Неправильное построение предложения с причастным оборотом
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 373.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 373.
При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Наиболее распространенные из них представлены в данной статье. Также приведены примеры правильного использования причастных оборотов с примерами.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Нарушения в построении предложений с причастным оборотом обычно связаны с незнанием либо непониманием норм употребления причастий и причастных оборотов в речи.
Наиболее распространенные ошибки приведены в таблице.
Правило | Примеры неправильного построения предложений с причастным оборотом | Примеры правильного построения предложений с причастным оборотом |
Между причастным оборотом и определяемым словом нежелательно употреблять другие члены предложения | Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.
Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус. |
Подарки, купленные к празднику, лежали в коробке.
Расцветавший только раз в год кактус стоял у нас на столе. |
Причастие в составе причастного оборота должно быть согласовано с определяемым словом (существительным или местоимением) в числе, роде, падеже | Я весь день напевал услышанный в автобусе песенку.
Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа. |
Я весь день напевал услышанную в автобусе песенку.
Это была вторая по счету одержанная спортсменом победа. |
Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота | Маша принесла домой найденного котенка на улице.
В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет. |
Маша принесла домой котенка, найденного на улице.
В парке было много лавочек, покрашенных в синий цвет. |
Для выражения одновременных действий, причастие и глаголы в предложении должны быть одного вида и времени (кроме будущего) | Женщина, играющая гостям на скрипке, сидела у окна.
Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой. |
Женщина, игравшая гостям на скрипке, сидела у окна (играла и сидела).
Котенок, лежавший на коврике, наблюдал за хозяйкой (лежал и наблюдал). |
В позиции перед определяемым словом причастный оборот не обособляется (исключение – если определяемое слово выражено личным местоимением); в позиции после определяемого слова – оборот выделяется запятыми с двух сторон | Хлеб купленный в булочной очень понравился Саше.
Найденный в раздевалке, зонт мы вернули владельцу. |
Хлеб, купленный в булочной, очень понравился Саше.
Найденный в раздевалке зонт мы вернули владельцу. |
Для выражения дополнительного действия, которое совершается над определяемым предметом, употребляются страдательные причастия НВ, а не возвратные действительные причастия НВ | Задача, решающаяся всем классом, была сложна.
Убирающийся воином в ножны клинок был сделан из прочной стали. |
Задача, решаемая всем классом, была сложна.
Убираемый воином в ножны клинок, был сделан из прочной стали. |
ТОП-3 статьи
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Кира Матвеева
6/7
-
Ирина Паращенко
7/7
-
Дарья Кузнецова
7/7
-
Лаура Джуккаева
7/7
-
Андрей Малахов
6/7
-
Даша Глухова
6/7
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 373.
А какая ваша оценка?
Неправильное
употребление причастного и деепричастного оборота
Деепричие
и причастие – довольно сложные части речи, при
употреблении которых допускается немало ошибок.
Ошибки в
употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный
оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с
зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на
вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает
обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам
в употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:
- Действие,
названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к
разным субъектам действия.
Примеры
ошибок: Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая
в комнате, у них сломался пылесос.
- Деепричастный
оборот в безличном предложении.
Примеры
ошибок: Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя
на улицу, ему стало жарко.
- Деепричастный
оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
Примеры
ошибок: Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая
выставки, он напишет статью о современном искусстве.
- Деепричастный
оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом,
сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств
и некоторых наречий).
Примеры
ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов,
был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя
листьями, укрывали путников от солнца.
Неправильное
употребление причастных оборотов
Причастный оборот
– речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая
называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая?
Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и
выделяется запятыми.
К наиболее частым
ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
- Неверное
согласование причастия с определяемым словом.
Примеры
ошибок: Вчера прошла выставка древних книг, собранные в
нашей библиотеке (правильно: собранных).
- Смешение
действительных и страдательных причастий
Примеры
ошибок: Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво
переливались (правильно: украшавшие).
- Определяемое
слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не
внутри.
Примеры
ошибок: Обласканное поле солнцем зеленело (правильно:
поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от
посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от
посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).
- В причастном
обороте не может употребляться частица бы.
Примеры
ошибок: Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы
хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.
Как определить,
какой оборот употребляется в предложении?
Случаи
неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке
обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы
определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот,
необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти
причастие или деепричастие; - Поставить к
обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое?
Какие?); - Определить
лексическое значение оборота (действие или признак); - Определить
синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
Примеры:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах, был переведен на
иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот,
отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман,
в предложении является обособленным определением). Заваривая чай, она
всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот,
отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет,
в предложении является обособленным обстоятельством).
«Морфологический разбор деепричастия»
Морфологический разбор деепричастия.
План разбора:
I. Часть речи (особая форма глагола — деепричастие).
Вопрос (что делая? что сделав?) Начальная форма (Варианты: неопределённая
форма глагола / нет, так как деепричастие — неизменяемое слово).
II. Морфологические признаки:
Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (выйдя — что сделав?) / несовершенный (выходя — что делая?);
б) возвратность (по наличию суффикса -сь): умывшись
(возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая
(невозвратный);
в) переходность (переходные: съев хлеба, увидев море! непереходные: придя
в гости, позвонив по телефону);
г) неизменяемая форма глагола (непостоянных
признаков не имеет).
III. Синтаксическая роль (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).
Альтернативный план разбора:
Морфологический
разбор деепричастия. Примеры.
Вот что заявил он, вернувшись.
1.
Вернувшись —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«вернуться».
2.
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство,
выраженное одиночным деепричастием).
Я уже частенько, гуляя один
в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.
1.
Гуляя —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
гуля(ют).
2.
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Дима слушал, широко раскрыв глаза.
1.
Раскрыв —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«раскрыть».
2.
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное,
переходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Быстро спросил я, спеша воспользоваться
такой подходящей минутой.
1.
Спеша —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«спеш(ат)».
2.
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Счастливо улыбаясь, ответила мне мама.
1.
Улыбаясь —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«улыба(ют)ся».
2.
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом).
Типичные ошибки при использовании причастных оборотов в русском языке и как их избежать
Причастный оборот является одним из наиболее сложных средств русской грамматики и, как следствие, наиболее часто используется неправильно.
Определение причастного оборота
Причастный оборот — это сложноподчиненное предложение, формируемое причастным оборотом, в котором причастие имеет значение дополнения или определения к сказуемому.
Примеры:
- Вышедши в сад, мы увидели душистые цветы. (дополнение к сказуемому)
- Он, остановившись на мгновение, вышел из комнаты. (определение к сказуемому)
Типичные ошибки при использовании причастных оборотов
Неправильное согласование времени
Частой ошибкой является неправильное согласование времени между причастным оборотом и главным предложением. Приводит к непониманию конструкции в предложении и утрате ясности.
Пример:
- Сев за стол, началось ужинание. (неправильное согласование времени между причастным оборотом «сев за стол» и главным предложением)
Исправление:
- Сев за стол, мы начали ужинать. (правильное согласование времени)
Неясность подлежащего
Еще одним распространенным недостатком является нечеткость в определении подлежащего в причастном обороте. Это может привести к заблуждению в идентификации актеров и ролей в предложении.
Пример:
- Выключив телевизор, картина за окном казалась особенно прекрасной. (неопределенность в подлежащем причастного оборота)
Исправление:
- Выключив телевизор, я заметил, что картина за окном казалась особенно прекрасной. (явное определение подлежащего)
Использование причастного оборота вместо главного предложения
Иногда вместо главного предложения используется причастный оборот, что приводит к недостаточной выразительности и дезориентации в структуре предложения.
Пример:
- Вошед в дом, телефон зазвонил. (использование причастного оборота вместо главного предложения)
Исправление:
- Я вошел в дом, когда телефон зазвонил. (использование главного предложения вместо причастного оборота)
Как избежать ошибок при использовании причастных оборотов
- Убедитесь, что причастный оборот правильно согласован по времени с главным предложением.
- Ясно определите подлежащее в причастном обороте.
- Используйте причастный оборот только для придания дополнительной информации, а не в качестве главной структуры предложения.
Причастный оборот — это мощное средство русской грамматики, которое может придать богатства и выразительности в языковой обработке сообщения. Однако, чтобы избежать типичных ошибок, необходимо тщательно продумать конструкцию предложения и правильно согласовать его структурные элементы.
Неправильное построение предложения с причастным оборотом
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 356.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 356.
При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Наиболее распространенные из них представлены в данной статье. Также приведены примеры правильного использования причастных оборотов с примерами.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Нарушения в построении предложений с причастным оборотом обычно связаны с незнанием либо непониманием норм употребления причастий и причастных оборотов в речи.
Наиболее распространенные ошибки приведены в таблице.
Правило | Примеры неправильного построения предложений с причастным оборотом | Примеры правильного построения предложений с причастным оборотом |
Между причастным оборотом и определяемым словом нежелательно употреблять другие члены предложения | Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.
Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус. |
Подарки, купленные к празднику, лежали в коробке.
Расцветавший только раз в год кактус стоял у нас на столе. |
Причастие в составе причастного оборота должно быть согласовано с определяемым словом (существительным или местоимением) в числе, роде, падеже | Я весь день напевал услышанный в автобусе песенку.
Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа. |
Я весь день напевал услышанную в автобусе песенку.
Это была вторая по счету одержанная спортсменом победа. |
Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота | Маша принесла домой найденного котенка на улице.
В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет. |
Маша принесла домой котенка, найденного на улице.
В парке было много лавочек, покрашенных в синий цвет. |
Для выражения одновременных действий, причастие и глаголы в предложении должны быть одного вида и времени (кроме будущего) | Женщина, играющая гостям на скрипке, сидела у окна.
Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой. |
Женщина, игравшая гостям на скрипке, сидела у окна (играла и сидела).
Котенок, лежавший на коврике, наблюдал за хозяйкой (лежал и наблюдал). |
В позиции перед определяемым словом причастный оборот не обособляется (исключение – если определяемое слово выражено личным местоимением); в позиции после определяемого слова – оборот выделяется запятыми с двух сторон | Хлеб купленный в булочной очень понравился Саше.
Найденный в раздевалке, зонт мы вернули владельцу. |
Хлеб, купленный в булочной, очень понравился Саше.
Найденный в раздевалке зонт мы вернули владельцу. |
Для выражения дополнительного действия, которое совершается над определяемым предметом, употребляются страдательные причастия НВ, а не возвратные действительные причастия НВ | Задача, решающаяся всем классом, была сложна.
Убирающийся воином в ножны клинок был сделан из прочной стали. |
Задача, решаемая всем классом, была сложна.
Убираемый воином в ножны клинок, был сделан из прочной стали. |
ТОП-3 статьи
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ирина Паращенко
7/7
-
Дарья Кузнецова
7/7
-
Лаура Джуккаева
7/7
-
Андрей Малахов
6/7
-
Даша Глухова
6/7
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 356.
А какая ваша оценка?
Неправильное
употребление причастного и деепричастного оборота
Деепричие
и причастие – довольно сложные части речи, при
употреблении которых допускается немало ошибок.
Ошибки в
употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный
оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с
зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на
вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает
обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам
в употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:
- Действие,
названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к
разным субъектам действия.
Примеры
ошибок: Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая
в комнате, у них сломался пылесос.
- Деепричастный
оборот в безличном предложении.
Примеры
ошибок: Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя
на улицу, ему стало жарко.
- Деепричастный
оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
Примеры
ошибок: Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая
выставки, он напишет статью о современном искусстве.
- Деепричастный
оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом,
сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств
и некоторых наречий).
Примеры
ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов,
был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя
листьями, укрывали путников от солнца.
Неправильное
употребление причастных оборотов
Причастный оборот
– речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая
называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая?
Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и
выделяется запятыми.
К наиболее частым
ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
- Неверное
согласование причастия с определяемым словом.
Примеры
ошибок: Вчера прошла выставка древних книг, собранные в
нашей библиотеке (правильно: собранных).
- Смешение
действительных и страдательных причастий
Примеры
ошибок: Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво
переливались (правильно: украшавшие).
- Определяемое
слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не
внутри.
Примеры
ошибок: Обласканное поле солнцем зеленело (правильно:
поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от
посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от
посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).
- В причастном
обороте не может употребляться частица бы.
Примеры
ошибок: Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы
хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.
Как определить,
какой оборот употребляется в предложении?
Случаи
неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке
обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы
определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот,
необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти
причастие или деепричастие; - Поставить к
обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое?
Какие?); - Определить
лексическое значение оборота (действие или признак); - Определить
синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
Примеры:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах, был переведен на
иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот,
отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман,
в предложении является обособленным определением). Заваривая чай, она
всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот,
отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет,
в предложении является обособленным обстоятельством).
«Морфологический разбор деепричастия»
Морфологический разбор деепричастия.
План разбора:
I. Часть речи (особая форма глагола — деепричастие).
Вопрос (что делая? что сделав?) Начальная форма (Варианты: неопределённая
форма глагола / нет, так как деепричастие — неизменяемое слово).
II. Морфологические признаки:
Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (выйдя — что сделав?) / несовершенный (выходя — что делая?);
б) возвратность (по наличию суффикса -сь): умывшись
(возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая
(невозвратный);
в) переходность (переходные: съев хлеба, увидев море! непереходные: придя
в гости, позвонив по телефону);
г) неизменяемая форма глагола (непостоянных
признаков не имеет).
III. Синтаксическая роль (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).
Альтернативный план разбора:
Морфологический
разбор деепричастия. Примеры.
Вот что заявил он, вернувшись.
1.
Вернувшись —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«вернуться».
2.
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство,
выраженное одиночным деепричастием).
Я уже частенько, гуляя один
в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.
1.
Гуляя —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
гуля(ют).
2.
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Дима слушал, широко раскрыв глаза.
1.
Раскрыв —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«раскрыть».
2.
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное,
переходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Быстро спросил я, спеша воспользоваться
такой подходящей минутой.
1.
Спеша —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«спеш(ат)».
2.
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Счастливо улыбаясь, ответила мне мама.
1.
Улыбаясь —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«улыба(ют)ся».
2.
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом).
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Употребление причастного оборота.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Предложения с причастными оборотами.
Как мы с вами, ребята, договорились, на станции «Задние № 8» мы задержимся и отдельно рассмотрим каждый тип ошибок.
Сегодня речь пойдёт об ошибках в построении причастного оборота.
Сначала вспомним, что такое причастие и причастный оборот.
Причастие— самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по его действию. Таким образом, оно всегда образовано от глагола, вы должны «слышать» в нём глагол: читающая – читать, построенный – построить и т.д. Причастие отвечает на вопросы какой? что делающий, что сделавший?
Причастие «узнаём» по его суффиксам:-УЩ,-ЮЩ,-АЩ,-ЯЩ, ВШ,-Ш,- А+НН,ЕНН,- ОНН,-Т, -ЕМ, -ОМ.
Причастный оборот— это причастие с зависимыми словами (то есть к этим словам задаётся вопрос от причастия).
Типичные ошибки в построении предложений с причастными оборотами.
В предложениях с причастными оборотами возможны ДВЕ ошибки. Рассмотрим их.
-
Неверное построение предложения с причастным оборотом.
Запомните: определяемое слово (то есть слово от которого задаётся вопрос ко всему причастному обороту) должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота. Ни в коем случае оно не должно находиться ВНУТРИ оборота. В этом и заключается ошибка.
Рассмотрим пример.
Увлечённая ДЕВОЧКА чтением книги привлекла его внимание.
Пояснение.
В данном предложении причастный оборот — «увлечённая чтением книги», определяемое слово- «девочка» ( Кто был увлечён? Девочка. Девочка какая? Увлечённая чтением книги.)
Ошибка в том, что слово «девочка» стоит ВНУТРИ оборота, а оно должно находиться либо ДО, либо ПОСЛЕ него.
Верный ответ.
-
Девочка, увлечённая чтением книги, привлекла его внимание.
-
Увлечённая чтением книги девочка привлекла его внимание.
-
Ошибка в согласовании причастия и определяемого слова, то есть причастие стоит в неверном падеже, числе или роде.
Рассмотрим пример.
Путники вышли на поляну, освещённой солнцем.
Определяемо слово «поляну». От него задаём вопрос: какую? «освещённую». В данном случае причастие стоит в неверном падеже, поэтому имеет неправильное окончание.
Вспомните, что окончание причастий, как и прилагательных, определяется по вопросу: каким? читающим; какую? Читающую; о каком? о читающем ( если окончание стоит после мягкого согласного) и о подсказанном ( если окончание стоит после твёрдого согласного) и т.д.
Запомните, что в именительном падеже мужского рода это правило не подходит, нужно запомнить эту форму: какой? думающий; какой? построенный.
Верный ответ.
Путники вышли на поляну (какую?), освещённую солнцем.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Предложения с причастными оборотами.
-
Найдите причастие в предложении. (Отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделавший? Имеет суффиксы: -УЩ,-ЮЩ,-АЩ,-ЯЩ, ВШ,-Ш,- А+НН,ЕНН,- ОНН,-Т, -ЕМ, -ОМ.
-
Найдите причастный оборот. (Причастие с зависимыми словами)
-
Найдите определяемое слово (от него задаётся вопрос к причастному обороту).
-
Посмотрите, где находится определяемое слово. Если ВНУТРИ причастного оборота, то это ошибка.
-
Посмотрите, согласуется ли причастие с определяемым словом в роде, числе и падеже. Для этого задайте вопрос от определяемого слова и по его окончанию определите окончание причастия (какое? – ОЕ, какие? -ИЕ, каким? -ИМ, какую?- -УЮ и т.д.) Если окончание другое, то есть причастие НЕ согласуется с определяемым словом, то это ошибка.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с причастным оборотом.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
Задания на предупреждение грамматических ошибок
(при изучении темы «Причастный оборот» в 7 классе, при подготовке к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку)
Сивкова Л. Б., учитель русского языка и литературы
При употреблении причастного оборота в предложении учащиеся часто допускают грамматические ошибки, которые можно классифицировать следующим образом:
-
ошибки в согласовании причастия и главного (или определяемого) слова;
-
ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову;
-
ошибки на неверное образование форм причастия (время и вид причастий);
-
ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий.
Для предупреждения данных ошибок использую на уроках следующие виды заданий:
-
Нарушение согласования причастия с определяемым словом
Задания
-
Исправьте грамматические ошибки в предложениях
а)Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.
(Исправленный вариант :Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью)
б) Я был рад пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки. (Исправленный вариант: Я был рад пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.
в) Мне довелось встретиться с автором книги, недавно опубликованного.
(Мне довелось встретиться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ)
г) Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.
( Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно) .
2) Спишите, вставляя окончания.
1. В узкое оконце виднеется заросш… кустарником устье реки.
2. Путники свернули с дороги к реке, разливш…ся в этом месте.
3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиги в годы Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут только в рассказах и легендах.
4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш…ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш… в момент взрыва на палубе и делавш… зарисовку начинающ….ся боя.
5. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующ…ся книгами о природе.
3) Исправьте грамматические ошибки
-
Шум моря, будившего меня, был очень сильным.
правильный вариант Шум (какой?) моря, будившИЙ меня, был очень сильным.
-
Я услышал тяжёлые шаги медведя, преследовавшие меня.
(верный вариант Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня.)
-
Дети сотрудников, имеющих какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий.
( верный вариант: Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий).
-
Ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову
Задания:
Исправьте предложения, объясните ошибки.
-
Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу.
-
Мы шли по усыпанной аллее опавшими листьями.
-
Ведущая улица в город была свободна.
-
Написанная повесть молодым автором вызвала оживлённые споры.
-
Увлечённая девушка чтением книги привлекла внимание молодого человека.
-
Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
исправленный вариант :
-
Необходимо тщательно проверять документы, направляемые на экспертизу. Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы.
-
Мы шли по аллее, усыпанной опавшими листьями. Или: Мы шли по усыпанной опавшими листьями аллее.
-
Улица, ведущая в город, была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.
-
Повесть , написаннная молодым автором, вызвала оживлённые споры. Или: Написанная молодым автором повесть вызвала оживлённые споры.
-
Девушка , увлечённая чтением книги, привлекла внимание молодого человека. Или: увлечённая чтением книги девушка привлекла внимание молодого человека.
-
Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад. Или: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.
-
Ошибки на неверное образование формы причастия (время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный)
Задание
Исправьте грамматические ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.
-
До сих пор я не нашёл человека, сумеющего помочь мне.
-
Похвала ожидает участника, найдущего ответ на этот вопрос.
-
Каждый человек пытается совершить дело, прославившее бы его
Исправленный вариант :
-
До сих пор я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.
-
Похвала ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.
-
Каждый человек пытается совершить дело, которое прославило бы его
-
Ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий
Задание:
Исправьте грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите предложения в исправленном виде.
-
Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
-
Конкурс,проводящийся организаторами, очень понравился участникам.
-
Пена,наливающаяся в ванну, имеет приятный аромат.
Исправленный вариант :
-
Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
-
Конкурс, проведённый организаторами, очень понравился участникам.
-
Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.
Подборка заданий
Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
2.Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
3.На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
4.Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
5.Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
Упражнение 3. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.
1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной науки.
3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.
4. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
5. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.
Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
Использование подобных заданий на нахождение и исправление грамматических ошибок будет способствовать формированию грамотной устной и письменной речи учащихся
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правильные примеры |
разрыв причастного оборота определяемым |
Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно |
Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно Приготовленные необыкновенно вкусны. |
нарушение согласования причастия с определяемым словом |
Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую |
Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую |
замена страдательных причастий действительными |
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых |
Задание, выполняемое нами, не вызывает особых |
нарушение однородности синтаксических |
Дождь, ливший с утра и который напоил хлеборобов. |
Дождь, ливший с утра и напоивший землю, |
Ошибки в построении сложноподчиненных предложений
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правильные примеры |
неверное присоединение придаточной части, восприятия |
Лошади казаков, которые были покрыты по горной тропе. |
Казачьи лошади, которые были покрыты |
нарушение грамматической формы союзного слова в |
Весной вернулись в село юноши, которыми |
Весной вернулись в село юноши, которые |
ошибки в предложениях, придаточная часть слова «кто» |
Те, кто бывали в Геленджике, не могли |
Те, кто бывал в Геленджике, не могли |
смешение прямой и косвенной речи |
Студент грустно сказал, что я еще пока |
Студент грустно сказал, что он еще |
А5 Ошибки в употреблении предлогов
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правильные примеры |
ошибки в употреблении предлогов благодаря, |
Благодаря доктора больной поправился. Поезд Вопреки прекрасной. |
Благодаря (кому?) докторУ больной поправился. (чему?) |
ошибки в употреблении (предлог «по» в |
По завершениЮ учебного года мы поедем По |
По завершениИ учебного года мы поедем По скучать скучать |
употребление предложного |
Учёный оперировал с точными |
Учёный оперировал точными |
предлоги |
||
предлоги |
||
уплатить, заплатить (за |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Данную ошибку можно также определить как «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» в случае, если причастный оборот стоит после определяемого слова и обособляется запятыми, поскольку причастие является определением. Также эта ошибка может быть названа «Нарушение согласования», поскольку определяемое слово и причастие связаны друг с другом с помощью согласования.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:
- Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
- Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
- Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом», и исправим их.
Пример 1
Предложение:
Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.
Верный вариант:
Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.
Пример 2
Предложение:
Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.
Верный вариант 1:
Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.
Верный вариант 2:
Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.
Пример 3
Предложение:
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».
Верный вариант:
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.
Пример 4
Предложение:
Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него.
Верный вариант 1:
Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
Верный вариант 2:
Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Причастным оборотом в русской речи считается совокупность слов, включающая само причастие и зависимые слова. Сочетание слов в предложении является определением, может находиться как перед определяемым словом, так и после него. В заданиях по русскому языку при сдаче основного госэкзамена и ЕГЭ встречаются вопросы, касающиеся нарушений построения предложений с обособленным определением.
Оглавление:
- Начало работы
- Распространенные ошибки
- Задания на причастный оборот
Начало работы
Перед работой над предложением с обособленным оборотом необходимо найти:
- причастие;
- дополняющие его слова;
- определяемое существительное или местоимение.
По правилам, действующим в русском языке, обособленное определение следует выделять запятыми, если оно располагается после определяемого термина. В случаях расположения фразы с причастием перед определяемым словом, запятые не ставятся.
Пример:
- Школьник, занимающийся спортом, спешил на тренировку.
- Весело плывущий по волнам кораблик свернул к берегу.
Нормы употребления причастных оборотов, которые определяют правильность построения предложения:
- Речевой оборот, состоящий из причастия и связанных с ним слов, согласовывается с определяемым термином.
- Обособленное определение не удаляется от определяемого существительного или местоимения.
- Причастие и дополнительные слова не разделяются на части определяемым термином.
Распространенные ошибки
При построении предложений допускаются ошибки при использовании причастий с зависимыми словами. Примеры нарушений:
Пример 1
Таблетки парацетамола — лекарственная форма, применяемый для лечения простудных заболеваний.
В этом случае обособленное определение расположено после термина «форма» и должно иметь согласование именно с ним. Здесь определение согласовано с термином «таблетки». Грамматическую ошибку необходимо исправить: «применяемый» заменить на «применяемая».
Пример 2
Привязанная собака к забору спокойно дремала на солнышке.
В приведенном случае допущена ошибка в построении фразы с наличием обособленного определения — причастие и зависимые от него слова неправильно разделяются определяемым термином, он находится в середине оборота. Следует разместить его до или после причастной фразы.
Пример 3
Великий поэт А. С. Пушкин погиб на дуэли, написавший множество стихотворных произведений.
Фраза «написавший множество стихотворных произведений» является обособленным определением. Она согласована с «А. С. Пушкин» по падежному вопросу и роду, однако удалена от определяемого слова. Кажется, что она относится к «дуэли».
Необходимо расположить причастие с зависимыми словами непосредственно перед «А. С. Пушкин» или сразу же после него.
Пример 4
Цветок, который вчера сорвали и уже засохший, сиротливо стоял в вазе.
Это неправильный вариант: в одном предложении нельзя использовать обособленное определение и придаточное предложение с соединительным союзом. Такое выражение необходимо исправить, используя только причастия или глаголы.
Правила построения предложений с причастным оборотом и личным местоимением такие же. Отличие состоит в том, что причастные обороты обосабливаются запятыми во всех случаях, находящиеся как перед определяемым термином, так и после него.
Пример:
- Она, следившая за своей фигурой, регулярно соблюдала диету.
- Любившая сладкое, она постоянно покупала конфеты.
Предложение может содержать несколько причастий с дополнительными словами. Они могут относиться к одному существительному и являться однородными или неоднородными, относящимися к разным определяемым словам.
Пример:
- Пыль, поднятая ветром, закружившаяся столбом, полетела вдоль дороги.
- Граница, разделяющая участки, проходила вдоль дороги, ведущей в лес.
Задания на причастный оборот
Предложения с этой конструкцией можно встретить в различных текстах. Для тренировки следует выполнить несколько заданий с примерами нарушений причастного оборота. Нужно правильно расставить знаки препинания и исправить ошибки согласования.
- В вагон зашел гражданин покидающий страну.
- Испачкавшийся едой котенок продолжал пить молоко заботливо налитое хозяйкой.
- Ученику дано упражнение по русскому языку закрепляющему новую тему.
- Рассказанная бабушкой сказка про щенка потерявшаяся в городе.
- Сложный вопрос по математике поставил в тупик не подготовившийся к уроку ученика.
- Обиженный на весь мир он грустил в одиночестве.
Правильно:
- _ _ _ _, покидающий _.
- _ _ _ _ _ _, _ налитое _.
- _ _ _ _ _ _, закрепляющее _ _.
- _ _ _ _ _. потерявшегося _ _.
- _ _ _ _ _ _ _ не подготовившегося _ _ _.
- Обиженный _ _ _, _ _ _ _.
Чтобы не совершать ошибок, нужно знать правила русского языка и особенности употребления причастия.
Задания на предупреждение грамматических ошибок
(при изучении темы «Причастный оборот» в 7 классе, при подготовке к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку)
Сивкова Л. Б., учитель русского языка и литературы
При употреблении причастного оборота в предложении учащиеся часто допускают грамматические ошибки, которые можно классифицировать следующим образом:
-
ошибки в согласовании причастия и главного (или определяемого) слова;
-
ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову;
-
ошибки на неверное образование форм причастия (время и вид причастий);
-
ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий.
Для предупреждения данных ошибок использую на уроках следующие виды заданий:
-
Нарушение согласования причастия с определяемым словом
Задания
-
Исправьте грамматические ошибки в предложениях
а)Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.
(Исправленный вариант :Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью)
б) Я был рад пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки. (Исправленный вариант: Я был рад пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.
в) Мне довелось встретиться с автором книги, недавно опубликованного.
(Мне довелось встретиться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ)
г) Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.
( Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно) .
2) Спишите, вставляя окончания.
1. В узкое оконце виднеется заросш… кустарником устье реки.
2. Путники свернули с дороги к реке, разливш…ся в этом месте.
3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиги в годы Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут только в рассказах и легендах.
4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш…ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш… в момент взрыва на палубе и делавш… зарисовку начинающ….ся боя.
5. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующ…ся книгами о природе.
3) Исправьте грамматические ошибки
-
Шум моря, будившего меня, был очень сильным.
правильный вариант Шум (какой?) моря, будившИЙ меня, был очень сильным.
-
Я услышал тяжёлые шаги медведя, преследовавшие меня.
(верный вариант Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня.)
-
Дети сотрудников, имеющих какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий.
( верный вариант: Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий).
-
Ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову
Задания:
Исправьте предложения, объясните ошибки.
-
Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу.
-
Мы шли по усыпанной аллее опавшими листьями.
-
Ведущая улица в город была свободна.
-
Написанная повесть молодым автором вызвала оживлённые споры.
-
Увлечённая девушка чтением книги привлекла внимание молодого человека.
-
Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
исправленный вариант :
-
Необходимо тщательно проверять документы, направляемые на экспертизу. Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы.
-
Мы шли по аллее, усыпанной опавшими листьями. Или: Мы шли по усыпанной опавшими листьями аллее.
-
Улица, ведущая в город, была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.
-
Повесть , написаннная молодым автором, вызвала оживлённые споры. Или: Написанная молодым автором повесть вызвала оживлённые споры.
-
Девушка , увлечённая чтением книги, привлекла внимание молодого человека. Или: увлечённая чтением книги девушка привлекла внимание молодого человека.
-
Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад. Или: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.
-
Ошибки на неверное образование формы причастия (время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный)
Задание
Исправьте грамматические ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.
-
До сих пор я не нашёл человека, сумеющего помочь мне.
-
Похвала ожидает участника, найдущего ответ на этот вопрос.
-
Каждый человек пытается совершить дело, прославившее бы его
Исправленный вариант :
-
До сих пор я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.
-
Похвала ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.
-
Каждый человек пытается совершить дело, которое прославило бы его
-
Ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий
Задание:
Исправьте грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите предложения в исправленном виде.
-
Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
-
Конкурс,проводящийся организаторами, очень понравился участникам.
-
Пена,наливающаяся в ванну, имеет приятный аромат.
Исправленный вариант :
-
Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
-
Конкурс, проведённый организаторами, очень понравился участникам.
-
Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.
Подборка заданий
Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
2.Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
3.На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
4.Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
5.Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
Упражнение 3. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.
1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной науки.
3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.
4. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
5. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.
Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
Использование подобных заданий на нахождение и исправление грамматических ошибок будет способствовать формированию грамотной устной и письменной речи учащихся