Исследование особенностей нарушения мышления у больных неврозом Study of features of dysfunction of reasoning process of patients suffering neurotic disorders
Якурнов Артем Владиславович
Студент 6 курса
Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет
Россия, Волгоград e-mail: yakurnoff1@,gmail.com
Yakurnov Artem Vladislavovich
Student 6 term
Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Russia, Volgograd e-mail: yakurnoff1@,gmail.com
Аннотация.
Данная работа направлена на исследование особенностей нарушения мышления у больных неврозом. Было выявлено различие в результативности мыслительной деятельности между здоровыми испытуемыми и больными неврозом. Мышление пациентов, страдающих невротическими заболеваниями, имело тенденцию быть менее эффективным, чем мыслительный процесс здоровых испытуемых. Однако по результатам исследования невозможно утверждать о наличие такой тенденции в общем, так как величина различий сильно колеблется в зависимости от выбора методики.
Annotation.
This study examines features of dysfunction of reasoning process of patients suffering neurotic disorders. It was revealed that there is a difference in reasoning process and its effectiveness between healthy respondents and patients suffering neurotic disorders. Reasoning process of patients have tendency to be less effective than healthy respondents reasoning process. However there is no reason to conclude that it is some general phenomenon because the value of difference changes a lot when a method of research is changed.
Ключевые слова: мышление, нарушение мышления, невроз, невротические расстройства, стационарное лечение, организация психологической помощи.
Key words: reasoning process, dysfunction of reasoning process, neurosis, neurotic disorders, depression, recurrent depressive disorder, inpatient treatment, organization of psychological assistance.
Актуальность данной работы обуславливается несколькими факторами. Во-первых, сама проблема мышления при разных формах психических заболеваний сложна и неоднозначна: мыслительная деятельность человека — сложный феномен, и ее нарушения могут протекать по разным психологическим механизмам, что осложняет своевременную диагностику некоторых форм заболеваний, особенно тех, при которых сам операционный уровень мыслительных процессов остается интактным и патология мышления носит личностно-обусловленный характер. В этом контексте выяснение конкретных механизмов нарушения мышления при неврозах может расширить диагностический инструментарий психологии. Во-вторых, сама по себе проблема психологического анализа патологии различного уровня имеет явно менее разработанный характер, чем психопатологический подход к анализу психических заболеваний, что делает очень актуальным применение психологических методов к проблеме классификации и разграничения разных нозологических единиц.
Разработанность проблемы психологического исследования патологии мышления при невротических расстройствах, как указывалось выше, имеет недостаточную широту, особенно сравнительно с патопсихологическими исследованиями «большой психиатрии» (например, шизофрении). Однако в сфере пограничной психиатрии также имеется ряд исследований мышления пациентов с заболеваниями невротического спектра (например, исследования Гильяшевой, Менделевича), в которых достаточно подробно и основательно проанализированы многие особенности механизмов нарушения мышления при неврозах [2, 4].
Неврозы как нозологическая единица имеет достаточно долгую и неоднозначную историю изучения: большое количество зачастую концептуально противоречащих друг другу теорий и методологических подходов с начала XX века и до настоящего времени формировались по совершенно разным принципам — то от непосредственной клинической практики к теоретическим обобщениям, то формирование внутренне непротиворечивой теории невроза с последующей проверкой теории путем эксперимента или с помощью клинических наблюдений. Такое обилие различных концепций и парадигм в изучении неврозов, особенно в изучении вопросов этиологии и патогенеза невротических проявлений, связано, в первую очередь, со сложностью трактовки самих механизмов образования невротической симптоматики. Если в вопросах описания клинической картины различных неврозов и невротических реакций многие авторы сходятся, то касательно объяснения структурных и генетических моментов этих клинических проявлений существует множество противоречий среди исследователей [6].
При исследовании больных неврозами и психастенией с помощью стандартизованного набора Векслера и методики Выготского—Сахарова (Гильяшева) по выполнению вербальных заданий особенно резко различались больные истерией и психастенией. Это относится прежде всего к заданию, требующему обобщения понятий и характеризующему уровень абстракции и тип мышления («сходство») [2]. Невербальные задания все больные неврозами, кроме больных неврастенией, выполняли значительно хуже, чем вербальные. Относительно общую трудность для всех больных неврозами, особенно неврастенией, представляли задания «арифметическое», «повторение цифр» и особенно «шифровка», требующие высокой концентрации внимания, собранности, а «шифровка» — и значительной моторной активности. Трудным было также задание «расположение картинок», социальное и личностно-значимое содержание которого могло задевать переживания и конфликтные отношения больных, о чем свидетельствовал явно «проективный» характер многих ответов, полученных по этому заданию [4].
Для больных психастенией характерен абстрактно-логический подход, продуктивный при выполнении многих вербальных и малопродуктивный при выполнении невербальных (особенно конкретных) заданий. Для них типичны затруднения в выборе решения и переходе к действию. Пациентов с истерией отличает конкретно-образное, импульсивное и эгоцентрическое мышление, что снижает их результаты в большинстве и вербальных, и невербальных заданий, вызывает трудности в вербализации на абстрактно-логическом уровне. Больные неврастенией характеризуются достаточно хорошим балансом абстрактно-логического и образно-действенного мышления и, хотя они выполняют вербальные задания хуже больных психастенией, это компенсируется хорошим выполнением невербальных заданий, так что итоговая оценка интеллекта по методике Векслера у этих групп больных примерно одинакова [4].
Отмеченные особенности представляют, по существу, личностный аспект характеристики мышления больных истерией, неврастенией и психастенией, определяемый специфическим типом восприятия, переработки информации, способа реагирования и обусловливающий все проявления личности, в том числе, структуру интеллекта. Последняя проявляется в характерном для каждой формы невроза «профиле» выполнения методики Векслера. Этот «профиль» отражает суммарное действие многих факторов самого интеллекта и таких его предпосылок, как внимание и память, а также типа личности и психологических изменений [4, 5].
В качестве первого этапа эмпирического исследования патологии мышления у больных неврозом была выбрана методика из второго субтеста теста структуры интеллекта Амтхауэра («Исключение понятий»). Выбор был сделан в соответствие с несколькими основаниями: во-первых, именно этот субтест теста структуры интеллекта Амтхауэра больше всего по содержанию и по предмету исследования соответствует экспериментальной патопсихологической методике «Исключение предметов», которая имеет высокую
диагностическую ценность при патопсихологическом исследовании операционной стороны мышления. В качестве второго этапа эмпирического исследования была выбрана методика прогрессивные матрицы Равена (черно-белые матрицы). Факторами выбора в пользу этой методики для исследования нарушений мышления у больных неврозами выступил «культурно-свободный» характер методики, что означает ее независимость от социально-приобретенных надстроек интеллекта, таких как особенности языка, на котором говорит испытуемый, а также характер его образования.
В соответствие с целью данного исследования была подобрана выборка, состоящая из 33 больных неврозами ^40, F42) и невротической депрессией ^34.1) на базе психотерапевтического отделения ГБУЗ «ВОКПБ №2», а также контрольная выборка, состоящая их 39 респондентов.
Результаты исследования можно увидеть в диаграмме ниже:
Рисунок 1. Результаты первого этапа исследования (2-й субтест теста структуры интеллекта Амтхауэра) Мы можем наблюдать здесь явное различие в результативности выполнения субтеста у больных неврозом и здоровых респондентов. Особенно выражено различие в группе респондентов, давших больше всего правильных ответов — от 18 до 20. Здесь разница между долей каждой выборки наиболее показательна — 52% здоровых испытуемых дали от 18 до 20 правильных ответов и только 32% выборки пациентов с неврозами попали в этот диапазон.
Второй этап показал различия более детально и точно:
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
78%
67%
0% 0%
ш
ш
£ 5
СО ф
2 >■
О. I-
О 3
с! с
го и
о
.
со си х и
X
си
81-90
X
си
91-110
18% 17%
11%
5%
4%
0%
ш 3
£ 5
СО ф
2 >■
О. I-
О 3
с! с
го и
о
.
со
си
X
и
X
си
111-120
ш
ш
£ 5
СО л>
2 >■ .
О 3
с! с
го и
о
.
со
си
X
и
X
си
121-140
£ 5
СО л>
О >.
О. I-
О 3
с! с
го и
о
.
со ш
X
и
X
си
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Свыше 140
Рисунок 2. Результаты второго этапа исследования (черно-белые матрицы Равена, диапазоны в
диаграмме означают баллы 1Р)
По результатам второго этапа исследования мы можем заключить, что также имеется различие в результативности выполнения методики «Прогрессивные матрицы Равена» больными с неврозом и здоровыми респондентами. Однако стоит оговориться, что на данном этапе не такое критичное и большое, как в первом этапе. В качестве гипотезы можно выдвинуть объяснение следующего содержания: прогрессивные матрицы Равена изначально методика невербальная и более интуитивно понятная, не требующая такого «порога вхождения», как тест структуры интеллекта Амтхауэра. Соответственно невербальная мыслительная деятельность медленнее истощает психику, нежели вербальная — этим и могло быть вызвано подобное различие. Однако, это не отменяет факта наличия видимых отличий между группами больных неврозом и здоровых респондентов.
Мышление как психический процесс и как составляющая часть личности на протяжении длительного времени исследовалась с разных позиций. Для зарубежной психологии характерна полипарадигмальность школ изучения структуры и динамики мышления [1], тогда как в отечественной психологии существенная часть исследований выполнена в одном методическом ключе, предложенном еще Л.С. Выготским и его учениками [3]. Важной частью этой парадигмы является признание того факта, что мышление — это форма деятельности активного субъекта, что имплицитно в себе содержит следствие, заключающееся в том, что любой мыслительный акт детерминирован мотивами и потребностями субъекта. Именно этот важный пункт является ключевым для исследования мыслительной деятельности больных неврозом, потому как первично у данной категории пациентов подвергается патологическим изменениям именно потребностно-мотивационная сфера [5].
Список используемой литературы:
1. Бауманн У., Перре М (под. ред.). — Клиническая психология — СПб.: Питер, 2002. — 1312 с
2. Гильяшева И.Н. Психологическое исследование интеллектуально—личностных особенностей больных неврозами / Гильяшева И.Н. // Отдел медицинской психологии Ленинградского научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева
3. Зейгарник Б.Ф. — Патопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений — 3-е издание, стер. — М.: Издательский дом «Академия», 2005 — 287 с.
4. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология, учебник для вузов — 4-ое изд. — СПб.: Питер, 2004 — 864
с.
5. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина — М.: МЕДпресс-информ, 2002. — 608 с.
6. Мясищев В.Н. Личность и неврозы — Издательство Ленинградского Университета, 1960 — 428 с.
Расстройства мышления – это группа патопсихологических симптомов, объединяющих нарушения процесса опосредованного и обобщенного познания реальности, формирования суждений и умозаключений. Проявляются расстройством динамики мыслительного процесса – ускорением или замедлением ассоциаций, а также искажением его целенаправленности – разорванностью, бессвязностью, разноплановостью мыслей, обстоятельностью и резонерством. К продуктивным симптомам относятся навязчивые мысли, бред, сверхценные идеи. Специфическая диагностика выполняется при помощи патопсихологических проб. Лечение определяется основным заболеванием, включает фармакотерапию и психокоррекцию, консультирование.
Общие сведения
Мышление – познавательный психический процесс, реализующий опосредованный способ отражения действительности, формирующий мысль. Включает операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации и абстрагирования. Общую этиологию мыслительных расстройств определить невозможно ввиду того, что они представлены весьма разнородной группой симптомов, различаются по степени выраженности, содержанию, влиянию на эмоциональную сферу и поведение. Преобладающее количество больных с патологией мышления имеют психиатрический и/или неврологический диагноз. Для людей с органическими поражениями ЦНС характерны количественные изменения – снижение обобщений, затруднения абстрагирования. У пациентов с эндогенными психозами часто определяются искажения в виде резонерства, разорванности.
Расстройства мышления
Причины
В основе относительно стойких и глубоких нарушений мыслительных и интеллектуальных процессов лежат биологические факторы – изменения нейрогуморального баланса, сосудистые, травматические и интоксикационные поражения мозгового субстрата. Основанием для обратимых легких и умеренных расстройств могут стать особенности личностного реагирования на стрессовые и психотравмирующие воздействия. К наиболее распространенным причинам относят:
- Биохимические изменения в мозге. Патологии кровообращения, интоксикации, дисметаболические болезни влияют на функционирование нервной системы. Нарушается поступление кислорода, гормонов и медиаторов, скорость и направленность нейропередачи.
- Черепно-мозговые травмы. Мышление изменяется из-за структурных повреждений и функциональных сдвигов в головном мозге. Расстройства формируются в остром и отдаленном периоде ЧМТ.
- Психозы. Психотические состояния органического, инфекционного и интоксикационного происхождения нередко сопровождаются бредом, бессвязностью мыслительных функций. Для шизофрении характерно резонерство, разноплановость.
- Дегенеративные болезни ЦНС. Мышление нарушается при деменции, атрофии, старческом слабоумии, болезни Альцгеймера, болезни Пика. Часто определяется снижение уровня обобщения, сложности абстрагирования.
- Эпилепсия. Выраженность и характер расстройства зависят от тяжести заболевания. У большинства больных эпилепсией мышление становится инертным, обстоятельным.
- Воспаление ЦНС. Чаще всего местом локализации воспалительного процесса являются мозговые оболочки. Нарушается продукция и отток спинномозговой жидкости, повышается внутричерепное давление. При энцефалитах поражается непосредственно мозговое вещество.
- Опухоли мозга. Новообразование увеличивается в размерах, раздражающе воздействует на нервные центры, провоцирует атрофию клеток и волокон, ишемию. Выраженность патологии мышления определяется локализацией опухоли головного мозга и стадией болезни.
- Стрессы, неврозы. Сильное перенапряжение, эмоциональное потрясение, депрессия, тревога изменяют направленность и скорость мышления. Оно становится замедленным, сфокусированным на внутренних переживаниях.
Патогенез
Существует несколько психофизиологических теорий организации мышления. Отечественной наукой признана модель Павлова. Согласно ей, мысль является следствием рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для ее формирования и закрепления необходима слаженная работа нескольких систем мозга. Первую образует подкорковая область, активизируемая безусловными стимулами. Вторую – полушария мозга без лобных отделов и речевых зон. Она начинает функционировать при подключении условной связи к безусловным реакциям. Третья система включает лобные доли и речевые анализаторы. Совокупность этих структур обеспечивает отвлечение от конкретно воспринимаемой информации, обобщение сигналов от нижележащих отделов мозга. Нарушения функционирования любой из систем приводят к расстройствам мышления. Изменения динамики нередко связаны с активностью подкорковых систем, в частности ретикулярной формации. Мотивационно-волевой компонент распадается при поражении лобных долей.
Классификация
Расстройства мышления носят разнообразный характер, не ограничены единственной схемой. Систематизации подвергаются отдельные параметры нарушений, вокруг которых группируются синдромы, встречающиеся у больных психиатрического профиля. Как правило, у одного пациента определяются более или менее сложные сочетания нескольких видов изменений мышления. Согласно общей классификации выделяют три типа расстройств:
- Нарушения динамического компонента. В норме образование ассоциаций происходит в равномерном и умеренном темпе. При патологиях динамика этого процесса изменяется. Различают ускорение и замедление мышления, ментизм – ускорение образования ассоциаций, происходящее приступообразно, шперрунг – внезапную полную остановку ассоциативного процесса.
- Нарушения операционального компонента. Основными мыслительными операциями являются обобщение, абстрагирование, синтез и анализ. При мыслительных расстройствах выявляется снижение (невозможность использовать категории) и искажение уровней обобщения (выделение латентных, второстепенных связей, а не существенных).
- Нарушения мотивационно-личностного компонента. К данной группе относятся расстройства, основанные на снижении саморегуляции, целеполагания, направленности, способности адекватно оценивать ситуацию, вести диалог. Включены нарушения критичности мышления, связанные с невозможностью правильного осмысления ситуации, разноплановость, резонерство, расстройства саморегуляции – расплывчатость и разорванность суждений, обстоятельность, бессвязность, паралогичность.
Симптомы расстройств мышления
Ускорение мышления характерно для состояния мании и гипомании, проявляется быстрым темпом речи, скачками идей, большинство из которых остаются невысказанными. Нарушается целенаправленность и глубина рассуждений – больные говорят быстро и много, не успевают осмыслить собственную речь. При замедленности мышления, характерной для депрессии и астении, уменьшается количество ассоциаций за единицу времени. Снижается темп речи, пациенты испытывают трудности при подборе слов, формировании предложений. Ментизм обнаруживается при шизофрении. Носит характер насильственного симптома, возникает как приступ наплыва разноплановых мыслей, не оформленных в слова. При шперрунге больные ощущают внезапную «пустоту» в голове, отсутствие каких-либо мыслей и идей.
Снижение обобщения коррелирует с общим интеллектуальным развитием. При нулевом уровне пациенты не могут выделять отдельные признаки и свойства предметов. Они воспринимают их цельно, не в состоянии проанализировать: определить назначение, функциональные особенности, принадлежность к классу. Больные с конкретным уровнем обобщения объединяют предметы по внешним и ситуационным признакам. Их мышление привязано к наглядным образам, оперирование понятиями затруднено. Например, они объединяют лопату и собаку – они «на улице», ножницы и предметы мебели – они «в доме». Выделение категории «инструменты» им недоступно. На функциональном уровне обобщения пациенты способны определить характеристики предметов, которые не отображены визуально (действия, манипуляции). Это простой уровень абстрагирования. Пример: автомобиль и трактор объединяются, так как оба «едут», но не называются общим понятием «транспорт».
При изменении плавности и связности мышления наблюдается аморфность суждений. Она проявляется наличием логической связности частей предложения и отдельных предложений между собой, но утратой общего смысла повествования. В беседе создается впечатление, что больные «плывут», затрудняются выразить ключевую мысль. При резонерстве пациенты долго и бесплодно рассуждают по поводу темы разговора, не делают выводов и не отвечают на поставленные вопросы. Тематические соскальзывания – внезапное изменение темы, отсутствие логической взаимосвязи между предыдущим и следующим предложением. При таком симптоме возможна паралогичность мышления – искаженная логика, понятная только больному.
Обстоятельность характеризуется чрезмерным «застреванием» на деталях, вязкостью и тугоподвижностью ассоциаций. Пациенты углубляются в собственные рассуждения, фиксируются на малозначимых подробностях. Инкогерентное мышление – отсутствие связей между словами в предложении, а вергиберации – нарушение связности между слогами. Оба расстройства свойственны тяжелым формам шизофрении. Персеверации и речевые стереотипии – повторы отдельных слов, фраз и предложений. Наблюдаются при органических заболеваниях, тяжелых эндогенных патологиях.
По содержанию мышление подразделяется на аффективное, эгоцентрическое, параноидное, обсессивное и сверхценное. У людей с аффективной формой мышления преобладают эмоционально окрашенные представления, быстрая и непроизвольная изменяемость процесса при воздействии внешних стимулов (значимых и несущественных). При эгоцентрическом мышлении больные фиксированы на идеальности собственной личности, нужности и ненужности, полезности и вреда всего происходящего.
Параноидное мышление представлено бредовыми идеями. Бред – ошибочное умозаключение, формирующееся на патологической основе – измененной логике или аффективных переживаниях. Распространен бред отношения, преследования, величия, ревности, виновности, ипохондрический и эротический бред. У детей параноидная форма мыслительных процессов представлена бредоподобными фантазиями и патологическими страхами (нереальные миры, причудливые создания, боязнь угла комнаты). Сверхценное мышление ориентировано на ведущие личностные тенденции, изменяет направленность жизни больного – идеи организации революции, изобретения вечного двигателя. При обсессивном мышлении возникают стереотипно повторяющиеся мысли, воспоминания, страхи, ритуалы. Они непроизвольны и осознаваемы.
Осложнения
При тяжелых расстройствах мышления пациенты утрачивают способность правильно оценивать окружающую ситуацию, адекватно реагировать на происходящие события, организовывать и контролировать поведение. Становится невозможной продуктивная бытовая и профессиональная деятельность, наступает социальная дезадаптация. Больные нуждаются в постоянном наблюдении и уходе со стороны. Депрессивная направленность мышления, а также ярко выраженные формы бреда могут привести к формированию суицидального поведения, нанесению вреда окружающим.
Диагностика
При расстройствах мышления проводится комплексное обследование, включающее сбор анамнеза врачом-психиатром, психологическое тестирование, осмотр невролога. Дополнительно могут быть назначены инструментальные процедуры – ЭЭГ, МРТ головного мозга, УЗИ сосудов головного мозга. Первичную информацию о симптомах психиатр получает клиническим методом. В ходе беседы и наблюдения он оценивает адекватность реакций больного, способность поддерживать продуктивный контакт, целенаправленность, стройность речи. К специфическим методикам изучения мышления относятся:
- Классификация. Тест направлен на определение способности мыслить категориями, выявляет недостаточность обобщения. В зависимости от того, какие группы предметов образует пациент, определяется нулевой, конкретный, функциональный или категориальный уровень, наличие искажений.
- Исключение. Используется словесный и предметный вариант методики. Результат позволяет обнаружить способность к обобщению, склонность к актуализации латентных и второстепенных признаков (искажение).
- Создание аналогий. Применяется тест «Простые аналогии» и «Сложные аналогии». Оценивается способность выстраивать последовательность суждений, устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Результаты могут указывать на тенденцию к резонерству, инертности.
- Сравнение и исключение понятий. Для выполнения задания пациенту необходимо проанализировать признаки предметов и явлений, дифференцировать основные признаки от второстепенных, выделить категории. По результатам определяется сложность обобщения, обстоятельность, резонерство.
- Интерпретация метафор и пословиц. Испытуемому предлагается пояснить переносный смысл фраз. Методика нацелена на диагностику способности к абстрагированию, склонности к паралогии, резонерским высказываниям.
- Пиктограммы. Исследуются образы, нарисованные пациентом для запоминания слов. Отмечается их эмоциональная окрашенность, абстрактность и конкретность, детализация, схематичность, логичность и адекватность связи со стимулом.
- Ассоциации. Используется проба на называние 50 слов, парные ассоциации. Результат указывает на темп мыслительной деятельности, обстоятельность, инертность, персеверации.
Лечение расстройств мышления
Терапия лиц с нарушениями мышления определяется характером основного заболевания. Лечебные мероприятия проводятся психиатром и неврологом, коррекционная и реабилитационная работа – клиническим психологом, социальным работником. При комплексном подходе помощь пациенту оказывается следующими методами:
- Фармакотерапия. Схема лечения составляется индивидуально, выбор препаратов определяется ведущим заболеванием. При психотической симптоматике, в том числе при бреде, психомоторном возбуждении назначаются нейролептики. При нарушениях мозгового кровообращения, последствиях травм и интоксикаций используются ноотропы, сосудистые препараты. Людям с эпилепсией показаны противосудорожные средства.
- Психокоррекция. Занятия с психологом ориентированы на восстановление утраченных функций мышления. Применяются когнитивные тренинги, упражнения, требующие анализа ситуаций, сравнения объектов, установления логических последовательностей. Коррекционная работа осуществляется курсами, индивидуально или в группе.
- Семейное консультирование. Проводится несколько бесед с близкими родственниками пациента. Психолог или врач рассказывает о механизмах происхождения заболевания, особенностях течения. Дает рекомендации по организации отдыха и труда больного, включению его в домашнюю работу, возвращению к профессиональной деятельности.
Прогноз и профилактика
Эффективность лечения нарушений мышления, прогноз выздоровления зависят от характера течения основной болезни. Благоприятный исход наиболее вероятен при невротических расстройствах, стрессовых реакциях. Профилактика заключается в своевременной диагностике неврологических и психических патологий, подборе адекватного лечения и выполнении всех назначений врача. Пациентам из групп риска – пожилым людям, больным с сосудистыми заболеваниями, эпилепсией, лицам, имеющим наследственную отягощенность по психическим расстройствам – необходимо проходить профилактические обследования.
Дата публикации 20 ноября 2017Обновлено 9 ноября 2021
Определение болезни. Причины заболевания
Невроз — это обратимое нарушение психической деятельности, при котором больной осознаёт своё состояние.
ВОЗ свидетельствует: заболеваемость неврозами выросла почти в 20 раз и продолжает расти, становясь одной из главных проблем практической медицины. Проблемы воспитания, сложности общения, конфликты взаимоотношений, запрет на выражение многих эмоций, информационные перегрузки, социальные и экономические проблемы — все это вывело невроз в болезни цивилизации.
Понятие о неврозе с попытками объяснить его возникновение и механизмы развития впервые появилось в учении И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Б. Д. Карвасарский, один из руководителей отделения невроза и психотерапии Института В. М. Бехтерева, впервые объединил научные изыскания в один большой трактат, который неоднократно переиздавался.
Разбирая понятие «невроза», следует учесть важных два момента:
- При неврозе отсутствуют психотические явления. Это значит, что рассматриваемое нами состояние характеризуется обратимостью, в отличие от психопатий (они стабильны, отсутствует критика к своему состоянию, наблюдается социальная дезадаптация). Состояние невроза обратимо, хотя и может продолжаться недели, месяцы, а то и годы.
- При неврозе есть четкая взаимосвязь между конфликтной ситуацией, ставшей тем самым пусковым фактором, и клинической картиной невроза. То есть если психотравмирующей ситуации нет, то и невроза не будет.
Механизм возникновения невроза
При рассмотрении вопроса развития невроза самым важным аспектом, о котором спорят десятилетиями различные школы психологии, является вопрос пускового фактора.
Психоаналитическую теорию невроза, представленную Фрейдом и Хорни, иногда учитывают при объяснении, как развивается невроз. Но в рамках доказательной медицины приоритетной является нейрофизиологическая теория с учётом психосоциальных факторов.
На сегодняшний день существует многофакторная концепция возникновения болезни. В ней объединяются биологические, психологические и социальные причины невроза. Хотя в научной литературе до сих пор иногда встречаются указания на исключительность наследственного фактора или факторов окружения.[1]
Итак, выделяют следующие факторы возникновения и развития невроза:
- Биологические — пол, наследственности и особенности конституции. К неврозам более склонны женщины и астеники по телосложению; люди, по генеалогической линии которых уже встречались неврозы. Кроме того, частые и хронические заболевания могут стать причиной невроза. Это касается особенно длительных хронических желудочно-кишечных расстройств и сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронического переутомления, алкоголизации и инфекций.
- Социальные — родительская семья, а именно ее материальное положение, культурный уровень, особенности сексуального воспитания, нарушение семейных и личных границ. Роль в развитии невроза играет и семейное положение пациента, особенности профессиональной деятельности (неудобное рабочее место, информационные перегрузки, однообразная работа).
- Психологические — система взглядов и ценностей человека, его способ мышления и поведения, а также психотравмирующие ситуации в детстве и в настоящем.[2]
Главным фактором развития невроза считается наличие психотравмирующей ситуации. Причем эта ситуация должна произойти в жизненно важных отношениях, поэтому так важна система ценностей человека.
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!
Симптомы невроза
Невроз — это расстройство, которое прячется под разными масками. Его симптомами могут быть:
- нарушение глотания, боли и урчание в животе, спазмы кишечника;
- сексуальные расстройства у мужчин и женщин;
- частые или постоянные мышечные боли, головные боли, мигрени;
- снижение памяти, внимания, мышления;
- нарушение сна, ощущение недосыпа, сонливость;
- учащенное мочеиспускание и вызванная им тревога;
- боли в области сердца, изменения сердечного ритма и артериального давления;
- чувство нехватки воздуха, ощущение кома в груди, частая икота;
- кожные проявления (зуд, покраснения).
Отличий в симптомах невроза у женщин и мужчин нет. Но у женщин это расстройство развивается чаще, чем у мужчин.
С одной стороны, эти жалобы могут быть симптомами серьезных заболеваний, но с другой — проявлениями нервно-психического перенапряжения человека.[3] Многие мои коллеги признают значимость психологических факторов, но часто в плане лечения в лучшем случае их коррекция связана только с назначением лекарственных препаратов. Еще чаще встречается игнорирование этих жалоб в лечении вообще. Потому что нормализовать давление или избавить от боли в животе важнее, чем нормализовать сон или избавить от ощущения кома в горле. И только перебрав несколько препаратов для лечения, увидев их неэффективность, начинают задумываться: а не отправить ли пациента к психотерапевту.
Сложность заключается еще и в том, что необходимо четко различать, с проявлением чего столкнулся человек. Например, нарушение сна может быть симптомом как невроза, так и депрессии, а также отдельным заболеванием. Лечение у этих болезней разное, так как различаются точки приложения медицинских знаний.
Если говорить о проявлениях невроза, то на первый план выступают эмоциональные и вегетативные расстройства, ввиду проявления которых можно говорить о нескольких невротических синдромах:
1. Астенический синдром (состояние нервно-психической слабости). Сама по себе астения возникает при любом заболевании. Разделяется на:
- психотическую (характерна для шизофрении, депрессии — больные с трудом справляются с нагрузками в обычной жизни, нет обратимости состояния, а только усиление при воздействии психологических факторов);
- органическую (наблюдается при органических заболеваниях головного мозга, например, при опухоли, инсульте, травме, атеросклерозе и мн. др.);
- невротическую (характерна «невротическая триада»: астения, нарушение сна и какие-либо вегетативные проявления). К астении относятся повышенная утомляемость, снижение концентрации внимания и памяти; к вегетативным проявлениям — частые изменения пульса и артериального давления, реакции кожи в виде покраснения, повышенной потливости, реакции внутренних органов и мышц; к нарушению сна — нарушение засыпания, пробуждения ночью, нет ощущения отдыха после сна и снижение работоспособности.
Выраженность психической слабости может быть одинаковой и при шизофрении, и при депрессии, и при неврозе; здесь следует учесть и другие факторы и симптомы. Однако при депрессии вегетативные проявления либо отсутствуют, либо имеют малую выраженность, тогда как при неврозах они часто становятся поводом для обращения к врачу.[4]
2. Обсессивный синдром — является ведущим при неврозе навязчивых состояний и входит в состав фобического синдрома. «Обсессия» в переводе с латинского означает «одержимость». Этот феномен был неоднократно описан в литературе и означает появление некой мысли или образа, который является эмоционально неприятным и отличается от тех мыслей, которые имеются в настоящее время. Иными словами, это когда у человека появляются какие-то неожиданные навязчивые мысли, от которых он не может избавиться. Например, человек сейчас сидит на работе и считает цифры и вдруг начинает думать о чем-то другом, не относящимся к работе; это его занимает и отвлекает. Важной отличительной чертой является понимание человека, что это его личные образы и личные мысли, которые никем не навязаны; чаще всего человек пытается бороться с этими образами, «гнать их от себя».
Виды навязчивых явлений при обсессивном синдроме:
- навязчивые явления типа «умственной жвачки»;
- навязчивые сомнения типа мучительной неуверенности в правильности и завершенности действий;
- навязчивый счет или воспроизведение в памяти забытых имен, определений;
- навязчивые воспоминания психотравмирующей ситуации, каких-либо неприятных событий прошлого;
- навязчивые движения в виде постоянного повторения действий, часто по определенному плану.
Хочу отметить, что следует отличать навязчивость при данном синдроме и невроз навязчивых состояний, о котором написано далее.
3. Фобический синдром. Невротическая фобия отличается навязчивым переживанием страха, при этом имеет место четкая фабула (то есть сюжет) и сохранность критики человека. Обычно эти переживания, страхи очень яркие, насыщены чувствами и эмоциями. Важно, что человек борется со своими переживаниями и во время приступа фобии может воспринимать мнимую опасность как реальную.
Основные виды фобий ( по частоте встречаемости):
- страх пространства и перемещения, например, страх закрытых или, наоборот, открытых помещений;
- нозофобии, или страх болезни, например, болезней сердца, рака или страх сойти с ума;
- социофобии, например, страх выступления, страхи покраснеть или вспотеть в обществе, страх рвоты;
- обсессивно-компульсивные, например, страх загрязнения или заражения, страх нанесения или получения травм и увечий;
- различные фобии, например, страх насекомых, привидений или какие-то редкие формы фобий.
4. Ипохондрический синдром — присутствует при всех видах неврозов и характеризуется неадекватным, чаще чрезмерным, вниманием к своему здоровью. Структура синдрома выглядит так:
- неприятные или болезненные ощущения, которые привлекают внимание пациента. Это могут быть какие-то физиологические изменения, возникающие во время еды или сна, отдыха или физической активности, либо начинающиеся изменения при неврозах.
- эмоционально-аффективные нарушения и расстройства мышления, которые проявляются в виде тревоги или страха, снижения настроения, доходящие до навязчивых или даже сверхценных идей. Человек начинает активно наблюдать за своим состоянием, записывать свои жалобы. Также наблюдается эмоциональный окрас жалоб, например, в моей практике невролога пациенты иногда описывают головную боль такими словами: «жар в голове», «пульсация в голове», «в черепе зудит» и мн. др.
Если признаки невроза продолжаются длительно, то может произойти ипохондрический сдвиг личности. Проявляется он в полном подчинении своей жизни симптомам и болезни.
Симптомы невроза у детей
У детей с неврозом могут развиваться нервные тики, энурез, ночные страхи, сосание пальца и кусание ногтей. У взрослых эти симптомы встречаются крайне редко.
Симптомы невроза у беременных
При беременности женщина переживает серьёзные гормональные изменения, в силу которых может развиться невроз. У таких пациенток сильнее страх перед естественными родами и чаще встречаются депрессивные симптомы.
Патогенез невроза
Определение невроза с годами не изменилось и выглядит так: различные внешние факторы большой, точнее неадекватно большой, силы и/или продолжительности воздействуют на человека. Это различные психологически неприятные ситуации или конфликты.[5] В ответ, чтобы сохранить в целости весь организм и повысить сопротивляемость этим факторам, мозг перестраивает свою работу посредством изменения функционирования высшей нервной деятельности. Это значит, что наши мысли и внимание перестраиваются на борьбу с конфликтом или его игнорирование. Так как слаженность функционирования всех органов и систем нашего организма зависит именно от работы нервной системы, ввиду подавления (в неврологии – торможение) или раздражения или усиления (в неврологии – подвижности или возбуждения) происходит нарушение функции внутренних органов и систем. Именно по этой причине можно наблюдать в клинике огромное разнообразие признаков неврозов. Нервно-психическое напряжение, вызванное повышением тревоги за свое здоровье и продолжающимся воздействием психологических факторов, приводит к нарушениям жизненно-важных отношений — семейных, рабочих, личных и т. д., что, в свою очередь, вновь может стать причиной увеличения по силе и/или длительности воздействия психологических факторов.[6][7]
Классификация и стадии развития невроза
Выделяют три формы невроза: неврастению, истерию (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний. Каждая из них имеет свои причины, проявления и механизмы компенсации.
неврастения | истерия(истерический невроз) | невроз навязчивых состояний |
|
---|---|---|---|
причины | несоответствие между возможностями человека и его целями, то есть требования к себе завышены; всё возрастающие требования к человеку в условиях современной жизни; нездоровое стремление к личному успеху, успеху «чего бы это ни стоило» |
чрезмерно завышенные требования человека в сочетании с игнорированием требований реальности; требования к окружающим всегда жестче, чем требования к себе |
противоречия между внутренними желаниями и потребностями, между желаниями и долгом, между личными принципами и привязанностями; психотравмирующей ситуацией могут быть эпизоды, когда забыл сделать что-то важное или перенес состояние сильного страха |
особенности воспитания |
воспитание по типу «ты должен достигнуть, сделать, добиться…»; трансляция родителями принципа условной любви – «я тебя люблю, когда ты делаешь то и ведешь себя так, как мне нужно» |
нарушение формирования системы жизненных ценностей; явное преобладание какой-то определенной ценности, например, только деньги или только духовность |
воспитание в условиях чрезмерной опеки и лишения личной инициативы; наличие противоречивых требований к ребенку, что приводит к формированию чувства неполноценности |
проявления | вегетативные проявления; повышенная возбудимость и утомляемость; расстройства внимания; сниженная работоспособность; сексуальные нарушения; расстройства сна |
вегетативные проявления; истерические параличи; поведение «я — центр мира»; настроение неустойчивое; забывчивость, впечатлительность; показное поведение; поверхностные переживания |
проявляются в виде каких-то фобий; социофобии; обсессивно-компульсивные расстройства; нозофобии; простые фобии |
механизмы компенсации | «уход в работу»; «уход в болезнь»; «рационализация»* |
«уход в болезнь»; «вытеснение»**; «регресс»*** |
«вытеснение»; «интеллектуализация»**** |
* уменьшение значимости психотравмирующей ситуации
** устранение ситуации путем забывания или игнорирования
*** возвращение к более ранним способам поведения
**** логическое объяснение своих поступков
В последнее время все чаще встречаются формы невроза, когда определяются признаки разных видов, например сочетание неврастении и невроза навязчивых состояний.[8]
Стадии невроза
Определение стадий развития невроза не имеет прикладного значения, не влияет на тактику лечения и прогноз. По этой причине врачи при постановке диагноза стадии не выделяют.
Диагностика невроза
К какому врачу обратиться
Точный диагноз ставит врач-психотерапевт. Для подтверждения может потребоваться консультация терапевта и невролога, в редких случаях — других узких специалистов.
В этом вопросе важно сочетание различных методов:
- Клинический метод заключается во врачебном наблюдении, медицинском обследовании. На этом этапе задача выявить физические проявления невроза, степень нарушения функции органов и систем.
- Патопсихологический метод включает в себя:
- изучение истории болезни пациента
- беседа с пациентом
- автобиография и дневники
На этом этапе задача — выявить особенности течения заболевания, структуру и особенности личности пациента, психотравмирующие ситуации в детстве и во взрослой жизни.
3. Психологический метод заключается в психологическом тестировании.
На этом этапе задача — выявить психологические особенности личности, особенности поведения в различных ситуациях (психологический эксперимент).[8]
Врачи многих клинических специальностей могут заподозрить у своего пациента невротическое расстройство и направить для диагностики. Следует помнить, что диагностикой и лечением невроза должны заниматься только специалисты, имеющие профильное образование. В специализированных стационарах это психотерапевты. В амбулаторной практике возможно сочетание специалистов неврологического и психологического профилей.
Шкала Йеля — Брауна
Шкала Йеля — Брауна используется для диагностики невроза навязчивых состояний, или обсессивно-компульсивного расстройства. Она применяется в качестве скрининг-теста и помогает определить степень выраженности обсессий и компульсий. Как и любой скрининг-тест, шкала Йеля — Брауна не имеет большого диагностического значения, но помогает выявить общие тенденции.
Дифференциальная диагностика невроза
Неврозы проявляются по-разному, поэтому невозможно перечислить все заболевания, с которыми их можно дифференцировать. Например, если пациент жалуется на боли в области сердца, то врач будет проводить дифференциальный диагноз с сердечно-сосудистыми заболеваниями, если у него болит живот, то с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
В отличие от невроза, при психозе теряется связь с реальностью, пациент не понимает, что вымышлено, а что происходит по-настоящему. Человек с неврозом может о себе позаботиться, при психозе это затруднительно из-за неустойчивого поведения.
Лечение невроза
Лечение неврозов разделяется на два метода — психотерапию и фармакотерапию. Наиболее оптимальных результатов удается достичь при комплексном сочетании двух методов.
Необходимость введения фармакологических средств, в частности — психотропных веществ, появилась в связи с невозможностью всем оказать качественную психотерапевтическую помощь. Обобщая свой опыт лечения неврозов, могу сказать, что очень часто применение препаратов очень помогает начать лечение. Это применимо и показано тем пациентам, кому сначала очень сложно раскрываться перед доктором, они считают свою жизнь и так благополучной. С течением времени, пока они принимают препараты, они ощущают улучшение и затем охотнее соглашаются уже на психокоррекцию.
И сейчас находятся сторонники только психотерапевтического или только фармакотерапевтического подхода. Более рациональным выглядит определение индивидуального плана лечения в каждой конкретной ситуации. Поскольку мы говорим о психотравме как о пусковом моменте, то без психотерапии не может обойтись ни один случай невроза. Тогда как в назначении медикаментов многие пациенты не нуждаются.
Фармакотерапия
Из всех психотропных препаратов наибольшую популярность в лечении неврозов приобрели транквилизаторы. Сейчас на рынке их огромное количество, и при необходимости доктор определит тот, который подойдет конкретному пациенту.
Транквилизаторы позволяют достичь многих положительных целей:
- уменьшить эмоциональную возбудимость пациентов;
- улучшить сон: пациенты лучше засыпают, улучшается качество сна;
- уменьшить вегетативные проявления невроза;
- уменьшить раздражительность, нервозность.
Кроме того, из психотропных препаратов для лечения можно использовать нейролептики, антидепрессанты, различные психостимуляторы. Широко используются препараты общеукрепляющего действия (витамины, ноотропы, нейропротекторы).[9]
Курс лечения индивидуальный и подбирается в зависимости от степени влияния биологических факторов на возникновение заболевания. Препараты выбирают с учетом особенностей пациента, интенсивности симптомов и видов невротических синдромов.
Психотерапия
Общеизвестно и постоянно подтверждается на практике, что большинство пациентов совершенно не осознают значения многих жизненных ситуаций и обстоятельств, которые так или иначе привели к болезни. Пациенты на первичном приеме заявляют о благополучии своей жизни, даже предъявляя при этом типичные невротические жалобы.
Это связано, с одной стороны, с сознательной установкой «о плохом не думать» и незнанием возможной степени влияния психологических и социальных факторов. С другой стороны, зачастую врачи клинических специальностей, в чье поле зрения попадают пациенты с неврозами, не имеют достаточной квалификации для выявления этих факторов.
Целью психотерапии является понимание пациентом влияния психотравмирующих ситуаций на его болезнь. Это важный компонент лечения. Необходимо изменить отношение человека к тем ситуациям, дать ему новый опыт переживания и извлечения опыта для будущего. Зачастую требуется вывести пациента из «его детской позиции», проявляющейся в использовании детских способов реагирования. Нейробиологи доказали, что нервные пути реагирования и образования эмоций формируются у человека до семи лет.[10] Соответственно, наша задача заключается в расширении способов реагирования. Чтобы получить результат, нужно изменить жизнь.
В качестве метода психотерапии ранее использовались психоанализ, личностно-ориентированная терапия, суггестивная (внушение) психотерапия. Сегодня мы имеем куда большее разнообразие методик: нейро-лингвистическое программирование, телесно-ориентированная терапия, системная психотерапия, метафорические ассоциативные карты, личностный и программно-ориентированный коучинг. Следует помнить, что зачастую эффективность дает именно сочетание различных методов.
Дыхательная гимнастика и массаж
Дыхательная гимнастика и массаж эффективны при лечении невроза, но они являются дополнительными средствами. Их, как и другие методы лечения, назначает лечащий врач. Он объясняет пациенту, какую дыхательную гимнастику, как часто и как долго выполнять, и главное, для чего она нужна и какого эффекта стоит от неё ожидать.
Народные средства
Эффективность и безопасность методов народной медицины научно не доказана. Перед приёмом успокаивающих фитопрепаратов нужно проконсультироваться с лечащим врачом.
Как помочь близкому человеку при неврозе
Участие близких людей в терапии также определяется лечащим врачом, при лечении невроза — врачом-психотерапевтом. Доктор объяснит, какая помощь членов семьи будет полезна.
Рекомендации по питанию и образу жизни
При неврозе рекомендованы универсальные методы общей неспецифической профилактики:
- разумный режим труда и отдыха;
- сбалансированные умственные и физические нагрузки;
- достаточный ночной сон;
- полноценное питание;
- активный и разнообразный досуг.
При лечении неврозов диета не важна. Будет полезно регулярно и сбалансировано питаться.
Прогноз. Профилактика
В 90-ые годы, когда в нашей стране развивалась теория неврозов, профилактика их сводилась в основном к выстраиванию четкой системы движения пациента: лечение острой фазы в стационаре, затем амбулаторный этап, затем клуб бывших пациентов.
В наше время все эти этапы выстроены на базе психоневрологических диспансеров, что несколько пугает пациентов и тревожит их дополнительно. Ведь они расценивают пребывание в таком стационаре как угрозу своему существованию и риск получить психиатрический диагноз. К сожалению, наши люди не понимают разницы между психиатром и психотерапевтом. Ситуацию осложняет еще факт изобилия психотропных средств на рынке.
Прогноз при неврозах определяет в основном стадия выявления заболевания.
Если диагноз поставлен на этапе функциональных нарушений, значит, при возвращении нормального функционирования органов и систем человек будет здоров. Но если на этапе функциональных нарушений человек не получил должного лечения у психолога и не разрешил психотравмирующую ситуацию, то далее происходит уже перестройка самого органа. То есть мы получаем соматическую болезнь. Например, если ранее человек ощущал перебои в сердце, но объективно при дообследовании патологии не обнаружили, но было выявлено состояние невроза, которое не получает должного лечения, то человек имеет высокий риск заполучить нарушение ритма сердца как диагноз. Впоследствии это может привести к приему антиаритмиков пожизненно или операции.[11]
Следует также указать, что большинство людей обращается за медицинской помощью на этапе функциональных нарушений. Самостоятельно разрешить психологически значимую ситуацию, как правило, не удается. Для этого требуется помощь специалиста.
Работа с провоцирующими факторами
Невроз возникает под влиянием стрессовых психологических факторов. Поэтому в качестве профилактики рекомендуется избегать стрессовых ситуаций и снизить их влияние на свою жизнь.
Будет полезным научиться понимать себя, знать особенности своего характера, своих сильных сторон и применять эти знания в жизни.
Преодолеть сложные жизненные ситуации помогут такие навыки, как рефлексия, или осознание своих переживаний, способность переключаться с одной мысли на другую и обдумывать несколько вещей одновременно, позитивное мышление и умение находить нестандартные решения. Эти качества можно развить в процессе психотерапии и применять в будущем.
За дополнение статьи благодарим Оксану Собину — психиатра, психотерапевта, научного редактора портала «ПроБолезни»!
Как известно, наряду с сосудистыми и/или нейродегенеративными заболеваниями нервной системы, токсико-метаболическими, гипоксическими расстройствами, причиной когнитивного снижения могут явиться эмоционально-личностные расстройства. Нередко такое «функциональное» когнитивное снижение достигает степени деменции по своим клиническим проявлениям. Известна псевдодеменция на фоне эмоционально-личностных расстройств, когда пациент отказывается от общения и производит впечатление дементного.
В наше время стрессов , техногенных катастроф, большой конкуренции, автомобильных пробок, световой загрязненности, сбоя биологических ритмов, функционально-невротическое когнитивное снижение встречается все чаще и чаще. Причины «функционального» когнитивного снижения: 1 Нарушения сна (пре-, интра- и постсомнические), перелеты и посменная работа, социальный десинхроноз 2 Нерациональный прием психотропных препаратов 3 Эмоционально-личностные расстройства (тревога, депрессия, невротическое расстройство и др.) В развитых странах тревожные расстройства выявляются у 10-20% населения По данным “Национального исследования сопутствующих заболеваний”, 25% населения в мире хотя бы раз в жизни перенесло то или иное тревожное расстройство Распространенность тревожных расстройств среди пациентов общей медицинской практики в несколько раз выше, чем в популяции. Женщины страдают неврозами в 2 раза чаще мужчин (область тревоги: дом, муж, ребенок + «мужские тревоги» работа, карьера, здоровье) Нередко причиной когнитивного снижения выступает, так называемый, информационный невроз (М.М.Хананашвили): Когда у пациента имеет место обилие информации для усвоения, недостаток времени для ее восприятия, переработки и большая мотивация Неврастенический синдром в рамках невротического расстройства — это патологическое состояние, проявляющееся в устойчивой усталости, которая развивается после обычной рутинной работы и не проходит после отдыха. Проявляется неврастения общей слабостью, повышенной утомляемостью, нарушением аппетита, сексуальным расстройство и всегда снижением памяти, внимания Неврастенический синдром имеет следующие стадии: Гиперстеническая (первая) стадия проявляется раздражительностью и возбудимостюь Вторая стадия -раздражительная слабость. Проявляется сочетанием повышенной возбудимости и раздражительности с утомляемостью и быстрой истощаемостью. По случайным и незначительным поводам — бурные реакции раздражения или вспышки возбуждения Третья стадия – гипостеническая. На этой стадии наблюдается вялость, апатия, повышенная сонливость, подавленность. На всех стадиях неврастении отмечается когнитивное снижение. Следует сказать, что неврастения является ключевым синдромом хронической ишемии мозга (ДЭП). Первая стадия ДЭП по сути состоит из неврастенического синдрома Нейро-психологический профиль. При когнитивном снижении на фоне невротических (эмоционально-личностных) расстройств страдает первый структурно-функциональный блок – срединные структуры мозга. Снижается концентрации внимания, развивается рассеянность, трудность усвоения информации. Развивается увеличение чувствительности следа памяти к интерференции, а также первичная слабость следа в отсутствии интерференции. Наблюдается забывчивость, нарушение процесса консолидации памяти, снижение быстроты мыслительных процессов, церебральная астения, быстрая утомляемость.
22 августа 2018 г.
Источник: Материалы VIIIРоссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии в области неврологии и смежных специальностей», Москва, 2017
Ещё больше полезной информации на нашем Telegram канале
Хронические стрессы и постоянные психические перегрузки могут привести к неприятным последствиям в виде развития неврастении. Нестабильное эмоциональное состояние сказывается на работе и личной жизни человека. Но невроз, как и любое другое расстройство, можно вылечить с помощью профессиональных специалистов и различных методов терапии. Об этом подробнее расскажем в данной статье.
Что такое неврастения и как она развивается?
Невроз развивается в следствие расстройства деятельности головного мозга, а именно той части, которая в ответе за адаптацию человека. Последствия невралгии могут сказаться не только на психическом и эмоциональном состоянии пациента, но и негативно повлиять на работу различных систем организма и внутренних органов, так как в человеческом организме все взаимосвязано.
Тревога вызывает сильный выброс адреналина, который повышает секрецию гормонов гипофиза и инсулина, регулирующих работу щитовидной железы. Такие гормоны увеличивают вероятность возникновения панических атак.
Как отличить неврастению от других расстройств?
Люди, страдающие эмоциональным расстройством, переживают различные чувства более эмоционально, чем все остальные. Гнев, тревога, отчаяние, агрессия, зависть – вот только некоторые из проявлений невроза у человека. Во время таких состояний пациент испытывает повышенный уровень стресса, поэтому негативные ситуации воспринимаются им более остро и серьезно, чем есть на самом деле.
В основе невроза лежат травмирующие обстоятельства, психологическая травма, стресс или длительное эмоциональное и интеллектуальное перенапряжение. С неврастенией часто сталкиваются люди, которые недавно пережили серьезное эмоциональное потрясение, потерю близких людей.
Люди, страдающие неврозом, зачастую отрицают свои чувства, эмоции, стараются отстраниться от своей собственной реальности. Им трудно контролировать и управлять своими эмоциями. Расстройство деформирует рациональное мышление пациента и не позволяет ему нормально функционировать в семейной, социальной и трудовой сферах жизни.
Симптомы невроза
Патология проявляет себя как на физическом, так и на психоэмоциональном уровне. Среди физических симптомов выделяют повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, боль в груди и сухость во рту, головные боли, ухудшение зрения, тремор конечностей, высыпания на коже, нарушения менструального цикла у женщин.
Психологические симптомы: ощущение потери контроля, ощущение человека, что он «сходит с ума», страх внезапной смерти, чрезмерное беспокойство, высокая восприимчивость и ранимость.
- Раздражительность;
- Постоянное чувство усталости и апатии;
- Повышенная чувствительность;
- Социальная изоляция;
- Частые и неожиданные перепады настроения;
- Нарушения режима сна и бодрствования;
- Потеря интереса к жизни или к определенным её сферам.
Именно постоянное чувство тревоги за свою жизнь или жизнь близких людей вызывает у человека бессонницу. Проблемы со сном не позволяют полноценно отдохнуть организму и нервной системе страдающего неврастенией. Это, в свою очередь, еще больше усиливает все перечисленные выше симптомы.
Поэтому при бессоннице специалисты рекомендуют несколько простых и эффективных правил:
- Соблюдать режим дня, то есть стараться засыпать и просыпаться в одно и тоже время;
- Заниматься спортом, давая организму лёгкую нагрузку;
- Чаще бывать на свежем воздухе;
- Сократить количество напитков, содержащих кофеин;
- Употреблять в пищу лёгкие продукты, чтобы избежать дискомфорта в желудке.
По каким причинам развивается невроз?
- Сильная умственная деятельность;
- Длительные психологические переживания и тревожность;
- Психологическое давление при невозможности решить жизненные проблемы;
- Длительное одиночество и проблемы в личной сфере жизни;
- Травматичное событие в жизни: потеря близкого человека, тяжелый развод, трудное финансовое состояние, если человек подвергался эмоциональному и физическому насилию и прочее;
- Завышенные ожидания. В этом случае человек не может достигнуть желаемой цели и испытывает ощущение невыполнимого плана;
- Психологические травмы, полученные в детстве: унижение или избиение со стороны сверстников и родителей, пример плохого образа жизни со стороны взрослых, суровое воспитание;
- Несоблюдение режима работы и отдыха.
Особенности протекания невроза у женщин
Невроз диагностирован у трети городского населения мира. Неврология одно из самых частых недугов нервной системы — заболевание приходится на каждого четвертого среди всех обладателей психических заболеваний. Изучение заболеваемости невроза показало, что невротические расстройства часто встречаются у мужчин и женщин, возраст которых старше 30 лет. Однако невротические расстройства у женщин обычно протекают в более тяжелой форме, чем у мужчин.
Причина таких выводов — эмоциональность женщин. Врачи отмечают, что невроз чаще всего появляется у экспрессивных и эмоциональных людей. По статистике женщины чувствительнее мужчин.
Также специалисты говорят, что в отличие от мужчин женщины страдают от невроза почти вдвое больше. Одной из причин невроза у женщин считается менопауза. Любая гормональная перестройка влияет на нашу нервную систему и может принести неприятные последствия.
Возможно, в таком случае играет и социальный фактор — мужчины реже доходят до врачей, тем более до психотерапевта. Однако сегодня специалисты говорят о том, что поток мужчин к психотерапевту увеличился, но женщины все же охотнее идут за помощью к доктору.
Также по воле судьбы и многовековых традиций на плечи женщины взваливается не только карьера и ежедневная работа, но и уборка по дому, воспитание детей. Задач у современной женщины прибавилось, устой «нужно быть сильной и держаться» прочно засел в голове. Однако эта неведомая сила не убережет от перегрузки и утомления. Тогда за помощью нужно обратиться к психотерапевту, который назначит лечение. Сеансы психотерапии помогают воздействовать на причину невроза, изменить отношение к психотравмирующей ситуации и облегчить выход эмоций, ускорив восстановление.
Симптомы невроза у женщин
Признаки возникновения невроза у женщин отличаются от противоположного пола в силу наших физиологических особенностей организма. Например, у женщин среди списка симптомов невроза присутствует бессонница, частые кошмары и сонные параличи, а мужчин такого не наблюдается. Также у женщин при неврозе происходит отклонение менструального цикла.
Врачи выделяют следующие наиболее распространенные симптомы невроза у женщин:
- тревожность;
- раздражительность;
- экспрессивность поведения;
- отказ от приема пищи;
- нарушение физических качеств: упадок сил, чувство усталости, потеря выносливости;
- сердечные и головные боли;
- нарушения вестибулярного аппарата, нарушения равновесия
- чрезмерная плаксивость;
- резкие перепады настроения.
Существуют несколько видов невроза, один из них — истерический, чаще всего его называют истерией. По словам врачей, признаки этой разновидности заболевания чаще всего наблюдаются у женщин. Истерическое расстройство специалисты трактуют как ярое желание привлечения внимания к персоне заболевшего. Характеризуют недуг демонстративным поведением. Человек, страдающий подобным заболеванием, часто громко кричит, устраивает скандалы, рыдает навзрыд.
Психотерапевты медицинского центра «Медюнион» имеют огромный опыт и все необходимые ресурсы для успешного лечения неврозов.
Особенности протекания невроза у детей
Неврастения присуща также детям младшего и дошкольного возраста. Симптоматика расстройства схожа со взрослыми. Сложность определения патологии состоит лишь в том, что маленькие дети зачастую не могут объяснить, что с ними происходит и что они чувствуют.
У ребенка снижается аппетит, появляются проблемы со сном, часто возникают ночные кошмары, в результате которых малыш может даже вскрикивать во сне и просыпаться, не понимая, что происходит. Происходит усиленное потоотделение, понижается температура конечностей.
Помимо всех вышеперечисленных признаков патологии, у ребенка может болеть голова, он чувствителен к яркому свету и громким звукам. Также часто происходит резкая смена положительных эмоций на отрицательные: плач, агрессия и депрессивные состояния.
Специалисты рекомендуют сразу обращаться за помощью к врачу, так как невроз в детском возрасте лечится намного труднее, чем во взрослом.
Какие существуют виды невроза и чем они отличаются?
- Депрессивный. Этот вид невроза характеризуется такими симптомами у человека, как плаксивость, резкое изменение настроения, чувство отчаянности и беспомощности. У страдающего расстройством пропадает интерес к жизни, появляется тоска. Во время депрессивного невроза человек испытывает низкую самооценку, чувство вины, фрустрацию.
- Тревожный. Часто имеет проявления на физическом уровне: сухость в ротовой полости, повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение. В результате тревожного невроза могут быть панические атаки и фобии. Человек постоянно испытывает чувство страха.
- Истерический («конверсионное расстройство») – чаще всего проявляется, если человек пережил сильное эмоциональное потрясение или травмирующее событие. Происходит изменение или утрата моторной/сенсорной функции, указывающее на физическое нарушение, которое не обнаруживается. Например, после аварии у человека может наблюдаться потеря речи, хотя в физическом плане для этого нет оснований.
- Обсессивно-компульсивный. Появляются навязчивые мысли и образы. Зачастую такие мысли не имеют никакого рационального зерна и носят катастрофический характер. Чтобы противостоять одолевающему беспокойству, человек выполняет навязчивые повторяющиеся действия.
- Репетиционный. Проявляется попытками решить вопрос, который в прошлом остался незавершенным. Человек, страдающий от репетиционного невроза, переносит конфликтные отношения из прошлого в настоящее и полагает, что данная реальность существует и сегодня.
- Ипохондрический. Больной становится слишком мнительным и излишне заботится о своем здоровье, он находит симптомы различных заболеваний там, где их на самом деле нет. Человек придумывает себя страшное заболевание, изводит себя, появляется стресс или тревога. Несмотря на отрицательные анализы и консультации врачей, такое убеждение у больного остается.
- Деперсонализационный. Появляется страх, паника и тревога. Человек как будто живет во сне, «отключаясь» от собственного тела и мыслей.
- Военный или постравматическое стрессовое расстройство. Проявляет себя при очень шокирующих обстоятельствах, когда человек увидел смерть или побывал в плену, перенес серьезные травмы (физические и психологические). Такой вид неврастении проявляется очень сильным стрессом, паническими атаками, агрессивным состоянием. Такой стресс опасен тем, что может привести к инвалидности, включая функциональную инвалидность, негативно влияющую на повседневную жизнь.
Например, человек считает, что все к нему плохо относятся или же он никому не нравится. В результате он начинает вести себя в соответствии со своими представлениями об окружающих.
Невроз и проблемы с памятью
Чрезмерная тревожность приводит к снижению концентрации, а значит, зачастую у пациента отмечаются проблемы с памятью и вниманием. Для того, чтобы воздействовать на проблему, можно принимать витаминные комплексы природного происхождения, а также проводить полезные тренировки памяти.
Специалисты рекомендуют заниматься лёгкими физическими нагрузками, проводить ежедневную зарядку, чтобы снять тревожность и излишнее беспокойство.
Старайтесь не выполнять одновременно несколько задач, это лишь усугубит проблему. Лучше убрать все отвлекающие факторы во время работы или занятия любимым делом. К таким отвлекающим факторам относится мобильный телефон или любое другое мобильное устройство. Выключайте их во время выполнения важных дел.
Чтобы снизить нагрузку на зрение и мозг, делайте перерывы в работе и учёбе. Не стоит перетруждаться. Можно прогуляться на свежем воздухе или выполнить разминку.
Невроз и психоз: в чем различие?
Часто данные понятия путаются или взаимозаменяются. Но заболевания являются разными по своим проявлениям и внутреннему ощущению человека. Так, например, во время развития невроза навязчивых состояний человек сохраняет чувство реальности и ищет новые способы приспособиться к ней. Он осознаёт, что страдает от расстройства, и что эти страдания являются продуктом психической нестабильности.
Во время психоза человек по-иному воспринимает окружающий его мир. Он адаптирует реальность по своему личному восприятию (часто бредовому), испытывает галлюцинации и заблуждения. И главное, чем отличается психоз от невроза, пациент не осознает своей проблемы.
Невроз и вегетососудистая дистония
Как мы уже упоминали выше, во время невроза проявляются такие признаки на физическом уровне, как учащенное сердцебиение, колебания артериального давления, боли в грудной клетке, трудности с дыханием и прочее. Все эти симптомы схожи с признаками такого заболевания, как вегетососудистая дистония.
ВСД – это комплекс симптомов различной локализации, которые возникают при сбоях в вегетативной нервной системе. А невроз – расстройство ЦНС, вызванное психикой (стрессы, депрессии и другое). Так как нервная система связана, нарушения в одном отделе провоцируют сбои в работе другого.
Как проходит диагностика неврастении?
Для диагностики и выявления заболевания нужна консультация невролога, а иногда психолога и психиатра. В городской поликлинике можно обратиться к своему лечащему терапевту, который выпишет направление к неврологу. Однако на это требуется время. Часто своей записи к врачу приходится ждать по 2 недели. В некоторых случаях это просто невозможно, так как нужно быстрее провести обследование и назначить лечение, пока ситуация не стала критической.
Поэтому мы рекомендуем обращаться в медицинскую клинику «Медюнион». У нас работают практикующие неврологи, записи к которым не нужно ждать несколько недель. Запишитесь уже сегодня на удобное для вас, а не на оставшееся время, и уже завтра пройдите обследование.
Пациенты выбирают нас за то, что мы оказываем услугу выезда узкого специалиста на дом в случае, если самостоятельно прибыть в клинику вы не можете. Прямо на дому можно также провести забор анализов.
Диагностика включает в себя опрос пациента или его ближайших родственников (опекунов), сбор анамнеза и изучение истории болезни. Врачу для постановки диагноза необходимо знать симптомы, которые беспокоят пациента.
Для исключения других патологий врач-невролог назначает сдачу лабораторных анализов:
- Анализ крови;
- Анализ мочи;
- Ультразвуковое исследование;
- Компьютерная томография;
- Магнитно-резонансная томография.
Также специалист проведет психологические тесты. Например, цветовая методика. Она заключается в том, что пациенту предлагают палитру цветов, из которой он должен выбрать понравившийся цвет. Такие цвета, как фиолетовый, серый, красный, коричневый, черный говорят о высокой вероятности развития невроза.
Способы лечения невроза
Бороться с заболеванием специалисты предлагают при помощи комплексного подхода. Сюда входит медикаментозная терапия, физические нагрузки и правильное питание, режим сна и бодрствования, умеренные умственные нагрузки.
Медикаментозная терапия
Лекарственные препараты, в первую очередь, это антидепрессанты, которые участвуют в захвате серотонина, дофамина, нopaдpeнaлинa. Кроме того, такие средства способствуют блокировке фермента, который разрушает данные гормоны. Это позволяет увеличить их объем в общем кровотоке и улучшить тем самым настроение.
Эти лекарственные средства не сказываются на состоянии человека во время вождения транспортного средства, не вызывают привыкания, однако эффект от них наступает только через несколько недель после начала приема. Длительность курса терапии может достигать 2-3 месяца.
Также существуют антидепрессанты нового поколения, которые считаются более безопасными и имеют меньше побочных эффектов. Длительность терапии и суточную дозу определяет только лечащий врач. Принимать препараты самостоятельно без консультации невропатолога крайне нежелательно.
Еще одно эффективное средство – препараты из группы транквилизаторов, которые оказывают влияние на передачу нервных импульсов в мозге, что позволяет притормозить деятельность нервной системы, снизить реакцию человека на конкретный раздражитель. Средства обладают седативным и противотревожным воздействием на организм.
Психотерапевтическое лечение
Личная психотерапия позволяет человеку, страдающему нервным расстройством, построить картину своей личности, установить причину, которая привела к неврозу. Врач помогает изменить взгляд человека на окружающий мир. Выздоровление наступает, если пациент с помощью специалиста осознаёт причину своих страхов и беспокойств.
Также часто применяются медитации. С помощью психоанализа можно разобраться со своим внутренним миром. Медитация позволяет снизить тревожность и создать новые убеждения относительно конкретных ситуаций.
Диетотерапия
Правильная диета во время невроза позволяет снизить нагрузку на организм. Стоит питаться небольшими порциями 4-5 раз в день, добавить в свой рацион овощей и фруктов. Они содержат большую концентрацию витаминов и клетчатку, которая является строительным материалом для всех систем организма.
Также лучше всего исключить сладкое, мучное, жареное, сильно соленое. Исключать крепкие и газированные напитки. А также не стоит забывать и о питьевом режиме, минимум 1,5 литра чистой воды в день.
Дыхательная гимнастика и массаж
Физические упражнения помогают нормализовать деятельность таких отделов мозга, как кора и подкорка, а также стимулировать и успокоить нервную систему.
На начальном этапе проведения гимнастики выполняют простые упражнения, которые не предполагают воздействие на мышцы, и не требуют концентрации внимания. Со временем нагрузку необходимо увеличивать. А дыхательная гимнастика улучшает кровообращение во внутренних органах и в головном мозге, что позволяет избавиться от болевого синдрома.
Профилактика развития невроза
Чтобы не допустить у себя развитие невроза, нужно исключать стрессовые ситуации и эмоциональные перезагрузки. Делайте перерывы в работе, когда занимаетесь тяжелым умственным трудом.
Занимайтесь тем, что приносит удовольствие и расслабляет или успокаивает. Также для профилактики подойдут медитации, которые полностью расслабляют тело и разум и поднимают настроение.
И не забывайте, если чувствуете постоянные панические атаки, упадок эмоционального состояния или другие тревожные симптомы невроза, обратитесь к специалисту.