Ошибки при гальванопластике

Всем привет. Насмотревшись ютуба заинтересовался технологией гальванопластики. Полетел по магазинам, купил дистиллированной воды и электролита (т.к. чистой кислоты нигде нет) и медный купорос. Разбадяжил после пары неудачных попыток так: 500 мл. воды, 100 гр. купороса, 125 мл. электролита и 3 мл. спирта. Другая беда — блок питания. В хозяйстве нашлась только вязанка телефонных зарядок. Все 5 V, импульсные. Ампераж 1A, и только на одной 500 мА — ее и взял. Дальше понятно: пластилин, графит стертый в пыль с какой-то щетки. Кунаю и нифига. Час, второй и толку — маленкое пятнышко 2 мм диаметром, снизу. При этом в электролит помещен только награфиченый пластилин. Попробовал окунуть до самого катода, пузырит сволочь, покрывается коричневой пенкой, подгорает походу. Плюнул на это дело и ради пробы привязал к катоду саму щетку, за ее свитый в косичку контакт. Пошло дело! На глазах графит окрасился в цвет без подгаров. Никаких пузырей и пупырей. Пока курил, налип слой не скажу какой, но слегка царапнув ногтем, увидел в полосе ровный блестящий цвет меди. Такая вот петрушка. Что не так, не пойму.

Удивляет, что на ютубе у чувака кленовый листик почти весь затянулся за считанные минуты при питании 1V 0,3 A. При этом не кипел опущенный в электролит катод. А у меня нихрена и лука мешок..

Как надо разводить раствор на основе автомобильного электролита? Что придумать с питанием в домашних условиях?

Резисторов нема. Из инструментов только мультиметр.

Прошу совета… Попытка гальванопластики второй день не внушает оптимизма, хотя когда читаю — всё просто … Источник тока -зарядное устр-во 6 вольт от 1 до 6 ампер, сульфат меди, серная кислота, спирт, вода дистилированная, всё по рецепту, При осаждении меди, на катоде появляется и довольно быстро рыхлый налёт электролитической меди красного цвета. Кислоты добавлял, до 1 ампера понижал но результат тот же. В чём подвох???


Фазлутдинов К.К.


19.04.2022 (обновленно 19.04.2022)


8372 просмотров

Виды брака гальванического покрытия. Причины. Кто виноват?

Постараемся наглядно описать всевозможные виды брака при гальванике и указать причины их появления. На самом деле для каждого вида брака могут быть одновременно десятки разных причин, описывать все не хватит и книги. В статье расскажем только о наиболее частых. 

Вид брака: 

1. Отслоение, пузыри и вздутия покрытия. 

Брак в гальванике

 Причина дефекта (одна или несколько):

  1. Большое количество трещин и микрополостей в изделии, негерметичные сварные швы (Ответственный — Заказчик)
  2. Низкое качество подготовки изделий перед покрытием, несоблюдение ТП (Ответственный — Подрядчик)
  3. Некорректная работа ванны (Ответственный — Подрядчик)
  4. Прерывание подачи тока во время нанесения покрытия (Ответственный — Подрядчик)
  5. Нестандартный сплав стали, легированная. (Ответственный — Заказчик, если заранее не уведомил). Редкая причина.
  6. Деталь состоит из двух разных металлов (Ответственный заказчик, если заранее не уведомил). Редкая причина.
  7. Некачественная изоляция перед покрытием (Ответственный — Подрядчик)
  8. Высокие внутренние напряжения покрытия. Отслоения встречаются при осаждении большой толщины твердого покрытия (хром от 50мкм). О вероятности дефекта Подрядчик должен предупредить заранее (Ответственный — по согласованию сторон).
  9. Возможность исправить: есть — перепокрытие изделия. 

2. Царапины, сколы, вмятины. 

Брак в гальванике

Причина дефекта (одна или несколько):

  1. Соударение изделий друг о друга или с оснасткой при покрытии в ванне. Некорректное размещение изделий или их навязка гальваником. (Ответственный — Подрядчик)
  2. Следы от соприкосновения с измерительным инструментом. Допустимый дефект. (Ответственный — по согласованию сторон)
  3. Соударение мелких изделий при покрытии насыпью. Допустимый дефект. (Ответственный — по согласованию сторон)
  4. Падение изделий в процессе покрытия и хранения. (Ответственный — Подрядчик)

Возможность исправить: есть, если дефект не касается самого изделия — перепокрытие. 

3. Нанести «не то» покрытие или нанесли покрытие в зоне, где по чертежу его быть не должно. 

Брак в гальванике

Причина дефекта:

  1. Ошибка работы гальваника (Ответственный — Подрядчик, если не уведомил об необходимых отклонениях до начала работ)
  2. Ошибка в проектной документации. Да, такое часто встречается, желательно согласовывать с инженерами. (Ответственный — Заказчик)

Возможность исправить: есть — перепокрытие изделия. 

4. Превышение или занижение требуемой толщины покрытия. 

Брак в гальванике

Причина дефекта (одна или несколько):

  1. Ошибка работы гальваника. Некорректный расчет площади/некорректное расположение изделия в ванне/превышение заданной плотности тока на изделие. (Ответственный — Подрядчик)
  2. Незачищенные места контакта с анодными/катодными штангами. (Ответственный — Подрядчик)
  3. Сбой работы выпрямительного аппарата. (Ответственный — Подрядчик)
  4. Некорректная работа раствора.  (Ответственный — Подрядчик)
  5. В отверстиях с малым диаметром (до 2,5мм) и для изделий со сложным профилем, покрываемым хромом, брак допустим.  (Ответственный — по согласованию сторон)
  6. Сложный профиль изделия. (Ответственный — Подрядчик, если заранее не уведомил)

Возможность исправить: есть — перепокрытие/допокрытие изделия. 

5. Дендриты (шишки) на покрытии 

Брак в гальванике

Превышение допустимой плотности тока на изделие. Избыток тока приводит к увеличению количества осаждаемого металла, при этом металл осаждается неравномерно, шишкоообразно, чаще всего на выступающих его краях/углах и т.п.

Причина дефекта:

  1. Ошибка гальваника, неправильный расчет допустимой плотности тока (Ответственный — Подрядчик)
  2. Некорректное расположение изделия в ванне, выступающие края находились близко к аноду (Ответственный — Подрядчик).

6. Пригары 

Брак в гальванике

Принцип тот же, что и у дендритов (п.5.). Превышение допустимой плотности тока, в итоге они полностью или частично «горят» (чернеют). Дефект часто проявляется совместно с дендритами.

Причина дефекта:

  1. Ошибка гальваника, неправильный расчет допустимой плотности тока (Ответственный — Подрядчик)
  2. Некорректное расположение изделия в ванне, выступающие края находились близко к аноду (Ответственный — Подрядчик).

7. Подтеки и разводы на покрытии 

Брак в гальванике

Причина дефекта (одна из):

  1. Для изделий без глухих отверстий. Некачественная промывка изделия после покрытия, несоблюдение ТП. (Ответственный — Подрядчик)
  2. Для изделий с глухими отверстиями. Возле отверстий дефект допустим. (Ответственный — по согласованию сторон)
  3. Большое количество трещин и микрополостей в изделии, негерметичные сварные швы (Ответственный — Заказчик)

Возможность исправить: зависит от изделия. 

8.  Коррозия металла основы и/или покрытия 

Брак в гальванике

Причина дефекта (одна или несколько):

  1. Низкая толщина покрытия (Ответственный — тот, кто принял решение осадить данную толщину)
  2. Осаждение рядом двух разных покрытий или при покрытии части изделия. В местах границ дефект допустим (Ответственный — по согласованию сторон)
  3. Во всех прочих случаях — ошибка гальваника, несоблюдение ТП или некорректная работа ванны (Ответственный — Подрядчик)
  4. Несоблюдение климатических условий хранения и эксплуатации. (Ответственный — Заказчик)
  5. Высокая пористость покрытия, несоблюдение ТП. (Ответственный — Подрядчик)

Возможность исправить: есть — перепокрытие изделия.

9. Питтинг (ямки на покрытии)

Брак в гальванике

Причина дефекта (одна или несколько):

  • Не включено перемешивающее устройство в ванне (Ответственный — Подрядчик)
  • Некорректная работа ванны (Ответственный — Подрядчик)
  • Низкое качество подготовки изделий перед покрытием, несоблюдение ТП (Ответственный — Подрядчик)

Возможность исправить: есть — перепокрытие изделия. Для данных изделий существует высокий риск повреждения при распокрытии.

10. Высокая пористость. 

Брак в гальванике

Причина дефекта:

  1. Для некоторых покрытий (никель, олово-никель) дефект допустим до определенной толщины. (Ответственный — по согласованию сторон)
  2. Низкое качество подготовки поверхности
  3. Занижение толщины покрытия

Возможность исправить: есть — перепокрытие изделия.

11. Повышение исходной шероховатости покрытия 

Брак в гальванике

  1. Для некоторых покрытий (Хим.фос, Ан.окс) дефект допустим. Для всех остальных — ошибка гальваника (Ответственный — по согласованию сторон)
  2. Многократное перепокрытие. Часто встречается когда просят несколько раз устранить некритические дефекты покрытия. (Ответственный — по согласованию сторон)
  3. Встраивание механических примесей из раствора в покрытие.

Возможность исправить: не всегда — в ряде случаев за счет перепокрытия изделия или шлифовки.

12. Частичный растрав (растворение) изделий. Невозвратный брак. 

Брак в гальванике

Причина дефекта (одна или несколько):

  1. Нестандартный сплав, легированный. (Ответственный — Заказчик, если заранее не уведомил). Редкая причина.
  2. Большое количество перепокрытий изделия по инициативе Заказчика или Подрядчика.  (Ответственный — по согласованию сторон)
  3. Во всех остальных случаях — ошибка инженера или гальваника. (Ответственный — Подрядчик)

Возможность исправить: нет

13. Любые загрязнения на покрытии (грязь, волосы и особенно отпечатки пальцев) 

Брак в гальванике

Причина дефекта:

  1. Несоблюдение ТП гальваником или упаковщиком. (Ответственный — Подрядчик)

Возможность исправить: есть — перепокрытие изделия.

14. Экранирование 

Брак в гальванике

Причина дефекта:

  1. Неправильное расположение изделий в ванне или их навязка слишком близко друг к другу. В итоге ток поступает на изделие неравномерно. (Ответственный — Подрядчик)
  2. Сложный профиль изделия (Ответственный — Подрядчик, если заранее не уведомил)

15. Невытравленная (не полностью снятая) окалина 

Брак в гальванике

Окалина образуется после термообработки. Перед гальваническим покрытием ее требуется снять в специальном растворе. Чем толще корка окалины, тем дольше нужно снимать (от часа до двух суток). Если Заказчик или Подрядчик не успевают по срокам, возможно нанести покрытие поверх окалины, но результат будет как на фото. Допустимость дефекта оговаривается заранее. (Ответственный — по согласованию сторон)

Причина дефекта:

Несоблюдение ТП при подготовке изделия. (Ответственный — по согласованию сторон)

Хотелось бы отметить, что мы выделили эти 15 видов гальванического брака в качестве основных. У них существует множество подвидов и описывать каждый не хватит и книги. Если встретите бракованную продукцию — можете связаться с нами, наш менеджер проконсультируется с инженерами и подробно распишет все подробности.

Мы оказываем услуги по нанесению гальванических и химических покрытий промышленным предприятиям электронной, авиационной и машиностроительной отрасли. Имеем опыт работ в рамках Гособоронзаказа.

Конец статьи

Понравилась статья?
Оцените статью. Всего 1 клик!

Средняя оценка:

3,81

Всего оценок:
16

Данная статья является интеллектуальной собственностью ООО «НПП Электрохимия». Любое копирование информации возможно только с разрешения владельца сайта. Размещение активной индексируемой ссылки на https://zctc.ru обязательно.

­­­

… Иногда это не только интересно, но и «красиво»!

Как просили, продолжение рассказа Очень простого способа меднения предметов

Как покрыть медью неметаллический предмет? Как сделать это покрытие декоративно-привлекательным? -сейчас попробуем во всем этом разобраться…

Итак, история одного, несостоявшегося «Зураба Церетели» —
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Мой «первый блин комом в искусстве гальванопластики» ;)

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Довольно долго раздумывал, чего бы эдакого увековечить в металле, даже не особо задумываясь, что получить что-либо стоящее (без навыков) шансов у меня 0,0… :)))

— наверное, для обзора, вполне достаточно было взять совсем простой предмет, но хотелось выпендриться порадовать моих читателей чем-нибудь более существенным и необычным

Наконец голову посетила мысль, сохранить «на века- потомкам» осенний цветок с клумбы, а в центр посадить пчелу.
Вы скажите пОшло и банально? Возможно… но в тот момент, с фантазией на эту тему, у меня оказалось как-то сложновато

Сразу же возник и следующий, вытекающий из идеи вопрос!

Пчелка!.. ГДЕ ВЗЯТЬ ПЧЕЛКУ почти зимой!? Может подойдет муха?

… я все таки нашел пчелу, правда в несколько задрипанном состоянии, досталось ей за несколько лет в кулечке (вспомнил, что товарищ дарил пчелиный подмор, эдак лет пять назад)
Была тогда еще весьма презабавная ситуация, когда на досмотре в аэропорту у меня обнаружили кулек с «дохлыми мухами» и до-о-лго недоверчиво их перебирали в поисках чего-то еще более неожиданного:)))

Для создания шедевра выбрал более-менее «комплектную», приклеил каплей

меда

клея к проволоке и пошел наносить токопроводящий слой.

✅ Первый дополнительный компонент, который потребуется докупить для подобного творчества- токопроводящий лак.

Поиском нашел наиболее доступный (ближе и дешевле) «Графит» — 375руб.попадался и более известный «graphit 33», но он стоит в 4 раза дороже, а идти за ним дальше ;)

Есть способы самостоятельного изготовления подобных составов, но решил не тратить время на их описания/испытания- это отдельная, довольно обширная тема.

Закрепил пчелку к проволоке, а не цветку, так как планы были наполеоновские — отдельно патинировать ее и фрагменты цветка (в темный цвет), а уже позже все соединять в единую «композицию».
При покрытии токопроводящим лаком эта долбанная пчелка доставила немало хлопот :( раза три она пыталась улететь с проволоки на землю в грязь, вероятно клей растворялся лаком и под струей газа из баллончика она «вспоминала теплое лето…»

С четвертой попытки, когда мой словарный запас матов уже заканчивался, мне все же удалось утихомирить неугомонное насекомое и покрыть ее и цветок слоем графита.
Покрывать лаком рекомендуется в несколько слоев.

Для того что бы был контакт, при последующих обработках, стебель цветка несколько раз обматывается проволокой.

✅ Следующим, обязательным элементом начинающего гальванопластика, является регулируемый блок питания (желательно умеющий работать в режиме ограничения тока).

Я использовал такой (с питанием от БП ноута):ссылка для покупки на Али — 1 119 руб.

можно взять более дешевый, описываемый ранее в обзорах (в том числе и мною) — ссылка на Али — 644 руб
Или вообще использовать ЛЮБОЙ другой, с возможностью регулировки напряжения от 0 до 5в и максимальным током до 2А.
Если на нем не будет режима ограничения тока, необходимо будет контролировать его вручную (в крайнем случае, отдельно подключенным прибором).

По-быстрому собираем «шайтан-машинку» для гальванизации и запускаем процесс!

Ток в начале выставил около 0.5А (чуть позже поднял до 0.8)
Подключение, по описанной ранее схеме (+ на медный электрод-донор, минус на обрабатываемую деталь)

Раствор использовал описанный в прошлом обзоре:

медный купорос, электролит (из автомагазина) и
дистиллированная вода
­­­

50 грамм купороса необходимо размешать в 200-250 граммах воды, профильтровать, после чего осторожно долить 50 грамм электролита

… Прошло довольно много времени (часов 10-12). Внешне, сквозь слой жидкости, кардинальных изменений не видно :( — печалька однако!

Как позже выяснилось, их не было видно из-за голубого цвета раствора.
Потянув за проволоку с пчелой обнаружил, что она прилипла к цветку (сдвинулась во время процесса), а значит «что-то» все таки происходит! Поднял ее из раствора… -УРА! ЗАРАБОТАЛО!
(не в фокусе получилась, к сожалению :( На самом деле оказалось не все так прекрасно: покрытие получилось неоднородное, я выставил слишком высокий ток (или пчелка была совсем «завалявшегося» качества) — однако силуэт все же можно угадать :)

Достаем цветок.
Бутон еще не покрылся слоем меди, распространение происходит поступательно, в последнюю очередь к самой дальней части.
Опускаю цветок для продолжения процесса, ток снижаю до 0.6А

Через несколько часов — уже получше!

В сумме, за пару суток цветок набрал 40 грамм меди!

По утолщениям (подгоревшие места) на кончиках лепестков цветка и листьях можно предположить, что в какой то момент использовался слишком высокий ток (или малое расстояние между анодом/заготовкой).
Кроме того, при этом слой меди получается довольно рыхлым и пористым и как-бы посыпанный песком.
(без обработки и нормальной промывки через пару недель медь потемнела.)

Было любопытно, обратим ли процесс (попытался снять часть меди). Результат получился несколько неожиданным, скорее всего просто слишком малый ток выставил, или раствор получился перенасыщенным (вода испаряется), однако вид необычный-цветок покрытый кристаллами купороса :)

подобный же кристалл вырос и на медном электроде

Для первой пробы пойдет, теперь будем делать «как полагается»

Главные ошибки в первом опыте: слишком высокий ток, не совсем правильный раствор и малое расстояние между электродами. И если электроды в этой импровизированной ванночке отодвинуть сложно, то все остальное вполне решаемо.

Далее будем использовать два различных раствора для покрытия и дополнительные для декоративной обработки (покажу самый минимум).

Первый раствор нужен для начального (основного) покрытия, он более эластичный и шероховатый.
Рецептов существует много, в опыте ниже, я использовал такой:

200 г медного купороса размешиваем в 600мл подогретой дистиллированной воды, фильтруем, добавляем 160 г электролита (для АКБ) и догоняем дистиллированной водой до объема в 1л. В полученный раствор добавляем 1.5мл спирта (шприцем) и несколько гранул желатина, тщательно перемешиваем и дает раствору немного «настояться». *Вместо спирта допускается использование фенола

Опять собираем гальвано-установку.

В качестве донора меди (электрод) желательно использовать как можно более чистую медь, без мешающих примесей.

Неплохим вариантом являются обрезки медных трубок, оставшиеся после установки кондиционеров. Можно купить и обычный толстый медный провод в кабеле, но придется повозиться с разделкой и зачисткой.
Из зачищенного провода сгибаем спираль или гармошку и используем в качестве электрода-донора меди.
*Считается, что для нормального и равномерного осаждения меди, площадь анода должна быть в два-три раза больше площади заготовки, электрода должно быть два и располагаются они с разных сторон обрабатываемой детали.

Я использую кусок медной шины (попалась такая на работе).

Еще, там же, набрал кроссировочного провода, для соединения с заготовками.

Обрабатывал заготовку током в районе 300мА.

Сначала даже более низким-обычно при «затяжке» (начале процесса) его устанавливают раза в два ниже номинального, до появления меди в месте соединения проволоки с нанесенным покрытием, затем увеличивают.

Получается гораздо более симпатичный экземпляр

Вообще, по «учебнику», ток должен быть около 1 А/дм² от размера заготовки (но как в моем случае посчитать эту самую площадь!?), величина тока зависит и от состава электролита.
При сложной форме детали ток уменьшают в 2-3 раза.
На слишком больших токах медь подгорает, темнеет и хуже держится на заготовке

Следующий этап — покрытие слоем с блескообразователем.

Раствор нужен для покрытия блестящим слоем -он более хрупкий, но намного эстетичнее выглядит и удобнее для последующих обработок.

200 г медного купороса размешиваем в 600мл подогретой дистиллированной воды, фильтруем, добавляем 130 г электролита и догоняем дистиллированной водой до объема в 1л. В полученный раствор добавляем одну каплю унитиола (продается в аптеке), 0,05-0,08г Тиокарбамида (Тиомочевины), 0,05г соли. Тщательно перемешиваем и дает раствору немного «настояться».

Описываемый электролит, кстати, запатентован нашими соотечественниками еще в 70х годах

скрин на оригинальную формулу

Состав показался довольно капризным- сначала он заработал (вроде бы), потом несколько дней бился, НИКАК не хотело блестеть… просто осаждалась матовое покрытие меди.

Пробовал намешать новый раствор (с чуть иными соотношениями компонентов), менял ток… не особо помогло.

Другой вариант электролита для получения блестящего покрытия

Купорос — 150г/литр, Электролит для аккумуляторов — 100мл/л, Спирт — 10 мл/л, Желатин — 0.05-0.2 г/л

При наличии доступа к заводскому блескообразователю, как вариант, можно использовать такой раствор:

1 л дистиллированной воды, 200 г купороса, 50 мл серной кислоты, блескообразователь ЦКН-74

✅ Если собираетесь неоднократно практиковаться в гальванопластике, возможно стоит приобрести весы для взвешивания мг

Я полез на Али, и заказал из России (чтобы побыстрее) такие:
ссылка на Али — 480 руб

Для более точного взвешивания малых весов, откалибровал их 6гр «эталоном» -обычно монеты имеют весьма точный вес, подобрал из имеющихся именно 6 граммовую (1 franc Semeuse version 1960).

так выглядят 0.05г желатина

Для одноразового «взвешивания» можно использовать небольшую хитрость: взвешиваем на кухонных весах 5гр и размешиваем в 100мл дистиллированной воды. Набрав шприцем 1мл жидкости, мы получим необходимые 0.05

Подержав заготовку в «зеркальном» растворе, получаем подобный эффект.
пчЁл, несколько «подпорченный» дендритами в начале изготовления, покрытый блестящей медью.

Можно получить на бутоне цветка такую «композицию»… (повышенный ток и небольшая экспозиция)

В процессе экспериментов, аноды тоже иногда приобретают довольно необычный вид.

блестящая поверхность (наверное произошел процесс анодного травления), хотя в то же время, катод/заготовка упорно не хотел начинать блестеть :)

А вот еще более любопытный вариант — поверхность состоит из крупных кристаллов, блестящих под разными углами просмотра, жаль фото не передает этот визуальный эффект.

Все зависит от электролита, тока и температуры- это можно использовать и при декоративных обработках заготовок.

Поверх блестящей (или матовой) меди довольно часто наносят дополнительные декоративные покрытия

К наиболее легким вариантам патинирования можно отнести нахождение заготовки в парах аммиака (в герметичной емкости изделие подвешивается над раствором) — оно же является и наиболее стойким

Похожий эффект можно получить при использовании обычной серной мази (из аптеки), но не на любую поверхность ее легко нанести, а тем более затем удалить

К относительно простым относят и использование серной печени. С ее помощью возможно получение гаммы цветов от темно-шоколадного, до цветов побежалости. Основная сложность в ее изготовлении (запахи и место для приготовления), но к счастью ее продают многие ювелирные мастерские.

Поиском нашел ближайшую ко мне, с очень хорошими отзывами по качеству товара и продавцу (он, кстати, и доставку предлагает, если кому понадобится…).

Магазин VOZNESENSKY Jewel Art (его контакт в инстаграм — Instagram @voznesensky_art)

Продавец действительно оказался очень приятным и общительным, подробно рассказал о способах применения, при возникновении вопросов предлагал обращаться.Стоимость баночки серной печени мне обошлась в 200руб. С учетом ее мизерного расхода на операцию, это недорого.

К этому времени, мой основной подопытный цветок уже набрал приличный вес

убить можно

поэтому, для последующих экспериментов, стал использовать полоски медной фольги (чего и Вам рекомендую)- так более наглядно видны результаты нанесения покрытий и нет опасности испортить «главного героя»

Растворяем на стакан горячей воды примерно горошину серной печени. Получается желтая, с неприятным запахом, жидкость.

В зависимости от ее температуры, концентрации, время нахождения в ней меди и некоторых других факторов, получаются различные цвета, практически от черного, цветов побежалости металла

до желтых оттенков

Получаем необходимый нам вариант…

или такой
Нижняя часть другого цветка (бутон отломался в процессе экспериментов, позже соединю все в кучу)

Пчелка…

Патинирование бывает и цветным
Рецепт:

Подогреваем 300 мл. дистиллированной воды. Растворяем в ней 60 гр. медного купороса, затем добавляем/размешиваем 90 гр. сахара-рафинада.

В другой емкости, в 300 мл. холодной воды понемногу растворяем 45 гр. едкого натра (каустическая сода). ОСТОРОЖНО при смешивании выделяется много тепла!

К полученному раствору медленно (перемешивая) добавляем первый — должна получиться синяя непрозрачная жидкость. Если хотим получить более яркие цвета- добавляем 20гр кальцинированной соды

Дистиллированной водой, доводим объем раствора до 1литра. Подогреваем его до 70-80 градусов и переливаем в нашу гальваническую ванночку. «Замачиваем» заготовку на 1-2 минуты в полученном электролите, затем подключаем электроды по прежней схеме.

Включаем блок питания (примерно 1 вольт) и через пару секунд достаем деталь, посмотреть полученный цвет. Не понравился -опускаем опять…
Так как раствор непрозрачен, приходиться именно таким образом «угадывать» цвет-а он постепенно меняется от желтых оттенков, через розовые к зеленым.

Если пропустили интересующий Вас цвет, опять опускаем деталь в раствор и ждем — цвета в растворе меняются/повторяются циклически. Если реакция останавливается-требуется слегка увеличить напряжение.

Не забываем о мерах предосторожности! Данный раствор является довольно едкой щелочью!

Все последующие окрашивания я делал в виде радуги (постепенно вытаскивая заготовку из раствора)- можно покрыть заготовку и одним цветом.

Сначала тестируем на

«кошечках»

кусочке фольги…

Потом на первом, испорченном в процессе предыдущих экспериментов цветке


нижняя часть


К наиболее стойким цветам, полученные патинированием, относятся оттенки в золотисто-розовой гамме (они долго сохраняются даже без дополнительной защиты). Более темные зеленые и фиолетовые, без защитного покрытия, через время меняются на менее привлекательные цвета.

После большинства декоративных обработок поверхности меди, особенно ярких и разноцветных, требуется дополнительное защитное покрытие, например акриловым лаком -оно, как правило, несколько ухудшает яркость полученного эффекта, но зато сохраняет его в течение многих лет.

Ну что, надоел Вам, думаю пора закругляться?
Надеюсь этим продолжением рассказа о меднении неметаллических предметов я оправдал Ваши ожидания, высказанные в комментариях к предыдущему обзору? :)

Итого по стоимости потраченных средств на обзор эксперимент:
Компоненты:
Автомагазин -Электролит 60р, Вода дистиллированная 80р
Хозтовары -медный купорос (примерно 300р в сумме)
PartsDirect -Лак графит Graphite Solins 375р
Сhipdip (радиотовары) -Тиокарбамид 190р, Едкий натр 230р
Аптека — Унитиол 360р
Магазин VOZNESENSKY Jewel Art — Серная печень 200р
Весы и некоторые другие расходы (именно в моем случае) — примерно 1.5 тыс.руб.

Как видите, все вполне доступно для желающих попробовать! ;)

Я думаю для первой попытки пойдет…

пчел, как оказалось, у меня запас есть ;)

сфокусировано на цветке

фокус на пчеле…

Таким же образом делают покрытия из серебра и золота, отличия в основном химией и материалом анода и ценой.

Для заинтересовавшихся моим рассказом советую почитать книги «Занимательная гальванотехника», «Гальванотехника в декоративном искусстве» Н.В. Одноралова (в сети есть).
Ну и профильные форумы в помощь…

Если набить руку, можно делать симпатичные сувениры…




-думаю очевидно, что область применения не ограничена изготовлением сувенирной продукции, копированием монет и предметов искусства.

С помощью гальванопластики можно получать довольно сложные и крупные предметы, например медные раковины, мойки необычного дизайна.

Работы одного нашего соотечественника, долгое время подрабатывавшего подобным хобби в штатах.

если кого заинтересует — тут его блог, с некоторыми подробностями производства

На этом ВСЕ!

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
Всем удачи и хорошего предпраздничного настроения! ❆ ☕
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
… а новый год уже не за горами

Эта публикация является продолжением моих статей по гальванике.
Начало тут:

  • Гальваника: рецепты электролитов. Часть 1
  • Гальваника. Рецепт электролита и работа с блоком питания. Часть 2

Публикация предназначена только для начинающих, опытные мастера гальваники не найдут в ней ничего нового (но, надеюсь, дополнят ее своими советами).

Когда я только начала заниматься гальванопластикой, первым делом столкнулась со следующей проблемой. Вот смешала я электролит по рецепту: первые 2 — 3 листика — ну, просто отличный результат; следующие 2 — 3 листика — ну, так-сяк; в дальнейшем просто ужас и кромешный мрак. Поначалу, я считала, что электролит просто «испортился», выливала его и мешала новый. Но… дороговато получается. Начала думать. Теперь, не меняя электролита на свежий, я работаю уже полгода. К сожалению, я не могу дать четких и однозначных рецептов восстановления, тут все на опыте и интуиции. Но постараюсь хоть немного сократить ваш собственный путь.

Итак, первым делом нужно понять, что в нашем электролите может расходоваться или просто исчезать.

Электролит состоит из медного купороса, кислоты и воды. Вода испаряется! Она испаряется даже в том случае, если вы прикрываете крышкой гальваническую ванну. Первым признаком недостатка воды является образование кристаллов медного купороса на анодах. Счистите эти кристаллы обратно в ванну, долейте немного воды, подождите, пока все растворится. Испарение воды повышает кислотность раствора. Проверить, не перекислен ли электролит, достаточно просто. Погрузив объект в ванну, выставьте на БП довольно большую силу тока (примерно 1,5 вольт), если при этом на катоде видно газообразование (мелкие такие пузырьки), значит раствор точно перекислен, смело доливайте воды.

Если вы некоторое время смывали кристаллы медного купороса с анодов и отфильтровывали такие кристаллы, образующиеся на дне ванны, в электролите возникает недостаток медного купороса. Признаки такого недостатка опять же весьма просты: на черешке листа или держаке этого листа медь оседает в виде песчаных, крупитчатых, легко растираемых в пальцах осадков. В таком случае нужно досыпать в электролит немного медного купороса, подождать несколько часов и отфильтровать.

Кислоты доливать никогда не требуется!

В электролитах гладкого и зеркального меднения расходуются блескообразователи (унитиол, тиомочевина, черная патока, желатин), поэтому их надо вводить в электролит по мере необходимости.

В электролите матового меднения очень быстро испаряется спирт, являющийся для этого электролита пластификатором. То есть при падении уровня спирта омедненный объект становится более хрупким. При необходимости спирта доливаем.

В заключение — несколько советов, которые помогут вам поддерживать нужный баланс электролита.

1. Смешивайте в 1,5 — 2 раза больше электролита, чем требуется на вашу ванну. Отфильтровывая поработавший электролит в общую емкость вы немного восстанавливаете его баланс.

2. После каждого омедненного объекта тщательно отмывайте аноды от шлама и фильтруйте электролит.

3. Не экономьте на анодах! Их должно быть два! Для гладкого и зеркального меднения площадь анодов должна быть, как минимум в 2 раза больше площади катода. Медная трубка, положенная на дно ванны просто не даст вам таких возможностей.

В следующих двух публикациях я планирую рассказать о цветном химическом оксидировании и электрохимическом оксидировании.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Ошибки при вялении рыбы
  • Ошибки при вязке арматуры на фундаменте плита
  • Ошибки при вязке арматуры на ленточном фундаменте
  • Ошибки при вязании рукава

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии