Лубянку, где выяснилось, что он — сотрудник британской разведки.
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Полиграф, на котором тестировали Бекаса, был самым настоящим детектором лжи. Консультанты увидели подготовленный для съёмок муляж, сказали, что их засмеют, если такое увидят, и предоставили свою технику.
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Путь домой. С чего началась и чем кончилась «Ошибка резидента»?
3 года назад · 4070 просмотров
Шпионская повесть Владимира Востокова и Олега Шмелёва «Ошибка резидента», вышедшая в 1966 году, была невероятно популярной не только у читателей, но и у самих «органов». Тем более, что её авторы знали всю разведывательную «кухню» изнутри: Владимир Востоков (настоящая фамилия Петроченков) был чекистом, а псевдоним Олег Шмелёв взял себе генерал-лейтенант КГБ Олег Николаевич Грибанов.
В 1968 году власти отмечали очередной юбилей одной из самых страшных и неоднозначных органов ЧК — КГБ (в том числе все её промежуточные названия). В период противостояния с Западом тема разведки и разведчиков была самой, что ни на есть благодатной. Поэтому Востокову и Шмелёву пришлось срочно сесть за сценарий, историю о графе Тульеве решили экранизировать на киностудии имени Горького.
Источник:
За постановку фильма взялся замечательный режиссёр Вениамин Дорман. Долгое время ему не везло. Его первые картины, а начинал он свой творческий путь в качестве режиссёра комедийных фильмов, успеха у зрителей не имели. А критики так вовсе не жаловали. Особенно разметали в пух и прах его последний фильм «Лёгкая жизнь» (1964). Не спасли положение даже кумиры отечественного кино, задействованные в нём: Вера Морецкая, Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Юрий Яковлев, Всеволод Сафонов, Надежда Румянцева и другие.
Расстроенный Вениамин Дорман решил комедий больше не снимать, Решение сменить жанр было не просто правильным, а судьбоносным. После тетралогии о Резиденте он снимет ещё немало интереснейших фильмов, которые полюбят зрители: «Пропавшая экспедиция» (1975), «Золотая речка» (1976), «Похищение «Савойи» (1979), «Ночное происшествие» (1980), «Талисман» (1987), «Разорванный круг» (1987) и другие. Но это будет потом…
Источник:
Но вернёмся к резиденту. Вениамин Дорман был впечатлён подлинной историей графа Тульева. Сын белого эмигранта Михаила Тульева был заброшен на историческую родину в качестве резидента под фамилией Зароков. Сотрудники КГБ раскрыли его и перевербовали.
В роли Тульева-Зарокова Вениамин Дорман видел только Георгия Жжёнова, которого открыл для себя в комедии Рязанова «Берегись автомобиля» (1966).
Источник:
Страшные моменты пришлось пережить актёру, недавно вышедшему на свободу, когда снимали эпизоды в камере «Матросской тишины». Так удачно начавшаяся карьера Георгия Жжёнова в конце 30-х была сломана одним ложным доносом, после чего он просидел в Сталинских лагерях долгие годы. В конце 1955 года был полностью реабилитирован. Вернулся в Ленинград и служил на сценах ленинградских театров вплоть до переезда в Москву в 1968 году.
Источник:
Съёмки как раз начались в 1968 году. А вот для молодого артиста Москонцерта и барда Михаила Ножкина шпионский фильм «Ошибка резидента» стал не только удачным дебютом, но и счастливым билетом в большое кино. Обаятельный вор Бекас (который на самом деле был сотрудником КГБ Павлом Синицыным) влюбил в себя всю страну, когда душевно пел под гитару песню «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» другого барда, поэта и драматурга Евгения Аграновича.
Источник:
Тема заключения и побега из лагерей затронута в фильме, когда Бекас напевает блатную песню «По тундре, по железной дороге» (другое название «Поезд «Воркута-Ленинград»). Удивительно, но КГБ и цензура пропустили этот эпизод.
Источник:
В картину попали песни сочинения самого Михаила Ножкина «Образованные просто одолели» и «А на кладбище так спокойненько». После «Ошибки резидента» на Михаила Ножкина буквально обрушится слава. В его кинокарьере будут фильмы «Каждый вечер в одиннадцать» (1969), «У озера» (1969), «Земля, до востребования» (1972), «Надежда» (1973), «Хождение по мукам» (1977), «Юность Петра» (1980), «В начале славных дел» (1980), «Вариант «Зомби» (1985), «Одиночное плавание» (1985), сделавшие его настоящим кумиром отечественного кино.
Элеоноре Шашковой повезло дважды. Ей посчастливилось играть преданных жён настоящих разведчиков и настоящих мужчин. В 1973 году она сыграет жену Исаева-Штирлица в многосерийном фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Молодая актриса Вахтанговского театра в кино попала ещё в годы учёбы в Щукинском театральном училище. Но это были небольшие эпизоды. Большой удачей актриса считает своё приглашение Вениамина Дормана в фильм «Ошибка резидента». Но возлюбленную, а потом и жену резидента Зарокова-Тульева она могла и не сыграть. На пробах актриса всё время нервничала, форсировала голос, срываясь на крик, и была настолько взволнована, что пришлось остановить съёмку.
Источник:
Своим появлением в картине Шашкова обязана Георгию Жжёнову. Тот пригласил актрису в кафе, разговорился, она понравилась ему и между делам он спросил: «Чего ты так орёшь? Разговаривай спокойно, как сейчас со мной».
А потом пригрозил Дорману, собиравшемуся подыскивать замену, что уйдёт из картины, если не будет играть Шашкова. На съёмках актриса запорола не один дубль, когда вместо «Зароков», волновалась и кричала «Жжёнов!» под всеобщий гомерический хохот съёмочной группы.
Источник:
Впоследствии Элеонора Шашкова сыграла не одну роль в кино, но в памяти зрителей так и осталась женой Штирлица, да Зарокова (для тех, кто помнит и любит фильм «Ошибка резидента»).
Чекисты всегда придирчиво смотрели подобные фильмы, выискивая любую крамолу. Но фильм Дормана «Ошибка резидента» в силовых органах был принят одобрительно, (помогли крепкие связи авторов сценария с разведчиками КГБ). И фильм вышел на экраны. Это же предопределило и съёмки продолжения истории о Резиденте, которое сам Дорман не очень стремился создавать.
Источник:
Однако и огромный зрительский успех у картины о двойном агенте, действовавшим под оперативным псевдонимом «Надежда», которого успешного раскрыл и перевербовал КГБ, повлиял на дальнейшее развитие шпионских игр с участием Резидента. Картина стала лидером проката 1969 года и собрала в кинотеатрах более 35 миллионов зрителей. Поэтому в разные годы вышли ещё три двухсерийных фильма: «Судьба резидента» (1970), «Возвращение резидента» (1982) и «Конец операции «Резидент» (1986), которые снял тот же режиссёр Вениамин Дорман.
Как это часто случается, повторить успех первого фильма «Ошибка резидента» продолжения не смогли, их зрительский рейтинг поскромнее. Однако вся тетралогия о Резиденте до сих вызывает большой интерес у зрителей старшего поколения.
Источник:
Интересно, что в фильме «Ошибка резидента» нет закадровой музыки, нет никакой увертюры. А начальные титры идут на фоне шума вокзала, где Бекас «случайно» встречается с резидентом иностранной разведки Тульевым. В последующих продолжениях звучит гениальная музыка Микаэла Таривердиева.
Источник:
Уже нет СССР, и КГБ. Но суть, ёмко выраженная героем Леонида Броневого шефом иностранной разведки Штаубе в последнем фильме «Конец операции «Резидент», не изменилась: «Системы противоборствуют… Системы!». И может советские шпионские фильмы кажутся немного наивными. Но в них всегда было стремление к правде, к победе над злом, они были интеллектуальными, и всегда оставляли зрителю «информацию к размышлению».
Источник:
А главное, Михаил Тульев обрёл себя, он вернулся на Родину. И понял, почему его отец так мечтал посидеть у реки с удочкой. И никакие бывшие гестаповцы и полицаи, ни официальные лица разведки, никакие Стивенсоны и Брокманы не сломили и не ожесточили его. Ведь самое главное для человека в любые времена — его родная земля и служение своему Отчеству. А за роль Тульева в фильме «Ошибка резидента» Георгий Жжёнов был удостоен премии КГБ СССР.
Источник:
Обновлено: 05.06.2023
Содержание
Сюжет
Отец Тульева, русский граф, тоже разведчик, остро переживает разлуку с родиной.
Тульев видит в городе Бекаса (они уже случайно встречались и Тульев знает, что Бекас — профессиональный вор) и поручает Дембовичу завербовать его. Сам Тульев уклоняется от встреч с Бекасом. Бекас начинает выполнять инструкции Тульева, получая их через Дембовича.
Первая же разведывательная операция, которую организовывает Тульев, проходит под контролем КГБ. На Запад уходят те сведения, которые подготовила советская контрразведка. Во время переброски материалов через морскую границу СССР за кордон забирают и Синицына.
Дембович, с момента появления резидента находящийся в депрессии, кончает жизнь самоубийством. Перед смертью он отправляет в КГБ покаянное письмо. Тульев вынужден скрыться. Ему удается уйти от слежки и замести следы.
В западном разведцентре Синицыну-Бекасу устраивают изощренную проверку. Убедившись, что перед ними действительно беглый вор-рецидивист, хозяева Тульева определяют Бекаса в разведшколу и через год перебрасывают назад в СССР. Он поступает в распоряжение некоего Станислава Курнакова. Курнаков — это и есть Тульев, сменивший легенду, город, профессию и внешность. Кроме инструкций и оборудования, Бекас передает Тульеву известие о смерти отца. Тульев и Синицын сближаются, у них возникает взаимная симпатия.
В ролях
Съёмочная группа
- Авторы сценария:
Олег Шмелёв [1] , Владимир Востоков - Постановка — Вениамина Дормана
- Главный оператор — Михаил Гойхберг
- Режиссёр — Клеопатра Альперова
- Художник-постановщик — Людмила Безсмертнова
- Звукооператор — Юрий Закржевский
- Композитор — Микаэл Таривердиев
- Монтаж — В. Погребинской
- Редактор — В. Эк
- Оператор — Б. Нагорный
- Художники:
по костюму — Е. Александрова
по гриму — Софья Филёнова - Ассистенты:
режиссёра — Е. Титова, В. Макаров
оператора — Л. Голубин, И. Кобелев - Бригадир светотехников — Ю. Кириллов
- Комбинированные съёмки:
Оператор — К. Алексеев
Художник — В. Васильев - Консультант — А. Горбатенко
- Текст песен — Евгения Аграновича, Михаила Ножкина (в титрах не указан)
Дирижёр — Давид Штильман? (в титрах не указан) - Директор фильма — А. Кушлянский
Песни
Я в весеннем лесу пил берёзовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал,
Что любил — потерял, что имел — не сберёг.
Был я смел и удачлив, но счастья не знал.
И носило меня, как осенний листок.
Я менял города, я менял имена.
Надышался я пылью заморских дорог,
Где не пахли цветы, не блестела луна.
И окурки я за борт швырял в океан,
Проклинал красоту островов и морей,
И бразильских болот малярийный туман,
И вино кабаков, и тоску лагерей.
Зачеркнуть бы всю жизнь да с начала начать,
Полететь к ненаглядной певунье своей.
Да вот только узнает ли родина-мать
Одного из пропащих своих сыновей?
Интересные факты
Примечания
Ссылки
- Фильмы по алфавиту
- Фильмы 1968 года
- Фильмы СССР 1968 года
- Киностудия им. М. Горького
- Чёрно-белые фильмы
- Детективные фильмы СССР
- Фильмы Вениамина Дормана
- Лидеры советского кинопроката
- Фильмы о шпионах
- Тетралогии
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Ошибка резидента» в других словарях:
Ошибка резидента — Жарг. арм. Шутл. ирон. О встрече солдата в увольнении или самовольной отлучке с патрулем. /em> От названия кинофильма. Максимов, 297 … Большой словарь русских поговорок
ОШИБКА — пьяной акушерки (акушера). Жарг. мол. Презр. 1. Об очень глупом человеке. 2. О человеке с отвратительной внешностью. Максимов, 297. Ошибка резидента. Жарг. арм. Шутл. ирон. О встрече солдата в увольнении или самовольной отлучке с патрулем. /em>… … Большой словарь русских поговорок
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
Вениамин Дорман
Владимир Востоков , Олег Шмелёв (II)
Михаил Гойхберг
Людмила Безсмертнова
Георгий Жжёнов , Михаил Ножкин , Олег Жаков , Ефим Копелян , Николай Прокопович , Элеонора Шашкова , Владимир Гусев , Ирина Мирошниченко , Вадим Захарченко , Николай Граббе , Эрвин Кнаусмюллер , Николай Бубнов
Владимир Востоков — Ошибка резидента краткое содержание
Иллюстрации О. А. Юдина
Ошибка резидента — читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок
Олег Шмелёв, Владимир Востоков
Нет ничего тайного…
20 апреля 1961 года в Комитете государственной безопасности было получено не совсем обычное письмо.
Бумага и продолговатый конверт заграничного производства, адрес написан так, как принято в западных странах: сначала учреждение, затем город и страна. Стиль и почерк могли принадлежать человеку, который давно начал забывать русский язык или, наоборот, недавно взялся за его изучение. Опущено письмо в Москве, но все признаки говорили за то, что его отправитель иностранец.
Содержание письма было достаточно серьезным. Неизвестный корреспондент, не ссылаясь на свои источники, писал следующее:
Вскоре было получено известие, что одна из западных спецслужб готовит переброску в Советский Союз своего сотрудника, который, по-видимому, должен стать резидентом.
В разведывательной практике подобное происходит не так уж часто, резидент — не рядовой курьер. Был разработан план, первый пункт которого предусматривал встречу гостя еще в дороге, — к сожалению, в данном случае встречаемый не сможет оценить гостеприимство по достоинству, но это не беда. Другое дело, что следующие пункты плана не исключали определенного риска, однако и с этим приходилось мириться. Выражаясь изящно, игра стоила свеч.
И вот что произошло однажды в скором поезде Сухуми — Ленинград.
В купе мягкого вагона езжали четверо: пожилая супружеская пара, мужчина средних лет и молодая женщина. Доехав до Армавира, женщина сошла, а ее место занял севший в этом городе новый пассажир. Было 10 часов вечера, никто еще не ложился. Новенький оказался общительным молодым человеком, представился, сказав, что зовут его Павел, по специальности радиотехник, живет в Москве, отпуск проводил на юге, а несколько оставшихся дней хочет посвятить Ленинграду. Он быстро сошелся и с пожилыми супругами, и с близким ему по возрасту мужчиной, которого звали Михаил. Все вместе пили чай, угощая друг друга дорожными припасами, — у кого что нашлось. А потом легли спать.
Рано утром супруги, проснувшись первыми, обнаружили, что один из двух чемоданов у них исчез. И вчерашнего нового пассажира, этого общительного Павла, тоже не было. Они разбудили Михаила. Путем трезвых умозаключений тройственный совет вывел гипотезу: чемодан и Павел не могли исчезнуть друг без друга.
Через сутки Кириллов распрощался с попутчиками и сошел на узловой станции, а супруги поехали дальше в родной Ленинград. Забегая вперед, надо заметить в скобках, что через неделю они были приятно удивлены, получив свой чемодан со всем его содержимым, и с тех пор не могут говорить о милиции без восхищения.
Спустя два месяца
Поезд пришел в город N поздним осенним вечером. Носильщики, расталкивая на перроне встречающих, бросились к вагонам. Один из пассажиров с чемоданом в руке не спеша вышел из вагона и, отвергнув предложение носильщика, неторопливо зашагал по перрону. Вошел в вокзал, прогулялся по залам, заглянул в киоски и остановился около буфета. Здесь он слегка перекусил и только после этого направился к выходу.
На стоянке такси неторопливый пассажир сел в машину.
— В центр, — небрежно бросил он шоферу.
Машина тронулась. Пассажир достал папиросу, закурил. Равнодушно скользил он взглядом по мелькавшим на улице освещенным витринам. Вдруг знаком руки приказал шоферу остановиться, вышел из машины, несколько минут постоял около обувного магазина. Оглядел витрину, а потом посмотрел вправо, влево. На улице было пустынно. Лишь редкие прохожие стуком каблуков нарушали тишину да время от времени шуршали шинами еще более редкие автомобили. Как бы приняв наконец решение, пассажир снова сел в такси. Не проехав и с полкилометра, он остановил машину и сказал, что хочет расплатиться. Шофер взял деньги и уехал. Пассажир остался один в полутемном переулке. Зажав в зубах папиросу, он достал из кармана спички и, прикрываясь от ветра, обернулся. Внимательный глаз и здесь ничего подозрительного не обнаружил. Пассажир направился к трамвайной остановке, на которой стояли в ожидании несколько человек. Он сел во второй вагон последним и, когда трамвай начал набирать скорость, выпрыгнул из него. Трамвай, не сбавляя хода, продолжал свой путь. Пассажир решительно свернул в переулок и, уже не задерживаясь, зашагал спокойно, фланирующей походкой. Он ходил по улицам еще минут двадцать. Наконец остановился около дома, огороженного высоким дощатым забором, еще раз осмотрелся и только после этого нажал кнопку, торчащую на доске слева от калитки. Во дворе громко залаяла собака. Через несколько минут послышались шаги, и сонный недовольный голос спросил:
Сюжет
Отец Тульева, русский граф, тоже разведчик, остро переживает разлуку с родиной.
Тульев видит в городе Бекаса (они уже случайно встречались и Тульев знает, что Бекас — профессиональный вор) и поручает Дембовичу завербовать его. Сам Тульев уклоняется от встреч с Бекасом. Бекас начинает выполнять инструкции Тульева, получая их через Дембовича.
Первая же разведывательная операция, которую организовывает Тульев, проходит под контролем КГБ. На Запад уходят те сведения, которые подготовила советская контрразведка. Во время переброски материалов через морскую границу СССР за кордон забирают и Синицына-Бекаса.
Дембович, с момента появления резидента находящийся в депрессии, кончает жизнь самоубийством. Перед смертью он отправляет в КГБ покаянное письмо. Тульев вынужден скрыться. Ему удается уйти от слежки и замести следы.
Читайте также:
- Ускользающая жизнь краткое содержание
- Кабинет истории в школе варианты оформления в соответствии с нормами роспотребнадзора
- График закладки продуктов в детском саду 2021
- Сюжетно ролевая игра стоматолог в детском саду
- Структура занятий по легкой атлетике в школе
Главные роли разведчиков в фильме «Ошибка резидента» сыграли диссидент и недавний узник ГУЛАГа. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Резидент иностранной разведки Михаил Тульев прибывает в Советский Союз, чтобы осесть, выйти на связь со своими старыми агентами и завербовать новых.
Благодаря анонимному письму на Тульева выходят службы КГБ СССР, но не задерживают. Нужно выяснить, каковы его цели. Для этого резиденту устраивают случайное знакомство в купе поезда с вором-рецидивистом по кличке Бекас. Тульев не подозревает, что обаятельный уголовник — подставной офицер контрразведки.
Авторы в погонах
Олег Грибанов
После выхода этой ленты многие заметили, что сценаристы с удивительной точностью воссоздали человеческие характеры, развернули детективный сюжет с хитроумными и умелыми действиями — как спецслужб, так и шпионов. Немудрено! Сценарий основан на реальных событиях, а авторы были их непосредственными участниками. Указанный в титрах литературный псевдоним Олег Шмелев носил генерал-лейтенант КГБ, руководитель советской контрразведки Олег Михайлович Грибанов. На его счету сотни операций — от массированного внедрения подслушивающих устройств в посольства США и Великобритании в Москве до поимки агента иностранных спецслужб полковника ГРУ Олега Пеньковского. Потом карьера не заладилась. Его непосредственный подчиненный, заместитель начальника 7-го отдела 2-го главного управления КГБ СССР Юрий Носенко, находясь в Женеве, стал перебежчиком. В результате его предательства около 400 разведчиков отозвали в Союз. В 1964 году Олега Михайловича понизили до должности заместителя директора по режиму и охране завода № 1134 Министерства среднего машиностроения СССР. Исключили из КПСС, лишили звания «Почетный сотрудник госбезопасности». Самое время было заняться литературой. Повесть «Ошибка резидента», опубликованная в 1966-м, стала первой.
Соавтор Грибанова, носивший псевдоним Владимир Востоков — Владимир Петроченков, служил в контрразведке Тихоокеанского флота. Уволился из органов госбезопасности в звании полковника. Ясно, что бывшие службисты знали, о чем писали. Пришедший в 1967 году на должность руководителя КГБ СССР Юрий Андропов относился к их творчеству благосклонно, поэтому им ни в чем не препятствовали, курировали, открывали архивы для изучения тех или иных тем.
Вениамин Дорман
В качестве режиссера первой экранизации произведения студия имени Горького предложила Вениамина Дормана. Все коллеги знали: он крепкий профессионал, но с материалом не везло. То он в своих лентах высмеивал спекулянтов («Легкая жизнь»), то снимал неудачные спортивные комедии («Штрафной удар»). Всё казалось легковесным. Шли годы, приближалось сорокалетие, и хотелось поработать над чем-то монументальным. Несмотря на то что предшествовавшая картина — «Приезжайте на Байкал» — стала провальной, ему доверили работу над лентой о разведчиках и шпионах. К слову, она изменила его карьеру. Далее Дорман снимал только детективное кино.
Как на подбор
Выбор актеров на роли без преувеличения поражает. Производство картины с первого дня контролировали представители советских спецслужб. Они присутствовали на кинопробах, потом на съемочной площадке в качестве консультантов. Не знать биографии выбранных исполнителей они не могли. Тем не менее резидента западной разведки Михаила Тульева-Зарокова с псевдонимом Надежда сыграл Георгий Жженов. Актер 17 лет провел в сталинских тюрьмах и ссылках! Был реабилитирован. Но это не отменяло недоверия, с которым относились правоохранительные органы к побывавшим в местах не столь отдаленных. Возможно, выбор пал на него, потому что ему не нужно было играть человека со сложной судьбой. Он и был таковым. К тому же по сценарию персонаж происходил из дворянского рода, а в актере чувствовалась благородная кровь, хоть он и сын крестьянина.
Не менее странная история с назначением Михаила Ножкина на роль сотрудника КГБ Павла Синицына, работающего под личиной уголовника по кличке Бекас. По сути, Ножкин в тот период — бард-диссидент. В 1967 году за блатные песни его уволили из Московского театра эстрады. Запретили сольные концерты… И тут же предложили сыграть сотрудника госбезопасности. Есть версия, что выбор не случаен. С одной стороны, он — профессиональный актер. С другой — человек, знакомый с блатной романтикой, пишущий песни о ней и даже в быту использующий жаргон. К тому же остряк, рубаха-парень. Не брать же на роль Синицына-Бекаса настоящего уголовника!
Ефим Копелян
Генерала КГБ Андрея Сергеева, прототипом которого был сценарист фильма Грибанов, сыграл ленинградский артист, ведущий актер БДТ Ефим Копелян. Он наш земляк, родился в Речице Минской губернии (ныне Гомельская область).
Ростислав Плятт
В фильме немало прекрасных актеров старой школы. Например, Ростислав Плятт на экране — агент западной разведки Николай Николаевич Казин.
Из молодых самая заметная — Ирина Мирошниченко в роли сотрудницы КГБ.
Снимались и актрисы, которые вскоре прославились неожиданным образом. Элла Шашкова в этом кино — диспетчер таксопарка Мария. В 1974 году она сыграет жену Штирлица в их знаменитой молчаливой сцене встречи в кафе «Элефант» под музыку Таривердиева.
Открыли огонь
Поскольку картину курировало всесильное ведомство, представители которого отсматривали материал и следили за достоверностью, группу пускали и на закрытые военные объекты. Снимали в Светлогорске Калининградской области, в военном порту Балтийска (город был закрыт для свободного въезда), на одной из атомных станций в Ленинградской области и, конечно, в Москве.
В сцене проверки Синицына на детекторе лжи декораторы соорудили полиграф из старого звукового пульта. Контрразведчики, увидев это, прервали съемки, принесли снимок подлинного аппарата и заставили сделать идентичный макет. Сказали: «Нас коллеги во всем мире засмеяли бы». Ножкин спросил: «Почему во всем мире?» Ему объяснили, что по традиции во всех разведшколах в мире смотрят тематические художественные фильмы. В них иногда просачиваются важные детали, секреты тех или иных операций, курсанты учатся на чужих ошибках. Ведь многие сюжеты шпионских картин — не вымысел, а основаны на воспоминаниях службистов.
Однажды едва не произошла катастрофа. Смотревшие фильм помнят сцену, где герой Ножкина пытается скрыться на катере, устраивая дымовую завесу. Дымовая шашка воспламенилась. Рядом находилась емкость с бензином. Пока боролись с огнем, катер унесло в нейтральные воды, и с советских пограничных судов открыли предупредительный огонь. Но всё завершилось благополучно.
После премьеры Жженову вручали премию силового ведомства. Он, широко улыбаясь, пошутил: «Спасибо за милость. Когда вновь попаду в немилость, верю, что мне достанется теплая камера».
Фильм имел оглушительный успех. Впоследствии созданы еще три ленты о разведчике Тульеве. Последнюю зритель увидел в 1986 году.
Еще материалы рубрики:
Почему фильм «Золотая мина» сделал знаменитыми Любовь Полищук и Ларису Удовиченко
Фильм «Отпуск в сентябре». Почему исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры
Настоящая погоня на автомобилях в центре Москвы. Как снимали легендарный фильм «Петровка, 38»
Почему фильм «Зимняя вишня» стал пророческим для исполнительницы главной роли Елены Сафоновой
Инфаркт помог. Как у Эльдара Рязанова родилась идея фильма «Старики-разбойники»