- Подготовка к исповеди
- Смысл исповеди
- Как проходит исповедь?
- Стесняйтесь не покаяния, а греха
- Наименование грехов
- Исповедь — баня, омывающая душу
- Формальная исповедь
- Отношения со священником
- Охлаждение к исповеди
Основные ошибки на исповеди (Таинстве покаяния)
В этой статье я собрал наиболее частые ошибки на исповеди, о которых предостерегают священнослужители.
Подготовка к исповеди
Для того чтобы исповедь совершилась, от исповедующегося необходимо соблюдение следующих условий: сокрушение о своих грехах, твердое намерение исправить жизнь, вера в Господа нашего Иисуса Христа, надежда на Его милосердие.
Существует подготовка к Таинству Святого Причащения (молитвенное Последование, евхаристический пост…). Она не распространяется на Таинство Покаяния (Исповедь). На исповедь достаточно просто решиться и прийти, имея желание очистить душу и осознав соделанные грехи.
Таинство Покаяния и Таинство Причащения – это два разных Таинства. Перед Причащением принято очищать душу исповедью. Но если вам необходима только исповедь, то достаточно прийти в храм или вызвать священника на дом (в больницу) в случае тяжёлой болезни.
Желательно заранее осмыслить свою жизнь и прочитать пособия к Исповеди. Если же вы понимаете, что другой возможности исповедоваться уже не будет, или она будет не скоро, то честно скажите священнику: «Помогите мне, я не осознаю за собой грехов».
Смысл исповеди
Покаяние должно совершаться не только в Церковном Таинстве – это процесс всей жизни, именуемый духовной борьбой. В Таинстве Покаяния мы получаем разрешение от грехов, но это не значит, что, выйдя из храма, мы не должны внимательно следить за своими мыслями и поступками.
О грехах следует не только сокрушаться, с ними следует деятельно бороться, используя опыт Церкви, изучаемый Аскетикой.
Таинство Покаяния не аналогично общению с психологом. Психолог помогает решить психологические проблемы, психиатр лечит психические болезни, а священник помогает настроить правильную духовную жизнь. Цель пастырства – спасение души, а психотерапии – врачевание души в пределах земной жизни человека.
Как проходит исповедь?
На первую исповедь (или исповедь после долгого перерыва) лучше не приходить в воскресенье или в дни больших церковных праздников.
И обязательно предупредите священника, если это ваша первая исповедь, или о том, что вы давно не исповедовались.
Следует различать Таинство Покаяния и духовную беседу со священником. Если вы хотите что-то спросить или о чем-то посоветоваться со священником, то лучше это сделать после того, как ваша исповедь будет произнесена.
Когда вы подходите на исповедь, то обычно можете оценить количество исповедников. Если их много, то постарайтесь не тратить время на беседу на общедуховные темы. Исповедующий священник старается распределить имеющееся время равномерно на всех. Поэтому отнеситесь с пониманием к просьбе подойти с беседой вне исповеди.
Не смущайтесь, если священник не дал вам возможности произнести (прочитать) все грехи, в которых вы желали исповедоваться. Обратите внимание: Таинство именуется «Таинством Покаяния», а не «таинством прощения произнесённых вслух грехов».
Иногда можно увидеть, что исповедь совершается перед самим Причастием. Исповедь на запричастном стихе неуместна и может допускаться в исключительных случаях. Поэтому, если Вы не готовились ко Причастию, то не нужно стараться исповедаться непременно во время Литургии. Обычно исповедь совершается вечером, после вечернего богослужения. Но можно попросить священника об исповеди в любое внебогослужебное время.
Исповедь – это Таинство. Что значит Таинство? Это означает, что в нём действует Бог. Мы исповедуемся не священнику – человеку, но Богу при свидетельстве священника. Слова покаяния мы должны обращать к Богу, а не к священнику, поэтому фраза: “Батюшка, согрешил(а) тем-то и тем-то”, — неуместна.
Стесняйтесь не покаяния, а греха
Все сомнения и страхи оставьте за порогом храма, все они от лукавого, начиная от «мне нужно ещё тщательнее подготовиться», до «а вдруг батюшка рассердится». Положитесь на Бога и очистите душу, какие бы препятствия и сомнения Вас не одолевали.
Если человек сознательно утаивает на исповеди грехи, то исповедь считается недействительной и, мало того, такой человек вместо исцеления впадает в двойной грех – маловерия или недоверия к Богу, Который и так видит все наши грехи.
Не нужно пытаться «разбавить» грехи упоминанием того, что каких-то грехов у нас точно нет или перечислением своих заслуг.
Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно, а не пытаться беспорядочно успеть перечислить как можно больше грехов.
Как разовое исключение, если вам крайне трудно назвать тяжёлые грехи, напишите их на листочке и передайте его священнику на исповеди. Попросите прощения за стыд исповедания своих грехов.
Наименование грехов
Исповедь всегда должна быть предметной и конкретной. Бесплодно каяться в том, что ты «горд». Это бессмысленно. Потому что после такого покаяния в жизни ничего не меняется. Правильно покаяться в том, что мы высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. При этом избегайте лишних подробностей и повторений одного греха в разных ситуациях.
Единственное исключение – грехи в области пола, они исповедуются без подробностей, только именуются (например, блуд, прелюбодеяние…). Причём, даже если священник просит вас рассказать подробности совершения такого греха, вы имеете право не делать этого.
Каждый грех имеет свое название. Если вы не знаете значение какого-либо слова из перечня грехов, включать его в исповедь «на всякий случай» не надо.
Не нужно перекладывать на священника функции по определению наличия/отсутствия греха в той или иной вашей жизненной ситуации. Если есть действительно сложный вопрос, лучше подойти с ним на беседу до исповеди. Просьба у исповедального аналоя: “Батюшка, скажите, а это грех или нет?” — часто говорит лишь о вашей неготовности к серьезному разговору.
Не превращайте исповедь в беседу о своих недостатках, сомнениях, о своей нелёгкой жизни. Исповедь — это преддверие Страшного Суда.
Нельзя лукавить, использовать двусмысленные слова и выражения и эвфемизмы. Вместо «украл» – «обидел человека», вместо соблудил – перешёл грань в отношениях и т.п. Аборт правильнее называть убийством ребёнка во чреве.
Особенно это касается алкоголизма. Один алкоголик на исповеди говорит священнику: «Ну, выпил я». А тот его успокаивает: «Да я тоже позавчера в гостях был, выпил». Но это громадная разница – немного выпить раз в месяц в гостях или зависимость. Эту страсть сложно у себя диагностировать. Есть даже медицинский термин – анозогнози́я – состояние, при котором у пациента отсутствует осознание наличия болезни. Спросим у опустившегося алкоголика, питающегося на помойке, пьяница ли он? Он будет упрямо твердить, что пьёт только когда хочет. Но умолчит, что хочет регулярно.
Исповедь — баня, омывающая душу
Говорить: «У меня нет грехов, никому ничего плохого не делал» — безрассудно. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20), «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин.1:8-10).
Не откладывайте самые постыдные грехи на следующую исповедь. По словам одного священника: “Я служу уже 12 лет, и за это время практически не встречал ни одного “оригинального” греха. Всё, о чем говорят на исповеди, уже было в истории, и было неоднократно. Поразительно, но после библейских времен человечество новых грехов не изобрело. Внешние условия жизни, ее темп и уклад переменились до неузнаваемости, но страсти, одолевающие человека, всё те же».
Исповедь подобна бане, она омывает грехи, если кто моется в бане, тот моется сразу весь, а не по частям.
Если человек сознательно утаивает на исповеди грехи, то исповедь считается недействительной и, мало того, он вместо исцеления впадает в двойной грех – маловерия или недоверия к Богу, Который и так видит все грехи человеческие.
Формальная исповедь
Шаблонные фразы: «Грешен всеми грехами, каюсь», или: «Согрешил делом, словом, помышлением и всеми своими чувствами», или: «Согрешил против 4‑й заповеди, против 7‑й заповеди» – очевидный формализм. Причиной его является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно – малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полной мелких, ставших привычными, слабостей и грехов. Такая исповедь превращается не в целительное самоосуждение, но в греховное самооправдание.
Следует избегать самооправдания. Кто первый этим согрешил? Адам и Ева. Исповедовать следует не грехи родственников, соседей и других людей, а свои грехи. В любых ситуациях, где мы согрешили, виноваты мы, кто бы нас ни провоцировал, и какие бы обстоятельства этому ни сопутствовали. После одной такой исповеди батюшка ответил: «Передайте соседке, что её грехи отпущены». Никогда не жалуйтесь на исповеди на других людей, неважно кто спровоцировал, важно кто совершил грех.
Отношения со священником
Помните, что священник в Таинстве Покаяния — свидетель, исповедуетесь вы Богу.
Старайтесь исповедоваться одному священнику, а не бегать по разным, стыдясь духовника. Священник – врач духовный, чем лучше он будет вас знать, тем лучше сможет помочь в борьбе со страстями.
Не ищите обязательно снисходительного священника, в меру строгий батюшка будет не потакать нашему слабоволию, а дисциплинировать нас на пути духовной борьбы.
Не ищите и близких личных отношений со священником, они редко идут на пользу, значительно чаще вредят обоим.
Священник ни при каких обстоятельствах не может раскрыть то, что услышал на исповеди. Но желательно и исповеднику понимать, что полученный им на исповеди совет касается только его конкретной ситуации.
Охлаждение к исповеди
Что делать, если происходит охлаждение к исповеди? Можно услышать рассуждения о том, что «исповедь – не билет к Причастию» и поэтому можно исповедоваться гораздо реже, чем Причащаться. На самом деле, если интенсивность вашей духовной жизни предполагает Причастие более одного раза в неделю, тогда вопрос об обязательности исповеди перед Причастием можно обсудить с духовником. Если же человек причащается раз в месяц, и на этом основании хотел бы исповедоваться, допустим, раз в два месяца (ну не каждый же раз перед Причастием), то это может говорить о серьезных духовных искажениях, о нерадении в деле спасения.
Не избегайте исповеди по причине того, что придется повторять уже исповеданные ранее и повторенные грехи. Говорят: «зачем каяться, всё равно согрешу». Тогда и руки не нужно мыть, ведь всё равно испачкаются…
Недавно в своей статье «Какие три самые распространенные ошибки случаются во время исповеди?» мною была поднята тема довольно распространенной ошибки среди исповедующихся – тема формальной исповеди. Тогда человек либо по внутреннему нерадению, либо из чувства ложного стыда, либо из-за неправильного устройства своей духовной жизни словно бы скрывает свои грехи, причем не только от исповедующего его священника, но и от самого себя.
В данной же статье хочется поговорить, так сказать, об обратной стороне медали – о чрезмерной тщательности на исповеди, которая тоже может стать своеобразной клеткой для души.
Что имеется в виду?
Ошибка чрезмерной тщательности, как правило, встречается уже у людей воцерковленных, с обостренным чувством совести и вниманием к себе.
Понятно, что и ту и другую ошибку (и формальной исповеди, и чрезмерной тщательности) пытается внушить человеку бес. Он кружит, как оса, над ним и внимательно изучает его устроение и склонности. К какому греху более склонен человек? И, как в вышеупомянутых уже случаях, бес либо старается приспать бдительность человека, вызывая у него духовную лень, и как следствие – формальную исповедь, либо, наоборот, пытается вогнать человека в горячку, в панику от количества и тяжести собственных грехов (чрезмерная тщательность), которая рождает или хроническое уныние, или духовное равнодушие, или даже психическую болезнь (своеобразную манию навязчивых состояний – idee fixe).
Рассмотрим же с Божьей помощью, что такое эта чрезмерная тщательность…
Конечно, корень ее в поврежденной грехом природе человека. Есть такие грехи, связанные с духовной жизнью человека, в которые почти неизбежно впадает православный христианин, начинающий идти духовным путем, начинающий свою активную церковную и молитвенную жизнь. Эти грехи святые отцы обозначили общей категорией «прелесть», т. е. состоянием, когда человек, причащаясь даже Святых Христовых Таин, молясь, делая добрые дела, участвуя в богослужениях, тем самым служит не Богу, а себе, воздвигая свою собственную вавилонскую башню на потеху бесам. Повторюсь, это грехи почти неизбежные. Потому что каждый из нас заражен, как раковыми метастазами, первородным грехом, ядовитые плоды которого – самомнение, эгоизм, тщеславие, гордыня. Это болезнь, которая есть у каждого человека. И начало борьбы с ней – выявление ее, осознание ее. Именно поэтому новоначальных не рукополагают во священнослужители, а к новопостриженным монахам приставляют опытных духовников. Именно поэтому нам, как вода живительная, требуется чтение поучений святых отцов, прошедших этот путь и с Божьей помощью победивших в нем, достигнув Царствия Небесного. Именно поэтому счастлив тот, у кого есть духовник – личный и опытный врач.
Человек с подобным духовным искажением имеет часто следующее внутреннее псевдоаскетическое направление, которое можно охарактеризовать как юридизм, или «торгово-экономические отношения» с Богом типа «Ты мне – я Тебе». Т. е. я прочитал утреннее и вечернее молитвенное правило, стал ближе к Богу, выше на одну ступеньку, перевел бабушку через дорогу – еще выше, причастился – сразу пролетел вверх пару этажей. Такой человек глубоко убеждает самого себя, что именно он своим собственным усилием может приблизить себя к Богу и, так сказать, «добыть» святость.
Но Творец попускает подобному человеку скорби и искушения, чтобы болезненно, но необходимо для спасения души сломать-разрушить его личную вавилонскую башню, на вершине которой его «эго» вместо Всевышнего. Такого человека очень жестоко искушает диавол, пытаясь вложить в его воображение различные прелестные или омерзительные картинки, чтобы либо увлечь душу человека за собой в ад, либо потрясти его до основания, вынуть из состояния покоя и увлечь в лабиринты страхов и диалогов с самим собой. Динамит, с помощью которого производится потрясение-взрыв внутренней жизни человека, замешан опять же на самолюбии, на мысли данного человека: «Как это я такой хороший мог подумать или сделать такое плохое?!». И все…Человек начинает кружиться в панике, основы его психики потрясаются, возникают страх, беспокойство и т. д. Причем это состояние может развиться в психическую болезнь или серьезное духовное заболевание.
Касательно Таинства Исповеди это выражается в следующем…
В двух признаках, которые мне доводилось наблюдать. «Миллион» грехов в списке на четыре страницы и после прочтения разрешительной молитвы снова подойти раз, а то и пару раз, чтобы исповедать еще какой-нибудь неисповеданный забытый грех. Третьим же признаком такого человека можно назвать то, что он боится причащаться Тела и Крови Христовых, почитая себя недостойным.
Разберем же эти три признака с Божьей помощью…
«Миллион» грехов
Человек пытается на исповеди описать грехи батюшке во всех красках, а это вредно и для него самого, и для священника. В этой описи он очень подробен, что, соответственно, вызывает словно бы переживание этого греха заново. Человек будто включает перед священником и собой словесный кинофильм.
Например, где можно сказать просто «осуждение людей», человек начинает перечислять Петю, Васю, Колю, Наташу и прочих, кого он осудил и за что, и т. д. Так же и с грехом «гнев» – начинается рассказ о своей жизни с подробным описанием, по каким причинам данный гнев возник.
Но в деле исповеди важна не симптоматика, а диагноз. Тем более если это происходит, к примеру, на воскресной великопостной Литургии, когда за данным человеком стоят еще тридцать.
Примерно то же и с грехом блудного прилога… Начинается рассказ: к кому, в каких формах и с какой пылкостью была испытана страсть. Скажи просто «блудное влечение» или блудное воззрение». Зачем в себе «оживлять» страсти?
И таким образом четыре исписанных с обеих сторон листа превратятся хотя бы в два.
Подход после исповеди сразу снова на исповедь
После исповеди человек встает словно бы очищенным, окрыленным, омытым благодатью Святого Духа. Но как только он отходит от исповедального аналоя, в памяти всплывают все новые неисповеданные грехи. Человек начинает ужасаться, почитать себя недостойным Чаши, бежать снова к священнику исповедоваться. Но снова через минуту наружу вылезают новые грехи.
Мы должны понять: это нормально. Вас Бог очистил от верхнего шара гноя да мусора, и вы увидели новый пласт. Вам он открылся. Запомните эти грехи, если нет смертных, поисповедуетесь вследующий раз. И так до смерти. На самом деле это естественный процесс, о котором писал еще святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он говорил о том, что если бы человеку внезапно Господь открыл все грехи, которые у него есть в одночасье, то человек бы не выдержал – умер бы или сошел с ума. Поэтому Господь – Милосердный и Любящий Отец – чистит наши загноившиеся раны постепенно, как опытный Врач.
Преподобный Паисий Святогорец говорил о том, что если бы у него была возможность, то он бы исповедовался каждый день. Это причащаться Святых Даров трудно каждый день или даже каждое воскресение, а исповедоваться желательно хотя бы каждую неделю.
Обращаю ваше внимание: приступая к Таинству Исповеди, а не Причастия, не нужно дополнительных молитв или постов, требуется только ваше желание.
Святые отцы отмечали, что душа часто исповедующегося человека напоминает проточный ручей, где постоянно свежая вода, а душа человека, который редко исповедуется или вообще этого не делает, напоминает затхлое болото почти с «мертвой» водой, ставшей рассадником для всякой твари, т. е. страстей да грехов.
Нужно, чтобы исповедь стала осознанной и внутренней необходимостью для человека.
Почитание себя недостойным, чтобы подходить к Чаше
Страх Божий и благоговение перед Святыней – это очень хорошее чувство.
На Литургии перед Причастием священник возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!» В данном случае это конструктивное и позитивное чувство, отъединяющее человека от мира и дающее ему правильный настрой. Этот страх Божий начинается не в ужасе, а в любви и уповании на милосердие Божие, подобно тому, как ребенок всецело предает себя в руки отца.
Но есть и другое чувство… Не конструктивное и не положительное, но деструктивное, разрушающее, отрицательное. Я б назвал его «Иудиным чувством», когда чувство трепета и страха доводит человека до уныния и отчаяния. Такой человек истязает себя страшными терзаниями и сам для себя является судом высшей инстанции, я бы даже сказал адским судом, так как отвергает догматы Православной Церкви о том, что Господь наш Иисус Христос воплотился в страшный и грешный мир, чтобы нас, грешников, освободить от диавола, смерти и греха. Человек отвергает веру в милосердие Божие, в то, что Господь не к праведникам пришел, но к грешникам, чтобы призвать их на покаяние.
Почему же это происходит?
Ответ один: гордыня. Гордый человек отвергает Бога и впадает в уныние потому, что САМ хотел быть праведником и святым, но Господь показал ему в самом себе бездну греха и сокрушил его. И человек, вместо того чтобы смириться и последовать за Христом, обнаружив нужду в Боге, отчаялся.
Очень часто можно услышать: «Устал исповедоваться, устал впадать в одни и те же грехи, устал бороться с ними, побеждаться ими». Но, дорогой, от того ты и побеждаешься ими, что возвышаешься и видишь в православии нечто героическое и в роли героя, конечно, самого себя.
В этом, мне кажется, большое влияние западной культуры – от героев древнегреческих мифов типа Геракла, Одиссея, Ясона и до героев современных мифов – суперменов различных разрядов и форм. Современному человеку мало быть тихоней и созерцателем, ему нужно возвести, преодолеть, разрушить и победить. Но часто это не путь христианства. Вспомним евангельскую притчу о горчичном зерне…
Посеял человек и не знал, как оно росло, как развивалось, это словно бы случилось помимо его внимания, помимо его мускульных усилий.
Но выросло дерево прекрасное, в ветвях и листве которого начали укрываться птицы небесные – Святой Дух и Ангелы.
Как росло это дерево духа в человеке? Человек не знает. Не ведает. Проезжая мимо полей, мы видим сначала голую землю, потом изумрудный ковер, потом колосистое златоглаво-медное море. Но как это произошло? Мы не знаем. Мы не видим роста. Почему? Потому что Бог растит.
И в духовной жизни важно не надеяться на собственные силы, разум или мудрость. Нет. Мы все лежащие во грехе люди. В каждом из нас возможно появление зародышей абсолютно всех грехов. Чему удивляться? Наше сердце как земля, наполненная сорняками. Выполол, через минуту опять полна. Снова полешь. И так до самой смерти.
Есть очень хорошее высказывание игумена Никона (Воробьева): «Что же такое смирение? У меня к пониманию смирения был такой переход. Однажды мне пришла мысль, совершенно отчетливая и ясная: а что такое все наши дела, все наши молитвы, наше все? Надо взывать, как мытарь: ‟Боже, милостив буди мне, грешнику!”. Сердце вот тут-то у меня и поняло, поняло, что самое существенное – это милость Божия. Это было понятно не умом, а сердцем. И вот с этих пор я стал обращать в себе эту мысль, жить этой мыслью, молиться этой мыслью, чтобы Господь не отнял, а развил ее.
Это и есть начальное смирение – начальное, подчеркиваю, – (сознавать) что мы сами – ничто, а творение Божие, мы создание Божие только. Поэтому, чем нам гордиться, что нам противопоставлять Богу? Хотя Господь почтил нас величайшим достоинством – быть сынами Божиими, но это дар Божий. Потом, призывая, искупил нас для того, чтобы восстановить, усыновить Себе, но и это опять дар Божий. Грешим, грешим – Господь прощает, это дар Божий. А у нас что? У нас своего – ничего. Вот это должно войти в сердце человеческое. Не умом нужно понять, а сердцем».
Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем превращать исповедь в некое спортивное соревнование с самим собой, не будем возводить вавилонских башен, не будем унывать и отчаиваться от собственного несовершенства. Мы все лежачие во грехе люди, а лежачий не упадет! Мы все раненые и больные. А таких не убивают. Таких жалеют. Наше начальное духовное усилие и должно состоять в том, чтобы понять, что без Бога я ничто, чтобы остро, жадно, пламенно захотеть быть с Ним, иметь в Нем нужду, открыть Ему двери своей души. И тогда Он войдет и спасет. И поведет нас тайными, загадочными, часто непонятными для нас самих тропами, но обязательно ко спасению. Главное, чтобы мы не возводили из себя «Колосса Родосского» или «египетскую пирамиду», но превратились в простое дитятко, которое имеет нужду в Отце. И здесь начинается тайна нашего спасения… когда, всматриваясь в жизнь, мы ощущаем в ней дыхание Бога рядом с собой…
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Грех так упорно укоренился в нашей жизни, что практически никто из нас не может прожить ни единого часа не осудив, не позавидовав, не огорчив ближнего, не впустив в себя рой теребящих и беспокоящих душу мыслей и чувств. Без искреннего обращения к Богу с просьбой о помощи в очищении своего сердца от всякой скверны, мы не можем справиться со своими страстями. Поэтому-то так важно верующему человек постоянно жить с покаянным чувством, с надеждой на милосердие Божие, на Его благую помощь о нашей душе.
И все мы спешим на Исповедь, чтобы через это великое Таинство очиститься от грехов, проявить свое твердое желание исправиться и испросить помощи у Господа в устроении своей жизни по христианским заповедям.
Основой подготовки к исповеди должен быть наш покаянный настрой, сокрушение о содеянном и желание исправиться, более не совершая прежние грехи. Вместе с тем, немаловажно понимать, что Исповедь – это не оправдывание себя, мы не перекладываем ответственность за содеянное на ближних, знакомых, а только рассудительно оцениваем свои действия, и обличаем свои поступки, мысли и чувства.
Священник Владимир Панарин изложил 7 главных ошибок, которые совершают кающиеся во время исповеди. Ниже размещаем текст статьи о.Владимира о том, как не надо каяться.
Как не надо каяться
Возможность получить прощение в таинстве Покаяния – это великий дар от Бога. Ещё это обязательное условие перед Причастием. Увы, иногда я вижу, как люди не умеют каяться. ⠀
⠀Вот семь частых ошибок.
- Каются в настоящем времени: – Делаю то-то, и то-то…⠀ Но покаяние переводится “поворот в противоположную сторону”. Это значит, Вы это сделали, но больше не будете. Значит, нужно говорить: – Согрешил в том-то и том-то, сделал так, прости, Господи, постараюсь исправиться!⠀
- Просят прощения у священника, а не у Бога: – Простите меня, батюшка, я то-то и то-то сделал(а)⠀
– Это Вы меня простите: Вы у Бога просите прощения. И я от имени Бога Вам грехи и отпущу. Значит нужно говорить: – Господи, прости, меня, сделал то-то и то-то.⠀
- Преуменьшают грехи: – Не всегда молюсь, иногда не пощусь, бывает, матерюсь…
– Такое чувство, что обычно Вы святой человек. Но вот на этой неделе немного не дотянули. ⠀
Вы так каетесь, потому что вам неловко перед священником. Но от врача Вы не скрываете язву. ⠀
На исповеди не нужно себя жалеть. ⠀
- Оправдываются: – Взял чужое, но по-другому не мог. Ещё пост нарушил, потому что на праздник пригласили.⠀
– Никому не интересно, почему вы это сделали. Бог и так всё знает. А священник это 100 раз уже слышал. Лучше говорить прямо и кратко: нарушил пост, сократил правило, украл на работе.
5. Рассказывают истории: – Подруга на работе отмечала день рождения своего кота, говорят такой… <…> И парню такую пощёчину залепила!⠀
– До боли интересно всё это слушать, но Вы пришли попросить у Бога прошения за совершённые Вами грехи.⠀
6. Копаются в себе
Бывает, человек причащается часто, поэтому часто исповедуется. И вот начинается: копается в себе, ищет грехи.
– Да ты же на днях причастился! Если совесть не обличает, подойди к священнику, который вас знает: “Батюшка, благословите на Причастие!” И всё.⠀
7. Без списка грехов⠀
Сам исповедуюсь без записок давно. Но это приходит с опытом.
– Первые лет десять советую писать грехи на листочек. Чтобы от волнения ничего не забыть.
«Внемли́ у́бо: поне́же бо прише́л еси́ во враче́бницу, да не неисце́лен отыдеши», – слышим мы слова молитвы, которые читает священник перед исповедью. А чтобы получить исцеление так важно принимать Таинство Исповеди не в осуждение, а в очищение и исцеление. Будем же учиться видеть свои грехи, правильно каяться и исповедоваться.
Почему так важны Исповедь и Причастие
Игумен Нектарий (Морозов) (1972), священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, руководитель епархиального информационно-издательского отдела, писатель.
Говоря об исповеди, нужно сказать и о тех ошибках, которые чаще всего приходится наблюдать. Одна из наиболее распространенных такова: исповедь превращается в рассказ о жизни.
Человек приводит множество каких-то фактов, подробностей, которые никакого отношения к исповеди как таковой не имеют. Появляются имена людей, появляются какие-то «действующие лица», появляются основная и побочные сюжетные линии и прочее.
И понятно, что таким образом кающийся, порой сам этого не замечая, собственно от покаяния уклоняется. Иногда это желание запрятать поглубже горькую правду, а иногда просто проявление неумения сосредоточиться.
Другая крайность – когда человек исповедуется очень кратко и всё свое покаяние заключает в словах: согрешил делом, словом, помышлением, гневом, объядением и прочее.
По сути, это такая исповедь, которую можно было бы один раз записать и всё время с собой носить – одни слова вычеркивать, другие слова подчеркивать и думать при этом, что происходит какая-то внутренняя работа.
А между тем, если эта работа начнет совершаться по-настоящему вдумчиво, мы увидим, что меняются на самом деле не страсти, которые в нас есть, – меняется, прежде всего, мера проявления в нашей жизни этих страстей.
Например, мы на каждой исповеди каемся, что согрешили гневом. Но есть разные меры гнева: можно в гневе скрежетать зубами и молчать, можно не скрежетать, а просто молчать, можно ругаться, можно кричать, можно ломать мебель, можно бить кого-то, а можно и убить – и всё это проявления страсти гнева.
Иногда человек говорит, что согрешил воровством, и совершенно непонятно, что он под этим понимает: то ли он проехал в транспорте без билета или унес с работы десять листов формата А4, то ли забрался к кому-то в дом и вынес оттуда всё, что там было. Необходимо каждый раз вносить какую-то ясность.
Поэтому, не превращая свою исповедь в рассказ, а тем более в повесть или роман, нужно в то же время избегать чрезмерной краткости и говорить о каждом грехе так, чтобы священник понял, о чем идет речь. Можно привести еще такую аналогию: исповедь – это некий обвинительный акт, который человек оглашает в отношении самого себя. И, обвинив себя, ждет прощения от Бога, прилагая к этому, с одной стороны, надежду на милость Божию, а с другой – решимость от грехов отвратиться и более к ним не возвращаться.
Еще одна ошибка, которая тоже серьезно затрудняет исповедь: человек говорит о каком-то своем грехе и замолкает, глядя на священника.
И непонятно бывает, то ли он ожидает слова поддержки, то ли смотрит, не слишком ли священник его осуждает за это, то ли еще что-то иное. Но в любом случае возникает ощущение, как будто человек каждый этот грех как некую проблему на священника «вешает» и ждет, что тот с ней за него разберется. Иногда это сопровождается тем, что исповедь совершается как бы не от первого лица. Человек говорит примерно так: «Вот что произошло со мной, а как произошло, я не понимаю». Нет, на самом деле мы все люди вменяемые, нормальные, полноценные, и если мы грешим, то грешим, конечно, в полном сознании и должны с полной ответственностью к последствиям этого подходить.
Самое страшное происходит, если человек вдруг решает: вот, я каялся в таком-то грехе десять раз – а может быть, сто раз или тысячу раз – и это значит, что буду каяться и тысячу первый, и вообще всю жизнь, и мне с этим ничего не поделать.
Эта мысль самая подлая и самая предательская, потому что весь дар таинства покаяния заключается в возможности отойти от аналоя с крестом и Евангелием и всё начать сначала. Если мы этой возможностью не пользуемся, это значит, что мы не понимаем, в чем заключается смысл таинства покаяния.
И только тот, кто раз за разом решается начинать всё заново, когда он уже, кажется, своими грехами всё разрушил, со временем чего-то может добиться. А человек, который говорит: «Я грешил и позавчера, и вчера, и сегодня и понимаю, что так и буду грешить», – на этом месте так и останется, ничего в его жизни не изменится. И по большому счету, говорящий так оставляет Богу возможность спасать его только лишь посредством скорбей и посредством, соответственно, их терпения. А терпения нам всем тоже ох как недостает…
Игумен Нектарий (Морозов)
Как исповедоваться, чтобы это было полезно и интересно для вас самих? Этому учит митрополит Антоний Сурожский. Публикуем отрывок из книги «Бога нельзя выдумать. Беседы с подростками о Христе и Церкви», которая недавно вышла в издательстве «Никея».
Грехи и прыщи
Нам говорят, что мы созданы по образу Божию. А теперь давайте заменим слово «образ» на его греческий эквивалент — «икона». Представьте себе, что вы глядите на себя и говорите: «Я — икона». Как ее оценить? Я думаю, как старинную икону, которая местами по-прежнему прекрасна, а местами сильно повреждена, изрядно попорчена людьми или непогодой. В ней есть небольшие фрагменты, в которых сохранилась первозданная красота писаной иконы, но есть и замалеванные части. Чтобы отреставрировать ее, необходимо сначала изучить то, что осталось нетронутым, а затем попытаться снять слой краски, которой был замазан образ, чтобы восстановить икону максимально близко к оригиналу.
Так и следует поступать человеку: находить в себе то, что еще сохранилось от подобия Бога, через те связанные с Ним темы, на которые получается откликнуться радостно, всем сердцем: «Это истинно, это прекрасно!» А затем попытаться содрать с себя все уродующее.
Если на лице появляются прыщи, человек старается от них избавиться — никто не говорит, мол, ну такое уж у меня лицо, оно могло бы быть красивым, если бы не прыщи, но это ничего. Или если у человека какая-нибудь болезнь, он не говорит: «Я совершенно здоров, если не считать проказы, туберкулеза, рака и еще парочки других заболеваний». Никто не хочет быть прыщавым или больным, но начинать надо с желания стать красивым и здоровым. Нет никакого смысла зацикливаться на проказе, раке, туберкулезе и чем-либо еще, забывая, что помимо этого есть организм, полный жизни и способный бороться с болезнью.
Если посмотреть на грех с этой стороны, становится понятно, что с некоторыми вещами имеет смысл вдохновенно бороться, а с некоторыми — не имеет. Ведь если человек обнаруживает у себя прыщи, он энергично принимается их выводить, но если у него нет туберкулеза, то зачем ему пытаться от него избавиться?
И вот что происходит, когда кто-то говорит, мол, в Евангелии же сказано, что надо быть смиренным, — отлично, я постараюсь стать смиренным. Но у вас для этого нет необходимого материала, вы не знаете, как это делать. А если вы чувствуете, что вас уродует что-то более понятное и знакомое — леность, трусость, лживость и еще множество всяких подобных вещей, вы можете бороться с ними вдохновенно, поскольку вы видите на опыте, что это имеет смысл.
Так попробуйте каждый раз, готовясь к исповеди, прежде всего задаться вопросом: что есть во мне такого, чего я стыжусь, что мне не нравится, что меня уродует? Затем спросите себя: что другим кажется во мне неприятным и уродливым? Затем: что люди находят во мне хорошего? А затем подумайте, правы ли они? Я на самом деле милый и обаятельный — или я беспечный и лицемерный? А затем задайте себе вопрос: в чем мое подобие Богу? Насколько я похож на все то прекрасное, что есть во мне? Что во мне заставляет меня быть хуже, чем я есть? Тогда у вас получится очень интересная исповедь: интересная не для священника, который будет вас слушать, но интересная и полезная для вас самих.
«Это моя мама сожалеет!»
Меня очень часто критикуют, и всякий раз, когда я узнаю, что люди обо мне думают, мне приходится остановиться и поразмышлять: кто из нас прав — я или они? Например, можно быть очень добрым к людям, но иметь при этом холодное сердце. Можно демонстрировать все что угодно, втайне зная, что вы не такой.
Притом когда люди кого-то критикуют, они очень редко бывают совершенно неправы. Они могут быть неправы в том или в другом, но если многие считают вас неуживчивым, это не значит, что у них всех тяжелый характер и это они не в состоянии ужиться с таким славным человеком, как вы.
Иногда можно спросить чьего-нибудь мнения, но надо быть очень осторожным, поскольку ответ может вам совсем не понравиться. Если спросить своего лучшего друга: «Что во мне дурно?» и получить в ответ пять-шесть очень неприятных замечаний, есть риск изменить свое мнение об этом друге, и это будет очень несправедливо, потому что, как вы знаете, нам часто нравятся люди, которым нравимся мы сами. Но как только они находят в нас какой-нибудь недостаток, нам сразу кажется, что они вовсе не такие чудесные, как мы думали. Но, конечно, мнение других людей все же стоит узнавать.
Расскажу вам один случай. Произошел он в маленьком храме, где было трудно говорить на исповеди так, чтобы тебя не слышали другие. Помню, там исповедовалась одна женщина, исповедовалась очень-очень долго. На протяжении довольно продолжительного времени было слышно ее бу-бу-бу, а потом раздался громкий и ясный голос нашего приходского священника, который был глуховат: «А теперь, когда вы исповедовались за всех своих друзей и знакомых, может быть, перейдем к вашей собственной исповеди?» […]
Или еще иногда бывает: приходит ребенок и скорбно повествует о своих прегрешениях, после чего я задаю вопрос: «А ты сожалеешь об этом? Я вот не вижу ни одного повода для сожалений». — «Не, я нет, это моя мама сожалеет!» Если заменить в этом ответе слово «мама» на слово «Бог», получится описание исповеди многих взрослых. Они выписывают себе перечень грехов, потому что знают, что так поступать нельзя, но на самом деле им все равно. Это Богу не все равно, так вот они исповедуются из вежливости к Нему.
«Не украла я, а взяла чужое без спросу» Еще одна вещь, которую никогда нельзя делать во время исповеди, — заменять неприятные слова более удобоваримыми.
Например, десятки раз я слышал, как люди говорят: «Ох, батюшка, боюсь, я взяла то, что мне не принадлежит». И «боюсь» вовсе не значит, что человек боится Божьего суда, это просто способ смягчить формулировку. Поэтому в таких случаях я всегда говорю: «Вы хотите сказать, что вы воровка?» — «Батюшка, как же вы можете называть меня воровкой! Я честная женщина». Я отвечаю: «Ну, вы же сами сказали мне, что украли». — «Да нет, не украла, просто взяла чужое без спросу». — «Это и называется „украсть“ на любом языке».
Или вот еще что я нахожу очень утомительным: когда люди со скорбным выражением на лице говорят мне: «Я, батюшка, грешен во всем». И надеются этим отделаться. Я в таком случае говорю: «Неужто вы в свои восемьдесят лет прелюбодействуете?» — «Батюшка, да как вы можете!» — «Вы, такой честный человек, воруете?» — «За что вы меня так оскорбляете?» — «Вы не почитаете отца и мать?» — «Батюшка, да вы с ума сошли, их уже сорок лет как на свете нет». И тогда я говорю: «Значит, вам просто все равно, совершили вы один грех, или двадцать два, или вообще все грехи, для вас это не имеет значения. Идите домой и поразмыслите над этим».
Теперь-то все уже научились не говорить мне на исповеди «грешен во всем», поэтому я домой никого не отправляю, но в первые годы своего служения такое случалось. Так что имейте это в виду и не сообщайте мне: «Смиренно признаю, что совершил все грехи» — все равно я пройдусь с вами по всему списку и выясню, так ли это.
Беседа состоялась в апреле 1979 года.
Перевод с англ. А. Дик под ред. Е. Майданович