-
-
August 8 2012, 13:17
- Архитектура
- Общество
- Cancel
Ошибки при возведении мостов
Оригинал взят у streetestate в Ошибки при возведении мостов
Акустика, освещение и еще более двадцати направлений — архитекторы, без сомнения, нуждаются в поддержке инженеров. Ведь, по сути, архитектор, проектируя сооружения, воздвигает себе рукотворный памятник и хочет, чтобы тот простоял годы.
И для этого учитывать приходится не только свои интересы. В дело вступают законы физики и экономики. И те, и другие, уверен Петр Тарчиньский, основаны на здравом смысле и практичности. Третьей составляющей выступает ответственность профессионала перед обществом. Важную роль здесь играет объяснение технический принципов заказчику.
За 14 лет работы в Buro Happold Тарчиньский убедился: работе над ошибками есть место всегда, даже в очень крупных и затратных проектах. «Думайте над возможными альтернативами, ищите варианты, и только тогда решайте», — советует инженер.
Петр Тарчиньский не советует гнаться за архитектурной модой. Лучше обращать больше внимания на прочность и функциональность объекта, считает он. Только из таких сооружений получаются признанные шедевры. Впоследствии именно они становятся классикой.
В качестве ярких примеров для иллюстрации своего выступления старший технический консультант выбрал пешеходные мосты — как он сам добавил, для того, чтобы посмотреть, куда шагают современные архитекторы, проектировщики и дизайнеры. Тарчиньский оценил сооружения с точки зрения соблюдения инженерных тонкостей и экономической эффективности.
Кембридж
Деревянный мост (неофициальное название — Математический) в английском городке Кембридже был спроектирован Уильямом Этриджем еще в середине XVIII века. С инженерной точки зрения, сооружение сочетает в себе логику и красоту. Это отличный пример грамотного и эффективного использования материалов. Состоящий из деревянных балок и болтов, этот пешеходный мост соединяет старую и новую части Куинс колледжа в Кембридже.
Париж
Мост искусств в Париже, построенный между 1801 и 1804 годами, обладает отличными техническими и эстетическими характеристиками. Кроме того, он мультифункционален: эта легкая конструкция соединяет Институт Франции и двор Луврского дворца, имеет декоративную функцию благодаря семи арочным пролетам, а также является одним из символов французской столицы.
Венеция
Архитектор Сантьяго Калатрава «наградил» Венецию проектом моста Конституции через Гранд-канал в 1996 году. Через десятилетие строительство все еще не было завершено, несмотря на многочисленные изменения в структуре. Из-за неустойчивости конструкции и ее огромного веса возникла необходимость дополнительно укрепить опоры. В итоге на проекте сменились около десяти консультантов, а бюджет вырос в три раза по сравнению с запланированным.
Венеция-2
Открытие состоялось без торжеств в 2008 году. По мнению жителей Венеции, сооружение в стиле модернизма плохо вписалось в архитектурный ансамбль города. Мост Конституции сразу раскритиковали и за его непрактичный дизайн. Множество ступенек и крутой подъем усложняют движение пожилым. А по причине отсутствия пандусов им не могут пользоваться люди, передвигающиеся в инвалидных креслах.
Гейтсхед
По оценке Тарчиньского, мост Миллениум в Гейтсхеде (Северная Англия) — один из лучших пешеходных мостов за последние 25 лет. Это уникальная, глубоко продуманная конструкция. Ее основа из двух стальных арок может наклоняться, когда необходимо пропустить высокое судно. Авторы проекта — архитекторы Уилкинсон и Эйр — добились того, что, поворачиваясь вокруг общей оси, обе арки возвышаются над поверхностью воды на 25 метров. Этот первый в мире наклоняемый мост за свою маневренность получил прозвище «Подмигивающий глаз». Итоговые затраты на 20 процентов превысили первоначальный бюджет строительства, однако оказались вполне оправданными.
Португалия
Урбанистический дизайн моста в португальском городе Ribeira da Carpinteira продиктован ландшафтом. Ему подчиняется не только это сооружение, но и весь город. Местность на трех холмах разделена двумя глубокими долинами. Это определяет весь образ жизни людей, а заодно и архитектуру моста.
Португалия-2
Форма 220-метрового сооружения скрашивает путь пешеходам. Кроме ландшафта прогуливающиеся по мосту видят и изгибы самого моста. Его пропорции определяются инженером Тарчиньским как «превосходные». Высокие парапеты создают ощущение безопасности. Все это сочетание формы, практичности и технического совершенства имеет довольно простое воплощение.
Сандерленд
В случае с мостом River Wear архитекторам, участвовавшим в конкурсе проектов, заказали «иконическое» сооружение, мост-символ. В 2005 году конкурс выиграл Stephen Spence. Власти города Сандерленд на Севере Англии дали разрешение на строительство. Завершить его обещают к 2014 году. Потраченные на реализацию средства уже превысили запланированные в три раза и составили 133 миллиона фунтов.
Витая конструкция состоит из двух ассиметричных 180-метровых башен-«рогов» и изгибающейся «основы». В итоге город получит даже больше того, что хотел: скорее скульптуру, чем пешеходный мост. Этот пример иллюстрирует степень экстрима, до которой можно дойти, не имея четкого представления о желаемом результате.
Краков
Воплощение законов физики — вот каким, по заявлению архитектурного бюро Studio Bednarski, задумывался этот мост в Кракове. Проект Ludwinow bridge обернулся для студии, по мнению Петра Тарчиньского, полной катастрофой. К расчетам едва ли привлекали инженеров; большинство идей не выполнимы на практике и к тому же попросту опасны. Вместо реализованного проекта город получил скандал и критику от инженеров.
Источник: http://www.radidomapro.ru/
Архитектура — крайне сложная наука, требующая точных расчетов и глубоких знаний. К сожалению, случалось, когда просчеты архитекторов и инженеров приводили к тяжелым последствиям.
1. «Такомский мост»
«Такомский мост»| Фото: Кинохроники.
В свое время громким событием стало обрушение «Такомского моста», проходящего через пролив Такома-Нэрроуз в штате Вашингтон. Мост был официально открыт в июле 1940 года и считался одним из самых больших в свое время. Еще на этапе проектирования строители прозвали мост «Галопирующей Герти» из-за того, что тот раскачивался во время ветра.
7 ноября этого же года под воздействием сильного ветра (65 км/ч) мост не выдержал и рухнул в реку. Процесс падения успели запечатлеть на камеру. К счастью, в это время на мосту находился только один автомобиль, водитель которого успел выбраться и спастись.
2. Концертный зал имени Уолта Диснея
Концертный зал имени Уолта Диснея| Фото: izi.TRAVEL.
Одной из главных достопримечательностей Лос-Анджелеса принято считать концертный зал имени Уолта Диснея. По первоначальному проекту фасад здания был обшит металлическими панелями. Зал выглядел эффектно, вот только в солнечную погоду стальная поверхность выступала в качестве параболического отражателя, концентрируя солнечные лучи и отражая их на соседние дома. В итоге квартиры близлежащих зданий превращались в настоящую сауну. Порой температура в них повышалась до 50°С и многие люди получили солнечные ожоги и тепловые удары. Фасад здания вскоре был заменен.
3. «Лотос Риверсайд»
«Лотос Риверсайд»| Фото: Википедия.
Оставалось несколько месяцев до момента сдачи жилого комплекса «Лотос Риверсайд» в китайском городе Шанхай. Но этому событию не суждено было случиться. 27 июня 2009 года 13-этажное здание рухнуло на бок, словно детский конструктор. Позже выяснилось, что инцидент произошел из-за некачественного фундамента. Несущие опоры были в два раза тоньше, чем требовалось, более того, они были полыми внутри. К счастью, никто не пострадал.
4. Шоссе «19 Overpass»
Шоссе «19 Overpass»| Фото: fishki.net.
В результате ошибок при проектировании и строительстве ломаются не только мосты и здания, но и дороги. Так в 2006 году в канадском городе Квебек обрушился участок шоссе длиной в пару десятков метров. Под обломками оказалось несколько машин. В результате катастрофы погибло пять человек.
5. Мост «I-35W»
Мост «I-35W»| Фото: WCCO.
В 2007 году мост «I-35W», проходящий через реку Миссисипи в американском городе Миннеаполис, обрушился. В этот момент на нем находилось порядка 50 машин, многие из которых упали в реку и загорелись. В катастрофе погибло 13 человек и более 100 получили травмы. Позже выяснилось, что конструкция моста уже давно устарела и требовала конструктивных доработок. Соединяющие элементы были выполнены из недостаточно прочного металла, который не выдержал нагрузки. Через год на месте рухнувшего моста был возведен новый.
6. Мост «Сонсу Теге»
Мост «Сонсу Теге»| Фото: LiveJournal.
Не менее печальная участь постигла южнокорейский мост «Сонсу Теге», который упал в море в 1994 году. 20-метровый участок сооружения вместе с шестью автомобилями рухнул в воду с высоты тридцати метров. По информации Novate.ru, жертвами трагедии стали школьники и рабочие, которые незадолго до этого окончили ремонт «Сонсу Теге» и ехали получать грамоты за проделанную работу. Примечательно, но именно из-за проделанных ремонтных работ мост в итоге и рухнул.
7. «Lian Yak»
«Lian Yak»| Фото: The Straits Times.
Одна из страшнейших катастроф в истории страны-города Сингапура произошла 15 марта 1986 года. В этот день обрушилось коммерческое здание «Lian Yak Building», в котором находилось несколько банков и отель. Под слоем металла и бетона было погребено больше 50 человек, 33 из которых погибли. При проектировке здания архитекторы видимо не рассчитали предельно допустимых нагрузок на фундамент. Вскоре после постройки наружные стены здания были покрыты плиткой общим весом 50 тонн. Также в банках установили два сейфа по 20 тонн каждый. Несущие стены «Lian Yak Building» банально не выдержали таких запредельных нагрузок.
8. Отель «Hyatt Regency»
Отель «Hyatt Regency»|Фото: Википедия.
Эта страшнейшая по своим масштабам техногенная катастрофа произошла в отеле «Hyatt Regency» в 1981 году в городе Канзас-сити. Две гигантские подвесные галереи в холле здания рухнули вместе с несколькими сотнями людей. Погибло 116 человек, а ранения получили больше 200. Опоры, державшие подвесные галереи, не выдержали веса стоявших на них людей и упали вниз. До теракта в 2001 году этот случай оставался самым масштабным по количеству жертв в истории США.
9. Торговый центр «Sampoong»
Торговый центр «Sampoong»| Фото: Glavtema.ru.
В 1989 году свои двери открыл крупнейший на тот момент торговый центр в Южной Кореи «Sampoong». Сейчас с трудом верится, как здание могло простоять больше пяти лет с такими ужасающими нарушениями. По большей части проектированием торгового центра занимался его владелец Ли Джун, который не имел образования архитектора.
Для того, чтобы вместить эскалаторы, Джун убрал несколько несущих балок. Он также уменьшил толщину опор, чтобы увеличить вместимость здания. Все это привело к тому, что в 1995 году торговый центр меньше чем за минуту сложился как спичечный коробок, погребя около 1500 людей, 502 из которых так и не удалось спасти. До сих пор этот случай считается крупнейшим по количеству жертв обрушением зданий по вине архитектурной ошибки.
А вы знали, что в Саудовской Аравии скоро появится небоскреб высотой 1 км?
Теория конечных элементов не является единственным методом расчета мостовых конструкций, но существуют тенденции к использованию определенных методов и типов конечных элементов. Как правило, при моделировании мостов используются конечные элементы различного типа: соединения (узлы), линейные элементы (балки, ферменные элементы, кабели), двумерные элементы (плиты, оболочки) и трехмерные (объемные) элементы. При этом первые используются чаще. Несмотря на то, что линейные модели являются наиболее частыми в употреблении, во многих случаях используются основные нелинейные параметры, например:
Связи, работающие только на сжатие, для моделирования опирания на грунт
Данный тип нелинейности обычно требует специальной конфигурации моделирования вариантов нагрузки, поскольку опрокидывающие нагрузки могут привести к отсутствию сходимости решения модели. Поэтому, если необходимо выполнить расчет, удерживающие и опрокидывающие нагрузки следует объединить.
Рис. 1. Пружины, работающие только на сжатие, в модели крайней опоры моста
Зависящие от времени свойства материалов
В бетоне зависящие от времени свойства материала используются для моделирования реологических свойств: ползучести и усадки, а также изменения модуля упругости. В высокопрочной стали предварительно напряженных мостов они используются для отражения релаксации стали.
Рис. 2. Зависящие от времени реологические свойства бетона: ползучесть и усадка (слева), и прочность на сжатие (справа)
Данный тип нелинейности не требует наличия специального сочетания нагрузок, но учитывает другие характеристики, такие как шаг по времени и возраст бетона.
При моделировании мостов важно учитывать:
-
Специальные граничные условия для осуществления связей между элементами.
-
Конфигурации сетки и параметров расчета, специально разработанных для подвижных нагрузок.
-
Явное или неявное освобождение степеней свободы для моделирования ожидаемого поведения определенных элементов конструкции, таких как раскосы, связи и прочие элементы жесткости.
Типовые ошибки при моделировании мостов
Опоры пролетного строения
Рис. 3. Различные местоположения оси балочного элемента линейно-неподвижной опоры
Опирание многих элементов конструкций мостов располагают не на уровне центра тяжести поперечного сечения элемента, а на его нижней грани. Это относится к большинству пролетных строений, и те, в свою очередь, передают нагрузки на опорные элементы моста.
Эффект от опоры в точках, отличных от центра тяжести поперечного сечения, представляет собой незначительный момент, создаваемый эксцентриситетом реакции. Балка имеет возможность поворота в опоре, но эксцентриситет фактической опоры в нижней поверхности балки производит горизонтальное усилие, которое, в свою очередь, вызывает момент в балке. Поэтому не редкость наблюдать незначительные отрицательные моменты, даже когда опирание пролетного строения соответствует простой линейно-неподвижной опоре:
Рис. 4. Диаграмма тела свободного вращения балки
Распространенная ошибка — думать, что этих незначительных отрицательных моментов быть не должно, и искать способы их устранения, тогда как это именно то, чего и следует ожидать в соответствии с приведенными выше причинами.
Рис. 5. Незначительный отрицательный момент вблизи опоры балки
Так, при проведении проверок в программном комплексе midas Civil элементы с незначительным отрицательным моментом будут проверены на отрицательный изгиб. Тем не менее, иногда в конструкции не назначается армирование для восприятия отрицательного изгибающего момента, так как не предполагалось возникновение данных моментов. Таким образом, программа сообщит инженеру, что такое армирование необходимо. Инженер может выбрать один из вариантов:
- Игнорировать данное сообщение с учетом того, что отрицательный момент незначителен, близок к нулю.
- Предусмотреть армирование для восприятия отрицательного момента, которое обычно будет воспринимать усадочные деформации и температурные напряжения в плите балки. Это обеспечит достаточную изгибную прочность, как правило, большую, чем это требуется в данном расчетном случае.
Еще одной дополнительной переменной, которая может увеличить величину отрицательного момента, является жесткость упругой опорной части, если этот элемент используется. Жесткость такой опорной части мала, если ее сравнивать с несущими элементами в модели, поэтому она увеличит отрицательный момент. Для получения дополнительной информации о том, как рассчитать жесткость упругой опорной части обращайтесь в портал Технической Поддержки.
Отсутствие сходимости решения при использовании нелинейных граничных условий, например, связи работающие только на сжатие
Этот пример был рассмотрен в первой главе. Если удерживающие и опрокидывающие нагрузки не скомбинированы, то midas Civil, вероятно, укажет на отсутствие сходимости:
Рис. 6. Предупреждающее сообщение, которое указывает на отсутствие сходимости в программе midas Civil
В таких случаях инженеру следует помнить, что в программах обычно решают уравнения равновесия не для сочетаний нагрузок, а для вариантов нагрузки (как в программе midas Civil). Таким образом, равновесие может быть достигнуто только в том случае, если в каждом варианте нагрузки рассматриваются удерживающие и опрокидывающие нагрузки одновременно. Другими словами, сочетание нагрузок должно быть задано в виде варианта нагрузок. Если равновесия и в таком случае не удается достигнуть, это, по всей видимости, означает, что конструкция в действительности имеет проблемы со стабильностью.
Рис. 7. Сочетания нагрузок, преобразованные в варианты нагрузок для нелинейного расчета в программе midas Civil
Отсутствие сходимости при использовании конечных элементов с освобождением степеней свободы
Всегда сложно использовать, явно или неявно, элементы с освобожденными степенями свободы. Это делается явно в случаях, когда, например, балочный элемент не обладает вращательной жесткостью на концах. Неявно, когда вместо выполнения вышеуказанного используется ферменный элемент, работающий только на растяжение или сжатие, или кабельный элемент — только на растяжение.
Во многих случаях расчет подобных моделей не сходится, поскольку многие степени свободы были освобождены, и таким образом модель оказывается нестабильной. В таком случае достаточно сделать простой расчет траекторий нагрузки и убедиться, что для любого из конечных элементов или модели в целом конструкция является стабильной.
Рис. 8. Два разных линейных элемента: балочный (слева) и тросовый (справа)
Отсутствие сходимости при расчете мостов с учетом стадий возведения
Если модель учитывает переменный модуль упругости бетона, зависящий от времени, то все части конструкции должны активироваться при модуле упругости, значение которого превышает нуль. В противном случае это приведет к нулевой жесткости и, следовательно, проблемам сходимости решений. Такое поведение можно обнаружить, наблюдая деформации конструкции на каждом этапе возведения или пытаясь с целью оценки активировать и деактивировать переменные свойства. В таком случае проблема может быть решена путем активации элемента, при возрасте бетона больше нуля.
Рис. 9. Чрезмерные деформации ригеля при задании нулевого модуля упругости в стадийном возведении
В большинстве случаев инженер определяет размеры шага по времени на стадии возведения в соответствии с основными этапами возведения, например, бетонирование и монтаж балок, бетонирование и монтаж плит и т. д. Тем не менее, при использовании материалов, зависящих от времени, всегда важно обеспечить адекватные размеры шага по времени. На приведенном ниже графике выделенную часть кривой можно принять неправильно при недолжном размере шага по времени, как указано:
Рис. 10. Недостаточный шаг по времени для расчета зависящих от времени материалов.
В программе midas Civil это, как правило, не является проблемой, так как существуют внутренние правила для учета меньших шагов по времени при использовании материалов, зависящих от времени.
Если трудности сходимости в модели, использующей стадии возведения, не обусловлены свойствами бетона, необходимо убедиться, что граничные условия активируются в нужное время.
Для проверки достаточно быстрой визуализации всех стадий при включении активируемых опор. Обнаружить, что конструкции необходимо дополнительное граничное условие, достаточно просто. В этом также помогает отслеживание сообщений об ошибках при расчете для определения точной стадии возведения, на которой возникает проблема. Такая функция предусмотрена в midas Civil.
Части конструкции не соединены в деформированной схеме, но не в базовом виде
Если модель показывает, что конструкция не соединена только в том случае, когда наблюдаются результаты деформаций, это, скорее всего, означает, что соответствующие конечные элементы на самом деле не соединены между собой.
Во многих случаях, когда были импортированы DXF-файлы с базовой геометрией конструкции, есть вероятность того, что конструкция не будет являться соединенной: из-за чертежной ошибки появляются два близких, но не зависимых друг от друга узла. Эту ошибку трудно обнаружить в недеформированном виде конструкции из-за близости таких узлов. В таком случае будет достаточно объединить узлы при помощи таких инструментов, как «Объединение дублирующих узлов».
Эта же ошибка может возникнуть в том случае, когда сетка конструкции была выполнена вручную, и ею игнорируется разделение существующих элементов в местоположении новых узлов. В этом случае просто используйте такие инструменты, как «Сжать». Благодаря сжатию геометрии конечных элементов вы можете наблюдать, какие узлы связаны, а какие нет. Если программа не выполняет сжатие элементов в определенном узле, то, вероятно, следует выполнить пересечение конечного элемента в этом положении.
Рис. 11. Использование функции «Сжатие» для коррекции несоединенных элементов.
Рекомендации
В дополнение к приведенным выше рекомендациям по исправлению часто возникающих ошибок, вы также можете следовать некоторым общим рекомендациям, чтобы избежать ошибок или быстро их исправить:
- Начните с простых моделей и постепенно увеличивайте сложность по мере необходимости.
- Модели следует проверять на каждом шаге разработки, при добавлении любых новых данных. Не стоит проверять лишь итоговую модель, так как источников ошибок может стать больше.
- Следуйте примеру моделирования, которые разбираются на вебинарах midas Civil. При этом всегда руководствуйтесь инженерной компетенцией, чтобы гарантировать целесообразность применения тех или иных решений.
Люди строят мосты уже несколько тысяч лет. Многие из них служат столетиями, но иногда мосты рушатся. Это происходит даже с новыми мостами из самых современных материалов
14 августа 2018 года обрушился автомобильный мост в Генуе, жертвами катастрофы стали 43 человека. «Вокруг света» решил вспомнить и перечислить основные возможные причины обрушения мостов и заметные примеры таких обрушений из прошлого.
Человечество стало строить мосты более трех тысяч лет назад, что позволяет мосту претендовать на почетное звание самого древнего инженерного сооружения. Более того, многие мосты, построенные тысячи лет назад — особенно римлянами, которые достигли удивительных высот в области мостостроения, — до сих пор стоят и даже выполняют свои функции.
Обрушившийся в Генуе мост Моранди. Октябрь 2018 года
Но, как и любое инженерное сооружение, мост может разрушиться, что нередко случалось за последние три тысячи лет. И хорошо еще, если прямо в процессе строительства. Хуже, если это происходит по окончании работ.
Почему же разрушаются мосты? Часто причин может быть несколько одновременно, и они, удачно дополняя друг друга, приводят к катастрофе. Например, инженер неправильно провел расчеты, строители сэкономили на материалах или нарушили технологии строительства, затем мост неправильно эксплуатировался и, в конце концов, при прохождении слишком тяжело нагруженного поезда или большого числа машин или людей в плохую погоду обрушился. Тем не менее в большинстве случаев одна из причин выступает в качестве основной.
Ошибки конструкции и эксплуатации и чрезмерный износ
Пожалуй, ошибки в конструкции можно назвать первейшей причиной разрушения всех инженерных сооружений — будь то колокольни, крепостные стены или мосты. Причем проблема может проявиться сразу, а может при определенных условиях по окончании строительства. Именно это случилось, к примеру, с железнодорожным мостом через Ферт-оф-Тей (эстуарий реки Тей) в Шотландии в 1879 году. Инженер Томас Бауч, автор проекта, посвященный за него в рыцари, не учел при создании проекта ветровую нагрузку и запланировал опоры, поддерживавшие фермы моста, слишком тонкими. К этому прибавилось низкое качество материалов и работ. В результате в сильнейший шторм (10 из 12 баллов по шкале Бофорта) вечером 28 декабря 1879 года (через два года после окончания строительства) поезд с 75 людьми въехал на мост и вскоре оказался в воде: пролеты самого длинного на тот момент моста в мире (около 3000 метров) рухнули в реку вместе с вагонами и паровозом.
Так мост выглядел спустя несколько недель после обрушения. Сегодня его конструкции разобраны, однако остатки опор еще видны
А вот пользователям подвесного автомобильного моста через пролив Такома-Нэрроуз между городом Такома в штате Вашингтон (США) и полуостровом Китсуп повезло больше. О проблемах с этим длинным и довольно изящным сооружением стало известно еще на этапе строительства: рабочие, возводившие мост, заметили, что, когда в проливе поднимался боковой ветер, дорожное полотно начинало вибрировать и выгибаться. За это они даже прозвали мост «скачущей Герти» (Gallping Gertie) . Это, впрочем, не помешало довести строительство до конца и торжественно открыть мост 1 июля 1940 года. Более того, хотя колебания дорожного полотна при ветре и были заметны невооруженным глазом и сразу стали вызывать опасения инженеров, инспекторов надзорных органов и водителей, мост считался вполне безопасным. Одновременно с его эксплуатацией разрабатывались варианты решения проблемы. А в чем же была проблема? В том, что при строительстве были использованы передовые на тот момент сплошные балки из углеродистой стали, поверх которых было постелено дорожное полотно. Если бы использовались более привычные сквозные балки, ветер обдувавший мост, проходил бы через них, а сплошные балки отклоняли потоки воздуха выше и ниже и таким образом приводили дорожное полотно в движение. Проекты по исправлению недостатка даже не успели до конца продумать: 7 ноября того же, 1940 года ветер в проливе поднялся до сильных, но не катастрофических 18 м/с (около 64 км/ч; 8 баллов по шкале Бофорта), и мост в конце концов не выдержал: тросы лопнули и дорожное полотно вместе с автомобилем чудом спасшегося водителя упали в пролив; погибла одна собака, случайно выбежавшая на мост. А мы получили уникальные кадры — их снял местный житель, оказавшийся в тот день у моста с камерой.
Резонанс
Одна из самых известных причин разрушения мостов, хотя и не самая распространенная, — это резонанс, то есть явление резкого нарастания амплитуды колебаний системы (в нашем случае — конструкции моста) при периодическом внешнем воздействии. В школе это явление даже объясняют на уроках физики, приводя в пример историю о том, как отряд солдат, шагая в ногу, может вызвать обрушение моста. По сути, тут сходятся две причины: ошибки в конструкции и неправильная эксплуатация; порою может подключаться и плохая погода. Именно это случилось с упомянутым выше мостом через Такома-Нэрроуз.
К сожалению, не все катастрофы такого рода обходятся без человеческих жертв. Рекордным по количеству погибших стало разрушение из-за резонанса подвесного моста через реку Мен в городе Анжер в центральной части Франции 16 апреля 1850 года, когда погибло более 200 солдат, шедших по мосту в грозу и при сильном ветре. А одним из первых зафиксированных случаев такого рода стало обрушение Броутонского моста в Англии недалеко от Манчестера 19 годами ранее. Тогда никто не погиб, хотя два десятка из 74 солдат пострадали при падении в воду, а в армии появилась команда break step («идти не в ногу»), применявшаяся при пересечении мостов, особенно подвесных, в большей степени подверженных резонансу. Солдаты в Анжере, кстати, выполняли такую команду, но это не уберегло от беды.
Превышение допустимой нагрузки
Строго говоря, превышение допустимой нагрузки — тоже нарушение правил эксплуатации, хотя, как правило, оно является следствием не небрежения такими правилами и побуждениями здравого смысла, как несвоевременный ремонт или проведение ремонтных работ с нарушением регламента (погубившими в 2011 году 710-метровый мост через реку Махакам в индонезийской части острова Борнео), а стечением обстоятельств. Именно так можно расценивать, например, то, что произошло в 17:00 по местному времени в пятницу 15 декабря 1967 года с Серебряным мостом (Silver Bridge) через реку Огайо, соединявшим штаты Огайо и Западная Виргиния. Мост, построенный в 1928 году, являлся частью шоссе U. S. Route 35 и пользовался большой популярностью, выражавшейся в том, что через него регулярно проходил плотный транспортный поток. В предпраздничные недели трафик возрастал даже больше обычного, а трагедия и вовсе произошла вечером в пятницу за десять дней до Рождества. Мост рухнул из-за разрушения одной из стержневых подвесок, которыми дорожное полотно крепилось к тросам, а за нею стали рушиться и остальные конструкции моста — все разрушение заняло около минуты. В результате погибли 46 человек.
Самый точный список погибших при крушении моста в Диксоне, штат Иллинойс, насчитывает 46 имен, причем женских среди них 37, то есть 80%. Больше того, 19 погибших были моложе 21 года. Причина такой диспропорции в том, что женщин и детей пропустили вперед, чтобы им было лучше видно церемонию крещения в водах реки — как раз на ту боковую пешеходную дорожку, где была сконцентрирована наибольшая масса. Тяжелые платья, посыпавшиеся сверху люди и конструкции злополучного моста довершили дело
Другой пример тоже из Америки — из города Диксон, штат Иллинойс. Начало мая 1874 года было теплым и солнечным, поэтому пастор местной баптисткой церкви решил провести в первое же воскресенье месяца, 4-го числа, церемонию крещения в водах реки Рок шестерых новых членов общины. Удобное место было вблизи моста, а такие церемонии обычно привлекали внимание горожан (альтернативных развлечений в провинциальном городе с населением чуть больше 4000 человек в 1874 году было немного). Мост же был построен пятью годами ранее и имел пользовавшуюся популярностью новую для тех лет решетчатую конструкцию, позволявшую собирать переправы большой длины из коротких металлических деталей и, следовательно, тратить меньше денег и возводить мосты в труднодоступных районах.
Утром в воскресенье на мосту собралось от 150 до 200 человек, все одетые по-воскресному, причем больше всего людей было сконцентрировано с одного края моста и в границах одного пролета. Пастор взял театральную паузу перед погружением в воды реки крещаемого. Вдруг в наступившей тишине послышался громкий скрип, и пролет моста стал валиться вместе с собравшимися на нем людьми (мужчины, женщины в тяжелых платьях с кринолинами и нижними юбками, дети, в том числе маленькие), которые полетели в воду с высоты более пяти метров. Погибло около 50 человек. Официально причиной случившегося назвали конструкцию моста, однако трагедия не произошла бы, если бы он не оказался перегружен, притом неравномерно.
Военные действия и терроризм
Во всех выше описанных случаях мосты разрушались из-за непреднамеренных действий людей. Но так бывает не всегда, нередко люди разрушают построенные другими людьми переправы. Чаще всего в истории человечества так происходило во время войн, и наибольшее количество мостов было разрушено в XX веке во время Второй мировой войны авиаударами или артобстрелами — либо для того чтобы остановить продвижение войск, либо чтобы нарушить экономическую деятельность противника. Так, мост Гогенцоллернов, построенный в 1907–1911 годах в центре Кельна, позволял пересекать Рейн автомобильному и железнодорожному транспорту и пешеходам и потому считался важнейшим элементом инфраструктуры Третьего рейха — во время войны это был самый загруженный железнодорожный мост в Германии. Неудивительно, что уже с 1942 года союзники старались уничтожить его авианалетами. Впрочем, полностью вывести его из строя с воздуха им так и не удалось — мост рухнул в воды Рейна только 6 марта 1945-го, когда его подорвали американские саперы.
Разрушенный за два месяца до окончания войны мост Гогенцоллернов (на фото в центре) начали восстанавливать вскоре после окончании боевых действий в Германии. И в 1948 году уже запустили железнодорожное движение по нему. Автомобильную линию пустили по другому маршруту, а слева и справа от путей сейчас устроены пешеходно-велосипедные дорожки, с которых открывается великолепный вид на город в целом и на Кельнский собор в частности
Однако и после окончания Второй мировой мосты продолжали гибнуть от бомбардировок с воздуха и подрывов — эта судьба постигла, например, весьма красивый вантовый автомобильный мост Свободы в сербском городе Нови-Сад в 1999 году во время натовской военной операции против Югославии (мост, впрочем, восстановили в 2005-м).
Обрушения мостов в литературе
Мост нередко становился героем литературных произведений, причем в некоторых из них описывались как раз разрушения переправы. Так, шотландский поэт второй половины XIX века Уильям Макгонаголл написал поэму «Крушение моста через реку Тей», о котором мы говорили выше. Поэма знаменита тем, что считается одним из худших стихотворений в истории британской литературы. У писателя Арчибальда Кронина в романе «Замок Броуди» это событие описано хотя и в прозе, но куда лучше.
Впрочем, писателям совсем не обязательно описывать реально произошедшие вещи. Например, главный герой одного из лучших и наиболее популярных романов Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» (восьмое место в списке ста лучших романов XX века, по версии французского издания Le Monde) Роберт Джордан прибивается к отряду испанских партизан как раз для того, чтобы подорвать стратегически важный мост (спойлер: подрывает и погибает), притом автор утверждал, что все события в романе вымышленные.
Однако самое большое внимание обрушению моста, пожалуй, уделено в романе американского писателя Торнтона Уайлдера «Мост короля Людовика Святого», написанном в 1927 году. В центре повествования обрушение построенного инками столетнего подвесного моста в Перу на дороге между Лимой и Куско в 1714 году как раз в тот момент, когда по нему проходили пять незнакомых друг с другом человек; все они погибли. Выяснением, почему именно эти люди оказались на мосту именно в тот неудачный момент, и занимается свидетель несчастья монах-францисканец Юнипер, от имени которого ведется повествование.
Инки сооружали подвесные мосты из прочных лиан и дерева над реками и ущельями. Несмотря на ненадежный (с современной точки зрения) внешний вид, такие мосты выдерживали прохождение не только людей, но и навьюченных лам, и при должном уходе и своевременном ремонте служили столетиями
Стихийное бедствие
В эту категорию причин попадают и наводнения и внезапные резкие подъемы воды, попросту смывающие мост или разрушающие его опоры и почву под ними, и землетрясения, а также оползни. Именно последние стали причиной обрушения моста через каньон Пфайффер (глубина 98 метров) на Шоссе 1 в Калифорнии в марте 2017 года. В течение месяца в районе моста выпало более 1500 мм осадков, которые вызвали смещение толстого слоя почвы на склоне каньона вместе с опорой моста, врытой в этот склон. К счастью, на мосту в тот момент никого не было.
Мост через реку Кинзу высотой 92 метра частично разрушился после встречи с торнадо в 2003-м. До обрушения его длина составляла 625 метров, он был 4-м по высоте мостом в США. В 1977 году сооружение внесли в Национальный реестр исторических мест США, а в 1982-м — в Список исторических гражданских инженерных достопримечательностей США
Еще один, впрочем довольно экзотический, вариант развития событий — торнадо. Именно он уничтожил знаменитый железнодорожный мост через реку Кинзу в штате Пенсильвания (США) — памятник инженерной мысли, построенный в 1883 году и прослуживший до 1963-го, а потом ставший главной достопримечательностью парка Kinzua Bridge State Park. А 21 июля 2003 года на парк налетел торнадо, ударил в мост и повалил 11 из 20 его опор — 120-летние конструкции не выдержали ветра скоростью выше 150 км/ч.
Столкновение
Отличный способ обрушить мост — врезаться в него, причем для наибольшего успеха этого предприятия стоит метить в опору. Хотя можно при желании попытаться снести и пролет, например устремившись под мост на транспортном средстве большей высоты, чем сам пролет. Надо сказать, что в большинстве случаев мост побеждает (см. так называемый «Мост дураков» в Санкт-Петербурге), однако не всегда, как случилось с мостом Альмё, соединявшим шведский остров Чёрн с материком. Это красивое арочное сооружение (на момент постройки самый длинный в мире мост такого типа) было перекинуто через оживленный водный путь и простояло 20 лет без приключений, пока темной туманной ночью с 17 на 18 января 1980 года не встретилось с балкером MS Star Clipper. Тот, следуя в тяжелых навигационных условиях, прошел не по центру арочного пролета, задел арку и снес ее. Дорожное полотно и конструкции моста упали на мостик судна и разрушили его. Примечательно, что при этом на судне никто не пострадал. Но совсем без жертв, к сожалению, не обошлось: в тумане несколько автомобилей на полном ходу выехали на мост со стороны Чёрна и, не заметив, что моста-то и нет, рухнули с него в ледяные воды пролива — погибли восемь человек. Жертв могло бы быть больше, если бы следовавший со стороны континента водитель грузовика не заметил, что заграждения внезапно исчезли, и не успел затормозить в метре от обрыва, заблокировав дорогу.
При столкновении баржи с мостом на шоссе I-40 в 2002 году в США непосредственно от удара никто не пострадал, но восемь легковых и три грузовых автомобиля успели упасть в воду — погибли 14 человек, 11 получили ранения
И все же более надежный способ снести мост — это врезаться в опору и желательно на полном ходу, как это сделала груженая баржа Robert Y. Love в водохранилище имени Керра на реке Арканзас в штате Оклахома, США. Ее рулевой упал в обморок за штурвалом, и неуправляемое судно врезалось в одну из опор автомобильного моста и снесло ее, вызвав обрушение 177-метровой секции пролета. Как и в случае с мостом Альмё, жертвами крушения стали водители автомобилей, не успевшие затормозить на краю (дело происходило майским утром).
Фото: Lee Foster / Alamy (в анонсе), Andrea Izzotti / Alamy, Wikimedia Commons, Stephen Lux / Getty Images, Posnov / Getty Images
Архитектура — крайне сложная наука, требующая точных расчетов и глубоких знаний. К сожалению, случалось, когда просчеты архитекторов и инженеров приводили к тяжелым последствиям.
1. «Такомский мост»
«Такомский мост»| Фото: Кинохроники.
В свое время громким событием стало обрушение «Такомского моста», проходящего через пролив Такома-Нэрроуз в штате Вашингтон. Мост был официально открыт в июле 1940 года и считался одним из самых больших в свое время. Еще на этапе проектирования строители прозвали мост «Галопирующей Герти» из-за того, что тот раскачивался во время ветра.
7 ноября этого же года под воздействием сильного ветра (65 км/ч) мост не выдержал и рухнул в реку. Процесс падения успели запечатлеть на камеру. К счастью, в это время на мосту находился только один автомобиль, водитель которого успел выбраться и спастись.
2. Концертный зал имени Уолта Диснея
Концертный зал имени Уолта Диснея| Фото: izi.TRAVEL.
Одной из главных достопримечательностей Лос-Анджелеса принято считать концертный зал имени Уолта Диснея. По первоначальному проекту фасад здания был обшит металлическими панелями. Зал выглядел эффектно, вот только в солнечную погоду стальная поверхность выступала в качестве параболического отражателя, концентрируя солнечные лучи и отражая их на соседние дома. В итоге квартиры близлежащих зданий превращались в настоящую сауну. Порой температура в них повышалась до 50°С и многие люди получили солнечные ожоги и тепловые удары. Фасад здания вскоре был заменен.
3. «Лотос Риверсайд»
«Лотос Риверсайд»| Фото: Википедия.
Оставалось несколько месяцев до момента сдачи жилого комплекса «Лотос Риверсайд» в китайском городе Шанхай. Но этому событию не суждено было случиться. 27 июня 2009 года 13-этажное здание рухнуло на бок, словно детский конструктор. Позже выяснилось, что инцидент произошел из-за некачественного фундамента. Несущие опоры были в два раза тоньше, чем требовалось, более того, они были полыми внутри. К счастью, никто не пострадал.
4. Шоссе «19 Overpass»
Шоссе «19 Overpass»| Фото: fishki.net.
В результате ошибок при проектировании и строительстве ломаются не только мосты и здания, но и дороги. Так в 2006 году в канадском городе Квебек обрушился участок шоссе длиной в пару десятков метров. Под обломками оказалось несколько машин. В результате катастрофы погибло пять человек.
5. Мост «I-35W»
Мост «I-35W»| Фото: WCCO.
В 2007 году мост «I-35W», проходящий через реку Миссисипи в американском городе Миннеаполис, обрушился. В этот момент на нем находилось порядка 50 машин, многие из которых упали в реку и загорелись. В катастрофе погибло 13 человек и более 100 получили травмы. Позже выяснилось, что конструкция моста уже давно устарела и требовала конструктивных доработок. Соединяющие элементы были выполнены из недостаточно прочного металла, который не выдержал нагрузки. Через год на месте рухнувшего моста был возведен новый.
6. Мост «Сонсу Теге»
Мост «Сонсу Теге»| Фото: LiveJournal.
Не менее печальная участь постигла южнокорейский мост «Сонсу Теге», который упал в море в 1994 году. 20-метровый участок сооружения вместе с шестью автомобилями рухнул в воду с высоты тридцати метров. По информации Novate.ru, жертвами трагедии стали школьники и рабочие, которые незадолго до этого окончили ремонт «Сонсу Теге» и ехали получать грамоты за проделанную работу. Примечательно, но именно из-за проделанных ремонтных работ мост в итоге и рухнул.
7. «Lian Yak»
«Lian Yak»| Фото: The Straits Times.
Одна из страшнейших катастроф в истории страны-города Сингапура произошла 15 марта 1986 года. В этот день обрушилось коммерческое здание «Lian Yak Building», в котором находилось несколько банков и отель. Под слоем металла и бетона было погребено больше 50 человек, 33 из которых погибли. При проектировке здания архитекторы видимо не рассчитали предельно допустимых нагрузок на фундамент. Вскоре после постройки наружные стены здания были покрыты плиткой общим весом 50 тонн. Также в банках установили два сейфа по 20 тонн каждый. Несущие стены «Lian Yak Building» банально не выдержали таких запредельных нагрузок.
8. Отель «Hyatt Regency»
Отель «Hyatt Regency»|Фото: Википедия.
Эта страшнейшая по своим масштабам техногенная катастрофа произошла в отеле «Hyatt Regency» в 1981 году в городе Канзас-сити. Две гигантские подвесные галереи в холле здания рухнули вместе с несколькими сотнями людей. Погибло 116 человек, а ранения получили больше 200. Опоры, державшие подвесные галереи, не выдержали веса стоявших на них людей и упали вниз. До теракта в 2001 году этот случай оставался самым масштабным по количеству жертв в истории США.
9. Торговый центр «Sampoong»
Торговый центр «Sampoong»| Фото: Glavtema.ru.
В 1989 году свои двери открыл крупнейший на тот момент торговый центр в Южной Кореи «Sampoong». Сейчас с трудом верится, как здание могло простоять больше пяти лет с такими ужасающими нарушениями. По большей части проектированием торгового центра занимался его владелец Ли Джун, который не имел образования архитектора.
Для того, чтобы вместить эскалаторы, Джун убрал несколько несущих балок. Он также уменьшил толщину опор, чтобы увеличить вместимость здания. Все это привело к тому, что в 1995 году торговый центр меньше чем за минуту сложился как спичечный коробок, погребя около 1500 людей, 502 из которых так и не удалось спасти. До сих пор этот случай считается крупнейшим по количеству жертв обрушением зданий по вине архитектурной ошибки.
А вы знали, что в Саудовской Аравии скоро появится небоскреб высотой 1 км?
-
-
August 8 2012, 13:17
- Архитектура
- Общество
- Cancel
Ошибки при возведении мостов
Оригинал взят у streetestate в Ошибки при возведении мостов
Акустика, освещение и еще более двадцати направлений — архитекторы, без сомнения, нуждаются в поддержке инженеров. Ведь, по сути, архитектор, проектируя сооружения, воздвигает себе рукотворный памятник и хочет, чтобы тот простоял годы.
И для этого учитывать приходится не только свои интересы. В дело вступают законы физики и экономики. И те, и другие, уверен Петр Тарчиньский, основаны на здравом смысле и практичности. Третьей составляющей выступает ответственность профессионала перед обществом. Важную роль здесь играет объяснение технический принципов заказчику.
За 14 лет работы в Buro Happold Тарчиньский убедился: работе над ошибками есть место всегда, даже в очень крупных и затратных проектах. «Думайте над возможными альтернативами, ищите варианты, и только тогда решайте», — советует инженер.
Петр Тарчиньский не советует гнаться за архитектурной модой. Лучше обращать больше внимания на прочность и функциональность объекта, считает он. Только из таких сооружений получаются признанные шедевры. Впоследствии именно они становятся классикой.
В качестве ярких примеров для иллюстрации своего выступления старший технический консультант выбрал пешеходные мосты — как он сам добавил, для того, чтобы посмотреть, куда шагают современные архитекторы, проектировщики и дизайнеры. Тарчиньский оценил сооружения с точки зрения соблюдения инженерных тонкостей и экономической эффективности.
Кембридж
Деревянный мост (неофициальное название — Математический) в английском городке Кембридже был спроектирован Уильямом Этриджем еще в середине XVIII века. С инженерной точки зрения, сооружение сочетает в себе логику и красоту. Это отличный пример грамотного и эффективного использования материалов. Состоящий из деревянных балок и болтов, этот пешеходный мост соединяет старую и новую части Куинс колледжа в Кембридже.
Париж
Мост искусств в Париже, построенный между 1801 и 1804 годами, обладает отличными техническими и эстетическими характеристиками. Кроме того, он мультифункционален: эта легкая конструкция соединяет Институт Франции и двор Луврского дворца, имеет декоративную функцию благодаря семи арочным пролетам, а также является одним из символов французской столицы.
Венеция
Архитектор Сантьяго Калатрава «наградил» Венецию проектом моста Конституции через Гранд-канал в 1996 году. Через десятилетие строительство все еще не было завершено, несмотря на многочисленные изменения в структуре. Из-за неустойчивости конструкции и ее огромного веса возникла необходимость дополнительно укрепить опоры. В итоге на проекте сменились около десяти консультантов, а бюджет вырос в три раза по сравнению с запланированным.
Венеция-2
Открытие состоялось без торжеств в 2008 году. По мнению жителей Венеции, сооружение в стиле модернизма плохо вписалось в архитектурный ансамбль города. Мост Конституции сразу раскритиковали и за его непрактичный дизайн. Множество ступенек и крутой подъем усложняют движение пожилым. А по причине отсутствия пандусов им не могут пользоваться люди, передвигающиеся в инвалидных креслах.
Гейтсхед
По оценке Тарчиньского, мост Миллениум в Гейтсхеде (Северная Англия) — один из лучших пешеходных мостов за последние 25 лет. Это уникальная, глубоко продуманная конструкция. Ее основа из двух стальных арок может наклоняться, когда необходимо пропустить высокое судно. Авторы проекта — архитекторы Уилкинсон и Эйр — добились того, что, поворачиваясь вокруг общей оси, обе арки возвышаются над поверхностью воды на 25 метров. Этот первый в мире наклоняемый мост за свою маневренность получил прозвище «Подмигивающий глаз». Итоговые затраты на 20 процентов превысили первоначальный бюджет строительства, однако оказались вполне оправданными.
Португалия
Урбанистический дизайн моста в португальском городе Ribeira da Carpinteira продиктован ландшафтом. Ему подчиняется не только это сооружение, но и весь город. Местность на трех холмах разделена двумя глубокими долинами. Это определяет весь образ жизни людей, а заодно и архитектуру моста.
Португалия-2
Форма 220-метрового сооружения скрашивает путь пешеходам. Кроме ландшафта прогуливающиеся по мосту видят и изгибы самого моста. Его пропорции определяются инженером Тарчиньским как «превосходные». Высокие парапеты создают ощущение безопасности. Все это сочетание формы, практичности и технического совершенства имеет довольно простое воплощение.
Сандерленд
В случае с мостом River Wear архитекторам, участвовавшим в конкурсе проектов, заказали «иконическое» сооружение, мост-символ. В 2005 году конкурс выиграл Stephen Spence. Власти города Сандерленд на Севере Англии дали разрешение на строительство. Завершить его обещают к 2014 году. Потраченные на реализацию средства уже превысили запланированные в три раза и составили 133 миллиона фунтов.
Витая конструкция состоит из двух ассиметричных 180-метровых башен-«рогов» и изгибающейся «основы». В итоге город получит даже больше того, что хотел: скорее скульптуру, чем пешеходный мост. Этот пример иллюстрирует степень экстрима, до которой можно дойти, не имея четкого представления о желаемом результате.
Краков
Воплощение законов физики — вот каким, по заявлению архитектурного бюро Studio Bednarski, задумывался этот мост в Кракове. Проект Ludwinow bridge обернулся для студии, по мнению Петра Тарчиньского, полной катастрофой. К расчетам едва ли привлекали инженеров; большинство идей не выполнимы на практике и к тому же попросту опасны. Вместо реализованного проекта город получил скандал и критику от инженеров.
Источник: http://www.radidomapro.ru/
21:20 14.01.2004
(обновлено: 21:21 05.06.2008)
https://ria.ru/20040114/507527.html
«Рейнский мост» построен с ошибкой
«Рейнский мост» построен с ошибкой — РИА Новости, 05.06.2008
«Рейнский мост» построен с ошибкой
В момент завершения строительства нового моста между ФРГ и Швейцарией выявилась досадная ошибка инженеров. Как сообщило агентство ДПА, только что выяснилось, что вновь возведенный между германской и швейцарской частью пограничного города Лауфенбург «Рейнский мост» построен с ошибкой по разнице высот в 54 см. Дело в том, что немецкие и швейцарские инженеры по-разному рассчитывали проект этого моста. Немцы брали за нулевую отметку уровень Северного моря, а их соседи — швейцарцы — уровень Средиземного моря. В результате, на немецкой стороне нового моста через Рейн шоссейное полотно оказалось подведенным к нему на полметра выше, чем надо. Расходы на дополнительные дорожно-строительные работы придется нести теперь страховой компании, застраховавшей исполнение данного…
2004-01-14T21:20
2004-01-14T21:20
2008-06-05T21:21
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/507527.jpg?1212686461
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2004
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
экономика, общество, в мире
Экономика, Общество, В мире
«Рейнский мост» построен с ошибкой
В момент завершения строительства нового моста между ФРГ и Швейцарией выявилась досадная ошибка инженеров. Как сообщило агентство ДПА, только что выяснилось, что вновь возведенный между германской и швейцарской частью пограничного города Лауфенбург «Рейнский мост» построен с ошибкой по разнице высот в 54 см. Дело в том, что немецкие и швейцарские инженеры по-разному рассчитывали проект этого моста. Немцы брали за нулевую отметку уровень Северного моря, а их соседи — швейцарцы — уровень Средиземного моря. В результате, на немецкой стороне нового моста через Рейн шоссейное полотно оказалось подведенным к нему на полметра выше, чем надо. Расходы на дополнительные дорожно-строительные работы придется нести теперь страховой компании, застраховавшей исполнение данного…
БЕРЛИН, 14 января. /Корр. РИА «Новости» Александр Полоцкий/.
В момент завершения строительства нового моста между ФРГ и Швейцарией
выявилась досадная ошибка инженеров.
Как сообщило агентство ДПА, только что выяснилось, что вновь возведенный между германской и швейцарской частью пограничного города Лауфенбург «Рейнский мост» построен с ошибкой по разнице высот в 54 см.
Дело в том, что немецкие и швейцарские инженеры по-разному рассчитывали проект этого моста. Немцы брали за нулевую отметку уровень Северного моря, а их соседи — швейцарцы — уровень Средиземного моря.
В результате, на немецкой стороне нового моста через Рейн шоссейное полотно оказалось подведенным к нему на полметра выше, чем надо.
Расходы на дополнительные дорожно-строительные работы
придется нести теперь страховой компании, застраховавшей исполнение данного
проекта.
Самый протяженный в России 19-километровый Крымский мост был построен в крайне сжатые сроки. Решение о строительстве было принято в 2014 году, а в 2018-м по мосту уже поехали автомобили. 4 года — это рекорд для такого сооружения. Работы не заканчивались днем и ночью и шли в любую погоду.
Обычно мосты строят через реки, а здесь он стоит в море. Это серьезно поменяло технические требования. Нужно было учесть и более агрессивную соленую воду, и постоянное волнение на море, и течение, размывающее дно. В Керченском проливе оно состоит из неплотных грунтов и не подходит для размещения опор.
Замдиректора по проектированию АО «Институт Гипростроймост» Антон Кулешов рассказал о сложных инженерных решениях при проектировке объекта, а также о том, какие задачи были решены в ходе строительства.
«Есть несколько моментов, на которых можно остановиться. Это фундамент этого моста. Длина свай достигала 200 метров. Дно Керченского пролива сложено такими грунтами, тяжелыми с точки зрения проектирования, что порядка 60 метров — это глина текучая и водонасыщенные пески», — рассказал собеседник «Звезды» в программе «Открытый эфир».
Кроме того, район строительства — это сейсмоопасная зона. По словам Кулешова, довольно прочные грунты, когда возникает сейсмика, разжижаются. И опора в этом случае стоять не будет. Кроме того, Керченский пролив характерен тем, что с октября по апрель там наблюдаются постоянные штормы и ветра.
«Мост строили круглосуточно, но все операции были слаженными и были подстроены под тот климат. Какие-то этапы монтажа заблаговременно переносились с неблагоприятных погодных условий. Права на ошибку у нас не было», — добавил Кулешов.
Он отметил, что сложность возникала и из-за опасности обледенения. Азовское море замерзает, и во время весеннего таяния этот лед уходит в Черное море.
«Начинается движение. Там и ледовые поля, и большие льдины. Все эти явления были нами детально изучены, смоделированы в определенном масштабе. И, соответственно, мост этот рассчитан на любые погодные воздействия, в том числе и на тот морской климат. То есть это и специальные меры по защите от коррозии, специальные меры по противодействию сейсмике», — подытожил эксперт.
19-километровую автомобильную часть моста строили 27 месяцев. Движение по ней было запущено 15 мая прошлого года. Железнодорожную часть строили на 20 месяцев дольше. Сегодня движение по ней открыл президент России Владимир Путин. А 25 декабря по мосту через Керченский пролив проедет первый пассажирский поезд.
Дорогие ошибки в строительстве мостов
В погоне за современными тенденциями в архитектурной моде, многие проектировщики мостов, создавая свои творения, зачастую не ведут сотрудничества с инженерами. Отсюда проистекает немало грубейших ошибок в проектах мостов. Безусловно, фантастический внешний вид и потрясающий воображение дизайн – весьма важны в конструкции моста, однако куда важнее – практическая функциональность и безопасность данных сооружений. Об этом часто забывают архитекторы, не учитывая главное предназначение мостовых конструкций – соединять пути для человека.
Архитектор Сантьяго Калатрава «наградил» Венецию проектом моста Конституции через Гранд-канал в 1996 году. Через десятилетие строительство все еще не было завершено, несмотря на многочисленные изменения в структуре. Из-за неустойчивости конструкции и ее огромного веса возникла необходимость дополнительно укрепить опоры. В итоге на проекте сменились около десяти консультантов, а бюджет вырос в три раза по сравнению с запланированным.
Открытие состоялось без торжеств в 2008 году. По мнению жителей Венеции, сооружение в стиле модернизма плохо вписалось в архитектурный ансамбль города. Мост Конституции сразу раскритиковали и за его непрактичный дизайн. Множество ступенек и крутой подъем усложняют движение пожилым. А по причине отсутствия пандусов им не могут пользоваться люди, передвигающиеся в инвалидных креслах.
В случае с мостом River Wear архитекторам, участвовавшим в конкурсе проектов, заказали «иконическое» сооружение, мост-символ. В 2005 году конкурс выиграл Stephen Spence. Власти города Сандерленд на Севере Англии дали разрешение на строительство. Завершить его обещают к 2014 году. Потраченные на реализацию средства уже превысили запланированные в три раза и составили 133 миллиона фунтов.
Витая конструкция состоит из двух ассиметричных 180-метровых башен-»рогов» и изгибающейся «основы». В итоге город получит даже больше того, что хотел: скорее скульптуру, чем пешеходный мост. Этот пример иллюстрирует степень экстрима, до которой можно дойти, не имея четкого представления о желаемом результате.
Воплощение законов физики – вот каким, по заявлению архитектурного бюро Studio Bednarski, задумывался этот мост в Кракове. Проект Ludwinow bridge обернулся для студии, по мнению Петра Тарчиньского, полной катастрофой. К расчетам едва ли привлекали инженеров; большинство идей не выполнимы на практике и к тому же попросту опасны. Вместо реализованного проекта город получил скандал и критику от инженеров.