Ошибка ван гельмонта

Ошибка Ван-Гельмонта

В старые времена врач обязан был знать ботанику, ведь многие лекарственные средства готовились из растений. Неудивительно, что лекари нередко выращивали растения, проводили с ними различные опыты. Так, голландец Ян Баптист Ван-Гельмонт (1579—1644) не только занимался врачебной практикой, но и экспериментировал с растениями.

Он решил узнать, благодаря чему растет растение. С животными и человеком вроде бы все ясно: поедая корм или пищу, они получают вещества, благодаря которым увеличиваются в размерах. Но за счет чего крошечное семя, лишенное рта, превращается в огромное дерево?

Чтобы ответить на этот вопрос, Ван-Гельмонт проделал следующее. Взял кадку, в которую насыпал 91 килограмм высушенной в печи почвы, смочил ее дождевой водой и посадил ивовый побег массой 2,25 килограмма. Каждый день в течение пяти лет он поливал растение чистой дождевой водой. По прошествии этого времени Ван-Гельмонт извлек деревце, тщательно очистил корни от прилипших частил почвы и взвесил содержимое кадки и растение. Оказалось, что масса почвы уменьшилась всего на 57 граммов, а вот масса ивы возросла почти на 75 килограммов. Результат эксперимента исследователь объяснил исключительно поглощением воды. Так возникла водная теория питания растений.

Джозеф Пристли (1733 — 1804) — известный английский ученый-химик. Он открыл кислород, получил хлористый водород, аммиак, фтористый кремний, сернистый газ, оксид углерода. Привезенный французом Шарлем Кондамином из Южной Америки каучук Пристли в 1770 году предложил использовать для стирания написанного, назвав его гуммиэластиком. Как химика Пристли заинтересовал вопрос: почему воздух полей и лесов чище городского?

Ученый предположил, что растения очищают его от веществ, выделяемых людьми при дыхании, а также дымящимися трубами заводов и фабрик. С целью проверки своего предположения он посадил под стеклянный колпак мышь. Довольно быстро животное погибло. Тогда экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, но уже вместе с веткой мяты. «Это было сделано в начале августа 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в стеклянном колпаке, где росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на три дюйма…».

Опыт заинтересовал ученых, многие повторили его в своих лабораториях, однако результаты получались неодинаковые: в одних случаях растения действительно очищали воздух и делали его пригодным для дыхания мыши, в других — этого не наблюдалось. Надо сказать, что сам Пристли при повторении опытов получил противоречивые результаты. Установить истину ученый уже не смог, так как консервативно настроенные англичане разгромили его прекрасно оборудованную лабораторию и богатую библиотеку за сочувствие их владельца идеям французской революции. Пристли оставил научную работу и эмигрировал в США.

Следует отметить, что еще в 1753 году, то есть за 18 лет до опытов англичанина, великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов высказал весьма любопытные мысли относительно питания растений. В своем трактате «Слово о явлениях воздушных» он писал: «…преизобильное ращение тучных дерев, которые на бесплодном песку корень свой утвердили, ясно объявляет, что жирными листами жирный тук из воздуха впитывают, ибо из бессочного песку столько смоляной материи в себя получить невозможно».

В другой своей работе «Слово о слоях земных» он высказался о воздушном питании растений еще более определенно: «Откуда же новый сок сосны собирается и умножает их возраст, о том не будет спрашивать, кто знает, что многочисленные иглы нечувствительными скважинами почерпают в себя с воздуха жирную влагу, которая тончайшими жилками по всему растению расходится и разделяется, обращаясь в его пищу и тело». «Нечувствительные скважины» — это не что иное, как устьица, хорошо известные каждому из школьного учебника ботаники.

К сожалению, мысли, высказанные великим Ломоносовым, остались неизвестными научным кругам. А вот идею Пристли об очищении воздуха поддержали не только ученые, она стала популярна даже в народе. Результатом явилось массовое разведение цветов в помещениях, где находились больные. При этом двери обычно держали плотно закрытыми, дабы «вредный» наружный воздух не мог проникнуть в комнату.

Голландский врач Ингенгауз (1730—1799) усомнился в правильности такого использования растений и провел ряд экспериментов с целью проверки действенности этого приема. В результате своих опытов он сделал открытие, что только зеленые части растений могут улучшать воздух, да и то лишь в том случае, когда они находятся на свету — цветки, корни, а также зеленые листья, лишенные света, — воздуха не исправляет.

Швейцарский естествоиспытатель Жан Сенебье (1742 — 1809) первым установил необходимость углекислого газа для питания зеленых растений. Он же предложил термин «физиология растений» и в 1880 году написал первый учебник по этой дисциплине.

Его соотечественник естествоиспытатель Никола Теодор Соссюр (1767—1845) работал в области физики, химии и геологии. Однако мировую известность приобрел благодаря трудам в области физиологии растений. С помощью точных методов количественного химического анализа он убедительно доказал, что растения на свету усваивают углерод из углекислого газа, выделяя при этом кислород. Ученый также установил, что растения, как и животные, дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Так постепенно складывались представления о фотосинтезе как о процессе, в ходе которого из углекислого газа и воды зеленые растения на свету образуют органические вещества и выделяют кислород.

Термин «фотосинтез» был предложен в 1877 году известным немецким физиологом растений Вильгельмом Пфеффером (1845—1920). В ходе этого процесса солнечная энергия преобразуется в энергию химических связей органических соединений. Во второй половине XIX столетия было установлено, что энергия солнечного света усваивается и трансформируется при помощи зеленого пигмента хлорофилла.

������ � �����
���� ��������

�����-��,
���-�� �� ����� ���� ��� ������, �� �� ���� �� �� ���������� �����, �� ���� �� ������� ������� ���������� ������, ���, �����
�������, �� ������������� �����. �������� � ����, �� �����, �������� ���� ������, �� �� �����… � ��� ��� ������ ����� ��
����� � ������ �����, ������� �������� ��� �����. �� ������������ � ���� �������, � ���� �����… ���� ��� ������ ���������
���. �� �����­��� ��� � ��������. ���� �����, � ��� ������ �� ������ � ����� �����.

�. �. ���������

«������ ���-���������»

� ������ ������� ���� ������ ���
����� ��������, ���� ������ ������������� �������� ���������� �� ��������. �������������, ��� ������ ������� ���������� ��������,
��������� � ���� ��������� �����.

���, ��������� �� ������� ���-��������
(1579—1644) �� ������ ��������� ��������� ���������, �� � ����������������� � ����������. �� ����� ������, ��������� ����
������ ��������.

� ��������� � ��������� ����� ��
��� ����: ������ ���� ��� ����, ��� �������� ��������, ��������� ������� ������������� � ��������. �� �� ���� ���� ���������
����, �������� ���, ������������ � �������� ������?

����� �������� �� ���� ������, ���-��������
�������� ���������. ���� �����, � ������� ������� 91 ��������� ���������� � ���� �����, ������ �� �������� ����� � �������
������ ����� ������ 2,25 ����������.

������ ���� � ������� ���� ��� ��
������� �������� ������ �������� �����. �� ���������� ����� ������� ���-�������� ������ �������, ��������� ������� �����
�� ��������� ������ ����� � ������� ���������� ����� � ��������.

���������, ��� ����� ����� �����������
����� �� 57 �������, � ��� ����� ��� �������� ����� �� 75 �����������. ��������� ������������ ������������� �������� �������������
����������� ����. ��� �������� ������ ������ ������� ��������.

������ ������� (1733 — 1804) — ���������
���������� ������-�����. �� ������ ��������, ������� ��������� �������, ������, ��������� �������, ��������� ���, ����� ��������.

����������� ��������� ������ ����������
�� ����� ������� ������ ������� � 1770 ���� ��������� ������������ ��� �������� �����������, ������ ��� ��������������.

��� ������ ������� �������������
������: ������ ������ ����� � ����� ���� ����������?

������ �����������, ��� ��������
������� ��� �� �������, ���������� ������ ��� �������, � ����� ���������� ������� ������� � ������.

� ����� �������� ������ �������������
�� ������� ��� ���������� ������ ����. �������� ������ �������� �������. ����� ��������������� �������� ��� ����� �� ������
������ ����, �� ��� ������ � ������ ����.

«��� ���� ������� � ������ �������
1771 ����. ����� ������-������ ���� � �����, ��� ���� ��������� ����� ���� � ���������� �������, ��� ����� ����� ����. �����
���� ����� ����� �� ��� �����…».

���� ������������� ������, ������
��������� ��� � ����� ������������, ������ ���������� ���������� ������������: � ����� ������� �������� ������������� �������
������ � ������ ��� ��������� ��� ������� ����, � ������ — ����� �� �����������.

���� �������, ��� ��� ������� ���
���������� ������ ������� �������������� ����������.

���������� ������ ������ ��� �� ����,
��� ��� ������������� ����������� ��������� ���������� ��� ��������� ������������� ����������� � ������� ���������� �� ����������
�� ��������� ����� ����������� ���������. ������� ������� ������� ������ � ����������� � ���.

������� ��������, ��� ��� � 1753
����, �� ���� �� 18 ��� �� ������ �����������, ������� ������� ������ ������ ���������� ��������� �������� ������ ����������
����� ������������ ������� ��������.

� ����� �������� «����� � ��������
���������» �� �����: «…������������� ������� ������ �����, ������� �� ���������� ����� ������ ���� ���������, ���� ���������,
��� ������� ������� ������ ��� �� ������� ���������, ��� �� ���������� ����� ������� �������� ������� � ���� �������� ����������».

� ������ ����� ������ «����� � �����
������» �� ���������� � ��������� ������� �������� ��� ����� �����������: «������ �� ����� ��� ����� ���������� � ��������
�� �������, � ��� �� ����� ����������, ��� �����, ��� �������������� ���� ����������������� ���������� ��������� � ���� �
������� ������ �����, ������� ���������� ������� �� ����� �������� ���������� � �����������, ��������� � ��� ���� � ����».

«���������������� ��������» — ���
�� ��� ����, ��� �������, ������ ��������� ������� �� ��������� �������� ��������.

� ���������, �����, ����������� �������
�����������, �������� ������������ ������� ������. � ��� ���� ������� �� �������� ������� ���������� �� ������ ������, ���
����� ��������� ���� � ������. ����������� ������� �������� ���������� ������ � ����������, ��� ���������� �������. ��� ����
����� ������ ������� ������ ���������, ���� «�������» �������� ������ �� ��� ���������� � �������.

����������� ���� ��������� (1730—1799)
��������� � ������������ ������ ������������� �������� � ������ ��� ������������� � ����� �������� ������������� ����� ������.
� ���������� ����� ������ �� ������ ��������, ��� ������ ������� ����� �������� ����� �������� ������, �� � �� ���� � ���
������, ����� ��� ��������� �� ����� — ������, �����, � ����� ������� ������, �������� �����, — ������� �� ����������.

��������� ����� ����. ������� ���
����� � �����. � ���� ������ ���� ��-��� �����, � � ������ — ��������� � �����������. ��� ���������, ��� ��������, ���������
����, ������������ � ����. ����� � ������ ����� �������� ������� ������� �������� ������, ������� �� ���������, �� ��������
������� ������� ��������, ����������� �����. ��� ����� �������� �� ����.

����� ��������� ����� �� �������,
��� � ����� � ����������� ����� ������� ������ �������� �������� �����-�� ���. ����� �� �������� ��������, ����� ����������,
��� ��� ��������: ��������� � �������� ������� ������� ���� ����������. � ����� � ��������� �����, ��� ��� ����������� ����,
������� ������ ��������� �� ��������.

��������� ��������, ��� ��� ����
������ � ����������, � �� � �����-�� ���� ����, ��������� ��� ���������. ��� ����� ��������� ����� ��������� ���� ����������
���, � ������ ������� ������ ������ �������� ��������.

����������� ������������������ ���
������� (1742 — 1809) ������ ��������� ������������� ����������� ���� ��� ������� ������� ��������. �� �� ��������� ������
«���������� ��������» � � 1880 ���� ������� ������ ������� �� ���� ����������.

��� ��������������� ������������������
������ ������ ������ (1767—1845) ������� � ������� ������, ����� � ��������. ������ ������� ����������� �������� ���������
������ � ������� ���������� ��������.

� ������� ������ ������� ���������������
����������� ������� �� ����������� �������, ��� �������� �� ����� ��������� ������� �� ����������� ����, ������� ��� ����
��������.

������ ����� ���������, ��� ��������,
��� � ��������, �����, �������� �������� � ������� ���������� ���. ��� ���������� ������������ ������������� � �����������
��� � ��������, � ���� �������� �� ����������� ���� � ���� ������� �������� �� ����� �������� ������������ �������� � ��������
��������.

������ «����������» ��� ���������
� 1877 ���� ��������� �������� ���������� �������� ����������� ��������� (1845—1920). � ���� ����� �������� ��������� �������
������������� � ������� ���������� ������ ������������ ����������.

�� ������ �������� XIX �������� ����
�����������, ��� ������� ���������� ����� ����������� � ���������������� ��� ������ �������� �������� ����������.

� ��������� ��������
��������:

«�����
���������� �� ������� �� ���� ������������ ����»

«�������
���� — ������ ���������»

���� ��������:
www.mir-rasteniy.narod.ru / �������� ����� �����

February 10 2020, 09:10

Categories:

  • Природа
  • Наука
  • Cancel

Растение, которое обмануло ученого

Со школьных уроков химии и биологии все знают про ошибку известного ученого, пытавшегося понять, где берет растение питательные вещества для своего роста.

Тот, кто стремится к новым открытиям в науке — не должен бояться совершать ошибки. Опыт голландского ученого Яна Баптиста ван Гельмонта, хороший пример этого.

Для своего эксперимента ученый взял большой глиняный горшок, в который насыпал предварительно прокаленной в печи земли и посадил ветку ивы весом 5 фунтов (1 фунт – 453,6 грамм). В течение пяти лет ученый ни чем не подкармливал растение, а только регулярно поливал водой. По окончании своего опыта ученый вынул из земли куст ивы и взвесил его. Оказалось, что за пять лет растение набрало вес до 169 фунтов. Ученый задумался, откуда взялись дополнительные 164 фунта? Вес земли в горшке при этом за пять лет не изменился. Из этого опыта ученый сделал вывод, что главная пища растений – это вода. Так на многие годы с половины XVII до конца XVIII века в науке утвердилась ошибочная «водная теория питания растений».

Для своего роста растение получает из почвы вместе с водой растворенные в ней минеральные вещества. Но растению также необходим воздух, из которого растение потребляет углекислый газ и солнечный свет.

Когда ученый попытался повторить свой опыт в темном помещении при свете свечей – ветка ивы быстро погибла. Ван Гельмонт тогда не понял значения этого неудачного эксперимента.

Ошибка ученого заключалась еще и в том, что для опыта он выбрал не самое удачное растение, которое в силу своих физиологических особенностей и обмануло его.

Ива, как известно, любит воду, охотно растет на болотистых низинах, по берега рек и озер. Растение очень неприхотливое. Срезанные и поставленные в воду на вербное воскресенье ветки ивы дают корни. Если эти ветки не выбрасывать, а посадить в землю, каждая веточка укоренится и из нее вырастет новый куст ивы.

Если бы ученый выбрал для своего опыта какой-нибудь другое растение, не столь влаголюбивое, то результат был бы не столь очевиден, и возможно, ученые поняли бы раньше, что растению для роста нужна не только вода.

Читайте так же на канале «Природа Карелии»:

Комары в опасности!
Почему в России не может быть снежного шторма?
Чем отличается рогоз от тростника?

Природа Карелии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка ван 152
  • Ошибка валидации что это значит сбербанк
  • Ошибка ваг 00282
  • Ошибка ван 136 валорант
  • Ошибка валидации что это значит как исправить