Ошибки нужно прощать а подвиги помнить

«Девятаев», Россия, 2021 г.
Впечатления от фильма.

(Версия для канала Яндекс-Дзен)

«Ты не Родину предал, ты меня предал» (с) «Девятаев»

«Ошибки надо прощать, а подвиги помнить» (с) «Девятаев»

«Благодаря вывезенным Девятаевым документам мы запустили человека в космос» (с) финальный титр «Девятаева»

«Приказ 270!, Приказ 270!!!, ПРИКАЗ 270!!!» (с) весь фильм «Девятаев»

Dev

Всё-таки молодцы наши киношники, научились снимать кино!

Если раньше после просмотра такого «современного фильма» (я имею в виду условное «кино про войну») было ощущение, что тебя просто окунули по маковку в выгребную яму, то теперь нет. Теперь киношники работают тоньше.
Аккуратно кормят тебя дерьмецом с ложечки. И сахарком визуальных эффектов присыпают. Дерьмо, правда, при этом остаётся дерьмом.

Книгу Михаила Девятаева «Побег из ада» я читал ещё в детстве. Собственно, она и была написана в стилистике «для подрастающего поколения». (В отличие от книги «Родина зовёт» Ивана Кривоногова. Желающие могут ознакомиться с рецензией и пояснениями здесь). Потому, кроме общеизвестной канвы событий, каких-то особых подробностей не помню, забыл. Удивительно, но затык с штурвальчиком триммера руля «Хейнкеля» – это всё, что из подробностей в памяти отложилось.
И специально ничего не читал, чтобы освежить. Наоборот, настроился воспринимать новый фильм не как «экранизацию реальных и известных событий», а просто как «кино, авторское произведение искусства». Соответственно, на фильм шёл принципиально непредубеждённым, не глядя на рекламу, трейлеры и прочее. Давал все шансы. А что получил?

А получил кино, которое вроде простое и развлекательно-приключенческое по форме, но пытается всеми правдами и неправдами вывалить на зрителя заодно и тонну «политоты», «авторского видения и отношения» и «свежего взгляда на старые проблемы».
Нет, не в виде «немцы тоже люди». И даже не в виде «один самолёт на троих, лётчиками завалили». А в виде предательства и ненависти к своей стране, которые идут лейтмотивом через весь фильм.

Будь фильм просто про «сферические приключения в вакууме», про полный «напряжённых моментов и неожиданных поворотов» побег советских военнопленных из немецкого концлагеря на захваченном немецком бомбардировщике – я бы и слова не сказал против. Пусть «в реальности было не так», пусть нелогично, пусть не исторично, пусть. Это кино, в конце концов.

Но нет, создателям этого показалось мало. И избежать соблазна поплеваться в наше «проклятое прошлое» они не смогли. Причём плевались так, что чем больше времени проходит после просмотра, тем лучше вспоминаются именно «плевки» а не само действо.

Даже возникает вопрос – а чего все эти заключённые концлагеря, пленные, бежали-то? Если дома им всем так плохо было?
Кстати, в группе, готовящей побег, имеется традиционный «невинно осуждённый советской властью», пострадавший ни за что и «отправленный на Колыму». (Правда он «человека случайно убил», но это так, ерунда, как можно за такую мелочь в тюрьму? Советская власть поступила несправедливо! А вот немцы, которые военнопленного превратили в раба-смертника – они справедливы. Ага).

Пресловутый «Приказ 270» поминается чуть не через слово. И именно под тем соусом, что вот мы (или «вы», когда другие говорят) попали в плен – и всё, теперь для своей страны однозначные предатели, сначала расстреляют, а потом отправят в ГУЛАГ. Ничего хорошего нас не ждёт и всё такое. Не спорю, со сдавшимися в плен у нас палку перегибали, но вообще-то этот приказ был именно про трусость и дезертирство в бою, перед лицом врага. И нацелен был на командиров и политработников, а не на рядовых. (Кстати, приказ августа 1941 года, и подавать его в сценке конца 1944-го как «А вы не знали? Вот что вас там ждёт!» — это откровенно глупо).

Весь фильм зрителю основным конфликтом преподносят не схему «простой советский человек против безликой и бездушной машины уничтожения», а «киношный няшный Миша Девятаев против своего няшного бывшего сослуживца Коли Ларина» (целиком выдуманный персонаж). Который перешёл на службу врагу всем сердцем, душой и своим гнилым ливером. И весь фильм киношный Девятаев уговаривает этого Колю (который вроде не из Уренгоя), щеголяющего в приталенной униформе «от Хьюго Босс», да со свитерком крупной вязки, да с кожаной курточкой, да с нашитыми серебром черепушками и адлерами, да с рантом и кантом, да с лихо заломленной фуражечкой, передумать и вернуться в родные пенаты. Мол, там поймут и простят. И папа. Папа-то твой не знает, что ты, сука, Родину продал за «баварское», и я ему не скажу. И всё будет зашибись.

Сдаётся мне, при первой встрече в вербовочном центре, реальный Девятаев такому «другу Коле» в морду бы дал, а не полез обниматься, со слезами счастья и радостными повизгиваниями.

«Друг Коля» вообще вербует советских пленных лётчиков работать на немцев. И риторика его сводится к «хотите снова в небо, хотите снова летать, хотите снова быть нужными – переходите к нам». Вот тут-то антисоветские высказывания, которыми просто набит весь фильм, были бы к месту – но именно тут их и нет. Получается, боевым лётчикам всё равно, на чьей стороне летать и в кого стрелять, им лишь бы самолёт? Н-да.

Кстати, сцены вербовки поданы так, что зритель понимает – Девятаев чуть было не согласился. Вербуемых с каждым разом всё меньше и меньше, несогласные уже в лагерях. А Девятаев всё торчит в классе, слушает с упоением «друга Колю».

Более того, после угона «Хейнкеля», на перехват высылают именно Колю. Который натурально чуть не сбил угнанный самолёт. Так яростно и с остервенением сбивал, что даже на таран пошёл, по исчерпании боеприпасов. А Девятаев всё уговаривает его вернуться. Коля ему всё друг. И типично киношная, откровенно слезодавильная сцена, в которой мы должны оступившегося Колю пожалеть, имеется во весь рост. Не знаю, не знаю, лично мои эмоции были – «получил, гнида?!».
(Вопрос, кто вообще доверил «руссиш ферфлюхте швайн» «сто девятый», мы опустим. Как и вопрос, почему немцы с ним не только говорят как с равным, но и носятся, как дурак с писаной торбой).

«Друг Коля» это, так сказать, эмоциональный полюс фильма. А по хронометражу вторым героем после Девятаева идёт нет, не Иван Кривоногов, лидер и организатор побега, а один из участников, Владимир Соколов. Которого тут сделали капо. Который распоряжается в концлагере чуть не как у себя дома. (Да, реальный Соколов знал немецкий, потому был у капо в подручных, но не более того).

Если подумать, реальный капо замарался бы так, что даже в случае побега его бы точно «не простили». А тут Соколов носится только с группой, готовящей побег, и никакими другими делами не занимается. Нам даже не показали, за какие такие заслуги он в капо попал. Сложилось ощущение, что он искренне служит немцам за паёк, но при этом, зачем то, готовит побег.

Впрочем, расписывать все «прелести» фильма можно долго. Можно даже упомянуть, что хотя бы «визуальная составляющая» на уровне. Да и концлагерь не подан, как курорт. Пусть заключённые занимаются непонятно чем, но хотя бы показали, что там им, мягко говоря, не сладко живётся.

Но все немногочисленные «плюсы» разбиваются об мерзотнейший привкус, который остаётся после просмотра.

Разочарование от подобных фильмов бывает разное. Скажем, после «Подольских курсантов» впечатление – хотели как лучше, но не смогли, ладно уж. После «Девятаева» выходишь из зала кинотеатра как оплёваный.

Свои рублики я создателям фильма занёс, чем, надеюсь, спас вас от подобных действий — и хватит. Идти в кино на этот фильм не надо.

NN
Аналогичных памятников по стране установлено несколько. Этот установлен в Нижнем Новгороде, почти на родине Ивана Кривоногова. Фото автора.

PS
Лучшее, что есть в фильме – это песня «Любимый город» в исполнении Тилля Линдеманна из Rammstein. Почему? Потому что её там нет.
Хотите посмотреть «Девятаева» — посмотрите клип (он с кадрами из кино), в котором немец поёт русскую «военную» песню. Это получилось на порядок лучше, чем у современных русских киношников.

«Девятаев»: Хорошо снятая история подвига, но с «фигой в кармане»

2 года назад · 4231 просмотров

Чему учит (коротко)

Фильм получился хорошим с точки зрения того, как показаны поступки героев, их мысли, какие происходят сюжетные повороты. Финальный слоган правильный и сильный – «Ошибки забудутся, а подвиги останутся. Ошибки надо уметь прощать, а подвиги помнить!» Хорошее напутствие, хотя, конечно, не всякую ошибку можно простить.
Но не обошлось без «фиги в кармане» от авторов и заказчиков картины. Поэтому бдительность при просмотре никто не отменял!

«Девятаев»: Хорошо снятая история подвига, но с «фигой в кармане»

Мнение (подробно)

Современные российские творцы фильмов про войну находятся в трудной ситуации. Наевшись досыта всевозможных «Штафбатов», «Сволочей» и многочисленных историй про «кровавый гулаг», общество всё более критично начинает воспринимать то, что показывают с экрана. Отмазки режиссёров в стиле «я творец – я так вижу», или «ведь было и такое» никого уже не впечатляют – люди обращают внимание на то, какие смыслы и образы доносят до зрителей военные фильмы: как показаны немцы, какие идеи вдохновляют главных героев, как изображён Советский Союз, есть ли искажение исторических событий и т.д.

И на основании такого критического анализа в пух и прах разносят режиссёров, которые продолжают пытаться снимать в России откровенную русофобскую клюкву, очерняющую историю и подвиги наших предков. При этом ситуацию не спасают проплаченные кинокритики из крупных медиа, которые готовы хвалить что угодно, что прикажет их редактор или за что они сами возьмут деньги от пиарщиков. Им не верят, и их мало кто слушает, отдавая предпочтение популярным блогерам Ютуба, по типу того же Пучкова, Баженова или Таганая, которые имеют своё собственное мнение (возможно не всегда правильное, но зато искреннее), а не озвучивают заведомо проплаченную точку зрения.

«Девятаев»: Хорошо снятая история подвига, но с «фигой в кармане»

В результате, заказчикам фильмов и самим творцам приходится учитывать изменившееся состояние общества и постепенно начинать снимать более объективные картины про войну. Ведь не хочется каждый раз краснеть и отдуваться за 3 балла на КиноПоиске или 2 балла на КиноЦензоре (вспоминаем фильм «На Париж») и полные провалы с кассовыми сборами.

Это, конечно, не значит, что творческая «интеллигенция» вдруг изменила свои взгляды и повернулась лицом к народу – нет, просто теперь им приходится как-то изворачиваться и «прятать фигу» в кармане, а не откровенно плевать на советское прошлое. И фильм «Девятаев» как раз такой пример.

Начну с той самой «фиги». В истории Великой Отечественной войны было огромное количество героев, о каждом из которых можно было бы снять фильм, который утрёт нос любому супергеройскому блокбастеру. И при этом будет исторической правдой, а не плодом больного воображения хозяев Голливуда. Но во всём этом множестве историй есть люди, чья судьба в силу разных обстоятельств сложилась непросто и имела определённую конфликтность с советским строем.

«Девятаев»: Хорошо снятая история подвига, но с «фигой в кармане»

Так случилось и с лётчиком-истребителем Михаилом Девятаевым, который, несмотря на свой подвиг и побег из немецкого концлагеря на угнанном самолёте, длительное время после войны имел трудности в жизни из-за статуса бывшего военнопленного. А награду героя Советского Союза получил только в 1957 году.

И как понимает догадливый читатель, именно на примере экранизации такой истории можно, практически не соврав, показать зрителям неприглядную сторону Советского Союза. При этом, правильно расставив акценты, можно сформировать у зрителя впечатление, что эти тяжёлые аспекты истории страны была не вынужденной мерой, принятой под давлением обстоятельств, а частью целенаправленно проводимой антинародной политики. Для этого достаточно просто оставить за кадром роль верховного командования в победе над фашистами и трудные условия, из-за которых были приняты жёсткие меры – в данном случае в отношении сдавшихся в плен.

И вот уже у зрителя после просмотра остаётся осадочек – дескать даже такие настоящие герои, как Михаил Девятаев, были вынуждены у себя на Родине страдать от органов НКВД и постоянных необоснованных проверок.

При этом в контексте фильма внимание на этой теме не акцентируется, а подаётся она лишь штрихами – но зато меткими. В самой первой сцене, разворачивающейся в 1957 году, мы слышим от одного из граждан фразу в стиле «мой сын не прошёл через плен, и поэтому мне не надо постоянно бояться за его жизнь, даже спустя 12 лет после окончания войны». В середине истории главный антагонист убеждает взятых в плен лётчиков перейти на сторону немцев, рассказывая о приказе 270 от 19 августа 1941 года, согласно которому сдавшиеся командиры или политработники считались дезертирами, а их семьи – подлежали аресту (так как эти слова звучат от немецкого агитатора, то естественно всё выставлено как подлость советского руководства). И заканчивается картина упоминанием о том, что главный герой после окончания войны постоянно бывал на допросах, от чего сильно страдал он сам и его семья.

«Девятаев»: Хорошо снятая история подвига, но с «фигой в кармане»

Естественно, многие после просмотра фильма, основанного на реальных событиях, захотят узнать подробности жизни Михаила Девятаева и полезут в Интернет – где уже с «правильными акцентами» подготовлены статьи в Википедии о самом Девятаеве и о приказе №270.

А манипуляция заключается в том, что ни в самом фильме, ни в Википедии не даётся обоснования принятию таких жёстких мер – и при поверхностном изучении складывается впечатление, что приказ был проявлением глупости или бесчеловечной политики советского руководства, а все меры в отношении сдавшихся в плен были неоправданными. Хотя в действительности на войне часто приходится выбирать меньшее из зол, и этот выбор делается под давлением обстоятельств, но ради сохранения страны.

Помимо «фиги в кармане» и отсутствия положительного образа командования, из негативных частностей отмечу также обнимание главного героя с предателем в момент внезапной встречи Девятаева со своим, как он думал, погибшим сослуживцем, перешедшим на сторону врага (вряд ли бы у реального, а не художественного Девятаева, радости от спасения друга в подобной ситуации было бы больше чем горечи от осознания его предательства, а потому такие тёплые объятия выглядят неестественно) – однако этот момент по большей части нивелируется дальнейшим развитием сюжета и непреклонностью главного героя. И ещё один момент – это эпизод с торжественным употреблением пива главными героями. Видимо совсем без алкоголя фильм снять было нельзя.

«Девятаев»: Хорошо снятая история подвига, но с «фигой в кармане»

В остальном картина, на мой взгляд, получилась достаточно хорошей с точки зрения того, как показаны поступки героев, их мысли, какие происходят сюжетные повороты (я не оцениваю техническую составляющую, так как не знаток военной техники, а рассказываю больше о воспитательной стороне показанной истории). Главные герои действуют адекватно обстоятельствам, не поддаются на провокации и убеждения перейти на сторону немцев, используют любую возможность, чтобы сбежать из плена, мужественно преодолевают препятствия, демонстрируют отвагу и смекалку, готовы пожертвовать собой ради товарищей.

Участь настоящих предателей, проявивших слабость и сознательно перешедших на сторону врага, показана незавидной. Немцы также никаких симпатий при просмотре не вызывают, пребывание в концлагере изображено как тяжёлое и жестокое испытание. При этом авторы обошлись без слишком кровавых кадров и какой-либо похабщины или пошлости.

Финальный слоган и ключевая мысль фильма правильные и достаточно сильные – «Ошибки забудутся, а подвиги останутся. Ошибки надо уметь прощать, а подвиги помнить!» Хорошее напутствие, хотя, конечно, не всякую ошибку можно простить

«Девятаев»: Хорошо снятая история подвига, но с «фигой в кармане»

Источник:

Я таки освежил в памяти фильм «Девятаев» и имею заявить — обидно за неплохое кино, которое заслуживает критики, но не тотального очернения. Критики же очень сильно нагнетают, преувеличивают и даже привирают для красного словца.

Сегодня мы разберём главный «миф», возводимый вокруг фильма: что главный герой-де всю дорогу дружит с предателем и оправдывает его.

*Внимание, спойлеры! Если не смотрели кино — рекомендую посмотреть и составить собственное мнение. Если уже смотрели или «принципильно не собираетесь», милости просим.

ГЕРОЙСКОЕ МАЛОДУШИЕ

Многих идейно озабоченных покорёжило от сцены попадания в плен, где герой отчаянно отстреливается от немцев, после чего пытается(?) застрелиться, но патроны кончились, а сам герой теряет сознание.

«Мы знаем, Девятаев был не такой! Он бы не стал стреляться! Он попал в плен без сознания!» Типа, застрелиться — это какое-то малодушие, недостойное героя, и вообще льёт воду на мельницу лжи о «приказе 270» (см. ниже).

Девятаев не такой, да. Но известно, вроде, несколько вполне реальных примеров, когда лётчики стрелялись, чтобы не попасть в руки врага. Может, не стоит торопиться с выводами?

ПРИКАЗ 270

Никто из критических критиков почему-то не заметил, что внушение о «приказе 270» идёт исключительно из уст немецкого агитатора! У вас есть выбор — принимать ли его слова за чистую монету или за вражескую пропаганду. Критические критики почему-то принимают слова немецкого агитатора за чистую монету )

Зато ни один из пленных не поддаётся на вражескую агитацию, никто за весь фильм не ведёт антисоветских разговоров и не мучается сомнениями в духе «А что нас ждёт на родине? А может не надо? А вдруг нас расстреляют?»

Как после этого фильм можно называть «насквозь антисоветским» — уму непостижимо. Разве что — каждый увидел то, что хотел и смог, в меру своей идеологической озабоченности и классовой бдительности.

Кто забыл, как выглядит антисоветский фильм на аналогичную тему (да ещё и снятый на излёте СССР) — знатоки рекомендуют пересмотреть «Охоту на единорога».

ДРУГ КОЛЯ

В немецком агитаторе герой внезапно узнаёт сбитого в бою друга — Колю Ларина, которого считал погибшим.

Герой смотрит на друга растерянно и настороженно. Более того, для Ларина это тоже потрясение — увидев героя, он тут же прекращает собрание и отпускает всех.

Друзья бросаются в объятья. В этом месте у кого-то из критиков попёрли гомоэротические фантазии, у кого-то спазмировала воспалённая бдительность, а лично я воспринял спокойно — как радость, что друг, считавшийся погибшим, оказался жив.

Эту сцену не обязательно воспринимать как идеологическую декларацию. Нам кинематографическим языком показали за одну секунду, что перед нами очень близкие друзья.

Первые секунды герой смотрит исключительно в лицо другу — радуясь, что тот жив, и не замечая ничего вокруг.

А вот дальше он начинает замечать. И за две минуты выражение лица героя меняется с первоначальной безотчётной радости на совсем другие эмоции.

Деталь. Ларин умасливает героя, положив ему руку на плечо. Герой опускает глаза на руку, и Ларин её убирает. Радость и объятья, которые были минуту назад, уже в прошлом.

Сохраняя некоторую надежду, что друг ещё не совсем потерян, герой сразу предлагает бежать, после чего следует короткий, но ёмкий диалог.

— Здесь каждый хочет домой улететь!

— Кто хочет?

— Все хотят!

— Кто — все?

На этом разговор заканчивается. В двух фразах нам наглядно показывают: отношение героя к ситуации, настроения остальных пленных и то, что Ларин уже «на другой стороне».

УБИЙСТВО ПЛЕННОГО

Вся «дружба с предателем» в фильме занимает три минуты диалога, в течение которых герой проходит путь от радости, что погибший друг оказался жив, то горького осознания, что друг уже не друг.

И уже следующая сцена — герой пытается бежать, пленные бегут по взлётной полосе.

Мы видим, что Ларину герой небезразличен — он кричит «Не стрелять!», хочет его спасти, сохраняя надежду перетянуть на свою сторону.

Когда беглецов нагоняют, герой выдаёт пресловутую фразу: «Ты не родину предал, ты меня предал!»

Очень странная формулировка. Но попробуем «раскидать».

Во-первых, мы видим, что с точки зрения героя, Ларин ему больше не друг («Ты меня предал»). Но в чём личное предательство Ларина по отношению к герою? Да, вроде, ни в чём, наоборот — всячески тянул его с собой, обещал похлопотать перед фрицами.

Получается так: Ларин предал родину, тем самым предал друга, тем самым предал не родину, а друга! Как ещё это понять??? В принципе, добавление одного слова могло всё исправить: «Ты не просто родину предал, ты меня предал». Другой смысл в этих словах просто не получается найти.

Ларина это только злит и он переступает последнюю черту, убивая одного из беглецов-пленных на глазах героя.

Баир Иринчеев (7:47): Коля из пистолета в упор.. убивает одного из советских лётчиков. И Михаил на это вообще не реагирует, как будто Коля просто чихнул!

НЕ РЕАГИРУЕТ??? С криком «Сука!» герой бьёт Ларина по морде и, пока его оттаскивают, кричит: «Я тебя разорву, падла! Я всё равно улечу, ты понял, тварь?» Друг Коля отвечает: «Улетишь, Миш, пеплом из трубы крематория улетишь».

Это называется — «вообще никак не реагирует»?

Джун (20:15): Это в дальнейшем.. не повлияло, по сути, на отношение к Коле.

Гоблин (21:44): Эта мразь, этот предатель, убивает его товарища.., а это никак не влияет на их отношения! <..> Чё случилось-то, чё теперь — дружбу штоль рушить? ..Этот Миша, киношный, он изо всех сил дружит с этим Колей..

НИКАК НЕ ПОВЛИЯЛО??? Что за бред. Мне просто интересно, а как Миша и Коля «продолжают дружить», если Миша сразу был приговорён к смерти и отправлен в лагерь Заксенхаузен??? Дружба по переписке?

Это называется — «никак не повлияло»? Убийство Лариным пленного окончательно ставит точку в вопросе о «дружбе» — для обоих.

ПУЛЕМЁТНЫЕ ПОЖАЛЕЛКИ

Финальный побег. Ларин бросается в погоню на истребителе.

Когда герой слышит в наушниках голос Ларина — он отнюдь не радуется, а цедит «Сука!» и отключив микрофон кричит остальным «Приготовиться к бою!», даёт команды занять места у пулемётов.

Важная деталь — отключив микрофон. То есть герой расчётливо и твёрдо готовится к бою с «другом Колей», стараясь скрыть свои приготовления.

«Другу Коле» он говорит всего два слова: «Отпусти меня». Отнюдь не просительным голосом. Герой прекрасно понимает, что шансов против истребителя у них мало, а ему надо спасти не только себя, но ещё девять человек, которые доверили ему свои жизни. Поэтому он не орёт «Давай, давай! Расстреливай меня полностью!», а почти смиренно «просит» отпустить.

Как только «пулемётчик» сообщает «Вижу!», герой командует «Огонь!».

«Кто видит, где он? Стреляй! Огонь!» — так Миша «односторонне дружит» с предателем Колей.

Тем временем, у Ларина кончаются патроны, о чём он глумливо сообщает. Полагая, что угрозы от «друга» больше нет, герой предпринимает отчаянную и бессмысленную попытку позвать его с собой — «Летим с нами».

Идейно озабоченным, конечно, такое не понравится, но на экране не особо режёт глаз и слух. Примирения не происходит. Ларин пытается угробить беглецов — те отвечают ему из пулемёта.

Уже падая, Ларин говорит: «Ты прости меня за всё, отцу не говори», и герой односложно отвечает: «Не скажу». После того, как самолёт Ларина разбивается об землю, герой говорит: «Обещаю, Коля».

Такой вот тонкий и сложный психологизм. Наверное, перебор, но усираться по этому поводу, обгаживая весь фильм, совсем не обязательно.

«НЕ ПРЕДАЛ ДРУГА»

В лазарете героя опрашивает офицер СМЕРШа (по идее) и просит назвать фамилию того, кто вербовал их в плену (т.е. Ларина). Герой молчит. При этом звучат важные детали: органам известно, что Ларин ходатайствовал за Мишу перед немецким начальством, органы подозревают Мишу в том, что он пошёл на сотрудничество и проходил лётную подготовку у немцев.

Баир Иринчеев (21:00): ..Чтобы показать, что из огня, да в полымя. Из одного лагеря в другой прилетел и его тут чмырили со страшной силой…

Гоблин (50:16): Михаил Девятаев загремел в тот же самый лагерь, какой кошмар!

Какой «ЛАГЕРЬ»??? Мы про фильм говорим или где? Особо продвинутые критики изучали фильм не по фильму, а по интервью Бекмамбетова. Ничего, что ерунды наговорил, которой в фильме нет — творцу виднее!

В том-то и дело, что если бы киноделы захотели набросить антисоветчины — можно было бы показать фильтрационный лагерь, организованный на месте немецкого, провести параллели и т.д. Но ничего этого в фильме нет!

Нагнетания критиков — абсолютно мимо кассы.

Наконец, эпичная концовка: «12 лет меня возили на допросы, а в тот день вызвали в Москву, где вручили правительственную награду. Я не знаю, почему мне вдруг поверили — может, потому что изменилось время, а может, потому что я не предал друга. Наши ошибки забудутся, а подвиги останутся, потому что ошибки надо прощать, а подвиги помнить».

Фраза громкая и «красивая», но крайне неудачно сформулированная, если не просто бредовая.

Что значит — «не предал друга»? Сдержал обещание? Не предал память о лучших временах? Так-то герой этого «друга» расстрелял из пулемёта без особых сентиментов и мук совести. После чего, конечно, простил, не вопрос.

Какие такие «наши ошибки»? Герой, вроде, никаких ошибок за весь фильм не совершил. Ларин, по меркам любой морали, совершил не «ошибку», а преступление, запятнав себя кровью. Назвать ЭТО «ошибкой» было бы крайне странно и неадекватно. Косяки по жизни остальных беглецов? Мы о них ничего не знаем. Так какие «ошибки» вы имели в виду, уважаемые авторы красивой фразы???

«Ошибался» отец Ларина, возводивший напраслину на героя. Возможно, в чём-то «ошибались» органы, не до конца поверившие герою. Но слова про «наши ошибки» как-то совсем не ассоциируются в эту сторону.

Вот эта странная философия в конце — и есть один из реальных косяков фильма, который интересно было бы обсудить с творцами.

По факту, в поступках героя за весь фильм ничего странного / антисоветского / пропредательского нет. Проблема только в словах «философской» концовки.

По факту, герой «пожалел» не друга-предателя, а его отца — избавив того не только от разочарования в сыне, но и от клейма члена семьи изменника родины.

Линия с отцом Ларина — просто отличная, но почему-то не понравилась никому из критических критиков )

Авторы очень драматургично и сбалансированно раскрывают тему несправедливого отношения и подозрений, тяготевших над Девятаевым и другими ещё долгие годы после войны. На подобное жаловался не только сам Девятаев, но, в ещё большей степени, его товарищ по лагерю и побегу — Иван Кривоногов (Корж).

Кстати,чёткого ответа, почему героя наградили аж в 1957 году, в общем-то и нет. «Изменилось время» — вполне может быть.

z

Приветствую всех читателей отзыва 😊

Фильмов о войне много, очень много. Старых советских и современных. Вот только не все они одинаково хорошо, особенно это касается современных.

Девятаев (2021, фильм) фото

На экраны вышел новый фильм режиссера Тимура Бекмамбетова «Девятает» о Герое Советского Союза, летчике-истребители Михаиле Петровиче Девятаеве. Были ли сомнения в фильме? Были. Но, к счастью, они совершенно не оправдались. Фильм оказался достойным.

Девятаев (2021, фильм) фото

Описание фильма от сайта КиноПоиск:

Лето 1944 года. Советские войска ведут наступление, но враг еще очень силен. Летчик-истребитель Михаил Девятаев попадает в плен. Ему предстоит сделать выбор — вернуться в небо, продолжив войну на стороне врага, или отправиться в концлагерь на остров Узедом. Отчаянный ас Девятаев выбирает третье — побег. Но с засекреченного острова, где идут испытания немецких крылатых ракет, нельзя убежать. Зато можно улететь — на аэродроме стоит новейший вражеский бомбардировщик с «оружием возмездия» Третьего рейха на борту. Улететь — и совершить самый дерзкий побег в военной истории.

Девятаев (2021, фильм) фото

Как уже, думаю, понятно, фильм основан на реальных событиях и описывает историю побега летчика-истребителя Михаила Девятаева из немецкого плена.

Девятаев (2021, фильм) фото

Сразу скажу, что фильм понравился, немного подробнее расскажу чем именно.

Девятаев (2021, фильм) фото

В первую очередь, я бы отметила, что в фильме всего в меру. В нем нет нарочитого чрезмерного драматизма, нет переигранного приторного патриотизма, чем сейчас довольно часто приправляют фильмы. Нет неправдоподобно «суперменистого» героя. Нет безудержного и беспощадного фейерверка из невероятных спецэффектов. Нет перекосов и перегибов. И это очень выгодно выделяет фильм и оставляет хорошие впечатления!

Девятаев (2021, фильм) фото

Зато в фильме есть патриотизм и драма, в которые веришь, и герои, которым тоже веришь. А еще есть дружба, благородство, предательство, самопожертвование, самоотверженность, мужество.

Девятаев (2021, фильм) фото

И спецэффекты. Разумеется они тоже присутствуют. Самые крутые это, конечно, сцены в воздухе, полетов и авиабоя, от них просто дух захватывает. Да и вся картинка в фильме отличная, операторская работа прекрасная.

Девятаев (2021, фильм) фото

Девятаев (2021, фильм) фото

«Девятает» от и до динамичный, держит в напряжении от начала до конца, нет ни одной затянутой, нудной, скучной сцены.

Девятаев (2021, фильм) фото

Девятаев (2021, фильм) фото

Конечно, хоть в основе лежит реальная история, но некоторый художественный вымысел был добавлен для пущей остроты сюжета (если почитать реальную историю, то сразу станет понятно о чем речь). Но эта художественная доработка нисколько не изменила суть и не ухудшила фильм.

Девятаев (2021, фильм) фото

В роли Михаила Девятаева Павел Прилучный. Мне Прилучный нравился всегда, эта роль не исключение. Совершенно не видишь в нем «мажора», мне кажется, что Павел был гармоничен в этой роли.

Девятаев (2021, фильм) фото

Остальные актеры нисколько не уступают Прилучному. Актерский состав весь как на подбор, каждый хорош для своего героя, каждый убедителен.

Девятаев (2021, фильм) фото

Хоть по отдельным частям, хоть в целом фильм «Девятает» на высший балл. Не так много современных фильмов про войну, о которых можно так сказать.

Девятаев (2021, фильм) фото

Девятаев (2021, фильм) фото

К просмотрю рекомендую, фильм стоящий.

Девятаев (2021, фильм) фото

Девятаев (2021, фильм) фото

Девятаев (2021, фильм) фото

Девятаев (2021, фильм) фото

Что еще было хорошего на наших экранах — рекомендую:

Я плакала. «Пальма» не оставит равнодушным! Одна из лучших российских премьер.

Огонь ли фильм «Огонь»? Да! Волнительный и зрелищный фильм в исполнении отличного актерского состава.

Жизнеутверждающая сказка на фоне красивых видов Петербурга

Спасибо за внимание!

Надеюсь, отзыв был полезен 😊

Вчера был на предпремьерном показе фильма «Девятаев» режиссера Бекмамбетова в кинотеатре «Россия» г. Саранске. ГСС М.П. Девятаев в годы войны совершил выдающий подвиг, сбежав с 10 заключенными с ракетного центра «Пенемюнде», на бомбере Хе-111-

наводчике ракет ФАУ-2

носитель ракет. А родом он из с. Салазгорь ныне Торбеевского района Республики Мордовия. Про него кратко здесь или отсылаю к его книге «Побег из Ада».

960x960

Еще года 3 назад пошли данные, что начинаются съемки фильма о Девятаева — это как минимум 2 попытка — первая была лет 14 -15 назад — тогда наш Глава РМ Н.И. Меркушкин выделял аж один лям долларов, играть Девятаева должен был Тактаров, но там какая-то мутная история приключилась даже с «фальшивым» заказным убийством.
Новая попытка снять фильм о подвиге группы Девятаева была предпринята режиссером Т.Н. Бекмамбетовым — его познакомила с сыном М.П. Девятаева жена и он «загорелся» снять фильм о его подвиге. На главную роль взяли Прилучного, что ИМХО мискаст, хотя пишут, что ему технологиями нейросети пытались сделать скулы пошире, но не сильно получилось. :(((
24 апреля попал по «тайному» приглашению на предпремьерный показ фильма (уже показывали 23 апреля в Екатеринбурге). Перед началом фильма выступил врио Главы РМ Здунов, режиссер Бекмамбетов, сын М.П. Девятаева, Александр, и земляк летчик-космонавт ГРФ Дежуров. Режиссер Бекмамбетов сказал, что они в основу фильма положили фразу «Ошибки надо прощать, а подвиги помнить» (по сути, после фильма можно сказать не ошибки прощать, а предателей надо прощать, хотя красиво обернули), а Александр Девятаев сказал что в фильме некие художественные допущения лишь «оттеняют» подвиг отца (не дословно, но по смыслу). И тут я вспомнил тизер фильма, где вдруг у Девятаева появляется друг летчик, который будучи сбит перешел на службу в Люфтваффе…. пипец подумал я — очередной говно-фильм о войне…
Итак, начался фильм — постараюсь сильно не спойлерить — 90 % фильма это нахождение М.П. Девятаева в плену, подготовка и побег.
В начале 1 мая 1957 года, интересная сцена в автобусе про предателей и героев, и затем М.П. Девятаев переносится в 13 июля 1944 года, в свой последний воздушный бой. Конечно, компьютерная графика, воздушный бой, в котором Девятаев сбивает аж 3 немецких истребителя (в реальности один и зачем надо было небылицы плести?), повреждает бомбер, но ответной очередью подбит. Вот я не спец по самолетам — Девятаев летает на Аэрокобре — прошивают немцы ему нос перед кабиной и оттуда хлещет масло — у Аэрокобры знаю движок за пилотом,

тогда как маслобак впереди

??? впереди маслобак редуктора.
Затем он выпрыгивает и отстреливается от немцев, убивая пару из них, и пытается застрелиться не замечая, что выстрелил все патроны — в реальности попал в бессознательном состоянии. Затем не показывают допрос — где М.П. Девятаев мастерски изобразил «тупого мордвина» (наш местный термин), поэтому немцы написали, что он производит впечатление ограниченного и не очень умного человека (вообщем унтерменш за штурвалом или обезьяна за рулем).
Показывают сцену уже в лагере военнопленных в Люфтваффе — сидят группа наших летчиков в кабинете, заходит офицер Люфтваффе, который вдруг на чистом русском языке рассказывают что все они предатели по приказу № 270, что на Родине их никто не ждет, что их семьи будут наказаны, и если хотите летать, то давайте к нам в дружную команду Люфтов. И Девятаев вдруг понимает что это его друг Ларин, с кем они летали в начале войны (да в фильме не показано что почти 2 года войны Девятаев после тяжелого ранения летал на У-2 1001-го осанп, перевозя раненных), и вообще они из одного города и он хорошо знает его отца. Далее сцена узнавания, попытки вербовки со стороны Ларина (летаем вместе за 3 Рейх — это что же за часть такая?) и контрвербовки Девятаева (бежим на самолете на Родину). Далее попытка побега из концлагеря через подземный ход трансформируется в фильме в побег на аэродром, со сценой поимки и Ларин показывает, что ему пути назад нет и он пристреливает одного из тех кто бежал вместе с Девятаевым. Потом сцена с парикмахером в Заксенхаузене (парикмахер на отлично сыграл), подмена карточки и под видом уже артиллериста Никитенко попадание в концлагерь при секретным ракетном центре Пенемюнде на о. Узедом. Да везут их на пароходе — интересно как было в  реальности, учитывая что остров прям очень близко к материку.
И тут скажу что дальше меня фильм стал радовать, очень интересно показан подготовка к побегу. Вообще — массовка Бекмамбетовым была посажена на диету + грим  и они хоть немного выглядят истощенными, но блин все портит Прилучный — я не знаю почему его на диету не посадили, но его щеки прям диссонируют на фоне остальных.
Далее подготовка в побегу — внимание к мелочам, не всем конечно но многое прям по книге Побег из ада. Здесь обратно появляется предатель Ларин — интересный ход — он приходит во сне и пытается помешать Девятаева, подорвать его веру в удачный исход побега.
Далее сцена с лагерным предателем и затем сам побег. Очень красочно сделано убийство немецкого охранника-солдата (в реальности кажеться тюкнули гирькой), а здесь прям битва. И видно как такой увалень (вероятно танкист Восточного фронта после ранения — по предыдущим разговорам в фильме) сражается за свою жизнь. Далее побег, прибытие Ларина с штурманфюрером СС — типа узнали, что была подменена карточка и летчик попал на остров. Очень подробно и достоверно описан попытки поднять самолет, взлет, триммер руля, который якобы подсказывает ему Ларин (в реальности сам вспомнил). И далее в полете вдруг истощенный и избитый Девятаев-Прилучный резко становится веселым и бодрым — прям резкий диссонирующий переход, хотя может прилив адреналина. Далее сцена с Ларином, которую спойлерить не буду, но тут киношный Девятаев дает обещание — типа то самое что ошибки надо прощать… В конце бомбер подбит советской ЗА и приземление на участке 61 А, потом 3 марта 1945 года — все правильно именно по показаниям группы Девятаева разбомбили взлетные площадки ФАУ-2 (они были на берегу в елках — туда шла замаскированная узкоколейка по которой привозили ракету, поднимали ставили у взлетной штанги, ракета взлетала и затем все вновь маскировали). Потом признание его подвига в 1957 году — вручение ГСС, в конце рассказывается о судьбе его товарищей — что часть погибла на Одере (одно время ходил миф что их загнали в штрафные роты, в реальности были в обычных стрелковых частях). И в конце — рука-лицо — документы, привезенные группой Девятаева — сильно продвинули космическую программу СССР. Плятььь… Написали бы (если снять не успели) что в сентябре 1945 года Королев попросил найти человека кто был в этом ракетном центре, чтобы показал что где было и где нужно копать и это был Девятаев, который как раз и показывал где что было — именно тогда нашли там более-менее целый двигатель ФАУ-2, который потом изучали в Казани и да Р-1 — это советская копия ФАУ-2.
Вообще фильм частично понравился, где-то на 4 с минусом, если бы не линия с предателем Лариным, то можно было ставить 5 с минусом, но тут они показали как бы двойственность поведения в плену — типа где-то в интервью Бекмамбетов сказал что Ларин это альтернатива поведения Девятаева в плену — типа он мог сломаться, пойти в Люфты и летать (темная сторона манит джедая). Но вот посыл фильма, что типа мы должны прощать предателей — это пиздец товарищи. С одной стороны, если человек попал в плен, пошел в РОА и затем перешел к партизанам и воевал против немцев — таких случаи были и немало (но и немного), но что киношный Ларин для этого сделал???? Типа только в конце он типа прозрел и попросил отцу ничего не говорить.
Ну и скажу, что фильм не понравится феминисткам — нет любовной линии, и даже где-то 98 % времени не показываются не одной женщины. Ну и очень по тонкой грани сделаны представители НКВД в конце фильма — типа вы знаете, что спецы говорят что нельзя научиться вот так с нуля без летчика-инструктора научиться на немецком бомбере летать и вот тут вы не хотите кое-что что вспомнить — значит будем вместе вспоминать и уже в концовке про 12 лет допросов после войны.
Вообщем советую сходить на фильм — посмотрите составьте свое мнение. Мне кажется были большие задатки, чтобы сделать очень хороший фильм и они проглядываются в нем, но ради зрелищности ввели много выдуманных вещей, без которых можно было прекрасно обойтись… Ну и посыл фильма мне не нравиться — давайте прощать всех предателей, они же ошибку допустили, а вот героев будем помнить. Надо было Бекмамбетову и его сценаристам перед съемками фильма посмотреть прекрасный фильм «Проверка на дорогах», чтобы поняли как правильно ИСПРАВЛЯЮТСЯ/ИСКУПАЮТСЯ, а не прощаются некие «ошибки»…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки ноутбука асер
  • Ошибки ноутбука hp pavilion dv6
  • Ошибки нотариуса при оформлении купли продажи квартиры
  • Ошибки настройки яндекс директ
  • Ошибки настенного котла аристон