Ошибки при активном слушании

ВикиЧтение

Безопасное общение, или Как стать неуязвимым!
Ковпак Дмитрий

Основные ошибки активного слушания

Основные ошибки активного слушания

Попугайничание

Многие воспринимают стратегию активного слушания как простой пересказ слов собеседника. Не стоит просто копировать слова собеседника и возвращать ему прямую цитату его высказывания. Настоящее активное слушание подразумевает ваше заключение об истинном значении слов собеседника и некий его активно переработанный пересказ.

Игнорирование или принижение чувств собеседника

Ряд людей игнорируют или принижают глубину эмоций, испытываемых собеседником, хотя им кажется, что они активно его слушают. Такие люди считают, что если они не подтвердят негативное или болезненное чувство собеседника, то оно пройдет само. Однако верно скорее обратное. То, что окружающие не понимают глубины переживаний и силы испытываемых человеком эмоций, только усиливает их, в то время как понимание и сочувствие, проявляемые через активное слушание, снимают и ослабляют напряжение.

Отвлечение от собеседника

Мы способны произнести примерно 125 слов в минуту, однако можем услышать до 400 слов в этот же промежуток времени. То есть мы способны слушать в три раза быстрее, чем говорить. Именно поэтому многие люди часто отвлекаются от собеседника, начинают думать о чем-то другом, теряют нить беседы. При необходимости активно регулировать процесс общения или при важности разговора следует стремиться полностью сосредоточиться на словах собеседника. Этот навык вполне можно у себя развить путем регулярной тренировки концентрации внимания. Только так ваша беседа принесет желаемый результат и возможность реализации поставленной цели.

Активное восприятие невербальных сообщений

Точно интерпретировать невербальные сигналы и сообщения еще труднее, чем правильно идентифицировать значения услышанных слов. Это происходит потому, что такая информация, как улыбка или скрещенные руки, может выражать множество совершенно различных эмоций. Поэтому советуем вам проверять свое понимание следующими тремя шагами:

1. Сообщите собеседнику о его действиях, замеченных вами, и получите от него ответ о наличии или отсутствии с его точки зрения обозначенных действий или явлений.

2. Скажите ему, как вы понимаете/интерпретируете его действия.

3. Спросите его, верно ли вы его поняли.

Приятельница, с которой молодой человек каждый день здоровался в коридоре, внезапно перестала отвечать на его приветствия, проходя мимо и даже не замечая его. Это стало повторяться каждый день. Через неделю он спросил ее: «Я каждый день улыбаюсь и здороваюсь, но ты мне не отвечаешь. Похоже, я тебя чем-то обидел. Правда?» Она ответила: «Нет, это совсем не так. На прошлой неделе умер мой дедушка, и мне было очень тяжело». Если бы молодой человек не применил технику активного восприятия невербальных сигналов, как поступает большинство людей, он бы просто решил, что не нравится девушке, и прекратил с ней общаться. Тем самым лишил бы себя этих отношений без достаточно существенных объективных оснований.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Глава 19. Основные ошибки верификатора

Глава 19. Основные ошибки верификатора
Как показывает опыт, на первом этапе, когда верификатор выходит на проверки самостоятельно, без опытного наставника, возможно совершение ряда ошибок. Ошибки верификатора сродни ошибкам хирурга, поскольку цена ошибки – это судьба

8. Навыки слушания

8. Навыки слушания
«Никто не глух так, как тот, кто не хочет слышать».Народная пословицаЭй! Алло! Да, вы. Слушайте.Я знаю, что слушать не всегда легко, временами мы испытываем такое раздражение, что хочется воспользоваться берушами, только бы оградить себя от словесной

Барьеры слушания

Барьеры слушания
Знаете, какой процент информации проникает в наше

Основные ошибки коммуникации

Основные ошибки коммуникации
1. Привычка критиковать. Критика бесполезна, так как ставит человека в позицию обороны, побуждает собеседника искать оправдание. Кроме того, критика опасна, так как ранит чувство достоинства человека, вызывает обиду и

Основные ошибки при задавании вопросов.

Основные ошибки при задавании вопросов.
Слишком открытые вопросы.Мелисса, жена торговца, призналась, что ее жизнь слишком скучна. Почему же? «Потому что день тянется бесконечно, а моя единственная компания – это трехлетний сын и грудной младенец. И когда Боб приходит

Принципы активного слушания

Принципы активного слушания
1. Когда нам нужна информация, которой располагает говорящий. Такая ситуация возникает и тогда, когда мы, убеждая кого-то, задали собеседнику открытый вопрос, и человек, отвечая, сообщает нужные нам сведения. Благодаря его информации мы сумеем

Основные ошибки при задавании вопросов

Основные ошибки при задавании вопросов

Слишком открытые вопросы
Для наглядной иллюстрации подобной ошибки приведем в качестве метафорического примера один из наших любимых внутрикорпоративных анекдотов.Жили-были мыши и все их обижали. Как-то пошли они к мудрому

Принципы активного слушания

Принципы активного слушания
– Когда нам нужна информация, которой располагает говорящий. Такая ситуация возникает и тогда, когда мы, убеждая кого-то, задали собеседнику открытый вопрос и человек, отвечая, сообщает нужные нам сведения. Благодаря его информации мы сумеем

Принципы активного слушания

Принципы активного слушания
1. Нам нужна информация, которой располагает говорящий. Такая ситуация возникает и тогда, когда мы, убеждая кого-то, задали собеседнику открытый вопрос и человек, отвечая, сообщает нужные нам сведения. Благодаря его информации мы сумеем

Эффективные приемы слушания

Эффективные приемы слушания
Самый главный из них – активное слушание. Оно состоит в том, что вы пытаетесь предугадать, что скажет собеседник своей следующей фразой. Этим с пользой для разговора загружаются резервные мощности мозга, препятствуя отвлечению от слушания.

Техники активного слушания

Техники активного слушания
Но что это означает – внимательно слушать? Просто сидеть, молчать и иногда кивать головой? Тоже неплохо, но не совсем верно.Внимательно слушать – это действительно внимать словам собеседника. Помогут вам в этом техники так называемого

Сила активного слушания (Или не говорите, пока другие не замолчат)

Сила активного слушания (Или не говорите, пока другие не замолчат)

Помните, что намного труднее не сказать лишнего в момент искушения, чем сказать нужное слово в нужное время.
Бенджамин Франклин, президент США
Если вы хотите иметь авторитет, ваша задача – убедиться в том,

Техники слушания

Техники слушания
1. Пассивное слушаниеПредставьте себе картину: человек приходит в поликлинику, потому что заболел, а его не принимают, потому что надо произвести перерегистрацию, а он не взял с собою паспорт – у нас теперь без паспорта никуда… Он идет за паспортом, а ему

Основные ошибки

Основные ошибки
Уткнувшись лицом в женскую промежность, не пытайтесь быть слишком оригинальным – не надо пытаться щекотать клитор носом, а во влагалище влезть подбородком. Особенно – небритым. Если не представляете, каково это – проведите головкой члена по

Ограничения активного слушания

Ограничения активного слушания
В повседневной жизни мы понимаем, что человек не может нам открыться сразу, как и мы не способны сразу уловить и принять все эмоции другого человека. Все должно происходить естественно и постепенно.Может случиться, что два человека в

65. День слушания

65. День слушания
Слушание во многих отношениях является социальным капиталом организаций, которые дорастают до мирового уровня. Слушание заставляет людей чувствовать себя особенными (а талантливые люди покидают организации, в основном, потому, что не чувствовали себя в

Активное
(эмпатическое, систематическое) слушание
,
важное
на всех
фазах консультативного процесса, можно
отнести к основным профессиональным
навыкам консультанта. Это не просто
слушание ответов клиента на вопросы
консультанта, а слушание того, что сам
клиент
говорит и,
главное, хочет
сказать.

Эмпатическим
его
называют потому, что консультант
стремится понять
клиента не только на когнитивном, но в
большей степени на эмоциональном уровне,
сосредоточен на его переживаниях. Он
моделирует эти чувства средствами
собственной психики с
целью
лучшего понимания реальности другого
человека и способен даже на время
абстрагироваться от собственных чувств.
Эмпа-тия по своей природе — сложный
процесс: консультант старается освоить
язык чувств другого человека, увидеть
и почувствовать мир как бы его глазами,
в то же время не отождествляясь с ним.
В консультировании могут обнаруживаться
разные виды эмпа-тии: когнитивная,
базирующаяся
на познавательных механизмах,
эмоциональная,
основанная
на механизмах проекции и подражания,
предикативная,
связанная
со способностью предвидеть эмоциональные
реакции клиента в конкретных
обстоятельствах, а также
эмпатия как переживание
тех же состояний,
что
и другой человек,
и эмпатия как сочувствие,
как переживание
своего эмоционального состояния по
поводу чувств другого человека.

Активное слушание
иногда также называют систематическим,
потому что
консультант, слушая клиента, своими
реакциями, репликами и вопросами не
дает взаимодействию превратиться в
ассоциативно текущий житейский разговор.
Он цепко придерживается именно тех тем,
которые необходимы для работы с проблемой
клиента, и структурирует организацию
взаимодействия так, чтобы
движение от этапа к этапу было понятным
и согласованным. Модель
активного слушания опирается на
психическую настройку консультанта на
другого человека, включающую концентрацию
на собеседнике, желание его понять и
волевое преодоление спонтанного
побуждения строить собственную концепцию
его внутреннего мира, а не принимать
его чувства и мысли такими, как они есть
или, по крайней мере, заявлены клиентом.
Суть применения активного слушания
состоит в том, чтобы создать клиенту
атмосферу, в которой тот может открыто,
не боясь оценки и осуждения, точно
сформулировать, что его беспокоит. Для
активного слушания используется ряд
приемов.

Уже известное нам
поощрение
поддерживает
стремление клиента к рассказыванию и
должно быть минимально выражено с
помощью
реплик «Пожалуйста, продолжайте…»,
«Да, это важно…», «М-да…»,
«Угу…», «Ммм…», «Можете что-то добавить?»
и пр. В задачи
консультанта не входит оценивать,
соглашаться или не соглашаться
с тем, что он слышит, он обязан лишь
показать заинтересованность, участие
в беседе, принятие того, что излагается
клиентом.

Слушанию помогает
использование повторения,
осуществляемое
прямым воспроизведением сказанного
клиентом или избирательным акцентированием
части его высказывания с утвердительной
или вопросительной интонацией. Повторением
достигается ощущение плавного и
непрерывного течения беседы, и клиент
убеждается, что консультант действительно
стремится понять и прочувствовать то,
о чем он говорит. Чаще всего повторяются
последние или ключевые словосочетания
рассказа клиента, обычно
с
вопросительной интонацией («В последнее
время в наших отношениях что-то неладно».
— «Неладно…?»; «Мне кажется, он собирается
бросить меня». — «Бросить…?»). Своеобразное
«эхо», создаваемое
консультантом, стимулирует осознание
клиентом дополнительных значений
сказанного, позволяет уточнить
высказывание или продолжить рассказ.
Повторение выступает в функции
незаконченного предложения, и образующаяся
в нем пауза делегирует клиенту инициативу
в повествовании, поскольку подразумевает
вопрос. Иногда этот вопрос можно сразу
и задать («Последнее время я стараюсь
подольше задерживаться на работе, только
бы не возвращаться домой». — «Не
возвращаться… но почему?»).

Такую
же функцию несет переформулировка

трансляция
того же
содержания другими словами, без утраты
смысла сказанного («Иными
словами, вы решили, что…», «Значит, вы
думаете, что…», «Стало
быть, для вас это…», «Если я вас правильно
понимаю, вы считаете, что…»). Повторения
и переформулировки демонстрируют
клиенту, что психолог находится «в
теме», улавливает основные факты,
интересуется подробностями. Повторение
и переспрашивание вообще никогда не
бывают лишними в консультативном
процессе, поскольку колебания внимания
всегда создают возможность что-то
упустить, забыть, отвлечься.

Отражение
чувств

— еще один
способ показать клиенту, что психолог
внимателен к нему и его истории, понимает
его чувства. Фактически «это отзеркаливание
и словесное обозначение вер-бально или
невербально выраженных клиентом эмоций
(произошедших в прошлом, переживаемых
в настоящий момент или предполагаемых
в будущем) с целью фасилитации их
отреагирования и осмысления»1:
консультант становится чем-то вроде
зеркала, в котором клиент может наблюдать
то, чего сам в себе не замечает. Слушая
не только слова, но и интонации, наблюдая
экспрессию и манеру поведения клиента,
консультант может поставить себя на
его место, уловить то, о чем тот умалчивает,
и, в свою очередь, дать ему возможность
наблюдать себя, свои реакции со стороны.
Если клиент воспринимает консультанта
как пытающегося понять его чувства, это
способствует прогрессу в обсуждении и
разрешении его трудностей.

Отражение ведущих
чувств клиента консультант сопровождает
репликами:
«Вы чувствуете, что…», «Вас это
взволновало…», «Вы встревожились…»,
«Так, значит, вас задело…» и т.д. Отражение
поощряет прямое выражение чувств (что
для многих клиентов в обыденной жизни
затруднительно), помогает клиенту глубже
пережить то, что он воскрешает из памяти
в данный момент, а также учит больше
доверять собственным чувствам, относиться
к ним
как к
важному источнику информации о самом
себе. Рефлексируя
свои переживания, клиенты начинают
осознавать, что их чувства
могут быть причинами определенных
поступков, лежат в основе отношений с
другими, являются! причинами их
потребностей и побуждений.

Консультант же,
используя отражение, лучше понимает
глубинные переживания человека, нюансы
его поведения, мотивы, желания. Помимо
непосредственнюго отражения он может
использовать суммарное отражение
чувств, вбирающее в себя аффективное
содержание целого отрезка или даже всей
беседы, а не только последней фразы.
Суметь правильно распознать чувства
клиента значит приблизиться к его
«главнюму посланию», часто связанному
с сильным внутренним переживанием или
желанием. Распознав это сообщение,
консультант должен сформулировать его
для последующего осознания клиента,
как можно более точно обозначив эмоцию,
ее интенсивность и по возможности ее
предполагаемую причину. Для этого
используются выражения: «Вы чувствовали…,
потому что…», «Вы так сделали…, потому
что чувствовали…» (например: «Вы так
устали от его предательства, что в
одночасье решили сжечь за собой все
мосты?..», «Вы позвонили бывшему мужу,
потому что вам, как никогда, было
одиноко?..»).

Прием отражения
требует внимательности и осторожности,
поскольку неточное отражение или
отсутствие проработки сильных чувств,
переживаемых клиентом, может разрушить
взаимодействие и даже уничтожить весь
эффект работы. Распространенными
ошибками при использовании отражения
являются: 1) стереотипное использование
реплики «Вы чувствуете…» — избежать
ее позволяет непосредственное называние
конкретного чувства (например, не «Вы
чувствовали обиду…», а «Вы были
обижены…», не «Вы чувствовали страх»,
а «Вы испугались…») или применение
других «зачинов» («Иначе говоря, вы…»,
«Похоже, вы…», «Если я правильно понимаю,
вы испытали…», «Создается впечатление,
что…»); 2) ожидание консультантом паузы
в рассказе клиента, чтобы использовать
отражение чувств, хотя часто правильнее
прервать клиента, чтобы сфокусироваться
на значимых, но не замеченных или
проигнорированных им чувствах (при этом
желательно не скатиться в другую
крайность, слишком часто перебивая
клиента или завершая фразу за него); 3)
отражение на неадекватном уровне глубины
переживания: поскольку отражение чувств
может быть осуществлено на разных
уровнях, консультант может держаться
поверхностного уровня или же попытаться
отреагировать на более глубоком,
используя слово большей интенсивности
для названного клиентом чувства1.

Обобщение
(суммирование
)
позволяет
собрать воедино, интегрировать
важные мысли, значимые факты, основные
переживания клиента, заложив тем самым
базис дальнейшего обсуждения. Оно
осуществляется в форме высказывания,
кратко обобщающего суть его сообщения,
устанавливающего определенную
последовательность тем или подытоживающего
результат, достигнутый в ходе отдельного
этапа разговора, всей беседы или даже
ряда сессий. Такое суммирование может
звучать в форме предварительного вывода,
например: «Похоже, что из того, что вы
рассказываете, самое главное…»,
«Если я правильно понимаю, вы испытываете
по этому поводу…». Обобщение демонстрирует
клиенту присоединяющуюся i
юзицию консультанта, оно как бы говорит
ему: «Я слушал(а), что вы говорили, и, мне
кажется, вы сказали следующее…». Оно
позволяет избежать повторов и циклических
возвращений клиента к определенным
темам, упорядочивает вербальный сумбур
некоторых из них и тем самым помогает
структурировать процесс консультирования.
Обобщая суть высказанного клиентом на
определенном этапе разговора, консультант,
стимулируя его рефлексию, может спросить:
«Как вы считаете, что из этого следует?»,
«Что это может означать?», «Как мы должны
это понимать?». Если клиент приходит на
консультацию несколько раз, то совместное
обобщение содержания предыдущих
разговоров может открывать каждую новую
встречу.

Ошибки при
активном слушании.

Слушание — вообще
достаточно редкий социальный талант,
а активному слушанию нужно специально
учиться и не
допускать во взаимодействии с клиентами
ошибок
, к
которым обычно относят следующие формы
реагирования:

1) приказы, команды
(«Мне трудно
сейчас об этом говорить, я сейчас
расплачусь». — «Плакать тут
нечего, успокойтесь и рассказывайте»);

2)псевдоугрозы
(«Ну, если вы будете только плакать, у
нас ничего не получится»);

  1. советы, автоматически
    помещающие психолога «сверху», а клиента
    — «снизу» («Я считаю, что вам…», «Я
    посоветовал бы вам…», «На вашем месте
    я бы…», «Правильнее всего будет сделать
    так…»);

  2. псевдологические
    аргументы («Я чувствую себя так
    неуверенно, так робко в ее присутствии…»
    — «Ну, а что, собственно говоря, вам
    чувствовать себя неуверенно? С опытом
    все придет!»);

  3. чтение моралей
    или призывы к совести, долгу, нравственности
    («Я ничего не могу с собой поделать,
    хотя знаю, что он давно и прочно женат…»
    — «Но ведь это должно вас останавливать,
    Вы же не должны разрушать чужое счастье,
    чтобы построить свое?»);

  4. «постановка
    диагноза» («Не могу понять, почему в ее
    присутствии я робею и глупею…» —
    «Сейчас я вам объясню, почему у вас так
    получается…»);

  5. обвинение («И
    вот сейчас он бросает меня, я чувствую,
    как с каждым днем он от меня отдаляется…»
    — «Ну так ведь вы сами и виноваты,
    ведь…»);

  6. ложная похвала,
    которую психолог вынужден усиливать
    в случае сомнений клиента («На меня
    никто не обращает внимания, потому что
    я некрасивый…» — «Почему же? Вы по-своему
    очень даже красивый…» — «Вы это нарочно
    говорите, чтобы меня утешить…» — «Да
    нет же, говорю вам. Вы и в самом деле
    очень привлекательный…»);

  7. отрицание, снижение
    значимости проблемы («Не берите в
    голову…», «Да бросьте…», «Ну что вы, в
    самом деле… Вы же взрослый человек…»);

  8. отшучивание, уход
    от обсуждения, отстранение («Ну, не
    делайте из мухи слона», «Что, так
    серьезно?», «Да неужели…?», «Из-за таких
    пустяков?», «Сейчас не время говорить
    об этом…», «Оставим это до другого
    раза…», «Ну, сейчас это не так уж и
    важно…»);

  9. неуместные,
    задаваемые как бы не всерьез вопросы
    («Порой бывает так тяжело, что кажется,
    я этого не вынесу, наложу на себя руки…»
    — «Да неужели вы когда-то всерьез
    задумывались о самоубийстве?»);

  10. оценки и суждения,
    часто с применением житейских и
    фольклорных афоризмов, ассоциаций,
    понятных по большей части только самому
    консультанту, демонстрацией своей
    проницательности, «подлавливания»
    клиента («Какая-то нелепая ситуация…
    я вижу, вы чего-то не договариваете…»,
    «Ну, такого не может быть, наверное, вы
    чего-то не поняли…», «Все это —
    последствия вашего неправильного
    поведения» или «В последнее время сын
    совершенно отбился от рук…» — «Ну,
    маленькие детки — маленькие бедки, а
    большие детки… сами понимаете, так что
    ничего удивительного…»).

Фокусирование

В процессе
взаимодействия можно сфокусироваться
на самом клиенте
(«Вы чувствуете себя подавленным,
одиноким…», «Вы уверены,
что знаете, чего хотите именно вы?..»),
на другой личности из
его окружения («Расскажите побольше о
вашей жене…»’, «Что за человек
ваш тренер?»), на проблеме («Расскажите,
как это случилось…»,
«Попробуйте вспомнить, что именно вы
почувствовали…»), на консультанте («Мне
вспоминаются мои переживания, когда
умер муж…
Я понимаю, как вам сейчас тяжело и
одиноко…»), на общности
«консультант—клиент» («Итак, чего же
мы
сегодня
достигли?», «Мне
нравится,
как вы
рассуждаете»),
на социокультурном контексте
обсуждаемой проблемы («Это сейчас
тревожит всех, у кого
дети заканчивают школу», «Когда-то все
женщины приходят к необходимости
справиться с такими переживаниями…»).
Начинающие консультанты, слушая клиента,
часто сосредоточиваются на его проблеме,
вместо того
чтобы концентрироваться на нем
самом.

Фокусирование
(или фокус-анализ)
2

техника, позволяющая рассматривать
проблему в тех ракурсах, в которых ее
может видеть
клиент.
Консультант
лишь помогает ему сменить угол зрения.
В фокус-консультировании очень важно
добиться, чтобы клиент сформулировал
несколько «Я-высказываний», в которых
были бы отражены его собственные взгляды
на проблему и на ее переживание, поэтому
консультант прибегает к частому
использованию личных местоимений («вы»,
«ваше») и имени клиента. Фокус-анализ
всегда имеет дело с главной темой,
предложенной клиентом для обсуждения,
поэтому в той или иной форме она должна
присутствовать во всех высказываниях
клиента и консультанта.

Активное слушание
клиента может сопровождаться многократными
выяснениями
и
уточнениями,
которые
помогают сделать его высказывания
более понятным и развернутыми. Для этого
консультант использует реплики:
«Уточните, пожалуйста…», «Я не вполне
понимаю, что вы имеете в виду…», «Что
вы хотите этим сказать?», «Можете
объяснить поподробнее…» — или же может
задавать вопросы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Бизнес-переговоры невозможны без умения слушать собеседника. Это не значит, что нужно просто замолчать. Для эффективных коммуникаций требуется не пассивное, а активное слушание. Оно подразумевает не простое восприятие информации, а управление ходом беседы при помощи вопросов и другими способами. Без опыта такую методику использовать непросто. Далее мы расскажем, что такое активное слушание и как его развивать.

Общая информация об активном слушании

Активное слушание – способ ведения беседы, предполагающий проявление интереса к партнеру. Человек реагирует на раздражители осознанно. Его внимание приковано не к себе, а к партнеру. Слушатель показывает заинтересованность в диалоге, может перевести ход беседы в нужное русло. Метод в обязательном порядке включает следующие компоненты:

  1. Уточнение реальной позиции собеседника. Говорящий отбрасывает свои домыслы. О позиции собеседника узнают при помощи вопросов.
  2. Искреннее проявление заинтересованности. Собеседник начинает чувствовать собственную ценность. Его расположение к говорящему усиливается.

Противоположностью этого метода являются пассивное восприятие сказанного и непрерывный монолог. В первом случае человек погружен в себя, думает о личных трудностях. Он пропускает важные детали. Такое поведение может оставить у собеседника общее негативное впечатление о диалоге. Раздражение вызывает и излишняя болтливость. Инициатива в разговоре – это хорошо. Но не переборщите. В противном случае в конечной точке взаимодействия вы получите неожиданный отказ. Негативная обратная связь на промежуточных этапах была упущена, а ведь первые ростки недовольства развеять проще.

Преимущества активного слушания

Владение навыком активного слушания – признак успешного менеджера. Применение методики имеет множество преимуществ:

  1. Менеджер получает четкую информацию о позиции собеседника. Зная намерения партнера, проще учитывать их. Количество неожиданных отказов от выгодных предложений значительно уменьшится.
  2. Изучить методику может большинство людей. Многие думают, что коммуникативные способности даются человеку от рождения. В каком-то смысле это правда. Но не стоит ставить на себе крест. Освоение активного слушания позволит устанавливать контакт значительно быстрее.
  3. Менеджер производит приятное впечатление. Человек, интересующийся нами, кажется более привлекательным. Это способствует установлению прочных деловых связей.
  4. Активное слушание позволяет прийти к взаимопониманию значительно быстрее. Оно сглаживает шероховатости, избавляет от взаимных обид, помогает лучше понимать друг друга.

Понимая потребности партнера, проще разворачивать диалог в нужную сторону. Когда вы учитываете интересы другого человека, то представляете для него большую ценность. Таким образом сделку можно закрыть с выгодой для компании. Партнер тоже останется доволен.

Принципы использования метода

Хотя техник активного слушания существует достаточно много, они объединены едиными принципами. В их число входит:

  1. Безусловное принятие собеседника. Избегайте субъективных оценок, способных исказить смысл услышанного. Например, вы общаетесь с клиентом, постоянно высказывающим претензии. Сегодня он недоволен скоростью доставки. Вам кажется, что дело в его дурном характере. Но вполне возможно, что в этом случае он говорит о действительно важной недоработке, отпугивающей и других клиентов. Просто остальные уходят молча.
  2. Наличие вопросов. Молчаливое слушание неэффективно. Вопросы позволяют уточнить смысл сказанного, узнать важные детали, проявить интерес.
  3. Искреннее желание помочь. Имитации недостаточно. Клиенты чувствуют неискренность. Это влияет на их желание сотрудничать.
  4. Предоставление времени для осмысления. Когда собеседник закончил говорить, немного помолчите. Это поможет переварить услышанное. Собеседник вспомнит что-то еще и дополнит свою речь. Пауза может сопровождаться невербальными сигналами: мимикой, жестами и др.
  5. Серьезное отношение к мыслям и чувствам собеседника. Если пенсионер пришел покупать ноутбук, вы не смеетесь над его возрастом и плохим знанием продукта. Когда клиент постоянно чего-то боится, менеджер не считает его параноиком. В обоих случаях продавец ищет способы помочь покупателям в удовлетворении их запросов.
  6. Позитивный настрой. Верьте в благоприятный результат беседы. Унылые собеседники непривлекательны. Если вы ждете плохого, это обязательно случится.

Важно помнить, что не нужно пытаться навязать собеседнику товар или идею. Задача состоит в выяснении мнения партнера, его потребностей, скрытых возражений. Начинающие менеджеры могут думать, что проблема в них и они недостаточно обаятельны, поэтому клиент не покупает товар. Но в ходе диалога может выясниться, что предыдущая сделка собеседника с другой фирмой была неудачной. Человека обманули, и теперь он настороженно относится к аналогичным предложениям. Тогда нужно больше говорить не о преимуществах товара, а о гарантиях, обеспечивающих безопасность сделки. Правильно поняв причины возражений, можно грамотно обработать их.

Невербальные сигналы

Мимика и жесты имеют особое значение в ведении диалога. Невербальные сигналы передают большое количество информации. Они обрабатываются бессознательно. Собеседник и сам не понимает, что вызвало в нём расположение или неприятие. Выделяют несколько невербальных сигналов, которые полезны в ведении переговоров:

  1. Сохранение зрительного контакта. Когда человек не смотрит в глаза, это кажется подозрительным.
  2. Кивок. Он демонстрирует, что сказанное вам интересно. Таким образом менеджер поощряет партнера продолжать. Отсутствие реакции у слушателя становится поводом к прекращению беседы.
  3. Копирование скорости и ритма речи. Сигнал позволяет добиться большего взаимопонимания.
  4. Отзеркаливание поз партнера. Это хороший метод, но не переборщите. Поза должна выглядеть естественно.
  5. Улыбка. Она демонстрирует доброжелательность и желание поддерживать контакт. Улыбка ничего не стоит, но имеет потрясающий эффект.
  6. Открытая поза. Руки и ноги не должны быть скрещены.
  7. Наклон вперед. Он показывает, что слушателю интересно то, что ему говорят.

Речь должна соответствовать невербальным сигналам. Если менеджер говорит спокойно, а его руки активно двигаются, клиент чувствует подвох. Если всё делать правильно, собеседник в процессе взаимодействия начнет неосознанно копировать вас. Предположим, партнер сидит со скрещенными ногами. Одна его рука на бедре, вторая – на ручке кресла. Вы частично отзеркаливаете собеседника, стремясь перевести его в открытую позу. Можно скопировать положение рук, а ноги не скрещивать. Через какое-то время партнер перейдет в открытую позу, что повлияет и на его настрой. Задача непростая, но попробуйте потренироваться.

Особенности восприятия информации

Этот момент также важно учитывать. В восприятии информации у людей ведущую роль играют разные органы чувств. В зависимости от этого человека можно отнести к одному из типов:

  1. Визуал. Он лучше воспринимает информацию в зрительном виде. Для визуала большое значение имеют цвет, форма объекта. Он обращает внимание на внешний вид собеседника, его жесты, мимику, позу. При разговоре человек предпочитает держать дистанцию. Визуала можно отличить при использовании в разговоре слов «видеть», «заметить», «посмотрите» и др. Обычно он хорошо выглядит. Визуалу можно доносить информацию при помощи фотографий, графиков, рисунков, текста и др. Продумайте свой внешний вид. Неряшливость сразу вызовет отторжение. Примите открытую позу. Заранее составьте презентацию. Когда что-то говорите, дублируйте это на доске. Это позволит лучше донести до визуала смысл сказанного.
  2. Аудиал. Такой человек воспринимает информацию на слух. Один из признаков аудиала – любовь к музыке. Это самый общительный тип. Возникшие вопросы он предпочитает обсуждать с другими. В разговоре человек может использовать слова «слышал», «скажи» и др. Аудиал обычно имеет выразительную речь, любит поговорить. Он обращает внимание на тембр голоса. При общении с человеком такого типа важно не кричать. Поработайте над выразительностью своей речи. Акценты можно расставить при помощи интонации. Избегайте слов-паразитов, излишних пауз.
  3. Кинестетик. Он воспринимает информацию через движение и осязание. Кинестетик обращает внимание и на запах, вкус, свои внутренние ощущения и эмоции. Этот тип можно определить по сочетаниям «раздражен», «мурашки по коже» и др. Человек держит близкую дистанцию при разговоре, но подпускает к себе только тех, кому доверяет. Кинестетик не любит дискомфортные ситуации. Даже сложные вопросы нужно обсуждать максимально мягко. В одежде человек такого типа ценит прежде всего комфорт, а не красоту. Поэтому в глазах окружающих он может выглядеть неряшливым. Кинестетик любит участвовать в процессе. Предложите ему пробные образцы, дайте потрогать ткань, попробовать продукт.

Модальность человека важно учитывать и при использовании активного слушания. Для каждого типа людей используют свои выражения в речи. Кинестетику можно сказать: «Наше сотрудничество будет очень приятным, поскольку…», «Что вы об этом думаете?» Главное, не ошибиться с модальностью собеседника. Неправильный подход вызовет у него раздражение.

Техники активного слушания

Техники активного слушания выделены и описаны психологами. Чтобы приемы работали, важно развить у себя эмпатию. Бездушные роботы отталкивают и пугают. Использование техник должно быть уместным и отвечать состоянию собеседника. Ведение разговора требует не только навыков, но и эмоциональных вложений.

Следите за тем, чтобы во время беседы вас ничего не отвлекало. Телефонные разговоры и решение посторонних вопросов лучше оставить на потом. Если ваше внимание занято посторонними предметами, собеседник воспримет это как отсутствие интереса к диалогу.

Техники активного слушания универсальны. Они применяются в журналистике, межличностном общении, психологическом консультировании, продажах. С их помощью руководитель может лучше понять подчиненных, менеджер – построить более доверительные отношения с клиентом. Рассмотрим наиболее часто используемые техники активного слушания.

Эхо

Менеджер повторяет последние слова партнера с вопросительной интонацией. Так он показывает, что ценит мнение собеседника. Прием может использоваться в розничной торговле:

 – У вас есть картины по номерам?

 – Картины по номерам? Какая тематика вас интересует?

Вот еще пример:

 – Я люблю юбки желтого цвета.

 – Юбки желтого цвета? Короткие или длинные?

Необязательно после повтора задавать вопрос:

 – Мне нравится зеленый цвет.

 – Зеленый цвет?

 – Да, я думаю это самое лучшее решение.

Здесь сам повтор стимулирует человека рассказать о своей позиции более подробно.

Кажется, что прием достаточно незамысловатый. Но он хорошо действует.

Интерпретация

Менеджер высказывает предположения, почему собеседник думает или поступил именно так. Интерпретация может начинаться с фразы «Я предполагаю, что…». Прием позволяет проявить интерес к мнению другого человека. Вместе с тем менеджер получает возможность выяснить важные детали:

 – Я предполагаю, что вы были раздражены необязательностью предыдущего поставщика. Из-за этого вы отказались от сотрудничества?

 – Да, мне неприятно, когда люди так себя ведут.

Не бойтесь, что предположения окажутся ошибочными. Собеседник вас поправит, если заметит неточность. Значительно хуже принимать за правду ложную интерпретацию, но не озвучивать ее.

Перефразирование

Менеджер пересказывает речь собеседника своими словами: «Если я правильно понял, вы имели в виду, что…», «Вы хотели бы подобрать подарок, который мы успеем доставить к Новому году?» Перед тем как озвучить предположение, нужно дать человеку договорить. Не стоит перебивать собеседника.

Если с перефразированием возникли сложности, это может говорить о том, что менеджер на самом деле плохо понимает партнера. В таком случае уместно обратиться к говорящему с вопросами за разъяснением.

Вопросы

Часто партнер упускает какие-то детали. Менеджер может проявить внимание к ним при помощи вопросов. Так он лучше поймет позицию говорящего. Важно не перестараться с вопросами. В противном случае вы только вызовете раздражение собеседника. Вопросы бывают трех видов:

  1. Открытые. Они требуют развернутого ответа и помогают вовремя обнаружить скрытые возражения: «Для чего вы хотите приобрести ноутбук?» В зависимости от ответа предлагают конкретные модели.
  2. Закрытые. Они требуют односложного ответа. Такие вопросы задают в конце диалога: «Вы готовы подписать договор?» Ими лучше не злоупотреблять.
  3. Альтернативные. Вопросы предполагают два варианта ответа: «Когда лучше доставить товар: в первую или вторую половину дня?»

Вопросы помогают не упустить потенциальных клиентов. Например, женщина звонит в компанию, организующую экскурсии. Она выбрала поездку и спрашивает, когда выезд. Узнав время, женщина отказывается ехать. Если просто оставить эту историю, клиент будет потерян. Спросите, какие условия ее устроят. Так менеджер сможет подобрать подходящие экскурсии. Представим разные типы вопросов:

  1. Куда бы вы хотели поехать? Какое время выезда вам удобно?
  2. Подходит ли вам суббота на следующей неделе?
  3. Вы любите музеи или больше предпочитаете активный отдых?

Зная потребности человека, можно предложить ему оптимальный вариант. Но избегайте пустых вопросов. Когда продавец сначала интересуется пожеланиями клиента, а потом игнорирует их, это сильно разочаровывает.

Развитие мысли

Прием используется, когда собеседнику трудно завершить мысль. Менеджер может помочь ему в этом:

 – Когда предыдущий дизайнер сделал проект, в нём было слишком много ярких цветов. Мне не понравилось.

 – Кричащим? Пестрым? Вам показалось это отталкивающим?

 – Да.

Прием поможет и в том случае, если разговор ушел в другое русло. Менеджер тактично вернет его к исходной теме:

 – Когда предыдущий дизайнер сделал проект, в нём было слишком много ярких цветов. Мне не понравилось. Он был слишком… эээ… Да и сам дизайнер был ужасно одет. Его штаны были на два размера больше.

 – Макет показался вам слишком кричащим?

 – Да, я подумала, что такой сайт распугает всех покупателей.

«Я-сообщения»

Прием позволяет дать деликатную обратную связь. Восприятие ситуации можно выразить разными способами:

  1. Поделиться впечатлениями от беседы: «Этот разговор очень важен для нас», «Факты, перечисленные вами, имеют большое значение».
  2. Описать собственное состояние: «Я очень расстроен тем, что сроки срываются».

Даже передавая негативный посыл, важно делать это спокойным, дружеским тоном. Проблемная ситуация разрешится, а негативные впечатления от хамства останутся надолго.

Говорим об эмоциях

Менеджер делает открытое сообщение о внутреннем состоянии собеседника: «Я понимаю, что вы раздражены…», «Я вижу, что вы сомневаетесь…». Эмпатия особенно уместна, когда партнер испытывает сильные эмоции. Демонстрация, что вы понимаете внутреннее состояние говорящего, позволяет снизить накал. Когда эмоции человека уже не так сильны, можно обратиться и к его рациональной части. Если компания допустила оплошность, можно предложить компенсацию.

Резюмирование

Резюмирование предполагает подведение итогов разных этапов беседы. Техника позволяет двигаться дальше и переходить к обсуждению следующих вопросов. Менеджер может сформулировать достигнутую договоренность или выразить недопонимание, если посыл неясен: «Итак, мы решили, что обслуживание будет выполняться каждый квартал?», «Давайте еще раз уточним, какие виды работ будут входить в периодическое обслуживание».

Активное слушание в продажах по телефону

Общение по телефону имеет свою специфику. Менеджер не видит лица собеседника, не может использовать мимику или жесты. В общении лучше придерживаться нескольких принципов:

  1. Избегайте сложных конструкций. Не каждый человек воспримет такие построения на слух.
  2. Не перебивайте говорящего. Дайте ему высказаться.
  3. Активно реагируйте на монологи клиента, показывайте, что вы его слушаете. Кивок в этом случае заменит поддакивание. Если менеджер не реагирует, собеседнику кажется, что его слова не вызывают интереса. А если так, зачем продолжать диалог?
  4. Не подвергайте сомнению тезисы клиента. Постарайтесь переманить его на свою сторону.
  5. Активно используйте вербальные методы. Когда жесты недоступны, словам нужно уделить особое внимание. Используйте техники, перечисленные выше. Они уместны и в телефонных переговорах.
  6. Уделяйте внимание интонации. Речь не должна быть монотонной. Говорить более выразительно помогут курсы актерского мастерства.
  7. Сохраняйте позитивный настрой. Если вы низко оцениваете свои способности и не верите, что способны что-то продать, собеседник это почувствует. С такими трудностями часто сталкиваются начинающие менеджеры по продажам. Если сделка не удалась, не поддавайтесь унынию. Помните, что каждая неудача – это шаг на пути к победе.

Диалоги часто записываются. На некоторых телефонах такая функция установлена по умолчанию. Анализируйте свои рабочие и неформальные диалоги. Это позволит увидеть упускаемые ранее детали. Еще один хороший метод улучшить свои навыки – обращение к опыту успешных коллег. Посмотрите, чем их модели поведения отличаются от вашей. Перенимайте тактику. Многим это помогло продвинуться по карьерной лестнице.

Упражнения, помогающие научиться активному слушанию

Активное слушание – это навык, а не знание. Прежде чем использовать приемы в общении с клиентами, их нужно отработать. После долгих тренировок вы будете применять техники автоматически. Для этого проводят регулярные занятия. В качестве ведущего выступает штатный психолог или приглашенный специалист. Если на работе такой возможности нет, вполне можно потренироваться и дома. Рассмотрим несколько популярных упражнений.

«Слушаем друг друга»

Упражнение выполняют в паре. Один играет роль слушающего, а второй – говорящего. Затем люди меняются местами. Тренировка включает в себя несколько этапов:

  1. Упражнение начинается с пятиминутного монолога говорящего. Он передает информацию о трудностях, с которыми сталкивается в жизни. При желании можно выбрать и другую тему. Второй человек не пассивно слушает, а активно взаимодействует с ним, используя вышеперечисленные техники.
  2. Монолог прекращается. Говорящий объясняет, что в поведении партнера мешало ему открыться.
  3. Человек продолжает свой монолог. Он рассказывает, какие качества характера помогают ему преодолевать препятствия. Партнер продолжает применять метод активного слушания, учитывая допущенные ранее ошибки. В конце слушающий подытоживает сказанное: «Насколько я понял, преодолеть трудности тебе помогает настойчивость». Говорящий исправляет его, если тот ошибается.
  4. Партнеры меняются ролями.

Упражнение лучше выполнять с разными людьми. Попросите коллег или домочадцев помочь вам. Занятия будут полезны и для них.

«Закончи фразу»

Участники получают листки с незавершенными фразами. Каждый человек читает написанное вслух и заканчивает предложение. Остальные по его мимике должны догадаться, правду он сказал или нет. Фразы можно придумывать любые. Например, «Каждый год я…», «Я не люблю, когда…», «Мой лучший друг был…».

«Пересказ»

Упражнение выполняется в группе из 4–5 человек. Ведущий рассказывает одному из них какую-то историю. Тот передает ее следующему и т. д. На заключительной стадии сравнивают изначальный текст и то, что получилось. Задача участников – передать сообщение максимально правильно. В конце проводится анализ, где были потеряны важные детали и почему.

Переформулирование слов собеседника

Такое упражнение можно выполнять и в одиночку. Оно научит не отвлекаться во время монолога собеседника. Когда человек что-то говорит, попытайтесь передать суть его речи своими словами. Для тренировки можно использовать не только знакомых, но и видеоматериалы.

Работа с установками

Каждый из нас имеет определенные стереотипы. В некоторых ситуациях они мешают установлению контакта. Работа с установками позволит отследить, как стереотипы влияют на вашу жизнь. До переговоров запишите свои представления о клиенте:

  1. Что вы о нём думаете («Он высокомерный» и др.).
  2. Что не вызывает сомнений («Он владеет успешной компанией»).
  3. Предположения о дальнейшем сотрудничестве («Диалог будет сложным»).

Ответы запишите в первую колонку таблицы. Следующий столбик будет посвящен фактам, подтверждающим ваши предположения:

  1. Пришлось долго ждать в приемной.
  2. В кабинете дорогая мебель.
  3. Гипотеза не подтвердилась.

Следующий столбик будет посвящен фактам, опровергающим ваши стереотипы:

  1. Человек общается легко, несмотря на свой статус.
  2. Клиент поделился, что в компании сейчас сложная ситуация. Он просит скидку.
  3. Диалог идет легко.

Вы можете оценивать факты, эмоции собеседника, его цели и трудности, критерии выбора партнеров и др. Упражнение поможет понять, что часто убеждения не соответствуют действительности. Вы выйдете за границы привычных представлений.

С какими ограничениями сталкиваются люди при попытке освоить метод

Освоение метода не всегда происходит легко. Это может быть связано со следующими трудностями и предрассудками:

  1. Победа принадлежит тем, кто доминирует. Многим покажется смешной фраза «Этот человек так красноречиво молчит. Сразу видно, что он лидер». Люди связывают успех с умением хорошо говорить, а не слушать.
  2. Сложности в концентрации. Люди привыкли к большому количеству раздражителей. Сконцентрироваться на чём-то одном непросто. Партнер может говорить медленно. Некоторые люди с трудом формулируют мысли, повторяют одно и то же несколько раз. Как тут не отвлечься на свои мысли и посторонние события?
  3. Страх не найти вовремя аргументы. Многие подбирают слова во время речи собеседника. Так они упускают важные детали в сообщении партнера.
  4. Стереотипы. У менеджера уже есть представления о клиенте, его компании и процессе продаж в целом. Часто мозг отсекает то, что не вписывается в нашу картину мира. Если клиент новый, люди часто слушают внимательно только в начале диалога. Затем вешают на собеседника ярлык и начинают воспринимать информацию избирательно.
  5. Неискренность. Когда клиент чувствует к себе интерес, он становится более открытым. Это способствует становлению крепких деловых связей. Если клиент понимает, что менеджер просто притворяется, он начинает злиться и уходит.

Постоянная работа над собой поможет преодолеть эти ограничения. Выполняйте упражнения, представленные выше. Анализируйте, меняются ли результаты с использованием метода активного слушания и без него. Постепенно вы добьетесь успеха. Чтобы подчиненные быстро находили аргументы, руководитель может внедрить скрипты продаж. Тогда менеджеру будет проще сконцентрироваться на диалоге.

Вербальное общение – один из важных способов взаимодействия между людьми. Довольно часто он используется неправильно. Собеседники отвлекаются от сути разговора, неправильно интерпретируют информацию. Это приводит к конфликтам или к прекращению сотрудничества. Техники активного слушания позволяют минимизировать риск подобных неприятностей. Они универсальны и могут использоваться в разных сферах жизни. Использование приемов улучшает отношения с коллегами и партнерами.

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Слушание – это рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого происходит реализация процесса приема и дальнейшей переработки речевого сообщения на основании функционирования слухового анализатора.

Особенности и виды слушания

Слушание относят к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любой ситуации и сфере коммуникации. По этой причине эффективная коммуникация может быть только при достижении абсолютного взаимопонимания.

Для формирования ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, нужно непременное наличие слушателя. Пара «говорящий – слушающий» представляет собой обязательное условие такой ситуации. Выделяют несколько видов слушания:

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

  • Рефлексивное (активное),
  • Нерефлексивное (пассивное),
  • Эмпатическое слушание.

Нерефлексивное (пассивное) слушание представляет собой умение внимательно молчать, не вмешиваться в разговор собеседника через свои замечания. Такое слушание особенно полезно при проявлении со стороны собеседника таких глубоких чувств, как гнев (горе). Как правило, он горит желанием высказывать собственную позицию, желая обсудить наболевшие проблемы или вопросы. При нерефлексивном слушании ответы сводятся к минимуму (например: «Да!», «Продолжайте», «Интересно»).

В любом общении (особенно деловых коммуникациях) важно сочетать нерефлексивное и рефлексивное слушание. Рефлексивное слушание более активно, оно заключается в расшифровке смысла сообщений. Определить реальное значение сообщения здесь могут помочь рефлексивные ответы, включая выяснение, перефразирование, отражение чувств и подведение итога.

Выяснение является обращением к говорящему человеку с целью уточнить информацию с помощью ключевых фраз (например: «Я не понял», «Что ты имеешь в виду?, «Пожалуйста, уточним этот вопрос»).

«Виды и техники слушания» 👇

Перефразирование представляет собой собственную формулировку сообщения говорящего лица для проверки его точности (например: «Как я вас понял…», «Ты думаешь, что…», «По вашему мнению…»).

В случае отражения чувств акцент делают на отражении слушающим человеком эмоционального состояния говорящего. Это делается при использовании нескольких фраз (например: «Вероятно, вы чувствуете…», «Я вижу, Вы немного расстроены…»).

Резюмирование (подведение итогов) предназначено для формулирования основных идей и чувств говорящего человека. Для этого применяют фразы: «Вашей основной идеей, как я поняла, является…», «Если теперь подытожить сказанное, то…». Резюмирование, как правило, уместно в ситуациях, когда происходит обсуждение разногласий в конце разговора, в процессе долговременного обсуждения вопроса, в заключительной части беседы.

Типичные ошибки слушания

В деловых и обычных коммуникациях необходимо исключать несколько типичных ошибок слушания. Среди них можно выделить:

  • Перебивание партнера по общению в процессе беседы (многие люди перебивают друг друга неосознанно, управленцы часто перебивают подчиненных, а мужчины – женщин);
  • Поспешные выводы, заставляющие партнера по диалогу занять оборонительную позицию (это сразу возводит преграды для конструктивного диалога);
  • Поспешные возражения, возникающие в случае несогласия с высказываниями говорящего человека. Часто человек не слушает, а в мыслях формулирует возражение, ожидая своей очереди высказаться. Далее он увлекается обоснованием своей точки зрения, не замечая, что партнер пытался сказать то же самое;
  • Непрошенные советы, которые часто дают те, кто не способен оказать реальную помощь (здесь важно определить желание собеседника: совместные размышления или получение конкретной помощи).

Приемы активного слушания

Техники и приемы активного слушания представляют собой постоянные уточнения правильности понимания сведений, которые желает донести собеседник. Это производится через задавание уточняющих вопросов: «Правильно я вас поняла, что…?», «Таким образом, вы хотите сказать…» или «Другими словами, вы имели в виду…».

Использование подобных простейших приемов коммуникации дает возможность достичь сразу двух целей. Во-первых, происходит обеспечение адекватной обратной связи (у собеседника возникает ощущение, что передаваемые сведения поняты правильно). Во-вторых, происходит косвенное информирование собеседника о том, что перед ним не дети, которым можно указывать, и не «диктофон», куда можно записывать свои мысли и рассуждения.

Определение равной партнерской позиции может значить, что обоим собеседникам необходима ответственность за каждую произнесенную фразу. Данная цель достигается быстрее. Особенно это характерно для тех случаев, когда человек имеет дело с авторитетным, жестким собеседником, который предпочитает общаться с позиции «на высоте».

Использование техники активного слушания часто помогает, если лицу характерна позиция «жертвы». Это обусловлено тем, что позиция не только сбивает с привычной точки зрения авторитарного собеседника, но и способна поднять до уровня разговора на равных, давая возможность сосредоточиться на значимых аспектах беседы.

Активное слушание невозможно заменить в деловых переговорах или в ситуации, когда партнер по коммуникации равен или сильнее человека. Также оно помогает в конфликтных ситуациях, когда собеседники ведут себя агрессивно или демонстрируют собственное величие. Это очень хорошая техника для успокоения и настройки самому (настройки собеседника) на деловую волну.

Типичная ошибка человека при применении активного слушания представлена чисто формальным следованием правилам без реального отражения состава беседы. В такой ситуации человеку необходимо задавать «нужный» вопрос (например, «Правильно ли я тебя поняла, что….»). Если же он не слышит ответ, то продолжает развивать собственные аргументы в пользу своей точки зрения, фактически, исключая позицию партнера. Далее такой человек может удивиться, что «техника активного слушания» не работает.

Эмпатическое слушание дает возможность пережить чувства, которые переживает собеседник. Оно характеризуется отражением этих чувств, пониманием эмоционального состояния собеседника и разделением. При таком виде слушания не дают советов и оценок. Оно не предполагает критику и нравоучения. Именно в этом и будет состоять секрет хорошего слушания.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Активное
(эмпатическое, систематическое) слушание
,
важное
на всех
фазах консультативного процесса, можно
отнести к основным профессиональным
навыкам консультанта. Это не просто
слушание ответов клиента на вопросы
консультанта, а слушание того, что сам
клиент
говорит и,
главное, хочет
сказать.

Эмпатическим
его
называют потому, что консультант
стремится понять
клиента не только на когнитивном, но в
большей степени на эмоциональном уровне,
сосредоточен на его переживаниях. Он
моделирует эти чувства средствами
собственной психики с
целью
лучшего понимания реальности другого
человека и способен даже на время
абстрагироваться от собственных чувств.
Эмпа-тия по своей природе — сложный
процесс: консультант старается освоить
язык чувств другого человека, увидеть
и почувствовать мир как бы его глазами,
в то же время не отождествляясь с ним.
В консультировании могут обнаруживаться
разные виды эмпа-тии: когнитивная,
базирующаяся
на познавательных механизмах,
эмоциональная,
основанная
на механизмах проекции и подражания,
предикативная,
связанная
со способностью предвидеть эмоциональные
реакции клиента в конкретных
обстоятельствах, а также
эмпатия как переживание
тех же состояний,
что
и другой человек,
и эмпатия как сочувствие,
как переживание
своего эмоционального состояния по
поводу чувств другого человека.

Активное слушание
иногда также называют систематическим,
потому что
консультант, слушая клиента, своими
реакциями, репликами и вопросами не
дает взаимодействию превратиться в
ассоциативно текущий житейский разговор.
Он цепко придерживается именно тех тем,
которые необходимы для работы с проблемой
клиента, и структурирует организацию
взаимодействия так, чтобы
движение от этапа к этапу было понятным
и согласованным. Модель
активного слушания опирается на
психическую настройку консультанта на
другого человека, включающую концентрацию
на собеседнике, желание его понять и
волевое преодоление спонтанного
побуждения строить собственную концепцию
его внутреннего мира, а не принимать
его чувства и мысли такими, как они есть
или, по крайней мере, заявлены клиентом.
Суть применения активного слушания
состоит в том, чтобы создать клиенту
атмосферу, в которой тот может открыто,
не боясь оценки и осуждения, точно
сформулировать, что его беспокоит. Для
активного слушания используется ряд
приемов.

Уже известное нам
поощрение
поддерживает
стремление клиента к рассказыванию и
должно быть минимально выражено с
помощью
реплик «Пожалуйста, продолжайте…»,
«Да, это важно…», «М-да…»,
«Угу…», «Ммм…», «Можете что-то добавить?»
и пр. В задачи
консультанта не входит оценивать,
соглашаться или не соглашаться
с тем, что он слышит, он обязан лишь
показать заинтересованность, участие
в беседе, принятие того, что излагается
клиентом.

Слушанию помогает
использование повторения,
осуществляемое
прямым воспроизведением сказанного
клиентом или избирательным акцентированием
части его высказывания с утвердительной
или вопросительной интонацией. Повторением
достигается ощущение плавного и
непрерывного течения беседы, и клиент
убеждается, что консультант действительно
стремится понять и прочувствовать то,
о чем он говорит. Чаще всего повторяются
последние или ключевые словосочетания
рассказа клиента, обычно
с
вопросительной интонацией («В последнее
время в наших отношениях что-то неладно».
— «Неладно…?»; «Мне кажется, он собирается
бросить меня». — «Бросить…?»). Своеобразное
«эхо», создаваемое
консультантом, стимулирует осознание
клиентом дополнительных значений
сказанного, позволяет уточнить
высказывание или продолжить рассказ.
Повторение выступает в функции
незаконченного предложения, и образующаяся
в нем пауза делегирует клиенту инициативу
в повествовании, поскольку подразумевает
вопрос. Иногда этот вопрос можно сразу
и задать («Последнее время я стараюсь
подольше задерживаться на работе, только
бы не возвращаться домой». — «Не
возвращаться… но почему?»).

Такую
же функцию несет переформулировка

трансляция
того же
содержания другими словами, без утраты
смысла сказанного («Иными
словами, вы решили, что…», «Значит, вы
думаете, что…», «Стало
быть, для вас это…», «Если я вас правильно
понимаю, вы считаете, что…»). Повторения
и переформулировки демонстрируют
клиенту, что психолог находится «в
теме», улавливает основные факты,
интересуется подробностями. Повторение
и переспрашивание вообще никогда не
бывают лишними в консультативном
процессе, поскольку колебания внимания
всегда создают возможность что-то
упустить, забыть, отвлечься.

Отражение
чувств

— еще один
способ показать клиенту, что психолог
внимателен к нему и его истории, понимает
его чувства. Фактически «это отзеркаливание
и словесное обозначение вер-бально или
невербально выраженных клиентом эмоций
(произошедших в прошлом, переживаемых
в настоящий момент или предполагаемых
в будущем) с целью фасилитации их
отреагирования и осмысления»1:
консультант становится чем-то вроде
зеркала, в котором клиент может наблюдать
то, чего сам в себе не замечает. Слушая
не только слова, но и интонации, наблюдая
экспрессию и манеру поведения клиента,
консультант может поставить себя на
его место, уловить то, о чем тот умалчивает,
и, в свою очередь, дать ему возможность
наблюдать себя, свои реакции со стороны.
Если клиент воспринимает консультанта
как пытающегося понять его чувства, это
способствует прогрессу в обсуждении и
разрешении его трудностей.

Отражение ведущих
чувств клиента консультант сопровождает
репликами:
«Вы чувствуете, что…», «Вас это
взволновало…», «Вы встревожились…»,
«Так, значит, вас задело…» и т.д. Отражение
поощряет прямое выражение чувств (что
для многих клиентов в обыденной жизни
затруднительно), помогает клиенту глубже
пережить то, что он воскрешает из памяти
в данный момент, а также учит больше
доверять собственным чувствам, относиться
к ним
как к
важному источнику информации о самом
себе. Рефлексируя
свои переживания, клиенты начинают
осознавать, что их чувства
могут быть причинами определенных
поступков, лежат в основе отношений с
другими, являются! причинами их
потребностей и побуждений.

Консультант же,
используя отражение, лучше понимает
глубинные переживания человека, нюансы
его поведения, мотивы, желания. Помимо
непосредственнюго отражения он может
использовать суммарное отражение
чувств, вбирающее в себя аффективное
содержание целого отрезка или даже всей
беседы, а не только последней фразы.
Суметь правильно распознать чувства
клиента значит приблизиться к его
«главнюму посланию», часто связанному
с сильным внутренним переживанием или
желанием. Распознав это сообщение,
консультант должен сформулировать его
для последующего осознания клиента,
как можно более точно обозначив эмоцию,
ее интенсивность и по возможности ее
предполагаемую причину. Для этого
используются выражения: «Вы чувствовали…,
потому что…», «Вы так сделали…, потому
что чувствовали…» (например: «Вы так
устали от его предательства, что в
одночасье решили сжечь за собой все
мосты?..», «Вы позвонили бывшему мужу,
потому что вам, как никогда, было
одиноко?..»).

Прием отражения
требует внимательности и осторожности,
поскольку неточное отражение или
отсутствие проработки сильных чувств,
переживаемых клиентом, может разрушить
взаимодействие и даже уничтожить весь
эффект работы. Распространенными
ошибками при использовании отражения
являются: 1) стереотипное использование
реплики «Вы чувствуете…» — избежать
ее позволяет непосредственное называние
конкретного чувства (например, не «Вы
чувствовали обиду…», а «Вы были
обижены…», не «Вы чувствовали страх»,
а «Вы испугались…») или применение
других «зачинов» («Иначе говоря, вы…»,
«Похоже, вы…», «Если я правильно понимаю,
вы испытали…», «Создается впечатление,
что…»); 2) ожидание консультантом паузы
в рассказе клиента, чтобы использовать
отражение чувств, хотя часто правильнее
прервать клиента, чтобы сфокусироваться
на значимых, но не замеченных или
проигнорированных им чувствах (при этом
желательно не скатиться в другую
крайность, слишком часто перебивая
клиента или завершая фразу за него); 3)
отражение на неадекватном уровне глубины
переживания: поскольку отражение чувств
может быть осуществлено на разных
уровнях, консультант может держаться
поверхностного уровня или же попытаться
отреагировать на более глубоком,
используя слово большей интенсивности
для названного клиентом чувства1.

Обобщение
(суммирование
)
позволяет
собрать воедино, интегрировать
важные мысли, значимые факты, основные
переживания клиента, заложив тем самым
базис дальнейшего обсуждения. Оно
осуществляется в форме высказывания,
кратко обобщающего суть его сообщения,
устанавливающего определенную
последовательность тем или подытоживающего
результат, достигнутый в ходе отдельного
этапа разговора, всей беседы или даже
ряда сессий. Такое суммирование может
звучать в форме предварительного вывода,
например: «Похоже, что из того, что вы
рассказываете, самое главное…»,
«Если я правильно понимаю, вы испытываете
по этому поводу…». Обобщение демонстрирует
клиенту присоединяющуюся i
юзицию консультанта, оно как бы говорит
ему: «Я слушал(а), что вы говорили, и, мне
кажется, вы сказали следующее…». Оно
позволяет избежать повторов и циклических
возвращений клиента к определенным
темам, упорядочивает вербальный сумбур
некоторых из них и тем самым помогает
структурировать процесс консультирования.
Обобщая суть высказанного клиентом на
определенном этапе разговора, консультант,
стимулируя его рефлексию, может спросить:
«Как вы считаете, что из этого следует?»,
«Что это может означать?», «Как мы должны
это понимать?». Если клиент приходит на
консультацию несколько раз, то совместное
обобщение содержания предыдущих
разговоров может открывать каждую новую
встречу.

Ошибки при
активном слушании.

Слушание — вообще
достаточно редкий социальный талант,
а активному слушанию нужно специально
учиться и не
допускать во взаимодействии с клиентами
ошибок
, к
которым обычно относят следующие формы
реагирования:

1) приказы, команды
(«Мне трудно
сейчас об этом говорить, я сейчас
расплачусь». — «Плакать тут
нечего, успокойтесь и рассказывайте»);

2)псевдоугрозы
(«Ну, если вы будете только плакать, у
нас ничего не получится»);

  1. советы, автоматически
    помещающие психолога «сверху», а клиента
    — «снизу» («Я считаю, что вам…», «Я
    посоветовал бы вам…», «На вашем месте
    я бы…», «Правильнее всего будет сделать
    так…»);

  2. псевдологические
    аргументы («Я чувствую себя так
    неуверенно, так робко в ее присутствии…»
    — «Ну, а что, собственно говоря, вам
    чувствовать себя неуверенно? С опытом
    все придет!»);

  3. чтение моралей
    или призывы к совести, долгу, нравственности
    («Я ничего не могу с собой поделать,
    хотя знаю, что он давно и прочно женат…»
    — «Но ведь это должно вас останавливать,
    Вы же не должны разрушать чужое счастье,
    чтобы построить свое?»);

  4. «постановка
    диагноза» («Не могу понять, почему в ее
    присутствии я робею и глупею…» —
    «Сейчас я вам объясню, почему у вас так
    получается…»);

  5. обвинение («И
    вот сейчас он бросает меня, я чувствую,
    как с каждым днем он от меня отдаляется…»
    — «Ну так ведь вы сами и виноваты,
    ведь…»);

  6. ложная похвала,
    которую психолог вынужден усиливать
    в случае сомнений клиента («На меня
    никто не обращает внимания, потому что
    я некрасивый…» — «Почему же? Вы по-своему
    очень даже красивый…» — «Вы это нарочно
    говорите, чтобы меня утешить…» — «Да
    нет же, говорю вам. Вы и в самом деле
    очень привлекательный…»);

  7. отрицание, снижение
    значимости проблемы («Не берите в
    голову…», «Да бросьте…», «Ну что вы, в
    самом деле… Вы же взрослый человек…»);

  8. отшучивание, уход
    от обсуждения, отстранение («Ну, не
    делайте из мухи слона», «Что, так
    серьезно?», «Да неужели…?», «Из-за таких
    пустяков?», «Сейчас не время говорить
    об этом…», «Оставим это до другого
    раза…», «Ну, сейчас это не так уж и
    важно…»);

  9. неуместные,
    задаваемые как бы не всерьез вопросы
    («Порой бывает так тяжело, что кажется,
    я этого не вынесу, наложу на себя руки…»
    — «Да неужели вы когда-то всерьез
    задумывались о самоубийстве?»);

  10. оценки и суждения,
    часто с применением житейских и
    фольклорных афоризмов, ассоциаций,
    понятных по большей части только самому
    консультанту, демонстрацией своей
    проницательности, «подлавливания»
    клиента («Какая-то нелепая ситуация…
    я вижу, вы чего-то не договариваете…»,
    «Ну, такого не может быть, наверное, вы
    чего-то не поняли…», «Все это —
    последствия вашего неправильного
    поведения» или «В последнее время сын
    совершенно отбился от рук…» — «Ну,
    маленькие детки — маленькие бедки, а
    большие детки… сами понимаете, так что
    ничего удивительного…»).

Фокусирование

В процессе
взаимодействия можно сфокусироваться
на самом клиенте
(«Вы чувствуете себя подавленным,
одиноким…», «Вы уверены,
что знаете, чего хотите именно вы?..»),
на другой личности из
его окружения («Расскажите побольше о
вашей жене…»’, «Что за человек
ваш тренер?»), на проблеме («Расскажите,
как это случилось…»,
«Попробуйте вспомнить, что именно вы
почувствовали…»), на консультанте («Мне
вспоминаются мои переживания, когда
умер муж…
Я понимаю, как вам сейчас тяжело и
одиноко…»), на общности
«консультант—клиент» («Итак, чего же
мы
сегодня
достигли?», «Мне
нравится,
как вы
рассуждаете»),
на социокультурном контексте
обсуждаемой проблемы («Это сейчас
тревожит всех, у кого
дети заканчивают школу», «Когда-то все
женщины приходят к необходимости
справиться с такими переживаниями…»).
Начинающие консультанты, слушая клиента,
часто сосредоточиваются на его проблеме,
вместо того
чтобы концентрироваться на нем
самом.

Фокусирование
(или фокус-анализ)
2

техника, позволяющая рассматривать
проблему в тех ракурсах, в которых ее
может видеть
клиент.
Консультант
лишь помогает ему сменить угол зрения.
В фокус-консультировании очень важно
добиться, чтобы клиент сформулировал
несколько «Я-высказываний», в которых
были бы отражены его собственные взгляды
на проблему и на ее переживание, поэтому
консультант прибегает к частому
использованию личных местоимений («вы»,
«ваше») и имени клиента. Фокус-анализ
всегда имеет дело с главной темой,
предложенной клиентом для обсуждения,
поэтому в той или иной форме она должна
присутствовать во всех высказываниях
клиента и консультанта.

Активное слушание
клиента может сопровождаться многократными
выяснениями
и
уточнениями,
которые
помогают сделать его высказывания
более понятным и развернутыми. Для этого
консультант использует реплики:
«Уточните, пожалуйста…», «Я не вполне
понимаю, что вы имеете в виду…», «Что
вы хотите этим сказать?», «Можете
объяснить поподробнее…» — или же может
задавать вопросы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Ошибки при внутреннем аудите
  • Ошибки при аквапринте
  • Ошибки при внедрении срм
  • Ошибки при адаптации нового сотрудника

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии