Ошибки начинающего мотоциклиста

Вот оно, свершилось – ты обладатель мотоцикла. Твоя мечта практически осуществилась (ведь мало его просто купить). Осталось только не разочароваться и закрыть сезон целым, невредимым, непотресканным! Даже бывалые делают ошибки или на фарсе опыта забывают, что опасность никуда не делась. Какие ошибки допускают новички, да и не только они?

  • Выбрать неподходящий мотоцикл и экипировку
  • Ехать быстрее, чем можете реагировать на ситуацию
  • Не представлять дорожную ситуацию целиком
  • Думать, что вас все видят/слышат и помнят про мотоциклистов
  • Не учитывать погоду и световой день

Выбрать неподходящий мотоцикл и экипировку

Об этом было много сказано в статьях:

Поэтому просто подытожим, что каким бы сильным не было бы желание прыгнуть с места в карьер, здравый смысл обязан присутствовать при покупке мотоцикла и экипировки. Начинать лучше постепенно, чтобы не разочароваться самому и не покалечить кого-либо.

Ехать быстрее, чем можете реагировать на ситуацию

Опыт — от части мышечная память, когда вы не заставляете себя работать сцеплением каждый раз, а уже делаете все необходимое на автомате, когда не смотрите под ноги «где там лапка переключения скоростей». Моторика рук, ног, положение тела не появятся просто так из воздуха после просмотра пары блогов известных мотоциклистов. Наработка имеет серьезный вес. Сколько историй о пилотах, которые мчались на максимум и просто не успели среагировать? Ответ прост: слишком много.

Когда вы начинающий мотоциклист, не нужно гнаться за призраком оперы. Пусть кто-то будет говорить, что можно ехать быстрее или маневрировать смелее. Можно, конечно, но только если опыт позволяет. Начинающие мотоциклисты спешат подняться на планку бывалых мастеров или хотя бы поскорее выйти за черту «первосезонник», но не всегда объективно оценивают свои навыки.

Не представлять дорожную ситуацию целиком

Во-первых, хватит смотреть под колесо и только прямо. Начинающим всегда страшно, но с этим придется бороться. Мотоциклист обязан следить за дорогой даже тщательнее автомобилиста, потому что у нас с вами нет каркаса безопасности, нас не придержит в седле ремень и из руля не выпрыгнет подушка безопасности.

Во-вторых, если вы не представляете картинку дорожного движения целиком, то как минимум не будете ждать перестроения или поворота окружающего транспорта, молчу уже о пешеходах. Вы можете возразить:

— Я же не могу знать наизусть карты дорог всего города, а если я в незнакомом месте окажусь?

Не обязательно знать каждую подворотню, достаточно понимать принцип движения на вашем участке и примерный план развития событий впереди, что читается по разметке и знакам. Начинающие мотоциклисты порой концентрируются только на своей полосе, даже не предполагая, что опасность может прилететь с другой стороны. Или начинают судорожно перестраиваться, когда понимают, что их поворот с другой полосы.

А что до других городов…. карту лучше посмотреть перед выездом, хотя бы по основным улицам и проспектам, чтобы не попасть в глупую историю. А если у вас есть знакомые водители, то почему бы не пообщаться с ними? Неужели вашему товарищу будет сложно предупредить вас об опасном перекрестке или повороте, который легко пропустить?

Думать, что вас все видят/слышат и помнят про мотоциклистов

Друг, у меня для тебя плохие новости. Если ты купил байк и считаешь, что теперь весь город будет говорить только про твою «Альфу» и весь инстаграм будет завален твоими фотографиями, то так скорее всего произойдет только в двух случаях:

А) Ты очень плохо ездишь и еще хуже паркуешься

Б) Тебя все-таки догнал бампер соседской машины

Правда в том, что всегда есть автомобилист, которому нужно ответить на звонок, написать сообщение, поиграть в «денди» или ты находишься в его слепой зоне, поэтому возвращаясь к предыдущему пункту: за ситуацией следить тебе в первую очередь! Опрометчиво считать, что тебя слышат и уступают из-за прямотока или видят просто потому, что у тебя красивая куртка Icon.

Не учитывать погоду и световой день

Не в каждой автошколе/мотошколе предупредят об изменениях дороги от температуры или зависимость видимости от времени суток, которые не касаются правил ПДД. Одно дело, когда вы попали в хорошие руки надежного инструктора, а совсем другое, когда вас даже не предупреждали, что можно возить дополнительный визор или какая экипировка лучше подойдет летом.

Не везде расскажут о езде ночью или в дождь, не всегда объясняют про аквапланирование или воблинг. В больших городах есть достойные мотошколы, а что делать людям в маленьких, где учебным транспортом до сих пор числится «Минск»? Вот и получается, что мотоциклисты, обученные лишь на половину, не учитывают в своих маршрутах перемену погоды, особенно в начале или конце сезона.

Все мы когда-то садились на мотоцикл в первый раз. Все допускали ошибки, и извлекали из них уроки вождения. Райдер класса «новичок» – это человек еще только «набивающий» автоматизм в управлении мотоциклом. Постановка базовых навыков, которую обычно делают в мотошколе, должна быть четкой: как тормозить, как держать руки и как вообще правильно сидеть на мотоцикле. Если при первичном обучении ученик (или самоучка, что бывает очень часто) – привык что-либо делать неправильно, или неэффективно, он продолжит это делать и дальше, независимо от того, сколько километров «намотал».

As65C2fs0IPNm4xxBa4Mh2cwN5t3yU.jpg

Среди самых распространенных ошибок водителя мотоцикла есть пять основных, которые допускали все без исключения новички, но не все смогли избавиться от них в дальнейшем. Разберем, в чем они состоят, и как их избегать. Одна из первых ошибок (кстати, на фото) – это вставать с мотоцикла не с той стороны, где подножка, рискуя обжечься об выхлопную или завалить мот. Она не вошла в список, потому, что слишком банальна.

1 Смотреть не туда

Эта ошибка вмещает в себе два аспекта: первый – смотреть не туда, куда ты собираешься ехать, а туда, куда едешь в данный момент, почти под переднее колесо.

Второй – отвлекаться по ходу вождения на «поиски» под коленом лапки переключения передач, тормоза, на рассматривание приборки или чего-то на своей одежде. Избегать второго аспекта – учат в авто-мото школе, но разберем и его.

Взгляд водителя всегда должен охватывать дорожную ситуацию. Даже когда переводишь его с разметки – на знаки, на светофор, или пешехода – в боковое зрение всегда попадает большая часть происходящего вокруг. Глядя вниз, увидишь только 20% от окружающего. Если мотоцикл в это время в движении – не заметишь стоп-сигналы, или маневры впереди. Стоя на светофоре – не увидишь, как загорелся зеленый и тебе может «прилететь» в спину. «Изучать» мот лучше на стоянке.

Смотреть под колеса – значит, неминуемо «приехать» в яму, столб, или бампер машины, в которые «уперся» взглядом. Мозг всегда прокладывает маршрут движения и «поворачивает» руки туда, куда направлен взгляд. Это природный механизм, который можно обмануть только сознательно. Смотреть нужно туда, где хочешь оказаться: на выход из поворота, на пустое место, в которое надо «проскочить», на 20–50 метров впереди, не меньше. Тогда успеваешь просчитать траекторию и «вруливаешь» куда надо.

2 Ехать быстрее, чем умеешь

Основная проблема новичка! Она тесно связана с первой и третьей ошибкой: когда кажется, что впереди – достаточно свободного пространства и можно ускориться. В сочетании с «неправильным» взглядом под колеса, отсутствием навыка контрруления и торможения (которые должны привить в правильной мотошколе), это приводит к изматывающему, некомфортному, «дерганому» вождению в режиме «старт-стоп», которое со стороны смотрится комично, а самого мотоциклиста дезориентирует и раздражает. Долго та не проездишь – в конце концов наступит «здравствуй, бампер» (в лучшем случае).

Избавиться от ошибки поможет отработка перечисленных навыков: упражнения на резкий объезд препятствия, на сокращение тормозного пути, и, как ни странно – медленная езда (со скоростью пешехода). В дороге нужно всегда возвращать взгляд вперед, не «прилипая» им к объектам. И учиться дозировать «газ» так, чтобы практически не нужно было пользоваться тормозом – учиться «подкатываться» на плавном сбросе газа к нужной точке (стоп-линии светофора, и т. п.).

3 Пользоваться только задним тормозом как основным

Эффективность заднего тормоза – всего 40%. На скользкой дороге этот показатель уменьшается. Пятно контакта двух тормозящих колес – больше, чем одного, соответственно – больше эффективность. Какие еще аргументы приводить? Передний тормоз важен. Его тоже можно использовать для притормаживания, просто не нужно его «давить». Понять, где он «берет» – поможет отработка на пустой парковке.

4 «Работать» ногами

Выставлять ноги до того, как мотоцикл полностью остановится, «шоркать» ими по асфальту при медленной езде, «придерживать» мотоцикл с одной стороны, пока разворачиваешься с заглушенным двигателем, или стартовать с места до того, как «подберешь шасси» – самые детские фейлы, свойственные мотоциклистам, не научившимся держать равновесие. Для ног – это очень травмоопасно (даже если мотоботы качественные), а для имиджа – уничтожающе губительно. Перебирая ногами, как на детском беговеле, большой дядька смотрится комично, но зацепившись носком – рискует потерять равновесие и уронить мотоцикл набок, на ногу. Тогда будет не смешно.

Избавиться от ошибки поможет только целенаправленная отработка баланса и навыка медленной езды. На площадке. Проезды делать начиная со скорости 30 км/ч, затем 25, 20 … и далее, до самой минимальной, на которой учиться ехать как можно дольше.

5 Наклонять себя, а не мотоцикл

В поворот нормально можно войти только пользуясь комбинированной техникой – одновременно поворачивая руль и наклоняя мотоцикл. Иначе – если пользоваться только рулем, мотоцикл будет пытаться завалиться в противоположную сторону, а если наклонять его, не трогая руль – он начнет «рыскать», подруливать, стремясь «ввалиться» в поворот. На высокой скорости это очень опасно: пытаясь «выловить» мотоцикл, можно не успеть, и въехать во «встречку», или вылететь на обочину.

На малой скорости – это очень комично смотрится: байк постепенно «подныривает» в поворот, как будто водитель боится его наклона (так и есть). Неуверенные мотоциклисты – боятся наклонять мот, думая, что могут сделать это слишком сильно, и вместо изменения общего угла наклона – свешивают свою пятую точку с сиденья, или выставляя плечо – внутрь поворота.

Если вы видите на дороге такого «опасливого» райдера – не любителя поворотов – знайте: у него не отработано обычное школьное упражнение «восьмерка».

6 Пренебрегать мотоэкипировкой

Между поклонниками фулл-экипа и фанатами «свободной езды» постоянно происходят холивары на тему: «достаточно ли для езды шлема и перчаток» (благо, с необходимостью надевать шлем – адекватные райдеры уже не спорят).

IMG_1225.JPG

Новичок – это мотоциклист, совершающий свои первые ошибки. Чтобы они не стали фатальными, нужно защититься эффективно. На мотоцикле, кроме падения, можно (внезапно!) простудиться без подшлемника, обгореть катаясь в одной рубашке, получить тепловой удар, катаясь в «металлюжном» кожаном прикиде без вентиляции.

Самые распространенные травмы при падении на малой скорости – это ушибы (синяки) и ссадины: когда «заканчиваются» гражданская куртка, или штаны – тереться об асфальт начинает человеческая кожа. Даже несерьезная ссадина полностью заживает около двух недель (если в рану не попадет инфекция). А хорошие мотокуртка и мотоштаны – имеют слайдеры, защиту и сопротивляются протиранию дольше, чем потребуется телу райдера, чтоб остановиться скользя отдельно от мотоцикла.

Да, мотоцикл – такой же полноправный участник дорожного движения, поэтому может занимать всю полосу по ширине. Но идя вплотную за бампером впереди идущей машины – не успеешь среагировать на яму или неровность (которые автомобилисты предпочитают пропускать между колесами посередине). Кроме этого – мотоцикл становится незаметен для «шашечников» и они могут перестроиться «в него» при обгоне машины, за которой видят «пустое место».

Самый безопасный вариант – ехать в колее левого колеса впередиидущего авто, либо ближе к левому краю своей полосы. Так видно полосу вперед, мотоцикл видно другим участникам движения. И есть место для экстренного «ухода» вправо.

Вместо итога

Все перечисленное – далеко не самые безобидные ошибки, как может показаться. Чем плотнее движение вокруг и выше будет скорость, на которой новичок допустит одну или несколько подобных ситуаций – тем вероятнее потеряет контроль над мотоциклом. Последствием потери контроля – всегда будет аварийная ситуация. От этих, и других ошибок новичка – один рецепт: катайтесь больше, катайтесь с умом и на площадке! Берите любой курс подготовки мотоциклиста, и повторяйте упражнения до указанного результата!

Учиться контролировать мотоцикл, управлять им, делать его послушным – можно только целенаправленно. Ставить себе задачу и отрабатывать упражнения. Делать это нужно на небольшой площадке, где тренировкам не помешает другой транспорт. Лучше всего, конечно, выбрать хорошего мотоинструктора из мотошколы. Лучше всего научиться контролю над мотоциклом помогут тренировки по мотоджимхане. Не знаете, что такое мотоджимхана? – читайте о ней в нашем блоге!

Типичные ошибки начинающего мотоциклиста: не будь как все!

Чего нужно избегать начинающему мотоциклисту?

Почему мотоциклисту не нужно качать мускулы, каким местом тело крепится к мотоциклу и почему не нужно копировать технику езды Валентино Росси. Мы разбираем типичные ошибки начинающих и продолжающих мотоциклистов, чью мотосудьбу не направила в правильное русло заботливая длань инструктора мотошколы.

Деревенский рокер

Поза «Деревенского рокера» — корпус смещен назад, руки вытянуты. Точное управление мотоциклом в такой позе невозможно. Особенно ярко ошибка видна, когда большое тело сидит на маленьком мотоциклике и жалуется, что маловат аппарат и приходится чуть ли не на заднее сиденье садиться. Причина — отсутствие понятия о правильной посадке. В позе деревенского рокера всадник сидит на мотоцикле как на заборе, широко расставив ноги, отодвинув седалище назад, потому что опираться на прямые руки по-другому не получается. Естественно, что опора туловища частично приходится и на руки, которые, кроме удержания тела в продольном положении, должны придерживать его и от поперечных перемещений, ну а самое важное — еще и рулить. Вполне понятно, что руки, занятые поддержкой тела, не смогут рулить эффективно и точно. Теперь садимся правильно.

Правильное положение: корпус максимально придвинут к баку, спина прямая, руки расслаблены.

Первое, каким бы маленьким не был «мопед», водитель должен сидеть вплотную к баку, внутренние поверхности бедер должны быть прижаты к бензобаку. Должно быть ощущение присутствия мотоцикла между ног. Для многих это становится неожиданностью, но ноги — это точка крепления мотоциклиста к мотоциклу. Простое упражнение — усидеть на стоящем мотоцикле без рук, когда второй человек его качает и толкает в разные стороны, поможет понять истинную функцию ног.

Это курок, Харли! Его не нужно дергать…

Руки: стоит запомнить одну важную вещь, руль — не поручень, не надо за него держаться, не надо в него упираться, не надо на нем виснуть, все функции поддержания тела на мотоцикле мы уже отдали ногам, пусть они этим занимаются. Руки у нас для того, чтобы решать две задачи: оперировать органами управления на руле и, собственно, рулить (в зависимости от ситуации, по-разному, но смысл один — воздействовать на управляемое колесо). Для этого руки должны просто лежать на руле, локти и плечи расслаблены. Подчеркну, локти полусогнуты, прямых рук быть не должно, прямые руки, это велосипедное наследие, которое нам в данном случае совсем не подходит.

Гравий на дороге

Мотоциклы очень хорошо входят в повороты в нормальных ситуациях на обычных дорогах, но когда дорога становится не идеальной поверхностью, тогда всё становится сложнее. Ветки, грязь, щебёнка, гравий, камушки и даже просто слой пыли может стать причиной заноса.

Решением может быть снижение скорости в поворотах, так как это сильно уменьшает усилие на боковой занос.

Слишком большая скорость в поворотах

На прямой линии большинство гонщиков не получают на себя слишком много хлопот, но научиться «брать угол» гораздо сложнее. Новоиспечённые байкеры особенно рискуют брать угол слишком быстро, но даже опытные всадники иногда делают ошибки.

Открывающиеся двери автомобиля

Обычно это не является проблемой, когда Вы едете на открытой дороге на трассе, поскольку водители редко открывают свои двери во время движения, но в городах водители должны быть на чеку, не только сами открывая свои двери, но и следя за своим пассажиром, выходящим или садящимся в машину слева. Велосипедисты и мотоциклисты имели дело с этой проблемой в течение многих лет, но это ещё более опасно для мотоциклистов, которые часто ездят на более высоких скоростях, чем велосипеды. При этом, в случае в передней водительской дверью дела обстоят чаще всего намного плачевнее, чем задней — она чаще всего имеет острый угол, в который и влетает мотоциклист.

Другие материалы по теме:

Кроссовый мотоцикл

Что влияет на скорость и ускорение мотоцикла? От каких факторов зависит эффективное торможение?

Мотоочки, какие бывают и как их выбирать

Маркировка мотошин

Визоры и особенности их эксплуатации

Проверь себя — ошибки начинающих мотоциклистов

Почему мотоциклисту не нужно качать мускулы, каким местом тело крепится к мотоциклу и почему не нужно копировать технику езды Валентино Росси. Мы разбираем типичные ошибки начинающих и продолжающих мотоциклистов

Почему мотоциклисту не нужно качать мускулы, каким местом тело крепится к мотоциклу и почему не нужно копировать технику езды Валентино Росси. Мы разбираем типичные ошибки начинающих и продолжающих мотоциклистов, чью мотосудьбу не направила в правильное русло заботливая длань инструктора мотошколы.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Этот материал родился не по заказу редакции, а по доброй воле практикующего инструктора одной из подмосковных мотошкол. Ошибки и заблуждения, описанные в этом материале, свойственны не только первосезонникам, но и многим из тех, кто откатал уже не один и не два сезона. Чем дольше ездишь, тем крепче закрепляются в голове моторные навыки, но если они правильные — то это рост опыта, а если неправильные — то это рост вероятности того, что неприятность на дороге все-таки произойдет. А переучиваться, как известно, всегда сложнее, чем учиться с нуля. Более того, пока мы снимали фотоматериал для статьи на учебной площадке, мимо нас проехало около двух десятков типичных подмосковных мотоциклистов, и почти у каждого из них мы наблюдали те или иные ошибки, описанные в этой статье. Рекомендуем прочитать этот текст каждому, наверняка где-то вы сможете узнать себя, а значит, задуматься над исправлением своих собственных ошибок.

Чего общего между управлением мотоциклом и, например, игрой в настольный теннис. И то, и другое это комплекс приобретенных и отработанных до автоматизма базовых навыков, которые позволяют ездить или играть на определенном уровне, который можно совершенствовать и продвигаться вперед в своем умении. Если базовые навыки в теннисе поставлены неправильно, то ваш уровень — кривой теннисный стол во дворе и деревянные ракетки по полтиннику за штуку. Но если в случае настольного тенниса вы сами можете выбирать себе противника и точно знать, что с той стороны стола не последует разящего топ-спина, то с кем нам придется встретиться в дороге и какие сюрпризы нас поджидают за поворотом — неизвестно, а значит, надо быть готовым ко всему. В этом случае неправильно поставленные базовые навыки управления мотоциклом могут очень сильно навредить. База ставится в самом начале мотокарьеры, и если она поставлена неправильно или не поставлена вообще, то вас ждет долгий и болезненный путь обучения на собственном опыте. Между тем, начальные ошибки типичны, они характерны и для новичков, и для самоучек с опытом езды, даже с опытом в несколько сезонов. Рассмотрим наиболее типичные ошибки и, возможно, узнаем себя.

Деревенский рокер

Ошибка первая, пока еще даже не поехали: посадка.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Поза «Деревенского рокера» — корпус смещен назад, руки вытянуты.
Точное управление мотоциклом в такой позе невозможно.

И у новичков, и у тех, кто уже ездит и даже не один год, очень часто встречается так называемая посадка «деревенского рокера». Особенно ярко ошибка видна, когда большое тело сидит на маленьком мотоциклике и жалуется, что маловат аппарат и приходится чуть ли не на заднее сиденье садиться. Причина — отсутствие понятия о правильной посадке. В позе деревенского рокера всадник сидит на мотоцикле как на заборе, широко расставив ноги, отодвинув седалище назад, потому что опираться на прямые руки по-другому не получается. Естественно, что опора туловища частично приходится и на руки, которые, кроме удержания тела в продольном положении, должны придерживать его и от поперечных перемещений, ну а самое важное — еще и рулить. Вполне понятно, что руки, занятые поддержкой тела, не смогут рулить эффективно и точно. Теперь садимся правильно.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Правильное положение: корпус максимально придвинут к баку, спина прямая, руки расслаблены.

Первое, каким бы маленьким не был «мопед», водитель должен сидеть вплотную к баку, внутренние поверхности бедер должны быть прижаты к бензобаку. Должно быть ощущение присутствия мотоцикла между ног. Для многих это становится неожиданностью, но ноги — это точка крепления мотоциклиста к мотоциклу. Простое упражнение — усидеть на стоящем мотоцикле без рук, когда второй человек его качает и толкает в разные стороны, поможет понять истинную функцию ног.

Это курок, Харли! Его не нужно дергать…

Руки: стоит запомнить одну важную вещь, руль — не поручень, не надо за него держаться, не надо в него упираться, не надо на нем виснуть, все функции поддержания тела на мотоцикле мы уже отдали ногам, пусть они этим занимаются. Руки у нас для того, чтобы решать две задачи: оперировать органами управления на руле и, собственно, рулить (в зависимости от ситуации, по-разному, но смысл один — воздействовать на управляемое колесо). Для этого руки должны просто лежать на руле, локти и плечи расслаблены. Подчеркну, локти полусогнуты, прямых рук быть не должно, прямые руки, это велосипедное наследие, которое нам в данном случае совсем не подходит.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Неправильное положение (слева): руки напряжены, ручки зажаты в кулаках, локти и плечи подняты, мышцы напряжены. В такой позе одна рука будет мешать другой, а рулежка корпусом не точна и опасна.

Правильное положение (справа): все мышцы расслаблены, локти опущены, кисти спокойно лежат на ручках. Чем расслабленнее мышцы, тем проще будет управлять мотоциклом.

Частая ошибка: неправильное положение кистей. Запястья должны быть немного прогнуты, чтобы лучевая кость упиралась в трубу руля. Однако правая рука крутит ручку газа, и часто водитель поднимает запястье, чтобы уж точно хватило хода ручки. Хода хватит и так, а вот из неправильного положения правого запястья следуют две нехороших вещи: неконтролируемое открытие газа при разгоне, когда руки придерживают туловище от падения назад, и такое же неконтролируемое открытие газа при работе передним тормозом. Оба явления весьма неприятны и могут привести к падению, следите за руками. С посадкой разобрались, теперь первая вниз и поехали.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Неправильное положение (сверху): при вывернутых запястьях запаса хода для полного поворота ручки газа все равно не хватит, а при ускорении можно запросто перегазовать.

Правильное положение (внизу): лучевая кость «упирается» в трубу руля. Хват расслабленный, кисть находится в естественном анатомичном положении.

Не смотрите телевизор!

Маневрируем на небольшой скорости, например, экзаменационная восьмерка (кстати, при грамотном подходе, очень толковое упражнение, из которого можно выжать много полезного). Водитель хочет довернуть мотоцикл в поворот, наклоняет туловище внутрь поворота и… вариант первый — мотоцикл едет совсем не туда, куда надо, а совсем в другую сторону, вариант второй — мотоцикл падает внутрь поворота, касание ногой, расстройство и недоумение.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Неправильная поза: попытка доложить мотоцикл внутрь поворота массой тела не увенчается успехом, а вот мотоцикл поедет по совершенно неожиданной и незапланированной траектории.

На закономерный вопрос «а ты зачем так в поворот наклонился?» получаю закономерный ответ «дык MotoGP смотрел, там все так делают». Как там, у классика: «не читайте советских газет перед едой»? Что происходит, когда в повороте мы наклоняемся внутрь: система мотоцикл-водитель равновесна, поэтому, если вы наклоняетесь в одну сторону, то мотоцикл, чтобы сохранить равновесие, наклоняется в другую, и, вполне естественно, ну никак не хочет влезать в поворот.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Правильное положение: мотоцикл наклоняется внутрь поворота, корпус остается в вертикальном положении. На малых скоростях гораздо проще перекладывать мотоцикл из виража в вираж и точно контролировать траектории движения. Кроме того, такая техника требует гораздо меньше усилий для управления.

Выход из ситуации прост — поменяйтесь с мотоциклом местами, нужно наклонить мотоцикл внутрь поворота вместо себя.
Простая аксиома — мотоцикл в поворот нужно наклонять.

Еще одна ошибка управления — силовое руление. Кисти вцепляются в руль, напряженные мышцы плечевого пояса и рук создают прочный каркас вокруг руля, и крутить руль приходится туловищем. При таком раскладе точного руления не получится никак. Происходит борьба правой и левой руки, одна рука поворачивает, другая противостоит, первая хочет довернуть руль еще, вторая не дает, и так постоянно, в борьбу включается корпус, и со стороны наблюдается интересная картина, человек на мотоцикле извивается как червяк и движется по причудливой траектории.

Дайте рукам жить спокойно, расслабьте их, опустите плечи, опустите локти, расслабьте кисти. Хорошо прочищает мозг маневрирование с одной правой рукой. Действия руки просты, как валенки, либо руль толкаем от себя ладонью, либо тянем на себя пальцами, жесткой фиксации кисти быть не должно. И еще, работает только рука, сгибаясь в локте, плечи и все туловище в воздействии на руль не участвуют.

Самый простой способ грохнуться

Самые фееричные падения, какие мне приходилось видеть на учебной площадке, происходили из-за ошибок торможения. Часто начинающих наездников интересует больше откручивание ручки газа, нежели правильное торможение после этого откручивания, а зря.

Типичные ошибки: торможение в наклоне, торможение с повернутым рулем, резкое торможение, неправильная оценка состояния дорожного покрытия и погодных условий и, как следствие, неверный выбор способа торможения.

На начальном этапе стоит четко усвоить: мотоцикл тормозит только в вертикальном положении и только с прямым рулем. Trail-braking оставим более продвинутым райдерам. Торможение передним тормозом в наклоне или с повернутым рулем приведет к моментальному сносу переднего колеса, результат — молниеносное падение. Торможение задним тормозом приведет к заносу мотоцикла. Одним словом, в повороте тормозить нельзя!

Резкое нажатие на тормоз приводит к блокировке колеса и потере сцепления с дорогой. Необходимо отрабатывать навык прогрессивного торможения, когда усилие на тормозе возрастает плавно, но быстро. И обратно, если колесо заблокировалось, нельзя резко бросать тормоз, это приведет к потере контроля над мотоциклом, ослаблять давление на тормоз следует также плавно, но быстро.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Неправильное положение: в момент торможения спина и ноги расслаблены, вся масса тела, гасящего энергию движения, приходится на руки. В таком положении невозможно надежно контролировать мотоцикл и уж тем более — резко изменять направление движения.

Чтобы грамотно применять тормоза в зависимости от дорожных условий, нужно понять: передний тормоз имеет максимальную эффективность, но не стабилен, то есть при блокировке переднего колеса «уборка» обеспечена, весь его потенциал реализуется при идеальном состоянии дорожного покрытия, когда нет песка, дождя, битума и прочих «приятностей». Задний тормоз наоборот, имеет низкую эффективность, но высокую стабильность, даже при блокировке колеса, вы вполне можете сохранить контроль над мотоциклом. Область его применения — скользкие покрытия. Конечно, максимальное замедление достигается одновременным использованием обоих тормозов, но, в зависимости от покрытия, один основной, другой вспомогательный.

Другая частая ошибка при торможении — «подвешивание» на руль. Вы тормозите, по инерции туловище уходит вперед, вы, упираясь в руль, пытаетесь его поддержать руками. Тут начинается самое интересное: под действием тяжести туловища, руль немного поворачивается, вы пытаетесь скорректировать его положение, но, из-за груза туловища на руках, сделать это точно не получается, поэтому происходит переруливание, вы снова пытаетесь скорректировать руль, но происходит только увеличение амплитуды руления. Это прямой путь к блокировке колеса и падению. При торможении нужно удерживать туловище мышцами спины, держась при этом ногами за бак (вспоминаем, человек крепится к мотоциклу ногами). Очень помогает отработать этот навык торможение с одной рукой передним тормозом, и торможение со скорости вообще без рук — задним.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

Правильное положение: в вертикальном положении тело удерживают ноги и мышцы спины. Руки расслаблены и заняты тем, чем и должны — управлением мотоциклом. Раскованность рук — залог свободы и точности маневрирования.

Может, лучше вышивать крестиком?

Это не к тому, что я д’Артаньян, а остальным ездить не дано. Я часто интересуюсь, зачем тому или иному человеку мотоцикл. Ответы разные, но часть из них — мишура, та сторона мотожизни, которая «гламур и тётки». А между тем, мотоцикл — это опасно, смертельно опасно, и только осознав это, можно садиться на этот вид транспорта. Подумайте — для девочек, — стоит ли сэлфи в шлеме с накрашенными глазами того, что может случиться с вами на дороге? Для мальчиков — девчонки уже давно перестали вестись на мотоциклы, мотоциклы есть у всех, может, как-то по-другому решать свои личные проблемы? Цена-то высока. Сходите в мотошколу, просто покататься, понять, а надо ли вам оно.

content image for: 51512
Источник: Олег Назаров

На фото — мотоциклист, проезжавший мимо площадки мотошколы. Снятый совершенно случайно, этот персонаж наглядно демонстрирует почти половину ошибок, описанных выше. Запястья вывернуты вверх, локти задраны, плечи напряжены. При этом, ноги расслаблены, а колени болтаются — имеем классический «вис на руле».
Ну и полное пренебрежение даже минимальными средствами защиты от «асфальтовой болезни», пусть это и 50-кубовый мокик, и тихий подмосковный город.

Частая фраза в мотошколе: «да мне только сдать экзамен, права получить, а я там дальше сам по гаражам ездить научусь». Не научитесь. Бесценное свойство мотошколы — это то, что за вами и вашими ошибками смотрят, и как только они появляются, их корректируют. Более того, экзамен практически ничего общего с реальным вождением не имеет, и навыков правильного управления мотоциклом подготовка к экзамену даст минимум. И помните: учимся мы все ради того Одного Раза, когда правильные навыки управления мотоциклом спасут жизнь, а может, и не одну.

Если, прочтя эти строки, хотя бы один человек отложит покупку какой-нибудь ненужной фигни и потратит эти деньги на продвинутый курс в хорошей мотошколе, я буду рад этому даже больше, чем гонорару за эту статью.

Каждый может купить себе байк, но не каждый может стать байкером. Мы скажем больше — не каждый сможет до этого дожить. Начинающие мотоциклисты слишком уверены в себе, слишком самонадеянны и совершают глупые ошибки, которые могут привести к печальным последствиям. Мы собрали топ-5 главных из них.

Движение за пределами возможностей

Ошибка номер один, которую совершают многие неопытные мотоциклисты: переоценка собственных способностей. Из-за этого происходят почти все аварии, которые вы видели на YouТube. Слишком большая скорость, слишком смелое перестроение на дороге, игнорирование других участников движения, попытки делать трюки — все это может выглядеть круто, но ровно до того момента, пока вы не потеряете управление. Мотоциклисту есть что терять: по статистике министерства транспорта США, у байкера в 29 раз выше шансы погибнуть в аварии, чем у водителя автомобиля, и в 4 раза больше вероятность получить травмы.

Отсутствие хорошей экипировки

Мы поставили эту причину на второе место только потому, что первая важна и при наличии экипировки, и без нее. На самом деле лично мы убеждены, что за поездку без экипа нужно давать штраф или даже отбирать транспортное средство.

Никаких «я только попробую покататься», «я не уверен, понравится ли мне, зачем тратиться на дорогую экипировку» и подобных оправданий не существует. Сел на мотоцикл — будь добр использовать спецзащиту. Езда в шортах и футболке комфортна в жаркий день, но вы будете наслаждаться этим до первого падения. Поверьте, вытаскивать камешки и пыль из открытых ран, вызванных «асфальтовой болезнью», вам не понравится. Даже после легких падений часто приходится делать пересадку кожи.

У начинающих мотоциклистов две основные проблемы с экипировкой. Одни вообще ее игнорируют или ограничиваются шлемом. Другие, наоборот, скупают профессиональное снаряжение для всех видов поездок: от «покатушек» по бездорожью до профессиональной гоночной защиты. И то, и другое неправильно.

Если вы только что приобрели мотоцикл, для начала будет достаточно хорошего шлема, солнцезащитного и прозрачного визоров, комплекта из мотокуртки и мотоштанов, пары мотобот и перчаток. Возможно, пригодится еще дождевик. Не смотрите самое дорогое, составьте добротную базу, а дальше просто будете докупать то, чего не хватает.

Покупка мотоцикла со слишком большой мощностью

Это пункт, который вызывает много споров на мотофорумах. Одни пишут, что мощность не имеет значения, можно покупать любой мотобайк, который вам приглянется в выставочном зале. Другие пытаются убедить, что подержанный Ninja 250 — единственное, что нужно для начала. Мощность — важный критерий при выборе мотоцикла, но крутящий момент 1000-кубового супербайка может стать неприятной и болезненной неожиданностью для новичка без опыта. С другой стороны, бюджетные модели низкой мощности, как уже упомянутый Kawasaki Ninja 250, можно перерасти уже за несколько месяцев, а иллюзия полного контроля приводит к чрезмерной расслабленности мотоциклиста на дороге. Наш совет: начинайте с чего-то среднего уровня, например, Ninja ZX6R, Honda CBR600RR и других. Этими моделями вы будете гордиться, вам будет интересно изучать их возможности, оттачивать рефлексы и развивать технику.

Поездка с пассажиром слишком рано

Что может быть естественнее, чем прокатить друга или девушку на байке. Но будьте осторожны, до этого вы должны быть полностью уверены в себе как в водителе и в своем мотоцикле. Поездка с пассажиром отличается от движения в одиночку: и не только из-за дополнительного веса. Другой человек может нервничать, дергаться во время движения, отклоняться, хватать вас. Если вы не готовы к этому, рискуете потерять контроль над управлением. Прежде чем возить кого-то на байке, потренируйтесь сначала кататься с рюкзаком.

Нет ощущения своей невидимости на дороге

Когда опытного мотоциклиста спрашивают, что он может посоветовать новичку, чаще всего он говорит: считайте себя невидимкой. Кажется, что байк заметен издалека, но окружающие участники движения не обращают на него внимания. Особенно если это водитель фуры, автобуса или другого большого транспортного средства. Всегда оглядывайтесь на других, прежде чем маневрировать, и всегда держите палец над рычагом тормоза на случай аварийных маневров. Если вас собьет машина, проехавшая на красный, виноват нарушитель, но вам будет уже все равно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки позирования на фотосессии
  • Ошибки при завязывании галстука
  • Ошибки подразделение организации должно быть указано полностью
  • Ошибки при вязании крючком игрушек
  • Ошибки подогревателя сферос