Ошибки анкетера и контроль поля

Методы социологического исследования, Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2004.

   В учебнике рассматриваются методология, методики и техники социологического исследования. Особое внимание уделено видам социологического исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования, форме представления данных и их анализу. Описаны виды и формы работы социологов, их место и роль в современном мире. Большое внимание уделяется формированию социологических анкет, проблемам их создания. Важное место уделено опросным методам. Безусловный интерес представляет глава, посвященная методам политических исследований. Большой раздел посвящен неопросным методам. Отдельно рассматривается применение тестов в прикладной социологии. Завершает книгу глава, в которой описаны наиболее известные в мире социологические исследовательские центры.
Книга адресована прежде всего студентам и аспирантам, а также преподавателям социологических факультетов. Она интересна не только ученым-исследователям, но и всем, кто интересуется социологической наукой.

Методы социологического исследования, Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2004

Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150 учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов, редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ.

Московский университет всегда славился своими профессорами и преподавателями, воспитавшими не одно поколение студентов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие нашей страны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования.

Высокий уровень образования, которое дает Московский университет, в первую очередь обеспечивается высоким уровнем написанных выдающимися учеными и педагогами учебников и учебных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который становится достоянием не только Московского университета, но и других университетов России и всего мира.

Издание серии «Классический университетский учебник» наглядно демонстрирует тот вклад, который вносит Московский университет в классическое университетское образование в нашей стране и, несомненно, служит его развитию.

Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помощи со стороны издательств, принявших участие в издании книг серии «Классический университетский учебник». Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в вопросах науки и образования. Это служит также свидетельством того, что 250-летний юбилей Московского университета — выдающееся событие в жизни всей нашей страны, мирового образовательного сообщества.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 1. Виды социологического исследования

1.1. Социальное и социологическое исследования
1.2. Пробное и пилотажное исследования
1.3. Описательное и аналитическое исследования
1.4. Точечное исследование
1.5. Сплошное и выборочное исследования
1.6. Повторные исследования
1.7. Мониторинг
1.8. Полевое исследование
1.9. Анализ случая (Case study)
1.10. Оперативное исследование
1.11. Опросные и неопросные методы исследования
1.12. Признаки научного опроса
1.13. Виды опроса
1.14. Технические средства опроса
Глава 2. Теория и методология выборки
2.1. Зачем нужна выборка
2.2. Основные понятия и сущность выборочного метода
2.3. Типы и методы выборки
2.4. Методы вероятностной (случайной) выборки
2.4.1 Простой случайный отбор
2.4.2. Систематический отбор
2.4.3. Районированная и стратифицированная выборки
2.4.4. Гнездовая выборка
2.5. Методы невероятностной (неслучайной) выборки
2.5.1. Квотная выборка
2.6. Многоступенчатая выборка
2.7. Идеальные и реальные совокупности
2.8. Расчет объема выборки
2.9. Ошибка выборки
2.10. Контроль и ремонт выборки
2.11. Паспортичка выборки
2.12. Репрезентативность
Глава 3. Программа социологического исследования
3.1. Общее представление о программе
3.2. Теоретико-методологическая часть программы
3.2.1. Формулировка и обоснование проблемы исследования
3.2.2. Цели и задачи исследования
3.2.3. Определение объекта и предмета исследования
3.2.4. Логический анализ основных понятий
3.2.5. Теоретическая интерпретация
3.2.6. Выдвижение гипотез
3.2.7. Эмпирическая интерпретация понятий
3.3. Методическая часть программы
3.3.1. Выборка
3.3.2. Обоснование методов сбора эмпирических данных
3.3.3. Методы сбора информации
3.3.4. Методы обработки и анализа данных
3.3.5. Организационный план исследования
3.4. Научный отчет
Глава 4. Анализ эмпирических данных
4.1. Общие принципы анализа данных
4.2. Анализ одномерных распределений
4.2.1. Номинальная шкала
4.2.2. Ранговая шкала
4.2.3. Интервальная шкала
4.3. Анализ двумерных распределений
Глава 5. Табличное и графическое представление данных
5.1. Табличное представление данных
5.2. Техника редактирования таблиц
5.3. Графическое представление данных
Глава 6. Где, кем и как работают социологи
6.1. Характер и содержание труда прикладника
6.2. Что ожидает социолога-выпускника
6.3. Клиенты и консультанты
6.4. Внутренние и внешние консультанты
6.5. Качества консультанта
6.6. Консультирование как карьера
Раздел II. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА
Глава 1. Виды и типы анкетных вопросов

1.1. Познавательные возможности анкетного вопроса
1.2. Функции анкетного вопроса
1.3. Логическая структура вопроса
1.4. Виды анкетных вопросов
1.5. Закрытые и открытые вопросы
1.6. Вопросы-фильтры
1.7. Сложные вопросы
1.8. Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов
Глава 2. Композиция анкеты
2.1. Структура или композиция?
2.2. Общая композиция анкеты
2.3. Базисная часть анкеты
2.4. Важнейшие принципы композиции анкеты
2.5. Обслуживающие разделы анкеты
2.6. Правила кодирования
2.7. Разработка анкеты
Глава 3. Формулировка вопросов и качество анкеты
3.1. Основные правила формулировки вопросов
3.2. Анализ качества анкеты
3.3. Логический контроль анкеты
Глава 4. Ошибки и контроль поля
4.1. Вопросы, которые не надо задавать
4.2. Хорошие и устойчивые вопросы
4.3. «Эффект имени» при формулировке вопросов
4.4. Ошибки анкетера и контроль поля
Раздел III. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
Глава 1. Методология и технология интервью

1.1. Дефиниция и особенности интервью
1.2. Интервью в качественной и количественной социологии
1.3. Организация фокус-групп
1.3.1. Состав и численность фокус-группы
1.3.2. Ограничения на участие в фокус-группе
1.3.3. Процедура проведения
1.3.4. Устройство помещения
1.3.5. Функции и качество модератора
1.4. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров
1.5. Эффект интервьюера
Глава 2. Виды и типы интервью
2.1. Типология интервью
2.2. Формализованное интервью
2.3. Свободное интервью
2.4. Фокус-группа
2.4.1. Из истории вопроса
2.4.2. Определение и особенности метода
2.4.3. Преимущества и недостатки
2.4.4. Сфера применения
2.5. Телефонное интервью хорошо, но очень плохо
Глава 3. Маркетинговое исследование
3.1. Цели и задачи маркетингового исследования
3.2. Проблема выборки и репрезентативности
3.3. Трудности в общении заказчика и исследователя
3.4. Бриф и брифинг
3.5. Методические и технические приемы исследования
3.6. Лабораторный опрос (Hall-test)
3.7. Домашний тест (Home-test)
3.8. Личное интервью (face-to-face)
3.9. Кабинетное исследование (Desk Research)
3.10. Телефонный опрос OMNIBUS
3.11. The VALS Survey
3.12. Вопросник VALS Survey (online version)
Глава 4. Экспертный опрос
4.1. Методология экспертного опроса
4.2. Виды экспертного опроса
4.3. Отбор экспертов
4.4. Факторы валидности экспертных оценок
4.5. Ошибки и трудности в применении экспертного опроса
4.6. Необычные эксперты
Глава 5. Методы политических исследований
5.1. Опросы на входе и на выходе
5.2. Праймериз — выборы понарошку?
5.3. Exit-Poll: вы уже проголосовали?
5.4. Политический рейтинг
Раздел IV. НЕОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
Глава 1. Наблюдение в социальных науках

1.1. Сущность наблюдения
1.2. Отличительные черты научного наблюдения
1.3. Специфика социологического наблюдения
1.4. Виды наблюдения
1.5. Формализованное наблюдение
1.6. Включенное наблюдение
1.7. Преимущества и недостатки наблюдения
1.8. Роль и качества наблюдателя
Глава 2. Анализ документов
2.1. Документальная база социологии
2.2. Анализа документов: общие положения
2.3. Методология и методика контент-анализа
Глава 3. Научный эксперимент
3.1. Сущность научного эксперимента
3.2. Методология и методика эксперимента
3.3. Процедура экспериментирования
3.4. Формирование групп в эксперименте
3.5. Ошибки и трудности в эксперименте
3.6. Классификация экспериментов
3.7. Социодраматургические и этнометодологические эксперименты
Глава 4. Action research
4.1. Определение и область применения
4.2. Философские основания
4.3. Методология
4.4. Процедура проведения
4.5. Цикличность и итерация
4.6. Методы AR
4.7. История вопроса
4.8. Парадигмы AR
4.9. Интервенционистская социология
Глава 5. Применение тестов в прикладной социологии
5.1. Методология тестирования
5.2. Классификация тестов
5.3. Социометрические процедуры
5.4. Технология тестирования
5.5. Компьютерное тестирование
Глава 6. Исследовательские центры
6.1. Институт Гэллапа
6.2. Институт Демоскопии
6.3. ВЦИОМ
6.4. ESOMAR
6.5. NORC
6.6. NatCen
6.7. ИНИОН РАН
6.8. GfK Group
6.9. QUANTUM
6.10. Консалтинговые организации
Приложения
Словарь терминов
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Методы социологического исследования, Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2004 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать книгу Методы социологического исследования, Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2004
— Яндекс Народ Диск.

Скачать книгу Методы социологического исследования, Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2004 — depositfiles.

Дата публикации: 02.07.2012 10:41 UTC

Теги:

учебник по социологии :: социология :: Добреньков :: Кравченко


Следующие учебники и книги:

  • Современные социологические теории, Ритцер Дж., 2002
  • Современные зарубежные социологические концепции, Култыгин В.П., 2000
  • Семь лекций по истории социологии, Гофман А.Б., 2001
  • Модели социальных процессов, Плотинский Ю.М., 2001

Предыдущие статьи:

  • Методология анализа данных в социологии, Татарова Г.Г., 1999
  • Этапы развития социологической мысли, Арон Р., 1993
  • Социология, Основы общей теории, Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., 2003
  • Социология, Ковалевская Е.В., 2004

  • ⇐ Назад
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 91011
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • Далее ⇒

2. Чем меньше респондентов, тем больше вопро­сов. Чикагский социолог Клиффорд Шау на протяже­нии многих лет вникал в жизненные обстоятельства сначала малолетнего, а потом зрелого преступника «Джека-роллера». Количество вопросов, на которые пришлось ответить респонденту письменно и устно, — неисчислимо. Правда, полученные данные не дают осно­ваний распространить опыт Джека на судьбы других преступников и вполне нормальных людей. Подобная стратегия относится к «качественной» и ориентирована на case study1. Сокращение числа респондентов позво­ляет увеличить число задаваемых вопросов. Уменьшая количество изучаемых объектов, социолог увеличивает глубину исследования каждого из них. В эмпирическом исследовании глубина и полнота изучения объектов, как правило, обратно пропорциональны репрезентативно­сти. Собранная на нескольких объектах информация, при условии, что они не исчерпывают весь класс таких объектов, т. е. не являются редкими, не является репре­зентативной, зато может оказаться содержательно бо­лее глубокой.

3. Оптимальное количество респондентов и во­просов. Промежуточное положение между двумя по­люсами — опросом всех респондентов и опросом одно­го — занимают выборочные исследования. Они сочетают достоинства того и другого, избегая всех или многих недостатков сплошного обследования и изуче­ния случая: много переменных, много респондентов, небольшие затраты и сроки. Однако в выборочном ис­следовании «переменных должно быть столько, сколь­ко по силам обработать персоналу лаборатории. Мас­сив же должен быть достаточным для проверки гипотезы максимальной размерности. Обычно 3 — 5тыс. респондентов с лихвой хватает для детального анализа распределений. Это, конечно, не означает, что обеспе­чивается высокая репрезентативность данных»[152].

Выборочные обследования практически с той же точностью обеспечивают сбор данных, что и переписи, почти по такому же количеству (по десяткам призна­ков), что и case study, т. е. сочетает достоинства того и другого. Правда, достигается подобный эффект за счет очень серьезного усложнения процедуры обследова­ния, главную роль в которых играет математическая статистика. В каком-то смысле выборочное исследова­ние можно уподобить современному компьютеру, ко­торый представляет верх технического совершенства рядом с технически более примитивными переписью и изучением случая.

И Анализ качестве анкеты_______________________

Качество социологической анкеты определяется ря­дом факторов, в том числе тем, как мудро, проницательно и умело сформулировал ее позиции разработчик, и тем, насколько адекватно его поняли респонденты. Высший балл получает тот инструмент, у которого на выходе (от­веты респондента) получается практически то же самое, что на входе (программные и анкетные вопросы, состав­ленные ученым).

Изучая то, как воспринимают респонденты анкетные вопросы, специалисты используют разнообразные техни­ки. Обычно практикуются три метода: 1) экспертные оценки разработчиков анкеты; 2) экспертные оценки ин­тервьюеров; 3) логический анализ анкеты; 4) когнитивные методы анализа текста анкет[153]. При этом в основном тести­руют лексическую или логическую правильность вопро­сов (например, сбалансированность закрытий), их семан­тическое соответствие теме исследования. Кроме того, специалисты обращают внимание на способы предъявле­ния вопросов или карточек интервью, их понимание, про­водят разграничение письменного текста вопросника и воспроизведения его отдельных элементов в устной речи ит. д.

Цель когнитивных методов — понять мыслительные процессы, управляющие ответами респондента при опро­се, используя полученные знания для конструирования более эффективного опросного инструмента. Эмпириче­ски удалось выяснить, что письменный вопрос и его про­изнесение — вслух анкетером (интервьюером) или мыс­ленно респондентом — две разные вещи. Не существует даже такой объективной формы, как дословное произне­сение текста. В большинстве случаев оно представляет со­бой лишь устойчивый миф, укоренившийся в среде раз­работчиков анкет. Социолог читает респонденту одним образом, сам респондент—другим. При этом тот и другой в разное время могут прочитать, а соответственно и по­нять, один и тот же текст по-разному в зависимости от своего настроения, эмоционального и физического само­чувствия, форс-мажорных обстоятельств и т. д. В конеч­ном итоге с помощью когнитивного анализа можно уста­новить, что именно человек думает, отвечая на вопросы интервьюера. Здесь анкета трактуется не как бумажный документ с записанным текстом, а как коммуникативная среда, в которой взаимодействуют: 1) содержание, на­правленность и последовательность анкетных вопросов; 2) формулировка вопроса и многообразие его интерпре­таций; 3) характеристики и условия ситуации опроса; 4) личность интервьюера и респондента. При когнитив­ном анализе используются два метода, направленных на уменьшение семантического многообразия слов и выра­жений: 1) улучшение формулировки вопроса и снятие не­однозначных понятий; 2) повышение качества коммуни­кации между интервьюером и респондентом. По мнению Т. Димайо и Дж. Ротгеба к первой группе относятся сле­дующие техники: метод парафразы, метод артикулиро­ванного (проговоренного) суждения, метод оценки уве­ренности в ответах и метод пробных вопросов[154]. Вторая группа включает: метод когнитивного кодирования, метод экспертных оценок, семантическое кодирование вербаль­ного протокола, экспертное кодирование вербального протокола и метод временных характеристик[155]. При этом первую группу методов называют качественными, а вто­рую количественными.

Методы когнитивного интервью направлены на во­влечение респондента в процесс тестирования вопрос­ника: от респондентов требуется артикулировать свои размышления по поводу вопроса и показать интервьюе­ру, как они понимают конкретный вопрос и формулиру­ют на него ответ[156]. Метод парафразы заключается в том, что респондента просят изложить услышанный вопрос, попытаться задать его самостоятельно, используя соб­ственные лексические конструкции. Метод оценки уве­ренности в ответе позволяет выявить трудности, связан­ные с формулированием ответа. Респондента просят оценить (например, по пятибалльной шкале) каждый от­вет в зависимости от уверенности, с которой он был выбран. С помощью метода артикулированного сужде­ния можно установить, что говорит респондент о причи­нах выбора определенного варианта ответа. Для этого его либо просят проговаривать все мысли, которые при­ходят ему в голову при ответе на вопрос, либо ответить на дополнительные вопросы типа «почему»[157].

И Логический контроль анкеты_____________________

Вновь созданная анкета всегда нуждается в кон­трольной проверке на соответствие его методическим критериям самыми разными способами. Часть вопросов доступна логическому контролю на уровне экспертных оценок, а другие вопросы требуют эмпирической, экс­периментальной проверки в специализированном проб­ном исследовании. Как правило, логический анализ и пробное исследование образуют две последовательные процедуры. Их цель — оценить качество разработанной методики опроса.

Логический контроль анкеты, позволяющий про­верить ее на соответствие научным критериям каче­ства, проводится в самом конце — по окончании ком­поновки анкеты.

Логический контроль — это соотнесение каждого вопроса анкеты, ее композиции и организационных ре­шений по проведению опроса со списком нормативных требований. Он проводится либо самим автором, либо членами специальной экспертной комиссии (совета).

Правильно организованный логический контроль строится по двум осям декартовой системы координат, в сумме дающих четыре квадрата.

Ось ОХ можно назвать параметром «часть — целое». Она представляет собой контроль правильности форму­лировки вопросов и правильность компоновки всей ан­кеты, ее композиции.

Ось ОУ можно назвать параметром «логическое- психологическое». Она представляет собой контроль со­ответствия каждого вопроса логическим и психологиче­ским критериям.

У’ i
Параметр «логическое- психологическое»
Параметр «часть- целое»

X
г

Рис. 1. Координатная система логического контроля анкеты

На вертикальной оси ОУ (параметр «логическое- психологическое») каждый вопрос проверяется по сле­дующим критериям:

1. Не забыты ли (если они нужны) такие варианты ответов, как: «не знаю», «затрудняюсь ответить», «не помню», «не думал об этом» и тому подобные, дающие возможность респонденту уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным?

2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободны­ми строчками для дополнительных высказываний респондентов.

3. Относится ли вопрос ко всей совокупности опра­шиваемых или только к некоторой части этой со­вокупности? (В последнем случае добавляют вопрос-фильтр.)

4. Достаточно ли объяснена респонденту техника заполнения вопроса?

5. Нет ли логического несоответствия между смыс­лом формулировки вопроса и шкалой измерения?

6. Содержатся ли в формулировке вопроса слова, термины, которые могут быть непонятны опраши­ваемым? Как их заменить, не нарушая смысла во­проса?

7. Не превышает ли вопрос компетентности опра­шиваемого? (Если такое подозрение есть, нужен контрольный вопрос-фильтр на поверку компе­тентности.)

8. Не превышает ли вопрос возможностей памяти опрашиваемых?

9. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? Если это так, то нужно расчленить спи­сок на тематические блоки и вместо одного вопро­са сделать блок вопросов.

10. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, престижных представлений?

И. Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемого (опасения за последствия опроса, неприятные ассоциации, печальные воспомина­ния и другие негативные эмоциональные состоя­ния, нарушающие психологический комфорт си­туации опроса) ?

На вертикальной оси ОУ (параметр «логическое- психологическое») композиция анкеты в целом прове­ряется на соответствие следующим критериям:

1. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых в начале анкеты к наиболее сложным в середине и простым в конце?

2. Нет ли влияния предшествующих вопросов на по­следующие?

3. Отделены ли смысловые блоки вопросов «пере­ключателями внимания», обращениями к респон­денту, информирующими о начале следующего блока?

4. Снабжены ли вопросы-фильтры указателями- переходами для разных групп респондентов?

5. Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызываю­щих ощущение монотонности и утомления у ре­спондента?

6. Нет ли нарушений в верстке и графическом оформ­лении анкеты? (Перенос части вопроса на другую страницу; неразлинованные таблицы; «слепой» текст анкеты; недостаточное место для ответов на открытые вопросы и т. п.).

На горизонтальной оси ОХ (параметр «часть- целое») каждый вопрос проверяется по следующим критериям[158]:

Какова искомая информация данного вопроса (ин- дикат) ?

Обеспечивает ли формулировка вопроса его инди­каторную функцию, даст ли он искомую информацию? Не произойдет ли замены индикаторов?

Не следует ли предусмотреть возможность укло­ниться от ответа?

Относится ли данный вопрос ко всей совокупности опрашиваемых или только к некоторой ее части? Не следует ли добавить вопросы-фильтры или другие ука­затели адресатов?

Не является ли вопрос внушающим, т. е. содержит ли он установки исследователя по поводу социально- одобряемых ответов?

Соответствуют ли варианты ответов в закрытом вопросе смыслу основной формулировки вопроса? Обеспечена ли основная задача вопроса перечнем ва­риантов ответов?

Нет ли в формулировке вопроса сложных слов, смысл которых будет непонятен или неизвестен ре­спондентам?

Не содержится ли здесь слов или выражений, до­пускающих неоднозначное понимание?

Достаточно ли проста для восприятия синтаксиче­ская конструкция вопроса? Нельзя ли ее упростить, сделать более четкой?

Не слишком ли многочисленны варианты ответов в закрытом вопросе, не стоит ли расчленить их на тема­тические блоки?

Не предъявляет ли вопрос завышенные требова­ния к памяти респондента?

Не является ли вопрос «острым» для респондентов, связанных с социальным или психологическим «табу» ? Не задевает ли он самолюбие респондента, интимные стороны его жизни?

Соответствует ли смысл вопроса и его содержание компетентности и информированности опрашивае­мых, уровню их обыденных представлений, житейской практики?

Является ли вопрос достаточным для получения не­обходимой информации? Не нужно ли добавить кон­трольные вопросы на искренность и логическую не­противоречивость ?

Перечень такого рода вопросов — своеобразный методический «тест», обеспечивающий контроль каче­ства каждого вопроса. Технически он осуществляется так. Первый вариант: в тексте анкеты рядом с каждым вопросом записываются номера тех критериев (или их сокращенные обозначения), по которым данный во­прос получил замечание. Второй вариант: рядом с каж­дым критерием выписываются номера вопросов, полу­чивших замечания по данному критерию. Результатом такого анализа будет комплексная оценка каждого во­проса по всем названным критериям. Вся совокупность вопросов разделится на три группы в зависимости от возможности их доработки. Первая группа — вопросы, признанные пригодными для использования в опросе

без дальнейшей проверки и доработки. К ним относят­ся — не получившие замечаний и те вопросы, где заме­чания доступны редактуре без экспериментальной проверки. Вторая группа — вопросы, либо получившие небольшое количество замечаний, либо имеющие гру­бые логические и методические просчеты и признан­ные непригодными к использованию Они подлежат выбраковке. Третья группа — вопросы, нуждающиеся в экспериментальной или зондажной проверке в проб­ном исследовании. По поводу каждого (или большин­ства) из них необходимо знать, какие их методические характеристики будут проверяться в пробном исследо­вании. В зависимости от этого ставятся конкретные за­дачи и процедуры для пробного исследования.

Пример первый. Существует опасение, что неко­торые слова непонятны. В пробном исследовании про­водится тестирование респондентов по списку этих слов. Если потенциально непонятных слов мало, то их содержание проверяется дополнительными вопросами в устной форме во время пробного. Кроме того, пони­мание языка анкеты контролируется также методом наблюдения во время пробного опроса, когда анкетер фиксирует все случаи непонимания прямо в анкете вместе с вопросами.

Пример второй. Проверяется соответствие вари­антов ответов в закрытом вопросе языку и системе представлений опрашиваемых, уровню их информиро­ванности. В пробном исследовании «подозреваемые» вопросы задаются в открытой форме, а затем получен­ные ответы сравниваются с «кабинетными» варианта­ми и производится доработка. При этом никакую про- веркунельзязаменитьиспользованием«полузакрытой» формы вопроса. Среди социологов распространено мнение, что «кабинетный» вариант вопросов не нужда­ется в апробации, если к нему добавить вариант «дру­гое мнение». Неявно предполагается, что все недостаю­щие варианты допишет респондент. Однако, практика показывает, что дополнений бывает очень мало. Ре­спонденты подбирают варианты из предложенного списка даже в тех случаях, когда последний не соответ­ствует их личному мнению.

Пример третий. Существует сомнение по поводу 414 формы вопроса: ставить ли его в открытой или закры­той форме, какую выбрать шкалу (трех-, пяти-, семи- членную), сделать ли вопрос в виде теста на незавер­шенное предложение, либо в виде картотеки? В таком случае, после логического обоснования формы вопро­са надо провести экспериментальную проверку отоб­ранных вариантов, сравнить результаты и выбрать наи­более пригодный.

Пример четвертый. Возникли сомнения в одно­значности восприятия смысла вопроса. Здесь надо за­ранее продумать, какой (какие) дополнительный во­прос следует задать респонденту, чтобы проверить понимание смысла вопроса и ответа. Обычно достаточ­но попросить респондента прокомментировать или по­яснить свой ответ.

Результатом логического контроля анкеты высту­пает совокупная оценка ее качества, которая характе­ризуется числом полученных замечаний по различным критериям. В зависимости от него все вопросы анкеты сортируются и отбраковываются те из них, которые содержат очевидные методические просчеты, не под­дающиеся исправлению. Их целесообразно заменить на вопросы, имеющие иное методическое решение. Сам по себе логический контроль качества вопросов анкеты служит подготовительной процедурой для раз­работки задач пилотажного (пробного) исследования.

Окончательный вердикт качеству всей анкеты вы­носит пилотажное (пробное) исследование. Оно вскры­вает все недочеты анкеты и особенно в составлении вопросов. Один из верных показателей непригодности вопроса — большая доля не ответивших или затруднив­шихся ответить на него. Значение данного показателя интерпретируется в зависимости от познавательной задачи вопроса. Если изучается распространенное яв­ление, о котором должны знать все или подавляющее большинство людей, а доля затруднившихся ответить высока, то это — свидетельство методической погреш­ности в составлении вопроса. А если измеряется ин­формированность опрашиваемых о достаточно редком явлении и доля не ответивших или затруднившихся от­ветить высока, то вполне можно заключить, что вопрос соответствует поставленной задаче.

Логические требования к разработке вопросов дополняются комплексом требований социально- психологического характера, которые учитывают та­кие особенности опрашиваемых, как их информиро­ванность, специфика жизненной ситуации, память, навыки самоанализа, умение устно и в письме харак­теризовать свои мысли, чувства, отношение к опросу и желание сообщить необходимую социологу инфор­мацию[159].

Следует отметить, что логические и социально- психологические ошибки чаще всего сопутствуют друг другу. Например, ошибки, связанные с превышением ин­формированности респондентов о предмете опроса, как правило, встречаются в вопросах, где нечетко определена познавательная задача. В них, кроме того, встречаются и научно-теоретические понятия, которые нуждаются в эмпирической интерпретации, вследствие чего наруша­ется требование соответствия научного языка опраши­ваемых. Пример такого вопроса: «Знаете ли Вы, как фак­тически изменились технико-экономические показатели Вашей деятельности за последние 12 месяцев? ».

  Знаю точно Знаю прибли­зительно Не знаю
Производитель­ность труда (в нату­ральных стоимост­ных показателях) Фондоотдача (в рублях) Выпуск продукции высшего качества      

Подобный вопрос имеет усложненную логическую структуру. Фактически это блок из трех вопросов, каж­дый из которых имеет свой предмет (производитель­ность труда, фондоотдача, качество продукции), по по­воду которого требуется получить мнение респондента. Самооценка фиксируется по трехчленной шкале, при­чем, в обобщенном виде (за последние 12 месяцев). Зрительно формулировка логического задания респон­денту оказывается как бы разорванной. Чтобы полу­чить целостное впечатление, респонденту приходится трижды «воссоединять» вводную часть вопроса со вто­рой ее частью. Например: «Знаете ли Вы, как фактиче­ски изменилась производительность Вашего труда (в натуральных стоимостных показателях) за послед­ние 12 месяцев?»; «Знаете ли Вы, как фактически из­менилась фондоотдача …?» и т. д.

Табличная конструкция вопроса сильно усложняет восприятие его смысла и, следовательно, ответ на него. Она употребляется чаще всего при интервьюировании. Для обученного интервьюера не представляет труда воспроизвести табличную конструкцию в виде трех са­мостоятельных вопросов (он устно повторяет их), а от­веты зафиксировать в таблице. Это существенно эко­номит затраты бумаги на тиражирование анкет. Однако при анкетировании подобный прием (несмотря на его всеобщую распространенность, увеличивает число ошибок и ведет к формальным ответам).

Табличный вопрос — типичный пример некрити­ческого переноса научной терминологии в язык анке­ты. Чтобы это не случилось, надо использовать рече­вые эквиваленты для технических терминов типа «натуральные стоимостные показатели», «фондоотда­ча», «деятельность» и т. п. В терминах научного языка ставится только исследовательская задача, но не ан­кетный вопрос.

Понимание языка анкеты проверяется пробным исследованием с помощью постановки открытых во­просов и тестов на информированность. Поскольку респондент должен самостоятельно формулировать от­веты, то сразу обнаруживается непонимание им смыс­ла вопроса или отдельных слов. Тогда респондент зада­ет вторичные уточняющие вопросы, либо просит разъяснить смысл вопросов. Тесты на информирован­ность состоят из списков слов, которые могут быть не­понятными опрашиваемым по предложению автора анкеты. Респондентов просят в письменной или устной форме объяснить значение этих слов.

Полученные ответы разбиваются на три группы: совершенно правильные, частично правильные, совсем неправильные. Критерием оценки правильности отве­та служит определение слова, данное в толковом слова­ре. Полученные оценки владения респондентами ис­следуемым списком терминов служат основанием для их использования или замены.

Следует отметить, что универсальных рецептов по разработке словаря анкет не существует. В каждой иссле­довательской ситуации социолог заново определяет соот­ветствие разработанного инструментария социально- психологическим требованиям.

Одним из требований к формулировке вопросов выступает учет нормативных представлений респон­дента о «запретных» темах (социологические и психо­логические «табу»). Нарушение приводит к тому, что на такие вопросы многие не отвечают, либо дают недо­стоверную информацию. Это могут быть вопросы о социально-неодобряемом поведении (нарушениях дис­циплины, плохом качестве работы, употреблении спиртных напитков, конфликтах на работе или в се­мье), вопросы об интимных сторонах личной жизни, вопросы, связанные с нарушением положительной са­мооценки человека или необходимостью давать нега­тивные оценки близким людям.

Выявляются «табу» — вопросы в пробном исследо­вании. В исследовании образа жизни было установле­но, что вопрос о жизненных планах на ближайшее пя­тилетие, нейтральный для молодежи и лиц среднего возраста, оказался острым для людей преклонного воз­раста и с плохим здоровьем[160].

И Ошибки анкетера и контроль поля_________________

Социолога-эмпирика почти за каждым утлом под­жидают разочарования, непредвиденные затруднения, созданные им самим и возникшие не по его вине ошиб­ки. Многие из них относятся к разряду «ошибки вы­борки». Они рассматриваются в самостоятельном раз­деле. Здесь мы поговорим о других ошибках, а именно тех, которые связаны не с предварительным этапом, когда рассчитывается выборка, когда совершается, особенно неопытным социологом, масса ошибок, а с проведением самого поля, т. е. полевого исследования.

Оно начинается с инструктажа анкетеров (интервьюе­ров), снабжения их анкетами и распределения анкете­ров по объектам. Но самое интересное и непредсказуе­мое приключение начинается с того момента, когда анкетеры встречаются непосредственно с респонден­тами — по месту работы, отдыха, жительства.

Выявление ошибок, контроль за поведением анке­теров (интервьюеров) и коррекция допущенных оши­бок получили название контроля поля.

Ошибки, связанные с организацией и проведени­ем поля, в дальнейшем будем называть ошибками поля.

Ошибки поля имеют следующие разновидности: 1) ошибок заполнения анкеты; 2) ошибки сбора данных; 3) ошибки обращения с полученными данными; 4) ошиб­ки анализа собранных данных; 5) ошибки интерпрета­ции полученных результатов. Кроме того, существуют ошибки, обусловленные нечетким выявлением проблем, использованием неоднозначных терминов и т. п. Ошиб­ки поля можно разделить на две большие группы: а) ошибки анкетеров (интервьюеров) и б) ошибки ре­спондентов. Кроме того, ошибки подразделяются на преднамеренные и непреднамеренные[161].

Преднамеренные ошибки анкетера происходят в тех ситуациях, когда он сознательно нарушает установ­ленные исследователем требования к сбору данных. Например, ленивые студенты, для которых участие в исследовании — всего лишь средство заработка, зашли в соседний подъезд и сами заполнили всю стопку ан­кет. Весьма распространенный сегодня случай, застав­ляющий многих, если не большинство профессиональ­ных фирм, отказываться от услуг дешевой рабочей силы. А в советские времена массовым было другое яв­ление: академические ученые приезжают на попавший в выборку завод, идут в нужный цех, а мастер просит их, чтобы не отвлекать людей от работы, оставить анкеты та­бельщице. Когда социологи приходят к концу смены, ан­кеты уже заполнены, но не рабочими, а начальником цеха и табельщицей. В этих случаях, первом и втором, ошибку совершили именно анкетеры, во втором случае до ре­спондентов дело даже не дошло.

Непреднамеренные ошибки анкетера чаще всего возникают вследствие неправильного понимания проце­дуры опроса, технологии заполнения анкеты, общения с респондентом и т. д. Виновником часто выступает не толь­ко невнимательный или несообразительный анкетер, но и плохо проведший инструктаж прораб поля. Под этим понятием скрывается организатор и руководитель прак­тической части полевого исследования. Его также назы­вают супервайзером исследования.

Как и анкетер, респондент так же может допускать двоякого рода ошибки — преднамеренные и непреднаме­ренные. Выделяют три типа ошибок, обусловленных не­желанием респондентов отвечать на вопросы: отказ во­обще принять участие в обследовании, прекращение участия в нем, отказ отвечать на определенные вопросы.

Преднамеренные ошибки респондента появляют­ся в ситуациях, когда опрашиваемый: 1) намеренно лжет, скрывая истинную информацию; 2) он не лжет, но у него нет точной информации и он дает приблизи­тельные данные; 3) говорит полуправду на вопросы, связанные с: а) интимно-личными проблемами; б) по­дозрительной (как ему кажется) информацией, разгла­шение которой может нанести респонденту вред: иму­щественным положением, источниками и размером доходов, местом работы или видом бизнеса, националь­ностью; 3) его не оказалось на месте на время проведе­ния опроса (умер, находится в больнице, длительном отъезде, командировке, в гостях и др.); 4) находится дома, но не открывает анкетеру дверь либо заявляет (по телефону или через приоткрытую дверь) о том, что не желает участвовать в опросе. В ту же группу надо за­нести такие причины неучастия, как отказ респондента отвечать на вопросы из-за своей занятости, предубеж­денность к опросам.

Непреднамеренные ошибки респондента возника­ют в случаях, когда: 1) респондент, думая, что говорит правду, на самом деле дает ошибочный ответ; 2) не ду­мая, дает моментальный (реактивный) ответ, но его подводят память, внимательность и т. д.; 3) умственная неполноценность или психическое нездоровье не по­зволяют грамотно отвечать на вопросы.

Контроль за преднамеренными ошибками анкете­ров (интервьюеров) осуществляется двумя способами:

❖ надзором за их работой;

❖ проверкой выполненной работы.

Надзор осуществляется, например, незаметным подключением к телефонной линии, по которой берет­ся интервью. При устном интервьюировании интер­вьюера может сопровождать проверяющее лицо.

Контроль за преднамеренными ошибками респон­дентов направлен на снижение числа случаев лжи и от­каза участвовать в обследовании. Для этого прежде всего необходимо сохранять анонимность и конфиден­циальность.

Контроль за непреднамеренными ошибками ре­спондентов осуществляется в различных формах. Необ­ходимо тщательно составлять вопросники и инструкции к ним, использовать разнонаправленные шкалы измере­ний. Для уменьшения числа ответов-предположений в шкалы вводятся такие градации, как «не имею мнения», «не могу вспомнить», «не уверен».

Некачественный сбор данных возникает по двум причинам: 1) сбор информации обычно осуществляют несколько анкетеров, с разным уровнем подготовки, в разных условиях и с разным подходом к выполнению своих обязанностей; 2) если исследование растягивает­ся на долгое время, то данные, полученные в начале и конце опроса, могут существенно различаться. Когда данные оказываются неоднородными, необходимо их корректировать. Если различия в массивах данных обу­словлены влиянием анкетера или условиями опроса, то следовало бы провести повторный опрос в данной вы­борочной совокупности с помощью других анкетеров. Но это в идеале, а на практике — дефицит времени, ма­териальных и людских ресурсов. Кроме того, если од­них и тех же людей опросят другие анкетеры, то это не значит, что они дадут те же ответы. Они могут быть другими. Но кто виной тому — более тактичный интер­вьюер или изменившееся отношение к опросу самих респондентов?

В принципе эту погрешность можно было бы умень­шить, увеличив число повторных посещений с трех до восьми-девяти, как делают западные социологи. Однако это привело бы к значительному увеличению расходов на проведение полевых работ, а во-вторых, к увеличе­нию сроков проведения поля, — справедливо полагают Е.В. Козеренко и С.Г. Новиков[162].


  • ⇐ Назад
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 91011
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • Далее ⇒



Методы социологического исследования

Покупка

Основная коллекция

Год издания: 2023

Кол-во страниц: 768

  • Аннотация
  • Оглавление
  • Коллекции
  • Классификаторы
  • Аффилиация
  • Выпуски издания
  • Бибзапись
  • Фрагменты

В учебнике рассматриваются методология, методики и техники социологического исследования. Особое внимание уделено видам социологического исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования, форме представления данных и их анализу. Описаны виды и формы работы социологов, их место и роль в современном мире. Большое внимание уделяется формированию социологических анкет, проблемам их создания. Важное место уделено опросным методам. Безусловный интерес представляет глава, посвященная методам политических исследований. Большой раздел посвящен неопросным методам. Отдельно рассматривается применение тестов в прикладной социологии. Завершает книгу глава, в которой описаны наиболее известные в мире социологические исследовательские центры.
Книга адресована прежде всего студентам и аспирантам, а также преподавателям социологических факультетов. Она интересна не только ученым-исследователям, но и всем, кто интересуется социологической наукой.

  • Основная коллекция ЭБС

Добреньков, В. И. Методы социологического исследования : учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 768 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — ISBN 978-5-16-014888-5. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1941761 (дата обращения: 06.06.2023). – Режим доступа: по подписке.


Скопировать запись

Методы социологического исследования, 2024, 055900.18.01
Методы социологического исследования, 2021, 055900.13.01
Методы социологического исследования, 2019, 055900.12.01
Методы социологического исследования, 2013, 055900.06.01
Методы социологического исследования, 2009, 055900.04.01
Методы социологического исследования, 2008, 055900.03.01

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

Москва

ИНФРА-М

20МЕТОДЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебник

В.И. ДОБРЕНЬКОВ
А.И. КРАВЧЕНКО

Рекомендовано в качестве учебника 

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлениям подготовки 39.03.01 «Социология»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Добреньков В.И.

Методы социологического исследования : учебник / В.И. Добреньков, 
А.И. Кравченко. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 768 с. — 
(Высшее образование: Бакалавриат).

ISBN 978-5-16-014888-5 (print)
ISBN 978-5-16-107384-1 (online)

В учебнике рассматриваются методология, методики и техники социологического 
исследования. Особое внимание уделено видам социологического 
исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического 
исследования, форме представления данных и их анализу. 
Описаны виды и формы работы социологов, их место и роль в современном 
мире. Большое внимание уделяется формированию социологических анкет, 
проблемам их создания. Важное место уделено опросным методам. Безусловный 
интерес представляет глава, посвященная методам политических 
исследований. Большой раздел посвящен неопросным методам. Отдельно 
рассматривается применение тестов в прикладной социологии. Завершает 
книгу глава, в которой описаны наиболее известные в мире социологические 
исследовательские центры.

Книга адресована прежде всего студентам и аспирантам, а также препо-

давателям социологических факультетов. Она интересна не только ученым-
исследователям, но и всем, кто интересуется социологической наукой.

УДК 316(075.8)

ББК 60.5я73

УДК 316(075.8)
ББК 60.5я73
 
Д 55

Печатается по решению Ученого совета

Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

ISBN 978-5-16-014888-5 (print)
ISBN 978-5-16-107384-1 (online)

© Добреньков В.И., 
    Кравченко А.И., 2004

Д 55

  • document_id: 422914
  • product_id: 1941761
  • ins_time (Добавлено на сайт): 2022-12-07 01:41:32
  • upd_time (Обновлено на сайте): 2022-12-07 17:21:37
  • upp_upd_date (Дата изменения в УПП): 2023-03-29
  • Full PDF:
    WARN Путь не доступен (не определен) /mnt/znanium_fullpdf/booksfull/done/1941/1941761.pdf
  • PDF pages:
    OK /mnt/resources/resources/1941/1941761/pdf Страниц(768), Путь /mnt/resources/resources/1941/1941761/pdf
  • XML pages:
    OK /mnt/resources/resources/1941/1941761/xml Страниц(768)
  • text (*.txt, *.idx):
    OK
  • Количества стр. 422914.txt и 422914.cleared.txt :
    OK
  • Full text:
    OK /mnt/resources/resources/1941/1941761/txt/1941761.txt
  • Оглавления:
    OK Путь /mnt/resources/resources/1941/1941761/txt/1941761.toc.txt

Методы социологического исследования. Добреньков В.И., Кравченко А.И.

Методы социологического исследования.  Добреньков В.И., Кравченко А.И. 

014 small

altСОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………….13
Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 1. Виды социологического исследования……………………….25
1.1. Социальное и социологическое исследования……………25
1.2. Пробное и пилотажное исследования………………………..35
1.3. Описательное и аналитическое исследования…………….41
1.4. Точечное исследование…………………………………………….42
1.5. Сплошное и выборочное исследования……………………..43
1.6. Повторные исследования………………………………………….44
1.7. Мониторинг……………………………………………………………48
1.8. Полевое исследование………………………………………………51
1.9. Анализ случая (Case study)………………………………………..54
1.10. Оперативное исследование……………………………………..60
1.11. Опросные и неопросные методы исследования………..67
1.12. Признаки научного опроса……………………………………..70
1.13. Виды опроса…………………………………………………………..75
1.14. Технические средства опроса…………………………………..78
Глава 2. Теория и методология выборки………………………………..81
2.1. Зачем нужна выборка……………………………………………….81
2.2. Основные понятия и сущность выборочного метода……….85
2.3. Типы и методы выборки…………………………………………..92
2.4. Методы вероятностной (случайной) выборки…………….95
2.4.1 Простой случайный отбор………………………………….96
2.4.2. Систематический отбор……………………………………..99
2.4.3. Районированная и стратифицированная выборки……102
2.4.4. Гнездовая выборка…………………………………………..105
2.5. Методы невероятностной (неслучайной) выборки…… 108
2.5.1. Квотная выборка…………………………………………….111
2.6. Многоступенчатая выборка…………………………………….114
2.7. Идеальные и реальные совокупности………………………117
2.8. Расчет объема выборки…………………………………………..121
2.9. Ошибка выборки……………………………………………………129
2.10. Контроль и ремонт выборки…………………………………. 135
2.11. Паспортичка выборки………………………………………….. 140
2.12. Репрезентативность……………………………………………… 143
Глава 3. Программа социологического исследования……………..147
3.1. Общее представление о программе………………………….147
3.2. Теоретико-методологическая часть программы………..152
3.2.1. Формулировка и обоснование проблемы исследования..152
3.2.2. Цели и задачи исследования…………………………….160
3.2.3. Определение объекта и предмета исследования…….163
3.2.4. Логический анализ основных понятий……………..167
3.2.5. Теоретическая интерпретация………………………….168
3.2.6. Выдвижение гипотез……………………………………….171
3.2.7. Эмпирическая интерпретация понятий…………….174
3.3. Методическая часть программы………………………………177
3.3.1. Выборка………………………………………………………….177
3.3.2. Обоснование методов сбора эмпирических данных …. 178
3.3.3. Методы сбора информации………………………………179
3.3.4. Методы обработки и анализа данных……………….. 180
3.3.5. Организационный план исследования………………183
3.4. Научный отчет………………………………………………………. 184
Глава 4. Анализ эмпирических данных………………………………..187
4.1. Общие принципы анализа данных………………………….. 188
4.2. Анализ одномерных распределений…………………………193
4.2.1. Номинальная шкала………………………………………..194
4.2.2. Ранговая шкала……………………………………………….199
4.2.3. Интервальная шкала………………………………………..200
4.3. Анализ двумерных распределений…………………………..208
Глава 5. Табличное и графическое представление данных……..219
5.1. Табличное представление данных……………………………219
5.2. Техника редактирования таблиц……………………………..227
5.3. Графическое представление данных………………………..242
Глава 6. Где, кем и как работают социологи………………………..249
6.1. Характер и содержание труда прикладника………………249
6.2. Что ожидает социолога-выпускника………………………..259
6.3. Клиенты и консультанты………………………………………..263
6.4. Внутренние и внешние консультанты……………………..267
6.5. Качества консультанта……………………………………………272
6.6. Консультирование как карьера………………………………..276
Раздел II. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА
Глава 1. Виды и типы анкетных вопросов……………………………281
1.1. Познавательные возможности анкетного вопроса…….281
1.2. Функции анкетного вопроса…………………………………..288
1.3. Логическая структура вопроса…………………………………291
1.4. Виды анкетных вопросов………………………………………..294
1.5. Закрытые и открытые вопросы……………………………….297
1.6. Вопросы-фильтры………………………………………………….307
1.7. Сложные вопросы………………………………………………….311
1.8. Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов…. 316
Глава 2. Композиция анкеты………………………………………………319
2.1. Структура или композиция?……………………………………319
2.2. Общая композиция анкеты……………………………………..322
2.3. Базисная часть анкеты……………………………………………324
2.4. Важнейшие принципы композиции анкеты……………..327
2.5. Обслуживающие разделы анкеты…………………………….330
2.6. Правила кодирования…………………………………………….332
2.7. Разработка анкеты………………………………………………….334
Глава 3. Формулировка вопросов и качество анкеты…………….337
3.1. Основные правила формулировки вопросов…………….337
3.2. Анализ качества анкеты………………………………………….344
3.3. Логический контроль анкеты………………………………….351
Глава 4. Ошибки и контроль поля………………………………………359
4.1. Вопросы, которые не надо задавать…………………………359
4.2. Хорошие и устойчивые вопросы……………………………..365
4.3. «Эффект имени» при формулировке вопросов………….371
4.4. Ошибки анкетера и контроль поля………………………….373
Раздел III. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
Глава 1. Методология и технология интервью……………………..383
1.1. Дефиниция и особенности интервью………………………383
1.2. Интервью в качественной и количественной социологии….394
1.3. Организация фокус-групп………………………………………397
1.3.1. Состав и численность фокус-группы………………..398
1.3.2. Ограничения на участие в фокус-группе…………..400
1.3.3. Процедура проведения…………………………………….401
1.3.4. Устройство помещения……………………………………403
1.3.5. Функции и качество модератора………………………404
1.4. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров………….406
1.5. Эффект интервьюера………………………………………………411
Глава 2. Виды и типы интервью…………………………………………415
2.1. Типология интервью………………………………………………415
2.2. Формализованное интервью……………………………………422
2.3. Свободное интервью………………………………………………426
2.4. Фокус-группа………………………………………………………..430
2.4.1. Из истории вопроса…………………………………………430
2.4.2. Определение и особенности метода………………….431
2.4.3. Преимущества и недостатки…………………………….435
2.4.4. Сфера применения………………………………………….436
2.5. Телефонное интервью хорошо, но очень плохо………..438
Глава 3. Маркетинговое исследование…………………………………449
3.1. Цели и задачи маркетингового исследования…………..449
3.2. Проблема выборки и репрезентативности………………..454
3.3. Трудности в общении заказчика и исследователя……..459
3.4. Бриф и брифинг…………………………………………………….462
3.5. Методические и технические приемы исследования…….466
3.6. Лабораторный опрос (Hall-test)……………………………….470
3.7. Домашний тест (Home-test)…………………………………….473
3.8. Личное интервью (face-to-face)………………………………..474
3.9. Кабинетное исследование (Desk Research)……………….476
3.10. Телефонный опрос OMNIBUS………………………………478
3.11. The VALS Survey…………………………………………………..480
3.12. Вопросник VALS Survey (online version)…………………484
Глава 4. Экспертный опрос………………………………………………..487
4.1. Методология экспертного опроса……………………………487
4.2. Виды экспертного опроса……………………………………….490
4.3. Отбор экспертов…………………………………………………….497
4.4. Факторы валидности экспертных оценок…………………500
4.5. Ошибки и трудности в применении экспертного опроса…..501
4.6. Необычные эксперты……………………………………………..502
Глава 5. Методы политических исследований………………………505
5.1. Опросы на входе и на выходе………………………………….505
5.2. Праймериз — выборы понарошку?…………………………..508
5.3. Exit-Poll: вы уже проголосовали?…………………………….510
5.4. Политический рейтинг…………………………………………..515
Раздел IV. НЕОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
Глава 1. Наблюдение в социальных науках………………………….525
1.1. Сущность наблюдения…………………………………………..525
1.2. Отличительные черты научного наблюдения……………529
1.3. Специфика социологического наблюдения………………531
1.4. Виды наблюдения………………………………………………….536
1.5. Формализованное наблюдение………………………………..542
1.6. Включенное наблюдение………………………………………..543
1.7. Преимущества и недостатки наблюдения…………………550
1.8. Роль и качества наблюдателя…………………………………..553
Глава 2. Анализ документов……………………………………………….555
2.1. Документальная база социологии……………………………555
2.2. Анализа документов: общие положения…………………..562
2.3. Методология и методика контент-анализа……………….568
Глава 3. Научный эксперимент…………………………………………..583
3.1. Сущность научного эксперимента…………………………..583
3.2. Методология и методика эксперимента…………………..586
3.3. Процедура экспериментирования……………………………590
3.4. Формирование групп в эксперименте………………………591
3.5. Ошибки и трудности в эксперименте………………………593
3.6. Классификация экспериментов……………………………….595
3.7. Социодраматургические и этнометодологические эксперименты..604
Глава 4. Action research……………………………………………………..607
4.1. Определение и область применения………………………..607
4.2. Философские основания…………………………………………610
4.3. Методология………………………………………………………….611
4.4. Процедура проведения……………………………………………614
4.5. Цикличность и итерация………………………………………..615
4.6. Методы AR……………………………………………………………..618
4.7. История вопроса……………………………………………………619
4.8. Парадигмы AR……………………………………………………….621
4.9. Интервенционистская социология…………………………..623
Глава 5. Применение тестов в прикладной социологии………….627
5.1. Методология тестирования……………………………………..628
5.2. Классификация тестов……………………………………………636
5.3. Социометрические процедуры………………………………..642
5.4. Технология тестирования……………………………………….655
5.5. Компьютерное тестирование…………………………………..661
Глава 6. Исследовательские центры……………………………………665
6.1. Институт Гэллапа…………………………………………………..665
6.2. Институт Демоскопии……………………………………………669
6.3. ВЦИОМ………………………………………………………………..672
6.4. ESOMAR……………………………………………………………….678
6.5. NORC……………………………………………………………………679
6.6. NatCen………………………………………………………………….680
6.7. ИНИОН РАН………………………………………………………..681
6.8. GfK Group……………………………………………………………..684
6.9. QUANTUM…………………………………………………………..687
6.10. Консалтинговые организации……………………………….691
Приложения……………………………………………………………………..697
Словарь терминов……………………………………………………………..721
Литература……………………………………………………………………….735
 

scroll back to top

  Следующая >

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки анимуса вальгалла
  • Ошибки анимация аккорды
  • Ошибки анимация feat аффинаж скачать
  • Ошибки андрея кураева
  • Ошибки андрея болконского кратко