Дислалия — это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте. Неправильное произношение при дислалии проявляется в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Такое отклонение считается естественным явлением для речевого развития детей в возрасте с рождения до пяти лет из-за физиологической незрелости артикуляционного аппарата.
Здесь есть нюанс: если ребёнку три года, то он должен чисто произносить звуки [с], [з], [ц], если четыре — [ш], [ж], [ч], [щ], пять — [л]. Проблемы с произношением у ребёнка старше 5 лет (отсутствие, неправильное произношение, например, язык находится между зубами при произнесении звуков [с], [з], [ц]; замена их на другие, например, с-ш, з-ж, ч-ть – повод для срочного посещения логопеда.)
При диагностировании дислалии специалист изучает состояние фонематических процессов, общей, ручной моторики, строение и подвижность речевого аппарата. Для восстановления нормального звукопроизношения у ребёнка может потребоваться консультация других специалистов — стоматолога, отоларинголога, невропатолога.
Без специальной подготовки сложно определить причины дислалии и подобрать коррекционные упражнения, соответствующие структуре дефекта, поэтому родителям детей с такой патологией редко удаётся самостоятельно исправить произношение ребёнка. Лучше всего обратиться с этой проблемой к специалисту, владеющему коррекционными методиками. Например, существует около 50 способов постановки звука Р, каждый из которых может быть, как эффективным, так и бесполезным у конкретного ребёнка с таким дефектом.
Ниже расскажем что такое дислалия у детей и какие методы её устранения существуют (иногда применяют термин «лечить», но это не совсем корректно).
Виды дислалии
В зависимости от причины вызвавшей нарушение, выделяют следующие виды дислалии:
- Функциональная форма характеризуется возрастной незрелостью артикуляционного аппарата. Мышцы языка, губ, мягкого нёба ещё недостаточно окрепли для того, чтобы выполнять точно скоординированные движения, необходимые для произношения отдельных звуков. Эта форма дислалии также встречается у детей, контактирующих со взрослыми или детьми с дефектами речи, при «сюсюканьи» родителей, в семьях, где речевому развитию ребёнка не уделяют должного внимания.
- Функциональная дислалия, в свою очередь, делится на акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую формы. В первом случае нарушено восприятие и воспроизведение звуков по акустическому признаку (твёрдые-мягкие, глухие-звонкие), во втором их часть заменяется сходными по артикуляции фонемами (машина-масина, ряба-ляба). При артикуляторно-фонетической форме дислалии искажение правильного произношения обусловлено неправильными позициями органов артикуляции (картавость).
- Механическая (органическая) дислалия возникает в результате нарушения строения речевого аппарата – узкое и высокое «готическое» нёбо, короткая уздечка языка, препятствующая артикуляции звуков верхнего подъёма и другие дефекты. Такая форма дефекта может иметь наследственный характер. Достаточно часто, одновременно с механическим видом, диагностируется физиологическая дислалия.
Существуют понятия простая и сложная дислалия. При постановке диагноза выделяют мономорфная дислалия включающую в себя минимальное количество простых дефектов произношения и полиморфную разновидность. Полиморфная дислалия имеет в основе нарушения артикуляции и различения большого количества звуков.
Классификация дислалии в зависимости от искажения артикуляции:
- Ротацизм — характеризуется неправильным произношением твёрдого и мягкого [р].
- Йотацизм — дефект произношения йот [j].
- Хитизм — неправильное произношение твёрдого и мягкого [х].
- Каппацизм — нарушенное произношение твёрдого и мягкого [к].
- Гаммацизм — нарушенное произношение твёрдого и мягкого [г].
- Сигматизм — нарушение артикуляции свистящих и шипящих [с, з, ц, ж, ш, ч, щ].
- Ламбдацизм — дефект произношения твёрдого и мягкого [л].
Причины появления нарушения речи
Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.
В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:
- расщелина твердого неба – «волчья пасть»;
- расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;
- неправильный прикус – прогения или прогнатия;
- отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;
- короткая подъязычная связка («уздечка»);
- слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);
- неправильное строение челюстно-лицевых костей;
- недоразвитость нижней челюсти.
Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.
Причины функциональной дислалии:
- ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;
- нарушение фонетического восприятия;
- ММД, задержка психического развития в анамнезе;
- задержка развития речи;
- неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.
Симптомы проявления нарушения
Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы в восприятии и воспроизведении звуков детьми, хотя в практике логопеда чаще встречаются случаи, когда родители не замечают все отклонения в произношении их ребёнком.
При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа). Если разница в артикуляции незначительна, и звуки образуются в одном и том же месте, например: вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба), вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.
Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука, хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки каСя в слове каша), то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации. В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.
Замены и смешение фонем относится к фонематическим дефектам, искажение звуков – к фонетическим видам патологии.
Диагностика нарушения речи
Для определения дефектных звуков логопед предлагает ребёнку повторить за ним слова или назвать то, что изображено на картинке. Данный материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Мало того, звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учтены также мягкие и твёрдые согласные.
Родители должны подготовиться к тому, что логопеду могут потребоваться сведения о наличии или отсутствии патологий беременности и родов. Специалист может назначить дополнительные обследования у других специалистов (проверку зрения, слуха, особенностей психического развития). При диагностировании у ребёнка тугоухости, кроме логопеда, ему понадобится помощь и отоларинголога.
Диагностика включает в себя ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме патологии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.
Методы коррекции дислалии
Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. Вначале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам.
Базовые звуки для разных групп:
- С – для свистящих, далее З, Сь, Зь, Ц;
- Ш – для шипящих, далее Ж, Ч, Щ;
- К – для заднеязычных, далее Г. Х. Кь, Гь, Хь.
Этапы постановки звуков:
- подготовительный;
- постановка;
- автоматизация фонемы в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
- дифференциация смешиваемых или заменяемых звуков.
Подготовительный этап
На этом этапе артикуляционный аппарат подготавливается к восприятию и воспроизведению фонемы.
Направления работы:
- отработка речевого дыхания;
- развитие фонематического слуха;
- отработка правильного артикуляционного уклада речевого аппарата;
- работа над мелкой моторикой рук;
- отработка опорных звуков.
Ребёнок под руководством логопеда разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством различных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.
Постановка
На этом этапе соединяются все достижения по освоению правильной артикуляции, направленной воздушной струи, голоса. Существует игровой способ постановки звука, осознанный способ по подражанию и механический способ укладывания органов артикуляции в нужную позицию при помощи специальных инструментов. Логопед избегает называть звук, над которым он работает вместе с ребёнком, чтобы в сознании малыша не закрепился старый, неверный стереотип. Итог этого этапа – правильное произношение ребёнком звука без любой помощи.
Автоматизация
Для закрепления поставленного звука в речи его сначала отрабатывают или в открытых слогах в сочетании с гласными А, О, У, Ы (ла, ча, лы, ши), или в закрытых слогах (ас, ар, ац, ещ). Далее звук ставят в положение между двумя гласными (аша, ушу, озо, узу), в слоги с несколькими согласными рядом (шка, ску, тла, рба).
После автоматизации в слогах, приходит очередь автоматизации звука в начале, конце, середине слова. Каждое слово или название картинки проговаривают до 5 раз и повторяют этот урок дома. В начале автоматизации звук, над которым работают, слегка выделяется силой голоса и длительностью произношения, затем этот приём не используют.
После отработки звука в словах подбирают речевой материал для его автоматизации в предложениях, стихотворениях, в прозе, в обычной речи.
Дифференциация
На этом этапе ребёнка учат различать звуки, которые он смешивает, и правильно их произносить. Логопед обращает его внимание на разницу в положении органов артикуляции при произношении звуков, сходных акустически и по двигательным признакам, различать их на слух.
Дифференциация происходит последовательно – звуки различают сначала изолированно, затем в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.
Родителям нужно помнить, что недоразвитие фонематического слуха перейдёт во время обучения в школе в такие сложные патологии, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Их коррекция гораздо сложнее и продолжительнее, чем коррекция дислалии. Нарушения речи негативно влияют на развитие памяти, внимания, мышления, речевого слуха, поэтому родителям ребёнка с дефектным произношением следует как можно раньше обратиться за профессиональной помощью.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Это значит, что отклонение не связано с нарушением слуха или повреждениями головного мозга. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка.
Дислалия у детей проявляется отсутствием звуков в речи, либо происходит их замена, смешение или искажение. При наличии подобной симптоматики обязательно проведение логопедического обследования с целью изучения подвижности, строения речевого аппарата, обследования фонетического слуха. Важно понимать, что коррекция дислалии должна проводиться своевременно, потому что это нарушение может привести к дислексии и дисграфии, при этом оно серьезно затрудняет коммуникацию ребенка с окружающими его людьми.
Дислалия считается наиболее часто встречающимся нарушением речи у детей. Характеризуется оно нарушением произношения звуков, а также патологическим их употреблением. При этом органические патологии слуха и нервной системы отсутствуют.
Наибольший процент детей с дислалией выявляется именно в дошкольный период. По разным оценкам специалистов, этот показатель составляет 25-30% (некоторые источники говорят о 50%). В младших классах количество детей составляет 17-20% от общего числа, в старшем возрасте – порядка 1%.
В структуре дислалии больше всего выделяются полиморфные нарушения при звукопроизношении, которые препятствуют дальнейшему овладению письменной речью. Особенность дислалии заключается в том, что ребенок может использовать все падежи правильно, его словарный запас будет находится на нормальном уровне, и он может выговаривать до 90% звуков, но иметь серьезные проблемы с оставшимися 10%. Это говорит об избирательности данного нарушения.
Специалисты выделяют две основные формы дислалии – функциональную и механическую (органическую).
Функциональная дислалия проявляется в нарушении воспроизведения фонем, при этом нарушения артикуляционного аппарата отсутствуют. Она делится на 3 вида:
- Моторная. Моторная дислалия возникает по причине нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звуки ребенок подбирает правильно.
- Сенсорная. Характеризуется теми же нарушениями, но в речеслуховом анализаторе. Ребенок испытывает проблемы в слуховом различении звуков, которые схожи по произношению: шипящие и свистящие, твердые и мягкие, глухие и звонкие.
- Сенсомоторная. В этом случае присутствует оба варианта нарушений, т.е. происходят искажения и замены звуков.
От несформированности тех или иных звуков, можно выделить следующие виды дислалии:
- Акустико-фонематическая дислалия. Ребенок не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносятся правильно, но встречаются либо пропуски, либо замены звуков.
- Артикуляторно-фонематическая дислалия. Наблюдается нарушение фонематического слуха, поэтому ребенок использует «неправильные» звуки при произношении.
- Артикуляторно-фонетическая дислалия. Характеризуется нарушениями звукового оформления речи из-за неправильно сложившихся артикуляторных позиций. При этом ребенок правильно воспринимает звуки на слух.
Существует классификация нарушения и по степени тяжести – простая и сложная дислалия. При простой нарушено от 1 до 4 звуков, при сложной – более 4.
В каждой из этих категорий можно выделить виды дислалии по тому, какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все проблемные звуки находятся в одной группе (свистящие или только шипящие), то это мономорфная дислалия, а если из разных, то полиморфная:
- Ротацизм – проблемы со звуком Р и Р’.
- Ламбдацизм – Л и Л’.
- Йотацизм – проблемы со звуком Й.
- Сигматизм – проблемы с произношением и свистящих, и шипящих звуков.
- Каппацизм – К и К’.
- Гаммацизм – Г и Г’.
- Хиттизм – проблемы с Х.
Помимо этого, встречаются нарушения озвончения и оглушения, когда ребенок заменяет парные глухие звонкой и наоборот, а также дефекты твердости и смягчения, когда парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.
Механическая дислалия (органическая) обусловлена органическими патологиями органов речи:
- Короткая уздечка языка.
- Нарушенная зубочелюстная система. Сюда могут быть включены различные патологии: неправильный прикус, слишком развития верхняя челюсть по сравнению с нижней, большой промежуток при смыкании челюстей и т.д.
- Слишком массивный язык (макроглоссия) или, напротив, слишком узкий и маленький (микроглоссия).
- Утолщенные губы с ограничением их подвижности.
- Неправильно сформированное нёбо (узкое, плоское, высокое)
Исходя из классификации дислалии, причины данного нарушения бывают органическими и функциональными. Органические – это патологии органов речи (зубов, языка и т.д.).
К функциональным относятся те причины, которые не связаны с анатомическими дефектами, но они негативно влияют на развитие речи:
- Биологические. Сюда входит энцефалопатия, общая слабость, когда ребенок часто болеет. Различные нарушения психоэмоциональной сферы, которые приводят к отставанию формирования фонематического слуха, задержке психоречевого развития и т.д.
- Социальные. Сюда входит педагогическая запущенность, наличие в окружении ребенка людей, имеющих различные расстройства речи. Негативное влияние на речь ребенка оказывает «сюсюканье» родителей, а также билингвизм в окружении.
Нарушения звукопроизношения при дислалии сводятся к следующим дефектам: замены, пропуски, смешения и искажения звуков.
Ребенок может заменять фонемы на произвольные, хаотично, вне зависимости от структуры слова.
Под пропуском звука понимается его полное выпадение в той или иной позиции: в начале, середине или в конце слова.
Под смешением звуков понимается такое нарушение, когда постоянно путаются два правильно произносимых звука в речевом потоке.
Искажение – это ненормативное произношение, использование в речи звуков, которые отсутствуют в фонетической системе русского языка. Как правило, такие нарушения встречаются при механической дислалии.
Диагностика начинается с подробного выяснения особенностей течения беременности, перенесенных матерью заболеваний, особенностей родов. Большое значение имеют болезни, которые ребенок перенес в раннем возрасте.
После выяснения всех этих факторов, логопед переходит к непосредственному осмотру ребенка. Проводится оценка строения органов артикуляционного аппарата, уровня их подвижности.
Проводится анализ звукопроизношения, определение имеющихся речевых дефектов (их степень тяжести и характер). Особое внимание уделяется способности дифференцировать звуки на группы.
Механическая дислалия характеризуется патологиями органов речи, поэтому необходимо консультация ортодонта и стоматолога.
Коррекция состоит из нескольких этапов: подготовительный, этап формирования первичных произносительных навыков, а также коммуникативных навыков.
Подготовительный этап при механической дислалии заключается в устранении имеющихся анатомических дефектов (исправление прикуса, пластика короткой уздечки). При функциональной (моторной) дислалии проводится логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. При сенсорной форме основная задача – это развитие фонематических процессов.
Формирование навыков произношения заключается в постановке изолированных звуков, их автоматизации в слогах, словах, предложениях. Помимо этого, проводится дифференциация звуков.
Формирование коммуникативных навыков – это этап, который предполагает закрепление результатов от предыдущей коррекционной работы. Важно сформировать навыки правильного употребления звуков в ситуативной, монологической и диалогической речи.
Коррекционная работа может продолжаться от нескольких месяцев до года, в зависимости от тяжести нарушения. Успешность коррекции зависит от своевременности обращения за квалифицированной помощью, сложности самого случая, а также индивидуальных особенностей ребенка.
Дислалия выражается в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Она проявляется при сохранном слухе и интеллекте и не считается нарушением до пяти лет.
Дислалия — это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте. Неправильное произношение при дислалии проявляется в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Такое отклонение считается естественным явлением для речевого развития детей в возрасте с рождения до пяти лет из-за физиологической незрелости артикуляционного аппарата.
Здесь есть нюанс: если ребёнку три года, он должен чисто произносить звуки [с], [з], [ц], если четыре — [ш], [ж], [ч], [щ], пять — [л]. Проблемы с произношением в речи у ребёнка старше 5 лет – повод для срочного посещения логопеда (отсутствие, неправильное произношение, например, язык находится между зубами при произнесении звуков [с], [з], [ц]; замена их на другие, например, с-ш, з-ж, ч-ть).
При диагностировании дислалии логопед изучает состояние фонематических процессов, общей, ручной моторики, строение и подвижность речевого аппарата. Для восстановления нормального звукопроизношения может потребоваться консультация других специалистов — стоматолога, отоларинголога, невропатолога.
Без специальной подготовки сложно определить причины дислалии и подобрать коррекционные упражнения, соответствующие структуре дефекта, поэтому родителям детей с этим речевым нарушением редко удаётся самостоятельно исправить произношение ребёнка. Например, существует около 50 способов постановки звука «Р», каждый из которых может быть, как эффективным, так и бесполезным у конкретного ребёнка.
Ниже расскажу что такое дислалия у детей, какие методы её коррекции существуют (иногда применяют термин «лечение дислалии», но это не совсем корректно).
Виды дислалии
В зависимости от причины вызвавшей нарушение, выделяют следующие виды дислалии:
- Функциональная форма характеризуется возрастной незрелостью артикуляционного аппарата. Мышцы языка, губ, мягкого нёба ещё недостаточно окрепли для того, чтобы выполнять точно скоординированные движения, необходимые для произношения отдельных звуков. Эта форма дислалии также встречается у детей, контактирующих со взрослыми или детьми с дефектами речи, при «сюсюканьи» родителей, в семьях, где речевому развитию ребёнка не уделяют должного внимания.
- Функциональная дислалия, в свою очередь, делится на акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую формы. В первом случае нарушено восприятие и воспроизведение звуков по акустическому признаку (твёрдые-мягкие, глухие-звонкие), во втором их часть заменяется сходными по артикуляции фонемами (машина-масина, ряба-ляба). При артикуляторно-фонетической форме дислалии искажение правильного произношения обусловлено неправильными позициями органов артикуляции (картавость).
- Механическая (органическая) дислалия возникает в результате нарушения строения речевого аппарата – узкое и высокое «готическое» нёбо, короткая уздечка языка, препятствующая артикуляции звуков верхнего подъёма и другие дефекты. Такая форма дефекта может иметь наследственный характер. Достаточно часто, одновременно с механическим видом, диагностируется физиологическая дислалия.
Существуют понятия простая и сложная дислалия. При постановке диагноза выделяют мономорфную дислалию, включающую в себя минимальное количество простых дефектов произношения, и полиморфную, в основе которой нарушения артикуляции и различения большого количества звуков.
Классификация дислалии в зависимости от искажения артикуляции:
- Ротацизм — характеризуется неправильным произношением твёрдого и мягкого [р].
- Йотацизм — дефект произношения йот [j].
- Хитизм — неправильное произношение твёрдого и мягкого [х].
- Каппацизм — нарушенное произношение твёрдого и мягкого [к].
- Гаммацизм — нарушенное произношение твёрдого и мягкого [г].
- Сигматизм — нарушение артикуляции свистящих и шипящих [с, з, ц, ж, ш, ч, щ].
- Ламбдацизм — дефект произношения твёрдого и мягкого [л].
Причины этого нарушения речи
Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.
В большинстве случаев диагноз ставится детям с проблемами в строении речевого аппарата:
- Расщелина твёрдого неба – «волчья пасть»;
- Расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;
- Неправильный прикус – прогения или прогнатия;
- Отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;
- Короткая подъязычная связка («уздечка»);
- Слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);
- Неправильное строение челюстно-лицевых костей;
- Недоразвитость нижней челюсти.
Причины функциональной дислалии:
- Ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;
- Нарушение фонетического восприятия;
- ММД, задержка психического развития в анамнезе;
- Задержка развития речи;
- Неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.
Диагностика дислалии
Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы восприятия и воспроизведения звуков детьми, хотя в моей практике часто встречаются случаи, когда родители не замечают отклонения в произношении их ребёнком.
Симптомы дислалии:
- При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа), вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба), вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.
- Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки вроде «каСя» в слове каша), то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации.
- В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.
Обследование ребёнка и выявление у него дислалии осуществляет логопед в процессе речевой диагностики, проводимой в игровой форме. Например, для определения дефектных звуков ребёнку предлагается повторить слова или назвать, что изображено на картинке. Материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учитываются мягкие и твёрдые согласные.
Логопедическое обследование также включает ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме дислалии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.
Логопед может рекомендовать дополнительные обследования у других специалистов (проверку слуха, зрения, особенностей психического развития). При намёке на тугоухость обязательна помощь отоларинголога.
Коррекция дислалии
Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. В начале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам. Так избавление дислексии проходит быстрее и эффективнее.
Базовые звуки для разных групп:
- С – для свистящих, далее З, Сь, Зь, Ц;
- Ш – для шипящих, далее Ж, Ч, Щ;
- К – для заднеязычных, далее Г. Х. Кь, Гь, Хь.
Минимальное количество занятий с логопедом при дислалии – 2 раза в неделю. Ежедневно родители должны закреплять изученный с педагогом материал, выполняя задания. Ожидаемый результат виден через 2–3 месяца работы. Срок зависит от возраста ребёнка, структуры дефекта, количества нарушенных звуков, регулярности занятий и квалификации логопеда.
Постановку звуков можно разделить на 4 этапа: подготовительный, непосредственно постановка, автоматизация произношения, дифференциация смешиваемых или заменяемых звуков.
Подготовительный этап
На этом этапе артикуляционный аппарат ребёнка подготавливается к восприятию и воспроизведению фонемы.
Направления работы:
- Отработка речевого дыхания;
- Развитие фонематического слуха;
- Отработка правильного артикуляционного уклада речевого аппарата;
- Работа над мелкой моторикой рук;
- Отработка опорных звуков.
Ребёнок под руководством логопеда разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством различных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.
Постановка звуков
На этом этапе соединяются все достижения по освоению правильной артикуляции, направленной воздушной струи и голоса.
Логопед избегает называть звук, над которым он работает вместе с ребёнком, чтобы в сознании малыша не закрепился старый, неверный стереотип. Итог этого этапа – правильное произношение ребёнком звука без любой помощи.
Автоматизация
Для закрепления поставленного звука в речи он сначала отрабатывается в открытых слогах в сочетании с гласными А, О, У, Ы (ла, ча, лы, ши), или в закрытых слогах (ас, ар, ац, ещ). Далее звук ставится в положение между двумя гласными (аша, ушу, озо, узу), в слоги с несколькими согласными рядом (шка, ску, тла, рба).
После автоматизации в слогах приходит очередь автоматизации звука в начале, конце, середине слова. Каждое слово или название картинки проговаривают до 5 раз и повторяют этот урок дома. В начале автоматизации звук, над которым работают, слегка выделяется силой голоса и длительностью произношения, затем этот приём не используют.
После отработки звука в словах подбирают речевой материал для его автоматизации в предложениях, стихотворениях, в прозе, в обычной речи.
Дифференциация
На этом этапе ребёнка учат различать звуки, которые он смешивает, и правильно их произносить. Логопед обращает его внимание на разницу в положении органов артикуляции при произношении звуков, сходных акустически и по двигательным признакам, различать их на слух.
Дифференциация происходит последовательно – звуки различают сначала изолированно, затем в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.
Родителям нужно помнить, что недоразвитие фонематического слуха перейдёт во время обучения в школе в такие сложные патологии, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Их коррекция гораздо сложнее и продолжительнее коррекции дислалии.
Нарушения речи также негативно влияют на развитие памяти, внимания, мышления, речевого слуха, поэтому родителям ребёнка с дефектным произношением следует как можно раньше обратиться за профессиональной помощью.
В самом начале работы врач составляет план решения следующих задач:
— Логопед должен наладить с пациентом дружескую связь, расположить к себе и адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям;
— Формирование осознанности ребенка к занятиям;
— Развить память и внимание;
— Обучить распознаванию фонем;
— Сформировать двигательные речевые навыки.
Подготовительный этап разделяют на следующие направления:
— Формирование фонематических процессов;
— Формирование артикуляционной моторики;
— Формирование мелкой моторики рук;
— Закрепить опорные звуки.
Развитие фонематических процессов.
Прежде чем приступить к развитию фонематических процессов, необходимо сформировать у пациента представление о звуке, который ему необходимо поставить. Нужно обучить ребенка различать конкретные звуки от похожих за звучанием.
Особенностями данной задачи выделяют:
1. Сначала нужно сформировать осознанную вовлеченность ребенка в процесс лечения;
2. Развитие восприятия фонем следует проводить в начале на материале слов.
3. Помочь пациенту отличать услышанные звуки в речи
Учитывая, что изначально артикуляционный уклад определенного звука не сформирован, невозможно работать над его различием. Однако, этот вид лечения на подготовительном этапе необходим, поэтому проводить его стоит на примере сохранных пар звуков в словах.
Чтобы научить различать определенный звук от его субститута, необходимо произносить его в восприятии.
Стоит запретить воспроизведение речевого материала с дефектным звуком, пока фонема не поставлена. Для этого необходимо изучение звукового состава слов. С этой целью пациентам дают задания на определение места звука в слове. Важно учитывать, что подобные здания должны проводиться только на материале гласных и простых согласных.
Из этого исходит что развитие фонематических процессов на подготовительном этапе проводится в следующих направлениях:
1. Восприятие – различение и восприятие звуков на слух;
2. Произношение – отработка речи на материале сохранных звуков.
Развитие артикуляционной моторики
Так как, при любой форме дислалии нарушено произношение звуков, необходимо поставить корректный артикуляционный уклад либо сформировать недостающие артикуляционные движения.
Грубые моторные нарушения отсутствуют, а значит тонус мышц в порядке. Однако у пациента не сформированы только отдельные произвольные артикуляционные движения. В таком случае развитие моторики должно быть произвольным, осознанным и направленным на развитие новых речевых укладов. С этой целью, логопед формирует недостающие артикуляционные уклады согласно зрительному подражанию. Перед зеркалом ребенку демонстрируют необходимую позу органов артикуляции. Если возникают трудности, логопед помогает пациенту, с помощью пальцев или шпателя. Если же ребенок при этом все ровно не может физически подражать врачу, то проводится артикуляционная гимнастика.
Целями артикуляционной гимнастики выделяют:
1. Формирование кинестетических ощущений от движений речевого аппарата;
2. Создание артикуляционной позы.
Артикуляционная гимнастика развивает и формирует подвижность артикуляционных органов. Для этого логопеды применяют в своей практике: упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба и так далее. Логопедическая артикуляционная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.
Статические занятия формируют умение создать и удержать нужную артикуляционную позицию. А динамические тренировки развивают оперативную переключаемость, динамичность и плавность движений.
В работе с языком используется упражнение «Иголочка», для него необходимо следовать инструкции:
— Приоткрыть рот
— Высунуть язык вперед
— Удерживать, считая про себя до 10
Еще одним динамическим упражнением является упражнение «Часики»: язык должен попеременно касаться левого и правого уголка рта, под счет раз – два.
Вышеописанные занятия должны выполнятся по команде, чтобы они были осознанными.
Во время работы с гимнастикой, логопед обязан выработать следующие качества:
1. Четкость выполнения упражнений. Качество определяется месторасположением формы речевого органа.
2. Структурированность и плавность движений. Упражнение должно выполнятся без лишних движений и толчков
3. Сохранять темп. Изначально задание нужно выполнять медленно, а затем быстрее. Пациент обязан научится самостоятельно менять темп артикуляционных движений
4. Закрепление результата. Артикуляционная поза должна удерживаться до 15 секунд
5. Переключаемость. Смена движений должна происходить плавно, но быстро
6. Движения органов симметрично к правой и левой стороне
При проведении артикуляционной гимнастики, необходимо соблюдать следующие требования:
1. Проводить занятия со статическими и динамическими упражнениями
2. Занятия с сочетанием языка и губ
3. Длительность занятий должна быть небольшой, чтобы не переутомить ребенка
4. Нужно развить самоанализ кинестетических ощущений со звучанием
5. Гимнастика должна проводиться в игровой форме
6. Задания выполняются в положении сидя, чтобы руки и мышцы были расслаблены
7. Постепенно усложняют артикуляционные занятия
8. Занятия проводятся перед зеркалом
Для определения содержание артикуляционных упражнений необходимо:
1. Разобрать обобщенный звук на движения
2. Определить неправильное произношение
3. Сформировать нужный уклад, посредством артикуляционных упражнений
4. Поработать с определенными частями уклада, с помощью дифференцированной артикуляционной гимнастики.
Как только отдельные движения отработаны – их необходимо соединить. Далее к упражнениям подключается воздушная струя и проработка голосовых складок.
С целью устранения губно-зубного произношения, используют следующие упражнения, для языка:
1. Придерживать язык на нижней губе и удерживать его на протяжении 5 секунд
2. Обнять языком верхнюю губу и удерживать эту позицию
3. Обнять языком верхнюю губу и закрыть языком рот в виде «ложечки» — рот закрыть после этого
Упражнения для губ:
1. Обнажить нижнюю челюсть, опустив нижнюю губу и удерживать на протяжении 5 секунд
2. Удерживать губы трубочкой на протяжении 5 секунд
3. Сделать губы трубочкой, а затем улыбнутся. Повторять попеременно меняя позицию губ под счет раз-два.
Как только упражнения должны выполнятся четко и грамотно, логопед предлагает ребёнку сделать одновременно две артикуляционные позиции и подышать или подуть, чтобы услышать звук «ш». Если звук звучит все еще не четко, работа по его уточнению продолжается с помощью дополнительных артикуляционных позиций.
Далее важно сформировать воздушную струю, для этого следуют инструкции:
1. Надуть щеки и удерживать в них воздух
2. Попеременно переносить воздух с одной щеки в другую
3. Втянуть щеки
Развитие мелкой моторики кистей рук
Обычно, при дислалии нарушены движения кистей рук. Для развития функций кистей рук, в практике используют мозаики, шнурование, застёгивание пуговиц, рисование, работа с ножницами, пластилином, действия с мелкими предметами и так далее.
Отработка опорных звуков
При дислалии сохраняются гласные и согласные звуки. Если артикуляция согласных и гласных некорректная, то проводится постановка нужных звуков, а затем их использование с укладами сложных звуков. К слову, звуки «ф», «в» — опорные для свистящих и шипящих фонем. По форме образования они щелевые, для их воспроизведения необходима длительная, определенно направленная, воздушная струя. Звуки «ф», «в» являются одними из самых легких в произношении. Если пациент овладевает губно-зубными звуками, то автоматически развивается правильное произношение свистящих и шипящих звуков. Если эти фонемы неточные, то причина этому слабые артикуляционные мышцы губ. В данном случае, нужно формирование воздушной струи, которая необходима и для воспроизведения щелевых звуков.
Если ребёнок не может придержать кончик языка за верхними зубами и произносит их между зубами, то при произнесении фонем «р», «л» или шипящих звуков – язык точно также будет между зубами.
Если кончик языка пациента не может удерживаться между зубами, то будут страдать свистящие звуки.
Работая над артикуляцией звука «т», формируется правильный уклад звука «с». А если при этом соединить переднюю часть спинки языка с верхними резцами, то получиться звук «ц».
При работе со звуком «с», врач добивается целенаправленной воздушной струи, которая продвигается по середине языка. Соответственно, при отработке опорных звуков развивается двигательная и слуховая часть речи. Благодаря этому формируется анализ и синтез словосочетаний для быстрой автоматизации нарушенного звука.
На текущем этапе, логопед помогает сформировать правильное произнесение звука на специальном речевом материале. Для этого ставятся следующие задания: постановка звуков, их использование в речи, умение отбирать звуки, не смешивая их между собой.
Для постановки звуков используют 3 приёма: подражание, с механической помощью и смешанный.
Подражание представляет собой сознательные попытки ребенка выделить артикуляцию, благодаря которой произноситься звук, услышанный от логопеда. Первый метод дополняется пояснениями врача о том, какая позиция необходима в том или ином случае. После успешного выполнения описанных задач, врач использует прием постепенного поиска нужной артикуляции, который приводит к правильной постановке шипящих звуков, парных звонких и парных мягких.
Постановка звука с механической помощью, представляет из себя механическое воздействие на органы артикуляции специальными инструментами. Логопед просит воспроизвести фонему и повторить несколько раз, а во время повторения он меняет артикуляционный уклад звука, с помощью пальцев или зонда. Благодаря этому получается другой звук. Изначально ребенок не осуществляет какие-либо действия, но со временем он без механической помощи сможет принимать правильную позу, помогая себе шпателем или пальцем.
Смешанный способ объединяет два предыдущих. В данном случае главными инструментами является – подражание и объяснение. В данном случае логопед только объясняет ребенку какую артикуляционную позу ему необходимо принять, и ребенок самостоятельно воспроизводит её. Благодаря этому ребенок активен и быстрее запоминает, и воспроизводит звук в дальнейшем без механической помощи.
Процесс автоматизации звука проходит, с помощью тренировок на специально отобранных фразах с несложным фонетическим составом. С целью тренировки, используются слова с нужным звуком в начале, в конце или середине. Для начала прорабатывается звук в начале слова перед гласным, а затем глухой в конце. Под конец прорабатывается звук в середине, потому что он самый трудный.
Как только звуки в простых словах отработаны, можно перейти к произношению звука в слове с согласными. С целью автоматизации используют приемы подражания, то есть, отраженного повторения, а также самостоятельного проговаривания слов с изображения. Стоит не только ограничивать ребенка тренировками, стоит вводить игры и творческие задания, это поможет быстрее перейти от произнесения отдельных слов к самостоятельному формированию словосочетаний и высказываний.
Для работы над автоматизацией звука вовлекают только один конкретный звук. При сложной степени дислалии можно вовлечь и несколько артикуляционно контрастных звуков. Важно именно контрастные, чтобы избежать интерференции.
В случае, если пациент не может воспроизводить противопоставленные звуки, то можно начать с одновременного подключения всех звонких фонем.
При затруднениях, отрабатывать стоит сначала фрикативные звонкие, а потом глухие. Зачастую, во время автоматизации пациент самостоятельно включает в свою речь поставленный звук. При условии, что ребенок, не смешивает звук с другими больше нет нужды в дальнейшей работе над ним.
Иногда бывают случаи, когда необходима продолжительная работа над звуком. Зачастую, связанная с его разграничением от других звуков. Пациента просят на слух различать попарные слова с новым звуком, а также с заменяемой фонемой. Также полезны занятия по произношению слов-паронимов, каждое из таких слов необходимо ввести в какой-то контекст. С этой целью проводят занятий, при которых просят отобрать картинки в названии или описании которых, содержится звук с, а затем выбрать со звуком ш. Ещё одним занятием предлагают разбор изображений по группам: с одной стороны рисунок за звуком с, а справа со звуком ш.
Полезными являются задания с самостоятельным подбором слов, в которых содержится определенный звук. Дети дошкольного возраста подключают к коррекционной работе – письмо.
Дислалия
-
Опубликовано: 2 сентября 2018 -
Статья обновлена: 26 мартa 2023
Дислалия – расстройство речи, выраженное в искажении, замещении, отсутствии, замене звуков устной речи при сохранении словарного запаса, понимания грамматического строя, иннервации артикуляционного аппарата, нормального слуха (отклонение не связано с повреждениями головного мозга или потерей слуха). Термин произошёл от греческого «lalia» — речь и приставки «дис», характеризующей отклонение от нормы.
Дислалия у детей — обычное явление для дошкольников, которым требуются занятия с логопедом (классический пример, замена буквы «р» буквой «л»). Расстройство звукопроизношения не накладывает изменений на интеллект, но может привести к дисграфии или дислексии, а также затрудняет коммуникацию, поэтому требует своевременного лечения.
Работа специалиста в клинике НИАРМЕДИК заключается в обследовании строения речевого аппарата и его подвижности, выявлении качества фонематического слуха, звукопроизношения, при необходимости к диагностическому процессу привлекается стоматолог, отоларинголог, невролог, чтобы исключить другие причины проблемы. Правильное произношение можно поставить в любом возрасте, никогда не поздно обратиться к логопеду. Коррекция заболевания проводится в три этапа – подготовительный, формирование первичных навыков в произношении, автоматизации звукопроизношения в устной речи.
Цены
-
Индивидуальное занятие логопеда
2 740
₽ -
Прием (консультация) логопеда первичный
2 740
₽ -
Прием (консультация) логопеда повторный
2 740
₽
Распространенность проблемы
Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах – 17-20%, и в старшем возрасте – 1%. Занятия с логопедом требуется и взрослому населению, перенесшему инсульты, ЧМТ, рассеянный склероз.
Чаще всего встречаются сочетанные нарушения звукопроизношения, препятствующие дальнейшему овладению письменной речью. При этом словарный запас может пополняться согласно возрасту, все падежи используются правильно, структура формирования слогов не нарушается, речь развита на высоком уровне.
Классификация дислалии
Две основные группы в том заболевании — механическая (органическая) и функциональная дислалия, первая связана с дефектами анатомического строения органов речи, вторая с социальными факторами или нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга (они обратимы).
Функциональная дислалия
Функциональная дислалия делится на три типа:
- моторную -в центральных отделах речедвигательного анализатора;
- сенсорную –в центральных отделах речеслухового анализатора;
- сенсомоторную – при одновременном наличии и того, и другого варианта.
При моторном типе возникает фонетический дефект (не воспроизводятся артикуляторные признаки звуков), то есть губы и язык движутся неточно, поэтому звуки получаются лишь приблизительными, происходят нарушения артикуляции. При сенсорном типе возникает фонематический эффект (не различаются акустические признаки звуков) — человеку сложно на слух отличить акустически схожие фонемы (твердые/мягкие, шипящие/свистящие и т.д.), поэтому он заменяет и смешивает звуки, что мешает овладению письменной речью, и приводит в будущем к дисграфиям.
В соответствии с вышеперечисленными вариантами возникает 3 группы:
- акустико-фонематическая дислалия;
- артикуляторно-фонематическая;
- артикуляторно-фонетическая.
Последние две группы объединяются под названием артикуляторная дислалия, а первые две под термином фонематическая дислалия.
В любой из этих категорий возможны разные степени сложности заболевания — сложная дислалия (неправильное произношение более 4 звуков) и простая.
В каждой из перечисленных категорий можно выделить виды дислалии еще по одному признаку – какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все путаемые и непроизносимые звуки находятся в одной группе (например, только шипящие или только свистящие), имеет место мономорфная дислалия, а если из разных – полиморфная.
Фонетическая дислалия делится на несколько узких подтипов в зависимости от фонетических дефектов произношения звуков разных групп:
- ротацизм – неправильное произношение согласных [р] и [р’];
- сигматизм – проблемы с шипящими [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящими [с], [с’], [з], [з’]
- ламбдацизм – неправильное произношение [л] и [л’];
- гаммацизм – трудности в использовании [г] и [г’];
- хитизм – недостатки в согласных [х] и [х’];
- каппацизм – речевые проблемы со звуками [к] и [к’];
- йотацизм – неправильное произношение [й];
- дефекты оглушения и озвончения – когда ребенок или взрослый заменяет парные глухие звонкой и наоборот;
- дефекты твердости и смягчения – парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.
Существуют и такие понятия как парагаммацизм, парасигматизм, когда имеется дополнительный фонематический дефект (звук заменяется на другой). Нарушения при дислалии могут быть сложными и комбинированными, например, ламбдацизм комбинируется с ротацизмом, сигматизм с ротацизмом, и они оба еще с дефектами смягчения.
Причины заболевания в данном случае кроются в социальных и биологических факторах:
- дети подражают речи взрослых (торопливой, диалектной);
- взрослые разговаривают с детьми, используя сюсюканье и детский лепет, что препятствует развитию нормальной речи;
- билингвизм в семье;
- педагогическая запущенность, представленность ребенка самому себе;
- общая физическая ослабленность ребенка;
- несформированность речевых укладов;
- запаздывание речевого развития.
Механическая дислалия
Причиной этой формы заболевания являются органические дефекты самого речевого аппарата – губ, языка, зубов, челюстей. Механическая дислалия возникает из-за врожденных причин или в результате заболеваний и травм.
Наиболее распространенные дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка и губ), вызывающие речевые проблемы:
- короткая уздечка языка – проблемы с верхнеязычными звуками;
- короткая уздечка верхней губы;
- массивный язык (макроглоссия) – наблюдается у детей с общим недоразвитием;
- маленький и узкий язык (микроглоссия) — наблюдается у детей с общим недоразвитием;
- толстые губы – проблемы с губными и губно-зубными звуками.
Причины дислалии в косной части речевого аппарата: высокое узкое или низкое плоское верхнее небо, аномалии зубного ряда (редкие мелкие зубы, диастемы), неправильный прикус (открытый, глубокий, перекрестный и т.д.). Механическая дислалия не ставится при расщелине верхней губы и мягкого/твердого неба, дефекты речи в данном случае относятся к ринолалии.
Симптомы отклонения
Дислалия отличается широким разнообразием симптомов, представленных пропусками (полное выпадение из речи), заменами (замещение другим звуком каждый раз, как только он встречается), искажением (ненормативным произношением) и смешением звуков (произношение то правильное, то неправильное). Различные симптомы проявляются в зависимости от формы заболевания:
- при функциональной нарушается произношение одного или нескольких звуков
- при механической – группы сходных по артикуляции звуков;
- при физиологической наблюдается возрастное косноязычие, причиной которого является несформированность фонематического слуха и неспособность правильно управлять движениями органов речи, что само собой проходит к 5 годам.
Коррекция
Дислалия речи исправляется в три этапа – подготовительный, формирование первичных навыков, формирование коммуникативных навыков. Лечение начинается после того, как была произведена диагностика з.
Логопедическая коррекция на подготовительном этапе зависит от типа проблемы:
- при механическом типе дефекта в первую очередь требуется устранение дефектов, вид вмешательства зависит от типа этого дефекта, например, при короткой уздечке потребуется пластика языка, а при проблемах с прикусом лечение у ортодонта;
- при моторном типе имеет значение массаж и гимнастика, которые усиленно практикуются как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно дома;
- при сенсорной функциональной дислалии логопед старается сконцентрироваться на фонематических процессах, и именно им уделяет повышенное внимание.
Параллельно логопед работает над базовыми упражнениями и ставит основные речевые навыки. Важное значение имеет правильное формирование сильной воздушной струи, которая необходима для четкого произношения, а также произношение опорных звуков и развитие мелкой моторики речи.
Второй этап предполагает усложнение работы – уже отрабатываются те звуки, которые вызывают затруднения (двумя способами – путем подражания или, если это не удается, с помощью специальных инструментов, формирующих правильную привычку). После этого звук автоматизируется в слогах, затем в словах и в предложении. Логопедическая коррекция завершается воссозданием ситуаций общения, когда логопед добивается безошибочного употребления выученных звуков во всех ситуациях.
Важно посещать занятия 3 раза в неделю и выполнять дома все заданные упражнения. Логопедическая коррекция в НИАРМЕДИК всегда показывает положительные результаты.
Для записи в клинику можно обратиться в единый контакт-центр:
+7 (495) 6-171-171
Или воспользоваться онлайн-записью: