Менеджмент • 31 августа2022 • 5 мин чтения
Как провести мозговой штурм:
основные правила, методы и ошибки
Мозговой штурм может стать полезным инструментом для поиска решений, если проводить его по определённым правилам. Рассказываем, как организовать встречу и на что обратить внимание.
- Что такое мозговой штурм
- Правила проведения мозгового штурма
- Как провести эффективный мозговой штурм: основные этапы
- Основные методы мозгового штурма
- Частые ошибки при проведении мозгового штурма
- Плюсы и минусы мозгового штурма
- Совет эксперта
Что такое мозговой штурм
Мозговой штурм (от англ. brainstorming) — это техника генерации идей, которую применяют для выявления проблем или поиска решений. Главная цель методики — собрать как можно больше идей, а потом отобрать из них те, которые можно воплотить в жизнь.
Технику мозгового штурма разработал Алекс Осборн, совладелец американского рекламного агентства BBDO. В 1940-х годах у компании были непростые времена, и Осборн искал способы, которые могли бы побудить его сотрудников придумывать новые идеи. Он исходил из того, что в каждом человеке есть внутренний критик и внутренний ребёнок, творец. Из-за правил и ограничений критик всегда «задвигает» ребёнка. Идея Осборна состояла в том, чтобы разделить процессы творчества, то есть генерации идей, и критики.
Правила проведения мозгового штурма
Чтобы подобрать подходящих участников и не разочароваться в результате, нужно соблюдать базовые правила мозгового штурма, которые сформулировал Осборн:
1. Количество важнее качества.
Суть этого правила в том, что большое количество идей в конечном счёте породит качество, потому что идеи уточняются, объединяются и развиваются.
2. Критике — нет.
Во время мозгового штурма все участники должны «отключить» внутреннего критика. Каждый член команды может озвучивать любую идею. Все комментарии о качестве, разумности или целесообразности идеи допустимы, только когда мозговой штурм закончится.
3. Невероятным идеям — да.
Во время мозгового штурма нужно поощрять участников мыслить нестандартно и высказывать любые мысли, даже если на первый взгляд они кажутся странными.
4. Идеи модернизируются.
Чтобы мозговой штурм был успешным, идеи нужно «докручивать»: объединять, уточнять, улучшать. Так из нескольких разных, на первый взгляд, мыслей, можно получить идею, которая будет работать.
Это главные правила, которые нужно учитывать при организации мозгового штурма
Из кого состоит команда проекта
и как её построить
Как провести эффективный мозговой штурм: основные этапы
Как и любая креативная методика, мозговой штурм — это хаотичная техника. Чтобы она принесла результаты, нужно её упорядочить. Для этого мозговой штурм проводят по этапам:
1. Подготовка
Участников мозгового штурма стоит предупредить о собрании за 2—3 дня и обозначить тему обсуждения. От собрания не будет толку, если организатор предложит: «Давайте „поштормим“ сегодня в 18:00, после работы». Перед участниками мозговой атаки нужно поставить цель: например, сгенерировать не меньше 100 идей за 30 минут.
2. Сбор участников
Осборн считал, что использование мозгового штурма эффективно, если в собрании участвует 5–12 человек. Хорошо, если это будут специалисты из разных сфер и с разным профессиональным опытом. Например, на собрание разработчиков можно пригласить маркетологов или дизайнеров. Кроме участников, у мозгового штурма должны быть ведущий-модератор и человек, который фиксирует все идеи.
3. Постановка задачи
Каждый участник мозгового штурма должен понимать, над чем предстоит работать. Для этого нужно чётко сформулировать задачу. Например, вопрос «Почему у нас так мало лидов по этому продукту?» — расплывчатый. Вариант «Как мы можем увеличить количество клиентов по этому направлению» — конкретный, направлен на поиск решения.
4. Разминка
Этот этап мозговой атаки часто пропускают, но он помогает участникам настроиться и раскрепоститься. Для разминки можно использовать разные техники, например метод персонажей.
Допустим, перед командой стоит задача: найти способы мотивации сотрудников. Модератор выбирает вымышленного или исторического персонажа, например Наполеона, и участники пытаются представить, как бы он решил эту задачу. При этом команда старается учитывать особенности характера и мировоззрения персонажа. Например, Наполеон окружал себя высококлассными специалистами, генералами, не боялся делегировать полномочия. Члены команды «превращаются» в Наполеона, смотрят на проблему его глазами и предлагают свои решения. Можно посмотреть на ситуацию глазами Шерлока Холмса или Джека Воробья.
5. Генерация идей
Основной этап, во время которого каждый участник делится своими идеями. Здесь важно следовать правилам, о которых говорилось выше: не критиковать, принимать любые идеи, предлагать как можно больше вариантов. Модератор встречи следит за временем, пресекает критику, если она появляется, и контролирует, чтобы каждая идея была зафиксирована. Если мозговой штурм зашёл в тупик, модератор задаёт вопросы и предлагает новые темы для обсуждения.
6. Систематизация и оценка идей
Все идеи, которые появились в результате мозгового штурма, нужно записать и оценить. Это могут делать участники встречи или эксперты. Чтобы из большого количества идей выбрать действительно стоящие, нужно разбить их на группы. Например, при поиске решения о дизайне сайта все идеи можно разделить на группы по стилям, а потом уже из каждой выбирать те, которые можно доработать и реализовать.
На курсе «Критическое мышление» учат искать и оценивать решения с использованием разных методик, в том числе с помощью мозгового штурма.
Прокачайте критическое мышление и применяйте его в работе
Научитесь думать медленно и решать быстро в ситуациях неопределённости. Познакомьтесь с курсом «Навыки критического мышления для менеджеров» бесплатно.
Основные методы мозгового штурма
Кроме классической техники, которую создал Осборн, в компаниях используют и другие виды мозгового штурма:
Обратный мозговой штурм
Этот метод можно применять, когда классическая техника не даёт желаемого результата. Чтобы найти решение во время обратного мозгового штурма, нужно сосредоточиться на недостатках товара или услуги, препятствиях, которые возникают на пути клиента, самых страшных последствиях, которые могут случиться при использовании продукта. Вопросы тоже формулируются «от обратного», например, «Как плохо мы должны обслуживать клиентов, чтобы они от нас уходили?» или «Как сделать такой плохой интерфейс, чтобы посетители закрывали его через две секунды?».
Метод «6–3–5»
В мозговом штурме участвуют шесть человек. Каждый должен написать три идеи за пять минут. Затем участники обмениваются карточками, дополняя мысли друг друга. После этого члены команды вместе анализируют каждую идею и выбирают подходящее решение.
Метод лестницы
Этот способ мозгового штурма применяют в командах, где велика роль авторитета, например руководителя или опытного специалиста. Вначале модератор озвучивает проблему всем участникам встречи. Затем в комнате остаются двое и в течение нескольких минут генерируют идеи. После этого заходит третий участник, предлагает свои варианты. Затем идеи озвучивают первые два человека. Следом входит четвёртый, и тоже вначале делится своими идеями, а затем присоединяется к обсуждению предыдущих.
Если в команде много опытных участников, можно провести мозговой штурм по методу лестницы
Метод «6 шляп»
Автор этой техники — британский психолог Эдвард де Боно. По его мнению, люди привыкают воспринимать реальность с одной и той же точки зрения, то есть «носят одну и ту же шляпу». Из-за этого креативности в мышлении становится меньше, а стереотипов — больше. Чтобы начать мыслить по-другому, нужно «примерить другую шляпу». Мозговой штурм в этой технике можно строить по нескольким сценариям. Например, свой цвет шляпы может быть у каждого участника команды, или все «примеряют» одинаковые шляпы и одновременно меняют их. Вот как это может выглядеть.
Метод «6 шляп» помогает посмотреть на проблему с разных точек зрения
Белая шляпа: факты, объективность и прояснение информации. Например, команда разработчиков озвучивает факт о том, как идёт процесс написания кода: «За три дня мы сделали 20% работы, а планировали выполнить задачу на треть».
Красная шляпа: чувства и эмоции. Тот, кто «носит» эту шляпу, может сказать о любых чувствах, которые вызывают у него факты, например: «В самом начале мы переживали, так как думали, что не справимся», «Мы молодцы, потому что смогли собраться и сделать максимум в сложившейся ситуации».
Чёрная шляпа: критика. Участник в этой шляпе может оценивать факты и объективно их критиковать, например: «Если бы у всей команды был примерно одинаковый опыт, мы бы сделали запланированное. А так нам пришлось потратить время на разбор задачи».
Жёлтая шляпа: достоинства и позитивные моменты. На этом этапе мозгового штурма нужно найти и озвучить положительные моменты, даже если их немного: «Борис работал на других проектах, но у него получилось быстро переключиться на наши задачи».
Зелёная шляпа: творчество и креатив. После того как участники озвучили плюсы и минусы ситуации и поделились эмоциями, нужно решить, как улучшить работу команды на следующем этапе, например: «Сразу выясняем, какими навыками обладают новые участники», «Распределяем задачи в зависимости от опыта специалистов».
Синяя шляпа: подведение итогов. Это заключительный этап мозговой атаки, на котором нужно систематизировать идеи и сформулировать результат встречи, например: «Мы не выполнили план по задаче, потому что в начале возникли сложности с менее опытными членами команды. Чтобы на следующем этапе такого не было, решили сразу выяснять уровень опыта новых участников и в зависимости от этого распределять задачи».
Частые ошибки при проведении мозгового штурма
Чтобы мозговой штурм оправдал ожидания участников, нужно помнить о правилах и учитывать ошибки, которые допускают чаще всего:
● Размытая тема. Все участники должны чётко понимать цель встречи и «штормить» только по ней, не отклоняясь в стороны.
● Слишком много/мало участников. Если в собрании участвует 3–4 человека, есть риск, что «банк идей» быстро иссякнет и цель мозгового штурма не будет достигнута. Слишком много людей — тоже плохо. Тогда генерировать идеи будут самые активные члены команды, а остальные — отмалчиваться.
● Очерёдность выступлений. Если в команде участники с разным профессиональным бэкграундом, стоит начинать с «младших», например, сначала свои идеи высказывают младшие специалисты, затем более опытные и только в конце — руководитель коллектива. Так старшие не будут давить своим авторитетом, а подчинённые не будут испытывать эффекта согласия с руководством.
● «Одинаковость» участников. Чтобы после мозгового штурма получить много разных идей, в собрании должны участвовать люди разных профессий, опыта, взглядов на жизнь. Так получится дополнять идеи друг друга, а шансы найти подходящее решение вырастут.
● Не все идеи зафиксированы. Когда предложений слишком много, а правила и принципы мозгового штурма не соблюдаются, можно упустить действительно важные и необычные решения.
Плюсы и минусы мозгового штурма
Мозговой штурм считается подходящим методом генерации идей для дизайнеров, копирайтеров и сценаристов, но эту технику можно применять везде, где есть проблема, к которой нужен нестандартный подход. К основным плюсам мозгового штурма относятся:
● оперативность,
● коллективное мышление,
● разносторонний взгляд на проблему,
● возможность нестандартного мышления,
● простота применения методики.
Среди минусов:
● отсутствие алгоритма и хаотичность — за это мозговой штурм критиковал создатель ТРИЗ Генрих Альтшуллер;
● непредсказуемость результатов.
Совет эксперта
Александр Рукосуев
«Мозговой штурм похож на занятия по актёрской импровизации, где есть два основных правила. Первое — не говорить «нет» на то, что делает партнёр. Второе — подхватывать и отыгрывать его идеи».
Наставник на курсе «Навыки критического мышления», креативный директор агентства Dochery
Критическое мышление: что это, в чем суть, когда и кому оно пригодится
Что такое ТРИЗ: методы, технологии и примеры
В этой же статье мы рассмотрим самые популярные ошибки, которые встречаются при проведении МШ.
Популярные ошибки при проведении мозгового штурма
1. Несоразмерное количество участников сессии
По последним данным, оптимальное количество — 5-6 человек. Больше 5 – уже менее эффективно. Часть участников команды, например, из 10 человек, могут отсидеться за спинами более активных. Да и соблюдать порядок и последовательность выступлений будет проблематично. Если в сессии принимают участие менее 5 человек, это напрямую влияет на количество и качество предлагаемых идей. Тем, кто есть, придется больше шевелить мозгами, чтобы выдавать все новые и новые идеи.
2. Отсутствие модератора/ведущего МШ
Если вы хотите знать, зачем вообще нужен такой человек в группе и какие функции он выполняет, рекомендуем прочитать статью «Практика работы ведущего Мозгового штурма». Поскольку МШ (брейнсторминг) — это все-таки методика, у него есть свои правила и алгоритмы. Всем участникам знать их назубок вовсе не обязательно. Но один человек, который понимает, что и как нужно делать, в команде быть должен. Модератор, он же ведущий МШ. Иначе возвращаемся к тому МШ, который вовсе и не МШ.
3. Критика на этапе генерации идей
Одно из главных правил этапа генерации идей — отсутствие критики. А все же иногда она встречается. К чему это приводит? К нарушению дружественной и доброжелательной атмосферы в группе, к страху участников высказывать свои идеи. А там, где страх, нет место свободной фантазии. На этом моменте можно все заканчивать и начинать МШ сначала. С другими участниками.
4. Не записывать все идеи
Даже самые очевидные или наоборот бредовые. То, что вы субъективно отсеяли, может дать толчок для развития других идей. В конце концов отсеивание идей сродни критике: кто-то (фиксирующий идеи) решил, что эта идея недостойна быть. Помним, что критике на этапе генерации не место.
5. Не подхватывать и не развивать идеи других участников
Бывает, что участники держатся до последнего за свои выдвигаемые решения и игнорируют идеи других участников группы. Это неверно. Во-первых, тем самым стопорятся идеи, которые могут привести к неожиданным и эффективным решениям. А во-вторых, развитие идеи, неочевидное для автора, может прозвучать как раз от другого участника. В конце концов, нет двух людей, думающих одинаково.
6. Отсутствие подготовительного этапа брейнсторминга
В этом случае к решению проблемы приступают в том виде, в каком она вырвана из контекста. Без анализа причины, доуточнений и правильной формулировки люди начинают что-то генерировать. В итоге финальное решение может сильно отличатся от того, которое будет действительно эффективным. Например, поиск ответа на вопрос: как правильно есть бутерброд? Ответ кота Матроскина: колбасой вниз. В то время как задача подразумевала решение — ртом.
7. Присутствие в группе людей, связанных отношениями начальник-подчиненный
Вроде очевидно, что участники в команде должны общаться на равных, но часто этим условием пренебрегают. В присутствии авторитетов рядовые сотрудники стесняются и робеют высказывать свои мысли, боятся показаться некомпетентными. В итоге говорит в основном начальник, а остальные слушают. Ну и чем такой МШ отличается от обычного совещания?
8. Не использовать внутри МШ другие креативные методики
Сам по себе МШ хорош, потому что позволяет при помощи коллективного разума получить за кроткий срок много идей. Но как сделать так, чтобы эти идеи были действительно разными, с оригинальными решениями? Применять для генерации идей креативные методики, такие как методы РТВ (развития творческого воображения), элементы ТРИЗ, дизайн-мышления, метода ограничений и др. Какие именно методики подойдут для конкретной проблемы, кто обучит участников их использованию? Правильный ответ: модератор МШ.
9. Считать, что МШ дает готовые решения
Надеюсь, вы только что не отказались наотрез от использования МШ. Да, готовых решений от Мозгового штурма ждать не стоит. По той простой причине, что он дает только первичную ориентацию в проблеме, обозначает пути для дальнейшего решения. Но иногда выбрать правильное направление важнее и сложнее, чем найти окончательный ответ.
Например, вы внезапно с парашютом приземлись в незнакомый водоем и вам дико хочется добраться до берега в живых. Навряд ли вы начнете бездумно молотить ногами в разные стороны и звать на помощь из последних сил. Сначала вы оцените обстановку (а может рядом есть люди и какие-то плавучие средства), визуально определите, какой берег ближе, и только тогда приступите к «спасению утопающих — дело рук самих утопающих».
Мозговой Штурм — 8 ошибок проведения мозгового штурма
Привет! На связи Игорь Зуевич, и сегодня мы поговорим с вами о технике мозгового штурма. Вы узнаете, почему мозговой штурм не всегда приносит ожидаемые результаты.
Техника мозгового штурма в наше время активно используется во множестве компаний самого разного уровня. Этот метод работы дает возможность всем членам коллектива высказать свои мысли по поводу решения конкретной задачи, а также позволяет сплотить людей.
Однако стоит помнить, что в брейнсторминге не все так просто, как кажется на первый взгляд, и при несоблюдении определенных правил поведения во время рабочего процесса креативное собрание рискует превратиться в хаос.
В этой статье мы рассмотрим ошибки, которые можно совершить во время сеанса мозгового штурма, а также советы о том, как этих ошибок избежать.
Ошибка первая: приходить в нетрезвом виде
Как бы очевидно это ни звучало, но на брейнсторминг действительно нельзя приходить пьяным. Алкоголь не сделает ваши идеи более нестандартными, а вот сорвать креативный процесс вполне может.
Мозговой штурм – это работа, за которую стоит приниматься только в трезвом уме. Ни в коем случае не приходите на это мероприятие в состоянии опьянения.
Ясный разум позволит продуктивнее общаться с коллегами, адекватнее принимать решения и лучше анализировать поступающие предложения.
Ошибка вторая: сидеть и молчать
Согласно известной поговорке, молчание – золото, но в случае мозгового штурма это, скорее, вещь, которая будет всех останавливать и снижать продуктивность работы.
Не стоит сидеть и обдумывать идею, прежде чем высказать ее, какой бы безумной она ни была.
Помните: внутри команды любую, пусть даже самую глупую, мысль можно довести до состояния, когда она будет полезной и пригодной для решения проблемы.
Ошибка третья: не брать с собой маркеры и флипчарт
Не стоит надеяться на то, что вы сможете запомнить все, что будет предлагаться на мозговом штурме. Поток идей будет очень большим и плотным, и удержать в голове все предложения при всем желании не выйдет.
Обязательно возьмите с собой хотя бы блокнот и ручку, а еще лучше принесите флипчарт с маркерами.
Это позволит вам наглядно продемонстрировать суть вашей идеи всем коллегам, а также структурировать предложения других людей, чтобы не потеряться во всем обилии креатива.
В конце концов, если не получится решить проблему за один сеанс брейнсторминга, благодаря записям вы всегда сможете вернуться туда, где закончили, и продолжить обсуждение.
Ошибка четвертая: приходить без подготовки
Отсутствие подготовки к творческому совещанию может сильно затормозить процесс обсуждения. Незнание проблемы, ради которой все собрались, приведет к малому количеству идей и предложений, и брейнсторминг пройдет впустую.
Как и к любому официальному собранию, к приходу на мозговой штурм нужно подготовиться. Освежите в памяти тезисы и задачи, дома подумайте над возможными вариантами их решения.
Хоть все идеи и будут рождаться непосредственно в команде, но предварительная подготовка очень сильно ускорит и упростит процесс.
Ошибка пятая: критика
Одна из ошибок, допускаемых во время брейнсторминга, – это анализ появляющихся идей, который губит на корню весь смысл мозгового штурма и убивает весь потенциал данного процесса. высказанные идеи могут быть самыми разными (глупыми, нереальными или бредовыми), но их ни в коем случае нельзя критиковать.
Любое предложение можно обсудить и совместными усилиями сделать из него что-то полезное.
Критикой же вы сами себе выставляете рамки и сужаете разброс вариантов действий и решений.
Ошибка шестая: все слово – авторитетам
Состав компании, которая собирается на мозговой штурм, может быть разным: начиная от экспертов в определенных областях и заканчивая обычными штатными бухгалтерами и секретарями.
В этой ситуации очень часто говорят только эксперты, а остальные просто сидят и слушают, боясь, что их слова будут раскритикованы и подняты на смех более опытными людьми. Старайтесь сделать так, чтобы эксперты по определенным вопросам были в меньшинстве.
Это позволит менее знающим людям безбоязненно выдвигать предложения и участвовать в обсуждении, благодаря чему процесс пойдет гораздо быстрее и продуктивнее.
Ошибка седьмая: поддержание иерархии
Как и в случае с авторитетами, на активность участников также может влиять и присутствие вышестоящих чинов компании.
Действительно: мало кто захочет высказывать все свои идеи и мысли при директоре или старших сотрудниках. Попробуйте создать внутри команды непринужденную обстановку для психологического выравнивания.
В контексте мозгового штурма не стоит поддерживать иерархию: вы все здесь для одной цели, и идти к ней надо вместе, не обращая внимания на пост коллеги рядом.
Ошибка восьмая: хаос голосов
Очень трудно вести протокол мозгового штурма, если идеи и мысли звучат одновременно из разных мест. Когда все говорят в один голос, получается стена звука, из которой очень тяжело выделить что-то осмысленное.
Это очень сильно замедляет темп работы и делает брейнсторминг абсолютно бесполезным. Дайте высказаться по очереди всем присутствующим. Следите за тем, чтобы никто не перебивал друг друга и не пускался в споры с разговорами.
Говорите только по делу, чтобы в комнате не звучало больше одного-двух голосов, и тогда вы ничего не упустите.
Вот мы и поговорили об ошибках, которые крайне негативно влияют на процесс брейнсторма. Следуйте указанным советам, и вы сможете добиться эффективного проведения сеанса мозгового штурма, с помощью которого найдете решение любой проблемы и справитесь с поставленной задачей.
Как видите, если все-таки вы нашли хоть одну ошибку из перечисленных в этой статье, то это значит, что следующий мозговой штурм обязательно будет более результативным, чем предыдущие. Как всегда, главное, правильно действовать и у вас все получится. Действовать лучше сообща и вместе с теми людьми, у которых уже есть опыт и результаты. Приходите в наши программы, заодно и заработаете больше!
С Вами,
— Игорь Зуевич.
Рекомендую Вам обратить внимание на следующие программы по созданию дополнительного источника дохода в интернете:
Закрытое Master Mind сообщество
Мастера партнерских программ
Партнерский Маркетинг для Новичков
Если следующие 5 минут вы можете инвестировать в самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью: 20 причин, по которым мы начинаем поиск новой работы
Понравилось? Жми «Мне Нравится«
Оставьте комментарий к этой статье ниже
В любых сферах жизни возникают проблемы, решения которых не лежат на поверхности. Иногда даже непонятно, как к ним подступиться. В подобных ситуациях помогает техника мозгового штурма, о возможностях которой мы сейчас и поговорим.
Мозговой штурм: что это такое?
Мозговой штурм — это метод генерации неожиданных идей, на основе которых удается построить нестандартное решение проблемы. Мозговой штурм — чаще всего командное взаимодействие, хотя существуют разновидности индивидуальной работы, например, фрирайтинг, техника «чистого листа» и другие. Одним из примеров практического применения мозгового штурма считается стратегия творчества и гениальности Уолта Диснея.
Основная особенность метода — стимулирование творческой активности участников мозгового штурма. Именно это свойство легло в основу применения педагогической техники «мозговой штурм» на уроках в школе. Примеры применения техники мозгового штурма в обучении показывают, что она позволяет решить следующие задачи:
- повысить общую активность учащихся;
- дать каждому возможность применить свои знания;
- научить четко выражать свои мысли и анализировать их;
- побудить учащихся размышлять над различными вариантами решения проблемы;
- научить ребят командной работе и развитию идей друг друга;
- сделать шаг к выбору направления своего дальнейшего развития и поиску работы своей мечты.
15 быстрых способов улучшить свою жизнь уже через 30 дней
Константин
Никулин
Психолог, личный коуч
с опытом более 14 лет
Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой?
Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами. Иногда нужен толчок, чтобы начать менять свою жизнь в лучшую сторону.
Мы подготовили подборку материалов, которые помогут привлечь позитивные изменения в вашу жизнь. чтобы наступили перемены в скучной жизни. И да, это бесплатно!
15 практик для улучшения жизни на каждый день
Чек-лист инструментов для принятия ежедневных решений
3 способа найти и реализовать своё предназначение
Проверенные методики самореализации
Гайд по работе с эмоциональным выгоранием
Инструкция по предотвращению и избавлению от выгорания
10 работающих способов для восстановления денежного потока
Проверенные методики для устранения денежного блока
Как проработать негативные установки
6 шагов по избавлению от установок, которые тормозят ваше развитие
Скачать подборку бесплатно
Техники мозгового штурма эффективно применяются в различных областях, например, в психологии, в бизнесе, маркетинге — там, где требуется быстро найти нестандартное решение сложной задачи. Кстати, телевизионная игра «Что? Где? Когда?» — отличный пример того, как работает техника мозгового штурма.
Техника проведения мозгового штурма — это одновременно и творческий процесс, и технология поиска решения.
Основные этапы мозгового штурма
Как любой процесс, мозговой штурм состоит из определенных этапов:
- Подготовка к мозговому штурму — определяется число участников, отбираются конкретные люди, выбирается ведущий, назначаются сроки и место проведения.
- Постановка целей — максимально понятное донесение до каждого участника цели обсуждения, а также предоставление имеющейся информации по решаемой проблеме.
- Предстартовая разминка — своеобразный «разогрев мозга». Ведущий предлагает немного поиграть всей группой, например, в ассоциации или любую другую несложную интеллектуальную игру. Это, с одной стороны, сделает участников более раскрепощенными, а с другой — настроит мышление на рабочую волну.
- Непосредственно мозговой штурм — главный этап всего процесса. Участники высказывают любые приходящие в голову варианты решения проблемы. На этом этапе важно зафиксировать все сгенерированные идеи. Чтобы ничего не потерялось весь процесс мозгового штурма записывают на аудио или видео.
- Обработка сгенерированной информации — все высказанные идеи распределяются по категориям. Этим могут заниматься как участники мозгового штурма, так и специально созданная группа. Одновременно проходит анализ предложенных вариантов и самые слабые исключаются из дальнейшего рассмотрения.
- Обсуждение и формирование решения — творческий этап процесса завершен, теперь включается рациональное мышление. Результаты мозгового штурма исследуются на предмет практической реализации — перспективы развития, имеющиеся ресурсы, финансовые вложения и пр. Если позволяет время, данный этап проводится через несколько дней после самого мозгового штурма.
Для того, чтобы метод сработал по максимуму, необходимо придерживаться определенных правил.
Правила проведения мозгового штурма
- Подготовка мероприятия. Сюда входит оповещение участников, создание презентации и других информационных материалов по теме проблемы.
- Создание команды. Оптимальное число участников 6-10 человек. В зависимости от поставленной задачи приглашайте на мозговой штурм разных людей, например, разработчиков продукта и представителей целевой аудитории.
- Фиксация всех предлагаемых идей — в письменной форме, в аудио или видео форматах.
- Отказ от любой критики во время генерации идей — все обсуждения после.
- Использование различных техник визуализации предлагаемых решений.
- Управление процессом мозгового штурма, чтобы в нем принимали участие все приглашенные.
- Устранение отвлекающих факторов. Это в частности касается мобильных телефонов — рекомендуется выключить устройства.
Бесплатная консультация с коучем EDPRO
Ошибки при мозговом штурме
Часто встречающиеся ошибки при использовании метода мозгового штурма:
- отсутствие четко сформулированной цели;
- отсутствие интереса у участников процесса;
- недостаточный уровень компетентности участников;
- неудачно подобранный состав команды;
- длинные паузы и снижение продуктивности обсуждения;
- давление со стороны ведущего.
Метод мозгового штурма может проводиться разными способами, например, от обратного, когда сначала предлагаются негативные варианты решений, а затем ищутся пути их трансформации в позитивное русло. Другой способ — ролевой мозговой штурм. Участники «примеряют» на себя разные роли и с этих позиций высказывают свои идеи.
Хотите освоить профессию коуча и параллельно принять участие в мозговом штурме с опытным ведущим в рамках оффлайн факультатива? Приходите учиться в Академию EdPro на программу «Психологическое консультирование и коучинг».
Гайд «3 действенных инструмента для самокоучинга для достижения целей»
Скачать бесплатно
Мозговой штурм, или мозговая атака, — это популярный способ находить решения с помощью коллективного разума. К этому методу прибегают и основатели стартапов, и политики, и инвесторы, и те, кому нужно решать творческие задачи. Брейнсторминг — действительно эффективный метод, правда, иногда все сводится к тому, что менеджеров собирают в переговорной и предлагают обсудить какой-то вопрос. Оказывается, этого недостаточно. Forbes составил подробную инструкцию, как правильно провести мозговой штурм
Метод мозгового штурма, или брейнсторминг (от англ. brainstorm), ― это способ коллективного поиска решений для самых разных задач. Его используют в сферах, связанных с анализом информации, где нужно придумывать новые продукты и создавать креативные концепции, например в рекламе и маркетинге, в создании брендов и питчинге сериалов. Целью мозгового штурма является получение нестандартных и эффективных решений в условиях ограниченного времени. Добиваются этого за счет генерирования максимального количества разнообразных идей в процессе совместного обсуждения в команде.
Эту технику придумал американский психолог и сооснователь сети рекламных агентств BBD&O Алекс Осборн. Один из вариантов мозгового штурма он использовал со своими с сотрудниками еще в 1930-х и описал в книге How to «Think Up» («Как придумывать»), впервые опубликованной в 1942 году. Ключевая мысль Осборна заключалась в том, что чем больше разных предложений получится сгенерировать, тем выше будут шансы найти подходящее решение. Позже его метод перекочевал в сферу бизнес-образования и стал применяться для обучения предпринимателей как в США, так и в Европе. Сейчас придумано уже много способов брейнсторминга, но все они основаны на технике, описанной Осборном.
Правила мозгового штурма
В чем же заключается эта техника и для кого она подходит? Проведение штурма эффективно при решении задач, которые требуют творческого подхода, при этом ответ на поставленный вопрос нужно найти за ограниченный промежуток времени, а привычные стратегии не работают.
В процессе мозгового штурма участники предлагают первые пришедшие на ум варианты. Разумеется, большинство из вариантов потом отсеивается — нет задачи предлагать только гениальные и оптимально подходящие решения. Главное, чего требуется достичь в ходе мозгового штурма, — высвободить креативную энергию и раскрепостить участников, чтобы они безбоязненно предлагали самые нестандартные решения.
Несмотря на хаотичность процесса поиска идей, у хорошего мозгового штурма есть определенные правила. Чтобы брейнсторминг привел к результатам, необходимо подобрать подходящую технику в зависимости от количества участников в коллективе, а также назначить модератора. Он будет фиксировать все идеи, чтобы ни одна не потерялась в пылу обсуждения, а также контролировать обстановку, не допуская балагана. Нужно выбрать место и время, подходящие для всех, а также ознакомить сотрудников с техниками и правилами брейнсторминга заранее.
Важно убедиться, что все участники группы могут свободно высказывать свои идеи и не боятся критики и негативной оценки.
Осборн сформулировал главные правила мозгового штурма так:
1. Нельзя осуждать и критиковать чужие идеи.
2. Участников надо настроить на то, чтобы они предлагали самые невероятные решения, которые могут прийти им на ум.
3. Важно обсудить максимально возможное количество идей, в надежде, что количество перейдет в качество.
4. Участники должны дополнять, интегрировать и развивать идеи, которые уже были озвучены другими.
Фатальные ошибки при мозговом штурме
Одна из самых распространенных ошибок при проведении мозгового штурма заключается в желании поощрить по итогам автора успешной идеи. Это вызовет ненужные эмоции зависти и конкуренции в команде, а также мешает участникам высказывать действительно все, даже самые дикие идеи. Ведь за «правильный ответ» полагается награда. Важно понимать, что все ответы правильные, а брейнсторминг — коллективная работа. Вклад каждого имеет значение, потому что идеи раскручивают и дополняют все участники процесса. Можно заранее оговорить вознаграждение за успешно проведенный брейнсторминг, в котором поощрение распределяется равномерно между всеми участниками мозгового штурма, независимо от того, чьи идеи оказались лучше.
Другая частая ошибка — набрасывать идеи, не слушая и перебивая друг друга. Очень важно назначить модератора, который будет следить за порядком при проведении брейнсторминга, давая слово всем участникам по очереди и предлагая перейти к следующему этапу. Мозговая атака, в ходе которой одни пытаются перекричать других, не будет эффективной.
Если вы пытаетесь вовлечь в брейнсторминг новый коллектив, в котором участники еще плохо знают друг друга либо не раскрыли пока в себе креативность и лидерские качества, может возникнуть обратная проблема — все будут молчать. В таком случае хороший модератор должен сам инициировать процесс, предложив первые идеи либо сформулировав четкие инструкции — например, что все должны высказываться по очереди. Возможно, в некоторых случаях потребуется специальное обучение техникам мозгового штурма. После тоготкак начало обсуждению будет положено, остальным членам команды станет легче развить идеи и предлагать свои.
Этапы мозгового штурма
Мозговая атака проводится в несколько этапов:
1. В начале перед участниками процесса четко ставится задача — чего нужно достичь и в какие сроки, какое количество идей необходимо предложить, кто является заказчиком, какой продукт команда в итоге произведет.
2. Затем команда переходит к генерированию идей. На этом этапе все участники мозгового штурма предлагают варианты решения проблемы — чем больше, тем лучше. Здесь важно не отметать даже самые абсурдные, на первый взгляд, идеи, а тщательно фиксировать все предложения. На этом этапе жестко пресекается любая критика и оценка идей.
3. После того как все предложения зафиксированы и есть из чего выбрать, можно переходить к оценке и анализу. Это экспертный этап, где включается критическое мышление и навыки систематизации, взвешивание всех за и против, при котором отбираются только самые подходящие идеи. На этом этапе ни в коем случае нельзя критиковать авторов идей, которые не войдут в шорт-лист лучших. Это противоречит концепции брейнсторминга.
Методы проведения мозгового штурма
Существует несколько основных методов мозговой атаки. Среди них даже есть индивидуальный мозговой штурм, который предполагает, что высказывает разные идеи и оценивает их критически, отбирая лучшие, один и тот же человек.
Другой интересный пример брейнсторминга — это обратный мозговой штурм, когда участники должны предлагать ответы на вопросы типа «Как сделать самый худший продукт?» или «Как добиться провала нашего проекта?». Целью такого мозгового штурма является выявление явных и потенциальных недостатков, сформулировав которые можно будет искать способы их предотвратить или преодолеть.
Еще один метод брейнсторминга — штурм с предварительной экспертной оценкой идей. Он задает высокие требования к участникам, которые должны обладать профессиональной экспертизой в своей сфере, а также иметь опыт мозгового штурма в группе. Такой процесс проводится в несколько этапов:
— каждый из участников заранее готовится и самостоятельно генерирует идеи;
— группа собирается для ознакомления с озвученными идеями, выбирает несколько лучших вариантов, обсуждает их плюсы и минусы;
— затем каждую отобранную идею участники обсуждают в мини-группах, сужая список вариантов до основных и ранжируя их по приоритетности;
— еще один раунд брейнсторминга с обсуждением каждой идеи, который приводит к финальному отбору лучших вариантов.
Еще один метод — «мозговая осада». Эта техника предполагает тщательное и глубокое обсуждение каждой из выдвинутых идей. Такой метод снижает вероятность, что потенциально неплохую идея раскритикую и отбросят на самом раннем этапе. Все предложения участников рассматривают отдельно, доводят до ума и выбирают лучший. Такой метод требует больше времени, но зато дает качественный и обдуманный результат.
Для метода «635» понадобится шесть человек, каждый из которых предлагает по три идеи за пять минут. После этого все знакомятся с вариантами друг друга и в течение пяти минут анализируют каждую. За полчаса таким образом можно получить 18 предложений, из которых затем отбираются лучшие.
Метод корабельного совета предполагает озвучивание идей «по старшинству». Первым идею высказывает джуниор, последним — старший по команде. На финальное рассмотрение выносится только одна идея.
Плюсы и минусы мозгового штурма
Основной недостаток метода заключается в том, что поиск идей имеет случайный и спонтанный характер, а комплексный анализ всей информации не предполагается — а значит, нет гарантий, что на выходе будет выбрана действительно лучшая идея. По опыту, только небольшая часть идей, озвученных в процессе мозгового штурма, оказывается действительно эффективной.
К недостаткам брейнсторминга можно отнести и то, что далеко не все готовы озвучивать свои идеи публично, боясь осуждения или критики. В то же время более бойкие участники в команде могут затмевать менее активных коллег, из-за чего их предложения рискуют остаться неуслышанными.
В этом случае хороший результат можно получить, проводя мозговой штурм онлайн. Для этого используются разнообразные доступные сервисы — от Zoom до WhatsApp и Telegram. Многие люди на онлайн-конференциях могут более свободно высказывать идеи, особенно если есть возможность сделать участников такой сессии анонимными. Кроме того, все идеи будут зафиксированы, если вы проводите брейнсторминг в режиме видеоконференции и делаете запись, либо останутся в чате, если вы накидываете идеи в Telegram или WhatsApp. Так ваши идеи не потеряются, правда, найти их в общем чате среди сотен сообщений может быть непросто.
При таком способе затруднительно установить авторство каждой конкретной идеи, и могут возникнуть споры по поводу того, кто придумал, а кто присвоил идею. Впрочем, это скорее плюс, а не минус — ведь авторство идей не имеет значения. Мозговой штурм — это совместное творчество.
Основной плюс брейнсторминга в формате живого общения заключается в том, что мотивирует всех членов команды активнее участвовать в работе, сплачивает коллектив и способствует развитию творческого мышления.