Американская команда Haas могла стать главным открытием первой гонки сезона в Формуле-1, но вместо этого оказалась автором душераздирающей драмы. Две подряд оплошности при смене шин выбили из строя Кевина Магнуссена и Ромена Грожана, шедших в топ-5. Ужасное невезение, однако ошибки и заминки на пит-стопах были, есть и будут всегда: человеческий фактор плюс техника, которая иногда дает сбой. Только за последние двадцать лет в Ф1 можно насчитать десяток таких случаев…
Упущенный «золотой» шанс
Почти за два десятка сезонов выступлений в Формуле-1 эти разные гонщики добились всего, о чем могли только мечтать. Тем не менее у каждого осталась своя невзятая высота, покорить которую помешала одна и та же причина — крепление переднего правого колеса. Кто эти товарищи по несчастью, спросите вы? Чемпионы мира Дженсон Баттон и Михаэль Шумахер. Один из-за механиков не смог побороть проклятье домашнего Гран При, а второй остался без побед после возвращения в гонки.
За 18 лет выступлений в Сильверстоуне Дженсон трижды (в 2004-м, 2010-м и 2014-м) останавливался в шаге от подиума. Ближе всего к финишу в первой тройке на родной земле британец был в 2011-м, когда за счет позднего пит-стопа имел все шансы опередить Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера и стать вторым после Фернандо Алонсо. Но, увы, глупейшая ошибка на пит-стопе за 12 кругов до клетчатого флага лишила его этой возможности. Механик уронил гайку, повернулся, чтобы поднять ее и непроизвольно сделал движение рукой, которое его коллеги с домкратом и «леденцом» посчитали сигналом к завершению замены переднего правого колеса, в итоге сразу отвалившегося при выезде Баттона на трассу…
Не менее обидная участь постигла Михаэля Шумахера на Гран При Китая 2012 года. Автодром в Шанхае мог стать ареной 92-й победы семикратного чемпиона мира, которую так ждали его болельщики на протяжении трех лет выступлений легенды Формулы-1 за Mercedes. В те времена «Серебряные стрелы» были еще не столь грозной силой, как сейчас, но в начале сезона-2012 первые признаки прогресса уже появились. На третьем этапе в Китае Михаэль вместе с Нико Росбергом стартовал с первого ряда и мог побороться за победу со своим молодым напарником. Однако на пит-стопе на 12-м круге механик недостаточно хорошо закрепил переднее правое колесо, в последний миг понял это, начал сигнализировать, но опоздал — Михаэль уже тронулся с места и через несколько поворотов после выезда на трассу был вынужден припарковаться на обочине. Ни в одной из 57 гонок после возвращения в Формулу-1 Шумахер больше не был так близок к победе…
Цена заминки — чемпионский титул
За последние пару десятилетий Ferrari выиграла немало гонок за счет пит-стопов. В то же время именно из-за остановок в боксах Скудерия упустила два чемпионских титула: один мог стать первым для команды с 1979 года, а второй — последним к настоящему времени. Но не вышло: вместо восьми побед в личном зачете с 1999 по 2008 год итальянская конюшня завоевала только шесть.
Всегда сложно определить ключевой момент сезона, если гонщику не хватило каких-то пару очков до высшей награды, однако ошибки, за которые приходится дорого платить, на пит-стопах в решающей фазе чемпионата всегда бросаются в глаза. Именно этим и запомнились поражения Эдди Ирвайна и Фелипе Массы в борьбе за корону чемпиона мира в 1999-м и 2008-м с гонщиками команды McLaren Микой Хаккиненом и Льюисом Хэмилтоном.
В сумасшедшей дождевой гонке на Нюрбургринге-1999, которая была четырнадцатой из 16 в том сезоне, Ирвайн потерял более полминуты из-за того, что механики не смогли найти колесо после того, как уже на пит-стопе было решено перейти с промежуточной на сухую резину! Потерянное время и очки не только громко аукнулись ирландцу и Ferrari, но и привели к целой теории заговора, согласно которой победа Эдди была не в интересах Скудерии. Да, Ирвайн смог подхватить статус первого номера команды после перелома ноги Михаэля Шумахера на июльском этапе в Сильверстоуне и составить конкуренцию Мике Хаккинену, но еще в середине осени он уже навострил лыжи в Jaguar. Нужен ли был Скудерии такой чемпион и случайно ли потерялось колесо в боксах? С одной стороны, теория заговора не была лишена смысла, а с другой — после Нюрбургринга на базу в Маранелло приехал разгневанный президент Ferrari Лука ди Монтедземоло и отчитывал всю команду на протяжении двух с половиной часов.
С проблемами Фелипе Массы на пит-стопе в Сингапуре-2008 всё и всем уже давно понятно. Даже то, что без заговора тут действительно не обошлось, — правда, не в самой Ferrari. В первой в истории ночной гонке Формулы-1 бразилец стартовал с поула и уверенно лидировал до 15-го круга, когда на трассе появилась машина безопасности. Появилась, как стало известно спустя год, неслучайно: гонщик Renault Нельсиньо Пике по указанию команды разбил машину, чтобы помочь напарнику Фернандо Алонсо, который незадолго до этого побывал на пит-стопе и получил огромное тактическое преимущество. Фелипе, как и все остальные, отправился к механикам уже под желтыми флагами и в суматохе рванул на трассу раньше, чем дозаправили его машину. Оторванный заправочный шланг очень дорого обошелся Массе — если перед началом уик-энда он уступал Льюису Хэмилтону одно очко, то уехал из Сингапура с отставанием в семь, поскольку финишировал на далеком 13-м месте. Как известно, по итогам всего сезона бразильцу до чемпионского титула не хватило одного-единственного балла.
Когда среди механиков согласья нет…
Большинство проблем на пит-стопах возникает в связи с жестким цейтнотом, ведь счет идет на секунды, а прессинг просто запредельный. В таких условиях никакие тренировки не застрахуют от ошибок и заминок, даже если процесс четко отработан. Другое дело — элементарное разгильдяйство, невнимательность и растерянность. Наилучшим примером этого вот уже два десятилетия является пит-стоп будущей прародительницы Toro Rosso, команды Minardi, на Гран При Аргентины 1998 года.
Заехав на дозаправку и замену шин, местный гонщик Эстебан Туэро, шедший шестнадцатым, обнаружил, что команда к этому абсолютно не готова. Но это было еще полбеды. Механики умудрились перепутать покрышки, с которых даже забыли снять термочехлы, потеряли где-то одно колесо и не подготовили топливный шланг в заправке! Не зря этот пит-стоп считается одним из худших за всю историю Формулы-1.
Вряд ли, конечно, по степени раздолбайства механики Red Bull Racing в Монако-2016 переплюнули своих старших коллег из Фаэнцы, но сказать, что четырехкратные чемпионы тогда сплоховали, — ничего не сказать. Их гонщик Даниэль Риккьярдо боролся с Льюисом Хэмилтоном за лидерство и в подсыхающих условиях был явно быстрее, однако обгонять на узкой трассе в Монте-Карло негде. Так что исход гонки должен был решиться в боксах. Однако когда Даниэль заехал за сликами, то его ждала весьма странная картина: механики с гайковертами, но без колес! Как оказалось, между командным мостиком и бригадой на пит-лейне возникло недопонимание в выборе состава шин, которое усугубилось тем, что нужный комплект покрышек был в глубине боксов. Риккьярдо потерял на этом около десяти секунд и вернулся на трассу уже за спиной Хэмилтона. До самого финиша он по пятам преследовал гонщика команды Mercedes, но ничего сделать не смог. На подиуме на обычно улыбчивого австралийца просто было жалко смотреть…
Менее драматичный и более курьезный случай произошел годом ранее в Спа, когда каким-то неведомым образом механики команды Williams умудрились поставить на машину Валттери Боттаса три шины Soft и одну Medium! Отдуваться за такую оплошность пришлось именно финну, получившему штрафной проезд по пит-лейну. Но самое интересное, что комиссары не стали обязывать его менять покрышки, и с такой странной комбинацией составов Валттери провел весь второй отрезок дистанции, финишировав на девятом месте.
Так и до трагедии недалеко
Зачастую проблемы на пит-стопах ставят под угрозу не только результат гонщика и команды, но и безопасность окружающих. Отсюда и денежные штрафы за неприкрученные колеса (в Австралии FIA наказала Haas штрафом пять тысяч евро за каждый инцидент), и пенализации в виде потери позиций на стартовом поле в наиболее опасных случаях.
Однако с отменой дозаправок в 2010 году уровень безопасности во время проведения пит-стопов вырос в разы. К всеобщему облегчению, больше нет ни оторванных заправочных шлангов с хлещущим топливом, ни воспламеняющихся машин возле боксов. Символично, что один из самых опасных моментов произошел в предпоследней гонке эры дозаправок, на Интерлагосе-2009, когда Хейкки Ковалайнен чуть не спалил своего соотечественника Кими Райкконена топливом из вырванного шланга. Благо тогда все обошлось.
Отлетающие неприкрученные колеса тоже опасны, но, к счастью, за последние пару десятилетий почти все с ними обходилось без серьезных последствий. Вспоминается только инцидент на Нюрбургринге-2013, когда на пит-лейне отвалилось колесо от машины Марка Уэббера, которое зацепило ТВ-оператора. Бедолага получил переломы ребер, ключицы, сотрясение мозга и ушибы. За тот инцидент Red Bull Racing пришлось заплатить FIA 30 тысяч евро.
Дважды в одну воронку
Редко бывает так, чтобы команда два раза подряд, как Haas на Гран При Австралии, терпела неудачу на пит-стопе, а тем более с двумя машинами сразу. Ведь у каждого коллектива на самом деле не так много заминок по ходу сезона.
За последние годы можно вспомнить разве что проблемы у Льюиса Хэмилтона в Бахрейне-2012, когда на двух из трех остановок возникла заминка с креплением левого заднего колеса. Причина, как оказалось, была связана с человеческим фактором, поскольку после замены переволновавшегося механика третий пит-стоп прошел гладко.
А вот двойная неудача Ferrari на Гран При Австрии — 2003 произошла по техническим причинам. На первом пит-стопе возникли проблемы при заправке Рубенса Баррикелло, и Скудерии пришлось задействовать заправочную машину, предназначенную для Михаэля Шумахера. Но когда спустя круг на пит-лейн заехал сам немец, возникли неполадки и в работе его оборудования! При заправке топливный шланг загорелся и застрял в горловине бака, а когда его удалось вытащить, пламя охватило уже всю правую заднюю часть болида. Однако механики оперативно потушили возгорание, а Михаэль как ни в чем не бывало вернулся на трассу и выиграл ту гонку!
Вдохновленный воскресной неудачей Льюиса Хэмилтона, зарулившего на Гран-при Малайзии не в те боксы, блог «Крутой поворот» вспомнил еще 10 эпичных ошибок на пит-стопах «Формулы-1».
Дэвид Култхард на Гран-при Австралии 1995 года
Последнее появление «Ф-1» в Аделаиде запомнилось массовыми сходами и столкновениями болидов, победой Дэймона Хилла с преимуществом в два круга над ближайшим соперником, а также потрясающей ошибкой Дэвида Култхарда при заезде на пит-лейн.
В финальной гонке сезона шотландец уверенно лидировал, и явно намеревался завершить выступления за «Уильямс» на высокой ноте, однако когда на 20-м круге Дэвид отправился на пит-стоп, все внезапно закончилось крахом. В прямом смысле слова: грязная трасса, неправильно выбранная скорость… и машина врезается в стену.
1
Дженсон Баттон на Гран-при Китая 2011 года
Льюис Хэмилтон – не первый гонщик, по ошибке приехавший в боксы к соперникам. Двумя годами ранее подобное произошло и с бывшим напарником Льюиса, Дженсоном Баттоном. В той гонке сам Хэмилтон прорывался через пелотон и все ближе подбирался к первой победе в сезоне, а вот Дженсон в пылу борьбы перепутал механиков «Ред Булл» со своими. Ситуацию усугубил Себастьян Феттель, который также решил сделать планируемую остановку в боксах. Однако механики «быков» среагировали быстро и жестами согнали пилота «Макларена» со своей вотчины.
2
Джонни Херберт на Гран-при Испании 1995 года
В тот день Джонни сильно спешил, в результате чего получился один из самых странных и одновременно забавных случаев в истории «Формулы-1». После проведенного пит-стопа англичанин не задумываясь нажал на педаль газа и уехал вместе…с домкратом, который остался в задней части болида. Невероятно, но в том инциденте никто не пострадал, а сам гонщик финишировал вторым вслед за партнером по команде Михаэлем Шумахером. Это был его первый подиум в карьере.
3
Найджел Мэнселл на Гран-при Португалии 1989 года
Если вы гонщик «Формулы-1», то никогда не делайте так, как это сделал на Гран-при Португалии Найджел Мэнселл в далеком 1989 году. Никто не пострадал, но прецедент был опасным. В то время ограничений по скорости на пит-лейн не существовало, и лишь чудом горячий британский гонщик не травмировал механиков.
Найджел выбрал неправильную скорость и промахнулся мимо боксов «Феррари». Однако вместо того, чтобы дождаться, пока механики откатят болид на место, Найджел включил заднюю скорость, что являлось нарушением правил. Стюарды показали гонщику черный флаг, однако британец его проигнорировал, продолжил заезд, а позже и вовсе столкнулся с Айртоном Сенной в борьбе за вторую позицию и вместе с бразильцем прекратил участие в гонке.
4
Хайме Альгерсуари на Гран-при Абу-Даби в 2009 году
Во время гонки не мудрено перепутать свою команду с чужой. Тем более, если цвета твоей конюшни на приличной скорости и в пылу борьбы вполне сойдут за другие. Хайме Альгерсуари проводил сезон-2009 за рулем болида «Торо Россо» – младшей сестрички «Ред Булл», – и по чистой случайности оба коллектива на пит-лейн располагались в соседних боксах. Грех не перепутать, как и поступил испанец. Правда, как и в других подобных случаях, механики сработали на «ура» и показали нерадивому пилоту на его место.
Льюис Хэмилтон и Нико Росберг на Гран-при Канады в 2008 году
Ошибки не всегда возникают во время пит-стопа. Оказывается, можно сильно «пролететь» и сразу после плановой «переобувки».
В Монреале в 2008 году Льюис Хэмилтон не заметил ни красного света светофора на выезде с пит-лейн, ни болидов впереди. А когда заметил – было поздно, и Кими Райкконен на «Феррари» превратился в невинную жертву Льюиса.
Чуть позже болидов, попавших в аварию, стало три: Нико Росберг тоже не увидел впередистоящих конкурентов. Наказанием за невнимательность для немца и британца стали 10 позиций штрафа на следующем Гран-при.
5
Кристиан Альберс на Гран-при Франции 2007 года
По ходу сезона Кристиан Альберс уступал молодому напарнику Адриану Сутилю, и очень старался исправить ситуацию. На Гран-при Франции голландец проигнорировал опущенный леденец и самовольно решил покинуть пит-стоп, несмотря на то, что дозаправка еще не завершилась, а топливный шланг торчал в горловине бака. В итоге Альберс «сделал слоника» и эффектно завершил заезд, а вскоре и вовсе вылетел из «Ф-1».
Ники Лауда назвал эту ошибку самой глупой из всех, что он когда-либо видел в «Формуле-1».
6
Фелипе Масса на Гран-при Сингапура 2008 года
В продолжении темы оторванных дозаправочных шлангов нельзя не вспомнить горемычного Фелипе Массу, который из-за ошибки с новым светофором «Феррари» чуть раньше отъехал с места – вот к чему привело намеренное, как позже выяснилось, самоустранение Нельсона Пике-младшего.
Возможно, именно упущенных в Сингапуре в итоге Массе не хватило для завоевания чемпионского титула.
7
Йос Ферстаппен на Гран-при Германии 1994 года
Эту историю, кажется, знают все. Отсутствие специальных фильтров для быстрой дозаправки, раскаленная машина и топливо привели к крупному пожару в боксах «Бенеттона».
Механик итальянской конюшни поспешил открыть клапан подачи топлива, когда шланг еще не был зафиксирован в баке. Бензин попал на горячую машину и за считанные секунды воспламенился. К счастью, Йос в итоге ограничился лишь небольшими ожогами лица, и уже на следующем этапе завоевал свой первый подиум в карьере.
8
Жером д’Амброзио на Гран-при Венгрии 2011 года
Чтобы не завершать рассказ об ошибках на пит-стопах известным пожаром, вспомним курьезный случай с бельгийским пилотом «Маруси».
Свой единственный сезон за рулем болида «Формулы-1» Жером провел в одной из слабейших команд пелотона. За спиной более опытного напарника Тимо Глока ему было сложно выделиться, и спортсмен выбрал самый нетривиальный способ заявить о себе – на влажном пит-лейн д’Амброзио совершил неуправляемый занос. К счастью, рядом никого не оказалось.
9
Из-за практически полного отсутствия других ярких событий история с заклинившей колесной гайкой на Mercedes Валттери Боттаса стала едва ли не главной темой уик-энда в Монако. Открутить ее получилось лишь спустя 43 часа после того, как финн свернул в боксы.
Читайте также:
- Mercedes сняла злополучную гайку с машины Боттаса: видео
Что же помешало справиться быстрее?
Начнем по порядку. В проведении пит-стопа у Mersedes задействовано 20 механиков. Взгляните на фото ниже: трое заняты каждым колесом – один снимает старое, другой ставит новое, третий работает гайковертом. Еще двое отвечают за передний и задний домкраты. У каждого из них есть дублер с запасным домкратом.
Еще двое придерживают машину с боков, когда она находится в воздухе. Наконец, один держит табличку-«леденец» и самый последний (по списку, но не по значимости) осуществляет общий контроль за ситуацией.
Пит-стоп Льюиса Хэмилтона, Mercedes W12
Фото: Джерри Андре / Motorsport Images
В особых случаях – если требуется изменить регулировки переднего крыла – бригаду дополняют еще два сотрудника команды (такой случай можно увидеть на кадре ниже).
Работа множества людей отрепетирована до мелочей и занимает невероятно малое время. Гонщику во время пит-стопа остается лишь ждать сигнала, чтобы тронуться с места. Однако еще до этого он должен выполнить свою часть работы – максимально точно остановить машину именно там, где ее ждут. Счет здесь без преувеличения идет на сантиметры.
Льюис Хэмилтон, Mercedes W12, заезжает на пит-стоп
Фото: Гленн Данбар / Motorsport Images
В случае с Боттасом в Монако поставить машину точно у пилота не вышло. Это и стало первым звеном в цепи событий, которая растянулась на два следующих дня. Финн немного не доехал до метки на пит-лейне.
Механики вынуждены были двигаться. При этом тот парень, которому предстояло поставить новое переднее правое колесо сместился слишком близко к машине. Этим он помешал своему коллеге с гайковертом, не оставив тому необходимого места.
Из-за этого механик с гайковертом вынужден был развернуть свой инструмент, расположив его ручку практически горизонтально. Обычно ее держут диагонально или даже ближе к вертикали – отклоняя вниз на угол порядка 60 градусов (именно такой момент показан на фото ниже)
Из-за непривычного положения вышло так, что ось головки гайковерта не совпала с осью гайки. Соответственно, головка зацепилась за гайку не полностью – и когда инструмент заработал на полную мощность, ребра гайки просто стесало до основания.
Над колесом появилось облачко алюминиевой пыли, а все дальнейшие попытки оперативно открутить гайку с этой секунды были обречены на провал.
Пит-стоп Валттери Боттаса, Mercedes W12, на Гран При Монако
Фото: Motorsport Images
Те, кто следил за этим моментом в трансляции, наверняка заметили, как механик нанес несколько сильных ударов по боковой части гайковерта. Это вовсе не жест отчаяния. Там расположен переключатель направления вращения.
В обычных условиях переключение происходит автоматически. Как только оператор убирает палец с клавиши, прибор сам меняет режим. Это дает возможность совершать на одно действие меньше и тем экономить доли секунды.
Однако нештатные ситуации на пит-стопах возникают нередко, потому есть и механический переключатель направления вращения. На фото выше в правом верхнем углу вы можете увидеть запасной гайковерт – переключатель, о котором идет речь, показан белой стрелкой.
Поставщиком таких инструментов для всех команд Ф1 является итальянская компания Paoli, она же выступает практически монополистом и для других европейских гоночных серий. Ее гайковерты весят около 4 кг и выдают крутящий момент порядка 4000 Нм (это гораздо больше, чем у моторов самой Ф1 – хотя они, конечно, имеют совсем другие рабочие обороты).
При этом каждая команда проводит собственные доработки гайковертов, проводя своеобразную кастомизацию. Это делается, исходя из соображений эргономики, выбора остального оборудования, а прежде всего, разумеется, эффективности.
Давайте в этом месте возьмем паузу в разговоре о злоключениях Боттаса в Монако – и прогуляемся по пит-лейну, изучив гайковерты разных команд.
Механики Mercedes F1 с гайковертом
Фото: Стив Этерингтон / Motorsport Images
У Mercedes в верхней части гайковерта сформована ручка-прилив. Механики именно за нее удерживают инструмент во время работы. Переключатель направления – его хорошо видно благодаря золотому окрасу – имеет довольно сложную форму.
Механик Red Bull Racing с гайковертом
Фото: Чарльз Коатс / Motorsport Images
Red Bull является рекордсменом нынешней Ф1 по скорости пит-стопа. Сменить четыре колеса быстрее двух секунд можно только со специальным оборудованием. На нашем фото видно углепластиковый корпус гайковерта с несколькими сигнальными лампочками.
Детали гайковерта Red Bull Racing
Фото: Red Bull Content Pool
В таком ракурсе хорошо видно, что карбоновый кожух имеет сложную форму. Кроме того, кнопка механического переключения направления вращения у Red Bull перенесена с задней части гайковерта – там она практически у всех остальных команд – ближе к «спусковому крючку» под пальцами механика.
Детали гайковерта Ferrari
Фото: Motorsport Images
Ferrari перекрасила часть корпуса в красный и предпочла отказаться от каких-либо кожухов. Механик удерживает гайковерт практически у самой головки.
Небольшой переключатель у пальцев правой руки по всей видимости посылает сигнал на систему сигнальных ламп, которая позволяет пилоту следить за ходом пит-стопа. Механические переключатель направления остался сзади, но закрыт небольшой крышкой, чтобы предотвратить его случайное нажатие.
Детали гайковерта Mclaren F1
Фото: Джерри Андре / Motorsport Images
В McLaren, напротив, предпочли дополнить гайковерт эргономичной накладкой, которая одновременно скрывает какие-то электронные компоненты. Штуковина с зеленой крышкой, стоящая рядом – это ручной экстрактор, за ним лежит запасная гайка. Это набор на тот экстренный случай, когда по какой-то причине использовать и основной, и запасной гайковерты невозможно.
Гайковерт Alpine F1
Фото: Гленн Данбар / Motorsport Images
Кожух гайковерта Alpine не выглядит особенно эргономичным, зато в его задней части видно большой диск привода смены направления. В этом случае – в отличие от Ferrari – все сделано, чтобы механик как можно быстрее смог активировать его при необходимости.
Детали гайковерта Aston Martin F1
Фото: Гленн Данбар / Motorsport Images
Дизайн оборудования Aston Martin – вот это сюрприз – является точной копией Mercedes.
Гайковерты AlphaTauri на пит-лейне
Фото: Джерри Андре / Motorsport Images
У AlphaTauri все гораздо проще, уже практически без доработок. Кнопка переключателя увеличена и окрашена в серый. К слову, это запасные гайковерты – основные в этот момент находятся в руках механиков.
Детали гайковерта Alfa Romeo Racing
Фото: Alfa Romeo
Гайковерт Alfa Romeo имеет специальную систему лямок, которая делает его словно продолжением руки механика. Также хорошо видна специальная насадка у головки, помогающая точнее позиционировать инструмент.
Гайковерт Williams F1
Фото: Марк Саттон / Motorsport Images
Williams регулярно проводит быстрые пит-стопы, при этом ее инструмент вообще выглядит едва ли не стандартным.
Гайковерты Haas F1 на пит-лейне
Фото: Марк Саттон / Motorsport Images
У Haas есть кожух из материала с нескользким покрытием и дополнительным упором. Других доработок не видно.
Теперь, возвращаясь к истории с гайкой Боттаса в Монако, осталось затронуть последний элемент всех этой истории – собственно гайку.
Около десятка лет назад Формула 1 перешла на нынешние гайки, особенность которых в том, что они за счет конструкции удерживаются на колесном диске. Это удобно, так как нет риска, что гайка укатится во время пит-стопа. Они также оснащены системой самозапирания, которую примерно в то же время ввела FIA.
Разумеется, дизайн гаек команды разрабатывают самостоятельно.
Колесные гайки Mercedes F1 – новая и использованная
Гайки считаются в Ф1 расходным материалом. Как правило, после первого использования их в дальнейшем ставят на машину только в тренировках, чтобы подстраховаться от неприятностей.
«Учитывая те нагрузки, которые они переносят, гайки обычно приходят в негодность после четырех-пяти циклов закручивания и откручивания», – объяснил глава тактического штаба Mercedes Джеймс Воулз.
Как видно на нашем фото, у использованной гайки уже заметно повреждены ребра. Но эта совсем не та, что была у Боттаса в Монако – у той гайки все ребра просто стесало под корень. Убедитесь в этом, пересмотрев короткий ролик, опубликованный командой.
Всей своей мощью чуть перекошенный гайковерт просто сорвал металл, а потому, когда механику удалось вставить его правильно, зацепиться оказалось уже не за что.
Неудивительно, что снять гайку в итоге получилось только на базе в Брэкли, предварительно проведя определенные работы.
Читайте также:
- Вольф возложил на Боттаса часть вины за проблемы с гайкой
10 лет назад · 10460 просмотров
На Гран-при Японии Mercedes побил рекорд по скорости пит-стопа, установленный Red Bull в начале этого сезона. Механикам «Серебряных стрел» удалось поменять колеса на болиде Нико Росберга всего за 2,02 секунды. И это не предел: менеджер команды Рон Мидоуз уверяет, что на тренировках им удавалось сделать это за 1,68 с! Но одно дело тренировки… В гонке часто все получается совсем по-другому:
Найджел Мэнселл, Португалия-1989
Ограничений скорости на пит-лейн в те времена не было. Зато мужские мини-шорты — были.
Йос Ферстаппен, Германия-1994
Это одно из самых известных видео о «Формуле-1». Механики Benetton наверняка обрадовались, что мода на шорты в начале 90-х закончилась.
Дэвид Култхард, Аделаида-1995
Не смеялись после этой аварии только двое: сам Дэвид и Фрэнк Вильямс, который шотландского юмора не оценил.
Эстебан Туэро, Аргентина-1998
Сейчас уже трудно сказать, что случилось тогда в боксах Minardi. Возможно, механики забыли про пит-стоп, или просто не ждали Эстебана так рано. Включите звук, с ним будет еще забавнее.
Эдди Ирвайн, Нюрбургринг-1999
Если вы хотели познакомиться с «Формулой-1», но не знаете, с чего начать, посмотрите этот Гран-при — один из самых драматичных и непредсказуемых в истории. Этот пит-стоп очень похож на предыдущий, вот только здесь уже было не до смеха, ведь на кону стоял чемпионский титул.
Льюис Хэмилтон, Канада-2008
Хоть чем-то наши дороги напоминают гоночные трассы — там тоже такое случается.
Фелипе Масса, Сингапур-2008
После того, как Нельсиньо Пике специально разбил свою машину (да-да, этот тот самый Гран-при), Масса отправился в боксы. Вместо механика с «леденцом» в Ferrari решили использовать более технологичное решение — светофор. Загорелся зеленый, Фелипе сорвался с места… И прихватил из боксов еще кое-что, кроме новых шин и топлива.
Ковалайнен и Райкконен, Бразилия-2009
Кими не зря прозвали «Айсменом», ведь он сохраняет спокойствие, даже когда горит.
Хейки Ковалайнен, Сингапур-2010
Еще один спокойный финн тушит свой болид.
Льюис Хэмилтон, Малайзия-2013
Даже перейдя в другую команду, он не смог забыть McLaren. Тех, кто поддерживал его с самого начала карьеры. После гонки в твиттере британцев появилось сообщение «Льюис, заходи в любое время».
Источник:
Посты на ту же тему
The 3 worst errors, accidents and more involving pit stops are here. They might have some Popeye Toots, Dolphin Censors, Yees, ect.
3. 2013 Mario Andretti 400. Brian Spark pits in Rev Roadages’ pit.[]
Bob: And here comes Brian Spark GOING INTO REV’S PIT?
Darrell: This is so historic!
(Brian Team Radio)
Brian: I’m gonna… I SWITCHED INTO THE WRONG PIT! I WAS NOT SEEING AND I GOT INTO THE (Oof) WRONG PIT!
(Rev Team Radio)
Rev: Uh oh! We got some (Popeye Toot) problems out there!
Brian and Rev: WE GOT CAUGHT ON CAMERA!
Brian: Whoops.
Rev: Spoke too soon.
Brian and Rev: (Poke, raspberry, laugh, and throw pickles into their mouth) COPYCATS!
Bob: So much later, this might not happen ever again.
2. 1975 Hudson Hornet 400. Brady panics due to Slide Powers «dying» in his pit[]
Bill (panicked): Oh my god! Oh my god! Oh my god! Please let me forget this memory! Every time I close my eyes I think about Slide Powers dying in my pit.
1. 2003 Las Vegas 400. Greg Candyman Goes Into Darren’s Pit Area[]
Bob: It appears Greg Candyman had actually gone into the Shiny Wax pit stop and he hasn’t even noticed!
Darrell: WHAT, THIS IS CRAZY TALK!
Bob: NO, THIS IS CRAZY TALK! *points to the new green tires of Candyman* Greg has got green tires!
(A Fifth of Beethoven by Walter Murphy plays)
Darrell: It’s 3 laps and he is still going! Oh wait Darren is coming to pit, they will think he pitted just 3 laps ago, oh no!