Ошибки медсестры к чему приводят

За что могут привлечь медсестру к ответственности?

Ошибки в работе медицинской сестры: ответственность и наказание

Консультант аватар

Ошибки в работе медицинской сестры: ответственность и наказание

Ошибки в работе медицинской сестры: ответственность и наказание

Несколько лет назад медицинский персонал редко привлекался к ответственности за допущенные ошибки, однако в настоящее время ситуация меняется. Рассмотрим ошибки в работе медицинской сестры, ответственность и наказание.

Часто встречаемые ошибки медсестер

Практика показывает, что медицинский персонал чаще всего совершает следующие ошибки.

1.Неправильная идентификация пациентов. 

Ошибки в установлении личности больного (в определении его ФИО, паспортных данных) приводят к тому, что человек получает неправильную диагностику, не те лекарственные препараты, которые были ему назначены. Практика показывает, что идентификация личности пациента может быть затруднена, если человек испытывает действие определенного лекарства, чувствует дезориентацию в окружающем пространстве. Медперсоналу необходимо уделить особое внимание идентификации человека перед введением медпрепаратов, переливанием или взятием крови, проведением диагностики и лечебных мероприятий, а также перед хирургическими вмешательствами.

2.Ошибки в лекарственной терапии. 

К ним относятся: неполучение больным необходимого лекарства, неправильная дозировка препарата, неверное время приема препарата, отсутствие контроля влияния лекарственных средств на состояние здоровья человека.

3.Ошибки при выполнении стандартных медицинских процедур. 

К примеру, использование протекающей грелки может привести к термическим ожогам больного. Если неправильно проводить промывание желудка, то это может привести к разрыву задней стенки глотки. За эти и другие подобные действия виновное лицо привлекается к уголовной ответственности.

Ответственность и наказание медицинского персонала

В зависимости от тяжести последствий, к которым привели ошибочные действия сотрудников больницы, медперсонал несет определенную ответственность.

Медсестру могут уволить из-за выявления того факта, что она не соответствует занимаемой ею должности.

Важно!
Если медсестра совершила преступление, то ее привлекают к уголовной ответственности. Преступление – намеренное либо непреднамеренное действие/бездействие. Обычно преступления, совершаемые медсестрами, не являются намеренными – их причиной становятся недооценка последствий при выполнении своих рабочих обязанностей.

Уголовная ответственность наступает для медсестры в следующих ситуациях:

  1. Непреднамеренное тяжкое телесное повреждение
  2. Непреднамеренное убийство пациента (ошибочное введение в его организм ядовитых, сильнодействующих лекарственных препаратов, неправильный расчет дозы средства, отсутствие постоянного наблюдения медперсонала при его необходимости, в результате чего человек скончался)
  3. Подвергание человека опасности ВИЧ-инфицирования (при использовании нестерильных инструментов) – при этом непринципиально, заразился пациент или нет
  4. Незаконное прерывание беременности
  5. Подмена/похищение новорожденного – данное преступление совершается только умышленно, медсестра осознает свои виновные действия и имеет определенный мотив
  6. Неоказание медицинской помощи нуждающемуся в ней человеку: медсестра не предпринимает действий, которые могли бы спасти пострадавшему жизнь, облегчить состояние его здоровья

Неоказание помощи не всегда приводит к уголовной ответственности. Так, если медсестра не смогла выполнить свои профессиональные обязанности по веским причинам, то наказание на нее не накладывается. К уважительным обстоятельствам относятся следующие:



  • Тяжелое заболевание медсестры


  • Стихийные природные бедствия


  • Отсутствие лекарственных препаратов и инструментов, которые требуются для оказания первой помощи


  • Присутствие нескольких больных, каждый из которых нуждается в экстренной медицинской помощи (при условии, что медсестра оказывала помощь кому-либо из данных больных)

Перечисленные выше преступления совершаются против здоровья пострадавшего, его жизни, свободы и человеческого достоинства.

Важно!
Уголовная ответственность грозит медсестре за нелегальное оказание медицинских услуг, что затрагивает постановку диагноза, проведение врачебных манипуляций, установление лечения при отсутствии образования. При нанесении здоровью человека вреда медсестра в том числе столкнется с ответственностью за преступление против личности.

Нередко медсестры оказывают помощь на дому – например, делают знакомым инъекции. Согласно законодательству РФ, это нелегальная деятельность. Если после укола в домашних условиях у человека появятся серьезные осложнения (к примеру, анафилактический шок), то отсутствие препаратов и инструментов для оказания первой помощи приведет к его смерти. В итоге медсестра столкнется с уголовной ответственностью. 

YuristLaskovets

Автор статьи: Ласковец Елена Альбертовна

Юрист по медицинскому праву в делах по врачебным ошибкам и правам пациентов.

По любым возникшим вопросам, связанным с правовой стороной темы статьи, воспользуйтесь квалифицированной помощью дежурного юриста онлайн. Даже самые трудные вопросы не останутся без ответа.

Синий шаблон записи

РЕШИТЕ СВОИ ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯ НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА

300 РУБЛЕЙ  БЕСПЛАТНО

*До 07.06.2023

Опишите свою ситуацию и в течение 6 часов вы получите инструкцию к решению юридической проблемы от одного из наших 215 профессиональных юристов.



  • Опишите свою ситуацию, можно вкратце, и нажмите кнопку «Задать вопрос».


  • На следующем шаге укажите Ваше Имя, Телефон и Регион, в котором вы находитесь.


  • Нажмите «Готово», чтобы передать свой вопрос нашим специалистам.


  • Опытный юрист бесплатно изучит Вашу ситуацию, подготовит решение и перезвонит вам через несколько минут.

22 комментария к “Ошибки в работе медицинской сестры: ответственность и наказание”

  1. Был у меня в работе случай, когда медсестра в терапии прочитала назначение, где врач вместо 3 мл. магнезии скорее всего описался и написал 30,0. Она видела и не думая сделала, мажете себе представить, что потом нам пришлось пережить. НАДО ДУМАТЬ, ЧТО ДЕЛАЕШЬ, А НЕ ТУПО ВЫПОЛНЯТЬ!

  2. Это важная проблема, достойная внимания. Выявление ошибок при исполнении лекарственных назначений поможет уменьшить число негативных последствий приема препаратов, тем самым улучшит качество оказания медпомощи.

  3. Скажите, несет ли ответственность медсестра за ошибки врача или его намеренное неисполнение правил санпина на рабочем месте?

    1. Добрый день! Нет, медсестра несёт ответственность только за свои действия. Ст. 192 ТК РФ того требует. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником ПО ЕГО ВИНЕ возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Врач отвечает отдельно. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
      Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Т. е. установлен срок, в течение которого можно привлечь виновного работника — это месяц.

  4. Добрый вечер! Для медицинского работника очень важно качественное исполнение своих профессиональных обязанностей ведь от этого зависит не только здоровье, а порой и жизнь пациента.

  5. Актуальность ошибок медицинских сестер при выполнении врачебных назначений действительно очень велика, но не следует скидывать со счетов и ошибки врачей при назначении лекарственных препаратов, вследствие некачественно собранного анамнеза, либо вследствие еще каких-либо причин.

  6. Назначенные препараты должны быть введены предписанным способом — это обязательное требование лекарственной безопасности. Его нарушение может привести к самым тяжелым последствиям. Медицинская сестра должна выполнять указание врача и точно соблюдать не только дозировку лекарства и длительность процедур, но и их последовательность.

  7. Человеку свойственно ошибаться. Поскольку исполнителями всевозможных вмешательств в состояние здоровья пациента являются люди – то ошибки неизбежны.
    Деликатная профессия с большим многообразием подходов и взаимодействий и значительным элементом неопределенности. Высокое моральное значение медицинской профессии в глазах общества, исключающее право на ошибку.

  8. Гиппократ утверждал, что хорошим врачом явля­ется тот, кто признается в ошибке.

  9. Никогда не нужно все сваливать на нагрузку, если снижается бдительность лучше не напрягаться.

  10. Никогда не нужно все сваливать на нагрузку, если снижается бдительность лучше не напрягаться по себе знаю работаем по 1.5 суток.

  11. Трагедия в том, что наш смысл жизни приходится согласовывать с дураками.

  12. Эту бы энергию да в мирное русло.

  13. Если медсестра допустила ошибку, то обязательно надо рассказать врачу и вместе найти выход из ситуации, а то ведь может быть хуже пациенту, мне людей жалко, когда страдают из-за наших ошибок. Но доводить ситуацию до руководства думаю, что не надо, они всегда из «мухи слона делают».

  14. Спасибо, помогли.

  15. Меня это не беспокоит.

  16. У моего отца был случай, когда медсестра перепутала лекарство. Правда все обошлось без последствий. Но так повезти может не всем.

  17. Не все медсестры такие.

  18. Исключительная мысль )))) Вы допускаете ошибку. Давайте обсудим это.

  19. Спасибо за статью, а все же насколько реально наказание медсестры, если она перепутала лекарства и это вызвало ухудшение самочувствия. Есть какая-то статистика в этом вопросе?

  20. У нас была одна медсестра, которая считала, что думать-дело доктора. Статья как раз для таких. Спасибо.

  21. Да, даже толпу не может успокоить)

Оставьте комментарий

Источник: журнал «Главный врач».

Мыльникова И.С.

Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок.

Средства массовой информации регулярно сообщают о новых ошибках, допущенных медработниками, в том числе медсестрами, которые привели к тяжелым последствиям для здоровья и жизни пациентов. Чаще всего заключительные слова таких сообщений гласят: «По факту причинения вреда по неосторожности возбуждено уголовное дело», и большинство склонно думать, что медработник (медсестра), совершивший (ая) ошибку, и в самом деле был (а) недостаточно внимателен (внимательна) и проявил (а) халатность. Другими словами, в настоящее время широко распространенным является суждение: «Раз ошибся, значит, виноват и заслуживает наказания». Однако, так ли это?

В настоящей статье мы постараемся выявить объективные причины ошибок медсестер. Сначала речь пойдет о внешних причинах, связанных с условиями труда медсестер, затем – о внутренних причинах, которые связаны с объективными особенностями человеческой психики, которые следует учитывать при подготовке медсестер и при организации их работы.

Организационные недостатки как причины ошибок

Перегрузки и частые отвлечения

Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок. Так, ряд европейских исследователей (Malchaire, 1992; Gadbois; 1992, EstrinBehar, 1990), изучавших работу медсестер в палатных отделениях крупных европейских больниц, на основании своих исследований сделали вывод, что в ходе своей работы медсестры решают большое количество пространственно разбросанных и коротких по времени исполнения задач, испытывая при этом необходимость постоянно отвлекаться на внешние сигналы (телефонные звонки, обращения пациентов, неотложные распоряжения врачей и т.п.) и часто прерывая выполнение задачи.

Так, по данным EstrinBehar, медсестры десяти хирургических и терапевтических отделений французских больниц, где проходили исследования, выполняли в среднем 320 коротких задания за утреннюю смену (8 часов) и 250 заданий – за ночную смену (12 часов). При этом их действия прерывались в ходе выполнения задания: в утреннюю смену – 78 раз, а в ночную – 28 раз. При этом суммарное время, когда медсестра была занята хождением по отделению, стояла в согнутом положении или с вытянутыми руками, сидела на корточках, составляло почти 70 % от общего рабочего времени. За одну смену дневная медсестра проходила около 7 км, а ночная – 5. В этих условиях на непосредственную работу с больным оставалось не более 15–20 % рабочего времени.

Исследователи обратили внимание на то, что в отделениях (палатах), где работа медсестер была хорошо продумана и организована, хождение занимало меньше времени, а число незапланированных отвлечений в ходе выполнения задания было существенно, иногда почти в 2 раза, меньше. Примерами хорошей организации работы назывались четкое разделение функций между медсестрами, планировка палат (рабочих помещений), с выделением функциональных секторов. К примеру, медсестры, занимающиеся приготовлением медикаментов для пациентов, имели специально выделенные индивидуальные места за загородкой. Если какая-то из них отвлекалась, то вернувшись к прерванной работе, она точно знала, что все лежит на прежних местах и не потревожено действиями других коллег.

Дефекты информационного обеспечения

Многие исследователи указывают на несовершенство информационного обеспечения труда рядовых медицинских работников. Во всем мире проблемой является утрата информации при передаче смен. Мало больниц может похвастаться четким регламентом передачи информации от медсестры, сдающей смену, медсестре, принимающей смену.

Большой проблемой является неразборчивый почерк в листе назначений, невнятность информации на многочисленных ярлыках и этикетках. Доказано, что хорошо читаемая этикетка должна иметь матовую поверхность (чтобы блики не нарушали зрительного восприятия), а буквы должны иметь высоту не менее 2,5 мм. Наблюдение показало, что этим требованиям удовлетворяют не более половины лекарственных этикеток. Большое значение имеет дизайн упаковок: совершенно недопустимо, чтобы одинаковый дизайн имели упаковки разных препаратов. Особо опасно, если нельзя различить по внешнему виду упаковки одного и того же препарата, но в разных дозировках.

Проблема последних лет – ошибки при работе с компьютером. Очень часто программы имеют неудобный плохо читаемый интерфейс, сложные системы поиска. В результате компьютер только осложняет работу медсестры, увеличивает риск технической ошибки. Безусловно, это не значит, что нужно отказаться от компьютеризации рабочих мест медсестер, однако делать это надо продуманно, придавая внимание так называемым «мелочам».

В большинстве больниц не отработаны системы передачи устной информации. В экстренных ситуациях врачи часто отдают устные распоряжения и лишь позже делают записи в истории болезни. Необходимо ввести практику, когда исполнитель повторяет вслух сделанное распоряжение, как это принято в армии, в гражданской авиации и т.п. «Полкубика строфантина в вену» — «Есть полкубика строфантина в вену».

Отдельного разговора требует совершенствование звуковых сигналов. В ходе модернизации многие больницы закупили современное оборудование, которое имеет звуковые сигналы. В европейских больницах была обнаружено, что персонал не всегда хорошо идентифицирует сигналы, а если этих сигналов слишком много, то отключает их. Так, в одном из хорошо оснащенных отделений реанимации, медсестры могли идентифицировать по слуху только треть сигналов, подаваемых приборами. В остальных случаях им приходилось обходить всю палату, чтобы найти источник звука. В другом крупном отделении из 1433 сигналов, зарегистрированных за 3 недели проведения исследования, только 8 предупреждали о фатальных нарушениях. Неудивительно, что случаи отключения тревожной сигнализации встречаются все чаще, а это, безусловно, создает риски для больных. Недавно закончилось разбирательство дела медсестры отделения кардиореанимации, якобы заснувшей и не услышавшей сигнала монитора о возникшей у больного фибрилляции желудочков. Больной скончался. Медсестра уверяла, что не спала и что сигнала не было. При проверке оказалось, что звуковой сигнал был отключен. Кто сделал это? Оказалось, что это сделала дневная медсестра. Врач распорядился сделать звук всех сигналов чуть тише, однако она, не зная английского, не разобралась с надписями на экране прибора, который не был русифицирован. Очевидно, что обвинять ее в данном случае не справедливо.

Психо-эмоциональное состояние

Хронический стресс и синдром эмоционального выгорания снижают работоспособность и качество выполнения рабочих заданий, повышает риск профессиональных ошибок. Одной из основных причин хронического стресса медсестер является высокое психо-эмоциональное напряжение, которое отмечают все исследователи этого явления. Что является причиной этого напряжения? К примеру, финские медсестры жаловались на то, что остро чувствуют нехватку знаний, а также отсутствие ясности в разграничении полномочий и ответственности с другими работниками – врачами и медсестрами. Ответственность в сочетании с отсутствием соответствующих полномочий и возможности изменить свою работу, спокойно спланировать предстоящие действия, подготовиться должным образом, — все это создает дополнительное напряжение и беспокоит финских медсестер. Почти половина медсестер говорила о сильных стрессах, переживаемых, если экстренная ситуация возникает в отсутствие врача (Poyhonen, 1990). Согласно масштабным исследованиям, проведенным в ряде европейских стран в 90-х годах, число медсестер, испытывающих постоянный стресс на работе, достигает 25 %. Многие переживают ситуации «с сильным эмоциональным выбросом», конфликты с больными и коллегами и т.п. Стресс усиливается в отсутствие поддержки. Медсестры ощущают, что их не ценят, что их знания и опыт никому не нужны, что они не могут оказать влияния на ситуацию, даже если она полностью соответствует их квалификации. В 1983 году, изучив статистику самоубийств европейских медсестер, Katz обнаружил, что уровень самоубийств медсестер выше, чем в среднем среди женщин в данном регионе. Особо страдающей от стрессов группой являются медсестры, несущие высокую рабочую нагрузку, сочетающуюся с низким уровнем самостоятельности и социальной поддержки. Результаты этих исследований демонстрируют, что расширение самостоятельности и поддержка могут сыграть большую роль в снижении уровня стресса в случаях, когда невозможно снизить давление высокой рабочей нагрузки.

И здесь особую роль играет позиция руководителя сестринского коллектива – старшей и главной медсестры. Были проведены исследования, доказавшие связь между уровнем стресса и стилем работы руководителя. Там, где старшие и главные медсестры считают необходимым вести индивидуальную работу с медсестрами, беседовать с ними, выслушивать и принимать их предложения, ценить их, хвалить даже за небольшие достижения, в этих коллективах уровень стресса среди медсестер ниже.

Большое значение имеют взаимоотношения медсестер с врачами. В коллективах, где эти царит командный стиль работы, отношения между группами персонала расцениваются как «хорошие», средний уровень стресса среди медсестер невысокий.

«Внутренние» причины ошибок, связанные с человеческой природой

«Смотрел, но не видел»

Однако помимо внешних причин ошибок эксперты все настойчивее говорят о внутренних причинах, связанных с природой человеческого познания. Ведь многие ошибки люди делают, совершая привычные действия, а самые чудовищные ошибки чаще наблюдаются у наиболее опытных и квалифицированных работников.

Одна из самых распространенных ошибок совершается по типичному сценарию – «работник смотрел, но не видел». Медсестра смотрела на упаковку с лидокаином, но не видела, что это не 2% раствор, а 10%, который нельзя использовать для разведения антибиотиков для внутривенного введения; водитель смотрел на дорогу, на которую выходит пешеход, но не видел этого пешехода и не сбавил скорость; матрос не увидел стоп-сигнала, рабочий не заметил надвигающегося лезвия пилы и т.п. За каждым из этих случаев – человеческая трагедия. Эксперты считают, что их нельзя связать с небрежностью или глупостью работника. Скорее их причиной являются ограничения внимания при выполнении высокотехнологичных работ.

В поисках причины таких ошибок следует вспомнить об одной особенности нашего восприятия – мы воспринимаем и осознаем далеко не все, что видим и слышим. Органы чувств получают и отправляют в мозг человека массу сигналов, однако для сознательной обработки отфильтровывается лишь только малая часть из них, остальные – отбрасываются. Со всем потоком информации наш мозг просто не справится. Этот фильтр называют вниманием. Оно позволяет нам не осознавать, как мы дышим, как одежда давит на кожу, мы не слышим фоновых звуков. Внимание позволяют мозгу бросить все свои силы на обработку только самой нужной информации.

Однако у внимания есть и оборотная сторона. Концентрируясь на одних сигналах, человек может не заметить важные изменения других, которые он счел на этот момент не самыми важными. Так, водитель, разговаривая по мобильному телефону, может полностью погрузиться в тему разговора, перестроив внимание на эту важную для него информацию и отключившись от сигналов дорожной ситуации.

Специалисты в области безопасность проводят специальные исследования, как сделать, чтобы человек, сконцентрированный на одних сигналах, не упустил появления неожиданных объектов. Раньше для привлечения внимания к таким объектам использовали яркие цвета, контрасты, движения, звуки. Опыт говорит о том, что они работают недостаточно эффективно. Сегодня упор делается на специальном обучении и тренингах персонала. Таким образом, если раньше считалось достаточным сделать на лекарственной упаковке надпись красным «Вводить медленно!», то теперь помимо надписи проводят специальное обучение медсестер, которые должны уметь схватывать содержание информации на упаковке, замечая необычные отклонения. Разработка таких тренингов – задача профессионалов по психологии внимания.

Автоматизм действий, как причина ошибок

Очень часто, делая что-то привычное и хорошо знакомое, мы отключаем внимание и продолжаем действовать на основе «мышечной памяти», т.е. автоматически. Собственно, опытный работник и отличается от неопытного тем, что многие его действия доведены до автоматизма. Автоматизм обеспечивает быстрое и четкое выполнение повторяющихся манипуляций. Однако такой автоматизм может сыграть и злую шутку. Дело в том, что делая что-то автоматически, мы отключаем свое внимание и в этот момент можем не заметить изменения ситуации, требующего изменения порядка действий. Так возникают фатальные ошибки, в основе которых лежит концентрация внимания с последующим автоматизмом действий, что характерно именно для опытных сотрудников.

Представим ситуацию: опытная медсестра, знающая, что флакон с физиологическим раствором для разведения антибиотиков всегда стоит на столике в правом углу, берет его и, практически не глядя, набирает жидкость в шприц. Однако в этот день в кабинет забежала практикантка и передвинула флаконы, в результате на привычном месте оказался хлористый калий или 10-процентный лидокаин. Последствия понятны. В случае если бы на месте опытной сестры оказалась молодая и неопытная, трагедии бы не произошло, так как она, сознательно искала бы флакон с физиологическим раствором, читая этикетки. Она не наработала автоматизма и поэтому не ошибется.

«Вижу то, что ожидаю увидеть»

Еще одна причина ошибок – «видеть не то, что есть, а то, что ожидаю увидеть». Представим медсестру, которая 10 лет подряд ежедневно берет с определенной полки один и тот же флакон и читает на нем одну и ту же надпись. И в один прекрасный день на полке появился такой же флакон, но с другой надписью. Она привычно берет его, смотрит на упаковку и не видит ничего необычного – в ее глазах стоит привычная картина привычной этикетки. Такую ошибку может допустить любой человек, даже самый добросовестный и внимательный.

Заключение

Можно ли уберечься от таких ошибок? Можно ли исключить автоматические действия из своей трудовой практики? Эксперты единодушны: это невозможно. Если в привычной ситуации работники перестанут действовать автоматически, вся работа встанет. Поэтому, если медсестра совершила ошибку и перепутала упаковки, нужно интересоваться не тем, почему медсестра была невнимательна, а тем, почему упаковка не привлекла ее внимание, и медсестра действовала привычно, не заметив изменения. Существует мнение: все должны работать по правилам. Разработай их, и не будет ошибок. Однако это глубокое заблуждение. Строгая работа по правилам – это особая форма забастовки, так как известно, при попытке все делать по правилам, работники просто ничего не смогут сделать. Такую забастовку называют итальянской. Он приносит больше вреда, чем простой отказ от работы.

Таким образом, современные системы безопасности должны работать при среднем уровне внимания работников, с учетом сложившихся автоматизмов и искажений восприятия. Т.е. почти каждая ошибка работника – это ошибка системы. Мы должны говорить об этом, чтобы защитить коллег, совершивших ошибку, от осуждения и уголовного преследования.

Источник: журнал «Главный врач» 2014/03

Другие статьи по теме

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы»

 «Медицинский колледж  № 5»

Филиал №2

Методическая разработка

Студенческой конференции  

 тема: 

«Типичные ошибки в работе медсестры»

http://valamaz.ru/wp-content/uploads/2013/08/471.jpg

II курс

специальность «Сестринское дело»060501

Составители:

                                                Преподаватели ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным:

Титкова З.А.

Ванина С.В.

Зайцева Е.А.

2015 г.

Рецензия

На методическую разработку внеаудиторного мероприятия студенческой конференции: «Типичные ошибки в работе медсестры»

Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия студенческой конференции с целью активизации познавательного процесса у студентов и решения не стандартных ситуаций.

В разработке обозначены мотивации и цели мероприятия: закрепление теоретических знаний по дисциплине « Сестринское дело», интереса и любви к будущей профессии.

В сценарии студенческой конференции четко обозначены  все темы разделов проведения студенческой конференции  

Студенческая конференция

Тема: «Типичные ошибки в работе медсестры»

 Кто чувствует в себе силу сделать лучше,

тот не испытывает страха

перед признанием своей ошибки

Т.Бильрот.

        Пояснительная записка

Данная методическая разработка студенческой конференции на тему: «Типичные ошибки в работе медсестры» составлена  с целью развития умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ сравнения, делать необходимые выводы.

В разработке указаны основные методические составляющие:

  • Пояснительная записка
  • Этапы  работы над конференцией
  • Темы разделов конференции
  • Цели
  • Задачи
  • Мотивация
  • Приложение
  • Список литературы

В информационной части есть не только сценарий, но и мультимедийная презентация.

Данная разработка составлена  преподавателями при поддержке студентов.

 Этапы работы над конференцией

  1. Подготовка педагога со студентами  о конференции.
  2. Рационально организованная самостоятельная работа  с ее последующей активизацией.
  3. Наглядные методы (использование  конспектов и схем).
  4. Творческая работа студентов (оформление презентации).
  5.   Методы, включающие проблемный, поисковый, частично-поисковый, исследовательский.

Темы разделов конференции

  1. Сестринские ошибки при идентификации пациентов
  1. Сестринские ошибки в лекарственной терапии
  1. Сестринские  ошибки при выполнении медицинских  процедур

Цели

  1. Активизировать познавательную, исследовательскую деятельность студентов;
  1. Способствовать освоению профессиональных и общих компетенций;
  1. Сформировать ответственное отношение к приобретению знаний для будущей профессии.

Задачи

  1. Своевременность и правильность диагностики  
  2. Своевременное и  правильное оказание медицинской помощи пострадавшему или пациенту
  3.   Своевременное   техническое  выполнение операции и   послеоперационное ведение пациента 
       

Мотивация

 Дорогие друзья!

Людям свойственно ошибаться, в том числе и на своем рабочем месте, и даже если они выполняют очень ответственную работу, от которой зависят жизнь и здоровье человека. Ошибаться на своем рабочем месте могут и медсестры. Следствием таких ошибок бывают страдания, и даже смерть пациента. Последнее время  тема медицинских, в том числе и сестринских, ошибок стала серьезно волновать широкую общественность.

   Продолжает расти число судебных исков против медицинских работников, ужесточаются наказания. Если еще пять лет назад обвинительный приговор в отношении медицинского работника в нашей стране был редкостью, то теперь он стал практически нормой, многие суды заканчиваются реальным тюремным заключением для обвиняемого врача или медсестры.

      Необходимо сделать все возможное, чтобы такие ошибки не повторялись.  Нужно изучать причины каждой допущенной ошибки и искать пути их устранения.

Сценарий студенческой конференции на тему:

« Типичные ошибки в работе медсестры»

  Ошибки — неизбежные и печальные издержки лечебной работы,

ошибки — это всегда плохо, и единственное оптимальное,

 что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то,

что они по диалектике вещей учат и помогают тому,

чтобы их не было.  

И. А. Кассирский 

ВЕДУЩАЯ: Рассмотрим первую тему раздела нашей конференции —  «Что такое идентификация пациентов»

Идентификация — это процедура, которая позволяет установить, что  человек с именем, фамилией и паспортом  является данным лицом.

Студент 1: Это первый и самый важный этап в обеспечении безопасности обслуживания пациентов. Ошибки, связанные с неправильной идентификацией пациента, случаются практически на всех этапах диагностики и лечения пациентов. Следует отметить, что идентификация пациентов затруднена, если пациенты находятся под действием  лекарственных препаратов, или дезориентированы в окружающей среде – все эти факторы повышают риск возникновения ошибок. Вследствие этого пациенту может быть назначено неверное лечение, что чревато фатальным исходом. 

В силу особенностей и высокого риска медицинских процедур пациенты обязательно должны быть идентифицированы:
— перед введением медикаментов, переливанием крови или препаратов крови;
— перед взятием крови и других образцов на клинические исследования;
— перед проведением диагностических или лечебных процедур;  

— перед проведением хирургических вмешательств    

Процесс идентификации может различаться в зависимости от:

  • места нахождения пациента (стационарный или амбулаторный больной);
  •  возраста;
  • состояния (в сознании, без сознания, адекватен, неадеватен);
  • объема имеющейся на данный момент информации (идентификация по идентификационному браслету или по фотографии).

ВЕДУЩАЯ:  Рассмотрим несколько ситуаций, в которых были нарушены правила идентификации пациентов.

Ситуация№1

Студент 2  В отделение кардиореанимации одновременно по скорой поступили двое пациентов в крайне тяжелом состоянии. Два сопроводительных талона были отданы дежурной медсестре. Но оформить истории болезни при сотрудниках «скорой» она сразу не смогла, так как участвовала в оказании помощи поступившим. Один из поступивших пациентов умер, другой пациент, после купирования болевого синдрома, благополучно уснул. На спящего в реанимационном зале пациента был ошибочно составлен посмертный эпикриз и оповещены родственники. Наутро, осматривая пациента, врач обратился к нему по имени отчеству. Тот удивился и поправил. Врач понял, что произошла ошибка при оформлении в истории болезни.  Вскоре родным перезвонили и попытались извиниться за ошибку. С трудом удалось договориться, чтобы обойтись без заявления в соответствующие инстанции. Дежурной медсестре был объявлен выговор, и она была лишена премии.

Ситуация №2

Студент №3 Пациентки из двухместной палаты поменялись койками. Медсестра пришла забрать кровь на определение группы и резус-фактора пациентке, которой запланировали срочное переливание крови. Не помня ее в лицо, но зная расположение  койки, без лишних слов медсестра проделала нужные манипуляции. При переливании, буквально через минуту пациентке стало плохо, ее зазнобило, появились сильные боли в пояснице, что указывало на несовместимость крови. Переливание остановили, однако самочувствие больной ухудшалось и спустя несколько часов она скончалась. При разборе случая была обнаружена ошибка при взятии пробы крови на исследование.

ВЕДУЩАЯ: Рассмотрим требования к идентификации пациентов в различных ситуациях на примере работы медсестры, которая выполняет забор крови у пациентов.

Студент 1   После приветствия необходимо попросить пациента, если он находится в сознании, четко выговорить свое имя по буквам и назвать дату своего рождения или адрес места жительства. Затем необходимо сравнить сведения, которые получены от пациента, с информацией, которая указана в заявке на проведение лабораторных исследований. Если информация в заявке не совпадает со сведениями, полученными от пациента, необходимо поставить об этом в известность ответственного сотрудника медицинского отделения.

ВЕДУЩАЯ: Идентификация амбулаторного пациента 

Студент 2   Амбулаторные пациенты обычно находятся в холле, где они ожидают вызова в процедурный кабинет. Вызывая пациента,  медицинский работник должен назвать имя и фамилию пациента. Далее необходимо получить подтверждение, что вошедший пациент на самом деле тот человек, которого пригласили в кабинет, так как мог войти однофамилец или кто–то без очереди. 

  Для проведения идентификации можно попросить пациента предъявить свои документы с фотографией или предложить ему назвать свои фамилию, имя, отчество, дату рождения или адрес проживания. Информация должна совпадать с той, что помещена в направлении на анализ. Медработнику следует вербальной информации предпочитать ознакомление с паспортными данными.

ВЕДУЩАЯ: Идентификация пациентов, находящихся в состоянии сна.

    Студент 3   Спящего пациента необходимо разбудить, его личность должна быть установлена в соответствии с правилами, описанными выше. Сведения, полученные от пациента вербальным способом, необходимо сравнить с информацией, содержащейся в заявке на проведение лабораторного исследования и на идентификационном браслете (если таковой имеется).

Любое несовпадение сведений о больном должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности.

ВЕДУЩАЯ: Идентификация ребенка и подростка.

  Студент 1     Желательно, чтобы идентификация детей проводилась тем же методом, что и взрослых пациентов, однако это не всегда осуществимо. Медицинская сестра, опекун или родственник ребенка могут опознать его, назвав  имя,  дату рождения или  адрес. В медицинскую карту необходимо записать данные человека, который подтвердил личность несовершеннолетнего пациента. При получении данных о личности ребенка не рекомендуется спрашивать о нем других братьев, сестер или соседей по палате.

ВЕДУЩАЯ: Идентификация пациентов отделения реанимации:

  Студент 2: 

  • Если в отделение реанимации поступает пациент, находящийся без сознания, медицинский работник обязан проявить особое внимание.
  • Пока не станет возможной положительная идентификация пациента, необходимо обеспечить его временную контрольную идентификацию (например, прикрепить к телу пациента  браслет с больничным номером).
  • Если пациент находится в коме или под действием лекарственных препаратов, то находящийся рядом родственник или друг пациента могут помочь идентифицировать, сообщив  имя, дату рождения или адрес.
  • Любое несовпадение сведений о пациенте должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности.

ВЕДУЩАЯ: Современные технологии идентификации пациентов.

Студент 3: 

  С развитием информационных технологий методы идентификации пациентов становятся все более совершенными. В некоторых медицинских учреждениях  уже используются идентификационные браслеты с двухмерными штрих-кодами или с радиочастотными идентификационными системами, которые позволяют вносить в эти браслеты большое количество закодированной информации о пациенте (вплоть до полной истории болезни). Информация о пациенте вносится или извлекается с помощью встроенного в такой браслет электронного чипа для хранения записей.

В качестве дополнительного средства для идентификации пациента может использоваться опознавательный браслет с фотографией. Чем больше информации о пациенте у медицинского работника, тем меньше вероятность ошибки.

ВЕДУЩАЯ: Перечислим важные правила идентификации пациентов:

  Студент 1: 

При идентификации больных рекомендуется использовать как минимум два индивидуальных признака: например, имя пациента и дату рождения.  Номер палаты как индивидуальный идентификационный признак использовать не рекомендуется. Признаки идентификации следует утвердить на уровне ЛПУ, их применение не должно зависеть от предпочтений того или иного работника.

 Студент 2: 

 При проверке информации необходимо использовать активный, а не пассивный метод (пациент сам должен назвать себя). В этом случае необходимо терпеливо дождаться ответа пациента.

 Студент 3: 

 Нельзя строить опознание пациента на записях, наклеенных на кровати пациента или на медицинском оборудовании. 

  Студент 1: 

Все емкости для исследований должны подписываться в присутствии пациента. Предварительная маркировка емкостей запрещена.

 Студент 2: 

 Нельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичность не подтверждена или не гарантирована.  

 Студент 3: 

 Если в процессе идентификации пациента выявлены расхождения данных, медицинский работник обязан немедленно докладывать своему руководителю.  

ВЕДУЩАЯ: а теперь перейдем к рассмотрению второй темы раздела —  «Сестринские ошибки в лекарственной терапии»

 Студент 4:   

Так как ошибки лекарственной терапии являются наиболее частыми причинами неблагоприятных результатов лечения, специалистами  в области качества медицинской помощи сформулированы  

требования лекарственной безопасности:

  • лекарственная помощь должна быть организована таким образом, чтобы нужный больной получил нужное лекарство,
  • в нужной форме и нужной дозировке,
  •  препарат должен быть введен предписанным образом и в соответствующее время;
  • контролировать влияние медикаментов на состояние пациента.

ВЕДУЩАЯ:   приведем яркие примеры ошибок медсестер в лекарственной терапии.

Студент 5:   

  В приемное отделение  больницы поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и устно назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с коргликоном. Ослышавшись, медсестра начала введение эфедрина с коргликоном, но вдруг больная громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления тонометр показал двукратное превышение показателей нормы.  К счастью, вскоре больной стало лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья. В этом случае  бесполезно выяснять, кто ошибся — врач или медсестра.

Данный случай демонстрирует риски, возникающие при передаче и восприятии устных указаний.

Студент 5:     

  Пожилая пациентка стала жаловаться на плохой сон по ночам и сонливость днем. Врач расценил эти симптомы как проявление нарушений сна у стариков. По прошествии некоторого времени одна из соседок пожилой пациентки по палате заметила, что она за один раз утром выпивает все пакетики с лекарствами, которые им выдает палатная медсестра на целый день. Таким образом, она выпивает утром и снотворное, которое было завернуто в отдельный пакетик с надписью «на ночь». Эта ошибка объяснила нарушения сна, и, когда она была устранена, сон пациентки восстановился.

Студент 4:     

 Женщина поступила в терапевтическое отделение с пневмонией. Она страдала также болями в бедре, связанными с недавно перенесенной травмой. Врач, собирая анамнез, выяснил, что пациентка не переносит анальгин, отметив эту информацию в истории болезни. Однако,  на ее просьбу дать что-нибудь от болей в ноге, назначил ей анальгин.   Медсестра сделала инъекцию анальгина согласно назначению врача, не спросив пациентку о том, переносит ли она этот препарат.  У пациентки развилась бурная анафилактическая реакция.  Противошокового набора   на месте не оказалось. Пришедший по экстренному вызову реаниматолог констатировал смерть. Возбуждено уголовное дело против медсестры.

Студент 4:   

Мы привели вам яркие жизненные примеры и на их основании делаем следующие выводы:

  • Лекарственную терапию необходимо проводить только после идентификации пациента.
  • Медсестры должны понимать механизм действия лекарств, значение режима приема и профилактики осложнений.
  • Проверка надписей на этикетках и ампулах должна быть доведена до автоматизма.
  • Медперсонал должен иметь соответствующую настороженность при работе с препаратами сходными по внешнему виду, сочетаемости препаратов.
  • Должно проводиться наблюдение за пациентом, чтобы вовремя определить неблагоприятные реакции на лекарства.
  • Все назначения врача должны быть письменно зафиксированы в истории болезни.

ВЕДУЩАЯ: Переходим к третьей теме раздела — «Ошибки при выполнении медицинских процедур».

Мы хотим рассказать вам случай, когда один из наиболее простых предметов ухода, такой как грелка, дает тяжелые последствия при неправильном применении.

Грелка

  Студент 4:   

  В детском отделении одной из больниц, в связи с низкой температурой в помещении, педиатр назначил ребенку постановку грелки.  Медицинская сестра взяла грелку, залила ее горячей водой из чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком в кроватку. В результате протекания грелки ребенок получил термические ожоги.  За  халатность на медсестру было возбуждено уголовное дело.

При использовании грелки необходимо соблюдать следующие требования:

  • жесткий контроль температуры; 
  • исключается прикосновение грелки к незащищенной коже;
  • проверка целостности грелки и герметичности крышки.

Промывание желудка

Студент 3:   

  При промывании желудка 76-летней пациентке медицинская сестра, введя зонд на 7-9 см, почувствовала сопротивление, однако, приложив усилие, преодолела его и закончила процедуру. Пациентка  жаловалась на боль, но сестра значения этому не предала и хирургу не доложила. Вскоре больной стало плохо, ее экстренно перевели в реанимацию, где она скончалась. На вскрытии — разрыв задней стенки глотки. Против медицинской сестры возбуждено уголовное дело. 

Правила введения зонда:

  • При введении зонда необходимо осуществлять контроль свободного прохождения зонда в желудок.
  • В случае если возникает сильное сопротивление или же пациент начинает кашлять, задыхаться, синеет лицо, значит, зонд попал в гортань, и следует немедленно его извлечь.
Клизма

Студент 7:   

   В одной из больниц умер 3х летний ребенок. В заключение о смерти, которое было выдано родителям, говорилось, что ребенок погиб от диареи. Однако позже специальная комиссия установила, что причиной смерти стала «водная интоксикация» с развитием отека мозга в результате проведения очистительной клизмы, при выполнении которой медсестра ввела ребенку около 1 литра воды.

«Водная интоксикация» — это одно из осложнений, которого следует опасаться при очистительной клизме. Через 20-30 мин после процедуры, а иногда и во время нее у пациента появляются повторная рвота, частый пульс, одышка, бледнеют кожные покровы, западают глазные яблоки; возникают тяжелые нарушения со стороны ЦHC с судорогами. Нередко «водная интоксикация» заканчивается смертью пациента  от отека мозга. Против медицинской сестры возбуждено уголовное дело. 

Правила постановки клизм:

  • количество вводимой воды должно соответствовать возрасту:
  • грудным детям – 30-100 мл;
  • маленьким детям – 200-400 мл;
  • школьникам – 500-1000 мл;
  • взрослым – до 1,5 литра.
  • наконечник следует вводить осторожно и медленно, чтобы избежать повреждений

ВЕДУЩАЯ:

Подводя итоги нашей конференции, мы хотим, чтобы  вы понимали ответственность своей будущей профессии и применяли правила, чтобы  избежать ошибок:

Выходят все студенты участники

  • обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных пациента, конкретность назначения;
  • яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами;
  • никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.
  • ставить в паре сотрудников условно «внимательная»-«рассеянная»;
  • обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену;
  • тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом;
  • регулярное прохождение обучения в методических кабинетах лечебных учреждений.

ВЕДУЩАЯ: НАША КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАКОНЧЕНА. БЛАГОДАРИМ  ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!

В конференции принимали участие студенты II курса по специальности «Сестринское дело».

Список литературы

 1.      С.А. Мухина, И.И. Тарновская « Практическое руководство по основам сестринского дела» Москва « ГЭОТАР — Медиа» 2009  

 2.       С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство к предмету  «основы сестринского дела»: Учебник для медицинских училищ – 2-е изд,   М,ГЭОТАР – Мед 2008

3. «Типичные ошибки в работе медсестры» в помощь практикующей медицинской сестре  №3 2013

© О.С. Стороженко, А.И. Петрова, 2010

ВНИМАНИЕ: МЕДСЕСТРИНСКАЯ ОШИБКА!

О.С. Стороженко, А.И. Петрова

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова

E-mail: FVSO@mail.ru

Рассмотрены типичные профессиональные ошибки медсестер.

Ключевые слова: безопасность пациента, медсестринская ошибка, этические и юридические нормы.

Тема ответственности медицинских работников становится все более актуальной, так как растет число претензий к медицинским учреждениям и медицинским работникам, все чаще возбуждаются уголовные дела в связи с неоказанием медицинской помощи или ненадлежащим ее оказанием.

Великий древнегреческий врач Гиппократ утверждал: «Искусство медицины включает три вещи: врача, болезнь и больного». За 2500 лет, прошедших со времен Гиппократа, к 3 названным им составляющим добавилось 4-е — медсестра (4, 6].

Об ответственности врачей перед пациентами, о врачебных ошибках говорится много, но практически не упоминается об ответственности медсестер, нет такого понятия, как «медсестринская ошибка». Однако об этом пора говорить, поскольку медсестра вместе с врачом участвует в лечебном процессе. Юридическая сторона деятельности медсестры не может не обсуждаться. Это обусловлено:

• спецификой работы в лечебных учреждениях;

• недостаточным знанием медсестрами этических и юридических норм сестринской деятельности, случаями нарушения прав больных;

• ситуациями, когда неправильно определены рамки сестринской помощи;

• осложнениями и неблагоприятными исходами;

• подверженностью медсестринского персонала эмоциональному выгоранию;

• профессиональными вредностями и отсутствием правовой защиты медицинских работников.

Ежегодно в России только при оказании медицинской помощи в стационаре причиняется вред здоровью около 150 тыс. пациентов. Причина этого — медицинские вмешательства ненадлежащего качества, и около 1/4 серьезных медицинских ошибок объясняются профессиональной небрежностью. В УК РФ рассматриваются правонарушения, совершенные по «небрежности», «легкомыслию» (3, 6]. Согласно УК, профессиональные правонарушения могут квалифицироваться как умышленные и допущенные по неосторожности (6] (табл. 1). Надо заметить, что умышленно медицинские работники преступления, как правило, не совершают. Чаще всего их причина — неосторожность.

Практика показывает, что руководители медицинских учреждений ограничиваются объявлением выговора допустившему нарушение работнику. Кроме того, зачастую одновременно к работнику применяется и мера материального воздействия (лишение премии и поощрительных выплат, предусмотренных локальными актами учреждения) (2, 3].

Уже более 40 лет Международный классификатор болезней имеет раздел статистического учета факторов случайного причинения вреда больному при выполнении терапевтических и хирургических процедур (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем) (4-6]. На 2000 г в раздел включено около 100 видов причинения вреда пациенту при оказании медицинской помощи (в научной литературе приводится около 400). Знание этих причин должно способствовать совершенствованию медицинской помощи.

Безопасность пациента зависит от многих факторов: от его состояния и уровня профессиональной подготовки персонала, используемых технических средств, оснащенности рабочего места. Значимость этих факторов различна: например, во время анестезии опасные для пациентов ситуации возникают в 70% случаев вследствие

Таблица 1

Формы вины (извлечение из ст. 25 и ст. 26 УК РФ)

Преступления, совершенные

умышленно по неосторожности

с прямым умыслом с косвенным умыслом по легкомыслию по небрежности

Общественную опасность своих действий (бездействия) лицо

осознавало, предвидело, желало осознавало, предвидело, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично предвидело, но без достаточных оснований, самонадеянно рассчитывало на предотвращение последствий не предвидело, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности можно было бы и предвидеть последствия

□ Неправильное проведение медикаментозной и инфузионной терапии

□ Не подготовлено рабочее место

□ Разгерметизация дыхательного контура

□ Прочие

Рис. 1. Ошибки, допущенные медсестрами при проведении анестезии и интенсивной терапии

□ Неправильное введение лекарственных средств

□ Неправильная подготовка пациента к исследованию

□ Выполнение назначений не тому пациенту

□ Прочие

Рис. 2. Ошибки медсестер при выполнении назначений врача

ошибок персонала, в 13% — из-за разгерметизации дыхательного контура, в 11% — вследствие неисправности оборудования, в 6% — от прочих причин. Человеческий фактор остается основным в обеспечении безопасности пациента [1, 2, 6].

Нами проанкетировано 26 медсестер. Методом анонимного анкетирования мы выясняли, совершали ли они в течение года ошибки и если да, то какие.

При анализе ответов выяснилось, что многие медсестры при проведении анестезии и интенсивной терапии допускали ошибки (рис. 1), которые могли вызвать ряд опасных осложнений и привести к летальному исходу Так, быстрое введение тиопентала натрия привело к бронхоспазму; после введения пенициллина без пробы развился анафилактический шок; неподготовленное заранее рабочее место анестезиолога снизило эффективность сердечно-легочной реанимации; разгерметизация дыхательного контура при искусственной вентиляции легких привела к выраженной гипоксемии больного; отсоединение инфузионной системы от подключичного катетера вызвало кровопотерю.

Самой частой (53%) ошибкой медсестер является неправильное введение лекарственных средств (слишком быстро, не то лекарство, не той концентрации, не своевременно и др.). Данные ошибки можно расценивать, как совершенные по неосторожности или халатности, что при неблагоприятном исходе, может повлечь за собой уголовное наказание (рис.2)

Предупредить ошибки можно, устранив их основные причины. По данным исследования (табл. 2), причины ошибок — разные: у начинающих медсестер, с небольшим опытом работы, главная причина — психологический стресс, физическая перегрузка (37,4%), при более высоком уровне профессионализма — невнимательность, небрежность, самонадеянность (23,8%).

Все причины сестринских ошибок можно условно подразделить на 4 группы:

• технические;

• физические;

• по неосторожности;

• профессиональные.

Таким образом, наиболее типичные ошибки медсестры — ненадлежащие действия по неосторожности: невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей вследствие легкомысленного или небрежного к ним отношения (должностная халатность).

Таблица 2

Причины ошибок, допускаемых медсестрами

Причины Частота ошибок, %

квалификационные категории

2-1 В

Технические Неисправность аппаратуры, отсутствие приборов и мониторов, недостаточная подготовка рабочего места 8,5 5,1

Физические Большая перегрузка во время работы, переутомление, плохое самочувствие, стресс, физическая усталость, болезнь 37,4 13,6

По неосторожности Невнимательность, небрежность, самонадеянность, бездействие 11,9 23,8

Профессиональные Недостаточная подготовка, незнание, неумение 6,8 3,4

Литература

1. Бобров О.Е. Медицинские преступления. Правда и ложь. -Петрозаводск: ИнтелТек, 2003. — 183 с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Психологическое выгорание. Пути преодоления // Мир медицины. — 2001; 9-10: 44-45.

3. Дрогонец Я., Холлендер П. Современная медицина и право. — М.: Юр. лит., 1991.

4. Джонс Г., Кемпбелл А., Джиллетт Г. Медицинская этика. Учебное пособие для вузов. — М.: ГОЭТАР-Медиа, 2007. — 395 с.

5. Левшанков А.И., Климов А.Г. Сестринское дело в анестезиологии и реаниматологии. — СПб.: СпецЛит., 2003. — 160 с.

6. Леонтьев О.В. Юридические основы медицинской деятельности. Учебное пособие. — СПб.: СпецЛит., 2006. — 124 с.

ATTENTION: NURSING ERROR! O.S. Storozhenko, A.I. Petrova

I.I. Mechnikov Saint Petersburg State Medical Academy

The typical professional errors of nurses are considered. Key words: a patient’s safety, nursing error, ethical and legal norms.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки медицины прошлого
  • Ошибки медицинского представителя
  • Ошибки медведева на посту президента россии
  • Ошибки машинной строчки
  • Ошибки мастеров шугаринга