г. Самара, пр-т Карла Маркса, д. 192, офис 614
Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 11А, офис 29
Санкт-Петербург, Спасский пер., д. 14/35, лит. А, офис 1304
АНТОНОВ
И ПАРТНЁРЫ
АДВОКАТСКОЕ БЮРО
Ошибки при проведении оперативно-розыскных мероприятий
Ошибки при проведении оперативно-розыскных мероприятий
- Главная
- Профессиональные новости
- Ошибки при проведении оперативно-розыскных мероприятий
Дата актуальности материала: 13.09.2018
Готовы доверить решение проблемы нам?
Отзывы
Получить консультацию юриста
документировании
и
представлении результатов
оперативно-розыскной
деятельности
Проанализируем
типичные ошибки и нарушения закона,
которые наиболее
часто допускают правоприменители
различных регионов при проведении
документирования и представления
результатов ОРД.
Ошибка
1 — ненадлежащее лицо. Постановление
о проведении оперативного
эксперимента часто утверждается
ненадлежащим лицом. Согласно
ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД этот вид ОРМ проводится
на основании постановления,
утверждаемого только руководителем
органа, осуществляющего ОРД.
В практике это постановление часто
утверждается заместителем начальника,
начальником подразделения (например,
заместителем начальника РОВД
— начальником МОЕ, заместителем
начальника УФСБ, начальником СБ,
ОБЭП, ОРЧ) и т.п.
Разновидности
ошибки:
-
документы,
составляемые в ходе и по результатам
ОРМ (акты, справкии
т.п.), подписывают лица, не уполномоченные
к их проведению, —постовые
милиционеры, участковые, сотрудники
ОМОН, подразделения охраны и т.п.
В ст. 13 ФЗ об ОРД дан закрытый перечень
органов,осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
Руководителиуполномоченных
органов своими приказами определяют
переченьподразделений, правомочных
осуществлять ОРД (ч. 3 ст. 13). Так, актами
МВД России участковые милиционеры не
отнесены к соответствующим
оперативным подразделениям; -
в
соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ об ОРД органы,
ее осуществляющие,решают
определенные этим Законом задачи
исключительно в пределах
28
своих полномочий, установленных
соответствующими законодательными
актами. По одному из изученных уголовных
дел подразделения УФСБ
проводили комплекс ОРМ по поручению
следователя по уголовному
делу, возбужденному по ч. 2 ст. 129 УК
(клевета, содержащаяся в средствах
массовой информации). Между тем в
соответствии со ст.
10 Федерального закона «О федеральной
службе безопасности» «органы
федеральной службы безопасности
осуществляют оперативно-розыскные
мероприятия по выявлению… шпионажа,
террористической
деятельности… и других преступлений,
дознание и предварительное
следствие по которым отнесены законом
к их ведению». В результате
этого нарушения закона по жалобе
подозреваемого все полученные на
основе ОРД доказательства были признаны
недопустимыми. Аналогичные нарушения
закона имеют фатальный характер и могут
повлечь постановление оправдательного
приговора.
Ошибка
2 — нет оснований для проведения ОРМ. В
постановлении о
проведении оперативного эксперимента
не указываются основания для проведения
ОРМ (ст. 7 ФЗ об ОРД), которые должны иметь
место на момент
принятия решения о его проведении.
Разновидности ошибки:
-
в
описательной части постановления
указано: «гр-н М. требовал деньгиу
гр-на С.». Нет указаний на предусмотренные
законом признаки противоправного
деяния (п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД), т.е. указаний
на признаки
конкретного состава преступления,
предусмотренного Особенной
частью УК (ч. 1 ст. 290); -
в ходе
судебного разбирательства выясняется,
что основания для проведения
ОРМ, т.е. признаки тяжкого преступления,
появились только входе или даже
после проведения оперативного
эксперимента; -
оперативный
работник в своих свидетельских показаниях
на следствиии
в суде не может пояснить, какие сведения,
из каких источников и когда
им полученные, стали основанием для
проведения ОРМ. В итогезащитник
заявляет, что решение о его проведении
принято в отсутствие
предусмотренных законом оснований;
основания появились позднее
и т.п.
Рекомендации:
-
требовать
от оперативных работников описания
соответствующихоснований
как минимум в следующих документах: в
рапорте о необходимости проведения
оперативного эксперимента; в описательной
частипостановления
о его проведении (см. образец 1 приложения
1 настоящего издания); в описательной
части постановления о представлениирезультатов
ОРД (см. образец 3 приложения 1 настоящего
издания); -
следователям,
государственным обвинителям необходимо
тщательнодопрашивать
оперативных работников по вопросу о
том, какие из предусмотренных
законом оснований имелись в их
распоряжении до про-
29
ведения
ОРМ. Если вы его об этом не спросите,
спросит квалифицированный защитник
в суде. Последствия предвидеть нетрудно.
Ошибка 3 — не тяжкое
преступление. Оперативный
эксперимент проводится
на основании сведений о признаках
преступления небольшой или
средней тяжести, например при наличии
данных о простом, т.е. неквалифицированном
взяточничестве (ч. 1 ст. 290 УК — состав
средней тяжести).
Между тем проведение оперативного
эксперимента допускается только в
целях выявления, предупреждения,
пресечения и раскрытия тяжкого
преступления, а также в целях выявления
и установления лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших (ч. 8 ст. 8
ФЗ об ОРД). Имеющиеся на момент принятия
решения о проведении оперативного
эксперимента
сведения должны указывать как минимум
на признаки ч. 2 ст. 290 УК или иного тяжкого
преступления. Это нарушение закона
также может иметь самые
неблагоприятные последствия.
Ошибка 4 — нет постановления
о проведении ОРМ. Оперативный
эксперимент
организуется без составления постановления
о его проведении.
Между тем этот вид ОРМ проводится только
на основании постановления,
утвержденного руководителем органа,
осуществляющего ОРД (ч. 7 ст.
8 ФЗ об ОРД).
Рекомендация:
обязательно
выносить соответствующее постановление;
называть его правильно — постановление
о проведении оперативного эксперимента
(см. образец 1 приложения 1 настоящего
издания); подшивать его
только в ДОУ или, если принято
соответствующее решение, и в ДОУ, и в
уголовное дело. В первом случае в
постановлении о представлении результатов
ОРД (см. образец 3 приложения 1 настоящего
издания) и в сопроводительном письме
(см. образцы 4 и 5 приложения 1 настоящего
издания) следует указать о том, где
находится постановление.
Ошибка
5 — нужны ли «понятые»? К
участию в оперативном эксперименте
на разных его этапах привлекаются лица,
которых называют понятыми. Однако
законодательство об ОРД не предусматривает
обязательного участия в проведении ОРМ
лиц, поименованных таким образом.
Усугубляя эту ошибку, оперативные
работники разъясняют «понятым» их
«права и обязанности», ссылаясь на
положения УПК и делая соответствующие
записи в акте (протоколе). Такого рода
правоустановлений законодательство
об ОРД
также не содержит.
Очень
часто присутствие так называемых понятых
становится ахиллесовой
пятой стороны обвинения. На судебном
следствии они не являются по
вызову, меняют показания или забывают
их; устанавливается их заинтересованность.
Часто недальновидные оперативные
работники используют своих
друзей и знакомых, студентов-практикантов,
не аттестованных работников тех же
подразделений (секретари, уборщицы и
т.д.). В результате вместо
усиления доказательственной базы
стороны обвинения эти «поня-
30
тые»
часто ее ослабляют. Вместе с тем
оптимальный подход к их участию в ОРМ
иногда дает ценные дополнительные
доказательства. Рекомендации:
-
если
все-таки принято решение об участии
посторонних лиц в ОРМ, неследует
называть их «понятые», лучше
«незаинтересованные лица»,«представители
общественности», «присутствующие» и
т.п. Не следуетразъяснять
им их якобы права, обязанности,
предупреждать их об ответственности
и ссылаться при этом на произвольные
статьи УПК,ФЗ
об ОРД и т.п. Таких правоустановлений
в законодательстве нет; -
серьезно
следует отнестись к подбору присутствующих
граждан. Этодолжны
быть благонадежные, но в то же время
незаинтересованныелица,
которых следует затем тщательно
допросить, обеспечить их явкув
суд, пресечь возможные попытки со
стороны защиты воздействоватьна
них с целью изменить показания.
Следователю, а затем государственному
обвинителю необходимо лично удостовериться
в том, чтоименно
в присутствии этих лиц проводились
юридически значимыедействия
(изымались помеченные деньги и т.д.),
что они все это помнят
и никоим образом не заинтересованы в
исходе дела.
Ошибка
6 — не то мероприятие. В документах,
составляемых по результатам
ОРМ, часто допускаются ошибки в названии
ОРМ. Встречаются названия «следственный
эксперимент», «комплекс ОРМ по изобличению
вымогательства
взятки» и т.п. Между тем в ФЗ об ОРД (п.
14 ч. 1 ст. 6) предусмотрено
ОРМ с названием именно «оперативный
эксперимент». Иное
название является нарушением закона и
может повлечь признание всех
полученных доказательств недопустимыми.
Ошибка
7 — смешение процедур. Сначала проводится
оперативный эксперимент,
а по его результатам при изобличении
взяткополучателя составляется
протокол об административном правонарушении
с изъятием денежных
купюр и иных предметов.
Рекомендация:
необходимо
четко различать и разграничивать ОРД,
которая проводится с целью выявления,
раскрытия и расследования преступлений,
и административную деятельность,
осуществляемую на основаниях и в
порядке, предусмотренном КоАП. В рамках
последней могут быть обнаружены и
зафиксированы следы (признаки) преступлений
и иных правонарушений, доставлены и
задержаны лица, произведен их досмотр,
изъятие вещей и документов и т.д. (ст.
27.1, 27.7, 27.10 и др. КоАП). Но вряд ли допустимо
смешивать оперативно-розыскные и
административные процедуры,
хотя мне не встречались дела, по которым
это обстоятельство стало бы
основанием признания доказательств
недопустимыми.
И все
же оперативный эксперимент как ОРМ,
направленное на выявление
тяжкого преступления, вряд ли может
завершаться документированием
административного правонарушения.
31
Ошибка
8 — незаконные досмотр и изъятие. При
документировании
факта изъятия предмета взятки часто
составляются акт досмотра, протокол
изъятия и т.п. с необоснованными ссылками
на ст. 11 Закона РФ «О
милиции», ст. 6 ФЗ об ОРД, статьи КоАП
(см. гл. 3.5 настоящего издания)
или без всяких ссылок.
Между
тем законодательство не содержит
соответствующих данному случаю
оснований. Так, в ФЗ об ОРД нет такого
вида ОРМ, как досмотр, право
на досмотр не включено в ст. 15 Закона.
Пункт 2 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О
милиции» позволяет проводить досмотр
только в соответствии с законодательством
об административных правонарушениях.
В предшествующей
редакции этой нормы Закона работникам
милиции предоставлялось право
производить личных досмотр лиц «в
порядке, установленном федеральным
законом». Многие практические работники
толковали эту норму в том
значении, что для личного досмотра
достаточно ссылки только на Закон
о милиции. Пора очнуться от этого опасного
заблуждения (о правомерных
вариантах досмотра и изъятия предметов
в ходе проведения ОРМ см. гл.
3.4—-3.5 настоящего издания).
Ошибка 9 — провокация
преступления. В рамках
ОРМ со стороны взяткодателя
допускается провокация взятки и других
преступлений, что можно
квалифицировать по ст. 304 УК и как
подстрекательство к совершению
других преступлений (ч. 4 ст. 33 и
соответствующая статья Особенной
части). Часто только
в суде «всплывает» информация о том,
что взяткодатель говорил взяткополучателю
примерно так: «Ну, прошу тебя, возьми
деньги!».
Взяткополучатель отказывался, но
взяткодатель настоял на своем.
Рекомендации:
-
инициатива
в получении взятки всегда должна
исходить от взяткополучателя,
что должно подтверждаться показаниями
участвующих лиц,другими доказательствами.
Положительным моментом является
наличие
аудио-, видеозаписи соответствующего
разговора между взяткодателем
и взяткополучателем. Но следователю
необходимо лично убедится,
что содержание стенограммы разговора
в точности соответствует содержанию
аудиозаписи; -
о
разграничении провокации взятки и
правомерного проведения ОРМсм.,
например, п. 25 постановления Пленума
Верховного Суда РФ от10
февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике
по делам о взяточничестве
и коммерческом подкупе».
Пленум, в частности отметил,
что, решая вопрос о наличии состава
преступления, предусмотренного ст. 304
УК, суду надлежит проверять, не было
ли предварительной договоренности с
должностным лицом о согласии
принять предмет взятки. При отсутствии
такой договоренности и отказе принять
предмет взятки или подкупа лицо,
пытавшееся вручить названный предмет
в целях искусственного создания
доказательств совершения преступления
либо шантажа, подлежит ответственности
по ст. 304 УК.
32
Вместе
с тем Пленум указал, что не является
провокацией взятки проведение
предусмотренного законодательством
ОРМ в связи с проверк. заявления
о вымогательстве взятки.
Ошибка
10 — нарушен особый порядок. В
соответствии с Конституцией
РФ ограничение тайны переписки, телефонных
переговоров, телеграфных
и иных сообщений, а также права на
неприкосновенность жилища допускается
только на основании судебного Рвения
(ст. 23 и 2: ложения
конкретизированы в ч. 2-6 ст. 8 ФЗ об ОРД.
К сожалению, не
единичны факты:
-
прослушивания
телефонных переговоров без судебного
решения, вчастности
при наличии такого решения в отношении
не того телефонного
номера, который реально прослушивался; -
прослушивания
телефонных переговоров в сроки за
пределами устновленных
судебным решением; -
нарушение
24-часового срока уведомления суда и
48-часового срокаполучения
судебного решения «в случаях, не терпящих
отлагательства»
(ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД); -
получение
судебного решения и проведение
прослушивания в othodнии
лиц, подозреваемых или обвиняемых в
совершении преступлении,не
относящихся к категории тяжких или
особо тяжких, а также лиц,которые
не могут располагать сведениями об
указанных категорияхпреступлений
(ч. 4 ст. 8). Так, прослушивание проводится
в отношенииподозреваемых
по ч. 1 ст. 290 УК или оперативные
подразделения необосновывают,
почему те или иные лица — не подозреваемые
(обвиняемые)
могут располагать вышеуказанными
сведениями;
.
оперативное обследование жилого
помещения проводится без судеб ного
решения и (или) согласия проживающих в
нем лиц. Часто недобросовестные
оперативные работники сначала проникают
в жилище
без согласия проживающего, а позднее
берут у-него «подписку о
согласии».
Все эти нарушения закона не только
влекут признание недопустимыми будущих
доказательств, но и могут стать основанием
для возбуждения уголовного дела против
оперативных работников по признакам
преступлений, предусмотренных ст.
137—139, 286 и др. УК.
Ошибка
11 — не обеспечены гарантии неприкосновенности.
В
ношении таких
категорий лиц, как депутаты Государственной
Думы и члены Совета Федерации (ст. 98
Конституции РФ), судьи всех уровней (съ
1 Конституции
РФ), прокуроры или следователи прокуратуры
(ст. < рального закона «О прокуратуре
Российской Федерации»), нарушения г;
рантий
неприкосновенности носят единичный
характер. Между тем , вольно
часто соответствующие нарушения
допускаются в отношении ада катов,
например при попытке изобличения их в
покушении на дачу в В соответствие с ч.
3 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской
деятель-
33
ности и адвокатуре в
Российской Федерации» проведение ОРМ
и следственных действий в отношении
адвоката (в том числе в жилых и служебных
помещениях, используемых им для
осуществления адвокатской деятельности)
допускается только на основании судебного
решения. При этом не имеет
значения, знали ли оперативные работники,
что лицо, в отношении которого
осуществляются ОРМ, имеет статус
адвоката. Полученные таким образом
сведения как минимум «подвергаются
санкциям ничтожности».
Ошибка
12 — нет постановления о представлении
результатов ОРД.
В уголовном деле и в
ДОУ отсутствует постановление о
представлении
результатов ОРД следователю (ч. 3 ст. 11
ФЗ об ОРД; см. также образец
3 приложения 1 настоящего издания). Часто
это постановление по ошибке
называют иначе — «постановление о
передаче…», «постановление о
направлении результатов ОРД по
подследственности…» и т.п.
Согласно
п. 10 и 17 Инструкции это постановление
подготавливается в одном экземпляре и
приобщается к материалам ДОУ или
соответствующего номенклатурного
дела. Однако изучение практики показывает,
что копия постановления
обычно приобщается к материалам
уголовного дела. Стоит ли это делать —
вопрос тактики обвинения в судебной
стадии уголовного судопроизводства.
Нужно помнить, что в последнем варианте
постановление
будет изучено стороной защиты в порядке
ст. 217 УПК и его копия может
остаться у защитника. Это же обстоятельство
нужно учитывать и в отношении постановления
о проведении ОРМ, в отношении других
документов
(см. гл. 3.3 настоящего издания).
Ошибка
13 — снова о ненадлежащем лице. Постановление
о представлении результатов ОРД
может быть утверждено ненадлежащим
лицом. Однако согласно ч. 3 ст. 11 ФЗ об
ОРД оно подписывается только руководителем
органа, осуществляющего ОРД.
Разновидности
ошибки — постановление утверждается
заместителем начальника, начальником
подразделения (например, заместителем
начальника РОВД — начальником МОБ,
заместителем начальника УФСБ, начальником
СБ, ОБЭП, ОРЧ) и т.п. Эта малозначительное,
казалось бы, нарушение, так же, как и
ошибка 1 настоящей главы, имеет фатальный
характер, т.е. может
повлечь постановление оправдательного
приговора.
Ошибка 14 — нет сопроводительного
документа. К уголовному
делу не приобщается сопроводительный
документ (см. образцы 4 и 5 приложения
1 настоящего издания), подписанный
руководителем органа — субъекта
ОРД (п. 10 Инструкции). В отношении
некоторых, а точнее практически всех
документов, составляемых по результатам
проведения ОРМ, нет обязательного
требования их приобщения к материалам
уголовного дела (см.
гл. 2.2 и 2.3 настоящего издания). Но в нем
все-таки должен быть сопроводительный
документ, предусмотренный п. 10 Инструкции.
Ошибка 15 — нет описывающего
документа. Для
приобщения к уголовному
делу не представляются документы,
непосредственно описы-
34
вающие проведение данного
вида ОРМ: акты, справки, рапорта и т.п.1
Так, в деле имеются акт вручения
технических средств, денег и далее
только протокол
обыска, в рамках которого изымаются
помеченные купюры, и т.п. В
результате все обстоятельства оперативного
эксперимента не находят своего
отражения в документах. Если оперативные
работники в рамках судебного допроса
не могут дать точные и непротиворечивые
показания, сторона
обвинения рискует «проиграть дело».
Рекомендации:
всегда составлять как
минимум документ под названием «акт
оперативного эксперимента» (см.
образец 2 приложения 1 настоящего издания)
и в
нем подробно описывать все действия,
события, обстановку, перечислять
участвующих лиц и т.д.
следователям,
государственным обвинителям необходимо
подробно допрашивать
лиц, участвовавших в проведении
оперативного эксперимента.
Ошибка
16 — не оформлены изъятые предметы.
Изымаемые
в рамках ОРМ предметы, деньги,
записанные аудио-, видеокассеты не
оформляются надлежащим образом
(номера денежных купюр, упаковка
предметов, реквизиты печатей на упаковке,
подписи участвующих лиц и т.п.; см. также
образцы
4 и 5 приложения 1 настоящего издания).
Это приводит к возражениям
со стороны защиты и сомнениям у суда по
поводу относимости и достоверности
формируемых доказательств.
Рекомендация: соответствующие
предметы необходимо оформлять и
документировать
по правилам работы с вещественными
доказательствами.
Ошибка
17 — нет приложений. В
нарушение п. 15 и 19 Инструкции в резолютивной
части постановления о представлении
результатов ОРД следователю
(см. образец 3 приложения 1 настоящего
издания) не перечисляются
подробно подлежащие представлению
конкретные документы. Иногда все-таки
учиняется запись «приложения», но либо
предметы не перечислены
и не описаны подробно, либо не указывается,
что они упакованы, опечатаны.
Иногда все приложения описаны в
сопроводительном письме, но не приведены
в постановлении.
Рекомендация:
оформить
все тщательно и в обоих документах.
‘ Следует
все-таки называет его актом, как отмечено
в приложении к Инструкции. К тому же
слово
«протокол» у судей ассоциируется с
уголовно-процессуальным документом.
35
V.
Проблемы
использования
результатов оперативно-розыскной
деятельности
в ходе судебного
разбирательства
5.1.
Устранимые и неустранимые,
существенные
и не существенные
нарушения
законодательства
Изучение
массива уголовных дел о взяточничестве
показало, что большая
часть допускаемых нарушений закона
носит, условно говоря, устранимый и
(или) незначительный характер. И хотя
мы прекрасно понимаем, насколько может
показаться некорректным такое утверждение
с позиции уголовно-процессуального
закона и права, все-таки каждый практикующий
юрист даже интуитивно
понимает, о чем идет речь (ошибки см. в
гл. 4 настоящего
издания).
Такие
ошибки, как неправильное название ОРМ
(вместо оперативного следственный
эксперимент — ошибка 6 в гл. 4 настоящего
издания), неточное название документов
«обязательного характера» (вместо
постановления о
представлении результатов постановление
о передаче результатов -— ошибка
10), неоформление приложений к постановлению
о представлении результатов ОРД (ошибка
15) и т.п., с формальной стороны являются
прямыми нарушениями оперативно-розыскного
законодательства.
Развивая
далее мысль с позиции интересов стороны
защиты, например для
речи в прениях адвоката-защитника, можно
прийти к выводу о том, что поскольку
результаты ОРД — это только сведения,
полученные в соответствии
с ФЗ об ОРД (ст. 5 п. 361
УПК; см. также гл. 1.1 настоящего издания),
то
любые, даже формальные, незначительные
нарушения этого Закона исключают
возможность использования результатов
ОРД в уголовном судопроизводстве. К
такому же выводу, увы, приводит и
буквальное толкование
36
ч. 2 ст.
50 Конституции РФ, запрещающей использовать
доказательства, полученные
с нарушением федерального закона.
Может ли, должен ли
представитель стороны обвинения, а
затем суд, согласится
с таким категоричным утверждением, с
максимально буквальным
толкованием закона?
Прежде
чем ответить на этот вопрос, сделаем
важную оговорку: автор пособия
«профессионально
и идеологически» принадлежит к
представителям стороны обвинения
В условиях состязательности уголовного
судопроизводства и несовершенства
законодательства вряд ли найдутся
какие-либо правовые, научно-этические
или профессионально-этические
препятствия к тому, чтобы ученый излагал
собственную принципиальную позицию,
отстаивающую интересы одной из сторон
процесса. Безусловно, если эта позиция
не противоречит общечеловеческой этике,
закону или использует его пробел1.
Между тем я осознаю, что любое из мнений
носит спорный характер.
Ответ на вышепоставленный вопрос должен
включать два непротиворечащих друг
другу тезиса:
-
на
стадии возбуждения уголовного дела и
в ходе его расследованиямаксимально
активные действия представителей
стороны обвинениядолжны
быть направлены на профилактику,
пресечение и устранениеподобных
нарушений и ошибок. Нужно их не только
выявлять, но ипрогнозировать,
предвидеть типичные «выпады» стороны
защиты.Иначе говоря, когда не поздно
что-то предотвратить и устранить,
обвинитель должен во многом
мыслить и действовать как добросовестный
адвокат; -
в
случае, если все-таки подобного рода
нарушения не были выявлены иустранены
на досудебных стадиях уголовного
судопроизводства, государственный
обвинитель, тщательно изучив и
проанализировав материалы дела,
вправе предложить суду признать
допустимым использование
в доказывании результатов ОРД.
Перечислим
некоторые общие аргументы, которые
может использовать
сторона обвинения в состязательном
процессе2.
Недопустимым
согласно ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК являются
все доказательства, полученные с
нарушением требований закона. Однако
было бы ошибкой
признавать любое нарушение, т.е.
отступление буквально от всякого
предписания, содержащегося в нормах
закона, любую грамматическую,
орфографическую, пунктуационную ошибку,
опечатку, пропуск буквы или слова и
т.п. нарушением, которое ведет к утрате
полученных таким путем
сведений качества допустимости. Разве
грамматическая ошибка в тексте
приговора, в названии документа «приговор»
(приговор, приговор и т.п.)
должна повлечь безусловную отмену
судебного решения?
См.,
например- Гармаев
Ю.П Незаконная
деятельность адвокатов в уголовном
судопроизводстве.
— М.: Экзамен, 2004
2
«Частные»
аргументы, т.е. используемые по конкретным
видам ошибок, будут рассмотрены в таблице
гл. 5.2 настоящего издания.
37
Недопустимыми
следует признавать лишь доказательства,
полученные в результате не формальных,
а сущностных нарушений законодательства,
повлекших реальное нарушение принципов
уголовного судопроизводства, причинившие
реальный вред правам и свободам человека
и гражданина. Следует согласиться с
позицией ряда видных ученых-процессуалистов,
например авторов авторитетного
комментария УПК под общей редакцией
проф.
А.В. Смирнова, о том, что «речь в ст. 75
речь идет о нарушениях УПК
в целом, а не отдельных его предписаний.
Если закон предусматривает
средства и способы, с помощью которых
можно нейтрализовать последствия
нарушения отдельных его предписаний,
доказав, что они не повлияли на соблюдение
принципов уголовного судопроизводства,
то при успешном применении таких средств
и способов уже нельзя сказать, что такое
доказательство использовано для
доказывания в нарушение закона.
Так,
непредупреждение свидетеля о его праве
не давать показания против
себя и своих близких, несомненно, является
весьма серьезным нарушением.
Однако, если будет доказано (в том числе
и объяснениями самого
свидетеля), что это никак не повлияло
на добровольность данных им показаний,
а значит, и на сохранение равенства
сторон, суд вправе признать полученные
показания допустимыми доказательствами.
Нельзя утверждать, что
такое доказательство использовано
судом в нарушение закона, так как именно
с помощью средств и способов, предусмотренных
законом, процессуальное
нарушение было нейтрализовано. Нарушения,
поддающиеся опровержению,
следует считать устранимыми, или
опровержимыми»1.
По
отношению к результатам ОРД устранимыми
нарушениями можно признать, например,
отсутствие постановления о проведении
оперативного эксперимента или его
утверждение ненадлежащим лицом (см.
ошибки 1 и 4 в гл. 4
настоящего издания). Если в ходе судебного
разбирательства будет установлено, что
ОРМ было проведено в целях, предусмотренных
законом и
во исполнение его задач, с соблюдением
его принципов (ст. 1,
2 и 3 ФЗ об ОРД),
при наличии достаточных оснований и
соблюдением всех условий (ст.
7 и 8), не было допущено нарушений прав и
свобод человека и гражданина
при осуществлении ОРД (ст. 5), то суд по
ходатайству государственного
обвинителя вправе признать проведение
ОРМ законным , а полученные на его
основе доказательства (иные документы,
вещественные доказательства,
показания свидетелей и др.) допустимыми.
Вместе
с тем такие нарушения законодательства
об ОРД, которые противоречат целям
и задачам ОРД, привели к нарушению
принципов ее осуществления, причинению
вреда правам и свободам граждан, — такие
нарушения могут
повлечь безусловное признание результатов
ОРД юридиче-
1
Комментарий к УПК РФ. Постатейный /Под
общ. ред. А.В. Смирнова. — 2-е изд. — СПб.,
2004.
—С. 217.
Разумеется,
«вправе признать», а не «должен признать».
Допустимость доказательств — предмет
спора сторон в процессе.
38
ски
ничтожными. Такого рода нарушения вряд
ли устранимы. Если речь идет
о нарушении неприкосновенности жилища
вопреки требованиям закона, все
полученные в результате ОРМ (обследование
помещений) сведения не
могут быть легализованы в уголовном
процессе, а должностные лица органов —
субъектов ОРД подлежат привлечению к
ответственности, предусмотренной
законодательством (ч. 10 ст. 5 ФЗ об ОРД).
Не все допущенные в рамках
ОРД нарушения (даже неустранимые)
являются существенными для решения
вопроса об их использовании в доказывании.
Следует согласиться с мнении А.В.
Смирнова, что, например, «присутствие
в зале, где происходит судебное заседание,
лиц в возрасте до 16 лет является
процессуальным нарушением (ч. 6 ст. 241
УПК), но несущественным для получения
доказательств, а потому не может
уничтожить их
допустимости»1.
По аналогии толкования такое нарушение
законодательства
об ОРД, как отсутствие в уголовном деле
и (или) надзорном производстве
прокурора сопроводительного документа
(п. 10 Инструкции; см.
также ошибку 14 в гл. 4 настоящего издания),
вряд ли должно с необходимостью
повлечь признание юридически ничтожными
всех результатов ОРД.
В качестве
интересного аргумента в пользу
допустимости доказательств, полученных
в результате ОРД, но с несущественными
нарушениями законодательства об
ОРД, приведем позицию известного ученого
Е.А.
Доли: «…доказательства формируются не
в ходе оперативно-розыскной деятельности,
а только при осуществлении
уголовно-процессуальных действий»2.
Следовательно, нарушения порядка
проведения ОРМ не всегда влекут
недопустимость использования их
результатов в процессе. Так, видеозапись
убийства, произведенная отстраненным
от работы оперативным сотрудником,
может быть приобщена к делу и может
служить доказательством. Нормы
Конституции РФ (ч. 2 ст. 50) и УПК
предусматривают прежде всего нарушения
уголовно-процессуальной, а не
оперативно-розыскной формьг.
В
постановлении Пленума Верховного Суда
РФ от 5 марта 2004 г. № 1 «О
применении судами норм Уголовно-процессуального
кодекса Российской
Федерации» отмечается: «Если возникает
необходимость устранения иных
препятствий рассмотрения уголовного
дела, указанных в пунктах 2—5 части
1 статьи 237 УПК РФ, а также в других
случаях, когда в досудебном производстве
были допущены существенные
нарушения закона, не устранимые
(здесь
и далее курсив мой. — Ю.Г.)
в судебном заседании, а
устранение
таких нарушений не связано с восполнением
неполноты произведенного дознания
или предварительного следствия, судья
в соответствии с частью 1
Комментарий
к УПК РФ.
Постатейный
/Под общ. ред. А.В.
Смирнова — СПб.,
2004. — С. 217. 2
Доля
Е.А..
Использование
в доказывании результатов оперативно-розыскной
деятельности. —
М.,
1996.
— С. 36.
См.:
Калиновский
К.Б. К
вопросу об использовании результатов
оперативно-розыскной деятельности
в качестве доказательств по уголовным
делам //Актуальные проблемы борьбы с
преступностью
в современных условиях. — СПб., 1997. — С.
186—189.
39
статьи
237 УПК РФ по собственной инициативе или
по ходатайству стороны…
возвращает дело прокурору для устранения
допущенных нарушений».
Верховный
Суд РФ указывает: «В тех случаях, когда
существенное нарушение
закона, допущенное в досудебной стадии
и являющееся препятствием
к рассмотрению уголовного дела, выявлено
при судебном разбирательстве, суд,
если он не может устранить такое нарушение
самостоятельно,
по ходатайству сторон или по своей
инициативе возвращает дело прокурору
для устранения указанного нарушения
при условии, что оно не будет
связано с восполнением неполноты
произведенного дознания или предварительного
следствия».
Этими
руководящими разъяснениями Верховный
Суд РФ фактически вновь вернулся1
к разграничению нарушений закона на
существенные и несущественные, устранимые
и неустранимые, предусматривая
противоположные
по своему значению правовые последствия
этих нарушений.
Именно
в силу вышеприведенных доводов в гл. 4
упоминается об ошибках,
допускаемых практическими работниками,
при этом не используется только термин
«нарушение закона». Ошибка — понятие
криминалистическое,
а не уголовно-процессуальное. Первое
несколько шире второго.
Все, что изложено в гл. 4 и
5.2 настоящего издания, можно было бы
условно
разделить2
на ошибки и нарушения закона:
-
являющиеся
устранимыми и (или) которые могут быть
признаны судом
несущественными (при определенных
фактических обстоятельствах
дела; см. ошибки 1,4—7,
10, 12—17 в гл. 4 настоящего издания); -
являющиеся неустранимыми
и (или) которые не могут быть признанысудом
несущественными (при определенных
обстоятельствах дела, этовсе
остальные ошибки, а также ошибки 1, А—7,
10, 12—17, если они посути
носят существенный и неустранимый
характер).
В первом случае у
государственного обвинителя есть шанс
добиться признания полученных на основе
ОРД результатов допустимыми
доказательствами.
Это вопрос процессуального спора
представителей сторон, победителем
в котором становится тот, кто более
профессионален, убедителен,
тот, кто лучше подготовлен к процессу.
Во втором случае «поражение»
стороны обвинения в поединке за
доказательства
почти неизбежно или сопряжено с осознанием
заведомой неправосудности принимаемого
судебного решения.
В первом
случае представитель стороны обвинения
обязан принять все допустимые
меры к легализации соответствующих
доказательств, использовать
для этого все аргументы. В случае
«поражения в процессуальном поединке»
он может нести ответственность за
непринятие хотя бы части допустимых
мер, в том числе перечисленных в гл. 5.1
и 5.2 настоящего издания
1
Достаточно вспомнить ст. 345 УПК
РСФСР «Существенное нарушение
уголовно-процессуального закона»
Вместе
с тем жесткое разграничение ошибок на
существенные и несущественные и т.д.
было бы
некорректным. Это вопрос факта, предмет
процессуального спора сторон
40
Во
втором случае представитель стороны
обвинения практически бессилен
и вряд ли может быть привлечен к
ответственности. Привлекать следует
тех,
кто допустил существенные и неустранимые
нарушения закона. Это оперативные
работники, дознаватель, следователь.
Могут быть привлечены к ответственности
и те, кто обязан был выявить нарушения
и добиться их устранения
или должен был принять своевременное
правовое решение. Это следователь,
дознаватель, ведомственные руководители,
надзирающий прокурор.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
— содержат ли результаты оперативно-розыскной деятельности данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе (ст. 73-89 УПК РФ).
Важность данной стадии, предваряющей уголовное судопроизводство, трудно переоценить. От того насколько быстро и качественно следователь, дознаватель проверит и оценит поступившие результаты оперативно-розыскной деятельности, зависит соблюдение законности и обоснованности при принятии таких важных процессуальных решений, существенно ограничивающих права человека, как возбуждение уголовного дела, подозрение и обвинение лица в совершении преступления, избрания меры пресечения. Да и в целом качественно и законно проведенные оперативно-розыскные мероприятия, а в последующем вовлеченные в процесс доказывания их результаты, являются залогом успешного расследования преступлений, особенно коррупционной направленности, в сфере незаконного оборота наркотиков, мошенничества.
© Валитова Ф.Ф., 2017
УДК 4414
Валитова Фарида Фаритовна
магистр 3 курса юр. фак-та, Набережночелнинского института К(П)ФУ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация
Тема статьи посвящена типичным ошибкам при использовании результатов оперативно-розыскной
деятельности в уголовном судопроизводстве.
Ключевые слова
Оперативно-розыскная деятельность. Результаты оперативно-розыскной деятельности. Доказательства.
Актуальность использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности при производстве предварительного расследования с каждым годом растет, поскольку все чаще при совершении преступлений используются новейшие достижения в сфере передачи информации. Однако использование результатов оперативно-розыскной деятельности зачастую сопряжено с ошибками как при производстве оперативно-розыскных мероприятий, так и в ходе вовлечения их результатов в процесс доказывания по уголовному делу, в связи с чем увеличивается число фактов исключения судами доказательств, полученных в результате уголовно-процессуального исследования материалов оперативно-розыскной деятельности. Особенно часто это происходит по уголовным делам, возбуждение которых предваряется проведением оперативно-розыскных мероприятий и результаты которых играют определяющую роль в процессе доказывания. Это в первую очередь должностные и коррупционные преступления, преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, мошенничество.
Статьей 89 УПК РФ регламентировано, что результаты оперативно-розыскной деятельности запрещены к использованию в доказывании, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам, содержащимся в других его нормах. Для получения такого статуса они должны быть введены в уголовный процесс с соблюдением жестко установленной процедуры, урегулированной как уголовно-процессуальным законом, так и межведомственными нормативными правовыми документами.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
Анализируя сложившуюся правоприменительную практику при рассмотрении уголовных дел, в которых использовались результаты оперативно-розыскной деятельности, Генеральной прокуратурой России выявлены наиболее типичные ошибки, допускаемые при проведении оперативно-розыскных мероприятий, такие как:
— оформление документов оперативно-розыскной деятельности ненадлежащим лицом;
— отсутствие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
— неверное отражение в документах оперативно-розыскной деятельности статуса участвующих в нем
лиц;
— неверное название проводимого оперативно-розыскного мероприятия;
— незаконный досмотр лица;
— провокация преступления;
— нарушение условий проведения оперативно-розыскных мероприятий;
— отсутствие постановления о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности;
— не предоставление всех необходимых документов, в которых зафиксированы результаты оперативно-розыскной деятельности;
— ненадлежащее оформление изъятых документов;
— отсутствие в постановлении о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности перечня представляемых документов.
Наиболее распространёнными нарушениями, повлекшими негативные последствия, явились:
а) несоблюдение требований ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
б) технические ошибки в документах оперативно-розыскной деятельности;
в) несоблюдение требований Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд;
г) провокация преступления правоохранительными органами;
д) проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении неопределенного круга лиц;
е) несоблюдение требований УПК РФ;
ж) проведение оперативно-розыскных мероприятий без соответствующей санкции;
з) несоблюдение в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий прав и свобод человека.
Вышеперечисленные нарушения, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, можно
разделить на две группы.
1) нарушения, которые возможно выявить уже на первоначальном этапе представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, и в ряде случаев устранить в рабочем порядке.
2) нарушения, допускаемые в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, выявить которые на первоначальном этане представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю затруднительно или невозможно. Наличие их устанавливается лишь в ходе проведения конкретных следственных действий. Например, факты провокации взяток, фальсификации материалов оперативно-розыскной деятельности.
Следственным органам необходимо тщательно проверять результаты оперативно-розыскной деятельности и оценивать законность их проведения с целью исключения негативных последствий от принятых процессуальных решений, опирающихся на результаты оперативно-розыскной деятельности.
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что значительное количество ошибок, нарушений закона, допускаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, отражаются в оперативно-служебных документах, представляемых следователю. Эти документы после их передачи содержатся в материалах уголовного дела, носят открытый характер, в связи с чем допущенные в них ошибки могут быть использованы стороной защиты с целью признания недопустимыми соответствующих доказательств, сформированных с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности.
© Валитова Ф.Ф., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 34
Егоров Б.Д.
Студент, 2 курс, факультет «Юридический» Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия, г. Пермь
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена юридической оценке воссоединения Крыма с Россией с точки зрения конституционно-правового регулирования территории Российской Федерации, в системе с общепризнанными нормами и принципами международного права, а также практики их применения при возникновении спорных ситуаций.
Ключевые слова
территория Российской Федерации, принятие в Российскую Федерацию нового субъекта, право на самоопределение, демократия, референдум, сецессия, аннексия.
Annotation
Article is devoted to legal assessment of reunion of the Crimea with Russia from the point of view of constitutional and legal regulation of the territory of the Russian Federation, in system with the universally recognized norms and the principles of international law and also practice of their application at emergence of disputable situations.
Key words
the territory of the Russian Federation, acceptance to the Russian Federation the new subject, the right for self-determination, democracy, a referendum, secession, annexation.
С момента принятия в состав Российской Федерации Республики Крым прошло более трех лет, вместе с тем, вопросы о правомерности данных исторических событий, особенно со стороны ведущих мировых держав, остались все те же: аннексия или правомерное воссоединение.
Множество авторов, исследуя правомерность поименованных событий, дают юридическую оценку самого факта передачи Крымской области из состава РСФСР в УССР, последующего вхождения полуострова в состав Украины при распаде СССР и образовании на его территории независимых государств, использования на территории Украины Вооруженных Сил Российской Федерации, сецессии Автономной республики Крым и города с особым статусом Севастополя из состава Украины, с точки зрения законодательства Украины, норм и принципов международного права, а также международной практики разрешения подобных ситуаций.
На наш взгляд, интерес представляет также юридический анализ произошедших событий, в том числе и с точки зрения государственного права Российской Федерации, действующего в системе с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Закрепляя основы правового регулирования территории Российской Федерации, положения ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 3 ст. 5, ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, определяют Россию демократическим, федеративным и правовым государством, высшей ценностью для которого являются человек, его права и свободы. В качестве основ федеративного устройства и правового регулирования, названные положения Конституции Российской Федерации провозглашают принципы территориальной целостности, равноправия и самоопределения народов, принцип признания составной частью правовой системы России общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Провозглашение России демократическим государством, высшей ценностью для которого является
С лекциями выступили профессор Юрий Гармаев, заместитель заведующего кафедрой административного права и процесса МГЮА Екатерина Лебедева и советник, член научно-консультативного совета ФПА РФ Евгений Рубинштейн.
5 июля прошел очередной вебинар ФПА по совершенствованию профессионального мастерства, сообщает пресс-служба Федеральной палаты адвокатов.
Использование обнаруженных ошибок и нарушений при проведении ОРД
С первой лекцией на тему «Нарушения законодательства в сфере ОРД: новые тренды в работе адвоката» выступил д.ю.н., профессор, старший советник юстиции (в отставке) Юрий Гармаев.
В начале выступления он обозначил преимущества специализации адвоката по уголовным делам, где используются результаты оперативно-разыскной деятельности, а также принципы использования защитником знаний из этой области. Например, принцип «кумулятивного эффекта» – накопления множественных, существенных нарушений закона. Лектор объяснил, как использовать допускаемые правоохранительными органами ошибки не только и не столько для оправдательного приговора, учитывая малый процент оправданий в судах, сколько для компромисса со следствием и судом.
Юрий Гармаев рассказал, что имеется масса пробелов и противоречий как в законодательстве об ОРД, так и в судебной практике. Отсутствует определение видов ОРД, нет четких правил и алгоритмов действий, кроме того, в большинстве вузов не учат ОРД. Эти пробелы и противоречия могут быть использованы в интересах подзащитного. И если выявлено не один-два, а 10 или более нарушений – адвоката-защитника ждет успех.
В прежние времена адвокат, не получив желаемого решения в российских судах, мог представить эти нарушения в Европейском Суде по правам человека, но в новой реальности ссылки на решения ЕСПЧ, пожалуй, могут только раздражать судью, заметил Юрий Гармаев. Поэтому желательно ссылаться на решения Конституционного суда РФ, постановления Пленума, обзоры практики и конкретные решения Верховного Суда РФ. Например, следует обратить внимание на Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека № 11 (2021).
Юрий Гармаев на практических примерах рассмотрел отдельные тренды в работе адвоката по линии ОРД: обжалование незаконного досмотра в рамках ОРД, изъятие переписки из мобильных устройств и многие другие. И, конечно же, эффективные методы защиты на основе сведений о допущенной провокации и отсутствии оснований проведения ОРМ. Он предложил использовать имеющиеся разъяснения Конституционного Суда РФ по этим вопросам, а также выразил готовность выслать желающим памятку-предупреждение для оперативных сотрудников, разъясняющую недопустимость нарушения прав граждан при задержании и личном досмотре.
Лектор отметил, что в среднестатистических ОРД бывает 15–20 нарушений закона, а в некоторых делах – свыше 50. Между тем результаты ОРД могут использоваться в доказывании по уголовному делу, только если они получены и переданы органу предварительного расследования или суду в соответствии с требованиями закона (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда от 15 июня 2006 г. № 14). Если же они получены и переданы с нарушениями, что встречается в подавляющем большинстве уголовных дел, то можно добиться прекращения уголовного дела или иного позитивного для стороны защиты решения суда, прокурора, следователя. Но, по словам Юрия Гармаева, многие адвокаты просто не видят этих нарушений и не используют все свои полномочия, а также, например, компетенцию органов прокуратуры, которая обязана реагировать на обращения о нарушениях законности в сфере ОРД. Есть, однако, такие нарушения, которые не отменяют результатов ОРД, но требуют привлечения виновных в допущенных ошибках и нарушениях к юридической ответственности.
Юрий Гармаев также затронул важную тему – вопросы безопасности адвоката по линии ОРД. Речь шла, в частности, о попытках склонить адвоката к участию в ОРМ. Лектор с сожалением констатировал, что, согласно правовой позиции КС РФ, ч. 3 ст. 17 Закона об ОРД не запрещает использования содействия адвокатов для подготовки к проведению ОРД на бесконтрактной основе.
В заключение лектор прокомментировал и передал аудитории авторский шестиступенчатый алгоритм проверки и оценки результатов ОРД, ряд полезных чек-листов, приговоров и образцов процессуальных документов. Некоторые из этих документов слушатели вебинара могут получить бесплатно, обратившись к Юрию Гармаеву по адресу Garmaeff1@mail.ru. Извлечения из презентации можно посмотреть здесь.
Проблемы административной ответственности
Второй выступила заместитель заведующего кафедрой административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, к.ю.н., доцент Екатерина Лебедева, которая прочитала
лекцию на тему «Некоторые проблемы и перспективы развития законодательства об административной ответственности».
Читайте также
Количество дел об административных правонарушениях продолжает расти
При этом, согласно статистике Судебного департамента, в 2021 г. почти в полтора раза выросло число административных наказаний в виде предупреждения
23 июня 2022
Екатерина Лебедева отметила необходимость реформирования Кодекса РФ об административных правонарушениях и привела некоторые статистические данные о количестве рассматриваемых судами дел об административных правонарушениях. Она уточнила, что в 2021 г. судами было рассмотрено 8,9 млн таких дел, причем 7,3 млн человек были подвергнуты наказаниям по делам об административных правонарушениях.
Лектор обозначила, что в настоящее время согласовываются разработанные Минюстом России проекты Кодекса РФ об административных правонарушениях и Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях, и остановилась на некоторых положениях законопроектов.
Читайте также
Проект нового КоАП представлен для повторного обсуждения
В документ, в частности, предлагается ввести новое положение о предоставлении лицам, подвергшимся административному аресту, бесплатной квалифицированной юридической помощи
02 июня 2020
Екатерина Лебедева проанализировала действующий порядок производства по делам об административных правонарушениях в судах и выделила ряд проблем, которые возникают при его осуществлении. Также она рассмотрела аспекты законодательного регулирования административной ответственности, статуса государственных органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, а также проблематику назначения административных наказаний.
Отдельное внимание Екатерина Лебедева уделила порядку рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции и пересмотру постановлений с акцентами на спорные ситуации.
Применение преюдиции в деятельности адвоката
Завершил
вебинар советник ФПА, член НКС ФПА, к.ю.н. Евгений Рубинштейн, выступивший с лекцией на тему «Внутриотраслевая и межотраслевая преюдиция в уголовном процессе».
В начале лекции он отметил, что институт преюдиции – один из самых молодых институтов российского УПК, действует всего 20 лет и даже сейчас находится в стадии становления, при этом является одним из самых сложных институтов для применения в практической деятельности, который развивается на основе конституционно-правовых позиций КС РФ.
Лектор обратил внимание, что под преюдицией понимаются установленные факты, обстоятельства, события окружающего мира. Для нее имеет значение только факт, а не его оценка, и преюдициальные факты устанавливаются только судом при рассмотрении дела по существу.
Для преюдиции важно, в какой процедуре был принят судебный акт, установивший преюдициальный факт, – важно, чтобы эти факты были установлены в законной процедуре на основании принципов состязательности и равноправия сторон, заметил Евгений Рубинштейн. Он обратил внимание, что из общего правила ст. 90 УПК РФ есть исключения, закрепленные в Постановлении
Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. № 30-П.
Далее Евгений Рубинштейн остановился на межотраслевой преюдиции – наиболее сложной в институте преюдиции. Он отметил, что в уголовном судопроизводстве может приниматься факт деяния или об отсутствии такого деяния или события, установленного в гражданском судопроизводстве.
В уголовном процессе должны быть учтены установленные судом по гражданскому делу обстоятельства, но не квалификация этих фактов. Например, если в рамках арбитражного дела установлено, что юридическое лицо не уплатило налоги, это не свидетельствует о том, что директор может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ, а означает факт, что одно юридическое лицо не заплатило налоги. Вопрос виновности не может следовать из арбитражного, гражданского, административного дела. Для уголовного процесса имеет значение только факт, установленный другими судами, но не его оценка. Ни в каких других видах судопроизводства вопрос виновности не может ставиться в рамках преюдиции.
Евгений Рубинштейн также рассказал о силе объективных и субъективных пределов судебного решения для органов, осуществляющих судопроизводство, при которых не могут являться обязательными обстоятельства, установленные судебными актами других судов, если этими актами дело не было разрешено по существу или они касаются фактов, которые не являлись предметом рассмотрения по существу. Он добавил, что, согласно высказанной Конституционным Судом позиции, преодолеваться преюдиция не может одним фактом несогласия одного суда с другим судом об установлении какого-то обстоятельства. Принципиально важно, когда преодоление преюдициальной силы судебного решения основывается не на уголовном деле, в котором не было посягательств на интересы правосудия, а на уголовном деле, которое не имело отношения к правосудию.
Лектор также затронул проблему, до какого момента действует преюдициальность судебного акта. Он высказал мнение, что такая преюдициальность действует до того момента, пока не отменен судебный акт, в котором установлен преюдициальный факт. Согласно позиции КС, до тех пор пока в уголовном процессе факты фальсификации доказательств и виновность лица не будут установлены на основании не вызывающих сомнения обстоятельств, решения по гражданскому делу будут толковаться со ссылкой на то, что нет оснований сомневаться в законности перехода права собственности.
Повторы трансляции состоятся 9 и 10 июля.
Ошибки при проведении оперативно-розыскных мероприятий
Проанализируем типичные ошибки, которые допускаются в различных регионах РФ при проведении ОРМ
Ошибка 1
Постановление о проведении проверочной закупки часто утверждается ненадлежащим лицом. Согласно ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД этот вид ОРМ проводится на основании постановления, утверждаемого только руководителем органа или его заместителем, осуществляющего ОРД. Разновидности ошибки: постановление утверждается заместителем начальника» начальником подразделения (например, начальником ОС, МРО) и т. п. Это нарушение закона имеет фатальный характер и может повлечь постановление оправдательного приговора.
Ошибка 2
В названном постановлении не указываются основания для проведения ОРМ (ст. 7 Закона об ОРД), которые должны иметь место на момент принятия решения о его проведении. Разновидности ошибки:
1) в описательной части постановления указано:
«Гр-ка М. занималась сбытом героина». Нет указаний на формальные признаки противоправного деяния, в данном случае — преступления; 2) оперативный работник в своих свидетельских показаниях на следствии и в суде не может пояснить, какие сведения, из каких источников и когда им полученные стали основанием для проведения ОРМ. В итоге защитник заявляет, что решение о его проведении принято в отсутствие предусмотренных законом оснований; основания появились позднее и т. л.
Ошибка 3
К участию в проверочной закупке на разных ее стадиях привлекаются лица, которых называют «понятыми». Однако, законодательство об ОРД не предусматривает обязательного участия в проведении ОРМ лиц поименованных таким образом. Вместе с тем, в пп. 4 и 5 Инструкции «0 порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств…» от 9 ноября 1999 г, дается указание, что изъятие наркотиков, в том числе и в порядке, предусмотренном Законом об ОРД, производится в присутствии не менее двух понятых. Обратим внимание, что речь идет только об изъятии и только наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров. Нет правовых доводов в пользу необходимости участия «понятых» — на других мероприятиях в рамках проверочной закупки (вручение денег, вручение технических* средств и т. п.). Но есть доводы тактические» С одной стороны, участие «понятых» часто становится «ахиллесовой пятой» стороны обвинения. На судебное следствие они не являются, меняют показания или забывают их, устанавливается их заинтересованность. Часто недобросовестные оперативные работники используют своих знакомых, студентов-практикантов, не аттестованных работников тех же подразделений (секретари, уборщицы и т.д.). В результате вместо усиления доказательственной базы стороны обвинения эти «понятые» часто ее ослабляют.
Ошибка 4
В документах, составляемых по результатам ОРМ, часто допускаются ошибки в названии оперативно-розыскного мероприятия. Встречаются названия «проверочная покупка», «контрольная закупка», «закупка наркотиков под контролем» и т. п. Между тем Законом об ОРД (п. 4 ч. 1 ст. 6) предусмотрено ОРМ с названием именно «проверочная закупка». Иное наименование является нарушением закона, могущим повлечь признания всех полученных доказательств недопустимыми.
Ошибка 5
Сначала проводится проверочная закупка наркотических средств, а по ее результатам при изобличении наркоторговца составляется протокол
об административном правонарушении с изъятием наркотиков и денежных купюр. Проверочная закупка как ОРМ, направленная на выявление преступления, не может завершаться документированием, административного правонарушения. Правда, Закон об ОРД позволяет проводить это ОРМ для выявления не только преступного, но и иного противоправного деяние. Но тогда и в постановлении о проведении проверочной закупки в качестве основания ее проведения следует указывать признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного конкретного административного правонарушения (ст. 6.8 КоАП). Однако такого рода практики мы не встречали.
Ошибка 6
При документировании факта изъятия помеченных денег (у наркоторговца) и наркотиков (у «покупателя» составляются: «акт досмотра», «протокол изъятия» и т.п. со ссылками на ст. 11 Закона «О милиции»;1 на ст. 6 Закона об ОРД; на КоАП; без всяких ссылок.
Между тем указанное законодательство не содержит соответствующих данному случаю оснований. Например, в Законе об ОРД нет такого вида ОРМ, как досмотр, право на досмотр не включено в ст. 15 Закона. Пункт 2 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции (в ред. от 8 декабря 2003 г.) позволяет проводить досмотр только в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В предшествующей редакции этой нормы закона работникам милиции предоставлялось право производить личный досмотр лиц «… в порядке, установленном Федеральным законом».
Итак, изъятие (а не досмотр) предметов, веществ и документов, в том числе наркотических средств и помеченных денежных купюр, может производиться в рамках: 1) осмотра места происшествия; 2) освидетельствования; 3) выемки; 4) обыска;5) личного обыска; 6) «просто» в рамках специального вида ОРМ «проверочная закупка» со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст.15 Закона об ОРД — право изымать (но не досматривать!) при проведении ОРМ предметы, материалы и сообщения; 7) специального вида ОРМ «сбор образцов для сравнительного исследования» (п.3 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) и др. При этом до возбуждения уголовного дела изъятие возможно в рамках действий, указанных в пп. 1, 2,6, 7.
Ошибка 7
В рамках ОРМ со стороны «покупателя» допускается своего рода провокация. Часто только в суде «всплывает» информация о том, что «покупатель» говорил наркоторговцу примерно так: «Продай мне героин! Я знаю, у тебя есть!» Наркоторговец отказывался, но «покупатель» настоял на своем. Инициатива в сбыте наркотика всегда должна исходить от наркоторговца, что должно подтверждаться показаниями участвующих лиц, другими обстоятельствами. Большой плюс — наличие аудио- и видеозаписи соответствующего разговора между «покупателем» и сбытчиком.
Ошибка 8
В уголовном деле и в деле оперативного учета отсутствует постановление о представлении результатов ОРД следователю (ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД) Часто его по ошибке называют иначе: «постановление о передаче…», «постановление о направлении результатов ОРД по подследственности…» и т. п.
Согласно п.п. 10 и 17 Инструкции это постановление подготавливаемся в одном экземпляре, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела. Однако изучение практики показывает, что копия постановления обычно приобщается к материалам уголовного дела.
Ошибка 9
Названное постановление о представлении результатов ОРД утверждается ненадлежащим лицом. Согласно ч. 3 ст.11 Закона об ОРД оно подписывается только руководителем органа или его заместителем, уполномоченным начальником подразделения, осуществляющего ОРД. Это малозначительное, казалось бы, нарушение может повлечь постановление оправдательного приговора.
Ошибка 10
К уголовному делу не приобщается сопроводительный документ, подписанный руководителем органа — субъекта ОРД. Особо отметим, что в отношении некоторых, а точнее практически всех, документов, составляемых по результатам проведения ОРМ, нет обязательного требования их приобщения к материалам уголовного дела. Но в нем обязательно должен быть подшит сопроводительный документ, прямо предусмотренный п. 10 Инструкции.
Ошибка 11
Изымаемые в рамках ОРМ наркотики, деньги, записанные аудио-, видеокассеты не фиксируются надлежащим образом (упаковка наркотиков, их цвет, форма, консистенция, номера денежных купюр, реквизиты печатей на упаковке, подписи участвующих лиц и т. п.). Это приводит к возражениям со стороны защиты и сомнениям у суда по поводу относимости и достоверности формируемых доказательств.
Соответствующие предметы необходимо оформлять и документировать по правилам работы с вещественными доказательствами.
Ошибка 12
В резолютивной части постановления о представлении результатов ОРД следователю не перечисляются подробно подлежащие представлению конкретные документы. Иногда все-таки учиняется запись «Приложения», но далее либо предметы не перечислены и не описаны подробно, либо не указывается, что они упакованы, опечатаны и т.д. Иногда все «приложения» описаны в сопроводительном письме, но указаны в постановлении.