Базовая подготовка — самое главное в обучении всадника и лошади. Какой бы высоты и сложности маршруты вы не прыгали, правильная посадка, грамотная работа рукой, весом и шенкелем — основа успеха. Не все по-настоящему понимают это. Иногда более опытные всадники могут скрыть свою плохую посадку, ошибки в работе поводом или шенкелем за умением быстро реагировать на ситуацию и поправлять лошадь незаметно. Однако, только представьте, насколько более высоких результатов они могли бы добиться, если бы работали над основами и исправляли свои ошибки. Сегодня поговорим о руках. Итак, руки.
Почему важна мягкая рука?
Умение подавать четкие, максимально мягкие и своевременные команды может быть достигнуто только всадником с независимой посадкой. Всадником, полностью контролирующим свое тело. В этой серии статей мы поговорим об основных ошибках конкуристов. Также мы обсудим как их справить. И помните, лошадь — существо привычек. Даже когда всадник исправил свои недочеты, может потребоваться некоторое время, чтобы привыкла она. Не стоит рассчитывать на мгновенный результат. Будьте терпеливы и все получится!
Для конкуриста, впрочем как и выездкового всадника, как это часто можно слышать в интервью известных спортсменов и мастеров верховой езды, важнее всего работа на шагу и галопе. Очень многие всадники большую часть тренировки проводят на рыси что не совсем верно. Сфокусируйтесь на работе на шагу и галопе. Во-первых, эти аллюры основные в конкуре. Вам важнее всего не совершать ошибок именно на них. Во-вторых, они более удобные для всадника, чем рысь. Потому на шагу и галопе легче выработать нужные привычки, чем на рыси. Почему? На рыси гораздо больше сил уходит на амортизацию и сохранению равновесия.
Самые распространенные ошибки в работе поводом
Сегодня мы поговорим о ошибках в работе поводом и о том, как их исправить.
В конкуре особенно важно сохранять руку спокойной и мягкой. Резкое движение рукой может сбить коня и привести к падению и травме. При этом конкур — динамичный вид спорта, где возможны резкие изменения скорости, повороты и тд. Поэтому для конкуриста очень важно научиться не отражать происходящее под седлом на работе руки. Например, если лошадь резко ускорилась, вы не должны отставать от нее и держаться за повод. Или, к примеру, если лошадь вскинула голову перед барьером, чтобы лучше его рассмотреть, она не должны наткнуться на вашу руку. Итак, разберем распространенные ошибки.
«Мертвая» рука
Причин «мертвой» руки может быть несколько:
— закрепощенная спина
Когда спина всадника напряжена, расслабить плечи крайне сложно. Как следствие, напрягается плечо, локоть, предплечье и кисть. Рука фиксируется в одном положении и не сопровождает движение лошади;
— закрепощенная кисть
Чаще всего это ошибка тренера. Говоря «сожмите руку с поводом в кулак», тренер учит всадника держать кисть в напряжении. Напряжение передается как вниз, ко рту лошади, так и вверх. При этом закрепощает руку, плечо и спину всадника. Важно понять, что держать повод крепко нужно прижимая его пальцами к ладони, а не сжимая кисть. Это очень просто показать, но сложно объяснить словами. Именно поэтому, так важно найти хорошего тренера. Плохой тренер научит ошибкам, которые так сложно потом исправить;
— неправильно обучение
Часть тренеров в нашей стране, особенно тех, кто пришел из советского троеборья, учат всадников очень жесткому контакту со ртом лошади. Они учат постоянному сильному натяжению. Частью это связно с тем, что такой стиль контакта принят в скачках, откуда он потом перешел в троеборье, когда оно еще имело другой вид, и ,чаще всего, в нем участвовали скакавшие чистокровные лошади. Сейчас такой подход во всем мире давно забыт. Однако в нашей стране все еще есть те, кто считает его правильным. Постоянное жесткое натяжение повода делает лошадь «глухой» к его воздействию. Оно убивает саму возможность тонкого управления. Кроме того, часто лошади начинают «идти на боль». В итоге как только вы набрали коротко повод она начинает волноваться, ускоряться, убегать вперед. Все, кто работал со скаковыми лошадьми хорошо с этим знакомы. В конкуре это качество очень опасно. Лошадь должна полностью слушаться вас, а не боятся и убегать.
You need to be logged in to view the rest of the content. Пожалуйста, Log In. Не участник? Присоединяйтесь к нам
Начальное обучение конкуру – одно из самых волнующих переживаний для всадника. Помимо положительного опыта мы нередко можем получить и отрицательный: в основном, это ошибки в заходах на препятствие и проблемы работы корпуса при прыжках – «отставание» от лошади и наоборот – ранняя подача плечей вперёд, до прыжка (обычно говорят, что всадник «сунулся»). Почему возникают эти сложности, как их избежать и как бороться, если они стали укоренившейся привычкой – все эти вопросы мы обсудим в данной статье.
ВСАДНИК
В первую очередь хочется обратить внимание всадников, начинающих конкурную подготовку, на объем знаний и умений в верховой езде, которыми они должны обладать в этот момент. Необходимый минимум – это хорошее управление лошадью, развитое равновесие; способность поддерживать ровный темп длительное время самостоятельно на всех аллюрах и в заездах, «видение» всего манежа, а не грунта под ногами своего коня и, как бы странно это не звучало, отличная реакция на слова тренера, то есть умение слышать его всегда и быстро реагировать на команды. Также приветствуется способность ездить без смены и двигаться прямолинейно вне стенки манежа. Как тест можно попробовать изобразить въезд по центральной линии, остановку (или смену аллюра) и движение прямо – лошадь под Вами должна не «мотаться» из стороны в сторону и «спать», а сохранять активность и чуткость к любым командам. Дополнительным плюсом всаднику будет знание названий препятствий – крестовина, чухонец, брусья, умение их отличать и способность оперативно разобраться в команде тренера, когда он произносит: «Заходим на хердель ездой направо, потом на брусья ездой налево».
ЛОШАДЬ
Второй пункт – это способности и навыки Вашего четвероногого партнера. Важны они не меньше Ваших, а, пожалуй, даже больше – животное с устойчивой психикой, умеющее прощать ошибки всаднику и обладающее хорошей конкурной подготовкой будет помогать не хуже тренера. Конечно, всадник должен уметь справляться с разными лошадьми, но для обучения конкуру на начальном этапе сложный конь с дурными привычками категорически противопоказан. Большинство людей, пробовавших прыжки и в последствии отказавшиеся от них, получили свой страх именно из-за неправильно подобранных для тренировок лошадей – таскающих на препятствие, закидывающихся при первой возможности, замкнутых, ленивых или так «заученных» ходить в смене, что при попытке их оттуда вынуть, сопротивляющихся до последнего. Конкурное занятие на такой лошади не даст никакого толка, принесёт только разочарование, а в дальнейшем – неуверенность в своих силах. Стоит еще заметить, что большинство «пороков», особенно разносы и закидки, приводят к стойкому закреплению у всадника таких ошибок, как «сование» плечами раньше начала прыжка и наоборот – «отставание».
Первые ПРЫЖКИ
Обычно конкурная тренировка состоит из короткой разминки – рысь, галоп, работа на кавалетти и, собственно, прыжков. За первые 30-40 минут лошадь должна разогреть мышцы и сухожилия, а всадник – добиться хорошего контакта с ней. Для этого хорошо помогают такие упражнения, как: расширение-сокращение аллюров, езда «по кривым» (выполнение заездов и перемен в большом количестве), боковые сгибания.
Базовое упражнение в обучении конкуру – прохождение кавалетти на рыси и галопе. Хороший проход – это выравнивание лошади на середину кавалетти уже за пять-шесть темпов, проход четко по центру с сохранением ровного темпа и движение вперед после жердей еще 10-15 метров. Всадник плотно сидит в седле и смотрит на весь манеж (а не вниз-вбок). Через несколько проходов тренер может попросить вас принять над кавалетти конкурную посадку – приподняться над седлом, подать корпус вперед, сильнее упереться коленями в бифутеры на крыльях, и взяться двумя руками за гриву лошади посередине шеи. В таком положении непросто управлять лошадью – соберите повод чуть короче, не теряйте контакта со ртом лошади, продолжайте активно двигаться и смотрите на середину. После кавалетти сядьте в седло и обязательно проверьте, насколько прямо вы едете – прямолинейность должна сохраняться! Все это очень важно – без отработки этих навыков последующие прыжки практически невозможны или будут сопряжены с огромными трудностями.
Свой первый прыжок все обычно совершают через крестовину – препятствие небольшой высоты, состоящее из двух скрещенных жердей. Исполнение его несложно для лошади и всадника: главные принципы те же, что и при прохождении кавалетти (не зря же вас гоняли через них несколько уроков!) – активность, четкое управление лошадью, движение прямо до и после прыжка. На первых занятиях тренер обязательно будет класть перед всеми препятствиями «подсказку» – дополнительную жердь, которая поможет лошади и Вам увидеть точку отталкивания для прыжка и объяснит, в какой момент надо «накатить» лошадь (расширить аллюр), где активнее сработать шенкелем и когда взяться за гриву, чтобы не «цмыкнуть» коня за рот. Важно помнить – все прыжки происходят четко посередине препятствия, без смещения к правому или левому углу.
ОШИБКИ
Стоит подробнее остановится на самых популярных ошибках. Во время прыжковой тренировки инструктор должен донести до вас гигантский объем информации и часто ему просто не хватает времени, чтобы уследить за всем и искоренить все ошибки: пока вы боретесь за правильное положение руки, нога начинает уходить назад, а корпус – горбиться. Облегчите тренеру задачу – читайте популярную литературу, снимайте свои прыжки на видео, наблюдайте за тренировками других и слушайте, какие замечания делают им – ошибки на начальном этапе у всех одинаковые.
«Хит» проблем – прыжки наискось и по углам препятствия. Чаще всего это происходит по трем причинам: вы не успеваете выровнять лошадь на прыжок, так как поворачиваете на препятствие слишком близко от него, вы «висите» на внутреннем поводе, и лошадь «проваливается» в поворот (нет работы внешней руки, брошен внешний повод, вы не понимаете термина «движение в два повода»), и третье – лошадь «рвет» на прыжок, всадник просто не успевает ничего сделать, а тренер, для избежания «скачек», просит поворачивать на препятствие с вольта. Практически все эти сложности «лечатся» довольно просто – за 5-8 темпов четко по прямой линии от препятствия кладется жердь, всадник должен пройти ее по середине – дальше уже будет требоваться только сохранять заданную траекторию. Второй способ (он не отменяет первый, в соединении они дают самый лучший результат) – прыгать крестовины: на них середина видна лучше всего – это самая нижняя точка. Нарушение прямолинейности может наблюдаться и после препятствия – пара всадник-лошадь сразу же после прыжка уходит в какую-либо сторону. Эта сложность решается, как и предыдущая, только жердь кладется после препятствия, и ученику ставится задача преодолеть ее, не теряя темпа, так же по середине.
«Сование» плечами до прыжка, или «отставание» от лошади – более сложные ошибки, требующие их кропотливого исправления тренером. Они имеют под собой обширную почву: прежде всего это страх перед закидкой лошади (ученик сидит до последнего и ведет лошадь, не доверяя ей – как следствие, лошадь уже прыгает, а всадник – нет). Вторая причина – страх прыжков в принципе и отсутствие глазомера – вы просто не видите точки отталкивания на прыжок и, либо «просиживаете» ее, либо слишком рано прыгаете – раньше коня. Со страхом бороться сложно, но можно – вам нужна хорошо обученная лошадь без дурных привычек, корректный тренер, не требующий от вас форсирования событий, и спокойная обстановки некрупного КСК. Глазомер же вырабатывается опытом – кладите себе на прыжки не только классическую «подсказку» за темп, а несколько жердей – на три, четыре или пять темпов. Хорошо помогают упражнения с жердями, лежащими на земле отдельно от препятствий – работа с ними на галопе учит видеть расчет не меньше чем прыжки.
С корпусом связано много проблем – чаще всего всадник слишком сильно ложится на лошадь. Эта ошибка в основном вытекает из опушенной вниз головы (вы постоянно смотрите под ноги коня) и ссутуленных плечей: во время прыжка сильнее прогибайте поясницу, смотрите между ушей лошади и старайтесь балансировать на коленях и стременах – не ищите опоры в шее животного. Держите плечи выше и расправляйте их – очень помогает громкий окрик тренера: «Плечи!» за секунду до прыжка, но только в том случае, если вам заранее объяснили, что от вас хотят.
Обучение прыжкам – сложнейший процесс, где предполагается полное взаимодействие ученика, учителя и лошади. Во время тренировок у вас точно будут минуты счастья и горького разочарования, моменты отчаяния и неуверенности в своих силах – учитесь, для человека нет ничего невозможного! Через несколько лет, легко отпрыгав маршрут высотой 130 см и смотря на мучения очередного начинающего в манеже, вспомните с улыбкой и ностальгией свои первые прыжки, первых лошадей, первых тренеров и мысленно скажите им спасибо за то, что когда-то они смогли помочь вам пройти путь от зеленого новичка до аса конкурных полей, не зацикливаясь на проблемах преодоления препятствий. ЗМ
Уровень соревнований
Соревнования по конкуру проводятся на любом уровне от местных спортивных игр и детских соревнований на пони до международных. Соревнования имеют различный уровень сложности, так что всадник может нарабатывать мастерство, начиная с элементарного уровня до главных региональных соревнований, а затем и на национальных и международных турнирах, если он обладает талантом и владеет отличной лошадью. Стандарт маршрута изменяется в зависимости от уровня соревнований.
Гит
Гитом называется завершенное прохождение маршрута от старта до финиша. После завершения гита всеми участниками определяется порядок распределения мест.
Размер арены (поля)
По правилам ФЕИ (Международной федерации конного спорта), площадь открытой арены для конкура должна быть не меньше, чем 3200 кв. м. Наименьшая сторона не должна быть менее 40 м. Конкур для пони может проводиться на арене площадью не менее 2400 кв. м. Площадь крытого конкурного манежа должна быть не менее 1200 кв. м с минимальной шириной 20 м.
Размеры площадки для разминки и тренировочного поля
Минимальный размер открытого тренировочного поля — 15 м х 35 м. Площадка для разминки и тренировочное поле для «Конкур Иппик» и соревнований в закрытых помещениях должны быть шириной не менее 15м и минимальной площадью 400 кв. м. На тренировочном поле должен располагаться, по меньшей мере, один высотный и один широтный барьер.
Колокол
Колокол предназначен для подачи сигналов участникам, например: следующему участнику подготовиться к выходу на площадку:
- дать сигнал начала выступления
- остановить выступающего
- дать участнику разрешение на продолжение выступления после его остановки
- дисквалификация участника (длинный удар или 3 удара)
- Если участник не остановился после сигнала об остановке, его могут дисквалифицировать. Возобновление выступления после остановки, не дожидаясь соответствующего сигнала, также приводит к дисквалификации.
Флажки
По краям барьера должны устанавливаться флажки. На широтном препятствии должно быть не менее двух красных и двух белых флажков. Участнику требуется всегда преодолевать препятствие так, чтобы белый флажок располагался слева, а красный — справа.
Время выступления
Часы начинают отсчет времени гита с момента пересечения всадником и лошадью стартовой линии до момента пересечения ими финишной черты.
«Перепрыжка»
Если два и более участников прошли гит чисто или с одинаковым количеством штрафных очков, все участники с одинаковым результатом должны повторно пройти маршрут, который обычно короче, но может иметь одно или два дополнительных препятствия. Всадник с меньшим количеством штрафных очков и меньшим временем, затраченным на прохождение маршрута перепрыжки, считается победителем.
Маршрут
Маршрутом называется дистанция, которую должен пройти участник от стартовой линии до финишного флажка. Препятствия на маршруте пронумерованы в обязательном порядке их преодоления, за исключением некоторых соревнований, где участник может сам выбирать любой маршрут.
Показ маршрута
Участникам конкура дается возможность один раз пройти по маршруту (в соответствующей форме), чтобы ознакомиться со схемой расположения препятствий. На поле запрещено появляться одетым в рабочую одежду. Участникам разрешено осмотреть препятствия вблизи и принять решение о том, как их лучше преодолеть. На маршрутах с суммированием очков за взятие препятствий всаднику также необходимо подумать, на каких препятствиях он может заработать наибольшее количество очков в соответствии со способностями своей лошади. Всадник также осматривает состояние грунта, на котором расположены препятствия, и определяет размер различных препятствий.
Составитель маршрута
Составитель маршрута прокладывает его с учетом интереса как участников, так и зрителей. Препятствия должны располагаться в таком порядке, чтобы давать лошади шанс чисто пройти гит. Опытные составители маршрута хорошо знают, как лошади прыгают и какие трудности испытывают при прыжках. При проектировании и устройстве маршрута составитель должен учитывать уровень участников и обеспечить соответствие степени сложности препятствий опыту подавших заявки на участие. За полчаса до начала соревнований составитель маршрута вывешивает подробную схему маршрута как можно ближе к выходу на поле. Судьям также вручается копия схемы.
«Вне конкурса»
Термином «вне конкурса» обозначается участник вне конкурса. Пара всадник-лошадь «вне конкурса» не может претендовать на приз, очки за пройденный гит не переносятся и не учитываются в другом классе или соревновании. Независимо от высокого уровня продемонстрированного мастерства, участникам вне конкурса не разрешается участвовать в перепрыжке.
Судьи
Соревнования по конкуру с составом участников, не превышающим 120 человек, судятся тремя судьями. Если за один день будет предположительно пройдено более 120 гитов, судей должно быть четыре, а при превышении цифры в 200 гитов жюри должно состоять не менее, чем из пяти судей. При наличии водного барьера должен выделяться дополнительный судья. Если количество гитов не превышает 50, достаточно двух судей.
Приветствие судьям
Каждый участник конкура должен поприветствовать судей. Опуская руку и наклоняя голову, вы тем самым выказываете свое уважение. В наши дни равенства и завязанных на подбородке защитных каскеток ни мужчины, ни женщины не снимают головные уборы.
Установленная форма одежды для конкура
Правила требуют, чтобы лошадь и всадник выглядели изящно и аккуратно с самого утра. Члены ассоциаций с собственной формой обязаны надевать униформу своей ассоциации во время участия в соревнованиях и прохождения маршрута. В ином случае всадницы должны надевать черный или синий редингот для верховой езды с белым шарфом. Мужчины надевают алые рединготы с белым галстуком. На международных соревнованиях цвет редингота определяется национальной принадлежностью всадника. Ирландские всадники надевают зеленые рединготы. Синее или черное кепи обязательно. Хлысты разрешены, но их длина не должна превышать 750мм. Всадникам разрешено носить шпоры на соревнованиях по конкуру любого уровня при условии, что острые концы шпор направлены вниз и наружу. Кроме этого, необходимые принадлежности костюма — сапоги для верховой езды, бриджи и рубашка. При исключительно жаркой погоде судьи могут принять решение о необязательности редингота
Участникам соревнований запрещено выходить на поле одетыми в куртку без рукавов, пуловер или рубашку-поло. При ненастной погоде судьи могут дать разрешение надеть плащи. Участникам соревнований, принадлежащим к военным или полицейским подразделениям, разрешается надевать свою форму. На детских соревнованиях по конкуру одежда должна быть соответствующая, практичная и простая.
Ошибки во время прыжков
Ошибки во время прыжков регистрируются, если частично разрушено препятствие или лошадь наступила ногой в канаву с водой. Сбитая жердь или элемент барьера учитывается, если его сброс нарушает высоту или ширину препятствия. Падение нижней жерди при преодолении высотного барьера не считается ошибкой.
Нарушение схемы маршрута
Если участник соревнований преодолевает препятствия в неправильной последовательности, то он «нарушил схему маршрута». Для исправления ошибки участнику соревнований необходимо повторно пройти маршрут с той точки, где была совершена ошибка. Если он не сделает этого, то будет дисквалифицирован.
Падение
Падением считается любой момент, когда лошадь и всадник расстаются с друг с другом во время гита. На некоторых соревнованиях падение автоматически ведет к дисквалификации. Если нет, то следующее препятствие должно быть преодолено в течение 60 секунд. За падение всегда начисляются штрафные очки.
Превышение нормы времени
Участник, превысивший норму времени, отведенную на гит, получает штрафные очки согласно правилам соревнования. Существует максимальное разрешенное время, и при его превышении лошадь и всадник автоматически дисквалифицируются.
Отказ
Отказом от прыжка считается остановка лошади перед барьером. При этом не учитывается, был ли он сбит или даже сдвинут. По правилам Международной федерации конного спорта (ФЕИ), пара всадник-лошадь дисквалифицируется, если лошадь трижды отказалась преодолевать барьер.
Обнос
Обносом считается, если лошадь не прыгнула между флажками, обошла элемент препятствия или не прошла требуемую часть маршрута.
Сопротивление
Лошадь сопротивляется, если отказывается двигаться вперед.
Запрещенные методы тренинга
Для участников конкура запрещены различные негуманные методы, заставляющие лошадь прыгнуть повыше, например, намеренное создание ситуации, когда лошадь ударяется ногами о жердь во время тренировки. Если обнаружится, что подавший заявку на участие применял такие запрещенные методы, то этот всадник будет отстранен от всех соревнований не менее, чем на 24 часа.
Штрафные очки
Ошибки, допущенные при прохождении маршрута, переводятся в штрафные очки. Большинство соревнований проводятся по правилам Международной федерации конного спорта (ФЕИ) со следующими установленными штрафами. Первое неповиновение или отказ = 3 штрафных очка, второй отказ = 6, при третьем отказе следует дисквалификация. Один сбитый барьер или одна и более ног в канаве с водой = 4 штрафных очка, падение = 8 очков, превышение нормы времени = 0,25 очка за каждую секунду сверх нормы. Во время перепрыжки каждая секунда сверх нормы времени наказывается одним штрафным очком. При превышении максимальной нормы времени всадник и лошадь дисквалифицируются.
Купить конкурные препятствия
Препятствия в конкуре
Дизайн конкурных препятствий…
Вариант окраски жердей…
Правила соревнований по конкуру. изм. 2016г…
Как избавится от ошибок при конкурной посадке.
Одной из основных ошибок всадника при прыжке, влекущей за собой множество других недочетов, является неправильное положение ноги. Болтающаяся нога, непроизвольно отводится назад и, после приземления лошади всадник автоматически вылетает из седла. Неплотно прижатым шенкелем Вы во-первых постоянно бьете лошадь по бокам, тем самым постоянно раздражая ее, во-вторых кратно увеличиваете риск падения.
Фото всадника, преодолевающего препятствие
В чем же причина болтающегося шенкеля? Как правило, на это есть ряд причин.
Наиболее часто встречающаяся – это когда это когда во время прыжка пятка находится выше носка, в таком случае при приземлении на колено приходится вся нагрузка, оно является основной точкой опоры.
Чувствовали ли Вы очень сильное давление на колено? Замечали ли Вы, что после того, как приземлитесь, ваша нога уходит далеко назад и пятка оказывается вверху?
Фото конкура
Если это так, то чтобы исправить положение пятки, вам нужно поработать над растяжкой и укреплением икроножных мышц,
Второй причиной неправильного положения ноги всадника является опережение лошади в момент прыжка. Это когда всадник переносит корпус вперед до того, как лошадь начинает прыгать. В этот момент нога непроизвольно уходит за подпругу.
Для того, чтобы проверить имеется ли у вас такая привычка, предлагаем провести один простой эксперимент. Возьмите какую-нибудь нить плетеную или шерстяную нить, не слишком прочную, чтоб при сильном усилии она порвалась. Проденьте ее через каждое стремя, затем обмотайте веревку вокруг подпруги, завяжите узелок. Крепко затягивать узелок не стоит – подпруга будет сама нитку удерживать. Попробуйте проехать на разных аллюрах – сразу ли порвалась нить?
Затем попробуйте небольшие крестовины с завязанными таким образом стременами – так Вы сможете проверить положение вашего шенкеля при прыжке. Ездить продолжительное время со связанными стременами не стоит – это всего лишь тест. И не связывайте ни в коем случае стремена нервущейся веревкой или ремнем.
Фото конкура
Упражнения для исправления неправильного положения ноги и корпуса при конкурной посадке
Упражнение 1
Прежде всего, для избавления от неправильного положения ноги вам потребуется инструктор, который будет наблюдать за вашей посадкой с земли. Вам предстоит езда без стремян. Лучше отстегните их, чтоб они не мешались, или перекиньте их через седло крест-накрест. Итак, вам предстоит весьма сложное занятие – езда на облегченной рыси без стремян.
Не стоит сразу пытаться ездить без стремян по полчаса! Ни к чему хорошему это не приведет – с непривычки Вы можете потянуть мышцы. Выделите для начала несколько минут этому упражнению, постепенно увеличивая время. Инструктор скажет вам, как меняется положение вашей ноги, даст вам дельные советы.
Упражнение 2
Вторым шагом к правильной посадке является занятие на полевой посадке.
Попытайтесь поездить рысью на стоя полевой посадке. Упритесь коленями в подушку и пружиньте каждый темп рыси. Не забывайте задачу – растягивайте постепенно икроножные мышцы, опуская пятку вниз. При небольшом расслаблении внутренней части ноги, икроножные мышцы растянутся еще больше. Когда вам удастся упереться коленями и опустить пятку вниз, поднимите пятую точку вверх и наклонитесь немного вперед. Проскачите так несколько темпов, затем сядьте в седло. То же самое попробуйте и на галопе.
Прыжок без седла
Упражнение 3
Заключительное упражнение акцентировано на правильном положении туловища всадника при преодолении препятствия. Оно нужно для того, чтобы избавиться от опережения лошади. Иными словами, если вы наклоняетесь корпусом вперед до того, как
лошадь начнет отталкиваться от земли.
Для того чтобы исправить эту ошибку начинайте прыгать без стремян. Если вы хорошо усвоили два первых упражнения, третье покажется вам достаточно легким. Вы сами обнаружите, что весьма сложно раньше времени выносить корпус вперед с плотно прижатым шенкелем.
19.07.2016
Для выполнения конкура верхом на лошади, первое что потребуется — специальное конкурное поле, где всадник и его животное будут преодолевать те или иные препятствия точно зафиксированной высоты и сложности. Такие манипуляции верхом относят к конному спорту и проводят исключительно в целях соревнований, где определяются лучшие породы и представители этих родословных.
При этом ответственность за проведение конкура несет не только лошадь, но и ее наездник. Он должен обладать смелостью, целеустремленностью, так как такое зрелищное состязание требует немалого времени на тренировки и получение навыков. Только сумев обладать лошадью и правильно ею управлять, а также научившись вести тонкий расчет в процессе конкура, при достаточной физической подготовке человек и его скакун смогут одержать не одну победу.
В свою очередь, лошадь должна обладать мощью и силой, чтобы суметь подойти к барьеру и оттолкнуться при его преодолении, при этом важно сохранять координацию движений и выдерживать равновесие. Немногие лошади могут вот так просто перескакивать через препятствия, выдерживать рационально положение тела и мягко приземляться на ноги, выдерживая на себе наездника, если у нее нет гибкости и плавности в прыжке.
История конкура
Первоначально конкур возник во Франции, когда в 19 веке примерно в 50-х годах проводилась очередная выставка лошадей и были официально организованы первые в истории соревнования, где в прыжках животные должны были преодолеть установленные искусственно барьеры. Тогда эти таланты лошадок прозвали конкуром-иппиком, невозможно было описать восторг зрителей и конников от увиденного зрелища.
В силу такой реакции общественности, конкуры-иппики стали все чаще возникать и в других странах Европы, а именно в Бельгии и Италии примерно во второй половине 19 столетия, а в самой России первый конкур был организован в 1895 году. Последователями такого вида спорта спустя время стали и Штаты, а также Германия. Для удобства термин «конкур-иппик» преобразовался в новое название вида конного спорта — конкур. Еще по прошествии какого-то промежутка времени к ценителям конкура присоединились и Британские острова. На то время кавалеристы максимально превознесли значимость и актуальность таких прыжков верхом, за счет чего конкур стал одним из звеньев международного конного спорта.
Время шло, условия и техника и тактика езды и выполнения прыжков усовершенствовалась, параллельно с этим росла и популярность такого уникального вида спорта. За счет этой актуальности конкура, его внесли в национальную программу вторых Олимпийских игр, которые тогда проводились на родине конкура, во Франции. А с 1902 года спортсмены из России стали активно принимать участие во всяческих международных конкурсах, начиная с соревнований в Турине. И пусть тогда отечественные лошадки с всадниками не принесли победы России, кавалеристы принесли на территорию страны знания и методы передовой натуральной школы. Это сыграло большую роль, так как уже в 1910 году ротмистр Бертрениз России участвовал в розыгрыше в Лондоне и после своего конкура привез Канадский кубок. В 1911 году опять русские спортсмены привезли на родину очередную победу, а именно почетный Кубок короля Георга V и последующие победы на протяжении нескольких лет российскими наездниками принесли отечеству золотой Кубок короля Эдуарда VII, который долгое время переходил из рук в руки.
В советский период и после окончания Великой Отечественной войны на территории России большой популярность пользовались практически все виды конного спорта. Проводимые в 1952 году очередные Олимпийские игры (тогда в Хельсинках), но, не обладая навыками и знаниями международных состязаний, отечественная команда тогда остановилась на предпоследнем месте по выигрышам. Еще долгое время конкур был камнем преткновения для советских наездников, но в 1959 году победа наши конкуристы с размахом вырвали победу на Кубке наций. А спортсмен Борис Лилов был отмечен парижанами за артистичный стиль выполнения конкура, за что получил дополнительную награду. Следующую победу в Россию привезла команда в 1980 году, после успешного проведения Олимпийских игр.
Следующий допуск к Олимпийским играм смог получить спортсмен и его лошадь из России только в 2004 году, его усилиями возродился конкур и снова напомнил миру о талантах русских спортсменов. Сегодня практически все соревнования конного спорта на территории страны включают в себя программу конкура. С 1993 года и по сегодняшний день Россия регулярно организовывает Кубок России.
Правила конкура
Как и любые другие виды спорта и конкурсы, у такого вида конного спорта, как конкур, есть ряд правил и требований к проведению. Путь лошади и ее всадника предполагает дистанцию с барьерами, которую они оба должны проскакать без остановок, не задевая конструкции и удерживаясь верхом. Заранее все препятствия расставляются в четко продуманном порядке, различаясь по ширине и высоте обустройства.
- Препятствия по ширине — специальные канавы, которые вырыты в ширину от 2,5 до 4 м. Иногда вместо канав могут быть специальные шлагбаумы, который изготавливается из переплетений в виде такого себе треугольника.
- Препятствия по высоте — это могут быть всевозможные барьеры, например, стенка, крестовина, калитка, их высота должна варьировать в пределах 0,8-2,2 м.
Лошадь должна преодолеть такие «помехи» без прикосновения к ним, если перед прыжком она сделает дополнительный круг движений, судья начисляет штрафные 4 очка. Если в течение 3-4 попыток животное не справляется с прыжком и отказывается преодолеть барьер, а также в случае падения всадника, команда выбывает из сражения. К тому же руководство состязаний дает каждой команде отрезок времени, за который они должны побороть дистанцию. За каждую лишнюю секунду времени рефери начисляет четверть штрафного балла. Также если всадник и его конь не справятся с отведенным временем, команде грозит дисквалификация.
Размер площадки (арены)
Для выполнения заданий командам предоставляется в распоряжение специальное конкурное поле, где также выставляется ряд требований. Территорию поля должны оградить, а специальные барьеры устанавливаются с расчетом на то, что лошадь сможет их побороть, набирая максимальную скорость бега. Финиш и старт помечают флажками, между ними должно быть 8 метров, а у судьи в распоряжении есть специальная площадка трибуна со звоночками для подачи сигналов.
Зимой конкур проводят в крытом манеже, где устилается песчаное покрытие. Поле должно быть размером 20х30 м. в ширину и длину соответственно. А летнее поле должно предполагать травяное покрытие и размеры 40х75 м. в ширину и длину соответственно. Несомненно, разные конкурсы и соревнования могут предполагать другие размеры арен, но указанные параметры считаются минимально допустимыми. Международная федерация конного спорта установила стандарты, которым должны соответствовать все конкурные арены и площадки — минимум 3200 кв. м. в летнее время, а также 1200 м² в зимнее время года. Если конкур будут выполнять лошади породы пони, тогда площадки для них должны быть не меньше, чем 2400 кв. м.
Препятствия для конкура
Подвидов препятствий, которые применяются в соревнованиях по конкуру множество, но объединив их воедино можно выделить три класса: высотные и широтные барьеры, а также высотно-широтные препятствия.
Виды препятствий в конкуре:
- Кавалетти — определенно сконструированная система из жердей в ряд, от уровня земли они устанавливаются на высоте около 15-20 см, расстояние их предполагает шаг либо мах конечностями лошади. В данном случае лошадь может двигаться несколькими видами аллюра, будь то рысь или галоп, и даже простой шаг.
- Чухонец — жердевой забор, представленный высотным барьером, в котором детали крепятся на две стойки по краям.
- Калитка — ширина такого отвесного барьера бывает около 2 м., где главный элемент висит в свободном полете на стойках по краям.
- Крестовина — барьер высотного типа, жерди у которого крепятся на стойках и пересекают друг друга в виде креста. Важное замечание: одна сторона крестовины закреплена выше на стойке, если сравнивать с высотой крепления второй противоположной стороны.
- Шлагбаум — высотный барьер, который имитирует шлагбаум на железной дороге, а именно треугольник удлиненной формы, фиксирующийся стойками.
- Стенка — препятствие на высоту, которое выстраивается из древесины, чтобы добавить высоты барьеру, накладывают листы фанеры от 5 до 20 см в высоту.
- Тройник — барьер высотно-широтного типа, который предполагает три жерди, фиксирующиеся друг за дружкой немного выше, нежели предыдущая. При этом фиксация выполняется к стойкам полукруглого либо треугольного типа.
- Оксер — барьер высотно-широтный, у которого предполагается два параллельно стоящих препятствия с третьим элементом, расположенным между ними. Это могут быть брусья параллельно друг другу с херделями либо с засекой. Такое препятствия считается самым универсальным, способным имитировать другие виды барьеров.
- Канава — барьер широтный, который предполагается на любых массовых соревнованиях. Это может быть сырая либо сухая канава, ширина ее варьируется отметками 200-450 см, по окружности ее (справа, сзади и посередине) не подразумеваются сооружения, приподнимающие уровень воды. Спереди такого препятствия можно устанавливать дополнительный барьер в виде жерди, но не выше 50 см. Место будущего приземления животного окантовывают рейкой белого цвета или ленточкой, за счет чего четко фиксируется, насколько лошадь справилась с дистанцией прыжка.
Кроме таких одиночных вариантов барьеров для конкура, на поле могут устанавливаться системные сооружения, составленные из нескольких вышеперечисленных типов, чаще всего это тройные или двойные системы. Для легкости ведения отчетов конкурса каждый барьер обозначают латинской литерой.
Экипировка спортсмена
По правилам с утра перед конкуром всадник и его лошадь должны быть обмундированы в презентабельные наряды. Для этого члены клубов и ассоциаций свою команду снаряжают в специальный костюм, чтобы те легко выделялись во время прохождения дистанции. Если личного костюма нет в наличии, стандартный набор состоит из черного либо синего редингтона, а также белого шарфа для женщины всадницы, а для мужчины наездника — алый редингтон и галстук белого цвета. Если это международные схватки по конкуру, национальную принадлежность можно узнать по оттенку наряда. Например, ирландский всадник снаряжается в зеленый редингтон, в обязательном порядке должны быть кепи синего или черного цвета.
Разрешены также хлысты, но не длиннее установленной нормы — 750 мм. Допустимы также шпоры, которые носит всадник, но острые концы их должны смотреть либо вниз, либо в наружную сторону. Обязательное условие ко всем участникам конкура — сапоги специальные для скачек, бриджи и рубашка. Если будет жаркая погода, организаторы могут разрешить не надевать редингтон. Под запретом такие вещи, как рубашка-поло, куртка без рукавов, а также пуловеры. Если предвидится непогода, можно надеть плащ. Если в конкуре участвуют люди военные либо полицейские, они могут обличить себя в личную форму. Детские конкуры предполагают легкую, практичную и неброскую одежду.
Ошибки во время конкура
Самые типичные ошибки, которые фиксирует рефери во время конкура — лошадь сдвинула с места барьер либо ступила на часть канавы. Если быть точным, упавший элемент препятствия должен нарушить его высоту либо ширину, что является главным критерием прыжков. Если же сдвинется с места нижняя жердь или что-то подобное, очки нарушения не будут засчитаны.
Помимо этого к списку нарушений можно отнести следующие недочеты:
- нарушенная схема установленного движения, то есть неверная последовательность хода;
- падение наездника, в частности, когда человек и его лошадь расстаются друг с другом в период совершения гита;
- превышение времени прыжков, когда участники не справляются с максимально установленным отрезком времени на гит;
- отказ, то есть остановка лошади прямо перед препятствием;
- обнос, отсутствие прыжка между установленными флажками и обход препятствия;
- сопротивление, оказанное лошадью и отказ от дальнейшего движения;
- не принятые нормы тренинга, а именно негуманное отношение к животному для подталкивания к прыжку и т. п.;
- штрафные очки, а именно перевод баллов, после накопления определенного числа команда дисквалифицируется.
Все правила оговорены и зафиксированы Международной федерации конного спорта.
Рекорды мирового конкура
Первые рекорды российских спортсменов в конкуре были зафиксированы в Михайловском манеже Петербурга, здесь неоднократно скакуны преодолевали барьер в высоту 142 см. После чего в Варшаве был взят невероятный барьер высотой 2,05 м чистокровным скакуном по кличке Кинг. Спустя время его лавры взял на себя новый рекордсмен мерин по кличке Ловкий барин, перед началом Великой Отечественной войны он успел взять «Кубок Вены», так как с легкостью перескочил через высоту барьера 2,06 м.
В советском государстве в 1953 году тракененский скакун по кличке Ковер преодолел невообразимую высоту — 2,25 м на Московском ипподроме и перенял себе звание чемпиона. Но на мировом уровне рекорд около 36 лет выдерживал американский конь по кличке Хеперблюм, ведь именно он в 1913 году одолел барьер 2,465 м высотой. И лишь в 1949 году на малейшую долю рекорд отобрал себе чистокровный жеребец возрастом 15 лет по кличке Хуанозо, на соревнованиях в Чили. А очередные состязания в Лондоне выявили нового мирового рекордсмена — жеребца чистокровной породы по кличке Эверест-Аэстик, который с легкостью прыгнул через 2,47 м барьера.
Рекорды прыжков в длину легче фиксировать, нежели в ширину. Максимальная ширина канавы, а именно 10 м, мало кому из лошадей окажется под силу. Но, так или иначе, в 1913 году был записан первый рекорд прыжка в ширину — 6,94 м, который продемонстрировала легендарная кобыла Монна Ванна чистокровной породы. В пределах СССР рекордсменом по прыжку в ширину стала кобыла Бура и ее всадник офицер. Оба они в 1946 году перелетели через канаву шириной 8,2 м. Но самым исторически значимым рекордом широтных прыжков стало преодоление препятствия в стипль-чезе венгерским конем по кличке Чандлер, в Чикаго он перепрыгнул через канаву с водой, длина прыжка составила 11,28 м. С тех пор любые новые достижения фиксируются в конкурсах, например, королевский конкур и др.