Биография
Петер Нильсен – печально известный «герой» одной из самых резонансных авиакатастроф начала 2000-х, вошедших в перечень воздушных происшествий под названием «Столкновение над Боденским озером». Любая катастрофа страшна, но в этой подавляющее большинство погибших – дети.
Вина диспетчера «Скайгайд» доказана судом и собственным внутренним расследованием работодателя, однако до момента, когда руководство швейцарской компании и потерпевшая сторона услышали друг друга, фигурант дела не дожил.
Так уж сложилось, что в истории со столкновением самолетов в июле 2002 года в небе над Германией распространено куда больше фактов биографии другого фигуранта – Виталия Калоева, чьи жена и дети находились на борту ТУ-154. О Петере известно только то, что он датчанин.
Карьера
Информации о том, как долго работал Нильсен в Swiss Air Navigation Services Ltd, а попросту SkyGuide, и было ли это его первое или очередное место работы, нет. На сайте «поставщика аэронавигационных услуг» сказано, что претендент на должность диспетчера должен владеть минимум двумя иностранным языками, уметь мыслить логически и работать в условиях многозадачности, справляться с психологическим напряжением и поддерживать командный дух.
Авиадиспетчер Петер Нильсен, судя по всему, обладал перечисленными качествами. А во время встречи руководства «Скайгайд» с российской делегацией, состоявшейся в годовщину трагических событий, швейцарская сторона сообщила, что их сотрудник своевременно прошел переаттестацию и получил подтверждение лицензии.
Личная жизнь
У Петера была семья, с женой и тремя детьми он жил в богатом пригороде Цюриха – Клотене. Как писали датские издания, в городке иностранцев было немного, и Нильсенов все знали. Когда Калоев в поисках их дома обратился к местным жителям за помощью, те без труда указали на лужайку у одноэтажного особняка.
В дальнейшем – ни после смерти диспетчера, ни во время тянувшегося не один год расследования – сведения о членах семьи Петера не всплывали. Руководство SkyGuide засекретило имя сотрудника сразу после катастрофы, однако фото папарацци попали на телевидение, в швейцарские и датские газеты.
Авиакатастрофа и убийство
Как сказал глава компании «Скайгайд» Алан Россиер в интервью «Аргументам и фактам», к столкновению авиалайнеров привела цепь из 10-12 обстоятельств. В тот июльский день 2002 года Нильсен был старшим смены и в нарушение правил отпустил напарника отдохнуть в другом помещении. В экстренном случае можно было связаться по пейджеру, но вызывало недоумение – каким образом, если на время ремонта отключили основную и резервную телефонные сети.
Кроме того, из-за пресловутого ремонта не работал и главный радар. И ни об одном из этих фактов Петер не знал. Потом диспетчер отвлекся на разговор с запаздывающим аэробусом, заходящим на посадку, а посадить самолет – приоритетная задача по инструкции «Скайгайд».
На это наложился резкий рост интенсивности полетов – как позже показали записи, в небе находилось 15 воздушных судов. Немудрено, что на вопрос следователя, почему Нильсен не вызвал напарника, последовал ответ: «Не до этого было». Соседний диспетчерский пункт в Карлсруэ видел, что надвигается катастрофа, но не смог дозвониться.
Когда диспетчер заметил опасное сближение самолетов, то дал указание российскому ТУ-154 начать снижение, но в это время отошел к другому экрану и не услышал сообщение экипажа «Боинга», что тот выполняет аналогичный маневр. Замешкался и пилот, так как бортовая система предупреждения столкновения дала сигнал набора высоты.
На TCAS у самолетов понадеялся и Петер, а наземный аналог опять-таки был отключен. Он повторил команду и предупредил, что по курсу идет другой самолет, но ошибся с направлением. Через 50 секунд лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing 757 авиакомпании DHL пропали с экранов радаров.
Работодатель не оставил сотрудника одного. Петера отправили на психологическую реабилитацию, а потом перевели в другое место. Но это не помогло. В феврале 2004-го Нильсен погиб на пороге собственного дома. Причиной смерти стали 12 ножевых ранений, нанесенных Виталием Калоевым.
Когда в новостных лентах западных СМИ появилось сообщение об убийстве швейцарского авиадиспетчера, но еще не было известно, чьих рук это дело, почти сразу появились предположения, что это месть родственников погибших. Такой сценарий казался первоочередным только потому, что, как написал российский портал «Известия»:
«…руководители компании «Скайгайд» с самого начала повели себя вызывающе. Они не только не признавали вину своего диспетчера, но и выдвигали оскорбительную версию о якобы плохом знании английского языка российскими пилотами».
Человек, чью вину подтвердили записи «черных ящиков», продолжал работать. Издание предположило – начнись суд над ним раньше, возможно, Нильсен избежал бы смерти,
«но компания больше обеспокоена вопросом уменьшения компенсации родственникам жертв катастрофы. В обмен на деньги SkyGuide потребовала отказа от любых претензий в дальнейшем».
В 2007 году было вынесено судебное решение, согласно которому четырех менеджеров SkyGuide признали виновными в причинении смерти по неосторожности. Но приговоры оказались мягкими: трое получили год тюремного заключения условно, один отделался штрафом в 13500 швейцарских франков. Еще четверо должностных лиц оправданы. Ошибка Нильсена названа главной, но не единственной причиной столкновения лайнеров.
Спустя 15 лет после катастрофы, отвечая на вопросы «Комсомольской правды» в связи с выходом фильма «Последствия», в котором Арнольд Шварценеггер исполнил роль Калоева, Виталий сказал, что не простил Петера и не сожалеет о своем поступке. Но еще на заседании суда в Цюрихе, приговорившего его к 8 годам тюрьмы, бывший архитектор извинился перед семьей диспетчера:
«Из-за своих детей я прошу прощения у детей Нильсeна. Мне очень трудно говорить, но я говорю искренне.»
На сайте SkyGuide приводится только краткое упоминание о столкновении двух самолетов и сказано, что трагический характер этой аварии и последующих событий коренным образом поменял представление о безопасности полетов в швейцарской и международной авиациях. Культура и управление безопасностью сделали большой шаг вперед.
В августе 2016-го в Альпах разбился истребитель швейцарских ВВС. Англоязычная Wikipedia пишет, что причиной катастрофы стало не соответствующее нормативам оборудование аэродрома воздушной базы в Майрингене, входящего в юрисдикцию «Скайгайд».
Весной 2018 года на Каннском фестивале прошел показ фильма «Непрощенный», в котором роль Виталия Калоева исполнил Дмитрий Нагиев. Режиссер картины — Сарик Андреасян, в фильме также снялись Роза Хаируллина, Михаил Горевой, Марджан Аветисян, Самвел Мужикян. Премьера в России назначена на 27 сентября 2018 года.
Память
- 2009 – «Полет в ночи – Несчастье под Юберлингеном» (совместный немецко-швейцарский фильм)
- 2017 – «Последствия» (режиссер Эллиотт Лестер, продюсер Даррен Аронофски)
- 2018 – «Непрощенный» (режиссер Сарик Андреасян)
- Памятник жертвам катастрофы в Центре воздушной навигации Цюриха, местность Ванген, Дюбендорф
1 июля исполняется 20 лет, как произошла эта трагическая авиакатастрофа.
Большой красивый дом из красного кирпича стоит посередине двора — ухоженного, увитого зеленью. Хозяин — худой, белоголовый от седины, с влажными глазами.
Этот разговор был трудным. Виталий Калоев несколько раз каменел лицом, замолкал, уходил в себя, а когда возвращался, то говорил: «Пойдем покурим…»
Книги, клюшки и улица
Отца моего 1941 году призвали на фронт, а домой он вернулся в ноябре 1945 года.
Он раньше срока ушел из жизни, у него в легких было примерно сорок осколков. Помню руки отца, сильные и надежные. Еще из детства вспоминается наша деревенская улица и хоккей, помню, как воровал у отца доски и делал из них клюшки. В хоккей с пацанами играли просто самозабвенно.
В первый класс я пошел в трусах и в майке. Семья большая у нас, шестеро детей, я самый младший. Тогда все бедно жили… Мать сшила мне что-то похожее на тапочки. Вот во всем этом и пришел в школу. Я любил улицу, и книги любил читать. У нас вообще в семье за книгу дрались всегда — кто первым будет читать.
В школе хорошо учился, с учебой у меня все нормально было. С поведением не всегда, но ничего из рук вон выходящего не было. Так, мальчишеские шалости. После восьмого класса поступил в строительный техникум, а по окончанию учебы меня забрали в армию. Служил в седьмом полку КГБ СССР в Донбассе. Очень сердечный народ там. В увольнение пойдешь, со всех сторон слышишь: «Солдатик, заходи, покушай…»
Армия меня научила ответственности. В 18 лет я чувствовал себя уже ответственным за государство, если так можно сказать. После службы устроился на работу. Отец мне сказал, что хотел бы, чтобы я закончил институт. Я ничего ему не ответил, но отцовские слова запали в душу. На следующий год подал документы и поступил в институт. Я уже вовсю учился, когда в семье об этом узнали. Из института пришло письмо на мое имя, а меня дома не было. Сестра прочитала, и все поняли, что учусь на втором курсе.
Перелом, дефолт, Европа
Я женился, когда мне было почти тридцать пять лет. Почему поздно? Я работал мастером, оклад у меня был сто двадцать рублей, из которых рублей тридцать высчитывали: подоходный налог, за бездетность, комсомольские и профсоюзные взносы. Денег хватало только на сигареты и дорогу. Думал, вот я женюсь, и каждый день тебя будут пилить: то надо, это надо, третье надо…
Со своей первой женой Светланой я познакомился на работе. Вернее, она работала в банке, а я там открывал счет, хотел организовать свое предприятие. Месяцев через восемь после знакомства сыграли свадьбу. Тогда я во Владикавказе неплохо зарабатывал, у меня уже было имя в строительной отрасли. Я такой человек, что в процессе работы все должен проверить, каждую расщелину, каждый шов.
Мы строили какое-то хранилище, я сорвался с шаткого мостика и упал с семиметровой высоты. Тяжелый перелом бедра, почти год не работал. Потом дефолт случился. Непросто все было. Мне предложили поработать в Испании, я поехал…
Европа? Я не сказал бы, что они лучше нас работают, или умнее нас. Я к ним приглядывался, оценивал. Что мне там нравилось, так это комфорт. Все для человека сделано. Строительный инструмент очень хороший. И народ там хороший, я с людьми находил общий язык. Но американские и английские туристы уже тогда себя там вели по-хамски.
Напьются, ночью идут с палками, с битами, стучат по воротам. Жену с детьми к себе позвал, хотел, чтобы они отдохнули. Диана с Костей никогда моря не видели. В Барселоне океанариум хороший был. Хотелось детям праздник подарить.
Фото: Кирилл Чеходаров
От моих воплей машины останавливались
Я поехал в аэропорт встречать их 1 июля 2002 года, часа за два до прибытия самолета. На табло светилась информация, что рейс из Москвы задерживается… Потом вообще информация про этот рейс пропала. Вышла какая-то женщина и говорит, кто встречает рейс из Москвы, пройдите туда-то… Я не могу про это вспоминать.
…Утром был уже на месте катастрофы. Долетел самолетом до Цюриха, оттуда на такси примерно сто километров до места трагедии. И то, что я там увидел, это вообще… Эти разбросанные тела детей… В поле и по дороге, и на перекрестках… Километров на десять все раскидано. Видимо, как самолет падал…
Там практически еще никого не было, полиция только разворачивала оцепление. В ближайшей школе стали создавать какой-то штаб, подъехали туда. Там тела детей, они даже не были прикрыты. Страшная картина была. Когда я увидел, я вообще застыл. Не знаю, сколько времени прошло, я даже двигаться не мог. Я должен был увидеть своих детей, настоял, чтобы мне их показали.
Когда все еще были живы. Виталий и Светлана Калоевы и их дочка Диана. Фото: REUTERS
Они узнаваемые были. У меня и сейчас эти их фотографии есть. Я орал, кричал, плакал. Рядом трасса проходила, от моих воплей машины останавливались. Люди не могли понять, что случилось, что мужик кричит раненым зверем. Насильно меня увели. Там был как ритуальный зал, они их там оставили, фактически целую неделю вечером заезжал туда и рядом с ними сидел.
Свету, жену мою, нашли самой последней. Мне ее не показали. Потому что там смотреть не на что было… Детей одели, обмыли, все как положено. Там женщина была, она сказала: «Ты не трогай, я все сама сделаю..». Я их ощупал, посмотрел, где, какая кость поломана.
Дочкины бусы
Мне показали место, где мой мальчик упал, я оттуда набрал землю. Где девочка упала, тоже табличка стояла, я подошел и руки на то место положил, какие-то бугорки под пальцами почувствовал. Начал ощупывать, думаю, что же это такое? Трава высокая была, раздвинул и бусинку достал. Потом вторую, потом третью. Это дочкины бусы были… Вот как она упала, они разорвались на шее, и рассыпались там. Волосы на дереве остались. Она по веткам соскользнула, ветки смягчили ее падение…
В Германии, на месте катастрофы поставили памятник. Разорванные бусинки Дианы.
Когда я вернулся в свой дом после похорон, то было чувство, что пришел в пустой дом. Хотя он и был полон людей, но для меня он стал пустым. Жизнь потеряла смысл. Меня одного не оставляли ни на минуту. Рядом постоянно были соседи, братья, сестры, родственники. Отвлекали. Я каждый день ходил на кладбище…
Роковая встреча с Нильсеном
Как только случилась эта трагедия, мою душу терзали вопросы: почему случилась эта авиакатастрофа, кто в ней виноват? Я всегда понимал, что за эту трагедию виновные должны ответить. Затем в этом деле появились какие-то немецкие адвокаты. Я думал, они будут заниматься делом, а им главное было ограбить несчастных родителей погибших детей. Они просили тридцать процентов от суммы денежной компенсации. Что это за адвокаты? Это же грабеж! Вот в этом и заключалась вся их сущность.
Я им сказал, что меня не интересует компенсация. Меня интересуют результаты расследования. Имя диспетчера Петера Нильсена, который был виноват в этой трагедии, я узнал, когда в Германию приехали представители авиакомпании «Башкирские авиалинии». Кто-то из них мне сказал его имя.
Где-то через год после беды, когда мы там были, я случайно услышал, что рядом директор авиадиспетчерской организации, по вине которой два самолета в небе столкнулись. Я сразу говорю: «Где он, покажите мне его?..». Мне показали на какого-то мужчину, я подошел. Он стоял спиной ко мне. Я его так за плечо взял, развернул к себе, спрашиваю: «Ты такой-то?» Он перепугался, говорит: «Я приглашаю вас завтра в офис, приезжайте». Мы приехали втроем: я, адвокат и журналист. А до этого они целый год с нами и разговаривать не хотели. Год прошел, они вообще ни с адвокатом, ни с кем говорить не хотели!
Приехали мы в офис, а он начал рассказывать, сколько тысяч самолетов в небе, две тысячи, три тысячи… Я ему говорю: «Послушай, я что, на экскурсию пришел сюда? Твои сказки буду слушать. Ты мне расскажи, как и что было. Почему вы допустили это?» Он как-то замялся, потом все-таки начал. Комментирует, комментирует, команда диспетчера, разговоры пилотов, все это… Я его спрашиваю: «Пилот дал неправильные команды?» Молчит, голову опустил. «Я тебя спрашиваю…» Опять молчит. Третий раз заорал на него: «Я тебя спрашиваю!…» Он даже голову не поднял. Вот так машет головой, типа да, диспетчер виноват. Не повезло, что не было с нами оператора, не было видеодоказательств разговора. Был только фотограф.
Я говорю: «Приведи этого Нильсена сюда, я хочу посмотреть на него». Отказали. Я честно их предупреждал: «Я к вам приеду. Я так это не оставлю…»
Адрес этого диспетчера узнал через детективное агентство, нанял детектива. Я ему говорил, что хочу поехать и все зафотографировать, как он там живет. Видите, он гуляет на свободе, а детей нет. Но я у детектива не просил его адрес, если бы сказал, что мне нужен его домашний адрес, он бы испугался и отказал. Я просто просил найти его фотографию. Но я точно знал, что мне фотографию дадут и адрес назовут. Так и получилось, они сказали его адрес, где он живет. Клопен, … штрассе, не помню уже. Я поехал поговорить с ним. Он моментально все понял. Там дом на два хозяина был. Я откуда знал, два хозяина или один? Лишних вопросов не задавал, просто на бумажке написал имя, фамилию его. Петер Нильсен. Постучался. Выглянула женщина, я назвал его имя. Она мне говорит: «Там живет…» Я пошел туда. И он сразу все понял.
Я заставил себя уважать…
Когда мне назначили эксперта, который должен был проводить психиатрическую экспертизу, адвокат мой схватился за голову и сказал, что все, мы пропали. У меня была статья серьезная. От 18 лет и до 22 или 24 лет лишения свободы. Эксперта мне назначил жесткого, у него одних титулов было на два тетрадных листа. Мы с ним два дня беседовали через переводчика. Обо всем говорили, и про архитектуру, и про жизнь. И в конце он меня спрашивает: «Что ты ждешь от меня?». Я на него смотрю. Улыбнулся. «Я ничего не жду. Вам дали задание, наверное, обозначили, что вы должны написать. Вы пишите. Я от вас ничего не жду. Мне просто приятно было с вами время провести, поговорить. Какое вам задание поставили, то и выполняйте. Не подводите своих хозяев. Они же вам деньги платят».
Он был обескуражен, он всего от меня ожидал, но только не этого. Он написал заключение, которое повлияло на то, что мне дали восемь лет.
Я никогда не выбирал ни выражения, ничего, все, что думал, так и говорил. Если помните, из «Комсомольской правды» мне позвонил журналист и спросил, знаю ли я немецкий язык. «Нет», — ответил я. «А как вы общаетесь, как вы понимаете?»,- спрашивает меня журналист. Я сказал, зачем мне их собачий язык понимать. И вот это все он продал туда. Знаете, какой там был скандал! На всю Европу, на всю Германию, на всю Швейцарию такой шум был. Прокурор приехал: «Ты сказал так?» Да, я сказал. А что я неправильно сказал? Я так считаю.
Понимаете, я их по-другому приводил в себя. Вот стоит надзиратель. Они же должны показать свою воспитанность, свою культурность, он со мной здоровается. Я на него так смотрю, как будто вообще не заметил, отвернулся, и пошел дальше. Ничего ему не ответил. И он бесился после этого. Или я на работу захожу. Меня там ждут мастер и надзиратель. Когда я подходил к воротам, они отворачивались, чтобы не встретиться со мной взглядом. Но я специально останавливался и смотрел на них. В какой-то момент они поворачивались. И, делать нечего, здоровались. А мне больше ничего не надо. И это было каждый день. Я был доволен, что заставил их поздороваться со мной. Они бесились от этого. Я к чему говорю. Я их заставлял уважать себя. И они это чувствовали.
Фото: Кирилл Чеходаров
Ничего не почувствовал
Первые два года я сидел в одиночной камере. На 30 минут в день выпускали на прогулку и все. Покушать принесли, открыли форточку и закрыли. Бронированная дверь. Ни с кем не общаешься. Камера где-то два с половиной метра на три метра. Кровать, унитаз… Когда просился в душ, то в этот день не было прогулки. Как кормили? С голоду не умрешь… Самое страшное, когда не с кем поговорить. И когда человек начинает слушать себя, он может сломаться. Я постоянно себя поддерживал. Внушал себе, чтобы не упасть духом, что я сижу здесь ради своих детей. И я должен выдержать.
В любой момент, когда бы они ни зашли, я должен был выглядеть достойно. Через четыре года меня отпустили, пишут, что «за примерное поведение». А с кем мне там отношения выяснять? С кем мне надо было — я выяснил отношения. А тот же надзиратель — это его работа. Мне ничего плохого не сделали. С теми, кто там сидит? У каждого своя история.
Когда Верховный суд Швейцарии рассматривал мое дело о досрочном освобождении, в составе суда было пять равнозначных судей. Председатель, заместитель и еще три судьи. Председатель и заместитель были немцы. Два француза и один итальянец. Скорее всего, такие понятия, как семья, дети, у французов, у итальянцев, они, наверное, глубокие. И каждый из них выступил, сказал свою точку зрения. Я думаю, именно поэтому меня выпустили. Они понимали, что такое семья и дети.
Что я почувствовал, когда вышел на свободу? Я ничего не почувствовал. Честно говорю. Я себя заставил вообще не думать об этом. Потому что, если бы я думал, на что-то надеялся, а потом — раз, и не сложилось… Тогда бы мне было намного тяжелее перестроиться обратно. Когда меня освобождали, я запомнил, один из надзирателей мне сказал: «Быстро тебя освободили». Я на него так посмотрел… Отвернулся, и пошел.
Если бы Нильсен попросил у меня прощения? Не знаю. Не могу сказать. Скорее всего, удовлетворило бы, если бы он вовремя произнес эти слова. Не через 1,5 года, когда я к нему приехал, а раньше. Повел бы себя как человек. Но он не повел…
Когда меня спрашивают про Европу: как они, что они? Я всегда говорю, что вся их воспитанность, вся эта культура, она как бы такая лицемерная. Ненастоящая. Это оболочка, и она в любой момент может прорваться. И вот сейчас прорвалась. И на Россию обрушилась лавина ненависти. Я это не из-за того говорю, что они мне плохо сделали. Я-то пожил среди них, хоть и в стесненных условиях, но пожил. Я их видел, что они за люди. И понимаю.
Душа, которую оживили
На родине, в Осетии меня встретили очень тепло. Честно скажу, я даже не ожидал, что такая встреча будет. Когда уезжал туда, я знал, что вернусь домой рано или поздно. Но как вернусь, я этого не мог сказать. На своих двоих или ногами вперед, я этого не знал. Когда ехал, то ни на кого не надеялся. Только на себя.
В Ессентуках на кинофестивале «Хрустальный источник» показывали фильм «Непрощенный», который сняли по моей истории с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Меня пригласили на этот фестиваль, я приехал. Но кино смотреть не мог, все время смотрел ниже экрана. Честно, я не мог смотреть… Но слышал звук, понимал о чем там речь. В моем понимании в основе этого фильма лежит любовь к семье, любовь к детям. Они это показали.
Я женился, Бог мне дал двоих детей, сына и дочку. Они еще маленькие, им в декабре будет по четыре годика. Сегодня чувства к детям те же самые. Но, если я их старшего брата и сестру мог по заднице шлепнуть, то сейчас это отпадает. Конечно, дети оживили этот дом. И душу. И плач их, и смех их, и их беготня по всему дому. Они могут поехать к бабушке, но только стемнело, они говорят: мы хотим в свой дом. Здесь хорошо, но мы хотим домой. Им нравится дом. Им нравится двор. Им нравится улица. Они идут на улицу, пройдут, со всеми поздороваются за руку. Замечательные дети.
«Знаешь, не провоцируй меня…»
— Виталий Константинович, задавали ли вы себе вопрос, за что мне все это?
— Постоянно задавал этот вопрос. Прокручивал свою жизнь. Не нашел ответа.
— А Бог есть на свете?
— Знаешь, не провоцируй меня…
— Вы ответили. И еще, если бы можно было жизнь отмотать назад до Нильсена, вы бы все так же сделали, зная все?
— Абсолютно.
— Если бы вы это не сделали, вам бы тяжелее жилось?
— Я бы вообще не считал себя человеком. Я бы даже сказал, что когда меня не станет, чтобы меня не хоронили рядом, потому что я их недостоин. Чтобы меня в другом месте закопали, и все.
— Чего еще хочется от жизни?
— Я не знаю, чего бы я хотел. Хотя бы лет на 5-7 быть моложе, чтобы здоровье было более-менее. И для детей какое-то будущее более радужное сделать. Хотел бы быть чуть моложе, чтобы было больше сил, больше здоровья. Дети же пока мелкие, хотя бы до совершеннолетия с ними побыть, чтобы они ни в чем не нуждались, обеспечить их. Больше ничего.
— Дети знают о вашей трагедии?
— Я их водил на кладбище, показывал, что это старший брат, а это старшая сестра. Они видели. Но, конечно, они еще не понимают.
— Характеры у детей разные?
— Да, разные. Пацан благородный, более ответственный. Более домовитый. Ну, мне так кажется.
— Когда вы их забирали из роддома, что чувствовали?
— Тепло их почувствовал…
Из досье «РГ»
Цена ошибок диспетчера
Виталий Калоев, архитектор из Владикавказа, родился 15 января 1956 года. 1 июля 2002 года, на границе Германии и Швейцарии, в небе столкнулись два самолета. Пассажирский ТУ-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой «Боинг-757-200» компании «ДNL», который летел из Италии в Барселону. Самолеты столкнулись в воздухе по вине авиадиспетчера Петера Нильсена, следствие установило, что именно он допустил несколько роковых ошибок. В той катастрофе погиб 71 человек, среди них было 52 ребенка. Среди пассажиров была семья Виталия Калоева: жена Светлана, одиннадцатилетний сын Константин и четырехлетняя дочь Диана. Похоронены во Владикавказе.
24 февраля 2004 года Виталий Калоев убил диспетчера Петера Нильсена на пороге его дома. Калоева задержала полиция Швейцарии, он был осужден на восемь лет тюрьмы, через четыре года Верховный суд Швейцарии его освободил.
Живет во Владикавказе, женат вторым браком, в декабре 2018 года у него родилась двойня. Софья и Максим.
Об этой трагедии были сняты художественные фильмы. Швейцарско-германский, где роль Калоева сыграл Арнольд Шварценеггер, и российский — «Непрощенный» с Дмитрием Нагиевым в главной роли.
https://ria.ru/20220702/aviakatastrofa-1799772685.html
Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером
Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером — РИА Новости, 02.07.2022
Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером
2 июля 2002 года над Боденским озером столкнулись Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой боинг-757 компании DHL.
2022-07-02T12:41
2022-07-02T12:41
2022-07-02T12:41
виталий калоев
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/02/1799772134_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_c38054db096ee589a3683115d9896de6.jpg
На борту Ту-154 находились 69 человек, среди них 52 ребенка. Дети летели на отдых в Испанию, поездка была организована ЮНЕСКО. В ту ночь вместо положенных двух авиадиспетчеров дежурил только один – Питер Нильсен. Автоматическое оповещение было отключено из-за техобслуживания. Нильсен заметил сближение двух самолетов слишком поздно. В результате удара Ту-154 развалился на несколько частей и упал в окрестностях немецкого города Юберлинген. После расследования виновными признали диспетчеров компании «Скайгайд». Однако, Питер Нильсен так и не предстал перед судом. В 2004 году его убил Виталий Калоев, который потерял в авиакатастрофе всю семью.
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером
2 июля 2002 года над Боденским озером столкнулись Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой боинг-757 компании DHL.
2022-07-02T12:41
true
PT3M38S
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/02/1799772134_240:0:1680:1080_1920x0_80_0_0_80ebef37a2da6e0045ecb7033e83b745.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
виталий калоев, видео
Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером
2 июля 2002 года над Боденским озером столкнулись Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой боинг-757 компании DHL.
2022-07-02T12:41
true
PT3M38S
Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером
2 июля 2002 года над Боденским озером столкнулись Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой боинг-757 компании DHL.
На борту Ту-154 находились 69 человек, среди них 52 ребенка. Дети летели на отдых в Испанию, поездка была организована ЮНЕСКО. В ту ночь вместо положенных двух авиадиспетчеров дежурил только один – Питер Нильсен. Автоматическое оповещение было отключено из-за техобслуживания. Нильсен заметил сближение двух самолетов слишком поздно. В результате удара Ту-154 развалился на несколько частей и упал в окрестностях немецкого города Юберлинген. После расследования виновными признали диспетчеров компании «Скайгайд». Однако, Питер Нильсен так и не предстал перед судом. В 2004 году его убил Виталий Калоев, который потерял в авиакатастрофе всю семью.
Содержание
- Трагедия на Боденском озере
- Причина трагедии
- Месть Виталия Калоева
- Наказание виновных в трагедии
- Судьба Виталия Калоева
- «Последствия» – фильм о трагедии над Боденским озером.
- «Непрощенный» — правдивый фильм о трагедии Калоева
Трагедия на Боденском озере
Шестнадцать лет назад первого июля 2002 года в 21 час 35 мин. в небе вблизи Боденского озера на территории Германии столкнулись два самолета: грузовой Boeing-757 и российский пассажирский авиалайнер ТУ-154.
В авиакатастрофе погибли 71 человек, из них 52 ребенка. Это были талантливые дети из Башкирии, которых поощрили за отличную учебу туристическими путевками в солнечную Испанию. Череда странных событий предшествовала вылету этой группы. Сначала детей отвезли в другой аэропорт. И они опоздали на первоначально запланированный рейс. По просьбе работников туристической компании в срочном порядке им организовали чартерный рейс. Потом после подачи на взлетную полосу самолета пришлось вернуть на погрузку продуктов, которые, по непонятным причинам, забыли. Возникало ощущение, что кто-то хотел предупредить о надвигающейся катастрофе.
Светлана Калоева с двумя детьми также оказалась на борту Туполева, так как на другие рейсы билеты раскупили. Они летели к мужу в Барселону, который работал там архитектором уже полтора года.
Самолеты столкнулись над городом Юберлинген в Германии. Местные жители до сих пор помнят жуткую трагедию. В ту ночь они впервые столкнулись с понятием «дождь трупов». Тела падали прямо с неба. На 10 км были разбросаны фрагменты человеческих тел.
Из пострадавших россиянин Виталий Калоев на месте трагедии оказался первым. Теплилась надежда, что может все-таки родные не сели на этот рейс, но члены комиссии по расследованию подтвердили его самые худшие опасения. Он лично принимал участие в спасательной операции. Калоев сразу нашел разорванные бусы своей дочери, потом и тело Дианы, а чуть позже тело сына Кости. Через два дня прилетели остальные родители погибших детей. Зрелище было страшное. Все рыдали, многие теряли сознание. Тела детей увозили в закрытых гробах. Горю не было границ.
Причина трагедии
Авиадиспетчер швейцарского диспетчерского центра тридцатипятилетний датчанин Петер Нильсен в ту ночь был на дежурстве. Он вместе с коллегой управлял воздушным движением на участке воздушного пространства над восточной Швейцарией и частью юго-западной Германии. Ночью движение на этом участке не столь интенсивное, и напарник Петера ушел на длительный перерыв. Нильсен остался один наблюдать за движениями авиалайнеров. Разрываясь между двумя мониторами, где на одном шел на посадку опоздавший аэробус, а на другом — Boeing с разрешения авиадиспетчера вышел на одну высоту с Ту-154. Они двигались в одном эшелоне на встречу друг другу быстрее скорости звука.
У авиалайнеров сработала бортовая система сближения TCAS, и сигнал тревоги прозвучал у обеих кабинах самолетов. Нильсен осознал, что у него серьезная проблема. Он приказал башкирскому самолету немедленно снижаться. Сразу же бортовая система сообщила противоположное указание. Российские пилоты не знали каким инструкциям следовать. Одновременно TCAS на Boeing-757 говорил снижаться. Экипаж без замедления последовал инструкции бортовой системы. В свою очередь, экипаж Ту-154 поступил так, как велел авиадиспетчер. Столкновение неизбежно. Самолеты упали и все, находившиеся в них, погибли. Это страшнейшая катастрофа гражданских самолетов в истории Германии. Расследование показало, что в диспетчерской совпал ряд неудачных событий. Если бы Нильсен услышал предупреждение системы STCA (она не сработала) до того, как в действие вступила бортовая система TCAS, катастрофы удалось бы избежать.
Месть Виталия Калоева
Потеряв веру в законы и в высшую справедливость Калоев начинает собственное расследование. 21 февраля 2004 года, в то время, как эксперты составляли заключительный отчет мужчина летел в Цюрих, чтобы посмотреть в глаза виновнику трагедии. Он ждал, что прозвучат извинения за произошедшее. Но все жили так, вроде бы ничего не случилось. Нильсен продолжал работать в компании skyguide, но перешел в отдел анализа обеспечения безопасности. Калоев узнал, где он живет. Виталий пришел к авиадиспетчеру домой. Нильсен открыл дверь. Калоев протянул фотографии своих детей, чтобы тот посмотрел и просто попросил прощение. Нильсен грубо оттолкнул руку Виталия. Фото падает на пол. У Калоева темнеет в глазах. Он выхватывает из кармана нож и наносит диспетчеру двенадцать ударов перочинным ножом. Виталия Калоева арестовали, признали виновным в преднамеренном убийстве и приговорили к восьми годам. В 2007 года его освободили после того, как суд высшей инстанции принял его ограниченную вменяемость в связи с гибелью его семьи.
Наказание виновных в трагедии
После пяти лет разбирательств суд признал четырех работников skyguide в убийстве по неосторожности. Три менеджера, позволявшие практиковать работу с одним диспетчером, получили по году условно. Руководитель проекта, который занимался техническими работами в ночь катастрофы, был оштрафован на одиннадцать тысяч долларов.
Семьям пострадавших в авиакатастрофе компания skyguide выплатила по 150 тысяч евро на каждого погибшего. Некоторые убитые горем люди не смогли принять деньги за жизнь своих детей.
Судьба Виталия Калоева
Многих интересует — как сложилась судьба Виталия Калоева? Он освободился с мест лишения свободы в ноябре 2008 года. Когда его досрочно выпустили, не мог понять, зачем ему свобода. «Ушли из жизни те, которые были смыслом моей жизни. После такой трагедии жизнь начинать с нового листа невозможно, но опускаться не надо. Горе твое и жить с этим горем только тебе. И слезы, которые постоянно на глазах, не нужно видеть никому. А жизнь продолжать такой, какая уготована тебе Богом.»- говорит в одном из интервью Виталий Калоев.
После освобождения его назначили на должность заместителя министра строительства Северной Осетии. Проработал до пенсии. В 2015 году встретил женщину, с которой Калоеву захотелось связать свою жизнь.
«Последствия» – фильм о трагедии над Боденским озером.
Голливудский фильм «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером вышел на экраны в 2017 году. В картине пытались воспроизвести трагедию над Боденским озером. На вопрос, как Калоев относится к съемкам фильма? «Нормально. Исказить реальность событий 2002 года возможно лишь в том случае, если не следовать материалам уголовного дела»- отвечал он.
Когда случилась авиакатастрофа, Германия старалась поскорее забыть о происшествии и никогда не вспоминать о нем. «Если выйдет фильм и его посмотрят, то о трагедии будут помнить многие. Как я буду выглядеть в фильме мне все равно. Мне важно одно — память о моих детях»- говорит Калоев.
Картина «Последствия» получилась посредственной. События в фильме отличались от реальности. Главный герой мало чем походил на своего прототипа. Когда Виталий посмотрел картину, то был разочарован. «Фильм не понравился. Главный герой чересчур сентиментальный, а диспетчер очень плаксив и постоянно сожалеет о случившимся. В реальной жизни было все наоборот»- высказывает свое мнение Виталий.
«Непрощенный» — правдивый фильм о трагедии Калоева
Новый фильм об истории Калоева вышел в прокат в 2018 году под названием «Непрощенный». Главного героя Калоева сыграл талантливый актер Дмитрий Нагиев. «Картина немного приукрашена, но все создатели фильма старались события воспроизвести предельно честно»- высказывается режиссер фильма Сарик Андреасян.
«Непрощенный» — достаточно подробная и реалистичная картина. В фильме правдиво рассказывается, как Калоев не жил местью. Он не хотел убивать. Мужчина надеялся, что авиакомпания извинится перед пострадавшими. Но они перевели все на деньги и не могли понять, почему люди от них отказываются. В картине раскрывается отношение к горю западного и русского человека.
Виталий Калоев о фильме «Непрощенный» хранит молчание. «Я устал от своей известности. Все сказал, больше говорить нечего»- отвечает мужчина на вопросы корреспондентов.
( 6 оценок, среднее 3.33 из 5 )
Копаем глубже
Столкнулись Ту-154М авиакомпании ‘БАЛ’ и грузовой Боинг-757
Я когда-то уже интересовался этой катастрофой и вот какие причины к ней привели (ссылки внизу)
1. Диспетчер был один на рабочем месте, хотя по инструкции их должно было быть НЕ МЕНЕЕ ДВУХ. Это означает, что Нильсену приходилось регулярно прыгать между двумя рабочими местами и он упустил критическое сообщение от Боинга об их снижении.
2. Отключена автоматическая система предупреждения о сближении из-за технического обслуживания.
3. Отключён один из радаров, так-же из-за тех обслуживания
4. Получаемые данные с радара поступали с большой задержкой (тех. работы), в одном из источников говориться про 60 секунд, так что Нельсон мог просто не знать что самолёты уже настолько близко друг к другу.
5. Отключена основная телефонная линия диспетчерской. Нильсен хотел передать другой самолёт диспетчеру аэропорта для посадки, но не смог дозвониться и ему пришлось тратить драгоценное время за вторым монитором, в то время как на первом два самолёта сближались. Ему также не смогли дозвониться из другой диспетчерской, чтобы предупредить об опасном сближении.
6. Неисправная запасная телефонная линия диспетчерской.
7. Диспетчер сказал, что Боинг находится на 60 градусов справа, вместо 60 градусов слева, это была самая большая из ошибок диспетчера.
TCAS — это система автоматического предупреждения о сближении, она автоматически выдает инструкции пилотам обеих самолётов при опасном сближении.
8. И наверное самое роковое — это неразбериха в документах, из-за которой было непонятно кто имеет приоритет — диспетчер или система TCAS. В результате чего Российский самолёт стал снижаться следуя указаниям диспетчера. Боинг в свою очередь стал снижаться следуя указаниям TCAS.
Ещё до окончания расследования журналисты написали просто «Из-за ошибки диспетчера столкнулись два самолёта»
Мораль
К этой трагедии привела цепочка трагических случайностей и недочётов.
Безусловно, Нильсен несёт часть вины за случившееся, однако есть множество других более важных причин и виновников трагедии. Например менеджеры, которые поставили диспетчера в такое сложное положение. Почему Калоев не пошёл например к начальнику компании Skyguide?
Мне безумно жалко семью Калоева и я никому этого не пожелаю, но убийство диспетчера было роковой ошибкой.
Что же касается того, что Нильсен не захотел принять Калоева у себя дома, то я считаю, что Нильсен мог просто испугаться грозно выглядящего иностранца, который хотел попасть к нему домой, где были его семья и дети, да и только Калоев точно знает, что на самом деле тогда произошло. Ну и приходить в гости с ножом это явно не случайность, может он и не убил бы его, но явно предполагал такой исход.