Неправильное построение предложения с причастным оборотом
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 373.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 373.
При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Наиболее распространенные из них представлены в данной статье. Также приведены примеры правильного использования причастных оборотов с примерами.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Нарушения в построении предложений с причастным оборотом обычно связаны с незнанием либо непониманием норм употребления причастий и причастных оборотов в речи.
Наиболее распространенные ошибки приведены в таблице.
Правило | Примеры неправильного построения предложений с причастным оборотом | Примеры правильного построения предложений с причастным оборотом |
Между причастным оборотом и определяемым словом нежелательно употреблять другие члены предложения | Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.
Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус. |
Подарки, купленные к празднику, лежали в коробке.
Расцветавший только раз в год кактус стоял у нас на столе. |
Причастие в составе причастного оборота должно быть согласовано с определяемым словом (существительным или местоимением) в числе, роде, падеже | Я весь день напевал услышанный в автобусе песенку.
Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа. |
Я весь день напевал услышанную в автобусе песенку.
Это была вторая по счету одержанная спортсменом победа. |
Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота | Маша принесла домой найденного котенка на улице.
В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет. |
Маша принесла домой котенка, найденного на улице.
В парке было много лавочек, покрашенных в синий цвет. |
Для выражения одновременных действий, причастие и глаголы в предложении должны быть одного вида и времени (кроме будущего) | Женщина, играющая гостям на скрипке, сидела у окна.
Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой. |
Женщина, игравшая гостям на скрипке, сидела у окна (играла и сидела).
Котенок, лежавший на коврике, наблюдал за хозяйкой (лежал и наблюдал). |
В позиции перед определяемым словом причастный оборот не обособляется (исключение – если определяемое слово выражено личным местоимением); в позиции после определяемого слова – оборот выделяется запятыми с двух сторон | Хлеб купленный в булочной очень понравился Саше.
Найденный в раздевалке, зонт мы вернули владельцу. |
Хлеб, купленный в булочной, очень понравился Саше.
Найденный в раздевалке зонт мы вернули владельцу. |
Для выражения дополнительного действия, которое совершается над определяемым предметом, употребляются страдательные причастия НВ, а не возвратные действительные причастия НВ | Задача, решающаяся всем классом, была сложна.
Убирающийся воином в ножны клинок был сделан из прочной стали. |
Задача, решаемая всем классом, была сложна.
Убираемый воином в ножны клинок, был сделан из прочной стали. |
ТОП-3 статьи
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Кира Матвеева
6/7
-
Ирина Паращенко
7/7
-
Дарья Кузнецова
7/7
-
Лаура Джуккаева
7/7
-
Андрей Малахов
6/7
-
Даша Глухова
6/7
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 373.
А какая ваша оценка?
Задания на предупреждение грамматических ошибок
(при изучении темы «Причастный оборот» в 7 классе, при подготовке к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку)
Сивкова Л. Б., учитель русского языка и литературы
При употреблении причастного оборота в предложении учащиеся часто допускают грамматические ошибки, которые можно классифицировать следующим образом:
-
ошибки в согласовании причастия и главного (или определяемого) слова;
-
ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову;
-
ошибки на неверное образование форм причастия (время и вид причастий);
-
ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий.
Для предупреждения данных ошибок использую на уроках следующие виды заданий:
-
Нарушение согласования причастия с определяемым словом
Задания
-
Исправьте грамматические ошибки в предложениях
а)Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.
(Исправленный вариант :Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью)
б) Я был рад пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки. (Исправленный вариант: Я был рад пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.
в) Мне довелось встретиться с автором книги, недавно опубликованного.
(Мне довелось встретиться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ)
г) Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.
( Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно) .
2) Спишите, вставляя окончания.
1. В узкое оконце виднеется заросш… кустарником устье реки.
2. Путники свернули с дороги к реке, разливш…ся в этом месте.
3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиги в годы Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут только в рассказах и легендах.
4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш…ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш… в момент взрыва на палубе и делавш… зарисовку начинающ….ся боя.
5. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующ…ся книгами о природе.
3) Исправьте грамматические ошибки
-
Шум моря, будившего меня, был очень сильным.
правильный вариант Шум (какой?) моря, будившИЙ меня, был очень сильным.
-
Я услышал тяжёлые шаги медведя, преследовавшие меня.
(верный вариант Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня.)
-
Дети сотрудников, имеющих какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий.
( верный вариант: Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий).
-
Ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову
Задания:
Исправьте предложения, объясните ошибки.
-
Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу.
-
Мы шли по усыпанной аллее опавшими листьями.
-
Ведущая улица в город была свободна.
-
Написанная повесть молодым автором вызвала оживлённые споры.
-
Увлечённая девушка чтением книги привлекла внимание молодого человека.
-
Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
исправленный вариант :
-
Необходимо тщательно проверять документы, направляемые на экспертизу. Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы.
-
Мы шли по аллее, усыпанной опавшими листьями. Или: Мы шли по усыпанной опавшими листьями аллее.
-
Улица, ведущая в город, была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.
-
Повесть , написаннная молодым автором, вызвала оживлённые споры. Или: Написанная молодым автором повесть вызвала оживлённые споры.
-
Девушка , увлечённая чтением книги, привлекла внимание молодого человека. Или: увлечённая чтением книги девушка привлекла внимание молодого человека.
-
Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад. Или: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.
-
Ошибки на неверное образование формы причастия (время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный)
Задание
Исправьте грамматические ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.
-
До сих пор я не нашёл человека, сумеющего помочь мне.
-
Похвала ожидает участника, найдущего ответ на этот вопрос.
-
Каждый человек пытается совершить дело, прославившее бы его
Исправленный вариант :
-
До сих пор я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.
-
Похвала ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.
-
Каждый человек пытается совершить дело, которое прославило бы его
-
Ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий
Задание:
Исправьте грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите предложения в исправленном виде.
-
Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
-
Конкурс,проводящийся организаторами, очень понравился участникам.
-
Пена,наливающаяся в ванну, имеет приятный аромат.
Исправленный вариант :
-
Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
-
Конкурс, проведённый организаторами, очень понравился участникам.
-
Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.
Подборка заданий
Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
2.Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
3.На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
4.Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
5.Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
Упражнение 3. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.
1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной науки.
3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.
4. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
5. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.
Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
Использование подобных заданий на нахождение и исправление грамматических ошибок будет способствовать формированию грамотной устной и письменной речи учащихся
Неправильное
употребление причастного и деепричастного оборота
Деепричие
и причастие – довольно сложные части речи, при
употреблении которых допускается немало ошибок.
Ошибки в
употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный
оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с
зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на
вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает
обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам
в употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:
- Действие,
названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к
разным субъектам действия.
Примеры
ошибок: Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая
в комнате, у них сломался пылесос.
- Деепричастный
оборот в безличном предложении.
Примеры
ошибок: Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя
на улицу, ему стало жарко.
- Деепричастный
оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
Примеры
ошибок: Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая
выставки, он напишет статью о современном искусстве.
- Деепричастный
оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом,
сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств
и некоторых наречий).
Примеры
ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов,
был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя
листьями, укрывали путников от солнца.
Неправильное
употребление причастных оборотов
Причастный оборот
– речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая
называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая?
Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и
выделяется запятыми.
К наиболее частым
ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
- Неверное
согласование причастия с определяемым словом.
Примеры
ошибок: Вчера прошла выставка древних книг, собранные в
нашей библиотеке (правильно: собранных).
- Смешение
действительных и страдательных причастий
Примеры
ошибок: Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво
переливались (правильно: украшавшие).
- Определяемое
слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не
внутри.
Примеры
ошибок: Обласканное поле солнцем зеленело (правильно:
поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от
посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от
посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).
- В причастном
обороте не может употребляться частица бы.
Примеры
ошибок: Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы
хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.
Как определить,
какой оборот употребляется в предложении?
Случаи
неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке
обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы
определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот,
необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти
причастие или деепричастие; - Поставить к
обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое?
Какие?); - Определить
лексическое значение оборота (действие или признак); - Определить
синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
Примеры:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах, был переведен на
иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот,
отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман,
в предложении является обособленным определением). Заваривая чай, она
всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот,
отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет,
в предложении является обособленным обстоятельством).
«Морфологический разбор деепричастия»
Морфологический разбор деепричастия.
План разбора:
I. Часть речи (особая форма глагола — деепричастие).
Вопрос (что делая? что сделав?) Начальная форма (Варианты: неопределённая
форма глагола / нет, так как деепричастие — неизменяемое слово).
II. Морфологические признаки:
Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (выйдя — что сделав?) / несовершенный (выходя — что делая?);
б) возвратность (по наличию суффикса -сь): умывшись
(возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая
(невозвратный);
в) переходность (переходные: съев хлеба, увидев море! непереходные: придя
в гости, позвонив по телефону);
г) неизменяемая форма глагола (непостоянных
признаков не имеет).
III. Синтаксическая роль (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).
Альтернативный план разбора:
Морфологический
разбор деепричастия. Примеры.
Вот что заявил он, вернувшись.
1.
Вернувшись —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«вернуться».
2.
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство,
выраженное одиночным деепричастием).
Я уже частенько, гуляя один
в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.
1.
Гуляя —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
гуля(ют).
2.
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Дима слушал, широко раскрыв глаза.
1.
Раскрыв —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«раскрыть».
2.
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное,
переходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Быстро спросил я, спеша воспользоваться
такой подходящей минутой.
1.
Спеша —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«спеш(ат)».
2.
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Счастливо улыбаясь, ответила мне мама.
1.
Улыбаясь —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«улыба(ют)ся».
2.
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.
3.
Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом).
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Употребление причастного оборота.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Предложения с причастными оборотами.
Как мы с вами, ребята, договорились, на станции «Задние № 8» мы задержимся и отдельно рассмотрим каждый тип ошибок.
Сегодня речь пойдёт об ошибках в построении причастного оборота.
Сначала вспомним, что такое причастие и причастный оборот.
Причастие— самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по его действию. Таким образом, оно всегда образовано от глагола, вы должны «слышать» в нём глагол: читающая – читать, построенный – построить и т.д. Причастие отвечает на вопросы какой? что делающий, что сделавший?
Причастие «узнаём» по его суффиксам:-УЩ,-ЮЩ,-АЩ,-ЯЩ, ВШ,-Ш,- А+НН,ЕНН,- ОНН,-Т, -ЕМ, -ОМ.
Причастный оборот— это причастие с зависимыми словами (то есть к этим словам задаётся вопрос от причастия).
Типичные ошибки в построении предложений с причастными оборотами.
В предложениях с причастными оборотами возможны ДВЕ ошибки. Рассмотрим их.
-
Неверное построение предложения с причастным оборотом.
Запомните: определяемое слово (то есть слово от которого задаётся вопрос ко всему причастному обороту) должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота. Ни в коем случае оно не должно находиться ВНУТРИ оборота. В этом и заключается ошибка.
Рассмотрим пример.
Увлечённая ДЕВОЧКА чтением книги привлекла его внимание.
Пояснение.
В данном предложении причастный оборот — «увлечённая чтением книги», определяемое слово- «девочка» ( Кто был увлечён? Девочка. Девочка какая? Увлечённая чтением книги.)
Ошибка в том, что слово «девочка» стоит ВНУТРИ оборота, а оно должно находиться либо ДО, либо ПОСЛЕ него.
Верный ответ.
-
Девочка, увлечённая чтением книги, привлекла его внимание.
-
Увлечённая чтением книги девочка привлекла его внимание.
-
Ошибка в согласовании причастия и определяемого слова, то есть причастие стоит в неверном падеже, числе или роде.
Рассмотрим пример.
Путники вышли на поляну, освещённой солнцем.
Определяемо слово «поляну». От него задаём вопрос: какую? «освещённую». В данном случае причастие стоит в неверном падеже, поэтому имеет неправильное окончание.
Вспомните, что окончание причастий, как и прилагательных, определяется по вопросу: каким? читающим; какую? Читающую; о каком? о читающем ( если окончание стоит после мягкого согласного) и о подсказанном ( если окончание стоит после твёрдого согласного) и т.д.
Запомните, что в именительном падеже мужского рода это правило не подходит, нужно запомнить эту форму: какой? думающий; какой? построенный.
Верный ответ.
Путники вышли на поляну (какую?), освещённую солнцем.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Предложения с причастными оборотами.
-
Найдите причастие в предложении. (Отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделавший? Имеет суффиксы: -УЩ,-ЮЩ,-АЩ,-ЯЩ, ВШ,-Ш,- А+НН,ЕНН,- ОНН,-Т, -ЕМ, -ОМ.
-
Найдите причастный оборот. (Причастие с зависимыми словами)
-
Найдите определяемое слово (от него задаётся вопрос к причастному обороту).
-
Посмотрите, где находится определяемое слово. Если ВНУТРИ причастного оборота, то это ошибка.
-
Посмотрите, согласуется ли причастие с определяемым словом в роде, числе и падеже. Для этого задайте вопрос от определяемого слова и по его окончанию определите окончание причастия (какое? – ОЕ, какие? -ИЕ, каким? -ИМ, какую?- -УЮ и т.д.) Если окончание другое, то есть причастие НЕ согласуется с определяемым словом, то это ошибка.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с причастным оборотом.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
Неправильное построение предложения с причастным оборотом
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 356.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 356.
При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Наиболее распространенные из них представлены в данной статье. Также приведены примеры правильного использования причастных оборотов с примерами.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Нарушения в построении предложений с причастным оборотом обычно связаны с незнанием либо непониманием норм употребления причастий и причастных оборотов в речи.
Наиболее распространенные ошибки приведены в таблице.
Правило | Примеры неправильного построения предложений с причастным оборотом | Примеры правильного построения предложений с причастным оборотом |
Между причастным оборотом и определяемым словом нежелательно употреблять другие члены предложения | Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.
Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус. |
Подарки, купленные к празднику, лежали в коробке.
Расцветавший только раз в год кактус стоял у нас на столе. |
Причастие в составе причастного оборота должно быть согласовано с определяемым словом (существительным или местоимением) в числе, роде, падеже | Я весь день напевал услышанный в автобусе песенку.
Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа. |
Я весь день напевал услышанную в автобусе песенку.
Это была вторая по счету одержанная спортсменом победа. |
Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота | Маша принесла домой найденного котенка на улице.
В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет. |
Маша принесла домой котенка, найденного на улице.
В парке было много лавочек, покрашенных в синий цвет. |
Для выражения одновременных действий, причастие и глаголы в предложении должны быть одного вида и времени (кроме будущего) | Женщина, играющая гостям на скрипке, сидела у окна.
Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой. |
Женщина, игравшая гостям на скрипке, сидела у окна (играла и сидела).
Котенок, лежавший на коврике, наблюдал за хозяйкой (лежал и наблюдал). |
В позиции перед определяемым словом причастный оборот не обособляется (исключение – если определяемое слово выражено личным местоимением); в позиции после определяемого слова – оборот выделяется запятыми с двух сторон | Хлеб купленный в булочной очень понравился Саше.
Найденный в раздевалке, зонт мы вернули владельцу. |
Хлеб, купленный в булочной, очень понравился Саше.
Найденный в раздевалке зонт мы вернули владельцу. |
Для выражения дополнительного действия, которое совершается над определяемым предметом, употребляются страдательные причастия НВ, а не возвратные действительные причастия НВ | Задача, решающаяся всем классом, была сложна.
Убирающийся воином в ножны клинок был сделан из прочной стали. |
Задача, решаемая всем классом, была сложна.
Убираемый воином в ножны клинок, был сделан из прочной стали. |
ТОП-3 статьи
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ирина Паращенко
7/7
-
Дарья Кузнецова
7/7
-
Лаура Джуккаева
7/7
-
Андрей Малахов
6/7
-
Даша Глухова
6/7
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 356.
А какая ваша оценка?
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Данную ошибку можно также определить как «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» в случае, если причастный оборот стоит после определяемого слова и обособляется запятыми, поскольку причастие является определением. Также эта ошибка может быть названа «Нарушение согласования», поскольку определяемое слово и причастие связаны друг с другом с помощью согласования.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:
- Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
- Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
- Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом», и исправим их.
Пример 1
Предложение:
Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.
Верный вариант:
Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.
Пример 2
Предложение:
Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.
Верный вариант 1:
Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.
Верный вариант 2:
Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.
Пример 3
Предложение:
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».
Верный вариант:
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.
Пример 4
Предложение:
Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него.
Верный вариант 1:
Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
Верный вариант 2:
Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Задания на предупреждение грамматических ошибок
(при изучении темы «Причастный оборот» в 7 классе, при подготовке к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку)
Сивкова Л. Б., учитель русского языка и литературы
При употреблении причастного оборота в предложении учащиеся часто допускают грамматические ошибки, которые можно классифицировать следующим образом:
-
ошибки в согласовании причастия и главного (или определяемого) слова;
-
ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову;
-
ошибки на неверное образование форм причастия (время и вид причастий);
-
ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий.
Для предупреждения данных ошибок использую на уроках следующие виды заданий:
-
Нарушение согласования причастия с определяемым словом
Задания
-
Исправьте грамматические ошибки в предложениях
а)Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.
(Исправленный вариант :Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью)
б) Я был рад пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки. (Исправленный вариант: Я был рад пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.
в) Мне довелось встретиться с автором книги, недавно опубликованного.
(Мне довелось встретиться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ)
г) Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.
( Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно) .
2) Спишите, вставляя окончания.
1. В узкое оконце виднеется заросш… кустарником устье реки.
2. Путники свернули с дороги к реке, разливш…ся в этом месте.
3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиги в годы Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут только в рассказах и легендах.
4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш…ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш… в момент взрыва на палубе и делавш… зарисовку начинающ….ся боя.
5. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующ…ся книгами о природе.
3) Исправьте грамматические ошибки
-
Шум моря, будившего меня, был очень сильным.
правильный вариант Шум (какой?) моря, будившИЙ меня, был очень сильным.
-
Я услышал тяжёлые шаги медведя, преследовавшие меня.
(верный вариант Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня.)
-
Дети сотрудников, имеющих какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий.
( верный вариант: Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий).
-
Ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову
Задания:
Исправьте предложения, объясните ошибки.
-
Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу.
-
Мы шли по усыпанной аллее опавшими листьями.
-
Ведущая улица в город была свободна.
-
Написанная повесть молодым автором вызвала оживлённые споры.
-
Увлечённая девушка чтением книги привлекла внимание молодого человека.
-
Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
исправленный вариант :
-
Необходимо тщательно проверять документы, направляемые на экспертизу. Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы.
-
Мы шли по аллее, усыпанной опавшими листьями. Или: Мы шли по усыпанной опавшими листьями аллее.
-
Улица, ведущая в город, была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.
-
Повесть , написаннная молодым автором, вызвала оживлённые споры. Или: Написанная молодым автором повесть вызвала оживлённые споры.
-
Девушка , увлечённая чтением книги, привлекла внимание молодого человека. Или: увлечённая чтением книги девушка привлекла внимание молодого человека.
-
Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад. Или: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.
-
Ошибки на неверное образование формы причастия (время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный)
Задание
Исправьте грамматические ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.
-
До сих пор я не нашёл человека, сумеющего помочь мне.
-
Похвала ожидает участника, найдущего ответ на этот вопрос.
-
Каждый человек пытается совершить дело, прославившее бы его
Исправленный вариант :
-
До сих пор я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.
-
Похвала ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.
-
Каждый человек пытается совершить дело, которое прославило бы его
-
Ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий
Задание:
Исправьте грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите предложения в исправленном виде.
-
Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
-
Конкурс,проводящийся организаторами, очень понравился участникам.
-
Пена,наливающаяся в ванну, имеет приятный аромат.
Исправленный вариант :
-
Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
-
Конкурс, проведённый организаторами, очень понравился участникам.
-
Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.
Подборка заданий
Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
2.Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
3.На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
4.Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
5.Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
Упражнение 3. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.
1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной науки.
3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.
4. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
5. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.
Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.
1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
Использование подобных заданий на нахождение и исправление грамматических ошибок будет способствовать формированию грамотной устной и письменной речи учащихся
Причастным оборотом в русской речи считается совокупность слов, включающая само причастие и зависимые слова. Сочетание слов в предложении является определением, может находиться как перед определяемым словом, так и после него. В заданиях по русскому языку при сдаче основного госэкзамена и ЕГЭ встречаются вопросы, касающиеся нарушений построения предложений с обособленным определением.
Оглавление:
- Начало работы
- Распространенные ошибки
- Задания на причастный оборот
Начало работы
Перед работой над предложением с обособленным оборотом необходимо найти:
- причастие;
- дополняющие его слова;
- определяемое существительное или местоимение.
По правилам, действующим в русском языке, обособленное определение следует выделять запятыми, если оно располагается после определяемого термина. В случаях расположения фразы с причастием перед определяемым словом, запятые не ставятся.
Пример:
- Школьник, занимающийся спортом, спешил на тренировку.
- Весело плывущий по волнам кораблик свернул к берегу.
Нормы употребления причастных оборотов, которые определяют правильность построения предложения:
- Речевой оборот, состоящий из причастия и связанных с ним слов, согласовывается с определяемым термином.
- Обособленное определение не удаляется от определяемого существительного или местоимения.
- Причастие и дополнительные слова не разделяются на части определяемым термином.
Распространенные ошибки
При построении предложений допускаются ошибки при использовании причастий с зависимыми словами. Примеры нарушений:
Пример 1
Таблетки парацетамола — лекарственная форма, применяемый для лечения простудных заболеваний.
В этом случае обособленное определение расположено после термина «форма» и должно иметь согласование именно с ним. Здесь определение согласовано с термином «таблетки». Грамматическую ошибку необходимо исправить: «применяемый» заменить на «применяемая».
Пример 2
Привязанная собака к забору спокойно дремала на солнышке.
В приведенном случае допущена ошибка в построении фразы с наличием обособленного определения — причастие и зависимые от него слова неправильно разделяются определяемым термином, он находится в середине оборота. Следует разместить его до или после причастной фразы.
Пример 3
Великий поэт А. С. Пушкин погиб на дуэли, написавший множество стихотворных произведений.
Фраза «написавший множество стихотворных произведений» является обособленным определением. Она согласована с «А. С. Пушкин» по падежному вопросу и роду, однако удалена от определяемого слова. Кажется, что она относится к «дуэли».
Необходимо расположить причастие с зависимыми словами непосредственно перед «А. С. Пушкин» или сразу же после него.
Пример 4
Цветок, который вчера сорвали и уже засохший, сиротливо стоял в вазе.
Это неправильный вариант: в одном предложении нельзя использовать обособленное определение и придаточное предложение с соединительным союзом. Такое выражение необходимо исправить, используя только причастия или глаголы.
Правила построения предложений с причастным оборотом и личным местоимением такие же. Отличие состоит в том, что причастные обороты обосабливаются запятыми во всех случаях, находящиеся как перед определяемым термином, так и после него.
Пример:
- Она, следившая за своей фигурой, регулярно соблюдала диету.
- Любившая сладкое, она постоянно покупала конфеты.
Предложение может содержать несколько причастий с дополнительными словами. Они могут относиться к одному существительному и являться однородными или неоднородными, относящимися к разным определяемым словам.
Пример:
- Пыль, поднятая ветром, закружившаяся столбом, полетела вдоль дороги.
- Граница, разделяющая участки, проходила вдоль дороги, ведущей в лес.
Задания на причастный оборот
Предложения с этой конструкцией можно встретить в различных текстах. Для тренировки следует выполнить несколько заданий с примерами нарушений причастного оборота. Нужно правильно расставить знаки препинания и исправить ошибки согласования.
- В вагон зашел гражданин покидающий страну.
- Испачкавшийся едой котенок продолжал пить молоко заботливо налитое хозяйкой.
- Ученику дано упражнение по русскому языку закрепляющему новую тему.
- Рассказанная бабушкой сказка про щенка потерявшаяся в городе.
- Сложный вопрос по математике поставил в тупик не подготовившийся к уроку ученика.
- Обиженный на весь мир он грустил в одиночестве.
Правильно:
- _ _ _ _, покидающий _.
- _ _ _ _ _ _, _ налитое _.
- _ _ _ _ _ _, закрепляющее _ _.
- _ _ _ _ _. потерявшегося _ _.
- _ _ _ _ _ _ _ не подготовившегося _ _ _.
- Обиженный _ _ _, _ _ _ _.
Чтобы не совершать ошибок, нужно знать правила русского языка и особенности употребления причастия.
Определение части речи
Причастие — одна из форм глагола, которая показывает признак предмета по его действию, дает ответ на вопросы: какой, что делающий, что сделавший? В этой части речи должен слышаться глагол: смотрящая — смотреть, сложенный — складывать и прочее.
Данную часть речи возможно определить по характерным для него суффиксам: ущ, ющ, ащ, ящ, анн, енн, онн, т, ем.
ПО представляет собой причастие с зависимым словом. Чтобы его найти в составе предложения, необходимо соблюдать нормы употребления причастных оборотов:
- Он должен согласовываться с определяемым словом.
- Не должен быть удален от определяемого слова.
- Нельзя разбивать его определяемым существительным.
Нарушения построения предложений
Есть нормы построения предложений с ПО. Составленные фразы с этой частью речи могут содержать 2 ошибки:
- Неправильное составление предложения с причастным оборотом. Чтобы подобных несоответствий не возникало, следует запомнить одно правило: определяемое существительное, то есть то, от которого можно задать вопрос к ПО, должно располагаться перед ним или после него. Недопустимо нарушение причастного оборота. Примеры: увлеченный мальчик игрой в футбол привлек внимание окружающих. Эта фраза содержит причастный оборот — «увлеченный игрой в футбол», а определяемое слово, к которому ставится вопрос, — «мальчик» (Кто? Мальчик. Какой? Увлеченный игрой в футбол). Неправильно то, что слово «мальчик» располагается в середине ПО, согласно определению, оно должно стоять или до всего оборота, или после него.
- Ошибка, связанная с согласованием причастия и определяемого слова. Это означает, что причастие имеет неверное падежное окончание, не в том числе или роде. Пример: Ребята пришли порыбачить на речку, покрытой льдом. Определяемым словом является «речка». Правильным будет задать вопрос: какую? «покрытую льдом». В представленном предложении причастие имеет ошибочный падеж, отсюда появилось неправильное окончание.
Следует иметь в виду, что окончания причастий, как и прилагательных, определяются вопросами каким? Какую? О каком? Однако к именительному падежу мужского рода эта грамматическая норма русского языка не подходит.
Причастный оборот с личным местоимением
Чтобы правильно построить предложение с причастным оборотом и с личным местоимением, следует иметь в виду, что одиночные и распространенные определения, если они относятся к личному местоимению, выделяются запятыми, при этом неважно, где они располагаются. Пример: Утомленная спортивными упражнениями, я решила немного передохнуть.
В сложных предложениях, содержащих ПО, его следует обособлять запятыми. Причастный оборот не выделяется знаками препинания, если он расположен перед главным словом, от которого задается к нему вопрос. Пример: Душа девушки пела от переполняющего ее умиротворения.
Таким образом, если вопрос, обособлять ли ПО знаками препинания или нет, вызывает затруднение, то следует обращать внимание на расположение его относительно определяемого слова. А также это зависит от того, чем выражено определяемое слово и какую форму имеет.
Причастный оборот
Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами. В предложении является определением. Рассмотрим правила постановки запятых в простом предложении с причастным оборотом с примерами.
Обособление причастного оборота
Причастный оборот широко распространён в письменной речи, поэтому необходимо знать пунктуационные правила его обособления в предложениях.
Работая с причастным оборотом, в предложении нужно уметь находить 3 элемента:
- определяемое слово. Существительное или местоимение (редко), от которого зависит причастие. Может стоять в любом падеже. На схемах обозначается крестиком сверху. Будем выделять его полужирным шрифтом;
- причастие;
- слова, зависящие от причастия.
Особенности пунктуации в предложении с причастным оборотом зависят от расположения определяемого слова и причастного оборота относительно друг друга. На схемах причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, зависимость от главного слова показывают стрелочкой.
Причастный оборот обособляется всегда, если стоит после определяемого слова.
Примеры причастного оборота после определяемого слова:
- Корабль, показавшийся на горизонте, можно было заметить только в бинокль.
- Из земли, щедро политой майским дождём, дружно показались зелёными иголочками всходы.
Обычно причастный оборот не обособляется перед определяемым словом.
Примеры причастного оборота перед определяемым словом:
- Парящий над полем орёл вдруг камнем полетел вниз.
- Внезапно налетевший ветер сорвал с моей головы шляпу.
Внимание! Если причастный оборот имеет добавочное действие уступки или причины, то выделяется запятыми, даже если стоит перед определяемым словом.
- Уснувшая только глубокой ночью, мать утром чувствовала себя разбитой.
- Слегка припорошенный снегом, лёд на солнце ослепляюще сверкал.
Причастный оборот, относящийся к местоимению, всегда выделяется знаками.
- Увлечённые разговором, они не услышали приближавшихся шагов.
- Удивлённые неожиданной встречей, мы не могли найти слов.
Несколько причастных оборотов в предложении
В предложении может быть не один причастный оборот, а два или даже три. Если они однородные (то есть относятся к одному определяемому слову), то действуют правила постановки знаков препинания между однородными членами.
Однородные причастные обороты, примеры:
- Первый снег, выпавший ночью и скрывший осеннюю грязь, безумно обрадовал детвору.
- От пыли, поднятой порывом ветра, закружившейся столбом и полетевший по дороге, пришлось зажмуриться.
Предложение может содержать и неоднородные причастные обороты, которые относятся к разным словам в предложении.
Предложения с двумя причастными оборотами, примеры:
- Лаявшая на прохожих собака была привязана к деревцу, гнущемуся от её порывистых движений.
- Солнце, выглянувшее из-за тучи, озарило луг, только что политый обильным дождём.
Распространённые ошибки при использовании причастного оборота
Распространённые нарушения построения предложения с причастным оборотом, примеры:
- Согласование причастия с определяемым словом.
Например:- Перга — продукт пчеловодства, распространённая в народной медицине.
Причастие относится к слову «продукт», поэтому должно согласовываться с ним и cтоять в форме мужского рода.
Правильно: Перга — продукт пчеловодства, распространённый в народной медицине. - Дети лакомились малиновым вареньем, сваренное бабушкой.
Причастие «сваренный» должно стоять в форме творительного падежа, так как относится к слову «вареньем».
Правильно: Дети лакомились малиновым вареньем, сваренным бабушкой.
- Перга — продукт пчеловодства, распространённая в народной медицине.
- Причастный оборот разделён определяемым словом.
Например:- Медведица горевала по убитому медвежонку браконьерами.
Определяемое слово «медвежонок» должно стоять или после, или перед причастным оборотом.
Правильно: Медведица горевала по убитому браконьерами медвежонку. Или: Медведица горевала по медвежонку, убитому браконьерами.
- Медведица горевала по убитому медвежонку браконьерами.
- Сочетание в одном предложении причастного оборота и придаточного предложения с союзным словом «который».
Например:- Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе.
Следует использовать два причастия или два глагола.
Правильно: Книга, взятая в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе. Или: Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитали, лежала на столе.
- Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе.
- Время причастия не совпадает со временем глагола.
Например:- Котёнок, лежавший на коврике, мурлычет.
Глагол и причастие должны стоять в формах одного времени.
Правильно: Котёнок, лежавший на коврике, мурлыкал. Или: Котёнок, лежащий на коврике, мурлычет.
- Котёнок, лежавший на коврике, мурлычет.
- Определяемое слово стоит далеко от причастного оборота.
Например:- Тропинка убегала вглубь сада, усыпанная опавшими лепестками.
Определяемое слово и причастный оборот должны стоять рядом.
Правильно: Тропинка, усыпанная опавшими лепестками, убегала в глубь сада. Или: В глубь сада убегала тропинка, усыпанная опавшими лепестками.
- Тропинка убегала вглубь сада, усыпанная опавшими лепестками.
Смотри также: Примеры деепричастного оборота
25 февраля 2019, 09:15
Could not load xLike class!
18 сентября 2015
В закладки
Обсудить
Жалоба
Ошибки в предложениях с причастным оборотом.
№ | Причина ошибки | Ошибка | Исправление ошибки |
1 | Смешивается временнОе значение причастия и глагола в одном предложении | Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на все вопросы | Выступивший с заключительным словом докладчик ответил на все вопросы |
2 | Ошибочное образование формы причастий от глаголов сов.вида (со значением будущ.времени) | Люди, попытающиеся это сделать | Люди, которые пытаются это сделать |
3 | Неверно выбран вид причастия, неверно используются возвратные формы | Солевой раствор был необходим для дальнейших опытов, проводящихся в лаборатории | Солевой раствор был необходим для дальнейших опытов, проводимых в лаборатории |
4 | Употребление причастия без необходимых зависимых слов (неполнота выражения) | Направляемые молодые специалисты быстро осваиваются на местах | Направляемые (кем? куда? зачем?) министерством молодые специалисты… |
5 | Ошибочное согласование причастного оборота | Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем | …испарениями земли, (какой?) незадолго до вечера смоченной дождем |
6 | Разрыв причастного оборота | Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас | Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас |
7 | Включение в однородный ряд причастного оборота и определительного придаточного | Арестант тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию | Арестант тревожился о семье, взятой под надзор полицией и оставленной без средств к существованию |
8 | Включение в однородный ряд причастного и деепричастного оборотов | Члены кооператива, строящие свой дом и желая въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники | Члены кооператива, строящие свой дом и желающие въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники |
Типичные случаи нарушения синтаксической нормы
№ | Часто нарушаемые правила | Ошибка | Исправление ошибки |
1 | Сказуемое согласуется с первой частью подлежащего типа кафе – столовая | Музей-квартира М.А. Булгакова приобрела личные вещи писателя | Музей-квартира М.А. Булгакова приобрел личные вещи писателя |
2 | Приложения, выраженные названиями, не согласуются с определяемым словом и сохраняют начальную форму | В картине Сурикова «Боярыне Морозовой» отражен один из сюжетов истории раскола | В картине Сурикова «Боярыня Морозова» отражен один из сюжетов истории раскола |
3 | Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют Дат.п. | Согласно приказа директора завода введена новая должность | Согласно приказудиректора завода введена новая должность |
4 | Союз не только …, но и… соединяет однородные члены | Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов | Дополнительный материал я брал не только из учебной литературы, но и из газет и журналов |
5 | Нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном предложении, в котором нет инфинитива | Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто-то есть | Поднимаясь по лестнице, я подумал, что на площадке кто-то есть |
6 | Лишнее употребление соотносительного слова при построении СПП | Автор показывает то, как человек может посвятить жизнь просвещению народа | Автор показывает, как человек может посвятить жизнь просвещению народа |
7 | Нельзя смешивать прямую и косвенную речь | Президент фонда резко сказал оппонентам, что как вы можете не замечать падения нравственности в обществе | Президент фонда резко упрекнул оппонентов в том, что они не замечают падения нравственности в обществе |