Ошибки ламарка и линнея

Развитие биологии в додарвиновский период.  Работы К. Линнея, Ж.Б.Ламарка

Развитие биологии в додарвиновский период.

Работы К. Линнея, Ж.Б.Ламарка

Взгляды на мир  Креационизм  (от лат. creatio – созидание) Трансформизм  (от лат. transformare – преобразовывать) Представление о возникновении жизни в результате сверхъестественного события и неизменности видов Представление об изменяемости мира и возможности развития видов организмов

Взгляды на мир

Креационизм

(от лат. creatio – созидание)

Трансформизм

(от лат. transformare – преобразовывать)

Представление о возникновении жизни в результате сверхъестественного события и неизменности видов

Представление об изменяемости мира и возможности развития видов организмов

Карл Линней – «шведский Ломоносов»  18 век “ Deus creavit, Linnaeus disposuit ” – Бог создал, Линней расположил  Создатель систематики и креационист  1735 – «Система природы» Иерархический принцип: виды разбиты на таксоны разного ранга  Поместил в эту систему человека – отряд Приматы Carolus Linnaeus 1707 – 1778

Карл Линней – «шведский Ломоносов» 18 век

Deus creavit, Linnaeus disposuit

– Бог создал, Линней расположил

  • Создатель систематики и креационист
  • 1735 – «Система природы»
  • Иерархический принцип: виды разбиты на таксоны разного ранга
  • Поместил в эту систему человека – отряд Приматы

Carolus Linnaeus

1707 – 1778

Сущность метафизических представлений: Природа создана Творцом. Природа изначально целесообразна. Природа неизменна.

Сущность метафизических представлений:

  • Природа создана Творцом.
  • Природа изначально целесообразна.
  • Природа неизменна.

Заслуги К. Линнея «+» Установил реальность видов и выявил их признаки: Вид является объединением множества особей. Особи вида имеют морфологическое и физиологическое сходство. Способность особей вида к совместному размножению и воспроизведению потомства, сохраняющего признаки родительских форм. Вид является объединением множества особей. Особи вида имеют морфологическое и физиологическое сходство. Способность особей вида к совместному размножению и воспроизведению потомства, сохраняющего признаки родительских форм.  Т. е. К. Линей не только установил реальность существования видов в природе, но и выделил главный признак – нескрещиваемость особей разных видов (репродуктивная изоляция).

Заслуги К. Линнея

«+»

  • Установил реальность видов и выявил их признаки:
  • Вид является объединением множества особей. Особи вида имеют морфологическое и физиологическое сходство. Способность особей вида к совместному размножению и воспроизведению потомства, сохраняющего признаки родительских форм.
  • Вид является объединением множества особей.
  • Особи вида имеют морфологическое и физиологическое сходство.
  • Способность особей вида к совместному размножению и воспроизведению потомства, сохраняющего признаки родительских форм.

Т. е. К. Линей не только установил реальность существования видов в природе, но и выделил главный признак – нескрещиваемость особей разных видов (репродуктивная изоляция).

Заслуги К. Линнея «+» 2) Ввел бинарную номенклатуру (двойное название вида).  Например:  шиповник обыкновенный   до К. Линнея назывался «розой дикой, лесной, обыкновенной с цветками душистыми, розовыми». 3) Приняв за единицу классификации вид, объединил сходные виды в роды, роды – в семейства, семейства – в отряды, отряды – в классы.

Заслуги К. Линнея

«+»

2) Ввел бинарную номенклатуру (двойное название вида).

Например: шиповник обыкновенный

до К. Линнея назывался «розой дикой, лесной, обыкновенной с цветками душистыми, розовыми».

3) Приняв за единицу классификации вид, объединил сходные виды в роды, роды – в семейства, семейства – в отряды, отряды – в классы.

Иерархический принцип систематики, заложенный Линнеем, отражает степень эволюционного родства видов Волк Вид Canis lupus Род Canis Семейство Псовые Отряд Хищные Класс Млекопитающие Тип Хордовые Царство Животные Надцарство Эукариота 3

Иерархический принцип систематики, заложенный Линнеем,

отражает степень эволюционного родства видов

Волк

Вид

Canis lupus

Род

Canis

Семейство

Псовые

Отряд

Хищные

Класс

Млекопитающие

Тип

Хордовые

Царство

Животные

Надцарство

Эукариота

3

«+» Заслуги К. Линнея 4) Усовершенствовал ботанический язык, установив около 1 000 новых терминов. 5) Описал более 8 000 видов растений и около 4 500 видов животных.

«+»

Заслуги К. Линнея

4) Усовершенствовал ботанический язык, установив около 1 000 новых терминов.

5) Описал более 8 000 видов растений и около 4 500 видов животных.

«-» Ошибки К. Линнея  К. Линней разделял метафизические взгляды о божественном творении видов. Считал, что видов столько, сколько их создал Бог. П ри объединении видов в роды он искал сходство, а не родство.  Под родством в биологии понимается общность происхождения.  Т. е. каждый вид К. Линней считал результатом отдельного творческого акта, происходящим от одной пары особей.

«-»

Ошибки К. Линнея

  • К. Линней разделял метафизические взгляды о божественном творении видов. Считал, что видов столько, сколько их создал Бог.
  • П ри объединении видов в роды он искал сходство, а не родство.

Под родством в биологии понимается общность происхождения.

Т. е. каждый вид К. Линней считал результатом отдельного творческого акта, происходящим от одной пары особей.

«-» Ошибки К. Линнея При классификации по 1-2 признакам неродственные организмы оказались в одной группе, а родственные – в разных. Например:  морковь и смородину он отнес к классу пятитычинковые, а манжетку и повилику – к классу четырехтычинковые. Класс амфибий включал пресмыкающихся и земноводных, а класс черви – одноклеточных, губок, кишечнополостных, червей, моллюсков, иглокожих. Курица и страус попали в один отряд, хотя они относятся даже к разным подклассам.

«-»

Ошибки К. Линнея

При классификации по 1-2 признакам неродственные организмы оказались в одной группе, а родственные – в разных.

Например:

  • морковь и смородину он отнес к классу пятитычинковые, а манжетку и повилику – к классу четырехтычинковые.
  • Класс амфибий включал пресмыкающихся и земноводных, а класс черви – одноклеточных, губок, кишечнополостных, червей, моллюсков, иглокожих.
  • Курица и страус попали в один отряд, хотя они относятся даже к разным подклассам.

Учение Карла Линнея Природа неизменна, виды в природе существуют «Многообразие видов было создана Творцом, организмы были изначально приспособлены»

Учение Карла Линнея

  • Природа неизменна, виды в природе существуют
  • «Многообразие видов было создана Творцом, организмы были изначально приспособлены»

Ошибки К. Линнея «-» Классифицировал организмы по 1 – 2 признакам сходства.  Стоило поменять признак, как вся классификация разрушалась (поэтому его классификацию называют искусственной).  При классификации по 1-2 признакам неродственные организмы оказались в одной группе, а родственные – в разных.

Ошибки К. Линнея

«-»

  • Классифицировал организмы по 1 – 2 признакам сходства.

Стоило поменять признак, как вся классификация разрушалась (поэтому его классификацию называют искусственной).

При классификации по 1-2 признакам неродственные организмы оказались в одной группе, а родственные – в разных.

Эволюция  (от лат. evolution – развёртывание) – исторический процесс развития живой природы на основе наследственности, изменчивости и естественного отбора

Эволюция

(от лат. evolution – развёртывание) – исторический процесс развития живой природы на основе наследственности, изменчивости и естественного отбора

Идеи трансформизма -  идеи об изменяемости видов под влиянием условий внешней среды.  идеи об изменяемости видов под влиянием условий внешней среды.

Идеи трансформизма —

идеи об изменяемости видов под влиянием условий внешней среды.

  • идеи об изменяемости видов под влиянием условий внешней среды.

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Теория Ж.Б. Ламарка.

Теория Ж.Б. Ламарка.

Научная деятельность Ламарка в области биологии   По предложению Ламарка в 1793 году Королевский ботанический сад, где работал Ламарк, был реорганизован в Музей естественной истории, где он стал профессором по кафедре зоологии насекомых, червей и микроскопических животных. Ламарк руководил этой кафедрой в течение 24 лет Ламарк увлечённо изучал беспозвоночных животных (именно он в 1796 году предложил назвать их «беспозвоночными»). С 1815 по 1822 год выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов. Ламарк ввёл в обращение и ещё один термин, ставший общепринятым — «биология» (в 1802 году). Он сделал это одновременно с немецким учёным Г. Р. Тревиранусом и независимо от него

Научная деятельность Ламарка в области биологии

  • По предложению Ламарка в 1793 году Королевский ботанический сад, где работал Ламарк, был реорганизован в Музей естественной истории, где он стал профессором по кафедре зоологии насекомых, червей и микроскопических животных. Ламарк руководил этой кафедрой в течение 24 лет
  • Ламарк увлечённо изучал беспозвоночных животных (именно он в 1796 году предложил назвать их «беспозвоночными»). С 1815 по 1822 год выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.
  • Ламарк ввёл в обращение и ещё один термин, ставший общепринятым — «биология» (в 1802 году). Он сделал это одновременно с немецким учёным Г. Р. Тревиранусом и независимо от него

Заслуги Ж.Б. Ламарка Выступал против метафизических взглядов, считал, что образование новых видов происходит, но очень медленно и поэтому незаметно . Создал первое учение об эволюции, в котором сформулировал положения о движущих силах и направлениях эволюции.

Заслуги Ж.Б. Ламарка

  • Выступал против метафизических взглядов, считал, что образование новых видов происходит, но очень медленно и поэтому незаметно .
  • Создал первое учение об эволюции, в котором сформулировал положения о движущих силах и направлениях эволюции.

Заслуги Ж.Б. Ламарка Первым применил термины «родство», «родственные связи» для обозначения единства происхождения. Правильно представлял общую картину исторического развития органического мира – движение от простого к сложному (теория градации). Создал классификацию животных, разделил всех животных на позвоночных и беспозвоночных. ввёл в обращение и ещё один термин , ставший общепринятым — «биология » (в 1802 году).

Заслуги Ж.Б. Ламарка

  • Первым применил термины «родство», «родственные связи» для обозначения единства происхождения.
  • Правильно представлял общую картину исторического развития органического мира – движение от простого к сложному (теория градации).
  • Создал классификацию животных, разделил всех животных на позвоночных и беспозвоночных.
  • ввёл в обращение и ещё один термин , ставший общепринятым — «биология » (в 1802 году).

Ошибки Ж.Б. Ламарка Неверно определил движущие силы эволюции. Неверно считал, что приспособленность возникает косвенным путем – изменяется внешняя среда, и у организма возникают новые потребности и изменения в поведении. Неверно полагал, что изменения среды несут только полезные изменения в организмах. Отрицал факт реального существования видов в природе. Единицей эволюции считал особь.

Ошибки Ж.Б. Ламарка

  • Неверно определил движущие силы эволюции.
  • Неверно считал, что приспособленность возникает косвенным путем – изменяется внешняя среда, и у организма возникают новые потребности и изменения в поведении.
  • Неверно полагал, что изменения среды несут только полезные изменения в организмах.
  • Отрицал факт реального существования видов в природе.
  • Единицей эволюции считал особь.

Первая эволюционная теория В 1809 год Ж.Б.Ламарк публикует труд «Философия зоологии»  Организмы в природе изменяются, более сложные организмы происходят от простых Движущая сила эволюции – стремление каждого организма к самосовершенствованию В зависимости от условий среды, одни органы тренируются и совершенствуются, а другие атрофируются. Полезные признаки, приобретенные организмом в течении жизни, наследуются

Первая эволюционная теория

В 1809 год Ж.Б.Ламарк публикует труд

«Философия зоологии»

  • Организмы в природе изменяются, более сложные организмы происходят от простых
  • Движущая сила эволюции – стремление каждого организма к самосовершенствованию
  • В зависимости от условий среды, одни органы тренируются и совершенствуются, а другие атрофируются.
  • Полезные признаки, приобретенные организмом в течении жизни, наследуются

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка В 1809 году выходит его основной труд «Философия зоологии», в которой Ламарк приводит многочисленные доказательства изменяемости видов.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

В 1809 году выходит его основной труд «Философия зоологии», в которой Ламарк приводит многочисленные доказательства изменяемости видов.

 В качестве примера действия обстоятельств через привычку Ламарк приводил жирафа:   Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во внутренних областях Африки и водится в местах, где почва почти всегда сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное, даже не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров в высоту.

В качестве примера действия обстоятельств через привычку Ламарк приводил жирафа:

Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во внутренних областях Африки и водится в местах, где почва почти всегда сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное, даже не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров в высоту.

«Лестница существ» в теории градации Ж. Б. Ламарка VI 14. Млекопит. 13. Птицы 12. Рептилии 11. Рыбы V IV 10. Моллюски 9. Усоногие III 8. Кольчецы 7. Ракообразные 6. Паукообразные 5. Насекомые II I 4. Черви 3. Лучистые 2. Полипы 1. Инфузории

«Лестница существ» в теории градации Ж. Б. Ламарка

VI

14. Млекопит.

13. Птицы

12. Рептилии

11. Рыбы

V

IV

10. Моллюски

9. Усоногие

III

8. Кольчецы

7. Ракообразные

6. Паукообразные

5. Насекомые

II

I

4. Черви

3. Лучистые

2. Полипы

1. Инфузории

«Лестница существ» в теории градации Ж. Б. Ламарка

«Лестница существ» в теории градации Ж. Б. Ламарка

Распределение животных по градационным ступеням

Распределение животных по градационным ступеням

Механизм эволюции по Ламарку Изменение условий среды Изменение потребностей животного Появление новых «привычек» Неупотребление Усиленное  органов употребление  органов Ослабление или Усиленное исчезновение развитие  органов органов  все приобретённые признаки наследуются

Механизм эволюции по Ламарку

Изменение условий среды

Изменение потребностей животного

Появление новых «привычек»

Неупотребление Усиленное

органов употребление

органов

Ослабление или Усиленное исчезновение развитие

органов органов

все приобретённые признаки наследуются

Движущие силы эволюции по Ж.Б. Ламарку Внешняя среда Внутреннее стремление к совершенству Упражнение или неупражнение органов Высшие животные 1. Изменение условий среды. 2. Изменение потребностей. 3. Изменение действий. 4. Выработка новых привычек. 5. Упражнение одних органов в соответствии с новыми потребностями, неупражнение других. 6. Изменение органов под влиянием продолжительного упражнения или неупражнения (I закон Ламарка). 7. Наследственное закрепление возникших изменений под влиянием фактора времени (II закон Ламарка).

Движущие силы эволюции по Ж.Б. Ламарку

Внешняя среда

Внутреннее

стремление

к совершенству

Упражнение или

неупражнение

органов

Высшие животные

1. Изменение условий среды.

2. Изменение потребностей.

3. Изменение действий.

4. Выработка новых привычек.

5. Упражнение одних органов в соответствии с новыми потребностями,

неупражнение других.

6. Изменение органов под влиянием продолжительного упражнения или

неупражнения (I закон Ламарка).

7. Наследственное закрепление возникших изменений под влиянием фактора времени (II закон Ламарка).

Причины эволюции по  Ламарку Три закона Закон прямого приспособления к среде Закон «упражнений и неупражнений» Закон наследования приобретённых признаков

Причины эволюции по Ламарку

Три закона

Закон прямого приспособления

к среде

Закон «упражнений и

неупражнений»

Закон наследования

приобретённых признаков

Термин «вид» я считаю совершенно произвольным, придуманным ради удобства, для обозначения группы особей, близко между собой схожих….   Происхождение человека Ламарк связывает с «четверорукими обезьянами», перешедшими к наземному способу существования .

Термин «вид» я считаю совершенно произвольным, придуманным ради удобства, для обозначения группы особей, близко между собой схожих….

Происхождение человека Ламарк связывает с «четверорукими обезьянами», перешедшими к наземному способу существования .

Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка Теория впервые опубликована в 1809 г. в научном труде «Философия зоологии» Основные положения:  1. Организмы изменчивы. Виды изменяются крайне медленно, а потому незаметно.  2. Причины изменений (движущие силы):  а). Внутреннее стремление организмов к совершенству, заложенное Творцом  б). Влияние внешней среды. Оно нарушает постепенное усложнение организмов (градацию), поэтому существуют организмы с разным уровнем развития  3. Любое изменение наследуется. Для Ламарка было характерно двойственное мировоззрение (дуализм).

Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка

  • Теория впервые опубликована в 1809 г. в научном труде «Философия зоологии»
  • Основные положения:

1. Организмы изменчивы. Виды изменяются крайне медленно, а потому незаметно.

2. Причины изменений (движущие силы):

а). Внутреннее стремление организмов к совершенству, заложенное Творцом

б). Влияние внешней среды. Оно нарушает постепенное усложнение организмов (градацию), поэтому существуют организмы с разным уровнем развития

3. Любое изменение наследуется.

  • Для Ламарка было характерно двойственное мировоззрение (дуализм).

Выводы  « Природа произвела все существующие виды животных последовательно, начиная с самых несовершенных или самых простых и кончая наиболее совершенными, постепенно усложняя их организацию. Когда эти животные распространились по всем обитаемым местам земного шара, каждый вид приобрёл под влиянием обстоятельств, в которых он оказался, те привычки и те изменения частей, какие мы у него наблюдаем». Ж.Б. Ламарк.

Выводы

« Природа произвела все существующие виды животных последовательно, начиная с самых несовершенных или самых простых и кончая наиболее совершенными, постепенно усложняя их организацию. Когда эти животные распространились по всем обитаемым местам земного шара, каждый вид приобрёл под влиянием обстоятельств, в которых он оказался, те привычки и те изменения частей, какие мы у него наблюдаем». Ж.Б. Ламарк.

Естественно-научные предпосылки теории Ч. Дарвина . К Линней – систематика. Вид. Иерархичность таксонов. Бинарная номенклатура. Ж. Кювье – сравнительная анатомия и палеонтология. Теория катастроф. Принцип корреляции. Теория Канта – Лапласа о развитии Солнечной системы. Ч. Лайель – геология. Поверхность планеты изменяется под действием природных факторов. Т. Шлейден, М. Шванн – клеточная теория. К. Бэр – эмбриология. Закон зародышевого сходства.

Естественно-научные предпосылки теории Ч. Дарвина .

  • К Линней – систематика. Вид. Иерархичность таксонов. Бинарная номенклатура.
  • Ж. Кювье – сравнительная анатомия и палеонтология. Теория катастроф. Принцип корреляции.
  • Теория Канта – Лапласа о развитии Солнечной системы.
  • Ч. Лайель – геология. Поверхность планеты изменяется под действием природных факторов.
  • Т. Шлейден, М. Шванн – клеточная теория.
  • К. Бэр – эмбриология. Закон зародышевого сходства.

Показатели Искусственный отбор Исходный материал Естественный отбор Индивидуальные признаки организма (изменчивость) Отбирающий фактор Характер действия - творческий Человек Условия среды Накопление, закрепление приз-наков полезных человеку Результат  Выживание, размно-жение особей приспособленных к условиям среды Новые породы животных, сорта растений Формы отбора Адаптация к среде, новые виды  Стихийный, методический Дизруптивный, движущий, стабилизирующий

Показатели

Искусственный отбор

Исходный материал

Естественный отбор

Индивидуальные признаки организма (изменчивость)

Отбирающий фактор

Характер действия — творческий

Человек

Условия среды

Накопление, закрепление приз-наков полезных человеку

Результат

Выживание, размно-жение особей приспособленных к условиям среды

Новые породы животных, сорта растений

Формы отбора

Адаптация к среде, новые виды

Стихийный, методический

Дизруптивный, движущий,

стабилизирующий

Учение Ч. Дарвина Результата эволюции – многообразие видов Движущие силы эволюции сортов растений и пород животных – наследственная изменчивость и искусственный отбор Главные движущие силы эволюции – борьба за существование и естественный отбор Материал для е.о. – наследственная изменчивость Наследственность обуславливает стабильность вида – Причина видообразования – дивергенция Результат е.о. – адаптация видов к среде

Учение Ч. Дарвина

  • Результата эволюции – многообразие видов
  • Движущие силы эволюции сортов растений и пород животных – наследственная изменчивость и искусственный отбор
  • Главные движущие силы эволюции – борьба за существование и естественный отбор
  • Материал для е.о. – наследственная изменчивость
  • Наследственность обуславливает стабильность вида –
  • Причина видообразования – дивергенция
  • Результат е.о. – адаптация видов к среде

http://www.biorepet-ufa.ru/

http://www.biorepet-ufa.ru/

Задание №1. Допиши фразу Ж. Б. Ламарк в книге «Философия зоологии» разделил животных на 14 классов и расположил их на 6 ступенях по степени …. 6 градаций животных по Ламарку …. Его классификацию можно считать естественной, так как …. Движущими силами эволюции по Ж. Б. Ламарку являются: …. Как появилось многообразие видов по Ламарку? В результате воздействия внешней среды у живых организмов по Ж. Б. Ламарку …. Как объясняет приспособленность видов Ж.Б.Ламарк? Несомненной заслугой Ж. Б. Ламарка было …. Его гипотеза не была принята, не все признавали, что ….

Задание №1. Допиши фразу

  • Ж. Б. Ламарк в книге «Философия зоологии» разделил животных на 14 классов и расположил их на 6 ступенях по степени ….
  • 6 градаций животных по Ламарку ….
  • Его классификацию можно считать естественной, так как ….
  • Движущими силами эволюции по Ж. Б. Ламарку являются: ….
  • Как появилось многообразие видов по Ламарку?
  • В результате воздействия внешней среды у живых организмов по Ж. Б. Ламарку ….
  • Как объясняет приспособленность видов Ж.Б.Ламарк?
  • Несомненной заслугой Ж. Б. Ламарка было ….
  • Его гипотеза не была принята, не все признавали, что ….

http://biobox.spb.ru/lektsii/evolyutsiya/156-lektsiya-1-istoriya-evolyutsionnogo-ucheniya.htmlhttp://www.nizhgma.ru/_resources/directory/458/common/istevol.pdf

http://biobox.spb.ru/lektsii/evolyutsiya/156-lektsiya-1-istoriya-evolyutsionnogo-ucheniya.htmlhttp://www.nizhgma.ru/_resources/directory/458/common/istevol.pdf

На этой странице вы узнаете

  • Зачем биологи разных стран до сих пор говорят на латинском языке?
  • Почему в современной систематике киты считаются копытными?

Первые учёные-биологи столкнулись с проблемой: в разных народах и на разных территориях люди могли называть один и тот же организм по-разному. Например, полынь по-другому именуют укропным деревом, божьим деревом. Расставить организмы “в правильном порядке” помогла новая наука – систематика. Давайте разберемся, как же создавалась современная система органического мира.

Вклад К. Линнея и Ж.Б. Ламарка в развитие систематики

Первой удачной попыткой написания такой системы стали труды Карла Линнея.

Карл Линней – шведский ботаник, зоолог и минералог.

Чем он отличился:

  • описал 1200 родов и 8000 видов живых организмов;
  • ввёл в научный обиход основные систематические категории (род, отряд, вид);
  • предложил систему классификации животных и растений;
  • дал определение виду как элементарному таксону;
  • создал бинарную номенклатуру.

Бинарная номенклатура

По бинарной номенклатуре научное название каждого вида состоит из двух слов: родового существительного и видового прилагательного. 

Пример: в словосочетании Ромашка обыкновенная слово “ромашка” – название рода растения, а “обыкновенная” – видовой эпитет. 

Зачем биологи разных стран до сих пор говорят на латинском языке?

Вспомним, как сильно искажаются при переводе на родной язык названия наших любимых фильмов. Так, например, знаменитое кино «Die Hard» (в дословном переводе «Умри, сражаясь») почему-то на русских афишах называется «Крепкий орешек»…

Но фильмы фильмами, а наука должна быть точной. Биологам нужно предельно ясно понимать, о каком организме говорит их иностранный коллега. 

Поэтому бинарная номенклатура получила широкое распространение в биологии и используется учёными по сей день. Главное преимущество таких названий в том, что в любом уголке света вид будет называться на латыни одинаково. Так биологи точно никогда не запутаются в названиях.

Недостатки систематики К. Линнея

  • При классификации использовались 1-2 признака.
  • У учёного было слишком мало информации.
  • Родственные организмы могли оказаться в разных таксономических группах, а неродственные – в одной. 

Например, класс Амфибии по К. Линнею включал пресмыкающихся и земноводных, а класс Черви состоял из представителей простейших, губок, кишечнополостных, червей, моллюсков и иглокожих.

Тем не менее учёный внёс огромный вклад в развитие кладистики, что способствовало совершенствованию биологии в целом.

Подробнее о термине «кладистика» и систематических категориях вы можете прочитать в статье «Классификация растений в ЕГЭ».

Есть ещё один учёный, который немало сделал для развития систематики. Давайте познакомимся с ним.

Жан Батист Ламарк – французский учёный-естествоиспытатель.

Что сделал Ламарк:

  • впервые выдвинул гипотезу о том, что виды не просто существуют в природе, но и изменяются со временем;
  • считал, что все существующие организмы произошли от примитивных форм.

Такие идеи позволили Ж.Б. Ламарку создать новую усложнённую и более верную систему органического мира, в основе которой лежали родственные связи живых организмов и принцип градации.

Принцип градации: от наиболее примитивных форм жизнь развивается к сложным дифференцированным организмам.

Систематические критерии

В природе существуют виды, которые очень сильно похожи друг на друга. Посмотрите на этих жуков-усачей – они прямо копии друг друга! Но тем не менее, они не могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство… 

Так как учёные определяют, к какому таксону отнести конкретный организм?

Для этого были выведены определенные критерии – признаки, которые характерны только для представителей конкретного таксона.

Современная систематика органического мира базируется на следующих признаках:

  1. Морфологические особенности

Внешнее строение организмов играет ключевую роль в соотнесении живых организмов к определенным таксонам, потому что морфологические сходства можно просто обнаружить невооруженным глазом. 

  1. Внутреннее строение

Однако, как мы уже выяснили, внешнее сходство может быть обманчивым.

Многие виды мимикрируют под более защищенных особей, при этом относятся к разным родам, а иногда даже классам. Например, муха-журчалка по внешнему строению схожа с осой, однако это представители разных отрядов насекомых. Но “прикид” осы помогает ей избегать лишних конфликтов с окружающими. Эта хитрость в биологии называется мимикрией.

Мимикрия – приспособительная окраска, похожесть менее защищенного вида на более приспособленный.

Внешнее сходство организмов, проживающих в одной среде обитания, также усложняет использование морфологического критерия в систематике. Червяга – безногое пресмыкающееся – на первый взгляд очень похоже на змею, однако они относятся к разным отрядам. Кит напоминает рыбу, но относится к классу Млекопитающие. Оба, и червяга, и кит, используют чит под названием “конвергенция”.

Конвергенция – формирование схожих признаков у разных групп организмов. 

Именно поэтому учёные при описании видов и их таксономии также рассматривают внутреннее строение. Так, у кита можно заметить наличие тазового пояса, характерного для млекопитающих.

Внутреннее строение кита

  1. Экологические особенности

К экологическим особенностям относятся способ питания, среда обитания, образ жизни. Однако представители разных видов могут питаться одним и тем же и обитать на одной территории, поэтому опираться на этот критерий нельзя. 

  1. Внутреннее строение клетки

Одним из главных критериев выделения таксонов является внутреннее строение клетки и особенности строения органоидов. Так, например, мы можем отличить растительную клетку от животной.

Растительная клетка

  1. Генетические данные

Этот критерий вида считается наиболее точным, ведь у каждого вида есть свой индивидуальный кариотип! 

Кариотип – присущий определенному виду набор признаков хромосом (их форма, размер и количество).

Кариотип человека

Почему киты считаются парнокопытными?

Долгое время ученые гадали, откуда взялись китообразные. Понятно, что они относятся к млекопитающим и являются вторичноводными животными, но вот загадка – от кого они произошли?

Именно новые молекулярно-генетические данные свидетельствуют о том, что китообразные — близкие родственники парнокопытных, в частности гиппопотамов. Да-да, получается, кит – это нечто вроде “морской коровы”. 

Вторичноводные животные – живущие в воде организмы, которые имеют наземного предка.

Важно запомнить!

Только с помощью комплекса всех перечисленных признаков можно установить возникновение нового вида или отнести его к какому-то таксону. 

Классификация и систематика животных

Для того, чтобы правильно указать систематическое положение какого-либо животного, необходимо последовательно назвать следующие таксоны: Царство → Подцарство → Тип → Класс → Отряд → Семейство → Род → Вид.

Например, мы хотим расписать систематическое положение Ночницы усатой. Оно будет выглядеть примерно так:

  • Царство Животные,
  • Подцарство Многоклеточные, 
  • Тип Хордовые,
  • Класс Млекопитающие,
  • Отряд Рукокрылые,
  • Семейство Гладконосые летучие мыши,
  • Род Ночница,
  • Вид Ночница усатая.
Важно знать!

Систематические категории Тип и Отряд встречаются только в систематике животных. У растений им соответствуют Отдел и Порядок.

Фактчек

  • Систематика (кладистика) изучает филогению и соподчинённость таксонов в биологии. 
  • Филогения – историческое развитие видов.
  • Таксон – систематическая категория.
  • Карл Линней  ввёл в научный обиход основные систематические категории (род, отряд, вид), предложил систему классификации животных и растений, дал определение виду как элементарному таксону, создал бинарную номенклатуру.
  • Жан Батист Ламарк впервые выдвинул гипотезу о том, что виды не просто существуют в природе, но и изменяются со временем.
  • Современная систематика органического мира базируется на следующих признаках: морфологические и анатомические особенности, экология вида, его кариотип. 

Проверь себя

Задание 1.
Какой учёный ввёл бинарную номенклатуру? 

  1. К. Линней
  2. Ж. Б. Ламарк
  3. Ч. Дарвин
  4. Т. Шванн

Задание 2.
Кому принадлежит гипотеза о том, что виды не только существуют в природе, но и развиваются? 

  1. К. Линней
  2. Ж. Б. Ламарк
  3. Ч. Дарвин
  4. Т. Шванн

Задание 3.
Синоним термина «систематика» -… 

  1. морфология
  2. анатомия
  3. кладистика
  4. филогения

Задание 4.
Наиболее современный критерий открытия нового вида:

  1. морфологический
  2. экологический
  3. анатомический
  4. генетический

Ответы: 1 – 1; 2 – 2; 3 – 3; 4 – 4.

Эволюционное учение имеет достаточно сложную историю. Многие ученые-биологи выдвигали различные гипотезы относительно данного непростого процесса. В основе всех эволюционных теорий лежит изменчивость и наследственность живых организмов. Изменяясь и приспосабливаясь к условиям окружающей среды, они дают начало развитию новых видов живых существ. Одной из первых теорий эволюции является теория Жана Батиста Ламарка. В данной статье мы рассмотрим основные плюсы и минусы теории Ламарка.

Суть теории

Жан Батист Ламарк

Жан Батист Ламарк, родившийся в 1744 году, был одним из первых ученых, попытавшихся разработать собственную гипотезу развития жизни на Земле. Суть его идеи заключалась в следующем: все биологические виды живых организмов произошли от других видов. Ученый считал эволюцию прогрессивным процессом самосовершенствования организмов, перехода от простого к более сложному.

Ламарк полагал, что конкретные органы и их системы растений и животных совершенствуются с течением времени. Таким образом, его точка зрения основывалась на способности живых организмов наследовать приобретенные в процессе жизнедеятельности свойства.

Сложно однозначно обозначить плюсы и минусы эволюционной теории Ламарка. Попробуем разобраться, в чем ученый-биолог был прав, а где совершил серьезные просчеты.

Плюсы теории

Эволюция живых организмов

Гипотеза Ж. Б. Ламарка была несовершенна. Ученый совершил некоторые ошибки, а в некоторых аспектах и вовсе оказался неправ. Однако, рассматривая плюсы и минусы теории Жана Батиста Ламарка, следует в первую очередь сказать о ее достоинствах.

Данная эволюционная теория на самом деле имеет немало положительных сторон. Во-первых, биолог Ламарк был одним из первых ученых, выдвинувших идею эволюции. Он предоставил обществу достаточно аргументированное предположение о том, что же представляет собой эволюционный процесс.

К тому же, Ламарк верно определил одни из основных движущих сил эволюции — наследственность и изменчивость организмов. Он предположил, как крайне простые существа, вроде бактерий и простейших организмов, развиваясь, привели к появлению млекопитающих, и в том числе человека.

Однако в данной гипотезе имеются и плюсы, и минусы. Теория Ламарка в определенной степени противоречит настоящему положению вещей. Попробуем разобраться, в чем заключаются эти противоречия.

Минусы теории

Самосовершенствование живых организмов

Говоря об ошибках Ламарка, следует указать на неверное понимание им эволюционного процесса. Он считал, что организмы образуются поочередно, один порождает другой, более совершенный. Однако, как мы знаем сегодня, такое представление не является правильным.

Ошибочным также было мнение Ламарка о том, что все живые существа стремятся к постоянному самосовершенствованию. Ученый не учел открытые позднее основные движущие силы эволюционного процесса — борьбу за существование и естественный отбор.

Рассматривая плюсы и минусы теории Ламарка, можно сказать, что его представление о развитии организмов было сформулировано неверно. Он считал, что определенные органы и системы живых организмов совершенствуются в результате упражнений и передаются по наследству в своем «улучшенном» варианте.

Однако Жан Батист Ламарк был не единственным ученым-натуралистом, выдвинувшим собственную эволюционную теорию. Свой вклад в развитие учения об эволюции внес и шведский биолог Карл Линней. Сравним плюсы и минусы теорий Ламарка и Линнея.

Учение Карла Линнея

В отличие от утратившей «популярность» теории Жана Батиста Ламарка, теория Линнея сохранилась и до сих пор является основой классификации живых организмов. Как создатель биологической систематики, Линнея выдвинул гипотезу о господствующем положении видов растений и животных.

Натуралист считал вид элементарной единицей всей живой природы. Виды существуют и развиваются обособленно друг от друга, а затем, на основе их сходства и общих черт, объединяются в роды, семейства, отряды, классы и т. д.

Систематика Карла Линнея оказалась несовершенной, и только после его смерти последователи его теории смогли организовать полную систематику живых организмов, которая дополняется и сегодня.

Теория Чарлза Дарвина

Чарлз Дарвин

Наиболее простым способом оценить плюсы и минусы эволюционной теории Ламарка является ее сопоставление с более совершенной теорией Чарлза Дарвина. Что же предложил этот великий ученый, автор знаменитого труда «Происхождение видов путем естественного отбора»?

Во-первых, Дарвин верно определил движущие силы эволюции. Он также определил, что более слабые, или менее приспособленные, организмы вытесняются более сильными существами. Полезные свойства, которыми обладают выживающие, были названы передовыми.

То есть Чарлз Дарвин, в отличие от Ламарка, определил эволюцию как постоянную борьбу организмов за жизнь и существование в тех или иных условиях.

Итак, в данной статье мы рассмотрели плюсы и минусы теории Ламарка. Тема эволюции и различных теорий о ней является крайне интересной и увлекательной. Желаем вам успехов в дальнейшем изучении биологии!

Инфоурок


Биология

ПрезентацииПрезентация по Биологии на тему «Вклад К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитие эволюционных идей» (СПО)

Презентация по Биологии на тему «Вклад К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитие эволюционных идей» (СПО)

Скачать материал

Вклад К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитие эволюционных идей

Скачать материал

  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов

  • Сейчас обучается 95 человек из 45 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Вклад К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитие эволюционных идей

    1 слайд

    Вклад К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитие эволюционных идей

  • Развитие природных объектов сводится к их восхождению  по ступеням лестницы и...

    2 слайд

    Развитие природных объектов сводится к их восхождению по ступеням лестницы из-за стремления материи к совершенству.
    Камень стремиться к жизни растения, растение к жизни животного, животное к жизни человека, а человек – к идеальной жизни божества!
    «Лестница Существ» Аристотеля

  • Эволюция   от лат. evolutio — «развёртывание» естественный процес...

    3 слайд

    Эволюция
    от лат. evolutio — «развёртывание» естественный процесс развития живой природы

    Впервые применил термин «эволюция» в современном смысле
    Шарль Боннэ (1720-1793)

  • Описал 454 вида животных и разделил их на 2 основные группы:

    4 слайд

    Описал 454 вида животных и разделил их на 2 основные группы:

  • За научные открытия люди сжигались на кострах инквизиции.            Средние...

    5 слайд

    За научные открытия люди сжигались на кострах инквизиции.
    Средние века

  • Создаёт труд «Система природы» (1-е издание 1735 год)
Основоположник принципо...

    6 слайд

    Создаёт труд «Система природы» (1-е издание 1735 год)
    Основоположник принципов и методов систематики органического мира
    3 царства природы: животные, растения и минералы
    ВИД – стабильный (неизменный) элемент природы.
    Карл Линней (1735-1758)

  • Царство
Класс
Отряд
Род
Вид

Широко применял бинарную номенклатуру: род-вид (...

    7 слайд

    Царство
    Класс
    Отряд
    Род
    Вид

    Широко применял бинарную номенклатуру: род-вид (ромашка полевая)
    Систематические категории по К.Линнею

  • Ошибки К.ЛиннеяКлассификация искусственная
Метафизическое представление о про...

    8 слайд

    Ошибки К.Линнея
    Классификация искусственная
    Метафизическое представление о происхождении видов – их неизменность
    Изначальная целесообразность

    В конце жизни признал, что виды могут изменяться

    Таблица Царства животных из первого издания Systema Naturae (1735)

  • Принцип корреляции
Теория катастроф
Идея неизменности видов             Жорж...

    9 слайд

    Принцип корреляции
    Теория катастроф
    Идея неизменности видов
    Жорж Кювье

  • Теория трансформизма
от transformo — превращаю, преобразую

система представл...

    10 слайд

    Теория трансформизма
    от transformo — превращаю, преобразую

    система представлений естествоиспытателей и философов 17—19 вв. об исторической изменяемости (трансформации) организмов, предшествовавшая эволюционному учению

    Жоффруа Сент-Илер

  • Французский биолог и философ
Создатель первого целостного эволюционного учени...

    11 слайд

    Французский биолог и философ
    Создатель первого целостного эволюционного учения

    Жан-Батист Ламарк

  • Организмы изменчивы
Виды условны и постепенно преобразуются в новые виды
Обща...

    12 слайд

    Организмы изменчивы
    Виды условны и постепенно преобразуются в новые виды
    Общая тенденция исторического изменения организмов – постепенное совершенствование их организации (градация)
    Движущая сила: изначальное (заложенное творцом) стремление природы к прогрессу. Организмам присуща изначальная способность целесообразно реагировать на изменения внешней среды.
    Изменения организмов, приобретённые в течение жизни в ответ на изменение внешних условий – наследуются!

    Постулаты эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка

  • Изменение среды
Изменение потребностей
Выработка новых привычек
Упражнение ор...

    13 слайд

    Изменение среды
    Изменение потребностей
    Выработка новых привычек
    Упражнение органов в соответствии с новыми привычками
    Усиление развития упражняемых органов и редукция неупражняемых
    Наследственное закрепление новой организации
    Приспособительная эволюция животных

  • Ошибки Ж.Б.ЛамаркаГрадация идет под влиянием стремления к самоусовершенствова...

    14 слайд

    Ошибки Ж.Б.Ламарка
    Градация идет под влиянием стремления к самоусовершенствованию
    Приспособленность возникает в результате целесообразных изменений в ответ на воздействие среды
    По наследству передаются только «благоприобретенные» признаки

Краткое описание документа:

Данная презентация у занятиюпредназначена для преподавателей учебного предмета «Биология» и студентов 1 курса специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

Тема занятия: Вклад К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитие эволюционных идей.

Занятие проводится для студентов 1 курса отделения «Сестринское дело» при изучении раздела «Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение».

Цель занятия: изучить вклад К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитие эволюции.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 278 136 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 10.09.2018
  • 1089
  • 54

«Биология», Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В.

  • 10.09.2018
  • 321
  • 0

«Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред.  Пономарёвой И.Н.

«Биология. Животные», Латюшин В.В., Шапкин В.А.

«Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», Викторов В.П., Никишов А.И.

  • 10.09.2018
  • 428
  • 0

Лабораторная работа по биологии

  • Учебник: «Биология (изд. «БИНОМ. Лаборатория знаний»)», Беркинблит М.Б., Глаголев С.М. и др.

Рейтинг:
5 из 5

  • 10.09.2018
  • 10654
  • 98

«Биология (изд.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»

  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»

  • Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»

  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»

  • Скачать материал


    • 10.09.2018


      3185
    • PPTX
      1.1 мбайт
    • 175
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Маслова Татьяна Александровна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Маслова Татьяна Александровна

    • На сайте: 6 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 89347
    • Всего материалов:

      33

Заслуги и ошибки Ламарка?

На этой странице находится вопрос Заслуги и ошибки Ламарка?, относящийся к категории
Биология. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Биология. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки лазерного станка
  • Ошибки лады приоры
  • Ошибки лада приора на приборной панели расшифровка
  • Ошибки лада приора 16 клапанов расшифровка
  • Ошибки лада ларгус расшифровка