Ошибки при эксплуатации вариатора

На чтение 11 мин Просмотров 17к. Опубликовано 08.11.2021

Особенности эксплуатации вариатора подразумевают обязательный прогрев при низкой температуре, исключение поездок по бездорожью и пробуксовок.

Рекомендуется правильно буксировать машину с CVT, отслеживать состояние датчиков и проверять уровень рабочей жидкости. Знание простых правил позволяет продлить срок службы трансмиссии и избежать непредвиденных затрат на ее ремонт.

Как правильно ездить на автомобиле с вариатором

В коробке передач CVT при эксплуатации водителю не нужно переключать передачи, как в случае с МКПП. Машины с вариатором отличаются быстрым набором скорости, отсутствием рывков, экономным расходом топлива и высокой экологичностью.

Особенности вождения и правила обслуживания коробки вариатора

Режимы включения вариатора

Управлять автомобилем с вариатором можно с помощью ручки КПП с положениями — «Р», «R», «D», «N» и «L». Для поездки достаточно перевести селектор в нужное положение и нажать педаль газа. В процессе эксплуатации ручка переводится в требуемую позицию.

Положения селектора АКПП и их особенности:

  1. Движение вперед — «D». Стандартное положение коробки передач, основное для водителя. После его включения машина сама двигается вперед и меняет передаточное число с учетом скорости.
  2. Движение задним ходом — «R». Особенность вариаторной коробки — отсутствие реверсного движения вала. Для движения назад предусмотрены дополнительные узлы, подключаемые при переводе ручки в положение «R». Его включение происходит при полной остановке авто. В некоторых машинах для защиты нужно дополнительно нажать на кнопку селектора (срабатывает только на стоящей машине).
  3. Нейтраль — «N». Особенность этого режима коробки передач — разъединение с двигателем. Применяется для длительной остановки и пуска двигателя авто. При кратковременных паузах в движении использование «N» не рекомендуется.
  4. Парковка — «P». Перевод в это положение блокирует ведомый вал транспортного средства и исключает его случайное перемещение. Используется для стоянки автомобиля. Дополнительная особенность — активация после нажатия на тормоз и включения ручника.
  5. Ручное управление — «+» и «-». В автомобилях с коробкой вариатором доступно самостоятельное переключение скоростей. Устройство имитирует изменение передаточного числа, а контроль процесса все равно остается за электроникой.

Если есть сомнения в работе вариатора, нужно уточнить особенности его эксплуатации, можно обратиться к специалистам из «Центра по ремонту вариаторов №1».

Получить дополнительную информацию можно по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны.

Особенности вождения и правила обслуживания коробки вариатора

Дополнительные режимы

Особенность современных вариаторных АКПП состоит в наличии нескольких дополнительных режимов эксплуатации:

  1. Спорт — «S». Особенность опции — улучшение динамики при нажатии на газ, задержка при смене скорости и возможность дольше ехать на повышенных оборотах.
  2. Сложные условия — «L». При переводе передние колеса показывают максимальную тягу. Режим используется при буксировке, движению по бездорожью.
  3. Эконом — «Е». Главная особенность в ориентации на снижение расхода топлива. Функцию контроля берет на себя автоматика.

Пуск двигателя

Заводить мотор можно при нахождении селектора в положении «N» или «P». В первом случае обязательно нажимается тормоз, а во втором этого делать не нужно.

При эксплуатации авто после продолжительного простоя смазка роботизированных коробок и других видов АКПП стекает в поддон. Масло постепенно застывает и становится густым, из-за чего вариатор первое время работает «всухую».

Что делать, чтобы вариатор вошел в нормальный ритм работы?

Стоит подождать 2-3 минуты, пока коробка передач прогреется.

Начало движения

Для начала движения нажимается тормоз, после чего ручка АКПП переводится в положение «R» или «D» в зависимости от того, в каком направлении необходимо перемещаться.

При краткосрочных остановках достаточно нажимать на тормоз без перевода рукоятки из позиции «D» в «N». При длительной паузе в движении разрешено перемещение селектора в «нейтралку».

Маневрирование и повороты

Особенность коробки CVT — чувствительность к скачкам оборотов двигателя, поэтому трансмиссия будет сама подбирать подходящий режим/скорость с учетом дорожной ситуации.

Как правильно маневрировать на авто с вариатором?

При обгоне другого транспортного средства необходимо добавить оборотов, а уже после переходить к обгону. Рекомендация относится именно к выполнению маневров. Необходимо нажать на газ в момент поворота рулевого колеса.

Транспортировка и буксирование

Транспортировка тяжелых прицепов в ходе эксплуатации может привести к проблемам с вариатором. Такая АКПП не любит больших нагрузок и быстрей изнашивается. На практике допускается использование авто с вариаторной коробкой для перемещения прицепа весом до 1000 кг.

В особенностях эксплуатации вариатора часто упоминаются требования к буксировке. Если необходимо выехать из сугроба, разрешено применение гибкой/жесткой сцепки. Двигатель должен работать, а селектор находиться в позиции «N». Оптимальное решение — буксировка посредством частичной погрузки.

Эксплуатация при низких температурах

Для продления срока службы CVT важно правильно пользоваться коробкой передач зимой и прогревать ее перед началом движения. Перемещать селектор во все положения не рекомендуется. Лучше на несколько секунд установить рукоять в позицию «N» для прогрева муфты.

Особенности эксплуатации:

Чем ниже температура на улице, тем дольше должен быть прогрев. При -20 °С желательно уделить нагреву не менее 20-30 минут.

Первое время придерживаться спокойной манеры езды.

Движение начинать только после достижения нужной температуры.

В некоторых автомобилях предусмотрены нагреватели. Их особенность — питание от обычных розеток 220 В и предварительный нагрев системы, что важно в процессе эксплуатации.

Температура, градусов Цельсия Прогрев на стоянке, мин Нагрев в движении, мин
0 и выше нет нет
от -5 до 0 нет 3-4
от -5 до -10 3-5 5-7
от -10 до -15 5-10 10-15
от -15 до -23 10-15 15-20
от -23 до -30 15-20 20-30
от -30 до -35 20-30 30-40

При температуре ниже 35 эксплуатация на свой страх и риск. Рекомендуется применение предпускового подогрева.

Не вижу в нем особой необходимости

10.82%

Проголосовало: 268

Поделитесь своим мнением в комментариях.

Предлагаем вам посмотреть видео-обзор на лайфхак по прогреву вариатора зимой.

Как управлять вариатором в пробке

Выбор режима работы CVT зависит от особенностей эксплуатации, а именно продолжительности нахождения в статическом положении. Если остановка затягивается на долгое время, можно перевести ручку в положение «N» или «P», когда авто стоит под наклоном.

При непродолжительной остановке достаточно оставаться на режиме «D» и нажимать на тормоза.

Основные ошибки при езде на вариаторе

В процессе управления автомобилем с коробкой-вариатором многие допускают ошибки, что ведет к преждевременному повреждению АКПП и необходимости ее ремонта.

Резкий разгон и большая скорость

Коробки CVT больше подходят водителям, ориентированным на спокойный режим вождения без резких ускорений и нажатий на тормоз. Особенность в том, что быстрый набор скорости приводит к проскальзыванию шкива, а в дальнейшем к повышению рабочей температуры, повреждению узла.

Аналогичные последствия возможны при частом и резком нажатии на тормоз. В таком случае возможен нагрев подшипников.

Езда по бездорожью

Поездки по плохим дорогам повышают вероятность пробуксовки, а этот фактор негативен для вариатора. Последствия такой эксплуатации такие же, как и при резком начале движения — износ и чрезмерный нагрев шкива.

Если и приходится выезжать на плохую дорогу, необходимо придерживаться небольшой скорости.

Неправильная транспортировка прицепов и автомобилей

В мануале к автомобилям с CVT указывается, что главное назначение — перевозка багажа и пассажиров. Особенность в том, что запрета на буксировку нет. Если все-таки необходимо использовать прицеп, важно учитывать технические характеристики авто.

Главное, чтобы прицепное устройство с грузом весило меньше предельного параметра. Скорость движения при эксплуатации на любых дорогах ограничена 70 и 90 км/ч в городе и за его пределами соответственно.

Неправильная буксировка автомобиля с вариатором

Ошибки буксировки в процессе эксплуатации часто приводят к повреждению вариатора. Если нужна транспортировка авто с CVT, лучше вызвать эвакуатор, ведь тянуть его на буксире бесполезно.

При отсутствии такой возможности допускается буксировать авто не более 50 км при условии, что мотор запущен, селектор в позиции «N», а скорость до 50 км/ч.

Обслуживание или как продлить жизнь вариатору

Существует ряд особенностей эксплуатации и рекомендаций, как защитить машину на вариаторе с передним приводом, а также полно- или заднеприводной версии.

Следите за датчиками

Особенность CVT состоит в зависимости от работы датчиков. Поломка любого из них может привести к выходу из строя вариатора. Вот почему нужно контролировать их исправность и производить замену на станции Jatco в случае необходимости. Провести диагностику и устранить неполадки любой сложности можно в «Центре по ремонту вариаторов №1».

Получите дополнительную информацию по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из любого региона.

Своевременная замена трансмиссионного масла

Периодичность заливки нового масла в автомобиле с вариатором указана в инструкции эксплуатации. В среднем замену нужно осуществлять раз в 40 000 км. При использовании авто в сложных режимах лучше сделать замену через 30-35 тысяч.

Особенно это нужно учесть при:

  • злоупотреблении буксировкой;
  • агрессивной манере езды;
  • длительном нахождении в пробках;
  • частых поездках по бездорожью.

Если этого не сделать, высок риск износа шлицевых соединений, конусов и ремня.

Что нельзя делать на вариаторе

Современные вариаторные КПП отличаются высокой надежностью и при правильной эксплуатации имеют большой срок службы. Главное учитывать особенности этого узла:

  • избегать агрессивного режима вождения;
  • буксировки прицепов / транспортных средств;
  • своевременно менять масло;
  • начинать движение только после хорошего прогрева CVT.

При соблюдении этих правил и особенностей эксплуатации срок службы вариатора будет не меньше, чем у двигателя.

Расскажу в комментариях

0%

Проголосовало: 141

Сохраните статью в закладках, чтобы всегда можно было быстро вернуться к ней.

Что нужно знать, чтобы избежать поломок из-за неправильной эксплуатации машины с вариатором?

  1. Как работает вариатор на машине?
  2. Первая ошибка — резкое начало движения
  3. Неправильная буксировка
  4. Перегрев
  5. Отсутствие диагностики

С момента изобретения автомобиля инженерами постоянно ведется работа по увеличению комфорта во время передвижения. Одно из уникальных изобретений – бесступенчатая трансмиссия, которая освобождает водителя от переключения скоростей. Но не все водители знают, что чем сложнее узел, тем более бережного обращения он требует.

Какие ошибки при езде на вариаторе автомобилисты допускают чаще всего? Что нужно знать, чтобы избежать поломок из-за неправильной эксплуатации машины с бесступенчатой трансмиссией?

Как работает вариатор на машине?

Автомобильный вариатор – узел, способный плавно менять коэффициент передачи, независимо от рабочего диапазона скорости. Основой агрегата является клиноременная передача, имеющая два шкива: ведущий и ведомый. Один из них (или сразу оба) оборудуются раздвижными боковинами, а зазор между ними определяет центробежный регулятор. Когда частота вращения вала возрастает, расстояние между боковинами сокращается. В результате посадочный диаметр шкива увеличивается, соответственно, коэффициент передачи уменьшается.

Ременные элементы применяются в мопедах и малолитражных автомобилях. В крупной технике используется цепная передача, сконструированная по аналогичному принципу. Первые подобные вариаторы производители автомобилей начали массово устанавливать на транспортные средства в 1987 году. Ременные же механизмы появились на несколько десятилетий раньше.

Вариатор
Источник изображения: autotempest.com

Первая ошибка — резкое начало движения

Самая частая оплошность, которую допускают водители при езде на машине с бесступенчатой трансмиссией – агрессивный старт. Слишком быстрый разгон может быть опасен для вариатора. Принцип работы механизма базируется на трении плоскостей рабочих элементов. Это делает его очень уязвимым, в отличие от классической АКПП, где передача тяги осуществляется через шестерни. В результате резкого нажатия на педаль газа на шкивах образуются задиры. Чем более агрессивный стиль вождения практикует владелец автомобиля, тем быстрее вариатору потребуется дорогостоящий ремонт.

Неправильная буксировка

Машину с бесступенчатой трансмиссией допускается буксировать только при запущенном двигателе. Если же поломка не позволяет завести его, транспортировку можно осуществлять только при помощи эвакуатора. Желательно погрузить автомобиль на платформу полностью.  Если это невозможно, следует расположить его таким образом, чтобы ведущие колеса не касались земли. Пренебрежением этим правилом приведет к поломке трансмиссии.

Авто на эвакуаторе
Источник изображения: guru-pdd.ru

К автомобилю с вариатором нежелательно присоединять прицеп. Многие производители прописывают данную рекомендацию в инструкциях по эксплуатации своей продукции. При дополнительной нагрузке существенно ускоряется износ двигателя, тормозной системы и рулевого управления. Если транспортировка груза все-таки необходима, нужно двигаться со скоростью не более 70 км/ч. Буксировать при помощи машины с вариатором другой автомобиль и вовсе запрещается.

Перегрев

Езда по пересеченной местности способна буквально «убить» вариатор. Пробуксовка или подъем в крутую гору приводят к излишнему нагреву ремня и шкивов. Особенно опасно, если после длительных неудачных попыток колес «зацепиться» за грунт это вдруг удается. В результате резкого рывка повреждается поверхность шкива. О получившиеся заусенцы механизм при разгоне автомобиля будет «спотыкаться».

Дополнительным фактором, повышающим риск выхода из строя вариатора из-за перегрева рабочих поверхностей, является загрязнение радиатора. Охлаждающая система быстро забивается в результате попадания извне пыли и насекомых. Поэтому не стоит пренебрегать его регулярной чисткой.

Важно постоянно контролировать уровень трансмиссионного масла. Именно оно, а не антифриз, как многие привыкли считать, забирает на себя больше половины тепла, образующегося в процессе движения автомобиля. Вариаторы обычно содержат около 8 литров рабочей жидкости. При уменьшении ее объема хотя бы на 1 литр риск перегрева возрастает многократно.

Замена масла
Источник изображения: zr.ru

Отсутствие диагностики

Чтобы вариатор прослужил как можно дольше, важно следить за исправным состоянием электроники. Основной способ контроля – регулярная компьютерная диагностика. Необходимо проверять состояние платы электронного модуля управления, датчиков скорости, шагового электродвигателя, электромагнитных клапанов давления. При обнаружении ошибок следует незамедлительно принимать меры для устранения неполадок.

Некоторые водители избегают приобретать автомобили с бесступенчатой трансмиссией, не желая «заморачиваться». Но при езде с вариатором стоит того, чтобы изучить некоторые нюансы его эксплуатации.

Ошибки при езде на вариаторе, которые приводят к его поломке

Фото: m-e-x-a-n-i-k.ru

Очень многие автомобили оборудованы вариаторной коробкой передач. Этот тип КПП имеет ряд особенностей по сравнению с другими автоматическими коробками и требует правильного обращения. Разберём основные ошибки водителей, которые приводят к поломке вариатора.

Гонки на вариаторах

Резкие старты с пробуксовкой со светофора могут очень быстро прикончить вариаторную коробку. Дело в том, что при таком режиме эксплуатации ремень внутри коробки начинает проскальзывать на конусных валах, что приводит к их повреждению. Поэтому необходимо очень умеренно давить на педаль газа, не допуская срыва колёс в пробуксовку, особенно это важно зимой, когда на дорогах много льда.

Фото: 6570000.ru

Буксировка

С поломками, которые обездвиживают машину, рано или поздно сталкивается каждый автомобилист. Если ваша машина оборудована вариаторной коробкой, то стоит помнить, что буксировать такой автомобиль можно только при запущенном моторе. Поэтому когда вы не можете запустить двигатель, то не стоит вызывать на помощь кого-то из друзей с тросом, это приведёт к поломке коробки. Нужно звонить в эвакуаторную службу, чтобы они прислали свою машину.

Ещё один важный момент – на вариаторных машинах нельзя буксировать прицепы и другие автомобили. Высокая нагрузка может привести к тому, что ремень проскользнёт на валах, что приведёт к проблемам с коробкой. Если буксировки прицепа никак не избежать, то нужно быть очень осторожным и не ехать быстрее 70 км/ч.

Фото: a.d-cd.net

Перегрев коробки

Несмотря на всю капризность этой коробки и патологическую боязнь больших нагрузок, многие автопроизводители устанавливают её на кроссоверы. Автомобилисты, выезжая на бездорожье, часто забывают об особенностях трансмиссии в их машинах и сталкиваются с перегревом вариатора. Преодоление грязи и крутых уклонов создаёт большую нагрузку на двигатель и коробку, что и приводит к перегреву.

Фото: neauto.ru

Редкое обслуживание

Вариаторы очень капризны к качеству залитого в них масла, поэтому необходимо регулярно его менять на новое. Если владелец машины экономит на обслуживании вариатора, то он довольно быстро столкнется с проблемами в виде провалов при разгоне и шумной работе трансмиссии. Не будет лишней и регулярная диагностика вариатора, чтобы контролировать его работу не пропустить возникновение каких-то отклонений от нормы.

Следите за нами в социальных сетях:

Yandex.Zen logo
Youtube logo
VK logo
Instagram logo

Новости партнёров

Популярное в сети

Что еще почитать

Комментарии

Вариатор коробки передач

Содержание

  • Бездорожье – враг
  • Неподходящие режимы или быстрое их переключение
  • Агрессивная езда
  • Старт в морозы без прогрева
  • Буксировка

Переключение передач с такой трансмиссией отличается плавностью, отсутствием пробуксовок, задержек, толчков. С другой стороны, бесступенчатый автоматический агрегат нуждается в правильной эксплуатации, особом внимании при обслуживании.

Небрежность при езде на машине, чрезмерные нагрузки, быстрые старты и резкие торможения значительно снижают ресурс вариатора. Важно соблюдать определенные правила езды и обслуживания авто. При таких условиях агрегат CVT прослужит долго и исправно.

Бездорожье – враг

Современный автомобильный рынок предлагает множество внедорожников, в которых используется автоматическая бесступенчатая трансмиссия. Реклама настаивает на улучшенных способностях этих машин преодолевать бездорожье.

Важно помнить, что вариатор CVT не переносит частых пробуксовок. На пересеченной местности со скользкими участками грязи данная коробка передач будет сильно перегреваться.

Машина в грязи на бездорожье

Из-за нагрева шкива и ремня больше всего пострадают подшипники дифференциала. Последующее за проскальзыванием зацепление колес приведет к задирам шкивов. Таким образом, на скользкую грязную дорогу на авто с вариатором лучше не выезжать. В противном случае срок службы данной трансмиссии закончится быстро.

Читайте еще

Неподходящие режимы или быстрое их переключение

Многочисленные «эксперты» в сети интернета рекомендуют при простоях внутри пробок переводить рукоятку селектора в нейтральное положение «N».

На практике при долгой стоянке лучше включить «паркинг» – «P». В таком случае машина будет четко стоять на дороге, не сможет самопроизвольно покатиться. Если скопление машин медленно движется, останавливаясь на короткое время, то лучше оставить селектор в положении «драйв».

Ручка переключения передач на вариаторе

При нейтральном положении ручки переключения вариатора давление внутри системы значительно уменьшается. Во время ее перевода в положение «D» до начала движения должно выдерживаться время задержки.

Если резко нажать на педаль акселератора, то возможна пробуксовка, которая влечет за собой осыпание фрикционов. Поэтому после переключения режима нужно подождать 2-3 секунды, а только потом начинать плавное движение. В противном случае коробка быстро выйдет из строя.

Читайте еще

Агрессивная езда

Резкие старты и быстрая езда губительны для машин, оснащенных вариаторами. Это вызывает задиры шкивов, перегрев и поломки подшипников валов бесступенчатой коробки. Таким образом, нагрузки способствуют быстрому износу внутренних элементов.

Валы бесступенчатой коробки

Особенно противопоказаны резвые ускорения зимой:

  1. При холодах стекшее в поддон масло становится более вязким, поэтому детали, шестеренки, узлы будут испытывать масляное голодание и подвергаться повышенным фрикционным нагрузкам.
  2. Это приведет к повышенному износу трущихся деталей, поломке автомата.

Поэтому перед движением нужно дать машине поработать на холостом ходу. Только после этого плавно и медленно начинать движение, постепенно увеличивая обороты двигателя. Нередко у любителей светофорных гонок вариаторы ломались уже через 50-60 тысяч километров пробега.

Старт в морозы без прогрева

Данный тип трансмиссии нужно обязательно прогревать во время холодов, поскольку система CVT максимально нуждается в смазке. Работа мотора на холостых оборотах по аналогии с АКПП для вариатора не подходит, поскольку бесступенчатый автомат отличается конструктивно.

В данном случае нужно запустить мотор, выбрав режим «N» на несколько секунд. Это позволит подготовить гидромуфту к эксплуатации на морозе с помощью разогрева. После начала движения первые 3-5 километров рекомендуется преодолевать в щадящем режиме с минимальными нагрузками на коробку передач. При температурах 25-30 градусов мороза лучше вообще отказаться от эксплуатации авто с вариатором.

Читайте еще

Буксировка

Если машина с CVT не может самостоятельно передвигаться, то буксировать ее можно только в случаях, когда ее двигатель работает, а рычаг селектора переведен в нейтральное положение.

При невозможности запустить мотор перемещение допускается только методом частичной погрузки с вывешиванием ведущих колес или на эвакуаторе.

Частичная погрузка при буксировке

Перевозка прицепов, перемещение грузов не является сильной стороной таких автомобилей. При буксировке прицепов на основные агрегаты автомобиля, особенно, трансмиссию, действуют дополнительные нагрузки. Особую опасность представляет буксировка другого авто, поэтому делать это настоятельно не рекомендуется.

Вариатор CVT может обеспечить максимальный комфорт при управлении и езде на автомобиле. При этом такая трансмиссия максимально экономит топливо. С другой стороны, следует учитывать, что такое авто не рассчитано на эксплуатацию при высоких нагрузках, тяжелых условиях.

[democracy id=»3″]

[democracy id=»8″]

Первый автомат для переключения передач, признанный впоследствии классическим, имел гидромеханическую конструкцию. За короткое время возможность ездить с простым управлением сделала их весьма популярными. Это привело к интенсивным разработкам новых конструкций автоматических передач. Одним из самых серьезных конкурентов для гидромеханической схемы стала коробка с вариатором (CVT).

Эксплуатация и обслуживание вариатора автомобиля

CVT – это бесступенчатая трансмиссия, которая не имеет фиксированных передаточных отношений, как это предусмотрено в других типах АКПП. Бесконечное число передач делает переключения практически незаметными и исключает резкое снижение или повышение мощности. Простая, по сравнению с классикой, конструкция стоит дешевле, что заметно отражается на стоимости автомобиля в целом.

Однако, как показала практика, вариаторные АКПП имеют сравнительно небольшой эксплуатационный ресурс из-за своих конструктивных особенностей. Они не способны долго работать в условиях высоких силовых и ударных нагрузок. Поэтому соблюдение условий правильной эксплуатации CVT при управлении транспортным средством является обязательным и обеспечит более длительную работу этого важного узла.

Содержание

  1. Правила эксплуатации и вождения автомобиля с установленным вариатором
  2. Режимы включения вариатора
  3. Движение вперед
  4. Задний ход
  5. Нейтраль
  6. Стояночная парковка
  7. Ручное управление
  8. Дополнительные режимы
  9. Начало движения и особенности управления
  10. Эксплуатация в холодное время года
  11. Основные ошибки при езде на вариаторе
  12. Резкий разгон и высокая скорость
  13. Движение по бездорожью
  14. Транспортировка прицепов и автомобилей
  15. Буксировка автомобиля с вариатором
  16. Обслуживание вариатора
  17. Подведем итоги

Правила эксплуатации и вождения автомобиля с установленным вариатором

Конструкция вариаторов крайне чувствительна к качеству и чистоте масла в коробке. Смазочный материал не должен способствовать проскальзыванию передаточного ремня и одновременно обязан обеспечить качественную смазку узлов и деталей. Рекомендации производителей в большинстве случаев предписывают замену масла в АКПП через 50–60 тыс. км. Однако опыт эксплуатации автомобилей с вариатором показал, что эти сроки необходимо сокращать в полтора-два раза. Поэтому уже через 30 тыс. км необходимо проверить вариатор на состояние масла.

Во время вождения следует избегать резких разгонов и резкого торможения. В этих случаях быстрое перемещение шкива может привести к образованию задиров и других механических повреждений. Агрессивный стиль значительно сокращает продолжительность эксплуатации CTV, а ремонт и восстановление этого узла стоят недешево. В целом АКПП с вариатором достаточно надежны. Следует только помнить: чтобы коробку эксплуатировать правильно, необходимо пользоваться автомобилем только при условии спокойного движения с плавным разгоном и торможением.

Режимы включения вариатора

Включение режимов работы автоматической трансмиссии осуществляется переводом рычага выбора режима в определенное положение, которое обозначено латинской буквой или особым значком. Полный список таких обозначений включает:

Селектор АКПП

  • D (drive) – движение вперед;
  • R (reverse) – движение назад;
  • P (park) – парковочная блокировка, при которой колеса блокируются не стояночным тормозом, а через АКПП;
  • N (neutral) – нейтральный режим для кратковременной парковки или буксировки на небольшое расстояние.

Возможные дополнительные значки:

  • L (low) – движение на пониженной передаче в сложных условиях бездорожья;
  • S (sport) – спортивный стиль вождения при ускоренных переключениях;
  • E (economy) – режим экономного расхода топлива;
  • M (manual) – ручное управление работой АКПП.

После отключения автомата следует перевести переключатель на рукояти в положение «1», «2» или «3», которое соответствует максимально разрешенной передаче.

Движение вперед

Перевод рычага переключения режимов в положение «D» обеспечит движение автомобиля вперед после нажатия на педаль газа. Во время поездки вариатор будет самостоятельно изменять передаточное отношение в зависимости от нагрузки и оборотов двигателя. Эффективную работу АКПП и мотора обеспечивает система электронного контроля.

Задний ход

Конструкция коробки переключения передач с вариатором не предусматривает возможности обратного вращения ведомого вала, который приводит в движение колеса. Задний ход автомобиля обеспечивается за счет передачи вращения на дополнительные механизмы. Поэтому переключение селектора в положение «R» можно делать только после полной остановки транспортного средства.

Нейтраль

Перевод ручки селектора в положение «N» разъединяет двигатель и АКПП. Переключение в эту позицию целесообразно только в случае продолжительной остановки, а также в момент запуска двигателя. Не рекомендуется переход на нейтраль при движении накатом с горки и при кратковременном прекращении движения.

Стояночная парковка

При этом положении селектора ведомый вал АКПП блокируется выдвигающимся штифтом. Колеса не проворачиваются, и автомобиль фиксируется на месте. Однако нужно использовать и стояночный тормоз, чтобы исключить нагрузку блокиратора при наличии склона. Для того чтобы исключить случайный перевод рукояти в положение «P», стояночное переключение можно выполнить только при нажатой педали тормоза.

Ручное управление

Конструкция вариатора не предусматривает наличие передач с фиксированным соотношением. Поэтому движение машины на ручном управлении является всего лишь условной имитацией ступенчатых переключений. При этом электроника все равно будет отслеживать обороты двигателя и при критических показателях переключать передачи автоматически. Это необходимо для защиты вариатора от непредвиденных перегрузок.

Дополнительные режимы

Наличие дополнительных режимов работы двигателя и вариатора определяется производителем конкретной марки автомобиля.

Их делают для возможности обеспечения наиболее оптимальной эксплуатации в особых условиях движения.

  1. Спортивный стиль вождения «S» обеспечивает резкие старты и торможение. Это достигается уменьшением скорости переключений вариатора, что приводит к кратковременному увеличению оборотов двигателя при большей тяге.
  2. Экономичный режим «E» является полной противоположностью спортивному стилю. Вариатор настроен на максимально возможное взаимодействие с приводом силового агрегата. Плавная работа двигателя без нагрузок позволяет существенно сократить расход топлива.
  3. Режим «L» рассчитан на эксплуатацию автомобиля в сложных условиях бездорожья. Вариатор использует только пониженные передачи и переключается на более высоких оборотах двигателя.

Износ АКПП в режиме «L» на критическом уровне, но случаются ситуации, когда другое движение просто невозможно.

Начало движения и особенности управления

Возможность максимально продолжительной эксплуатации вариатора можно обеспечить только при условии соблюдения спокойного стиля вождения машины. Агрессивный пилотаж с резкими стартами и таким же торможением гарантированно приведет к преждевременному износу шкивов. Вариатор не способен долго работать при таких высоких нагрузках, которые спокойно выносит классическая АКПП с шестеренчатыми передачами. При этом степень износа прямо пропорциональна количеству резких изменений режимов.

Следует отказаться от продолжительного движения на предельно высоких скоростях. Большая скорость вращения валов способствует сильному износу подшипников и вызывает перегрев шкива, на котором могут образоваться задиры и другие механические повреждения.

Эксплуатация в холодное время года

При отрицательной температуре воздуха перед началом движения двигатель с вариатором необходимо обязательно прогревать. Холодное застывшее масло не обеспечивает нормального распределения, и часть деталей просто не смазывается, а значит, подвергается усиленному износу. Для ускорения процесса прогрева можно перевести вариатор в положение «N». Работа на нейтрали способствует нагреву муфты сцепления и поступлению большего количества тепла в зону вариатора.

Движение можно начинать только в том случае, если вы точно уверены, что двигатель и АКПП прогрелись до необходимого состояния. Первый километр пути рекомендуется проехать в спокойном стиле на небольшой скорости и ни в коем случае не буксовать на снегу или льду. За это время все узлы двигателя и коробки прогреются окончательно. Повышенный расход топлива на малых скоростях полностью компенсируется продолжительной работой АКПП без замены на новую.

Во время морозов ниже -35 °C эксплуатировать машину с CVT не рекомендуется.

Время прогрева двигателя при температуре воздуха -20 °C должно быть не менее получаса. Сегодня некоторые европейские модели имеют в своей конструкции систему поддержки рабочей температуры за счет электроподогрева. При этом подача тока к греющим ТЭНам может осуществляться от обычной розетки 220 В.

Основные ошибки при езде на вариаторе

Неправильный стиль вождения автомобиля с вариаторной коробкой обходится слишком дорого из-за необходимости преждевременной замены АКПП. Большинство изготовителей гарантируют нормальную работу вариатора до 200 тыс. км пробега. Однако нарушение рекомендуемых правил эксплуатации может сократить этот ресурс в 2–3 раза.

Резкий разгон и высокая скорость

Вариатор удобен в эксплуатации, обеспечивает плавное незаметное переключение передач и предназначен для водителей, предпочитающих спокойный стиль вождения. Резкие старты приводят к проскальзыванию шкива или цепных конструкций, что влечет за собой их перегрев и механическое повреждение. К такому же результату может привести и многократное резкое торможение. При длительном движении на скоростях, близких к максимальным, происходит интенсивный нагрев подшипников и всей конструкции CVT. Поэтому нормальная скорость не должна превышать 2/3 от предельной и увеличиваться только на момент обгона.

Движение по бездорожью

Сложные условия передвижения при отсутствии дороги с твердым покрытием создают вероятность пробуксовки колес с резким увеличением оборотов двигателя. Происходит то же самое, что и при резком старте с места, а следовательно, шкив быстро нагревается и изнашивается. Поэтому скорость автомобиля с вариатором в условиях бездорожья должна быть минимальной. Это позволит избежать пробуксовки и увеличить ресурс АКПП.

Транспортировка прицепов и автомобилей

Изготовители машин с коробками CVT не запрещают использование прицепов, но в инструкциях по эксплуатации часто можно прочитать дипломатичную фразу о том, что этот автомобиль предназначен для перевозки людей и багажа. Проблема буксировки прицепа заключается в том, что на силовой агрегат и АКПП при разгоне и торможении начинают действовать серьезные дополнительные нагрузки. Поэтому в той же инструкции производитель пишет: «Скорость движения при буксировке прицепа не должна превышать 70 км/час по городу и 90 км/час за его пределами». Кроме этого, приобретая прицеп, посмотрите в технических характеристиках вашей машины допустимую массу автомобиля. Загруженный прицеп вместе с авто не должен превышать этой величины.

Все вышесказанное относится и к случаю, когда приходится буксировать другую машину на тросе.

Буксировка автомобиля с вариатором

При невыполнении определенных правил буксировка может стать причиной серьезной поломки. Если же требуется транспортировка машины с CVT, то сразу вызывайте эвакуатор. Тащить вариатор на буксире крайне нежелательно.

В исключительных случаях, когда нет возможности воспользоваться эвакуатором, разрешается буксировка на расстояние не более 50 км, при соблюдении следующих пунктов:

  1. Двигатель автомобиля должен быть в заведенном состоянии.
  2. Ручка селектора переведена в положение нейтраль «N».
  3. Буксировка выполняется на скорости не более 50 км/ч.

Допускается буксировка заглохшего автомобиля с вариаторной АКПП, когда ведущие колеса погружены на подвижную платформу.

Обслуживание вариатора

Все мероприятия по ТО автоматических коробок переключения передач CVT заключаются в своевременной замене масла. Производители автомобилей очень часто завышают сроки, доводя их до критических отметок. Прочитайте инструкцию по эксплуатации и сократите сроки периодического ТО как минимум на треть.

Подведем итоги

АКПП с вариатором в целом надежное и удобное устройство, обеспечивающее удобное управление автомобилем, но требующее соблюдения определенных условий эксплуатации.  На продолжительность рабочего ресурса этого узла влияют такие факторы, как обеспечение своевременного обслуживания, стиль вождения, хороший прогрев перед началом движения в холодное время года. Никогда не следует резко увеличивать обороты двигателя. Это приводит к быстрому износу деталей коробки. Замена вариатора обходится недешево, поэтому такие автомобили не предназначены для любителей агрессивного стиля вождения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибки при эксплуатации автомобиля
  • Ошибки при эвакуации автомобиля
  • Ошибки при шумоизоляции автомобиля
  • Ошибки при штурме грозного
  • Ошибки при штукатурке стен ротбандом